Великолепный диктатор. Яркая жизнь и блистательное наследие Лоренцо Медичи

Во всей европейской истории не найдется другого семейства, сделавшего для своего города и страны столько, сколько сделали Медичи для Флоренции, Тосканы и Италии в целом. Медичи были известны всей Европе как банкирское семейство: в банках семьи Медичи брали кредиты на ведение войн за престол или с соседними державами (причем противоборствующие стороны часто брали кредит в одном и том же банке Медичи), короли и правители Европы строили замки и дворцы, устраивали роскошные пиры и балы на деньги Медичи. Отделения банков Медичи были по всей Европе: от Лондона и Парижа до Брюгге, Женевы и Венеции. Именно Медичи считаются изобретателями векселей и аккредитивов, дорожные чеки банка Медичи принимались к оплате повсеместно.

Медичи нерасторжимо связаны с великими достижениями итальянского Ренессанса. Благодаря их заботам и деньгам Флоренция превратилась в один из главных центров ренессансной культуры. Медичи – это ценители искусства и меценаты самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов эпохи Возрождения.

Существует несколько версий происхождения фамильного имени семейства Медичи, представители которого были фактическими правителями Флоренции 300 лет. Но наиболее правдоподобная отражена на гербе Медичи: в золотом поле шесть шаров, верхний лазуревый шар обременён тремя золотыми лилиями, остальные шары червленые.

Медичи - потомки разбогатевших аптекарей, отсюда и «медицинская» фамилия, а 5 красных шаров на щите символизируют таблетки-пилюли: глава рода заслужил герб, работая лекарем при королевском дворе Карла Великого. Синий шар с тремя золотыми королевскими лилиями является дополнением к гербу, которое даровал семейству Медичи в 1465 году Людовик XI: среди представителей семьи значатся две королевы Франции – Екатерина Медичи и Мария Медичи. Добавленные ключи Святого Петра и папская тиара говорят о том, что среди выходцев из этого рода было 4 папы римских - Лев X, Климент VII, Пий IV и Лев XI.

Герб Медичи встречается во Флоренции повсеместно: в галереи Уффици ,

в церкви Сан-Лоренцо,

в Палаццо Питти,

на постаменте памятника Джованни Медичи на площади Сан-Лоренцо,

во дворе Палаццо Веккьо


В период раннего Средневековья Медичи имели небольшие земельные участки в долине Муджелло (по реке Сиеве) близ Флоренции, к 1300 году несколько их представителей перебрались во Флоренцию и Медичи уже входили в правительство и гильдию менял. В XIV веке во Флоренции уже было множество Медичи: в 1373 году один из представителей рода сокрушался по поводу того, что в результате эпидемии чумы в семье осталось всего 50 взрослых мужчин. Неудивительно, что между ними существовали заметные имущественные различия: одни преуспевали и выдвигались в городе на первые роли, другие были лавочниками и ремесленниками. Однако даже наиболее состоятельные Медичи, хотя иной раз и вступали в брак с представителями социальной и экономической элиты, ни по богатству, ни по статусу не поднимались до уровня известных банковских и торговых домов того времени, таких, как Барди или Перуцци.

На противоположном конце социальной лестницы среди Медичи имелись преступники и бандиты. Так, в 1343-1360 годах пятерых Медичи приговорили к смертной казни за разнообразные (от грабежей до убийств) преступления. Это создавало всему семейству плохую репутацию, которая, разумеется, не улучшалась от того, что его представители часто затевали тяжбы друг с другом. Такая репутация и отсутствие единства не позволяли семейству Медичи в этот период играть сколько-нибудь значительную роль в управлении Флоренцией. Поскольку над Медичи тяготели подозрения в политической неблагонадежности и им было запрещено занимать государственные должности, они обратили всю свою энергию на предпринимательство: банковские операции через свои филиалы по всей Европе, а также производство шелка и тканей во Флоренции.


Банк Медичи стал одним из самых высокодоходных предприятий в Европе благодаря Джованни Медичи, которого также считают основателем политического могущества рода Медичи. В 1385 году Джованни возглавил Римский филиал банка Медичи и одновременно очень выгодно женился, взяв огромное по тем временам приданное в 1500 флоринов. Удачные вложения этих денег в суконные мануфактуры и в венецианскую торговлю с Востоком приносят банку Джованни колоссальные прибыли.

Исключительно дальновидными оказались инвестиции банка Джованни Медичи в карьеру бывшего пирата Бальтазара Косса, которому Джованни в 1401 году одолжил 12 000 флоринов на приобретение должности кардинала. Через 10 лет должник Косса был избран папой римским под именем Иоанна XXIII, вошедшего в историю как лжепапа. Финансовые потоки католической церкви были весьма внушительны и, само собой, обслуживание их было доверено банку Джованни Медичи. Кроме этого, клиентами римского филиала банка Медичи стала масса кардиналов и иных сановников Святого престола. Папа Иоанн XXIII, отправляясь на Констанцский собор, где его и осудили, оставил Джованни Медичи все свои и церковные сбережения. Спустя много лет, отсидев в тюрьме, лишенный сана лжепапа явился к Джованни за своим добром, но получил такой ответ: «Это добро мне доверил папа Иоанн XXIII, так что все до последнего флорина я и верну только папе Иоанну XXIII».

Вернувшись во Флоренцию, Джованни Медичи уже располагал капиталом в 100 000 флоринов, что при нынешних ценах на золото (а флорин печатался из чистого золота) равняется полумиллиарду рублей. Для дальнейшего развития дел семейного банка и для расширения своего влияния Джованни пришлось добиться определенного положения во флорентийском правительстве. В 1421 году он удостоился избрания на высшую должность исполнительной власти Флоренции - гонфалоньера справедливости. Занимая ее, Джованни стал первым из рода Медичи, который практически единолично руководил политической и экономической жизнью города-республики.

Именно Джованни Медичи открыл двери к славе первым знаменитым творцам Возрождения – архитекторам, скульпторам и художникам. В ту пору самые богатые и влиятельные кланы Флоренции – Альбицци и Медичи – стремились всячески способствовать возвеличиванию родного города, а значит, и прославлению себя. Проще всего это было сделать, вложив деньги в какой-то значимый объект.

В 1402 году был объявлен конкурс на изготовление бронзовых дверей для Баптистерия Сан-Джованни на Соборной площади Флоренции. Каждый клан выставил своего протеже: семейство Альбицци представлял Филипп Брунеллески, а выскочек Медичи (каковыми считала их тогда флорентийская знать) – Лоренцо Гиберти. Во главе конкурсной комиссии стоял Джованни Медичи, который принял поистине соломоново решение: присудить победу обоим претендентам. В конечном итоге работы были выполнены ставленником Медичи - Лоренцо Гиберти и так появился истинный шедевр эпохи Возрождения – северные врата Баптистерия и восточные врата Баптистерия, названные «Вратами Рая» .

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

11. Италия. Флоренция. Династия Медичи и великие творцы Ренессанса. Часть 1. August 6th, 2013

Я, кажется, еще нигде не давала справки о правителях и меценатах Флоренции, кроме многократно упомянутых Козимо Медичи Старшего и Козимо Медичи I, великого герцога Тосканского. Да и вообще, исторический фон, сопровождавший зарождение и расцвет идей Ренессанса, заслуживает небольшого обзора. Я начала делать этот «небольшой обзор», но в процессе он стал разрастаться как снежный ком, и, в итоге, вылился вот в такой опус, заслуживающий отдельного поста, а точнее трех))

Часть 1. 1115 - 1494. Становление республики и первые Медичи. Козимо Старший и Лоренцо Великолепный.

Самые ранние произведения искусства, упоминаемые здесь, принадлежат эпохе Проторенессанса, которая датируется второй половиной XIII - XIV вв. Это время Флорентийской республики , которая ведет свое начало аж с 1115 года. За века в городе сложился механизм городского самоуправления, основанный на представительстве во власти различных страт тогдашнего общества - аристократии, богатых банкирских семей, ремесленных цехов, и даже рабочих - и противостоянии соответствующих партий. Этот механизм на протяжении чрезвычайно долгого времени не давал возможности концентрации власти в одних руках. Я встречала мысль, что республиканская форма правления во Флоренции сыграла немаловажную роль в том, что именно здесь возникли первые ростки великой гуманистической культуры Ренессанса. Флорентийцы очень гордились своим самоуправлением, и считали политическую свободу и независимость одними из важнейших ценностей, что вполне могло быть трансформировано в идеи свободы и независимости личности, мысли и творчества.


Флорентийская республика, меняя степень гражданских свобод и представительство во власти разных социальных групп, просуществовала на протяжении более чем четырех веков. Все это время внутри практически не прекращалась борьба партий, которые делились по двум основным осям - по происхождению и по внешнеполитической ориентации. По первому признаку флорентийцы делились на «нобилей», то есть аристократов-землевладельцев, и «пополанов» - представителей торгово-банковско-ремесленных кланов (которые в свою очередь в зависимости от экономических факторов были «жирными» и «тощими»)). По второму признаку - на гвельфов и гибеллинов, а после изгнания гибеллинов - на черных и белых гвельфов. Небольшое государство постоянно находилась на стыке интересов Святого престола и императора Священной Римской империи, и нуждалось в покровительстве кого-либо из этих титанов. Партия гвельфов выступала за альянс с папой, партия гибеллинов - за союз с императором. Борьба гвельфов и гибеллинов продолжалась на протяжении всего XIII века, и победа той или иной партии сопровождалась репрессиями и изгнанием из города потерпевших поражение. В жернова этой борьбы попал Данте, который был изгнан из Флоренции в 1302 году и больше не вернулся на родину.

В городской общине огромный удельный вес имели состоятельные банкирские семьи и ремесленные цеха, они и являлись часто заказчиками архитектурных сооружений и произведений живописи и скульптуры. Также, вне зависимости от партии, верховенствующей в тот или иной отрезок времени, решения, касающиеся общегородской жизни, принимались коллегиально представительным органом республики. Это касалось и решений о возведении и украшении муниципальных зданий и кафедрального собора. Так что за мастерами Проторенессанса, как правило, не стоит никаких покровителей или меценатов, их труд оплачен из казны города или состояния богатейших семей и цехов.

К этому периоду - конца XIII - начала XIV вв. - относится строительство Барджелло , Палаццо Веккио и Палаццо Спини-Феррони , начало сооружения собора Санта-Мария-дель-Фьоре Арнольфо ди Камбио , церквей Санта-Кроче и Санта-Мария-Новелла . Джотто создает фрески в Санта-Кроче и Санта-Мария-Новелла и проектирует Кампаниллу. В следующем поколении, в середине XIV в., им на смену приходят Петрарка, Бокаччо, Андреа Орканья , Таддео Гадди, а ближе к концу века Спинелло Аретино , Аньоло Гадди

Ближе к концу XIV века произошла олигархизация власти, когда выборные законы были переписаны так, что увеличилось представительство состоятельных кланов. На рубеже веков большим весом обладала семья Альбицци, но уже не за горами было восхождение Медичи.

Семья Медичи жила во Флоренции предположительно уже в XII веке, на протяжении столетий она вела успешную коммерцию, наращивала капитал и играла все более существенную роль в городском управлении. В 1421 году гонфалоньером справедливости (выборная должность главы государства с конца XIII в.) был избран Джованни ди Биччи из семьи Медичи, и хотя он был не первым представителем рода на этом посту, именно его принято считать основателем правящей династии Медичи во Флоренции. Нам надо запомнить двух его сыновей - Козимо и Лоренцо. Козимо - это тот самый, который здесь везде упоминается как Козимо Медичи Старший.

Козимо Медичи Старший (или Старый) пришел к власти во Флоренции в 1434 году и эту дату считают началом господства династии Медичи.


Якопо Понтормо. Портрет Козимо Старшего Медичи. 1518-1519. Уффици, Флоренция.

Его отец скончался пятью годами ранее, и эти пять лет был посвящены борьбе партии нобилей-аристократов во главе с Ринальдо Альбицци и, извините, пополланов под руководством богатейшего человека Европы Козимо, ага))) Правда, на самом деле, это не так смешно, как на первый взгляд, так как к «народу» во Флоренции были причислены все состоятельные банкирские и купеческие семьи.

В ходе этой борьбы Козимо побывал в заточении по обвинению в «возвеличивании себя выше, чем других», сумел подкупить суд и избегнуть смерти, был приговорен к изгнанию на 10 лет, но уже через год изгнания, в котором пользовался почетом и уважением, вернулся как триумфатор и сформировал правительство из своих сторонников. Через десять лет правления Козимо осуществил дальнейшую концентрацию власти в своих руках, прижав республиканские демократические институты организовав по сути синьорию - то есть власть синьора. Он дожил до 75 лет, благополучно руководил Флоренцией до самой смерти в 1464 году, был похоронен в Сан-Лоренцо , и на его саркофаге начертали «Отец отечества». За годы своего правления Козимо не только обеспечил флорентийцам экономическое благополучие, но и начал практику покровительства людям науки и искусства, создав предпосылки для превращения Флоренции в культурный центр мирового значения.

Время правления первых Медичи - это время творчества «трех отцов флорентийского Возрождения» - Донателло, Брунеллески и Мазаччо. Брунеллески открывает перспективу и создает символ Флоренции - купол Санта-Мария-дель-Фьоре , Донателло - знаменитого «Давида», «Кающуюся Магдалину» и «Юдифь и Олоферна», Гиберти - «Райские» ворота Баптистерия. Мазаччо пишет «Троицу» в Санта-Мария-Новелла , а Филиппо Липпи - «Мадонну с двумя ангелами». На этот же период приходятся молодые годы Гирландайо, Перуджино, Ботичелли и Леонардо да Винчи (при перечислении имен возникает предчувствие взрыва… Да, высокий Ренессанс уже на самом пороге!). Незадолго до смерти Козимо Старший сделал еще одну бесценную вещь - основал в Кареджи Платоновскую академию, которая становится центром гуманистический философии Ренессанса.

У Козимо Старшего было двое законных сыновей, нас интересует старший - Пьеро Подагрик. Так как отец прожил долго, то больному, как следует из прозвища, Пьеро было суждено править лишь пять лет - до 1469 года. Видимо, Пьеро недоставало мудрости его отца, так как его правление сопровождали междоусобицы, но ему удалось отстоять позиции семьи. После него остались два сына - двадцатилетний Лоренцо, получивший прозвище «Великолепный», и шестнадцатилетний Джулиано.

Лоренцо Великолепный.


Джорджио Вазари. Портрет Лоренцо Великолепного. 1534. Уффици, Флоренция.

Самый, пожалуй, знаковый правитель эпохи Ренессанса, во время правления которого расцвет философии и искусства во Флоренции достиг наивысшего подъема.

Лоренцо столкнулся с проверкой на прочность в 1470 году - на первом же году правления против него выступили противники еще его отца. В 1478 году сторонники восстановления республиканских свобод сделали попытку уничтожить Лоренцо и Джулиано, это покушение известно под именем заговора Пацци. Джулиано был убит, Лоренцо спасся и покарал заговорщиков. Это событие вызвало народное сочувствие и только укрепило его власть, однако испортило отношения со Святым престолом, так как папа Сикст IV был причастен к заговору. В 1480 году Лоренцо и папа заключили мир, и дальнейшее правление Лоренцо было относительно безоблачным.

Лоренцо не был наделен ни хорошим здоровьем, ни физической привлекательностью. Однако он тонко чувствовал и ценил красоту в поэзии, философии, живописи, скульптуре. Прозванный Великолепным за роскошь и расточительность своего двора, он стал покровителем и меценатом расцвета эпохи Ренессанса. Трудно переоценить его роль формировании и распространении по Европе идей гуманизма, так как Лоренцо поддерживал Платоновскую Академию в Кареджи - школу или, если можно так выразиться, дискуссионный клуб, в котором имели трибуну виднейшие мыслители-неоплатоники Марсилио Фичино, Джованни Пико дела Мирандола, Кристофоро Ландино, поэт Анджело Полициано.

Время Лоренцо - это период зрелого творчества крупнейшего художника XV века Сандро Боттичелли. Именно в это время Боттичелли сближается с гуманистами из Академии и пишет великие картины «Весна» и «Рождение Венеры», «Мадонну дель Магнификат», «Мадонну делла Мелаграна» и «Благовещение». Гирландайо создает фрески в Зале лилий в Палаццо Веккио, церкви Санта-Тринита и капелле Торнабуони в Санта-Мария-Новелла . Во Флоренцию приезжает Перуджино, восходит звезда Леонардо, который, правда, быстро уезжает работать в Милан, при дворе Лоренцо создает свои первые работы юный Микеланджело.

Находясь в поисках новых мыслей и идей и под влиянием Пико делла Мирандола, Лоренцо в 1490 году на свою голову вызвал во Флоренцию уже снискавшего известность проповедника Джироламо Савонаролу, обличителя расточительства и пороков церкви, приверженца аскезы и первозвестника Реформации. Пламенный, убежденный и фанатичный Савонарола снискал огромную популярность, и в скором времени обратил свои проповеди в том числе и против роскоши и богатства самого Лоренцо. К тому времени подагра брала свое и самочувствие Лоренцо ухудшилось. Предчувствуя приближение смерти, он пожелал исповедоваться Савонароле. В ответ на исповедь Савонарола стал убеждать его раздать свое состояние и восстановить республиканские институты. Лоренцо лишь в досаде отвернулся, и фанатик оставил его без отпущения грехов. В 1492 году Лоренцо умер, ему было всего 43 года. Он похоронен в Капелле Медичи под надгробием работы Микеланджело, вместе со своим убитым ранее братом Джулиано.

У Лоренцо Великолепного было три сына - Пьеро, Джованни и Джулиано. После кончины Лоренцо в 1492 году власть во Флоренции оказалась в руках Пьеро. Однако он не зря получил прозвище «Невезучий» (или «Глупый»), ибо власть эту удержать не смог. Это был период колоссального роста влияния проповедника Джироламо Савонаролы. Потеря влияния Пьеро в городе была усугублена внешним вторжением французского короля Карла VIII и метания Пьеро, готового уступить требованиям французов, в 1494 году привели к выплеску народного недовольства, изгнанию семьи Медичи с запретом возвращаться до 1512 года и разграблению их богатств. Пьеро еще вынашивал планы вернуть себе власть, и для этого заручился поддержкой Карла VIII, однако в 1503 году бесславно погиб. Про младших - Джованни и Джулиано - пока не зыбываем)

Продолжение - .

Лоренцо Медичи (Великолепный), правитель Флоренции

(1449–1492)

Лоренцо, самый прославленный правитель из семейства Медичи, являл собой образец просвещенного деспота, заботившегося о благе народа. Он родился 1 января 1449 года в семье правителя Флоренции (Тосканы) Пьетро Медичи. Еще дед Лоренцо, Козимо Медичи, с самых юных лет готовил внука к роли властителя Флоренции. Лоренцо получил блестящее образование и стал одним из самых просвещенных правителей эпохи Возрождения. Представители рода Медичи, выдвинувшегося на общественную сцену еще в XIII веке, были крупнейшими банкирами своего времени, кредитовали правителей не только Италии, но и всей Европы.

Лоренцо получил прекрасное образование, замечательно пел, играл на нескольких музыкальных инструментах, пробовал свои силы в поэзии. Он уже в 16 лет выполнял дипломатические поручения отца, посетив миланского герцога Сфорцу и папу римского. С папой, владевшим месторождением квасцов в районе Толфи, Лоренцо удалось договориться, что семейство Медичи, владевшее монополией на продажу квасцов, необходимых для окраски тканей, будет в дальнейшем само определять объем их добычи. Когда Лоренцо был в Риме, умер герцог Франческо Сфорца. Отец попросил Лоренцо добиться у папы подтверждения прав на Миланское герцогство сына Франческо Галеаццо Мария. После решения этой задачи Лоренцо в Неаполе скрепил союз Флоренции, Миланского герцогства и Неаполитанского королевства. Этот союз гарантировал Флоренции надежную военную защиту в обмен на деньги семейства Медичи.

В 18 лет Лоренцо женился на Клариссе Орсини, представительнице знатного римского рода, близкого к папскому престолу. Она успела родить Лоренцо трех сыновей и четверых дочерей, прежде чем в возрасте 37 лет ее свел в могилу туберкулез.

С 1469 года Лоренцо правил Флоренцией совместно со своим братом Джулиано. После смерти Пьетро флорентийцы просили Лоренцо взять на себя заботу о благе города. Сам он лицемерно утверждал в мемуарах: «Я согласился без энтузиазма. Бремя казалось слишком опасным и не соответствующим моему возрасту. Я согласился только для того, чтобы сохранить друзей и богатство нашей семьи. Ведь во Флоренции можно быть богатым только тогда, когда тебя защищает государство». Занимаясь делами государства, Лоренцо не прекращал деятельности банкира. Он имел банковские конторы в Венеции, Милане, Лондоне, Брюгге, Женеве и других важнейших городах Западной Европы.

Лоренцо Медичи принимает послов

В качестве правителя Лоренцо добился быстрого признания со стороны союзников – Милана и Неаполя. Однако неожиданно против него восстал город Прато в Тоскане. Лоренцо жестоко покарал мятежников, повесив за ноги 19 руководителей бунта. После этого никто уже не рисковал оспаривать его власть.

Тем временем осложнилось финансовое положение дома Медичи. Его должниками были монархи крупнейших государств Европы, но заставить их платить было очень непросто. А с приходом к власти нового папы Сикста IV осложнились и отношения с римским престолом. Сикст попытался выкроить новое государство в центре Италии для своего любимого племянника, что отнюдь не обрадовало Лоренцо. Папа в ответ попытался свергнуть Лоренцо с помощью банкирской семьи Пацци, которым передал право распоряжаться своей казной. Тогда Лоренцо сумел провести закон, лишивший Пацци наследства одного из его дальних родственников.

Несмотря на существование флорентийской конституции и сохранение республиканских институтов, правление братьев более напоминало абсолютную монархию. Однако диктатура Медичи была довольно мягкой. Лоренцо много способствовал тому, что Флоренция стала городом веселых праздников, блестящих балов, средоточием наук, искусств и литературы, и за свою склонность к изящным искусствам был прозван Великолепным. Лоренцо написал лирическую поэму «Леса любви», мифологическую поэму «Аполлон и Пан», книгу стихов с прозаическим «Комментарием к некоторым своим сонетам», мистерию «Святые Иоанн и Павел» и ряд других произведений. Его родной город превратился в важнейший культурный центр Италии.

Пацци решили использовать в своих целях недовольство части флорентийцев диктатурой Медичи, не довольствуясь тем, что удалось отнять у Лоренцо и Джулиано контроль над папскими финансами. В 1478 году они при поддержке папы Сикста IV составили заговор с целью убийства правителей Флоренции в соборе во время пасхальной службы 26 апреля. Заговорщикам удалось заколоть Джулиано, но Лоренцо смог укрыться в ризнице собора. Народ Флоренции поднялся на защиту Медичи. Заговорщиков буквально растерзали на части. Руководителя заговора архиепископа Пизы Франческо Сальвиати Лоренцо приказал повесить в полном церковном облачении. Всего же было казнено 262 человека из числа сторонников Пацци.

Популярность Лоренцо во Флоренции достигла невиданной высоты. При желании он легко мог провозгласить себя королем или герцогом, добившись признания этого титула от папы и европейских монархов. Однако Лоренцо предпочел укрепить свою власть иным образом. Он разогнал прежний парламент «Ченто» и в 1480 году заменил его Советом Семидесяти, где влияние семейства Медичи было безграничным. Также Лоренцо полностью держал под своим контролем две коллегии – по политическим и военным делам (из 8 человек), и по финансам и праву (из 12 человек). В качестве военной силы он опирался на многочисленную личную гвардию, с помощью которой подавлял все восстания.

Сикст, чей племянник кардинал находился в плену у Лоренцо, отлучил правителя Флоренции и его ближайших соратников от церкви. Папа и не подумал осудить убийство Джулиано, зато потребовал от флорентийцев выдать ему Лоренцо за казнь архиепископа. Он грозил отлучением всем жителям Тосканы, если они в течение месяца не выдадут Медичи и их сторонников папскому суду. Однако Синьория – правительство Тосканы – взяла сторону Лоренцо. Уступки папе со стороны Лоренцо ограничились освобождением папского племянника. Папа этим не удовлетворился и начал, при поддержке Неаполитанского королевства, войну против Флоренции. Лоренцо отправился в Неаполь на встречу с королем Фердинандом I, что было весьма рискованным поступком: король славился своим вероломством. Однако с ним удалось достичь мирного соглашения. После этого и папе пришлось отступить. Лоренцо привлек неаполитанского короля на свою сторону, объяснив, что политическая стабильность, обеспеченная во Флоренции домом Медичи, гораздо лучше, чем чехарда с избранием римских пап, которые меняются чуть не каждое десятилетие, а с ними – и направление политики Рима.

Хотя Лоренцо не занимал никакой официальной должности, ни одно решение во Флоренции не принималось без его одобрения, а в Синьории и Совете Семидесяти преобладали его ставленники. Хотя Флоренция не обладала крупной армией, ее правителю удавалось поддерживать ее влияние в Италии за счет финансовой мощи, дипломатического искусства и широкой сети осведомителей и «агентов влияния» во всех итальянских государствах.

Лоренцо окружил себя великими поэтами и художниками, среди которых были такие громкие имена, как Пика дела Мирандола, Веррокио, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Вместе с тем при всей широте своего интеллекта он порой опускался до мелочной регламентации жизни граждан. Так, чтобы не допустить чрезмерного усиления финансового могущества отдельных родов, Лоренцо запретил флорентийцам, обладавшим сколько-нибудь значительным состояниям, жениться без его личного разрешения.

Лоренцо почти удалось создать в Тоскане государство всеобщего благоденствия. Во Флоренции не было нищих или бездомных. Обо всех немощных и убогих заботилось государство. Крестьяне, которых не давили повинности феодалам и налоги, процветали, создавая в государстве изобилие продуктов. Лоренцо назначал людей на высокие должности, принимая во внимание только их способности и личную преданность Медичи, а отнюдь не знатность. Флоренция при Лоренцо переживала свой золотой век, в ней творили величайшие художники и ученые Италии и всей Европы.

После смерти Сикста IV нормализовались отношения Медичи с Римом. С новым папой флорентийский правитель даже породнился. В 1488 году внебрачный сын папы сорокалетний Франческо Чибо женился на шестнадцатилетней дочери Лоренцо Магдалине. А тринадцатилетнего сына Лоренцо папа на радостях возвел в кардинальское достоинство. И юный кардинал оправдал высокое доверие, став в будущем папой Львом X.

Глава Тосканы мечтал об объединении Италии под главенством Флоренции. Но здесь Лоренцо Великолепный слишком опередил свое время.

В последние годы своего правления Лоренцо не делал большой разницы между общественными и личными финансами. Он тратил казну на организацию праздников и представлений, укреплявших популярность Медичи. А общественные выплаты проводил через подконтрольные Медичи банки и получал свой коммерческий процент. К концу правления Лоренцо прямые налоги возросли со 100 тысяч до 360 тысяч флоринов, что не вызвало энтузиазма флорентийцев. Банкирские дома также были недовольны теми преференциями, которыми пользовался дом Медичи. Однако до открытого выражения недовольства дело так и не дошло.

Как это ни странно, но Лоренцо поддержал также доминиканского монаха Джироламо Савонаролу, который 1 августа 1490 года впервые провозгласил с кафедры собора Св. Марка свою проповедь аскетизма и возвращения к идеалам первоначального христианства. Возможно, правитель надеялся, что, поддерживая Савонаролу, он сможет удерживать фанатика в определенных рамках и не даст ситуации дойти до точки социального взрыва. Тем более что Лоренцо разделял осуждение проповедником нравов, царивших при папском дворе. Однако от фанатика-монаха досталось и самим Медичи, погрязшим в роскоши, распутстве и занятиях магией и алхимией. Под конец жизни расточительность Лоренцо стала раздражать флорентийцев. Однако, когда 8 апреля 1492 года он скончался, едва ли не весь город пришел на его похороны. Можно сказать, что о его смерти горевала чуть ли не вся Италия. По преданию, перед смертью Лоренцо призвал Савонаролу для последней исповеди, но неистовый монах потребовал, чтобы прежде Лоренцо вернул свободу Флоренции, но диктатор оставил эту демагогию без ответа и умер без отпущения грехов.

Только Лоренцо с его непревзойденной способностью к политическому компромиссу удавалось поддерживать баланс интересов как в Тоскане, так и в Италии в целом. Вскоре Флоренция погрузилась в многолетнюю смуту, связанную с деятельностью Савонаролы, а сын Лоренцо Пьеро Несчастный был изгнан из города. Только в 1512 году сын Пьеро Несчастного и внук Лоренцо Великолепного Лоренцо Младший утвердился во Флоренции с помощью папских войск.

Из книги Убийство Моцарта автора Вейс Дэвид

6. Лоренцо да Понте Нью-Йорк оказался шумнее и грязнее Бостона. Дебора с мрачным предчувствием глядела на полные суеты улицы. Она сомневалась в правильности решения Джэсона во что бы то ни стало посетить да Понте. Но Джэсон уверял, что на него прекрасно действует свежий

Из книги Творцы Священной Римской империи автора Балакин Василий Дмитриевич

СИЛЬНЫЙ ПРАВИТЕЛЬ Из герцогов в королиИтак, Эберхард, не воспротивившись воле брата, отходившего в мир иной, взялся доставить королевские инсигнии герцогу Саксонии Генриху. Позднейшее предание разукрасило процедуру передачи знаков монаршей власти преемнику новыми

Из книги Брежнев автора Млечин Леонид Михайлович

Правитель канцелярии Когда Леонид Ильич возглавил страну, он вспомнил всех своих друзей по Молдавии. Константин Устинович Черненко стал заведовать общим отделом ЦК КПСС (его предшественника Владимира Малина утвердили ректором Академии общественных наук при ЦК КПСС),

Из книги Леонардо да Винчи автора

Из книги Первопроходцы автора Автор неизвестен

ПРАВИТЕЛЬ ГУБЕРНИИ После возвращения на родину в 1846 году Николай Николаевич стал числиться по министерству внутренних дел и вскоре, не без протекции по-прежнему благоволившей к нему великой княгини Елены Павловны, был назначен тульским губернатором. Молодой по меркам

Из книги Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих автора Вазари Джорджо

Из книги Микеланджело Буонарроти автора Фисель Элен

Из книги Микеланджело автора Дживелегов Алексей Карпович

Лоренцо де Медичи и его славное семейство Кто же такой этот Лоренцо де Медичи? Он был правнуком богатого банкира Джованни ди Биччи де Медичи, умнейшего человека, стараниями которого банк Медичи стал одним из самых высокодоходных предприятий Европы. А еще Лоренцо был

Из книги Николай Коперник автора Ревзин Григорий Исаакович

Знакомство с Лоренцо де Медичи Тем временем в мастерской маэстро Гирландайо на другом конце города в число первых учеников успели выбиться двое: первым стал маленький и саркастичный уродец (то есть Микеланджело), вторым – высокий красавчик-блондин (Франческо Граначчи).

Из книги Воображенные сонеты [сборник] автора Ли-Гамильтон Юджин

Смерть Лоренцо Великолепного Лоренцо де Медичи не стало в ночь с 8 на 9 апреля 1492 года. Ему было сорок три года, и умер он от лихорадки, вызванной подагрой, но он также страдал от резких болей в желудке, что делает вполне допустимой и версию об отравлении. Ко всеобщему

Из книги Гении эпохи Возрождения [Сборник статей] автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Адриан VI и вступление на престол Климента VII. Капелла Медичи в Сан Лоренцо и Лауренциана В Риме, между тем, догорали дни папы Льва. Излишества в еде расшатали окончательно и без того не крепкий его организм. Быть может, конец был ускорен и ядом, как предполагали

Из книги Путешествия. Дневники. Воспоминания автора Колумб Христофор

ХІV. ПРАВИТЕЛЬ ОЛЬШТЫНА Вармийский капитул непосредственно ведал только ближними землями. Две трети его владений лежали в отдаленных местностях. Ими управлял особо избранный каноник - правитель. Он имел постоянное пребывание далеко от Фромборка, в Ольштынском замке в

Из книги автора

27. Лоренцо Медичи - своей последней осени (1491 г.) Нисходит осень ливнем золотым, И стонет в упоеньи плоть земная, Как некогда прелестная Даная Стонала под Юпитером седым. Струится дымка по холмам крутым, Наполнена покоем глушь лесная; Вот-вот ноябрь, мороз

Нос «уточкой», напоминающий скорее карниз крыши, да ещё и свёрнутый набок. Выдвинутая вперёд нижняя челюсть, из-за которой губа кажется непропорционально большой, а весь вид — угрюмым. Мальчик, родившийся в семье , был долгожданным (перед ним родилось две девочки, а нужен наследник), но слишком уж неказистым. Это была эпоха, когда народ легко раздавал прозвища и целым группам людей, и конкретным правителям. Внук Козимо Старого и сын Пьеро Подагрика , названный Лоренцо, имел все шансы остаться в истории каким-нибудь «Лоренцо Некрасивым» или «Лоренцо Кривым». Но он стал «Крёстным отцом», пожалуй, самой красивой эпохи истории человечества. Эпохи, которая, возможно, ближе всего подошла к абсолюту прекрасного. Эпохи Возрождения.

Козимо Медичи. Фото: Public Domain

Семья Лоренцо

Когда ты должен много денег кому-то могущественному, например королю, ты в неудобном положении. Но когда король должен тебе — ты в смертельной опасности. Клану Медичи были должны слишком многие, чтобы можно было спокойно жить. Ещё за несколько поколений до Лоренцо его предки, вопреки своей фамилии (Медичи — «медик»), начали заниматься ростовщичеством. Козимо Старый (дед Лоренцо) достиг вершин экономического и политического (тогда это было примерно одно и то же) могущества. Хитроумный и жёсткий банкир Козимо долго и упорно воевал с конкурентами, завистниками и должниками, в итоге поднявшись на самую высоту власти. Но умения, в отличие от состояния и банка, по наследству передать нельзя. Козимо серьёзно планировал будущее семьи. Он пригласил «к своему двору» великих учёных того времени, которые занимались как с его детьми, так и с внуками. Например, обучением маленького Лоренцо занялся знаменитейший на тот момент философ Марсилио Фичино .

Своим преемником Козимо видел сына Джованни (в ущерб первенцу Пьеро), которого и готовил к будущей карьере. Пьеро не рассматривался как будущий наследник в первую очередь по медицинским (ирония судьбы для фамилии Медичи) показателям. Он страдал подагрой настолько, что фактически не мог свободно передвигаться. Замкнутый в четырёх стенах инвалид — не боец в жестокой драке за власть, особенно в те времена. Но всё же он был Медичи. Поэтому Пьеро женится (естественно, по решению отца) на Лукреции — представительнице союзной фамилии Торнабуони . Она была нехороша собой, но невероятно умна, воспитанна и образованна. И возможно, именно это спасёт потом семью Медичи. Ещё при жизни Козимо умирает его планируемый наследник Джованни. Внезапно преемником на «троне» могущественнейшего человека во Флорентийской республике становится инвалид Пьеро Подагрик. С женой Лукрецией и четырьмя детьми на руках. Его старшему сыну Лоренцо на тот момент было 15 лет.

Пьеро Медичи. Фото: Public Domain

Взросление Лоренцо

Разноцветная мозаика. Лоскутное одеяло. Собрание ревнующих друг к другу родственников. Примерно так выглядит с сегодняшней позиции Италия XV века. Красивейший полуостров, как на огороды, разрезан границами. Посредине всего Папская область — светское государство с религиозным полумонархом — папой. Южнее — Неаполитанское королевство. Севернее — «города-государства»: Миланское герцогство, Генуя, Венеция. И Флорентийская республика. «Властные элиты» — знаменитые и мощные фамилии того времени — Медичи , Сфорца , Орсини , Колонна , делла Ровере . Сегодня союзники, завтра опять враги, прогноз погоды на долгий срок неизвестен. И регулярно влезающие в итальянские огороды «внешние игроки» — Франция, Испания.

Лицом к лицу со всем этим Лоренцо столкнулся в 20 лет. Его больной отец правил недолго — не обладая особыми политическими талантами, он стал лёгкой мишенью интриг и хитрых планов. Семья Медичи резко теряла влияние и союзников. Внутри Флоренции (формально — республики) они ещё сохраняли достаточное число друзей в Синьории (некий аналог парламента и правительства одновременно). Но заботиться Медичи должны были уже о сохранении влияния (в их случае, читай — о выживании). Воспользовавшись смертью Пьеро, во Флоренцию вторгается военачальник Нарди . Пока Лоренцо везёт — Нарди терпит поражение и гибнет. Но вместе с некрасивой внешностью Лоренцо унаследовал ум своей матери. Усилил прекрасным образованием и врождённой решительностью. Умножил финансовыми возможностями банка Медичи. Наградами и интригами Лоренцо умножает число друзей и скоро фактически получает неофициальное единовластие во Флоренции. Во всём ему помогают мать и младший брат Джулиано . Некоронованный король формальной республики.

Портрет Лукреции Торнабуони, предположительно, атрибутированный кисти Гирландайо. Национальная галерея, Вашингтон. Фото: Public Domain

Любовь Лоренцо

Ещё будучи наследником Пьеро Подагрика, Лоренцо женился. Как и брак его родителей, это был династический союз. Женой стала Клариче Орсини . Невесту для Лоренцо выбирала его мать, она даже описывала ему в письмах претендентку, словно это были сообщения с ярмарки. Но Клариче так и не стала для Лоренцо самым близким человеком. Она родила ему 10 детей (двое умерли во младенчестве), но ни для него, ни для города не стала особенной любовью. Клариче была слишком набожна, чтобы понравиться избалованной флорентийской публике эпохи Возрождения. Музой для Лоренцо стала другая женщина — Лукреция Донати .

Уймитесь, не упорствуйте жестоко,

Мечты и вздохи вечные о ней,

Чтоб тихий сон не миновал очей,

Где слёз не просыхает поволока.

Эти стихи (даны в переводе Е. Солонович ) — кусочек одного из множества произведений, написанных Лоренцо в честь Лукреции. В её честь он выступал на рыцарских турнирах, а на торжествах он выходил в венке, который она сплетала для него из цветов. Он называл её богиней, сравнивал с Мадонной , но быть с ней не мог. Лоренцо встретил её, когда она уже была замужем. А он, нося фамилию Медичи, не имел ни единого шанса жениться по любви. Лукреция так и осталась главной увлечённостью Лоренцо. Она же стала тем, чего он так и не смог добиться — их роман до самого конца оставался платоническим.

Конец свиданья мне, увы, неведом,

Растаял мимолётный сон, и следом

Награда улетучилась моя.

(Перевод Р. Дубровкина)

Андреа Вероккьо, т. н. «Флора» — предполагаемый портрет Лукреции Донати, ок. 1480. Фото: Commons.wikimedia.org / sailko

Жестокость Лоренцо

«Папа этот был первым, кто показал, насколько большой властью он обладает и сколько дел… можно скрыть под плащом папского авторитета». Так ещё один великий уроженец Флоренции Никколо Макиавелли писал впоследствии о Папе Римском, известном как Сикст IV . Тот стал папой в 1471 году, когда в соседней Флоренции семья Медичи ещё занималась возвращением своего влияния. Но куда важнее то, что папа принадлежал к семье делла Ровере . И возможности папского престола для решения светских вопросов (в первую очередь, во благо своей семьи) он использовал максимально. На десятом году правления Лоренцо Медичи в родном городе во Флоренции возник заговор ещё одной влиятельной местной семьи — Пацци . В него были вовлечены местные купцы, финансисты и политики. Среди заговорщиков были даже архиепископ и кардинал. Собственно, сам папа стоял за всем заговором, и об этом было известно. Формально заговорщики собирались «вернуть во Флоренцию республику». Но на деле папа планировал вручить власть и богатство Флоренции своему племяннику. Этот план не предполагал существования на земле семейства Медичи.

Каноническая открытка Флоренции — собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Великолепный собор, знаменитый своим бесподобным красным куполом. Именно под этот купол 26 апреля 1478 года приходит группа заговорщиков, чтобы убить Лоренцо и Джулиано Медичи. Планировалось, что во время молебна братья будут беззащитны. Два брата Медичи оказались в соборе, наполненном заговорщиками, под одеждами которых спрятаны кинжалы. Даже служивший молебен кардинал Риарио был заговорщиком — именно он был племянником Папы Римского, который должен был «возглавить» Флоренцию». Служба шла по сценарию — кардинал поднял Святые Дары. Братья Медичи встали на колени. И тогда на них набросились титулованные убийцы. Джулиано погиб сразу. Лоренцо спасла физическая форма и решительность. Он начал сопротивляться — его удалось только ранить, не ожидавшие жёсткого отпора заговорщики на время отступили. Лоренцо воспользовался этой минутой и забежал в ризницу при алтаре, спрятавшись и закрывшись в ней. Покушение провалилось.

Санта-Мария-дель-Фьоре. Фото: www.globallookpress.com

Ответ Лоренцо не заставил себя ждать. Пользуясь своим влиянием в городе на все слои населения, Медичи мобилизовал все возможные силы. Большинство заговорщиков было найдено сразу же (это были известные в городе люди). С ними не стали даже разговаривать — часть была буквально растерзана сторонниками Лоренцо. Тех, кто скрылся от мгновенной расправы, ждала не лучшая участь. Лоренцо был непреклонен — участников заговора вешали на окнах Палаццо Веккьо — того самого дворца, где заседает Синьория и откуда они хотели управлять Флоренцией. Находили и вешали несколько дней. Архиепископ Пизанский , участник заговора и (таких совпадений не бывает) родственник Папы Римского, был повешен прямо в своём парадном облачении. Невзирая на угрозы и мольбы, его втащили внутрь дворца, закрепили верёвку в помещении, накинули на архиепископскую шею петлю и толкнули священника в окно. Вся Флоренция видела, как враг Медичи дёргался в петле в своей ярко-красной мантии и в тщетной попытке спасти себе жизнь даже вцепился зубами в тело висящего рядом представителя семейства Пацци.

Заговор, который должен был ликвидировать всю семью Медичи, лишь сплотил людей вокруг Лоренцо. Семьи его врагов лишали имущества и швыряли в тюрьмы. Не укрылся даже заговорщик, бежавший в Константинополь. Впоследствии его вывезли оттуда, вернули во Флоренцию и повесили точно так же — на окне Палаццо Веккьо. С момента заговора тогда прошло уже полтора года. Лоренцо был неумолим в своём мщении.

Палаццо Веккьо. Фото: www.globallookpress.com

Война Лоренцо

Папа стоял за заговором. Папа планировал убить семью Медичи. Но после мести Медичи папа не простил их. Святой престол начал полноценную войну с Лоренцо по всем направлениям. В папской области все операции банка Медичи, которые проходили, были закрыты, тамошнее имущество конфисковано. Папа мобилизовал свою армию (тогда это была серьёзная сила) и обратился за военной поддержкой к королю Неаполя Фердинанду . Жестокий и беспринципный Фердинанд поддержал папу, имея виды на флорентийское богатство. Объединённая армия вторглась во Флоренцию. Казалось, республика падёт — Лоренцо хотел помощи от Милана и Венеции, но те не стали воевать против папы. Флорентийцы проиграли ряд сражений, а Сикст IV начал действовать и по своей главной — идеологической — линии. Он отлучил от церкви сначала лично Лоренцо Медичи, затем всю Синьорию, а когда и это не сработало должным образом — вообще всю Флоренцию.

Мы уже говорили, что в детстве у Лоренцо были блестящие учителя. Его воспитывала умная, образованная итальянская аристократка. Лоренцо не был бы Великолепным, если бы не выкрутился и из этого положения. Он пошёл на переговоры напрямую с врагом — но не с папой (это было бесполезно), а с его главной военной опорой — Фердинандом Неаполитанским. Тот был насколько беспринципен, настолько же и умён. Баланс сил можно было поддержать, лишь не давая кому-то из врагов слишком усилиться. И Фердинанд передумал поддерживать всё возрастающие аппетиты Папы Римского. Более того, Лоренцо связался (или сумел внушить папе, что связался) с Францией, и она якобы благосклонно отнеслась к идее возможного союза с Флоренцией против папы. Дипломатический успех был полным — сначала из войны выходит Неаполь, а затем и папа заключает мир.

Правда, в это время умирает мать Лоренцо, и он сам пишет, что это страшное горе, так как она была и главным его вдохновителем.

Лоренцо Медичи. Фото: www.globallookpress.com

Искусство Лоренцо

Лоренцо Великолепный, сразивший внутренних и отбившийся от внешних врагов, был фактически монархом. Он полностью подчинил себе правительство, а Флоренция с удовольствием приняла его как господина. С удовольствием потому, что он был не только политиком и олигархом. По тогдашней моде, Лоренцо был покровителем искусств. Меценатами были все — от жестоких тиранов до Римских Пап. Но Медичи пошёл дальше многих. Сам будучи философом и поэтом, он покровительствовал всем искусствам. Ещё до него развившаяся в культурную столицу Италии, Флоренция при нём достигла невероятных высот. Лоренцо приглашает самых талантливых художников и скульпторов, он щедро одаривает их и раздаёт постоянные заказы, спонсирует школы искусств.

Сейчас профессию «продюсер» обрисовывают как «бизнесмен с функцией творческой оценки». Неизвестно, каким было бы искусство (и мир в целом) без творческой оценки Лоренцо Медичи. В одной из школ скульпторов он разглядел талантливого пятнадцатилетнего ученика. Он узнаёт его имя — Микеланджело ди Буанаротти — и забирает под свою непосредственную опеку. При дворе Медичи гений остаётся работать до самой смерти Лоренцо.

Скульптор Микеланджело ди Буанаротти. Фото: www.globallookpress.com

«Придворным» художником и организатором торжеств во Флоренции был знаменитый Вероккьо. Он прославился и как живописец (преимущественно по заказам, разумеется, Лоренцо), и как учитель искусств. Одному из учеников Вероккьо по имени Сандро Ботичелли молодой ещё Лоренцо на заре своего правления начинает обеспечивать серьёзные заказы — например, портрет своего брата. Слава всех художников и скульпторов, среди которых и Ботичелли, и Микеланджело, и Вероккьо, разносилась по всей Италии (читай — по сердцу Европы), превознося Флоренцию и оставляя потомкам множественные шедевры. Даже на фоне щедрости Милана, Неаполя и Рима Лоренцо выделяется настолько, что впоследствии его назовут «Крёстным отцом Ренессанса».

«Портрет Джулиано Медичи». Сандро Ботичелли. Фото: www.globallookpress.com

Из мастерской Вероккьо выходит ещё один сверхталантливый ученик и вскоре начинает получать серьёзные заказы при дворе Медичи. Редкий в ту эпоху мир в государстве и щедрые заказы позволяют ему даже основать в городе свою мастерскую, и уже вскоре весь мир узнаёт его имя — Леонардо из города Винчи.

Наследие Лоренцо

Если от своей матери Великолепный Медичи унаследовал ум и внешнюю непривлекательность, то от отца — банк, могущество и подагру. Болезнь доводит его до состояния отца, Лоренцо редко может свободно передвигаться. Как раз в это время во Флоренции набирает силу яростный проповедник Джироламо Савонарола . Медичи призывает его к себе, но два таких разных человека не могут найти общего языка. Лоренцо хитёр, честолюбив, тщеславен. Савонарола — фанатичен, он попрекает Медичи богатством, ему чужд расцвет искусства. Дипломату и правителю Лоренцо не могут понравиться и призывы Савонаролы сжигать тех, кого он считает еретиками, на кострах. Проповедник же, уверяющий (и, похоже, действительно верящий), что через него говорит сам Бог, не приемлет аргументов Медичи. Савонарола отказывает Лоренцо в отпущении грехов. Но Великолепный остаётся при своём мнении. Он помнил слова своего деда о том, что «развращённый город лучше города разрушенного, а с чётками в руках не построишь государства».

Портрет Савонаролы кисти Фра Бартоломео, около 1498. Фото: Public Domain

8 апреля 1492 года, всего лишь на 44 году жизни, Лоренцо Великолепный Медичи умирает в своём загородном дворце. Уже вскоре, несмотря на старания его сына Пьеро, не унаследовавшего в полной мере талантов отца, итальянские государства снова начинают войны. Семейство Медичи изгоняется из Флоренции, их дворцы грабят. Во главе города фактически встаёт фанатичный Савонарола, уже вскоре на кострах сжигают тех, кого он считает еретиками, недуховные книги и даже музыкальные инструменты. Но даже эта чёрная полоса не затмевает значения Лоренцо. В конце концов его семья вернётся во Флоренцию и снова возглавит её. Его второй сын и племянник станут Римскими Папами, а правнучка Екатерина — королевой Франции. И наследием Лоренцо станут не фамилии на табличках, а важный этап ярчайшей эпохи цивилизации — Возрождения.

Эпохи, в которой у всего были простые прозвища. Сын Пьеро Подагрика, отец Пьеро Невезучего. Можно легко оценить, какой высоты достиг Лоренцо Медичи, чтобы в эпоху бесподобного Возрождения называться Великолепным.

Минули восемнадцать лет, и Медичи в 1512 году вернулись из вынужденной ссылки. Снова они определяли жизнь Флоренции. Помнил ли кто-нибудь из них, вернувшись в дом своего детства, что пятьдесят лет назад, в другой Италии, когда власть Медичи была в зените, великий Козимо предвидел их ссылку? Я обращал внимание на то, что люди, наделенные исключительными способностями в интеллектуальной или деловой сфере, обладают к тому же и даром предсказания. Старый банкир, возвращая Богу проценты со своих доходов в виде церквей или алтарей, однажды заметил: «Я знаю нрав этого города. Не пройдет и пятидесяти лет, как нас вышвырнут отсюда, зато здания останутся». У старика не было иллюзий относительно Флоренции, Медичи и даже денег, но он знал, что Донателло и Брунеллески обладают даром бессмертия.

Если бы кто-то задумал написать о Медичи пьесу, то нашел бы сюжет в двадцати пяти годах реставрации, положивших конец старшей ветви семьи. В последовательной смене правителей старшего поколения банкиров незаконнорожденные и убийцы большой роли не играли, в то время как возвращение Медичи к власти оплачено было трагедией и мелодрамой. Главой семьи стал сын Лоренцо - Джованни, маленький мальчик, что «учился писать»,- помните то детское письмо? В тридцать семь лет он стал папой ЛьвомX. Племянника своего Лоренцо, сына Пьеро Неудачника, он женил на французской принцессе и поставил управлять Флоренцией. Муж и жена умерли друг за другом в течение одного месяца, оставив крошечную дочь, которая, за исключением самого папы, стала единственным законным потомком Козимо Старшего.

В это трудное время папа решил править Флоренцией из Рима и послал сюда своего представителя, друга и советчика кардинала Джулио де Медичи. Он был незаконнорожденным сыном весельчака Джулиано, любимого брата Лоренцо, погибшего в соборе в результате заговора Пацци. О его существовании было неизвестно, но после убийства Лоренцо радостно признал в нем ребенка покойного брата и воспитал его вместе со своими детьми. Теперь, спустя сорок с лишним лет, незаконнорожденный Медичи, явившийся на свет в далекой и блистательной Флоренции Боттичелли, обнаружил себя в роли правителя города, одинокого, в пустом дворце, с последним законным представителем семьи. В истории рода Медичи не было более странного или трогательного момента, чем тот, когда, откинув полог колыбели, кардинал Джулио смотрел на маленькую девочку, последнюю Медичи старшего рода. Кто бы тогда мог подумать, что она станет Катериной Медичи, королевой Франции и матерью трех французских королей?

Два года спустя ЛевX скончался, а еще через два кардинал Джулио Медичи вступил на папский трон как КлиментVII. Он объявил в Риме о своих планах относительно будущего правительства Флоренции. Будучи и сам незаконнорожденным, папа представил миру двух молодых незаконнорожденных Медичи. Он отправил их править Флоренцией под руководством кардинала. О происхождении этих мальчиков доподлинно ничего не известно. Один из них, Алессандро, был самым странным Медичи. Его темная кожа и вьющиеся волосы предполагали в нем наличие африканской крови. Некоторые полагали, что он был сыном папы от рабыни.

Этого члена семьи изгнали из Флоренции во время возобновления франко-испанской войны, в которой эти страны вели спор за обладание Италией. После победы испанцев Алессандро восстановили в правах, женили на незаконнорожденной дочери императора КарлаV и дали титул герцога Тосканского. Алессандро было в ту пору двадцать лет, и флорентийцы его не любили. Некоторые сведения о том времени можно почерпнуть из автобиографии Челлини. Ему поручено также было создать новые монеты, и Челлини не стал камуфлировать негроидные черты правителя.

Старшие Медичи, в отличие от некоторых других семей своего времени, к убийству не были склонны. Однако конец старшим Медичи положило убийство. Неразлучным другом герцога во всех его эскападах был представитель младшей ветви семьи, родоначальником которой был брат Козимо Старшего. Расположения друг к другу эти две ветви никогда не испытывали, но младшие Медичи тактично держались в тени. Молодой человек по имени Лоренцо, которого по причине слабого сложения называли Лоренцино, все время, что провел со своим родственником, обдумывал, как бы с ним покончить. Однажды вечером он пригласил герцога в дом недалеко от дворца Медичи, где вместо уступчивой дамы Алессандро встретил бандит. Тело герцога обнаружили лишь на следующее утро. Челлини рассказывает, что во время убийства Алессандро он был с другом на утиной охоте в окрестностях Рима. Когда в сумерках они возвращались домой, их удивил яркий свет во Флоренции. Челлини сказал: «Наверняка мы услышим завтра что-то важное».

Младшая ветвь Медичи ничем себя не зарекомендовала, пока Лоренцино не убил своего родственника и не положил тем самым конец династии Козимо Старшего. До сих пор остается загадкой, отчего в то время, когда на тираноубийство закрывали глаза, ему понадобилось бежать в Венецию. Вместо того чтобы объявить его престолонаследником, Лоренцино немедленно убили. Поведение его показалось настолько странным, что все сочли Лоренцино сумасшедшим. Его побег расчистил дорогу его двоюродному брату, Козимо, сыну Джованни делле Банде Нери, генерала, который вывел Макиавелли на плацу из затруднительного положения. Молодому человеку тогда еще не исполнилось восемнадцати лет. Он был сильным, атлетически сложенным, но, представ перед официальными лицами, показал себя как человек спокойный, послушный и уступчивый. По всему было видно, что неприятностей он не доставит, а потому с его назначением охотно согласились.

Не исполнилось ему и двадцати лет, как Флоренция поняла, что в лице молодого герцога обрела хозяина. Претензии старших Медичи на властные полномочия были пресечены, а Флорентийцы стали смиренными подданными соверена, считавшего, что власть прежде всего должна быть сильной, а уж потом - если будет такая возможность - милосердной. Никто не посмел возразить, когда он преобразовал родину Флорентийской республики - палаццо Веккьо - в собственный дворец. Туда он привел свою надменную испанскую жену, Элеонору Толедскую, там она родила четырех сыновей, двое из которых наследовали герцогство.

Челлини интересно описывает свои впечатления о Козимо и Элеоноре. Он видел их в палаццо Веккьо, когда его пригласили для обсуждения работы над статуей Персея. Элеонора была вспыльчивой женщиной, а Козимо - автократом, который по-настоящему не интересовался искусством, однако, будучи Медичи, чувствовал свои обязательства. КозимоI правил тридцать семь лет и сделался первым великим герцогом Тосканы, а его династия - сначала из палаццо Веккьо, а потом из дворца Питти - управляла Флоренцией и Тосканой двести лет.

Старшие Медичи были привлекательнее своих последователей главным образом потому, что вели дружбу с великими людьми эпохи Ренессанса. Начиная с Козимо Старшего и заканчивая его внуком Лоренцо Великолепным художники и скульпторы сидели за одним столом с семьей во дворце Медичи на виа Ларга, а безалаберные гении, такие как Фра Филиппо Липпи, имели там мастерскую. Рассказывают, однажды Козимо Старший запер ленивого монаха в комнате, так как только таким путем можно было заставить его закончить полотно, но художник связал несколько простыней и выбрался из окна. Архитектор Микелоццо был так предан Козимо, что отправился вместе с ним в ссылку. По мнению Донателло, Козимо не мог сделать зла. Это можно было назвать притяжением противоположностей: Козимо - банкир, миллионер и Донателло - гений, ничего не смысливший в деньгах, хранивший свои флорины в корзине, подвешенной к потолку, так что любой, кто нуждался в деньгах, мог туда наведаться. Обратив внимание на потрепанную одежду Донателло, Козимо подарил ему дорогое красное платье. Скульптор надел его один раз и вернул, сказав, что оно слишком хорошо для него. На смертном одре Козимо наказал своему сыну и наследнику Пьеро Подагрику позаботиться о Донателло, которому тогда было почти восемьдесят. Когда старый скульптор умер, его похоронили, как он и хотел, возле патрона.

У бедного Пьеро Подагрика, проведшего много лет в инвалидном кресле, было много друзей среди художников. «Благороднейший и милосердный друг»,- так начиналось письмо, которое адресовал ему Доменико Венециано, а Беноццо Гоццоли, который написал знаменитую фреску во дворце Медичи, написал Пьеро, что он единственный его друг. Привязанность Лоренцо к Верроккьо и Боттичелли - «нашему Боттичелли», как он называл его,- хорошо известна. Часто слышишь историю о том, как Лоренцо наблюдал за подростком, ваявшим лицо старого сатира. Герцог заметил, что у такого старика наверняка неполный набор зубов. Когда в следующий раз он застал подростка за той же работой, тотчас увидел, что зубы у сатира выбиты, а десны несут на себе признаки преклонного возраста. На Лоренцо это произвело такое впечатление, что он забрал юного скульптора к себе во дворец вместе с семьей. Мальчика звали Микеланджело.

Такие рассказы прекратились, когда старшей ветви семьи наследовали великие герцоги Тосканы. Дружеский мост между богатством и гением рухнул. Художник приближался теперь к своему патрону на коленях. Невозможно вообразить, чтобы Челлини обратился к КозимоI со словами «друг мой единственный». Взаимоотношения ограничивались ролями слуги и хозяина, и если хозяин был невежественным и скупым, слуге ничего не оставалось, как раболепствовать и надеяться на улыбку. Тем не менее великие герцоги, у которых много хулителей, отличались умом и проницательностью, а большинство из них к тому же были добры и щедры. Даже во времена упадка они сохраняли интеллектуальные интересы, всегда отличавшие Медичи.

Единственным по-настоящему великим правителем среди поздних Медичи был герцог КозимоI. Великое герцогство он создал при участии тщательно подобранных секретарей низкого происхождения - никто из этих чиновников не был флорентийцем. К концу правления Козимо герцогство сделалось самым сильным государством Италии. Как знает каждый, кто вместе с экскурсией побывал в палаццо Веккьо, наследовал Козимо сын Франческо, химик-любитель. Свои эксперименты он проводил в маленьком помещении, секретная дверь которого вела в совсем уже крошечную комнату, где, предположительно, великий герцог держал драгоценные камни, порошки и жидкости. Впрочем, трудно поверить в то, что лаборатория была серьезная, хотя Франческо приветствовал иногда своего секретаря с кузнечными мехами в руках. С него во дворце началась художественная галерея Уффици. Его работу продолжили наследники.

Когда умерла его супруга, великая герцогиня, Франческо женился на венецианской красавице Бианке Капелло. Жена сбежала от него с банковским служащим и несколько лет была его любовницей. Оба - как говорят - пристрастились к Бахусу и умерли один за другим с разницей в несколько часов. Все, конечно же, заподозрили яд. В 1580 году Монтень видел уже немолодых любовников в ресторане. «Герцогиня,- писал он,- в понимании итальянцев красива. У нее приятное и благородное лицо, большой бюст, итальянцы это весьма ценят». Он решил, что она «вполне могла очаровать этого принца и держать его у своих ног долгое время». Брак оказался бездетным, зато от первой жены у Франческо осталась дочь, Мария Медичи. Впоследствии она вышла замуж за ГенрихаIV и стала второй представительницей рода Медичи, сделавшейся королевой Франции. Она была матерью ЛюдовикаXIII, Елизаветы, вышедшей замуж за испанского короля ФилиппаIV, и Генриетты Марии, вышедшей за английского короля КарлаI. Так в десятом поколении, отсчитывая от Козимо Старшего, три главных европейских трона заняли Медичи.

Так как мужского наследника у Франческо не было, наследовал ему его брат Фердинанд, который без особых раздумий снял облачение кардинала, чтобы сделаться великим герцогом. Он оказался хорошим и популярным правителем. Был он к тому же и известным коллекционером произведений искусства. Приобрел Венеру Медицейскую. Но целью его жизни стало продолжение планов отца, Козимо,- строительство порта Ливорно. Фердинанд уделял этому большое внимание и сделал порт пристанищем для людей, преследовавшихся в других странах. Строили его евреи из всех стран, английские католики, сбежавшие из протестантской Англии, французские протестанты, фламандцы из испанских Нидерландов. Все они нашли приют в Ливорно. В ту пору Роберт Дадли, сын графа Лестерского, сбежал с красивой кузиной, Элизабет Саутуэлл, и появился во Флоренции вовремя: помог великому герцогу осуществить план. Я уже упомянул, что за дальнейшей историей семейства Дадли следует отправиться в Болонью, хотя Тоскана стала местом успеха Роберта - сначала он заявил о себе как судостроитель, морской архитектор и инженер, а потом и как придворный. Вторая половина его жизни прошла во дворце Питти, он служил там в качестве гофмейстера.

Сын и наследник Фердинанда КозимоII запомнился прежде всего как защитник Галилея от иезуитов. Козимо назначил ученого «главным математиком великого герцога». Он положил ему хороший оклад и предоставил полную свободу при проведении научных экспериментов. В благодарность Галилей назвал именем патрона четыре спутника Юпитера, которые увидел первым. Науке они известны как «звезды Медичи». Наука и создание приборов - тогда во Флоренции изобрели барометр - занимали мысли Козимо так же сильно, как волновало его предшественников искусство в эпоху Ренессанса.

Следующие два правления растянулись более чем на столетие: сын Козимо, ФердинандII, правил пятьдесят лет, а сын его, КозимоIII,- пятьдесят три года, но к тому времени конец Медичи был неотвратим. Последний Козимо был слабым ханжой. Французская принцесса, вышедшая за него замуж, испытывала к нему отвращение, доходившее до мании. Чтобы избавиться от нее, Козимо отправился путешествовать по Европе с большой свитой придворных и заехал в Англию во время правления КарлаII. Толстая и скучная книга, в которой он описал свое путешествие, примечательна разве тем, что Козимо откровенно написал в ней о недостатках своей жены, а вот о самих странах он ничего нового сообщить не сумел.

Когда в 1723 году КозимоIII скончался, на дворец Питти опустилась зловещая тишина. Хотя три поколения произвели на свет двадцать четыре ребенка, мальчиков среди них не осталось, и некому было продолжать род. Старший сын Козимо, Фердинанд, умер, и младший его сын, алкоголик пятидесяти двух лет, вступил на престол. Четырнадцатилетнее правление Джана Гастона стало шокирующим концом великой истории. Этот несчастный человек заключил неудачный брак и так же, как и его отец, расстался с женой. Жизнь свою он рассматривал как фиаско и единственным своим другом и утешителем считал бутылку. Придворные боялись редких его появлений на публике. Затем он слег и не покидал кровати, а умер в возрасте шестидесяти шести лет. Вот вам и доказательство, что процесс самоуничтожения с помощью вина затягивается иногда надолго. Так закончилась мужская линия знаменитой семьи...

(отрывок из книги Г. Мортона "Прогулки по Северной Италии") фото: wikipedia.org