Обслуживание аккумулятора автомобиля своими. Правильная эксплуатация автомобильного аккумулятора: чтобы батарея служила долго

297. Поскольку при работе аккумуляторной батареи образуется гремучий газ, нельзя осматривать ее, освещая открытым огнем.

Обслуживаемые аккумуляторы (например, в автомобилях ВАЗ) летом следует раз в месяц при интенсивной эксплуатации, а в остальные времена года через 2500 - 3000 км пробега проверять на уровень электролита и доводить уровень до нормы, заливая дистиллированную воду (при нагревании электролита испаряется только вода).
Через каждые 10 000-15 000 км (раз в год) проверяйте крепление батареи, а также чистоту и надежность крепления наконечников проводов на полюсных штырях батареи. Белый налет со штырей и наконечников удаляют шлифовальной шкуркой, после чего на наружные (не контактные!) поверхности наносят тонкий слой технического вазелина.

298. Электролит, пролитый на поверхность аккумуляторной батареи, удаляют тряпкой, смоченной в соде или в 10 % растворе нашатырного спирта.

Грязь и влагу убирают щеткой с жесткой щетиной и сухой чистой тряпкой. Нельзя, чтобы электролит попадал на металлические части автомобиля: это приведет к коррозии. Места его попадания зачищают и окрашивают кислотостойкой краской.
При появлении самых незначительных трещин в корпусе и заливочной мастике батареи сдайте батарею в ремонт. Временно трещину на банке аккумулятора можно залепить пластилином, предварительно промыв место вокруг нее.
Регулярно проверяйте надежность крепления батареи на автомобиле; если надо, подтяните гайки.



Затягивать или отвертывать плоскогубцами гайки наконечников проводов нельзя. Только гаечным ключом! Нельзя и ударять по наконечнику провода, дергать за провод.
При пуске двигателя стартер включают не более чем на 10-15 с и лишь 2-3 раза подряд, делая между включениями паузу не менее полминуты. Берегите аккумулятор, не ленитесь переключаться на соответствующие передачи при любых изменениях скорости езды.

Проверка уровня электролита в аккумуляторе

299. Уровень электролита в аккумуляторной батарее проверяют через заливные отверстия с помощью стеклянной трубки с внутренним диаметром 3-5 мм.

Опустите трубку в аккумулятор до упора в предохранительный щиток, затем плотно закройте пальцем ее наружное отверстие и выньте ее. Столбик электролита в трубке укажет его уровень в батарее.



В батареях с индикатором (тубусом) электролит должен быть на одном уровне с ним или выше его на 5 мм. В батареях без тубуса или индикатора уровень электролита должен быть на 5-10 мм выше предохранительного щитка или верхнего края сепараторов.
Если уровень электролита понизился в результате испарения воды (нормальный процесс), следует добавить в батарею дистиллированную воду (ни в коем случае не водопроводную или из придорожного ручья - аккумулятор сядет) температурой 15-25 "С.
Если уровень электролита выше нормального, следует отсосать его резиновой грушей с эбонитовым наконечником, иначе он будет выплескиваться из батареи.

300. После продолжительной поездки осмотрите батарею. Если на ее поверхности остается электролит, значит, происходит выплескивание.

Причиной этого может являться повышенный уровень электролита в батарее (проверьте и установите нормальный) или появление трещин в корпусе и заливочной мастике аккумулятора (следует отремонтировать батарею).
Если же ни первое и ни второе, то следует проверить и отрегулировать напряжение генератора и проверить, не сульфатирована ли батарея.
Если при внешнем осмотре обнаруживается, что электролит подтекает, а сразу сдать в ремонт батарею нет возможности, периодически добавляйте электролит в неисправное отделение.

Сульфатация батареи

301. При слабой сульфатации батарею вам смогут спасти на СТО одним или несколькими циклами заряд малым током/ разряд.

Сильно сульфатированную батарею необходимо менять: ремонт невозможен.
Сульфатирование происходит при езде на автомобиле со слишком низким уровнем электролита в батарее, а также при очень долгом пребывании батареи в разряженном или не полностью заряженном состоянии. В этом случае на поверхности пластин батареи образуются нерастворимые в электролите крупные кристаллы сернокислого свинца.

Хранение аккумулятора

302. Если автомобиль длительное время не используется, батарею следует снять и хранить в сухом месте.

Оптимальная температура при хранении обслуживаемых аккумуляторов российского производства - от -20 °С до 0°С, необслуживаемых западных аккумуляторов - от О °С до +27 °С. При таких температурах замедляются процессы коррозии пластин и саморазряда батареи. Подзаряжают хранящуюся батарею раз в три месяца (батарею 6СТ-55А - раз в год). Хранение батареи в разряженном состоянии делает ее непригодной к использованию. Если батарею снимают на зиму, не эксплуатируя автомобиль в это время года, то проверку и подзарядку батареи осуществляют весной, перед установкой.

Приготовление электролита




При вливании воды в кислоту происходит закипание, разогретая кислота разбрызгивается и наносит ожоги.
Электролит готовят из аккумуляторной серной кислоты только высшего сорта (первый сорт приведет к преждевременному выходу аккумулятора из строя) и дистиллированной воды, не находившейся в железных сосудах. Посуда для приготовления электролита может быть керамической, эбонитовой, свинцовой (не стеклянной - лопнет).
Нормальной для центральных районов России плотности электролит - 1,28 г/см3 (для районов с умеренным климатом) - готовится из 0,36 л серной кислоты и 1 л дистиллированной воды.
Готовый электролит на 15-20 часов оставляют в закрытой посуде, чтобы он остыл и произошло выпадение осадка на дно.
Серную кислоту в неплотно закрытой посуде не хранят: она быстро поглощает атмосферную влагу.
В северных районах, где температура зимой опускается до -40 °С, нормальная плотность электролита составляет 1,29 г/см3 (измеренная при температуре +20-25 °С). Для приготовления такого электролита на литр воды берут 0,38 л серной кислоты.
В теплых южных районах, где не бывает сильных морозов, плотность электролита должна составлять 1,26 г/см3, а готовят его из расчета 0,33 л серной кислоты на литр воды.
Чем выше плотность электролита, тем ниже температура его замерзания.

304. Если при хранении в течение месяца батарея разрядилась более чем на 10%, нужен ее осмотр и ремонт.

Такое может происходить, если вы заливали в нее недистиллированную воду, а также в случае попадания металлических частиц в батарею. Возможно, замените электролит, промыв внутренность бака, и протрите поверхность батареи.
Саморазряд батареи ускоряется и тогда, когда батарея долго хранится. При этом плотность электролита в нижних слоях становится более высокой, чем в верхних.

305. Если при использовании автомобиля батарея разряжается слишком быстро, прежде всего усильте самоконтроль за экономностью режима вождения.

Избегайте частых пусков двигателя, при движении на низких скоростях никогда не забывайте переключаться на низшие передачи.
Кроме того, отключите установленные вами излишние дополнительные фары и прочие излишние потребители электроэнергии.
Иногда бывает необходима проверка, не происходит ли утечка тока из-за повреждения изоляции в системе электрооборудования (тогда ми-лиамперметр, включенный между наконечником положительного провода и положительным выводом батареи, покажет ток более 1 мА при отключенных потребителях), а также проверка генератора и регулятора напряжения, проверка на сульфатацию.

306. Плотность электролита в обслуживаемом аккумуляторе измеряют кислотомером - автомобильным ареометром (чтобы узнать степень разряженности батареи).

Наконечник кислотомера опускают в заливное отверстие аккумулятора, засасывают электролит и по делениям плавающего в колбе ареометра определяют величину плотности электролита.



Плотность, пониженная от нормы (составляющей 1,28 г/см3) на 0,01 г/см3 соответствует разряду 6 %. Следует помнить, однако, что на показания кислотомера нужно делать температурную поправку. Плотность электролита должна быть равна 1,27-1,28 г/см3 при температуре +25 °С. При температуре +5--10°С она увеличивается примерно на 0,01 г/см3, при температуре -10°С - на 0,02 г/см3, при -25 °С - на 0,03 г/см3. Плотность электролита не измеряют при ненормальном уровне электролита, при «кипящем» или слишком горячем электролите. До-ливи дистиллированную воду в батарею, подождите, пока электролит перемешается (несколько часов, если батарея разряжена).
Если батарея разряжена на 25 % зимой (кислотомер показывает 1,25) или на 50% летом (кислотомер показывает 1,19), она нуждается в снятии и подзарядке.
Если у вас нет ареометра, достаточно проверять плотность электролита дважды в год: весной и осенью.

Зарядка аккумулятора

307. Аккумулятор можно заряжать и не снимая с автомобиля, лишь предварительно отсоединив положительный и отрицательный кабели.

Для зарядки аккумулятора необходимо выполнить следующее (пункты, обозначенные *> не учитываются, если на автомобиле установлен необслуживаемый аккумулятор).
- Перед зарядкой проверьте уровень электролита и, если нужно, долейте дистиллированной воды.
- Замерзший аккумулятор перед зарядкой должен оттаять.
- Вывинтите пробки из аккумулятора или вытяните их с помощью маленькой отвертки и положите на отверстия. Тем самым предотвращается выпрыскивание кислоты, а образующиеся при зарядке газы могут выходить свободно.
- Для заряда лучше всего использовать ток, равный 0,1 емкости батареи (если емкость батареи 55 Ач, то ток заряда должен быть 5,5 А.
- Заряжают аккумулятор только в хорошо проветриваемом помещении (если аккумулятор вмонтирован, капот должен быть открыт).
- Положительный полюс аккумулятора соединяют с положительным полюсом зарядного устройства, а отрицательный - с отрицательным.
- Заряжают аккумулятор до тех пор, пока во всех ячейках не начнет активно образовываться газ.
- После зарядки проверьте уровень электролита, долейте, если нужно, дистиллированной воды.
- Проверьте также плотность электролита. Если в одной из ячеек она значительно (более чем на 0,04 г/см3) ниже, чем в других (например, в пяти ячейках - 1,28 г/см3, а в одной - 1,18 г/см3), значит, аккумулятор неисправен, и его нужно заменить.
- Подождите примерно 20 минут, пока из аккумулятора выйдет газ, затем завинтите или вставьте пробки.
При отключенном аккумуляторе двигатель не должен работать, иначе повреждается электрооборудование.
Зарядку аккумулятора обычно производят специалисты.

308. Если аккумулятор «сел» и не вращает коленвал, а запустить двигатель с буксира нет возможности, и рядом нет никого, кто помог бы растолкать машину, попробуйте следующую хитрость.

Затяните ручной тормоз, вывесите при помощи домкрата левое ведущее колесо, закройте воздушную заслонку карбюратора, включите четвертую или пятую передачу. В перчатках или рукавицах (чтобы не поцарапаться), вращайте по ходу движения вывешенное колесо.




Когда двигатель начнет работать, включите нейтралку и уберите домкрат.

309. При покупке новой аккумуляторной батареи выберите ее по емкости равной или близкой к емкости заменяемой батареи.

Установка аккумулятора с емкостью много больше расчетной дает только временный выигрыш, потому что такой аккумулятор будет эксплуатироваться недозаряженным. При покупке предпочтение отдайте немецким или скандинавским аккумуляторам, которые предназначены для работы в условиях климата, аналогичного российскому, и при этом очень качественны. При покупке аккумулятора с залитым электролитом проверьте, заряжен ли он и какова плотность электролита. Качество европейских сухозаря-женных аккумуляторов гарантировано. Большинство же российских батарей, хотя и называются «сухозаряженными», но требуют дозарядки после заливки электролита. Залив электролит в новоприобретенный аккумулятор, через часок-другой проверьте плотность и дозарядите, если она ниже положенной.

«Прикуривание» от аккумулятора другого автомобиля

310. Когда от вашего аккумулятора «прикуривают» автомобили с неисправной батареей, возможны короткие замыкания батареи и мощное искрение.

То же самое может случиться при случайном закорачивании противоположной клеммы на массу автомобиля. Будьте осторожны при обращении с аккумуляторами.

311. Для «прикуривания» (то есть облегчения запуска двигателя) от аккумулятора другого автомобиля лучше использовать кабель с изолированными зажимами с площадью поперечного сечения 25 мм2.




Оба аккумулятора должны иметь напряжение 12 В. Разряженный аккумулятор не должен быть замерзшим, уровень жидкости в нем должен быть нормальным. Автомобили должны находиться на таком расстоянии, чтобы они не контактировали друг с другом, и стоять на ручном тормозе, рычаг ручной коробки передач - на нейтралке, а автоматической - в положении «Р». Все потребители электроэнергии должны быть отключены. Двигатель автомобиля-донора должен работать на холостом ходу, что позволит избежать повреждения генератора. Облегчая пуск двигателя подобным образом, следует быть осторожным: нельзя стоять рядом с аккумулятором с зажженной сигаретой, поскольку из заряжаемого аккумулятора может выделяться горючий газ.

312. Если у вас имеется специальный, промышленного производства кабель облегчения пуска двигателя, его подключение осуществляется в следующей последовательности:

Красный кабель подключают к положительному полюсу разряженного аккумулятора;
- другой конец красного кабеля подключают к положительному полюсу аккумулятора-донора;
- черный кабель подключают к отрицательному полюсу аккумулятора-донора;
- другой конец черного кабеля подключают к «массе» автомобиля, аккумулятор которого разряжен (лучше всего к любой металлической детали, привинченной к блоку цилиндров двигателя).
Проверьте надежность установки зажимов кабелей: клеммы подключенного кабеля не должны соприкасаться друг с другом, а положительный зажим не должен соприкасаться с «массой» (кузовом или рамой).

И еще...

313. При запуске двигателя с разряженным аккумулятором не включайте стартер более чем на 10 секунд.

Дело в том, что от сильного тока клеммы и кабель нагреваются. Между включениями стартера следует делать паузу, длящуюся полминуты. В процессе «прикуривания» не наклоняйтесь над аккумулятором: можно получить ожог. После запуска кабель отсоединяют в последовательности, обратной той, в которой присоединяли.

314. В сильные морозы забирайте аккумулятор на ночь домой.

При условии, конечно, что в автомобиле есть автономная противоугонная сигнализация.
И еще одна небольшая хитрость: оставляя автомобиль на стоянке или в гараже, отсоедините плюсовую клемму аккумулятора. Если на вашу машину позарится угонщик, ему понадобится дополнительное время на то, чтобы понять, почему двигатель не заводится, и эта дополнительная минута злоумышленника и погубит.
Функции противоугонного устройства может выполнять и выключатель «массы», установленный в месте, известном только хозяину. Параллельно контактам выключателя двумя тонкими проводками подсоедините обычный плавкий предохранитель (2А). Теперь при выключении «массы» цепь окажется замкнутой через предохранитель, и габаритные огни будут гореть. Однако, при включении зажигания предохранитель, не рассчитанный на такую нагрузку, мгновенно перегорит, и цепь обесточится.

Аккумуляторная батарея (АКБ), как и любое другое устройство, имеет определенный срок службы, зависящий от нескольких факторов. Некоторые автолюбители считают процесс ухода за устройством обременительным и не занимаются им вовсе, что приводит к преждевременному выходу из строя аккумулятора. А зря, ведь при соблюдении простых рекомендаций срок службы устройства можно увеличить с трех до пяти лет и, как следствие, значительно сократить свои расходы. О том, как правильно выполнять обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками мы и расскажем в этой статье.

Факторы, влияющие на срок службы АКБ

Чтобы понять, на что следует ориентироваться при выполнении профилактических работ, следует знать о процессах и факторах, негативно влияющих на устройство. К ним относятся:

Средняя степень заряда

В идеале аккумулятор в машине должен быть всегда полностью заряжен, то есть емкость, потерянная во время простоя, должна восполняться от генератора при работающем двигателе. Однако при большом количестве потребителей (фары, магнитола, кондиционер, телевизор), а также при частых пусках двигателя генератор просто не успевает восполнить потерянный заряд. Кроме того, более быстрой потере емкости способствует и низкая температура (об этом чуть ниже). В результате этих факторов батарея постоянно находится в недозаряженном состоянии, а чем ниже средняя степень зарядки, тем меньше АКБ «живет». Именно по этой причине необходимо периодически подзаряжать батарею при помощи сетевого зарядного устройства, или, как его называют в народе, «зарядка».

Температура, при которой эксплуатируется батарея

Температура окружающей среды сильно влияет на технические характеристики АКБ. Так, например, номинальную емкость аккумулятор выдает только при температуре больше двадцати градусов. Ее снижение на один градус ведет к падению емкости на 1 А ч. Это приводит к появлению трудностей при запуске двигателя в зимний период. Кроме того, если батарея полностью разрядится из-за низкой температуры, то электролит в ней вообще может замерзнуть, что обернется выходом устройства из строя.

С другой стороны, высокая температура ведет к закипанию электролита, по причине чего из состава начинает быстро выпариваться вода. А это влечет за собой падение уровня жидкости, оборачивающееся в дальнейшем окислением пластин. Чтобы избежать этого, необходимо периодически проверять уровень электролита.

Состояние бортовой сети

На эксплуатацию аккумулятора также влияет и состояние бортовой сети автомобиля, а именно: контактное соединение модулей, качество проводки, количество потребителей. Но самыми важными элементами являются генератор и регулятор напряжения. При их некачественной работе батарею придется менять очень скоро. При большом напряжении, подающемся на аккумулятор, электролит будет постоянно закипать, а при низком – устройство будет разряжаться. О негативных последствиях этих факторов было написано выше.

Процессы коррозии

К сожалению, полностью остановить коррозийный процесс не представляется возможным. Производители лишь замедляют его при помощи специальных добавок. В этой ситуации автомобилистам можно посоветовать использовать качественные расходные материалы (электролит и дистиллированную воду). Кстати, последнюю мы рекомендуем покупать в аптеке, а не в магазине автозапчастей, поскольку в этом случае есть высокая вероятность нарваться на воду из-под крана. В прочем, проверить ее качество вы можете самостоятельно. Для этого необходимо создать электрическую цепь из батарейки, нескольких проводов и лампочки. Проводником в цепи должна стать вода. Следует подсоединить провода к батарейке и опустить в воду. Аналогично поступаем с лампочкой и другой парой проводов. Если лампочка горит, значит, в воде много различных солей, следовательно, это не дистиллят.

При наличии соответствующих навыков и знаний можно самостоятельно сделать электролит, смешав в необходимых пропорциях серную кислоту и дистиллированную воду.

Важно! Серная кислота – агрессивное вещество, негативно воздействующее на кожу, слизистую оболочку и другие мягкие ткани. При работе с ней не забывайте использовать индивидуальные средства защиты.

Сульфатация

Сульфатацией называют процесс оседания сульфата свинца на пластинах АКБ, что приводит к снижению ее характеристик. Как и в случае с коррозией, это естественный процесс, замедлить который можно лишь при выполнении профилактических процедур, направленных на продление срока службы аккумулятора. Эти процедуры можно условно разделить на две большие группы – диагностические и сервисные.

Диагностические процедуры

К этой группе относят:

  • Проверку уровня напряжения в бортовой сети автомобиля.
  • Проверку уровня напряжения отключенного аккумулятора.
  • Внешний осмотр устройства.
  • Контроль уровня электролита.

Уровень напряжения можно измерить при помощи штатной электроники автомобиля (большинство бортовых компьютеров обладают такой функцией), либо с использованием мультиметра. Отметим, что штатными средствами можно измерить только напряжение подключенной АКБ. Для проверки мультиметром нужно просто переключить прибор в режим измерения напряжения до 20В, а затем подсоединить щупы прибора к соответствующим клеммам батареи. Нормальные показатели напряжения при отключенном аккумуляторе – 12,9В, а при подключенном – 14,2В. При серьезных отличиях в показаниях (более 1В) следует зарядить обслуживаемый аккумулятор.

Внешний осмотр устройства позволит выявить утечки электролита и электротока. Для устранения подтеков используйте раствор соды, которая нейтрализует электролит.

Уровень электролита можно измерить мерной трубкой. Откройте банку с жидкостью и опустите в нее мерную трубку. После чего зажмите ее верхний конец пальцем и вытащите. Нормальный показатель уровня находится в пределах 10-15мм. Корректируется он при помощи дистиллированной воды.

Сервисные процедуры

К этой группе относится:

  • Проверка и, при необходимости, корректировка плотности электролита.
  • Тестирование работы аккумулятора под нагрузкой.
  • Зарядка батареи при помощи ЗУ.
  • Проверку утечки тока.
  • Меры по замедлению сульфатации.

Измерение плотности электролита осуществляется при помощи ареометра. Нужно открыть банку с жидкостью и произвести ее забор при помощи «груши», имеющейся в комплекте с прибором. После того, как поплавок или палочки всплывут, посмотрите на показания. У заряженного аккумулятора нормальным результатом является плотность от 1,22 до 1,29 в зависимости от температуры и степени заряда. Корректировка плотности производится при помощи добавления дистиллированной воды, либо путем заправки АКБ новым электролитом. Плотность проверяется для каждой банки отдельно.

Измерение ареометром плотности электролита

Проводится посредством нагрузочной вилки, которая имитирует работу стартера. Также, как и в случае с мультиметром, следует подключить к аккумулятору нагрузочную вилку, запустить тест и сравнить показания.

Обратите внимание! Не следует нагружать АКБ больше пяти секунд – это приведет к выходу ее из строя. Нормальным показателем считается 10,2В.

Выполняется примерно каждые три месяца. Для этих целей необходимо купить ЗУ (желательно автоматическое, поскольку это сильно упростит процесс).

Утечку тока также следует проверять мультиметром. Необходимо подключить красный щуп к плюсу, а черным провести по местам появления подтеков. Если на приборе появились показания, значит, аккумулятор следует срочно отнести в сервис.

Замедление сульфатации заключается в проведении контрольно-тренировочного цикла, при котором батарею необходимо несколько раз зарядить и разрядить. Однако учтите, что кальциевый аккумулятор крайне чувствителен к полной разрядке. Цикл его разряда можно осуществлять при помощи специального устройства, или включив лампочку.

Подводя итоги

В заключение дадим несколько советов по эксплуатации батарей:

  • Перед установкой нового аккумулятора проверьте его по всем перечисленным пунктам и, при необходимости, зарядите. Даже если производитель заявляет о 100% готовности устройства после покупки, рекомендуется все равно заряжать новую батарею, ведь неизвестно, сколько времени после выпуска она лежала на складе и сколько заряда потеряла.
  • Не забывайте, особенно в холодное время года, отключать все потребители, когда выходите из машины. Очень часто батарея теряет емкость из-за невнимательности водителей – оставил фары включенными минут на 30 и АКБ потеряла 50% емкости.

Если батарея не имеет отверстий для контроля за электролитом, то ориентироваться придется на метки, установленные производителем. При низком уровне электролита в таком случае аккумулятор обслужить не удастся и придется покупать новый.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Техническое обслуживание аккумуляторной батареи


Техническое обслуживание аккумуляторных батарей регламентируется инструкцией по эксплуатации «Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные». На основании перечня и периодичности их проведения работы включаются в первое (ТО-1) или второе (ТО-2) техническое обслуживание автомобиля.

При ТО-1 аккумуляторную батарею очищают от пыли и грязи. Электролит, имеющийся на поверхности батареи, вытирают сухой тряпкой или ветошью, смоченной 10 %-ным раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта. Проверяют надежность крепления батареи и соединения наконечников проводов с выводами батареи, окислившиеся наконечники проводов и выводы зачищают. При этом следует снимать минимальный слой металла, иначе нельзя будет надежно соединить выводы батареи с наконечниками проводов. Следует также следить, чтобы провода не были натянуты, так как это может привести к поломке выводов или крышек аккумуляторов. Наконечники проводов и выводы рекомендуется смазывать техническим вазелином.

При ТО-1 проверяют и, если необходимо, доводят до нормы уровень электролита во всех аккумуляторах.

При доведении уровня в аккумуляторы доливают дистиллиро-. ванную воду. В холодное время года во избежание замерзания воду следует доливать непосредственно перед пуском двигателя для быстрого ее перемешивания с электролитом.

Доливать электролит запрещается, за исключением случаев, когда точно известно, что понижение уровня произошло за счет выплескивания электролита.

Чрезмерно быстрое снижение уровня электролита является признаком «перезаряда» батареи из-за повышенного напряжения генератора. При перезаряде наблюдается также выбрызгивание электролита на поверхность аккумуляторной батареи. Перезаряд вреден для батарей, так как приводит к снижению их срока службы. При первых признаках перезаряда необходимо проверить исправность генераторной установки.

При ТО-2, кроме перечисленных работ, дополнительно проверяют степень заряженности аккумуляторов батареи по плотности электролита и ее работоспособность по напряжению аккумуляторов под нагрузкой. Плотность электролита замеряют денсиметром, а напряжение аккумуляторов - аккумуляторным пробником.

Промышленностью выпускается два типа пробников.

Пробник Э107 (рис. 1) предназначен для проверки работоспособности аккумуляторных батарей в целом. Он позволяет измерять э. д. с. батарей и их напряжение под нагрузкой. Пробник состоит из вольтметра, закрепленного на кронштейне контактной ножки, через которые к нему подается измеряемое напряжение. Внутри корпуса установлены два нагрузочных резистора из нихрома, соединенные параллельно. Одни концы резисторов постоянно соединены с кронштейном пробника, другие закреплены в головке винта, изолированного от контактной ножки. При завертывании контактной гайки резисторы подключаются к контактной ножке. Контактный штырь щупа соединен гибким проводом с кронштейном.

Проверку аккумуляторной батареи необходимо производить при закрытых пробках аккумуляторов. Для проверки под нагрузкой необходимо завернуть до упора контактную гайку 6. Затем острый конец контактной ножки плотно прижимают к положительному выводу батареи, а штырь щупа - к отрицательному. Иногда для обеспечения надежного контакта необходимо сделать контактами ножки и щупа царапины на поверхности выводов батареи, чтобы разрушить пленку окиси. Время выдержки батареи под нагрузкой должно быть не более 5 с. Если напряжение батареи под нагрузкой более 8,9 В, она исправна. Если напряжение упадет ниже 8,9 В, батарея неисправна или сильно разряжена. Уточнение производится измерением плотности электролита или проведением контрольного разряда.

Измерение э. д. с. проверяемой батареи производится при отвернутой контактной гайке.

Пробник Э108 (рис. 2.) предназначен для проверки работоспособности отдельных аккумуляторов в аккумуляторной батарее. Он позволяет измерять э. д. с. аккумуляторов и их напряжение под нагрузкой. Пробник состоит из вольтметра, закрепленного на контактных ножках, через которые к нему подается измеряемое напряжение. Двусторонняя шкала вольтметра позволяет производить измерения без соблюдения полярности. Внутри корпуса установлены три нагрузочных резистора 5 из нихрома, два из которых соединены параллельно. Один конец каждого резистора постоянно соединен с контактной ножкой пробника, а другой закреплен в изолированной от ножки головке винта. При завертывании контактных гаек нагрузочные резисторы подключаются к контактным ножкам. Если обе контактные гайки отвернуты, можно измерить э. д. с. аккумулятора.

Для измерения напряжения аккумулятора под нагрузкой в зависимости от его емкости заворачиваются гайки или обе сразу. Порядок включения нагрузочных резисторов в зависимости от емкости проверяемого аккумулятора указан на контактных ножках пробника. Измерение производится так же, как и пробником Э107, при закрытых пробках и с выдержкой под нагрузкой не более 5 с. Если напряжение проверяемого аккумулятора более 1.4 В, он исправен. Если напряжение упадет ниже 1,4 В, аккумулятор разряжен или неисправлен. Уточнение производится сравнением показаний всех аккумуляторов батареи и измерением плотности электролита.

Рис. 1. Аккумуляторный пробник Э107

Рис. 2. Аккумуляторный пробник Э108

По величине измеренной плотности электролита определяется разряженность аккумуляторной батареи.

Если батарея разряжена более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, ее необходимо подзарядить. После заряда поверхность аккумуляторных батарей нейтрализуют содовым раствором и насухо протирают ветошью.

При необходимости более точного определения технического состояния определяют фактическую емкость батареи и продолжительность стартерного разряда.

Батарея считается вышедшей из строя при снижении емкости до 40% номинальной или снижении продолжительности стартерного разряда до 1.5 мин. Перед определением фактической емкости аккумуляторная батарея должна быть полностью заряжена, а плотность электролита откорректирована до (1,28 + 0,01) г/см3 при температуре 25 °С.

Так как продолжительность определения емкости 20-часовым режимом разряда велика, в эксплуатации разрешается проводить проверку номинальной емкости в 10-часовом режиме разряда. При этом величина емкости получается несколько меньшей, чем при 20-часовом режиме разряда.

Разряд батарей при 10- и 20-часовом режимах ведется до конечного напряжения на выводах соответственно 10,2 и 10,5 В.

При разряде температура электролита должна находиться в пределах от 18 до 27 °С.

Перед определением продолжительности стартерного разряда батарею заряжают так же, как при испытании на определение емкости. При начальной температуре электролита (25±2) °С до конечного напряжения на выводах 9 В.

При эксплуатации аккумуляторных батарей в условиях низких температур (климатические районы со среднемесячной температурой в январе от -50 до - 30 °С) при переходе с летней эксплуатации на зимнюю и наоборот производят изменение плотности электролита. Это связано с тем, что температура замерзания электролита зависит от его плотности. Так, при плотности 1,09; 1,16; 1,20; 1,24 и 1,30 г/см3 электролит замерзает при температуре -7, -18, -28, -50 и -66 °С соответственно. Поэтому в зимнее время плотность электролита повышают. В летнее время производят снижение плотности, так как эксплуатация батарей с высокой плотностью электролита, особенно при положительных температурах, приводит к уменьшению их срока службы. Операцию изменения плотности проводят при ТО-2. Уменьшения плотности электролита добиваются путем отсасывания части электролита и добавления дистиллированной воды. Для повышения плотности электролита в аккумуляторы добавляют раствор серной кислоты плотностью 1,40 г/см3.

К атегория: - Электрооборудование автомобилей

Обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками, выполненное качественно, дает возможность увеличить срок его эксплуатации в 2–2,5 раза, сэкономить средства, время.

Потребность в обслуживании обусловлена такими факторами:

  • Со временем параметры заряда ухудшаются.
  • Простой транспорта с работающим двигателем способствует разрядке автомобильной аккумуляторной батареи.
  • Некачественный, несвоевременный уход приводит к необратимым процессам. Вышедший из строя аккумулятор невозможно обслужить.

Изучение факторов, влияющих на период использования аккумуляторов, позволяет поддерживать устройство в работоспособном состоянии.

Уровень заряженности

Частая разрядка аккумулятора автомобиля способствует сокращению времени использования. Мастера рекомендуют постоянно заряжать аккумуляторы автомобильные обслуживаемые, восполнять потери заряда. Но при перемещении по городу достичь такого результата сложно. Ведь мотор периодически запускается и выключается. В этом случае допускается использование сетевого зарядника. Заряжать источник питания с его помощью легко.

Температурный режим

Основное влияние температура оказывает на пусковую мощность. Для получения максимальной емкости необходима температура в 15 градусов. Емкость теряется при снижении заданной температуры.

В зимний период обслуживание аккумуляторных батарей выполняется чаще. Ведь при полном, частичном замерзании аккумулятора качество электролита ухудшается.

Посмотрите видео про обслуживание акб в прохладное время.

Работоспособность бортовой системы

Состояние аккумуляторных батарей автомобилей зависит от состояния электрической сети. Поэтому генератор и регулятор нужно поддерживать в работоспособном состоянии. В противном случае, эксплуатировать акб будет сложно.

Подача чрезмерно высокого напряжения приводит к закипанию, перезарядке. Уровень электролита постепенно снижается. И для его повышения нужно доливать дистиллированную воду.

Коррозийные процессы

Приостановить коррозийные процессы несложно. Для этого используются добавки, легирующие примеси. Для минимизации вероятности протекания коррозии требуется более качественный электролит. Залейте его при необходимости.

Сульфатация

Ее интенсивность снижается, если зарядка и обслуживание автомобильного аккумулятора выполняется своевременно.

Сульфатация устанавливается при помощи оборудования, исследований.

Частота обслуживания аккумуляторной батареи

Техническое обслуживание подразделено на периодическое и диагностическое. Большинство процессов реализуются в домашних условиях.

Для того чтобы понимать, как правильно обслуживать акб, необходимо изучить все тонкости.

Обслуживание периодическое

  • Эксплуатация сетевой зарядки. Перед зимой зарядка осуществляется ежеквартально, при отрицательной температуре – ежемесячно. Сетевая зарядка применяется при полной разрядке источника питания.
  • Применение нагрузочной вилки для оценки общего состояния.
  • Установление плотности электролитического состава. От этого зависит эксплуатация акб.
  • Вычисление тока утечки. От данной характеристики зависит работоспособность источника питания, состояние электрических узлов.
  • Процесс десульфатации.

Зарядка необслуживаемого аккумулятора автомобиля выполняется по особой схеме.

Диагностика

  • Измерение уровня напряжение после отключения источника от питания.
  • Измерение напряжения при работающем моторе.
  • Оценка состояния аккумуляторной батареи в домашних условиях.

Диагностика, связанная с проверкой характеристик, уровня электролитической жидкости, масла, выполняется регулярно. Такие процессы позволяют поддерживать аккумуляторные батареи в работоспособном состоянии.

Правила обслуживания автомобильной аккумуляторной батареи

Работоспособность автотранспорта зависит от состояния источника питания. Поэтому обслуживание аккумуляторной батареи должно выполняться поэтапно.

Визуальная оценка

Аккумуляторная батарея подвергается осмотру 2–3 раза в месяц, если автотранспорт активно эксплуатируется. С корпуса удаляется соль, масляные пятна и подтеки электролита. Для чистки допускается использование раствора, включающего пищевую соду.

Подтеки электролитического состава способствуют образованию пленки, способствующей проведению тока, быстрому саморазряду. Клеммы, выводы обрабатываются противокоррозионными смесями. Перед обработкой с данных элементов удаляются остатки ржавчины, пыли и загрязнений.

Измерения уровня напряжения

Степень заряженности устанавливается при помощи мультиметра при замкнутой и разомкнутой цепи. При размещении клемм нужно соблюдать полярность. Европейские, отечественные устройства отличаются размещением отрицательных, положительных клемм.

Напряжение полностью заряженного акб составляет 12,6 В. Эксплуатировать, обслуживать аккумулятор, который не полностью заряжен, нельзя. Ведь процесс сульфатации будет протекать стремительнее.

Напряжение измеряется и при включенном двигателе, подключенной печке и бортовой сети. Такой режим подразумевает напряжение в 13–14 В.

Такие замеры необходимы для установления состояния генератора. От его работоспособности зависит зарядка аккумулятора. При чрезмерно низком напряжении заряд полностью восполняться не будет.

Недостаток напряжения способствует стремительному расходу дистиллированной воды. Для того чтобы исправить ситуацию, нужно протестировать и отремонтировать электрику авто.

Электролит

Оценить уровень электролитического состава можно без демонтажа аккумуляторной батареи. Процедура проводится после того, как устройство полностью зарядится.

  • Обслуживаемая акб. Для определения уровня электролита предварительно открываются отверстия, сосредоточенные на банках. В отверстие опускается пластиковая трубочка до того момента, пока ее край не коснется пластин. Полученный параметр должен составлять не менее 10 мм. При этом очень важно знать, как долить электролитический состав.
  • Необслуживаемая акб. Для проверки электролита в аккумуляторе используются соответствующие метки. Дополнительную информацию о том, как обслуживать необслуживаемый аккумулятор, можно узнать у мастеров.

Дополнительно оценивается и степень плотности электролита. Для измерений используется ареометр. Для корректировки уровня плотности применяется дистиллированная вода, новый электролит. Перед тем как залить состав, измеряется степень плотности.

Ток утечки

Чрезмерно высокий ток утечки препятствует постоянному восстановлению заряда, способствует быстрой разрядке аккумуляторной батареи. Измерить данный параметр можно с помощью мультиметра. Обслуживание акб после такой проверки упростится.

Зарядка АКБ

Зарядка при постоянном напряжении выполняется ежеквартально. Зимой уход, обслуживание выполняется чаще. Ведь на аккумуляторную батарею воздействует отрицательная температура.

При полной разрядке источника питания требуется внеочередная зарядка. Такие ситуации возникают из-за:

  • Включенных фар.
  • Длительного прослушивания музыки.
  • Продолжительного простоя.

Заряжать аккумуляторную батарею нужно только при постоянном токе.

Оценка состояния АКБ

Для этих целей применяется нагрузочная вилка, с помощью которой имитируется максимальная нагрузка при работающем моторе. Подобные мероприятия легко самостоятельно выполнить.

Периодическая тренировка аккумуляторной батареи

Два раза в год возникает потребность в тренировке аккумулятора. Своевременно проведенные тренировочные циклы снижают скорость процесса сульфатации. Но максимальный эффект достигается при минимальных показателях сульфатации. В более запущенных случаях проводятся другие меры.

Правильно проведенная тренировка источника питания позволяет установить реальную емкость.

Как обслуживать необслуживаемые АКБ?

Необслуживаемая аккумуляторная батарея нуждается в уходе. Обслуживание такой акб простое.

  1. Осмотр корпуса. В процессе отслеживается общее состояние, выявляются дефекты, повреждения, подтеки электролитической смеси.
  2. Проверка, ремонт дренажных каналов. Их очищают от загрязнений, пыли.
  3. Визуальный осмотр.
  4. Выявление течи электролитического состава.
  5. Нейтрализация кислотной, щелочной среды.
  6. Обработка вводов, контактов смазкой. Такие действия способствуют продлению срока эксплуатации, предотвращению разрушения.
  7. Тестирование работоспособности клемм. От результатов зависит уровень заряда, получаемый от генератора.

В необслуживаемый аккумулятор заливать электролит необязательно.

Особенности ухода за обслуживаемыми аккумуляторными батареями

Техническое обслуживание включает такие процедуры:

  • Оценка степени надежности крепления. В случае необходимости болты, гайки фиксируются.
  • Клеммы, зажимы очищаются от окислов, ржавчины. Для предотвращения образования коррозии детали обрабатываются смазками.
  • Визуальная и инструментальная проверка уровня электролитического состава. Для проверки используются подручные средства, специальные трубки. При снижении уровня электролита банки заполняются дистиллированной водой, подготовленным электролитом. Приобрести их можно в магазинах.
  • Установление плотности электролита. От этого показателя зависит и уровень заряда. Чрезмерно низкие показатели свидетельствуют о плохом заряде.
  • Проверка работоспособности аккумулятора при помощи нагрузочной вилки.

Заливку электролита выполняют только при наличии подтеков. Данная процедура включает ряд процессов. От правильности их выполнения зависит работоспособность бортовой системы, основных узлов и авто.

Меры безопасности

Обслуживание аккумуляторных автомобильных батарей выполняется в соответствии с некоторыми рекомендациями, мерами безопасности:

  • Перед проведением работ подготавливаются очки, перчатки из прочного материала.
  • Все мероприятия проводятся в помещениях, оснащенных вентиляционными системами, коммуникациями.
  • При работе с кислотами, щелочами требуется соблюдение мер.
  • Располагать аккумуляторные батареи нужно на чистую и сухую поверхность.
  • Контакт кожи и электролитического состава нужно исключить.

От работоспособности аккумулятора зависит функционирование всех механизмов, систем автотранспортного средства. Вырабатываемая источником питания энергия используется для запуска мотора, подпитки электронных узлов и бортовой сети.

Исключить стремительный выход из строя акб несложно. Для этого требуется обслуживание источника питания.

Видео на тему обслуживания акб



Как и для других технических устройств, обслуживание автомобильных аккумуляторов играет немаловажную роль. Им обязательно требуется профилактика. Для начала необходимо определиться с термином дилеров «необслуживаемый» аккумулятор. За уровнем бензина в баке ведь тоже можно не следить, машина сама заглохнет, а вот будет ли поблизости АЗС - вопрос другой.

На сегодняшний день самыми распространенными видами АКБ являются:

  1. малосурьмянистые (обслуживаемые, содержание сурьмы меньше 5%);
  2. кальциевые (малообслуживаемые, с добавлением Ca в пластины);
  3. гибридные (обслуживаемые, одна пластина кальциевая, другая сурьмянистая).

Щелочные, соляные и прочие «экзотические» виды АКБ в качестве стартерных батарей практически не используются.

Диагностика и ТО АКБ

Проведение диагностики и обслуживание автомобильных аккумуляторов включает в себя:

  1. Проверку заряда АКБ и подзарядку его сетевым зарядным устройством.
  2. Проверку количества электролита (закрыты ли пластины) и его плотности (по сезону).
  3. Внешний осмотр состояния корпуса АКБ, удаление грязи, подтеков, зачистка клемм.
  4. Тестирование АКБ с помощью нагрузочной вилки.
  5. Проверка затянутости хомутов на контактных клеммах АКБ.
  6. Проверка электроцепи автомобиля на ток утечки.
  7. Проведение КТЦ (контрольно-тренировочного цикла).
  8. Проведение работ по десульфатации пластин.

Самой доступной по цене и неприхотливой является малосурьмянистая (свинцово-кислотная) АКБ. Она сможет перенести и глубокий разряд, и скачки напряжения в бортовой сети автомобиля. Летом её необходимо ставить на зарядку при потере 50% заряда, зимой при разрядке на 25%.

Инструменты для диагностики АКБ

Такая «неприхотливость» и долговечность службы достигается самым «трудоемким» обслуживанием из всех видов автомобильных батарей. Для проведения диагностики свинцово-кислотной АКБ понадобятся следующие инструменты:

  1. ареометр (денсиметр, плотномер);
  2. нагрузочная вилка;
  3. дистиллированная вода;
  4. широкая отвертка либо 2руб. монета для отвинчивания пробок;
  5. мультиметр;
  6. стеклянная трубочка;
  7. зарядное устройство.

В этом видео рассказывается с помощью каких устройств и как произвести правильную диагностику АКБ:

Как выполняется правильное обслуживание автомобильных аккумуляторов

Правильное обслуживание выполняется в следующей последовательности:

  1. . Сперва необходимо снять минусовую клемму (массу), затем снять плюсовой контакт. Постановка выполняется в обратном порядке. Отсоединенный аккумулятор следует занести в теплое (если это происходит в зимних условиях), проветриваемое помещение и дать ему 6-10 ч «отстояться», нагреться до положительной температуры, чтобы значения замеров тока были с минимальной погрешностью.
  2. При переносе АКБ следует пользоваться расположенными на нем рукоятками, не прижимая ее к одежде. Затем необходимо удалить грязь с корпуса АКБ, чтобы она не попала в электролит при откручивании пробок банок. Для удаления подтеков и грязи с корпуса АКБ можно использовать раствор соды.
  3. Зачистить клеммы необходимо с помощью наждачной бумаги или ластика, чтобы убрать слой окисла, на «пробой» которого будет тратиться лишняя энергия АКБ. Плохой контакт на клеммах не даст должного напряжения на стартер и помешает батарее нормально заряжаться.
  4. При помощи мультиметра (установленного на 20 V) проверяется аккумулятор на ток утечки «на корпус», путем присоединения одного вывода к клемме. Вторым выводом прибора необходимо провести по корпусу АКБ. В случае утечки мультиметр покажет наличие напряжения. Для бесконтактного способа определения используются токоизмерительные клещи. В их кольцо помещаются все провода, отходящие с положительной клеммы АКБ и проверяются на наличие напряжения.

Внимание! При обслуживании АКБ следует соблюдать меры безопасности, защитив глаза при помощи очков, а руки - резиновыми перчатками. При попадании кислоты на открытые участки тела её надо смыть водой. Ни в коем случае не пытайтесь нейтрализовать кислоту щелочью!

В этом видео рассказывается, как выполняется правильное обслуживание автомобильных аккумуляторов:

Уровень электролита должен быть одинаков во всех отделениях, пластины батареи должны быть закрыты полностью. Некоторые АКБ оборудуются глазками для визуального контроля уровня электролита. На практике эффективность таких глазков сомнительная, так как он замеряет уровень только в той банке, в которой расположен. Он представляет собой сосуд с находящимися в нем шариками различного цвета, которые всплывают и отражаются вверху в зависимости от плотности раствора. Затем замеряется плотность электролита при помощи ареометра.

Как правило, банка АКБ, ближняя к плюсовой клемме теряет влагу больше всех остальных. Если постоянно доливать её дистиллированной водой, то пострадает плотность электролита, поэтому можно пойти на хитрость, долив раствора из соседней банки. Выравнивать плотность электролита надо после зарядки батареи, когда в результате газовыделения он хорошо перемешается.

Электролит представляет собой раствор серной кислоты и дистиллированной воды 1 к 2 (35% к 65% воды). Его нормальная плотность для эксплуатации в средней полосе России составляет 1,27-1,29 г/см3. Для эксплуатации АКБ в холодном климате необходимо сместить точку замерзания электролита, подняв его плотность до 1,35 г/см3. Такой АКБ не страшен мороз и -50°С, но эксперименты с плотностью выше 1,35 чреваты разрушением активных пластин, так как серная кислота даже в такой концентрации очень агрессивная среда.

При замере плотности необходимо обратить внимание на прозрачность раствора. Серый или черный оттенок электролита указывает на то, что часть активного вещества пластин разрушена и выпала в осадок.

Это возможно или из-за использования некачественного электролита, или из-за постоянного перезаряда АКБ, когда она не успевает разряжаться. Причины перезаряда бывают разные: от неисправного генератора или реле-регулятора до зарядки АКБ дешевыми китайскими зарядными устройствами и использовании автомобиля в режиме «такси».

Перед постановкой на зарядку пробки банок нужно поставить на свое место, но не закручивать. Это обеспечит свободный выход газов и предотвратит разбрызгивание электролита.

Полезный совет. Во время работ с аккумулятором металлические предметы (отвертки, гаечные ключи) старайтесь не вертеть в руках по привычке, а держать подальше от АКБ.

Зарядка АКБ осуществляется или постоянной силой тока, или постоянным напряжением. При выборе зарядного устройства на дешевые китайские поделки, способные кипятить электролит, а не полноценно заряжать АКБ обращать внимания не стоит. Лучше выбрать устройство подороже, но с автоматическими регулировками, которое само проконтролирует процесс. Заряженный аккумулятор будет иметь напряжение 12,6 V и выше, при 12 V – потеря 40-50% заряда и полностью «севшая» батарея покажет 11,5 V и ниже.

Раз в год на малосурьмянистых и гибридных АКБ необходимо проводить КТЦ (контрольно-тренировочный цикл), состоящий из полной зарядки и контролируемого разряда. В процессе работы каждый аккумулятор подвержен явлению сульфатации, когда на активных пластинах оседает сульфат свинца, и эта их часть перестает участвовать в химической реакции. Исправить положение поможет десульфатация АКБ.

В этом видео показано измерение плотности электролита автомобильного аккумулятора с помощью ареометра:

Виды десульфатации АКБ

Существует 3 вида десульфатации:

  1. механическая очистка;
  2. химическое растворение сульфата;
  3. цикл зарядов/разрядов.

Механическая очистка пластин применялась на старых сурьмянистых АКБ, в новых придется разрезать корпус. Химическое растворение сульфата с использованием раствора «Трилон Б» слишком сложно для рядового автолюбителя.

Отрицательной стороной этих способов является то, что аккумулятор может быть полностью уничтожен. Доступный всем способ десульфатации - это цикл зарядов/разрядов при помощи специального зарядного устройства. Приобретение такой «зарядки» для одиночки-автолюбителя экономически невыгодно, поэтому можно добиться десульфатации с несколько худшими параметрами, используя обыкновенное зарядное устройство.

Особенности профилактики «необслуживаемых» АКБ

Стоит помнить, что для кальциевых АКБ напряжение 11,5 V и ниже влечет необратимую потерю емкости, и после 2-3 таких «глубоких» разрядов её можно будет использовать для балласта. По этой же причине на данном типе батарей не следует проводить КТЦ и десульфатацию. Для таких аккумуляторов манипуляции с электролитом невозможны, остальные же операции обслуживания и регулярная подзарядка необходимы.

Из-за того что технология изготовления таких батарей иная, алгоритм зарядки «кальциевиков» от сети будет несколько другой, как и зарядное устройство. В отличие от обычного «зарядника», где лишний вольтаж (выше 14,8-15,5 V) будет отсечен электроникой, для таких АКБ необходимо 16,1-16,5 V, и устройство должно иметь программируемый цикл.

При помощи этого цикла аккумулятору устраиваются своеобразные «качели» из чередующихся различных напряжений и силы тока, позволяющие зарядить его полностью. Из российских производителей с этой задачей справляется «Вымпел-55».

Проверка напряжения любого типа АКБ одинакова, а достоверно проверить емкость батареи возможно, только полностью разрядив его под нагрузкой. Заявленные для этих целей приборы «Кулон» позволяют только примерно рассчитать её, подав на батарею сигнал и определив площадь пластин. Когда АКБ обслужен и надежно закреплен на своем штатном месте (во избежание вибрации и осыпания пластин), проверяется затяжка контактных клемм.

В случае, если АКБ не имеет пробок для доступа к электролиту, или он содержится в виде геля, экспериментировать со спиливанием, высверливанием и т.д. не стоит.

Результатом может стать «убитая» на ровном месте АКБ, так как обычно такие батареи имеют «лабиринтные» крышки, предназначенные для возврата выкипевшей влаги обратно в банки и нарушение их герметичности ни к чему хорошему не приведет. Правильное обслуживание таких автомобильных аккумуляторов лучше доверить специалистам.

Длительный и стабильный срок службы автомобильной батареи зависит от стечения благоприятных факторов эксплуатации и мер профилактики владельца авто. Разберем каждый из факторов, чтобы точно узнать как продлить срок службы и не угробить дорогой аккумулятор раньше времени.

Срок службы автомобильного аккумулятора зависит от того, как долго он может держать заряд и способен к перезарядке. Как только он не может быть перезаряжен, он мертв. Существует ряд факторов, которые могут повлиять на батарею вашего автомобиля, в том числе влажность, температура и другие факторы окружающей среды.

Давайте предположим идеальные условия: нет высоких температур, нет чрезмерной влажности - словом, идеальный мир для вашего автомобиля. В этих условиях вы можете ожидать, что срок службы аккумулятора вашего автомобиля составит около 6 лет. В среднем автомобильный аккумулятор работает от 2 до 5 лет. Если вы живете в северной части Российской Федерации, срок службы аккумулятора вашего автомобиля будет ниже, потому что вы находитесь в холодном климате. Теплый климат имеет тенденцию уменьшать ущерб от холода, хотя он вызывает новую проблему - сульфатирование и потеря жидкости.

Уровень заряженности

Влияет не сама зарядка, а количество циклов зарядки. Чем больше их пришлось на короткий срок времени, тем меньше времени прослужит аккумулятор. Не нужно зарядить его, если заряд равен 50% или 25%. 10% или даже 5% - верный индикатор и сигнал для подзарядки аккумулятора.

Температура

Батарея не должна мёрзнуть. В этом случае она теряет заряд неестественным путём. Поэтому зимой и греют авто на простое, чтобы как модно дольше продержать аккумулятор в тепле. Автолюбители заметили, что в летнее время для запуска авто нужно не так много энергии, а зимой больше.

Если нет большой надобности брать автомобиль в мороз - лучше оставить дома, иначе придётся выделять деньги на ремонт или делать самому, что тоже занимает не 5 минут.

Состоянии электрической сети

Речь идёт о токах утечки, так как именно этот фактор снижает срок службы. Замерить токи утечки можно при помощи мультиметра. Возникают они из-за ошибок бортового компьютера и из-за неправильного подсоединения и отключения аккумулятора от автомобиля (если сначала снять положительную клемму).

Коррозийные процессы

Коррозия происходит в основном на сетке. Её описывают как «размягчение и выпадение» свинца с пластин. Этой реакции нельзя избежать, потому что электроды в свинцово-кислотной среде всегда реактивны. Потеря свинца является естественным явлением, которое можно уменьшить, но не устранить. Ограничение глубины разгрузки, уменьшение количества циклов, работа при умеренной температуре и контроль перезарядки являются профилактическими мерами для предотвращения коррозии.

Чтобы уменьшить коррозию на аккумуляторах с длительным сроком службы, производители сохраняют удельный вес на уровне 1,200 при полной зарядке по сравнению с 1,265 и более для высокоэффективных свинцово-кислотных аккумуляторов. Более низкий удельный вес уменьшает удельную энергию батареи.

Применение длительной перезарядки является еще одним фактором, способствующим коррозии сетки. Это особенно вредно для закрытых свинцово-кислотных систем. Хотя затопленная свинцовая кислота обладает некоторой устойчивостью к перезарядке, герметичные блоки должны работать с рекомендованным зарядом.

Сульфатация пластин аккумулятора

Сульфатирование происходит, когда свинцово-кислотная батарея полностью заряжена. Это характерно для аккумуляторов стартера в автомобилях, едущих по городу с дополнительным грузом. Двигатель в режиме холостого хода или на низкой скорости не может зарядить аккумулятор в достаточной степени.

Справка. Электрические инвалидные коляски имеют аналогичную проблему в том, что пользователи могут не заряжать аккумулятор достаточно долго.

8-часовой зарядки ночью, когда авто не используется, недостаточно. Даже солнечные элементы и ветряные турбины не всегда обеспечивают достаточный заряд свинцово-кислотных батарей, что может привести к сульфатированию. Результатом является короткое время автономной работы. Только периодическая полная разрядка может решить проблему.

Альтернативным решением является использование литий-ионной батареи, которая предпочитает частичную зарядку полной зарядке. Однако Li-ion более чем удваивает стоимость аккумулятора и редко используется в автомобилях.

В этом видео даются практические советы, как продлить работу аккумуляторной батареи в 2 раза:

Хороший уход продлевает срок службы батареи

Конечно, правильный уход за автомобильным аккумулятором может значительно увеличить срок его службы, и лучший способ обеспечить длительный срок службы автомобильного аккумулятора - всегда держать его полностью заряженным. Это означает, что вы должны стараться не оставлять фары включенными или оставлять аксессуары подключенными. Кроме того, убедитесь, что ваша батарея всегда проверяется во время регулярного технического обслуживания автомобиля.

Срок службы батареи зависит от двух основных факторов: где вы живете, и насколько хорошо вы заботитесь о батарее. Однако при надлежащем уходе вы должны использовать аккумулятор на несколько лет, предполагая, что у вас есть автомобиль с бензиновым или дизельным топливом. Если у вас есть гибрид или электромобиль, вы можете рассчитывать на невероятный восьмилетний срок службы аккумулятора, прежде чем подумать о его замене.

Подведём итоги, чтобы уберечь АКБ от порчи. Факторы, способствующие сокращению срока службы аккумулятора автомобиля:

  • Слишком много коротких поездок. Если вы едете на машине менее 20 минут за один раз, это может привести к разрядке аккумулятора, поскольку у генератора недостаточно времени для полной зарядки аккумулятора. Ограничение количества коротких поездок поможет увеличить время автономной работы.
  • Экстремальные температуры. Экстремальные температуры также влияют на срок службы батареи. Температуры ниже нуля затрудняют выработку достаточного количества энергии, а температуры ниже -15°С могут разряжать батарею, воздействуя на ее внутренний разряд.
  • Электрические гаджеты. Аккумулятор автомобиля также обеспечивает питание фар, купольных фонарей и аудиосистемы. Случайное включение фар вашего автомобиля приведет к разрядке аккумулятора. Точно также влияет прослушивание радио, когда автомобиль не заведён. Адаптеры могут помочь в питании мобильных телефонов и другой электроники. Многие новые автомобили имеют множество розеток для зарядки USB-устройств и даже могут питать электронику, которая потребляет 110 V. Если батарея заряжена неправильно, использование этих приборов может быстро разрядить батарею.
  • Коррозия. Коррозия накапливается на клеммах батареи с течением времени, и это препятствует нормальной работе батареи. Коррозия может быть очищена с помощью специального спрея.
  • Возраст. Батарея стареет, она также теряет потенциал. По окончанию срока службы её рекомендуется заменить.

Полезное видео

В этом видео наглядно показано полное обслуживание АКБ: