Раскол «Земли и воли». «Народная воля», ее программа и тактика

Черный передел

Черный передел – тайное общество революционеров в России. После раскола в 1879 году Земли и Воли члены Черного передела составляли меньшинство от общего числа бывших землевольцев, большая часть которых влилась в Народную волю. Центральная группа организации располагалась в Петербурге и насчитывала 22 человека. Всего в организации состояло не более 100 человек. К Черному переделу принадлежали Плеханов, Аксельрод, Вера Засулич, Стефанович, Дейч, Буланов.

Чернопередельцы были народниками в старом смысле слова. Их до некоторой степени можно было бы назвать «экономистами» в том смысле, в каком это слово употреблялось в конце 1890-х годов, то есть они довольно пренебрежительно относились к политике и особенно дорожили экономической борьбой.

Как и старые народники, они придавали громадное положительное значение русской общине и видели в ней исходную точку социалистического развития; они верили, что «экспроприация крупных поземельных собственников» поведет в России, благодаря общине, «к замене индивидуального владения коллективным, то есть обусловит торжество высшего принципа имущественных отношений». Конституция у нас, по их мнению, могла бы обеспечить только торжество буржуазии; однако, они восставали против политической борьбы не безусловно, а ставили ее «в зависимость от предварительной революционной работы в народе», таким образом отодвигали ее на многие годы.

К террору чернопередельцы относились с решительным осуждением.

У организации был печатный орган – журнал «Черный передел». Первый номер журнала был напечатан под редакцией Плеханова в Петербурге в январе 1880 года, но до выхода из типографии арестован и переиздан за границей, 2-й – за границей, 3-й – в России, 4-й (последний) – за границей. Чернопередельцы издали также несколько прокламаций и несколько номеров газеты для рабочих «Зерно». В 1881 году часть чернопередельцев судили в Санкт-Петербурге, многие были высланы в административном порядке в Сибирь. Организация фактически прекратила свое существование к концу 1881 года.

Впоследствии большинство чернопередельцев перешло на позиции социал-демократов.

народническая организация в Петербурге, появилась в результате раскола "Земли и воли" и избрала методы политической борьбы, стремилась выразить интересы крестьянства. Лидер организации - Г.В. Плеханов. Организация сохранила программу "Земли и воли", отрицала тактику террора, вела пропаганду среди рабочих. С 1880 г. руководители находились в эмиграции.

Отличное определение

Неполное определение ↓

"ЧЕРНЫЙ ПЕРЕДЕЛ"

1 . революционная народническая организация в России нач. 80-х гг. 19 в. Возникла в августе - сентябре 1879 в результате раскола "Земли и воли". Первоначально в "Ч. п." входили: Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, О. В. Аптекман, Л. Г. Дейч, В. И. Засулич, М. Р. Попов, Я. В. Стефанович и др., всего св. 30 чел., выступавшие против внесения в программу политич. требований. Центр. кружок в Петербурге организовал выпуск тайного печатного органа, наладил работу типографии и др. Чл. "Ч. п." имели связи в студенческой среде, начали вести пропаганду среди рабочих, но значит. народнич. поселений в деревне создать не смогли. После эмиграции в 1880 Плеханова, Дейча, Засулич и др. руководство в "Ч. п." в столице перешло к А. П. Буланову, М. К. Решко, К. Я. Загорскому, М. И. Шефтелю и др. Они вместе с минскими чернопередельцами основали новую типографию, расширили связи с рабочими. Фактич. центрами были кружки в Москве, Харькове и Казани. Периферийные кружки существовали в Перми, Саратове, Самаре, Белгороде, Ромнах, Новочеркасске, Полтаве и др. городах. Взгляды чернопередельцев претерпели сложную эволюцию, к-рая отразилась в статьях журнала "Черный передел" и в газ. "Зерно", в программных док-тах организации. Вначале чл. "Ч. п." разделяли в основном программу "Земли и воли", не принимали террористич. тактику "Народной воли", были близки к сторонникам бакунизма, что выразилось в офиц. названии организации - социалисты-федералисты. Признав развитие капитализма в России, чл. "Ч. п." создали значит. организацию гор. рабочих, но в целом оставались утопистами. После событий 1 марта 1881 часть чернопередельцев слилась с орг-циями "Народной воли". Многие в течение 80-х гг. продолжали революц. деятельность с позиции "Земли и воли" и первоначального периода "Ч. п.". Нек-рые стали разделять взгляды политич. радикалов, др. отошли от революц. движения. Решительно порвали с народничеством и перешли к марксизму Плеханов, Дейч, Засулич и др., создавшие в 1883 в Женеве первую рус. марксистскую орг-цию - группа "Освобождения труда". Лит.: Дейч Л. Г., Черный передел, в кн.: Историко-революционный сборник, т. 2, Л., 1924; Теодорович И. A., Социально-политическая мысль чернопередельчества и ее значение в нашем прошлом, "КиС", 1933, No 4-5; Левин Ш. М., "Черный передел" и проблема политической борьбы, в кн.: Вопросы истории сельского хозяйства, крестьянства и революционного движения в России, М., 1961; Ольховский E. Р., К истории "Черного передела" (1879-1881 гг.), в кн.: Общественное движение в пореформенной России, М., 1965; его же, К историографии "Черного передела", "ИСССР", 1967, No 2; Жуйков Г. С., Из истории взаимоотношений К. Маркса с лидерами чернопередельчества в 1880-1881 гг., в кн.: Карл Маркс и современность, (Л.), 1970. Е. Р. Ольховский. Ленинград. 2 . журнал революционной народнической организации "Черный передел". В 1880-81 вышло 5 номеров. No 1 подготовлен первоначальной редакцией: Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, Я. В. Стефанович, Л. Г. Дейч, О. В. Аптекман. Из-за ареста петерб. типографии в январе 1880 издание 1-го и 2-го номеров перенесено в Швейцарию. No 3-5 напечатаны в Минске. Последние номера редактировали А. П. Буланов, К. Я. Загорский, М. И. Шефтель. В "Ч. п." публиковались программные док-ты орг-ции "Черный передел", статьи о тактике, крест. движении, хроника социалистич. движения на Западе. К. Маркс отмечал "анархистски-коммунистические" элементы в статьях "Ч. п.". Публ.: "Черный передел", Орган социалистов-федералистов. 1880-1881, М.-П., 1923 (Памятники агитационной лит-ры, т. 1).

Общество «Чёрный Передел».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Россия в первой половине XIX в. «Народная воля». "Черный передел". Урок 132

    ✪ Народовольцы (рассказывает историк Андрей Левандовский)

    ✪ Земля - крестьянам! Как большевики обманули русский народ и разрушили сельское хозяйство в России.

    Субтитры

Этимология

«Чёрным Переделом» назвалась система перераспределения земли в крестьянских общинах, другое название - коренной передел . В данном контексте само слово передел восходит не к глаголу переделывать , а к переделять , делить заново . Принцип чёрного передела заключался в разделе всей общинной земли на участки приблизительно сходного качества и в определении числа земельно-раздаточных единиц (в разных общинах они определялись по-разному: либо по числу мужчин-пахарей, либо по едокам, то есть всем членам семьи и т. д.). В результате передела каждая семья получала некоторое количество полос земли разного качества, возникала чересполосица. Чёрный передел совершался, как правило, далеко не ежегодно . (Сравни у В. Даля : Если крестьяне не сладят наделом земли, меряют шестом, чёрным делом (разделом) узкие полосы и раздают их по жребию. ).

В устах народников принцип чёрного передела распространялся на все сельскохозяйственные земли, то есть подразумевал и уничтожение помещичьего землевладения. Таким образом, механизм крестьянского хозяйствования стал революционным лозунгом .

Состав и история

После раскола в 1879 году «Земли и воли» члены «Чёрного передела» составляли меньшинство от общего числа бывших землевольцев, большая часть которых влилась в «Народную волю». Центральная группа организации располагалась в Петербурге и насчитывала 22 человека. Всего в организации состояло не более 100 человек К «Чёрному переделу» принадлежали Плеханов , Аксельрод , Вера Засулич , Стефанович , Дейч , Буланов . Первый номер журнала был напечатан под редакцией Плеханова в Петербурге в январе 1880 года, но до выхода из типографии арестован:

Правительственное сообщение . В ночь с 27 на 28 сего января петербургской полицией произведен был обыск в одном из домов на Васильевском острове. При обыске найдены: типографский станок с набором шрифта, большое количество оттиснутых экземпляров революционной газеты «Черный передел» несколько пудов шрифта, различные бланки для паспортов, поддельные виды на жительство и три револьера, из которых два оказались заряженными. Находящиеся в квартире лица арестованы. По выше изложенному преступлено к производству дознания .

и переиздан за границей, второй - за границей, третий - в России, четвёртый (последний) - за границей. Чёрнопередельцы издали также несколько прокламаций и несколько номеров газеты для рабочих «Зерно». В часть чёрнопередельцев судили в Санкт-Петербурге , многих выслали в административном порядке в Сибирь . Организация фактически прекратила своё существование к концу 1881 года .

Впоследствии большинство чёрнопередельцев перешло на позиции социал-демократов (см. РСДРП) .

Идеи

Чёрнопередельцы были народниками в старом смысле слова: они почти сохранили миросозерцание первой половины 1870-х годов, эпохи хождения в народ, в главных его основах, не видоизменив его (как это сделали народовольцы) под влиянием арестов, ссылок, процесса 193 , безуспешности пропаганды; их до некоторой степени можно было бы назвать «экономистами » в том смысле, в каком это слово употреблялось в конце 1890-х годов, то есть они довольно пренебрежительно относились к политике и особенно дорожили экономической борьбой.

Чёрнопередельцы, как рабочие волы, пошли упорной, но тихой поступью, вздирая новь для массовых посевов цельного и понятного крестьянам революционного мировоззрения.

- Анзимиров В. А. Крамольники: (Хроника из радикальных кружков семидесятых годов) . - Москва: тип. т-ва И. Д. Сытина, 1907. - с 124.

Как и старые народники, они придавали громадное положительное значение русской общине и видели в ней исходную точку социалистического развития; они верили, что «экспроприация крупных поземельных собственников» поведёт в России, благодаря общине, «к замене индивидуального владения коллективным, то есть обусловит торжество высшего принципа имущественных отношений. Такой именно смысл имеют живущие в русском народе ожидания чёрного передела» («Чёрный передел», № 1). Конституция у нас, по их мнению, могла бы обеспечить только торжество буржуазии; однако, они восставали против политической борьбы не безусловно, а ставили её «в зависимость от предварительной революционной работы в народе» (следовательно, отодвигали её на многие годы); к террору чёрнопередельцы относились с решительным осуждением. В самом журнале «Чёрный передел» в разных статьях звучали разные ноты; так, в передовой статье, написанной Плехановым, значение политических форм признавалось. В той же статье можно найти в зачаточном виде идею классовой борьбы. В следующих номерах Плеханов не участвовал.

«Чёрный Передел» не перепечатан в сборнике революционной журналистики Базилевского и является библиографической редкостью; отрывки из № 1 приведены в книге В. Л. Бурцева «За сто лет» (Лондон, 1896).

Чёрнопередельцы были народниками в старом смысле слова: они почти сохранили миросозерцание первой половины 1870-х годов, эпохи хождения в народ, в главных его основах, не видоизменив его (как это сделали народовольцы) под влиянием арестов, ссылок, процесса 193, безуспешности пропаганды; их до некоторой степени можно было бы назвать «экономистами» в том смысле, в каком это слово употреблялось в конце 1890-х годов, то есть они довольно пренебрежительно относились к политике и особенно дорожили экономической борьбой.

Как и старые народники, они придавали громадное положительное значение русской общине и видели в ней исходную точку социалистического развития; они верили, что «экспроприация крупных поземельных собственников» поведёт в России, благодаря общине, «к замене индивидуального владения коллективным, то есть обусловит торжество высшего принципа имущественных отношений. Такой именно смысл имеют живущие в русском народе ожидания чёрного передела».


Вера Засулич

Чернопередельцы считали, что конституция в России могла бы обеспечить только торжество буржуазии. Впрочем, они не отрицали политическую борьбу полностью, а лишь ставили её «в зависимость от предварительной революционной работы в народе» (следовательно, отодвигали её на многие годы). К террору чёрнопередельцы относились с решительным осуждением. В самом журнале «Чёрный передел» в разных статьях звучали разные ноты; так, в передовой статье, написанной Плехановым, значение политических форм признавалось. В той же статье можно найти в зачаточном виде идею классовой борьбы. В следующих номерах Плеханов не участвовал.


Георгий Валентинович Плеханов

После раскола в 1879 году «Земли и воли» члены «Чёрного передела» составляли меньшинство от общего числа бывших землевольцев, большая часть которых влилась в «Народную волю». Центральная группа организации располагалась в Петербурге и насчитывала 22 человека. Всего в организации состояло не более 100 человек. К «Чёрному переделу» принадлежали такие известные в революционной среде личности как Плеханов, Аксельрод, Вера Засулич, Стефанович, Дейч, Буланов.

Во второй половине XIX века зародилось движение, главной движущей силой которого была интеллигенция. В любом движении в определенный момент начинают зарождаться течения. Причина - разные взгляды на методы решения социальных проблем.

Кто такие народники?

Главная идея народничества - поиск утраченной связи с народом. В простых людях видели носителей мудрости и правды. Приверженцы течения искали путь к социализму.

В рамках народничества выделилось революционное и либеральное направления. Первые хотели свержения существующей власти насильственными методами. Вторые настаивали на проведении реформ. В 70-е годы движение вступило в новую фазу - в его рамках появились первые Их целью была подготовка покушений на представителей власти.

Одна из первых организаций, провозглашавших именно террор основным способом достижения цели, - «Свобода или смерть». На почве разногласий из-за методов ведения революционной борьбы распалась «Земля и воля» - наиболее влиятельное народническое объединение. На базе этой организации образовались «Народная воля» и «Черный передел».

Развитие движения в 80-е годы XIX века

Народничество как политическое течение за годы существования изменилось. Образованный в 1879 году «Черный передел» составил меньшинство от бывшей «Земли и воли». «Народная воля» пошла по пути терроризма и радикализма. Приверженцы этой организации были в большинстве. «Народная воля» и распавшаяся «Свобода или смерть» полностью отошли от основы идеологии народничества. Они стремились силовыми методами заставить власть провести реформы. Организовывали покушения, теракты.

Меньшинство в виде «Черного передела» осталось верным идеям народников - реформаторству, социализму, мирным формам борьбы. По политической ориентации это партия социалистов-федералистов.

Организация образовалась вокруг одноименного журнала. Название партии дал так называемый «черный передел» земли. Это было связано со слухом о всеобщем разделе участков между крестьянами, который появился после

Идеи организации

«Черный передел» сохранил старые идеалы народников. Можно отметить, что идеи организации сохранились на уровне 70-х годов XIX века, времени «хождения в народ». Несмотря на то что основа идеологии сохранилась, многие цели и способы их достижения претерпели эволюцию.

В организации жизни идеалом считали общину. Она должна стать основой Владения на землю должны быть коллективными, а имущество крупных собственников необходимо экспроприировать. Чернопередельцы формируют идею классовой борьбы, но выглядела она еще непродуманной. Во многом организация была близка к идеалам бакунинцев. Решительно отрицались теракты, военные действия в качестве формы политической борьбы.

«Освобождение труда»

Идеологический кризис, который переживал «Черный передел», сказался на составе организации. Наиболее влиятельными лицами были Георгий Плеханов, Василий Игнатов, Вера Засулич, Лев Дейч. Но они отказались от продолжения работы в организации и создали в Женеве группу «Освобождение труда», которая стояла на позициях марксизма. Больше всего основателей привлекала идея пролетарской революции. Народники примкнули и к Интернационалу, поддерживали борьбу против бакунинцев.

Ставшая идеалом организации, должна была развиваться благодаря пролетариату и городским буржуа. Важная роль отводилась крестьянам как реакционной силе. Постепенно народники превращались в социал-демократов. «Черный передел» (год основания - 1879-й) существовал до 1883-го, когда была основана группа «Освобождение труда».

Лидер объединения

Георгий Плеханов был народником и руководителем «Черного передела». Кроме того, он же стал основателем группы «Освобождение труда». Вступив в «Землю и волю» еще в 1876 году, Георгий Валентинович проникся народовольческими идеями. Был автором программных документов, публицистики.

После распада «Земли и воли» и убийства террористами императора Александра II осудил деятельность радикального крыла и организовал объединение, верное идеалам народничества. В начале 80-х ему пришлось эмигрировать в Швейцарию и продолжить деятельность там. Постепенно переходит к марксистским взглядам. Вернулся в Россию только после года. Написал множество трудов по социологии, философии, этике.

Эволюция взглядов сказалась на выборе пути развития и методов борьбы. Идеологические разночтения были вызваны разными взглядами на будущее страны. Организация изначально выбрала неактуальные цели, поэтому быстро распалась и трансформировалась в новые партии и группы. Распад «Черного передела» свидетельствовал о гибели истинного народничества. Многие идеологи продолжили работу по написанию научных изданий, исследований в отраслях социологии, культурологии, философии.