Кто любит тот познал бога. Бог есть любовь (цитаты из «Нового завета»)

Если же истинно говорит [Иоанн], что Бог есть любовь, то необходимо, чтобы дьявол был ненавистью. Итак, как имеющий любовь имеет Бога, так и имеющий ненависть вскармливает в себе дьявола.

Слово аскетическое: пролог.

Сщмч. Дионисий Ареопагит

и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

Почему же все-таки богословы иногда предпочитают назвать Его [Бога] Любовным Желанием [έρωτα] и Любовью [άγάπην], а иногда Желанным и Любимым [έραστόν και άγαπητόν]? Потому что одного Он - причина, так сказать, производитель и породитель, другое же Он есть.

Об именах Божиих.

Сщмч. Киприан Карфагенский

и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

С Богом не могут пребывать те, кто не хотят быть в Церкви Бога едины по духу.

О единстве кафолической Церкви.

Прп. Иоанн Кассиан

и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

Добродетель любви настолько превозносится, что блаженный апостол Иоанн называет ее не только даром Божиим, но и Богом, говоря: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем .

Собеседования.

Прп. Максим Исповедник

и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

Многие многое сказали о любви, а найдешь ее у одних учеников Христовых, если поищешь; ибо одни они имели истинную Любовь учительницею любви, о которой сказано: аще имам пророчество, и вем тайны вся, и весь разум, любве же не имам: никая польза ми есть (1 Кор. 13:2-3) . Стяжавший любовь стяжал Самого Бога; ибо Бог есть любовь .

Главы о любви.

Прп. Иустин (Попович)

и мы познахом и веровахом любовь, юже имать Бог к нам. Бог Любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает

Мы познали любовь Божию через Христа Спасителя. До этого мы не знали неложной, верной и истинной любви. Только со Спасителем мы познали, что праведная любовь состоит во спасении людей от греха, смерти и дьявола. До Христа существовали легенды и рассказы о любви Божией. Но в действительности через Него (Христа) вошла первый раз в наш человеческий мир истинная любовь. Мы познали истинную любовь и уверовали в нее. Ведь кому еще могли поверить мы, жалкие рабы смерти, греха и дьявола, как не Тому, Кто нас освободил от трехчастной, всеразрушающей и всеубийственной силы греха, смерти и дьявола? Спаситель нам показал, что Бог есть Любовь, и только по любви и в любви Он пребывает в человеке и спасает его от смерти, греха и дьявола, и, таким образом, дает ему силы жить по любви, согласно заповедям Божиим. До пришествия Богочеловека Христа и спасения, какое Он принес в мир, нельзя было указать и доказать, что Бог есть Любовь. Теперь же эту истину каждый может исследовать и доказать своим личным опытом, своей личной жизнью. Бог в любви пребывает в человеке и в любви его спасает. Также и человек в любви пребывает в Боге и в любви спасается.

Святой евангелист Иоанн представляет здесь самое великое и точное благовестие Нового Завета: Бог есть Любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем.

Толкование на 1-ое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.

Блж. Августин

и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

Святой Дух, чем бы Он ни был, есть нечто общее Отцу и Сыну, и само это общее единосущно и совечно. И, если угодно, чтобы оно было названо дружбой, пусть так и зовется, но более подходящим образом его звать любовью. И оно также есть сущность, ибо Бог есть сущность, и Бог есть любовь .

Когда наше рассмотрение дошло до любви, которая в святом Писании названа Богом, тогда начала понемногу проявляться Троица, а именно Троица Любящего, Любимого и Любви.

О Троице.

Блж. Феофилакт Болгарский

и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

Ишодад Мервский

и мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем

Мы никогда не встречали, чтобы Писание так говорило о Боге. Мы же дадим слову должный и подобающий смысл. Ведь [Иоанн] называет Бога любовью для того, чтобы мы искали Того, Кто есть любовь и из Кого вышло слово о заповеди любви.

Мы собрали некоторые цитаты из «Нового завета», где рассказывается о Боге, о том, какой Он есть. А также о Его отношении к людям и человечеству.

Словами самого Христа

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас , так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35).

«Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин. 17:25-26).

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем , и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф.11:28-30).

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:43-45).

Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. (Лк.4:17-19).

Словами апостолов

«Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою : и мы должны полагать души свои за братьев» (1Ин.3:16).

«Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога , и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь . Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1Ин.4:7-12).

«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем . В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1Ин.4:16-18).

«Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней» (2Ин.4:16-18).

«Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5:8).

«чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф.3:18-19).

«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол.3:14).

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1Кор.13:4-8).

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии Преждеосвященных Даров в пятницу первой седмицы Великого поста

11 марта 2011 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме Св. Блгв. Царевича Димитрия при 1-й Градской больнице в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваше Преосвященство, досточтимый Владыка Пантелеимон! Дорогие отцы, братия и сестры!

Радуюсь возможности совершить Божественную службу на первой седмице Великого поста здесь, в Свято-Димитриевском храме, в общине сестер милосердия, в общине, где так много детей – учащихся церковной средней школы, в общине, которая, может быть, совершает в городе Москве больше дел милосердия, чем любой другой московский приход.

Мы завершаем первую седмицу Великого поста и завершаем чтение на этой седмице великой молитвы преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…». И когда святой Ефрем своими богодухновенными словами призывает нас просить у Бога милости, просить у Бога дара, мы вспоминаем о любви: «дух… любве даруй ми, рабу Твоему».

Слово «любовь» употребляется в обиходе так часто и в столь разных контекстах, что современный человек уже неспособен ясно понимать его значение. Как и многие святыни, силой диавольской это слово нередко оскверняется и обесценивается в человеческой жизни. Но от этого само понятие любви не становится менее значимым. Как говорит нам апостол Иоанн Богослов, «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16), и это – исчерпывающее определение любви.

Даже если бы нам были открыты только эти слова, то и они непременно дали бы возможность прикоснуться к величайшей Божественной тайне, однако многое оставалось бы непонятным. Господь же изволил открыть нам нечто большее о Своей жизни – именно это Откровение Бога о Самом Себе дает нам полноту понимания того, что есть любовь. Господь посылает Сына Своего Единородного, чтобы Он принес Себя в жертву за грехи людей (см.: Ин. 3, 16; 1 Ин. 4, 9). Посылает не потому, что должен это сделать. Посылает не потому, что это целесообразно. Посылает не потому, что этим восполняется некая утрата логики исторического бытия рода человеческого, но только потому, что Он любит Свое творение. Именно через Господа Иисуса Христа мы узнаем о том, что любовь есть жертва.

Но мы узнаем и еще нечто очень важное. Бог открывает нам Себя как Единого по существу, но Троичного в Лицах. Мы верим в Святую Троицу, внутренним законом жизни Которой является любовь, соединяющая три Лица единой природой. Это абсолютное, ничем не помрачаемое и неразделяемое единство, и потому мы можем говорить о том, что любовь – это единство. Единство лиц Святой Троицы достигается через внутреннее общение, и потому мы можем говорить также о том, что любовь – это единство, которое достигается через общение людей.

Итак, любовь – это жертва, это общение и это единство. Богу было угодно явить эти возвышенные Божественные догматы в человеческой жизни, и через искупительные заслуги Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа Он воссоздает образ Божественной любви в земной человеческой жизни. Он создает Церковь – общину Своих последователей, которые через общение с Богом и друг с другом достигают единства. Это единство мы обретаем, когда все вместе совершаем таинство Тела и Крови Спасителя. Причащаясь Святых Христовых Таин, мы становимся единым телом, мы становимся общиной, живущей и существующей по образу Божиему.

Но в реальной жизни все не так просто. Там, где действует Святой Дух и где разрозненные люди, различные и по своему положению, и по национальности, и по возрасту, и по культуре, и по языку, становятся едины по образу Святой Троицы, там одновременно действует и грех. С одной стороны, Церковь, пребывая на земле, воплощает и выражает это единство по образу Святой Троицы; с другой – у людей крещеных и являющихся членами Церкви очень часто не хватает сил осуществлять и являть миру это единство вне таинства Церкви, вне святой Евхаристии, за пределами храма, там, где начинается исполненная треволнений и конфликтов жизнь.

Для того чтобы мы были способны обретенное нами в таинстве святой Евхаристии единство друг с другом и с Богом реально осуществлять в жизни мира сего, мы должны вспомнить еще и о том, что любовь есть жертва. И если мы окажемся способными отдавать частицу самих себя, жертвовать своим временем, своим вниманием, своей любовью, своими средствами – жертвовать тем, кто в этом нуждается, то мы будем жить и за пределами храма по закону любви.

То, что происходит в этой общине, очень важно, потому что здесь действует школа сестер милосердия, здесь учащиеся этой школы учатся понимать, что значит отдать частицу своего сердца другим, разделить с другими свою жизнь, пожертвовать нечто, что нужно и самим. Мы должны помнить – и, быть может, в первую очередь те, кто берет на себя великую ответственность служения милосердию, – что через эту жертву, которую мы несем людям, Бог дарует нам Свою любовь.

Милосердие есть школа любви. Современный мир, современное общество порой в недоумении вопрошает само себя, почему же в наш просвещенный век, когда практически у всех есть образование, когда наука достигла таких высот, мы видим столько страданий, преступлений, семейных трагедий, человеческого горя. И не нужно быть философом, чтобы сказать: ни образование, ни сила, ни власть, ни деньги – все то, что так желанно для современного человека – неспособны дать людям любовь, неспособны принести им счастье. И каким немодным ни был тот образ жизни, который вы ведете в своей общине, как бы скептически кто-то ни смотрел на вас, не разделяя ваших идеалов, помните, что через жертву, которую вы приносите Богу, вам даруется великая благодатная сила любви. Именно эта сила поможет вам в жизни. Она поможет вам создать и сохранить ваши семьи. А если кто-то останется одиноким, она поможет избежать чувства уныния и направит ваше внимание на дела, которые так важны, – на дела милосердия.

«Господи и Владыко живота моего, дух… любве даруй мне, рабу Твоему». Будем просить Господа, чтобы Он укрепил наши силы и помог воспринять этот великий дар, содержащий частицу Божественной жизни, и через этот дар сердцем и умом почувствовать и принять Бога, Который есть любовь. Аминь.

О Любви к Богу и ближнему - Наталия Белянова специально для «Православной жизни». Вместе с супругом - священником Сергием Беляновым - они уже 20 лет вместе и около 10 лет выпускают детский православный журнал «Капельки».

"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.» (Ин. 1,1)
В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО… и СЛОВО БЫЛО БОГ!

Хорошие, добрые слова способны преобразить человека - преобразить в прямом смысле слова.
Есть такой праздник – «Преображение Господне». Когда Христос явил Себя своим ученикам в Своей славе, Он чудесным образом преобразился в светлые серебристые ризы, излучая удивительное Божественное свечение.
Если верно евангельское «Слово – есть Бог», то слово действительно способно изменять и преображать. Буквально. Для кого-то, возможно, это вопрос веры. Кто хотя бы однажды почувствовал, как слово может повлиять на ситуацию, жизненные обстоятельства, изменить человека или воодушевить (впрочем, как и унизить, и обидеть человека…), тот никогда уже не сможет равнодушно относится к словам, считать их «пустым звуком». Если какой-то человек не задумывается, не понимает или не чувствует физического действия произносимых нами слов, это не значит, что на него слова не действуют. Скорее всего, такой человек или просто не наблюдательный, или не глубокомысленный, или, возможно, черств сердцем, что называется «окаменел душой».
Особенно заметно влияние слов на чистые души – на детей. Дети прекрасно чувствуют Слово и слова. Нужно ли подобное взрослым? Конечно, нужно.

Нужны ли слова любви вообще? Конечно! Слова добра, слова любви и тепла, поддержки и одобрения, в лучшем Божественном понимании их смысла, нужны каждому, независимо от возраста, образования и духовного развития.

«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.» (Ин. 4, 16)
БОГ = СЛОВО = ЛЮБОВЬ

Конечно, если слова сказаны впустую, не подтверждены делами, поступками, чувствами - то и силы такие слова не имеют. Такое уже к греху пустословия относится. Но это отдельная тема.
Для меня «говорить» и «подтверждать слова делами» – это одно и то же. Стараюсь, чтобы так было, насколько могу, по-христиански. Это постоянный, непрерывный труд. Это поиск. Это путь. На котором, бывает, и оступаешься, и теряешься... Но это все равно - радостный и нужный путь. Один старец говорил, что добродетель бывает двух видов – врожденная и приобретенная; оба вида хороши, оба идут на пользу человеку.
Так и есть. Любая привычка (хорошая или плохая), со временем становится нашей второй натурой, образом жизни. Хорошие привычки – на пользу самому человеку и окружающим его.

Говорить как можно чаще слова любви, поддержки и одобрения – очень важно! Для этого человеку и дан язык. Мы, как творения Божии, созданы Им, чтобы жить, прославляя Бога – и словами, и делами. Но не могут от нас исходить слова любви, обращенные только к Богу и не обращенные к ближнему. Не по-Божьи это как-то. В подтверждение тому две основные Заповеди, данные Господом Иисусом Христом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 2, 37-40).

ГОВОРИТЬ (или не говорить) ПЕРВОМУ?

Да, говорить. Пусть каждый станет первым, пусть наши слова любви услышат наши ближние – родители, старики-бабушки-дедушки, муж, жена, дети, окружающие. Если вы любите, когда улыбаются ваши ближние – говорите! Чем больше отдаешь, тем больше наполняешься. В этом укрепляется человеческая сила, мудро устроенная Богом, укрепляется семья, приобретается счастье. В Евангелии говорится: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Нам сказано «возлюбить», а не «принимать и ожидать». Если не черпать из водного источника, он заилится, забьется грязью и может пересохнуть. А человек? Сложнейший механизм по устроению – уникальный, тонкий, неповторимый, гениальный, как Божие творение.
Любовь для человека – это полнота и сЧАСТЬе, сила Самого Бога, когда мы становимся ЧАСТЬю Его Самого. Может ли человеческий уникальный «источник» из слов и речи – молчать? В нескольких главах Евангелия разными евангелистами повторяется одна важная мысль: «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое, ибо от избытка сердца глаголют уста его» (Лк. 6, 45). Вот так. Не наполнено ничем сердце – и сказать нечего.
Незамысловатые слова, обращенные к ближнему: «я тебя люблю», «какой ты хороший», «самый лучший», «обнимаю», «скучаю», «жду», «очень-очень-очень», «сильно-сильно-сильно»… и т.д. – это так же просто и так же важно, как добавить соль и специи в еду, чтобы она стала вкуснее и полезнее.

«Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого».
Согласно Библии, в самом начале, едва только зарождается человеческая история, люди говорили несколько по-другому. Древний ветхий человек Адам говорит просто. «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа». (Библия, 2, 23). Все. Но даже в таких словах слышна поэзия и теплое, нежное отношение к жене. Зачем эти слова вошли в Библию? Видимо, это были важные слова: «да, да».
Тогда люди только начинали осваивать речь, придумывать новые названия и слова. С тех пор человек стал более развитым, более утончённым, по-евангельски – новым. Сегодня речь развилась неимоверно, как устная, так и письменная. Пожалуй, сегодня начать говорить упрощенно означает - вернуться к ветхому и истощающему.
Современный мир ставит новые цели, диктует новые условия общения, все более и более вытесняя Бога и заполняет пустоты материальным. Это заметно даже в области лингвистики. Современники наши, как никогда ранее, нуждаются в теплых и добрых словах. Это физическая, живительная необходимость – вводить в свою речь Бога Слова, слова Бога-Любви! Это - прямая обязанность человека. Жизненная потребность для баланса и гармонии, для укрепления силы Божией в каждом из нас, для укрепления и приумножения любви! Жизненная необходимость во Имя и во Славу Господа, в подтверждение любви к ближнему – для того, чтобы мы все чувствовали себя сЧАСТливыми!