Чем отличаются между собой фгос и фгт. Чем отличаются фгт и фгос до? Отличие фгт от фгос до презентация

Новый закон об образовании в нашей стране, вступивший в силу с сентября 2013 года, привнес много новшеств в образовательную сферу. Так, впервые в России дошкольное образование закрепили как уровень образования, а основной упор был сделан как на качество, так и на различные варианты получения образования обучающимися. Ранее для всех уровней существовали ФГТ (федеральные государственные требования). В соответствии с новым законом для каждого уровня образования были разработаны ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты).

Так, ФГТ состоят из двух разделов: содержательный раздел – требования к структуре ОП (образовательной программы), организационный раздел – требования к условиям реализации ОП.

По сути, ФГТ является частью ФГОС. Отличием ФГОС от ФГТ считается наличие третьего целевого раздела в ФГОСах – требований к результатам освоения ОП. Но помимо требований, существует еще небольшой ряд отличий. Также изменилось соотношение частей образовательной программы: в ФГТ на обязательную часть выделено 80 %, в ФГОС – 60 %, на формируемую участниками образовательного процесса – 20 % по ФГТ и 40 по ФГОС. Таким образом, ФГОС «больше времени» уделяет самостоятельной работе обучающихся.

Сравнение

ФГОС более акцентированно подходит к формированию общей культуры обучающихся, к развитию их коммуникативно-личностных качеств, а также формированию предпосылок для обеспечения их социальной успешности.

Таким образом, ФГТ направлено на социализацию обучающегося, а ФГОС – на коммуникацию и налаживание связей с обществом. Ведь, по сути, ФГОСы ориентируются на специфику национальных и социокультурных условий, в которых по факту осуществляется образовательный процесс.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать выводы, что основное отличие ФГОС от ФГТ состоит в требованиях к освоению образовательной программы. Учитывая, что 2015 год считается переходным годом в образовательной сфере, допустимо уже говорить о том, что закон об образовании, принятый в конце 2012 года, в какой-то мере стал учитывать национальные особенности обучения, более акцентированно подошел к развитию у обучающихся культуры и предложил больше вариантов дистанционного обучения.

.
Отличия ФГОС ДО от ФГТ. Система работы по введению ФГОС ДО

Теоретическая основа работы

Актуальность ФГОС в дошкольном образовании

Кризис в системе образования в России на всех уровнях.

Несоответствие уровня дошкольного образования современным требования общества

Изменение целей и приоритетов в образовании в соответствии с новыми требованиями информационного общества.

Что такое ФГОС ДО?

ФГОС ДО –это Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию

ФГОС – это стандарт качества дошкольного образования.

«Стандарт дошкольного образования – это, прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства».

Дошкольное образование выступает как институт социализации и индивидуализации.

Нормативно-правовое обеспечение ФГОС ДО:

Конвенция ООН о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года

Профессиональный стандарт педагога. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 000н

Принципы стандарта:

полноценное проживание ребенком всех этапов детства;

сотрудничество учреждения с семьей;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в разных видах деятельности;

возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие методов, требований, условий возрасту и особенностям развития)

учет этнокультурной ситуации развития детей .

Стандарт и его основные цели:

повышение социального статуса дошкольного образования;

обеспечение государством равенства для каждого ребенка в получении качественного образования;

обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения.

сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Задачи стандарта:

охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от места жительства, нации, социального статуса, психофизиологических и др. особенностей.

обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Ребенок как субъект отношений сам с собой, другими детьми, взрослым и миром.

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социо-культурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества;

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Три группы требований:

к структуре

условиям

результатам освоения ООП ДО

Программа состоит:

Обязательная часть (60%)

Формируемая участниками образовательных

отношений (40%)

Образовательные области: (5)

социально-коммуникативное развитие , речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.

ООП в ФГОС включает три основных раздела и дополнительный.

Целевой раздел включает: Пояснительная записка;Планируемые результаты освоения программы.

Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения… .

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

ФГОС ДО гласит, что целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Практическая основа работы.


Задачи работы:

Первый этап работы:

1. Изучение Приказа - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 000 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Изучение интернет - ресурсов;

Создание презентации;

II этап Аналитический

Организация работы на данном этапе

III этап: Формирующий этап:

Заключительный этап:

Цель: Обеспечение перехода педагогов ДОУ на реализацию ФГОС, ориентация на изменение профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта практической деятельности в соответствии с новой образовательной программой.


Задачи работы:

Определение степени готовности педагогов к переходу на ФГОС. Выявить представления педагогов о ФГОС ДО.

Проектирование системы работы с педагогами ДОУ по актуальным проблемам в соответствии с ФГОС с учетом потребностей ДОУ:

рассматривание целей и задач дошкольного образования;

анализ методического обеспечения с позиций требований к реализации ФГОС в ДОУ;

организация развивающей предметно-пространственной среды;

расширение возможностей личностного саморазвития и самореализации педагогов

Определение результативности проведенной работы и перспективы деятельности по подготовке педагогов к внедрению ФГОС в ДОУ.

Первый этап работы:

Цель: первичная подготовка педагогов, входящих в рабочую группу по организации введения ФГОС: прохождение старшим воспитателем курсов ГОУ ДПО НИРО, изучение нормативных документов и методической литературы, обсуждение первых выявленных проблем и противоречий.

1. Изучение Приказа - Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.01.01 г. № 000 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Организация работы на данном этапе

Изучение интернет - ресурсов;

Изучение и оформление нормативных документов;

Создание презентации;

Оформление информационного стенда «ФГОС в ДОУ».

II этап Аналитический

Цель: Определение степени готовности педагогов к переходу на ФГОС. Выявить представления педагогов о ФГОС ДО.

Организация работы на данном этапе

Разработка и анализ диагностических карт для педагогов;

Анкетирование педагогов «Выявление представлений педагогов о ФГОС ДО» Приложение 1

Анализ анкетирования «Выявление представлений педагогов о ФГОС ДО»

III этап: Формирующий этап:

Цель: повышение профессиональной компетентности в условиях реализации ФГОС ДО; развитие способности к рефлексии собственной деятельности – обязательного условия саморазвития личности.

Организация дифференцированной работы на данном этапе

Консультация с презентацией для всех педагогов «ФГОС как новая ступень стандартизации дошкольного образования

Консультация для молодых специалистов -«Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГОС».

Методический час «Обновление предметно-пространственной развивающей образовательной среды ДОУ»

Самоанализ организации предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО в разных возрастных группах

Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования»

Индивидуальные консультации (по запросам педагогов)

Методические часы «Требования ФГОС ДО к результатам освоения образовательной программы. Целевые ориентиры»

Выдержка Деловая игра для педагогов «Знатоки ФГОС дошкольного образования» см. Приложение 2.

Заключительный этап:

Цель: Повторный анализ готовности педагогов к введению и реализации ФГОС, анализ итогов методической работы в условиях введения ФГОС в ДОУ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Требования к структуре основной образовательной программы ДО. ФГТ Познавательно –речевое развитие Социально –личностное развитие Художественно –эстетическое развитие Физическое развитие ФГОС Коммуникативно –личностное развитие Познавательно –речевое развитие Художественно –эстетическое развитие Физическое развитие

3 слайд

Описание слайда:

Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма, а части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%. Программа состоит из двух частей: 1) обязательной части; 2) части, формируемой участниками образовательного процесса. Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы.

4 слайд

Описание слайда:

Основные разделы программы ФГТ *Пояснительная записка; *Организационный; *Содержательная; * Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования; * Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. ФГОС *Целевой; *Организационный; *Содержательный; В каждом разделе отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

5 слайд

Описание слайда:

Обязательная часть ФГТ Образовательные области: Коммуникация Социализация Безопасность Познание Здоровье Музыка Физическая культура Труд Чтение художественной литературы Художественное творчество ФГОС Виды деятельности: Двигательная Игровая Коммуникативная Познавательно –исследовательская Восприятие художественной литературы и фольклора Элементарная трудовая деятельность Конструирование из различных материалов Изобразительная Музыкальная

6 слайд

Описание слайда:

ФГОС в ДОУ и в начальных классах Введение Федеральных Государственных Требований(ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Требований Стандартов(ФГОС) начального школьного образования- важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Программа регламентирует деятельность образовательных учреждений в вопросах организации преемственности согласно государственным образовательным стандартам.

7 слайд

Описание слайда:

Структура программы опирается на три направления: 1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне. 2. Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ. 3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

8 слайд

Описание слайда:

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.

9 слайд

Описание слайда:

Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы: установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой; выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов; создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей; всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей; оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу; формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

10 слайд

Различия ФГТ ООП ДОУ и ФГОС ДО.

Различия ФГТ ООП ДОУ и ФГОС ДО.

В какие-то не было бы времена, какие бы стандарты не разрабатывало руководство государства для образования детей, остается неизменный костяк требований к программам воспитания и образования.

Совсем недавно мы изучали и внедряли Федеральные государственные требования к общей образовательной программе дошкольных образовательных учреждений, а уже приходится изучать и использовать в своей практической деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

И, конечно, между этими документами остаются и общие требования, и появляются новые. Рассмотрим, что общего и в чем разница между ФГТ ООП ДО и ФГОС ДО.

Общее:

Сохранение вариативности дошкольного образования;

ДОУ самостоятельно разрабатывает образовательную программу;

2 части ООП: обязательная и вариативная;

Реализация программы в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду;

Учёт региональных особенностей, индивидуальных особенностей и потребностей ребёнка и родителей;

Комплексный подход;

Основное содержание разделов;

Основные виды детской деятельности;

Образование в процессе взаимодействия ребёнка со сверстниками, взрослыми и в самостоятельной деятельности;

Основные принципы построения предметно-развивающей среды.

Разница:

Определены три группы требований (к структуре, к условиям реализации ООП ДО, к результату);

Изменена структура программы, выделены разделы: «Целевой», «Содержательный», «Организационный» и дополнительно введён раздел «Презентация программы»

Изменено соотношение объёмов частей программы: 60/40 %;

Изменено количество и название образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие;

Акцент ставиться на поддержку социализации и индивидуализации развития ребёнка;

Отсутствуют жёсткие требования к системе мониторинга;

- «интегративные качества» заменены «целевыми ориентирами».

И все же, ФГОС ДО (стандарт) - это документ, который не требует унифицировать образование, а даёт возможность в разных ситуациях создавать условия, необходимые для успешного развития детей в обстановке эмоционального благополучия.

Каждый регион имеет право учитывать в образовании и в развитии детей особенности национально-культурного разнообразия, географического положения, климата и т.п.

Стандарт призван обеспечить условия индивидуального развития для разных детей, каждому из которых интересно что-то свое. С таким разнообразием, следуя за ребенком, педагогам нужно уметь работать.

Семья имеет право выбирать направление развития ребенка, ориентируясь на его особенности.

Стандарт предусматривает разные образовательные программы. Это стандарт вариативности образования в условиях разнообразия детства. Педагоги могут сами выстраивать свою образовательную программу, опираясь на разные варианты примерных, авторских программ.

ФГТ и ФГОС

Федеральные государственные требования (далее ФГТ )

к структуре основной общеобразовательной программы утверждены и введены в действие Приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655. Данный документ является первым в истории российского образования, который на федеральном уровне предъявляет требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В настоящее время перед всеми дошкольными образовательными учреждениями встала задача по разработке новых образовательных программ - основных общеобразовательных программ (статьи 9, 14, 15, 32 «Закона об образовании»).

На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к развитию детей меняется цель образовательной работы - вместо набора ЗУНов (знания, умения, навыки) предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).

Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются в следующем:

1) если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей;

2) акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.;

3) решать поставленные цели и задачи предлагается:

Максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт «раздувания»

Сетки занятий, а с помощью построения образовательного процесса на комплексно-

Тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей;

В совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещён акцент с занятий).

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе определяют 4 направления развития ребенка:

· социально-личностное,

· познавательно-речевое,

· физическое,

· художественно-эстетическое развитие.

10 образовательных областей

«Образовательная область» - структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.

Образовательные области, выделенные в ФГТ:

физическая культура, здоровье, социализация, труд, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество

В новых ФГТ использована наиболее современная и полная типология детских деятельностей. Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо детской деятельности. В каждой образовательной области помимо общеразвивающих задач выделены специфические задачи психолого-педагогической работы.

Что меняется в дошкольном образовании с введением ФГТ?

Для системы дошкольного образования установлены Федеральные государственные требования, а не Федеральный государственный стандарт. В настоящее время разработанные и утвержденные только ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в которых определены обязательные образовательные области и основные задачи образовательных областей.

Изменения такого рода предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса: в данном случае не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра - это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры - взаимоотношение между взрослыми людьми - в семье, их профессиональной деятельности и т. д.

Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в детском саду и вносит в содержание программ необходимые изменения.

Занятия в ФГТ прописаны только в старшем дошкольном возрасте, это не значит, что они не могут проводиться с детьми других возрастов. Но они (занятия) не должны быть приоритетной формой работы с детьми. Образовательные задачи должны решаться и в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях), в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности с семьей.

В ФГТ решаются образовательные задачи в процессе:

Совместной деятельности ребенка со взрослым (в ходе режимных моментов; в непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации детских видов деятельности) и в самостоятельной деятельности детей.

Разработчики ФГТ, предлагают определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности:

Двигательная

· Подвижные дидактические игры

· Подвижные игры с правилами

· Игровые упражнения

· Соревнования

· Игровая

· Сюжетные игры

· Игры с правилами

Продуктивная

· Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

· Реализация проектов

Коммуникативная

· Беседа ситуативный разговор

· Речевая ситуация

· Составление отгадывание загадок

· Сюжетные игры

· Игры с правилами

Трудовая

· Совместные действия

· Дежурство

· Поручение

· Реализация проекта

Познавательно-исследовательская

· Наблюдение

· Экскурсии

· Решение проблемных ситуаций

· Экспериментирование

· Коллекционирование

· Моделирование

· Реализация проекта

· Игры с правилами

Музыкально-художественная

· Слушание

· Исполнение

· Импровизация

· Экспериментирование

· Музыкально-дидактические игры

Чтение художественной литературы

· Чтение

· Обсуждение

· Разучивание

Таким образом, ФГТ в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.

Федеральный государственный стандарт (ФГОС)

На официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации опубликован проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования .

Разработкой проекта стандарта дошкольного образования занимается специально созданная 30 января 2013 года рабочая группа во главе с директором Федерального института развития образования Александром Асмоловым.

ФГОС дошкольного образования разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования сформулированы в терминах развития ребенка в виде единых ориентиров базовой культуры ребенка с учетом ожиданий семьи и общества.

Стандарт должен нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования.

Стандарт учитывает:

самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека;

социокультурное разнообразие детства;

возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей;

потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья;

возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.

- Что такое «образовательный стандарт» для дошкольников?

Слово «стандарт» очень часто вызывает в обществе мучительную аллергию - что это такое, для чего? Поэтому я начну с того, что стандарт дошкольного детства - это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех. Правила развития ребенка, а не его обучения. Почему мы вдруг взялись за разработку стандарта дошкольного образования? Потому что впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования - такого не было никогда. Следовательно, мы должны предложить правила игры между родителями, обществом, педагогами и главными игроками, которые должны быть обречены на выигрыш - детьми - в этой ситуации. Стандарт и выступает как своего рода социальная матрица, он позволяет создать навигацию для родителей и детей в сфере дошкольного детства. Ключевая установка стандарта дошкольного детства - это поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

- Стандарт может быть разнообразным?

Дошкольное детство должно быть разнообразным. Это норма. В этом и суть всего стандарта. В нем будут заложены условия и программы развития, которые позволят учесть разнообразие детей, разнообразие родителей, социальную и экономическую неоднородность регионов. В результате его внедрения у всех детей будет возможность реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. Это не утопия. По-другому просто невозможно. Наши дети невероятно разные. Они все более и более отличаются от нас, и становится все труднее вести диалог между ребенком и родителем, ребенком и педагогом, ребенком и обществом в целом.

ШКОЛА ДОЛЖНА БЫТЬ ГОТОВА К РЕБЕНКУ

- Стандарт дошкольного образования обеспечит одинаковую для всех подготовку к первому классу?

Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку. Дети должны подойти такими, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, на которых наезжают дисциплинарные полки и говорят - действуй только так, ходи только туда, делай только так, будь послушен... Дети всегда разные, и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий творческий потенциал каждого и всей нашей культуры. От того, какие нормы через стандарт заложены в детстве, будет в буквальном смысле зависеть жизнь общества.

- А как быть, если кто-то из родителей будет не согласен с предложенным государством видением детства?

Мы предлагаем систему навигации, систему ориентиров при плавании по миру дошкольного детства - здесь такие рифы, а здесь такие риски, а тут осторожно - мины. Все эти навигационные предупреждения надо обязательно учитывать. Многие родители обращаются с вопросом, почему дети стали такие наглые, в хорошем смысле, дерзкие. Я тысячу раз привожу простой пример, который стал шоком в моем сознании. Когда я дал картинки из сказки Пушкина ребенку, он приставил свои пальчики - ему три года было - и стал раздвигать эту картинку в книге. Но она, естественно, не двигалась, и он, обиженно вытянув губки, отбросил книгу. Когда уже к 2,5 - 3 годам дети приобщаются к информационной социализации, уже становятся информационными акселератами, они становятся другими. Для них нужны совсем другие игры. Предложите им те, в которые играли сами, - и ребята уйдут в одиночество, станут сугубо виртуальными людьми. А чем с ними заниматься? Ответы на этот вопрос и должен дать стандарт. Причем одновременно и родителям, и обществу, и государству.

- Дошкольники теперь будут больше учиться?

Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтении, счете и письме войдут в мир познания ребенка через ворота детской игры и другие соответствующие возрасту ребенка виды деятельности. Через игру, сотрудничество, диалог дети знакомятся с окружающим их миром. Ключевой риск стандарта дошкольного образования - сделать его по образу и подобию школьного, надвинуть формы школьной жизни на дошкольное детство.

* ответы на эти и другие вопросы о ФГОС в эфире Радио "Комсомольская правда" дал руководитель рабочей группы по созданию стандарта дошкольного образования академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени Ломоносова Александр Асмолов.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от « 23» ноября 2009 г. № 655 " Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 июня 2011 №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

От ФГТ к ФГОС в дошкольном образовании