Прямая и представительная демократия. Демократия прямая и представительная Выборы президента прямая или представительная демократия

Конституционные основы демократии в РФ;

Прямая и представительная демократия;

Бухгалтерские записи по выплате заработной платы

Заработная плата должна быть выдана в течение трех дней начиная с установленной даты ее выдачи. Не полученная в срок заработная плата депонируется, денежные средства сдают в банк.

Литература.

1. Никитин, В. Ю. Заработная плата: бухгалтерские, налоговые, правовые аспекты. - "ГроссМедиа Ферлаг", "РОСБУХ", 2009. – Режим доступа: Консультант Плюс

2. Толмачев И. А., Феоктистов И. А. Средний заработок: порядок исчисления в различных ситуациях (отпускные, компенсации, больничные, детские пособия). - . - "ГроссМедиа Ферлаг", "РОСБУХ", 2009. – Режим доступа: Консультант Плюс

  1. Тумасян, Р. З. Бухгалтерский учет: учеб. пособие / Р.З. Тумасян. – Изд. 5-е., перераб. и доп. – М.: ОМЕГА - Л, 2006. – 794 с.
  2. Трудовой кодекс РФ. Принят Федеральным законом от 30.12.2001г. №197-ФЗ (в редакции последующих законов)
  3. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая. Принят Федеральным законом от 05.08.2000г. №117-ФЗ (в редакции последующих законов)
  4. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 06.05.1999г. №33н
  5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000г. №94-н
  6. Унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 06.04.2001г. №26

1. Демократия: понятие, признаки

Демократия (греч. demokratia – власть народа, от demos – народ и kratos - власть) – это форма политического строя, основанная на признании народа источником власти, действии принципов равенства и свободы.

Демократия – форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти (Головистикова А.Н.).



Демократия – это государственный строй, где постановления большинства имеют решающее значение (Аристотель «Политика»).

Демократия – это форма правления, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел.

Демократия – это форма политической системы общества, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел при наличии у него широкого круга гражданских, политических, социально-экономических прав и свобод (В.И. Цыганов).

Признаки демократии:

1) предполагает выборность высших представительных органов государственной власти. Власть при демократии осуществляется с помощью парламентских учреждений;

2) основана на признании таких принципов как а) власть большинства ; б) верховенство Конституции и законов; в) политический плюрализм; в) свобода и равенство граждан (равноправие граждан); г) неотчуждаемость и защищенность прав и свобод человека; д) разделение властей.

3) предполагает наличие развитой системы народного представительства;

4) предполагает независимое правосудие

5) предполагает свободу общественных объединений;

6) предполагает наличие у граждан широкого круга гражданских, политических и социально - экономических прав и свобод, а также условий для их фактической реализации;

7) Демократия – это власть, действующая в интересах людей.

Демократия как форма политического строя возникла впервые в Древних Афинах.

По формам осуществления власти демократия делится на прямую (непосредственную) и представительную.

Прямая (непосредственная) демократия означает прямое осуществление власти народом и находит свое выражение в выборах избирателями главы государства, парламента, в принятии законов путем референдума. При прямой (непосредственной) демократии, население (граждане, имеющие избирательное право) само непосредственно принимает основные решения по тем или иным вопросам государственной и общественной жизни. Эти решения не требуют утверждения или одобрения со стороны каких-либо властных государственных органов. Разновидностями прямой демократии являются референдумы различных уровней, прямые выборы органов государственной власти, сходы граждан и т.д.

Представительная демократия – это реализация власти народа через представителей, избираемых на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Основными представительными органами власти, избираемыми народом, являются парламенты (представительные законодательные органы государственной власти), а также законодательные собрания в субъектах федерации. В данном случае государственную власть осуществляет не народ непосредственно, а созданный им представительный орган - парламент. При представительной демократии народ делегирует свою власть представителям. Представительная демократия является основной формой участия народа в решении общих дел.

непосредственное участие каждого гражданина (1 человек = 1 голос) в управлении и законодательской деятельности.

Демократия как форма общественной власти, признающей народ в качестве ее источника, возникла еще во времена доклассового общества, еще не оформленном в государство.

В условиях родоплеменного строя демократия была прямой, непосредственной. Наиболее важные вопросы жизни племени (выборы вождя, решение о переселении, о войнах с соседями и т. п.) решались на общих собраниях взрослых членов сообщества. Очевидно, что в условиях победы патриархальных отношений в родовом обществе полноправными участниками таких собраний могли быть только мужчины. Эта норма (с некоторыми изменениями) просуществовала в законодательстве даже самых развитых демократических государств вплоть до начала XX в., а в некоторых сообществах (части мусульманских стран) действует и по сей день.

Народные собрания, как правило, собирались в определенное время года, в священные для данного народа дни, и проводились в месте, связанном с сакральными традициями рода или племени. Во времена язычества у многих европейских народов существовал обычай приносить перед началом собрания обильные жертвоприношения божествам, после принятия христианства - для успеха мероприятия устраивали молебны.

Прямая демократия была распространена в малых городах-полисах древней Греции. Демократические процедуры могли осуществляться в них в силу малой величины полисов и немногочисленности участвующих в управлении свободных людей (граждан).

Платон критиковал античную форму прямой демократии как строй, «не имеющий должного управления», и «нисколько не озабоченный тем, от каких кто занятий переходит к государственной деятельности».

Полисы с демократическим управлением как правило оказывались неустойчивыми как внутренне (на смену демократии часто приходила деспотия), так и в противостоянии с сильным внешним врагом. Один из древнейших парламентов планеты - исландский альтинг - также вырос из народного собрания - тинга.

Сильны были традиции непосредственной демократии и на Руси. В новгородском вече могли участвовать все взрослое мужское население города и свободные крестьяне из окрестных деревень. Формально именно вече могло избирать и смещать высших должностных лиц, утверждать новые законы и отменять старые, объявлять войну и заключать мир. Но, как и в других странах, где сложилась классовая структура и образовалось государство, вечевой строй в Новгороде и Пскове являл собой пример переходного этапа от непосредственной демократии к иному типу общественного устройства.

Реальная власть в этих городах принадлежала знати и купечеству, для которых одобрение вече сформулированных правящей верхушкой решений носило номинальный характер. Неудивительно, что упразднение вечевых институтов после присоединения Новгорода и Пскова к Московскому государству не вызвало серьезных социальных и политических последствий и народных волнений.

Элементы непосредственной демократии проявлялись и в дальнейшей истории России, как во время проведения Земских соборов в XVI–XVII вв., так и во время народных волнений. В ходе стрелецких бунтов именно этими служивыми людьми принимались в интересах той или иной группы боярства и дворянства решения о выборах царя, назначении или наказании высших должностных лиц.

Со временем, по мере усложнения решаемых государством задач, прямая демократия была практически повсеместно вытеснена монархическими формами правления. В буржуазных обществах демократия приобрела новые черты, отличные от прямого, непосредственного участия граждан в управлении и законотворчестве.

Либеральная демократия, основы которой формировались в XVIII в., базировалась на доктрине народного суверенитета Дж. Локка (1632–1704), согласно которой источником всякой власти в государстве является народ (он сам выбирает себе власть с тем, чтобы она проводила в жизнь те законы, «о которых согласятся сообщество или уполномоченные на то лица»).

Буржуазные революции XVIII - XIX вв. в Европе и Америке привели к созданию во многих странах парламентских республик, введению всеобщего избирательного права. Специфика процедур, обеспечивающих каждому гражданину участие в управлении государством, обусловила формирование двух основных форм существования современной демократии.

Представительная демократия, характерная для западных стран, предполагает, что народ выборными методами делегирует функции управления своим компетентным представителям.

Плебисцитарная же демократия (была принята, например, в СССР) подразумевает, что власть сама выбирает курс и осуществляет управление, а народ либо поддерживает, либо не поддерживает, не вдаваясь в детали.

Суть обеих форм демократии - в опосредованном участии граждан в принятии решений и законов, в управлении на государственном или местном уровне.

Многие традиции прямой, непосредственной демократии, когда решения принимались не путем всеобщего голосования, а через народное одобрение (или неодобрение), сохранились в практике современной общественной жизни. Митинги, акции протеста, иные массовые мероприятия, когда процедура скрупулезного подсчета голосов попросту невозможна, по форме воспроизводят народные собрания древности.

Элементы прямой демократии в виде законов о референдумах, забастовках, митингах, петициях и обращениях сохранены в законодательствах разных стран. С возникновением тоталитарных, фашистских режимов в первой половине XX в., что явилось логическим следствием развития буржуазного тотального государства, произошел своеобразный ренессанс прямой демократии, когда правящие элиты для укрепления своей власти провоцировали массовые формы общественной активности (партийные съезды, народные почины, движения, кампании в масштабах целой страны и проч.).

Огосударствление общества, «массовизация» человека происходит и сейчас, но уже на принципиально иной основе - в условиях информационного общества и «нового мирового порядка», основанного на господстве ТНК. Поэтому на современном этапе проявления непосредственной демократии (митинги, акции, марши) являются просто способом манипуляции массовым сознанием в интересах правящих элит. Этим же целям служат и такие методы демократического управления как референдумы, опросы, консультации, «круглые столы».

Нередко методы «прямого действия» используются, когда традиционные демократические процедуры не приводят к нужным для правящей мировой элиты целям - в ходе «бархатных революций», являющихся результатом манипуляции общественным мнением извне с помощью современных политических технологий и средств холодной войны. Более того, именно сторонники либерального государства на самом деле ныне превратились в его яростных врагов, т. к., отрицая традиционные демократические институты, подвергая сомнению итоги выборов, они все активнее прибегают к деструктивной политической деятельности, к примитивным формам общественной активности, восходящим к родоплеменной демократии.

В связи с развитием коммуникации, ростом образования в обществе некоторые теоретики (Барбер, Тоффлер, Нэсбит, Гроссман, Рейнгольд, Пэл, Роудз и др.) заговорили об эре возвращения к прямой демократии. Появились даже термины «теледемократия» и «кибердемократия», предполагающие использование интерактивных возможностей радио, телевидения и интернета для обсуждения и выработки законов, голосования, управления. Правда, никто из теоретиков так и не нашел способа избежать манипуляции, торжества некомпетентности, потери времени в связи с вовлечением больших масс людей в процессы управления. На сегодняшний день данные проекты не нашли применения на практике.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Рассмотрим формы представительной демократии и формы непосредственной демократии , а также установим их соотношение.

Согласно статье 3 Конституции народ России реализует свою власть как непосредственно, так и через органы государственной и муниципальной власти.

В зависимости от способа волеизъявления народа принято выделять следующие формы демократии : представительная и непосредственная.

Представительная демократия предполагает реализацию народом власти посредством выборных полномочных представителей, принимающих решения, которые отражают волю избирателей: население всего государства либо определенной его территории.

Выборное представительство - это важный механизм обеспечения подлинного народовластия. В процессе формирования выборного представительства создаются избираемые народом государственные и местные органы власти.

Представительная демократия представляет собой способ реализации власти народа, при котором соответствующие властные решения принимаются избранными представителями. Как правило, к ним предъявляются определенные квалификационные и иные требования. В рамках разработанной системы государственных и муниципальных органов власти каждый её элемент имеет определенную сферу ответственности и соответствующие полномочия.

Успешность и результативность деятельности системы государственных и муниципальных органов, а также их работников предопределяет эффективность и стабильное экономическое развитие государства.

В случае неэффективной деятельности соответствующих органов и должностных лиц население на очередных выборах имеет возможность отказать им в доверии , выбрав для себя других представителей. В этом и проявляется сущность представительной демократии.

Непосредственная (прямая) демократия - это форма прямого волеизъявления народа или определенной группы населения. Согласно статье 3 Конституции России высшим непосредственным выражением власти народа выступают референдум и свободные выборы.

При прямой демократии граждане имеют возможность участвовать непосредственно в принятии решений по тем или иным политическим или общественным вопросам. Как правило, подобный механизм применяется при решении наиболее важных для общества вопросов.

К популярным методам прямой демократии относят: народное голосование (референдум), народное обсуждение, народную инициативу, императивный мандат.

Таким образом, при представительной демократии (в отличии от непосредственной) выполнение общественно значимых функций и задач осуществляется через систему избранных населением представительных органов и их должностных лиц.

В отличие от прямой демократии механизм принятия решений представительной демократии позволяет принимать и реализовывать решения по широкому спектру вопросов более оперативно. Преимуществом решений, принятых при прямой демократии , является их большая легитимность.

К недостаткам представительной демократии следует отнести подверженность коррупционным проявлениям, манипуляции, злоупотребления и т.д. Недостатками прямой демократии являются сложность организации, значительные временные и финансовые затраты на выявление мнения всего населения относительно определенного вопроса.

Прямая демократия (Непосредственная демократия) — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.

По формулировке, данной профессором М. Ф. Чудаковым: непосредственная демократия — это совокупность способов и форм, при помощи которых личность или коллектив могут самостоятельно включаться в процесс принятия общеобязательных решений, либо участвовать в формировании и функционировании представительной системы, либо оказывать влияние на выработку государственной политики.

Характерной чертой прямой демократии является использование гражданского населения (граждан государства), которое несёт прямую ответственность за принятие и исполнение принимаемых решений. Варианты и направления для инициирования вопросов могут исходить как от отдельных граждан так и целых групп (партии, общественные или хозяйственные объединения, органы местного и государственного управления).

Преимуществом прямой демократии является быстрая постановка и принятие конкретных решений на уровне отдельных небольших групп общества (вопросы местного и частного характера). Недостатком прямой демократии является сложность её применения на больших территориях (сложность формирования вопросов, увеличение сроков на согласование вопросов и проведения голосования) без использования компьютерной техники и средств мобильной связи.

Наиболее распространёнными методами прямой демократии являются:

1) выборы - избрание депутатов или судей гражданами. В большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) все депутаты выборные, в ряде стран назначаются только несколько членов верхней палаты парламента. Судьи могут могут как избираться народом, так и назначаться президентом или монархом (в Российской Федерации судьи назначаются президентом). Также в разное время в разных государствах выборными могли быть выборными командующие вооружённых формирований (например командиры Национальной гвардии во Франции в 1790-е годы) и различные полицейские должности. Также в выборность входит право граждан выдвигать кандидатов на выборные должности и право вносить отвод кандидатов. В данный момент в большинстве государств обсуждение кандидатов проводится на собрании выдвинувших их групп избирателей (съездов партий, съездов общественных организаций, собраний инициативных групп), избирательные собрания на которых происходит обсуждение кандидатов в большинстве государств не созываются, созывались они во Французской Республике в 1791 - 1799 гг. и в Лигурийской Республике 1797 - 1799 гг.


2) народное голосование (референдум) — принятие постановлений путём голосования граждан. Данные постановления носят обязательный характер, но в последнее время в самых разных странах могут народом могут приниматься постановления не имеющие обязательный силы (консультативный референдум). В некоторых государствах низшие местные единицы могут не иметь представительного органа а управление данной местной единицей может осуществлять общее собрание её жителей. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) народ не может принимать или отклонять бюджет, вводить или отменять налоги и сборы, ратифицировать и денонсировать международные договоры, объявление войны и заключение мира, объявление амнистии . При этом в ряде государств на референдум может быть вынесен вопрос (в Российской Федерации не может) о роспуске парламента или отзыве президента.

3) народное обсуждение - право группы избирателей вносить предложения об изменении и дополнении отдельных пунктов или разделов постановлений парламента. В данный момент большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) народное обсуждение не прописано в конституции и законах.

4) народная инициатива — право группы избирателей вносить проекты постановлений с обязательством парламента его принять, изменить, дополнить или отклонить. Частный случай народной инициативы - встречное предложение — право определённого количества граждан выдвигать альтернативное предложение в контексте процедуры законодательной инициативы или референдума, при этом в некоторых государствах принятие такого предложения народом может влечь роспуск парламента. Часто высказывается мнение, что процедура общенародного голосования, которая может быть инициирована не гражданами, а исключительно властными институтами, не имеет отношения к прямой демократии.

5) императивный мандат - право народа принимать наказы обязательные для отдельных депутатов или судей, право народа отзывать отдельных депутатов или судей, обязанность отдельных депутатов или судей регулярно отчитывать перед народом и право народа требовать внеочередной отчёт от них. В данный момент в большинстве государств народ не может отзывать отдельных депутатов, принимать обязательные наказы для отдельных депутатов, а отдельные депутаты не должны давать отчёты народу (в Российской Федерации императивный мандат не запрещён, но и не прописан).

К непосредственной демократии тесно примыкают иные методы политического участия, которые не дают права прямого решения вопросов государственной жизни, но позволяют оказывать влияние на процесс принятия таких решений.

Элементы прямой демократии наиболее развиты в Швейцарии, штате Калифорнии США, Лихтенштейне, Италии и некоторых других странах, где наиболее часты референдумы. Но в большинстве стран, возможности инициировать референдум «снизу», то есть по инициативе простых граждан — очень сильно ограничены законодательно или на практике. При этом народное голосование и народная инициатива существует в большинстве государств, однако основные политические вопросы из рассмотрения на референдуме изъяты. Императивный мандат существует в Китайской Народной Республике, Социалистической Республике Вьетнам, Народно-Демократической Республике Лаос и Корейской Народно-Демократической Республике, а также в некоторых штатах США.

Обе формы осуществления власти — непосредственная и представительная — отнесены Конституцией России к основам конституционного строя:

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

— ст. 3 Конституции РФ

Праву народа соответствует конституционное право каждого гражданина РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей:

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

— ст. 32 Конституции РФ

В Конституции РФ особо подчеркнута роль непосредственной демократии для местного самоуправления:

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

— Ст. 130 Конституции РФ

Порядок проведения референдумов в России регулируется Федеральным конституционным законом.

Представительная демократия — политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.

Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов.

Проявлениями представительной демократии являются:

1) принятие законов, бюджета, установление налогов и сборов, ратификация и денонсация международных договоров парламентом; В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) законы и бюджет принимаются парламентом и утверждаются президентом или монархом с правом последнего отправлять проект закона или бюджета на повторное рассмотрение парламентом. Кроме того в ряде государств круг вопросов по которым принимаются законы может быть ограничен (в Российской Федерации такого ограничения нет).

2) формирование правительства парламентом. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) парламент утверждает кандидатуры членов правительства или кандидатуру председателя правительства предложенную президентом или монархом;

3) право законодательной инициативы - в большинстве государств принадлежит только группам из нескольких депутатов при этом право законодательной инициативы принадлежит также и президенту или монарху, в ряде государств (в том числе и Российской Федерации) законодательная инициатива принадлежит и отдельным депутатам.

4) парламентский контроль над правительством: включает в себя утверждение парламентом программы правительства, обязанность правительства и министра давать регулярный отчёт перед парламентом и право парламента требовать от правительства и его членов внеочередной отчёт и право парламента объявлять недоверие правительству или министру влекущее отставку правительства или министра. В данный момент в большинстве государств (в том числе и в Российской Федерации) правительство и министры смещаются указом президента или монарха на основании недоверия со стороны парламента.

Принципиальным недостатком представительной демократии является формирование властных органов посредством выборов, во время которых избиратели вынуждены голосовать за малознакомых им кандидатов, не представляющих интересы всех слоёв населения.

Современными западными политологами демократия не рассматривается как власть народа, который определяет суть осуществляемой государственной политики. Демократия, по их мнению, - это система правления, считающаяся с волей народа, которая выражается в момент выборов правящей элиты.

Суверенная воля народа может быть выражена в двух основных формах:

  • непосредственно :
    1. путем референдума (по наиболее важным вопросам);
    2. путем свободных выборов органов государственной власти (Президента РФ, Государственной Думы).
  • в представительных формах .

Прямая демократия

Прямая демократия - это непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Сейчас она возможна в небольших населенных пунктах, общинах, на предприятиях и т. п. при решении вопросов, не требующих высокой квалификации.

Плебисцитная демократия - это вид прямой демократии, который также подразумевает непосредственное волеизъявление народа. Однако здесь влияние граждан на процессы властвования ограничено. Они могут посредством голосования только одобрить или отвергнуть проект закона либо другого решения, который подготовлен правительством, партией или инициативной группой. Такая форма демократии допускает возможность манипулирования волей граждан с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование.

Представительная демократия

Представительная демократия - осуществление народом вла­сти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным принимать законы.

Генезис форм представительной демократии во многом обусловлен постоянной необходимостью преодолевать одни и те же технологические ограничения реального мира (невозможно в современном мире при прямой демократии принимать сотни, а то и тысячи решений). В мире, в котором мы живем, объективно существует целый ряд ограничений, делающих его крайне непохожим на тот идеальный мир, для которого прямая демократия была бы безусловно лучшим способом общественного устройства.

Пред­ставительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются

    1. правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение тер­риториальных споров и др.);
    2. законодательной власти и принятия бюджета;
    3. могут быть наделены отдельными конституционными полномочиями по прямому контролю ис­полнительной власти
Условия эффективной деятельности представительных органов:
    • сотрудничество с ;
    • независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий;
    • отсутствие конкури­рующей законодательной власти;
    • невмешательство исполнитель­ной власти в прерогативы представительных учреждений.

В РФ представительная демократия обес­печивается выборностью Государственной Думы и конституци­онно обусловленным формированием , а также законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определенными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство - Российскую Феде­рацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч. 3 ст. 5 Конституции РФ.