Основные структурно семантические типы сложно сочиненного предложения. Смысловые отношения в сложносочинённом предложении

Основной тип сложного предложения - сложноподчиненное предложение, так как нем наиболее ярко представлены типичные структурносемантические признаки сложного предложения. Поэтому в Русской грамматике-80 и в некоторых вузовских учебниках (В. В. Бабайцевой, Л. Ю. Максимова) рассмотрение видов сложного предложения начинается с сложноподчиненного предложения.
Сложносочиненное предложение - структурно-семантическая разновидность сложного предложения, состоящая из двух или более грамматически равноправных предикативных частей, связанных друг с другом при помощи сочинительных союзов, грамматически и по смыслу.
Вызывает споры вопрос о грамматическом объеме сложносочиненных предложений.
Н-р, Шуршат и плещут волны.
На то, каким является статус предложений с однородными сказуемыми, в специальной литературе существуют две точки зрения:
  1. это сложносочиненное предложение (мнение, изложенное в Грамматика-70 и Русской грамматике-80);
  2. это простое предложение с однородными сказуемыми (мнение большинства синтаксистов).
В литературе прослеживается разное понимание сочинительных отношений между предикативными частями сложных предложений.
Н -р, Волны звучали, солнце сияло, море смеялось.
Многие рассматривают подобные предложения как сложносочиненные на основании того, что бессоюзие может содержать в себе характер сочинительных отношений.
Структурно-семантические признаки сложносочиненных предложений:
  1. Структурные признаки:
  1. Полипредикативность;
  2. Наличие грамматических средств связи предикативных частей - сочинительных союзов.
  3. Структурная неполнота одной предикативной части.
Н-р, Мир освещается солнцем, а человек - знаниями.
  1. Возможность наличия общих второстепенных членов предложения, что сказывается на пунктуации.
Н-р, Здесь на просторе месяц казался больше и звезды сияли ярче.
  1. Порядок следования предикативных частей может быть фиксированный или нефиксированный.
Ср.: Дверь открылась, и Герман вошел. (Фиксированный порядок следования предикативных частей, что предопределяется общим смыслом предложения: предикативные части нельзя поменять местами).
Солнце светит, и птички поют. (нефиксированный порядок следования предикативных частей: предикативные части нельзя поменять местами).
  1. Координация видо-временных форм глаголов-сказуемых во всех предикативных частях.
  2. Возможный структурный параллелизм построения предикативных частей.
  1. Семантические признаки:
  1. Полипропозитивность.
  2. Лексико-тематическое единство между предикативными частями.
  3. Предикативные части предложения логически совместимы.
  4. Между предикативными частями предложения складывается определенный тип грамматических отношений, т.е. каждое сложносочиненное предложение обладает определенным грамматическим значением.

Еще по теме Сложносочиненные предложения (ССП). Структурно-семантические признаки ССП. Средства связи частей в ССП: сочинительные союзы, типизированные лексические элементы, соотношение видо-временных форм глаголов-сказуемых и др.:

Сложные предложения - это предложения, состоящие из нескольких простых.

Основными средствами связи простых предложений в сложных являются интонация, союзы (сочинительные и подчинительные) и союзные слова (относительные местоимения и местоимённые наречия).

В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные . Союзные предложения подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые .

Сложносочинённые предложения (ССП) - это сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.

Типы сложносочинённых предложений по характеру союза и значению

Тип ССП Союзы Примеры
1. соединительными союзами (соединительные отношения). И; да (в значении и ); ни..., ни; да и; тоже; также; не только..., но и.

Открыли дверь, и в кухню паром вкатился воздух со двора (Паустовский).
Лицо её бледно , слегка раскрытые губы тоже побледнели (Тургенев).
Не только не было никакой рыбки, но и удилище не имело даже лески (Садовский).
Он шуток не любил , да и её при нём оставляли в покое (Тургенев).

2. Сложносочинённые предложения с противительными союзами (противительные отношения). А; но; да (в значении но ); однако (в значении но ); зато; но зато; а то; не то; а не то; частица же (в значении союза а ); частица только (в значении союза но ).

Иван Петрович ушёл , а я остался (Лесков).
Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером (Герцен).
Я ничего не ел , но голода я не чувствовал (Тендряков).
Утром прошёл дождь , зато сейчас над нами блистало чистое небо (Паустовский).
Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоём отъезде (Писемский).
Лодки сразу исчезают во тьме, только долго слышны всплески вёсел и голоса рыбаков (Дубов).

3. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами (разделительные отношения). Или; либо; не то..., не то; то..., то; то ли..., то ли.

Либо рыбку съесть , либо на мель сесть (пословица).
Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней (Тургенев).
То ли на него подействовала тишина и одиночество , то ли он просто вдруг взглянул другими глазами на успевшую стать привычной обстановку (Симонов).

Обратите внимание!

1) Сочинительные союзы могут связывать не только части сложносочинённого предложения, но и однородные члены. Их разграничение особенно важно для расстановки знаков препинания. Поэтому при разборе обязательно выделите грамматические основы, чтобы определить тип предложения (простое с однородными членами или сложносочинённое предложение).

Ср.: От дымной проруби шёл человек и нёс большого осетра (Песков) - простое предложение с однородными сказуемыми; Денег дам на дорогу, и вертолёт вызвать можно (Песков) - сложносочинённое предложение.

2) Сочинительные союзы обычно занимают место в начале второй части (второго простого предложения).

Кое-где Дунай служит границей, но он служит и дорогой людям друг к другу (Песков).

Исключение составляют союзы тоже, также , частицы-союзы же, только . Они обязательно занимают или могут занимать место в середине второй части (второго простого предложения).

Мы с сестрой плакали , мать также плакала (Аксаков); Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (Куприн).

Поэтому при разборе такие сложносочинённые предложения часто путают с бессоюзными сложными предложениями.

3) Двойной союз не только..., но и выражает градационные отношения и в школьных учебниках отнесен к соединительным союзам. Очень часто при разборе принимают во внимание только его вторую часть (но и ) и ошибочно относят к противительным союзам. Чтобы не ошибиться, попробуйте заменить этот двойной союз союзом и .

Ср.: Язык должен быть не только понятный или простонародный , но и язык должен быть хороший (Л. Толстой). - Язык должен быть понятный или простонародный , и язык должен быть хороший .

4) По значению сложносочинённые предложения очень разнообразны. Достаточно часто они близки по значению к сложноподчинённым предложениям.

Ср.: Уйдёшь ты - и станет темно (Шефнер). - Если уйдёшь ты , станет темно ; Я ничего не ел , но голода я не чувствовал (Тендряков). - Хотя я ничего не ел , голода я не чувствовал .

Однако при разборе принимается во внимание не это конкретное значение, а значение, обусловленное типом сочинительного союза (соединительный, противительный, разделительный).

Примечания. В некоторых учебниках и пособиях к сложносочинённым предложениям относят сложные предложения с пояснительными союзами то есть, а именно , например: Правление уполномочило его ускорить работы, то есть , иными словами, он сам себя уполномочил к этому (Куприн); Перелёты птиц выработались как приспособительный инстинктивный акт, а именно : он даёт птицам возможность избежать неблагоприятных условий зимы (Песков). Другие исследователи относят их к сложноподчинённым предложениям или выделяют в самостоятельный тип сложных предложений. Часть исследователей предложения с частицами только, же относят к бессоюзным предложениям.

Сложное предложение, части которого соединяются сочинительными союзами, называется сложносочиненным .

Части сложносочиненного предложения синтаксически относительно равноправны. Но этого нельзя сказать о смысловых взаимоотношениях частей, здесь могут быть самые разнообразные варианты: и относительная самостоятельность отдельных частей, и взаимообусловленность.

Сложносочиненные предложения различаются средствами синтаксической связи и характером выражаемых отношений между частями. В связи с этим выделяются предложения:

· с соединительными отношениями,

· противительными отношениями,

· разделительными отношениями,

· пояснительными отношениями,

· предложения с отношениями градации и

· присоединения .

Эти разновидности сложносочиненных предложений могут объединяться в более широкие разряды на основании такого синтаксического признака, как структурная открытость и закрытость.

Структурная классификация сложносочиненных предложений.

К предложениям открытой структуры – сочетание неопределенного количества предикативных единиц - относятся предложения с отношениями

  • соединительными и
  • разделительными;

закрытой структуры - сочетание только двух предикативных единиц - это предложения с отношениями

  • противительными,
  • градационными и
  • присоединительными.

Сочинительная связь.

Части соединены как равноправные, они сохраняют свою относительную самостоятельность, хотя лексически могут испытывать воздействие друг от друга.

Синтаксическая связь с помощью сочинительных союзов.

Сочинение придает частям известную самостоятельность.

Сочинительный союз располагается между частями, не сливаясь ни с одной.

Сложносочиненные предложения, выражающие соединительные и противительные отношения. Значения и оттенки значений союзов.

Сложносочиненные предложения, выражающие соединительные отношения.

Соединительные союзы: и, да, также, тоже, и – и, ни – ни . Обладают открытой структурой.

Противительные отношения.

Противительные союзы: а, но, да, однако, зато, же, а то, не то, а не то . Обладают закрытой структурой. Порядок слов во второй части обусловлен характером ее противопоставления первой.

Значения и оттенки значений союзов.

Соединительные союзы: значение одинакового, сходного, аналогичного. Соединяют части ССП соединительными отношениями.

И - самый распространенный и многозначительный союз.

1) Временные значения (последовательность или одновременность)

2) Причинно-следственные значения

3) Условно следственные значения

4) Сопоставительно-противительные

Да - оттенок присоединительности.

И- И- - общеутвердительное, или общеотрицательное значение.

Ни- Ни - значение отрицательного перечисления или взаимоисключения.

Также, тоже – присоединительный оттенок.

Противительные союзы: основное значение противопоставление или сопоставление. Закрытая структура предложений.

Но – индивидуальная семантика – противоположно разное. Стилистически нейтральный.

А – сопоставление собственно разного.

Однако - значение противоположности усилено. Стилистически книжный.

Да – значение противоположности ослаблено. Стилистически – разговорный.

Зато – возместительный оттенок.

Же – добавочное значение усилительной частицы.

Сложносочиненные предложения, выражающие разделительные, пояснительные и присоединительные отношения.

Разделительные отношения.

Разделительные союзы: указывают на чередование событий, последовательную их смену, несовместимость. Основное значение – взаимоисключение, чередование.

Или, либо – общее значение взаимоисключения, разделительности.

Ли –Ли, Ли –Или – оттенок перечисления.

То –То – чередование действий или явлений, их последовательная смена.

То ли – то ли, не то – не то – оттенок предположительности.

Пояснительные отношения.

Пояснительные союзы: отношение пояснения.

Сложное предложение, части которого соединяются сочинительными союзами, называется сложносочиненным .

Части сложносочиненного предложения синтаксически относительно равноправны. Но этого нельзя сказать о смысловых взаимоотношениях частей, здесь могут быть самые разнообразные варианты: и относительная самостоятельность отдельных частей, и взаимообусловленность.

Сложносочиненные предложения различаются средствами синтаксической связи и характером выражаемых отношений между частями. В связи с этим выделяются предложения:

· с соединительными отношениями – общее значение одинакового или сходного,

· противительными отношениями – общее значение противопоставления или сопоставления,

· разделительными отношениями – общее значение чередование событий, последовательная их смена или несовместимость,

· пояснительными отношениями – общее значение пояснения – содержание 2й части представляет собой пояснение, уточнение того, о чем говорится в 1й части,

· предложения с отношениями градации и присоединения – содержание 2 части предложения представляет собой дополнительное сообщение или добавочное замечание.

Эти разновидности сложносочиненных предложений могут объединяться в более широкие разряды на основании такого синтаксического признака, как структурная открытость и закрытость.

Структурная классификация сложносочиненных предложений.

К предложениям открытой структуры – сочетание неопределенного количества предикативных единиц - относятся предложения с отношениями

  • соединительными и
  • разделительными;

закрытой структуры - сочетание только двух предикативных единиц - это предложения с отношениями

  • противительными
  • пояснительными
  • присоединительными.

Сложносочиненные предложения, выражающие соединительные и противительные отношения. Значения и оттенки значений союзов.

Сложносочиненные предложения, выражающие соединительные отношения.

Соединительные союзы: и, да, также, тоже, и – и, ни – ни . Обладают открытой структурой.

Соединительные союзы : значение одинакового, сходного, аналогичного.

И - самый распространенный и стилистически нейтральный союз.

1) Временные значения (последовательность – порядок частей или одновременность – таксис и детерминант) В школах прозвенел последний звонок, и впереди у выпускников сложные экзамены.

2) Причинно-следственные значения – наглядно выявляются наличием во 2 части после союзов наречий (потому, поскольку, оттого): Студентка готовилась к экзамену, и потому обрадовала всех своими результатами. При отсутствии второго союзного элемента значение определяется лексическим составом частей: Было холодно, и я натянул шапку.

3) Условно-следственные значения - имеют изначально стилевую окраску: в 1 части предложения представлена ирреальная модальность, создаваемая формами усл.накл. глаголов

(Приди он вчера – и ничего бы не случилось ).

4) Сопоставительно-противительные – альтернативный, стилистически окрашенный вариант ССП с противительными союзами. В комнате были открыты окна, и все-таки было душно (=но).

Да - оттенок присоединительности + отношения одновременности и разновремнности

И, И - общеутвердительное, или общеотрицательное значение.

Ни - Ни - значение отрицательного перечисления или взаимоисключения.

Также, тоже – присоединительный оттенок 2 части предложения.

Противительные отношения.

Противительные союзы : а, но, да, однако, зато, же, а то, не то, а не то. Обладают закрытой структурой. Порядок слов во второй части обусловлен характером ее противопоставления первой

Противительные союзы : основное значение противопоставление или сопоставление. Закрытая структура предложений.

Но – индивидуальная семантика – соединение противоположного разного. Стилистически нейтральный.

А – сопоставление собственно разного (антонимичные объекты)

Однако - значение противоположности усилено. Стилистически книжный.

Да – значение противоположности ослаблено. Стилистически – разговорный.

Зато – возместительный оттенок.

Же – добавочное значение усилительной частицы.

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

УЗБЕКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ

Кафедра русскоГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Минбаев Шахриёр Ахлиёр угли

СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ТИПЫ СЛОЖНОСОЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

(НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭЗИИ И. А. БРОДСКОГО)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на соискание степени бакалавра по направлению образования:

511 13 00 – Родной язык и литература ( и литература в иноязычных группах)

Завкафедрой русского языка ______ преп.

и литературы __________ д. ф.н., «_____» __________ 2017 года

«_____» __________ 2017 года

Ташкент – 2017

Введение……………………………………………………………………........3-9

Глава I. История изучения сложносочиненного предложения в лингвистической науке…………………………………………………….10-23

Понятие сложного предложения как единицы.10-13 Сложносочиненное предложение………………………………...13-14 Классификация ССП в современной лингвистической науке….14-18

1.3.1. ССП с соединительными союзами………………………...14-15

1.3.2. ССП с разделительными союзами…………………………15-16

1.3.3. ССП с противительными союзами………………………...16-17

1.3.4. ССП с пояснительно-присоединительными союзами……17-18

1.4. Сложносочиненные предложения однородного и неоднородного

состава……………………………………………………………...18-23

Выводы по главе I……………………………………………………………24-25

Глава II. Структурно-семантические типы сложносочиненных предложений в поэзии …………………………………..26-46

2.1. ССП однородного состава (с общим соединительным и

общим разделительным значением)………………………………26-37

2.2. ССП неоднородного состава (с общим противительным

значением)……………………………………………………………37-46

Выводы по главе II …………………………………………………………..47-48

Заключение…………………………………………………………………...49-52

Список использованной литературы………………………………………..53-56

Приложение. «Изучение сложносочиненных предложений (на материале

поэзии И. Бродского) на уроках русского языка»………….57-66

ВВЕДЕНИЕ

С приобретением Республикой Узбекистан государственного суверенитета одной из главных задач общегосударственного масштаба стало формирование нового поколения кадров «с высокой общей и профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, умением самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, способных ставить и решать задачу на перспективу»1, так как «... только та страна, та нация может добиться великого будущего, процветания и благополучия, которая сумеет подготовить знающих, профессионально грамотных и энергичных личностей, настоящих патриотов своей страны, обогатить их огромным духовным наследием великой национальной культуры, приобщить к сокровищницам мировой науки и культуры»2.

«Ученые республики ведут фундаментальные и прикладные исследования по многим направлениям современной науки. В республике созданы научные школы мирового класса и успешно проводятся исследования по многим направлениям.

Развитие собственного интеллектуального, научно-технического потенциала, как фактора устойчивого прогресса нашей страны, мы непосредственно связываем с дальнейшим расширением научных, технических и культурных связей с в мире исследовательскими центрами, с совместным проведением исследований по многим актуальным проблемам».3

Выпускная квалификационная работа посвящена изучению проблемы характеристики типов сложносочиненных предложений в структурно-семантическом аспекте на материале поэзии.

Бродского неоднородна по своим стилевым и жанровым свойствам. Каждой ее разновидности соответствует особое мироощущение лирического героя, его поэтический язык. Конкретный тип такого повествования обусловлен образно-психологическим заданием автора. Особое значение автор придавал лексико-синтаксическому строю стиха. придирчиво подходил к каждому используемому им слову. Среди многообразия всех языковых средств, используемых автором в своих стихотворениях, особняком стоит употребление синтаксических конструкций. Они передают все многообразие явлений, событий, чувств, мыслей, переживаний лирических героев.

Синтаксические конструкции в произведениях, освещенные обобщающей мыслью, несут определенные сведения о природе родного края, любви, поэзии, месте поэта в мире.

В нашей выпускной квалификационной работе мы сделали акцент на изучении сложносочиненных предложений однородного и неоднородного состава.

Актуальность данной темы состоит в том, что современное состояние лингвистики уже не может замыкаться в сфере изучения изолированных языковых единиц, оно требует их исследования в реальной сфере функционирования, в частности – в том или ином тексте.

Научная новизна работы определяется исследованием и частотностью употребления типов сложносочиненных предложений в поэтических произведениях.

Объектом данной работы являются сложносочиненные предложения в поэзии.

Предметом исследования являются структурно-семантические типы сложносочиненных предложений в поэтических произведениях.

Целью данной работы является выявление и анализ структурно-семантических типов сложносочиненных предложений, использованных в поэтических текстах и применение данного материала на практике (на уроке по русскому языку).

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

Произвести отбор необходимого материала для изучения и анализа; Классифицировать синтаксические конструкции по типам; Рассмотреть все типы ССП в контексте стихотворений; Выявить особенности лексико-синтаксического строя стиха. Составить план-конспект урока по теме «Сложносочиненное предложение».

В работе использованы следующие методы исследования:

Метод лингвистического описания – использован для анализа и описания лингвистических свойств ССП; семантический метод – использован для анализа и определения семантических характеристик ССП в поэзии; сравнительный метод – использован для выявления и анализа универсальных и специфических характеристик использования разновидностей ССП в поэзии; а также метод систематизации.

Материалом исследования послужили языковые иллюстрации, собранные методом сплошной выборки, из стихотворений Иосифа Бродского.

Теоретической базой для данного исследования послужили классификации, предложенные и, . Так, разграничивает ССП в зависимости от характера отношений между частями и выделяет: ССП с соединительными отношениями; ССП с противительными отношениями; ССП с разделительными отношениями; ССП с отношениями градации; ССП с присоединительными отношениями.

дает классификацию ССП, выделяя в качестве ведущего признака открытость/закрытость структуры ССП: открытая структура, соединительные ССП (ССП с отношениями одновременности и следования) и разделительные ССП (ССП с отношениями взаимоисключения и чередования). Закрытая структура: ССП, допускающие второй союзный элемент (ССП без второго союзного элемента (ССП с союзом И и ССП с союзами А, НО и синонимичными им) и ССП со вторым союзным элементом (ССП следствия, вывода; ССП противительно-уступительные; ССП противительно-возместительные; ССП ограничительные; ССП отождествительно-соединительные; ССП соединительно-дополнительные)) и ССП не допускающие второго союзного элемента (ССП градационные (ССП собственно-градационные и ССП усилительные) и ССП пояснительные).4

В нашей выпускной квалификационной работе мы руководствуемся структурно-семантической классификацией предложенной и. В работе этих исследователей в качестве определяющего признака разграничения ССП выступает однородность / неоднородность их состава. Она выделяет:

ССП с общим соединительным значением, которые, в свою очередь, подразделяются на соединительно-перечислительные, соединительно - отождествительные, соединительно-распространительные, соединительно - результативные, условно-следственные, предложения соединительного несоответствия, соединительно - градациозные предложения; - ССП с общим разделительным значением, подразделяющиеся на предложения взаимоисключения, чередования и альтернативной мотивации; - ССП с общим противительным значением, которые делятся на сопоставительные, противительно-ограничительные, противительно-уступительные и противительно-возместительные предложения; - ССП с пояснительными и присоединительными отношениями.

Данная структурно-семантическая классификация позволяет учитывать структуру обеих частей, синтаксические средства связи и смысловые значения придаточных частей. Она является в настоящее время ведущей. 5

Методологической базой исследования явились фундаментальные работы в области общего и русского (В. фон Гумбольдт, Ф. де Соссюр, Э. Сепир, и др.), законодательные документы, указы Президента Республики Узбекистан и постановления Правительства о развитии науки и образования.

Теоретическая значимость заключается в том, что данный лингвистический материал можно использовать при изучении сложносочиненных предложений.

Практическая значимость исследования состоит в том, что данный лингвистический материал относится к числу программного. Результаты и материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе общеобразовательных школ, лицеев, колледжей на занятиях по русскому языку.

Положения, выносимые на защиту:

В поэтических текстах И. Бродского присутствуют сложносочиненные предложения открытой и закрытой структуры, то есть однородного и неоднородного состава; ССП однородного состава с общим соединительным значением в поэзии имеют дополнительное значение одновременности и следования. Значение одновременности всегда выражено ми глаголов-сказуемых, а значение следования – семантическим наполнением предикативных частей, соединительные союзы в которых служат связующим звеном для предикативных частей; предпочитал использовать ССП со значением одновременности, а ССП со значением следования гораздо меньше, к тому же соединительное значение автор предпочитал выражать союзом И, а союз ДА был использован лишь один раз в проанализированном нами поэтическом материале; Конструкции однородного состава, то есть открытой структуры, с дополнительными значениями взаимоисключения и чередования (в ССП с общим разделительным значением), используются крайне редко; ССП неоднородного состава с общим противительным значением в поэзии имеют дополнительное значение сопоставления, ограничения и уступки. Противительное значение всегда выражено с помощью союзов, а также семантического наполнения предикативных частей; предпочитал использовать противительные ССП со значением сопоставления, а ССП со значением ограничения и уступки гораздо меньше, к тому же общее противительное значение автор выражал союзом НО; Конструкции с пояснительным значением в ССП неоднородного состава не характерны для синтаксиса поэта в отличие от ССП с градационными отношениями.

Структура и объем выпускной квалификационной работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения (методическая разработка урока). Список использованной литературы включает 46 наименований и 4 интернет-источника, использованных в процессе работы над темой выпускной квалификационной работы, общий объем которой составляет 66 страниц.