Что такое работоспособность? Работоспособность работоспособный Минимальный уровень работоспособности наблюдается.

Эффективность во многом определяется работоспособностью организма.

Работоспособность — величина функциональных возможностей организма человека, характеризуется количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время.

Физиологи установили, что работоспособность — величина переменная и связано это с изменениями характера протекания физиологических и психических функций в организме. Высокая работо-способность при любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, когда трудовой ритм совпадает с естественной периодичностью суточного ритма физиологических функций организма.

Работоспособность человека в течение рабочей смены характеризуется фазным развитием. Основные фазы работоспо-собности следующие:
  • врабатывание или нарастающая работоспособность , в течение которой происходит перестройка физиологических функций от предшествующего вида деятельности человека к производственной. В зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей эта фаза длится от нескольких минут до 1,5 часов;
  • устойчивая высокая работоспособность , характеризующаяся тем, что в организме человека устанавливается относительная стабильность или даже некоторое снижение напряженности физиологических функций. Это состояние сочетается с высокими тру-довыми показателями (увеличение выработки, уменьшение брака, снижение затрат рабочего времени на выполнение операций, сокращение простоев оборудования, ошибочных действий). В зави-симости от степени тяжести труда фаза устойчивой работоспособности может удерживаться в течение 2-2,5 и более часов;
  • развитие утомления и связанное с этим падение работоспособности , которое длится от нескольких минут до 1-1,5 часов и характеризуется ухудшением функционального состояния организма и показателей его трудовой деятельности.

Динамика работоспособности за смену графически представляет собой кривую, нарастающую в первые часы, проходящую затем на достигнутом высоком уровне и убывающую к обеденному перерыву. Описанные фазы работоспособности повторяются и после перерыва. При этом фаза врабатывания протекает быстрее, а фаза устойчивой работоспособности ниже по уровню и менее длительная, чем до обеденного перерыва. Во второй половине смены снижение работо-способности наступает раньше и развивается сильнее в связи с более глубоким утомлением.

Для динамики работоспособности человека на протяжении суток, недели характерна та же закономерность, что и для работоспособности в течение смены. В различное время суток организм человека по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом работоспособности наивысший ее уровень отмечается в утренние и дневные часы: с 8 до 12 часов первой половины дня и с 14 до 16 часов второй. В вечерние часы работоспо-собность понижается, достигая своего минимума ночью.

В течение недели работоспособность человека не является стабильной величиной, а подвержена определенным изменениям. В первые дни недели работоспособность постепенно увеличивается в связи с постепенным вхождением в работу. Достигая наивысшего уровня на третий день, работоспособность постепенно снижается, резко падая к последнему дню рабочей недели.

Режимы труда и отдыха должны учитывать особенности изменения работоспособности. Если время работы будет совпадать с периодами наивысшей работоспособности, то работник сможет выпол-нить максимум работы при минимальном расходовании энергии и минимальном утомлении.

Утомление — временное состояние органа или целого организма, характеризующееся снижением его работоспособности в результате длительной или чрезмерной нагрузки.

Утомление представляет собой обратимое физиологическое состояние. Если работоспособность не восстанавливается к началу следующего периода работы, утомление может переходить в переутомление — более стойкое снижение работоспособности, которое может привести к снижению иммунитета и развитию различных заболеваний. Утомление и переутомление могут быть причиной повышенного травматизма на производстве.

Работоспособность человека - это способность поддержания организма в оптимальном рабочем состоянии для максимизации вносимого вклада в результат рабочей системы благодаря физическому или информационному труду. Этот вклад отдельного работника в общий результат группы согласовывается при этом с требованиями к работоспособности, которые направляют эту группу и окружение, например, семью на его достижение.

Требования к работоспособности человека имеют не только временное и количественное измерение; они охватывают также и блага поставленных результатов. При этом требования к работоспособности не всегда направлены на человека как часть рабочей системы, а на рабочую систему, в общем, с её биологическими, организаторскими, техническими и социальными компонентами.

Требования к работоспособности противостоят предложению работоспособности рабочего, которое состоит из его работоспособности и готовности к труду.

Работоспособность человека охватывает как максимальную работоспособность в кратком отрезке времени, так и не высокую длительную работоспособность, которой можно располагать на протяжении длительного времени. В общем говоря о работоспособности, речь идет об общем уровне располагаемых индивидуальных предпосылок работоспособности, которые могут быть применены для реализации требований к работоспособности. Работоспособность не является постоянной величиной. Она определяется многочисленными условиями, которые изменяются с течением времени, и могут взаимодействовать между собой. Сюда причисляют, например, конституцию тела, пол, опыт, основные способности, знания и приобретенные навыки.

Работоспособность представляет производительную мощность человека, которой он может располагать. Эта формулировка не описывает в полной мере человеческое предложение работоспособности, поскольку это зависит от того, готов ли человек при данных условиях находится в состоянии применять эти способности полностью или частично. Готовность к труду обозначается как возможность или также готовность реализации этой производительной мощности.

Профессиональная пригодность человека

Профессиональная пригодность человека к проведению работы не постоянная, а переменная величиной, которая указывает, в зависимости от различных факторов влияния, значительное распределение. Это распределение может быть в одном случае интериндивидуальным, т.е. касаться различий между разными людьми; а также речь может идти и об интраиндивидуальном распределении, то есть о распределении признаков профессиональной пригодности одного и того же человека, но только в разные времена.

Принятие во внимание как интериндивидуального, так и интраиндивидуального распределения весьма необходимо при организации рабочих заданий и рабочих процессов. Только в редких случаях, когда, например, проводятся мероприятия по организации труда для приблизительно одинаковых групп лиц, организатор труда может ориентироваться на средние значения. В иных случаях он должен учитывать распределительные области по признакам профессиональной пригодности или личностным признакам.

Целый ряд признаков профессиональной пригодности зависит друг от друга, так, например, размер тела и длина рук, профессиональный опыт и возраст, как и силы тела и пол. Эти зависимости могут служить для того, чтобы уменьшить разброс различий работоспособности вследствие индивидуальных различий и, соответственно, изменений в признаках профессиональной пригодности. Так, например, малая сноровка может быть компенсирована большим рабочим опытом.

Отдача от работоспособности человека зависит от работоспособности и готовности к труду. Работоспособность человека изменяется помимо прочего посредством упражнений и утомления. Тут же существуют автономные, то есть, не подчиняющиеся воле, механизмы регулирования, которые регулярно на протяжении дня переключают функцию тела из «рабочей фазы» в «фазу отдыха» и наоборот. Благодаря этим различным проявлениям человеку становиться возможным по его воле или несознательно приспосабливаться к различным ситуациям, добиваться результатов по возможности более экономно и защищать себя от перегрузок.

Многие функции органов человека изменяются на протяжении дня, и эти изменения повторяются периодически в ритме на протяжении около 24 часов (23 - 26 часов). Сюда причисляют, например, кровяное давление и система кровообращения, температура тела, влажность кожи. Температура тела показывает, например, в первой половине дня, между 8 и 11 часами, её абсолютный максимум и достигает своего относительного минимума между 13 и 15 часами, а абсолютного минимума - на протяжении ночи, между 1 и 4 часами. Этот врождённый дневной ритм синхронизируется на 24-часовой ритм благодаря влиянию окружающей среды.

Для такой синхронизации очень важными на ряду со сменой света и темноты являются, прежде всего, социальные установки времени такие, как установленное рабочее время, время для принятия пищи, время для возможных контактов между людьми и время для привычного проведения свободного времени. Эти отрезки времени относятся к дневному времени. Если все эти установки времени чередуются, человеческий организм может приспосабливаться к такому сдвигу.

После длительного полёта, например, в США человеку требуется 14 дней, чтобы приспособиться к этому сдвигу времени. Если только некоторые установки времени меняют своё место по отношению к кривой дневного ритма, например, рабочее время при сменной работе, в то время как другие установки времени ритма смены света и темноты, как, например, рабочее время и время отдыха других лиц и членов семьи - останутся прежними, организм не сможет себя перестроить либо будет перестраиваться очень тяжело. Это положение вещей нужно учитывать при организации сменной и ночной работы.

Организация труда должна учитывать процесс биологического дневного ритма. Наряду с кривой физиологической готовности к труду существуют области автоматической работоспособности, доступных воле резервов применения, а также недоступных воле экстренных резервов. Чем больше работающий перемещается из области автоматической работоспособности, которая позволяет ему проведение работы с минимальными затратами, в область допустимых резервов применения, тем выше будет находиться ожидаемая усталость.

Второй существенный компонент готовности к труду - это психологическая готовность к труду, а также и трудовая мотивация. В определённых границах слабая физиологическая готовность к труду может быть заменена соответствующей сильной трудовой мотивацией.

При повторяемом выполнении одинаковых или похожих работ это приводит к повышению работоспособности , которое проявляется в снижении напряженности работников, в уменьшении требуемого для работы времени и в улучшении качества работы. Практика включается, не зависимо от обучения работника.

Упражнение, выполняемое сознательно или по плану, является составной частью процесса обучения. Практика происходит также неосознанно и может быть обозначена как спутник человеческой деятельности. Обучение и упражнения являются не механическими, а жизненными и развивающимися процессами.

Колебания уровния работоспособности человека в условных единицах

Изменения, связанные с течением практики, например, время выполнения, очень сильны в начале обучения и упражнения и со временем постепенно уменьшаются. Выигрыш от практики, как правило, также более высокий, это означает, что кривая практики на графике проходит тем более круче, чем ниже практика, которую человек привносит в свое рабочее задание на основе своей предыдущей деятельности (перенос практики). Производственный опыт и научные исследования показывают, что практический выигрыш в основном зависит от:

  • частоты выполнения деятельности и длительности практики,
  • профессиональной пригодности, которую приносит человек благодаря своим задаткам, способностям, и переноса практики со своей предыдущей деятельности,
  • уровня сложности методов труда и
  • методов практики.

Рядом с «активной практикой» из-за повторяющегося выполнения могут быть введены такие методы практики, как «наблюдательная практика» (наблюдения) и «ментальная практика» повторяемое выполнение в уме рабочего цикла. Комбинация активной и ментальной практики ведет часто к выигрышам от практики.

Достижение определенного времени выполнения, к которому часто прибегают на практике может быть уменьшено тем, что во время практики будут установлены паузы, и что интервалы практик не будут превышать определённой длины. Один раз перед работой появляется, возможно, практический стимул, который слабеет при длительности практики, а после паузы опять достигает определённой высоты. Большое значение имеет отдых во время пауз. Для планомерного обучения с целью как можно более короткого по времени обучения вытекает следующее: общее время практики разделить на отрезки небольшой длительности, которые будут разбавлены перерывами или деятельностями другого вида.

Ученые открыли эликсир молодости. Теперь человек

может сохранять работоспособность до 85 лет.

Спонсор исследований — Пенсионный фонд.

Работоспособность как качество личности – способность много и производительно работать, проявлять постоянную готовность выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне интенсивности в течение определенного времени.

Работоспособный человек – марафонец труда. Работоспособность показывает, кто чего стоит. Далеко не всякий человек способен на длительный, качественный, надежный и эффективный труд Враг утомления, работоспособность проявляется в связке с выносливостью и бодростью. Она является точным показателем психофизиологических ресурсов человека.

В книге «Режим дня» доктор О.Г. Торсунов раскрывает секреты работоспособности. Прежде всего, рассмотрим, как меняется работоспособность в течение суток.

Если работа не начинается рано утром, и Вы более-менее свободно планируете свой день, то в утреннее время лучше всего заниматься умственной деятельностью. Утро - самое лучшее время для того, чтобы что-то изучать. Это также время для решения проблем. Утром голова хорошо соображает, можно быстро все понять, во всем разобраться. В это время человек очень хорошо ориентируется в том, что происходит вокруг. Однако, для занятия разными видами умственной деятельности, соответственно, подходят разные определенные промежутки времени.

С 6 до 7 утра хорошо работает долговременная память, поэтому в это время лучше всего запоминать, заучивать наизусть какой-то материал. Если Вы считаете, что у Вас совсем плохая память, то попробуйте запоминать именно с 6 до 7 утра, и результат может превзойти Ваши ожидания.

С 7 до 8 утра можно просматривать информацию, которую также нужно запомнить, но не слишком глубоко.

С 8 до 9 утра включается логическое мышление, поэтому в это время хорошо изучать то, что требует запоминания и одновременного размышления.

С 9 до 10 утра лучше работать с информационно-статистическими данными.

С 10 до 11 хорошо изучать не очень серьезную литературу, которая не требует сильной концентрации.

С 11 до 12 эффективность интеллектуальной работы довольно сильно снижена, поэтому можно почитать художественную литературу. Через каждые 40-50 минут умственной деятельности нужно отвлечься и сделать легкую разминку на 2-3 минуты или просто расслабиться и посидеть с закрытыми глазами. Иногда в этом случае хорошо помогают дыхательные упражнения, иногда вращение головой, иногда проветривание на свежем воздухе или просто короткий, пятиминутный сон, сидя за столом. Если действовать так, то ум будет работать довольно продуктивно. Тот, кто правильно выбирает время для учебы, получает очень хороший результат. При правильно выбранном для умственной деятельности времени все способствует хорошей концентрации внимания.

Если Вы нуждаетесь в выполнении большого комплекса физических упражнений, то его лучше всего делать с 9 до 11 утра. При этом завтрак должен быть не позже 7 утра.

А в вечернее время можно заниматься умственной деятельностью? Можно, но с сильными умственными нагрузками по вечерам нужно быть осторожнее, так как чрезмерное перенапряжение мозга по вечерам приводит к нарушению сна и развитию хронических заболеваний. Это могут быть, например, такие болезни, как нарушение мозгового кровообращения, пневмония, снижение физического и психического тонуса, аритмия, дисфункция желчевыводящих путей, энтероколит и т. д. Если Вы не успеваете сделать это до 20:30, то лучше всего отложить дальнейшую работу на утреннее время.

Умственно трудясь вечером Вы рискуете потерять работоспособность на весь следующий день. А если Вы еще и нарушите режим сна, и позже ляжете спать, то на следующий день Вы потеряете работоспособность примерно на 50% по сравнению с обычной, даже в случае соблюдения режима дня в остальных моментах. Также возрастает вероятность возникновения стрессов. Поэтому решение самых сложных проблем лучше отложить на утро - «утро вечера мудренее». Однако не делайте утреннее время основным для решения вопросов своего бизнеса. Лучше все-таки этим заниматься днем.

День предназначен для активного труда. С 12 до 18 часов сознание человека нацелено на активную деятельность. Поэтому в это время лучше всего заниматься активным трудом. Это может быть как физический, так и психический труд. После работы желательно сразу принять душ приятной температуры, а затем, при необходимости, покушать, и только после этого заниматься всеми остальными делами.

Работоспособный человек пересиливает желание спать по утрам и смотреть по вечерам дефективные сериалы и политические разборки тенденциозно настроенных, продажных политиканов и журналюг. Потеряв вкус к подобным занятиям, он спит здоровым сном ребенка и просыпается полный сил и энергии. Вывод: дневное время предназначено для выполнения своих обязанностей перед обществом. Кто стремится заниматься выполнением своих обязанностей днем, утром получает необходимое время для духовной практики и образования. Человек непременно станет счастливым, если будет непреклонно следовать ритму жизни, который задает могущественное время.

Деятельность в вечернее время должна осуществляться размеренно, с умиротворением и успокоением. Хорошо читать такую литературу, которая рождает подобные чувства. Можно заниматься чем-то по дому или общаться со своими родственниками, но настроение должно быть именно такое. Если не придерживаться этого правила, тогда наступает перенапряжение мозга, которое заставит работать организм на износ. Солнце садится, Луна активизируется, и ум должен успокаиваться. Вся информация, которая была накоплена в течение дня, сохранится только в том случае, если вечером ум будет спокоен. Когда человек не хочет вечером умиротворения и старается вновь и вновь стимулировать себя к активной умственной деятельности, то его ум начинает постепенно перенапрягаться. Первый признак того, что человек не отдыхает и находится в страсти - у него постепенно нарушается процесс засыпания.

Человек теряет работоспособность, если на сон грядущий смотрит что-нибудь захватывающее по телевизору. А если он засыпает, то ему снятся всякие «космические сны» или «погоня, погоня, погоня в горячей крови». Другой признак таких людей - это желание попить на ночь кофе или хорошо покушать перед сном. После 6 часов вечера какое-то время можно продолжать трудиться, но этот труд не должен носить напряженного характера. Это касается как физического, так и психического труда. Также после 6 вечера не рекомендуется делать очень активную физическую зарядку. Однако упражнения, снимающие психическое напряжение (если делать их плавно), могут способствовать восстановлению сил.

Вывод: соблюдение всех правил труда и отдыха в вечернее время избавляет от болезней, связанных с перенапряжением и нарушением сна, а также настраивает организм и психику на благостный, спокойный ритм.

Петр Ковалев 2013 год

Словарь Ушакова

Педагогический терминологический словарь

Работоспособность

потенциальная возможность человека эффективно выполнять к.-л. деятельность в течение продолжительного времени. Различают Р. умственную и физическую.

Длительная работа неизбежно сопровождается колебаниями Р., обусловленными рядом факторов. Важнейший их них - утомление. Однако возможно сохранить Р. вопреки факторам утомления. И наоборот: Р. может снизиться вопреки отсутствию утомления. Изменения Р. зависят от содержания и характера работы, от внешних условий (объём работы, её сложность, интенсивность, продолжительность), индивидуальных психологических и физиологических особенностей человека (в частности, характера, темперамента, типа нервной системы и др.), от степени интереса человека к данной работе, специфики биологических ритмов жизнедеятельности человека и пр. Изменение уровня Р. описывается с помощью т.н. кривой Р.

Как правило, Р. наиболее эффективна в утренние часы после ночного отдыха, причём наиболее высокий уровень Р. наступает не с самого начала работы, а после определённого периода "врабатывания", когда человек сосредоточивает внимание на трудовой деятельности. Обычно через 3-4 ч (у учащихся несколько раньше) следует спад, обусловленный потребностью в отдыхе и пище (как правило, этот период совпадает с обеденным перерывом, большой переменой в школе). Затем кривая Р. как бы повторяет утренний этап, но на более сниженном уровне. Перед самым концом работы нередко наблюдается подъём. Выделяются типы людей, отличающиеся лучшей Р. в утренние часы ("жаворонки", предпочитающие рано вставать и рано ложиться спать) и в вечерние и даже ночные часы ("совы", любящие утром поспать и поздно ложиться спать).

В соответствии с возрастными возможностями учащихся устанавливается определённая длительность учебных занятий. Наиболее трудные уроки рекомендуется проводить в утренние часы, когда Р. учащихся оптимальна. В течение учебного года вводятся каникулы. Разработаны рекомендации по наилучшей организации режима дня и режима образовательного учреждения, соблюдению требований психогигиены.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 231)

Словарь терминов МЧС

Работоспособность

потенциальная возможность человека выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов индивида. Выделяют три уровня Р.: максимальная, оптимальная и сниженная. В процессе деятельности происходит изменение уровня. Выделены стадии работоспособности: врабатывание; оптимальная работоспособность; утомление (не компенсируемое или компенсируемое); конечный "порыв".

Тезаурус русской деловой лексики

Работоспособность

Syn: деловитость, умелость, трудоспособность

Ant: неработоспособность

Работоспособность

Введение

Успешность выполнения трудовых задач и удовлетворить этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности отдельного человека, которая формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации.

При выполнении конкретной работы работоспособности имеет определенные вполне закономерные колебания. Вначале, когда только человек приступил к работе, работоспособность относительно невысока и постепенно повышается.

Решение основной задачи здоровье сберегающей педагогики и психологии – сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления и исключение переутомления человека в его деятельности.

Исходя из определения работоспособности, это способность человека развивать максимальную энергию и экономно ее расходовать, чтобы выполнять работу качественно и эффективно. Нам предстоит разобраться почему происходит утомление и как повысить работоспособность человека.

1. Определение работоспособности. Уровни работоспособности

Работоспособность – это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества.

Работоспособность определяется комплектом профессиональных, психологических и физиологических качеств субъекта труда. Уровень, степень устойчивости, динамика работоспособности зависят от:

Инженерно-психологических

Гигиенических характеристик

Средств (орудий)

Условий и организации конкретной деятельности

Системы психолого-физиологического прогнозирования

Формирования профессиональной пригодности, т.е. системы отбора и подготовки специалистов.

Работоспособность человека – характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

Уровень работоспособности отражает:

1) потенциальные возможности субъекта выполнять конкретную работу, его личные профессионально ориентированные ресурсы и функциональные резервы

2) мобилизационные возможности личности активизировать эти ресурсы и резервы в необходимый рабочий период

Степень устойчивости работоспособности обусловливается сопротивляемостью организма и личности к воздействию неблагоприятных факторов деятельности, а так же запасом прочности, натренированностью, развитием профессионально значимых качеств субъекта труда.

Как видно из этой схемы, что работоспособность зависит от индивидуальных психофизиологических ресурсов, степени их тренированности или истощенности, а также внешних условий деятельности. по отношению к решаемой задаче выделяют максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.

Оценка степени работоспособности проводится на основе сопоставления текущих показателей исполнения деятельности и психофизиологических функций с фоновыми показателями, полученными, например, в состоянии оперативного покоя.

2. Динамика работоспособности

В течение некоторого времени отмечаются изменения уровня работоспособности, что связано с активацией и истощением ресурсов организма, колебанием активности психических процессов, развитием неблагоприятных функциональных состояний.

Динамика работоспособности имеет несколько стадий:

Стадия врабатывания (нарастающей работоспособности) – отмечается некоторое увеличение продуктивности труда, усиление обменных процессов, деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем, возрастание активности психических процессов; возможна гиперреакция организма, неустойчивость рабочих действий, ухудшение скорости и точности восприятия.

Стадия устойчивой работоспособности – проявляется в наиболее высокой стабильной продуктивности и надежности труда, адекватности функциональных реакций величине рабочей нагрузки, устойчивости психических процессов, оптимальности волевых усилий, чувстве удовлетворенности процессом и результатами труда.

Стадия снижения работоспособности (развивающегося утомления) – в начале характеризуется возникновением чувства усталости, снижениеминтереса к текущей работе, затем нарастает напряженность психических и физиологических функций, увеличиваются волевые усилия для сохранения необходимой продуктивности и качества деятельности. И, наконец, при продолжении работы нарушаются профессиональные параметры деятельности, снижается производительность труда, появляются ошибочные действия, падает мотивация к труду, ухудшается общее самочувствие, настроение.

Иногда в этой стадии может возникнуть либо фаза срыва – полная дискоординация функций организма и отказ от работы, либо фаза конечного порыва – сознательная мобилизация оставшихся психических, физиологических резервов с временным, резким повышением эффективности труда.

Стадия восстановления работоспособности – характеризуется развитием восстановительных процессов в организме, снижением психического напряжения и накоплением функциональных резервов. Различают:

Текущее восстановление – в процессе работы после завершения ее наиболее напряженных этапов

Срочное восстановление непосредственно после окончания всей работы

Отставленное восстановление – на протяжении многих часов после завершения работы

Медико – психологическая реабилитация восстановления после острых и хронических рабочих перенапряжений с применением активных средств воздействия на психические, физиологические и физические функции и качества личности.

3. Утомление

Утомление – временное снижение функциональных возможностей организма, вызванное путем основной длительности или нерациональной работой, выражающиеся в снижении работоспособности.

Умственное утомление – физиологический процесс снижения работоспособности, возникающее в результате выполнения умственной работы, и характеризующейся развитием двух фаз: двигательного беспокойства и иррадированного торможения.

Физическое утомление – физиологический процесс временного снижения работоспособности, связанные с изменением в клетках двигательного центра, возникающие в процессе выполнения мышечной деятельности.

Усталость – субъективное состояние, выражающееся нежеланием продолжать работу, часто имеющее условно-рефлекторную природу.

Биологическая роль утомления чрезвычайно высока:

Защитная функция, т.е. предохраняет организм от истощения при слишком длительном или слишком напряженной работе; повторное утомление, не доводимое до чрезмерной величины, является средством повышения функциональных возможностей организма.

Существует множество способов повышения работоспособности. Важно при этом знать причину снижения работоспособности. Зная физиологические и психические особенности человека, можно грамотно построить процесс деятельности. например, снижение работоспособности в начальной школе возникает в первую очередь в связи с тем, что школьники должны овладеть тремя основными школьными навыками: письма, чтения, длительного неподвижного сидения.

Е детей еще недостаточно развиты мышцы, используемые при письме. Письмо требует от этих мышц значительной работы. Так же положение пальцев во время письма противоречит врожденной координации их движений. Можно применить способ релаксации – расслабление. Проводить физминутку. Также сохранить повышенную работоспособность помогает регламентация продолжительности и рациональное чередование различных видов деятельности.

Заключение

Проанализировав стадии работоспособности, можно сделать следующие выводы. В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности. Выделены основные стадии работоспособности по показателям результативности деятельности: врабатывание, оптимальная работоспособность, утомление, конечный порыв.

При анализе изменений в функционировании обеспечивающих систем прослеживается более тонкая динамика стадий работоспособности: мобилизация, первичная реакция, гиперкомпенсация, субкомпенсация, декомпенсация, срыв деятельности.

В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, степени тренированности, профессиональной подготовки, состояния здоровья продолжительность, чередование и выраженность отдельных стадий динамики работоспособности может варьировать, вплоть до полного выпадения некоторых из них.

Библиографический список

1. Общая психология. Маклаков А.Г., Санкт-Петербург 2003г., 592с.

2. Психология, под ред. Дружинина В.Н., Санкт-Петербург 2000г., 672с.

3. Психология. Словарь. Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г., Москва 1990г., 494с.

4. Психологический словарь, под ред. Неймера Ю.Л., Ростов-на-Дону 2003г., 640с.

5. Психологический словарь, под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г., Москва 1997г., 440с.