В каком году был создан город. История происхождения русских городов

Ярославль – один из интереснейших русских городов, чья история тесно связана с историей страны, языком народа, богатой русской культурой.

Ярославль в 1731 г. — лес храмов

Еще в XI веке здесь, в месте слияния Волги и Котросли, была построена крепость для защиты подступов к Ростову Великому. Древние стены Спасского монастыря были свидетелями самоотверженных и жестоких битв русского народа с ордынскими захватчиками. В этот город стекалось для освобождения Москвы ополчение Минина и Пожарского. В Ярославле был найден один из списком жемчужины древнерусской литературы – «Слова о полку Игореве». С именем этого города на великой русской реке Волге связаны многие факты биографии, творчества выдающихся деятелей русской культуры: основателя первого в России общедоступного национального театра – актера, режиссера и драматурга Ф. Г. Волкова, дорогого русскому сердцу народного поэта Н. А. Некрасова, поэта-демократа Л. Н. Трефолева, скульптора А. М. Опекушина, певца Л. В. Собинова, художника А. И. Саврасова. Велика роль города и в жизни России. Для рассказа об истории возникновения города, происхождения его названия нам нужно заглянуть в далекое прошлое страны, приоткрыть его страницы, где летописные свидетельства соседствуют с большим количеством народных преданий и легенд.

История возникновения Ярославля

Древний Ярославль начинается с того места. Которое и по сей день именуется Стрелкой. Нарицательное слово стрелка часто встречается в русской топонимии. Так принято называть мыс, длинную косу при слиянии двух рек (см. Мурзаевы Э. и В. Словарь местных географических терминов. М., 1959, с. 211). Именно на стрелке, образованной впадением реки Которосль в Волгу, а также рукавом Которосли, проходившим по дну Медведицкого оврага (запомним это название, нам еще предстоит к нему вернуться), возникло древнейшее поселение людей. В ходе археологических раскопок на Стрелке были обнаружены следы древнего мерянского селения. С этими длинными перекликается одно из преданий о возниковении города Ярославля. Оно дошло до нас в записках ростовского архиепископа Самуила Миславского – так называемое «Сказание о построении града Ярославля». Вот что там сказано: «В области Ростовстей, при брезе реки Волги и Которосли, лежащее некое место, нам нем же последи создася славный град Ярославль… И сие бысть селище, рекомое Медвежий угол, в нем же населеницы человецы поганые веры – языцы, зли сущее» (см. Лебедев А. Н. Храмы Власьевского прихода г. Ярославля. Ярославль, 1877, с. 6).

Легенда о возникновении города Ярославль

Медвежий угол… Овраг Медведица (или Медвидицкий овраг)… Медведь на гербе Ярославля… Да, «хозяин лесов» — одно из главных действующих лиц в легенде о возниковении города. Обратимся вновь к тексту «Сказания…». Когда Ярослав Мудрый после установления дания, взимавшейся с жителей Медвежьего угла, снова приехал из Ростова в эти места, жители «напусти от клети некоего люта зверя и псов, да растешут князя и сущих с ним» . Однако, Ярослав «секирою своей победи зверя» , и жители «ужасеся и падоша ниц князю» . Кто же этот таинственный лютый зверь? Очевидно, действительно медведь, причем для жителей селения не просто лесной зверь, а зверь культовый, священный, особо почитавшийся. Любопытно, что в предании зверь не называется. Известно, что у многих народов (в Сибири, в частности), в среде которых был распространен культ медведя, существовало табу – запрет называть зверя, если так можно выразиться, по имени). О медведе говорили «хозяин, «зверь», «старик» (кое-где отголоски этого явления встречаются и по сей день, разумеется, лишь в форме народных традиций). Между прочим, и мы с вами, не подозревая того, называем хозяина леса весьма уклончиво – медведем, т.е. «едящим мед, медоедом». Это общее для всех славян эвфемистическое слово (слово-заместитель, более мягкое, употребляющееся по ряду причин вместо основного) заменило исконное индоевропейское название медведя, которое сохранилось в санскрите, греческом, латинском языках. Общеславянское медведь образовано сложением двух основ без соединительной гласной: именно меду- и глагольной -есть , где конечный гласный основы перед е изменился в в (см. Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь, с. 260). Не случайны кроме названных и другие эвфемистические именования медведя у русских типа космач, лесник, костоправ, Мишка, Потапыч, Михайла Иваныч, Топтыгин.

Медвежий угол в Ярославле

Сведения о культе медведя на Ярославщине мы имеем и в археологическом, этнографическом материале (См., например: Воронин Н. Н. Медвежий культ в Верхнем Поволжье в XI в. – Материалы и исследования по археологии, № 6. М.-Л., 1941). Вспомним и реку Медведицу (левый приток Волги), и городище на ней, носящее имя «Город Медведь». Все это помогает понять тот ужас, который охватил жителей Медвежьего угла при гибели священного зверя. Сказание о подвиге Ярослава Мудрого в той или иной форме бытовало, по-видимому, и в древние времена. Именно поэтому легенда нашла свое отражение в старинном гербе Ярославля, несмотря на то, что самое раннее его изображение относится к XVIIв.: «В серебряном щите медведь, стоячи, держит в левой лапе золотую секиру на такой же рукоятке» . Конечно же князь Ярослав не довольствовался одной лишь победой над символом местной самостоятельности. Стремясь закрепиться на водном пути из Ростова в Волгу, он основал город «на острову, его же учреди реки Волга и Которосль и проточие водное» , т.е. на современной Стрелке, которая в плане напоминала равносторонний треугольник.

События 1024 года в истории города Ярославля

Когда это точно произошло? Пожалуй, это один из самых сложных и спорных вопросов, касающихся древней истории Ярославля. Построение Ярославля чаще всего связывают с бурными событиями 1024 года (См. Морозова М., Рейпольский С. Ярославль. Ярославль, 1950; Ярославль. Очерки по истории города. Ярославль, 1954). Ярослав Мудрый, втянутый в междоусобную борьбу на юге со своим братом Мстиславом, был вынужден заниматься и делами Суздальской земли: «В се же лето всташа влеви в Суждали, избиваху старая чадь, глаголющее, яко си держат гобино (т.е. богатство, имущество, урожай – М.Г., В. Д.)… Ярослав приде Суздалю, изымав волхвы, а другыя показни» (См. Полное собрание русских летописей. Лаврентьевская летопись, т.1. Л., 1926, стб. 175).

Дата основания города Ярославля

Существует и другая точка зрения, также имеющая аргументацию. По мнению ряда исследователей, Ярославль мог быть основан не позднее 1010 года (См. Мейрович М.Г. Когда был основан Ярославль. Ярославль, 1959). Сказание прямо относит события в селении Медвежий Угол ко времени, когда Ярослав был ростовским князем. Именно укреплением княжеской власти в далекой Ростовской земле могло быть продиктовано основание крепости в устье судоходной Которосли. Вот что писал в связи с этим академик М. Н. Тихомиров: «По летописи, Ярослав первоначально княжил в Ростове, а только после смерти старшего брата Вышеслава перешел в Новгород. Случилось это не позже 1015 г. Между тем, связь Ярославля с Ростовом совершенно явная, так как Которосль связана с Ростовским озером. Построение Ярославля имело задачей охрану пути от Волги к Ростову. Следовательно, с полным основанием можно считать, что Ярославль был основан до 1015 года» (См. Тихомиров М.Н. Древнерусские города, с. 415-416).

Первое упоминание в летописи о городе Ярославль

Первое упоминание города в летописи относится к немного более позднему времени – к 1071 г. В это время на северо-востоке Руси, на берегах Волги, вспыхнуло восстание смердов, которое возглавили волхвы. Летопись сохранила подробный рассказ о восстании крестян-смердов, во главе которого встали «два волхва от Ярославля». Восстание было жестоко подавлено княжеской дружиной. Вот те строки из летописи, где мы впервые находим упоминание Ярославля: «Бывши бо единою скудости в Ростовстей области, встата два волхва от Ярославля… и убивашета многы жены, именье их оптимашета себе» (См. Полное собрание русских летописей, т. 1, с. 75).

Топонимика и структура названия города Ярославля

Итак, налицо связь топонима Ярославль с именем основателя города Ярослава Мудрого, ставшего впоследствии великим киевским князем. Структура названия довольно проста. Топоним образован от антропонима Ярослав при помощи суффикса-форманта –j- . Это наиболее древний тип, характерный для названий славянских городов; формант –j- унаследован еще от праиндоевропейской эпохи и проявляется в древнейших записях. У славян этот формант образовывал притяжательные прилагательные. В топонимии при его помощи образовывались названия преимущественно со значением притяжательности от личных имен, т.е. «чей город?» — город Ярослава, город Владимира, город Изяслава и т.п. Иными словами, Ярославль – Ярославов город. Эта словообразовательная модель в русской топонимии давно уже стала непродуктивной. Откуда в топониме взялась буква (звук) л ? Лингвисты называют его «л эпентетическое». Появление его вызвано фонетическими изменениями, происшедшими в составе названия в момент присоединения к основе слова форманта j- , поскольку ему предшествовал губной согласный звук. Названия населенных пунктов на –славль из княжеских имен на -слав особенно характерны для периода строительства укрепленных городов удельными князьями.

Стрелка Ярославля — Крепость ака Рубленый город

Новая страница биографии город была открыта с наступлением XIII в. В 1215 г. князь Константин Всеволодович заложил на Стрелке «палаты» — княжеский двор и первую каменную церковь Успения Богородицы. В Ярославле возник один из древнейших в Севро-Восточной Руси монастырей – Спасо-Преображенский (или просто Спасский). Первоначально Ярославль представлял собой, как и большинство древнерусских городов, рубленую деревянную крепость. Поэтому древнейшая часть города, расположившаяся на Стрелке, долгое время именовалась Рубленым городом. Об этом старинном и поэтическом наименовании ныне нам напоминает название церкви, построенной в 1695 г., — Никола Рубленый город, или просто церковь Николы Рубленого. Некоторые исследователи предполагают, что название Рубленый город могло закрепиться сравнительно поздно в связи с противопоставлением в XVI в. Земляному городу. В 1463 году Ярославль вошел в состав единого Русского государства. После этого начался дальнейший рост территории города и его экономическое развитие. Уже в XVIв. он окружает свой посад высоким земляным валом и глубоким наружным рвом, отсюда и название Земляной город (интересна параллель с древней Москвой, где, как мы знаем, также существовал Земляной город; есть в нынешнем Ярославе и Красная площадь). Примечательно, что административный центр Ярославля находился на территории Рубленого города вплоть до конца XVIII века, когда возник «регулярный план» города, в соответствии с которым центр был перенесен на Ильинскую площадь (позднее – Советская).

Названия улиц Ярославля и внутригородская топонимика

Ярославль — дворянская улица. Старая открытка.

Рассказывая о Ярославле, история названия города, городских топонимах и географических названиях в его окрестностях, нельзя не обратить внимание на один факт. Ярославль – один из древнейших русских городов с богатой, многовековой историей, с характерными природными особенностями. Однако, взглянув на современную карту Ярославля, вы не найдете на ней достаточного количества старых и образных старинных наименований, возникших в прежние столетия или данных в память о прошедшем (как, например, в Москве). Внутригородская топонимия Ярославля носит в основном современный характер: Народный переулок, Советский переулок, Революционная, Первомайская, Депутатская, Большая Октябрьская, Школьная, Кооперативная улицы, улица Свободы, Республиканская улица, площадь Труда, Малая Пролетарская и Малая Химическая улицы. В Ярославле есть и такие названия, которые несут в себе лингвоисторическую информацию, непосредственно связанную с более ранней историей города: улицы Некрасова, улица Городской Вал, Мельничный переулок, Ямская улица, улица Матросский Спуск, Суздальская улица и другие. Стандартизация внутригородской топонимии – явление широко распространенное, это особенно обращает на себя внимание в старинных русских городах. На наш взгляд, вопрос о наименованиях и переименованиях улиц, площадей и т.п. в таких города и поселках нуждается в серьезном анализе. Возможно, следует ускорить работу над официальным документом, регламентирующим присвоение новых названий внутригородским объектам (существующие инструкции касаются лишь названий самих населенных пунктов и иных географических объектов). В работе над таким документом (и приложением к нему) могли бы более продуктивно участвовать и языковеды, историки, географы.

Поэт Трефолев и улица его имени в Ярославле

Есть на карте Ярославля улица Трефолева. В ее названии ярославцы увековечили память о своем земляке поэте-демократе Л.Н. Трефолеве (1843-1905); поэт жил на этой улице. Трефолев был и хорошим переводчиком, редактором, историком родного края. Поэт свято верил в прекрасный завтрашний день родины. Об этом свидетельствуют хотя бы такие строки, вышедшие из-под его пера: Век жестокий, век проклятый Я едва ль переживу, Я чудесный век двадцатый Не увижу наяву. Многие стихотворения Л. Н. Трефолева благодаря напевности, простому и образному языку превратились в народные песни. Таковы, например, «Дубинушка», «Песня о камаринском мужике» и «Когда я на почте служил ямщиком» (это было поэтическое переложение Трефолевым стихотворения польского поэта Владислава Сырокомли «Ямщик»).

Ярославль — родина Некрасова

И в первую же очередь Ярославль литературный, Ярославль поэтический – это Некрасов. Ярославщина по сути стала родиной великого русского поэта. Трехлетним ребенком он был привезен в родовое имение отца – село Грешнево (ныне Некрасово), неподалеку от Ярославля. В одиннадцатилетнем возрасте Некрасов поступил в ярославскую гимназию. И в зрелые годы поэт не порывал связей с Ярославским краем. Он часто приезжал на лето в Грешнево, а в 1861 г. приобрел усадьбу в селе Карабиха. О Карабихе следует рассказать подробнее… Это простое русское название прочно вошло в историю русской литературы. Здесь Николай Алексеевич Некрасов на протяжении почти четырнадцати лет ежегодно жил по нескольку месяцев, создавая свои лучшие произведения. Здесь поэтом были написаны поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины», «Дедушка», стихотворения «Возвращение», «Калистрат» и другие. На ярославской земле Некрасов черпал вдохновение, собирал материал для многих своих произведений. Не случайно именно к этому краю обращены взволнованные некрасовские строки: Опять она, родная сторона, С ее зеленым, благодатным летом, И вновь душа поэзией полна… Да, только здесь могу я быть поэтом! У людей, приезжающих в Карабиху, в Дом-музей Н.А. Некрасова, знакомящихся с его биографией и историей творчества, нередко возникает вопрос: «Какова история этого места России? Откуда ведет свое происхождение название села и усадьбы?» Ответить на этот вопрос можно и должно. Местность, в которой расположена Карабиха, связана с рядом исторических событий. Так, в период междоусобной войны во второй четверти XV в. здесь происходили сражения между войсками московского князя Василия Темного и его соперника – галицкого князя Дмитрия Шемяки в борьбе за великое княжение. Войска Шемяки потерпели сокуршительное поражение в 1435 году в битве близ Карабитовой горы. Так называется возвышенность подле Карабихи. Народное предание сохранило память о сражении, истолковывая значение названия горы как словосочетание «кара бе там». В основу названия населенного пункта и горы легло, по-видимому, диалектное русское слово карабить , означающее «боронить пашню» (См. Даль В.И. Толковый словарь…, т. 2, с. 89).

Исторические события и Спасо-Преображенский монастырь Ярославля

Для историков русской литературы, как и для любого русского человека, имя города Ярославля связывается еще с одним важным фактом. В начале главы мы упомянули, что Спасо-Преображенский монастырь в этом городе на Волге – один из древнейших русских монастырей. Многим известен Спасский монастырь в отечественной истории. Хотя бы тем, что здесь было создано первое на северо-востоке Руси духовное училище, имевшее крупную по тому времени библиотеку из тысячи рукописных книг. Или тем, что за его стенами нашел укрытие Иван Грозный, когда в 1571 г. войска крымского хана Девлет-Гирея подошли к Москве. Или тем, что стены монастыря выдержали 23-дневную осаду весной 1609 г., в период борьбы с польскими интервентами. А 27 июля 1612 года от стен Спасского монастыря уходило народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского на решающую битву с врагами, засевшими в Москве. Но все же один факт из истории Спасского монастыря особенно нам дорог. В ризнице монастыря хранился единственный список замечательного памятника древнерусской литературы – «Слова о полку Игореве». В 1795 году граф А. И. Мусин-Пушкин купил у бывшего архимандрита Иоиля Быковского ряд ценных рукописей. Среди них известный коллекционер и обнаружил список «Слова»… Мы уже упомянули о библиотеке духовного училища в Спасском монастыре. В 1214 году училище и библиотека были переведены в Ростов. К великому прискорбию, сокровища библиотеки сгорели во время одного из ростовских пожаров. Не исключено, что именно в библиотеке духовного училища хранилась древняя рукопись «Слова о полку Игореве», с которой в XVIв. был сделан список, приобретенный впоследствии Мусиным-Пушкиным.

А.К. Саврасов и Ярославль

С Ярославлем связано немало примечательных фактов из биографии, творчества многих выдающихся деятелей русской культуры. Вероятно, не многим известно, что в Ярославле, на Волге, большой художник Алексей Кондратьевич Саврасов работал над картиной «Грачи прилетели» (и над многими другими полотнами). Казалось бы немного времени провел А. К. Саврасов в Ярославле – всего несколько зимних и весенних месяцев 1870-1871 гг. Но для художника этот период в творчестве был очень плодотворным. Здесь он написал известные картины «Волга», «Разлив Волги под Ярославлем», «Могила на Волге». Здесь он создал несколько этюдов «Грачей». Анализ этюдов показывает, что А. К. Саврасов долго искал самое верное композиционное и цветовое решение картины. Один из первых этюдов написан на тогдашней окраине Ярославля, именовавшейся Вспольем . Фоном для дерева с гнездящимися грачами служила Владимирская церковь. Оно имело значение «край поля» и «открытое место перед стенами города, поселения». Во втором значении слово всполье неоднократно встречается в памятниках письменности. Например: «А те б люди Салтыков или Луквица… со всеми людьми, которых с ними пошлют, выехав за город, стояли на всполье, где пригоже» (1517 г.) (Цит. По: Словарь русского языка XI-XVIIвв., вып. З. М., 1976, с. 144-145). Слово всполье упомянуто и в словаре В. И. Даля: «Всполье – край, окраина, начало; выгон, место вокруг околицы» (См. Даль В. И. Толковый словарь…, т. 1, с. 269)

Битва ярославцев с татарами на Туговой горе

Приоткроем еще несколько страницы историко-топонимического прошлого Ярославля. Гроза ордынского нашествия не обошла и северного Ярославского княжества. Город был сожжен, а первый ярославский князь Всеволод погиб в неудачной для русских битве на реке Сити. Однако Ярославль не смирился. В 1257 г. горожане подняли восстание. Согласно преданию, ярославцы во главе с князем Константином встретили татарский отряд за Которослью, на небольшой возвышенности, получившей впоследствии название Туговой горы. Хотя ярославцы бились храбро, и на сей раз силы оказались неравны. Павшие русские воины были похоронены здесь же, на Туговой горе. Впоследствии народная молва стала связывать наименование горы именно с этим событием. Согласно легенде, на холм долго еще приходили женщины, чтобы «тужить» по павшим, оплакивать их. «Туда-печаль» якобы и стала основной названия. Думается все же, что данное предание – позднейший домысел. Летописи умалчивают о битве ярославцев с татарами, да и само княжение Константина в Ярославле устанавливается лишь косвенным путем. Более вероятно другое. Можно попробовать объяснить название Туговой горы через данные о погребальном обряде поволжских финских племен. Ивзестно, что у ряда этих племен умерших зимой не хоронили, а подвешивали на деревьях. Об этом нам известно, в частности, и из фолклорного мтаерила. В мордовской песне умирающая девушка просит родных: Не хороните меня, матушка, на кладбище, Похороните меня, матушка, около большой дороги, Около большой дороги, на старом дубе… (См. Шахматов А. Мардовский этнографический сборник. СПб., 1910, с. 193, 436, 448) Есть и иные свидетельства. Весной умерших снимали и закапывали тут же, под деревьями. Родственники должны были в течении трех дней плакать над могилой. Место же совершения этого обряда именовалось «горой плача». Известно, что на Туговой горе в течении долгого времени существовало кладбище. Возникает естественный вопрос: а не связано ли наименование горы с этим древним погребальным обрядом? Однако пока это не более чем предположение.

Ярославль и Емельян Михайлович Ярославский

Топоним Ярославль сам послужил основой для возникновения некоторых имен собственных. К их числу относится, например, псевдоним Ярославский. Емельян Михайлович Ярославский (М.И. Губельман) (1878-1943) – советский государственный и партийный деятель, академик АН СССР, один из руководителей Октябрьского вооруженного восстания в Москве. В современном Ярославле именем Емельяна Ярославского названа бывшая Федоровская улица – одна из главных магистралей нынешнего Красноперекопского района города. Район же был назван по одному из самых больших предприятий Ярославля – комбинату технических тканей «Красный Перекоп». Свою историю он ведет от бывшей Большой мануфактуры, возникшей еще в XVIII веке. На месте осушенного участка некогда непроходимого болота на правом берегу Котросли возникла одна из крупнейших полотняных мануфактур Петровской эпохи, впоследствии ставшая называться Ярославской Большой мануфактурой. Новое имя – «Красный Перекоп» — фабрика получила в 1920 г. в честь победы Красной Армии на юге. В Красноперекопском районе Ярославля немногочисленные старые названия улиц, как, например, Зеленцовская (по Зеленцовскому ручью), соседствует с большим количеством новых: улицы Стачек, Солнечная, Рабочая, Трудовая и др.

Подошло к концу время нашего пребывания в древнем городе Ярославле. Настало время покинуть этот старинный и живописный уголок России.

Москва – один из самых крупных городов на Руси, основанный в 12 веке и впоследствии объединивший под своим началом всю страну. Москва в 16 веке стала столицей и продолжает быть ею по сегодняшний день.

Москва была основана князем Юрием Долгоруким на Боровицком холме на месте слияния двух рек – реки Москвы и реки Неглинной. Выгодное географическое расположение города стало одной из основных причин, из-за которых город очень быстро обрел экономическую независимость и, следовательно, политическое влияние.

Исторические поселения и основание Москвы

На сегодняшний день сохранилось мало сведений о том, что находилось на территории современной Москвы задолго до ее строительства. Существуют данные, что на берегу реки на месте современного Храма Христа спасителя задолго до основания Руси располагались Дьяковские городища (железный век), именно они считаются первыми поселениями на этой земле.

Позднее, незадолго до появления Русского государства, эти земли облюбовали финно-угорские племена, проживающие вдоль берега на разрозненных хуторах. Вскоре тут начали появляться и славянские деревни, и села, принадлежащие племени вятичей. В тот период единого централизованного поселения на этом месте не существовало, и земли были заселены разрозненно.

Точная дата и даже век основания Москвы неизвестна, на этот счет до сих пор ведутся споры между историками. Учеными выдвигалась версия о том, что Москва была основана уже в 9 веке князем Олегом , однако никаких убедительных доказательств для этого нет. Более общепринятая версия гласит, что город был построен в 12 веке, однако точного месяца и года неизвестно.

Первое упоминание о Москве появилось в русских летописях (Ипатьевская летопись) в 1147 году. В этот период Киев постепенно начинает терять свою власть, русские земли перестают подчиняться единой, централизованной власти. В летописи говорится о том, как великий князь Киевский Юрий Долгорукий созывает военный совет и призывает для разговора князя Святослава Олеговича. Совет проходит, предположительно, на территории будущей Москвы, так как в летописи упоминается призыв «На Московь». Считается, что на момент упоминания в летописи города на этом месте еще не существовало, однако было достаточно крупное поселение.

Что касается более точной даты основания города, то тут происходит небольшая путаница. Согласно одной из версий, Москва была основана в 1156 году Юрием Долгоруким, который приказал на месте старого поселения построить деревянную крепость и заложить город. Эта версия подвергается критике, так как в этот период князь находился в Киеве, и летопись весьма нечетко упоминает его визиты на московские земли. Еще одна версия утверждает, что закладка крепости произошла чуть раньше, в 1153 году. Также существует мнение, что Москву мог основать вовсе не сам Юрий Долгорукий, а его сын Андрей.

Тем не менее, несмотря на споры ученых, принято считать, что Москва была основана в 1147 году (по дате упоминания в летописи) князем Юрием Долгоруким. Поскольку точная дата основания является загадкой, день города в Москве празднуют в первую субботу сентября.

Построенная в 12 веке, Москва быстро начала свое возвышение, однако лишь к 15 веку приобрела статус столицы, когда на престол взошел Иван Грозный . В 1712 году с приходом к власти Петра 1 Москва потеряла столичный статус, уступив его Петербургу, однако после революции в 1918 году снова стала столицей и является ею по сегодняшний день.

Московский Кремль

История любого древнерусского города начинается со строительства крепости. Первые укрепления на территории Москвы были построены Юрием Долгоруким, имели деревянные стены, небольшой диаметр и служили по большей части для проживания и хозяйственных нужд. Лишь в 14 веке старая крепость была перестроена, стены были выполнены из белого камня, территория расширена. Отсюда Москва получила название Белокаменной. Кремль перестраивался еще дважды, в 15 и 18 веках, после чего приобрел свой окончательный вид.

Название города

Название Москвы, как и многих других городов, связано с названием реки, на которой он стоит. Что касается названия самой реки, то тут существует несколько версий происхождения слова. Во-первых, согласно древнеславянской, слово «Москва» произошло от корня «моск», который имеет двойственное значение и означает как «мокрый, влажный», так и «ум». Вторая версия связана с проживающими на этой территории финно-угорскими племенами. Москва в данном случае является результатом соединения нескольких марийских слов, означающих в переводе «Медведь» и «Мать».

Наиболее распространенной версией сегодня является происхождение слова «Москва» из языка коми, на котором термин означает – «Коровья река». Москвой называли и саму реку и поселения, находящиеся по ее берегам.

ВОРОНЕЖ - центр одной из крупнейших областей Российской Федерации. Город основан в 1585 году как сторожевой пункт на южной окраине Московского государства в одном из оcтрогов высокого правого берега. Крепость построена в 1586 году по указу царя Федора Иоанновича. Самое раннее описание Воронежа в так называемой Дозорной книге относится к 1615 году - тогда в городе насчитывалось 2 тыс. жителей. Во второй половине XVII века Воронеж утратил военное значение, основным занятием его жителей стало землепашество. Возросла роль города как центра торговли.Новый этап в его развитии начался с 1696 года, когда Петр I, готовясь к Азовскому походу, избрал Воронеж местом строительства военного флота. В городе возникли новые производства: литейно-пушечный завод, суконная, парусная, канатная и кодевенная фабрики.


Значительным событием в жизни города явилось учреждение в 1836 г. Митрофановского мужского монастыря, который возник на базе архиерейского подворья после обретения (1832) мощей первого воронежского епископа Митрофана (1623-1703) и его канонизации.

С Воронежем второй половины XIX века связаны имена многих из оставивших яркий след в истории и культуре России. Здесь родились И. А. Бунин, С. Я. Маршак , А. П. Платонов.

К началу XX века в Воронеже насчитывалось 1350 промышленных, кустарных и торговых предприятий, на которых трудилось более 10850 рабочих. К 1913 году городское население составило 94800 человек. К началу первой мировой войны Воронеж входил во вторую десятку городов Российской империи. Советская власть была провозглашена в Воронеже 3 (16) ноября 1917 года. События гражданской войны теснейшим образом коснулись города, который был дважды захвачен отрядами двигавшейся на Москву Добровольческой армии .

С 1928 по 1934 год город стал центром Центрально-Черноземной области, включавшей территорию Воронежской, Тамбовской, Орловской и Курской губерний. Это позволило развернуть в нем мощное строительство, расширить городские границы. Во время Великой Отечественной войны, с июля 1942 по январь 1943 года, город находился в зоне боевых действий. Самые ожесточенные бои велись в районе железнодорожного узла, у областной больницы и на Чижовке. Воронеж был освобожден 25 января 1943 года в результате Воронежско-Касторненской операции. В ходе боев он был сильно разрушен, однако за 10 послевоенных лет полностью восстановился.Воронеж в период ВОВ

В связи с промышленными потребностями города в воде в 1972 году было создано Воронежское водохранилище.

Водохранилище

В 1986 году торжественно отмечалось 400-летие основания города. В 1990 году Правительство РСФСР включило Воронеж в число исторических городов.

В 1996 году к празднованию 300-летия военно-морского флота России была завершена реставрация, и состоялось освящение Успенской Адмиралтейской церкви.

Город был дважды удостоен государственных наград: в 1975 году - ордена Отечественной войны I степени, в 1986 году - ордена Ленина.

Нынешнее население Воронежа - около 1 млн человек. Это административный, экономический и культурный центр области . Границы раздвинулись на западе до реки

Перед тем как назвать самые древние города России, необходимо уточнить, что имеется в виду, исконно русский город, изначально возникший на землях Руси, или населенный пункт, находящийся на территории современной России. Во втором случае ответ будет однозначным - это Дербент. О нем известно с VI века до нашей эры, когда не было никакой Руси вообще.

Обитаемая с незапамятных времен территория

Разумеется, древние поселения были, как показывают раскопки, везде и на территории Москвы тоже. А в Крыму на Белой скале найден скелет матери с ребенком, которому 150 000 лет.

Позже, в период Медного века (энеолита), поселения уже всячески охраняются, возникает прообраз крепостей - городище возводится на высоком месте, у реки строится изгородь. У археологов еще очень много работы - уже сейчас на территории нашей страны сотни раскопанных поселений, относящихся к различным временным культурам. Геродот упоминает о деревянном городе Гелоне, который по предположению некоторых ученых, мог находиться на территории нынешнего Саратова. Многое известно о существовании, особенно на территории Крыма, античных городов, таких как Тирас и Ольвия, Танаис и Фанагория. Эти города и многие другие сформировали средневековую Русь. На основе сказанного можно сделать вывод, что Рюрик пришел не на пустое место.

Один из многих

Списков древних русских городов много и все они разнятся. В каких-то указаны одни населенные пункты, в каких-то другие, не всегда совпадают даты образования. Ученые спорят, да и новые данные появляются. Ниже приведен один из списков.

Даты основания

Великий Новгород

Ростов Великий

Белозерск

Великий Изборск

Смоленск

Владимир

Ярославль

Еще несколько

Самые древние города России, это те, названия которых и звучат роднее, и датируется их возникновение к нам поближе - IX веком. Полного согласия в том, какой город Руси нужно считать самым древним, у исследователей нет, все списки разнятся - где-то первую строчку занимает Великий Новгород, где-то Старая Ладога (в другом варианте она занимает пятую строчку), где-то Муром. Изборск, который при княгине Ольге (X век) был пригородом Пскова, вообще в статьях редко встречается, а в каком-то списке занимает вторую строчку. Указан год основания 862. Его одногодками считаются Полоцк и Ростов, Муром и Ладога, Белоозеро, Смоленск и Любич. Список «Самые древние города России» продолжает Псков, дата рождения которого 903 год, далее следуют Углич, Трубчевск, Брянск, Владимир, Ростов. Суздаль основан в 999 году. Казань в 1005, Ярославль в 1010.

Новгород - самый старый

Чаще всего список возглавляет Великий Новгород, впервые упомянутый в Новгородской летописи от 859 года. Упоминание связано с Рюриком, который пришел на Русь из Ладоги (опираясь на эти сведения в некоторых списках это поселение указано под первым номером). Выгодное расположение делает Новгород уже к середине IX века центром северо-западных земель и первой столицей Древней Руси. Город представляет собой крупный культурный, политический и торговый центр, ведущий обмен товарами со многими зарубежными государствами.

Но в 882 году князь Олег покоряет Киев и делает его своей столицей и уходит из Новгорода. Город и дальше развивался довольно успешно, став для Руси первым «окном в Европу». Можно отметить, что первый епископ прибыл в Великий Новгород в 989 году.

Год строительного бума

Вторым номером в каком-то списке «Самые древние города России», идет Белозерск, основанный в 862 году. Интересно, чьими усилиями в этом году было заложено столько городов? Белоозеро (второе название города) несколько раз переносили - то затопит его, то моровая язва половину населения уничтожит. Через него проходили торговые пути по рекам Шексне и Мологе в Волгу и далее. И Новгород, и Белозерск - города с богатой историей, существуют они до сих пор, но в этой статье они интересны именно как древние города России.

Список продолжает всем известный, благодаря великому сидельцу Илье, Муром. История этого форпоста берет свое начало от заселения Оки финским племенем мурома. Город был столицей Муромо-Рязанского княжества. Из-за того, что он находился в пограничной зоне, город постоянно подвергался набегам. В 862 году в устье реки Полоты при впадении ее в Западную Двину был основан Полоцк (Полотеск). В состав Древнерусского государства Полоцк входит в 907 году, тому есть документальные свидетельства. Одновременно с ним на берегу озера Неро строится город Ростов, позднее вошедший в состав Ростово-Суздальского княжества.

Следующие по списку

Смоленск был основан годом позднее в 863. Он упоминается в «Повести временных лет». Выгодное положение на Днепре способствовало быстрому становлению столицы кривичей. В состав Киевской Руси Смоленск входит как крепкое княжество. Псков и Углич, Брянск и Суздаль, Ярославль, Курск и Рязань, Владимир, Кострома и Тверь - тоже древние города России. Список дополняет и Москва. Но это более молодые образования. Так, Тверь была основана в 1208 году. Изначально город входил в состав Новгородского княжества, а потом был присоединен к Владимиро-Суздальским землям. Все эти города являются историческим наследием нашей страны.

История возникновения знаменитого маршрута

Около 40 лет назад в газете «Советская Россия» был опубликован ряд статей о старинных русских городах, сосредоточенных на территории нескольких рядом расположенных областей. Златоглавые церкви этих городов, расположенных по замкнутому кольцу, дали название новому туристическому маршруту. «Золотое кольцо России» родилось из газетных очерков, термин придумал литератор Юрий Бычков. Изначально в этот маршрут входили только восемь наидревнейших русских городов - Москва и Сергиев Посад, Переяславль-Залесский и Ростов Великий, Углич и Ярославль, Кострома и Плес, Суздаль и Владимир, между ними находится еще один пункт - Боголюбово. Эти города подбирались по определенному принципу. Например, в них представлены все виды древнерусского зодчества, развитие которого можно проследить поэтапно.

Неофициальный центр

Маршрут набирал популярность, он становился культовым, но многие старинные поселения не были охвачены. И вот, в «Золотое кольцо России» входят уже 20 городов, создаются специальные маршруты с целью посещения еще чем-то знаменитых пунктов.

Есть круизы по Волге под этим названием. Неофициальной, но общепризнанной столицей всего «Золотого кольца» считается Владимир - город, находящийся в 193 км от Москвы, в которой маршрут начинается и заканчивается. Жемчужина кольца основана в 1108 году. Владимир Мономах, активно занимавшийся градостроительством, заложил и окружил земляным валом деревянную крепость. Его внуку Андрею Боголюбскому город обязан своим расцветом. Знаменитая Владимирская икона была привезена в город именно им, и он же построил для нее изумительный храм Успения Богоматери. В 1157 году столицей Древнерусского государства становится Владимир. Город продолжает и дальше активно развиваться. С того времени сохранилось много памятников, и этот центр древнего зодчества поражает своей сохранившейся в первозданном виде красотой. Главными достопримечательностями города являются Золотые ворота, возведенные в 1164 году, Успенский собор, расписанный Андреем Рублевым в XII веке, Дмитриевский собор, знаменитый своей белокаменной резьбой. Это далеко не все памятники истории и архитектуры, которыми богат Владимир.

Прославленный воинами

Все города Золотого кольца поражают и завораживают исконно русской красотой. Некоторые занимают особые ниши. Так, город Муром, вместо которого в списке из 8-ми городов иногда появляется Иваново, является старейшим городом России. Он, упомянутый в «Повести временных лет», очень долго оставался языческим. После убийства в Муроме правнука Ярослава Мудрого Михаила, его отец, тезка деда, князь Ярослав осадил город, и, взяв его, крестил жителей насильно в 1097 году. Муром был уничтожен Батыем, позднее трижды разорялся татарами, он был разграблен в Смутные времена, но всегда его воины были в первых рядах защитников Родины. Город Муром

подарил Руси самого знаменитого богатыря Илью Муромца.

Красавец Суздаль

Чтобы только перечислить монастыри, церкви и колокольни Суздаля, музея под открытым небом, не хватит и страницы. Древние монастырские стены, звонницы и надвратные церкви - десятки красивейших объектов представляют русское зодчество от XII по XIX век. Особым притяжением обладает город Суздаль. Белокаменные церкви и памятники старины, которых в городе-музее насчитывается до 200 единиц, находится под охраной ЮНЕСКО. Впервые этот город-красавец упоминается в летописях от 1024 года. Сейчас в нем делается все для привлечения большего числа туристов. Уличными торговцами сувенирами и медовухой, скоморохами и конными упряжками в городе создана атмосфера нескончаемого праздника.

Великий Новгород в силу удаленности не входит в Золотое кольцо России.

Тема возникновения первых городов меня интригует до чрезвычайности, поэтому эта часть выставки, демонстрировавшая артефакты самых ранних городов и цивилизаций, представляла для меня особый интерес.

Первые города, как известно, появились в районе плодородного полумесяца где-то 7 000 - 5 000 лет назад в южной части современного Ирака. Поселившиеся там люди первыми в мире смогли одомашнить животных и растения и перешли к оседлому образу жизни. Благодаря образующимся запасам пищи они получили возможность содержать несельскохозяйственных специалистов - ремесленников, профессиональных воинов, вождей, постепенно забирающих в свои руки власть, которой не существовало в эгалитарных собирательских общинах, и жрецов.

Именно тогда люди стали обосновываться в поселениях крупнее традиционных деревень, образуя первые города и большие сообщества с царями и жрецами во главе. Что именно послужило причиной возникновения городов, сказать наверняка сложно, однако считается, что цивилизация, города и архитектура развивались бок о бок: новым правителям и служителям культов для подтверждения их могущества требовались вместо привычных крошечных глинобитных построек внушающие трепет здания, символизирующие их силу и божественное происхождение власти. Поэтому появились храмы, дворцы, общественные строения, окруженные мощными стенами со сторожевыми башнями для защиты новых городов.

Одним из первых городов считается Эриду (Ирак) - во всяком случае, свидетельства о нем дошли до наших времен, как и зиккурат Эриду, между верхними кирпичами которого и основанием находится по крайней мере 16 разновременных строительных слоев, самый ранний датируется примерно 5 000 до н.э.

Такие таблички считались очень ценными и обычно украшались изображениями важных событий из жизни человека, которому они принадлежали. Здесь, например, изображена сцена, в которой Ден опускает жезл на голову поверженного врага. Имя царя начертано перед его лицом вместе с фигуркой сокола, символом царской власти.

Такое изображение правителей является традиционным и совершенно не означает, что во времена их правления совершались военные кампании: на протяжении 2 000 лет царей изображали в момент казни ливийских военачальников с одним и тем же именем. Однако у любого стандартного мотива должен быть прототип, и, поскольку это одна из самых первых табличек, возможно, именно на ней и изображено реальное событие, установившее канон, - завоевание Синая войсками царя Дена.

2. Штандарт из Ура, найден на раскопках царского кладбища. Ирак. 2 600 - 2 400 до н.э.

Подлинное назначение этого предмета до сих пор неизвестно: возможно, его использовали как знамя, а, возможно, он служил музыкальным инструментом. Когда его обнаружили, то аутентичные деревянные панели уже были источены временем, боковые панели сломаны, и поэтому обе мозаичные панели из перламутровых раковин, красного песчаника и лазурита пришлось воссоздавать реставраторам по собственным догадкам, как штандарт мог бы выглядеть.

Инкрустированные декоративные панели известны как «Война» и «Мир», где на лазуритовом фоне в три ряда выложены перламутровыми пластинками сцены из жизни шумерoв. Панель «Война» демонстрирует одно из самых ранних изображений шумерской армии: противники шумеров гибнут под колёсами тяжёлых колесниц, обнаженных пленников приводят к царю, который восседает с копьем в руке. Панель «Мир» демонстрирует, как царю на пир доставляют животных, рыбу и другие товары.

Ур был одним из городов Месопотамии, которая, в отличие от Египта, не была объединена в единое государство, и каждый город представлял собой отдельный город-государство с собственным управлением, правителем и жрецами.

3. Печать из долины Инда. Пакистан. 4 000 - 2 000 до н.э.

Печать была обнаружена в 70-х годах 19 века, и эта находка привела к открытию древней цивилизации в долине реки Инд. Возможно, её использовали, чтобы запечатывать документы и ставить оттиски на пакетах с товарами. Это свидетельствовало о развитой цивилизации, ведущей торговлю с Азией, Месопотамией и шумерами. На печати - самое раннее изображение письменности в Южной Азии. Надпись еще предстоит расшифровать.

Самая ранняя цивилизация в Южной Азии возникла в долине реки Инд и на восточном побережье Индии. В Индской цивилизации была создана письменность, появились большие города, а производство продовольствия контролировалось централизованно правительством. Однако в Индской цивилизации религиозная верхушка не получила такого влияния, как в Египте и Месопотамии. Не было построено храмов, а при раскопках не было обнаружено ни одного изображения божества или царя. Уничтожение лесов, изменение климата и череда иноземных вторжений привели к падению этой цивилизации в 1500 до н.э.

4. Жадеитовый топор. Изготовлен в Альпах, найден в Англии. 4 000 - 2 000 до н.э.

Камень топорика тщательно отшлифован, и, судя по отсутствию зазубринок, орудие никогда не использовалось. На территории Британии нет месторождений жадеита, и этот топор, возможно, был изготовлен в итальянских Альпах, а потом доставлен в Англию через Францию для проведения церемоний и ритуалов.

Шлифованные каменные топоры произвели революцию, изменившую общество и ландшафт после Ледникового периода. Тогда Северная Европа была покрыта непроходимой чащей, которую люди и прорубали своими топорами, освобождая место для поселений и земледелия. Первые земледельцы появились в Англии, перебравшись на утлых суденышках на остров из разных частей Европы. Вместе с собой они привезли животных, семена и подобные шлифованные топоры. Именно те люди возвели Стоунхендж и Авбери, которые удивляют нас до сих пор.

5. Ранняя табличка с надписями. Ирак. 3 100 - 3 000 до н.э.

Это одна из самых ранних табличек в мире с клинописью. Здесь описывается дневной рацион пива для рабочих. Пиво означает сосуд, сужающийся внизу. Рацион обозначается головой человека, что-то поедающего из миски (не могу увидеть эту голову!), круглые и полукруглые оттиски означают меру напитка. Все знаки нанесены срезанным тростником.