Законопроекты по водному налогу в году. Водный налог: плательщики, налоговая база, сроки уплаты

Водный налог должны уплачивать юрлица , индивидуальные предприниматели, если они осуществляют забор воды из водоема для своей деятельности, а также физлица, осуществляющие забор жидкости из скважины. Рассмотрим размер такой госпошлины и срок ее внесения в казну государства.

Налог водный как определяется в 2016 году?

По НК РФ сумма к уплате для физических, юридических лиц или ИП исчисляется как произведение налоговой базы и ставки, которая индексируется при помощи поправочного коэффициента (для каждой категории он свой).

Статья 333.12 НК Российской Федерации устанавливает ставки, различающиеся по видам использования воды из природных ресурсов, не включая реки и озера, вода которых применяется для нужд населения.

Ежегодно производится индексация водного налога: ставки с января прошлого 2015 умножаются на поправочный коэффициент, который в 2016 равен 1,32.

Налоговая база при расчете водного налога

Для каждого способа водопользования, облагающегося пошлиной, устанавливается своя база для одного квартала:

  • при заборе жидкости из водоема – это объем воды, отбирающийся из водоема в течение квартала;
  • при использовании воды из объекта без забора (для гидроэнергетики) – электроэнергия, произведенная за квартал;
  • при применении территории водоема (без лесосплава) – площадь акватории;
  • при лесосплаве – произведение объема древесины сплавляемой (тыс. м3) на расстояние сплава (км), поделенное на 100.

Изменения в размере водного налога для юридических лиц, физических и ИП в 2016 году

Для организаций, ИП и физлиц, которые осуществляют забор воды согласно лицензии, Закон №366-ФЗ от 24.11.2014, вступивший в силу 1.01.2015 года однозначно определил коэффициент на 2016 год в размере 1,32.

Население, то есть физические лица в 2016 году обеспечивается водой из водоема с применением налоговой ставки – 93 рубля за 1 тыс. м3.

Водный налог — сроки сдачи отчетности порядок оплаты

Госпошлина уплачивается платится в бюджет РФ в регионе, где организация-плательщик могла осуществлять водопользование. Отчетность юридическими лицами и ИП подается несколько раз в год:

  • до 20-го числа четвертого месяца за первый квартал года,
  • 20-го июля за второй квартал;
  • за 4 квартал организация должна отчитаться не позднее 20.01 следующего года.

Как рассчитать сумму водного налога за квартал: пример расчета

База для расчета определяется для каждого объекта в отдельности и суммируется. Тот в свою очередь имеет ставку, отличающуюся от ставки по другому объекту.

Например, Волга – ставка 300 руб. за 1 тыс. м3, Нева – 264 руб. за тот же объем (п.1 ст.333.12 НК)

К сведению: При использовании компанией объема воды выше установленного лимита к ставке применяется повышающий коэффициент 5.

Пример расчета (уплата в 2016): забор воды 450 тыс. м3 (причем, лимит 400 тыс. м3) 450 тыс.- 400 тыс. = 50 тыс м3

  • 1. часть в пределах нормы: 450 тыс. * 300 руб.*1,32= 178 200 рублей, где 300 рублей – это ставка, определенная НК ст.333.12 п.1 для забора жидеости из объекта, принадлежащего к определенному .
  • 2. часть налога выше нормы: 50 000 м3*300 руб.*1,32*5 = 99 000 рублей, где 5 – поправочный коэффициент за забор выше «лимитного» значения.
  • 3. 178 200 + 99 000 = 277 200 руб. – такую сумму будет уплачивать организация за I квартал 2016 при заборе воды из бассейна Волги.

Декларации по водному налогу 2016 — образец

Как рассчитать водный налог за II квартал 2016 года

Налоговая база по водному налогу - 2016

Налоговая база зависит от целей использования водного объекта, и рассчитывают ее отдельно по каждому:

  • объекту налогообложения;

А как быть, если водоизмерительных приборов нет? Тогда объем воды определите исходя из фактического времени работы и производительности технических средств. Например, при заборе воды насосом налоговая база зависит от производительности насоса (объем забранной воды в единицу времени) и времени его работы. Также учтите высоту подъема воды (столб воды), ее характеристики, которые зависят от времени и глубины, а также состояние скважины.

Если и этим способом определить объем невозможно, используйте нормы водопотребления. Лимит указан в лицензии. Его устанавливают по каждому водному объекту и целям использования.

Расчет водного налога - 2016

Водный налог - 2016 рассчитывайте ежеквартально отдельно по каждому виду водопользования. Сумму водного налога к уплате в бюджет по каждому объекту определите по формуле:

Водный налог к уплате

Водный налог введен на территории России не так давно: в 2005 году Госдума решила дополнить Налоговый кодекс еще одной главой, намереваясь таким образом увеличить поступления в бюджет за счет повышения фискальной нагрузки на бизнес. В этой статье будут рассмотрены плательщики водного налога , а также его база, ставка и расчетный период.

Кто является плательщиками водного налога

Определить, кто является плательщиком налога, на сегодняшний день не так-то просто в связи с периодическими изменениями и хитросплетениями Налогового и Водного кодексов. Начнем с того, что с 2005 года для получения некоторых видов «водной» деятельности налоговое законодательство требовало получать лицензию и платить водный налог .

Однако уже с 2007 года Водный кодекс отменил лицензирование и разрешил вести бизнес на основании договоров и решений органов власти, заменив налоговые платежи арендными. Таким образом, видим нелегкую для восприятия картину: если предприниматель получил лицензию до 2007 года, то он признавался налогоплательщиком, но только на срок действия лицензии. Вместо продления лицензии нужно было заключить новый договор пользования водой и платить уже неналоговые платежи. Если же предприниматель решил начать деятельность после 2007 года, то плательщиком водного налога он уже не признается, так как с этого года получать лицензию не требовалось.

Это еще не все. Существует вид деятельности, который облагается водным налогом в любом случае, даже при отсутствии лицензии после 2007 года. Это деятельность по забору водных ресурсов подземным способом (закон «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1).

Итак, обязательства по водному налогу имеют лица (организации, ИП, обычные граждане), получившие лицензию до 2007 года. Такие виды деятельности связаны со специальным использованием водного объекта в следующих целях:

  • для обеспечения населения водой - питьевой и для бытовых нужд;
  • для транспортировки лесоматериала по воде;
  • для применения в сельском хозяйстве;
  • для применения в производстве, в строительстве;
  • для добычи полезных ископаемых;
  • для гидроэнергетических процессов.

В некоторых субъектах, например в Москве и Санкт-Петербурге, с 2015 года были отменены все лицензии, полученные до 2007 года (п. 5 ст. 5 закона от 3.06.2006 № 73-ФЗ).

Кто не должен платить водный налог

Не все коммерческие структуры, использующие водные ресурсы в хозяйственной деятельности, должны платить водный налог . Не являются плательщиками те субъекты, в отношении которых справедлив хотя бы один из следующих пунктов:

  • Бизнес причисляется к «водному», то есть имеет непосредственное отношение к воде (рыболовный и охотничий промысел, судоходное дело, оросительная деятельность).
  • Бизнес уже облагается иным налогом за использование ресурсов в водном пространстве (использование лечебных вод с минералами, термальных источников).
  • Бизнес связан с охраной водного объекта.
  • Бизнес имеет льготы для ведения особой деятельности (например, обеспечение рекреационной зоны, оборудованной только для инвалидов, ветеранов, детей).
  • Бизнес создан для воспроизводства водных и иных биологических ресурсов.

Кроме того, если предприниматель имеет лицензию, но фактически не пользуется водными ресурсами, он не должен уплачивать водный налог , однако обязательство по сдаче ежеквартальной декларации за ним сохраняется. Отчетность с нулевыми показателями нужно будет сдавать до тех пор, пока лицензия не аннулируется (лучше сделать это самостоятельно).

Как определить базу для начисления водного налога по НК РФ

При различных видах деятельности подходы к определению налоговой базы для водного налога будут различными:

  • если воду забирают для дальнейшего использования, то в качестве базы выступает объем водного забора;
  • если используют водное пространство (кроме перевозки лесоматериала), то базой считается площадь объекта;
  • если по воде транспортируют лесоматериалы, то к базе относят объем материалов и длину маршрута;
  • если воду используют для выработки электроэнергии, то в качестве базы учитывается объем выработанной энергии.

Что является налоговым периодом для водного налога по Налоговому кодексу

Налоговым периодом по водному налогу является квартал. Крайний срок подачи декларации и срок уплаты водного налога - 20-е число месяца, следующего за отчетным кварталом. Отчетность нужно подавать в то отделение налоговой, где находится используемый водный объект. Это правило не касается крупнейших плательщиков, которые подают декларацию в свою инспекцию по месту нахождения организации.

Ставки для водного налога в 2016 году

Размер ставок по водному налогу исчисляется в рублях на единицу базы и различается в зависимости от регионального местонахождения объекта, экономического района, бассейна конкретного водоема. Например, за забор воды из бассейна реки Волги в Центральном экономическом районе подземным способом ставка налога будет равняться 360 руб. за 1000 куб. м. А при подземном заборе воды из озера Байкал Восточно-Сибирского экономического района ставка составляет уже 678 руб. за 1000 куб. м.

Также ставка зависит от того, каким способом происходил забор воды - поверхностным или подземным.

Если вода берется в количестве, превышающем установленное ограничение, то ставка увеличивается до пятикратного размера.

До 10-кратного размера ставка увеличивается при заборе подземной воды в случае, если в последующем ее собираются перепродавать.

Если плательщик не может своими силами измерить количество используемой воды, то в качестве корректирующего коэффициента берется значение 1,32 (в 2015 году коэффициент был ниже - 1,15) и дополнительный показатель 1,1.

Если забор воды происходит с целью обеспечения потребностей населения, то применяется пониженная ставка, равная 70 руб. за 1000 куб. м воды.

Как рассчитывается водный налог в 2016 году

В 2015 году ввели специальные коэффициенты, которые повышают налоговое бремя по водному налогу. Данные коэффициенты приведены в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ на период до 2026 года. С 2026 года корректирующий показатель будет рассчитываться исходя из динамики потребительских цен.

В декларации нужно указывать значение ставки с учетом корректирующего показателя с надлежащим округлением в строке 100.

Также заметим, что после 2026 года коэффициент станет обязательным к применению даже в отношении пониженной ставки водного налога.

Водный налог рассчитывается самим плательщиком, для этого нужно умножить ставку налога с учетом применимого коэффициента на базу.

Важно не путать с водным налогом

Судоходное дело также подразумевает использование водных ресурсов, однако владельцы данного бизнеса не уплачивают водный налог. К судоходству применим другой налог - транспортный, - который никак не связан с водным налогом.

Также с 2007 года законодательство отменяет лицензии на деятельность, связанную с водопользованием. Использование водных ресурсов разрешено на основе договоров, решений, утвержденных соответствующим органом субъекта России. По договору предусмотрены арендные платежи за водопользование, что также не имеет отношения к водному налогу.

***

Можно сделать вывод, что использование водных ресурсов для предпринимательской деятельности продолжает оставаться платным, причем финансирование происходит от двух источников: водного налога и платежей по договору пользования водными ресурсами. В ближайшем будущем планируется увеличение фискальной нагрузки за счет повышающих коэффициентов и, как следствие, увеличения налоговых ставок. Таким образом, российское законодательство находится еще на стадии формирования механизма контроля за использованием национальных водных ресурсов. Вопрос рационального использования ресурсов подразумевает внедрение эффективной системы платежей и важен не только с экономической точки зрения (наполнение бюджетной казны), но и с экологической.

Еще одним видом обязательных платежей в бюджет признается водный налог. Его плательщиками являются организации и ИП, занимающиеся деятельностью, связанной с использованием водных ресурсов. Водный налог введен в действие в 2005 году, заменяет ранее существующий налог на пользование водными объектами. Относится к федеральным.

Плательщики водного налога

Для того чтобы считаться плательщиками водного налога, экономические субъекты должны заниматься определенной деятельностью. При этом деятельность должна быть лицензирована в соответствии с законодательством РФ. Иные работы, связанные с водопользованием, не попадают под рассматриваемое налогообложение.

Плательщики водного налога используют водные ресурсы следующим образом:

  • использование водной территории (акватории) за исключением сплава леса;
  • лесосплав;
  • получение ресурсов в гидроэнергетических целях;
  • забор воды.

В качестве плательщиков признаются и субъекты, действующие на основании выданных лицензий в соответствии с утратившим силу с 01.01.2007 г. Водным кодексом РФ предыдущей редакции.

Не рассматриваются как плательщики налога организации и ИП, осуществляющие виды водопользования, среди которых нижеперечисленные:

  1. Непосредственно связанная с водой деятельность. Сюда относят рыбоводство, судоходство, некоторые виды строительств, орошение и прочие.
  2. Если виды работ облагаются другими налогами (извлечение минеральных и термальных вод).
  3. Водоохранные мероприятия.
  4. Льготируемые виды деятельности ― оборонные нужды, обеспечение пожарной безопасности.

Начиная с 2007 года деятельность по поверхностному использованию вод лицензированию не подлежит. Осуществление таких работ возможно по заключенным договорам водопользования или полученным решениям.

Ставки водного налога

Ставки по водному налогу зависят от нескольких факторов: региона использования и от вида забора воды. Исходные данные установлены законодательно и закреплены в НК РФ. Расчет производится исходя из цены за 1 тысячу забранных кубометров воды.

Пример ставок налога по регионам РФ

Экономический регион Акватория Поверхностные водные объекты Подземные водные объекты
Северный Волга 300 384
Северный Нева 264 348
Северо-Западный Волга 294 390
Северо-Западный Нева 258 342
Центральный Волга 288 360
Центральный Нева 252 306
Волго-Вятский Волга 282 336

Подобное разделение налоговых ставок затрагивает и прочие районы РФ: Западно-Сибирский, Восточно- Сибирский, Уральский, Центрально-Черноземный, Калинградский, Северо-Кавказский, Дальневосточный, Поволжский. Среди охватываемых бассейнов рек и озер ― Лена, Дон, Днепр, Байкал, Обь и другие.

Ставка по водоотбору морских вод зависит от используемого моря. Так, по отношению к Черному и Азовскому морям водный налог рассчитывается как 14,88 рублей за 1 тысячу кубометров воды. Относительно Чукотского моря размер выплат составит 4,32 за тысячу кубов.

Отдельные ставки устанавливаются за используемую акваторию и за потребление воды в целях гидроэнергетики. Для лесосплава налог рассчитывается исходя из 1 тысячи кубометров древесины на 100 км пути. Например, указанные действия в бассейне Ладожского озера обойдутся в 1705,2 рублей за кубический метр на 100 км.

Предусмотрена и льготная ставка. Она используется при заборе воды для водоснабжения населения. Размер ее рассчитывается по данным ст. 333,12 НК РФ. В 2016 году этот показатель равен 93 рублям за 1 тысячу кубов забранной воды.

Порядок расчета налога

Водный налог рассчитывается на основании установленных ставок, но и с учетом утвержденных повышающих коэффициентов. Размер этих показателей изменяется ежегодно вплоть до 2025 года. При расчете налога за 2016 год следует использовать коэффициент 1,32, за 2017 ― 1,52.

Дополнительные коэффициенты применяются и при следующих действиях по забору воды:

  • 5-кратный расчет устанавливается при превышении лимита забора;
  • 10-кратный вводится при заборе подземных вод с целью продажи;
  • 10% учитывается дополнительно, если отсутствуют измерительные приборы для забора.

Расчет итогового водного налога происходит с учетом всех действующих коэффициентов.

Пример. Организация занимается забором подземной воды с целью дальнейшей продажи на территории Северного экономического региона в бассейне реки Волги. Объем забора во 2 квартале составил 24 тыс. кубометров. Рассчитать сумму положенного к уплате налога.

Начальная ставка за забор воды по исходным данным составляет 384 рубля за 1000 кубических метров. Также необходимо учитывать следующие повышающие коэффициенты: 10-кратный при заборе воды с целью продажи и 1,32, действующий в 2016 году. Итого сумма налога равна 384*24*1,32*10= 121 651 рубль.

Предоставление отчетности по водному налогу

Расчет налоговых платежей за потребляемые водные ресурсы, предоставление декларации производятся ежеквартально. Уплату требуется произвести до 20 числа следующего за отчетным кварталом месяца. Перечисление платежа производится по месту нахождения объекта.

Если объект налогообложения отсутствует, то отчетность можно не составлять.

Вопросы и ответы по теме водного налога

1. Организация использует несколько видов деятельности, связанной с потреблением водных ресурсов. Какую ставку налога брать за основу?

При расчете платежей следует ориентироваться на утвержденные ставки налогов по видам деятельности, территории нахождения объектов. Полученные показатели суммируются.

2. Наше предприятие при заборе воды в 2-м квартале превысило лимит на 20 тысяч кубов. В 1-м квартале забор воды составил 160 тысяч кубов при разрешенном лимите 220 тысяч. Можем ли мы не учитывать при расчете налога за 2-й квартал 5-кратный повышающий коэффициент?

Нет, не можете. Отчетным периодом по водному налогу признается квартал. Сумма рассчитывается по каждому кварталу отдельно вне зависимости от ранее полученных результатов за предыдущее время.

3. Является ли организация плательщиком водного налога, если осуществляет действия по использованию поверхностных водных объектов согласно лицензии, срок действия которой обозначен до конца 2016 года. Лицензия выдана в 2006 году.

Да. Организация признается плательщиком водного налога, несмотря на то, что положения новой редакции Водного Кодекса РФ не признают рассматриваемый вид деятельности лицензированным. Операции, совершаемые согласно выданным ранее лицензиям, признаются объектом налогообложения.

Водный налог регулируется главой 25.2 Налогового кодекса и представляет собой федеральный платеж. Вся основная информация об этом налоге, актуальная для 2016 года, собрана в данном материале.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Кто должен платить водный налог в 2016 году
  • От чего зависит размер водного налога
  • Какие коэффициенты нужно применять в отдельных случаях

Плательщики водного налога

Водный налог платят организации и граждане, осуществляющие специальное или особое водопользование (п. 1 ст. 333.8 НК РФ). А именно это две категории лиц:

1) организации и предприниматели, которые используют поверхностные водные объекты на основании лицензий, выданных до 1 января 2007 года (дата введения Водного кодекса). Водный налог в данном случае нужно платить до окончания срока действия лицензий;

2) организации и предприниматели, пользующиеся подземными водными объектами на основании лицензий по Закону РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» (в редакции от 29.12.2014).

Отметим, что лица, которые используют воду на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, плательщиками водного налога не являются при условии, что документ получен после 1 января 2007 года (п. 2 ст. 333.8 НК РФ).

Объект обложения водным налогом

Водным налогом облагаются следующие виды водопользования (п. 1 ст. 333.9 НК РФ):

  • забор воды из водных объектов;
  • использование акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях;
  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Водные объекты, которые не облагаются водным налогом, перечислены в пункте 2 статьи 333.9 НК РФ. В частности, к ним относятся:

  • забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  • забор воды для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • забор воды для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  • забор воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков и т. д.

Налоговый период по водному налогу

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал (ст. 333.11 НК РФ).

База по водному налогу

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом обложения водным налогом, налоговая база определяется отдельно в отношении каждого водного объекта (п. 1 ст. 333.10 НК РФ).

Так, налоговая база при заборе воды - это объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период - квартал. Показатель рассчитывается на основании данных водоизмерительных приборов, отраженных в журнале учета использования воды. Если водосчетчиков нет, объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств либо исходя из норм водопотребления.

Налоговая база при использовании водных объектов в гидроэнергетике (без забора воды) - это количество электроэнергии, произведенной за налоговый период.

Налоговая база при использовании акватории водных объектов (за исключением сплава древесины в плотах и кошелях) - это площадь предоставленного водного пространства.

Налоговую базу по водным объектам, которые используются для сплава древесины в плотах и кошелях, нужно определить расчетным путем по формуле:

Налоговую базу, повторим, нужно определить по каждому водному объекту и по каждому виду водопользования (ст. 333.10 НК РФ). Например, при заборе воды из нескольких рек базу нужно рассчитывать отдельно по каждой реке, даже если налоговые ставки по бассейнам этих рек могут быть одинаковыми.

Если в отношении водного объекта установлены различные ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Ставки по водному налогу

Ставки водного налога указаны в статье 333.12 НК РФ. Они установлены в рублях за единицу налоговой базы. Размер ставки зависит от вида водопользования. Кроме того, ставки различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям.

С 1 января 2015 года налоговые ставки, указанные в пункте 1 статье 333.12 НК РФ (по всем видам пользования, кроме забора воды из водных объектов для водоснабжения населения), подлежат индексации (п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ). В 2016 году действует коэффициент в размере 1,32. В 2015 году размер коэффициента - 1,15.

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов ставки повышаются в пять раз с учетом коэффициентов (п. 2 ст. 333.12 НК РФ). Увеличенные ставки применяются только к той части забранной воды, которая превышает лимит.

Если у компании (предпринимателя) нет измерительных приборов, нужно уплачивать водный налог с дополнительным коэффициентом 1,1 (п. 4 ст. 333.12 НК РФ).

Для всех налогоплательщиков установлена одинаковая ставка налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения. Так, с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно ставка равна 93 руб./тыс. куб. м водных ресурсов, забранных из водного объекта. В 2015 году тариф составлял 81 руб./тыс. куб. м.

Расчет водного налога

Общая сумма водного налога - это результат сложения сумм налога, исчисленных по всем видам водопользования.

Уплата водного налога

Налог нужно перечислить в бюджет по итогам отчетного квартала по месту нахождения объекта (по месту осуществления водопользования). Сделать это нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (ст. 333.14 НК РФ). То есть в 2016 году сроки следующие: не позднее 20 января (за IV квартал 2015 года), 20 апреля, 20 июля и 20 октября.

Отчетность по водному налогу

По водному налогу представляется налоговая декларация (п. 1 ст. 333.15 НК РФ). Форма отчетности утверждена приказом Минфина России от 03.03.2005 № 29н. Показатели в ней нужно отражать в полных рублях.

О заполнении декларации по водному налогу ФНС России выпустила разъяснения. Речь в них идет о декларациях за 2015 год. Однако на документ можно ориентироваться и в 2016 году.

Так, при заполнении декларации по водному налогу за отчетные кварталы 2016 года учитывайте следующее.

Если плательщик забирает воду больше установленного лимита, водный налог за такой забор нужно платить в пятикратном размере. Тогда в разделе 2.1 декларации в строке 110 нужно показать величину ставки налога, увеличенной на коэффициент 1,32 и на 5.

При заборе воды для водоснабжения населения в 2016 году в разделе 2.1 декларации по строке 100 нужно показать ставку водного налога 93 руб. При этом даже если вода использована сверх лимита, установленного в лицензии, пятикратную ставку применять не нужно.

Если у плательщика нет измерительных приборов, в разделе 2.1 декларации по строке 100 показывают величину налоговой ставки, умноженной на коэффициент 1,32 и на коэффициент 1,1.