Проверка генератора на авто напрямую. Как проверить генератор на машине, не снимая его? Наш обзор

Электрооборудование современного автомобиля представляет собой сложный комплекс приборов и устройств. Питание бортовой сети осуществляется от аккумулятора, а после запуска двигателя — от генератора. Данное устройство в исправном состоянии обеспечивает напряжение в пределах 14 — 14,2 В. Проверка генератора ВАЗ 2107 не только поможет выявить его неисправности, но и избежать выхода из строя аккумуляторной батареи.

При недостаточном напряжении заряд ее становиться неполным, что вызывает падение плотности электролита. При низких температурах такое явление может вызвать замерзание жидкости. Образование кристаллов льда приводит к постепенному разрушению пластин аккумулятора. Для установления параметров выходного напряжения генератор можно прозвонить обычным мультиметром.

Порядок проверки при разных режимах работы двигателя

Для выполнения данной операции понадобится помощник. Последовательность действий по проверке работоспособности генератора:

  1. Цифровой или индикаторный мультиметр устанавливаем в режим измерения постоянного напряжения. Проверяем параметры на клеммах аккумуляторной батареи. Согласно руководству по эксплуатации напряжение должно быть в пределах от 11,9 до 12,6 В возможно чуть меньше с учетом того, что сеть потребляет небольшое количество энергии.
  2. Помощник запускает двигатель и оставляет его работ на оборотах холостого хода, вновь проверяем напряжение. Если оно упадет, это означает что генератор, либо полностью не работает, либо параметры недостаточны для заряда батареи.
  3. Превышение напряжения значения в 14,5 В в течение длительного времени приведет к закипанию электролита в банках.

При выявлении неисправности генератора потребуется проверить диодный мост, электронный регулятор напряжения, обмотки статора и ротора, а также состояние щеточного узла.

Контроль работоспособности компонентов

Для выполнения данной операции необходимо демонтировать устройство с автомобиля и очистить от загрязнений. Порядок проверки следующий:

  1. Мультиметр переводим в режим измерения сопротивления. Положительный щуп устанавливаем на клемму «30», а отрицательный на массу. Близкие к нулю показания свидетельствуют о том, что мост или статор генератора вышли из строя.
  2. Проверка положительных диодов происходит при установке положительного щупа на вывод один из болтов крепления выпрямительного блока, а отрицательный на массу. Нулевые или близкие к ним показания прибора, говорят о том, что диодный мост неисправен.
  3. Для проверки ротора необходимо измерить сопротивление между контактными кольцами. В рабочем состоянии оно должно быть в пределах нескольких Ом. Если сопротивление около нуля, то в обмотке произошло замыкание.

Заметив неполадки в электросистеме автомобиля, водители начинают интересоваться способами, как проверить генератор на машине, не снимая его с борта. И объясняются такие поиски вовсе не ленью владельца. Просто далеко не каждый имеет время, силы и умения для восстановления своей машины.

Однако перед отгоном ее в автосервис человек реально должен представлять себе, что надо отремонтировать, во сколько это обойдется и сколько времени отнимет починка.

Сразу скажем, что без полного демонтажа генератора точный диагноз поставить вряд ли получится. Возможно, только определить в общем: что полетел либо он, либо реле зарядки, а не какой-нибудь другой компонент электрической схемы. Но ведь большинство людей именно такую цель и преследуют, так что предварительная диагностика – это, собственно, то, чего и добиваются. А те, кто любит повозиться с железными потрохами самостоятельно, не поленятся уже полностью демонтировать и подробно изучить.

Как проверить генератор на машине, не снимая его? Есть только один испытанный способ. Зато для прозвона не потребуется ничего, кроме вольтметра (или мультиметра – его в последнее время найти проще).



Признаки генераторных проблем

  • При запущенном движке или постоянно горит, или мигает лампочка, контролирующая заряд аккумулятора.
  • или выкипает;
  • Фары светят тусклее, чем положено;
  • Работа мотора сопровождается дребезжанием или негромким непрерывным писком. Как вариант, генератор может подвывать;
  • С набором оборотов движка яркость фар резко увеличивается. Такое явление считается нормальным при перегазовке на холостом ходу. Однако по достижении фарами нормальной яркости интенсивность меняться больше не должна. Если вы газуете – они горят ярче, отпускаете педаль – они тускнеют, значит, генератор явно нездоров.



Первичная проверка


Не всегда нештатная работа генератора обусловлена глубокими внутренними неполадками. В отдельных случаях достаточно проверить наружные составляющие и устранить их дефекты.
  • Обследуется ремень привода генератора. Контролируется степень натяжения; если обнаружены расслоения, надрывы или трещины, ремень сразу же меняется. В ряде ситуаций более сложных действий не требуется;
  • Проверяется предохранитель – как любой другой он довольно часто выходит из строя;
  • Далее нужно удостовериться, что ротор вращается свободно, провода нигде не зажаты и не перетерты, контакты не отошли, а корпус не треснул;
  • Реле зарядки заменяется новым – это самый простой способ убедиться, что с ним все в порядке. Визуальный осмотр в большинстве случаев полной уверенности в его работоспособности дать не может.
Если простые решения не принесли желаемого результата, значит, проблема в чем-то другом. Заметим, что помимо генератора, аналогичные симптомы могут быть вызваны и другими узлами. Поэтому производится простейшая проверка.



Контрольные замеры


Чтобы при постановке диагноза можно было на них опираться, в первую очередь нужно проверить уровень зарядки аккумуляторной батареи. Щупы мультиметра кидаются на ее клеммы, и проводится замер без включения зажигания. При неактивном двигателе показания должны находиться в районе 12,6 В. Если цифра ниже, аккумулятор подзаряжается до нормы, после чего проводится исследование.
  • Запускается мотор. Измерительный прибор остается подсоединенным к батарее;
  • Вся находящаяся на борту электрика вразнобой пускается в ход: включается печка, зажигаются/гасятся фары, периодически дается больший газ, можно врубить аудиосистему;
  • В процессе описываемых экзекуций снимаются показания. При стабильном удерживании напряжения между 14 и 14,2 В – ваши трудности вызваны не генератором. Если замечены скачки не меньше, чем в 0,5 В (а обычно они достигают и 1 В), вам прямой путь к специалисту, который найдет, что полетело в этом узле;
  • Выйти из строя могут подшипники (как раз они и обеспечивают вой и

"Машина стала плохо заводиться. Перезарядил аккумулятор - день заводилась без проблем. Решение вроде очевидное - купить новый аккум, но механики говорят, чтобы я еще и генератор проверил. Сразу после заводки "приборка" горит тускло, секунды через полторы начинает светить ярко. Вопрос: можно ли как-то проверить работоспособность генератора без его снятия?"

Если аккумулятор неожиданно "умер", причина может быть и в самой батарее. Но ее замене все равно должна предшествовать проверка зарядки. Этого правила, к слову, придерживаются и некоторые продавцы АКБ. И они правы: если причиной выхода из строя прежней батареи был хронический недозаряд или утечка тока, недолго прослужит и новая.

Дедовский метод проверки исправности генератора сбрасыванием клеммы с аккумулятора при заведенном двигателе или чирканьем провода от выводной клеммы генератора по "массе" для современных генераторов чреват выходом из строя диодного моста или регулятора напряжения. Лучше все же прибегнуть к инструментальным замерам.

Самый простой способ проверки зарядки - замерить при помощи вольтметра напряжение на клеммах аккумулятора при работающем двигателе. Нормативное значение и условия проверки лучше узнать в руководстве по эксплуатации или ремонту и обслуживанию конкретной модели, но в большинстве автомобилей при 2000 об/мин оно должно быть на уровне 13,5-14,2 В (при сильно разряженном аккумуляторе может доходить и до 14,5-14,7 В, большее значение будет указывать на неисправность реле-регулятора).

А если напряжение ниже? Искать причину недостаточной или вовсе отсутствующей зарядки в неисправности генератора вроде логично, но проблема может быть вызвана и другими причинами:
- ослаблением натяжения приводного ремня генератора;
- выходом из строя обгонной муфты шкива генератора (если она есть);
- плохими контактами или проблемами с проводкой от генератора к аккумулятору.


Поэтому, чтобы точнее определить источник проблемы, стоит проверить натяжение приводного ремня генератора (при нажатии на середину ремня с усилием 10 кгс он должен прогибаться не более чем на 8-15 мм). Косвенный признак "проскальзывания" ремня помимо характерного звука - недостаточное (12-13 В) напряжение при нагрузке (с включенным кондиционером, фарами и другими мощными потребителями).

Кроме того, следует замерить напряжение на выходах самого генератора (на массу и силовой провод). Если генератор выдает требуемое напряжение, но оно теряется по пути к аккумулятору, причина наверняка кроется в проводке или контактах, если мы исключаем сам аккумулятор. Если же недостаточную зарядку дает сам генератор, в этом случае именно он подлежит ремонту.