Чем угрожает России американский новейший авианосец Джеральд Форд? Габариты и вес.

8 апреля 2017 года c американского судостроительного предприятия Newport News Shipbuilding компании Huntington Ingalls Industries в Ньюпорт-Ньюс (штат Вирджиния) впервые вышел в море на заводские ходовые испытания головной построенный для ВМС США атомный авианосец нового типа CVN 78 Gerald R. Ford.

Cтроительство головного американского авианосца нового поколения было начато на Newport News Shipbuilding 11 августа 2005 года, церемония официальной закладки корабля состоялась 13 ноября 2009 года, а церемония крещения, с присвоением названия в честь 38-го президента США Джеральда Форда (служившего в годы Второй мировой войны офицером на легком авианосце CVL 26 Montеrey ) состоялась 9 ноября 2013 года. В тот же день корабль был выведен из строительного дока.

Являясь головным кораблем нового типа, к настоящему времени Gerald R. Ford отстает примерно на два года от плановых сроков строительства. Передача корабля ВМС США для прохождения, в отечественной терминологии, "государственных испытаний" сейчас ожидается в сентябре 2017 года. По всей видимости, оперативной готовности корабль достигнет не ранее 2020 года.

В составе ВМС США Gerald R. Ford должен заменить первый американский атомный авианосец CVN 65 Enterprise, выведенный из боевого состава ВМС 1 декабря 2012 года и из состава флота 3 февраля 2017 года.

Общая стоимость строительства Gerald R. Ford сейчас оценивается в 12,9 млрд долл, еще в минимум 4,7 млрд долл оцениваются затраты на проектирование корабля и сопутствующие НИОКР.

В декабре 2010 года на Newport News Shipbuilding было начато строительство для ВМС США второго атомного авианосца этого типа CVN 79 John F. Kennedy ( официальной закладки была произведена 22 августа 2015 года). Передача его ВМС США запланирована на 2022 год, ожидается, что корабль заменит в составе американского флота атомный авианосец CVN 68 Nimitz. Общая стоимость строительства CVN 79 оценивается в 11,35 млрд долл.

Третьим кораблем данного типа должен стать авианосец CVN 80 Enterprise , официальная закладка которого на Newport News Shipbuilding запланирована на 2018 год, а передача флоту - на 2025 год.


Первый выход в море на заводские ходовые испытания головного построенного для ВМС США атомного авианосца нового типа CVN 78 Gerald R. Ford. Ньюпорт-Ньюс, 08.04.2017 (с) Huntington Ingalls Industries

Первый выход в море на заводские ходовые испытания головного построенного для ВМС США атомного авианосца нового типа CVN 78 Gerald R. Ford. Ньюпорт-Ньюс, 08.04.2017 (с) Rob Ostermaier / Daily Press

«Джеральд Р. Форд» (англ. USS Gerald R. Ford (CVN-78)) - американский авианосец, головной сверхтяжёлый корабль одноимённого типа, пришедшего на смену авианосцам типа «Нимиц». В настоящее время в составе флота. Корабль назван в честь 38-го президента США Джеральда Р. Форда, который служил в ВМС во время Второй мировой войны на борту лёгкого авианосца Монтерей, на Тихоокеанском театре военных действий.

Авианосец Джеральд Р. Форд - видео

Строительство началось 11 августа 2005 года, когда компания Northrop Grumman провела символическую резку 15-ти тонного листа, который стал частью корпуса корабля. Спущен на воду 9 ноября 2013 года. Согласно графику, корабль должен был вступить в состав ВМС США в марте 2016 с первым назначением в 2019 году. 31 мая 2017 года «Джеральд Р. Форд» введён в строй, заменив USS Enterprise (CVN-65), который закончил свою 51-летнюю службу в декабре 2012 года.

История имени

В 2006 году, когда Джеральд Форд был ещё жив, сенатор от штата Виргиния Джон Уорнер предложил внести изменения в Закон об ассигнованиях на национальную оборону на 2007 год, предложив, что CVN-78 «должен быть назван USS Gerald Ford». В финальной версии закона, подписанного президентом Джоржем Бушем 17 октября 2006 года, говорилось что это только «мнение Конгресса что… CVN-78 должен быть назван USS Gerald Ford». Поскольку «выражение мнения» обычно ни к чему не обязывает и не имеет силу закона, ВМС не обязаны были называть корабль в честь Форда.

3 января 2007 года бывший Министр Обороны США Дональд Рамсфелд во время памятной речи в Епископальной Церкви Грейс, в городе Ист Гранд Репидс (англ.: East Grand Rapids), штат Мичиган, объявил, что авианосец может быть назван в честь Форда. Рамсфелд отметил, что лично сказал об этом Форду во время визита к нему домой в Ранчо Мираж, за несколько недель до смерти Форда. Это делает авианосец одним из немногих кораблей США, названных в честь живущего человека. Позже ВМС США подтвердили, что авианосец может быть назван в честь бывшего президента. 16 января 2007 года министр ВМС США Дональд Винтер официально присвоил имя CVN-78 - USS Gerald R. Ford. Дочь Форда Сьюзан Форд была названа спонсором корабля. Объявление было сделано в Пентагоне, церемонию посетили: вице-президент Дик Чейни, сенаторы Уорнер (республиканец, Виргиния) и Левин (демократ, Мичиган), генерал-лейтенант Guy C. Swan III, Бейлс, трое других детей Форда и остальные.

Строительство

10 сентября 2008 ВМС США подписали контракт на $5,1 миллиардов на проектирование и строительство авианосца с компанией Northrop Grumman Shipbuilding, которая начала строительство авианосца заранее по контракту на $2,7 миллиарда в 2005 году. Строительство началось в компании Huntington Ingalls Industries (ранее Northrop Grumman) на верфи Newport News Shipbuilding (19 000 сотрудников), в городе Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния.

Киль нового корабля был торжественно заложен 14 ноября 2009 года в сухом доке № 12 дочерью Форда, Сьюзан Форд Бейлс. В своей речи к собравшимся рабочим и представителям министерства обороны она сказала: «Отец столкнулся со сложным вызовом - восстановить доверие к президентству и вылечить раны нации после Уотергейта, и только он знал как это сделать - с абсолютной честностью и неподкупностью. И это наследие мы вспоминаем сегодняшним утром.».

Как было заявлено в августе 2011, авианосец «конструктивно наполовину готов». В апреле 2012 года готовность оценивалась на 75 %. 24 мая 2012 была достигнута важная веха в завершении строительства корпуса корабля выше ватерлинии, когда носовая часть была поднята и установлена на место. Это была 390-я (из примерно полутысячи) грузоподъёмная операция цельных модульных частей (из которых собран корабль). 8 октября 2012 года Huntington Ingalls Industries в своём пресс-релизе доложили что они «достигли 87 % завершения конструкционных работ CVN-78 Gerald R. Ford». К 19 декабря 2012 конструкционные строительные работы достигли 90 %. «Из около 500 подъёмных работ необходимых для завершения корабля, 446 были завершены.»

Установка рубки, изначально запланированная на 2012 год, прошла 26 января 2013. 9 апреля 2013 года взлётная палуба авианосца была завершена вслед за пристройкой верхней носовой секции, доведя корабль до 96 % готовности конструкционных работ.

7 мая 2013 года последняя из 162 основных грузоподъёмных работ была завершёна, доведя корабль до 100 % готовности конструкционных работ. Оставшиеся работы - покраска корпуса, работы по установке валов, завершение электрических работ, установка и наладка швартового оборудования и радарных антенн, и заполнение водой сухого дока.

11 июля 2013 года, в продолжении традиций ВМФ США, на авианосце была заварена капсула времени.

9 ноября 2013 года в 11:00 (по времени Восточного побережья) состоялась церемония спуска авианосца на воду, бутылку о борт корабля разбила Сьюзен Форд Бейз, дочь Джеральда Форда. Готовность корабля на этот момент, по заявлениям представителей ВМС США, составила 70 %.

В июне 2016 года агентство Bloomberg опубликовало новость, что авианосец не прошел проверку боеспособности, его ввод был перенесён на 2017 год. В управлении операционного тестирования и оценки Минобороны США установили, что многие важные системы корабля имеют серьёзные неполадки, часть из которых можно устранить только перепроектированием. Проблемными являются системы взлёта и посадки самолётов (предварительно, взлётно-посадочная полоса нуждается в замене) и управления воздушным движением (катапультой), а также в системы самообороны корабля и доставки вооружений (специалистам комиссии не удалось провести испытания 11-ти подъёмников для боеприпасов). Электромагнитная катапульта корабля может произвести только 400 запусков, после чего с большой вероятностью даст сбой (вместо положенных 4166 взлетов). Аэрофинишер может принять подряд 25 самолётов, после чего даст сбой (вместо положенных 1600 посадок). Также неизвестны возможности двухдиапазонной радиолокационной станции - радар тестировался только на суше, причём с незавершённым программным обеспечением.

Особенности конструкции

Изначально предполагалось, что «Джеральд Форд» заменит собой USS Энтерпрайз (CVN-65), который по состоянию на 2012 год прослужил в составе флота более 50 лет. Однако, эти планы не оправдались, «Энтерпрайз» был выведен из состава флота 1 декабря 2012 года.

Корабль оснащён электромагнитной катапультой EMALS на основе линейного электродвигателя. Она позволяет разгонять боевые самолёты более плавно и избегать слишком сильных нагрузок на конструкцию летательного аппарата.

Два новых реактора, разработанных для авианосца, способны производить на 25 % больше электроэнергии, чем энергоустановка авианосца предыдущего поколения. Запас мощности позволяет кораблю быстрее перезаряжать катапульты и запускать самолёты (может взять на борт до 75 самолётов и вертолётов). Энергетическая установка с двумя реакторами A1B является первой системой такого типа, не требующей перезагрузки топлива в течение службы. Новые реакторы рассчитаны таким образом, что ядерного топлива хватит на все 50 лет, в течение которых будет служить авианосец. Благодаря этому, кроме прочего, повышается безопасность эксплуатации корабля, поскольку все радиоактивные материалы с момента загрузки и до списания авианосца будут находиться в герметичном объеме.

Основным элементом комплекса радиоэлектронных средств корабля Gerald R.Ford станет радиолокационная система DRB. В ее состав включены многофункциональная РЛС Raytheon AN/SPY-3 и РЛС объемного обзора Lockheed Martin VSR. Аналогичное радиоэлектронное оборудование предполагается устанавливать на новых эсминцах проекта Zumwalt. Предполагается, что РЛС VSR будет использоваться для контроля воздушной обстановки и целеуказания самолетам или кораблям. Вторая радиолокационная станция, AN/APY-3, предназначается не только для обзора или сопровождения целей, но и для управления некоторыми видами вооружения.

При проектировании нового авианосца учитывался опыт, полученный при эксплуатации предыдущих. В связи с этим была изменена компоновка ангарной палубы. Так, авианосец «Джеральд Р.Форд» имеет двухсекционную ангарную палубу. Для подъема летательных аппаратов на летную палубу корабль получил три элеватора вместо четырех, применявшихся на авианосцах предыдущего типа.

По официальным данным, новый авианосец сможет перевозить и обеспечивать боевую работу свыше 75 летательных аппаратов нескольких типов. Первоначально основной ударной силой авианосца Gerald R. Ford будут самолеты F/A-18E/F Super Hornet. Со временем к ним присоединятся, а затем и заменят, новейшие F-35C. Состав самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, радиоэлектронной борьбы, а также вертолетов различного назначения останется прежним. Кроме того, предполагается разместить на новом авианосце беспилотные летательные аппараты нескольких типов. В отдаленном будущем подобная техника может потеснить пилотируемые самолеты и вертолеты.

Для ПВО и ПРО корабля авианосец Gerald R. Ford оснастят зенитными ракетными комплексами RIM-116 RAM и RIM-162 ESSM. Такое вооружение позволит кораблю перехватывать опасные цели на дальностях до 50 км. Кроме того, для защиты от угроз в ближней зоне на авианосец установят несколько зенитных артиллерийских систем.

С сокращением числа членов экипажа, эксплуатация авианосца должна будет обойтись США на 4 млрд долл. дешевле, чем его предшественника. Планируемый срок службы «Джеральда Форда» тоже 50 лет, стоимость постройки трёх авианосцев нового класса составит примерно 42 млрд долл.

В сентябре исследовательская служба Конгресса США опубликовала новые данные, касающиеся финансовой стороны строительства авианосцев. По данным службы, строительство Gerald R. Ford обошлось бюджету в 12,8 миллиарда долларов (в текущих ценах). При этом финансирование строительства было полностью завершено еще в 2011 году и с тех пор никаких средств на новый корабль не выделялось. Для компенсации роста стоимости отдельных компонентов и работ в 2014 и 2015 финансовых годах планировалось дополнительно выделить около 1,3 млрд. долларов.

В планах Пентагона на ближайшие десять лет числится постройка лишь трех авианосцев нового типа. Срок службы этих кораблей составит 50 лет. Какими проектами займется американское кораблестроение после 2023 года, когда планируется спустить на воду Enterprise, пока неизвестно. К тому времени возможно обновление существующего проекта или начало работ над новым. Так или иначе, в течение ближайших 10-12 лет военно-морские силы Соединенных Штатов получат три новых авианосца, которые по своим характеристикам превосходят используемые сейчас корабли.

Как и любой другой дорогостоящий и амбициозный проект, строительство новых авианосцев подверглось жесткой критике. В свете последних сокращений военного бюджета строительство столь дорогих кораблей выглядит, как минимум, неоднозначно. К примеру, отставной офицер ВМС США Г. Хендрикс, являющийся последовательным противником современных авианосцев, регулярно приводит следующий довод против новейших кораблей. Последний из авианосцев типа Nimitz обошелся казне примерно в семь миллиардов долларов.

Головной «Джеральд Р.Форд» в итоге будет стоить почти вдвое больше. При этом нормальная интенсивность полетов, обеспечиваемая электромагнитной катапультой, составит всего 160 самолетовылетов в сутки против 120 у «Нимитцев». Иными словами, новый авианосец в два раза дороже старого, но прирост боевой эффективности, выраженный в количестве возможных самолетовылетов, составляет всего 30%. Стоит отметить, что при максимальной нагрузке на электросистемы Gerald R.Ford может обеспечить 220 самолетовылетов в сутки, но и это не позволяет достичь пропорционального роста боевой эффективности.

Авторы проекта новых авианосцев регулярно упоминали, что эксплуатация этих кораблей будет стоить меньше, чем использование уже существующих. Тем не менее, экономия на эксплуатации далеко не сразу сможет оказать влияние на финансовую часть проекта. Главная причина этого – вдвое большая цена строительства кораблей. Кроме того, не следует забывать, что авианосцы работают в составе авианосных ударных групп (АУГ), в которые также входят корабли других классов.

По состоянию на начало 2013 года эксплуатация одной АУГ обходилась примерно в 6,5 миллиона долларов ежедневно. Таким образом, экономия на эксплуатации авианосцев может не оказать значительного влияния на общие финансовые показатели соответствующих соединений ВМС США.

Еще одной проблемой финансового характера является авиационная группировка. В течение первых лет основой ударной авиации новых авианосцев будут истребители-бомбардировщики F/A-18E/F. В дальнейшем им на смену придут новейшие F-35C. Характерной неприятной чертой обоих вариантов состава авиагруппы является фактическая стоимость боевых вылетов. Согласно подсчетам Г. Хендрикса, весь жизненный цикл самолетов F/A-18, включая стоимость строительства и подготовки лётчиков, обходится военному ведомству примерно в 120 миллионов долларов.

За последние десять лет палубная авиация ВМС США, участвуя в различных конфликтах, использовала около 16 тыс. бомб и ракет различных типов. Таким образом, среднее количество боеприпасов, использованных каждым из эксплуатирующихся самолетов F/A-18 за десять лет, равняется 16 единицам. Из стоимости жизненного цикла машин следует, что каждый сброс бомбы или пуск ракеты обошелся налогоплательщикам в 7,5 миллионов долларов. Стоимость строительства и эксплуатации новейших палубных самолетов F-35C будет значительно выше аналогичных параметров современной техники. В связи с этим средняя стоимость одного сброса бомбы может увеличиться в разы.

Таким образом, уже сейчас можно с уверенностью говорить, что один из самых амбициозных американских проектов последнего времени окажется еще и одним из самых дорогих. Причем есть основания сомневаться в том, что примененные меры, направленные на экономию за счет ряда новых систем и т.п., позволят ощутимо повлиять на общие экономические показатели проекта. Тем не менее, строительство новых авианосцев – пусть даже и чрезмерно дорогих – позволит ВМС США поднять свой боевой потенциал и обеспечить возможность выполнения боевых задач в течение следующих 50 лет.

Тактико-технические характеристики авианосца Джеральд Р. Форд

Назван в честь: Джеральда Форда
Класс и тип судна: Авианосец типа «Джеральд Р. Форд»
Изготовитель: Соединённые Штаты Америки Newport News Shipbuilding, Ньюпорт-Ньюс, Виргиния
Заказан к постройке: 10 сентября 2008
Строительство начато: 13 ноября 2009 года
Спущен на воду: 9 ноября 2013 года
Введён в эксплуатацию: 31 мая 2017 года

Водоизмещение авианосца Джеральд Р. Форд

Около 98 425 т полное

Габариты авианосца Джеральд Р. Форд

Длина: 337 м наибольшая
- Ширина: 41 м по ватерлинии; 78 м наибольшая
- Высота: 76 м

Флот Военно-морских сил США в сентябре пополнит самый дорогой военный корабль из когда-либо построенных — авианосец USS Gerald R. Ford стоимостью $12,9 млрд. Об этом заявил официальный представитель военно-морского флота, сообщает CNN . Он станет первым кораблем нового класса многоцелевых атомных авианосцев США.

По состоянию на март, корабль был готов на 97%. Ходовые испытания планируют начать в июле, чтобы уже осенью «Ford class» присоединился к ВМС США. Gerald R. Ford является своеобразным «первопроходцем» Флота США, полностью спроектированным в системе 3D -дизайна, внедрённой компанией «Northrop Grumman» и включающей автоматизированную систему моделирования технологических процессов.

Его длина – 332 метра, вес – 100 тысяч тонн. При одинаковом с авианосцами типа «Nimitz » водоизмещении он будет иметь на 500-900 человек меньший экипаж. Это стало возможным за счёт широкого внедрения автоматизации и уменьшения трудоёмкости технического обслуживания устройств и систем. Также, будет обеспечено увеличение числа самолёто-вылетов со 140 до 160 в день (и до 220 в кризисных ситуациях), увеличение на 150 % вырабатываемой электроэнергии для новых высокотехнологичных систем, внедрена система контроля за весом и устойчивостью, улучшены возможности взаимодействия с другими кораблями.

Авианосцы смогут нести до 90 самолётов и вертолётов различного назначения: палубные самолёты 5-го поколения F-35 , истребители-штурмовики F/A-18E/F Super Hornet , самолёты ДРЛО E-2D Advanced Hawkeye, самолёты электронного противодействия EA-18G, многоцелевые вертолёты MH-60R/S , а также боевые беспилотные летательные аппараты.

Конструкция корпуса практически одинакова с авианосцами типа «Nimitz». Более компактная надстройка сдвинута в корму и вынесена за линию борта. Надстройка оборудована мачтой из композитных материалов. Здесь расположены неподвижные радары с фазированными антенными решётками и система автоматического подлёта и посадки (JPALS) , использующая глобальную систему позиционирования GPS . Расширена полётная палуба, на ней оборудованы 18 пунктов для заправки и вооружения самолётов. Флагманские апартаменты на 70 мест для уменьшения размеров надстройки перенесены на нижнюю палубу. Значительно изменена внутренняя компоновка корабля и конфигурация полётной палубы. Обеспечено быстрое реконфигурирование внутренних объёмов при установке новой аппаратуры. Для уменьшения веса количество секций ангара сокращено с трёх до двух, а количество самолётоподъёмников - с четырёх до трёх.

Основой радиоэлектронного оборудования авианосца является двухдиапазонная радиолокационная система (Dual Band Radar, DBR) , которая интегрирует в себе многофункциональный радар AN/SPY-3 X -диапазона фирмы Raytheon и радар объёмного обзора (Volume Search Radar, VSR) L-диапазона фирмы Lockheed . AN/SPY-3 осуществляет обзор и сопровождение целей, управление ракетами и подсветку цели на конечном участке траектории ракеты. VSR выполняет роль дальнего обзора и целеуказания для других радаров и систем оружия. Система разрабатывалась для эсминцев нового поколения .

В качестве средства ПВО самообороны корабль вооружён ракетами RIM-162 ESSM фирмы Raytheon с двумя 8-контейнерными пусковыми установками на 32 ракеты каждая. Ракеты предназначены для борьбы со скоростными высокоманёвренными противокорабельными ракетами. Системы ближнего радиуса действия включают зенитные ракеты RIM-116 RAM производства Raytheon и Ramsys GmbH .

Одним из существенных технологических новшеств является замена паровых катапульт C-13 на новые электромагнитные катапульты (EMALS) фирмы General Atomics на основе линейных электродвигателей. Демонстрационный вариант катапульты был опробован в Тестовом центре военно-морских авиационных систем (NASC) в Лейкхерсте в штате Нью-Джерси. В случае успеха, электромагнитные катапульты обеспечат большую управляемость процесса запуска самолётов, меньшие нагрузки на самолёты и пилотов, возможность взлёта при более широком диапазоне скоростей и направлений ветра, специальные режимы запуска для беспилотных аппаратов.

Ожидается применение новых турбоэлектрических аэрофинишёров AAG. Натяжение синтетического троса аэрофинишёра будет регулироваться электромотором, что обеспечит более плавный пробег и отсутствие экстремальных нагрузок на трос, тормозной гак и фюзеляж самолёта. Разработка AAG ведется с 2010 года, а первые испытания системы были проведены уже в 2011 году. К настоящему времени аэрофинишер выполнил уже более 1200 торможений «мертвых грузов» различной массы. В состав электромеханического аэрофинишера входят тросовое устройство, гидротормоза, механический тормоз, электродвигатели-генераторы с низкой энерцией, но высоким крутящим моментом, а также конденсаторы. Последние необходимы для накопления энергии, вырабатываемой генераторами при торможении самолета.

Первая успешная посадка пилотируемого самолета Boeing F/A-18E Super Hornet на опытный образец авианосного турбоэлектрического аэрофинишера General Atomics Advanced Arresting Gear (AAG), установленный на наземном летно-испытательном комплексе американской палубной авиации на авиабазе МакГир-Дикс-Лейкхёрст. Лейкхёрст (Нью-Джерси), 31.03.2016 (с) ВМС США

Электродвигатели связаны с регулируемыми заслонками гидротормозов. При торможении самолета система управления динамикой при помощи заслонок постоянно корректирует сопротивление жидкости в гидротормозах. Благодаря этому обеспечивается равномерное торможение садящегося самолета вдоль всей траектории. Кроме того, управление динамикой позволяет заранее настраивать аэрофинишер на прием самолетов разной массы. Частично работа AAG обеспечивается накопленной при торможении самолетов энергией.

На корабле будет применена усовершенствованная система складирования и подачи боеприпасов и расходных материалов с хранилищами удвоенной высоты. Вооружение поднимается из арсеналов к основным пунктам обработки и сборки на уровне 02 (под полётной палубой), откуда подаются на палубу скоростными подъёмниками. Разработка подъёмников осуществлялась компаниями Federal Equipment Company и Oldenburg Lakeshore Inc .

Заново спроектированный ядерный реактор A1B может работать без замены топливных стержней в течение 50 лет. Это первый ядерный реактор, который не требует перезагрузки топлива за всё время службы авианосца. Мощность нового ядерного реактора по сравнению с предшественниками увеличена на 25 %, а трудоёмкость обслуживания сокращена на 50 %. По существу, именно использование более мощной энергетической установки и позволило оснастить авианосец «Gerald R. Ford» электромагнитными катапультами EMALS.

В 1985 году в ПНР, на Гданьском судостроительном заводе началось строительство средних разведывательных кораблей проекта 864. Заказчиком выступало Министерство судостроения СССР, чтобы юридически они были совершенно не военными машинами. После прохождения ходовых испытаний, в Ленинграде, на них устанавливали комплексы радиоразведки, и прочую "шпионскую" аппаратуру.

С 1985 по 1988 годы было построено семь кораблей. Они стали основой разведфлота сначала СССР, а затем и России. В числе семи был и корабль "Виктор Леонов", основная задача которого - перехват радиопереговоров и изучение параметров сонаров.

Это присказка, сказка будет впереди.

31 мая 2017 года многоцелевой атомный авианосец типа "Джеральд Р. Форд" введен в состав флота США. Большой. Красивый. Вместительный. Напичканый по самую палубу суперсовременными штуками типа электромагнитных катапульт, усовершенствованных аэрофинишеров, новыми ядерными энергетическими установками, способными вырабатывать в 3 раза больше электричества для нужд катапульт, с помощью которых их самолеты запуливаются намного быстрее, чем со старыми паровыми.

У "Джеральда Форда" экипаж на 500-900 человек меньше, чем у старых "Нимицов", за счет уменьшения на треть трудоёмкости тех. обслуживания и внедрения автоматизации везде, где только возможно.

По сравнению с авианосцами типа "Нимиц", должно произойти увеличение числа самолёто-вылетов со 140 до 160 в день, а то и до 220 в боевых условиях, за счет повышенного запаса мощности ядерной энергитической установки, что позволяет кораблю быстрее перезаряжать катапульты и запускать самолёты. С трех до четырех увеличится и количество самолётоподъёмников. Ожидается применение новых турбоэлектрических аэрофинишёров. Количество самолетов с 64 увеличится до 90. И какие самолеты! Палубные самолёты 5-го поколения F-35, истребители-штурмовики F/A-18E/F Super Hornet, и прочие ДРЛО и самолеты РЭБ.

Он сможет всё! Если и когда его доведут до ума.

Авианосец "Джеральд Форд" подвели его уникальные электромагнитные катапульты, на которые так надеялись американские моряки - топливные баки взлетающих истребителей "чрезмерно вибрируют". Катапульта не может запускать самолеты, у которых присутствуют дополнительные подвесные топливными бакаи на крыльях. А весь парк самолетов, как отмечалось выше, состоит из "Super Hornet" которым для миссий дальнего радиуса действия обязательно нужны эти самые баки. То есть бой переносится к авиаматке, что конечно не прибавляет радости.

Потом всплыло, что если одна из катапульт вдруг ненароком выйдет из строя, то для ее ремонта надо остановить работу всех катапульт вообще. Вы представляете, идет бой, не на жизнь, а на смерть, и тут вдруг в катапульту злые люди пульнули снаряд. И - всё, как пелось в одной старой песенке: "кончен бал, окончен вечер". Потом еще выяснилось, что для обслуживания катапульты необходимо больше народа и поэтому надо расширять жилой отсек.

Но и это ещё не всё! Нашлись проблемы и в устройстве аэрофинишера. Фирма-изготовитель толком так и не отладила его и каждые 25 посадок возникают сбои в системе. Но чтобы его отремонтировать надо что? Правильно! Надо прекратить все взлетно-посадочные процедуры. И опять авиаматка вся такая красивая, хлопая глазками, стоит посреди океана с вывешенным плакатиком "У нас регламентные работы, просьба временно прекратить военные действия. Спасибо за понимание."

Потом выяснилось, что повышение выработки электроэнергии ЯУ влечет риск сбоев в электросистеме, особенно в условиях повышенной влажности. И РЛС не может совместить данные со своих двух радаров, потому что они работают, видите ли, в разных диапазонах.

По деньгам там вообще вышла "картина маслом". Одна только история с производителем катапульт, который на устранение неполадок выкатил сверхсмету с суммой, которая утроила стоимость аэрофинишера с изначальных 300 миллионов до 960. А общая стоимость "Джеральда" составляет, пока составляет, 14 млрд. долларов. Как три "Нимица".

Как пишет издание Task and Puprose со ссылкой на профильное Управление советника главы Минобороны США, специалисты нашли столько технических проблем, что попросили главу Пентагона отложить ударные испытания авианосца до 2024 года.
А при чем здесь спросите Вы "Виктор Леонов"? А вот:

В Пентагоне утверждают, что за «Джеральдом Фордом» двое суток гонялось российское океанографическое судно «Виктор Леонов». Российские моряки облучали американский авианосец радарами и фотографировали.
"Джеральд Форд" запросил помощи у своих, и она прибыла в лице эсминца "Коул", который своей грудью прикрыл авианосец от фотоаппаратов российских моряков, но катастрофа уже произошла... Как отмечают СМИ, в результате погони и "облучения" у американского "грозы морей" отказало рулевое устройство и судно было отбуксировано для ремонта в Норфолк.

При скорости авианосца в тридцать узлов, "Виктор Леонов", имеющий с рождения предел в шестнадцать, двое суток за ним гонялся, догонял, фотографировал и "облучал" радарами. Представляете?

Есть очень старый анекдот:

На взлетной полосе стоит огромный авиалайнер. В салон перед входит стюардесса и объявляет в микрофон:
- Господа пассажиры, мы рады Вас приветствовать на борту нашего экспериментального гипераэробуса...
На первом этаже нашего гипераэробуса находится салон для VIP-пассажиров вместимостью на 2000 человек...
На втором этаже гипераэробуса находится современный мегакинотеатр вместимостью 500 человек, вместе с залом игровых автоматов на 200 человек...
На третьем этаже нашего аэробуса находится плавательный бассейн (50 метров) с сауной на 100 человек.
На четвертом этаже аэробуса располагаются теннисные корты с трибунами для болельщиков...
А теперь, господа пассажиры, пристегните ремни, мы со всей этой хренью попробуем взлететь.

Похоже не взлетел...

Команда авианосца CVN-78 «Gerald R. Ford» перед заполнением дока водой воспользовалась случаем и сделала групповую фотографию наглядно демонстрирующую чудовищные размеры корабля. ()

9 ноября на верфи Newport News Shipbuilding (г. Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния) состоится церемония спуска на воду нового американского авианосца Gerald R. Ford (CVN-78). Строительство головного корабля одноименного типа началось в 2009 году и вскоре перейдет в завершающую стадию. Ввод авианосца в боевой состав ВМС США запланирован на 2016 год. В дальнейшем Пентагон собирается построить еще два корабля этого типа.

Авианосец «Джеральд Р. Форд» является одним из главнейших американских военных проектов последнего времени. Подобное отношение к кораблю в первую очередь обусловлено тем, что впервые с шестидесятых годов американское кораблестроение создало и осуществляет столь крупный проект. Находящиеся в настоящее время в составе ВМС авианосцы типа Nimitz строились в соответствии с проектом, разработанным в шестидесятых годах. С тех пор проект неоднократно дорабатывался перед строительством или модернизацией кораблей, но не претерпевал значительных изменений. Корабли типа Gerald R. Ford, первый из которых скоро будет спущен на воду, строятся по новому проекту, созданному в соответствии с нынешними требованиями военно-морских сил.

Давайте посмотрим на процесс строительства этого гиганта …

Одной из самых интересных черт нового проекта является подход к оснащению кораблей различным оборудованием. Так, по своим габаритам и водоизмещению авианосец «Джеральд Р. Форд» почти не отличается от предшественников типа «Нимитц». Корабль с полным водоизмещением около 100 тыс. тонн имеет длину свыше 330 метров и максимальную ширину по летной палубе 78 м. При этом внутреннее оснащение, радиоэлектронное оборудование, вооружение и т.п. нового авианосца можно считать большим шагом вперед. Утверждается, что применение ряда новых систем позволит значительно сократить экипаж корабля, но при этом поднять интенсивность боевой работы авиакрыла минимум на 30%. Следствием последнего станет увеличение боевой эффективности корабля.

Более высокие характеристики нового авианосца в сравнении с эксплуатируемыми в настоящее время обусловлены применением двух атомных реакторов A1B, разработанных специально для авианесущих кораблей нового проекта. При необходимости такая энергетическая установка может выдавать мощность, на 25% превышающую максимальную мощность реакторов авианосцев «Нимитц». При этом трудоемкость обслуживания реакторов снижена вдвое. Энергетическая установка с двумя реакторами A1B является первой системой такого типа, не требующей перезагрузки топлива в течение службы. Новые реакторы рассчитаны таким образом, что ядерного топлива хватит на все 50 лет, в течение которых будет служить авианосец. Благодаря этому, кроме прочего, повышается безопасность эксплуатации корабля, поскольку все радиоактивные материалы с момента загрузки и до списания авианосца будут находиться в герметичном объеме.

Использование более мощной энергетической установки позволило оснастить авианосец «Джеральд Р. Форд» электромагнитными катапультами EMALS. При помощи новых катапульт авианосец сможет обеспечить нормальную интенсивность полетов авиации на уровне 160 самолетовылетов в сутки. Для сравнения, современные авианосцы типа Nimitz могут обеспечить лишь 120 вылетов в сутки. При необходимости перспективный авианосец сможет поднять интенсивность полетов до 220 вылетов в сутки.

Основным элементом комплекса радиоэлектронных средств корабля Gerald R. Ford станет радиолокационная система DRB. В ее состав включены многофункциональная РЛС Raytheon AN/SPY-3 и РЛС объемного обзора Lockheed Martin VSR. Аналогичное радиоэлектронное оборудование предполагается устанавливать на новых эсминцах проекта Zumwalt. Предполагается, что РЛС VSR будет использоваться для контроля воздушной обстановки и целеуказания самолетам или кораблям. Вторая радиолокационная станция, AN/APY-3, предназначается не только для обзора или сопровождения целей, но и для управления некоторыми видами вооружения.

При проектировании нового авианосца учитывался опыт, полученный при эксплуатации предыдущих. В связи с этим была изменена компоновка ангарной палубы. Так, авианосец «Джеральд Р. Форд» имеет двухсекционную ангарную палубу. Для подъема летательных аппаратов на летную палубу корабль получил три элеватора вместо четырех, применявшихся на авианосцах предыдущего типа.

По официальным данным, новый авианосец сможет перевозить и обеспечивать боевую работу свыше 75 летательных аппаратов нескольких типов. Первоначально основной ударной силой авианосца Gerald R. Ford будут самолеты F/A-18E/F Super Hornet. Со временем к ним присоединятся, а затем и заменят, новейшие F-35C. Состав самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, радиоэлектронной борьбы, а также вертолетов различного назначения останется прежним. Кроме того, предполагается разместить на новом авианосце беспилотные летательные аппараты нескольких типов. В отдаленном будущем подобная техника может потеснить пилотируемые самолеты и вертолеты.

Для ПВО и ПРО корабля авианосец Gerald R. Ford оснастят зенитными ракетными комплексами RIM-116 RAM и RIM-162 ESSM. Такое вооружение позволит кораблю перехватывать опасные цели на дальностях до 50 км. Кроме того, для защиты от угроз в ближней зоне на авианосец установят несколько зенитных артиллерийских систем.

На данный момент собраны все основные конструкции нового авианосца и вскоре начнется завершающий этап строительства и оснащения. После ввода корабля в строй, планируемого на 2016 год, в составе ВМС США снова будет 11 авианосцев. В 2012 году, после списания авианосца Enterprise (CVN-65), количество кораблей этого класса сократилось до 10. В дальнейшем планируется перевести структуру авианосного флота на постоянное использование 10 кораблей.

В сентябре исследовательская служба Конгресса США опубликовала новые данные, касающиеся финансовой стороны строительства авианосцев. По данным службы, строительство Gerald R. Ford обошлось бюджету в 12,8 миллиарда долларов (в текущих ценах). При этом финансирование строительства было полностью завершено еще в 2011 году и с тех пор никаких средств на новый корабль не выделялось. Для компенсации роста стоимости отдельных компонентов и работ в 2014 и 2015 финансовых годах планируется дополнительно выделить около 1,3 миллиарда.

В ближайшей перспективе ВМС США разместят заказ на строительство второго авианосца типа Gerald R. Ford, который получит имя «Джон Ф. Кеннеди». Закладка второго корабля запланирована на следующий год. В течение 2014-2018 годов предполагается потратить на строительство около 11,3 миллиарда долларов, 944 млн. из которых будут выделены в первый год строительства. В 2018 году предполагается подписать контракт, в соответствии с которым судостроительная промышленность построит третий авианосец того же типа (имеется информация о его названии – Enterprise). Стоимость этого корабля в ценах 2014 финансового года оценивается в 13,9 миллиарда.

В планах Пентагона на ближайшие десять лет числится постройка лишь трех авианосцев нового типа. Срок службы этих кораблей составит 50 лет. Какими проектами займется американское кораблестроение после 2023 года, когда планируется спустить на воду Enterprise, пока неизвестно. К тому времени возможно обновление существующего проекта или начало работ над новым. Так или иначе, в течение ближайших 10-12 лет военно-морские силы Соединенных Штатов получат три новых авианосца, которые по своим характеристикам превосходят используемые сейчас корабли.

Как и любой другой дорогостоящий и амбициозный проект, строительство новых авианосцев подверглось жесткой критике. В свете последних сокращений военного бюджета строительство столь дорогих кораблей выглядит, как минимум, неоднозначно. К примеру, отставной офицер ВМС США Г. Хендрикс, являющийся последовательным противником современных авианосцев, регулярно приводит следующий довод против новейших кораблей. Последний из авианосцев типа Nimitz обошелся казне примерно в семь миллиардов долларов. Головной «Джеральд Р. Форд» в итоге будет стоить почти вдвое больше. При этом нормальная интенсивность полетов, обеспечиваемая электромагнитной катапультой, составит всего 160 самолетовылетов в сутки против 120 у «Нимитцев». Иными словами, новый авианосец в два раза дороже старого, но прирост боевой эффективности, выраженный в количестве возможных самолетовылетов, составляет всего 30%. Стоит отметить, что при максимальной нагрузке на электросистемы Gerald R. Ford может обеспечить 220 самолетовылетов в сутки, но и это не позволяет достичь пропорционального роста боевой эффективности.

Авторы проекта новых авианосцев регулярно упоминали, что эксплуатация этих кораблей будет стоить меньше, чем использование уже существующих. Тем не менее, экономия на эксплуатации далеко не сразу сможет оказать влияние на финансовую часть проекта. Главная причина этого – вдвое большая цена строительства кораблей. Кроме того, не следует забывать, что авианосцы работают в составе авианосных ударных групп (АУГ), в которые также входят корабли других классов. По состоянию на начало 2013 года эксплуатация одной АУГ обходилась примерно в 6,5 миллиона долларов ежедневно. Таким образом, экономия на эксплуатации авианосцев может не оказать значительного влияния на общие финансовые показатели соответствующих соединений ВМС США.

Еще одной проблемой финансового характера является авиационная группировка. В течение первых лет основой ударной авиации новых авианосцев будут истребители-бомбардировщики F/A-18E/F. В дальнейшем им на смену придут новейшие F-35C. Характерной неприятной чертой обоих вариантов состава авиагруппы является фактическая стоимость боевых вылетов. Согласно подсчетам Г. Хендрикса, весь жизненный цикл самолетов F/A-18, включая стоимость строительства и подготовки лётчиков, обходится военному ведомству примерно в 120 миллионов долларов. За последние десять лет палубная авиация ВМС США, участвуя в различных конфликтах, использовала около 16 тыс. бомб и ракет различных типов. Таким образом, среднее количество боеприпасов, использованных каждым из эксплуатирующихся самолетов F/A-18 за десять лет, равняется 16 единицам. Из стоимости жизненного цикла машин следует, что каждый сброс бомбы или пуск ракеты обошелся налогоплательщикам в 7,5 миллионов долларов. Стоимость строительства и эксплуатации новейших палубных самолетов F-35C будет значительно выше аналогичных параметров современной техники. В связи с этим средняя стоимость одного сброса бомбы может увеличиться в разы.

Таким образом, уже сейчас можно с уверенностью говорить, что один из самых амбициозных американских проектов последнего времени окажется еще и одним из самых дорогих. Причем есть основания сомневаться в том, что примененные меры, направленные на экономию за счет ряда новых систем и т.п., позволят ощутимо повлиять на общие экономические показатели проекта. Тем не менее, строительство новых авианосцев – пусть даже и чрезмерно дорогих – позволит ВМС США поднять свой боевой потенциал и обеспечить возможность выполнения боевых задач в течение следующих 50 лет.

В центре американского кораблестроения - городе Ньюпорт-Ньюс, штат Виргиния, - подходят к концу работы по созданию первого атомного авианосца нового типа «Джеральд Р. Форд». Этот тип создан как улучшенная версия авианосцев типа «Нимиц». При сопоставимых размерах и авиационном вооружении он отличается сокращённым за счёт высокой степени автоматизации экипажем и как следствие, меньшими эксплуатационными расходами. Помимо этого, новые авианосцы отличаются внедрением ряда новых технологий и конструктивных решений, в частности, стелс-элементов. Головной корабль «Джеральд Р. Форд» заложен 14 ноября 2009 года, введение его в строй планируется в 2015 году. Планируемый срок службы - 50 лет.

Стоимость постройки трёх авианосцев нового класса (CVN 78 «Джеральд Р. Форд», CVN-79 «Джон Ф. Кеннеди», CVN-80 «Энтерпрайз») составит примерно $42 млрд.

На строящемся в сухом доке верфи Newport News Shipbuilding авианосце Gerald R. Ford (CVN-78) завершена установка четырех 30-тонных бронзовых винтов, сообщает Huntington Ingalls Industries 3 октября. Каждый винт имеет диаметр в 21 фут.

«Установка винтов является завершением 10-месячной целенаправленной работы по установке валов», сказал Рольф Бартши (Rolf Bartschi), вице-президент программы CVN-78. «Конфигурация лопастей, вес винтов и чрезвычайно жесткие допуски требуют тщательной установки. Я высоко ценю монтажников и техников за хорошо выполненную работу».

Первичная структура корпуса «Джеральда Форда» достигла 100-процентной готовности в мае после трех лет сборочных работ. Работы на корабле продолжаются, в т.ч. по монтажу трубопроводных и электрических систем, жилых отсеков.