Что может дать философия современному человеку. Зачем нужна философия современному человеку

1. Ответить на наиболее фундаментальные вопросы о мире и человеке.

2. Помочь осмыслить свое место в мире и смысл жизни.

3. Научить синтетическому (философскому) стилю мышления, то есть умению глубоко и всесторонне видеть любую проблему и плодотворно решать ее.

4. Научить познанию будущего.

5. Обучить принципам «мудрой жизни», в том числе жизни без иллюзий.

6. Укрепить внутренний духовный «стержень» и развить способность стойко преодолевать жизненные трудности.

7. Научить совершенствованию и раскрытию своих внутренних сил.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое философия?

2. С постановки каких проблем начинается философия?

3. Чем характеризуется философское мировоззрение?

4. В чем заключается специфика философского знания и типа мировоззрения?

5. Определите объект и предмет научной философии?

6. Какова структура философии?

7. Сформулируйте основные функции философии и охарактеризуйте их.

8. В чем состоит значение философии для теоретической и практической деятельности человека?

9. Что такое «Основной вопрос философии»?

10. В чем специфика философской рефлексии?

11. Какова роль философии в развитии культуры?

Тема 3. Исторические типы философии

Учебные вопросы:

1. Древняя философия:

А. Философия Древней Индии и Китая

Б. Философия Древней Греции.

2. Философия Средневековья и эпохи Возрождения.

3. Философия Нового времени:

А. Западноевропейская философия ХУ11 века.

Б. Французский материализм ХУ111 века.

4. Немецкая классическая философия

5. Отечественная философская мысль

А. Становление неклассической философии ХХ века.

Б. Основные течения и школы в философии ХХ века.

Литература:

1. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2006. Раздел 1.

Цель: Изучение философии помогает человеку

А. Понять сущность и содержание тех важнейших проблем, которые ставились и по-разному решались в философии.

Б. понять, что все философские системы являются формой самосознания исторически конкретной эпохи.

В. Представить развитие философии как цельный и логически стройный процесс.



Г. Увидеть, что вся история развития философии характеризуется многообразием и различием существующих в ней типов и направлений, историческая деятельность которых и есть реальная картина развивающейся философии.

В многовековой истории философии выделяют следующие её исторические типы:

· Древняя философия;

· Философия периода средневековья;

· Философия эпохи Возрождения;

· Философия Нового времени;

· Немецкая классическая философия;

· Отечественная философия;

· Современная философская мысль.

Зарождение философии

· Разложение родовых отношений, переход к классовому рабовладельческому обществу;

· Отделение умственного труда от физического;

· Развитие языка и письменности.

Письменные источники, оказавшие влияние на становление и развитие философии

Древняя Индийская философия

· Брахманы

· Итихасы

· Араньяки

· Эпические поэмы

· Упанишады

Веды – сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных формул, заговоров, других знаний.

Философские школы Древней Индии

Ортодоксальные (астика)

· Санкхья (Капила)

· Йога (Патанджали)

· Веданта (Бадараяна)

· Ньяя (Готама)

· Вайшешиха (Канада)

· Миманса (Джаймини)

Неортодоксальные (настика)

· Джайнизм (Махавира)

· Буддизм (Будда)

· Чарвака (Брихаспати)

· Адживика (Макхали Госала)

Некоторые важные понятия философии Древней Индии

1. Атман – высшее субъективное духовное начало бытия; высшее духовное начало человека.

2. Брахман – высшая объективная реальность; безличное Абсолютное начало Бытия.

3. Джива – душа, монада, вселенское жизненное начало.

4. Дхарма – моральный закон, долг, духовное учение.

5. Карма – воздаяние; рок или судьба; закон причин и следствий.

7. Сансара – круговорот постоянных перевоплощений души в круге материальных и духовных миров.

8. Мокша (мукти) – освобождение от сансары и земной кармы.

9. Нирвана – высшее духовное состояние сознания, связанное с достижением сферы духовного бытия.

10. Пракрити – материальная природа; материальная субстанция.

11. Пуруша – духовная природа; духовная субстанция.

Буддизм и его основные идеи

Буддизм – религиозно-философское учение, распространившееся в Индии, Китае, странах Юго-Восточной Азии.

Основатель учения Гаутама Будда.

1. Главная идея буддизма – «Средний путь» жизни между двумя крайними «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения).

«Средний путь» - путь знания, мудрости, роазумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана – высшая благодать (блаженство).

У многих вызвает недоумение, почему философия изучается наравне с техническими, естественными и общественными науками. Кажется, что факультет филологии не такой уж бесперспективный по сравнению с будущим выпускника-философа. Но некоторым бывает невдомек, что философия по определению считается (не всеми) матерью всех остальных наук, которая немного отошла от дел.

На студентов философского факультета смотрят как на людей, оторванных от реальности, которые решили все свои студенческие годы потратить на углубление в философские труды, трактаты и запоминание кучи сложных терминов, которые отпугивают среднестатистического обывателя с первого раза. Проблема онтологии, метафизические вопросы и вещь в себе, как «вечное возвращение» в жизни студента-философа.

Философия сообщает нам общие закономерности и универсалии, а погружение в более конкретные знания отбрасывают нас в социологию, историю или в псевдонаучные дисциплины, как филология. Но людям часто не замечают, что основа культуры и общественной жизни базируется на основах философии: взаимосвязи субъектов и объектов. Человек учиться мыслить и закладывать свои умения и способности на всю линию своей жизни.

Возможно, денежная фора у выпускников других факультетов окупается более ценным вкладом, подготовленного для специализированного философа.


Философы о философии

Артур Шопенгауэр (1788 - 1860 г.):

Философия — это познание истинной сущности нашего мира, в котором существуем мы и который существует в нас, — то познание мира в общем и целом, свет которого, однажды воспринятый, освещает затем и все отдельное, что бы ни встретилось каждому в жизни, и открывает его внутреннее значение.

Мишель Фуко (1926 - 1984 г.):

Философия — это совокупность положений и практик, которые можно иметь в своём распоряжении или предоставлять в распоряжение другим для того, чтобы заботиться о себе и о других так, как это следует делать.

— Из богов никто не занимается философией и не желает стать мудрым, поскольку боги и так уже мудры; да и вообще тот, кто мудр, к мудрости не стремится. Но не занимаются философией и не желают стать мудрыми опять-таки и невежды. <...>
— Так кто же, Диотима, - спросил я, - стремится к мудрости, коль скоро ни мудрецы, ни невежды философией не занимаются?
— Ясно и ребёнку, - отвечала она, - что занимаются ею те, кто находится посредине между мудрецами и невеждами, а Эрот к ним и принадлежит. Ведь мудрость - это одно из самых прекрасных на свете благ, а Эрот - это любовь к прекрасному, поэтому Эрот не может не быть философом, то есть любителем мудрости, а философ занимает промежуточное положение между мудрецом и невеждой.

5 книг по философии

- В. Бибихин «Язык философии»

Платон «Государство»

М. Хайдеггер « Бытие и время»

Ф. Ницше «Веселая наука»

К. Томас «Структура научных революций»

Почему философский факультет?

Жандос Зейнешев, 42 года, выпусник факультета философии:

Закончил экспериментальную гимназию № 134 в 1992 году, где учился на историческом отделении. Основа философии и основа диалектики - были основой школьного курса, которую мы проходили в течение двух лет в рамках университетской программы. То есть уже в школе получил университетский объем основ философии.

У меня в семье отец, бабушка, тети и дяди - юристы и мне тоже пророчили карьеру юриста. Когда сдавал документы на юрфак, то рядом принимал также и факультет философии. Там же на месте решил, что не буду учиться, как все, на юридическом. Там был бешеный конкурс, мне это не очень нравилось и я перекинул документы на стол факультета философии. Забавно, но я не собирался поступать в КазНУ (бывший КазГУ), но не жалею, что закончил именно этот вуз.

Самое главное, что я вынес за годы обучения на этом факультете то, что философия - это та же высшая математика. Если математика апеллируют четкими цифрами, то философия разъясняет эти коды словами, понятиями и теориями. Это одни и те же законы мироздания и человеческого общества.

Философское образование дает широкий взгляд на действительность и на человеческую деятельность. Для меня не удивительны отрицательные поступки человека, негативные явления в жизни или положительные динамические изменения. Этот факультет воспитывает в тебе понимание сиюминутности и бренности событий, которые происходят в каждой из человеческих жизней. Это
прививает дзен и ощущение абсолютно нулевой точки, когда ты полностью принимаешь происходящее вокруг тебя.


Чем занимаются философы после вуза?

С 2002 года вовлечен в коммуникации и связь с общественностью. Факультет философии дал широкую интеллектуальную базу и четкое эссенциальное понимание существующих процессов. Научил не обращать внимание на второстепенные детали, но понимать суть проблемы и на основе этих знаний находить решение.

Это настройка критического мышления помогает находить адекватный выход. В моем случае всё значительно упрощается, как выпускника факультета философии. Кроме того, я заканчивал кафедру политологии и мы были отличны от общего философского факультета, нам преподавали актуальные на тот момент политические дисциплины: исторического, юридического, социологического и экономического блока.


Сейчас, работая директором пресс-центра в информационном агентстве «Интерфакс-Казахстан», мне приходится сталкиваться с различными людьми из разных областей. Могу свободно общаться с топ-менеджементом банка или квазигосударственных структур, а также с социологами, докторами и общественниками. Факультет дал умение работать с источником и данными. Каждый человек с вопросом ко мне закладывает в него свой ответ. Есть вещи, которые анализируются методом сопоставления

Когда мы готовим со спикерами пресс-конференцию, то к её началу я практически не владею информацией, а через час могу дать экспертную оценку, что происходит в этой отрасли и какова его динамика. Всё это благодаря факультету, потому что нас учили критическому системному осмыслению и применению различных методологий. Нас учили делать это быстро и качественно. Профессорско- преподавательский состав, который работал с конца 80-х и в начале 90-х был блестящий. Это были лучшие советские профессора, которые получили возможность не молчать и передать весь накопленный опыт в свободной академической среде. За это большой поклон им.

Философия для всех и каждого

Все студенты, так или иначе, проходят через философские дисциплины - это базовая компонента любого университета. Они обязаны проходить историю диалектики, основу философии или историю философии. Спрашивается, зачем докторам нужна философия? В последнее время всё чаще жалуются, что врачи не могут поставить точный диагноз и проанализировать состояние пациента. На мой взгляд, философия выстраивает у человека модель мышления, которая помогает решать задачи эффективно и рационально. Когда врач видит на пациенте сыпь, то он согласно протоколу минздрава начинает исключать различные болезни. Хотя существуют сопутствующие клинические симптомы. Не все молодые доктора к этому способны, они должны либо пройти долгую медицинскую практику, либо обучиться этому мышлению. Так можно говорить о любой отрасли, в которой требуются максимальная концентрация интеллектуальных и когнитивных способностей. Философия, как базовое знание, необходима всем.

Есть ли смысл поступления на факультет философии сейчас?

Во время получения образования действует главный принцип - самообразование. Задача преподавателя в том, чтобы дать направление и показать навыки работы со справочным материалом, с источников. Преподаватель дает скелет, а задача студента нарастить на нем мышцы, чтобы получить красивую форму.

Стоит ли поступать на факультет философии? Это крайне индивидуальный вопрос, потому что факультет философии подходит для людей достаточно ограниченного круга. Почему? Монетизировать знания сразу не получится, а наше общество настроено на быструю монетизацию. Получать быстрый материальный положительный эффект от тех знаний, который человек приобрел - нормально.

С философией немного по-другому, потому что её сфера применения достаточно узкая - это участие в исследованиях, либо преподавательская деятельность. В Советском Союзе одним из лучших типов вузов была партийная школа, где была сосредоточена основная кадровая база. Все бывшие руководители прошли партийные школы. Там давалась немного специфичная основа философии, потому что она была привязана к аппаратной работе.


Сейчас тоже самое и ничто не ново под луной. У нас в государстве говорят об отсутствии идеологической базы, которая необходима для формирования стройной идеологической платформы. Люди не до конца понимают, что отсутствие идеологии - это тоже идеология. Дело в том, что ни одно государство не может существовать без идейной конструкции. Вся стратегия подчинена определенным целям. Эти цели являются составной частью идеологической машины, которая заставляет государство двигаться. Всё подчинено стройной идее, которую необходимо кристаллизовать и помочь в этом нам могут философы. Они наблюдают картину в исторической ретроспективе и могут правильно сформулировать, собрать и спрогнозировать эту идею.

Философов много быть не может и не должно. Нельзя говорить о рынке философии. Это оксюморон. Это знания и специализация достаточно штучные явления. В моё время на факультете обучалось не больше двух групп и выпускники шли работать в ЦК Казахстана, в областные структуры, районы и вузы. Мои одногруппники сейчас занимают посты новостных изданий, работают на телевидение, продюсируют ток-шоу. Про остальных не могу сказать по двум причинам - это люди, которые занимаются нефтегазовым бизнесом, либо о них я ничего не знаю.

В РГГУ радикально сокращают прием студентов на бюджетные места на гуманитарных факультетах. А на философском факультете этого ведущего гуманитарного вуза в этом году бюджетных мест не предусмотрено вообще. Нужны ли сегодняшнему обществу философы и кто по преимуществу философ в современном мире - «любитель мудрости» или «торговец знаниями»?
Сократ и молодой Эсхин. Деталь фрески Рафаэля «Афинская школа» в Ватикане

Приказ Минобрнауки, который и сокращает количество бесплатных мест, означает практически убийство факультета - одного из 3-4 лучших философских факультетов страны. На нем преподают замечательные философы и специалисты (А.В. Ахутин, В.В. Молчанов и др.), он готовит хороших выпускников. На факультете представлено сразу несколько философских направлений или научных школ. Но кто сегодня в нашей стране пойдет учиться за деньги философии, даже на хороший факультет?

Впрочем, «не каждый город имеет философа» - сказал кто-то. Видимо, министерство образования это устраивает. Вспомним в связи с этим недавно озвученное министром образования Дм. Ливановым намерение убрать из перечня обязательных аспирантских экзаменов экзамен по философии науки.

В действиях Минобра есть своя логика. Отчасти она соответствует общемировым процессам, идущим в науке, образовании и культуре. Отчасти же на это накладывается уже наша специфика, и в действие вступает логика пресловутого «эффективного менеджера».

Когда отечественного философа Александра Пятигорского кто-то на семинаре спросил, да кому он нужен, этот Сократ, тот ответил - «мне». Вопрос «зачем нужны философы» аналогичен вопросу «зачем человеку думать». Философия - это культура ума, его дисциплина и школа. Она призвана суммировать и осмыслять все то, что человек может знать о мире и о себе, и чего он знать не может. Она фиксирует результаты человеческого познания. Во-вторых, философия играет в культуре объединяющую, интегрирующую роль, ведь в ее фокусе сходятся наука, искусство, мораль, право и политика, и др. Философия объединяет разные науки. Уйди она, и область знания перестанет быть чем-то целым, все окончательно рассыплется, развалится на несвязанные сегменты и дисциплины.

Похоже, что главная цель нынешних реформ в науке и образовании - их приспособление к практической выгоде и коммерциализация. Это совпадает с общемировыми тенденциями: все больший объем и значение в современной науке занимают прикладные исследования, все меньше финансирования получают науки фундаментальные - те, которые ставят себе целью поиск научной истины, а не решение разных прагматических задач (изобретение технических средств, облегчающих жизнь и освоение окружающего мира).

Логика научных и образовательных реформ в каком-то смысле отвечает общему ходу человеческой цивилизации, когда на первое место окончательно выходят тяга к комфорту, приспособление окружающего мира и даже самой человеческой природы (биотехнологии) под свои потребности. Возможно, мы вступаем в «новый прекрасный мир», в котором практические науки и умения все больше и больше будут отрываться от теоретического осмысления. Созерцающий разум уже не контролирует их развития. Новый человек будет обучен пользоваться самыми разными гаджетами, но не будет знать, как они устроены. Ему это будет просто неинтересно. Правда, зачем? Ведь и так все работает. Интересует уже не познание мира, а как бы в нем поудобнее устроиться. Что важно: еще больше гаджетов, еще больше комфорта.

В рамках логики коммерциализации и комфорта как определяющей цели происходит сбрасывание «балласта»: ненужной философии и слишком затратных и потому неэффективных фундаментальных исследований. Они лишь утрудняют движение к совершенному технологическому миру, ставят неудобные вопросы, «мешают жить». Между прочим, эти тенденции тоже взялись не из воздуха, они были заложены во многом в самой науке и европейской философии. Ведь английский философ Френсис Бэкон на заре Нового времени и эпохи экспериментальной науки неспроста в 16 веке отождествил знание и практическую мощь, сказав, что «знание есть сила». Для новоевропейской науки познание мира изначально выступило и как его «захват», освоение и приспособление под себя. Сегодня же этот захват и приспособление мира под себя все больше и больше выходят на первый план.

Особенно больно логика прагматизации ударяет по гуманитарным наукам. Во многих странах проводят сокращение штатов на гуманитарных факультетах. Только там это происходит гораздо мягче. Действительно, невозможно сделать коммерчески выгодными или самоокупаемыми филологию или философию. Можно придумать «Сколково» для естественных и технических наук и исследований, но гуманитарное «Сколково» - невозможно.

Кстати, то, что философом невозможно стать на коммерческой основе, было доказано еще 2500 лет тому назад. За деньги философию (и другие дисциплины) преподавали софисты, которых Сократ и Платон называли торговцами знаний и презирали за стремление к коммерческому успеху. Тем, кто проводит реформы, не стоит обманываться. Лучше для начала просто честно сказать, что лично вам Сократ не нужен.

Многие спрашивают, зачем нужна философия современному человеку, почему она так важна в наш современный изменчивый мир. Ведь наша жизнь земная не вечна и настало время развиваться духовно, внутри себя, так как секты, церкви не дают человеку такой возможности, так как Бог один и он внутри каждого из нас и мы – его частички, которые нельзя разъединять. Страдает одни – страдают и другие.

В статье вы поймете, почему на самом деле и зачем нужна философия современному человеку , что она делает полезного для человека и почему ее не изучали раньше. Вера полезная для достижения земного успеха, для того чтобы быть здоровым и сильным. Но вера не сможет раскрыть вас и найти ваше вечное, духовное существование. Только вы сами можете прийти к данному осознанию, если будете развиваться каждый день и следовать некоторым советам из философии.

Чтобы развиваться духовно

Для приобретения души, не нужно умирать

Многие считают, что духовная жизнь начинается после смерти человека, но это не так. Многие просто не знают, зачем нужна философия современному человеку, но это так просто. Философия позволяет нам не только мечтать и читать красивые фразы и высказывания, но и развиваться. Так как найти душу и развить ее можно правильными мыслями, чувствами и ощущениями. Когда человек тратит жизнь на материю, думая, что душа у него и так есть и он будет в ней жить после смерти. Но запомните следующее: пока вы не нашли и не развили душу при жизни, вы ее не получите и после смерти. Душа – это не бессмысленная вера в что-либо, это ощущение ее внутри себя. Узнайте: зачем мы живем .

Верить ведь сегодня можно чему угодно и кому угодно, особенно если человек знаменит, ему доверяет народ, но даже знаменитости ради денег способны обманывать людей. Поэтому вам не нужен никто, вам нужно просто изучать философию своей жизни и развиваться внутри себя. Ищите и развивайте душу только мысленно внутри себя, так как другого способа просто не существует. Даже те люди которые регулярно ходят в церковь или посещают духовные практики, не находят настоящего Бога и свою душу, которую можно ощутить в себе, а не просто верить или не верить что она есть.

1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т. д.). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в лабиринтах проблем, поучиться философии у других?!

Представьте себе, что Вы учитесь кататься на лыжах. Снег глубокий и рыхлый — и Вы с трудом переставляете ноги, но рядом кто-то проложил лыжню — и Вы становитесь на нее, и двигаться сразу легче. Вы постепенно осваиваете технику хода, а потом уже можете идти самостоятельно, своей дорогой, но у Вас уже гораздо меньше шансов провалиться в снег или остановиться. Так и в философии. (Этот абзац — цитата из книги Л.Ретюнских, В.Бобах “Веселая мудрость”, М., 1994. С. 12).

2. Философия — коллективный разум людей. Быть на «ты» с коллективным разумом так же важно, как и обладать разумом. А разум — концентрированное выражение человека. Не случайно ученые-биологи называют человека «homo sapiens», человеком разумным.
Благодаря философии человек начинает ощущать себя гражданином мира, становится как бы вровень с человечеством и даже с миром в целом.

3. Философия помогает человеку осознать себя в полном смысле человеком (не мужчиной или женщиной, не представителем той или иной национальности, религиозной конфессии или специалистом-профессионалом).

Она, в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т. е. защищает специалиста от того, что называют профессиональным кретинизмом (ограниченностью, узостью). Вспомним, что по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его одностороння.

Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений... Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач.

В 18 веке прусский министр Цедлиц «внушал своим подчиненным уважение к философии»; «студент должен усвоить, полагал министр, что после окончания курса наук ему придется быть врачом, судьей, адвокатом и т. д. лишь несколько часов в сутки, а человеком — целый день. Вот почему наряду со специальными знаниями высшая школа должна давать солидную философскую подготовку» (см.: А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 95).

4. Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления. Последняя помогает человеку понять-понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого, т. е. защищает от ксенофобии.

5. Философия прививает вкус к отвлеченному, абстрактному мышлению и не в меньшей степени, чем математика.
Философская абстракция, в отличие от математической, наполнена жизненным смыслом; она не отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть такие абстракции, как «мир в целом», «пространство», «время», «материя», «дух».

6. Философия развивает мысль, способность мыслить. Изучение философии — настоящая школа творческого мышления.

7. Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает избавиться от предрассудков и заблуждений.

8. Философия помогает людям вырабатывать убеждения и, если нужно, выправлять их.
Надо помнить: убеждения формируют личность. Без них человек подобен флюгеру — куда ветер подует, туда и он.

9. Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимостью духа. Благодаря ей человек изб авляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев.

Из учебника: Л.Е. Балашов. Философия. М., 2019. (В электронном виде см. на моем сайте