О высказывании петра толстого. Петр Толстой против Путина: храм Госдумы рушится из-за евреев Что сказал толстой про черту оседлости

Вице-спикер Госдумы, депутат от «Единой России», бывший ведущий Первого канала Пётр Толстой на пресс-конференции сказал фразу, которая многими была истолкована, как антисемитская. Он указал на то, что сегодня против передачи Исаакиевского собора РПЦ выступают «внуки и правнуки» тех, кто «выскочил из-за черты оседлости» в 1917 году. После волны возмущения Толстой не стал опровергать своё заявление, но отрицает, что оно является антисемитским.

Выступая на пресс-конференции в ТАСС, посвящённой открытию рождественских чтений «1917–2017: уроки столетия», телеведущий и депутат Пётр Толстой, который сейчас занимает пост заместителя председателя Государственной Думы, сказал буквально следующее:

Хочу от себя лично добавить, что наблюдая за протестами вокруг передачи Исаакия, не могу не заметить удивительный парадокс: люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив там… из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году, сегодня их внуки и правнуки, работая в разных других очень уважаемых местах – на радиостанциях, в законодательных собраниях, - продолжают дело своих дедушек и прадедушек.

В сообщениях самого ТАСС, а также других государственных информационных агентств, этих слов нет. Их процитировало «Эхо Москвы» . В подтверждение радиостанция опубликовала аудиозапись .

Высказывание Толстого вызвало негодование очень многих, в том числе публикации в СМИ и соцсетях. Петербургский депутат Александр Кобринский назвал его антисемитским и отметил, что от официальных лиц такого никто в России не слышал с 1980-х годов. Кроме того, многие обратили внимание на то, что слова о «черте оседлости» прозвучали за четыре дня до международного Дня памяти жертв Холокоста: 27 января советские войска освободили концлагерь Освенцим.

Кобринский, как и двое других депутатов Законодательного собрания Петербурга, Борис Вишневский и Максим Резник, выступает против передачи Исаакиевского собора под управление РПЦ. Кроме него высказались многие из тех, кто к конфликту вокруг собора отношения не имеет.

Издатель сайта «Такие дела» и руководитель благотворительного фонда «Нужна помощь» Дмитрий Алешковский написал в фейсбуке:

Мои еврейские предки как раз занимались тем, что били фашистскую сволочь и восстанавливали храмы, а такие как Пётр Толстой их как раз и уничтожали. Как жаль, что фашистом в нашей стране теперь быть дозволено и почётно.

Он также рассказал о своей семье и её вкладе в российскую историю и культуру.

Многие, как журналист Александр Цыпкин, отнеслись к словам Толстого с иронией. Пост Цыпкина расшарили почти 100 раз: он просто задаёт Толстому «организационные вопросы»:

Также о словах вице-спикера высказался предприниматель и журналист Антон Носик , один из самых популярных блогеров в ЖЖ и фейсбуке. Он обвинил Толстого не только в антисемитизме, но ещё и в безграмотности, приведя другую цитату из Петра Толстого об Исаакиевском соборе.

В том же выступлении наци-спикер Госдумы сообщил, что в настоящее время в Исаакиевском соборе «болтается маятник Фуко», а на его балкон «петербургская интеллигенция водит экскурсии с шампанским». Если б он ограничился первой частью этого утверждения, можно было бы предположить, что в Исаакиевский собор он не заглядывал с 1986 года (маятник Фуко был демонтирован именно тогда). Однако же, судя по второй части наброса, он не был там вообще никогда. Потому что у Исаакиевского собора нет никакого балкона. Там есть колоннада. […] Никакого шампанского в Исаакиевском соборе (равно как и нигде в радиусе 100 метров от его касс) не наливают и не продают, в отличие от московского Храма Христа Спасителя, славного, помимо автомойки и химчистки, своими VIP-банкетами и корпоративами.

Носик не считает, что главная проблема Толстого - антисемитизм.

Предвижу недовольство российских евреев тем фактом, что зампред Госдумы оказался наци-спикером. Но, думаю, не меньшая проблема для российских граждан любой национальности - что зампред парламента от правящей партии до такой степени невменяем и упорот. Кстати, он ещё и дурак: для своего выхода из шкафа в качестве наци-спикера выбрал ту одну неделю в году, когда внукам и правнукам полицаев, вертухаев и власовцев, как кровным, так и идейным, разумно было бы промолчать.

О ситуации высказался и глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин, его слова приводит «Эхо Москвы» . По его мнению, заявление вице-спикера «недопустимо». Кроме того, оно нелогично.

Он рассуждает о правнуках и говорит как праправнук человека, в своё время преданного анафеме православной церковью России. Значит ли это, что он несёт такую же ответственность за то, что происходило в 17-м году с храмами православной церкви, когда рушили их, конечно, не только евреи, а рушили люди разных национальностей и вероисповеданий? И среди них, конечно, было огромное количество толстовцев, которые рушили церкви, в том числе, из-за того безобразного отношения, которое тогдашняя православная церковь проявляла к великому гуманитарному мыслителю, великому писателю земли русской Льву Николаевичу Толстому. Это, так сказать, просто, если уже вспоминать родственные связи.

Обвинения Петра Толстого в адрес евреев Борух Горин считает несостоятельными:

Если человек приписывает национальной группе взгляды исключительно из-за её национального происхождения, то, конечно, это не просто обобщения, а обобщения националистические, в данном случае юдофобские. Отдельно можно заметить, что это никак не соответствует реальности, потому что не существует никаких единых взглядов на возвращение Исаакиевского собора не то что у еврейской общины России, но у евреев России как индивидуумов.

Сам Пётр Толстой отрицает, что в его словах был антисемитизм, хотя не отрицает, что фраза действительно прозвучала на пресс-конференции. Об этом он написал в фейсбуке.

Твиттер на слова Толстого реагирует в основном шутками.

Для тех, кто не видит в словах заместителя председателя Госдумы Петра Толстого антисемитизма и вообще «большой беды».

«Люди, являющимися внуками или правнуками тех, кто выскочил из черты оседлости с наганом в 1917 году, продолжают дело своих дедушек и прадедушек», - высказался Толстой о протестах по поводу передачи Исакиевского собора РПЦ. «Чертой оседлости», к сведению, до революции называлась граница, восточнее которой запрещалось селиться еврейским подданным царской России.

Материалы по теме

Не писала вчера об этом, ожидая, что Толстой извинится - с кем, в конце концов, не бывает приступа помрачения.

Однако не таков зампред Госдумы. Глубокой ночью он разразился в фейсбуке постом, где, среди прочего, утверждает:

«Только люди с больным воображением и не знающие истории своей страны могут усмотреть в моих словах «признаки антисемитизма». Это было, напротив, предостережение от повторения событий, случившихся 100 лет назад, после которых были разгромлены тысячи храмов, а сотни тысяч людей были сосланы и расстреляны».

То есть, по его логике, сто лет назад, после ликвидации правила о «черте оседлости», евреи хлынули в Центральную Россию, попутно громя храмы, ссылая и расстреливая на своем пути сотни тысяч людей? Очевидно, и революцию устроили тоже евреи? И здесь нет антисемитизма?

Впрочем, гораздо лучше самого Толстого о восприятии его слов говорят комментарии к посту.

Вам не чем оправдываться… вообще это отличный повод раскрыть эту тему с тем что бы расставить все точки, раз и навсегда...

Господство евреев в советских учреждениях удивляет ещё больше. Видную, если не главную роль в терроре ЧК играют евреи, и в некоторых случаях еврейки

Евреи распяли Христа, который был не от плоти, а духа Святого

А почему бы и не быть здоровому антисеметизму? Граждане евреи сплошь и рядом грешат русофобией, все СМИ и социальные лифты кишат контролирующими их титульными ребятками, работать у станков они не хотят, Родину-мать не уважают, имеют по три гражданства, срут там же, где и жрут: так почему же здравомыслящему русскому человечку не указать на сие? А все эти басни про немерянные жертвы Холокоста ими же и выдуманные пусть засунут себе в портмоне: миллионы людей погибших в ВОВ тысячи холокостов не перетянут.

Нет надобности преуменьшать роль, сыгранную в создании большевизма и подлинного участия в русской революции, интернациональных евреев-атеистов

Все мы хоть раз еврейским вопросом задавались и не надо кривить душой, что не было такого. Нашёлся человек, который параллель порвёл открыто, и сразу накинулись.

Первое большевистское правительство - с наганами - на 90 процентов состояло из евреев.

Евреи! командуйте в своей еврейской стране. судьбу православного русского храма должны решать русские православные

Не нужно стесняться антисемитизма. Слово то какое «антисемитизм» Один раз сказал,что по делу и заднею включаешь. Сказал то все верно.

В словах Пётра правда, но правда, которую мы боимся даже себе сказать.

Пётр, не вздумайте извиняться. Вы сказали всё правильно. Теперь надо держать удар. Придётся слушать визгливую «интеллигенцию».
***

Таких комментариев, впрочем, меньшинство. Пока меньшинство. Но господин Толстой уверенно работает над тем, чтобы их стало больше.

«Вместо того, чтоб раскритиковать своего зама за националистические высказывания, Володин поспешил его обелить»

«Путин – первый не антисемит из российских правителей, - сказал мне лет десять назад один высокопоставленный кремлевский чиновник. – Может, из-за своего тренера по дзюдо, который был евреем, или еще по какой причине, но у него антисемитизма - ни грамма. В отличие от всех предыдущих наших начальников».

Судя по всему, это верное наблюдение. Так оно и есть.

Во всяком случае в годы правления Путина в России не было антисемитизма, поддерживаемого на государственном уровне. Несмотря даже на войну с олигархами – по большей части евреями – которую вел Путин в свой первый президентский срок.

Бытовой, придонный антисемитизм был. Он всегда есть. А государственного – нет, не было.

С подачи государства мы по очереди не любили чеченцев, грузин, украинцев, крымских татар. Американцев очень не любили. Много кого. Но не евреев.

Петр Толстой, вице-спикер Государственной Думы на днях решительно покончил с установленным при Путине правилом хорошего тона для государственных деятелей – не допускать публично антисемитских высказываний.

Открыто и громко Петр Толстой , что против передачи Исаакиевского собора РПЦ выступают «люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто рушил наши храмы, выскочив из-за черты оседлости с наганом в семнадцатом году».

За чертой оседлости жили евреи. Их внуки и правнуки – тоже евреи. Никаких сомнений в том, кого имеет в виду вице-спикер, нет и не может быть.

Продолжение его мысли банально и очевидно: если бы не евреи, русские бы уже, знаете, где были? Все наши беды от них. От евреев. Жаль, что фашисты не наделали из них абажуров, как написала пару лет назад одна смелая журналистка, которую тогда, правда, быстро заткнули.

Заткнут ли сейчас Петра Толстого?

По идее, должны. Пока Путин президент, общественное информационное пространство регулируется правилами, которые при нем установлены. Даже если эти правила не вербализованы, государственные люди интуитивно понимают, что можно говорить, а что - нельзя.

Впрочем, спикер ГД Вячеслав Володин вчера, наоборот, . Предположил, что тот имел в виду не евреев, а просто каких-то нехороших людей – каторжан, например.

Вместо того, чтоб немедленно раскритиковать своего зама за националистические высказывания и разжигание национальной розни, Володин поспешил его обелить.

Вышло неловко. За черту оседлости каторжан не высылали, она была введена исключительно для евреев. И Петра не обелил, и себя замазал.

Теперь как-то надо обоим им отмываться от того, что наговорили.

Петра, наверное, сейчас пригласят в ток-шоу на госканалах. Чтоб он объяснил: вовсе не это имел в виду, что вы подумали. И у него у самого друзья-евреи, и он не антисемит ни разу.

Чтоб прогнал, короче, всю шнягу, которую запускают в подобных случаях.

А, может, наоборот, решено будет «гасить» сюжет. Замалчивать. Не развивать. Ну ляпнул Петр сгоряча, с кем не бывает.

Вице-спикер ляпнул сгоряча, а спикер ляпнул, потому что стал терять нюх. Ушел в Госдуму, оторвался от Кремля, забыл, что антисемитизм на государственном уровне у нас не поддерживается, пока у власти Путин.

Забыл или не знал?

Сложно быть в нашей стране государственным деятелем. Надо все время держать нос по ветру.

Руководство Государственной Думы нового созыва не держит. Антисемитизм прет из них, как поднявшееся на дрожжах тесто.

А все из-за евреев. Рушат храмы и рушат. От них вся беда.

Бурлит общественность по поводу слов Петра Толстого. Мол, евреи рушили церкви при Ленине, а теперь протестуют против передачи Исаакиевского собора в ведение Русской Православной Церкви. «Махровый антисемитизм!» - возопили рукопожатные. Священники попытались перевести стрелки на злобных большевиков. Сам Петр Толстой не очень-то внятно попытался отыграть ситуацию, - мол, он говорил о выходцах из черты оседлости, а не о евреях, но большого впечатления не произвел. То ли мы не знаем, кто жил в черте оседлости? Можно понять, и попробовать объяснить суть спора.

Исторически евреи всегда были против Христа и церкви. Не всегда с одинаковым пылом, не всегда одинаково рьяно, но всегда против. Еврейство – это анти-церковь, и Иисус Христос – ее главный враг. Когда еврей крестился, то его родные справляли по нем полный траур – как по покойнику. При виде разрушенной церкви верующий еврей должен благословить Господа, низвергнувшего сие. Самый любимый и популярный еврейский манускрипт раннего средневековья – рассказ о блестящей победе Иуды над Христом.

Я уж не говорю о более мрачных страницах средневековья – об убийствах священников и о молитвах во имя скорейшего истребления христиан. Это было давно, и сегодня касается лишь наиболее ретивых иудеев-фундаменталистов.

Сегодняшние евреи этих правил не знают, свинину едят, в синагоге не бывают и молятся не часто. Навряд ли они осознают мрачную антихристианскую традицию своих предков.
Но неприязнь к церкви осталась. Она стала инстинктивной, ее смысл уже неясен, но она унаследована как часть традиции. Было бы хорошо объяснить современным евреям, во что верили их предки, и как они относились к Христу и церкви, и почему.

В двух словах – они конкурировали с церковью Христовой, считали себя настоящей церковью, а христиан – самозванцами. Они считали, что только у них есть доступ к Богу, а у гоев – нет. И евреи, и церковь считали себя «Израилем», и претендовали на ту же корону избранности.

Сегодняшние евреи – и евреи 20-х годов – редко это понимали и редко об этом задумывались, а поэтому не понимали и причины своей враждебности к церкви. Провели бы с ними сеанс психоанализа – глядишь, они бы перестроились, но проще бурчать об «антисемитизме». Евреи объясняют свою враждебность церкви – гонениями на евреев или отсталостью церкви, но не истинными причинами.

И поэтому в 20-м веке евреи, отошедшие от своей древней традиции, продолжают бороться с церковью, придумывая каждый раз другие объяснения. А поскольку в обществе всегда есть элементы, противостоящие церкви, евреи обычно находят себе место в этой среде.

В 20-е годы евреи – атеисты и коммунисты – участвовали в гонениях на церковь, и возможно, составляли ядро антицерковного напора. Но евреи равным образом выступали против католической церкви и во Франции конца 19 – начала 20 века, хотя коммунизмом там не пахло. В современной Америке евреи участвуют, если и не ведут, в борьбе против молитв в школе, против празднования Рождества и против христианских символов. А уж американских евреев, капиталистов до мозга костей, в ленинизме не заподозришь.

Коммунизм не обязан быть анти-христианским, хотя так считают митрополит Иларион и Емельян Ярославский. Были коммунисты, стремившиеся соединить эти две доктрины – например, покойный Роже Гароди, ведущий идеолог КПФ, или Геннадий Зюганов. Пока удельный вес евреев в компартии был большим, они боролись против этой тенденции, но сейчас евреев-коммунистов осталось мало, и вряд ли они могут повлиять на курс компартии.

Сегодняшние евреи – борцы против возвращения собора церкви – это либералы, которые унаследовали ненависть к церкви от своих отцов, так и не поняв ее причин. Ленин тут ни при чем, да и черта оседлости ни при чем.

Так что Петр Толстой сделал тривиальное замечание, мол, евреи борются с церковью. Честные евреи ответили бы ему: «А то! Конечно, боремся, как нас учили отцы и деды». А искренние евреи задумались бы, что заставляет их, свободных людей, избавившихся от многих предрассудков, оставаться в плену анти-христианских суеверий своих предков.

Глядишь, отказались бы от суеверий и поздравили своих православных соседей с возвращением храма.

В самом начале уходящей недели прозвучали слова депутата Думы Петра Толстого о противниках незамедлительной передачи Исаакия РПЦ: "Люди, являющиеся внуками и правнуками тех, кто разрушал наши храмы, выскочив из–за черты оседлости с наганами в 1917 году, сегодня, работая в разных других очень уважаемых местах - на радиостанциях, в законодательных собраниях, продолжают дело своих дедов".

Я - еврей и журналист, так что это, получается, и про меня тоже. Мои предки, впрочем, выбрались за черту оседлости задолго до революции (один прадед окончил университет, другой был купцом первой гильдии), и никто из них не состоял в КПСС. Думаю, что у многих евреев, "выскочивших" после отмены черты оседлости на территорию современной РФ, разрушение православных храмов, равно как и синагог, действительно не вызывало чувства протеста.

Наличие Швондеров отрицать трудно, как, впрочем, и Шариковых. Большая часть ленинградских храмов была закрыта при крещенном в православной церкви Сергее Кирове (Кострикове).

Другое дело, что попрекать кого–то его предками и компатриотами как–то не по–христиански. Вот, например, Петр Толстой - правнук Льва Николаевича. Св. Преподобный Иоанн Кроштадтский писал о прадеде парламентария: "Христианского подвига он не признает, над святостью и святыми смеется, сам себя он обожает, себе поклоняется как кумиру, как сверхчеловеку. "Я, и никто кроме меня, - мечтает Толстой. - Вы все заблуждаетесь, я открыл истину и учу всех людей истине!" Евангелие, по Толстому, вымысел и сказка".

А в определении Святейшего Синода говорилось: "Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой в прельщении гордого ума своего дерзко восстал на Господа и на Христа и посвятил данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной".

А теперь Петр Толстой - уважаемый православный человек, и никто его родством с еретиком не попрекает. Был Савлом - стал Павлом. Да и большинство из нас восходят не к Преображенским, а к Шариковым и Швондерам. Но судят нас по сегодняшним делам нашим.

Когда Георгий Полтавченко, например, был самим собой: когда он как честный инструктор Невского райкома партии искоренял религиозные предрассудки или теперь - поклоняющийся святыням Афона? Или Вячеслав Макаров: когда преподавал марксистско–ленинскую философию в Академии Можайского или сейчас в качестве непримиримого борца за реституцию?

Вообще говоря, о Петре Толстом достаточно помнить только одно: он считает, что на Исаакиевском соборе есть балкон, где петербургские безбожники–интеллигенты пьют шампанское. И этот просвещенный законодатель будет представлять российский парламент в Страсбурге.

Мне уже приходилось писать: я не против того, чтобы Исаакий передали РПЦ. Главное, чтобы в храме соблюдался баланс между религиозными службами и возможностями экскурсионного осмотра. Пока в других православных церквях это не очень удается.

Странно только, что епархия сосредоточила свои лоббистские возможности на Исаакиевском соборе. В наше тяжелое время хорошо бы передать в порядке реституции церкви принадлежавшие ей в предреволюционном Петербурге здания 35 приходских обществ вспоможения бедным, 24 богоделен, пяти Домов милосердия, 31 приюта для детей и трех для взрослых, двух домов трудолюбия, трех домов дешевых квартир, трех бесплатных библиотек. А вместе с Исаакиевским собором - помещения его братства, которое выдавало более 15 тыс. бесплатных обедов в год. Все эти заведения содержались и финансировались прихожанами, думается, и сегодня в епархиальной казне деньги найдутся.

Петр Толстой считает, что 200 тыс. петербуржцев, подписавших воззвание о сохранении в Исаакии музея, - сотрудники "артели "Напрасный труд". Защитники башни "Газпрома", передачи 31–й больницы в ведение Конституционного суда, переделки Императорских конюшен под гостиницу тоже уверяли нас в бессмысленности всяких усилий. Вопрос–де решен.

Опускать руки - грех. Как учил Преподобный Амвросий Оптинский: "При особенном действии рассеянности, печали, уныния, лености очень полезно совершать молитву Иисусову гласно: на гласную молитву Иисусову душа мало–помалу возбуждается от тяжкого нравственного сна, в который обычно ввергают ее печаль и уныние". Соборно, в субботу, на Марсовом поле.

Подписывайтесь на канал ДП в Телеграме , чтобы первыми узнавать о важных новостях экономики, бизнеса, политики и общества!

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter