Ваз 2109 слабо горит лампа зарядки

Генератор и аккумулятор на ВАЗ 2109 - источники электрической энергии. Аккумуляторная батарея помогает запустить мотор, а также подпитывает потребители электрической энергии при неработающем двигателе. Основной инициатор напряжения в автомобиле - генератор. Он питает все приборы во время работы двигателя и при этом заряжает батарею.

Поэтому в большинстве случаев, если нет зарядки аккумулятора ВАЗ 2109, значит работа тандема генератор - аккумулятор нарушена. Искать причину разрядки нужно либо в самой конструкции генератора, либо на пути от него до АКБ. Иногда причина также в плохом контакте либо чрезмерном износе самого аккумулятора. Исправлять эту проблему необходимо срочно, поскольку силами батареи эксплуатировать автомобиль удастся считанные часы (в зависимости от ёмкости). Нужно выявить неисправность в звене источников тока и устранить её.

Как должен работать исправный генератор?

Чтобы понять, из-за чего аккумулятор не заряжается, необходимо чётко иметь представление, как генератор работает в нормальном режиме. Для начала уясним, что генератор намного важнее аккумулятора. Второй выполняет лишь две функции в автомобиле: запуск системы зажигания и питание электрических потребителей при неработающем моторе.

Поэтому аккумулятор у ВАЗ 2109 карбюратор и ВАЗ 2109 инжектор функционирует больше как вспомогательный источник тока. Он состоит из свинцовых пластин, объединенных в секции. Эти элементы взаимодействуют с электролитом (вода + серная кислота). Таким образом аккумулятор преобразует химическую энергию в электрическую.

Генератор состоит из таких основных элементов.

  1. Статор (неподвижный элемент, набранный из круглых стальных листов).
  2. Обмотка статора (катушки, укладываемые в его пазы).
  3. Ротор (подвижный элемент, вращающийся внутри статора; состоящий из вала с сердечником, на который намотано много слоев медного провода - электромагнит, а сверху установлены 2 шестиполюсных сердечника).
  4. Задняя и передняя крышки.
  5. Щёткодержатель с графитовыми щетками; с 1993 года щёткодержатель для ВАЗ 2109 оборудуется регулятором напряжения.
  6. Контактные кольца.
  7. Выводной контакт напряжения.
  8. Диодный мост.

Почему генератор сам не может запустить двигатель? Из-за принципа его действия.


Чтобы этот источник тока начал вырабатывать электроэнергию, ротору должно быть передано вращательное движение от коленвала. Шкивы коленвала и ротора связаны клинообразным ремнём. Коленчатый вал начинает вращаться, передает крутящий момент на вал ротора, электромагнит создает индукцию, и появляется напряжение. Цепь между батареей и генератором замыкается, и аккумулятор больше не нужен. Дальше генератор сам снабжает энергией все приборы и, самое важное - заряжает батарею.

К щёткодержателю на задней крышке подведен провод от батареи через замок зажигания. Графитовые щётки при помощи пружин постоянно поджимаются к контактным кольцам генератора и обеспечивают хороший контакт. На той же крышке сделан выводной контакт для выдачи напряжения, которое вырабатывает генератор.

Но ток, производимый генератором, подается от обмотки статора на выводной контакт не напрямую, а через диодный мост. Мост играет роль выпрямителя. Он преобразует переменный ток обмотки статора в постоянный, который необходим всем электроприборам «девятки». На щеткодержателе также есть регулятор напряжения, который не допускает выход высокого вольтажа на потребители. Из-за поломки главных составляющих генератора может пропадать зарядка батареи.

Индикаторы плохой зарядки аккумулятора

Когда постоянно разряжается аккумулятор, на это указывают индикаторы на панели приборов.

  1. Светящаяся контрольная лампа на панели приборов.
  2. Низкие показания напряжения на штатном вольтметре.
  3. Тусклый свет осветительных приборов.
  4. Слабое вращение коленчатого вала при пуске стартера.

Самый наглядный индикатор - лампочка на панели приборов со значком аккумулятора. Обратите на неё внимание, сделав одно вращение ключа в замке зажигания. Она должна ярко гореть наравне с другими иконками. Горит, но тусклее остальных? Первый звоночек, что зарядки нет. Заведите мотор. Когда аккумулятор заряженный, иконка должна потухнуть.

Если при работе движка все также тускло горит лампа, аккумулятор точно не получает нужный заряд. Если у вас есть вольтметр на панели приборов, его показания должны быть в пределах 13,5–14 В. Если число на экране ниже, генератор не полностью заряжает батарею.

Слабый заряд ощущается даже при пуске стартера. Коленвал вращается с недостаточной силой и не способен передать нормальный крутящий момент. Также о низком заряде аккумулятора говорит тусклый свет осветительных приборов ВАЗ 2109.


Не всегда можно сразу понять, почему горит лампочка аккумулятора на ВАЗ 2109. Она может гореть ярко либо тускло, постоянно либо периодически. Но в любом случае не стоит оставлять это без внимания, причины могу быть серьезные.

Зачастую все поиски неисправности ведут к разборке бортового генератора, а он способен перестать работать из-за многих факторов. Однако нередко батарея садится из-за банального окисления контактов.

Первый случай - на ВАЗ 2109 горит лампа аккумулятора тускло. Это значит, что напряжение на аккумулятор подается, но его величина недостаточна для заряда. Такое случается из-за ослабевшего ремня бортового генератора. Ремень не должен болтаться. Если нажать на него пальцем, то прогиб не должен превышать 1-1,5 см. Если же он больше, нужно открутить гайку на скобе, подвинуть генератор вокруг оси в сторону мотора. И снова закрутить гайку.

Тускло горит лампочка аккумулятора ВАЗ 2109 также и в случае выхода из строя регулятора напряжения в генераторе . В таком случае генератор не укладывается в рабочий диапазон 13,7-14,3 В, а подает низкое напряжение. Значение 12 В и ниже уже не способно зарядить аккумулятор, так как ток из-за внутреннего сопротивления батареи просто не потечет внутрь. Если же неисправный генератор длительное время подает, напротив, высокое напряжение (15 В и выше), батарея быстро изнашивается, даже может закипеть. Регулятор меняется полностью, и ремонту не подлежит. Для его замены нужно снять и разобрать генератор.

Но бывает так, что аккумулятор не просто не заряжается, а и сам полностью питает сеть автомобиля. Генератор не работает совсем, и на ВАЗ 2109 горит лампа аккумулятора постоянно и ярко. В таком случае заряда аккумулятора хватит на несколько сотен километров, в лучшем варианте стечения обстоятельств. Причиной тому может быть, опять же, нерабочий регулятор напряжения. Впрочем, даже свежий регулятор быстро выходит из строя, если неполадка кроется в выпрямительном блоке генератора.

Работа выпрямительного блока основана на диодном мосту. Диоды довольно легко выходят из строя, так как чувствительны к влиянию параметров сети. Они пропускают ток в одном направлении, а не дают ему пройти в обмотку генератора. Если же диод сгорает, то ток может поступать в обмотку, вызвав тем самым её оплавление, замыкание и так далее. Если проводку замкнуло, то появится характерный запах гари под капотом.

Такое состояние довольно опасно, так как может привести к взрыву аккумулятора. Если же диод не пропускает ток вообще, то генератор работает вхолостую, и батарея не заряжается.

Как проверить диодный мост? Для этого потребуется омметр. Основываясь на свойствах диода, подключаем омметр и следим за показаниями. Прибор подключается дважды, со сменой контактов. В первый раз он должен показать бесконечное значение (диод заперт), второй раз - значение около нескольких сотен Ом (диод открыт). Если это не так, значит, диод перегорел, и его следует заменить. Проверить следует все диоды выпрямительного блока, и, возможно, заменить весь блок сразу.

Часто горит лампочка аккумулятора ВАЗ 2109 из-за обрыва обмотки статора генератора. Или же это может быть также и замыкание обмотки. При последнем варианте часто наблюдается «вой генератора» - машину нужно сразу же заглушить, аккумулятор отсоединить. Проверяется обмотка тем же омметром. Её можно перемотать, либо полностью заменить статор.

Полное отсутствие тока может быть вызвано также отпайкой обмотки возбуждения от контактных колец. От вибраций и нагрузки проволока теряет контакт с кольцом, и генератор работает вхолостую. В то же время сами контактные кольца могут также окислиться, и их нужно будет смочить WD-шкой. Обмотку можно либо припаять обратно, либо полностью заменить ротор. Еще стоит проверить щетки генератора, ведь они изнашиваются со временем в любом случае. И именно износ щеток может отвечать за холостую работу генератора, именно из-за них можно задаться вопросом «почему горит лампочка аккумулятора на ВАЗ 2109?».

Если на панели горит лампочка, и при запуске двигателя слышно грубый шум – скорее всего в генераторе поврежден подшипник. Не следует продолжать эксплуатировать такой генератор без ремонта, иначе вибрации могу полностью убить в остальном исправное устройство. К тому же, вал может полностью заклинить.


Читайте так-же, другие обзоры

Признаки неисправности

Лампа разрядки аккумуляторной батареи на щитке приборов автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099 не гаснет после пуска двигателя и горит на холостых оборотах. При нажатии на педаль «газа» она не гаснет, стрелка вольтметра находится в красной зоне или на ее границе. При измерении отдаваемого напряжения получаются значения меньше 13.6 В.

Причины того, что лампа разряда АКБ не гаснет после пуска двигателя

1. Натяжение ремня привода генератора не соответствует норме. Необходимо отрегулировать натяжение ремня.


2. Неисправен регулятор напряжения генератора.



регулятор напряжения на генераторе 37.3701 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 231099

Возможно короткое замыкание между его положительным («В», «D +») и отрицательным («Ш», «DF ») выводами. Иногда неисправность исчезает после внешней очистки регулятора напряжения. В любом другом случае необходимо его заменить.

3. Неисправен диодный мост. Налицо короткое замыкание («пробит»). Необходимо проверить работоспособность диодного моста и заменить «пробитые» диоды, либо весь мост целиком.


4. Неисправен ротор генератора. Возможно, выводы обмотки возбуждения ротора оторвались от контактных колец, либо присутствует короткое замыкание в этой самой обмотке. Необходимо провести проверку ротора генератора и при обнаружении неисправности либо заменить его новым (при коротком замыкании), либо припаять выводы (при обнаружении отпаянных выводов).

5. Неисправен статор генератора. Возможно, присутствует обрыв или короткое замыкание в обмотке статора или замыкание ее на массу (генератор при этом «воет»). Необходимо провести проверку обмотки статора и если будет выявлено, что она неисправна, меняем статор на новый.