Воистину воскресен. Пасхальное послание святейшего патриарха кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам русской православной церкви

Возлюбленные о Господе собратья архипастыри, всечестные отцы, благочестивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

С радостью приветствую вас древним и во все времена новым и жизнеутверждающим победным восклицанием:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

В этом дивном созвучье поистине животворных слов — основание нашей веры, дар надежды, источник любви.

Еще вчера мы вместе с учениками Господа скорбели о смерти своего любимого Учителя, а сегодня со всем миром — видимым и невидимым — торжествуем: «Христос бо воста, веселие вечное» (Канон Святой Пасхи). Еще вчера, казалось, была потеряна последняя надежда на спасение, а сегодня мы обрели твердое упование на жизнь вечную в невечернем дне Царства Божия . Еще вчера призрак тления довлел над творением, ставя под сомнение сам смысл земного бытия, а сегодня мы возвещаем всем и каждому о великой победе Жизни над смертью.

Богодухновенный апостол Павел, говоря о значении чуда, произошедшего в ту далекую, но всегда близкую каждому христианину ночь, прямо указывает, что это событие — важнейшее для нашей веры. Ибо «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14). Пасха Господня — сердцевина и непреоборимая сила христианства: она, по слову святителя Филарета Московского, творит надежду, воспламеняет любовь, окрыляет молитву, низводит благодать, просвещает мудрость, уничтожает всякое бедствие и даже саму смерть, придает жизни жизненность, делает блаженство не мечтой, а существенностью, славу — не призраком, но вечной молнией вечного света, все озаряющей и никого не поражающей (Слово в день Святой Пасхи, 1826 год).

С верой в Воскресение Христово неразрывно сопряжена и вера Церкви в то, что воплотившийся Сын Божий, совершив Искупление рода человеческого, разорвав оковы греха и смерти, даровал нам подлинную духовную свободу и радость воссоединения со своим Создателем. Сему бесценному дару Спасителя в полной мере причастны все мы, собравшиеся в эту светозарную ночь в православных храмах, дабы насладиться , по слову святителя Иоанна Златоуста, пиром веры .

Пасха — кульминация тернистого пути Спасителя, увенчанного страданиями и Голгофской Жертвой. Неслучайно и в святоотеческих, и в литургических текстах Христос многократно именуется «Подвигоположником нашего спасения». «Образ бо дах вам» (Ин. 13:15), — говорит Господь ученикам и призывает всех нас следовать примеру Его жизни.

Но как же мы можем подражать Спасителю? Каким может быть наш подвиг применительно к реалиям современной жизни? Сегодня, когда мы произносим это слово, в сознании людей нередко возникает образ некого легендарного воина, исторического деятеля или знаменитого героя из прошлого. Но смысл подвига заключается вовсе не в стяжании громкой славы или обретении всеобщего признания. Через подвиг, неизменно связанный с внутренним усилием и ограничением себя, мы имеем возможность опытно познать, чтó есть настоящая и совершенная любовь, ибо жертвенность, лежащая в основании любого подвига, есть высшее проявление этого чувства.

Господь призвал нас к подвигу деятельной любви, запечатленной в самоотверженном служении ближним, а наипаче тем, кто особенно нуждается в нашей поддержке: страждущим, больным, одиноким, унывающим. Если этот закон жизни, который так ясно был представлен и выражен в земной жизни Самого Спасителя, станет достоянием большинства, то люди будут по-настоящему счастливы. Ведь служа другим, человек обретает несравнимо больше, чем отдает: Сам Господь входит тогда в его сердце, и через приобщение Божественной благодати меняется вся человеческая жизнь. Как без труда нет святости, как без Голгофы нет Воскресения, так и без подвига невозможно подлинное духовно-нравственное преображение личности.

Когда же подвиг становится содержанием жизни не только отдельного человека, но и всего народа, когда в устремлении к гóрнему соединяются сердца миллионов людей, готовых защищать свою Родину, отстаивать высокие идеалы и ценности, тогда происходят поистине удивительные, чудесные и порою даже необъяснимые с точки зрения формальной логики вещи. Такой народ обретает огромную духовную силу, побороть которую оказываются неспособными никакие бедствия и враги. Ярким свидетельством правоты этих слов является Победа в Великой Отечественной войне, достигнутая самоотверженным подвигом нашего народа. 70-летие сей славной даты мы торжественно отмечаем в нынешнем году.

В скорбях и искушениях мы призваны сохранять спокойствие и бесстрашие, ибо нам даны великие и славные обетования о победе над злом. Нам ли унывать и отчаиваться! Мы составляем Церковь Христову, которую, по неложному слову Господа, не смогут одолеть даже врата ада (Мф. 16:18), и о нас свидетельствует Божественное Откровение, предрекая, что «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:3-4).

Молитвенно желаю всем вам, Преосвященные собратья архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, силы духа и твердости в вере, мира и неоскудевающей радости о Поправшем смерть Господе. Проникаясь светом Воскресения Христова и приобщаясь тайне пасхального чуда, поделимся же нашей торжествующей радостью с ближними и дальними, всем свидетельствуя о Восставшем из гроба Спасителе.

Пусть во все дни жизни нас неизменно согревают и утешают, даруют подлинную радость бытия и вдохновляют на добрые дела пламенные слова пасхального благовестия:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

Москва
Пасха Христова
2015 г од


«Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

«Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

Именно такие слова звучат в это воскресенье очень часто, потому что сегодня — Пасха, самый известный и светлый православный праздник.

В этот день Христос воскрес! Ведь это первая настоящая победа жизни над смертью

****
Христос воскрес! Христос воскрес!

Пусть эти радостные звуки,

Как пенье ангелов с небес,

Рассеют злобу, скорби, муки!

Соединим все братски руки,

Обнимем всех! Христос воскрес!

Что такое «Пасха»?

Христиане понимают под словом «Пасха» «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу». Сорок дней верующие соблюдают строжайший пост и празднуют Пасху в честь победы Иисусом смерти. Иудейская Пасха произносится как «Песах» (еврейское слово) и означает «прошел мимо, миновал». Корни этого слова уходят в историю освобождения еврейского народа от египетского рабства.

В Новом Завете говорится, что принявших Иисуса губитель минует. В некоторых языках слово произносится так - "Писха". Это арамейское название, которое распространилось в некоторых языках Европы и сохранилось до сих пор.

Как бы ни произносили слово, суть Пасхи не меняется, для всех верующих это самое главное торжество. Светлый праздник, несущий радость и надежду в сердца верующих всей Земли.

«Христос на кресте» Франсискоде Сурбаран.

История праздника до рождения Христа, или Ветхозаветная Пасха

Праздник зародился задолго до рождения Христа, но значение праздника Пасхи в те времена было очень большим для еврейского народа. История гласит, что когда-то евреи были в неволе у египтян. Много издевательств, бед и притеснений понесли рабы от своих хозяев. Но вера в Бога, надежда на спасение и милость Божию всегда жила в их сердцах.

«Оплакивание Христа». Сандро Боттичелли.

В день Пасхи, радостно играя,
Высоко жаворонок взлетел,
И в небе синем, исчезая,
Песнь воскресению запел.

И песнь ту громко повторяли
И степь, и холм, и темный лес.
Проснись, земля, - они вещали, -
Проснись: Твой Царь, твой Бог Воскрес!

Проснитесь, горы, долы, реки,
Хвалите Господа с Небес.
Побеждена им смерть вовеки -
Проснись и ты, зеленый лес.

Подснежник, ландыш серебристый,
Фиалка - зацветите вновь
И воссылайте гимн душистый
Тому, Чья заповедь - любовь».

Княжна Е. Горчакова

Христос воскресший. К.П. Брюллов. 1840 е гг.

Эскиз для храма Христа Спасителя в Москве. Замысел не осуществлен. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

Однажды к ним пришел человек по имени Моисей, который со своим братом был послан им во спасение. Господь избрал Моисея, чтобы он вразумил египетского фараона и избавил еврейский народ от рабства. Но как ни старался Моисей убедить фараона отпустить людей, свобода им дарована не была. Египетский фараон и народ его не верили в Бога, поклоняясь лишь своим божествам и уповая на помощь колдунов. Чтобы доказать существование и могущество Господне, на египетский народ было обрушено девять страшных казней.

Явление Христа ученикам по Воскресении. Ф. И. Иванов. 1850 г.

Ни кровавых рек, ни жаб, ни мошек, ни мух, ни тьмы, ни грома - ничего этого могло бы не быть, если бы правитель отпустил народ с его скотом. Последняя, десятая казнь, как и предыдущие покарала фараона и его народ, но не затронула евреев. Моисей предупредил, что каждая семья должна заколоть по годовалому непорочному ягнёнку мужского пола. Кровью животного помазать двери своих домов, ягненка запечь и всей семьей съесть его.

Христос среди учеников после воскресения. И.Е. Репин. 1886 г.

Ночью были умерщвлены все первенцы мужского пола в домах среди людей и животных. Только дома евреев, где была кровавая метка, беда не затронула. С тех пор «Пасха» означает - прошедший мимо, миновавший. Эта казнь сильно напугала фараона, и он отпустил рабов со всеми их стадами. Евреи пошли к морю, где вода разверзлась, и они спокойно отправились по дну его. Фараон же хотел снова нарушить свое обещание и бросился за ними, но его вода поглотила.

Евреи стали праздновать освобождение от рабства и минование их семьями казней, называя праздник Пасхой. История и значение праздника Пасхи запечатлены в Библии книге «Исход».

Явление Христа Марии Магдалине. А. Е Егоров. 1818 г.

Пасха по Новому Завету

На израильской земле у девы Марии родился Иисус Христос, которому суждено было спасти человеческие души от рабства ада. В тридцать лет Иисус стал вести проповеди, рассказывая людям о законах Божьих. Но через три года его распяли вместе с другими неугодными властям на кресте, который был установлен на горе Голгофе. Случилось это после еврейской Пасхи, в пятницу, которую впоследствии окрестили Страстной. Это событие дополняет значение праздника Пасхи новым смыслом, традициями и атрибутами.

Василий Игоревич Нестеренко. Распятие. 1999.

Василий Васильевич Верещагин. Распятие на кресте у римлян. 1887.

Христос, подобно ягненку, был заклан, но кости его оставались целы, и это стало Его жертвой за грехи всего человечества.

Альбрехт Альтдорфер. Распятие. Христос на кресте. Мария и Иоанн.

Василий Игоревич Нестеренко. Тайная вечеря. Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя. 1997.г.

Еще немного истории

Накануне распятия, в четверг, состоялась Тайная Вечеря, где Иисус представил хлеб как свое тело, а вино - кровь. С тех пор значение праздника Пасхи не менялось, но новой пасхальной трапезой стала Евхаристия. Сначала праздник был еженедельным. Пятница была днем скорби и началом поста, а воскресенье - днем радости.

Художник Павел Попов. Тайная вечеря.

В 325 году, на Первом Вселенском Соборе была определена дата празднования Пасхи - в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Русская Православная Церковь использует юлианский календарь. Чтобы вычислить, в какой день Пасха выпадает в определенный год, нужно произвести довольно сложный расчет. Но для простых мирян составлен календарь дат праздника на десятки лет вперед. За долгое время существования праздника он оброс традициями, которых и по сей день придерживаются в семьях, и приметами.

Филипп де Шампень. Тайная вечеря.

В соответствии с преданием, Иисус Христос после Воскресения, пришел к апостолам в то время, когда апостолы трапезничали. Это случилось в Чистый четверг. Среднее место было не занято, а в середине стола лежал предназначенный Ему хлеб. Со временем появилась традиция в праздничное Воскресение оставлять хлеб в храме. И оставляли его на особом столе. Именно так, как это делали апостолы.

Хуан де Хуанес. Тайная вечеря.

Тайная вечеря. Репин

Великий пост

Пасха в России - один из главных праздников даже для тех людей, кто в церкви бывает очень редко. Сегодня, в эпоху высоких технологий и урбанизации, у поколений, предпочитающих компьютер живому общению, церковь потихоньку теряет свою власть над сердцами и душами людей. Но практически каждый, независимо от возраста и силы веры, знает, что такое Великий пост. Старшими поколениями в семьях передаются традиции. Придерживаться всего поста редко кто решается, чаще всего лишь в последнюю неделю люди как-то соблюдают правила. 40 дней верующие должны питаться, не принимая в пищу продуктов животного происхождения (а в некоторые дни пост более строгий), не употреблять спиртного, молиться, исповедоваться, причащаться, творить добро, не злословить.

Лапшин Георгий Александрович (1885-1950) «Пасха» 1920 (в Париже жил с 1924 года)

Смирнов Борис Васильевич (1881-1954) «Празднование пасхи» 1918

Заканчивается Великий пост Страстной неделей. Служба на Пасху имеет особое значение и размах. В современной России по центральным каналам в прямом эфире транслируются службы.

Юлия Кузенкова. Пасха

В каждой церкви, даже самого маленького села, всю ночь горят свечи и поются песнопения. Миллионы прихожан по все стране не спят всю ночь, молятся, посещают службы, ставят свечи, святят продукты и воду. А заканчивается пост в воскресенье, после совершения всех церковных обрядов. Постившиеся садятся за стол и празднуют Пасху.

Бедношей Даниил Пантелеевич (1924-1989) «Пасхальный натюрморт» 1979

Пасхальное приветствие

С самого детства мы учим детей, что, приветствуя человека в этот праздник, нужно говорить: «Христос Воскресе!» И отвечать на такие слова: «Воистину Воскресе!»

Ксения Шафрановская. Пасха

Чтобы узнать подробнее, с чем это связано, нужно обратиться к Библии. Суть Пасхи заключается в перехождении Иисуса к своему Отцу. История гласит, что Иисус был распят в пятницу (Страстную). Тело сняли с креста и похоронили. Гроб - пещера выдолбленная в скале, закрытая огромным камнем. Тела умерших (были еще жертвы) окутывали тканями и притирали благовониями. Но с телом Иисуса произвести обряд не успели, поскольку по еврейским законам работать в субботу строго запрещается.

Воскресное утро

Женщины - последовательницы Христа - утром в воскресенье направились к его гробу, чтобы самим совершить обряд. К ним спустился ангел, который сообщил им, что Христос воскрес. Пасха с этих пор и будет являться третьим днем - днем воскрешения Христа.

Войдя в гробницу, женщины убедились в словах ангела и донесли эту весть до апостолов. А они сообщали эту радостную новость каждому. Все верующие и неверующие должны были знать, что случилось невозможное, случилось то, что и говорил Иисус, - Христос воскрес.

Всюду радость и объятья:
"Брат, сестра, Христос воскрес!
Ад разрушен, нет проклятья:
Он воистину воскрес!"

В. Кузьменков

Христос Воскресе - Воистину Воскресе!

Воскресение Христово – суть православной веры. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша», – обращается к христианам апостол Павел. Однажды он проповедовал в Афинах. Жители города, с древних времен славившиеся своим любопытством ко всему новому, казалось, готовы были слушать Павла… Он говорил им о Едином Боге, о сотворении мира, о необходимости покаяния, о явлении в мир Иисуса Христа. Афиняне с интересом слушали апостола до тех пор, пока он не начал говорить о воскресении. Услышав об этом невероятном факте, они стали расходиться, с сарказмом бросив Павлу: «Мы послушаем тебя в следующий раз». Рассказ о воскресении Христа показался им нелепостью.

Но ведь в проповеди Павла было главным именно то, что Христос воскрес из мертвых.

Христос победил смерть. Своей смертью и воскресением Он привел к жизни каждого, для кого событие, произошедшее в погребальной пещере, является фактом неоспоримым и воспринимается так близко, что становится фактом его собственного воскресения. «Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4:14).

Христос воскрес после еврейской Пасхи – праздника, установленного в честь освобождения израильского народа из египетского рабства. Воскресение Христово стало новой Пасхой – радостью освобождения от рабства смерти. «Слово "Пасха", – пишет святой Амвросий Медиоланский, – означает "прехождение". Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12).

Значение воскресения Христа для человечества делает Пасху самым значительным торжеством среди всех других праздников – Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств.

Ночное пасхальное Богослужение пронизано оптимизмом. Каждое чтение и песнопение вторит словам огласительного слова святителя Иоанна Златоуста, которое читается уже тогда, когда за окнами православных храмов просыпается утро: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?»

Христос победил смерть. За трагедией смерти следует триумф жизни. После Своего воскресения Господь всех приветствовал словом: «Радуйтесь!». Смерти больше нет.

Эту радость апостолы возвестили миру. Эту радость они назвали «Евангелием» – благой вестью о воскресении Христа. Эта же радость переполняет сердце человека, когда он слышит: «Христос Воскресе!», и она же отзывается в нем главными словами его жизни: «Воистину воскресе Христос!»

Прекрасен праздник Пасхи, прекрасны ее обычаи: куличи и крашеные яйца, крестный ход, обычай христосоваться, но прекраснее всего завет этого дня — любить ближнего.

Так будем любить друг друга и за светлое Христово Воскресенье!

Пришла весна — пора чудес.

Журчит родник: «Христос воскрес!»

Светлее в мире нет словес,

Воистину Христос воскрес!

Пасха - праздник воскрешения,
Обновления, возрождения,
Чистоты, любви и света,
Берегите в себе это!

Любит всех Христос на равных,
Для него нет самых главных,
Пусть поможет Вам во всём!
С праздником!

Со светлым днём!

Ежегодно этот праздник отзывается в наших сердцах радостью и надеждой. Много лет назад Иисус Христос распятием и воскресением своим даровал нам неоценимый подарок, который не утратит свою духовную ценность в веках и будет вызывать восхищение в вечности!

Этот праздник все мы любим с детства. Он всегда освещен солнцем, он теплый, как свежий кулич, и яркий, как крашенки в корзинке.

Не зря его называют Светлым Воскресением: в этот день лица людей лучатся радостью и любовью к ближним. Хочется быть лучше, чище, добрее, хочется обнять весь мир…

Обязательный атрибут Пасхи - это икона с ликом Иисуса Христа, именно воскрешение символизирует вечную жизнь. Праздничный кулич в народе, называется жизнью, а крашенные яйца символизируют таинство зарождения самой жизни. Люди красили в яркие цвета яйца для того, чтобы сделать свое подношение Небу (духам Неба, которые обитали там). Светлый праздник Пасха, это своего рода символ доброй традиции, даже для тех, кто далек от веры .

В день Пасхи, радостно играя,

Высоко жаворонок взлетел,

И, в небе синем исчезая,

Песнь воскресения запел.

И песнь ту громко повторяли

И степь, и холм, и темный лес.

"Проснись, земля", они вещали, -

Проснись: твой Царь, твой Бог воскрес.

Подснежник, ландыш серебристый,

Фиалка - зацветите вновь,

И воссылайте гимн душистый

Тому, Чья заповедь - любовь!

Во славу жизни дал Создатель

Святой случиться благодати,

Чтоб в каждый дом сошел с небес

Спасенья свет! Христос Воскрес!


Мы Пасху Светлую встречаем куличом,

И праздничным, румяным калачом,

И крашеным яичком расписным,

И нежными цветочками весны!

Народ с утра так радостен и весел:

- Христос воскресе!

- Христос воскресе!

И колокольный звон те радостные вести

Во все концы земли уже донес:

- Воскрес Христос!

- Воистину воскресе!

Расскажут птицы, река и лес:

Несется песня ввысь, до небес:

Нам светят звезды, мрак исчез.

Сегодня праздник! Христос Воскрес!

Чудесней сказок и всех чудес

Светлейший праздник! Христос Воскрес!


«Слово «Пасха», - пишет святой Амвросий Медиоланский, - означает «прехождение». Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви - в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной - в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на Небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими» (Ин. 1,12).

Существует множество пасхальных примет и традиций, связанных с праздником Пасхи:

  1. Пасха это семейный праздник, его принято проводить сначала с близкими родственниками, а потом можно и по гостям ходить;
  2. до того, как сесть за пасхальный стол, необходимо отдать дань душам умершим, для этого перед иконой ставили небольшой горшочек с медом;
  3. первое, что можно съесть после поста с пасхального стола, это освященное крашенное яйцо, принесенное из церкви;
  4. пасхальные яйца нужно раздавать нищим, и обязательно оставить яйцо в церкви;
  5. пасхальным освященным яйцом в старину гладили любую домашнюю скотину по хребту, для того, чтобы она не болела и шерсть у скотины была красивая и гладкая. Но делалось это обязательно перед первым выгулом на пастбище;
  6. ни в коем случае нельзя выбрасывать крашенную яичную скорлупу;
  7. скорлупу от освященных пасхальных яиц никогда не выбрасывали, ее перемешивали с «четверговой» солью и клали вместе с зерном, которое использовали для посевов;
  8. в древние времена, кусок от освященного кулича, считался лечебным. Это метод и в наше время используется;
  9. хорошей приметой на Пасху, это сплести пасхальный венок, который будет сделан из живых цветов. Неважно, какой он будет — настенный, напольный или подвесной;
  10. если в канун Пасхи совершить добрые дела в пользу других людей, особенно обделенных, то можно снять грех со своей души;
  11. перед Светлой Пасхой, в основном в Чистый Четверг, все в доме вымывалось, наводился порядок;
  12. в праздник Пасхи, принято одеваться в новую одежду;
  13. когда в праздник начнут бить колокола, следует умыться из источника со Святой Водою;
  14. в ночь с субботы на воскресение хорошей приметой считалось искупаться в Святом Источнике, но при этом ничего не говорить, т.е. в полном молчании, тогда счастье и благополучие будет идти с вами в ногу;
  15. если встретить пасхальный рассвет, то удача будет сопровождать вас целый год;
  16. если семейные праздники выходили на дни поста, в этом случае все переносилось на день празднования Пасхи.

Христос Воскресе - на разных языках мира:

русский: Христос Воскресе!

английский: Christ is Risen!

белорусский: Хрыстос уваскрос!

украинский: Христос воскрес!

немецкий: Christus ist auferstanden!

французский: Le Christ est ressuscité!

испанский: ¡Cristo ha resucitado!

итальянский: Cristo è risorto!

греческий: Χριστος Aνεστη!

болгарский: Христос возкресе!

сербский: Христос Васкрсе!

хорватский: Hristos voskrese!

македонский: Христос воскресна!

словенский: Kristus je vstal!

чешский: Kristus vstal z mrtvých!

словацкий: Christos vstal z mŕtvych!

албанский: Krishti u ngjall!

грузинский : ქრისტე აღსდგა!

румынский: Hristos a înviat!

польский: Chrystus Zmartwychwstał!

венгерский: Krisztus feltámadt!

эстонский: Kristus on surnuist ülestõusnud!

литовский: Kristus prisikėlė!

латышский: Kristus Augšāmcēlies!

финский: Kristus nousi kuolleista!

шведский: Kristus är uppstånden!

ирландский: Tá Críost éirithe!

датский: Kristus er opstanden!

норвежский: Kristus er oppstanden!

голландский: Christus is opgestaan!

португальский: Cristo ressuscitou!

арабский: Al-Masih-Qam! المسيحقام

японский : ハリストス復活!

корейский: Kristo Gesso!

Светлое Христово воскресение — это праздник человеколюбия, когда мы забываем об ожесточении в наших душах.

Будем в этот день полны веселья, надежды и воистину христианской любви.

Христос воскресе!



Дорогие о Господе братья и сестры, дорогие друзья, рад вас приветствовать в преддверии праздника Святой Пасхи Христовой.

Многое было уже сказано об особенностях Пасхи в этом году. Она удивительным образом совпадает с Днем космонавтики 12 апреля, и поэтому мы вспоминаем о том, что наш народ всегда ведом был какой-то особой миссией в истории, особым дерзновением, которое нельзя не соотнести с православным миропониманием, с той устремленностью к духовному небу, которая сделала возможным и величайшие свершения по освоению физического неба.

Пасха в нынешнем году — это и день святого Иоанна Лествичника, который как раз и напоминает нам о том, что восхождение по пути доброделания и по пути богопознания — это важнейшее в жизни человека делание, делание, которое вроде бы формально противоречит приоритетам мирских устремлений, но удивительным образом одухотворяет, оживотворяет и делает по-настоящему, истинно успешным любой человеческий труд, любое устроение наших повседневных дел.

Говорится много и сегодня о том, что в этом году празднуется 70-летие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, и мы опять вспоминаем, как именно крепость и возвышенность народного духа, который неразрывно связан с идеалами Святого Православия, помогли одержать победу над неприятелем, который был во много раз лучше организован, который не перенес тех трагедий, какие перенесло наше общество в 20-е и 30-е годы, который был по всем внешним признакам гораздо мощнее. Но дух оказался сильнее человеческой мощи, и так получилось, что народ, который, несмотря на все господство тогдашней безбожной идеологии оставался воспитанным в православном духе, в итоге проявил себя как более сильный.

Многое говорится и еще будет говорится в эти дни о том, что Пасха Христова — это время, когда разрешаются многие человеческие проблемы, когда стираются различия между социальными группами, поколениями, теми или иными сообществами, в том числе враждующими, на которые себя разделяют люди. В это время мы воспеваем: «Радостию друг друга обымем, и ненавидящим нас простим вся Воскресением».

Пасха — это время примириться с теми, с кем ты ссоришься — быть может, многие годы. Пасха — это время для богатых прийти в жилище бедных, к тем, кто лишен крова, лишен пищи, и помочь разделить христианское братство. Пасха — это время для бедных не обижаться на богатых, а помолиться о них и вместе с ними постараться что-то сделать, чтобы жизнь страны и народа улучшилась.

В дни Великого поста многие люди обращались к Церкви с просьбой о поддержке. Это были люди, которые пострадали, в свое время взяв ипотеку в иностранной валюте, это были фермеры, которое сегодня чувствуют очень неуютно себя перед лицом крупных сельскохозяйственных предприятий и тех правил и регулирующих документов, которые отдают безусловное предпочтение именно крупным сельхозпроизводителям. Обращаются, как обращались уже в течении многих лет, люди которым отказывают в получении некоторых базовых льгот и даже в реализации базовых прав, потому что у них нет электронных документов. Церковь старается ходатайствовать обо всех этих людях. Иногда, приходя в какие-то властные кабинеты, слышишь сначала неприятие, и напоминаешь, что скоро Страстная седмица и Пасха, и надо встретиться всем в храме. И умягчаются злые сердца, и получается, что проблемы, которые сначала отказывались разрешать, потому что они считаются надуманными и глупыми, не имеющими отношения к реальным пожеланиям и чаяниям людей, — вдруг разрешаются или по крайней мере принимаются серьезные усилия для того что бы они разрешились.

Многих примиряют страдание и Воскресение Христово. Всех должна примирить Святая Пасха — в нашем обществе, которое очень разделено, в котором существует вражда, в котором иногда одни говорят о других как о существах «другого биологического вида», — а именно так было сказано одним современным публицистом и общественным деятелем, — в обществе, в котором столь много презрения одних по отношению к другим, столь много желания чуть ли не уничтожить друг друга (вспомним о тех трагических событиях, которые происходят на юго-востоке Украины). Именно в этом обществе — столь непростом, столь разделенном, столь атомизированом, вновь и вновь звучит пасхальное послание: «Христос Воскресе — воистину воскресе», и многие, казалось бы, непреодолимые препятствия, и обиды, и поводы для взаимной ругани и озлобления — вдруг уходят куда-то очень далеко.

Дай нам Бог вот эти особые чувства, которые мы переживаем на Пасху, претворить в нашу последовательную, целожизненную, постоянную миссию примирения, в способность пересечь любые человеческие границы, чтобы приобрести друг друга для царствия Божия, чтобы преодолеть рознь мира сего.

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в своем сказал о важности подвига, то есть осуществления христианских ценностей и веры самой в жизни человека. И сказал он о том, насколько этот подвиг сегодня может общество изменить. Вот, что было сказано Его Святейшеством: «Через подвиг, неизменно связанный с внутренним усилием и ограничением себя, мы имеем возможность опытно познать, что есть настоящая и совершенная любовь, ибо жертвенность, лежащая в основании любого подвига, есть высшее проявление этого чувства. Господь призвал нас к подвигу деятельной любви, запечатленной в самоотверженном служении ближним, а наипаче тем, кто особенно нуждается в нашей поддержке: страждущим, больным, одиноким, унывающим. Если этот закон жизни, который так ясно был представлен и выражен в земной жизни Самого Спасителя, станет достоянием большинства, то люди будут по-настоящему счастливы. Ведь, служа другим, человек обретает несравнимо больше, чем отдает: Сам Господь входит тогда в его сердце, и через приобщение Божественной благодати меняется вся человеческая жизнь. Как без труда нет святости, как без Голгофы нет Воскресения, так и без подвига невозможно подлинное духовно-нравственное преображение личности».

Подвиг, основанный на вере, подвиг, в котором не может не изливаться истинная вера православного человека, — это то, чего сегодня ждут от Церкви и люди, и целые народы. Иногда пытаются вновь и вновь нам сказать: «Ваша вера не имеет отношение к тому, что происходит в обществе, она говорит о чем-то слишком общем, слишком далеком от конкретных жизненных ситуаций. Оставайтесь там, в этой области далеких высоких и общих слов, не обличайте нашу совесть, не говорите ничего в тех случаях, когда кто-то, особенно облеченный властью, облеченный могуществом, желает грешить так, чтобы его не беспокоили». Но не так действовали апостолы, не так действовала во все века истории Святая Церковь.

Из Писания и Предания мы знаем, что Слово Божие и правда Божия многим не нравились, и тем не менее никогда Церковь не отказывалась от того, чтобы их возвещать, чтобы Христос распятый, Который для иных соблазн, а для других безумие, чтобы Христос Воскресший, Который для многих недостижим в рациональном понимании, но Который меняет жизнь человека, если ты начинаешь общаться с Ним, с живым Богом, — возвещался во время и не во время. Часто говорят, что вера не может сотворить чудеса, и христиане не могут изменить мир, который живет и даже должен жить, как некоторые считают, по законам греха. Но логика смерти и Воскресения Господа Иисуса, логика высочайших чувств Страстной седмицы и величайшей радости Пасхи, совсем другая.

Вот что сказано в послании Святейшего Патриарха: «Когда подвиг становится содержанием жизни не только отдельного человека, но и всего народа, когда в устремлении к горнему соединяются сердца миллионов людей, готовых защищать свою Родину, отстаивать высокие идеалы и ценности, тогда происходят поистине удивительные, чудесные и порою даже необъяснимые с точки зрения формальной логики вещи. Такой народ обретает огромную духовную силу, побороть которую оказываются неспособными никакие бедствия и враги».

Да будет так с нами, да будем мы народом, который действительно стремится жить и живет по слову Христову, народом пасхальной радости, народом постоянной памяти о страданиях и смерти Спасителя, искупивших нас и сделавших для нас открытым небо. Будем народом Божиим, народом Христовым прежде всего, и тогда и на Земле мы устроим свою жизнь достойно — пусть и не всегда богато и не всегда как победители, но именно достойно, — и врата Царствия Божия не будут закрыты для нас.

С праздником Святой Пасхи, дорогие о Господе братья и сестры. Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос. Аминь.

Патриархия.ru