Родился командир легендарного крейсера «Варяг» Всеволод Фёдорович Руднев. Биография Всеволод руднев краткая биография

песни о Варяге
роман 03.12.2007 11:07:46

“ВАРЯГ”
Наверх вы, товарищи,
все по местам!
Последний парад наступает…
Врагу не сдается наш гордый “Варяг”,
Пощады никто не желает.
Все вымпелы вьются, и цепи гремят,
Наверх якоря поднимают,
Готовьтеся к бою, орудия в ряд,
На солнце зловеще сверкают.
И с пристани верной
мы в битву пойдем,
Навстречу грядущей нам смерти.
За родину в море открытом умрем,
Где ждут желтолицые черти.
Свистит и гремит,
и грохочет кругом
Гром пушек, шипенье снарядов.
И стал наш бесстрашный “Варяг”
Подобен кромешному аду.
В предсмертных мученьях
трепещут тела,
Гром пушек, дым и стенанья,
И судно охвачено морем огня,
Настала минута прощанья.
Прощайте, товарищи, с Богом, ура!
Кипящее море под нами.
Не думали мы еще с вами вчера,
Что нынче умрем под волнами.
Не скажет ни камень, ни крест,
где легли
Во славу мы русского флота.
Лишь волны морские
прославят вовек
Геройскую гибель “Варяга”
...Балтийцы, вперед - на заклятых врагов!
Вперед, боевые ребята,
Покажем, что значит удар моряков.
Покажем, что мы из Кронштадта…
...В суровое море уходит “Варяг”,
Чье имя в легендах воспето.
Гвардейский на гафеле
плещется флаг,
Застыли на старте ракеты


другой взгляд на подвиг варяга
роман 04.12.2007 12:27:21

1. Крейсер «Варяг» - лучший в мире крейсер. Стоит уточнить. Его боевой коэффициент был равен 14 баллам, тогда как японский крейсер «Азама» имел 55 баллов. Можно говорить о самом скоростном крейсере, так как «Варяг» достигал скорости до 24 узлов, в сравнении с 20 узлами у крейсеров противника.
2. Энциклопедия утверждает, что «Варяг» значительно повредил и вывел из строя броненосный крейсер «Азама», имевший защитную броню толщиной 6 дюймов. Дело в том, что «Варяг» имел самые крупные пушки в 6 дюймов, но снаряд подобного калибра не мог пробить броневые листы - это под силу только 8-дюймовому орудию, которое имелось на канонерской лодке «Кореец».
3. Как утверждает А. Сергеев (автор романа «Варяг»), использовавший при написании книги исторические источники, «Варяг» совершил 1000 выстрелов из всех видов орудий, но «достать» противника он не мог, так как его начал обстреливать крейсер «Азама» из четырех 8-дюймовых орудий, дальность поражения у которых превышает 6-дюймовую артиллерию. В результате все снаряды «Варяга» утонули, не достав ни один из кораблей противника.
4. В энциклопедии говорится о том, что починить корабли (множественное число) быстро не удалось, но канонерская лодка «Кореец» имела единственное отверстие от снаряда, который прошел навылет, на корабле не было ни одного раненого, не говоря уже об убитых. Таким образом, канонерскую лодку по приказу капитана Руднева взорвали в полной исправности и боевой готовности, с полным боезапасом, так как за время боя «Кореец» произвел 49 выстрелов и при этом потопил миноносец, разбил два головных крейсера «Азама» и «Такачихо». Именно этот факт заставил японскую эскадру прекратить преследование русских кораблей, когда разбитый «Варяг» начал отходить в порт, а «Кореец» в это время только ввязался в бой с японской эскадрой и нанес ей тяжелый урон. К слову, боевой коэффициент «Корейца» - 0,05 балла!
5. Энциклопедия даже не называет имени капитана «Корейца», им был Беляев Григорий Павлович. Жаль, но сведений об этом великом морском командире, который выдержал два боя с японской эскадрой, нанес ощутимый урон неприятелю и не допустил ни одного раненого на корабле, сохранив канонерскую лодку в полной боевой готовности,- в энциклопедиях нет, так наша Родина помнит своих истинных героев.
События разворачивались следующим образом: 26 января 1904 года «Кореец» был зажат между четырьмя миноносцами, в него было пущено 3 торпеды, от которых он ушел. После этого удачным маневром Беляев загнал миноносец «Цубаме» на мель, остановил двумя предупредительными выстрелами «Такачихо» и пошел на таран миноносца «Хато», от которого тот отказался, повернув назад. Капитан Руднев строго осудил действия Беляева, спасшего команду и корабль, преподав урок японцам.
27 января 1904 года «Варяг» выдвинулся вперед, так как был очень быстроходным. «Кореец» тянулся сзади (при максимальной скорости 10 узлов против 24 «Варяга»). Однако крейсер всякий раз останавливался, поджидая своего отставшего напарника. Именно из-за очередной остановки «Варяг» превратился в мишень для дальнобойных орудий «Азамы». Открыв ответный огонь, русский крейсер надеялся не сразить врага, а не подпустить его к себе на близкое расстояние. На «Корейце» заранее (еще в порту) были срублены все деревянные надстройки и мачты, чтобы не вызвать пожар; к тому же и прицел ведут на мачту корабля.
Когда через 25 минут боя «Варяг» повернул назад, потому что он весь был в огне и с поврежденным рулем, «Кореец» начал пристрелку по последнему миноносцу японской эскадры, потопив его двумя выстрелами. После этого началась перестрелка с броненосцем «Азама» (боевой коэффициент которого 55 против 0,05 у «Корейца»). Броненосец был полностью выведен из строя, а завершил бой расстрел крейсера «Такачихо», который также понес серьезные потери. «Кореец» был вынужден прикрывать отход «Варяга», а японская эскадра не рискнула преследовать храбреца.
«Кореец» был взорван, а «Варяг» потоплен по приказу Руднева. Прошло 94 года, и все поют о подвиге «Варяга», но никто не знает, что этот подвиг совершил другой корабль и другой капитан. Это канонерская лодка «Кореец» дала бой 14 кораблям противника и дважды выиграла бой. Это капитан Беляев сохранил людей, корабль и нанёс значительный урон японской эскадре.
И еще: Руднев в своих мемуарах даже не упомянул, что он был командиром «Варяга», но красочно описал, как мичманом плавал вокруг света на крейсере «Африка»,- это очень точно оценивает «подвиг» «Варяга», когда командир вывел людей на смерть, а не на бой.
Так как «Кореец» вынужден был стать участником этого боя, а его судьба целиком зависела не от капитана Беляева, а от Руднева, то итог коснулся и его: корабль был потоплен вместе с «Варягом». Таким образом, для канонерской лодки стал роком не враг, а безвольный командир «Варяга» Руднев, который постарался поскорее забыть свой позор, но умудрился войти в историю как герой.
Из книги "От нумерологии к цифровому анализу" А.Ф. Александрова.


ПОСЛЕДНИЙ ПАРАД, ИЛИ СОРОК ПЯТЬ МИНУТ БЕССМЕРТИЯ
роман 04.12.2007 01:03:38

Сайт: газета "Россiя"

ПОСЛЕДНИЙ ПАРАД, ИЛИ СОРОК ПЯТЬ МИНУТ БЕССМЕРТИЯ
Сто лет - большой срок. Во всяком случае, достаточный для того, чтобы определить границы забвения для события, явления или человека. Прошел ровно век с начала Русско-японской войны, и мало уже кто толком помнит о ее причинах, событиях и участниках. Но песню о "Варяге" в России помнят и поют до сих пор и, надеюсь, будут петь и дальше. Это песня-памятник. Памятник, который нельзя ни свалить, ни разбить. Наверное, сто лет назад произошло у корейского берега нечто такое, что легло кирпичиком в здание нашего национального самосознания. Сто лет назад крейсер 1-го класса "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" приняли свой последний бой в корейской бухте Чемульпо.
Итак, 1904 год, заря ХХ века. 27 января по старому стилю и 9 февраля по новому. Днем раньше Япония начала войну с Россией, нанеся внезапный удар по нашим кораблям на рейде Порт-Артура. Причины и движущие силы Русско-японской войны - отдельная тема. Применительно к тому, что совершили моряки "Варяга" и "Корейца", это не имеет особого значения. Находясь в нейтральном корейском порту Чемульпо, они, имея очень неясную и противоречивую информацию о происходящем, должны были действовать сообразно с обстановкой и своим понятием о долге и чести.
И тут, наверное, стоит сказать, что 1904 год, хотя хронологически и является ХХ веком, был все-таки еще продолжением века XIX и в смысле человеческой психологии, и в смысле традиций. И если японцы, напав без объявления войны, шокировали весь цивилизованный мир, то в остальном, желая в этот цивилизованный мир войти, они соблюдали нормы и правила ведения войны, закрепленные в международных соглашениях. Японская эскадра в составе 14 кораблей (6 крейсеров и 8 миноносцев) под командованием адмирала Уриу блокировала выходы из порта Чемульпо. (Сейчас этот город называется Инчхон). Ему нужно было очистить порт от вражеских кораблей, чтобы обеспечить высадку там 1-й армии генерала Куроки.
Памятуя о том, что порт нейтрален, что в нем, кроме "Варяга" и "Корейца", стоят еще английские, французские, немецкие и итальянские военные корабли, японцы решили не устраивать там погрома. Командиру "Варяга" капитану 1-го ранга Всеволоду Федоровичу Рудневу (капитан "Корейца" Беляев находился в его подчинении) было предложено сдаться или выйти для боя в открытое море в указанный срок. Ультиматум, впрочем, не был простой формальностью. Крейсер 1-го класса "Варяг" был одним из новейших в нашем флоте (построен в 1899 году), с очень высокими мореходными качествами, мощной машиной. Сам по себе он мог хотя бы попытаться прорваться из Чемульпо, и с достаточно большими шансами на успех. Но этого не могла сделать канонерская лодка "Кореец". Это была плавучая батарея, тихоходная, старая, но с двумя мощными 8-дюймовыми орудиями. Судя по всему, эти два корабля и были сведены вместе именно из соображений сочетания мощности огня и скорости хода. Но как бы там ни было, а бросить Беляева Руднев не мог.
Тут еще раз стоит повторить, что 1904 год - это все-таки еще XIX век. Понятия чести, долга, товарищества сидят даже не в мозгу, в костях всякого нормального русского офицера. Слова Суворова "Сам погибай, а товарища выручай" - это не крылатая фраза, а прямое руководство к действию. На этом воспитаны и Руднев, и Беляев, их офицеры и матросы. Это знал и адмирал Уриу, потому что сам был воспитан точно так же. И еще он очень хотел преподнести два русских корабля в подарок своему императору в день его восшествия на престол.
И именно поэтому Всеволод Федорович Руднев оказался перед дилеммой. Ну о том, чтобы сдаться без боя, конечно, и мысли не было ни в кубриках, ни в кают-компаниях. Суть дилеммы, стоявшей перед Рудневым, была в том, чтобы бросить "Корейца" на плен и тем самым потерять честь или обречь на смерть сотни людей и самого себя в чудовищно неравном бою. Ведь в отличие от сухопутного командира, который находится тем дальше от боя и смерти, чем выше его чин, моряки любого ранга равны перед лицом смерти. Поэтому капитан Руднев и обратился к своим матросам: "товарищи".
Остальные варианты выхода из ситуации с точки зрения русского морского офицера были чисто теоретические. Можно было, например, взять на борт "Варяга" команду "Корейца" и попытаться полным ходом прорваться в Порт-Артур. Но и тут шансы были невелики. Бухта Чемульпо тогда имела очень сложный фарватер, изобиловала мелями и подводными камнями, так что дать полный ход было невозможно. А без этого и без тяжелых пушек "Корейца" "Варяг" терял все свои и без того жалкие преимущества. Но что тогда делать с канонеркой? За сдачу противнику боевого корабля по уставу Петра I положена смертная казнь. А затопить канонерку без боя... Это утрата чести. Для русских моряков это было страшнее смерти. Ибо в жизни и смерти человека волен Бог, а честью своей распоряжается он сам...
Так что наши моряки сделали единственно возможный для них выбор. Они уходили из акватории Чемульпо навстречу японцам, и иностранные капитаны салютовали им флагами, выстроив свои команды на палубах. Это действительно был последний парад.
На одном из иностранных кораблей играли "Боже, царя храни!". "Варяг" попрощался флажками: "Не поминайте лихом!" Моряки с иностранных кораблей прыгали в воду и пытались вплавь на него перебраться.
Бой был недолгим и длился всего 45 минут. В ходе его наши моряки потопили один японский миноносец и изуродовали два крейсера. Но и японские снаряды избили "Варяга" и "Корейца" до неузнаваемости, 34 человека были убиты, 74 ранены. Вести бой больше не было физической возможности, на наших кораблях были разбиты все орудия. Руднев принял решение топить свои корабли. Русские моряки свято верили, что Андреевский флаг может уйти под воду, но он никогда не будет спущен...
Командование расценило действия Руднева как правильные и героические. После того как наши моряки через нейтральные страны добрались до своих, все офицеры и матросы были награждены. Сам Всеволод Федорович Руднев был назначен с повышением командиром броненосца, а вскоре получил на эполеты адмиральских орлов.
А что касается самого крейсера "Варяг", то японцы сумели поднять его со дна моря, и под именем "Сойа" корабль вошел в состав японского флота. Таким образом, под Андреевским флагом он проходил 5 лет, а под "Хино-мару" - почти 11. В 1916 году наше правительство выкупило корабль у японцев и отправило под старым именем в ремонт в Англию. У самых берегов Шотландии корабль затонул, и только недавно были обнаружены координаты места его успокоения. Понятно, что большевистское правительство интереса к "Варягу" не проявило. Остались имя, и слава, и песня.
Кстати, о песне. Как это ни парадоксально, стихи эти были написаны в Германии немецким поэтом Рудольфом Грейнцем и опубликованы в мюнхенском журнале "Югенд". До мировой войны оставалось целое десятилетие, и в Германии были еще сильны русофильские настроения. Потом поэтесса-любительница Е. Студентская перевела стихотворение на русский язык, а музыкант 12-го Астраханского гренадерского полка А.С. Турищев положил на музыку. Впервые песня была исполнена на торжественном приеме, устроенном императором Николаем II в честь офицеров и матросов "Варяга" и "Корейца".
Песня эта стала действительно народной, и большевики не смоги ее отменить. В 1941 году ее пели, так же как в 1914-м. Кстати, именно в 1914-м она претерпела единственное и в общем-то справедливое изменение. Консул Японии, которая в Первой мировой была уже нашим союзником, очень вежливо попросил изъять из нее 3-й куплет, который звучал так:
Из гавани тихой на бой мы идем
Навстречу грозящей нам смерти
За веру, царя и Россию умрем,
Держись, желторожие черти.
Японцев если и можно назвать "чертями", то только в том смысле, что сражались они как черти. А в остальном никто и никогда так точно и скрупулезно не соблюдал международных законов и правил ведения войны, как японцы в ту войну. Пленным русским офицерам они разрешали носить не только русскую форму, но даже оружие. Они были достойными и благородными противниками


песня о Варяге
роман 04.12.2007 02:04:16

Плещут холодные волны
Бьются о берег морской
Носятся чайки над морем
Крики их полны тоской.

Мечутся белые чайки
Что–то встревожило их
Чу! Прогремели раскаты
Взрывов далеких глухих.

Там среди шумного моря
Вьется Андреевский стяг
Бьется с неравною силой
Гордый красавец Варяг.

Сбита высокая мачта
Броня пробита на нем,
Борется стойко команда
С морем, огнем и врагом.

Мы пред врагом не спустили
Славный Андреевский стяг
Сами взорвали «Корейца»
Нами потоплен Варяг.

Миру всему передайте,
Чайки, печальную весть
В битве врагу не сдалися
Пали за русскую честь.

Плещут холодные волны
Бьются о берег морской
Чайки несутся в Россию
Крики их полны тоской.

/Музыка и слова народные/

Бьется с неравною силой
Гордый красавец «Варяг».
Мы пред врагом не спустили
Славный Андреевский стяг.
Сами взорвали «Корейца»,
Нами потоплен «Варяг».


Памяти крейсера I-го ранга "Варяг"
роман 04.12.2007 04:55:57

Бой при Чемульпо"
(Памяти крейсера I-го ранга "Варяг"
и мореходной канонерской лодки "Кореец").
"Кореец" и "Варяг", полны отваги,
Хотя с врагом их силы неравны,
Вступают в бой, неся на мачтах флаги
Их родины, любезной им страны.
Сам Урио их вызвал в бой кровавый.
Имеет он четырнадцать судов,
Но наши два героя дышут славой,
Вступают в бой, славнейший из боев.
Японец им сигналом предлагает
Без боя сдать отважныя суда:
"Варяг" на дерзость ту не отвечает
И давит гнев в себе не без труда.
Гремит оркестр на крейсере нейтральном,
Несется гимн: "Господь, царя храни!"
Суда идут в порядке идеальном,
Как будто на парад идут они.
Взвился сигнал на вражеской "Асаме",
Суда открыли страшную пальбу;
"Кореец" и "Варяг" стреляют сами,
Не ропщут на тяжелую судьбу,
А борятся за право жить на свете,
За веру, за отчизну, за царя.
Оне - смелы; оне - России дети;
Оне - орлы, короче говоря.
~
Окончен бой. Израненный в сраженьи
Вернулся в гавань доблестный "Варяг",
"Кореец" с ним, испив до дна мученья,
Не посрамив наш славный русский флаг.
Но, чтоб судов, разбитых в битве страшной,
У нас враги не вздумали отнять,
Начальник русский - бравый и отважный -
Решил суда немедленно взорвать.
И вскоре рейд Чемульпскаго залива
И вместе с ним нейтральные суда
Дрожали все от страшной силы взрыва,
И в бухте грозно пенилась вода.
Суда держав нейтральных приютили
Команду с наших взорванных судов,
Оне видали бой и оценили
Любовь к отчизне преданных сынов.
Но и враги немало пострадали,
Немало получили тяжких ран,
А "Такачиху", нам передавали,
У них отнял Великий Океан.
~
Я с гордостью, с любовью и с поклоном
Приветствовать душой и сердцем рад
И восхвалять в порыве восхищенном
Защитников, вернувшихся назад.
Надеюсь, что еще найдутся люди,
Которые поддержат русский флаг,
Как сделали, врагу подставив груди,
Безсмертные "Кореец" и "Варяг".
Игорь Лотарев.
С.-Петербург.
4-го Января 1905 года

Всеволод Фёдорович Руднев

Руднев Всеволод Федорович (19(31).VIII.1855 - 7(20).VII.1913) - русский военный деятель, контрадмирал (1905). Родился в Веневском уезде Тульской губернии в семье морского офицера. Окончил Морское училище в Петербурге (1873) и флотскую стрелковую школу (1876). В 1877 году произведен в мичманы. В 1880-1884 годы совершил кругосветное плавание на крейсере «Африка». Затем занимал различные должности вплоть до командира броненосца береговой обороны. С 1900 года - помощник командира военного порта в Порт-Артуре, с 1903 года командовал крейсером «Варяг». 27 января (9 февраля) 1904 года руководил героическим боем крейсера при Чемульпо против японской эскадры, показав себя храбрым и умелым командиром. Был награжден орденом Георгия 4-й степени и произведен во флигель-адъютанты. В апреле 1904 года назначен командиром броненосца «Андрей Первозванный» и 14-го флотского экипажа в Петербурге. В октябре 1905 года не препятствовал митингу матросов, на котором они выражали недовольство царским манифестом 17 октября. В связи с этим Рудневу было предложено подать в отставку, и 28 ноября 1905 года он был произведен в контр-адмиралы и уволен. В 1908-1912 годы опубликовал в «Русской старине» воспоминания о плавании на «Африке» и ряд статей в «Морском сборнике». Умер в своем имении в с. Никольском Алексинского уезда Тульской губернии.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ - СЛАВЯНЕ. 1969.

Руднев Всеволод Фёдорович , герой русско-японской войны 1904-05, контр-адмирал (1905). Окончил мор. уч-ще (1873) и флотскую стролк. школу (1876). В 1877 произведён в мичманы. В 1880-83 совершил кругосветное плавание на крейсере «Африка». Затем занимал различ. должности на кораблях, был ком-ром броненосца береговой обороны. С 1900 пом. ком-pa воен. порта в Порт-Артуре, с 1903 ком-р крейсера «Варяг». 27 янв. (9 февр.) 1904, в первый день русско-японской войны 1904-05, «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», блокированные в нейтр. кор. порту Чемульпо, вынуждены были по требованию японцев покинуть порт и, отвергнув требование о сдаче, вступили в бой с яиоп. эскадрой. В Чемульпинском морском бою 1904 с превосходящими силами врага Р. действовал решительно, лич. примером воодушевлял экипаж крейсера. Приказал затопить корабль, чтобы не сдать его врагу. После боя через нейтр. порты вернулся в Россию. За мужестве, отвагу н умелые действия в бою награждён орденом св. Георгия 4-й степени и произведён во флигель-адъютанты. С апр. 1904 командовал броненосцем «Андрей Первозванный» п 14-м флотским экипажем в Петербурге. В нояб. 1905 уволен в отставку за то, что не препятствовал матросам в организации митинга, осуждающего царский манифест 17 октября. В 1908-12 опубликовал в «Русской старине» воспоминания о плавании на крейсере «Африка» и ряд статей в «Морском сборнике». В 1956 Р. установлен памятник в Туле.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-и томах, т. 7: Радиоконтроль – Тачанка. 688 с., 1979

Руднев Всеволод Федорович (1855, с. Ятцкое Тульской губ. - 1913, д. Мышенки Тульской губ.) - военный деятель, герой рус.-японской войны 1904 - 1905. Род. в семье потомственного морского офицера. После окончания гимназии прошел полный курс морского уч-ща и флотской стрелковой щколы; в 1877 был произведен в мичманы. В 1880 - 1883 совершил кругосветное плавание на крейсере "Африка", описанное им в мемуарах, изданных в 1909. После службы на различных кораблях в 1900 стал помощником командира военного порта в Порт-Артуре. С 1903 был назначен командиром крейсера. "Варяг". 27 янв. 1904, в первый день рус.-японской войны, отказался сдаться в плен и, выйдя в; Желтое море на крейсере "Варяг", сопровождаемом канонерской лодкой "Кореец", принял бой с японской эскадрой (1 броненосец, 5 мелких крейсеров, 8 миноносцев) вблизи корейского порта Чемульпо. В неравном часовом бою Руднев, несмотря на тяжелое ранение, потопил японский миноносец и повредил 2 крейсера, после чего "Варяг", получив ряд пробоин, возвратился в Чемульпо, где был затоплен, а "Кореец" взорван, чтобы не достались противнику. После этого Р. через нейтральные порты вернулся в Россию. За умелое командование и проявленное мужество был награжден Георгиевским орденом и произведен во флигель-адъютанты. С апр. 1904 командовал броненосцем "Андрей Первозванный" и 14-м флотским экипажем в Петербурге. В ноябре 1905 был отправлен в отставку с производством в чин контрадмирала за то, что не воспрепятствовал матросам в организации митинга, осуждавшего царский Манифест 17 октября.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997.

Сочинения:

Литература:

Мельников P.M. Крейсер "Варяг".Л.,1983;

Руднев Н.В. Командир легендарного крейсера. Тула, 1960.

Руднев Всеволод Федорович- (19 (31) августа 1855, Динамюнде, Рижская губерния - 7 (20) июля 1913, Мышенки, Тульская губерния) - герой русско-японской войны, контр-адмирал (1905) Российского Императорского Флота, командир знаменитого крейсера «Варяг», под его командованием принявшего неравный бой у Чемульпо. В 1907 году Руднев был награждён японским орденом Восходящего солнца - в знак признания героизма русских моряков, став одним из первых европейцев и первым русским, получившим этот орден. Подвигу моряков «Варяга» посвящены известные песни «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»» и «Плещут холодные волны».

15 сентября 1872 года Всеволод Руднев поступил Морское училище в Петербурге (в то время в Российской империи было только одно учебное заведение по подготовке офицеров ВМФ - Морское училище, бывший Морской кадетский корпус). В училище он содержался и обучался за счёт государства, в память боевых заслуг его отца (на что было указание управляющего Морским министерством).

На действительную службу Руднев поступил 1 мая 1873 года, во время учёбы в училище. В 1873-1875 годы был в учебных плаваниях по Балтийскому морю (в летнее время). 16 октября 1875 года получил звание старшего унтер-офицера.

Весной 1876 года сдал выпускные экзамены на отлично и получил Нахимовскую премию. 1 мая этого года получил воинское звание «гардемарин» (с 1860 по 1882 годы звание гардемарина существовало как строевое, тогда как в остальное время гардемаринами называли воспитанников военно-морских учебных заведений).

Руднев был назначен на учебный фрегат «Петропавловск» матросом. С 18 мая 1876 года по 25 августа 1877 года - в заграничном учебном плавании. Это был первый дальний поход Всеволода Руднева. Кроме обязанностей матроса, он нёс офицерскую вахту, на практике обучаясь ремеслу моряка.

Руднев был хорошо аттестован командиром учебного фрегата и 30 августа 1877 года получил чин мичмана. С сентября 1877 года Руднев находился на годичных курсах во флотской стрелковой роте (туда отправляли наиболее перспективных молодых офицеров).16 апреля 1880 года мичман Руднев служил на крейсере «Африка» (туда он был назначен приказом главного командира Кронштадтского порта). Командиром крейсера был капитан 1-го ранга Е. И. Алексеев. Крейсер прибыл на Дальний Восток, а затем совершил кругосветное путешествие. 6 октября 1880 года Руднев стал командиром 7-й роты на крейсере. 1 января 1882 года ему присвоили звание лейтенанта. Впоследствии Руднев написал об этом непростом походе книгу - «Кругосветное плавание крейсера „Африка“ в 1880-1883 годах».
После возвращения из кругосветного путешествия Руднев продолжал плавать по Балтийскому морю (1884-1887), а в 1886 году участвовал в заграничном плавании. В 1888 году Российский флот получил первый паровой военный транспорт «Пётр Великий». Привести его из Франции, где он был построен для России, в Кронштадт было поручено Рудневу.
В 1888 году Всеволод Фёдорович женился на Марии Николаевне Шван. Отец Марии, капитан 1-го ранга Н. К. Шван был героем обороны Севастополя в Крымской войне.
C 1 августа 1889 года В. Ф. Руднев находился в заграничном плавании на крейсере «Адмирал Корнилов», снова под командованием капитана 1-го ранга Е. И. Алексеева. На «Адмирале Корнилове» Руднев участвовал в манёврах Тихоокеанского флота, стал старшим офицером корабля.
4 декабря 1890 года Руднев вернулся в Кронштадт. В 1891 году он последовательно был командиром миноносца «Котлин», портового парохода «Работник», старшим офицером броненосца «Гангут».
В 1893 году Руднев получил чин капитана 2-го ранга и стал старшим офицером эскадренного броненосца «Император Николай I». Броненосец отправился в Грецию, чтобы присоединиться к группе русских кораблей. Командующий Средиземноморской эскадрой контр-адмирал С. О. Макаров держал на «Императоре Николае I» свой флаг. Около года броненосец провёл в территориальных водах Греции. С 1 января по 9 декабря 1895 года «Император Николай I» находился в кругосветном плавании.
Вернувшись в Кронштадт, Руднев стал командиром броненосца береговой обороны «Адмирал Грейг», а затем был назначен командиром миноносца «Выборг».
В декабре 1897 года Руднев стал командиром канонерской лодки «Гремящий», на которой он совершил своё первое самостоятельное кругосветное плавание. «Гремящий» отправился в плавание 1 марта 1898 года и благополучно возвратился в Россию 15 мая 1899 года. Следует отметить, что канонерская лодка - сравнительно небольшой корабль, кругосветное одиночное плавание на котором представляет определённую трудность.
31 августа 1899 года Руднев был назначен командиром броненосца береговой обороны «Чародейка».
В начале июня 1900 года Российский флот получил эскадренный миноносец «Скат», построенный для России. Руднев привёл его из порта города Эльбинга в Германии в Кронштадт. Поход оказался нелёгким - их преследовала плохая погода, к тому же был неисправен компас. Тем не менее, миноносец под командованием Руднева благополучно достиг берегов родины.

В 1900 году в Порт-Артуре проводились обширные работы по его модернизации: были проведены дноуглубительные работы на внутреннем рейде, перестроен и расширен сухой док, порт был электрифицирован, была укреплена береговая оборона.
В том же 1900-м Руднев становится старшим помощником командира порта в Порт-Артуре. В тов время Порт-Артур был базой 1-й Тихоокеанской эскадры, основы силы Русского флота на Дальнем Востоке. Руднев не был рад своему назначению, но, тем не менее, он взялся за работу с энтузиазмом. В декабре 1901 года Руднев получил звание капитана 1-го ранга.

Крейсер «Варяг»В декабре 1902 года вышел приказ по Морскому министерству, которым Всеволод Фёдорович Руднев был назначен командиром крейсера «Варяг». На «Варяг» Руднев пришёл уже опытным морским офицером, прошедшим службу на семнадцати кораблях и командовавший девятью, будучи участником трёх кругосветных путешествий, одно из которых он проделал в качестве командира судна.
Обстановка на Дальнем Востоке России ухудшалась. Япония форсировала усилия по подготовке к войне. Японцы сумели добиться немалого превосходства в силах над дальневосточной группировкой войск Российской империи.

Накануне войны «Варяг» распоряжением царского наместника на Дальнем Востоке генерал-адъютанта адмирала Е. И. Алексеева был направлен в нейтральный корейский порт Чемульпо (современный Инчхон, рядом с корейской столицей Сеулом), в ктором «Варяг» должен был охранять русскую миссию и нести обязанности старшего стационера на рейде.
26 января (7 февраля) 1904 года японская эскадра остановилась на внешнем рейде залива. На внутреннем рейде были русские - крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», а также иностранные военные корабли.
Утром 27 января (9 февраля) 1904 года Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала С. Уриу, объявлявший о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны. Японцы требовали от русских покинуть рейд до полудня, угрожая в противном случае открыть по ним огонь. Подобные действия в нейтральном порту явились бы нарушением международного права.
В. Ф. Руднев принял решение прорываться из залива. Перед строем офицеров и матросов крейсера он сообщил им об ультиматуме японцев и о своём решении. В частности, он сказал следующее:"Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть - мы не сдадим крейсер и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, не торопясь. Особенно комендоры, помня, что каждый выстрел должен нанести вред неприятию. В случае пожара тушить его без огласки, давая мне знать."
Японская эскадра преградила путь в открытое море. В 11 часов 45 минут с крейсера «Асама», с расстояния 7000 м, раздался первый выстрел из 8-дюймового орудия, а затем вся эскадра противника открыла огонь, в основном по «Варягу». Русские матросы и офицеры вели огонь по врагу, боролись с пробоинами и пожарами под мощным огнём противника. Огнём с «Варяга» были повреждены японские крейсеры «Асама», «Чиода», «Такачихо», и потоплен один миноносец. Согласно японским сведениям, попаданий в японские корабли не было, потерь и повреждений они не имели. «Варяг» вернулся в порт, имея сильный крен на один борт. Машины вышли из строя, порядка 40 % орудий было разбито. Было принято решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, канонерскую лодку взорвать, чтобы они не достались врагу. Решение было незамедлительно исполнено. Раненый в голову и контуженный Руднев последним покинул борт корабля.Моряки «Варяга» и «Корейца» несколькими эшелонами вернулись на родину через нейтральные порты. Дома им устроили достойную встречу. Офицеры и матросы были награждены Георгиевскими крестами IV степени. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев был награждён орденом св. Георгия 4-й степени, получил чин флигель-адъютанта и стал командиром эскадренного броненосца «Андрей Первозванный» (ещё только строившегося в Петербурге).

В ноябре 1905 года Руднев отказался принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа. Последствием этого было увольнение его в отставку с производством в контр-адмиралы.
В 1907 году японский император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил В. Ф. Рудневу орден Восходящего Солнца II степени. Руднев, хотя и принял орден, никогда его не надевал.
Последние годы Всеволод Фёдорович жил в Тульской губернии в своей усадьбе в деревне Мышенки Алексинского уезда (сейчас Заокский район). 7 (20) июля 1913 года В. Ф. Руднев умер (в возрасте 57 лет). Похоронен возле церкви Казанской Богоматери соседнего села Савино Заокского района Тульской области.

Рудневы воспитали троих сыновей - Николая, Георгия и Пантелеймона. В 1916 году Мария Николаевна, вдова Всеволода Фёдоровича, продала имение и переехала в Тулу вместе с двумя младшими детьми. В 1917 году к ним в Тулу приехал жить и старший сын с женой. Позже они переехали к родственникам в Севастополь. Когда гражданская война стала подходить к концу, Мария Николаевна с сыновьями эмигрировала в Югославию. Позже они переехали во Францию.
После окончания Второй мировой войны в 1958 году старший сын Николай Всеволодович вернулся с семьёй на родину, где и прожил до самой смерти в 1963 году. Средний сын Георгий эмигрировал в Венесуэлу. Младший остался жить во Франции.

В 1907 году Руднев был награждён японским орденом Восходящего солнца - в знак признания героизма русских моряков, став одним из первых русских (и вообще европейцев), получившим этот орден.

Биография

Семья

Всеволод Фёдорович Руднев родился 19 (31) августа 1855 года в семье дворян Тульской губернии. Местом его рождения стал город-крепость Динамюнде (ныне Даугавгрива, микрорайон города Риги в Латвии), в котором его отец служил командиром Рижской брандвахты.

Его предки с 1616 года владели небольшим имением у деревни Яцкой Ясенецкого стана Венёвского уезда (ныне Новомосковский район Тульской области). Предком Всеволода Фёдоровича был рядовой матрос Семён Руднев, отличившийся в бою под Азовом и за храбрость получивший по указу Петра Первого офицерский чин.

Отец Всеволода Фёдоровича Фёдор Николаевич Руднев был героем русско-турецкой войны 1828-1829 годов, участвовал в сражениях на Черном, Средиземном и Адриатическом морях, в блокаде Дарданелл и Константинополя. В 1857 году он вышел в отставку с чином капитана 1-го ранга и жил на пенсию с семьей в деревне Яцкой Тульской губернии, в небольшом флигеле.

Мать Всеволода Фёдоровича, Александра Петровна, после смерти мужа в 1864 году переехала с детьми в город Любань Петербургской губернии, где определила сына в местную гимназию.

Учёба и служба

15 сентября 1872 года, успешно выдержав экзамены, В. Ф. Руднев поступил в Петербурге в Морское училище, единственное в то время учебное заведение в России, готовившее офицеров Военно-Морского Флота. По распоряжению управляющего морским министерством Всеволод Руднев в честь боевых заслуг его отца, покойного капитана 1-го ранга Ф. Н. Руднева был принят на казенное обеспечение.

С 1 мая 1873 года В. Ф. Руднев зачисляется на действительную службу. В 1873-1875 годов в летние месяцы ходит в учебные плавания по Балтийскому морю. 1 мая 1876 года его производят в старшие унтер-офицеры. Блестяще выдержав выпускные экзамены и получив Нахимовскую премию, В. Ф. Руднев 1 мая 1876 года был произведен в гардемарины. Молодой моряк получает назначение на учебный фрегат "Петропавловск", и с 18 мая 1876 года по 25 августа 1877 года находится в заграничном учебном плавании. Это был первый дальний поход, во время которого приходилось выполнять обязанности рядового матроса, нести офицерскую вахту, на практике осваивать морское дело.

Командир "Петропавловска" в итоге дает гардемарину отличную аттестацию, и 30 августа 1877 года Всеволод Фёдорович Руднев получает первый офицерский чин мичмана, а в сентябре назначается на годичные курсы во флотскую стрелковую роту, куда направлялись лучшие молодые офицеры.

16 апреля 1880 года приказом главного командира Кронштадтского порта мичман Всеволод Фёдорович Руднев отправляется в новое заграничное плавание. Он назначается на крейсер "Африка", направлявшийся на Дальний Восток, а затем совершивший кругосветное плавание.

6 октября 1880 года Всеволод Фёдорович становится командиром 7-й роты экипажа крейсера, а затем назначается старшим артиллерийским офицером корабля, с производством 1 января 1882 года в лейтенанты. По возвращении из плавания ему была объявлена благодарность и вручен орден. Об этом поучительном и трудном плавании Всеволод Фёдорович рассказал в дальнейшем в своей книге "Кругосветное путешествие крейсера "Африка" в 1880-1883 гг." (Спб., 1909).

В 1884 и 1885 годах В. Ф. Руднев находится в плаваниях по Балтийскому морю, в 1886 году - в заграничном плавании, а в 1887 году - снова на Балтике. В 1888 году Российский флот получил первый паровой военный транспорт «Пётр Великий». Привести его из Франции, где он был построен для России, в Кронштадт было поручено Рудневу.

В этом же году Всеволод Фёдорович Руднев женится на Марии Николаевне Шван, дочери героя обороны Севастополя капитана 1-го ранга Н. К. Швана.

С 1 августа 1889 года он снова отправляется в заграничное плавание на крейсере "Адмирал Корнилов", в январе 1890 года участвует в маневрах Тихоокеанского флота, становится старшим офицером корабля и 4 декабря 1890 года возвращается в Кронштадт. В 1891 году В. Ф. Руднев командует миноносцем "Котлин", портовым пароходом "Работник", а затем назначается старшим офицером броненосца "Гап-гут".

28 марта 1893 года В. Ф. Руднев получает чин капитана 2-го ранга, а в декабре назначается старшим офицером эскадренного броненосца "Император Николай I", который шёл на соединение с отрядом русских кораблей в Грецию. На броненосце "Император Николай I" держал свой флаг контр-адмирал С. О. Макаров, командовавший Средиземноморской эскадрой. После года пребывания в водах Греции броненосец уходит в кругосветное плавание (с 1 января по 9 декабря 1895 года). По завершении кругосветного плавания В. Ф. Руднев прибывает в Кронштадт, где назначается командиром броненосца береговой обороны "Адмирал Грейг", а позже - миноносца "Выборг".

В декабре 1897 года В. Ф. Руднев назначается командиром канонерской лодки "Гремящий", которая 1 марта 1898 года уходит в кругосветное плавание, длившееся по 15 мая 1899 года. Это было первое самостоятельное кругосветное плавание Руднева на сравнительно небольшом корабле, и он провел его успешно. 31 августа 1899 года В. Ф. Руднев назначается командиром броненосца береговой обороны "Чародейка". В начале июня 1900 года он принял в городе Эльбипге (Германия) построенный для России эскадренный миноносец "Скат" и, несмотря на плохую погоду и неисправность компаса, благополучно привел его в Кронштадт.

В 1900 году В. Ф. Руднев становится старшим помощником командира порта в Порт - Артуре, где размещалась база 1-й Тихоокеанской эскадры, составлявшей основные силы Русского флота на Дальнем Востоке. И хотя назначение не пришлось Рудневу по душе, он энергично включился в работу. При его участии в Порт-Артуре был перестроен и расширен сухой док, проводились дноуглубительные работы на внутреннем рейде, порт был полностью электрифицирован, укреплялась береговая оборона. В декабре 1901 года В. Ф. Руднев был произведен в капитаны 1-го ранга.

Весной 1902 года во время холерной эпидемии Руднев, как член городской санитарной комиссии и санитарный попечитель участка морского ведомства, принимает энергичные меры, в результате которых эпидемия была быстро ликвидирована. С июля 1902 года Руднев по совместительству исполняет обязанности помощника директора лоции и маяков Желтого моря и активно участвует в гидрографических исследованиях, в результате которых были внесены поправки в лоцию и карты.

Командир крейсера "Варяг"

В декабре 1902 года приказом по морскому министерству В. Ф. Руднев был назначен командиром крейсера "Варяг" . К этому времени он приобрел большой опыт морской службы, проходил ее в общей сложности на семнадцати кораблях, из которых командовал девятью, бывал в кругосветных плаваниях и дальних походах.

крейсер "Варяг" по тем временам считался одним из лучших кораблей русского флота. Вместе с тем крейсер "Варяг" имел ряд серьезных недостатков. По существу, это был экспериментальный корабль с рядом непроверенных технических новшеств. Построенный на американском заводе фирмы "В. Крамп и К°" в Филадельфии по заказу русского адмиралтейства, он в 1899 году был спущен на воду, в 1901 году вошел в строй русского флота и прибыл в Кронштадт.

25 февраля 1902 года "Варяг" вошел в состав Порт-Артурской эскадры. В. Ф. Руднев вступил в командование крейсером 1 марта 1903 года.

В декабре 1903 г. крейсер «Варяг» по приказу царского наместника на Дальнем Востоке генерал-адмирала Е. И. Алексеева был направлен из базы русского флота в Порт-Артуре в нейтральный корейский порт Чемульпо для охраны русской дипломатической миссии в столице Кореи Сеуле и выполнения обязанностей старшего стационера на рейде. В подчинение В. Ф. Руднева также поступил другой русский корабль – канонерская лодка «Кореец».

Последний бой "Варяга"

26 января 1904 года японская эскадра из шести крейсеров и восьми миноносцев подошла к заливу Чемульпо и остановилась на внешнем рейде. На внутреннем рейде в это время находились русские корабли - крейсер "Варяг", мореходная канонерская лодка "Кореец" и товарно-пассажирский пароход "Сунгари", а также иностранные военные корабли - английский крейсер Talbot, французский Pascal, итальянский Elba и американская канонерская лодка Vicksburg.

Рано утром 27 января (9 февраля) 1904 года, в первый день Русско-японской войны 1904-1905 годов, Крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», были блокированы японской эскадрой на нейтральном рейде в порту Чемульпо.

Контр-адмирал Уриу направил командирам находившихся в Чемульпо военных кораблей нейтральных стран послания с просьбой покинуть рейд в связи с возможными действиями против «Варяга» и «Корейца». В. Ф. Руднев принимает решение прорываться из залива. Он объявил экипажу, что Япония начала военные действия против России: "Безусловно, - сказал он, - мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никакого вопроса о сдаче не может быть. Мы не сдадим ни кораблей, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте свои обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю..." В ответ прогремело дружное троекратное "Ура!", все заняли свои боевые места.

В неравном бою на рейде Чемульпо с превосходящими силами врага командир «Варяга» действовал решительно, личным примером воодушевлял экипаж крейсера. Под ураганным огнем противника матросы и офицеры, проявляя чудеса храбрости, вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. В. Ф. Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем.

Русским морякам удалось потопить японский миноносец и повредить три крейсера. «Варяг», получив ряд пробоин, возвратился к якорной стоянке в Чемульпо чтобы сделать необходимый ремонт и снова идти на прорыв. Но оценив подавляющее превосходство противника и полученные крейсером повреждения В. Ф. Руднев отдает приказ затопить «Варяг» и взорвать «Кореец», чтобы они не достались врагу. Командир "Варяга" В. Ф. Руднев последним покинул борт своего корабля.

Моряки «Варяга» и «Корейца» несколькими эшелонами вернулись на родину через нейтральные порты. Дома им устроили достойную встречу. Командир корабля и офицеры были награждены орденом св. Георгия 4-й степени, нижние чины - Георгиевскими крестами IV степени. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев, помимо ордена, получил чин флигель-адъютанта.

Окончание службы и последние годы жизни

10 июня 1904 года В. Ф. Руднев был назначен командиром 14-го флотского экипажа и строившегося в Петербурге эскадренного броненосца "Андрей Первозванный".

В ноябре 1905 года Руднев отказался принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа. Последствием этого было увольнение его в отставку с производством в контр-адмиралы.

В 1907 году японский император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил В. Ф. Рудневу орден Восходящего солнца II степени. Руднев, хотя и принял орден, никогда его не надевал.

Последние годы Всеволод Фёдорович жил в Тульской губернии в своей усадьбе в деревне Мышенки Алексинского уезда (сейчас Заокский район).

7 (20) июля 1913 года В. Ф. Руднев умер (в возрасте 57 лет). Похоронен возле церкви Казанской Богоматери соседнего села Савино Заокского района Тульской области.

Дальнейшая судьба семьи Руднева

Рудневы воспитали троих сыновей - Николая, Георгия и Пантелеймона. В 1916 году Мария Николаевна, вдова Всеволода Фёдоровича, продала имение и переехала в Тулу вместе с двумя младшими детьми. В 1917 году к ним в Тулу приехал жить и старший сын с женой. Позже они переехали к родственникам в Севастополь. Когда гражданская война стала подходить к концу, Мария Николаевна с сыновьями эмигрировала в Югославию. Позже они переехали во Францию.

После окончания Второй мировой войны в 1958 году старший сын Николай Всеволодович вернулся с семьёй на родину, где и прожил до самой смерти в 1963 году. Средний сын Георгий эмигрировал в Венесуэлу. Младший остался жить во Франции.

Николай Всеволодович передал в областной краеведческий музей значительную часть личных вещей своего отца, которые затем были переданы в музей В. Ф. Руднева в селе Савино.

Руднев и филателия

Всеволод Фёдорович Руднев был крупным филателистом. Он занялся филателией ещё в 1870-е годы в Петербурге. Отправляясь в 1880 году в кругосветное путешествие на крейсере «Африка», он использовал любую возможность для приобретения марок. В. Ф. Руднев собрал значительную коллекцию, содержавшую немало редкостей, в том числе «Голубой Маврикий». К сожалению, дальнейшая судьба его коллекции не известна. По одной версии, она погибла в 1904 году, когда был затоплен «Варяг», по другой - часть её была завещана Севастопольскому военно-морскому музею. Есть факты, что сын адмирала Н. В. Руднев, сам филателист, унаследовал коллекцию отца.

В Советском Союзе и России выходили следующие филателистические материалы памяти знаменитого контр-адмирала и боевого корабля, которым он командовал:

25 марта 1958 года в СССР была выпущена почтовая марка (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 2135), посвящённая В. Ф. Рудневу (художник - И. Дубасов).

22 ноября 1972 года в СССР вышла серия почтовых марок, посвящённая истории отечественного флота. На марку номиналом в 3 копейки художником В. Завьяловым помещено изображение крейсера «Варяг» (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 4182).

7 февраля 2002 года в России был выпущен художественный маркированный конверт из серии «Флот России» с изображением крейсера «Варяг».

Память о Всеволоде Фёдоровиче Рудневе и крейсере «Варяг»

Через 50 лет после подвига у Чемульпо оставшиеся в живых моряки «Варяга» были созваны распоряжением правительства Советского Союза в Москве на торжества по этому случаю. Н. Г. Кузнецов, главком, адмирал флота, вручил пятнадцати героям медали «За отвагу». Позднее ещё 139 ветеранов с «Варяга» и «Корейца» правительство наградило орденами и медалями.

30 сентября 1956 года в Туле был открыт памятник командиру легендарного крейсера «Варяг» В. Ф. Рудневу.

9 февраля 2000 года в деревне Русятино Заокского района Тульской области был открыт музей контр-адмирала В. Ф. Руднева, созданный научными сотрудниками Тульского областного краеведческого музея при содействии Центрального военно-морского музея, а также офицеров облвоенкомата.

К 100-летию подвига крейсера «Варяг» 9 февраля 2004 года в селе Савино в специально построенном здании был открыт новый музей В. Ф. Руднева, филиал ГУК ТО «Объединение „Тульский областной историко-архитектурный и литературный музеи“».

23 февраля 2012 г. Указом губернатора Тульской области от 23 февраля 2012 года № 12 Рудневу Всеволоду Федоровичу за выдающиеся заслуги перед страной, героизм и самоотверженность присвоено почетное звание «Почетный гражданин Тульской области» (посмертно).

В Москве есть улица Адмирала Руднева.

В Липецке есть переулок Руднева.

В Новомосковске Тульской области на ул. Комсомольская есть памятник Рудневу. В День Военно-Морского Флота возлагаются цветы.

Во Владивостоке есть улица Руднева.

В Хабаровске есть улица Руднева.

В Японском море в заливе Петра Великого есть бухта Руднева и одноимённый посёлок на её берегу.

Образ в искусстве и медиа (книги, кино, сериалы, музыка, игры и т.п.)

Подвиг экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» вдохновил создателей нескольких песен. Но известность получили только две. Первая - «Варяг» («Плещут холодные волны…»; музыка Ф. Богородского, стихи Я. Репнинского). Вторая - самая популярная - «Врагу не сдаётся наш гордый „Варяг“» («Наверх, вы, товарищи, все по местам…»; музыка А. С. Турищева, стихи Рудольфа Грейнца в переводе с немецкого Евгении Студенской).

В 1946 году в СССР был снят фильм «Крейсер „Варяг“».

Литература и источники

Труды В. Ф. Руднева

Руднев В. Ф. Бой «Варяга» у Чемульпо 27-го января 1904 года. - СПб.: тип. Т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1907. - 24 с + 2 вкл. л. ил. То же: Репр. воспр. изд. 1907 г. - Тула: Гриф и К, 2003. - 24 с. (Воспоминания написаны от третьего лица и подкрепляются выдержками из различных боевых донесений.)

Руднев В. Ф. Кругосветное плавание крейсера «Африка» в 1880-1883 годах. - СПб.: тип. Т-ва п.ф. «Электро-тип. Н. Я. Стойковой», 1909 [на обл. 1912]. - 169 с.

Словари и энциклопедии

Руднев Всеволод Фёдорович // Сов. ист. энцикл. - М, 1969. - Т.12. - Стб. 243-244.

Руднев Всеволод Фёдорович // БСЭ.- 3-е изд. - М., 1977. - Т.22. - С. 349-350.

Руднев Всеволод Фёдорович // Сов. военная энцикл. - М., 1979. - Т.7. - С. 156.

Руднев Всеволод Фёдорович // Тульский биогр. слов. - Тула, 1996. - Т.2. - С. 145-146. - Библиогр. в конце ст.

Другие источники

Боть В. И. Командир легендарного крейсера: Всеволод Федорович Руднев (1855-1913) // Гордость земли Тульской. - Тула, 1982. - Т. 1. - С. 221-228.

Боть В. И. Наш земляк В. Ф. Руднев // Под сенью Муз. - 1995. - № 8. - С. 3.

Боть В. И. Героический подвиг крейсера «Варяг» // Тульские епархиальные ведомости. - 2004. - № 1. - С. 2.

Надеждин С. Командир легендарного крейсера // Заокский вестник - 2000. - 18, 21, 25 июля; 4, 8, 15, 18, 22 авг.

Руднев Н. В. Командир легендарного крейсера: [Ист.-биогр. очерк о жизни и деятельности контр-адмирала В. Ф. Руднева, командира крейсера «Варяг»]. - Тула: Кн. изд-во, 1960. - 247 с.: ил.

Чернов Ю. И. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев и бой крейсера «Варяг» 27 января 1904 г. // Щит Отечества: Сб. материалов межрегион. военно-ист. конф. «Вооруженные силы России и Тула». - Тула, 1996. - С. 23-26. - Библиогр. в примеч.

Чернов Ю. И. В. Ф. Руднев и подвиг крейсера «Варяг»: (по воспомин. участника боя Д. Я. Белоусова) // Военно-морские силы России и Тульский край: Сб. материалов науч. конф. - Тула, 1997. - С. 37-43.

Шикман А. П. Руднев Всеволод Фёдорович // Деятели отечественной истории:Биогр. слов.-справ. / А. П. Шикман - М, 1997. - Кн. 2. - С. 231-232.

Иванов В. В. К 100-летию Русско-японской войны 1904-1905 гг. Боевые награды российских героев войны 1904-1905 гг.

Публикации, посвящённые увековечиванию памяти «Варяга»

100 лет подвигу «Варяга»: Сенсационные находки подводной экспедиции телеканала «Россия» // Военно-ист. журн.- 2004. - № 4. - С. 44.

Бессмертный «Варяг» / Подгот. С. Макин // Наука и религия. - 2004. - № 3. - С. 26-30: ил.

Большаков В. Не сдается наш гордый «Варяг» // Тул. известия. - 2001. - 3 февр. (О поисковой работе по восстановлению истории рода Рудневых; о В. Ф. Рудневе, о памятнике ему в д. Яцкой Новомосковского р-на, где находилось родовое имение Рудневых.)

Уклеин В. Н. У могилы легендарного командора // От Тулы до Поленова: О зодчестве и зодчих / В. Н. Уклеин. - Тула, 1981. - С.78-80.

Библиография

130 лет со дня рождения (1855-1913) В. Ф. Руднева // Тульский край. Памятные даты на 1985 год: Указ. лит. - Тула, 1985. - С. 22. - Библиогр.: 7 назв.

Боть В. И. 135 лет со дня рождения (1855) В. Ф. Руднева // Тульский край. Памятные даты на 1990 год: Указ. лит. - Тула, 1989. - Библиогр.: с. 33-34.

Боть В. И. 100 лет (1904) героическому подвигу крейсера «Варяг» // Тульский край. Памятные даты на 2004 год. - Тула, 2003. - С.73-78. - Библиогр.: 34 назв.

Попович В. А. Кипящее море под нами: К 100 летию героической гибели крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». // Советская Россия. - 2004. - 15 янв. - С. 12-15

В. Ф. Руднев - контр-адмирал, командир легендарного крейсера «Варяг»: (К 110-летию со дня рождения) // Календарь знаменательных и памятных дат по Тульской области на 1965 год. - Тула, 1965. - С.48-49, фото. - Библиогр.: 7 назв.

Командир крейсера «Варяг», герой Русско-японской войны 1904-1905 годов. Флигель-адъютант императора (1904), контр-адмирал русского флота (1905).

Всеволод Федорович Руднев родился 19 (31) августа 1855 года в семье потомственного офицера флота Федора Николаевича Руднева (ум. 1864). Местом его рождения стал город-крепость Динамюнде (ныне Даугавгрива, микрорайон города Риги в Латвии). Его отец служил командиром Рижской брандвахты до выхода в отставку в чине капитана 1-го ранга в 1857 году.

В 1857-1864 годах В. Ф. Руднев жил с родителями в родовом имении в сельце Яцком Веневского уезда Тульской губернии (ныне в составе городского округа « » ). После смерти отца в 1864 году семья Рудневых переехала в город Санкт-Петербургской губернии.

В 1872-1876 годах В. Ф. Руднев учился в Морском училище (бывшем Морском корпусе) в . Действительную службу на флоте начал в 1873 году, принимал участие в учебных плаваниях по Балтийскому морю. По окончании Морского училища получил чин гардемарина.

В 1876-1877 годах В. Ф. Руднев находился в заграничном учебном плавании на фрегате «Петропавловск», в августе 1877 года был произведен в мичманы. В 1877-1878 годах обучался на годичных курсах во флотской стрелковой роте.

В 1880-1883 годах В. Ф. Руднев служил на крейсере «Африка», на котором совершил первое кругосветное плавание. В январе 1882 года он был произведен в лейтенанты флота.

В 1884-1887 годах В. Ф. Руднев служил на Балтике. В 1888 году ему было поручено привести в из Франции построенный там для паровой военный транспорт «Петр Великий».

В 1889-1890 годах В. Ф. Руднев находился в заграничном плавании на крейсере «Адмирал Корнилов». Он принимал участие в маневрах Тихоокеанского флота, стал старшим офицером корабля.

В 1891-1893 годах В. Ф. Руднев служил в , был командиром миноносца «Котлин», портового парохода «Работник», старшим офицером броненосца «Гангут».

В 1893 году В. Ф. Руднев был произведен в капитаны 2-го ранга и назначен старшим офицером на броненосец «Император ». В 1893-1894 годах на этом корабле держал свой флаг командующий Средиземноморской эскадрой контр-адмирал . «Император » около года провел в территориальных водах Греции, в 1895 году находился в кругосветном плавании.

По возвращении в Кронштадт В. Ф. Руднев стал командиром броненосца береговой обороны «Адмирал Грейг», а затем был назначен командиром миноносца «Выборг».

В декабре 1897 года В. Ф. Руднев стал командиром канонерской лодки «Гремящий», на которой в 1898-1899 годах он совершил свое первое самостоятельное кругосветное плавание.

В 1899-1900 годах В. Ф. Руднев командовал броненосцем береговой обороны «Чародейка», в июне 1900 года привел в построенный в Германии эскадренный миноносец «Скат».

В 1900 году В. Ф. Руднев был назначен старшим помощником командира порта в Порт-Артуре, базе 1-й Тихоокеанской эскадры. В декабре 1901 года он был произведен в капитаны 1-го ранга.

В 1902-1904 годах В. Ф. Руднев командовал крейсером «Варяг». В начале 1904 года корабль находился в нейтральном корейском порту Чемульпо (ныне Инчхон), где охранял русскую миссию и нес обязанности старшего стационера на рейде.

27 января (9 февраля) 1904 года, в первый день Русско-японской войны 1904-1905 годов, «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», были блокированы японской эскадрой в порту Чемульпо. Отвергнув требование о сдаче, В. Ф. Руднев принял решение вступить в бой с кораблями противника. В неравном часовом бою на рейде Чемульпо с превосходящими силами врага командир «Варяга» действовал решительно, личным примером воодушевлял экипаж крейсера. Русским морякам удалось потопить японский миноносец и повредить три крейсера. «Варяг», получив ряд пробоин, возвратился в Чемульпо. В. Ф. Руднев отдал приказ затопить «Варяг» и взорвать «Кореец», чтобы они не достались врагу. Команды обоих кораблей через нейтральные порты вернулись в .

За мужество, отвагу и умелые действия в бою В. Ф. Руднев был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и назначен флигель-адъютантом императора . В апреле 1904 года он стал командиром строившегося эскадренного броненосца «Андрей Первозванный» и 14-го флотского экипажа в .

В ноябре 1905 года В. Ф. Руднев отказался принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа. Последствием этого явилось его увольнение его в отставку с производством в контр-адмиралы.

Последние годы В. Ф. Руднев прожил в своей усадьбе в деревне Алексинского уезда Тульской губернии (ныне ). В 1908-1912 годах он работал над своими воспоминаниями и статьями, которые публиковались в журналах «Русская старина» и «Морской сборник».

В. Ф. Руднев скончался в своей усадьбе 7 (20) июля 1913 года. Он был похоронен на кладбище при Казанской церкви села Савино Алексинского уезда Тульской губернии (ныне в ).