Творческое объединение балы дворянского собрания. Бал в дворянском собрании

В Екатерининском зале Культурного центра ВС России - прошел
Зимний благотворительный
Кажется, что сама история золотого века дворянства ожила на несколько часов в этом прекрасном зале.

Бальные танцы возрождаются как "память о благородном типе, выработанным длительным культурным процессом" (Николай Бердяев) прерванным, почти на целый век...

"Люблю я бешенную младость, и тесноту, и блеск, и радость, и дам обдуманный наряд..." писал Александр Пушкин, и с тех пор из стихов и поэм, посвященных балам, можно составить целую анталогию.

Но и блестящую дворянскую эпоху, да и саму эту бальную анталогия навсегда - как еще совсем недавно казалось - завершило стихотворение Евгения Винокурова -

Балы! От шпор до штукатурки,
От люстр до коков все дрожит.
Вот с дамой Батюшков кружит...

Всего каких-то полтораста

О мир танцующий дворянства,
Тебя уже в помине нет..."

Но в загадочной, мистической истории России все повторяется.

фото, видео



Пушкинистка Лариса Черкашина, князь Игорь Козловский, Тамара Верде.


Князь Игорь Васильевич Козловский.

Бал Московского Дворянского собрания.


Бал Московского дворянского собрания - вальс.

Афанасий Фет

Когда трепещут эти звуки
И дразнит ноющий смычок,
Слагая на коленях руки,
Сажусь в забытый уголок.

И, как зари румянец дальный
Иль дней былых немая речь,
Меня пленяет вихорь бальный
И шевелит мерцанье свеч.

О, как, ничем неукротимо,
Уносит к юности былой
Вблизи порхающее мимо
Круженье пары молодой!

Чего хочу? Иль, может статься,
Бывалой жизнию дыша,
В чужой восторг переселяться
Заране учится душа?


Фотографии на память.

Бал Московского Дворянского собрания.

Бал - выступление артистов.

Евгений Баратынский
БАЛ
http://classicpoems.ru/baratynskij-evgenij/bal.html


Бал Московского Дворянкого собрания - в Центральном Доме Культуры Российской Армии.

Евгений Винокуров

***
Балы! От шпор до штукатурки,
От люстр до коков все дрожит.
Вот Пестель - он летит в мазурке,
Вот с дамой Батюшков кружит.

Трещат вощеные паркеты,
Солдаты дуют, молодцы.
Кружат сановники, поэты,
Тираноборцы, мудрецы.

Стихи в альбомах женщин милых,
трактаты в дружеском письме.
Как все легко: мазурка в жилах,
В душе мазурка и в уме.

Всего каких-то полтораста
Иль двести продержалось лет...
О мир танцующий дворянства,
Тебя уже в помине нет.

Твои подметки отстучали,
Ты был так яростно спален,
Что средь псковских болот торчали
Лишь камни эллинских колонн.

Не тот ли здесь писал когда-то,
Что был лишь истиной влеком,
В шелку тяжелого халата,
Дымя янтарным чубуком?

А ведь от вольтерьянских максим
Совсем не долог путь к тому,
Чтоб пулемет системы "максим"
С тачанки полоснул во тьму.

История России. Дворянские балы

История России.

Дворянские балы

Д.Кардовский.Бал в петербуржском дворянском собрании. 1913 г.

Начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере. Иностранные специалисты - владельцы частных танцевальных классов - невольно перенимали русскую манеру обучения. Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте. Русская школа классического танца с каждым десятилетием, с каждым новым творческим этапом заявляла о себе как о сильной художественно-педагогической системе. Петербург и Москва постепенно становятся самыми значительными хореографическими центрами Европы.

James Tissot

Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках. Протанцевав минут пять, старики принимались за карты.


Zichy Mihaly. Бал в честь Александра II в Гельсингфорсе
в сентябре 1863 года в здании вокзала.

Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон. Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы. Во второй половине XVIII—XIX веке дворяне на балы ездили с удовольствием.


Zichy Mihaly.Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита Nasir al-Din S.

Танцы осваивали с раннего детства — с 5—6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Ножки танцующих независимо от их волнения «делали свое дело». Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось с детства.


Brozh Karel (Carl). Бал в Николаевском зале Зимнего дворца.

Полонез, которым открывался бал, вошел в моду при Екатерине II. Длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор». Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт. Вторым танцем был вальс, о котором А. С. Пушкин писал:

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихор шумный,

Чета мелькает за четой.


Танец этот действительно немного однообразный, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений.

Вальс — танец романтический и безумный: партнер обхватывает даму за талию и кружит ее по зале. Только русские исполняли на балах «летучие, почти воздушные вальсы».

Мазурка — это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен уда-рить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал паркет. Об этом писал А. С. Пушкин:

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы,
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.


Под звуки вальса, художник Владимир Первунинский

Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры. Каждый новый танец на балу содержал меньше форм торжественного балета и больше танцевальной игры, свободы движений. В конце бала исполняли французский танец котильон. Он представлял собой танец-игру, шаловливый и непринужденный. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту. На балах, кроме основных, были и другие старинные танцы — гавоты, кадрили, польки. Все зависело от моды и вкусов устроителей балов.


Около девяти часов вечера на балу в частном доме накрывали ужин. Персики и ананасы из своих оранжерей, шампанское и сухое вино своего приготовления. Хозяин не садился за стол и заботился о гостях. Ужин заканчивался в 11-м часу, после чего играли русскую и гости пускались в пляс. Когда хозяин давал знать, то музыка прекращалась, и все разъезжались по домам. Хозяин целовал ручки дам и обнимал знакомых, трепал их по плечу. Улица заполнялась экипажами.


James Jacques Joseph Tissot

James Jacques Joseph Tissot

Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. В конце XVIII века появился клавесин — дедушка нынешнего фортепиано. Музыка и танцы были частью дворянского образования.

Wilhelm Gause Hofball in Wien

Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий. Именно тогда появляются книги хороших манер. Одна из них, появившаяся при Елизавете Петровне, учила, что «большая вежливость — это учтивый обман», «истинное учтивость — это одолжение», «притворное лукавство — это обхождение», «всякое излишнее вредно, а наипаче в обхождении».

Святослав Гуляев.Пушкин на балу

Дворянский бал был школой общения для людей. На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха. Именно поэтому балы имели такую долгую историю. В наше время история балов возобновляется.


В. Первунинский. На балу


Крымские балы, картина Владимира Первунинского


Берта Моризо.На балу

ngomz в Зимние балы в Дворянском собрании

Новгородский музей-заповедник возрождает традицию проведения губернских балов в здании Дворянского собрания (Музей изобразительных искусств, Софийская пл., 2). 24 и 25 декабря 2011 года в 19.00 будут даны зимние театрализованные балы в Дворянском собрании. «Бал в губернском городе N…» - это реконструкция именно провинциального бала с его особенной атмосферой, с представителями местного дворянства. Литературной основой послужили произведения Н.В. Гоголя и мемуарные источники - воспоминания и описания новгородской жизни середины - второй половины XIX века.

По замыслу организаторов приглашённые на бал гости сразу «попадают» в атмосферу XIX века. Реалистичную обстановку ожидания праздничного события в среде губернского дворянства создают театральные персонажи (губернские чиновники, помещики, дамы) в исполнении сотрудников музея. Основная же часть мероприятия - реконструкция бального церемониала, знакомство с правилами бального этикета. Весь вечер на балу будет звучать музыка XIX века в исполнении струнного ансамбля. Гости разучат танцы эпохи: полонез, вальс, экосез, лансье, польку, мазурку. Завершится бал праздничным фуршетом и благотворительным аукционом.

В середине XIX века в Новгороде на главной городской площади было построено великолепное здание Дворянского собрания по проекту петербургского архитектора А.И. Штакеншнейдера. В его парадных залах проводились музыкальные вечера, концерты, спектакли. Ежегодно в декабре устраивался традиционный зимний бал, на который съезжалось «благородное дворянство со всей губернии». Этого праздника ждали, к нему готовились. Великолепие бальных туалетов, красота музыки, изобилие яств на праздничном столе не оставляли равнодушным ни одного приглашённого. Здесь завязывались новые знакомства, необходимые для продвижения по службе или вхождения в новое общество, здесь заботливые родители подыскивали подходящую партию для своих детей. Тем не менее провинциальный бал отличался от чопорного столичного торжества. И, хотя бальный ритуал и строгая композиция вечера выдерживались так же, как и в столице, позиции традиционной культуры в провинции были особенно сильны. А бытовое поведение менее ритуализировано. Поэтому некоторые вольности в правилах бального этикета никому не казались странными и неприличными.

Участникам праздничных торжеств 24-25 декабря 2011 г. предоставляется уникальная возможность окунуться в атмосферу великосветских вечеров XIX века, познакомиться с бальным церемониалом и правилами этикета. Обязательные условия для гостей - вечерние наряды для дам и кавалеров (платья, костюмы, туфли, желательны перчатки и веер).

Стоимость билета: 1500 р. Билеты можно приобрести во всех кассах музея.

Публикации раздела Музеи

Забытые балы в акварелях

Б ез балов и приемов светский человек XIX века существовать не мог. Разумеется, важная роль этих мероприятий отразилась и в изобразительном искусстве. Бросим взгляд на русские балы четырех царствований с помощью произведений из собрания Государственного Эрмитажа .

Сцена бала

Неизвестный художник. Сцена бала. 1829. Государственный Эрмитаж

Этот бал состоялся в тот год, когда были созданы «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» и «Мороз и солнце; день чудесный!», то есть золотой век русской культуры в самом разгаре. Акварель написана неизвестным художником, скорее всего - любителем или даже любительницей. Она входит в «альбом Юсуповых» - собрание зарисовок интерьеров и других сюжетов, попавшее в Эрмитаж из наследия этого богатейшего семейства.

Дилетантство автора выдает непривычная композиция: к нам обращены спины людей и спинки стульев, которые отодвинуты от стен зала и окружают место для танцев. Профессиональный художник никогда бы так не построил мизансцену, зато благодаря этому мы имеем редкое свидетельство быта: видим со стороны «кулис», как организовывались балы.

Бал в новом дворце

Адольф фон Менцель. Бал в Новом дворце. 1829. Государственный Эрмитаж

Изображение этого бала входит в альбом «Волшебство Белой Розы», который посвящен одноименному рыцарскому турниру (карусели), устроенному в честь дня рождения императрицы Александры Федоровны. Ее брат прусский король устроил его в Потсдаме, во время визита Николая I с супругой в Европу. Блестящий карнавал с историческими костюмами и доспехами, воинскими поединками, награждениями победителей, балами и «живыми картинами» запомнился надолго.

Когда состоялся этот праздник, автору альбома Адольфу фон Менцелю было всего 14 лет. Этот цикл работ он создал уже в 1854 году, на основе чужих работ и письменных свидетельств. Художник вообще любил эту тему - в его наследии и другие исторические праздники, например «Раздача наград в Лустгартене после ночной карусели в 1750 году» и «Праздничное шествие и турнир в Берлине в 1592 году под предводительством Иоганна Георга Бранденбургского».

Бал в честь Александра II

Михай Зичи. Бал в честь Александра II, организованный городом Гельсингфорсом в сентябре 1863 года в здании железнодорожного вокзала. 1864. Государственный Эрмитаж

Город Гельсингфорс - это современные Хельсинки. Император Александр II питал к нему и вообще ко всему Финскому княжеству большую симпатию. Благодаря этому во время Великих реформ этой русской провинции досталось много благ: собственная национальная валюта (финская марка), статус финского языка, возобновление Сейма и, более того, собственная Конституция (на полвека раньше, чем в самой России). Неудивительно, что этот русский император у финнов самый любимый.

Зданий, достаточно больших, чтобы вместить бал в честь императора, в том знаковом 1863 году в Хельсинки еще не было. Под празднество оборудовали павильон вокзала, украсив его тканями и цветочными гирляндами. Разглядывая акварель, можно увидеть, какая сложная задача стояла перед автором, придворным художником Михаем Зичи. Ведь это не просто сцена бала, а групповой портрет, на котором надо было увековечить каждого важного чиновника в городе и не забыть никого из императорской свиты. А они такие чинные в своих мундирах! Спасением оказались пышные юбки придворных дам, их обилие и легкость придают композиции воздушность и праздничность.

Бал в концернтом зале Зимнего дворца

Михай Зичи. Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита шаха Насир ад-Дина в мае 1873 года. 1873. Государственный Эрмитаж

Вообще, венгерский художник Михай Зичи, который служил придворным художником российского императорского двора с 1859 до 1873 года, оставил бесчисленное количество сцен придворной жизни. Вот еще один бал его кисти, композиция на этот раз вышла намного раскованней, тут художник мог позволить написать себе гостей бала со спины или не выписывать лица. Задорный темп музыки передан с помощью кринолинов, которые закручиваются от стремительных поворотов, и забавно полусогнутых ног кавалеров, пойманных взглядом мастера в мгновенном движении.

На акварели изображен праздник в честь персидского шаха, приехавшего в Петербург. Шах написан на заднем плане чинно сидящим рядом с императором Александром II. Кстати, в русской столице в числе прочих достопримечательностей шаху Насир ад-Дину показали балет - он был так впечатлен, что по возвращении нарядил жен в своем гареме в короткие пышные юбочки.

Придворный бал в Николаевском зале Зимнего дворца

Карл Брож. Придворный бал в Николаевском зале Зимнего дворца. 1880-е. Государственный Эрмитаж

Очередной придворный бал, на сей раз - следующего царствования, эпохи Александра III . В этом рисунке работы Карла Брожа виден совсем иной подход к теме. Зичи увековечивал праздники на память для своих царственных заказчиков, для их личного пользования, передавая в них мимолетную радость жизни. А Брож - серьезный художник, трудившийся в промышленных масштабах для СМИ, то есть иллюстрирования толстых журналов для массовой публики.

Поэтому, хотя на заднем плане дирижер машет палочкой оркестру и виднеются кружащие пары, атмосферы праздника и танцев при взгляде на работу не ощущается. Зато все очень иллюстративно: сразу можно узнать и императора, и его супругу, а также цесаревича Николая, прочих великих князей и чиновников двора. Позже с таких подготовительных рисунков карандашом делались гравюры, которые шли в «Ниву» или в «Искру».

Бал в Петербургском Дворянском собрании

Дмитрий Кардовский. Бал в Петербургском Дворянском собрании 23 февраля 1913 года. 1915. Государственный Эрмитаж

А вот иллюстрация времен Николая II . Бал в дворянском собрании на Михайловской улице состоялся 23 февраля, на третий день празднования 300-летия дома Романовых. Прием, на котором было более трех тысяч гостей, стал первым официальным выходом в свет старшей дочери императора - великой княжны Ольги Николаевны. Она изображена в самом центре композиции, танцующей со светлейшим князем Николаем Ивановичем Салтыковым.

Разумеется, автор рисунка Дмитрий Кардовский не мог бы вместить на лист всех приглашенных - только самых именитых. И без того получилось тесно. Но если разглядывать толпу, то можно узнать многих - членов императорской фамилии, главу дворянского собрания Сергея Сомова, директора Эрмитажа Дмитрия Толстого, композитора Александра Танеева. Художник сделал множество подготовительных этюдов - и получился очередной групповой портрет.

Сейчас, когда дом на углу улиц Михайловской (бывшая Бродского) и Большой Итальянской (бывшая Ракова) известен прежде всего как славная Ленинградская филармония им Д. Д. Шостаковича, трудно представить, что это здание было построено вовсе не для «культурных» целей – в нынешнем понимании этого слова. Более того, при взгляде на концертный график XIX века – не столь насыщенный, как сегодня, – невольно возникает досада: «Что же так мало? Чем они там занимались, балами?».

И балами, но не только – все было гораздо серьезнее. Дворянские собрания, возникшие в России во время царствования ЕкатериныII как прямое следствие Манифеста о вольности дворянства, были первыми в истории страны свободными от государственных повинностей, самоуправляемыми сообществами, органами корпоративной самоорганизации дворян. Дворянское сословие, призванное к управлению империей, становой хребет общества и государства, его человеческий золотой запас, наряду с привилегиями и правами неизбежно обладает и обязанностями. При обособлении этого сословия от государства были созданы организации его самоуправления – дворянские собрания. Правом выбирать и быть выбранными туда обладали не все проживающие в губернии потомственные дворяне, а только прошедшие возрастной, имущественный и служебный цензы. Фактически это была первая в России попытка создать независимую от государства ответственную структуру правящей элиты, причем повсеместно, в каждой губернии. Разумеется, столичные собрания – в Петербурге и Москве – обладали особым статусом. Правительство внимательно следило за малейшими оттенками в их поведении, ведь помимо того, что здесь были представлены самые влиятельные и знатные роды, столичное дворянство на было лидером, образцом поведения для губернского.

Собираясь раз в три года на «обыкновенные» (очередные) съезды, губернское дворянство решало вопросы местного самоуправления и формировало территориальную элиту. Время же от времени – как правило, во время кризисов, связанных с войнами, бедствиями или покушениями на особу императора либо с государственными реформами, – происходили «чрезвычайные» съезды, на которых принимались обращения к правительству или формировалось ополчение (и решались вопросы его финансирования). Для удобства работы дворянских собраний как учреждений повсеместно строились дома дворянских собраний. Петербургский, возведенный Жако и открывшийся в 1839-г., был также примером для подражаний. Помимо губернских съездов здесь проходили заседания и балы. На балах происходила демонстрация единства сословия, заключались межсемейные союзы, устраивались карьеры, подтверждалась связь дворянства, императорской фамилии и высшего чиновничества. В XIX веке Петербург называли «бальной столицей Европы» (Вена и Париж отдыхали). Несмотря на то что бальный сезон был короток (в православной России не устраивали балов во время постов; на лето столица пустела: все разъезжались по имениям; придворные балы не проводились во время траура по усопшим зарубежным родственникам, а таковых было немало), по воспоминаниям И.И.Пушкарева (начало 1840-х), ежедневно в столице танцевало около трех тысяч человек. В отличие от Европы на балах танцевали не только девицы, но и дамы, вплоть до самого преклонного возраста. Сезон открывался осенним балом в Морском корпусе и продолжался до начала лета, достигая пика на Святках. Существовала бальная иерархия. Самыми важными были «балы по большому этикету» – в присутствии членов императорской фамилии в царских дворцах, некоторых домах высокопоставленных чиновников и в Дворянском собрании. Бальный этикет, сложившийся к началу XIX века, предписывал костюмы (придворные балы – форменные мундиры у кавалеров, так называемые русские придворные платья у дам; городские балы – ведомственные мундиры или партикулярное платье и модный дамский туалет соответственно; костюмированные балы) и программу. Бал состоял из трех или пяти отделений (с ужином), во время которых танцевали:
– полонез,
– вальс,
– мазурку,
– французскую кадриль (котильон),
– польку (с начала 1840-х годов).