Штатный размер колес. Штампованные или литые диски: что предпочесть и по каким параметрам выбирать? Некоторые особенности подбора шин

Колесные диски имеют много параметров - не только диаметр и количество отверстий для болтов. Но в основном автомобилисты обращают внимание именно на эти две характеристики. Когда вы выбираете товар, обязательно уточняйте необходимые параметры автомобильных дисков, предусмотренные производителем вашего транспортного средства.

Важно осознавать, что любые несоответствия заводским требованиям оказывают негативное влияние на функционирование подвески. Это, в свою очередь, способствует ускорению износа шины и различных частей ходовой. Есть вероятность того, что во время езды у вас оторвется колесо, что может привести к плачевным последствиям. По этой причине установка таких изделий должна сопровождаться их дальнейшим контролем во время эксплуатации.

Пример расшифровки

Как правило, обыкновенная характеристика дисков авто выглядит так:

6,5jx155/112H2ET45d57,1.

Итак, что же значат эти буквы и цифры?


Маркировка колесных дисков
  • 6,5 - ширина посадки дискового обода, обозначается в дюймах. Она вычисляется так: 6,5*25,4=165,1 мм. Это значение напрямую связывается с шириной шин. Каждая покрышка имеет допустимую дисковую ширину. Эта величина комплектующей узнается при помощи подсчетов, основанных на типоразмере покрышки. При несоответствии размеров двух элементов у вас возникнут проблемы с бортировкой шин.
  • Буква J, как и D, P, K, JJ и другие, шифрует технические данные о закраинах автомобильного дискового обода (его высота, форма и строение). Наиболее популярными типами дисковых ободов сегодня выступают J (для авто с моноприводом) и JJ (для полноприводных машин). Закраины напрямую влияют на монтаж резины и величину, на которую смещается шина в некоторых ситуациях.
  • Под маркировкой 5/112 скрыты свойства монтажа диска к ступице. Цифра 5 указывает на то, сколько отверстий для закрепления болтов должно быть на изделии, а число 112 – на диаметр круга, где должны разместиться центры этих отверстий. Иногда производители комплектующих наносят этот параметр в отдельности и маркируют его буквами PCD или Pitch Circle Diameter.

  • Буква Н в характеристике колесных дисков говорит об особенностях полок дискового обода, а также выступов, которые они имеют. Эти выступы требуются для шин без камер. Они обеспечивают корректность монтажа шины и диска.
  • Символ ET45 в параметрах автомобильных дисков обозначает вылет диска в миллиметрах. — это расстояние между центральной дисковой осью, а также плоскостью прикладывания диска. Он должен с максимальной точностью соответствовать производственным требованиям вашего авто, так как является одним из ключевых для установки характеристик подвески и механизма руля. Одна ступица имеет один вылет для любого размера и типа шин. Некоторые производители также обозначают эти данные отдельно словами OFFSET или DEPORT.
  • d 57,1 (DIA) - диаметр отверстия, расположенного в центре диска. Он должен подходить к размеру цилиндра, расположенного на ступице. Помимо функции центрирования, цилиндр забирает на себя нагрузку, идущую на шпильки. Если центровое отверстие нужного изделия превышает габариты цилиндра, вам нужно будет применить . Их можно приобрести в шинных центрах.

Особенности

В характеристиках литых дисков предусматривается также наличие у них максимального уровня нагрузки. По этой причине даже в случае внешнего совпадения размеров литых дисков с параметрами вашего авто нагрузку для них у производителя нужно уточнять. Есть два варианта того, как это сделать:

  • если колеса от российских производителей, то этот показатель - в паспорте диска;
  • если от зарубежных - нужно будет найти эту информацию у них на сайте. Как правило, данные о гарантированном использовании литых комплектующих на том или ином авто есть у каждого производителя в специальном каталоге. Если вы нашли в каталоге свое авто и присмотрели соответствующий товар к нему, его можно без опаски приобретать.

Случается, что размеры литого изделия полностью совпадают с необходимыми. Однако при этом его невозможно установить на авто. При монтаже диск начинает упираться в подвеску или механизм тормоза. Такая ситуация обусловлена формой штамповки или спиц литья. По этой причине перед проведением процедуры бортировки шины нужно всегда примерять диск на переднюю и заднюю автомобильную ось, предварительно прикрутив его хотя бы на два болта.

В первой и второй колонках задаются штатные типоразмеры шин и дисков. В остальных колонках желаемые к установке размеры. Калькулятор поможет определить допуски и альтернативные варианты подбора.

Шинный калькулятор позволяет сравнить габариты шин разных типоразмеров. Например, подобрать шины пошире, но сохранить внешний диаметр колеса прежним или узнать насколько изменится клиренс автомобиля, если поставить шины другого профиля.

Для подбора альтернативного типоразмера в одной половине калькулятора нужно указать штатный или существующий типоразмер шины, в соседней половине - желаемый или альтернативный.

Калькулятор отображает рекомендуемую ширину диска для того или иного размера шины, а так же внешний диаметр и ширину колеса. Самый важный параметр - именно внешний диаметр колеса. Следует обращать наибольшее внимание на его изменение.

Второй важный параметр - реальная высота профиля шины. Обычно он выражается в процентах от ширины: например, 205/55 R16, где 55 - это 55% от ширины шины. То есть, 205*55/100=112,75 мм - это реальная высота профиля этой шины.

Разноширокие шины, штатно устанавливаемые на автомобиль, имеют разную высоту профиля в процентах, но одинаковую в миллиметрах. Например, шины размерностью 275/40 R20 и 315/35 R20 - имеют высоту профиля 110 и 110,25 мм соответственно.

Некоторые особенности подбора шин:

  • Чем шире шины, тем лучше управляемость, но хуже сопротивление аквапланированию и сильнее чувствуется колейность, а также уменьшается комфорт - низкопрофильные шины жестче.
  • Ниже профиль - тяжелее колесо. Это связано с тем, что диск тяжелее резины, масса колеса увеличивается и это ухудшает работу подвески. Кроме того, масса металла распределяется ближе к внешнему краю колеса и увеличивает момент инерции (для автомобилей с мощным мотором это не существенно).
  • С увеличением профиля автомобиль становится более валким, хуже реагирует на управление, но легче проходит неровности, шины менее чувствительны к острым кромкам ям, становится лучше комфорт.
  • Значительное изменение внешнего диаметра колеса приводит к искажению показаний приборов автомобиля, в частности, пробега и скорости.

Наш шинный калькулятор - профессиональные расчеты в течение кратчайшего времени!

Грамотный выбор колесных дисков зависит от технических характеристик, обозначающих все параметры, а именно ширину, диаметр, вылет, а также DIA (посадочный диаметр ступицы) и PCD (параметры сверловки).

Также необходимо знать обозначение маркировки. Она указывает на стандартные параметры любых типов колесных изделий:

  • штамповки;
  • литые диски;
  • кованые.

Маркировочные обозначения указываются на внутренней стороне. Обычно производители дублируют их в сопроводительных документах и на упаковке, если изделие новое.

Параметры дисков

Чтобы определиться с тем, что обозначает маркировка, необходимо знать ширину и диаметр колесного изделия.

Сверловка, или разболтовка

Это один из наиболее сложных параметров для изучения, указывающий на диаметр крепежных болтов. Сверловка измеряется от центровой зоны шпильки до противоположной зоны расположения элемента на колесе.

Довольно часто производители указывает параметры разболтовки диска через дробь в зависимости от количества отверстий для закрепления.

Предположим, указаны показатели 6/222,25. Первая цифра демонстрирует количество сверлений для крепежа болтов, а второе число указывает на сверловку в миллиметрах.

Дисковый вылет

Этот показатель маркируется английскими буквами ET. Что такое ЕТ в дисках и зачем оно? Показатель обозначает дистанцию от плоскости колесного изделия до средней зоны обода. Привалочная поверхность колесного изделия указывает на прижимную плоскость диска к ступице.

Параметры вылета могут быть:

  • с нулевым показателем;
  • с отрицательным;
  • с положительным.

Нулевой вылет указывает на то, что плоскость диска соответствует его серединной зоне. Таким образом, чем ниже показатель, тем больше колесное изделие выступает с внешней стороны автомобиля. Если показатель вылета увеличен, это значит, что диск углублен во внутреннюю зону автомобиля.

Также необходимо учитывать и тот факт, что в зависимости от ширины изделия, показатели вылета отличаются. Изготовители указывают в сопроводительной документации к транспортному средству меньшее значение вылета для дисков с большой шириной.



Диаметр и другие параметры диска схематично

Что собой представляет HUMP (H)?

Хамп представляет собой выступ кольца на дисковом ободе. Этот элемент применяется в качестве защиты от соскока автомобильной покрышки. Обычно для колеса используется 2 хампа (H2).

В некоторых случаях хамп может не использоваться или же применяется только один – в зависимости от комплектации автомобиля. Разновидности Хампов:

  1. комбинированные (CH);
  2. плоские (FH);
  3. ассиметричные (AH).

Дисковые параметры PCD

Значение PCD обозначает диаметр окружности центровых отверстий на колесном диске. То есть, это диаметр отверстий для крепежа болтов.

Параметр диска DIA

Параметр DIA указывает на диметр отверстия, расположенного по центру диска. Производители литья предпочитают создавать большой диаметр центрового отверстия DIA. Это делается для того, чтобы диски были применяемы и универсальны для любых типов авто.

Несмотря на то, что размер ступицы может отличаться в зависимости от модели транспортного средства, автодиск устанавливается с помощью переходного кольца, втулки.

Маркировка

В качестве примера рассмотрим маркировку колесного обода 9J x20H PCD 5×130 ET60 DIA 71.60:

  1. Цифра 9 указывает на ширину, измеряемую в дюймах. Чтобы перевести дюймы в сантимы, общий показатель умножается на 25,4.
  2. Буква J указывает на элементы конструкции: форму дисковых закраин. Этот параметр не играет важной роли при выборе.
  3. Буква X обозначает нераздельность диска.
  4. Цифра 20 обозначает диаметр посадки колесного изделия. Этот показатель соответствует посадки автомобильной шины.
  5. Буква H обозначает наличие одного хампа или выступа на ободе.
  6. Аббревиатура PCD 5×130, где цифра 5 указывает на количество сверлений для крепежа гаек или болтов и число 130 обозначает их диаметр PCD в миллиметрах.
  7. Маркировка ET60 указывает на дисковый вылет. В этой ситуации показатель составляет 60 мм.
  8. Значение DIA 71.60 обозначает диаметр центрового сверления. Обычно, DIA соответствует посадки ступицы и обозначается в миллиметрах. Если показатель DIA больше диаметра ступицы, тогда для установки диска используется центровочное кольцо для посадки.

К маркировке также прилагается информация:

ISO, SAE, TUV – эти аббревиатуры указывают на организации, выполнявшие проверку колесного изделия, аналогично российскому ГОСТ. Также обозначаются стандарты, которые соответствует маркировке колеса.

Maxload указывает допустимую нагрузку на автомобильное колесо. Этот показатель обозначается в килограммах и фунтах.

Что обозначает параметр 700c?

Такое обозначение используется для больших типов колес на внедорожники и Нивы. Согласно принятой классификации ISO, этот показатель составляет 29 дюймов. Обычно колеса с параметрами 700c используются для гонок по бездорожью.

За счет использования 29 дюймовых колес:

  • улучшаются показатели управления;
  • снижается тормозной путь на грунтовых поверхностях и повышается аэродинамика;
  • увеличивается проходимость авто по мягким грунтам и пескам;
  • появляется возможность установки мощных тормозов.

Чтобы подобрать диски, соответствующие тому или иному типу автомобиля, рекомендуется определить диаметр колеса и проанализировать маркировку, указанную на ободе. Также не стоит забывать и о том, что от этого элемента в конечном счете зависит безопасная езда на автомобиле.

Штампованные или литые диски: что предпочесть и по каким параметрам выбирать?

Любой автолюбитель рано или поздно сталкивается с проблемой выбора и покупки шин. При этом многие одновременно с шинами хотят приобрести и колёсные диски. Это правильно. Потому, что собрав колёса один раз в последующем вы будете экономить свои деньги и время, не выстаивая два раза в год огромные очереди в шиномонтаже. Вам будет достаточно отбалансировать колёса (а это можно сделать заблаговременно, не дожидаясь «сезона» смены шин) и поменять их в любом автосервисе или даже самостоятельно. К тому же, установив на машину, например, диски литые вы можете значительно улучшить вешний вид своего авто.

Но тут возникает вопрос - как правильно подобрать диски для своей машины?

Начнём с того, какие именно колёса Вы хотите: или штампованные? И у тех и у других есть свои минусы и плюсы. Положительные стороны штампованных дисков в их простоте и надёжности – даже при повреждении диска (вмятины) его форму можно восстановить, прокатав на специальном станке, а в полевых условиях даже просто молотком. Также, в большинстве случаев, штамповка дешевле своего литого аналога. Из минусов можно отметить «банальность» внешнего вида, как правило, больший вес и то, что такой диск крайне неудобно мыть изнутри, а в зимний период это особенно актуально. С литыми дисками всё противоположно. Плюсы: огромный выбор дизайнов и даже цветов, меньший вес (15-30%) и удобство обслуживания. Минусы: литые диски более дороги и в случае повреждения не поддаются ремонту. Повреждённый диск необходимо заменить новым, хотя в настоящее время многие мастерские предлагают произвести ремонт литых дисков. Мы не советуем этого делать из-за особенностей технологии производства литых дисков, но это уже тема для другой статьи.

А сейчас, допустим, с типом диска Вы определились. Но встаёт следующий вопрос: как подобрать диск, который подойдёт именно на ваш автомобиль? И какие параметры нужно знать для правильного выбора? Скажем сразу, большинство производителей автомобилей в инструкции по эксплуатации авто полных размеров дисков не даёт, ограничиваясь лишь указанием посадочного диаметра и ширины диска, ну и в редких случаях указанием вылета диска. Недостающие параметры придётся узнавать у специалистов дилерского центра или продавцов.

Размеры штампованных и литых дисков

Полная маркировка диска выглядит, например, следующим образом:
6.5Jx16 H2 5/112 ET50 dia-57.1 . Теперь расшифруем:
6.5 – ширина обода диска (измеряется в дюймах) – ширина той части, на которую надевается шина;
J – форма бортовой закраины. Встречаются и другие обозначения, но простому автолюбителю это знать не обязательно;
x – обод неразборный (абсолютное большинство легковых дисков производится сейчас именно такими);
16 – номинальный посадочный диаметр (измеряется в дюймах). Это диаметр должен строго равняться посадочному диаметру шины. Недопустимо, например, устанавливать шину диаметром 16 на диск 16.5 дюймов.
H2 – Hump – небольшой кольцевой выступ, проходящий по ободу диска ближе к его закраинам. Он необходим для надёжной фиксации безкамерной шины на ободе. Цифра 2 в данном случае указывает на наличие 2-ух хампов, т.е. по одному около каждой из закраин;
5 – количество отверстий для крепления диска к автомобилю;
112 – PCD (Pitch Circle Diameter) – диаметр окружности, проходящей через центры крепёжных отверстий (измеряется в мм);
ET (возможны также написания OFFSET) – вылет диска (измеряется в мм) – расстояние от привалочной плоскости до воображаемой плоскости, проходящей через середину обода диска (в нашем случае 50мм);
Dia (возможны также написания D, Centerbore) – центральное отверстие (измеряется в мм).

Теперь разберёмся, какие из размеров можно изменить и в каких пределах, а какие должны остаться «нетронутыми».

Ширина обода зависит от ширины монтируемой на него шины. Например, шину 205/55R16 допускается устанавливать на диск шириной от 6 до 7,5 дюймов, при рекомендованной ширине 6,5 дюймов. Поэтому размер обода диска можно выбирать именно в этих пределах. Правильно поможет таблица соответствия шин и дисков.

Посадочный диаметр – тут выбор ещё больше. Минимальный диаметр всегда указан в инструкции автомобиля и может увеличиваться практически до бесконечности. Но учтите, чем больше диаметр диска, тем ниже будет профиль шины, а это в свою очередь отрицательно сказывается на комфортабельности езды, но улучшается управляемость автомобиля на высоких скоростях.

Количество крепёжных отверстий – этот параметр остаётся без изменений.

PCD, в большинстве случаев, изменить также нельзя. Хотя у некоторых производителей литых дисков (OZ Racing, AEZ, DOTZ) предусмотрены специальные болты с эксцентриками, позволяющие прикручивать, например, диски с PCD 100мм на автомобили с PCD 98мм. На автомобилях у которых крепятся с помощью гаек применяются аналогичные гайки-эксцентрики. Максимальная величина смещения таких болтов и гаек составляет 1.2мм, поэтому разница в PCD диска не может превышать 2.4мм.

Вылет – изменение вылета возможно в сторону его уменьшения. Но желательно, чтобы такое уменьшение укладывалось в пределы до 1см. В сторону увеличения числа вылета, как правило, изменения невозможны, т.к. чем МЕНЬШЕ число вылета, тем диск БОЛЬШЕ «выходит» наружу автомобиля относительно колеса с «родным» вылетом, и наоборот. Таким образом при увеличении числа вылета диск будет больше утапливаться в машину, при этом значительно растёт вероятность того, что он упрётся в детали подвески или тормозных механизмов.

Центральное отверстие в штампованном колесе обязательно должно равняться диаметру ступицы автомобиля, для его правильной центровки на ступице. С литыми дисками ситуация несколько иная. В настоящее время большинство фирм, производящих литые диски, как отечественные, так и зарубежные, делают диски с универсальным центральным отверстием. А для центровки используют специальное центровочное кольцо, у которого внешний диаметр равен диаметру отверстия в диске, а внутренний диаметр равен диаметру ступицы автомобиля. Приведу пример. Диск размером 6.5x16 5/114.3 et45 dia-72.6 можно устанавливать на автомобили Mitsubishi, диаметр ступицы у которых 67.1мм и на автомобили Toyota, размер ступицы у которых 60.1мм. Так вот для того, чтобы не делать два разных литых диска производитель выпускает один диск с бОльшим центральным отверстием, в нашем случае 72.6мм и два центровочных кольца – первое 72.6/67.1 и второе 72.6/60.1. При постановке колеса на автомобиль кольцо вставляется в диск, после этого диск устанавливается на машину, центруясь на ступице, и затягивается болтами или гайками. После этого центровочное кольцо никакой нагрузки не несёт и никак не влияет на ходовые характеристики автомобиля. Центровочные кольца могут идти в комплекте с дисками либо поставляться за отдельную плату. Повторюсь, у штампованных дисков таких колец быть не может.

Литые диски. Подводные камни.

Ещё у дисков есть очень важный параметр, который в маркировке не указывается - максимальная нагрузка. Поэтому даже если диск по всем размерам подходит на ваш автомобиль, нагрузку лучше уточнить. У отечественных колёс её можно посмотреть в паспорте диска, у зарубежных – придётся поискать на их сайтах в интернете.
И последнее, что нужно иметь ввиду при покупке дисков, существует так называемый X-фактор – это когда, все размеры диска совпадают с необходимыми, но диск всё равно не встаёт на машину, упирается в детали подвески или тормозные механизмы. Это связано с самой формой выштамповки или спиц литья. Поэтому мы всегда рекомендуем своим клиентам перед бортировкой шины на колесо сначала примерить его на автомобиль на переднюю и заднюю ось, прикрутив на пару болтов и аккуратно прокрутив.

В настоящее время у абсолютного большинства производителей дисков на их сайтах в интернете есть каталоги гарантированной применяемости дисков. Если в таком каталоге есть ваш автомобиль и к нему есть понравившийся вам диск, то его можно смело покупать, значит он полностью подходит по всем параметрам.
Сейчас выбор сделать стало гораздо проще, чем может показаться с первого взгляда. Удачи Вам в покупке))

Такой калькулятор вам может понадобиться в том случае, если вы хотите установить вместо стандартных шин или дисков их аналоги, но уже другого типоразмера. С его помощью можно визуально представить размерные изменения и уже затем их интерпретировать на конкретный автомобиль. В тоже время калькулятор не является средством подбора шин и дисков, так как не содержит в себе базу данных по производителям.

При замене дисков и шин с учётом геометрических данных, полученных из шинного калькулятора , не лишним будет самостоятельно произвести несколько замеров. Во-первых, расстояние от подвески до поверхности колеса с внутренней стороны, а также от чашки амортизатора до поверхности протектора. Во-вторых, от крыла, а также рулевых тяг до поверхности протектора. При этом геометрические параметры нового колеса в сборе не должны сильно превышать размер штатных шин и дисков. В противном случае возможно нестабильное поведение автомобиля.

Несколько основных правил, которые нужно помнить при замене шин и дисков.

  1. Протектор летних шин стандартно имеет глубину 0,8-1 см;
  2. Устанавливая диски большего диаметра, чем штатные, необходимо уменьшать величину вылета – на каждый дюйм высоты 3 мм вылета;
  3. Нередко ступичные отверстия на дисках, которые являются неоригинальными, имеют больший диаметр. Поэтому при их установке нужно использовать специальные кольца для фиксации;
  4. В том случае, когда отверстие на диске меньше, чем ступичные крепления, категорически запрещается их рассверливать, а также производить стачивание самой ступицы;
  5. Правильный подбор неоригинальных дисков с помощью калькулятора позволит сохранить ездовые характеристики автомобиля;
  6. Если вы не уверены в совместимости шин или дисков с вашим автомобилем, лучше не устанавливайте, либо обратитесь за помощью к специалистам.