Позитивные и негативные последствия социальной мобильности. Последствия социальной мобильности Последствия ограничения социальной мобильности государством

Классы и касты. Характер процессов мобильности во многих об­ществах и социальных группах различен и зависит от особенностей струк­туры общества или группы. Одни общества имеют сложившиеся соци­альные структуры, препятствующие различным видам социальной мо­бильности, другие более или менее свободно допускают как социаль­ные подъемы, так и социальные падения. В открытых классовых обществах каждый их член может подниматься и опускаться по стату­сам, составляющим структуру, на основе собственных усилий и способ­ностей. В закрытых классовых обществах каждая социальная позиция предписана индивиду от рождения, и какие бы усилия он ни предпри­нимал, общество исключает для него достигаемый социальный подъем или социальное падение.

Очевидно, что оба эти общества представляют собой идеальные типы структур и в реальной жизни в настоящее время не существу­ют. Однако существуют социальные структуры, близко стоящие к иде­альным открытым и закрытым классовым обществам. Одним из об­ществ, близким к закрытому, было кастовое общество в Древней Индии. Оно делилось на ряд каст, каждая из которых обладала соб­ственной социальной структурой и занимала строго определенное ме­сто среди других каст.

Касты относятся к социальным системам, в которых занятие индивидами позиций основано на происхождении и исключена вся­кая возможность достижения более высоких статусов при строгих пра­вилах, запрещающих браки между представителями разных каст. Эти правила закрепляются в сознании с помощью религиозных ве­рований. В Древней Индии, например, социальные барьеры между кастами были очень значительными и переходы индивидов из одной касты в другую наблюдались чрезвычайно редко. Каждая каста име­ла специфические виды профессий, использовала отдельные дороги для передвижения, а также создавала свои типы внутренних взаимо­связей. Ранговое место касты в обществе строго соблюдалось. Так, представители высшей касты, брахманов, как правило, обладали богатством и высоким уровнем образования. Однако, даже если пред­ставитель этой высшей касты становился банкротом или по какой-то причине оставался неграмотным, он все равно не мог опуститься в нижнюю касту.

Современные общества в целом не могут быть организованы по кастовому типу по ряду социальных и экономических причин, к ко­торым относятся прежде всего потребности общества в квалифици­рованных и компетентных исполнителях, в людях, способных решать задачи управления сложными социальными, политическими и эконо­мическими процессами.

Но даже в современных обществах существуют социальные груп­пы «закрытого» типа, весьма напоминающие касты. Так, во многих странах такой относительно закрытой группой является элита - верхний слой социальной структуры, имеющий преимущества при за­нятии наиболее высоких социальных статусов и, стало быть, преиму­щества при распределении общественного продукта, власти, получе­нии наилучшего образования и т.д.

Итак, в обществах существуют некоторые социальные статусные группы, вертикальная мобильность в которых крайне затруднена в си­лу их замкнутости и барьеров, создаваемых на пути представителей других социальных групп. Вместе с тем, как бы ни была замкнута груп­па, все равно существует хотя бы незначительное число членов дру­гих групп, проникающих в нее. Видимо, есть определенные пути вертикальной социальной мобильности, которые практически невоз­можно перекрыть, и представители низших слоев всегда имеют шанс проникнуть в высший слой.

Каналы социальной мобильности. Доступность путей для со­циальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немно­го значит, если общество распределяет вознаграждения на основе пред­писанных ролей. С другой стороны, открытое общество мало помо­гает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некоторых обществах амбиции молодых людей могут находить один или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в других обществах молодежь может вос­пользоваться сотней путей для достижения высшего статуса. Одни пу­ти достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этни­ческой или социально-классовой дискриминацией, другие в силу то­го, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто не спо­собен применить свои таланты.

Однако для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкуль­туру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим про­блема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существу­ет несколько способов, к которым такили иначе прибегают индиви­ды в процессе социальной мобильности.

1. Изменение образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и тра­тить большие деньги в том случае, когда индивид сравнялся в дохо­дах с представителями более высокого социального слоя. Для усвое­ния нового статусного уровня ему необходимо принять новый матери­альный стандарт, соответствующий этому уровню. Устройство кварти­ры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. - все должно соответствовать новому, более высокому статусу. Материальная быто­вая культура - это, может быть, и не очень заметный, но весьма зна­чительный способ приобщения к более высокому статусному уровню. Но материальный образ жизни - только один из моментов приобще­ния к новому статусу и сам по себе, без изменения других компонен­тов культуры немного значит.

2. Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на вертикальную мобильность личность не будет принята в более вы­сокий социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образ­цы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо усилий. Аспирант, становясь постепенно профессором, или ис­полнитель, превращаясь в директора, должен изменить свое поведе­ние, чтобы быть принятым в новой для себя среде. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться - все под­вергается пересмотру и должно стать привычным и единственно воз­можным типом поведения. Детей часто готовят специально к усвое­нию поведения, характерного для высокого социально-классового слоя, обучая их музыке, танцам и хорошим манерам. Правда, не все аспекты субкультуры социального слоя или группы могут быть ос­воены в результате преднамеренного обучения и сознательной ими­тации, но такие усилия могут ускорить процесс принятия индивидом субкультуры более высокого социального слоя.

3. Изменение социального окружения. Этот способ основан на нала­живании контактов с индивидами и ассоциациями (социальными груп­пами, социальными кругами) того статусного слоя, в который социа­лизируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в но­вый слой является положение, когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается очень быстро. Однако положительным момен­том налаживания связей всегда служит то, что новое знакомство (ин­дивиды, ассоциации) может создать благоприятное общественное мне­ние в пользу новичка.

4. Брак с представителем более высокого статусного слоя. Во все вре­мена такой брак служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности. Во-первых, он может в зна­чительной степени способствовать проявлению талантов, если дает ма­териальное благополучие. Во-вторых, он предоставляет индивиду воз­можность быстрого подъема, часто минуя несколько статусных уровней (все, конечно, помнят о быстрой вертикальной мобильности Золушки в самые высокие слои общества). В-третьих, брак с представителем или представительницей более высокого статуса в значительной степени раз­решает проблемы социального окружения и быстрого освоения образ­цов культуры высшего статусного слоя. Подобного рода браки позво­ляли людям преодолевать самые трудные социальные барьеры в кас­товом обществе, а также проникать в элитные слои. Но такой брак мо­жет быть полезен только в том случае, если индивид из более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению новых образцов поведения и образа жизни нового для него социального окружения. Ес­ли он не может быстро усваивать новые культурные статусы и стандар­ты, то этот брак ничего не даст, так как представители высшего статус­ного слоя не будут считать индивида «своим».

Социальная мобильность общества - противоречивый процесс. В открытых обществах каждый их член может подниматься и опускаться по статусам, составляющим социальную структуру, на основе собственных усилий и способностей. В закрытых обществах каждая социальная позиция предписана индивиду от рождения, и какие бы усилия он не предпринимал, общество исключает для него достигаемый социальный подъём или падение. Средневековый сапожник имел мало шансов подняться по социальной лестнице, но для него практически не существовало и опасности опуститься ниже своего статуса. Он чувствовал себя спокойно, занимаясь сапожным ремеслом, и был свободен от честолюбивых амбиций и страха перед неудачей. Он мог работать, не ощущая стыда или унижения достоинства, либо находить удовольствие в своём скромном комфорте, не испытывая жажды в роскошной жизни.

Общество с открытыми границами между социальными группами даёт человеку шанс подняться, но оно же порождает в нём страх социального падения. Статусное беспокойство во многих странах Европы и Америки традиционно, в большей степени проявлял средний класс. В нашей же стране к группе, испытывающей наибольшее беспокойство, можно отнести, пожалуй, руководителей среднего и низшего уровней в системе управления. Представители высшего статусного уровня не нуждаются в борьбе за более высокий статус и редко бояться потерять его. В то же время среди индивидов, представляющих нижние уровни, очень немногие надеются на социальный подъём и участвуют в борьбе за более высокий статус.

В открытом обществе одни люди могут иметь высокую скорость социальной мобильности и сделать блестящую карьеру, другие же могут быть деморализованы так, что будут пытаться находить утешение в вине, наркотиках, сексе или других развлечениях. Многие индивиды пытаются защитить свой статус, создавая институциональные образования, снижающие свободу вертикальной социальной мобильности. Такие социальные образования, как профсоюзы, союзы предпринимателей, общества актёров, юристов и т.п., создают некоторые социальные барьеры на пути свободной социальной мобильности. Одним из институциональных средств защиты позиций индивидов служат научные степени, звания, присваиваемые актёрам, военным, учителям. Серьёзным фактором, ограничивающим свободную социальную мобильность, могут стать требования к состоянию здоровья работающих в тех или иных областях.

Восходящая вертикальная социальная мобильность приводит не только к получению новых благ и привилегий, но и к появлению большей ответственности и к новым ограничениям. Случается, что некоторые люди отклоняют предложенное повышение статуса потому, что при занятии новой должности возникают добавочная напряжённость и новые обязанности, увеличивающие неудовлетворённость. Нервная дрожь и стрессы среди вновь назначенных на более высокие должности - далеко не исключение. Кроме того, напряжение возникает из-за достаточно трудного процесса обучения образцам новой для индивида субкультуры: новым манерам, этикету, типам взаимоотношений. Процесс приспособления к новой субкультуре бывает очень сложным.

Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым, так или иначе, прибегают индивиды в процессе социальной мобильности: 1) изменение образа жизни (устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. - всё должно соответствовать новому, более высокому статусу); 2) развитие типичного статусного поведения (образцы одежды, лексика, проведение досуга, манера общаться - всё подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным типом поведения); 3) изменение социального окружения (налаживание контактов с индивидами и социальными кругами того слоя, в который социализируется мобильный индивид); 4) брак с представителем более высокого статусного слоя.

Многие люди ориентированы на вертикальную мобильность и достигают значительно более высоких социальных статусов, чем их родители. Если, например, родители индивида принадлежат к рабочему классу, а он сам «выбился» в слой творческой интеллигенции и занимает там достаточно высокую позицию, то, очевидно, что индивид и его родители должны вращаться в разных субкультурах, в двух различных социальных и интеллектуальных сферах. Общаясь со своими родителями, этот индивид будет находить всё меньше точек соприкосновения, общих тем для беседы, общих взглядов на окружающую действительность. Таким образом, родители, столько сделавшие для того, чтобы их сын или дочь поднялись наверх, убеждаются в том, что между ними и детьми пропасть. Для обеих сторон это очень болезненно.

Нисходящая мобильность также может вызвать крайне неприятные последствия для индивидов и, естественно, в ещё большей степени, чем восходящая. Социальное падение разрывает первичные связи с друзьями, многими родственниками, может разбивать семьи, ставить барьеры между отцами и детьми. Многие первичные группы распадаются по причине социальной мобильности. Если в дружеском кругу рабочих один из них становится мастером или старшим мастером и начинает руководить действиями своих друзей, дружеские связи почти немедленно прекращаются. Возможна даже конфронтация.

Мобильность всегда трудно переносится всеми индивидами, так как им приходится адаптироваться к новой субкультуре, налаживать новые связи и бороться со страхом потерять свой статус. Вместе с тем для сложного общества открытый путь наверх, большое число достигаемых статусов - единственный путь развития, ибо в противном случае возникают социальное напряжение и конфликты.

Таким образом, процесс мобильности, в целом, принимает самые различные формы - от простого перехода из семьи в семью, до хитроумных и сложных действий, направленных на достижение высокого статуса. Мобильность во многом зависит от мотивации индивидов и их стартовых возможностей. Причём возможности для вертикальной мобильности различны в каждом обществе и могут изменяться.

Вопросы для самопроверки:

1. Что понимают под термином «социальная мобильность»? В каких направлениях может протекать процесс социальной мобильности?

2. Какие существуют пути для вертикального перемещения индивидов в обществе? Что мешает им преодолевать границы между социальными слоями в ходе социальной мобильности?

3. Что необходимо для закрепления индивидов и социальных групп в более высоких социальных слоях?

4. Какими могут быть последствия быстрой восходящей вертикальной мобильности?

5. Как статусная нестабильность, напряжение при принятии новых ролей и разрыв связей в первичных группах сказываются на поведении индивида?

6. Что такое процесс миграции?

7. Каким образом выталкивание, притяжение и пути миграции сказываются на формировании миграционных потоков и отражаются на последствиях миграции населения?

8. Как измеряется социальная мобильность?

Рассмотрено на заседании

Цикловой комиссии

социально-гуманитарных дисциплин

Протокол № 1

От «29» 08 2008г.

Председатель Братковская О.А.

Вопросы и задания к практическому занятию №1

«Социальный статус и социальная роль».

1.Дайте характеристику понятия «социальная структура»

2. Ниже приведены суждения. Одни правильные, а другие неправильные. Вам предстоит

разобраться в этом:

а) социальный статус играет первенствующую роль среди знакомых, а личный – среди

незнакомых людей (да; нет);

б) социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать (да; нет);

в) любой человек занимает одну позицию, хотя участвует во множестве групп и организа-

ций (да; нет);

г) социальная структура – анатомический скелет общества (да; нет);

д) статус мужа является достигаемым (да; нет);

е) приписываемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий (да; нет).

3. Определите вид следующих статусов:

а) родители невесты; б) свидетель на свадьбе; в) почётный горожанин.

4. Что такое статусная символика? Приведите примеры.

5. Соотнесите:

1) Статус а) динамическая характеристика статуса;

2) Главный статус б) статус, в котором человек рождён или который

назначен ему по прошествии времени;

3) Социальная роль в) положение, которое человек занимает в малой

группе в зависимости от своих индивидуальных

4) Статусный набор г) статус, который человек получает благодаря

собственным усилиям и свободному выбору;

5) Личный статус д) социальное положение человека в обществе;

6) Достигаемый статус е) наиболее характерный для данного индивида

статус, по которому его выделяют окружающие;

7) Ранг ж) совокупность статусов данного индивида;

8) Приписываемый статус з) место статуса в иерархии статусов.

а) фамильярность; б) несовпадение статусов.

7. Ниже приведены варианты статусных наборов. Дайте свои разъяснения:

а) директор банка, научный сотрудник, полицейский, рабочий на заводе;

б) председатель профкома, мужчина, служащий, спортсмен, белорус, член общества филателистов.

8. Закончите фразу: Статусы человека определяют интенсивность, направленность, продолжительность ……………………………………

9. Опишите полный набор статусов у себя. Определите, есть ли в нём несовпадение.

А у ваших знакомых? Приведите примеры.

10. Разберитесь со своим статусным набором: какие статусы являются в нём приписывае-

мыми, а какие достигаемыми?

11. Какие статусы относятся к основным, а какие к неосновным?

12.Что такое смешанный статус? Назовите смешанные статусы, которыми обладаете вы или ваши знакомые.

13. Закончите фразу: Некоторые статусы человека находятся в гармонии, а другие в про-

тиворечии. Это называется ……………………….

14. Господин Н., как коллекционер, ценится очень высоко среди собирателей марок, но

сослуживцы по основному месту работы считают его весьма посредственным бухгалте-

ром. В семье жена и дети относятся к нему с почтением. Сделайте вывод.

15. Правда ли, что:

а) никто не в силах изменить пол, расу, национальность? (да; нет);

б) мужчина – прирождённый статус? (да; нет);

в) белорус – приписываемый статус? (да; нет).

16. Вставьте пропущенное:

«…………………………» - это модель поведения, ориентированная на данный статус. Это

…………… вид поведения, направленный на ………………………………………………

17. Объясните понятия:

а) ролевая идентификация; б) дистанцирование от роли.

18. Между статусом и ролью имеется промежуточное звено. О чём идёт речь? Что мы понимаем под ролевым поведением?

19. Каждый статус обычно включает ряд ролей – ролевой набор. Опишите, какие роли включает в себя статус учащегося колледжа.

20. Ролевой конфликт – это ………………………………….. Выделяют два типа ролевых

конфликтов: ………………………………………….

21. Приведите примеры ролевого конфликта:

а) между ролями; б) в пределах одной роли.

22. Ролевое напряжение – это ……………………………… Ролевое напряжение может повышаться по таким причинам как: 1) ……………………. 2) ………………………

3) …………………….. 4) ролевой конфликт.

23. Какие основные виды действий совершает человек для снижения ролевого напряжения и защиты своего «Я» от неприятных переживаний?

Позитивные:

Продвижение индивида вверх способствует реализации его личных качеств, если же движение происходит вниз, то оно помогает выработке у человека более реалистической самооценки и, соответственно, более реалистическому выбору цели.

Возможность создания новых социальных групп, появления новых идей, приобретения нового опыта.

Негативные:

Утрата индивидом своей прежней групповой принадлежности, необходимость приспосабливаться к своей новой группе. Это может привести к напряженности в отношениях с окружающими людьми;

Разрыв социальных связей;

Статусное беспокойство как у отдельных людей, так и в обществе в целом - изменение может произойти в худшую сторону.

Для преодоления этого барьера существуют несколько способов, к которым прибегают индивиды в процессе социальной мобильности:

1) изменение образа жизни, принятие нового материального статусного стандарта (покупка новой, более дорогой машины, переезд в другой, более престижный район и т. п.);

2) развитие типичного статусного поведения (изменение манеры общения, усвоение новых словесных оборотов, новые способы проведения досуга и т. п.);

3) изменение социального окружения (индивид старается окружить себя представителями того социального слоя, в который он стремится попасть).

Маргинальность.

Социальная мобильность приводит к тому, что некоторые люди оказываются как бы на стыке некоторых социальных групп, испытывая при этом серьезные психологические затруднения. Их положение во многом определяется неспособностью или нежеланием по каким‑либо причинам адаптироваться в новой социальной группе.

Этот феномен нахождения человека как бы между двумя культурами, связанный с его перемещением в социальном пространстве, называется маргинальностью . Индивидуальная система ценностей такихлюдей настолько устойчива, что не поддается вытеснению новыми нормами, принципами, правилами.

Их поведение отличается крайностями: они либо чрезмерно пассивны, либо очень агрессивны, легко переступают через нравственные нормы и способны на непредсказуемые поступки.

Среди маргиналов различают: этномаргиналы - люди, попавшие в чужую среду в результате миграции; политические маргиналы - люди, которых не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно‑политическом борьбы: религиозные маргиналы - люди, стоящие вне конфессии или не решающиеся осуществить выбор между ними, и др.

Социальные нормы.

В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Значительная часть общественных отношений характеризуется противоречивыми интересами их участников. Результатом таких противоречии становятся возникающие между членами общества социальные конфликты. Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование - регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм.

Убеждение в том, что социальная мобильность полезна и необходима, служит неотъемлемой частью культуры в любом современном демократическом обществе. Общество с закрытыми социальными группами препятствует проявлению человеческой индивидуальности и не дает талантливым людям возможности активно участвовать в общественной жизни. А общество с открытыми границами между социальными группами дает человеку шанс подняться, но оно же порождает в нем страх социального падения .

Напряжение при принятии новых социальных ролей. Восходящая вертикальная социальная мобильность приводит не только к получению новых благ и привилегий, но и к появлению большей ответственности и к новым ограничениям. Случается, что некоторые люди отклоняют предложенное повышение статуса только потому, что при занятии новой должности возникают добавочная напряженность и новые обязанности, которые увеличивают неудовлетворенность собой и своим положением. Нервная дрожь, стресс среди вновь назначенных на более высокие должности – не исключения. Кроме того, напряжение возникает из-за достаточно трудного процесса обучения образцам новой для индивида субкультуры: новым манерам, этикету, типам взаимоотношений. Процесс приспособления к новой субкультуре бывает очень сложным.

Социальная мобильность разрывает первичные связи с коллегами на работе, с друзьями, многими родственниками, может разбивать семьи, ставить барьеры между отцами и детьми. Многие первичные группы распадаются по причине социальной мобильности. Если в дружеском кругу рабочих один из них становится мастером или старшим мастером и начинает руководить действиями своих друзей, то дружеские связи почти немедленно прекращаются. Возможна даже конфронтация. Именно по причине прекращения первичных связей потерпела крах советская практика 60-х гг. назначения мастерами производственных участков лишь из числа рабочих-лидеров.

В целом социальная мобильность общества – противоречивый процесс. Если сложное общество позволяет индивидам относительно свободно миновать барьеры между социальными группами и слоями, то это вовсе не означает, что всякий индивид, обладающий талантами и мотивацией, может безболезненно и легко двигаться по ступеням лестницы социального восхождения. Мобильность всегда трудно переносится всеми индивидами, так как им приходится адаптироваться к новой субкультуре, налаживать новые связи и бороться со страхом потерять свой новый статус. Вместе с тем для сложного общества открытый путь наверх, большое число достигаемых статусов – единственный путь развития, ибо в противном случае возникают социальные напряжения и конфликты. Не случайно поэтому П.А. Сорокин подчеркивал, что там, где есть мощная вертикальная мобильность, есть жизнь и движение. Затухание мобильности порождает застой и опасное накопление социальной активности людей.

Социальной мобильностью называется перемещение отдельных индивидуумов или социальных групп от одной позиции в иерархии социальной стратификации к другой.

Социологи выделяют несколько видов социальной мобильности. Во‑первых, в зависимости от причины перемещения различают мобильность, вызванную добровольным перемещением индивидуумов в рамках социальной иерархии общества, и мобильность, диктуемую происходящими в обществе структурными изменениями. Примером последней может быть социальная мобильность, вызванная процессом индустриализации: одним из последствий процесса индустриализации стал рост количества людей рабочих профессий и уменьшение количества людей, занятых сельскохозяйственным производством. Во‑вторых, мобильность бывает межпоколенная и внутрипоколенная. Межпоколенной мобильностью называют перемещение детей на более высокую или низкую ступеньку по сравнению с родителями.

В рамках же внутрипоколенной мобильности один и тот же индивидуум на протяжении жизни несколько раз изменяет свою социальную позицию. Наконец, выделяют мобильность индивидуальную и групповую. Про индивидуальную мобильность говорят, когда перемещения внутри социума происходят у одного человека независимо от других. При групповой мобильности перемещения происходят коллективно (например, после буржуазной революции класс феодалов уступает господствующие позиции классу буржуазии).

Причины, позволяющие человеку перемещаться из одной социальной группы в другую, называются факторами социальной мобильности. Таких факторов социологи выделяют несколько.

Первым фактором социальной мобильности является образование. Оно играло решающую роль в процессе социальной мобильности еще в некоторых древних государствах. В частности, в Китае претендовать на государственный пост мог только человек, сдавший специальный экзамен.

Важным фактором социальной мобильности является также социальный статус семьи, к которой принадлежит человек. Многие семьи различными способами - от браков до поддержки в деловой сфере - помогают продвижению своих членов в более высокие страты.

Влияет на уровень и характер социальной мобильности система общественного устройства: в открытом обществе в отличие от общества закрытого типа не существует формальных ограничений мобильности и почти отсутствуют неформальные. В закрытом же обществе мобильность ограничена и количественно, и качественно.

Еще одним фактором, облегчающим социальную мобильность, являются изменения, происходящие в технологии общественного производства: они приводят к возникновению новых профессий, требующих высокой квалификации и значительной подготовки. Эти профессии лучше оплачиваются и являются более престижными.


Кроме экономических изменений усилению процесса социальной мобильности могут способствовать также социальные потрясения, например, воины и революции, приводящие, как правило, к смене элиты общества.

В качество дополнительного фактора социальной мобильности можно отметить различный уровень рождаемости в разных стратах - более низкий в верхних и более высокий в нижних создает известный «вакуум» сверху и способствует продвижению вверх выходцев из низов.

Перемещение между стратами осуществляется по специальным каналам («лифтам»), важнейшими из которых являются такие социальные институты, как армия, семья, школа, церковь, собственность.

Армия функционирует в качестве канала, обеспечивающего вертикальную мобильность как в военное, так и в мирное время. Однако в периоды войн процесс «подъема вверх» идет быстрее: крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий людьми более низких званий, отличившихся благодаря своему таланту и храбрости.

Церковь в прошлом была вторым после армии каналом вертикальной мобильности, особенно в отношении средней страты. В результате запрета католическому духовенству жениться исключалась передача церковных должностей по наследству, и после смерти церковнослужителей их должности заполнялись новыми людьми. Значительные возможности продвижения снизу вверх появлялись также в периоды становления новых религий.

Мощным каналом социальной циркуляции в современном мире являются школы.

Получение образования в наиболее престижных школах и университетах автоматически обеспечивает человеку принадлежность к определенной страте и достаточно высокий социальный статус.

Семья становится каналом вертикальной мобильности в тех случаях, когда в брак вступают люди, имеющие разный социальный статус. Так, в конце XIX - начале XX в. в России достаточно распространенным явлением был брак обедневших, но титулованных невест с представителями богатого, но незнатного купечества. В результате такого брака оба партнера продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый из них хотел. Но такой брак может быть полезен только в том случае, если индивид из более низкой страты подготовлен к быстрому усвоению новых для него образцов поведения и образа жизни.

Если же он не сможет быстро усвоить новые культурные стандарты, то такой брак ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут считать индивида

Наконец, наиболее быстрым каналом вертикальной мобильности является собственность, как правило, в виде денег - одного из самых простых и действенных способов продвижения вверх.

Социальная мобильность в открытом обществе порождает ряд явлений, как позитивных, так и негативных.

Продвижение индивида вверх способствует реализации его личных качеств. Если же движение происходит вниз, то оно помогает выработке у человека более реалистической самооценки и, соответственно, более реалистическому выбору цели. Также социальная мобильность предоставляет возможности создания новых социальных групп, появления новых идей, приобретения нового опыта.

К отрицательным результатам мобильности (как вертикальной, так и горизонтальной) относят утрату индивидом своей прежней групповой принадлежности, необходимость приспосабливаться к своей новой группе. Такая идентификация поведения имеет своим следствием напряженность в отношениях с окружающими людьми и часто ведет к отчуждению. Для преодоления этого барьера существуют несколько способов, к которым прибегают индивиды в процессе социальной мобильности:

1) изменение образа жизни, принятие нового материального статусного стандарта (покупка новой, более дорогой машины, переезд в другой, более престижный район и т. п.);

2) развитие типичного статусного поведения (изменение манеры общения, усвоение новых словесных оборотов, новые способы проведения досуга и т. п.);

3) изменение социального окружения (индивид старается окружить себя представителями того социального слоя, в который он стремится попасть).

Положительные и отрицательные последствия социальной мобильности сказываются не только на индивиде, но и на обществе. Продвижение людей вверх тесно связано с экономическим развитием, интеллектуальным и научным прогрессом, формированием новых ценностей и социальных движений; перемещение вниз ведет к освобождению высших слоев от малополезных элементов.

Но важнее всего то, что усиленная мобильность способствует дестабилизации общества по всем его параметрам. Предоставляя индивидам возможность изменить свой социальный статус, открытое общество порождает у своих индивидов так называемое статусное беспокойство - ведь изменение статуса может произойти и в худшую сторону. Социальная мобильность часто способствует разрыву социальных связей в первичных социальных группах, например, в семьях, в которых родители принадлежат к низшим стратам, а дети смогли пробиться наверх.