Седьмой флот. Седьмой флот США преследует "черная карма"

В начале ноября 2017 года состоялась пресс-конференции группы адмиралов американских флотов во главе с главнокомандующим объединенных Военно-Морских сил США Джоном Ричардсоном. Речь шла о результатах расследований двух трагических столкновений с участием боевых кораблей «Фицджеральд» (DDG 62) и «Джон С. Маккейн» (DDG 56), которые случились летом этого года. Тогда, напомним, погибли 17 матросов, а расходы на ремонт превысили 500 миллионов долларов. Сразу после аварий были уволены 10 высших чинов 7-го флота, а также все офицеры обоих эсминцев.

Из отчета по результатам расследования видно, что неприятные для американцев инциденты связаны, прежде всего, с человеческим фактором, хотя имеют место и технические моменты. В целом, обе катастрофы больно бьют по имиджу Соединенных Штатов. В частности, СМИ Китая уже назвали 7-й флот США «бумажным тигром». Эта оценка крайне болезненно была воспринята в Пентагоне, поскольку снижает китайский порог страха перед «великой Америкой».

Когда 21 июня 2017 года эсминец США «Фицджеральд» столкнулся с контейнеровозом ACX Crystal, шедшим под филиппинским флагом, у него вышло из строя все электронное оборудование, в том числе навигационное и радиоэлектронное. И, к удивлению китайцев, на борту американского корабля не нашлось ни одного специалиста, который мог бы реанимировать аппаратуру и перезагрузить программное обеспечение. «SOS» передали по мобильному телефону, что вызвало много ироничных шуток у жителей КНР.

«Представляю фильм ужаса на „Фицджеральде“, если бы мобильная связь тоже заглохла».

«Мама, позвони в Пентагон, скажи, что у нас всё сломалось».

Ху Бо, профессор НИИ океанской стратегии Пекинского университета, заявил, что американские матросы и офицеры 7-го флота, самого крупного из американских соединений, сегодня напоминают «загнанных и ничего не понимающих лошадей». Люди измучены бесконечными учениями, миротворческими операциями и специальными миссиями. Вашингтонские начальники в ответ на повышение геополитической напряженности вокруг ядерной проблемы КНДР и кризиса в Южно-Китайском море, отдают слишком много суетливых приказов. Адмиралы и политики надеются напугать всех, в том числе китайцев и русских, 59-ю кораблями ВМС США, которые бесперебойно курсируют по территории площадью 124 миллиона квадратных километров.

Бывший капитан эскадренного миноносца «Балкли» (DDG 84), а ныне эксперт Гудзонского института по военно-морским кораблям Брайан МакГрат, комментируя выводы и предложения комиссии по расследованию, отмечает, что административная попытка поднять боеготовность в условиях растущих оперативных обязательств не спасет флот от повторения ошибок. По факту, это означает, что эксплуатация американской военной силы доведена до предела возможностей. И это в мирное-то время.

Анализ катастроф с кораблями «Фицджеральд» и «Джон С. Маккейн», расписанный по секундам, показывает, что вахтенные офицеры и рулевые вели себя как люди с выключенными мыслительными процессами. Впрочем, утверждать, что виновникам катастрофы оказались полностью невменяемые люди, тоже не стоит.

В отчете о столкновении «Фицджеральда» говорится, что человек, ответственный за безопасное судоходство — офицер в звании младшего лейтенанта, во-первых, не решился разбудить капитана, как того требовали обстоятельства, и, во-вторых, не знал элементарных правил морского вождения. Вместо того чтобы замедлить ход и повернуть направо, офицер пошел на таран, будучи уверенный, что гигантский контейнеровоз увернется за короткое время. Такая же картина повторилась на корабле «Джон С. Маккейн». Действия обоих рулевых попали под особый контроль, так как по факту их можно классифицировать, как диверсию с целью нанести максимальный ущерб.

Выяснилось еще и вот что. Оказывается, на эсминцах регулярно пропадает связь между мостиком и «информационным центром боевых действий», который обязан контролировать работу вахтовых офицеров и в случае ошибок взять на себя управление. Более того, в отчете подняты вопросы о конфигурации оборудования, особенно радаров, и об уровне полезности и избыточности информации. Офицеры и рулевые перегружены совершенно ненужными данными, но в критических ситуациях не могут сконцентрироваться на главном. В этом плане мостовое оборудование, дисплеи, поисковые системы, системы автоматической идентификации «Фицджеральд» и «Джон С. Маккейн» имеют худшие показатели, чем даже аппаратура коммерческих судов среднего уровня. Это тоже — из отчета американских адмиралов.

В целом, трагедия «Фицджеральда» вошла в список катастроф Военно-Морских сил Америки как самая глупая история, характеризующая невероятно низким уровнем профессиональной компетенции. Такое впечатление, что действие фильма «Тупой и еще тупее» происходило именно на этом эсминце.

В столкновении «Джона С. Маккейна» отмечено не меньше странностей. За час до катастрофы капитан заметил, что матрос (это был не офицер, как требовалось по уставу) валился с ног от усталости и простуды. Но вместо того, чтобы заменить человека с плохим самочувствием, к нему приставили другого матроса, которому приказали не давать уснуть рулевому и одновременно следить за двигателями. Позднее выяснилось, что оба матроса не имели требуемых профессиональных навыков, хотя по документам оба были аттестованы. И здесь комиссия зафиксировала незнание правил морского судоходства, а также чувство превосходства по отношению к другому судну.

Выводы комиссии составляют 170 страниц текста. Главный из них заключается в следующем: флот США перегружен миссиями в ущерб обучению и отдыху. Однако руководство не намерено снижать нагрузку, зато усилит удаленный мониторинг над командами. Между тем, Брайан МакГрат пишет, что офицеры в личных разговорах жалуются на беспрецедентно низкий уровень знаний матросов. На флот берут всех подряд, приписывая им несуществующие профессиональные навыки. Связано это с общим падением грамотности американской молодежи.

Жарг. бизн., мил. Отдел внутренней разведки. БСРЖ, 629.

  • - постоянный полк действительной службы из молодежи Черкасского и Таганрогского округов; сформирован на кадрах прежнего 28 полка; имел Георгиевское знамя за 1812 г. и белые петлицы...

    Казачий словарь-справочник

  • - В гороскопе...

    Астрологическая энциклопедия

  • - совокупность транспортных, промысловых и пр. судов какого-либо государства...

    Морской словарь

  • - седьмо́й числ., употр. сравн. часто 1. Седьмым называют то, что следует за шестым, соответствует количеству 7. Седьмой выпуск. | Седьмой этап чемпионата. | Седьмая симфония Шостаковича. | Седьмой Вселенский Собор...

    Толковый словарь Дмитриева

  • - Общеславянское слово, имеющее родственные в других индоевропейских языках...

    Этимологический словарь русского языка Крылова

  • - Общеслав. индоевроп. характера. Того же корня что др.-прус. septams, лат. septimus, др.-инд. samtamás и др. Форма - из ст.-сл. яз., в др.-рус. яз. - семыи, диал. семой, сёмый с упрощением дм >...

    Этимологический словарь русского языка

  • - Горьк. Очень далеко. БалСок, 45...
  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - СЕДЬМО́Й, -ая, -ое. 1. см. семь. 2. седьмая, -ой. Получаемый делением на семь. Седьмая часть. Одна седьмая...

    Толковый словарь Ожегова

  • - СЕДЬМО́Й, седьмая, седьмое. 1. числ. поряд. к семь. Седьмой раз. 2. в знач. сущ. седьмая, седьмой, жен. Седьмая часть чего-нибудь...

    Толковый словарь Ушакова

  • Толковый словарь Ефремовой

  • - седьмо́й I м. разг. Тот, кто в каком-либо множестве следует за шестым. II прил. 1. поряд. от числ. семь; следующий за шестым при счете, нумерации однородных предметов, явлений. 2. разг. Приближающийся к семи...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - седьм"...

    Русский орфографический словарь

  • - седьмо́й диал. сёмый, семо́й, укр. сьо́мий, блр. сёмы, др.-русск. семыи, ст.-слав. седмъ ἕβδομος , болг. се́дми, сербохорв. се̑дми̑, словен. sẹ́dmi, чеш. sedmý, слвц. siedmy, польск...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - Жарг. мол. Шутл. Статья 7-б, освобождающая от службы в армии. Мазурова, 135...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ...

    Формы слова

"Седьмой флот" в книгах

II. ФЛОТ

Из книги Александр Юдин автора Шушарин Михаил Иосифович

II. ФЛОТ 1Одесский военный порт. Бетонированные причалы. Тихое дыхание волны, укрощаемое каменной дамбой. И белый, как свеча, маяк.Основная часть судов Черноморской транспортной флотилии, куда в отряд средств высадки войск был направлен для прохождения службы Александр

Ром и флот

Из книги Как правильно пить. От зимнего глинтвейна до летнего крюшона. Незаменимый путеводитель для тех, кто любит наслаждаться жизнью круглый год автора Мур Виктория

10-й Флот

Из книги В схватке с «волчьими стаями». Эсминцы США: война в Атлантике автора Роско Теодор

10-й Флот В мае 1943 года был сформирован 10-й Флот. В действительности это было только название. Действуя через штабы Атлантического флота и морских пограничных районов, он готовился координировать усилия всех противолодочных сил. Обязанности флота в этом плане были чисто

ФЛОТ

Из книги автора

ФЛОТ Еще более восторженно, чем о реформах армии Петром, полагается писать о «создании флота». Мол, «великий преобразователь» пришел, увидел - флота не было. И победил, конечно же, построил флот. И увидел Пётр, что это хорошо. Вот преемники Петра, люди ограниченные и

4. ФЛОТ

Из книги Повести автора Рубинштейн Лев Владимирович

4. ФЛОТ Прошло двадцать два года. Теперь Петру было уже сорок два года, он стал контр-адмиралом.За это время много боевых кораблей было построено в России, и строили их знаменитые русские мастера. За эти годы вырос грозный русский военно-морской флот. И новый флаг, белый с

Из книги автора

6. Армия и флот Армия: воровство, беспорядок, некомпетентность. – Перевооружение по шведскому образцу. – Аркебуз, мушкет и штык – Конница. – Артиллерия. – Флот: галеры и бригантины. – Пираты. – Адмирал Ришелье. – Война: тотальная мобилизация. – Через поражения к победам

Из книги Повседневная жизнь Франции в эпоху Ришелье и Людовика XIII автора Глаголева Екатерина Владимировна

6.9. «Античный» флот греков, плывущий на Трою и венецианский флот, везущий крестоносцев на Царь-Град

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

6.9. «Античный» флот греков, плывущий на Трою и венецианский флот, везущий крестоносцев на Царь-Град Греческие вожди должны были собрать большой флот, чтобы достичь Трои. В Илиаде и Троянских Сказаниях подробно перечисляются корабли, принявшие участие в походе. «Когда

3.3. Флот Леванта, Флот Океана

Из книги Борьба за господство на море. Аугсбургская лига автора Махов Сергей Петрович

Флот:

Из книги Опиумные войны. Обзор войн европейцев против Китая в 1840-1842, 1856-1858, 1859 и 1860 годах автора Бутаков Александр

Флот: Хотя английский флот, сильнейший в то время в мире, по-прежнему базировался на мощи линейных кораблей, имевших парусное оснащение, к 40-м годам в военно-морском деле происходят важные перемены.Новым словом в корабельном вооружении стали бомбические орудия, которые

Флот

Из книги Русско-японская война. В начале всех бед. автора Уткин Анатолий Иванович

Флот Российский флот имел славную историю, но никто в начале 1904 г. не знал его реальной силы. Уже говорилось, что особенностью русского флота было и то, что у огромной России не было ни единой незамерзающей бухты. Потому то царь и его адмиралы и стремились к Порт-Артуру - то

Против карпократиан, седьмой и двадцать седьмой ереси

Из книги Творения автора Кипрский Епифаний

Против карпократиан, седьмой и двадцать седьмой ереси 1. Неким иным делается Карпократ (?????????), составив себе лжеименным своим разумом непозволительное учение и соделавшийся по нравам всех худшим. Из всех сих учений: Симонова, Менандрова, Саторнилова, Василидова,

Против энкратитов, двадцать седьмой и сорок седьмой ереси

Из книги Творения автора Кипрский Епифаний

Против энкратитов, двадцать седьмой и сорок седьмой ереси 1. За Татианом следуют некие так называемые энкратиты (??????????), собственно им введенные в заблуждение и обман, но принимающие и другие мнения кроме ему принадлежащих, и еще более предавшиеся пустым выдумкам. Этих

Против ноэтиан, тридцать седьмой и пятьдесят седьмой ереси

Из книги Творения автора Кипрский Епифаний

Против ноэтиан, тридцать седьмой и пятьдесят седьмой ереси 1. После Бардесиана, не за много лет пред этим, но лет за сто тридцать до нашего времени (больше или меньше) восстал еще другой еретик по имени Ноэт (??????), уроженец Асийский из города Эфеса. Увлекаемый чуждым духом,

Против гиеракитов, сорок седьмой и шестьдесят седьмой ереси

Из книги Творения автора Кипрский Епифаний

Против гиеракитов, сорок седьмой и шестьдесят седьмой ереси 1. После этого нечестивого и более всякой ереси ядовитого, змееобразного и зверского извержения варварского учения Манеса, восстал некто именем Гиерак (???????), от которого получили название гиеракиты (?????????). Он

Тихий океан

Главные силы Тихоокеанского флота США были сосредоточены в Пёрл-Харборе на Гавайских островах. 7.12.1941 в гавани находились 8 ЛК (ВВ-36 "Nevada ", BB -37 "Oklahoma ", BB -38 "Pennsylvania " (в доке), ВВ-39 "Arizona ", BB -43 "Tennessee ", BB -44 "California ", BB -46 "Maryland " и ВВ-48 "West Virginia "), 2 KPT (CA -32 "New Orleans " и СА-38 "San Francisco "), 6 КРЛ (CL -7 "Raleigh ", CL -8 "Detroit ", CL -46 "Phoenix ", CL -48 "Honolulu ", CL -49 "St . Louis " и CL -50 "Helena "), 30 ЭМ (DD -66, DD -103, DD -106, DD -139, DD -348, DD -349, DD -350, DD -351, DD -352, DD -353, DD -354, DD -355, DD -357, DD -360, DD -365, DD -369, DD -370, DD -371, DD -372 (в доке), DD -373 (в доке), DD -374, DD -375 (в доке), DD -386, DD -387, DD -388, DD -389, DD -390, DD -391, DD -392 и DD -393), 8 ЭМ-МЗ (DM -15, DM -16, DM -17, DM -18, DM -19, DM -20, DM -21 и DM -22), 4 ЭМ-ТЩ (DMS -14, DMS -15, DMS -16n DMS -17) и 5 ПЛ (SS -167, SS -169, SS -170, SS -199 и SS -211). Из перечисленных кораблей ЭМ DD -139 нес патрульную службу у вхо­да в гавань.

В 25 милях южнее о. Оаху в зоне боевой подготовки находился КРТ СА-36 "Minneapolis " и 4 ЭМ-ТЩ (DMS -2, DMS -3, DMS -9 и DMS -11). Еще 1 ЭМ и 1 ПЛ (DD -336 и SS -200) проводили противолодочные учения в 60 милях к юго-западу от о. Оаху. 3 ПЛ (SS -179, SS -180 и SS -181) совер­шали переход от Западного побережья США и находились в 200 милях западнее Гавайских островов.

Еще несколько соединений и отдельных кораблей Тихоокеанского флота действовали на большом удалении от Гавайев.

Группа TF -8, состоящая из АВ CV -6 "Enterprise ", KPT CA -25 "Salt Lake City ", CA -26 "Northampton " и СА-27 "Chester " и 9 ЭМ (DD -363, DD -380, DD -382, DD -384, DD -385, DD -397, DD -398, DD -400 и DD -401), возвраща­лась из похода к атоллу Уэйк. Корабли находились в 200 милях к западу от Гавайских островов (21-11N , 161-00W ).

Группа TF -12, состоящая из АВ CV -2 "Lexington ", KPT CA -29 "Chicago ", СА-33 "Portland " и СА-34 "Astoria " и 5 ЭМ (DD -356, DD -364, DD -366, DD -367 и DD -368), следовала к атоллу Мидуэй и находились в 460 милях от не­го (23-30N , 170-30W ).

Группа TF -3, состоящая из KPT CA -35 "Indianapolis " и 5 ЭМ-ТЩ (DMS -1, DMS -4, DMS -10, DMS -12 и DMS -13), находилась у о. Джонстона.

В патрулировании находились 4 ПЛ: 2 - в районе атолла Мидуэй (SS -166 и SS -202), 2 - у атолла Уэйк (SS -198 и SS -201).

2 КРТ несли эскортную службу: СА-28 "Louisville " сопровождал ВТР с о. Борнео в Пёрл-Харбор, а СА-24 "Pensacola " - вспомогательные су­да на Филиппины.

На Западном побережье США находились следующие корабли: в штате Калифорния (Сан-Диего, Мэр-Айленд, Сан-Франциско) - АВ CV -3 "Saratoga ", КРЛ CL -10 "Concord " (ремонт), 17 ЭМ (DD -109, DD -113, DD -114, DD -115, DD -116, DD -137, DD -138, DD -164, DD -231, DD -236, DD -242, DD -250, DD -361 (ремонт), DD -376 (ремонт), DD -377 (ремонт), DD -378 и DD -379) и 9 ПЛ (SS -123, SS -128 (ремонт), SS -132 (ремонт), SS -133 (ремонт), SS -139, SS -140, SS -168 (ремонт), SS -171 (ремонт) и SS -203 (ремонт)); в штате Вашингтон (Бремертон, Пьюджет-Саунд и Сиэтл) - ЛК ВВ-45 "Colorado " (ремонт) и 3 ЭМ (DD -233, DD -234 и DD -235).

Панамский канал прикрывали КРЛ CL -11 "Trenton ", 6 ЭМ (DD -125, DD -148, DD -156, DD -215, DD -247 и DD -248) и 8 ПЛ (SS -127, SS -129, SS -134, SS -163, SS -164, SS -165, SS -206 и SS -209).

КРЛ CL -9 "Richmond " находился в южной части Тихого океана у чилий­ского побережья.

Защита Филиппин возлагалась на Азиатский флот, базирующийся на пор­ты Филиппинского архипелага и о. Борнео. Состоял из КРТ СА-30 "Houston ", КРЛ CL -12 "Marblehead " и CL -47 "Boise ", 13 ЭМ (DD -211, DD -213, DD -216, DD -217, DD -218, DD -219, DD -222, DD -224, DD -225, DD -226, DD -227, DD -228 и DD -230) и 29 ПЛ (SS -141, SS -142, SS -143, SS -144, SS -145, SS -146, SS -172, SS -173, SS -174, SS -175, SS -176, SS -177, SS -178, SS -182, SS -183, SS -184 (ремонт), SS -185, SS -186, SS -187, SS -188, SS -189, SS -190, SS -191, SS -192, SS -193, SS -194, SS -195 (ремонт), SS -196 и SS -197.

Атлантика

В портах и прибрежных водах Восточного побережья США находились 4 АВ (CV -4 "Ranger ", CV -5 "Yorktown ", CV -8 "Hornet " и CV -7 "Wasp "), 5 ЛК (BB -33 "Arkansas ", BB -35 "Texas ", BB -40 "New Mexico ", BB -55 "North Carolina " и BB -56 "Washington "), KPT (CA -31 "Augusta "), 4 КРЛ (CL -40 "Brooklyn ", CL -41 "Philadelphia ", CL -42 "Savannah " и CL -43 "Nashville "), 27 ЭМ (DD -130, DD -147, DD -151, DD -160, DD -187, DD -229, DD -239, DD -343, DD -383, DD -394, DD -399, DD -409, DD -403, DD -404, DD -406, DD -407, DD -408, DD -410, DD -413, DD -414, DD -415, DD -416, DD -443, DD -444, DD -453, DD -454 и DD -457) и 44 ПЛ (SS -63, SS -64, SS -65, SS -67, SS -68, SS -69, SS -71, SS -78, SS -79, SS -81, SS -82, SS -83, SS -84, SS -86, SS -87, SS -88, SS -89, SS -90, SS -91, SS -92, SS -93, SS -94, SS -95, SS -96, SS -97, SS -105, SS -125, SS -126, SS -131, SS -135, SS -136, SS -137, SS -138, SS -153, SS -154, SS -155, SS -156, SS -157, SS -159, SS -204, SS -205, SS -207, SS -208 и SS -210).

На Ардженшию (о. Ньюфаундленд) базировались ЛК ВВ-34 "New York ", 11 ЭМ (DD -145, DD -152, DD -154, DD -157, DD -223, DD -341, DD -430, DD -431, DD -435, DD -436 и DD -440) и ПЛ (SS -158).

На Исландию базировались ЛК ВВ-41 "Mississippi " и ВВ-42 "Idaho ", KPT СА-37 "Tuscaloosa " и СА-45 "Wichita " и 9 ЭМ (DD -411, DD -412, DD -417, DD -429, DD -432 (ремонт), DD -433, DD -434, DD -437 и DD -438).

В Карибском море действовали, базируясь на Пуэрто-Рико и Тринидад, КРЛ CL -4 "Omaha ", CL -5 "Milwaukee ", CL -6 "Cincinnati " и CL -13 "Memphis " и 6 ЭМ (DD -126, DD -149, DD -150, DD -381, DD -395 и DD -396).

Помимо перечисленных кораблей, в этот период 2 КРТ (СА-39 "Quincy " и СА-44 "Vincennes ") и 6 ЭМ (DD -358, DD -359, DD -362, DD -402, DD -405 и DD -419) сопровождали конвои из Америки в Кейптаун (Африка), а 27 ЭМ (DD -118, DD -128, DD -142, DD -144, DD -153, DD -155, DD -158, DD -159, DD -199, DD -210, DD -220, DD -221, DD -240, DD -246, DD -418, DD -420, DD -421, DD -422, DD -423, DD -424, DD -425, DD -426, DD -427, DD -428, DD -439, DD -441 и DD -442) осуществляли эскортирование судов в Се­верной Атлантике.

21 мая 1731 года был издан указ Сената об учреждении в дальневосточном форпосте Охотске военной флотилии. Этот день считается Днем , который стоит на страже восточных рубежей страны.

1. На задворках империи

Военная флотилия создавалась не на пустом месте. В 1649 году на побережье Охотского моря русские казаки построили крепость. Отсюда отправлялись в плавание исследовательские экспедиции, а также купеческие суда. К 1731 году здесь работала верфь, на которой строилось до десяти судов в год.

Вполне понятно, что для обеспечения безопасного судоходства в дальневосточном регионе необходимо было сформировать регулярный военный флот. Именно для этого в 1731 году и был издан сенатский указ. Он присваивал Охотску статус города (сейчас это рабочий поселок), назначал коменданта порта и ставил перед флотилией стратегические задачи по поддержки в регионе экспедиционной и торговой деятельности Российской империи.

Город Охотск

В виду отсутствия на Дальнем Востоке «конкурирующих» военных флотов, флотилия состояла преимущественно из военно-транспортных кораблей, имевших незначительное вооружение для борьбы с неорганизованными пиратами. К концу 30-х годов количество судов Охотской военной флотилии было доведено до 60 единиц. К середине века их число перевалило за сотню.

Однако экономическая отсталость региона и отсутствие горнорудной и металлургической промышленности способствовали отставанию Охотской флотилии на фоне российского военно-морского флота. Ситуацию усугубляли не только невысокое качество построенных кораблей, но и низкая подготовка судовых команд. Это, например, проявлялось в высокой аварийности: более трех десятков судов пошли на дно из-за ошибок судовождения, не имевших отношения к ведению боевых действий.

2. Боевое крещение

Поворот в истории флотилии произошел в 1835 году, когда она была переведена в Петропавловск-Камчатский. Повысилось качество судов, улучшилось их оснащенность вооружением, начал укрепляться личный состав. Пополнялось и количество военных кораблей за счет частичного перевода их из Балтийской флотилии.

И в 1854 году флотилия с честью выдержала первое крупное боевое крещение. В ходе Крымской войны, когда боевые действия велись на всех морских театрах, объединенная англо-французская эскадра попыталась захватить Петропавловский военный порт и уничтожить российский дальневосточный флот.

Фрегат «Аврора»

Шести судам, оснащенным 218 орудиями, противостояли наши фрегат «Аврора» и транспорт «Диана» при 67 орудиях. Интервенты, потеряв 450 человек убитыми и ранеными, были вынуждены отступить.

Английский журнал «Юнайтед сервис мэгэзин» так прокомментировал это сражение: «Борт одного только русского фрегата и нескольких батарей оказались непобедимыми перед соединенною морскою силой Англии и Франции, и две величайшие морские державы были осилены и разбиты ничтожным русским местечком ».

В 1856 году флотилия была переименована в Сибирскую.

3. Цусимская трагедия

В истории Тихоокеанского флота существуют не только героические, но и драматические, более того – трагические эпизоды. Таковым стала русско-японская война 1904-1905 годов.

В конце XIX века большая часть судов Сибирской флотилии была перебазирована в арендованный у Китая . К началу войны Россия еще не успела создать должную инфраструктуру главной базы дальневосточного флота. Например, в Порт-Артуре не было ремонтных доков. Что сыграло значительную негативную роль в поражении России в войне.

Соотношение российского и японского флотов накануне войны было практически паритетным. Однако японские корабли были оснащены более мощной артиллерией. Мощность японских фугасных снарядов превосходила мощность российских почти в 3 раза.

Соотношение судов было следующим (на первом месте число российских кораблей, на втором – японских):
Эскадренные броненосцы: 7 – 6
Броненосные крейсера: 4 – 6
Бронепалубные крейсера: 7 – 19
Минные крейсера: 4 – 2
Канонерские лодки: 10 – 9
Эскадренные миноносцы: 22 – 19
Миноносцы: 17 – 28

Первое же столкновение с японской эскадрой, в результате которого три российских корабля были выведены из строя, показали неготовность России к войне на море. Не спасло положение даже экстренное назначение адмирала Макарова командующим Сибирским флотом. Адмирал просто не успел реализовать необходимые для поднятия боеготовности меры.

В конце концов, все закончилось роковым двухдневным Цусимским сражением. В первый же день российская эскадра понесла решающие потери в виде трех из семи эскадренных броненосцев. По истечении второго дня российская эскадра практически прекратила свое существование. В «живых» остались крейсер «Алмаз», миноносцы «Бравый» и «Грозный», большой транспорт «Анадырь». Корабли были либо потоплены, либо уничтожены командой, либо интернированы.

Во время Первой мировой войны частично восстановленная Сибирская флотилия усилила Северный флот, а также была использована для боевых действий на Средиземном море.

4. По новому слову техники

Интенсивное строительство Тихоокеанского флота началось в 30-е годы ХХ века. После того, как флот получил и новое имя — Тихоокеанскмй, и материальные и людские ресурсы. Однако на период участия Советского Союза во Второй мировой войне наибольшая часть ресурсов флота была перебазирована в северные моря, а также в Черное море. Морской десант и морская авиация ТФ принимала активное участие в сухопутных боевых операциях. Например, при обороне Москвы. На дальнем Востоке был оставлен минимум ресурсов на случай, если бы Япония объявила войну СССР.

В шестидесятые годы началось оснащение Тихоокеанского флота судами нового поколения, на которых использовались последние достижения науки и техники. Вооружение флота атомными подводными лодками с ядерным боезапасом началось в 1961 году с атомной ПЛ «К-45» с крылатыми ракетами на борту.

Вскоре началось наращивание ударной мощи за счет атомных ПЛ стратегического назначения с баллистическими ракетами. Были приняты на вооружение крейсеры «Дмитрий Пожарский», «Адмирал Сенявин», «Адмирал Фокин», оснащенные новейшей техникой эскадренные миноносцы «Возбужденный» и «Вдохновенный», большие противолодочные корабли.

Крейсер «Адмирал Сенявин»

В советский период своего существования Тихоокеанский флот помимо боевого дежурства на дальневосточных рубежах страны осуществлял целый ряд уникальных операций. Среди них очистка бангладешского порта Читтагонг от затонувших кораблей, мин и неразорвавшихся бомб и снарядов. Боевое траление в египетском Суэцком заливе. Охрана судоходства в Персидском заливе и Ормузском проливе.

5. Горькие плоды перестройки

90-е годы были разрушительны для флота. И не только Тихоокеанского. В том смысле, что были не только прекращены разработки новой техники, но и строительство уже заложенных, а порой и спущенных на воду кораблей. Нулевые годы, несмотря на некоторое оживление ВПК, существенно не изменили печального положения вещей.

В результате Тихоокеанский флот России скатился в регионе на третье место. Сейчас он не только уступает базирующемуся в дальневосточном регионе флоту США, но и пропустил вперед флот Китая. А некоторые эксперты настаивают на пятом месте – после флотов Японии и Южной Кореи. Пятое место, конечно, можно попытаться оспорить на том основании, что подводные флоты этих двух стран оснащены только дизельными ПЛ. В тоже время их надводные флотилии выглядят вполне достойно.

Практически все корабли Тихоокеанского флота введены в строй в 80-е годы. Часть из них нуждается в ремонте, часть уже находится в ремонтных доках с весьма туманными сроками возвращения в строй. Сравнительно «молоды» разве что некоторые ракетные катера.

Главная ударная сила представлена следующими кораблями:
— 3 атомные ПЛ стратегического назначения;
— 3 атомные ПЛ с крылатыми ракетами;
— 2 торпедные атомные ПЛ
— 4 дизельных ПЛ
— ракетный крейсер «Варяг»;
— 1 эсминец;
— 4 больших противолодочных корабля;
— 9 малых противолодочных кораблей;
— 4 малых ракетных корабля;
— 11 ракетных катеров;
— 9 тральщиков;
— 4 больших десантных корабля.

В отстое, в резерве или в долгосрочном ремонте с неопределенными перспективами находятся:
— 2 атомные ПЛ с крылатыми ракетами;
— 4 торпедные атомные ПЛ;
— 4 дизельные ПЛ;
— атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев»;
— 3 эсминца.

Для сравнения приведем главные ударные силы американского и китайского тихоокеанских флотов:
США : 8 атомных ПЛ стратегического назначения, 30 атомных ПЛ, 6 атомных авианосцев, 12 крейсеров, 33 эсминца, 8 фрегатов.
Китай : 5 атомных ПЛ стратегического назначения, 8 атомных ПЛ, 25 эсминцев, 48 фрегатов.

6. Восстановление разрушенного

В последнее время Тихоокеанскому флоту России придается большое значение в связи с тем, что политический, экономический и демографический вес Азиатско-Тихоокеанского региона стремительно растет. Флот получает значительные финансовые вливания, что способствует повышению его боеготовности. Соответственно, запланировано увеличение входящих в него боевых кораблей различного класса.

Сейчас к флоту приписана атомная ПЛ стратегического назначения последнего поколения «Александр Невский», построенная по проекту . После завершения испытаний и изготовления боекомплекта из 16 баллистических она заступит на боевое дежурство. Произойти это должно в 2015 году.

Крейсер «Адмирал Нахимов»

Наконец-то обретет флот и собственный атомный ракетоносец. В прошлом году было принято решение о передаче в распоряжение флота «Адмирала Нахимова», который сейчас проходит модернизацию.

Совсем скоро флот пополнится двумя французскими вертолетоносцами . Это событие способствовало сокращению срока ремонта и модернизации двух эсминцев – «Бурного» и «Безбоязненного», — которые должны осуществлять эскорт «Мистралей».

До 2024 года лишь на одном Амурском судостроительном заводе должны построить для Тихоокеанского флота 4 корвета, 3 фрегата, 7 тральщиков, 6 дизельных ПЛ, а также провести модернизацию одной торпедной атомной ПЛ. На эту программу выделено 30 млрд. рублей.

7. Новое партнерство

При этом нельзя забывать, что сила и эффективность флота не в последнюю очередь зависит от расстановки политических сил и выбора партнеров. В последнее время командование Тихоокеанского флота налаживает военные связи с ВМФ Китая. И началось это не сейчас, когда между Россией и США наметилась конфронтация, а раньше.

В июне прошлого года в Японском море состоялись первые совместные учения флотов России и КНР. Сейчас – с 20 по 27 мая – в акватории Восточно-Китайского моря проходят уже третьи совместные учения. Со стороны Тихоокеанского флота России в них принимают участие ракетный крейсер «Варяг», эсминец «Быстрый», большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев», большой десантный корабль «Адмирал Невельский», морской танкер «Илим» и морской буксир «Калар», эскадрилья вертолетов и подразделение спецназа морской пехоты.

При этом контакты между командованием осуществляются на самом высоком уровне: Россию на учениях представляет заместитель главнокомандующего ВМФ России вице-адмирал Александр Федотенков. Несомненно, эти учения следуют считать «торжественно-церемониальными», поскольку они приурочены к визиту Путина в Шанхай. Именно в порт Шанхай войдут российские корабли. Именно Путин и лидер КНР Цзиньпин откроют учения «Морское взаимодействие – 2014».