Скрыться с места дтп наказание. Наказание за оставление места дтп

Смысл данного понятия, какие именно и чьи действия под него подпадают, какая [ответственность установлена законом за оставление места ДТП] и как такие дела рассматриваются на практике, от чего может зависеть результат их рассмотрения – этим и другим интересным вопросам посвящена настоящая статья.

Законодательство с комментариями

Чтобы во всём в этом разобраться, необходимо провести анализ ряда законодательных норм, и начать нужно с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ , собственно и определяющей, что грозит водителю, покинувшему место ДТП.

С самой нормой можно без труда ознакомиться, просто перейдя по ссылке. Но понятно ли, что означает само используемое законодателем словосочетание — «оставление места ДТП»? Что понимается под словом «оставление», как определяются границы «места»?.. Имеет ли значение, в частности, расстояние, на которое удалился гражданин от места происшествия; какие вообще действия должны быть совершены гражданином, чтобы возникали основания для привлечения его к означенной ответственности?

Поверьте, чётко сформулированных и понятым образом изложенных ответов на эти вопросы в законе найти не удастся, чем нередко и пользуются некоторые не очень добросовестные сотрудники ГИБДД, пытаясь ввести в заблуждение граждан относительно юридической квалификации их действий.

Именно поэтому смысл понятия «оставление места ДТП» – важнейший вопрос, в котором следует разобраться, что нами непременно и будет сделано. Но сперва проанализируем данную норму в тех её частях, которые изложены законодателем понятно.

Кто подлежит ответственности за оставление места ДТП?

Ответ на этот вопрос содержится в самой рассматриваемой норме: только водитель, который принимал участие ДТП. И никто более.

Для законного привлечения к ответственности необходимым условием является факт управления гражданином транспортным средством в момент происшествия, а само происшествие должно отвечать всем признакам ДТП, то есть являться событием, в котором погибли или были ранены люди, или кому-либо был причинён ущерб: повреждены транспортные средства, грузы и т.д. (вплоть до повреждений одежды или каких-либо личных вещей – в основном касается ДТП с пешеходами).

Таким образом, гражданин не может подлежать ответственности, если, например, в результате контактирования его транспортного средства с каким-либо иным объектом не образовалось никаких повреждений (такое редко, но бывает).

Равным образом, нельзя привлечь к ответственности за оставление места ДТП и в том случае, если гражданин вообще не управлял транспортным средством непосредственно в момент происшествия. Следует иметь в виду при этом, что, основным признаком управления транспортным средством является его нахождение в движении. Следовательно, если транспортное средство не двигается, никаких действий по приведению его в движение гражданином не предпринимается, то такой гражданин водителем не является. Однако не стоит это понимать слишком уж буквально и утрированно, как это сделал, например, один из наших несостоявшихся клиентов, который на полном серьёзе собирался убедить суд в том, что он не подлежит ответственности за оставление места ДТП, поскольку само происшествие произошло при тех обстоятельствах, что он остановился перед светофором, после чего в заднюю часть его уже стоящего автомобиля врезался другой автомобиль. И так как его автомобиль в момент ДТП стоял, то он им «не управлял» и, соответственно, субъектом правонарушения не является. Разумеется, как потом об этом стало известным, его доводы не были приняты ни одним судом, через которые прошло его дело, хотя он и дошёл с этими доводами до надзорной инстанции.

Следует знать также и о том, что сейчас не работают и доводы о неправомерности привлечения к ответственности, если происшествие произошло не на «дороге», а на «прилегающей территории» (ПДД РФ разделяют данные понятия), хотя, казалось бы, эти доводы сами собой напрашиваются из определения «ДТП». Дело в том, что ещё в феврале 2012 года Верховный Суд РФ внёс определённые изменения , согласно которым по таким делам «официально» перестало иметь значение, где именно произошло происшествие — на дороге или на прилегающей территории. Впрочем, и до внесения данных изменений суды соглашались с такими доводами очень неохотно и нечасто.

Более подробно о том, что должно подлежать доказыванию по таким делам и как они рассматриваются в судах на практике, описано в разделе «Судебная практика»

Место ДТП покинуть всё-таки можно

Как это также следует из ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, установленная ею ответственность распространяется отнюдь не на всех оставивших место ДТП водителей, а лишь на тех из них, кто сделал это именно вопреки требованиям Правил дорожного движения. Тем самым рассматриваемая норма достаточно ясно указывает: обязанность участников ДТП оставаться на месте вовсе не является безусловной — всё зависит от ситуации, предусмотренной законодателем.

Вместе с тем, чтобы понять, в каких случаях можно покинуть место ДТП, а в каких случаях это делать запрещено, необходимо обратиться к пунктам 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ , и выделить из них наиболее важные, на наш взгляд, аспекты, непосредственно относящиеся к рассматриваемой теме.

Из данных пунктов ПДД РФ в целом следует, что любые возможные ДТП делятся законодателем на две условные группы: «ДТП с пострадавшими» и «ДТП без пострадавших».

И как раз тем обстоятельством, пострадали ли в ДТП люди, в основном и определяются возможные варианты дальнейших действий водителей:

Оставление места ДТП с пострадавшими

Если уж так вышло, что в ДТП пострадали люди, то водитель, помимо всего прочего, обязан вызвать медиков и сотрудников полиции, и покидать место происшествия по прибытия туда последних ему нельзя. Исключение возникает только в самой экстренной ситуации – когда срочно нужно отвезти пострадавших в больницу, и только если это невозможно сделать на попутном транспорте. Но потом водитель всё равно должен вернуться на место ДТП. Иначе он может быть привлечён к ответственности за оставление места ДТП с пострадавшими.

Оставление места ДТП без пострадавших

Разумеется, предусмотрена аналогичная ответственность и за оставление места ДТП без пострадавших, но в этих случаях законодатель оставляет водителю куда большую свободу действий.

Обязанность сообщить в полицию о ДТП, в котором вред был причинён только имуществу, возникает у участников происшествия лишь в случае разногласий между ними по поводу обстоятельств, при которых произошло само ДТП, или по поводу того, какой вред был причинён их имуществу в результате происшествия.

Иными словами, если на месте ДТП участники происшествия не могут прийти к согласию о его причинах (например, один водитель утверждает, что ДТП произошло из-за того, что другой водитель проехал на красный сигнал светофора, а последний с этим не соглашается и утверждает, что он двигался на зелёный) и/или видимых последствиях (например, предполагаемый виновник ДТП не соглашается с тем, что в результате происшествия на автомобиле оппонента была повреждена какая-то конкретная кузовная деталь, полагая, что она могла быть повреждена задолго до происшествия), то сообщать в полицию о таком ДТП – надо. А дальше нужно просто следовать указаниям сотрудников полиции относительно места оформления ДТП с их участием. Если данное требование проигнорировать и просто уехать с места аварии, то в дальнейшем можно стать привлечённым к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Однако закон предусматривает возможность и оставления места ДТП, в котором обошлось без пострадавших — но только если у его участников не возникает разногласий относительно обстоятельств, при которых оно произошло, а также относительно характера и видимых повреждений транспортных средств. В таких случаях водители могут не сообщать о произошедшем в полицию и покинуть место инцидента. Документы же они могут составить впоследствии как с участием сотрудников полиции, так и самостоятельно – заполнив бланки извещения о ДТП – но только в том случае, если в ДТП принимали участие два транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована, а вред был причинен только этим транспортным средствам. Более того, участники такого ДТП вообще могут не оформлять документы о происшествии, если не считают это необходимым.

Таким образом, при ДТП, в котором были повреждены только транспортные средства, и ущерб для их владельцев не является существенным, водители могут не сообщать о происшествии в полицию, никаких документов не оформлять и, по обоюдному согласию, просто разъехаться – «оставлением места ДТП» в контексте ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ это считаться не будет.

Все водители оставили место ДТП

Однако, во избежание неприятностей, в таких случаях, как и в случаях самостоятельного оформления документов по ДТП, имеет смысл проявлять определённую осторожность.

К сожалению, практике известны примеры, когда водители, даже выполнив все условия, позволяющие покинуть место аварии без обращения к сотрудникам полиции, впоследствии привлекались по [статье 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП].

Одна из таких историй произошла с нашим подзащитным. Поскольку у участников происшествия не возникло никаких разногласий относительно его причин и последствий, они решили сами заполнить извещение о ДТП, после чего оба покинули место ДТП. Однако у второго участника зародились сомнения в том, всё ли было сделано правильно, в связи с чем он вернулся назад и позвонил в ГАИ. Спустя некоторое время нашего будущего клиента вызвали в отдел ГИБДД, где, недолго думая, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и направили дело мировому судье, который тоже думал не долго и признал гражданина виновным в оставлении места ДТП. Гражданин обратился к нам, наш юрист подал жалобу на постановление, потом участвовал во второй инстанции в качестве защитника. Данное дело, к счастью, закончилось благополучно.

Ознакомиться с решением:



И это было ещё не самое сложное дело. По крайней мере, второй участник ДТП не оспаривал фактические обстоятельства, и суд исходил именно из того, что произошло в действительности. Тем не менее, имел место полноценный судебный процесс с обжалованием постановления и, чтобы решить эту возникшую на пустом месте проблему, понадобилась помощь профессиональных юристов.

Но бывают ведь и более тяжёлые случаи – когда водители договариваются «разъехаться полюбовно» вообще без оформления документов; один из них действительно уезжает и по-честному забывает об инциденте, однако другой так же точно, как и в истории выше, впоследствии обращается в ГАИ, но при этом заявляет, что уехавший с места ДТП сделал это в отсутствие каких-либо договорённостей. И всё – приехали: с большой степенью вероятности, в отношении водителя, уехавшего с места аварии, будет возбуждено дело по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, и отбиться потом от этого обвинения в суде будет весьма непросто, если удастся это сделать вообще.

Поэтому, чтобы минимизировать риски, в целях экономии денег, времени и нервов в дальнейшем, рекомендуется прямо на месте ДТП позаботиться о доказательствах, подтверждающих отсутствие необходимости у всех участников происшествия в его документальном оформлении. Таковыми доказательствами могут стать, например, расписки или видеозаписи общения участников происшествия. Данные доказательства желательно хранить в течение хотя бы 3-х месяцев с момента ДТП.

Надеяться же только лишь на устные договорённости и «джентельменские соглашения» – не стоит, ибо порою это выходит боком.

Наказание за оставление места ДТП

Из нормы также следует, какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП: лишение прав на срок от года до полутора, либо административный арест до 15-ти суток. Только такая альтернатива, и иных вариантов нет. То есть, признав гражданина виновным в данном правонарушении, судья не сможет назначить ему, например, [штраф за оставление места ДТП], ибо это будет противоречить закону.

Пересмотр в 2020 году

В своё время в определённых кругах поговаривали, что в 2020 году законодатель хотел пересмотреть наказание за оставление места ДТП – либо смягчив его в принципе, либо сделав его более дифференцированным – в зависимости хотя бы от последствий самого ДТП. Но, очевидно, законодатель был занят более важными делами, и санкция ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ так и не претерпела никаких изменений. Поэтому в 2020 году водителю, если он покинул место ДТП, грозит такое же наказание, что и раньше.

При этом, по мнению того же законодателя, административный арест, даже на самый минимальный срок, считается более суровой мерой, нежели лишение прав, причём на любой срок, что на практике приводит к тому, что лишение водительских прав за оставление места ДТП назначается в разы чаще, чем административный арест.

Лишение права управление ТС — потеря работы

Периодически с таким «гуманизмом» находятся несогласные – в основном из числа граждан, для которых лишение права управления транспортными средствами означает и потерю единственного источника доходов, которые буквально умоляют судей «не лишать их прав», а «посадить на сутки». Однако реально добиваются этого лишь немногие «счастливчики». Некоторые пытаются даже обжаловать постановления, прося уже вышестоящие судебные инстанции заменить им лишение прав на административный арест, но это никогда не приводит к желаемому результату, потому что законом прямо запрещается усиливать административное наказание при обжаловании постановлений.

В целях полноты раскрытия вопроса о наказании для водителя, если он действительно покинул место ДТП, необходимо рассмотреть и ситуации, при которых водитель вообще может быть освобождён от такой ответственности. К счастью, такие случаи законом предусмотрены.

На практике

Одна из таких ситуаций – это действия в состоянии крайней необходимости. Применительно к рассматриваемой теме это может означать, например, что если водителю поступают угрозы жизни и здоровью от других участников ДТП или ему нужна срочная медицинская помощь, то он может оставить место происшествия. Равным образом он может сделать это и в случае, например, необходимости доставления в роддом беременной женщины, у которой начались преждевременные роды, если её доставление невозможно иным способом. И таких примеров можно было бы привести намного больше. Но следует иметь в виду, что «крайняя необходимость» – состояние, нуждающееся в специальном доказывании, то есть в суде вовсе недостаточно будет произнести: «у меня была крайняя необходимость». Придётся именно обосновывать и доказывать – как сам факт опасности, угрожавшей кому-либо, и её серьёзность, так и невозможность её устранения иначе как путём оставления места ДТП.

Другая ситуация – это малозначительность административного правонарушения. Определение данному понятию дано Верховным Судом РФ , но, к сожалению, без чётких критериев, что на практике приводит к тому, что редко какое административное правонарушение признаётся малозначительным. Мы не хотим сказать, что это – «мёртвая норма», она всё-таки применяется, но происходит это настолько редко, что уповать лишь на неё мы бы не советовали.

Иных оснований, безусловно освобождающих водителя от [наказания за оставление места ДТП], закон не содержит. За исключением, пожалуй, предусмотренного ст. 2.8 КоАП РФ , но ссылаться на эту норму мы, по понятным причинам, также бы не советовали.

Неумышленное оставление места ДТП

Однако есть обстоятельство, ссылаться на которое, если это соответствует действительности, можно и порою даже необходимо. И таким обстоятельством является отсутствие умысла на совершение правонарушения.

Чем же так важно данное обстоятельство, на что оно влияет и почему имеет смысл на него ссылаться?

Условие для привлечения к ответственности

Дело в том, что само по себе противоправное деяние, даже если оно действительно имело место, не является достаточным основанием для привлечения к ответственности. Необходимым условием для этого является наличие состава правонарушения в целом. В свою очередь, состав правонарушения – это совокупность четырёх элементов, одним из которых является субъективная сторона (говоря по-простому, — вина). Отсутствие же любого из его элементов, в том числе и субъективной стороны (вины) приводит к отсутствию состава правонарушения как такового, что является основанием для прекращения производства по делу.

Соответственно, в случае отсутствия вины в совершении правонарушения, гражданин не может подлежать ответственности, о чём, кстати сказать, прямо указывается в ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ.

Именно поэтому, совершенно неслучайно, положениями закона предписывается выяснение не только наличия самого события правонарушения, но и вины гражданина в его совершении.

Тонкости вопроса

И тут важно понимать определённую тонкость: правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с субъективной стороны может характеризоваться исключительно умышленной формой вины , из чего следует, что водитель, покинувший место ДТП, может подлежать ответственности за это лишь в том случае, если он, по меньшей мере, был осведомлён о том, что являлся участником происшествия.

Кроме того, есть и ещё тонкость – в слове «умысел». Считается, что у водителя, покидающего место ДТП, умысел направлен на избежание ответственности, порождаемой самим фактом его участия в происшествии, что может быть достигнуто, в частности, путём сокрытия своей личности.

Соответственно, под «оставлением места ДТП» в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ понимается именно «скрытие с места ДТП», то есть действия водителя, который знал о том, что он являлся участником происшествия, но, несмотря на это, осознанно, с целью сокрытия данного факта и избежания ответственности за него, скрылся с места ДТП.

Разумеется, вина водителей, совершивших умышленное оставление места ДТП, под сомнение не ставится, а наказание, предусмотренное для них законом, представляется обоснованным. Ведь если такой водитель являлся виновником происшествия, то у потерпевшей стороны зачастую возникают практически неразрешимые проблемы с возмещением ущерба, что наиболее остро проявляется в случаях с ДТП с пострадавшими. Впрочем, даже если обошлось без пострадавших, то, согласитесь, это несправедливо – ремонтировать за свой счёт свой автомобиль или иное имущество, повреждённое в ДТП, виновником которого являлся другой человек, которого невозможно даже установить, чтобы предъявить ему претензии, поскольку он самым бессовестным образом скрылся.

Реальная практика

Однако, как показывает практика, случаев именно умышленного оставления места ДТП – на общем фоне не так уж и много.

  • Во-первых, зачастую в том нет никакого смысла, потому что в настоящее время ответственность практически всех владельцев транспортных средств застрахована, и, как следствие, возмещение ущерба в связи с ДТП ложится на страховую компанию. Более того, если впоследствии водитель, скрывшийся с места аварии, будет установлен (а в большинстве случаев именно так и происходит), то у страховой компании появляется право предъявления к нему регрессного требования , чем страховщик практически всегда и пользуется, что в итоге приводит к тому, что такой водитель, хоть и не сразу, но всё-таки возмещает причинённый ущерб фактически из своего кармана.
  • Во-вторых, многие водители знают, что грозит за оставление места ДТП, и поэтому редко находятся желающие сознательно подвести себя под арест или лишение прав, тогда как всего этого можно избежать, просто оставшись на месте происшествия и решив возникшие проблемы по закону.

Именно поэтому подавляющее большинство наших клиентов утверждают, что они ничего не знали о том, что являлись участниками какого-либо ДТП, пока их не вызвали в ГИБДД. И мы склонны им верить, потому что подавляющем большинстве таких случаев речь идёт о совершенно незначительных ДТП – буквально касания транспортного средства о другой объект, которое, действительно, невозможно заметить и/или почувствовать.

Но можно ли говорить о виновности водителя, покидающего место подобного ДТП, если при этом никто из числа возможных свидетелей происшествия не обратил его внимания на то, что оно вообще имело место?

Конечно же, нет. Ведь таких случаях водитель не осознает противоправность своего поступка, и собственно «скрытие» с места происшествия им не осуществляется. Как следствие, в его действиях нет вины, а значит – и состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Соответственно, он не может и подлежать ответственности, установленной данной нормой.

Поэтому, если водитель не был осведомлён о факте своего участия в ДТП, у него не было умысла на скрытие с места происшествия, то, разумеется, на данное обстоятельство можно и нужно ссылаться при рассмотрении дела, ибо ответственности за неумышленное оставление места ДТП законом не предусмотрено.

Срок давности за оставление места ДТП

Ещё один вопрос, всегда вызывающий самый живой интерес у водителей, которые всё-таки оставили место ДТП, это – существует ли срок, по истечению которого их уже невозможно привлечь за это к ответственности, и если такой срок есть, то сколько он составляет и как он высчитывается?

Конечно же, срок давности привлечения к ответственности водителя, если он покинул место ДТП, законодателем предусмотрен, и составляет он три месяца со дня совершения правонарушения. Ни с момента установления личности водителя, ни со дня передачи дела в суд или принятия судом дела к производству, и т.д., а именно со дня совершения правонарушения.

Из чего, в свою очередь, следует, что если в течение трёх месяцев со дня ДТП сотрудники ГИБДД не смогли передать дело в суд, либо судья почему-то не успел это дело рассмотреть, то ответственность водителю более не грозит.

Однако подобное развитие событий – достаточно большая редкость. В последнее время инспекторы по розыску обычно успевают своевременно устанавливать личность оставившего место ДТП водителя, произвести необходимые процессуальные действия, составить должным образом административный материал и направить дело в суд. Не стоит также питать больших надежд и на то, что судья не успеет рассмотреть дело, если оно принято им к своему производству, это единичные и исключительные случаи. Даже если дело поступает в суд буквально за два-три дня до окончания срока давности, судьёй обычно прилагается максимум усилий к тому, чтобы всё равно вынести постановление в пределах данного срока.

Впрочем, может произойти и так, что судья не примет дело и отправит его назад – в ОГИБДД, для исправления каких-либо недостатков. Это тоже бывает нечасто, но если это происходит, то шансы на избежание ответственности значительно повышаются, поскольку истечение срока давности не прерывается, и пока дело «ходит» между судом и отделом ГИБДД, этот срок может и истечь.

Если же никаких недостатков в деле судьёй не выявляется и дело им принимается к производству, то это практически всегда означает, что постановление (чаще всего обвинительное) будет вынесено в пределах срока давности, и в следующий раз о данном сроке уместно будет вспомнить лишь в случае возможной отмены постановления в вышестоящем суде по каким-либо процессуальным основаниям, когда будет решаться вопрос о возможности или невозможности направления дела на новое рассмотрение в первую судебную инстанцию.

Судебная практика

Что ж, нормы законодательства рассмотрены, и теперь самое время подкреплять теорию практикой.

Сразу хотим оговориться: в данном разделе будут представлены только случаи, закончившиеся в судах победами по таким делам, и в которых принимали участие профессиональные юристы в качестве защитников. К сожалению, судебная практика в целом такова, что судьи намного чаще стараются занимать сторону сотрудников полиции, а исход каждого дела во многом может зависеть от личности судьи и прочих весьма субъективных обстоятельств. Но тем не менее, как показывает та же судебная практика, предрешённым является исход далеко не любого дела, и если в защиту водителя представляется возможным привести убедительные доводы, а сама защита осуществляется грамотно, то это нередко приводит к успеху.

Надеемся, данный раздел окажется полезным для тех, кому в настоящее время грозит суд по оставлению места ДТП – возможно, в приведенных примерах (для ровного счёта пускай их будет десять) найдётся что-то общее с обстоятельствами дела, возбуждённого в их отношении…

Не доказано, что являлся водителем

В ОГИБДД поступило заявление о том, что некто, управляя транспортным средством, допустил незначительное столкновение (фактически касание) с другим транспортным средством и уехал.

Инспекторы, установив собственника автомобиля, вызвали его в отдел и не выясняя вообще ничего (не интересуясь даже, кто находился за рулём во время происшествия), составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Когда гражданин начал высказывать недоумение по этому поводу и возмущаться, автор протокола сказал, что «в суде разберутся, кто там был за рулём». Собственно, разобрались. Вообще, случай достаточно редкий: инспекторы ДПС обычно выясняют хотя бы, являлся ли собственник водителем в момент ДТП.

Ознакомиться с решением:



Не доказан контакт транспортных средств между собой

Тоже замечательная история.

Владельцем автомобиля были обнаружены на нём свежие повреждения с вкраплением краски синего цвета. Поскольку в том же дворе стоял автомобиль синего цвета, на котором, как он посчитал, имелись схожие повреждения, он предположил, что имел место контакт именно с этим автомобилем, и обратился к его владельцу с соответствующими претензиями.

Но переговоры зашли в тупик и в дело вмешались сотрудники ГИБДД. Не исследуя повреждения на автомобилях — насколько они вообще соответствуют друг другу, не замеряя даже, на каком уровне они находятся относительно опорной поверхности, они, недолго думая (автомобиль же – синий!) составили в отношении нашего будущего подзащитного протокол за оставление места ДТП и направили дело мировому судье, который вынес постановление о лишении прав.

К счастью, суд второй инстанции удалось убедить в том, что доказательная база, мягко говоря, слабовата.

Ознакомиться с решением:







Примерно похожая ситуация, но в данном случае сотрудники ГИБДД не только не сопоставляли между собой повреждения на автомобилях, но ими была проигнорирована даже видеозапись, из которой чётко следовало, что между транспортными средствами не было контакта. Мировой судья оправдал водителя.

Ознакомиться с решением:



Происшествие не является ДТП, поскольку ущерб не нанесён

Заправившись на АЗС, водитель забыл вынуть из бака автомобиля топливораздаточный пистолет и начал движение. Результат закономерен: обрыв шланга. На первый взгляд, все признаки ДТП – налицо, а поскольку в итоге водитель место происшествия покинул, не вызывает сомнения и его вина в оставлении места ДТП. По всей видимости, примерно из таких соображений исходил мировой судья, который вынес постановление о лишении прав за оставление места ДТП.

Но после вмешательства в дело юриста, выяснилось, что сам механизм поворотно-разрывной муфты повреждён не был. Как следствие, не было причинено и ущерба. Соответственно, происшествие не является ДТП с точки зрения ПДД РФ, и поэтому в действиях водителя нет состава правонарушения, в связи с чем во второй инстанции производство по делу было прекращено.

Ознакомиться с решением:




Отсутствие умысла

Водитель рейсового автобуса во время следования по маршруту допустил резкое торможение, из-за чего один из пассажиров стукнулся лицом о впереди стоящее сидение. Как это будет установлено в дальнейшем, пассажиру был причинён здоровью.

Но на тот момент об этом ничего не было известно даже пассажиру, поэтому он, ничего не сказав водителю, сошёл с автобуса на следующей же остановке и пошёл домой, записав перед этим, правда, госрегзнак автобуса. Уже дома ему стало плохо, и он обратился в медицинское учреждение, откуда, в свою очередь, информация о ДТП была передана сотрудникам ГИБДД.

Установить личность водителя автобуса стало делом техники. Сотрудники ГИБДД прекрасно с этим справились и впоследствии составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Дело поступило в один из районных судов г. Москвы, судья которого лишил водителя права управления транспортными средствами.

Однако постановление было обжаловано в Московском городском суде, где судья полностью согласился с доводами о том о невиновности водителя.

Ознакомиться с решением:




Вообще, водители, ставшие участниками ДТП, нередко попадают в неприятности из-за странных действий пострадавших.

Именно так произошло и в данном случае. Водитель неаккуратно остановился прямо на пешеходном переходе, и один из пешеходов, перебегая дорогу, налетел на стоящий автомобиль, в результате чего упал. Водитель вышел из автомобиля, поинтересовался у пешехода, не пострадал ли он, нужна ли ему медицинская помощь, но пешеход, не сказав ни слова, буквально убежал с места происшествия, записав, однако, госномер автомобиля. Позже пострадавший почувствовал боль в ноге, в связи с чем также обратился за медицинской помощью. А дальше – всё как в предыдущем случае: медики сообщили о происшествии в ГАИ, инспекторы установили личность водителя, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и передали дело в суд.

К счастью, судью удалось убедить в том, что в анализируемой ситуации в действиях водителя состава правонарушения нет.

Ознакомиться с решением:


Еще один случай с пострадавшим

И снова случай с ДТП, в котором пострадал человек. В процессе движения задним ходом водитель совершил наезд автомобилем на пожилого мужчину, от чего последний упал и получил телесные повреждения. Всё это произошло на глазах супруги данного мужчины и многочисленных свидетелей, между которыми и водителем сразу же возникли неприязненные отношения, что, впрочем, и понятно.

Но надо отдать должное водителю: стойко выдержав все упрёки очевидцев, он не предпринял даже попытки скрыться с места происшествия. Напротив, он общался с пострадавшим и с его супругой, предлагал им свою помощь, оставил им все свои контактные данные – в общем, вёл себя предельно прилично. Более того, он дождался приезда наряда «Скорой помощи» и оставил свои данные медикам, и лишь после этого уехал с места инцидента.

Разумеется, впоследствии его вызвали в отдел ГИБДД, где составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Осознав, чем ему грозит данная ситуация, и сразу же озаботившись вопросом, как избежать лишения прав за оставление места ДТП, гражданин обратился к нам. Мировой судья согласился с сотрудниками ГИБДД, однако судья городского суда, рассмотревший жалобу на постановление, по достоинству оценил действия водителя и согласился с защитой в том, что его действия должны быть переквалифицированы на ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ. В итоге водитель получил штраф за оставление места ДТП.

Ознакомиться с решением:




Уехал с места ДТП – не значит, что скрылся с места ДТП

В данном случае водитель вынужденно уехал с места ДТП в связи с необходимостью доставления в больницу пострадавшего, откуда сообщил в ГИБДД о факте произошедшего.

Инспектор ДПС, а следом и мировой судья посчитали, что водитель должен понести наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с чем, в свою очередь, не согласился судья городского суда, который на стадии уже рассмотрения жалобы на постановление прекратил производство по делу.

Ознакомиться с решением:





Когда расстояние не имеет значения

В начале настоящей статьи мы задавались вопросами о том, как определяются границы места ДТП, и имеет ли какое-либо значение расстояние, на которое может удалиться гражданин от места происшествия. И это вовсе не праздные вопросы!

Потому что встречаются инспекторы ДПС, которые на полном серьёзе полагают, что если водитель остановился не сразу на месте ДТП, а проехал, например, несколько десятков метров, то это вполне достаточное основание для квалификации его действий по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. И даже для объявления его самого и его автомобиля в розыск, и это при том, что автомобиль находится в непосредственной близости от места происшествия, о чём инспектору прекрасно известно, а сам водитель чуть ли не насильно пытается вручить инспектору свои документы и всячески выражает согласие на участие в оформлении материала по ДТП.

Более того, встречаются даже мировые судьи, которые разделяют такую странную позицию. Но, к счастью, есть и другие судьи – пограмотнее и поопытнее, которые всё-таки понимают всю абсурдность обвинения и не соглашаются с наличием в действиях такого водителя состава правонарушения.

Ознакомиться с решением:





Истечение срока давности привлечения к ответственности

Ну и напоследок классика жанра: отмена постановления суда первой инстанции по процессуальным основаниям и прекращение производства по делу, ввиду невозможности его направления на новое рассмотрение, так как на момент вынесения решения по жалобе срок давности привлечения к ответственности истёк.

Необходимо отметить, что подобная ситуация может сложиться по любому делу, безотносительно его фактических обстоятельств.

Ознакомиться с решением:



В заключение

В завершение хотелось бы сказать следующее.

Оставление места ДТП – грубое нарушение Правил дорожного движения, за которое законодателем установлена весьма суровая ответственность. И это, наверное, правильно.

Но практика показывает, что зачастую «под раздачу» попадают люди, которые и не думали скрываться с места ДТП, и в действиях которых весьма сомнителен состав данного правонарушения. И чаще всего это происходит ввиду того, что они просто не могут должным образом привести доводы в свою защиту.

Надеемся, что данная статья кому-то поможет найти способ, как избежать ответственности за оставление места ДТП.

Юрист Коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, связанных с нарушением ПДД, возмещением ущерба, спорами со страховыми компаниями, обжалованием постановлений и решений ГИБДД, защитой прав потребителя.

Время чтения: 16 минут

Некоторые автомобилисты, невольно ставшие участниками аварии, полагают, что оставление места ДТП позволит им избежать затруднений, которые влечет за собой разбирательство. Возможно, они торопятся по делам, находятся в шоке или просто считают, что не пойман - не вор. Однако нельзя исключить, что сотрудникам ГИБДД удастся найти свидетелей, которые видели номера машины, участвовавшей в столкновении. Даже если обошлось без жертв, а сбежавший водитель невиновен, его действия могут вызвать массу неприятных последствий.

Авария и обязанности водителей

Чтобы разобраться, что такое оставление места , следует определить, какое событие можно считать аварией, а какое нет. Правила дорожного движения (далее по тексту – Правила) определяют дорожно-транспортное происшествие как ситуацию, возникшую при движении транспортного средства и его участии, в результате которой был причинен материальный ущерб или нанесен вред здоровью или жизни людей.

Согласно закону, каждый участник должен действовать по схеме, предписанной Правилами.

Один из пунктов Правил требует, чтобы водитель, причастный к происшествию, оставался на месте событий. Если он уезжает, то, как следует из ПДД, это является оставлением места ДТП, за что предусмотрены определенные санкции.

Второй раздел Правил подразумевает, что данное требование распространяется не только на виновного водителя, но и на пострадавшее лицо. Следовательно, каждый, кто совершил побег с места ДТП, столкнется с санкциями, также оговоренными Правилами.

Однако на каждое правило есть исключения, поэтому при определенных условиях участникам дается право самостоятельно определить, можно ли уезжать с места ДТП, не поставив в известность сотрудников ГИБДД. В частности, новый порядок действий водителей, вступивший в силу в июле 2015 года, предполагает регистрацию некоторых происшествий без участия полиции и страховщиков.

Требования законодательства

В связи с дорожно-транспортным происшествием каждый его участник имеет определенные обязанности. Невыполнение долга, каковым является и сокрытие с места ДТП, регламентируется статьей 12.27 (часть 2) российского Кодекса об административных правонарушениях, а также другими правовыми актами.

Нужно отметить, что границы, в которых действует данная статья КоАП за оставление места ДТП, определяются обстоятельствами, сопровождающими аварию. Например, отсутствие согласия между участниками столкновения или вред здоровью свидетельствует о том, что покидать место аварии запрещено.

Мера ответственности за то, что водитель скрылся с места ДТП, назначается по статье КоАП РФ с учетом:

  • данных, содержащихся в протоколе ГИБДД;
  • тяжести аварии;
  • наличия пострадавших;
  • характеристики нарушителя и прочих факторов.

В качестве административного наказания за уезд с места ДТП водитель может быть лишен правом управления автомобилем на срок 1–1,5 года или арестован на 15 суток. Практика показывает, что большинство процессов заканчиваются лишением нарушителя водительских прав.

Водителя могут ждать еще более суровые последствия, если его дело будет рассматриваться по статье за уезд с места ДТП в интерпретации Верховного Суда РФ. Такое лицо могут признать виновным в совершении преступления под воздействием алкоголя, если после задержания оно (п. 102 Постановления от 9.12.2008 № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением ПДД»).

Если потерпевший получил тяжелую травму или погиб, водитель будет наказан за уход с места ДТП уже по другой статье и даже по другому закону. В этой ситуации наказание будет определяться в соответствии с Уголовным кодексом РФ (ст. 264).

Если жертв аварии нет, водитель не в каждой ситуации останется без своего удостоверения. Как указывается в п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, делу об оставлении места ДТП невозможно дать ход, а начатое производство следует прекратить, если истек срок давности привлечения к административной ответственности. Эти сроки восстановлению не подлежат (ред. от 04.12.2006 № 203-ФЗ).

К тому же в некоторых случаях суд учитывает ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ. Согласно этой статье, санкции за покидание места ДТП могут быть наложены с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность.

Ответственность участников столкновения

Прежде всего нужно разобраться, какая ответственность ждет водителя, который скрылся с места ДТП? Будет он оштрафован, арестован или лишен прав зависит от того, какое обвинение ему предъявят. В этой ситуации возможны два варианта:

  1. При отсутствии пострадавших деяние квалифицируется как административное правонарушение. Формально нести ответственность за покидание места ДТП в 2020 году будет гражданин, который:
    • уехал с места происшествия на своем авто;
    • ушел, оставив автомобиль на месте аварии;
    • отлучился (в магазин, за документами и так далее) и не оказался на месте в момент прибытия патруля ГИБДД.

    Если по уважительной причине водитель покинул место ДТП, но вернулся, по правилам 2020 года ответственность он все равно понесет, но уже не столь суровую. Поскольку данный поступок нельзя назвать побегом, он, вероятнее всего, будет квалифицироваться не по 2-й, а по 1-й части ст.12.27 КоАП и наказываться штрафом.

  2. При наличии жертв беглецу грозит уголовная ответственность за оставление места ДТП. Опровергнуть представленное обвинение под силу только опытному автоюристу. Чтобы помочь гражданину избежать суровых санкций в виде лишения водительских прав, необходимо разработать грамотную стратегию защиты. Самому нарушителю это вряд ли удастся, поэтому ему следует заранее обратиться за помощью специалиста, который занимается преимущественно «дорожным» правом.

К сожалению, пока еще нет закона, налагающего ответственность на того, кто спровоцировал ДТП и уехал. И все же есть основания ожидать, что ситуация изменится. Например, суд Санкт-Петербурга вынес обвинительный приговор лицу, создавшему аварийную ситуацию, не уступив дорогу встречному автомобилю, в результате чего тот врезался в дерево. Законопослушные автомобилисты полагают, что этот прецедент позволит защитить их права.

Если место аварии покинул виновник

Как невинную, так и виновную сторону может интересовать: если виновник ДТП скрылся с места происшествия, что ему грозит? Законодательство предусматривает разные виды наказания, степень которых зависит от тяжести проступка и наличия намеренного умысла. Виновник может:

  • сознательно покинуть место столкновения, чтобы избежать ответственности;
  • не заметить незначительный контакт;
  • иметь объективные причины оказаться в другом месте.

Цель каждой меры пресечения состоит в том, чтобы исключить попытки уклониться от ответственности или исказить причины происшествия.

Логично, что потерпевший может задаваться вопросом, что делать, если при ДТП виновник скрылся. Прежде всего следует отказаться от преследования. Вместо этого необходимо следовать простым рекомендациям:

  • выполнить требования ПДД для сложившейся ситуации;
  • сообщить об аварии сотрудникам ГИБДД и попросить инструкции (возможно, при несложной аварии водителя пригласят на пост ДПС);
  • собрать показания и контактные данные очевидцев происшествия (пассажиры, пешеходы, таксисты);
  • сохранить запись с видеорегистратора.

Поскольку каждый водитель может стать виновником аварии, нужно быть готовым ко всем последствиям того, что будет, если скрылся с места ДТП. Например, нельзя забывать о правах потерпевших, чье имущество, жизнь и здоровье защищает Федеральный закон ОСАГО. Компенсировать нанесенный вред будет страховая компания, но, если виновник совершит побег, страховщик предъявит ему . Как результат, весь материальный ущерб придется оплатить виновной стороне за свой счет.

Если уехал пострадавший

Существует заблуждение, что если пострадавший уехал с места ДТП - это его личное дело. Однако, как упоминалось выше, обязанности виновника и потерпевшего идентичны. И это касается не только аварии, которая произошла во время движения ТС, но любого участия автомобиля в происшествии.

Обнаружив повреждения на оставленной во дворе дома машине, ее владелец должен признать факт аварии и совершить действия, предписанные Правилами, для ее оформления.

В противном случае ему грозит обвинение за то, что он ушел с места ДТП, даже если он не присутствовал при нанесении повреждений. Хотя приезда патруля придется подождать, регистрация события защитит от беспокойств, связанных с ожиданием повестки или звонка из полиции. Если время ограничено, можно позвонить в ГИБДД и предложить лично явиться на пост или в ближайшее подразделение.

Также нельзя сбрасывать со счетов что будет, если в 2020 году пострадавший покинет место ДТП, а виновник решит вернуться. Не исключено, что он все же вызовет патруль и представит схему происшествия в благоприятном для себя свете. После этого опровергнуть в суде зафиксированные данные будет невероятно сложно.

Оба оставляют место инцидента

Нередко можно услышать о том, как оба участника уехали с места ДТП, решив, что препятствий для мирного решения конфликта не существует. Нельзя исключить, что впоследствии будут выявлены внутренние повреждения автомобилей, оставшиеся незамеченными при беглом осмотре. Страховая не компенсирует замену дорогостоящей детали, поскольку факт аварии не был зафиксирован.

К тому же может выясниться, что в шоковом состоянии потерпевший не ощущал боли, но его здоровью был нанесен вред.

Если оба водителя уехали с места ДТП, и тот и другой оказываются в проигрыше: пострадавший не получает страховой выплаты на лечение, а виновник преследуется «по всей строгости закона».

Еще одна причина четко следовать требованиям ПДД заключается в следующем: суд может решить, что оба участника ДТП покинули место ДТП, даже если они пытались всего лишь освободить проезжую часть. Наличие схемы происшествия и других собранных фактов поможет доказать отсутствие умысла.

Важно помнить об этом требовании: какое наказание за покидание места ДТП ждет обвиняемых, зависит от целого ряда факторов, в том числе от того, каким образом суд квалифицирует их нарушение - как невыполнение обязанности водителя или как побег.

Меры пресечения

Вопрос, какому наказанию за оставление места ДТП в 2020 году должны подвергаться нарушители, интересует не только потенциальных участников аварии, но и законодателей. Некоторые политики считают, что меру наказания следует дифференцировать. По их мнению, то, что грозит в 2020 году человеку, который покинул место ДТП в первый раз, должно отличаться от последствий, предусмотренных для водителя, неоднократно нарушавшего ПДД. Вячеслав Лысаков - депутат от «Единой России» - полагает, что в случае незначительных повреждений можно налагать штраф не более 5 000 руб., но лишать прав - это чересчур строго.

Рассуждая о том, какое наказание за уезд с места ДТП в 2020 году ожидает нарушителей, законодатели предлагают принимать во внимание наличие пострадавших, а также масштаб материального ущерба.

Если говорить о возмещении вреда, пострадавшие нередко задаются вопросом, как найти виновника ДТП, если он скрылся, ведь страховщик может предположить, что авария была подстроена нарочно. В этой ситуации следует постараться записать все, что удалось запомнить о «беглеце» и его автомобиле:

  • модель, цвет, особые приметы ТС;
  • регистрационные номера;
  • полученные повреждения;
  • пол, возраст и внешние особенности водителя.

Эти данные помогут в розыске автомобиля и установлении личности виновника. Если он не будет найден, пострадавший может обратиться относительно возмещения ущерба здоровью в Российском Союзе автостраховщиков (РСА). По завершении следствия следует подать в РСА материалы дела из ГИБДД и заявление.

Для обоснования размера запрашиваемого возмещения пострадавший должен предъявить результаты независимой экспертизы. Если автомобиль был в ремонте, следует предоставить квитанции об оплате деталей и услуг СТО.

Штрафные санкции

Если суд квалифицирует действия водителя как невыполнение обязанностей, его ждет денежное взыскание в размере 1000 рублей (в ред. федеральных законов от 22.06.2007 № 116-ФЗ и от 24.07.2007 № 210-ФЗ). А какой штраф ему грозит за оставление места ДТП? В 2020 году действующее законодательство не предусматривает материальных санкций за данное правонарушение.

Поскольку в большинстве случаев суд квалифицирует данный проступок в согласии с ч.2 ст. 12.27, предусматривается лишь следующее наказание за оставление места ДТП: пребывание в пенитенциарном учреждении или лишение удостоверения. Вместо штрафа к нарушителю все так же будут применяться указанные меры даже в том случае, когда сторонам удалось достичь согласия.

Водителю, которому после побега захочется снять стресс с помощью спиртных напитков, нужно знать о том, какой штраф, если уехал с места ДТП, его ждет.

Согласно КоАП, нарушителю придется заплатить 30 000 рублей, если он употребит алкоголь, наркотики или психотропные препараты прежде, чем будут завершено расследование и освидетельствовано его состояние.

Наряду с возмездием за то, что нарушитель скрылся с места ДТП, предусмотрены и штрафы за нарушение Правил, которое привело к аварии: выезд на полосу встречного движения, игнорирование требования дорожных знаков, несвоевременное включение указателей поворота и прочее.

Лишение прав

При выборе мер пресечения составители ПДД стремились снизить количество тех, кто хочет нарушить закон. Учитывая, что грозит, если уехал с места ДТП, значительно большее число участников аварии готовы пройти процедуру ее оформления.

При выборе наказания в большинстве случаев судьи назначают лишение водительских прав. Строгость наказания, что грозит водителю, скрывшемуся с места ДТП, возможно, объясняется предположением, что виновник умышленно хотел избежать наказания за содеянное.

Согласно анализу результатов рассмотрения дел по ст. 12.27 КоАП РФ, столичные мировые суды назначали лишение прав за оставление места ДТП почти в 95% случаев. Это касается даже простых ситуаций вроде незначительного контакта с соседской машиной во дворе.

Назначая лишение прав за покидание места ДТП, судья, как правило, не учитывает личные причины, по которым нарушитель просит изменить приговор (например, если права ему нужны для выполнения профессиональных обязанностей). Отстаивая свои интересы, лучше делать упор на отсутствие злого умысла. Возможно, суд квалифицирует действия водителя по 1-й части статьи, предусматривающей штраф

Есть пострадавшие

Несмотря на усилия правоохранительных органов, в СМИ постоянно появляются сообщения об авариях с потерпевшими, которым не была оказана помощь. В сложившихся обстоятельствах суд совсем иначе подходит к тому, какое наказание применить, если водитель скрылся с места ДТП в 2020 году. Часто в подобных ситуациях начинается уголовное расследование, после которого судья выносит приговор с учетом смягчающих и отягчающих факторов.

Нередко человек, который сбил пешехода и скрылся с места ДТП, боится, что ему грозит срок, поэтому прибегает к помощи адвокатов. Нужно помнить, что даже хорошему юристу будет сложно убедить суд, что тот, кто оставил жертву без помощи и скрывался от правосудия, не имел плохих мотивов.

Учитывая, что грозит, если уехал с места ДТП, если пострадал пешеход, водители должны помнить: в какой бы шок ни повергло их это событие, ни в коем случае нельзя покидать место происшествия. Возможно, травмы не очень тяжелы, а побег точно усугубит вину. В то же время нельзя исключать, что своевременная помощь сохранит пострадавшему жизнь.

Даже если водитель оставил машину на месте ДТП и ушел в состоянии шока, не позаботившись о пострадавшем, это считается побегом. Найти скрывшегося будет несложно по регистрационным номерам. В случае если жертве потребуется длительное лечение, нарушитель может провести в тюрьме от 6 месяцев до 5 лет.

О том, что следует предпринять водителям, оказавшимся участниками такого происшествия, рассказывается в статье « ».

Но если пострадавший заверяет, что все в порядке? Чтобы защитить себя от того, что будет, если уехать с места ДТП в 2020 году, рекомендуется взять с потерпевшего расписку: этот документ должен подтверждать отсутствие претензий и потребности в экстренной помощи.

Смертельный исход

В ПДД содержится руководство, как следует действовать, если в результате аварии пострадали люди. При появлении жертв водитель может не устоять перед соблазном скрыться. Им движет страх столкнуться с последствиями - уголовным наказанием, назначаемым в 2020 году за то, что уехал с места ДТП.

Преступник должен осознавать, что его розыском будет заниматься множество специалистов: оперативники, следователи, дознаватели по розыску. Поэтому возмездие - вопрос лишь времени.

Рассчитывать на смягчение последствий тому, кто скрылся с места ДТП, не стоит. Тяжесть проступка усугубит еще и тот факт, что смерть могла наступить в результате неоказания своевременной помощи.

Нет пострадавших

Как уже говорилось выше, за оставление места ДТП без пострадавших в 2020 году предусматривается наказание в виде лишения водительских прав. Если машина, с которой произошло столкновение, была оборудована видеорегистратором, установить нарушителя по номерным знакам не составит труда. Кроме того, в населенном пункте всегда найдутся свидетели происшествия.

О том, что следует предпринять, став участником « », читайте в соответствующей статье.

Одна из причин, по которым кто-то покидает место аварии, - неотложные дела (самолет, деловая встреча и тому подобное). Поскольку у водителя могут быть основания для спешки, санкции за оставление места ДТП без пострадавших в некоторых случаях варьируются. К примеру, однажды участник аварии, доставлявший асфальтоукладочный каток, покинул место столкновения, чтобы не задерживать ход дорожных работ. Невский райсуд Санкт-Петербурга пришел к выводу, что водитель действовал по крайней необходимости и прав его не лишил.

Можно ли считать происшествием без пострадавших аварию, в которой было ранено или погибло животное? Нередки случаи, когда водители сбили собаку на машине и уехали с территории ДТП. Вероятно, их действия вызваны тем, что они не считают наезд на небольших домашних животных нарушением, таким, как наезд на крупный рогатый скот.

И все же, согласно ст.137 Гражданского кодекса РФ, домашние животные считаются имуществом, и в этом случае действуют правила об имуществе.

Наезд на животное - это дорожно-транспортное происшествие. Можно предположить, что действовать в этом случае нужно так, как при обычной аварии.

Существуют прецеденты привлечения водителей к административной ответственности за наезд на домашнее животное.

На парковке

Сплошь и рядом случается ДТП на стоянке, виновник которого скрылся. Нередко контакт между автомобилями настолько незначителен, что может остаться незамеченным кем-то из водителей. Как действовать в этом случае? Покидать это место нельзя, тем более что на парковке определить виновника довольно легко: его могут заметить камеры наблюдения, видеорегистраторы в машинах, свидетели.

Если участник происшествия считает, что повреждения слишком малы, чтобы придавать им значение, и неизвестно, когда вернется второй водитель, не следует оставлять записку со своими контактными данными и уезжать. Это тоже является нарушением Правил и подлежит ответственности за отъезд с места ДТП.

В случае когда обвиняемый не заметил контакта, но получил повестку, уклоняться от визита на заседание суда крайне нежелательно. При неявке суд решит без него, какое наказание за оставление места ДТП на стоянке назначить; наоборот, присутствуя, всегда можно что-то сказать в свое оправдание. Если суд посчитает правонарушение незначительным, обвиняемого могут освободить от административной ответственности.

Что делать, если после ДТП на парковке виновник скрылся, а потерпевший не видел, как все произошло? Как и в других случаях, следует предпринять действия, предусмотренные ПДД. Ожидая патруля ГИБДД, стоит попытаться .

Срок давности

Хотя закон предусматривает наказание за оставление места ДТП, срок давности дела в некоторых случаях позволяет ее избежать. Однако следует помнить, что это касается лишь небольших повреждений.

Согласно статье 12.27 (ч. 2), максимальный срок розыска скрывшегося с места ДТП составляет 2 месяца. Этот период предназначен для поиска правонарушителя, составления протокола и передачи дела в суд. Еще 30 дней есть у судьи, чтобы выбрать меру пресечения.

Участник аварии, который скрылся с места ДТП, может интересоваться: «Как узнать, ищут ли меня?» Виновника, несомненно, ищут, поскольку пострадавшему нужно за что-то ремонтировать машину, а должностным лицам - привлечь нарушителя к ответственности.

Выяснить, не находится ли авто в списке разыскиваемых ГИБДД, можно прочитав инструкцию в статье: « ».

Еще один вопрос, который может возникнуть у нарушителя закона, касается того, как быстро найдут того, кто скрылся с места ДТП. Если учесть количество камер видеонаблюдения в крупных городах, беглеца разыщут довольно скоро. В этом также помогает система сканирования номеров «Поток», которой оборудованы посты ДПС.

Согласно статистике, эффективность поисковых мероприятий превышает 82%.

Любому нерадивому водителю хотелось бы знать, как избежать наказания по сроку давности за то, что он скрылся с места ДТП. Если совесть не побуждает признаться в проступке и дать возможность пострадавшему получить страховое возмещение, то остается только ждать. Если полиция не укладывается в срок, будет вынесено постановление о прекращении розыска.

Более подробно данный вопрос рассматривается в статье « ».

Страховка

Обычно выплата компенсации убытков происходит по предоставлении в страховую компанию комплекта документов. Но можно ли рассчитывать на , если произошло покидание места ДТП с одним участником, и страховщик виновной стороны неизвестен?

ОСАГО

Сегодня распространено мнение, что если виновник ДТП скрылся с места происшествия, то по ОСАГО получить выплаты нельзя. Но на самом деле подобные вопросы могут решаться даже в отсутствие виновной стороны.

Чтобы СК потерпевшего произвела выплату, нужно подать в суд исковое заявление. Посредством экспертизы суд выяснит, насколько обоснованы требования пострадавшего и какая из сторон виновна в аварии.

Водителю-виновнику, который сбежал с места ДТП, придется понести не только административное наказание, но и оплатить ущерб пострадавшему. Федеральное законодательство и Правила ОСАГО (п. 76-г) наделяют страховщика правом предъявить регрессные требования виновнику происшествия.

Итак, прежде чем уезжать, следует подумать о том, какие материальные траты предстоят, если участник ДТП скрылся с места происшествия, будучи его виновником. Возместить придется еще и другие расходы (госпошлину, услуги юриста).

Подробнее о начислении компенсации рассказывается в материале под названием « ».

КАСКО

Страховой полис КАСКО предполагает выплату средств даже в том случае, когда виновник покидает место аварии. Для того чтобы получить компенсацию, следует предпринять ряд действий:

  • вызывать ГИБДД;
  • не перемещать автомобиль;
  • внимательно ознакомиться с протоколом аварии и убедиться, что инспектор учел все детали события.

О том, какие документы понадобятся, и каких ошибок следует избегать при обращении в СК, рассказывается в статье « ».

Когда можно уехать с места происшествия

В законе оговариваются несколько ситуаций, в которых разрешено оставить место аварии:

  1. Поездка на ближайший пост ГИБДД для регистрации происшествия (после составления схемы совместно со вторым водителем).
  2. Незначительный ущерб и отсутствие притензий (по договоренности).
  3. Процедура европротокола.

Данные варианты действуют лишь в случае материального ущерба. Если в происшествии пострадали люди, уезжать с места аварии запрещено. Единственное исключение - наличие пострадавших, нуждающихся в неотложной помощи. В этой ситуации водитель обязан отвезти их, незамедлительно вернуться и продолжить действовать согласно ПДД.

Если нет ущерба

Если оба водителя признают, что повреждений нет либо они несущественны, вызывать ГИБДД необязательно. Участники столкновения могут , подтверждающими, что стороны:

  • следов контакта не обнаружили (или они незначительны);
  • не видят потребности в вызове полиции;
  • претензий друг к другу не имеют;
  • продолжили движение по обоюдному согласию.

Если виновник сразу же покрыл небольшой ущерб наличными, следует упомянуть об этом в расписке. Наличие этого документа защитит его от последующих притязаний пострадавшей стороны.

Европротокол

Опасаясь того, что грозит за оставление места ДТП, водители порой не решаются оформлять событие без дорожной инспекции. Однако закон не будет преследовать участников аварии, если они составили извещение о происшествии согласно процедуре европротокола.

Чтобы оформить ДТП, нужно убедиться, что соблюдены основные условия:

  1. Столкнулись 2 автомобиля.
  2. Оба водителя застрахованы по ОСАГО.
  3. Ущерб причинен только транспортным средствам.
  4. Пострадавших нет.
  5. Разногласия между сторонами допустимы, но от них зависит сумма компенсации, которую можно получить за нанесенный ущерб.

Следует помнить, что страховая компенсация за ущерб при данных обстоятельствах не превышает 100 000 рублей. Но с 1.10.19 эта сумма может быть увеличена до 400 тыс. рублей при условии, что участники не имеют разногласий при определении виновного и обстоятельства аварии зафиксированы с помощью специального приложения “ДТП.Европротокол”.

Тонкости оформления такой аварии рассматриваются в материале под названием « ».

Другие нюансы

Нередко возникают ситуации, при которых никто из участников не подозревает, что покидает место столкновения. К сожалению, даже отсутствие умысла или невнимательность не повлияют на то, что будет, если оставить место ДТП. Конечно, большинство водителей предпочитают административный арест лишению прав, но окончательное решение принимает суд.

Неумышленное оставление

Иногда вручение повестки застает автомобилиста врасплох. Только в этот момент он узнает, что стал участником аварии. Что его ждет?

Вопрос оставления места ДТП, если водитель не заметил контакта с другой машиной, считается наиболее спорным в судебной практике, так как в этой ситуации довольно сложно выявить наличие умысла.

Хотя водитель, который покинул место ДТП и не заметил этого, не намеревался преступать закон, он может остаться без водительского удостоверения по крайней мере на год. Поэтому лучше не игнорировать приглашение в суд, ведь неявка будет рассматриваться как отягчающее обстоятельство.

В то же время законодательство предусматривает в 2020 году смягчение наказания за неумышленное оставление места ДТП. Однако водителю, оказавшемуся в подобной ситуации, довольно сложно добиться смягчения приговора своими силами. Лучше прибегнуть к помощи юриста.

Конечно, если участник покинул место ДТП в шоковом состоянии, нельзя говорить о правонарушении по невнимательности. В этом случае линия защиты будет строиться по-другому.

Как избежать наказания

Лишение прав и регрессный иск - серьезное основание искать пути, как избежать ответственности за оставление места ДТП. Один из способов - попытаться оправдать свои действия особыми обстоятельствами и привести документальные доказательства.

Второй способ, как избежать наказания за оставление места ДТП, - подчеркивать малозначительность проступка. В некоторых случаях дело может быть прекращено, если:

  • потерпевшему причинен несущественный ущерб (определяется с учетом его материального положения);
  • его материальные претензии удовлетворены виновником добровольно (есть соответствующее ходатайство).

Опытный адвокат сможет найти так называемые лазейки в законе, если клиент уехал с ДТП. Это лучше, чем затаиться и ждать окончания срока, назначенного для розыска нарушителя.

Как доказать невиновность

В случае совершения правонарушения нельзя рассчитывать на сочувствие должностных лиц. Но всегда ли резонны действия сотрудников ГИБДД, которые составляют протокол об оставлении места аварии? Для того чтобы опровергнуть обвинение, нужно тщательно проанализировать сведения об обстоятельствах «бегства». Возможно, удастся выявить в них:

  • противоречия;
  • ошибки при сборе доказательств;
  • недостоверность объяснений второго участника/свидетелей;
  • отсутствие неопровержимых фактов относительно времени столкновения;
  • необъективность при фиксировании схемы.

Что делать, если скрылся с места ДТП, в котором очевидцы события отсутствуют, а второй участник неверно описывает события? Есть смысл инициировать назначение технической экспертизы.

Сделать адекватные выводы относительно характера повреждений ТС или восстановить картину событий под силу только эксперту. Даже если придется заплатить солидную сумму, это все же дешевле расходов на возмещение материального, морального ущерба, а также вреда жизни или здоровью и регрессного требования.

Особенно важно проведение экспертизы, если водителя пытаются обвинить в том, чего он не совершал. Существует схема, согласно которой владелец авто выбирает «жертву» и сообщает в ГИБДД ее регистрационные номера. Вместо того чтобы сразу оплачивать ремонт из своего кармана, можно постараться доказать непричастность к аварии. В этом поможет эксперт-трасолог.

О том, как проводится подобное расследование, рассказывается в статье « ».

Как показывает судебная практика, неумышленное оставление места ДТП влечет за собой различные последствия. В значительной мере на решение суда влияет наличие умысла.

Пример 1

Если виновник аварии, в которой пострадали люди, уехал, его действия могут квалифицироваться как оставление пострадавшего в опасности. Вот один из случаев. Водитель, в ночное время наехавший на пешехода на трассе, оставил его лежащим на обочине в бессознательном состоянии и скрылся с места ДТП. Спустя несколько часов водитель грузовика доставил пострадавшего в больницу, но тот все же скончался.

Эксперт установил, что своевременная помощь специалистов могла бы спасти человеку жизнь.

К виновнику были применены две статьи: ст. 264 УК РФ - нарушение правил эксплуатации ТС, приведшее к тяжкому повреждению вреда здоровью, и ст. 125 УК РФ - оставление человека в опасности; он был приговорен к тюремному заключению.

Пример 2

Совсем иначе рассматривается правонарушение, если водитель не заметил ДТП и уехал. В судебной практике есть немало случаев, когда адвокатам удавалось добиться отмены наказания в виде лишения прав. Например, в марте 2012 г. водитель, не заметивший аварию, был признан виновным в совершении правонарушения по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и был лишен прав сроком на 1 год.

В процессе расследования проводилась судебная экспертиза, которая не позволила исключить возможность контакта между автомобилями. Адвокат построил стратегию защиты на том, что столкновение не имело места. Результаты судебной экспертизы проанализировали независимые эксперты. Они пришли к однозначному выводу, что контакта между машинами не было (расположение крюков манипулятора автомобиля клиента не совпадало с местом повреждений на ТС истца).

При рассмотрении дела в суде второй инстанции свидетель был допрошен еще раз. Он сообщил, что не видел столкновения, только слышал некий звук, после которого включилась сигнализация. Поскольку во дворе происходили строительные работы, источником звука могло стать что угодно. В результате клиент был признан невиновным, и права ему вернули.

Как правильно покинуть место ДТП: Видео

Многие водители транспортного средства не осведомлены о последствиях, которые ждут их после оставления места дорожно-транспортного происшествия.

Умышленно или из-за стресса и невозможности контролировать свои действия водитель часто старается быстрее покинуть место происшествия и уйти от ответственности.

Чем ему грозит оставление места ДТП?

Ответственность

В 2016 году, как и в 2015, действует та же норма КоАП РФ (ч. 2 ст. 12.27):

Водитель, который нарушил Правила дорожного движения и является участником ДТП, покинувший место преступления, получает наказание в виде от одного до полутора лет или административный арест на 15 суток.

Отягчающее обстоятельство

Практика складывается так, что ответственность на водителя ложится в том случае, если он после случившегося ДТП принял , чтобы «улучшить» свое стрессовое состояние. В таком случае часть 3 ст. 12.27 КоАП РФ предусматривает штраф в 30 000 рублей и лишение прав от 1,5 до 2 лет.

Если водитель все-таки сбежал с места происшествия, в отношении него будут вестись поисковые работы, он будет объявлен в розыск. Сотрудники ГИБДД начнут расследование, будут опрошены свидетели, которые видели, как с места преступления скрылся водитель. Возможно, этот момент был запечатлен одной из камер видеорегистратора.

Но КоАП предусматривает такой момент: если водителя на протяжении трех месяцев не удалось найти, то это значит, что срок давности на вынесение постановления об административном нарушении истек.

Когда же по праву можно оставить место ДТП?

  • У водителей, попавших в ДТП, не существует разногласий по поводу повреждений или вины.
  • Оба водителя должны иметь страховку ОСАГО, чтобы она смогла покрыть необходимые расходы.
  • Автомобилей в ДТП должно быть не больше двух.
  • Причинен вред исключительно автомобилям, и происшествие произошло без пострадавших.

С учетом всех четырех пунктов без исключения водители по общей договоренности могут покинуть место происшествия, но при этом необходимо составить, подписанную обеими сторонами, схему ДТП и передать сотрудникам ГИБДД.

Неумышленное оставление места ДТП

После совершения ДТП водители обязаны оповестить сотрудника ГИБДД о случившемся. Главное, чтобы автомобили оставались на месте в течение 3 часов, а водители в это время могут находиться вблизи от места происшествия (в кафе, во дворе, в квартире). После указанного срока, если работники ГИБДД так и не явились, вам необходимо совершить еще один звонок, который фиксируется, и покинуть место происшествия. В местах большого скопления машин это наиболее актуальный вариант.

Иногда небольшое ДТП может произойти во дворе. Если не заметил водитель, что случайно зацепил чью-то машину, то, естественно, неумышленно покинет это место. Не появятся свидетели ближайших домов, которые смогут что-либо сообщить сотрудникам ГИБДД, то такое маленькое происшествие просто не будет раскрыто.

Что же должен в идеале сделать водитель ДТП?

  • необходимо включить аварийку и выставить соответствующий знак;
  • не двигать и не перемещать авто и другие предметы (осколки фар, ветки деревьев и т.д.);
  • если пострадали люди, то водитель должен вызвать скорую и полицию, а также любыми возможными способами доставить пострадавших в больницу;
  • освободить проезжую часть по возможности, другим автомобилям, но предварительно нужно зафиксировать положение всех предметов (схематично или на камеру).

В случае невыполнения данных указаний, предусмотренных Правилами дорожного движения, в том числе иоставление пострадавших в опасном для их жизни положении, грозит водителю штрафом в размере 1000 рублей (часть 1 ст.12.27 КоАП РФ).

Место происшествия водителю все-таки лучше не покидать, так как доказать свою невиновность он сможет, только фактически находясь там, а в ином случае его ждет розыск, лишение прав, штраф, суд, апелляция и другие разбирательства.