Как правильно молиться дома, в церкви, перед иконой, мощам, чтобы Бог нас услышал и помог: православные церковные правила. Можно ли и как правильно молиться своими словами? Какие основные молитвы надо знать и читать православному христианину: список, слов

Как правильно молиться: 8 общих советов, 5 правил творения молитвы в церкви, 7 коротких молитв на каждый день, 5 обращений к Богу, которые должен знать каждый верующий.

Молитва – речь, с которой мы обращаемся к Богу. Если наше воззвание искреннее, а вера сильна, то не столь важно, допускаем ли мы какие-то мелкие ошибки, на которые часто указывают особо рьяные старушки в церквях.

И все же в вопросах веры, как и в любых других, существуют свои правила, которых нужно придерживаться. Вот почему желательно узнать, как правильно молиться, чтобы ваши слова были услышаны адресатом.

Советов будет не так много, но лучше их придерживаться, чтобы не нарываться на осуждение окружающих и не испытывать чувство неловкости за то, что вы делаете что-то не так.

Молитва не может быть напрасной, если ваше обращение к Богу искренне и вы думаете, прежде всего о нем, а не о себе и своих потребностях.

Кроме этого правила, существует еще несколько обязательных рекомендаций, которые стоит выполнять, независимо от того, где вы молитесь: в церкви или дома.

1. Как правильно молиться Богу, чтобы быть услышанным?

Люди часто путают веру с бизнесом.

Им почему-то кажется, что обращение к Богу – нечто вроде коммерческой сделки: я пришел, пожертвовал на храм, купил свечу и обратился к Тебе с просьбой. Все – свою часть сделки я выполнил, теперь твоя очередь дать мне то, о чем я прошу.

Вот в этом и состоит главная ошибка!

Правильно молиться – обращаться к Богу:

  • отбросив гордыню;
  • поставив на первое место любовь к Господу, а не самолюбие;
  • думая о духовном, а не материальном;
  • с просьбой, а не требованием;
  • искренне веря в Него, а не сомневаясь: «А существует ли Он на самом деле».

Существуют чувства, с которыми правильно адресоваться Богу и те, которых следует избегать.

В то же время церковь утверждает, что во время молитвы не стоит искать каких-то особых чувств или доводить себя до такого эмоционального состояния, когда начинается истерика.

Оставайтесь спокойным, очистите голову от непотребных мыслей и обратитесь к Богу с искренними словами – тогда Он вас услышит.

При этом важно принять Его волю, а не навязывать свою. Проще говоря, вы можете попросить, но не имеете права требовать и завершать молитву с твердым убеждением, что ваша просьба пренепременно должна быть выполнена.

Помните: «Да будет воля Твоя»!

2.Основные правила, как правильно нужно молиться.

Существует не так много правил, касающихся молитв, которые стоит выполнять верующим. Все дело в уровне вашего смирения перед Его волей и искренности веры.

То есть, главными являются чувства, а не детали: где стать, как сложить руки, правильно ли опускаться на колени и т.п.

И все же вот несколько советов для тех, кто хочет молиться Богу правильно:

  1. Не нужно ограничиваться лишь церковью и иконами. Чем чаще вы вспоминаете Бога в течение дня, тем лучше. То есть, молиться можно где угодно.
  2. Не стоит вводить себя искусственно в состояние самовозбуждения и экстаза. Молитва – это смирение и послушание, а не цирковое представление. Она должна дарить покой душе, а не вгонять вас в нервное состояние.
  3. Если вы творите полноценную молитву, то делать это нужно перед иконой с открытыми глазами. Это позволит вам полностью сосредоточиться на том, что вы делаете.
  4. Молиться следует к адресату. Это может быть: Господь Бог, Богородица, Святая Троица, кто-то из Святых Великомучеников. Разработаны специальные молитвы для особенных эпизодов, допустим, о выздоровлении лучше просить у Св. Пантелеймона и т.п.
  5. Нельзя молиться формально, то есть губами произносить правильные слова, но скучать и думать о чем-то своем. Бог вряд ли услышит такое обращение.
  6. Неправильно желать себе счастья за счет несчастья других. Есть ряд просьб, с которыми к Богу лучше не обращаться:
    • оБогащение сверх всякой меры;
    • пожелание скорби и болезней врагам своим;
    • желание забрать чужого мужа из семьи и т.п.

    Да и вообще, о материальных вещах лучше не просить, только если вы совсем уж нищенствуете или потеряли все в результате какого-то несчастного случая.

  7. Правильно не только просить, но и благодарить. Почему-то считается, что все хорошее – результат наших трудов и благодарить за это Бога не нужно. А вот всякие несчастья – Его рук дело и нужно обратиться с просьбой убрать их из вашей жизни. Сохраняйте разумный баланс между просьбами и благодарностями.
  8. Избегайте бессмысленности. Если вы хотите молиться своими словами, то немного подумайте, о чем именно вы хотите попросить Бога. Сумбур мыслей, бессвязные слова приведут к тому, что Господь может вас и не услышать.

3.Правильно ли молиться Богу своими словами или нужны специальные молитвы?

Если вы человек верующий, то ряд обязательных молитв обязаны помнить. К таковым относятся:

1.Отче наш.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

2.Царю Небесный.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Источник благ и Податель жизни, приди и вселись в нас и очисти нас от всякого греха и спаси, Благой, души наши.

3.Богородице, дево, радуйся.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женщинами и благословен плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших.

4. Достойно есть.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Поистине справедливо ублажать Тебя, Богородицу, вечно блаженную и пренепорочную, и Мать Бога нашего. Ты честью превосходишь херувимов и во славе своей несравненно выше серафимов. Ты девственно родила Бога-Слово, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем.

5. Символ веры.

Если вы не забываете молиться часто днем, то можно обращаться к Иисусу Христу так:

Но огромное количество молитвенных стихов заучивать не нужно. Вполне правильно обращаться к Богу своими словами, на своем родном языке, а не церковнославянском. Он услышит.

О том, как правильно молиться в церкви: ошибки, которых не стоит допускать…

Часто верующие, стремясь молиться правильно до мелочей, забывают о том, что такое молитва и зачем люди вообще идут в храм.

Вот почему часто неопытные воцерковленные нарываются на замечания и придирки тех, кто считает себя всезнающим, а значит – достойным того, чтобы критиковать других.

Но ведь мы ходим в церковь для того, чтобы молиться, а не за тем, чтобы следить за другими. Делать замечания, искать конфликта – значит набираться дополнительного греха, ставить на первое место гордыню, а не любовь к Богу.

Если же вы стали жертвой такого замечания, не нужно возмущаться, говорить какие-то оскорбительные слова, злиться. Просто поблагодарите человека, который дал вам совет, ведь он хотел сделать как лучше, и вернитесь к своему делу.

Вот 5 советов тем, кто сомневается, как правильно молиться в церкви:

  1. Совместные молитвы лучше совершать в храме. Если вы просите, например, о мире в вашей стране или о мудрости для государственных руководителей, или о прекращении какого-то стихийного бедствия, то лучше это делать в церкви вместе с другими верующими, да и личные молитвы тоже лучше творить перед иконами.
  2. Посещайте церковь не раз в год. Люди, считающие себя верующими, не должны посещать церковь лишь на Пасху и тогда, когда им плохо. Возьмите за привычку приходить на воскресную службу. Будучи частым гостем в храме, вы перестанете чувствовать себя неуютно здесь.
  3. Не бойтесь совершить ошибку. Некоторые люди не идут в церковь не потому, что являются атеистами, а из-за боязни совершить какую-то ошибку: не там стать, не туда поставить свечу, перекреститься не вовремя и т.п. Это мелочи, в которых со временем вы научитесь разбираться. Если сомневаетесь, что и как сделать, спросите у тех, кто прислуживает в церкви – они всегда готовы помочь.
  4. Не стоит думать, что чем громче вы говорите, тем быстрее вас услышит Господь. Это не так работает. Вы можете вообще ничего не говорить вслух, обращаясь к Богу про себя, можете тихо шептать. Но вот громкое произношение слов молитвы нежелательно – так вы можете помешать присутствующим.
  5. Придерживайтесь правильного ритуала начала и окончания молитвы. Собственно, ритуал – это слишком громкое название. Просто прежде чем начать, следует настроиться на нужный лад. Нельзя произносить механически слова и думать при этом о чем-то своем. Очистите разум и сосредоточьтесь на том, что делаете. Завершать молитву нужно правильно: постоять некоторое время перед иконой, а не сразу же бежать по своим делам, будто бы вы только что не молились, а занимались какими-то мирскими, ничего не значащими делами.

Позаботьтесь о своем внешнем виде, когда идете в церковь.

Воспринимайте рекомендации по поводу длинной юбки, платка (для женщин), отсутствия головного убора и запрета на шорты (для мужчин), как обязательный дресс-код. Не нужно из духа противоречия и гордыни оскорблять других и приходить в церковь в вызывающем виде.

И памятуйте о том, что, при входе в храм и выходе из него, следует перекреститься.

2 правила, как правильно молиться дома Господу

Для того, чтобы быть услышанным Богом, необязательно ежедневно посещать храм.

Достаточно участвовать в воскресных и праздничных Богослужениях, а в остальное время обращаться к Господу дома.

а) Как правильно молиться дома, чтобы Бог услышал и выполнил просьбу?

Мало у кого из людей есть возможность посещать церковь каждый день. Это вполне понятно, ведь существует работа, семья, мирские обязанности. Хочется и отдохнуть, сделать что-то приятное для себя.

Но нельзя вспоминать Господа лишь в тех случаях, когда приходишь в церковь. Молиться можно (более того – нужно) и дома.

Возьмите за привычку отходить ко сну и начинать новый день с молитвой на устах.

Чтобы встретить новый день с Богом, следует молиться, едва встав с кровати, говоря такие же слова, как и на ночь.

Правильно молиться и своими словами:

  • произнесите благодарность Богу за то, что все живы и здоровы, что не случилось каких-то несчастий;
  • попросите о том, чтобы и дальше все было хорошо;
    вспомните тех, кто находится в дальней дороге или подвергается какой-то опасности.

Говорите о том, что у вас на душе. Закончить свое обращение к Господу нужно традиционным: «Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь», осеняя себя крестным знаменем.

Правильно молиться нужно дома перед иконами – у каждого верующего они должны быть в жилище, и не как модное украшение, а как напоминание о необходимости чаще обращаться к Богу.

Как приблизиться к богу, молясь в церкви:

б) Можно молиться только в церкви и дома или – где-то еще?

Верующих людей можно разделить на два лагеря, что часто враждуют между собой:

  1. Тех, кто не демонстрирует свою веру, практически никогда не посещает церковь и предпочитает молиться наедине.
  2. Тех, кто очень много внимания уделяет формальностям и демонстрации своих христианских чувств.

Неправы во многом и первые, и вторые.

Первые, потому что не считают нужным посещать храм, придерживаться церковных ритуалов, таких как пост, причащение, исповедь и т.д. Их гордыня проявляется фразой: «Я верю в душе». Но разве вера в душе может помешать посещать церковь и искать помощи у духовного наставника?

Вторая группа в погоне за идеальным выполнением всех правил даже молиться начинает формально, ставя на первое место не искренность своего обращения, а красоту коленопреклоненной позы, идеальность сложенных для крестного знамени пальцев и т.д.

Правильно молиться не только в церкви и дома в одиночестве, но и вспоминать Бога в течение дня:

  • перед тем, как принимать пищу;
  • перед выполнением важного задания;
  • после того, как успешно с чем-то справились;
  • после греховных поступков или мыслей;
  • просто так, потому что вы – человек верующий.

Молиться в течение дня нужно кратко и про себя. Это правильно. Можно дотронуться рукой до нательного крестика или взглянуть на икону, если она есть в непосредственной близости.

Можно использовать вот такие краткие обращения, чтобы Бог вас услышал:

Не стоит слишком долго размышлять над тем, как правильно молиться. Если ваша вера искренняя и просите вы что-то хорошее не только для себя, но и для других, то Бог обязательно вас услышит.

Некоторые православные верующие не всегда знают как себя вести в церкви, какие традиции и обычаи в церкви соблюдать, как правильно молиться в церкви и креститься. Для правильного поведения православного христианина в церкви предлагаем ознакомится со следующими правилами, которые вам помогут.

Во всем мире от Святых Отцов православные христиане перед тем как войти в храм осеняют себя крестным знанием с тремя малыми поклонами и произносят при этом:

«Создавый мя, Господи, помилуй».

«Боже, милостив буди мне грешному».

«Без числа согреших, Господи, прости мя».

В Церкви нужно поклониться направо и налево, стоять на месте и слушать молитвы, псалмы, которые читают в церкви, но собственных молитв в это время не читают про себя, не читают по книжкам других молитв, которые в данное время читаются в Церкви.

Поклоны необходимо творить не по желанию, а как установлено: когда читается «Святый Боже» (Трисвятое), «Приидите, поклонимся», а так же троекратная «аллилуиа» необходимо осенить три раза себя крестным знаменем, делая при этом малые поклоны. Эти же действа необходимо совершать в начале славословия «Слава в вышних Богу», а так же после того как священник произнесет «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше». Осенить крестным знамением с малым поклоном необходимо после каждого возгласа священника и при чтении «Честнейшую Херувим».

На литургии в будничные дни необходимо совершать земные поклоны:

— в самом начале пения «Достойно и праведно»;

— при начале чтения молитвы «Отче наш»;

— при окончании молитв «Тебе поем» и «Достойно есть»

— при произнесении слов «Всегда, ныне и присно»;

— На всенощной или утреней службе, когда произносится «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим».

В воскресные дни, а так же в периоды от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Троицы,в дни Преображения и Воздвижения святыми апостолами запрещено преклонять колени и совершать земные поклоны.

В православии христиане не стоят на коленях во время молитв, это не допускается Православной Церковью и церковным Уставом. Только когда священник произносит «Паки и паки, преклонше колена» могут повергаться на землю ниц и снова вставать.

Крестится нужно в церкви в тот момент, когда людей осеняют крестом, Чашей, Евангелием или образом, при этом нужно преклонить голову. В момент, когда благословляют рукой, осеняют свечами, кадят, то православные не должны в этот момент крестится, нужно лишь наклонить голову. Ведь должно быть различные поклонения между святынями и людьми, даже если это и священник. Единственный раз когда священник с Крестом в руке кадит на Светлую седмицу Пасхи, то в этот момент нужно крестится и произносить «Воистину воскресе».

Когда принимаешь благословение священника, то необходимо лишь поцеловать десницу, но не крестится перед этим. И у духовных лиц не целуют левую руку, только правую, через которую он передает тебе благословение.

Крестное знамение осуществляется следующим образом: сложить три перста правой руки, возложить ее сначала на лоб, затем на чрево, на правое и потом на левое плечо. После того как наложили на себя крест необходимо наклонится. Не наклоняйтесь, пока не закончите знамения, не машите при знамении в воздухе рукой. Именно правильно, с верой, благоговением совершенное крестное знамение устрашит бесов, утешит греховные страсти, а так же привлечет Божественную благодать.

Православные христиане приняли от Святых Отец и исполняют во всем мире следующие обычаи:

1. Войдя в храм и осеняя себя крестным знамением, творят три малых поклона, произнося:

"Создавый мя, Господи, помилуй".

"Боже, милостив буди мне грешному".

"Без числа согреших, Господи, прости мя".

2. Затем, поклонившись направо и налево, стоят на месте и слушают псалмы и молитвы, читаемые в церкви, но не говорят про себя иных, собственных молитв, и не читают их по книжкам отдельно от церковного пения, ибо таких осуждает св. апостол Павел, как удаляющихся от церковного собрания (Евр. 10. 25).

3. Поклоны малые и великие должно творить не по своему произволению, а по установлению св. апостолов и св. отец. Именно: при чтении Трисвятого ("Святый Боже"), "Приидите, поклонимся" и троекратного "аллилуиа" трижды осенить себя крестным знамением, совершая малые поклоны; так же и при чтении "Сподоби, Господи", а равно и в начале великого славословия ("Слава в вышних Богу") и после слов священника: "Слава Тебе, Христе Боже, упование наше". После каждого возгласа священника, а также при чтении чтецом "Честнейшую Херувим" осенять себя крестным знамением и творить малый поклон.

Во дни будничные творить земные поклоны на литургии:
а) при начале пения "Достойно и праведно";
б) когда оканчивается молитва "Тебе поем";
в) в конце молитвы "Достойно есть" или Задостойника;
г) в начале молитвы "Отче наш";
д) при изнесении св. Даров для причастия
е) и при словах "Всегда, ныне и присно".
Hа утрени или всенощной, когда возглашается: "Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим".

Во дни воскресные , а также от дня св. Пасхи до вечера дня св. Троицы, а равно от дня Рождества Христова по день Крещения, также в день Преображения и Воздвижения святые апостолы воспретил и вовсе преклонять колена и творить земны е поклоны, как о том свидетельствует св. Василий Великий в послании к блаженному Амфилохию. То же самое утвердили и Вселенские соборы I и VI; ибо воскресные и прочие Господские праздники содержат воспоминание о нашем примирении с Богом, по слову Апостола: "Уже неси раб, но сын" (Гал. 4, 7); cынам же не подобает рабское поклонение творити.

4. Православным христианам не свойственно стоять на коленях, поднявши голову, но при словах священника: "Паки и паки, преклонше колена" и проч. повергаться ниц на землю; обычай же становиться на колени по собственному произволению, складывать руки и бить себя в грудь воспринят от западных еретиков, а в Православной Церкви недопускается. Православные христиане, согласно Уставу церковному, в положенно е время творят земные поклоны, повергаясь ниц и снова становясь на ноги.

5. Когда в церкви осеняют народ крестом или Евангелием, образом или Чашей, то все крестятся, преклоняя главу, а когда осеняют свечами или благословляют рукой, или кадят к предстоящим, то православным христианам не должно креститься, а только наклонить голову; лишь в Светлую седмицу Пасхи, когда кадит священник с Kрестом в руке, то все крестятся и говорят: "Воистину воскресе". Так должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и в священном сане.

6. Принимая благословение священника или епископа, христиане целуют его десницу, но не крестятся перед этим. Не должно целовать у духовных лиц левую руку, ибо сие свойственно только иудеям, но праву ю, через которую передается благословение.

7. Крестное же знамение, по учению cвятых oтец, должно совершать так: сложив троеперстно правую руку, возлагать ее на лоб, на чрево, на правое плечо и на левое, и потом уже, положив на себя крест, наклоняться; o тех же, которые знаменуют себя всей пятерней или кланяются, не окончив еще креста, или машут рукой по воздуху или по груди своей, сказано в Златоусте: "Тому неистовому маханию беси радуются". Напротив, крестное знамение, совершаемое истово с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

Только в основном мы располагаем описаниями, как надо монахам молиться в келье, как именно отцы-пустынники упражнялись и преуспели в молитве Иисусовой. Это очень поучительно, спору нет, только мы не монахи.

Диакон Павел Сержантов

Большинство из нас приходит к Богу в условиях городской семейной жизни, а не пустыни. И нам знаком опыт обычной храмовой молитвы да еще домашней утренней молитвы, а не уединенного схимнического молитвенного правила.

Между тем, думается, иноческий опыт умной молитвы будет до некоторой степени полезен в наших попытках объяснить, что такое храмовая молитва. Сейчас я попытаюсь об этом поразмышлять, прошу заранее читателя быть ко мне снисходительным, ведь тема не такая уж легкая.

Разные виды молитвы

Лишь изредка весь храм буквально молится едиными устами. Когда это бывает? Когда поют », тропарь и величание любимого праздника. В основном же мы слышим, как молитву возглашает один батюшка, а все остальные стоят молча, лишь иногда перекрестятся.

Или другая хорошо знакомая картина: несколько певчих поют ирмосы канона утрени, в то время, как люди выстроились плотной стеной к помазанию, такой плотной, что и перекреститься почти нельзя. Что же эта очередь, совсем не молится, только слушает, как молятся певчие?

Для того, чтобы подойти к точному ответу, нам нужно поговорить о том, какие виды молитвы вообще бывают. Вот где нам пригодятся книги о келейном делании : Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

Существуют разные виды Иисусовой молитвы , они даже образуют своего рода . Перечислим ступени этой лествицы:

1. Устная молитва (молитва Иисусова произносится в келье вслух, устами, громко или тихо).

2. Умная молитва (она произносится про себя, одним умом).

3. Умно-сердечная молитва (особо глубокая молитва, во время которой ум соединяется с сердцем, а, лучше сказать, ум воссоединяется с сердцем).

Устная и умная молитва

На всенощной, конечно, не услышишь устную Иисусову молитву, однако там чтец произносит, например, молитву Отче наш. Эту молитву чтеца можно назвать устной молитвой? Да, в широком смысле.

А кто-то из прихожан одновременно с чтецом мысленно произносит всё те же слова молитвы Отче наш. Эту молитву прихожанина можно назвать умной молитвой? В общем, тоже да .

Почему я делаю такие оговорки: «в общем, тоже да»?.. Потому что Отче наш явно отличается от умной Иисусовой молитвы. Чем отличается? Слова другие и слов больше.

Вот молитву Иисусову традиционно называют краткословной молитвой. Молитва Отче наш не настолько краткословная .

Что особенного в краткословной молитве Иисусовой? Она такая краткая, что на ней немощному рассеянному человеку легче всего сохранить внимание.

А молитва без внимания, что тело без души, – безжизненная стихия, печальное явление. Поэтому в краткословной молитве легче упражняться, легче отследить, как по ходу упражнений меняется молитва.

Итак, понятие «устная и умная молитва» традиционно относят к краткословной, многократно повторяемой молитве Иисусовой, но по сути его можно бы прилагать и к не столь краткословной однократно повторяемой молитве Отче наш.

Так что же происходит в храме?

Чтец на всенощной совершает устную молитву Отче наш, а прихожане – умную молитву. Если кому-то из прихожан придет в голову присоединить свой собственный голос к голосу чтеца, то неизбежно возникнет какофония, и его аккуратно попросят молиться про себя.

Что же получается? На всенощной в храме стоит 200 человек прихожан. Лишь один чтец творит Отче наш как устную молитву, а 199 призваны в это время произносить те же слова, только как умную молитву.

Сравним эту ситуацию с другой: на Литургии диакон и те же прихожане, 195 человек, поют Отче наш – это не совсем классическая устная молитва, в аскетической терминологии это именуют пением молитвенным. Одновременно с этим пением, в алтаре предстоятель совершает Отче наш как устную молитву , а прочее духовенство и алтарники совершают Отче наш как умную молитву .

Приступим к выводам

Получается, что на приходе во время службы мы все призваны приносить Богу умные молитвы, а некоторые из нас в какие-то моменты службы приносят устные молитвы. Что легче?

Как известно, молиться устно на весь храм, – это требует некоторых специальных навыков. Чтецу нужно заранее долго готовиться, чтобы делать это чинно, без запинок, громко, спокойно и отчетливо. Вроде бы проще в это время стоять тихо в народе, ни единого звука не издавая.

Однако же многим людям легче молиться, именно когда они произносят слова устами. И сложнее молиться, если вслух слова не звучат. Эта сложность возникает, когда человек делает переход от устной молитвы к умной молитве. Такой переход требует некоторого навыка в молитве.

Похожая ситуация встречается не только в духовной жизни, но и в обычной учебе. Так ребенок поначалу с трудом осваивает устное чтение , то есть чтение вслух. И лишь получив достаточный навык в устном чтении, ребенок переходит к чтению про себя , так сказать, – к «умному чтению».

Вернемся теперь к теме молитвы. В храме люди иногда молятся устно, это фактически значит, что все мы, приходя под церковные своды, призваны к «приходской умной молитве».

Значит, всем нам хорошо бы иметь навык в «домашней устной молитве» – не такой, конечно, краткословной, как Иисусова молитва.

Мало просто тихо постоять в народе, послушать певчих и молитвы священника. Нужно постепенно участвовать в службе, молиться вместе со священником и певчими. Причем молиться в основном про себя, не вслух. Непростая задача? Однако задача достичь «приходской умной молитвы» вполне по плечу каждому. Каждому!

Чтобы это лучше почувствовать, сравним умную молитву с умно-сердечной молитвой. Разница огромная. И общепризнанный факт, что умно-сердечная молитва отнюдь не является уделом каждого из нас. Она представляет собой особенный Божий дар и добрый плод усердного продолжительного духовного подвига под руководством опытного наставника. «Приходская умная молитва» – все-таки другое дело, она более общедоступна.

1. Если хотите, можно слова «умная молитва» взять в кавычки

2. Впрочем, не стоит преувеличивать разницу между молитвой Господней и молитвой Иисусовой, на портале мы уже высказывали наблюдение, что Иисусова молитва «составлена по принципу» молитвы Отче наш (см.: « »).

Как правильно молиться, и что такое молитва? Это словесное обращение к Господу, в котором звучат просьбы и хвалебные речи. Как кровь важна для тела, так и для души, кто не производит обращений, тот мертв душой. Произнося слова молитвы, прославляют величие Божье, благодарят за его милость, просят об удовлетворении нужд и прощении грехов. Потому, за содержанием молитвы бывают хвалебные, благодарственные и просительные. Также внешние – в стенах дома перед иконами, и внутренние – производимые в религиозных построениях. Совершая молитву дома, перед иконой, нужно обращаться к Богу словесно, при этом накладывать крестное знамя, и поклоняться иконам. Христианская вера подразумевает трехразовую молитву в день.

Утром, как благодарность, за пережитую ночь и прося благословения на грядущий день.

Днем, до и после приема пищи, начиная и заканчивая работу.

Вечером, ложась спать, молитесь с благодарностью, о прожитом дне и возможности пережить ночь.

Внутренняя молитва доступна лишь немногим, достигшим совершенства и получившие особый дар молитвы, то есть служителям церкви, она выполняется без телесных движений.

Как правильно молиться в церкви, перед иконой?

В храме, все пришедшие исполняют молитву словесно и вкладывая сердце, прославляя Творца всего живого, это место Божий дом, в котором он ближе ко всем молящимся. Скудную молитву одного, восполняет вера другого и дополняется устами священнослужителя, певчими. Поведение прихожан в храме должно соответствовать месту нахождения, ведите себя тихо, благоговейно, отдаваясь молитве.

Вы когда-нибудь обращали внимание на форму построений храмов и церквей? Их конструкция не случайно выполнена в продолговатой, крестообразной или круглой форме. Удлиненная конструкция в исполнении церквей, как символ спасительного ковчега Ноя, выполненная крестом конструкция – символ того, что церковь через крест получила свое начало и силу, круглая постройка означает вечность и неодолимость.

Для воспроизведения молитвы в стенах храма, существуют определенные рекомендации.

  1. Прежде чем начать, подготовьте себя морально, постойте некоторое время молча, с закрытыми глазами, пока рассеянные мысли не сойдутся воедино, и ощутите тишину.
  2. Представьте себя перед лицом Бога, к которому ведете обращение.
  3. Молитесь с крепкой верой, только так это будет иметь смысл.
  4. Произносите обращение со смирением и покаянием за грехи.
  5. Просите о потребностях земных, веру, любовь, надежду, смирение, духовную мудрость, преданность воле Божьей, не молитесь о богатстве, власти и славе.
  6. Молиться нужно, только простив недругов, иначе как не простили вы, не будете прощены сами.

Также обращаясь к Богу, можно молиться за другого человека, при этом, просто упоминая в изречении его имя в контексте, кем он является по отношению к вам, и после словосочетания – раб Божий (имя).

Как правильно молиться за усопших?

В христианской вере нет мрака смерти, а лишь упокоение, успение в надежде на радость утра воскресения, то есть перерождение в новом облике. Существует понятие второй смерти, страшнее смерти тела – гибель души, потому и мы молимся за упокой души и тела, оставивших земную жизнь. Для утешения родных и спокойствия души усопшего, читается Псалтырь, в основном это делают служащие церкви, после погребения нужно заказать литургию, сорокоуст будет произведен священником в течение сорока дней, пока душа мертвого ищет пристанище. Можно самостоятельно приходить в храм и почитать умершего, возьмите с собой пожертвование для нуждающихся, это может быть хлеб, сахар, подсолнечное масло, крупы, оставьте принесенное на столике для подаяния. В храмах иконы по усопшим, как правило, располагают отдельно от остальных, их отличают по прямоугольной форме свечника. Купите свечи, зажгите и поставьте в подсвечник, напишите записку за упокой, с именем умершего и оставьте в ящичке, если сложно сориентироваться, обратитесь к работникам , они не откажут в помощи. Молясь, произносите имя поминающего, просите упокоение души и царства вечного. Нужно молиться в определенные, поминальные дни, иначе вы будите тревожить душу покойного без надобности.

Пусть ваши мольбы будут услышаны, помыслы чистыми, а души живы вековечно.