Сложносочиненное предложение - структурно-семантическая разновидность сложного предложения, состоящая из двух или более грамматически равноправных предикативных частей, связанных друг с другом при помощи сочинительных союзов, грамматически и по смыслу.
Вызывает споры вопрос о грамматическом объеме сложносочиненных предложений.
Н-р, Шуршат и плещут волны.
На то, каким является статус предложений с однородными сказуемыми, в специальной литературе существуют две точки зрения:
- это сложносочиненное предложение (мнение, изложенное в Грамматика-70 и Русской грамматике-80);
- это простое предложение с однородными сказуемыми (мнение большинства синтаксистов).
Н -р, Волны звучали, солнце сияло, море смеялось.
Многие рассматривают подобные предложения как сложносочиненные на основании того, что бессоюзие может содержать в себе характер сочинительных отношений.
Структурно-семантические признаки сложносочиненных предложений:
- Структурные признаки:
- Полипредикативность;
- Наличие грамматических средств связи предикативных частей - сочинительных союзов.
- Структурная неполнота одной предикативной части.
- Возможность наличия общих второстепенных членов предложения, что сказывается на пунктуации.
- Порядок следования предикативных частей может быть фиксированный или нефиксированный.
Солнце светит, и птички поют. (нефиксированный порядок следования предикативных частей: предикативные части нельзя поменять местами).
- Координация видо-временных форм глаголов-сказуемых во всех предикативных частях.
- Возможный структурный параллелизм построения предикативных частей.
- Семантические признаки:
- Полипропозитивность.
- Лексико-тематическое единство между предикативными частями.
- Предикативные части предложения логически совместимы.
- Между предикативными частями предложения складывается определенный тип грамматических отношений, т.е. каждое сложносочиненное предложение обладает определенным грамматическим значением.
Еще по теме Сложносочиненные предложения (ССП). Структурно-семантические признаки ССП. Средства связи частей в ССП: сочинительные союзы, типизированные лексические элементы, соотношение видо-временных форм глаголов-сказуемых и др.:
Сложные предложения - это предложения, состоящие из нескольких простых.
Основными средствами связи простых предложений в сложных являются интонация, союзы (сочинительные и подчинительные) и союзные слова (относительные местоимения и местоимённые наречия).
В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные . Союзные предложения подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые .
Сложносочинённые предложения (ССП) - это сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.
Типы сложносочинённых предложений по характеру союза и значению
Тип ССП | Союзы | Примеры |
---|---|---|
1. соединительными союзами (соединительные отношения). | И; да (в значении и ); ни..., ни; да и; тоже; также; не только..., но и. |
Открыли
дверь, и
в кухню паром вкатился
воздух со двора
(Паустовский). |
2. Сложносочинённые предложения с противительными союзами (противительные отношения). | А; но; да (в значении но ); однако (в значении но ); зато; но зато; а то; не то; а не то; частица же (в значении союза а ); частица только (в значении союза но ). |
Иван Петрович
ушёл
, а
я
остался
(Лесков). |
3. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами (разделительные отношения). | Или; либо; не то..., не то; то..., то; то ли..., то ли. |
Либо
рыбку съесть
, либо
на мель сесть
(пословица). |
Обратите внимание!
1) Сочинительные союзы могут связывать не только части сложносочинённого предложения, но и однородные члены. Их разграничение особенно важно для расстановки знаков препинания. Поэтому при разборе обязательно выделите грамматические основы, чтобы определить тип предложения (простое с однородными членами или сложносочинённое предложение).
Ср.: От дымной проруби шёл человек и нёс большого осетра (Песков) - простое предложение с однородными сказуемыми; Денег дам на дорогу, и вертолёт вызвать можно (Песков) - сложносочинённое предложение.
2) Сочинительные союзы обычно занимают место в начале второй части (второго простого предложения).
Кое-где Дунай служит границей, но он служит и дорогой людям друг к другу (Песков).
Исключение составляют союзы тоже, также , частицы-союзы же, только . Они обязательно занимают или могут занимать место в середине второй части (второго простого предложения).
Мы с сестрой плакали , мать также плакала (Аксаков); Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (Куприн).
Поэтому при разборе такие сложносочинённые предложения часто путают с бессоюзными сложными предложениями.
3) Двойной союз не только..., но и выражает градационные отношения и в школьных учебниках отнесен к соединительным союзам. Очень часто при разборе принимают во внимание только его вторую часть (но и ) и ошибочно относят к противительным союзам. Чтобы не ошибиться, попробуйте заменить этот двойной союз союзом и .
Ср.: Язык должен быть не только понятный или простонародный , но и язык должен быть хороший (Л. Толстой). - Язык должен быть понятный или простонародный , и язык должен быть хороший .
4) По значению сложносочинённые предложения очень разнообразны. Достаточно часто они близки по значению к сложноподчинённым предложениям.
Ср.: Уйдёшь ты - и станет темно (Шефнер). - Если уйдёшь ты , станет темно ; Я ничего не ел , но голода я не чувствовал (Тендряков). - Хотя я ничего не ел , голода я не чувствовал .
Однако при разборе принимается во внимание не это конкретное значение, а значение, обусловленное типом сочинительного союза (соединительный, противительный, разделительный).
Примечания. В некоторых учебниках и пособиях к сложносочинённым предложениям относят сложные предложения с пояснительными союзами то есть, а именно , например: Правление уполномочило его ускорить работы, то есть , иными словами, он сам себя уполномочил к этому (Куприн); Перелёты птиц выработались как приспособительный инстинктивный акт, а именно : он даёт птицам возможность избежать неблагоприятных условий зимы (Песков). Другие исследователи относят их к сложноподчинённым предложениям или выделяют в самостоятельный тип сложных предложений. Часть исследователей предложения с частицами только, же относят к бессоюзным предложениям.
Сложное предложение, части которого соединяются сочинительными союзами, называется сложносочиненным .
Части сложносочиненного предложения синтаксически относительно равноправны. Но этого нельзя сказать о смысловых взаимоотношениях частей, здесь могут быть самые разнообразные варианты: и относительная самостоятельность отдельных частей, и взаимообусловленность.
Сложносочиненные предложения различаются средствами синтаксической связи и характером выражаемых отношений между частями. В связи с этим выделяются предложения:
· с соединительными отношениями,
· противительными отношениями,
· разделительными отношениями,
· пояснительными отношениями,
· предложения с отношениями градации и
· присоединения .
Эти разновидности сложносочиненных предложений могут объединяться в более широкие разряды на основании такого синтаксического признака, как структурная открытость и закрытость.
Структурная классификация сложносочиненных предложений.
К предложениям открытой структуры – сочетание неопределенного количества предикативных единиц - относятся предложения с отношениями
- соединительными и
- разделительными;
закрытой структуры - сочетание только двух предикативных единиц - это предложения с отношениями
- противительными,
- градационными и
- присоединительными.
Сочинительная связь.
Части соединены как равноправные, они сохраняют свою относительную самостоятельность, хотя лексически могут испытывать воздействие друг от друга.
Синтаксическая связь с помощью сочинительных союзов.
Сочинение придает частям известную самостоятельность.
Сочинительный союз располагается между частями, не сливаясь ни с одной.
Сложносочиненные предложения, выражающие соединительные и противительные отношения. Значения и оттенки значений союзов.
Сложносочиненные предложения, выражающие соединительные отношения.
Соединительные союзы: и, да, также, тоже, и – и, ни – ни . Обладают открытой структурой.
Противительные отношения.
Противительные союзы: а, но, да, однако, зато, же, а то, не то, а не то . Обладают закрытой структурой. Порядок слов во второй части обусловлен характером ее противопоставления первой.
Значения и оттенки значений союзов.
Соединительные союзы: значение одинакового, сходного, аналогичного. Соединяют части ССП соединительными отношениями.
И - самый распространенный и многозначительный союз.
1) Временные значения (последовательность или одновременность)
2) Причинно-следственные значения
3) Условно следственные значения
4) Сопоставительно-противительные
Да - оттенок присоединительности.
И- И- - общеутвердительное, или общеотрицательное значение.
Ни- Ни - значение отрицательного перечисления или взаимоисключения.
Также, тоже – присоединительный оттенок.
Противительные союзы: основное значение противопоставление или сопоставление. Закрытая структура предложений.
Но – индивидуальная семантика – противоположно разное. Стилистически нейтральный.
А – сопоставление собственно разного.
Однако - значение противоположности усилено. Стилистически книжный.
Да – значение противоположности ослаблено. Стилистически – разговорный.
Зато – возместительный оттенок.
Же – добавочное значение усилительной частицы.
Сложносочиненные предложения, выражающие разделительные, пояснительные и присоединительные отношения.
Разделительные отношения.
Разделительные союзы: указывают на чередование событий, последовательную их смену, несовместимость. Основное значение – взаимоисключение, чередование.
Или, либо – общее значение взаимоисключения, разделительности.
Ли –Ли, Ли –Или – оттенок перечисления.
То –То – чередование действий или явлений, их последовательная смена.
То ли – то ли, не то – не то – оттенок предположительности.
Пояснительные отношения.
Пояснительные союзы: отношение пояснения.
Сложное предложение, части которого соединяются сочинительными союзами, называется сложносочиненным .
Части сложносочиненного предложения синтаксически относительно равноправны. Но этого нельзя сказать о смысловых взаимоотношениях частей, здесь могут быть самые разнообразные варианты: и относительная самостоятельность отдельных частей, и взаимообусловленность.
Сложносочиненные предложения различаются средствами синтаксической связи и характером выражаемых отношений между частями. В связи с этим выделяются предложения:
· с соединительными отношениями – общее значение одинакового или сходного,
· противительными отношениями – общее значение противопоставления или сопоставления,
· разделительными отношениями – общее значение чередование событий, последовательная их смена или несовместимость,
· пояснительными отношениями – общее значение пояснения – содержание 2й части представляет собой пояснение, уточнение того, о чем говорится в 1й части,
· предложения с отношениями градации и присоединения – содержание 2 части предложения представляет собой дополнительное сообщение или добавочное замечание.
Эти разновидности сложносочиненных предложений могут объединяться в более широкие разряды на основании такого синтаксического признака, как структурная открытость и закрытость.
Структурная классификация сложносочиненных предложений.
К предложениям открытой структуры – сочетание неопределенного количества предикативных единиц - относятся предложения с отношениями
- соединительными и
- разделительными;
закрытой структуры - сочетание только двух предикативных единиц - это предложения с отношениями
- противительными
- пояснительными
- присоединительными.
Сложносочиненные предложения, выражающие соединительные и противительные отношения. Значения и оттенки значений союзов.
Сложносочиненные предложения, выражающие соединительные отношения.
Соединительные союзы: и, да, также, тоже, и – и, ни – ни . Обладают открытой структурой.
Соединительные союзы : значение одинакового, сходного, аналогичного.
И - самый распространенный и стилистически нейтральный союз.
1) Временные значения (последовательность – порядок частей или одновременность – таксис и детерминант) В школах прозвенел последний звонок, и впереди у выпускников сложные экзамены.
2) Причинно-следственные значения – наглядно выявляются наличием во 2 части после союзов наречий (потому, поскольку, оттого): Студентка готовилась к экзамену, и потому обрадовала всех своими результатами. При отсутствии второго союзного элемента значение определяется лексическим составом частей: Было холодно, и я натянул шапку.
3) Условно-следственные значения - имеют изначально стилевую окраску: в 1 части предложения представлена ирреальная модальность, создаваемая формами усл.накл. глаголов
(Приди он вчера – и ничего бы не случилось ).
4) Сопоставительно-противительные – альтернативный, стилистически окрашенный вариант ССП с противительными союзами. В комнате были открыты окна, и все-таки было душно (=но).
Да - оттенок присоединительности + отношения одновременности и разновремнности
И, И - общеутвердительное, или общеотрицательное значение.
Ни - Ни - значение отрицательного перечисления или взаимоисключения.
Также, тоже – присоединительный оттенок 2 части предложения.
Противительные отношения.
Противительные союзы : а, но, да, однако, зато, же, а то, не то, а не то. Обладают закрытой структурой. Порядок слов во второй части обусловлен характером ее противопоставления первой
Противительные союзы : основное значение противопоставление или сопоставление. Закрытая структура предложений.
Но – индивидуальная семантика – соединение противоположного разного. Стилистически нейтральный.
А – сопоставление собственно разного (антонимичные объекты)
Однако - значение противоположности усилено. Стилистически книжный.
Да – значение противоположности ослаблено. Стилистически – разговорный.
Зато – возместительный оттенок.
Же – добавочное значение усилительной частицы.
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
УЗБЕКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ
Кафедра русскоГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Минбаев Шахриёр Ахлиёр угли
СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ТИПЫ СЛОЖНОСОЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
(НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭЗИИ И. А. БРОДСКОГО)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на соискание степени бакалавра по направлению образования:
511 13 00 – Родной язык и литература ( и литература в иноязычных группах)
Завкафедрой русского языка ______ преп.
и литературы __________ д. ф.н., «_____» __________ 2017 года
«_____» __________ 2017 года
Ташкент – 2017
Введение……………………………………………………………………........3-9
Глава I. История изучения сложносочиненного предложения в лингвистической науке…………………………………………………….10-23
Понятие сложного предложения как единицы.10-13 Сложносочиненное предложение………………………………...13-14 Классификация ССП в современной лингвистической науке….14-18
1.3.1. ССП с соединительными союзами………………………...14-15
1.3.2. ССП с разделительными союзами…………………………15-16
1.3.3. ССП с противительными союзами………………………...16-17
1.3.4. ССП с пояснительно-присоединительными союзами……17-18
1.4. Сложносочиненные предложения однородного и неоднородного
состава……………………………………………………………...18-23
Выводы по главе I……………………………………………………………24-25
Глава II. Структурно-семантические типы сложносочиненных предложений в поэзии …………………………………..26-46
2.1. ССП однородного состава (с общим соединительным и
общим разделительным значением)………………………………26-37
2.2. ССП неоднородного состава (с общим противительным
значением)……………………………………………………………37-46
Выводы по главе II …………………………………………………………..47-48
Заключение…………………………………………………………………...49-52
Список использованной литературы………………………………………..53-56
Приложение. «Изучение сложносочиненных предложений (на материале
поэзии И. Бродского) на уроках русского языка»………….57-66
ВВЕДЕНИЕ
С приобретением Республикой Узбекистан государственного суверенитета одной из главных задач общегосударственного масштаба стало формирование нового поколения кадров «с высокой общей и профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, умением самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, способных ставить и решать задачу на перспективу»1, так как «... только та страна, та нация может добиться великого будущего, процветания и благополучия, которая сумеет подготовить знающих, профессионально грамотных и энергичных личностей, настоящих патриотов своей страны, обогатить их огромным духовным наследием великой национальной культуры, приобщить к сокровищницам мировой науки и культуры»2.
«Ученые республики ведут фундаментальные и прикладные исследования по многим направлениям современной науки. В республике созданы научные школы мирового класса и успешно проводятся исследования по многим направлениям.
Развитие собственного интеллектуального, научно-технического потенциала, как фактора устойчивого прогресса нашей страны, мы непосредственно связываем с дальнейшим расширением научных, технических и культурных связей с в мире исследовательскими центрами, с совместным проведением исследований по многим актуальным проблемам».3
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению проблемы характеристики типов сложносочиненных предложений в структурно-семантическом аспекте на материале поэзии.
Бродского неоднородна по своим стилевым и жанровым свойствам. Каждой ее разновидности соответствует особое мироощущение лирического героя, его поэтический язык. Конкретный тип такого повествования обусловлен образно-психологическим заданием автора. Особое значение автор придавал лексико-синтаксическому строю стиха. придирчиво подходил к каждому используемому им слову. Среди многообразия всех языковых средств, используемых автором в своих стихотворениях, особняком стоит употребление синтаксических конструкций. Они передают все многообразие явлений, событий, чувств, мыслей, переживаний лирических героев.
Синтаксические конструкции в произведениях, освещенные обобщающей мыслью, несут определенные сведения о природе родного края, любви, поэзии, месте поэта в мире.
В нашей выпускной квалификационной работе мы сделали акцент на изучении сложносочиненных предложений однородного и неоднородного состава.
Актуальность данной темы состоит в том, что современное состояние лингвистики уже не может замыкаться в сфере изучения изолированных языковых единиц, оно требует их исследования в реальной сфере функционирования, в частности – в том или ином тексте.
Научная новизна работы определяется исследованием и частотностью употребления типов сложносочиненных предложений в поэтических произведениях.
Объектом данной работы являются сложносочиненные предложения в поэзии.
Предметом исследования являются структурно-семантические типы сложносочиненных предложений в поэтических произведениях.
Целью данной работы является выявление и анализ структурно-семантических типов сложносочиненных предложений, использованных в поэтических текстах и применение данного материала на практике (на уроке по русскому языку).
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
Произвести отбор необходимого материала для изучения и анализа; Классифицировать синтаксические конструкции по типам; Рассмотреть все типы ССП в контексте стихотворений; Выявить особенности лексико-синтаксического строя стиха. Составить план-конспект урока по теме «Сложносочиненное предложение».
В работе использованы следующие методы исследования:
Метод лингвистического описания – использован для анализа и описания лингвистических свойств ССП; семантический метод – использован для анализа и определения семантических характеристик ССП в поэзии; сравнительный метод – использован для выявления и анализа универсальных и специфических характеристик использования разновидностей ССП в поэзии; а также метод систематизации.
Материалом исследования послужили языковые иллюстрации, собранные методом сплошной выборки, из стихотворений Иосифа Бродского.
Теоретической базой для данного исследования послужили классификации, предложенные и, . Так, разграничивает ССП в зависимости от характера отношений между частями и выделяет: ССП с соединительными отношениями; ССП с противительными отношениями; ССП с разделительными отношениями; ССП с отношениями градации; ССП с присоединительными отношениями.
дает классификацию ССП, выделяя в качестве ведущего признака открытость/закрытость структуры ССП: открытая структура, соединительные ССП (ССП с отношениями одновременности и следования) и разделительные ССП (ССП с отношениями взаимоисключения и чередования). Закрытая структура: ССП, допускающие второй союзный элемент (ССП без второго союзного элемента (ССП с союзом И и ССП с союзами А, НО и синонимичными им) и ССП со вторым союзным элементом (ССП следствия, вывода; ССП противительно-уступительные; ССП противительно-возместительные; ССП ограничительные; ССП отождествительно-соединительные; ССП соединительно-дополнительные)) и ССП не допускающие второго союзного элемента (ССП градационные (ССП собственно-градационные и ССП усилительные) и ССП пояснительные).4
В нашей выпускной квалификационной работе мы руководствуемся структурно-семантической классификацией предложенной и. В работе этих исследователей в качестве определяющего признака разграничения ССП выступает однородность / неоднородность их состава. Она выделяет:
ССП с общим соединительным значением, которые, в свою очередь, подразделяются на соединительно-перечислительные, соединительно - отождествительные, соединительно-распространительные, соединительно - результативные, условно-следственные, предложения соединительного несоответствия, соединительно - градациозные предложения; - ССП с общим разделительным значением, подразделяющиеся на предложения взаимоисключения, чередования и альтернативной мотивации; - ССП с общим противительным значением, которые делятся на сопоставительные, противительно-ограничительные, противительно-уступительные и противительно-возместительные предложения; - ССП с пояснительными и присоединительными отношениями.
Данная структурно-семантическая классификация позволяет учитывать структуру обеих частей, синтаксические средства связи и смысловые значения придаточных частей. Она является в настоящее время ведущей. 5
Методологической базой исследования явились фундаментальные работы в области общего и русского (В. фон Гумбольдт, Ф. де Соссюр, Э. Сепир, и др.), законодательные документы, указы Президента Республики Узбекистан и постановления Правительства о развитии науки и образования.
Теоретическая значимость заключается в том, что данный лингвистический материал можно использовать при изучении сложносочиненных предложений.
Практическая значимость исследования состоит в том, что данный лингвистический материал относится к числу программного. Результаты и материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе общеобразовательных школ, лицеев, колледжей на занятиях по русскому языку.
Положения, выносимые на защиту:
В поэтических текстах И. Бродского присутствуют сложносочиненные предложения открытой и закрытой структуры, то есть однородного и неоднородного состава; ССП однородного состава с общим соединительным значением в поэзии имеют дополнительное значение одновременности и следования. Значение одновременности всегда выражено ми глаголов-сказуемых, а значение следования – семантическим наполнением предикативных частей, соединительные союзы в которых служат связующим звеном для предикативных частей; предпочитал использовать ССП со значением одновременности, а ССП со значением следования гораздо меньше, к тому же соединительное значение автор предпочитал выражать союзом И, а союз ДА был использован лишь один раз в проанализированном нами поэтическом материале; Конструкции однородного состава, то есть открытой структуры, с дополнительными значениями взаимоисключения и чередования (в ССП с общим разделительным значением), используются крайне редко; ССП неоднородного состава с общим противительным значением в поэзии имеют дополнительное значение сопоставления, ограничения и уступки. Противительное значение всегда выражено с помощью союзов, а также семантического наполнения предикативных частей; предпочитал использовать противительные ССП со значением сопоставления, а ССП со значением ограничения и уступки гораздо меньше, к тому же общее противительное значение автор выражал союзом НО; Конструкции с пояснительным значением в ССП неоднородного состава не характерны для синтаксиса поэта в отличие от ССП с градационными отношениями.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения (методическая разработка урока). Список использованной литературы включает 46 наименований и 4 интернет-источника, использованных в процессе работы над темой выпускной квалификационной работы, общий объем которой составляет 66 страниц.