Какой ток идет с генератора на аккумулятор. Блог › Можно ли ставить аккумулятор большей ёмкости чем генератор?! Решение вечного спора! Расшифровка параметров генератора

Данная статья будет по сути началам статей об автозвуке.

Для примера будет использоваться машина ваз 2114.

В интернете, да и в обыденной жизни бытует мнение, что нельзя ставить акб большей ёмкости, т.к. батарея будет не полностью заряжаться. И связывают цифры на акб и генераторе.

Дак вот ребят!

На акб пишут 60а/ч, 75а/ч и тд. А/ч -ампер час! Это цифра значит, сколько часов акб может выдавать ток величиной 1 ампер. Т.е. 60а/ч будет выдавать 60 часов ток величиной 1 ампер, примерно 30 часов ток величиной 2 ампера (почему примерно? потому что эта характеристика не линейная! что это значит? это значит что при токе потребления 60 ампер целый час батарея не продержится). Т.Е получается а/ч на АКБ - это не сколько ампер может выдать АКБ!
Потребление стартера в момент холодного пуска достигает величин свыше 400-500 ампер (опять же, на разных машинах по разному), поэтому если бы АКБ 60 а/ч выдавал 60 ампер, то хер бы вы завели вашу лайбу)

Батареи являются неотъемлемой частью генераторной установки. Многие поставщики услуг генератора сообщают, что наиболее распространенная причина отказа генератора - неисправная батарея. В этой статье будет представлена ​​информация о стилях доступных батарей, подключении батареи, выборе и обслуживании батарей.

Роль батарей Основная роль аккумуляторных батарей аварийного генератора заключается в том, чтобы обеспечить питание стартера стартера с мощностью, когда происходит перебой в электросети. В зависимости от конфигурации системы генераторной системы батареи также могут обеспечивать.

Теперь генератор… На стоковом четырошном генераторе стоят цифры 14в 80а.
Что это значит? Ну 14 в я думаю понятно что выдаваемое напряжение. А вот 80 ампер это максимальный отдаваемый ток при 5000-6000 тысячах оборотов шкива генератора. Переведём на обороты двигателя: передаточное число на двигателях ваз колеблется от 2,04(ваз 2109 карбюратор) до 2,4(ваз 2114 инжектор), т.е грубо говоря к 2500-3000 оборотов двигателя, генератор выходит на свою максимальную токоотдачу.

Когда переключатель автоматической передачи системы обеспечивает питание сети, питание направляется в вентиляционные отверстия и жалюзи. Типы батарей, используемых в системах промышленной электрогенерации. В большинстве генераторных установок используется стандартная свинцово-кислотная батарея. Доступны два типа батарей.

Выбор АКБ по генератору

Обычные - Клетки имеют индивидуальные колпачки для наполнения и тестирования электролита. Существует множество вариантов выбора батареи. При выборе поставщика батареи имейте в виду, что вы получаете то, за что платите. Более качественные батареи используют материалы более высокого качества в строительстве. Это повышает цену для потребителя. Рекомендуется использовать генераторные установки, рекомендованные производителем.

Надеюсь теперь амперы от а/ч вы отличаете.

Ну и самый пирожок статьи.
В авто не используется принцип заряда по току 1/10 от ёмкости акб как в зарядных устройствах.
В генераторе стоит такая нехитрая штучка, как реле регулятор (они бывают и выносные, примером тому - трёх уровневый регулятор - отличная "весчь"). Задача реле регулятора поддерживать в сети напряжение около 14 вольт(зависит от регулятора и состояния его).

Общие размеры батарей коммерческих генераторов. Размер батареи определяется размером генератора и конфигурацией, к которой подключен аккумулятор. Если требуется второй комплект батарей, они подключаются параллельно. Рисунок. Многие вещи способствуют увеличению срока службы батареи. Ниже приведен список, который следует учитывать при покупке и обслуживании батареи.

При надлежащем поддержании нормальной продолжительности жизни батареи качества может быть до трех лет или 32-5 в зависимости от использования, настройки зарядки и применения. Зарядка Чтобы убедиться, что генераторная установка начнется по требованию, батареи должны постоянно поддерживаться и полностью заряжаться. В большинстве систем сегодня установлено установленное зарядное устройство. Для более старых генераторов, у которых нет вариантов зарядки аккумулятора, необходимо использовать портативное зарядное устройство, когда напряжение падает ниже минимального.

Напряжение в сети полностью исправленного авто колеблется от 13,6 до 14,2, в зависимости, какие потребители включены.

ВНИМАНИЕ! тонкости для настоящих мужиков! Реле регулятор управляет током обмотки возбуждения генератора, а управляя возбуждением он регулирует выходное напряжение, которое поступает на двухполупериодный выпрямитель (подкова это, диодный мост) с обмоток статора. Ну выпрямитель свои дела сделал и на выходе генератора в итоге мы получаем постоянное напряжение. Которое идёт к потребителям, в том числе к акб.

Расшифровка параметров генератора

Некоторые варианты оплаты включают. Зарядное устройство установлено, но должно быть активировано вручную, как правило, имеет автоматическое отключение при зарядке аккумулятора. Зарядное устройство, подключенное к электронной системе управления. Несколько генераторных систем могут иметь батареи батарей.

Определите размер батареи. Многие факторы добавляют к размеру батареи. Перед покупкой важно проверить все характеристики аккумулятора. Следующие шаги помогут при покупке. Если имеется аккумулятор, сравните установленную батарею с техническими характеристиками производителя. Просмотрите данные исследований, чтобы обеспечить точность и покупку.

Реле регулятор в душе не знает о существовании акб. Можно сказать грубо: акб сам выбирает себе ток заряда. Когда он высажен глубоко, вольт до 10-11, ток заряда достигает "дохера" ампер (зависит от ёмкости акб и мощности генератора), потом он постепенно падает. Получается что генератору всё равно какой акб заряжать 60 а/ч или 80 а/ч
НО! куда же без подводных камней! Если и 80 и 60 акб высажены в ноль, то для 80 нужен будет больший начальный ток заряда, чем у 60. К тому же 80 акб с нуля будет заряжаться дольше 60, до полной зарядки. И боюсь вашему генератору будет сложно вывозить с нуля 80 акб. Обрадую вас) Вам не придётся заводить машину на полностью высаженном акб, стартер не провернётся, а если машина инжекторная, с "толкача " она не заведётся, не хватит напряжения (тем более если у вас мозги BOSCH, их сложно завести если напряжение упало ближе к 9 вольтам). Единственный вариант - прикуриться. И ещё - на авто АКБ заряжается максимум процентов на 80-90, для 100% зарядки нужно напряжение около 15-16 вольт(опять же в теории). Про использование АКБ придётся отдельную статью написать.
Так же, если вы решили поставить себе акб от камаза на 120 а/ч знайте - если он высадится в 0 и потребует больше 100 ампер для заряда, ваш генератор не вывезет, в самом худшем случае, сгорит (конечно, при долговременной нагрузке).

Как и где купить Многие производители батарей доступны. При выборе поставщика для покупки батареи важно учитывать стоимость и производительность. Способность поставщика поставлять батарею при необходимости. Для того чтобы батарея была квалифицирована как хорошее состояние, она должна соответствовать спецификациям производителя и иметь низкий час.

Батареи используются в ежедневных операциях в магазине. В магазине также есть батарейные тележки, доступные для их использования в больших приложениях. Наш запас батареи заполняет несколько комнат. Остерегайтесь сначала, что измерители Вольта и Ампера являются существенно разными тварями, которые будут использоваться для разных целей.

Ещё момент! Вы заводили машину и на 60 и на 80 акб, допустим, емкость у обоих упала на 5 а/ч. Дак вот время зарядки этих 5 а/ч будет одинаковое, что на 60, что на 80.

Ну вот как то так…

Если вы всё таки решили поставить мощнее акб, для ваз 2114 выбирайте не более 80 а/ч. Зимой будет хорошо заводится машинка, тем более если у вас установлен редукторный стартер.

Прибор, установленный на приборной панели, будет использоваться для контроля напряжения электрической системы во время движения. Автомобильная батарея имеет тенденцию гасить колебания напряжения в системе, как правило, в пределах от 8 до 16 вольт. Таким образом, чтобы получить наилучшее показание счетчика, вам понадобится приборный измеритель вольтметра с диагональю от 8 до 16 вольт, а не от 0 до 20 вольт. Вольтметр - это высокоомное низковольтное устройство, которое может быть подключено непосредственно к батарее.

На практике вы можете подключить заземляющую панель вольтметра к любой удобной точке заземления шасси. Рекомендуется подключить сигнальную сторону вольтметра к цепи, которая переключается с помощью замка зажигания, поэтому она будет отсоединена от батареи при парковке автомобиля. Целесообразно подключить его к выходной стороне переключателя зажигания.

Самое главное: Правильно обслуживайте АКБ!

С генератором и ёмкостью акб разобрались наконец-то. Фуф…

Ещё есть одно заблуждение: нагрузка на проводку повышается. Ну это совсем ребят бред. Подключаем лампочку к 60 акб, и допустим ест она 1 ампер, НА 80 АКБ ОНА БУДЕТ ЕСТЬ ТОЖЕ 1 АМПЕР! Ток по проводам одинаковый потечёт. Единственное если случится КЗ, провода быстрее пыхнут, но на это есть предохранители…

Подключите измеритель напряжения и - клеммы к батарее и - соответственно. Если вы ошибаетесь, счетчик будет подключаться к нулю при включении питания. Когда он исправляется, он читается около средней шкалы, надеюсь, немного выше 12 вольт с работающим двигателем. Когда вы взорвите рог, он опустится чуть ниже. Когда вы запускаете двигатель для запуска, ожидайте, что напряжение аккумулятора заметно снизится.

Расшифровка параметров АКБ

В противном случае вы могли бы подключить измеритель вольт ближе к основному кабелю аккумулятора, чтобы лучше было считывать фактическое состояние зарядки аккумулятора или разрядки. При использовании генератора с внешним регулятором напряжения вы можете подключить вольтметр в точке, где выходной провод динамо подключается к блоку управления. Это будет близко близко к проводу большой батареи, но будет отключен от цепи батареи при парковке. Устранение этого метрического соединения от выключателя зажигания может уменьшить колебания счетчика, вызванные небольшими кратковременными токами, такими как тикающий топливный насос.

НУ и всё собственно, что я хотел сказать, если что-то забыл, то потом дополню.

Какие вопросы возникают у владельца автомобиля в процессе его эксплуатации по работе генератора? Самые разнообразные. Попробуем обобщить их , по сути .

1. Как лучше подобрать генератор по мощности (току) под конкретное бортовое оборудование (мощная аудиоустановка, компьютерная система, светотехника)?

Напряжение разомкнутой цепи для полностью заряженной свинцово-кислотной батареи «12 вольт» составляет 6 вольт. Две 6-вольтовые батареи в серии функционально эквивалентны одной 12-вольтовой батарее. При просмотре вольтметра показание менее 6 вольт указывает либо на разряженную батарею, либо на разрядку. Чтение более 6 вольт указывает на состояние зарядки. Если аккумулятор разрядился, то вольтметр может считывать чуть менее 12 вольт даже при зарядке.

Когда вы впервые включаете зажигание, вы можете отключить все источники света и аксессуары, поэтому единственная подача мощности - для катушки зажигания и топливного насоса. Вы можете увидеть, что вольтметр слегка колеблется с тиканием топливного насоса. Как только карбюраторы заполнены, топливный насос должен прекратить тикать, и в это время оставшийся ток для катушки зажигания составляет около 4 ампер, а вольтметр должен читать чуть более 12 вольт. Если вы включите фары перед запуском двигателя и, возможно, некоторые другие аксессуары, вы увидите, что падение напряжения немного.

2. Какова связь между емкостью АКБ и необходимой токовой отдачей генератора?

3. Как проверить составляющие элементы генератора и определить неисправный элемент ? 4. Как проанализировать энергетический баланс на автомобиле ?

И так по порядку:

Стандартные генераторы, устанавливаемые на серийной продукции

Надеюсь, что батарея не будет находиться в хорошем состоянии. Падение до 11 вольт или менее указывает на несколько разряженную батарею или батарею в плохом состоянии, которая может не содержать полную зарядку или не может обеспечить достаточный ток для проворачивания холодного двигателя.

Выключение света и принадлежностей и запуск двигателя, напряжение должно увеличиваться с выходом генератора. Генератор может не иметь большого количества выходного сигнала на холостом ходу, поэтому напряжение в системе меняет на 12 вольт на холостом ходу. Включение фар может снова привести его чуть ниже 12 вольт. При отсутствии света, увеличение оборотов двигателя должно показывать увеличение напряжения с увеличением выхода динамо. Более высокая частота вращения двигателя не должна приводить к более высоким показаниям напряжения.

, обеспечивают нормальное электропитание бортовой сети с небольшим запасом. Желая облегчить пуск двигателя в зимнее время, многие стараются поставить АКБ максимальной ёмкости, которую можно установить в предусмотренное на авто место. Обычно реально вместо батареи 55 ач , поставить 72 или 75 ач батарею. А для новых батарей и до 80 ач. Что же мы получаем? Всё зависит от состояния электропроводки: если она в хорошем состоянии, потери на контактах минимальны, генератор выдаёт положенный ему ток, причём без просадки напряжения под нагрузкой , то всё будет нормально. Но если машина в возрасте, имеются прослабленные соединители, окисленные массовые контакты, то вместо улучшения можно получить только ухудшение.
Например
: в зимнее время, ночью , в снегопад - посмотрим , что же получается:

Габариты и подсветка номеров, приборов и салона 6х5вт+5х2вт= 40вт
- фары+противотуманки сзади и спереди 2х65вт+2х45вт+2х21вт= 250вт
- вентилятор отопителя на максимальном режиме ток до 18 ампер или 200вт.
- вентилятор радиатора кратковременно (2-3 минуты) примерно 250 вт.
- обогрев заднего стекла порядка 150 вт.
- бензонасос и система управления двигателя порядка 70-100 вт.
- магнитола в среднем режиме громкости

Если напряжение превышает 15 вольт на счетчике, возможно, что-то не так с блоком управления. Если вольтметр остается около 12 вольт с увеличением частоты вращения двигателя, то в цепи зарядки что-то не так. Время проверки функции генератора и блока управления.

Если вы включите фары на высокие лучи, включите вентилятор обогревателя и стеклоочистители, а также опустите ногу на педаль тормоза, чтобы освещать стоп-сигналы, общий токовый ток автомобиля может быть очень близок к выходной мощности генератора. В этом случае вы увидите соразмерное падение напряжения в системе, так что даже при более высокой скорости вращения двигателя вольтметр может вращаться вблизи магического уровня 6 вольт. Когда весь динамо-выход потребляется лампами и аксессуарами, ток зарядки аккумулятора не остается.

100 вт.

Получается суммарно 1100-1200 ватт, это порядка 70-100 ампер, т.е. генератор будет работать на пределе , особенно когда будет включаться вентилятор радиатора. А что сказать насчёт усилителя на 400-1000 ватт, о галогенках по 100 ватт? Тут впору задуматься о втором генераторе.
Конечно, я сгустил краски, и можно немного ограничить потребление, задние противотуманки не включать, печку включить на 2 или 3, ну и вентилятор радиатора работает кратковременно (на это время можно выключать обогрев заднего стекла). Вот в этом случае было бы полезно иметь на панели приборов цифровой вольтметр, подключенный непосредственно к выводам АКБ. Если напряжение на нём начинает снижаться, то есть смысл, что-то отключить. Не забывайте, ведь АКБ тоже потребляет какой-то ток, причём, чем больше батарея отдала при пуске и во время стоянки, тем больше она возьмёт на себя после запуска двигателя, и чем больше её ёмкость, тем больше аппетит. Поэтому меломанам имеет смысл заменить штатный генератор (здесь и далее я размышляю, имея в виду, по умолчанию ВАЗы всех видов и моделей), с паспортным током 80 ампер, на более мощный хотя бы 100-120, а лучше 150 ампер. Но не забывайте о том, что 120 ампер отдачи,- это уже почти 2 лошадиных силы в минус от тяги двигателя. За всё приходится платить!
Владельцам иномарок эти расчёты тоже имеет смысл прикинуть, в идеале взять токоизмерительные клеши DC и посмотреть, что же притекает от генератора на АКБ, и сколько утекает по второму проводу с батареи. Обычно такие замеры никто не делает.
А для расширения кругозора и для осознания реальной картины энергетического баланса очень полезно сделать! Но технически грамотных владельцев, способных понять картину и проанализировав, сделать правильные выводы, еди-ни-цы.(!)
Конечно, прочитав всё вышеизложенное, и прикинув к своему опыту и ощущениям, можно сделать более осмысленные выводы. Стоит ли ставить в фары дешёвые галогенки на 100/110 ватт, и греть оптику фары и контакты реле в МБ, вместо того, чтобы купить дорогие фирменные лампы с хорошей светоотдачей и мощностью 65/50ватт, и иметь даже лучшую освещённость дороги при меньшей мощности. Или поставить более экономичные, но дорогие ксеноновые лампы?
В завершение по первому вопросу, замечание по усилителям и мощной музыке. Устанавливая мощную аудиосистему, помните о том, что она будет съедать средний ток 20-40 ампер (и до 50-80 ампер в пиках мощности) при 400 ваттах мощности. Расчёт прост:

Если батарея полностью заряжена, вы можете продолжать движение в этом состоянии почти на неопределенный срок без проблем. Если батарея по какой-либо причине была списана с самого начала, она может оставаться в этом состоянии на некоторое время, но вы все равно можете продолжать ездить.

Если возможно, вы добавляете больше огней или аксессуаров к транспортному средству, например, огни высокой мощности или современное радиоприемник с высоким выходным усилителем, общая потребляемая мощность может превышать мощность генератора. Когда это произойдет, минимальная избыточная потребляемая мощность будет выведена из батареи. При этом незначительном разряде вы увидите падение напряжения ниже 6 вольт, возможно, до 12 вольт или немного ниже, в зависимости от общей мощности. Если вы продолжите движение с этим условием, батарея в конечном итоге разрядится.

14вольт Х 50 ампер = 700 ватт при КПД=65% (для усилителя это близко к идеалу)

будем иметь полезной мощности около 400 ватт. Конечно, слушать музыку при таком уровне громкости опасно для слуха, но объяснять это бесполезно. Каждый должен наступить на персональные грабли сам! Это оценивают позже, когда на медкомиссии не в состоянии услышать хоть что-то из того, что шепчет «ушник» проверяя слух.

Время, от которого вы можете избавиться, зависит от емкости аккумулятора и количества потребляемого тока от аккумулятора. Если фары начинают тускнуть, вам лучше всего отключить некоторые мощные устройства или искать станцию ​​технического обслуживания, в которой вы можете зарядить батарею. Если измеритель вольтметра опускается ниже 10 вольт, батарея будет довольно низкой при зарядке, и теперь вы можете волноваться, а не после того, как двигатель погибнет из-за отсутствия искры. Если вы намереваетесь делать это регулярно, вы можете подумать о переходе на генератор переменного тока, чтобы увеличить емкость зарядки.

По второму вопросу ответить однозначно невозможно. Для варианта с нормально работающим электрооборудованием и системой зарядки увеличение ёмкости батареи на 15-25% может дать выигрыш в пусковом токе, а может и не дать ничего. Здесь очень важно грамотно подойти к выбору АКБ, можно выбрать батарею даже меньшей ёмкости, но с бО льшим пусковым током. Для полного и исчерпывающего ответа на этот вопрос без решения вопроса о выборе конкретной марки батареи, её технологии и конструкции не обойтись. Вот тут то и оказывается , что мы находимся на распутье: технологий уже несколько, малосурьмянистые, кальций-сурмяные, кальций-кальциевые, с диоксидом кремния, с добавками серебра и т.д. Свойства тоже на выбор, но идеального варианта нет! Выигрывая в одном , жертвуем чем -то другим. Так по дуракоустойчивости впереди оказывается «Зверь» не сочтите за рекламу, но её технология делает её весьма живучей, прощает многие ошибки и недосмотры. Но это не значит , что «Аком» или «Актех» хуже, ничуть не бывало! Кальций/кальциевые батареи имеют лучшие пусковые токи и бОльшие ёмкости, при одинаковых габаритах, но не прощают глубокие разряды, (а особенно хранение в разряженном виде , даже непродолжительное). Реанимация после этого уже не позволит вернуть больше 80-90% исходной ёмкости.
Батарея потребляет от генератора максимальный ток в первые минуты после пуска двигателя
. Зимой это сглаживается тем, что двигаться с замёрзшими стёклами , на непрогретом двигателе невозможно, и эти 3-10 минут вполне достаточны, чтобы зарядный ток с 30-50 ампер снизился до 5-10 ампер и не отбирал при начале движения значительной мощности, которая необходима для других энергоёмких потребителей.

Кроме того, вольтметр может указывать на состояние заряда аккумулятора. Выключите все источники света и аксессуары, выключите двигатель и включите ключ, не запустив двигатель. Если вольтметр считывает 12 вольт или более, батарея находится рядом с полной зарядкой. Если вольтметр показывает намного меньше 12 вольт, то либо батарея разряжается, либо батарея отказывается и нуждается в замене.

Двигатели становятся генераторами, когда они вынуждены поворачиваться, когда нет или уменьшена мощность. Это явление приносит интересные преимущества с точки зрения энергоэффективности, но также создает проблемы при проектировании системы. Понимание физики и последствия регенерации имеют решающее значение во многих приложениях.

По третьему вопросу , учитывая нашу ориентацию на ВАЗовские генераторы, можно обобщить, и признать, что они весьма схожи с Бошевскими генераторами 7-10 летней давности и традиционно имеют уже устоявшуюся конструкцию с небольшими вариациями. Из слабых мест можно отметить

, во-первых, непродуманную конструкцию соединения статорной обмотки и диодного моста, некоторые улучшения производителями предприняты, (заменены винты под крестовую отвёртку, на болты под шестигранную головку, позволяющую увеличить момент затяжки ), но это половинчатое решение . Материал изолирующей части имеет недостаточную термостойкость, и подплавляется при работе на предельных режимах. Однажды перегрузил – и в недалёком будущем последует отказ диодного моста. Особенно если хотя бы один конец обмотки будет зажат винтом слабо. Ослабление контакта и перегрев в этом месте нарастает лавинно.

Проверять исправность диодов диодного моста

(при отключенной статорной обмотке), лучше всего контролькой и БП, или аккумулятором. Можно использовать автомобильную переноску, это позволит оценить визуально исправность всех диодов, поскольку часто прозвонка с помощью мультиметра не выявляет неполные отказы. А подключение плюсовой и минусовой пластины моста , сначала к плюсу , а затем к минусу позволяет , тремя подключениями к точкам подсоединения выводов обмотки в прямом и обратном включении выявить обрывы и замыкания в диодах, так же проверяем и доп. диоды. Сначала подключаем к минусовой клемме АКБ ту пластину, которая прижимается к корпусу генератора (минусовую) и , подключая свободный конец (второй конец переноски подключаем к + АКБ) к точкам подключения статорной обмотки, болту плюсового вывода, клемме выхода с дополнительных диодов, лампа не должна гореть , или подсвечиваться . Свечение или слабое подсвечивание говорит о пробое перехода и его замыкании.
Далее подключения меняем, минусовую пластину на + АКБ, второй конец переноски переключаем на минус АКБ. Свободным концом переноски подключаемся к тем же точкам, и во всех случаях лампа должна гореть полным накалом. Отсутствие свечения, на каком то из выводов говорит об обрыве диода в этой цепи (переход разрушен и цепь разорвана.) Диодный мост вещь недорогая и обычно перепрессовкой диодов никто не занимается, дополнительные диоды отказывают чаще, и перепаивать их просто, достаточно пинцета, длинногубцев, бокорезов и паяльника на 60 ватт.

На радиорынке или в магазине радиодеталей они стОят 3-5 рублей, можно использовать импортные 1N54**, где **может быть от 01 и до 12, что характеризует обратное напряжение в сотнях вольт, нам годятся любые, можно отечественные КД226* где *- буква, тоже годятся с любой буквой. Белый поясок на корпусе это анод или если смотреть по схеме это «палка», а вывод без пояска – «стрелка» или катод. При замене не путать полярность!

Проверить обмотку статора сложнее, на обрыв или замыкание на корпус проверить просто, можно той же переноской на обрыв и замыкание на корпус, но замыкание на корпус лучше проверять с помощью контрольки на 220вольт 25 ватт, это позволит , гарантировано выявить повреждения изоляции. Но это можно рекомендовать только тем , кто знает электротехнику на практике, а не по учебникам (в смысле техники безопасности.). А вот межвитковое замыкание выявить сложнее, здесь необходимы приборы, хотя если подать напряжение на щётки и отключить диодный мост, раскрутка ротора с помощью дрели, или другим способом, позволяет оценить , если раскручивается легко, и обмотка не нагревается, то всё ОК! А если создаёт сильное противодействие и сильно тормозит, а часть обмотки сильно греется – то это уже показывает на наличие межвитковых замыканий. В условиях специализированного автосервиса обычно применяются спецтестеры по всем составляющим генераторов. Есть целая линейка таких приборов для : обмотки статора, регуляторов напряжения, ротора, и диодных мостов у разных фирм, например «Транспо». То есть специализированный прибор обеспечивает измерение параметров, защиту от короткого замыкания и возможных ошибок подключения при проверке . Но для проверки в условиях собственного гаража или малого сервиса эти тестовые устройства слишком дороги, и окупятся не скоро.

Проверить обмотку ротора несколько проще, фактически это вращающийся электромагнит, поэтому, просто подав на коллекторные кольца напряжение, можно оценить намагниченность , поднеся стальной предмет к магнитопроводу ротора. Притяжение должно быть сильным. Отсутствие замыкания обмотки ротора на корпус можно оценить той же контролькой, безопаснее 12 вольтовой, а более гарантировано 220 вольтовой контролькой, или проще мегомметром на 250, 500 или 1000 вольт. Мультиметры на диапазоне 20Мом тоже дают возможность оценить качество изоляции. Если сопротивление изоляции больше 500кОм, то можно считать это значение допустимым. Современные способы и материалы позволяют быстро нанести дополнительный слой изоляционного лака аэрозольного распыления, быстро и надёжно.
При замене коллекторных колец особенно аккуратно обеспечить подключение выводов обмотки, с надёжным механическим креплением и электрическим контактом. Паять только паяльником достаточной мощности, чтобы обеспечить надёжную пайку. Следует помнить, что ротор вращается со скоростями до 15-18 тысяч оборотов, и центробежные силы могут оторвать провод, если он не закреплён механически надёжно.

Из личного опыта, был случай, когда генератор , нормально работавший на стенде, при раскрутке двигателя до 5-6 тысяч оборотов, начинал выдавать более 18-20 вольт выводя из строя лампы и приводил к кипению электролита . После замены нескольких регуляторов напряжения неисправность не устранялась . При разборке и внимательном осмотре оказалось, что вывод роторной обмотки , из-за неаккуратного ремонта , оказался не закреплённым (обломился пластиковый прилив на каркасе обмотки) . Это вызывало смещение провода на высоких оборотах центробежными силами и замыкание на металл корпуса, это закорачивало вывод регулятора и приводило к перезарядке АКБ и если бы не аккумулятор, который взял на себя функцию ограничения напряжения, то последствия были бы более тяжёлыми. Как ни странно магнитола не вышла из строя, хотя все лампочки подсветки сгорели быстро.

Проверка регулятора напряжения без спецприбора возможна только ориентировочная, для этой цели нужен регулируемый блок питания 3-16 вольт, на ток 3-5 ампер, контролька и цифровой мультиметр в режиме измерения напряжения. Подключаем контрольку, или переноску к щёткам РН , вывод минуса (массы) на минус источника, плюс источника на вывод плюса РН. Вольтметром контролируем напряжение источника, начинаем увеличивать напряжение, в какой-то момент лампа должна погаснуть, это и будет напряжение регулятора (Set Point) , уменьшаем напряжение и засекаем его величину в момент, когда лампа загорится. Точность измерения приблизительная, поскольку в реальной схеме включения напряжение пульсирующее, обмотка имеет довольно значительную индуктивность, и температура регулятора отличается от реальной. Но точность этого способа вполне достаточна и практически 14,2 вольта полученные, при этом способе проверки дают уверенность, что РН рабочий и имеет нормальный порог. Для выносных регуляторов проверка может производиться аналогично, только необходимо знать, как включен ротор. Поэтому контролька подключаемая вместо ротора должна подключаться или на массу (минус) или на плюс. Если лампа не гаснет даже при 16 вольтах, значит регулятор неисправен, – регулирующий силовой транзистор пробит. Если она не загорается вообще – то, скорее всего выходной транзистор в обрыве, т.е. переход разрушен.

Рассчитать энергетический баланс бортовой сети автомобиля несложно, практически мы это сделали еще в первом разделе.
Итак, мы имеем все паспортные мощности или рабочие токи потребителей, и исходные данные бортовой сети автомобиля 14 вольт напряжение сети, 55-75 А-часов емкость АКБ, и 80 Ампер паспортный ток генератора. Вот, исходя из этих исходных данных и мощности, потребляемой всеми дополнительными устройствами установленными на автомобиле, можно прикинуть, насколько хватит запасённой в АКБ электроэнергии, и справится ли генератор с пополнением энергии для обеспечения нормальной эксплуатации. Мощность генератора составляет 14в Х 80а=1120 вт. Вот столько мы и можем себе позволить, ну, в крайнем случае, 1200-1300 ватт, но в этом случае АКБ утром может подвести. Хорошо иметь представление, насколько нагружен генератор в экономичном режиме (максимально ограничиваем потребление) и при работе без ограничений.

Бензонасос и система управления двигателя = 80-120 ватт;
Вентилятор отопителя 1-2-3 = 20-40-70 ватт;
Габариты плюс фары 120(200) ватт;
Противотуманные фары+ задние 90+40 ватт;
Обогрев заднего стекла 150-200 ватт;
Стеклоочиститель + омыватель 30-80 ватт;
Подогрев сидений 50-70Х1(2) ватт;
Вентилятор радиатора 150-200 ватт;
Магнитола обычная от 50 до 150 ватт;
Усилитель аудио, мощность по паспорту;
Аккумулятор после запуска двигателя до50-70а (700-1000ватт), и менее 3-5а (40-70ватт) в стационарном режиме.

Итого набирается от 1 50 ватт и до 2400 ватт (без усилителя)

Поэтому и нужно учитывать реальное потребление, ведь генератор при перегрузке по току , начинает перегреваться и снижать напряжение, при этом аккумулятор не получает необходимой зарядки, со всеми вытекающими последствиями. И если этот баланс сохраняется ежедневно и потребление превышает восполнение, то необходимо либо подзаряжать батарею, либо в один «прекрасный» день завести машину не удастся. Если на машине установлена мощная аудиосистема, активно и постоянно используемая, то есть резон задуматься об установке более мощного генератора.

Статья написана Шамилем Саубановым (aka denkisan ).