Крейсер «Аскольд», Лучший крейсер эскадры. Бронепалубный крейсер аскольд Сборка крейсера аскольд фирмы комбриг

Лучший крейсер эскадры

В 12 ч 27 января 1902 года «Аскольд» покинул Киль и направился в Либаву; на борту находилось 555 человек. Матросы и офицеры уверенно и спо­койно справлялись со своими обязанностями - ме­ханизмы за время постройки и испытаний были изу­чены досконально. Командир и механики вниматель­но наблюдали и фиксировали режимы работы машин. Этого требовал механический отдел МТК, чтобы знать все особенности и возможности корабля.

5 апреля «Аскольд» поставили на две недели в сухой док для окраски ободранной льдом подвод­ной части и установки подкреплений корпуса в кор­ме. Вскоре на корабль прибыла из Кронштадта не­достающая часть экипажа, и 24 апреля крейсер, под­няв флаг и гюйс, начал кампанию.

1 мая «Аскольд» в составе отряда кораблей под командой контр-адмирала Г.П.Чухнина, возвращав­шихся из Порт-Артура, вышел в Кронштадт. В Ре­веле на «Аскольде» узнали, что по приходе в Крон­штадт предстоит участвовать в торжественной встре­че французской эскадры, на которой прибывает с официальным визитом президент Франции Э.Лубэ. Через день отряд Г.П.Чухнина, к которому при­соединились корабли Учебно-артиллерийского отря­да, двинулся дальше, но у острова Гогланд встретили сплошной лед толщиной 0,6-0,9 м. На помощь при­шел ледокол «Ермак», ожидавший отряд у кромки льда. За островом Лавенсари отряд вышел на чис­тую воду и вечером 5 мая прибыл в Кронштадт.

Приход новейшего крейсера вызвал всеобщий интерес, который поднялся еще больше после ста­тьи в газете «Кронштадтский вестник», в которой обращалось внимание на множество новых уст­ройств на «Аскольде», большое количество элект­рических вспомогательных механизмов. «Многими признается, - писала газета, - что наши техники без различия специальностей заставили завод "Гер­мания", строивший крейсер "Аскольд", проявить высшее напряжение сил и знаний, вследствие чего завод дал нам судно, действительно выносливое и годное для той цели, для которой оно строилось».

18 июня крейсер посетил император Николай II. Между смотрами «Аскольд» ходил в Бьерке на ис­пытания торпедных аппаратов и электрического привода управления паровой рулевой машиной, кото­рые в целом получили высокую оценку комиссии и были «приняты в казну».

За время стоянки в Кронштадте на «Аскольде» установили собранную в кронштадтской Минной ма­стерской радиостанцию и проверили ее в работе с другими кораблями. Тогда же установили пулеме­ты, прицелы и ограничители углов обстрела орудий, приборы Н.К.Гейслера к орудиям и торпедным ап­паратам, четыре прожектора с дистанционным уп­равлением, 47-мм орудия на паровые катера; про­извели дооборудование артиллерийских погребов, провели переговорные трубы к снарядным элева­торам, изготовили и приняли минный плотик. Часть из этих работ, не выполненных в Киле, оплачивалась фирмой. Крейсер принял полный комплект боепри­пасов и был вооружен в соответствии со штатом.

25 августа «Аскольд» снова посетил импера­тор с семьей и греческой королевой Ольгой Константиновной. На прощанье они пожелали офицерам и команде счастливого плаванья.

3 сентября «Аскольд» навсегда покинул Крон­штадт и направился на Дальний Восток для усиле­ния эскадры Тихого океана. На переходе исследо­вались маневренные и ходовые качества крейсера, определялся оптимальный режим работы котлов и главных механизмов. В начале перехода на борту корабля для исследования деформаций конструк­ции корпуса на океанских волнах находился буду­щий академик А.Н.Крылов.

Выполнив попутно ряд дипломатических миссий в портах Персидского залива, «Аскольд» 13 фев­раля 1903 года стал на якорь на рейде Порт-Артура. Трудный переход по морям трех океанов завершил­ся блестяще.

Благодаря удачной конструкции, высокому ка­честву изготовления и грамотной эксплуатации ма­шины крейсера работали превосходно. Сразу пос­ле похода на контрольном выходе с обросшей в тро­пических морях подводной частью «Аскольд» легко развил контрактную мощность и на крупной волне показал скорость свыше 20 уз. Хорошо зарекомен­довали себя и девять двойных котлов конструкции Торникрофта-Шульца. Они оказались надежнее и экономичнее большинства котлов других систем, ус­тановленных на крейсерах русского флота.

Команда безукоризненно содержала сложные новейшие механизмы. Крейсер вошел в состав эс­кадры Тихого океана, став ее лучшим и сильней­шим разведчиком.

В соответствии с программой плавания судов эскадры «Аскольду» в 1903 году надлежало стоять в вооруженном резерве пять месяцев и зимовать во Владивостоке. Но обстановка на Дальнем Вос­токе накалялась, подготовка Японии к войне стано­вилась все более очевидной, как и превосходство ее флота.

Пока в Морском министерстве пытались уско­рить достройку и отправку на Восток кораблей про­граммы 1898 года, Министерство иностранных дел предпринимало попытки ослабить напряженность дипломатическими усилиями. По его просьбе в рас­поряжение посланника в Японии А.П.Извольского был выделен «Аскольд».

В рамках этой экспедиции крейсер побывал в Нагасаки, Иокогаме, Кобе, посетил китайский порт Таку, английскую колонию на территории Китая - Вэйхавей и германскую - Циндао.

30 апреля 1903 года «Аскольд» вернулся в Порт-Артур, но уже 3 мая вместе с крейсером «Но­вик» снова вышел в море. Их путь лежал во Влади­восток - для встречи военного министра, генера­ла от инфантерии А.Н.Куропаткина. С «Аскольда» министр осмотрел бухты Приморья и 28 мая при­был в японский порт Симоносеки, откуда вместе со свитой на поезде уехал в Токио, а «Аскольд» и «Но­вик» перешли в Кобе. С прибытием туда диплома­тической миссии поход продолжился. Посетив На­гасаки, крейсеры направились в Порт-Артур, куда благополучно прибыли 17 июня.

В Порт-Артуре А.Н.Куропаткин осмотрел укреп­ления крепости, войска гарнизона, побывал на ко­раблях эскадры и провел ряд совещаний по вопро­сам обороны Порт-Артура и Дальнего Востока. По возвращении в Петербург он поблагодарил управ­ляющего Морским ведомством вице-адмирала Ф.К.Авелана за крейсеры.

В Порт-Артуре экипаж наконец-то получил от­дых после напряженного, особенно для машинной команды, плавания. Во время «дипломатических» походов «Аскольд» подтвердил репутацию лучше­го крейсера эскадры: машины и котлы работали без­упречно. Напряженная служба корабля явилась про­веркой всех механизмов и частей, показала хорошее качество проектирования и постройки, высокий уро­вень эксплуатационного обслуживания.

Месяц крейсер находился в вооруженном резер­ве, но 31 июля снова вступил в кампанию: наместни­ку на Дальнем Востоке вице-адмиралу Е.И.Алексееву понадобилось срочно следовать во Владивосток для решения вопросов подготовки Приморского края к обороне. Переход прошел превосходно, Е.И.Алек­сеев поблагодарил команду за отличную службу. «Аскольд» занялся боевой подготовкой.

19 августа в заливе Петра Великого крейсер выполнил учебную стрельбу по щиту на скорости 18 уз при ветре 3-4 балла. Хотя видимость была неважной (временами щит скрывался в тумане), комендоры «Аскольда» показали хорошие резуль­таты: из 36 выпущенных 152-мм снарядов в цель попали семь, из 36 75-мм -12 и из 40 47-мм - пять. «Варяг» во время аналогичной стрельбы, вы­полненной им 16 декабря 1903 года (последние уче­ния перед его знаменитым боем), хотя и шел с мень­шей скоростью (12,5 уз), из 36 выпущенных 152-мм снарядов, 33 75-мм, 56 47-мм и 20 37-мм в щит попало всего три: один 75-мм и два 47-мм.

23 августа в составе отряда под командовани­ем контр-адмирала Э.А.Штакельберга «Аскольд» вместе с крейсерами «Россия», «Громобой», «Бо­гатырь» снялся с якоря и отправился в поход по Японскому морю с посещением порта Хакодате на острове Хоккайдо.

После возвращения и недельной стоянки во Владивостоке «Аскольд» 10 сентября снова вышел в море, на этот раз в составе эскадры из шести бро­неносцев и пяти крейсеров. Переход до Порт-Арту­ра был совмещен с маневрами, в которых приняли участие сухопутные войска Квантунского полуост­рова и крепости Порт-Артур.

Последним важным для «Аскольда» событием мирного времени стала смена командира: 17 янва­ря 1904 года назначенный начальником отряда крей­серов Н.К.Рейценштейн сдал корабль капитану 1 ран­га К.А.Грамматчикову, бывшему командиру 2-го от­ряда миноносцев.

Вечером 26 января 1904 года японские мино­носцы атаковали русскую эскадру на внешнем рей­де Порт-Артура. По ним тут же открыли ответный огонь, но три торпеды все же поразили эскадрен­ные броненосцы «Цесаревич» и «Ретвизан» и крей­сер «Паллада».

«Аскольд» стоял в первой линии и по своему местоположению находился ближе всех к опаснос­ти. Но благодаря четким действиям личного соста­ва ему удалось избежать попаданий. Сильный от­ветный огонь помешал противнику как следует при­целиться, хотя две торпеды прошли в опасной близости от кормы крейсера.

Утром 27 января главные силы японского фло­та под флагом командующего адмирала Х.Того по­дошли к Порт-Артуру и вступили в бой со стоявши­ми на рейде кораблями и береговыми батареями крепости. Русские крейсеры находились ближе к противнику, чем броненосцы. Первый 305-мм сна­ряд упал между «Аскольдом» и «Баяном», подняв огромный столб воды. «Баян», «Аскольд» и «Но­вик» оказались между колоннами броненосцев, но не уклонились от боя, а смело пошли в атаку.

Вперед вырвался самый быстроходный «Но­вик», пытаясь приблизиться на дистанцию торпед­ного выстрела, за ним устремились «Баян» и «Ас­кольд», непрерывно стреляя из всех орудий. Япон­цы перенесли свой огонь на эти три крейсера. Чтобы избежать попаданий, «Аскольд» стал идти зигза­гом, но все же несколько вражеских снарядов и множество осколков достигли цели.

На «Аскольде» разобрали сигнал флагмана: «Крейсерам не мешать броненосцам», - и К.А.Грамматчиков приказал повернуть назад. Крейсеры выш­ли из-под огня, однако их рискованная атака сыг­рала важную роль - они отвлекли на себя против­ника в момент, когда наши броненосцы еще не построились в боевую линию. Вместе с огнем бере­говых батарей и броненосцев их активность заста­вила адмирала Х.Того прекратить артиллерийскую дуэль и покинуть район Порт-Артура.

В «Аскольд» в течение 40 мин боя попало шесть снарядов и большое количество осколков от близ­ких разрывов. Четыре комендора погибли, 10 мо­ряков получили ранения.

Самое тяжелое повреждение нанес крупный снаряд, попавший в левый борт у ватерлинии в рай­оне 53 шп. и разорвавшийся в коффердаме. Оскол­ками пробило внутреннюю продольную переборку, вода стала поступать в находившуюся за ней уголь­ную яму. К счастью, яма была полностью заполне­на углем, а горловина задраена, так что корабль даже не получил крена- Кроме того, взрывом пере­било два шпангоута, образовалась пробоина в на­ружной обшивке площадью 0,9 м2. Осколки этого же снаряда повредили 75-мм орудие и пробили за­рядное отделение торпеды, находившейся в аппа­рате. Раскаленные осколки прошли вблизи капсю­ля с гремучей ртутью, не вызвав, к счастью, дето­нации или возгорания взрывчатого вещества. Как только крейсер вышел из-под обстрела, за борт к надводным аппаратам спустили минера, который вывинтил из торпед ударники. После этого случая команда уверовала в то, что «Аскольд» - счаст­ливый корабль.

Другой снаряд оторвал ствол у 152-мм орудия на правом борту. Еще один, большого калибра, по­пал в пятую дымовую трубу и разорвался, серьез­но повредив ее. Четвертый разрушил штурманскую рубку, пятый сбил грот-стеньгу, шестой пробил борт и повредил кают-компанию и каюты.

Броненосцы после боя укрылись в гавани, «Ас­кольд» же вместе с другими крейсерами нес до­зорную службу на рейде. Трое суток его котлы были под парами, а команда находилась в постоянном напряжении. Лишь затем корабль поставили к стен­ке Морского завода для исправления повреждений.

По приказу Е.И.Алексеева 24 «нижних чина» «Аскольда» были награждены знаками отличия во­енного ордена Св. Георгия.

После завершения ремонта «Аскольд» 5 и 9 фев­раля выходил на разведку прилегающего к крепос­ти района, а 11 вместе с крейсерами «Баян» и «Но­вик» участвовал в перестрелке с четырьмя япон­скими крейсерами.

Утром 12 февраля главные силы японского флота вновь подошли к Порт-Артуру. «Баян», «Ас­кольд» и «Новик» находились на внешнем рейде, прикрывая возвращавшиеся с моря миноносцы. Шесть броненосцев и шесть броненосных крейсе­ров японцев открыли огонь. Наши крейсеры тотчас ответили; «Аскольд» в этот момент был ближе всех к противнику. После первого же выстрела на «Аскольде» разорвало ствол 152-мм орудия, осколки посыпались на палубу. Расстояние между нашими и японскими кораблями уменьшилось до 32 кб. Толь­ко большой ход спас «Аскольд» от смертельных для него попаданий тяжелых снарядов. Бой трех крей­серов против 12 броненосных кораблей шел около 30 мин. «Аскольд» выпустил по врагу 257 снаря­дов, не получив при этом серьезных повреждений.

24 февраля в Порт-Артур прибыл новый коман­дующий - вице-адмирал С.О.Макаров, и деятель­ность флота заметно активизировалась. «Аскольд» в составе эскадры выходил в море 27 февраля, 9 и 13 марта, причем 9 марта - под флагом С.О.Мака­рова. По возвращении из последнего похода на крейсер снова прибыл капитан 1 ранга Н.К.Рейценштейн, на сей раз в качестве начальника отряда крейсеров. С тех пор его брейд-вымпел с «Асколь­да» практически не спускался. 30 марта крейсер вышел в море за появившейся на горизонте китай­ской джонкой и привел ее в Порт-Артур. В эту ночь вице-адмирал С.О.Макаров находился не на «Аскольде», а на дежурном крейсере «Диана».

Никто не подозревал, что эта ночь станет для адмирала последней. Утром 31 марта Степан Оси­пович перешел на эскадренный броненосец «Пет­ропавловск» . В тот роковой для русского флота день адмирал погиб вместе со своим флагманским ко­раблем, подорвавшимся на вражеской мине.

В апреле «Аскольд» в море не выходил, личный состав участвовал в вооружении береговых батарей: установили пародинамомашину, котел и прожек­тор, на редуте № 1 - четыре 75-мм орудия, оказали помощь в установке двух 75-мм орудий с «Победы» на укрепление №2 и двух 75-мм с «Цесаревича» на Курганскую батарею. Кроме того, по распоряжению наместника с корабля сняли 2 пулемета для воору­жения формируемой морской пулеметной батареи.

5 мая «Аскольд» вышел в море, прикрывая минный транспорт «Амур». При возвращении на рейд с крейсера не заметили буйки крепостного минного заграждения, и корабль прошел по минно­му полю. Хотя на время прохода кораблей минеры крепостной роты отключали ток, это все же нельзя признать безопасным. Но судьба и здесь благо­склонно отнеслась к «Аскольду».

Во время ожесточенного боя на Кинджоуском перешейке русские войска с фланга поддержива­лись паровыми катерами с броненосцев «Ретвизан», «Севастополь» и крейсера «Аскольд», имевшими на вооружении малокалиберные пушки и пулеме­ты. Аскольдовским катером командовал мичман Ф.Ф.Геркен. 13 мая он успешно вел огонь по япон­ским войскам из 47-мм орудия, после отступления русских войск катер взорвали, а его команда пеш­ком пришла в Порт-Артур.

После того как был оставлен Кинджоу, с «Аскольда» свезли на берег два взвода десанта, а че­рез два дня К.А.Грамматчиков получил приказание, сняв 152-мм орудия № 5 и № 6, передать их на бро­неносец «Ретвизан», а также принять меры к уве­личению угла обстрела орудий № 7 и № 8.

10 июня эскадра вышла в море для прорыва во Владивосток, но, встретив превосходящие силы японского флота, повернула назад. Русские кораб­ли подошли к рейду, когда уже стемнело, и в этот момент наши крейсеры, шедшие в конце кильва­терной колонны, были атакованы миноносцами. Атаки эти продолжались до 4 ч. По докладам с на­ших крейсеров, следовало, что несколько минонос­цев были потоплены, однако японцы эти данные не подтверждают, признавая лишь тяжелое повреж­дение миноносца «Чидори». 23 и 24 июня дежу­ривший в проходе на внутренний рейд «Аскольд» открывал огонь по приближавшимся японским ми­ноносцам 6-го отряда. В течение последующих двух недель «Аскольд» неоднократно выходил в море, обстреливал японские сухопутные позиции, вел дуэ­ли с вражескими кораблями.

14 июля русские корабли снова открыли огонь по наступающим японцам. Около 13 ч приблизились миноносцы противника, но были своевременно об­наружены сигнальщиками «Аскольда». Семи шес­тидюймовых снарядов крейсера оказалось доста­точно, чтобы миноносцы отошли, но им на смену пришли броненосные крейсеры «Ниссин» и «Касу-га» и открыли огонь из своих орудий, превосходя­щих по дальнобойности артиллерию «Аскольда»; осколки от близко разорвавшегося японского сна­ряда незначительно повредили дымовую трубу. В 15 ч за кормой «Аскольда» обнаружили японскую мину и расстреляли ее, а шедший следом «Баян» подорвался на другой мине.

28 июля 1904 года порт-артурская эпопея при­близилась к своей кульминации. Эскадра вышла в море для прорыва во Владивосток. «Аскольд» под флагом контр-адмирала Н.К.Рейценштейна возглав­лял отряд крейсеров, шедший в кильватерной ко­лонне за броненосцами. В12 ч 30 мин начался бой. В13 ч 09 мин 305-мм снаряд (предположительно с броненосца «Сикисима») разорвался у основания первой трубы. Несмотря на то, что нижняя часть ко­жуха была сплющена, она чудом осталась стоять на месте. Осколки вывели из строя первый котел, взры­вом уничтожило радиорубку, трапы на носовую надстройку и верхний мостик, смертельно ранило сто­явших у носового дальномера мичмана Рклицкого и гальванера Ждановича, убило минера Шестерова.

В ответ «Аскольд» открыл огонь из 152-мм ору­дий правого борта, но дистанция до броненосцев была слишком большой, поэтому сделали только четыре выстрела.

В 13 ч 12 мин второй крупный снаряд попал в кормовую часть и разорвался в каюте старшего штурмана, возникший пожар был быстро потушен. Через 3 мин «Аскольд» отвернул влево, за ним выш­ли из-под обстрела остальные крейсеры: «Новик», «Паллада», «Диана». Зайдя за броненосцы, они составили вторую колонну, «Аскольд» пошел на левом траверзе флагманского броненосца «Цеса­ревич». Эскадры разошлись на контркурсах, и кораб­ли получили небольшую передышку. В16 ч 05 мин был получен семафор командующего эскадрой: «В случае боя начальнику отряда крейсеров действо­вать по усмотрению». В 16 ч 50 мин японские ко­рабли догнали эскадру контр-адмирала В.К.Витгефта, и бой возобновился с новой силой.

После полуторачасового сражения командую­щий русской эскадрой В.К.Витгефт был убит. У флагманского «Цесаревича» заклинило руль, и он стал совершать циркуляцию влево, строй наших бро­неносцев нарушился.

Отряд крейсеров, следуя направлению движе­ния флагманского броненосца, последовательно начал поворот влево. Когда в боевой рубке «Аскольда» поняли, что «Цесаревич» поврежден, снова повернули вправо и легли на курс, параллельный линии броненосцев. В это время японский 1-й бое­вой отряд обошел голову русской колонны, и наши крейсеры оказались в зоне досягаемости орудий головных японских броненосцев. С запада подошли ближе 5-й и 6-й боевые отряды, общее число ко­раблей противника приблизительно в 19 ч в вахтен­ном журнале определено цифрой 45.

Русские броненосцы повернули в сторону Порт-Артура, «Аскольд», за ним все крейсеры и минонос­цы поначалу последовали их примеру, но вскоре Н.К.Рейценштейн принял решение, поддержанное находившимися рядом командиром и офицерами, идти на прорыв, принимая на себя огонь врага, не останавливаясь перед риском погибнуть.

На фок-мачте «Аскольда» взвились вверх фла­ги сигнала: «Крейсерам следовать за мной», ко­рабль увеличил ход, остальные крейсеры последо­вали его примеру.

В18 ч 50 мин «Аскольд» открыл огонь и напра­вился прямо на броненосный крейсер «Асама», шедший отдельно. Вскоре на «Асаме» вспыхнул по­жар, вследствие чего японский крейсер «увеличил ход и стал удаляться» - так записано в вахтенном журнале «Аскольда».

Оценивая позицию врага, Н.К.Рейценштейн по­считал наиболее слабым ее местом юго-западное направление, где находились крейсеры 3-го боево­го отряда. Обойдя с правого борта русские броне­носцы, строй которых к этому времени стал похож на двойной фронт, «Аскольд» круто повернул вле­во, пересекая их курс.

«Аскольд» развил полный ход и, разойдясь с броненосцами, взял курс на юг. «Диана» и «Пал-лада» сразу отстали, и лишь «Новик» держался в кильватере. Броненосцы же no-прежнему шли в на­правлении Порт-Артура и вскоре исчезли из виду.

Броненосный крейсер «Якумо» направился к «Аскольду», ведя по нему огонь из 203-мм и 152-мм орудий. За ним сверкали вспышками выстрелов крейсеры 6-го отряда, также преграждавшие путь нашим кораблям. Слева и сзади в погоню пусти­лись крейсеры 3-го отряда контр-адмирала Дева. Концевой корабль 1-го боевого отряда «Ниссин» и корабли 5-го отряда также перенесли огонь на «Ас­кольд». Осыпаемый со всех сторон снарядами, крейсер отвечал, ведя бой на оба борта, по носу и по корме. Десятки снарядов падали вокруг крейсе­ра, вздымая высокие столбы воды и обдавая его градом осколков. Высокая скорость, маневренность и меткость ответного огня объясняют тот факт, что крейсер уцелел в чудовищном урагане огня. Но вре­мя от времени корпус его вздрагивал от попадания снарядов. Сотрясение при этом было так велико, что у манометров отскакивали стрелки, лопались электрические лампочки. В боевую рубку доложи­ли, что поступает вода в левую кормовую машин­ную кладовую и в правую угольную яму второй ко­чегарки. Внизу шла борьба с водой, а наверху ко­мендоры развили максимальный темп стрельбы.

Вспышки и грохот своих выстрелов сливались с разрывами чужих снарядов. То там, то здесь воз­никали пожары. Комендоры кидались их тушить, а матросы пожарного дивизиона заменяли павших у орудий товарищей. Все чаще на верхнюю палубу требовали носилки и санитаров. Раненых с большим трудом спускали в перевязочный пункт под броне­вой палубой в помещение подводных минных ап­паратов. В критический момент, когда броненосный крейсер врага преграждал путь и несколько японс­ких крейсеров сосредоточили огонь на «Аскольде», машины корабля дали 132 об/мин - больше, чем на приемных испытаниях.

Броненосный крейсер «Якумо» был ближе дру­гих и представлял собой наибольшую опасность, и Н.К.Рейценштейн приказал держать курс прямо на него. На «Аскольде» еще с утра приготовили под­водные торпедные аппараты, а у надводных бое­вые зарядные отделения присоединили к минам, не вставив лишь ударники и запальные патроны. Стар­ший минный офицер П.П.Киткин получил приказа­ние готовить аппараты к выстрелу. Но стрелять не пришлось: огонь «Аскольда» нанес повреждения крейсеру типа «Такасаго», а на «Якумо» вспыхнул пожар, и тот отвернул. «Аскольд» и «Новик» про­неслись буквально за его кормой. Четыре японских миноносца вышли в атаку на русские крейсеры спра­ва, с носовых курсовых углов. С «Аскольда» виде­ли пуск четырех торпед, которые, к счастью, про­шли мимо. На миноносцы врага перенесли огонь орудия правого борта, и японцы отвернули.

У некоторых 152-мм орудий после выстрелов на больших углах возвышения выходили из строя дуги механизмов вертикального наведения, выкра­шивались зубья. При откате орудия проседали боль­ше нормы, и их с большим трудом накатывали вруч­ную. Подача снарядов действовала безостановочно, несмотря на то, что у 152-мм элеваторов осколками перебило тросы подъемной рамы. В этих погребах боеприпасы подавали вручную, но задержек и про­пусков выстрелов из-за недостатка снарядов не было. Несмотря на потери в людях, орудия не пре­кращали стрельбы - раненых и убитых заменяли чиновники, содержатели, словом, все до вольнона­емного повара. Священник отец Порфирий «герой­ски ходил по верхней палубе с крестом, благослов­ляя воинов».

Люди в погребах работали в тесных замкнутых пространствах, не зная, что делалось наверху. Еще в худших условиях находились машинисты и коче­гары. Когда крупный снаряд попал в верхнюю часть пятой трубы, в пятой кочегарке из поддувал полых­нуло пламя, и отделение заполнилось дымом, но благодаря избыточному давлению тяга быстро вос­становилась. У котла № 8 осколками, пролетевши­ми через броневую решетку, пробило кожух и не­сколько водогрейных трубок, которые давали незначительное парение. Пробоина в кожухе котла была небольшой, и, чтобы не снижать скорость хода в критический момент боя, котел оставили в действии, форсирование котлов пустили максимальное.

Боевая вахта машинной команды не имела сме­ны - некоторые машинисты работали без переры­ва больше 16 ч. «Машинистов приходилось под конец окачивать через каждые 15 мин холодной водой», - свидетельствовал старший механик.

После боя Н.К.Рейценштейн писал в донесении в ГМШ о командах «Аскольда» и «Новика»: «Чис­тосердечно не могу указать отличившихся обоих этих крейсеров: командиры, офицеры, механики, доктора, нижние чины вели себя стойко, браво, хладнокровно, без суеты, громя неприятеля, испол­няли свой долг».

Дорогу в открытое море преграждали теперь только крейсеры 6-го отряда. «Аскольд» резко по­вернул на крейсер «Сума». Тот, как и предыдущие, полным ходом отошел в сторону, освободив доро­гу. Корабли противника заметно отстали, но еще некоторое время продолжали огонь, ив19ч40мин русские крейсеры прорвались. В наступившей тем­ноте стало труднее наводить орудия, интенсивность огня снизилась, японские корабли постепенно от­ставали. В 20 ч 20 мин «прекратили огонь, так как неприятель скрывался во мраке». «Новик» следо­вал за своим флагманом до 1 ч 30 мин, затем от­стал из-за неисправностей в механизмах.

На рассвете 29 июля выяснилось, что японские крейсеры «Акаси», «Идзуми», «Акицусима» про­должают преследовать «Аскольд», но, не выдер­жав единоборства с машинами русского крейсера, они через пару часов скрылись за горизонтом. На­конец появилась возможность осмотреться и под­считать потери. Оказалось, что при прорыве крей­сер получил более тяжелые повреждения, чем пред­полагали ночью. В бою погибли один офицер, десять матросов, ранения получили четверо офицеров и 44 матроса. Орудия выпустили по врагу 226 фугас­ных 152-мм, 155 стальных и 65 чугунных 75-мм, 160 47-мм снарядов. В строю оставались четыре 152-мм орудия, за ночь удалось восстановить еще одно. Орудие № 10, полностью исправное, не могло стре­лять из-за того, что разорвавшийся под ним сна­ряд разбил подкрепления и палубу.

В батарейной палубе в офицерском отделении от попадания осколков взорвались лежащие в бе­седках на элеваторных рельсах 75-мм патроны. Крейсер лишился обеих дальномерных станций, во многих местах оказались перебиты электрические циферблаты, разбиты 10 боевых циферблатов, то есть вышли из строя приборы управления стрельбой. В правом борту «Аскольд» имел четыре малые под­водных пробоины у 7-10 шп., через которые по­ступала вода в помещение шкиперской кладовой. Между 83-84 шп. пробоины находились выше ватерлинии, но в результате деформаций разошлись швы обшивки, и вода поступала в угольную яму. Между 28 и 29 шп. снаряд пробил наружный борт в трех метрах выше ватерлинии, разрушил каюту и повредил крепление под 152-мм орудием.

В левом борту имелись две подводные пробои­ны на 32-33 и 46-47 шп. В этих местах, кроме повреждения обшивки площадью по 0,75 м2, были перебиты шпангоуты, расшатаны бимсы. В отделение подводных аппаратов через деформированные заклепки поступало около 3 т воды в сутки. Всего крейсер принял 100 т воды, что, однако, внешне не было заметно - крен и дифферент отсутствовали. Броневая палуба осталась неповрежденной.

Сильно пострадали трубы: 1-я - перебита и сплющена у самого основания, все труб-бакштаги оборваны; 2-я, 3-я, 4-я - во многих местах были пробиты крупными и мелкими осколками; 5-я -стала короче на треть. Существенной потерей для команды было полное уничтожение обеих камбузных плит. Катера и шлюпки выглядели словно ре­шето. Ход крейсера снизился до 15 уз.

Приняв доклады о состоянии корабля, Н.К.Рейценштейн убедился, что «Аскольд» не в состоянии вести бой, прорываясь через Корейский пролив, по­этому он принял решение зайти в Шанхай, исправить наиболее существенные повреждения, пополнить запасы и затем попытаться прорваться во Влади­восток вокруг Японии. В полдень 30 июля 1904 года «Аскольд» стал на якорь в устье реки Вузунг.

С помощью русских дипломатических предста­вителей удалось быстро решить вопрос о доковании и исправлении повреждений корпуса и механи­ческой части с фирмой «У. Фархэм Бодж и К°». С высокой водой 31 июля «Аскольд» вошел в реку Вампо и стал к стенке завода под кран. Работа за­кипела. Сначала сняли с ростр катера и шлюпки. К вечеру 1 августа 1-я и 5-я трубы были демонтиро­ваны и выгружены на берег, и в ночь на 2 августа крейсер завели в док. Н.К.Рейценштейну, имевшему большой опыт работы с иностранными фирма­ми, удалось в невероятно короткий срок решить мно­жество вопросов по ремонту. Чтобы обеспечить быстрый выход в море после ремонта, с крейсера даже не выгружали перед докованием боезапас.

Однако через несколько дней Н.К.Рейценштейн получил приказ из Петербурга разоружить корабль. Собственно говоря, выбора не было: ремонт еще только близился к завершению, а у Шанхая уже по­явилась эскадра контр-адмирала Уриу. 11 августа «Аскольд» и пришедший вскоре за ним миноносец «Грозовой» спустили флаги. Замки орудий, боевые отделения торпед, винтовки и некоторые детали машин сдали в арсенал. 28 августа крейсер вывели из дока и поставили у пристани Русского общества КВЖД вместе с «Грозовым» и канонерской лодкой «Манджур».

Корабли простояли здесь до 2 октября 1905 го­да, когда в Шанхае получили уведомление о рати­фикации мирного договора между Россией и Япо­нией. 11 октября на «Аскольде» вновь подняли Ан­дреевский флаг, а 1 ноября под командованием нового командира капитана 2 ранга К.В.Стеценко крейсер вышел во Владивосток.

Из-за революционных событий во Владивостоке «Аскольд» задержали в заливе Славянском до 15 но­ября. Сразу же по приходе в порт началось увольне­ние матросов, выслуживших положенные сроки: за две недели крейсер покинуло около 400 человек.

9 декабря «Аскольд» зачислили в состав Отдель­ного отряда судов для охраны Уссурийского края.

Этот пятитрубный красавец крейсер нельзя спутать ни с каким другим кораблем всех флотов мира. Даже окрашенный в темный зеленовато-оливковый боевой цвет, он красотой и стремительностью обводов корпуса вызывал всеобщее восхищение и привлекал к себе пристальное внимание.
Бронепалубный крейсер 1 ранга "Аскольд" был заложен в 1899 году по заказу русского правительства на судоверфи в городе Киль. В 1900 году корабль был спущен на воду и через два года вошел в состав Балтийского флота. Вскоре "Аскольд" перешел на Дальний Восток, пополнив Тихоокеанскую эскадру.
На второй день после начала русско-японской войны, 27 января 1904 года, крейсер в составе эскадры вступил в перестрелку с японскими кораблями. Находясь в Порт-Артуре, "Аскольд" совершил пять боевых выходов, а 28 июля 1904 года вместе с эскадрой покинул главную базу, пытаясь прорваться во Владивосток. Во время боя в Желтом море корабль получил несколько подводных и надводных пробоин и, оторвавшись от основных сил эскадры, прорвал вражескую блокаду. Однако из-за больших повреждений и потерь в личном составе крейсер был вынужден зайти в нейтральный морской порт Шанхай и находиться там до окончания боевых действий.
После войны "Аскольд" прибыл во Владивосток и вошел в состав Сибирской флотилии, а осенью 1914 года перешел в Средиземное море. Действуя там совместно с английским и французским флотами, "Аскольд" в апреле 1915 года участвовал в Дарданелльской операции.
Союзное командование неоднократно отмечало русский крейсер, который всегда имел блестящую репутацию и вызывал всеобщее восхищение точностью стрельбы.
Пройдя за полтора года войны более 55 тысяч миль, "Аскольд" в марте 1916 года отправился во французский порт Тулон для ремонта, который продлился более года. На корабле была создана нелегальная военно-революционная организация, в которой было около 30 членов РКП(б) и сочувствующих. Во Франции матросы крейсера часто встречались с русскими политэмигрантами, доставлявшими на корабль нелегальную литературу.
Узнав о создании на корабле революционной организации, командование крейсера пошло на провокацию - устроило в артиллерийском погребе взрыв 75-миллиметрового снаряда. Вся вина была свалена на революционно настроенных матросов, объявленных на следствии и суде немецкими шпионами. После обысков восемь аскольдовцев предстали перед судом, четверо из них - Д. Г. Захаров, Ф. И. Бешенцев, Е. Г. Шестаков и А. А. Бирюков были расстреляны, еще несколько "неблагонадежных" было списано с крейсера.
Февральская буржуазно-демократическая революция застала "Аскольд" в английском порту. Узнав о свержении царизма, матросы настояли на списании с корабля и отправке в Россию участников тулонской провокации и открыто перешли на сторону революции.
17 июня 1917 года крейсер прибыл в Россию, бросив якорь на рейде Мурманска. Находясь в составе флотилии Северного Ледовитого океана, экипаж революционного корабля встретил Великий Октябрь. На митинге, состоявшемся 29 октября, моряки вынесли следующую резолюцию: "Команда стоит на страже власти Советов и такое свое решение будет поддерживать всеми имеющимися средствами".
Экипаж "Аскольда" оказался наиболее революционно настроенным среди экипажей кораблей, базировавшихся на Мурманск, поэтому эсеро-меньшевистские предатели, засевшие в Мурманском Совете, стремились расколоть монолитность рядов матросов "Аскольда". С этой целью весной 1918 года часть матросов была демобилизована, часть направлена на укомплектование экипажей других кораблей после чего на "Аскольде" была оставлена небольшая команда для его охраны.
Однако и оставшийся на корабле малочисленный экипаж продолжал стоять на большевистских позициях. Английские интервенты, обеспокоенные революционными выступлениями личного состава, 14 июля 1918 года вооруженным путем захватили крейсер и под конвоем морской пехоты отправили моряков на берег. Попавший в руки англичан корабль был разграблен, разоружен и впоследствии уведен в Англию. В ноябре 1921 года, по окончании гражданской войны и иностранной военной интервенции, "Аскольд" был возвращен Советской России, но ввиду непригодности к дальнейшему боевому использованию по решению правительства продан на металлолом.
Водоизмещение нормальное 5905 т; длина 130 м, ширина 15 м, осадка 6 м; мощность механизмов 19000 л. с.; скорость хода максимальная 23 уз; дальность плавания 3140 миль. Вооружение: 12 152-мм, 12 75-мм, 2 63-мм, 8 47-мм и 2 37-мм орудия, 2 пулемета, 6 торпедных аппаратов. Экипаж 534 человека.

«Аскольд» - бронепалубный крейсер 1-го ранга; во время Русско-японской войны входил в состав 1-й Тихоокеанской эскадры, базировавшейся в Порт-Артуре. Назван в честь Аскольда - легендарного киевского князя.

Из особенностей корабля нельзя не отметить характерный пятитрубный силуэт, единственный в Российском флоте того времени.

Основные характеристики:

Водоизмещение 5905 т.
Длина 132,5 м.
Ширина 15 м.
Осадка 6,2 м.
Бронирование палуба - 39…51 мм,
рубка - 152 мм,
щиты орудий - 25 мм.
Двигатели три вертикальные паровые машины; 9 котлов Шульца-Торникрофта.
Мощность 19 650 л. с. (14,45 МВт).
Движитель 3 винта.
Скорость хода 23,8 узла на испытаниях.
Дальность плавания 3140 миль (10-узловым ходом), запас угля - 1300 т.
Экипаж 580 офицеров и матросов.

Вооружение:

Артиллерия 12 × 152-мм/L45,
12 × 75-мм/L50,
8 × 47-мм,
2 × 37-мм орудий,
2 × 64-мм десантные пушки,
2 пулемёта.
Минно-торпедное вооружение 6 × 381-мм торпедных аппаратов.

Строился в Киле на немецкой верфи «Германия»; заложен в 8 июня 1899, спущен на воду 2 марта 1900, вступил в строй в 1902. Службу в российском военном флоте начал в составе Балтийского флота, а в 1903 был направлен на Дальний Восток.

В начале Русско-японской войны «Аскольд» являлся одним из наиболее активно действующих кораблей порт-артурской эскадры. Крейсер участвовал во всех её операциях: вёл артиллерийские бои с японскими кораблями, прикрывал свои миноносцы и отбивал атаки вражеских, досматривал подозрительные торговые суда.

10 августа (28 июля по старому стилю) 1904 «Аскольд», на котором держал флаг командир отряда крейсеров контр-адмирал Рейценштейн, вместе с порт-артурской эскадрой участвовал в неудавшемся прорыве во Владивосток.
Прорвавшись вместе с крейсером «Новик» мимо японской эскадры, «Аскольд», получивший тяжёлые повреждения, пришёл в Шанхай, где был интернирован до конца войны. После войны входил в состав Сибирской флотилии.

В начале первой мировой войны «Аскольд», находившийся на Дальнем Востоке, вошёл в состав союзной англо-французской эскадры для действий против германской крейсерской эскадры адмирала Шпее.
Позже он был направлен на Средиземное море, где принимал участие в боевых действиях против Турции и Австро-Венгрии, в том числе и в Дарданелльской операции.
После длительного ремонта во Франции (с марта 1916) «Аскольд» в июне 1917 под командованием Казимира Кетлинского прибыл в Мурманск и вошёл в состав флотилии Северного Ледовитого океана.

В 1918 захвачен англичанами в Кольском заливе. Крейсер участвовал в операциях интервентов, а позже вошёл в состав британского флота под названием «Glory IV».
В 1922 выкуплен Советской Россией, но ввиду плохого технического состояния продан на слом и отбуксирован в Гамбург, где и был разобран.

Интересные факты

Команда крейсера «Аскольд» и сам крейсер являются одними из ключевых действующих лиц романа Валентина Пикуля «Из тупика».

Во время Русско-японской войны 1904 - 1905 годов на крейсере служил будущий Верховный Правитель Российского государства адмирал Колчак.

В ночь с 20 на 21 августа 1916 года в артпогребе корабля произошел взрыв. Командование обвинило в случившимся матросов крейсера, считавшихся до этого «неблагонадежными», хотя прямых доказательств причастности экипажа так и не было найдено. После скорого суда и следствия четверо аскольдовцев - Захаров, Бешенцев, Шестаков и Бирюков - были приговорены к смертной казни.
Моряков расстреляли 15 сентября в форте Мальбуск. Больше ста человек из экипажа «крамольного» крейсера было сослано в плавучие тюрьмы и штрафные батальоны.
После революции многие моряки обвиняли офицеров корабля в том что те устроили провокацию с целью выявить и ликвидировать «большевистское подполье».


Развитие проекта "Варяга" с улучшенной защитой, более удачным расположением орудий и надежной энергетической установкой.

постройка верфь Германия, Киль

заложен 8.06.99

спущен 3.03.1900

укомплектован янв. 1902

водоизмещение 5.950/5.860 т.

размерения 123,3/130/132,1х15,6х6,2 м

механизмы 3 вала ВТР, 19 котлов Шульца-Торникрофта; 19.000л.с.=23уз, испытания 20.017=23,36уз. форс. 23.600=24,5 уз

уголь 720/1.100 т.

дальность 1.550 (23,2), 3.250 (13,5), 4.300 (10) миль

броня (круп.) щиты орудий 25, рубка 152/30, подача 38, палуба 51-76 (скосы), гласис над МО 102, защита ТА 37-63 мм

вооружение 12-152/45, 12-75/50, 8-47/43, 2-37/23, 2-63,5/19 (дес), 6 ТА 381мм (2 подводных, 4 надводных)

экипаж 20/514 чел

Строился в Киле на немецкой верфи «Германия»; заложен в 8 июня 1899, спущен на воду 2 марта 1900, вступил в строй в 1902. Службу в российском военном флоте начал в составе Балтийского флота, а в 1903 был направлен на Дальний Восток.

В начале Русско-японской войны «Аскольд» являлся одним из наиболее активно действующих кораблей порт-артурской эскадры. Крейсер участвовал во всех её операциях: вёл артиллерийские бои с японскими кораблями, прикрывал свои миноносцы и отбивал атаки вражеских, досматривал подозрительные торговые суда.

10 августа (28 июля по старому стилю) 1904 «Аскольд», на котором держал флаг флаг командир отряда крейсеров контр-адмирал Рейценштейн, вместе с порт-артурской эскадрой участвовал в неудавшемся прорыве во Владивосток. Прорвавшись вместе с крейсером «Новик» мимо японской эскадры, «Аскольд», получивший тяжёлые повреждения, пришёл в Шанхай, где был интернирован до конца войны. После войны входил в состав Сибирской флотилии.

В начале первой мировой войны «Аскольд», находившийся на Дальнем Востоке, вошёл в состав союзной англо-французской эскадры для действий против немецких крейсеров адмирала Шпее. Позже он был направлен на Средиземное море, где принимал участие в боевых действиях против Турции и Австро-Венгрии, в том числе и в Дарданелльской операции. После длительного ремонта во Франции (с марта 1916) «Аскольд» в июне 1917 прибыл в Мурманск и вошёл в состав эскадры Северного Ледовитого океана.

В 1918 захвачен англичанами в Кольском заливе. Крейсер участвовал в операциях интервентов, а позже вошёл в состав британского флота под названием «Glory IV». В 1922 выкуплен Советской Россией, но ввиду плохого технического состояния продан на слом и отбуксирован в Гамбург, где и был разобран.

» и «Боярин », а также семь миноносцев присоединились к отряду по пути в Либаву. 31 октября отряд в полном составе отправился из Либавы на Тихий океан. Имеющие большую скорость «Аскольд» и «Новик» ушли далеко вперед от отряда .

Во время перехода «Аскольд» и «Варяг» посетили с официальным визитом Маскат , где офицеры встретились с местным султаном. Русские корабли оставили глубокое впечатление у султана .

По приходу на Тихий океан, «Аскольд» некоторое время находился в составе формирующегося Владивостокского отряда крейсеров .

Во время учебных артиллерийских стрельб комендоры «Аскольда» показали, что являются одними из лучших в эскадре, так они стреляли в восемь раз точнее чем канониры «Варяга». 19 августа в заливе Петра Великого крейсер выполнил учебную стрельбу по щиту на ходу 18 уз при ветре 3-4 балла. Хотя видимость была неважной (временами щит скрывался в тумане), комендоры «Аскольда» показали хорошие результаты: из 36 выпущенных 152-мм снарядов в цель попали семь, из 36 75-мм -12 и из 40 47-мм - пять. «Варяг» во время аналогичной стрельбы, выполненной им 16 декабря 1903 года (последние учения перед его знаменитым боем), хотя и шёл с меньшей скоростью (12,5 уз), из 36 выпущенных 152-мм снарядов, 33 75-мм, 56 47-мм и 20 37-мм в щит попало всего три: один 75-мм и два 47-мм.

Русско-японская война

В преддверии войны крейсера «Аскольд», «Паллада», «Диана», «Новик», «Боярин», «Баян », вспомогательный крейсер «Ангара», канонерские лодки «Гиляк », «Бобр », «Гремящий », «Отважный » и все эскадренные миноносцы базировались на Порт-Артур.

В связи с рядом демаршей со стороны Японии наместник адмирал Е. И. Алексеев 18 января 1904 года отдал приказ немедленно начать кампанию. На следующий день во время прилива отряд кораблей вышел на внешний рейд Порт-Артура. 21 января около 16:00 шедший головным крейсер «Аскольд» увидел Шантунгский маяк, после чего по приказу наместника корабли повернули назад и в 5 утра 22 января стали на якорь в заливе Даляньвань, а днём перешли на Порт-Артурский рейд.

В ночь на 27 января русская эскадра, находившаяся у Порт-Артура, была атакована японскими миноносцами. Некоторые корабли открыли ответный огонь, но начальник эскадры вице-адмирал О. В. Старк не поверил в атаку и приказал на флагманском «Петропавловске » направить луч прожектора в небо, что являлось условным сигналом к прекращению огня. И только в 0:55 он отдал приказ крейсерам «Аскольд» и «Новик» начать преследование японских миноносцев, но они уже скрылись. После чего «Аскольд» начал сопровождать броненосец «Цесаревич », который получил попадание торпедой, вследствие чего броненосец получил значительный и усиливающийся крен, направившись во внутреннюю гавань порта для ремонта. Обходить эскадру пришлось со стороны моря, при этом отразив повторную атаку миноносцев. Японский адмирал Того , командовавший нападением, рапортовал своему начальству о выводе из строя кораблей «Полтава», «Аскольд» и ещё двух крупных кораблей, что являлось искажением фактов - японцы, несмотря на небольшую дистанцию, не смогли правильно идентифицировать характерные силуэты русских кораблей.

В первые месяцы войны «Аскольд» являлся одним из наиболее активно действующих кораблей порт-артурской эскадры. Крейсер участвовал во всех её операциях: вёл артиллерийские бои с японскими кораблями, прикрывал свои миноносцы , отбивал атаки вражеских и досматривал подозрительные торговые суда.

В ночь с 28 на 29 января сводный отряд («Аскольд», «Баян», «Диана», «Боярин», «Забияка», «Гайдамак», «Бобр», «Гиляк», «Отважный») под командованием М. П. Моласа занимал позиции для охраны выхода на внешний рейд Порт-Артура.

9 февраля 1-я Тихоокеанская эскадра вступила в бой с 3-м боевым отрядом вице-адмирала С. Дева 1-й эскадры Соединенного флота. По «Аскольду» вели огонь бронепалубные крейсера: флагманский «Читосэ » и «Такасаго ».

14 февраля тайфуном сорвало с мели находящийся в ремонте броненосец «Петропавловск», и он чуть не столкнулся с крейсерами «Аскольд» и «Новик», но быстрая реакция вахтенных начальников крейсеров предотвратила аварию.

28 февраля О. В. Старк был отстранён от командования, на его место назначили вице-адмирала C. O. Макарова , который поднял свой брейд-вымпел на крейсере «Аскольд».

9 марта русская эскадра (флаг C. O. Макарова сначала на «Аскольде», а затем на «Петропавловске») в течение двух часов вела перестрелку с основными боевыми силами Японского императорского флота (6 броненосцев, 6 броненосных и 6 бронепалубных крейсеров). Но эта артиллерийская дуэль существенных результатов не принесла .

17 марта 1904 года капитан 1-го ранга Н. К. Рейценштейн утверждён в должности младшего флагмана эскадры и исправляющим должность начальника отряда крейсеров, держал флаг на крейсере «Аскольд». 12 июля этого же года он был произведён в чин контр-адмирала.

В ночь с 12 на 13 апреля у Порт-Артура произошёл бой между миноносцем «Страшный » и 2-м отрядом истребителей. В ходе боестолкновения русский миноносец был потоплен. Вышедший на помощь миноносцу крейсер «Баян» был обстрелян крейсерами 3-го боевого отряда которые прикрывали транспорт «Корио-мару» с которого выставили минное заграждение. В след за «Баяном» к месту гибели «Страшного» вышли «Петропавловск» под флагом вице-адмирала С. О. Макарова, «Полтава», «Аскольд», «Диана» и «Новик». Русские корабли открыли огонь по японским крейсерам. К 09:15 утра в район боя прибыл 1-й боевой отряд вместе с крейсерами «Ниссин » и «Касуга ». В это время подошли «Победа» и «Пересвет», и русские корабли начали преследовать уходящие японские корабли. В 09:43 флагманский «Петропавловск» подорвался на мине и затонул. На корабле погибли вице-адмирал С. О. Макаров и большая часть команды броненосца .

26 июля (8 августа по новому стилю) «Аскольд», «Баян», «Паллада» и «Новик» участвовали в бухте Лунвантан в арт дуэли с японскими кораблями прибывшими для оказания поддержки 3-й японской армии штурмующей Порт-Артур, в том числе с бронепалубными крейсерами «Акицусима », «Сума » и «Ицукусима » .

28 июля (10 августа по новому стилю) на перехват «Аскольда», «Новика», «Цесаревича» и нескольких миноносцев, которые прорвали блокаду, был отправлен к островам Росса 3-й боевой отряд адмирала Камимуры («Адзума », «Токива », «Идзумо » и «Ивате »), если русские корабли пойдут Корейским проливом . Также отряд имел приказ преградить путь с севера Владивостокскому отряду крейсеров («Россия », «Громобой » и «Рюрик »). Именно с ними отряд Камимуры встретился и состоялся бой в Корейском проливе .

В составе Сибирской военной флотилии

После окончания войны «Аскольд» был возвращён в Россию и зачислен в состав Сибирской военной флотилии. Являлся флагманом флотилии.

16 октября 1907 года произошло восстание минёров крепостного минного батальона в бухте Диомид . На следующий день восстали матросы миноносцев Сибирской флотилии. 17 октября восстание было поддержано на миноносце «Скорый », на котором Яков Пойлов и руководитель военно-партийной организации РСДРП Мария Масликова убили командира миноносца старшего лейтенанта А. П. Штера и захватили командование. Далее они приняли на борт руководителей мятежа и восставших матросов с других кораблей флотилии, в том числе с «Аскольда». И попытались выйти из бухты Золотой Рог , но мятежный миноносец был обстрелян - получил 67 попаданий: было пробито машинное отделение и взорван котёл, убита большая часть находившихся на борту восставших, в том числе Яков Пойлов. Корабль потерял способность управляться и выбросился на берег бухты .

Начиная с 1907 года «Аскольд» участвовал в развернутых генерал-майором М. Е. Жданко исследованиях течений морей Восточного океана с помощью «бутылочной почты»: в море с кораблей выбрасывались бутылки с записками о широте и долготе места сброса бутылки, и просьбой сообщить в адрес ГЭВО где и когда было обнаружено послание. Также к этим опытам были привлечены минный заградитель «Уссури », транспорт «Охотск» и парусная шхуна «Нептун» .

3 сентября 1908 года крейсер «Аскольд» участвовал в развёрнутых учениях совместно с подводными лодками «Щука », «Плотва », которые выполняли учебную атаку на крейсер .

Первая мировая война

В 5 ч 30 мин 20 июля 1914 года над крейсером «Аскольд» был поднят флажный сигнал: «Германия объявила войну ». Флотилия была срочно приведена в состояние боевой готовности .

В 1914 году союзные страны предложили России создать объединённую эскадру в Тихом и Индийском океанах для действий против германской крейсерской эскадры адмирала М. фон Шпее . Морской министр адмирал Иван Григорович был против этого предложения, а командующий Сибирской военной флотилией контр-адмирал М. Ф. фон Шульц , напротив ратовал за создание такого соединения, и получил личное дозволение императора Николая II на присоединение крейсеров «Аскольд» (командир капитан 1 ранга С. А. Иванов 6-й) и «Жемчуг » (командир капитан 2 ранга барон И. А. Черкасов) к флоту союзников. 25 августа оба крейсера ушли из Владивостока в Гонконг на соединение с силами союзников . 16 августа крейсера прибыли в Гонконг, где вошли в эскадру под командованием вице-адмирала Т.-М. Джерама. 19 августа русские крейсера вышли в море на поиск действовавшего в Индийском океане германского крейсера «Эмден ». 22 августа «Аскольд» и «Жемчуг», получив разные задания разделились.