Иоанн экономцев где сейчас. Иоанн, архимандрит (Экономцев Игорь Николаевич)

Иоанн Экономцев

(Игорь Николаевич; р. 04.07.1939) - игумен, спец. в обл. филос. вопросов богословия, религ. образования, византинист, публицист. Род. в Москве. В 1963 окончил филол. ф-т МГУ. До 1970 работал в школе, с 1971 по 1976 - сотрудник посольства СССР в Греции, с 1976 по 1978 - в Центр. аппарате МИДа. Во время пребывания в Греции посетил Святую Гору Афон и был потрясен красотой и гармонией православного Богослужения. При знакомстве с созерцательно-аскетической жизнью монахов у него возникла мысль принять Святое Крещение. В 1978 оставил дипломатическую службу и приступил к науч. работе в Ин-те всеобщей истории АН СССР по сектору византиноведения - ст. н. с. Работая над изучением исихазма, в частности богословскими трудами Григория Паламы, в 1982 получил приглашение перейти на преп. работу в Моск. Дух. академию. В 1986 принял сан диакона и был рукоположен в сан священника митрополитом Таллинским и Эстонским Алексием (ныне Патриарх Моск. и Всея Руси Алексий II). До 1990 преподавал византологию, читал курс лекций по истории балканских церквей. В 1987 возведен в сан протоиерея. Преп. работу в 1983-1988 совмещал с исполнением обязанностей помощника Упр. делами Моск. Патриархии и отв. секретаря учебного комитета Моск. Патриархии, с 1987 по 1991 - зам. Предс. Отдела внешнецерковных сношений. В этот период активно вел богословские и церковно-ист. иссл., публикуя их в "Ж. Московской Патриархии", "В. Русского Христианского Движения", ж. "Выбор", в сб."Богос-ловские труды". Широкую известность получили статьи И., изданные в сб. "Православие, Византия, Россия", в к-рых дан обзор и анализ Кирилло-Мефодиева наследия в России в широком контексте развития рус. богословской мысли, в частности в Моск. Дух. академии. В 1989 принял монашество с именем Иоанн. Возглавив в 1990 Союз православных братств, содействовал оживлению церковно-обществ. жизни в приходах Рус. православной церкви. С 1991 по наст. вр. возглавляет Синодальный Отдел религ. образования и катехизации Моск. Патриархата. Ректор Росс. Православного ун-та. Действ. чл. Росс. экол. академии, чл.-корр. РАЕН и Росс. академии образования. Филос. позиция И., отражающая дух., этич., экол. проблемы, выражена как в науч., так и в лит.-художеств. произведениях. Сб. избранных стихов И. открыл сер."Антология русской религиозной поэзии XX века", посвященную 2000-летию Христианства. В 1994 разработал концепцию дух. просвещения и религ. образования в России. И. - вице-президент Ассоциации малых и средних городов России.

Соч.: Предыстория создания Московской Академии и ее первоначальный период , связанный с деятельностью братьев Лихудов // Московской Духовной Академии - 300 лет. Юбилейный сборник. М. , 1986 ; Православие , Византия , Россия. Париж ; 1989. 2-е изд. М. , 1992 ; Стихи и драмы. (Т.1-2 ). М. , 1993 ; Тайна восьмого дня. Кострома , 1993 ; Записки провинциального священника // Новый мир. 1994. № 7 ; Избр. М. , 1996 ; За союз Церкви и культуры // Русская литература XIX века и Христианство. М. , 1997 ; Православие как первооснова и оправдание русской культуры. М. , 1998 ; Православное образование в России : традиции и развитие , уроки и перспективы. М. , 1999.

Иоанн Экономцев

(Игорь Николаевич). Основатель и ректор Российского православного университета св. Иоанна Богослова с 1993 г.; родился в 1939 г. в г. Москве; окончил филологический факультет Московского университета с 1963 г., академик РАЕН, академик Экологической академии, член-корреспондент Российской академии образования, игумен; 1963-1970 - преподаватель в школе; 1976-1978 - сотрудник Министерства культуры, Центрального аппарата Министерства иностранных дел; 1971-1978 - сотрудник Советского посольства в Греции; 1978-1982 - научный сотрудник Института Всеобщей истории АН СССР по секции византоведения; 1983-1988 - преподаватель, одновременно помощник Управляющего делами Московской Патриархии митрополита Алексия; 1992 - глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Иоанн Экономцев" в других словарях:

    Архимандрит Иоанн (в миру Игорь Николаевич Экономцев; 4 июля 1939, Москва) священнослужитель Русской православной церкви, архимандрит; историк, писатель. Отец писательницы Наталии Экономцевой. Содержание 1 Биография … Википедия

    Оппозиция Византизм - Евангелизм - как конкретно историческая форма семиотической оппозиции «Восток Запад» В русской культуре с характерной для нее поляризацией основных ценностных и нормативных сфер дуальность проходит сквозь все этапы ее религиозной истории. Тысячелетняя… … Эстетика. Энциклопедический словарь

    АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 24 - 29 ИЮНЯ 2008 г. - Заседал в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя. В работе А. С. участвовали 183 архипастыря. В деяниях А. С. впервые принимали участие архиереи РПЦЗ: среди членов президиума Собора был первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митр. Восточно… … Православная энциклопедия

    «БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ» - издание Московской Патриархии, выходящее с 1960 г. К 2003 г. вышло 39 сборников (37 номерных и 2 специальных, посвященных юбилеям ЛДА и МДА). Периодичность выпусков примерно 1 сборник в год (промежуток между выходом № 3 и 4 более 4 лет; в 1986… … Православная энциклопедия

    В Поместном Соборе участвуют все епархиальные и викарные архиереи (кроме почисленных на покой и находящихся под запрещением). Кроме них, от епархий выбирается по одному делегату от белого духовенства, от монашествующих и от мирян. Общее число… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Петровский монастырь. Монастырь Высоко Петровский монастырь … Википедия

    «ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА» - общероссийская правосл. образовательная газета. Пилотные номера вышли в марте, апреле и мае 1997 г. под литерами «», «», «»; первый подписной номер в июле 1997 г. Периодичность выпуска 1 раз в неделю на 16 полосах. Имеет миссионерско… … Православная энциклопедия

    - … Википедия

    АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 3-8 ОКТЯБРЯ 2004 г. - Заседал в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя и в Троице Сергиевой лавре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) и при участии 146 архипастырей. 3 окт. после Божественной литургии в храме … Православная энциклопедия

    БРАТСТВА ПРАВОСЛАВНЫЕ - добровольные объединения мирян, обычно при приходских храмах (реже при монастырских), задачей Б. п. является попечение о храме, просветительская, образовательная, благотворительная деятельность, защита Православия. Б. п. на Украине и в Белоруссии … Православная энциклопедия

Книги

  • Петр Великий: pro et contra , Александр Герцен , Александр Кизеветтер , Александр Никитенко , Александр Панченко , Алексей Кара-Мурза , Архимандрит Иоанн (Экономцев) , Василий Ключевский , Виктор Гольцев , Виссарион Белинский , Владимир Соловьев , Д. Евстафьев , Дмитрий Бурлака , Дмитрий Лихачев , Евгений Шмурло , Иван Голиков , К. Нетужилов , Константин Бестужев-Рюмин , Константин Кавелин , Леонид Поляков , Михаил Богословский , Михаил Ломоносов , Михаил Погодин , Михаил Покровский , Михаил Щербатов , Николай Карамзин , Николай , В предлагаемом издании впервые собраны воедино работы отечественных историков ХVIII-начала XX вв., отражающие различные точки зрения на роль Петра Первого в русской истории, а также… Категория:

Иоанн Экономцев фотография

1963-1970 - преподаватель в школе.

1970-1978 - сотрудник министерства культуры, министерства иностранных дел (в 1971-1976 работал в посольстве СССР в Греции).

1978-1982 - старший научный сотрудник сектора византоведения Института всеобщей истории АН СССР.

С 1982 - преподаватель Московской духовной академии. В 1983-1988 совмещал преподавательскую деятельность с работой помощника управляющего делами Московской патриархии.

С 1986 - диакон, затем - священник, с 1987 - протоиерей. В 1989 принял монашество с именем Иоанн, игумен.

в 1990-1991 был председателем Союза православных братств.

С 22 ноября 1990 года - председатель Отдела Московского Патриархата по религиозному образованию и катехизации и, одновременно, настоятель патриаршего подворья в бывшем Высоко-Петровском монастыре в Москве.

Лучшие дня

С января 2002 - архимандрит.

Действительный член Российской академии естественных наук, член Российской экологической академии, член-корреспондент Российской академии образования, член Союза писателей.

В 1992 основал Российский православный университет (РПУ) св. Иоанна Богослова и стал его ректором. Считает, что «наука, лишенная нравственного стержня, - опасна. И задача РПУ состоит как раз в том, чтобы наполнить науку, внести в изучение ее нравственный стержень». В одном из интервью отмечал, что «мы готовим высококвалифицированных специалистов, воспитанных на православной идеологии и нравственности». В РПУ действуют исторический, психологический, филологический (с отделением церковной журналистики), философско-богословский, экологический, экономический, юридический факультеты.

Сфера научных интересов - история духовных связей Византии и России, влияние византийского православия (в том числе одного из наиболее известных его течений - исихазма) на русскую церковную мысль. Считает, что «если языческое прошлое европейских народов привело к неоязыческому Ренессансу, то наследие греческой античности, преображенное святоотеческим богословием - трудами Дионисия Ареопагита, Симеона Нового Богослова и исихастов дало импульс духовному Возрождению в палеологовской Византии, в южнославянских странах и на Руси. И насколько это Возрождение было возвышеннее, духовнее и чище западноевропейского Ренессанса с его болезненным разладом между верой и разумом, духом и плотью, оставляющем, несмотря на весь свой наигранный оптимизм, чувство безысходности и отчаяния».

Автор ряда художественных произведений (публикует их как «Игорь Николаевич Экономцев», а не «архимандрит Иоанн») в том числе романа «Записки провинциального священника» (главный герой - преподаватель духовной академии, получивший в середине 1980-х годов приход в провинции), мистического романа «Тайна восьмого дня» и др. Его литературное творчество вызывает дискуссии в православной среде, резкую критику со сторону наиболее консервативно настроенных верующих. В то же время для некоторых представителей интеллигенции знакомство с этими книгами стало этапом на пути к православной вере.

1992 год - 2010 год Церковь: Русская православная церковь Преемник: Даниил (Ишматов) Образование: Московский государственный университет Имя при рождении: Игорь Николаевич Экономцев Рождение: 4 июля (1939-07-04 ) (80 лет)
Москва , РСФСР , СССР Принятие священного сана: 1986 год Принятие монашества: 1989 год

Архимандри́т Иоа́нн (в миру И́горь Никола́евич Эконо́мцев ; 4 июля , Москва) - священнослужитель Русской православной церкви , архимандрит ; историк, писатель. Отец писательницы Наталии Экономцевой .

Как сотрудник советского посольства он провел несколько лет в Греции (1971-1976). Здесь он встретил митрополита Эстонского Алексия (Ридигера) . Во время своего пребывания в Греции Экономцев посетил Святую гору Афон.

В 1982 году он получил приглашение работать при Московской духовной академии . Там он читал лекции об истории православных церквей.

В 1986 году митрополит Ленинградский Алексий (Ридигер) рукоположил его в сан диакона .

29 августа 1987 года в Успенском соборе Пюхтицкого монастыря митрополитом Алексием (Ридигером) был рукоположен в сан священника с возложением наперсного креста . Позднее удостоен сана протоиерея .

13 сентября 1989 года Определением Священного Синода назначен временным исполненяющим обязанностей заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений . 25 октября 1990 года определением Священного Синода утверждён заместителем председателя ОВЦС .

12 октября 1990 года на учредительном собрании Союза православных братств был назначен председателем данной организации . По его инициативе в «Союзе…» было образовано пятнадцать секций . По словам протоиерея Владимира Воробьёва «Очень скоро стало ясно, что из всех секций Союза православных братств успешно развиваются только две: образовательная и, благодаря потоку гуманитарной помощи с Запада, секция благотворительности, поэтому председатель союза игумен Иоанн (Экономцев) предложил Патриарху Алексию создать два новых синодальных отдела: благотворительности и религиозного образования и катехизации» .

1 февраля 1991 года назначен учреждённого тогда же председателем Синодального отдела Московского Патриархата по религиозному образованию и катехизации , одновременно, настоятель патриаршего подворья в бывшем Высоко-Петровском монастыре в Москве.

6 августа 1991 года на II съезде Союза православных братств. Председателем Союза вместо игумена Иоанна (Эконмцева) стал заместитель председателя Союза Православных братств иеромонах Кирилл (Сахаров) , в связи с чем данная организация стала заметно радикализироваться .

Диакон Андрей Кураев критиковал игумена Иоанна за то, что в возглавляемом им отделе постоянно продавлась католическая, протестантская и даже оккультная литература, а закупкой литературы для Отдела официально занималась католичка: «Когда после критического выступления Патриарха Алексия из Отдела был уволен протоиерей Иоанн Свиридов, на его место (руководителя радио ОРОК) был назначен иеромонах Анатолий (Берестов) . Он успел сделать лишь две-три передачи, причем в строго православном духе, - и был отстранен. На его место был назначен Валентин Никитин, и радио вновь стало филокатолическим. И тут одно из двух: или игумен Иоанн считает недопустимым проведение иной политики, кроме униатской, или он, сам имея православные воззрения, вынужден подчиняться западным спонсорам Отдела. Так что постоянное наличие в Отделе „отнюдь не ортодоксальных изданий“ есть проявление его несвободы. С точки же зрения православной миссии это называется „должностное преступление“» .

31 марта 2009 года Священный Синод удовлетворил его прошение об освобождении его с поста председателя Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации, выразив ему благодарность за понесенные труды и оставив его на посту ректора Российского православного института святого апостола Иоанна Богослова В мае 2010 года был уволен с должности ректора.

Историк

Сфера научных интересов - история духовных связей Византии и России, влияние византийского православия (в том числе одного из наиболее известных его течений - исихазма) на русскую церковную мысль. Считает, что «если языческое прошлое европейских народов привело к неоязыческому Ренессансу , то наследие греческой античности, преображенное святоотеческим богословием - трудами Дионисия Ареопагита, Симеона Нового Богослова и исихастов дало импульс духовному Возрождению в палеологовской Византии, в южнославянских странах и на Руси. И насколько это Возрождение было возвышеннее, духовнее и чище западноевропейского Ренессанса с его болезненным разладом между верой и разумом, духом и плотью, оставляющем, несмотря на весь свой наигранный оптимизм, чувство безысходности и отчаяния».

Писатель

Автор ряда художественных произведений (публикует их как «Игорь Николаевич Экономцев», а не «архимандрит Иоанн») в том числе романа «Записки провинциального священника» (главный герой - преподаватель духовной академии, получивший в середине 1980-х годов приход в провинции, архиереем которой является один из «никодимовцев»), мистического романа «Тайна восьмого дня» и др.

Его литературное творчество вызывает дискуссии в православной среде, резкую критику со сторону наиболее консервативно настроенных верующих. В то же время для некоторых представителей интеллигенции знакомство с этими книгами стало этапом на пути к православной вере.

Труды

книги
  • Православие, Византия, Россия: Сб. ст. / Прот. Игорь Экономцев. Paris: YMCA-press, 1989; М ., 1992.
  • Записки провинциального священника. М., 1993 (переиздания - М., 1998; 2004; 2014).
  • Стихи и драмы. М., 1993.
  • Обетованный остров. М., 2000.
  • Тайна восьмого дня: Мистический роман. Кострома, 2001.
  • До востребования вечностью: Роман в письмах. Ч. 1, 2. М., 2004.
статьи
  • «Исихазм и восточноевропейское Возрождение» // Богословские труды . № 29.
  • «Византинизм, славяне и Россия» // Вопросы истории . 1989, № 5.
  • «Рационально-религиозный идеал и идея империи в петровскую эпоху (К анализу церковной реформы Петра I)» // «Вестник Русского христианского движения », № 158 I 1990, стр. 5-33
  • «Церковные реформы Петра I» // «Родина », 1991. - № 5.
  • // Богословские труды . 1992, Выпуск 31. стр. 62-68
  • Православие как первооснова и оправдание русской культуры: Докл. на VI Рождеств. чтениях 26 янв. 1998 г. / Игумен Иоанн [М],
  • «Православный подход к экологическому кризису современной цивилизации» // Православие и экология. М. 1999.

Напишите отзыв о статье "Иоанн (Экономцев)"

Примечания

Ссылки

  • , 03.01.2004
  • // patriarchia.ru , 24 января 2006

Отрывок, характеризующий Иоанн (Экономцев)

– Па звольте, сударь, – сухо неприятно обратился князь Андрей по русски к князю Ипполиту, мешавшему ему пройти.
– Я тебя жду, Пьер, – ласково и нежно проговорил тот же голос князя Андрея.
Форейтор тронулся, и карета загремела колесами. Князь Ипполит смеялся отрывисто, стоя на крыльце и дожидаясь виконта, которого он обещал довезти до дому.

– Eh bien, mon cher, votre petite princesse est tres bien, tres bien, – сказал виконт, усевшись в карету с Ипполитом. – Mais tres bien. – Он поцеловал кончики своих пальцев. – Et tout a fait francaise. [Ну, мой дорогой, ваша маленькая княгиня очень мила! Очень мила и совершенная француженка.]
Ипполит, фыркнув, засмеялся.
– Et savez vous que vous etes terrible avec votre petit air innocent, – продолжал виконт. – Je plains le pauvre Mariei, ce petit officier, qui se donne des airs de prince regnant.. [А знаете ли, вы ужасный человек, несмотря на ваш невинный вид. Мне жаль бедного мужа, этого офицерика, который корчит из себя владетельную особу.]
Ипполит фыркнул еще и сквозь смех проговорил:
– Et vous disiez, que les dames russes ne valaient pas les dames francaises. Il faut savoir s"y prendre. [А вы говорили, что русские дамы хуже французских. Надо уметь взяться.]
Пьер, приехав вперед, как домашний человек, прошел в кабинет князя Андрея и тотчас же, по привычке, лег на диван, взял первую попавшуюся с полки книгу (это были Записки Цезаря) и принялся, облокотившись, читать ее из середины.
– Что ты сделал с m lle Шерер? Она теперь совсем заболеет, – сказал, входя в кабинет, князь Андрей и потирая маленькие, белые ручки.
Пьер поворотился всем телом, так что диван заскрипел, обернул оживленное лицо к князю Андрею, улыбнулся и махнул рукой.
– Нет, этот аббат очень интересен, но только не так понимает дело… По моему, вечный мир возможен, но я не умею, как это сказать… Но только не политическим равновесием…
Князь Андрей не интересовался, видимо, этими отвлеченными разговорами.
– Нельзя, mon cher, [мой милый,] везде всё говорить, что только думаешь. Ну, что ж, ты решился, наконец, на что нибудь? Кавалергард ты будешь или дипломат? – спросил князь Андрей после минутного молчания.
Пьер сел на диван, поджав под себя ноги.
– Можете себе представить, я всё еще не знаю. Ни то, ни другое мне не нравится.
– Но ведь надо на что нибудь решиться? Отец твой ждет.
Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста. Когда он вернулся в Москву, отец отпустил аббата и сказал молодому человеку: «Теперь ты поезжай в Петербург, осмотрись и выбирай. Я на всё согласен. Вот тебе письмо к князю Василью, и вот тебе деньги. Пиши обо всем, я тебе во всем помога». Пьер уже три месяца выбирал карьеру и ничего не делал. Про этот выбор и говорил ему князь Андрей. Пьер потер себе лоб.
– Но он масон должен быть, – сказал он, разумея аббата, которого он видел на вечере.
– Всё это бредни, – остановил его опять князь Андрей, – поговорим лучше о деле. Был ты в конной гвардии?…
– Нет, не был, но вот что мне пришло в голову, и я хотел вам сказать. Теперь война против Наполеона. Ежели б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу; но помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире… это нехорошо…
Князь Андрей только пожал плечами на детские речи Пьера. Он сделал вид, что на такие глупости нельзя отвечать; но действительно на этот наивный вопрос трудно было ответить что нибудь другое, чем то, что ответил князь Андрей.
– Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было, – сказал он.
– Это то и было бы прекрасно, – сказал Пьер.
Князь Андрей усмехнулся.
– Очень может быть, что это было бы прекрасно, но этого никогда не будет…
– Ну, для чего вы идете на войну? – спросил Пьер.
– Для чего? я не знаю. Так надо. Кроме того я иду… – Oн остановился. – Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!

В соседней комнате зашумело женское платье. Как будто очнувшись, князь Андрей встряхнулся, и лицо его приняло то же выражение, какое оно имело в гостиной Анны Павловны. Пьер спустил ноги с дивана. Вошла княгиня. Она была уже в другом, домашнем, но столь же элегантном и свежем платье. Князь Андрей встал, учтиво подвигая ей кресло.
– Отчего, я часто думаю, – заговорила она, как всегда, по французски, поспешно и хлопотливо усаживаясь в кресло, – отчего Анет не вышла замуж? Как вы все глупы, messurs, что на ней не женились. Вы меня извините, но вы ничего не понимаете в женщинах толку. Какой вы спорщик, мсье Пьер.
– Я и с мужем вашим всё спорю; не понимаю, зачем он хочет итти на войну, – сказал Пьер, без всякого стеснения (столь обыкновенного в отношениях молодого мужчины к молодой женщине) обращаясь к княгине.
Княгиня встрепенулась. Видимо, слова Пьера затронули ее за живое.
– Ах, вот я то же говорю! – сказала она. – Я не понимаю, решительно не понимаю, отчего мужчины не могут жить без войны? Отчего мы, женщины, ничего не хотим, ничего нам не нужно? Ну, вот вы будьте судьею. Я ему всё говорю: здесь он адъютант у дяди, самое блестящее положение. Все его так знают, так ценят. На днях у Апраксиных я слышала, как одна дама спрашивает: «c"est ca le fameux prince Andre?» Ma parole d"honneur! [Это знаменитый князь Андрей? Честное слово!] – Она засмеялась. – Он так везде принят. Он очень легко может быть и флигель адъютантом. Вы знаете, государь очень милостиво говорил с ним. Мы с Анет говорили, это очень легко было бы устроить. Как вы думаете?
Пьер посмотрел на князя Андрея и, заметив, что разговор этот не нравился его другу, ничего не отвечал.
– Когда вы едете? – спросил он.
– Ah! ne me parlez pas de ce depart, ne m"en parlez pas. Je ne veux pas en entendre parler, [Ах, не говорите мне про этот отъезд! Я не хочу про него слышать,] – заговорила княгиня таким капризно игривым тоном, каким она говорила с Ипполитом в гостиной, и который так, очевидно, не шел к семейному кружку, где Пьер был как бы членом. – Сегодня, когда я подумала, что надо прервать все эти дорогие отношения… И потом, ты знаешь, Andre? – Она значительно мигнула мужу. – J"ai peur, j"ai peur! [Мне страшно, мне страшно!] – прошептала она, содрогаясь спиною.
Муж посмотрел на нее с таким видом, как будто он был удивлен, заметив, что кто то еще, кроме его и Пьера, находился в комнате; и он с холодною учтивостью вопросительно обратился к жене:
– Чего ты боишься, Лиза? Я не могу понять, – сказал он.
– Вот как все мужчины эгоисты; все, все эгоисты! Сам из за своих прихотей, Бог знает зачем, бросает меня, запирает в деревню одну.
– С отцом и сестрой, не забудь, – тихо сказал князь Андрей.
– Всё равно одна, без моих друзей… И хочет, чтобы я не боялась.
Тон ее уже был ворчливый, губка поднялась, придавая лицу не радостное, а зверское, беличье выраженье. Она замолчала, как будто находя неприличным говорить при Пьере про свою беременность, тогда как в этом и состояла сущность дела.
– Всё таки я не понял, de quoi vous avez peur, [Чего ты боишься,] – медлительно проговорил князь Андрей, не спуская глаз с жены.
Княгиня покраснела и отчаянно взмахнула руками.
– Non, Andre, je dis que vous avez tellement, tellement change… [Нет, Андрей, я говорю: ты так, так переменился…]
– Твой доктор велит тебе раньше ложиться, – сказал князь Андрей. – Ты бы шла спать.
Княгиня ничего не сказала, и вдруг короткая с усиками губка задрожала; князь Андрей, встав и пожав плечами, прошел по комнате.
Пьер удивленно и наивно смотрел через очки то на него, то на княгиню и зашевелился, как будто он тоже хотел встать, но опять раздумывал.
– Что мне за дело, что тут мсье Пьер, – вдруг сказала маленькая княгиня, и хорошенькое лицо ее вдруг распустилось в слезливую гримасу. – Я тебе давно хотела сказать, Andre: за что ты ко мне так переменился? Что я тебе сделала? Ты едешь в армию, ты меня не жалеешь. За что?
– Lise! – только сказал князь Андрей; но в этом слове были и просьба, и угроза, и, главное, уверение в том, что она сама раскается в своих словах; но она торопливо продолжала:
– Ты обращаешься со мной, как с больною или с ребенком. Я всё вижу. Разве ты такой был полгода назад?
– Lise, я прошу вас перестать, – сказал князь Андрей еще выразительнее.
Пьер, всё более и более приходивший в волнение во время этого разговора, встал и подошел к княгине. Он, казалось, не мог переносить вида слез и сам готов был заплакать.
– Успокойтесь, княгиня. Вам это так кажется, потому что я вас уверяю, я сам испытал… отчего… потому что… Нет, извините, чужой тут лишний… Нет, успокойтесь… Прощайте…
Князь Андрей остановил его за руку.
– Нет, постой, Пьер. Княгиня так добра, что не захочет лишить меня удовольствия провести с тобою вечер.
– Нет, он только о себе думает, – проговорила княгиня, не удерживая сердитых слез.
– Lise, – сказал сухо князь Андрей, поднимая тон на ту степень, которая показывает, что терпение истощено.
Вдруг сердитое беличье выражение красивого личика княгини заменилось привлекательным и возбуждающим сострадание выражением страха; она исподлобья взглянула своими прекрасными глазками на мужа, и на лице ее показалось то робкое и признающееся выражение, какое бывает у собаки, быстро, но слабо помахивающей опущенным хвостом.
– Mon Dieu, mon Dieu! [Боже мой, Боже мой!] – проговорила княгиня и, подобрав одною рукой складку платья, подошла к мужу и поцеловала его в лоб.
– Bonsoir, Lise, [Доброй ночи, Лиза,] – сказал князь Андрей, вставая и учтиво, как у посторонней, целуя руку.

Друзья молчали. Ни тот, ни другой не начинал говорить. Пьер поглядывал на князя Андрея, князь Андрей потирал себе лоб своею маленькою рукой.
– Пойдем ужинать, – сказал он со вздохом, вставая и направляясь к двери.
Они вошли в изящно, заново, богато отделанную столовую. Всё, от салфеток до серебра, фаянса и хрусталя, носило на себе тот особенный отпечаток новизны, который бывает в хозяйстве молодых супругов. В середине ужина князь Андрей облокотился и, как человек, давно имеющий что нибудь на сердце и вдруг решающийся высказаться, с выражением нервного раздражения, в каком Пьер никогда еще не видал своего приятеля, начал говорить:
– Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет: не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно; а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда негодным… А то пропадет всё, что в тебе есть хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам. Да, да, да! Не смотри на меня с таким удивлением. Ежели ты ждешь от себя чего нибудь впереди, то на каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя всё кончено, всё закрыто, кроме гостиной, где ты будешь стоять на одной доске с придворным лакеем и идиотом… Да что!…
Он энергически махнул рукой.
Пьер снял очки, отчего лицо его изменилось, еще более выказывая доброту, и удивленно глядел на друга.
– Моя жена, – продолжал князь Андрей, – прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но, Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым! Это я тебе одному и первому говорю, потому что я люблю тебя.
Князь Андрей, говоря это, был еще менее похож, чем прежде, на того Болконского, который развалившись сидел в креслах Анны Павловны и сквозь зубы, щурясь, говорил французские фразы. Его сухое лицо всё дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым, ярким блеском. Видно было, что чем безжизненнее казался он в обыкновенное время, тем энергичнее был он в эти минуты почти болезненного раздражения.

Работал в Институте всеобщей истории АН СССР по сектору византиноведения.

церковные должности

иерархия

Участник Седьмой Генеральной Ассамблеи ВСЦ ().

Участник экуменического конгресса «Культура и будущее России» (6 - 13 мая , Москва – Нижний Новгород – Москва), итоговым документом которого стало обращение «К духовным лидерам и мировой общественности».

события

  • Тысячелетие Крещения Руси (конференция) (21 июля 1986)
  • VII Генеральная ассамблея ВСЦ (7 февраля 1991)
  • IV заседание комиссии по связям между Церковью Англии и Русской Православной Церковью (30 апреля 1993)
  • Православное богословие на пороге третьего тысячелетия (конференция) (7 февраля 2000)
  • Образование в ХХI веке. Стратегии и приоритеты (конференция) (26 мая 2008)

воззрения

Взгляды о. Иоанна (Экономцева) отличаются радикальностью даже на фоне других модернистов нашего времени. Он излагает учение пантеизма в самой крайней форме, смыкающейся с оккультизмом .

Хотя о. Иоанн (Экономцев) как будто ссылается на учение Церкви, в частности, на труды св. Григория Паламы, но, во-первых, он представляет учение о Божественной сущности и о Божией благодати как новое и неортодоксальное для Православия. И это для него служит оправданием для его собственного лжеучения. О. Иоанн (Экономцев) использует имя св. Григория для проповеди идей даже внешне не связанных с учением Церкви.

теоретик антиискусства

Творчество Пушкина религиозно не потому, что у него есть глубокие религиозные произведения, но потому, что истинное творчество, как мы уже говорили, по своей природе не может не быть религиозным. Что же касается личных слабостей и прегрешений Пушкина… то они перестали существовать, они сгорели в очистительном огне творчества так же, как сгорают грехи святых подвижников в их молитвенном подвигу :192 .

патологическая речь

экуменический жаргон теоретик патологической речи

темы

антиномическая мистика

Будучи отличной от сущности, энергия в то же время неотделима от нее, и в каждом ее проявлении присутствует весь Бог, единый и неделимый. Эта «безумная», парадоксальная концепция, вытекающая из самой сути антиномичного христианского учения , - единственная возможность объяснить, не впадая в пантеизм, выход Бога из Своей трансцендентности, факты божественного творчества, феофании, воплощения Логоса и действия Святого Духа :176 .

иррационализм творчество

Мы стремимся найти в творчестве утраченное бессмертие, утраченное подобие Божие. В соответствии с учением Григория Паламы, это подобие (или уподобление) - понятие динамическое . Достигается оно действием божественной благодати и нашим прорывом к ней, в синергии , то есть в творчестве . Таким образом, творчество , в сущности, и есть уподобление, наше уподобление другим, уподобление себе, уподобление Богу :186 .

абсолютная ценность человека

мифы

синергия разрыв между телом и душой

Антиномический, Антиномично, Антиномичный, Вектор, Встреча с Богом, Встречи с Богом, Самовыражение, Синергия, Синэргия

сочинения

  • Иоанн (Экономцев), о." Православие, Византия, Россия. - Paris: YMCA-Press , 1989.
    • Иоанн (Экономцев), о." Православие, Византия, Россия. Сборник статей / Отв. ред. В. П. Семенко . - М.: Христианская литература, 1992. - 238 с. - 100 000 экз.
  • Иоанн (Экономцев), о. Записки провинциального священника. Роман. М.: Вернал; София и Ко, 1993; М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998; М.: Эксмо; Яуза, 2004; М.: АСТ ООО Издательство, 2013
  • Иоанн (Экономцев), о. Стихи и драмы. в 2-х т. М.: Вернал; София и Ко, 1993
  • Иоанн (Экономцев), о. Тайна восьмого дня: Мистический роман (1993); Кострома, 2001
  • Иоанн (Экономцев), о. , Никитин Валентин . О концепции и задачах журнала «Путь Православия» // Путь Православия. 1993. № 1. С. 9-11
  • Иоанн (Экономцев), о. Православное образование и деятельность отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. Доклад на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. М., 1994
  • Иоанн (Экономцев), о. Избранное. М.: Созвездие, 1996
  • Иоанн (Экономцев), о. Православие как первооснова и оправдание русской культуры. Доклад на VI Рождественских чтениях. 26 янв. 1998 г. М., 1998
  • Иоанн (Экономцев), о. Православный подход к экологическому кризису современной цивилизации // Православие и экология. М. 1999
  • Иоанн (Экономцев), о. Глас тихий: Божии знамения нашего времени. Альманах: Материалы Комиссии по описанию чудесных знамений, происходящих в Русской Православной Церкви. М.: Паломник , 2000
  • Иоанн (Экономцев), о. Обетованный остров. М.: Просветитель , 2000; М.: Просветитель, 2002
  • Иоанн (Экономцев), о. Русская Православная Церковь и возрождение культуры // Сборник пленарных докладов IX Международных Рождествен­ских образовательных чтений. М., 2001
  • Иоанн (Экономцев), о. До востребования вечностью: Роман в письмах. Ч. 1, 2. (2004)

источники

  • Темная мистика православного игумена // Антихрист в Москве. - 1995. - Октябрь.