Марк в христианстве. Апостол марк

Святой апостол и евангелист Марк, называемый также Иоанн-Марк (Деян. 12, 12), апостол от 70-ти, племянник апостола Варнавы, родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. После Вознесения Господня дом матери св. Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян. 12, 12).

Св. Марк был ближайшим сподвижником апп. Петра, Павла и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян. 13, 6 - 12).

После трудов с ап. Павлом св. Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с ап. Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.

Во время второго благовестнического путешествия ап. Павла св. Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с ап. Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с ап. Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне (1 Пет. 5, 13).

Когда ап. Павел находился в узах в Риме, ап. Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей (память 4 января). Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие (ок. 62 - 63).

Из Рима св. Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, свт. Дионисий (5 октября), святитель Григорий Чудотворец и др.

Затем св. Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе.

Во время этих путешествий св. Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить св. Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина - пресвитерами.

Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал Богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там св. Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге св. Марк скончался со словами: « В руки Твои, Господи, предаю дух мой».

Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице.

В 310 году над мощами св. ап. Марка была построена церковь. В 820 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перенесли в Венецию и поставили в храме его имени.

История перенесения мощей

В начале VIII века, когда Лев Армянин был императором Византии, в Венеции правил дож из фамилии Партечипацио (Participazio), Анжело (Angelo) (годы правления: 810 - 827), взявший в соправители своего сына Джустиниано (Giustiniano) (годы правления: 827 - 829). В то время арабское завоевание уже распространилось на области Египта и Сирии, и император запретил своим подданным, к каковым относились и венецианцы, высаживаться на берегах областей, захваченных мусульманами.

Однако два купца из Венеции, Буоно Трибуно с Маламокко (Buono Tribuno da Malamocco) и Рустик с Торчелло (Rustico da Torcello), пристали к египетской гавани Сория с десятью кораблями, нагруженными товаром. Причину такого ослушания эдикта императора, который являлся сувереном венецианских земель, с точностью установить трудно. Может быть, морская буря прибила корабли к египетским берегам, а возможно, главным мотивом было желание венецианских купцов выгодно сбыть свой товар.

Так или иначе, но венецианцы высадились на египетском берегу и сразу же отправились в Александрию на поклонение мощам святого апостола и евангелиста Марка. Святой весьма почитался венецианцами, поскольку древняя церковная традиция считает его основателем церковной общины Аквилеи, древнего города, располагавшегося примерно в 70 километрах от Венеции. Аквилея была важнейшим торговым и военным центром Римской Империи, являясь форпостом римлян на северо-восточном направлении для походов на даков.

Когда венецианцы вошли в церковь, то встретили там хранителей святыни, монаха Ставрация (Staurazio Monaco) и священника Феодора (Teodoro Prete). Последние находились в смятении, потому что халиф Египта, вознамерившись строить себе дворец, приказал взять мрамор из христианских церквей, и очень страшились опустошения святого места. Предприимчивые венецианцы сразу же предложили им вывезти мощи святого Марка в Венецию, где они будут окружены почитанием. Обоим хранителям было также предложено плыть в Венецию, где им были обещаны богатство и почет. Те отвечали, что апостол Марк является просветителем той земли и жители Александрии называют себя его чадами, а потому они не могут отдать кому-либо мощи святого Марка, ибо за такое деяние они наверняка заплатят жизнью.

Негоцианты возразили, что мощам апостола надлежит скорее находится там, где он прежде всякого другого места посеял евангельскую проповедь и где учреждена первая патриаршая кафедра Запада, то есть в церковной области Аквилеи. Перед лицом же надвигающихся гонений, продолжали они, Сам Христос заповедал удаляться в другое место, и, по их мнению, это применимо и к святыне, которую надлежало спасти, перенеся ее в безопасное место.

В продолжение разговора венецианцы и хранители мощей стали свидетелями жестокой расправы, когда на их глазах был жестоко бит один христианин, который повредил глыбу мрамора, составляющую часть церкви, чтобы ее нельзя было использовать для строительства дворца и, таким образом, разрушить христианский храм. После такого зрелища хранители решили отдать венецианцам святыню. Взяв мощи святого Апостола, они положили на их место мощи святой Клавдии, сохранив при этом печати, которыми было скреплено шелковое покрывало мощей святого Марка.

По преданию, после того как мощи были взяты из раки, распространилось такое обильное благовоние, что оно ощущалось не только в церкви, но и по всему городу. Это возбудило подозрения александрийских христиан, которые захотели удостовериться, что мощи святого находятся в его церкви. Печати были найдены нетронутыми, а мощи (но не святого Марка, а святой Клавдии) - покоящимися в раке. Чудесному запаху было найдено объяснение и все успокоились.

Между тем купцы, для того чтобы перенести мощи на корабль, должны были вновь прибегнуть к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надежности корзину спрятали в складках паруса одного из судов.

Венецианцы уже миновали арабские пределы и полным ходом летели по морю, счастливые таким приобретением, когда святой явился в ночном видении монаху Доминику (Domenico Monaco) и предупредил об опасности, подстерегавшей моряков. Cогласно предостережению святого, они убрали паруса и утром обнаружили, что проплывали в опасной близости от одного острова, о скалы которого неминуемо разбились бы не убери они заранее паруса.

Вначале купцы прибыли в истрийский город Умаг , откуда послали весть в Венецию об обретении мощей святого Марка. Не в последнюю очередь установление переписки с Венецией имело целью войти в контакт с властями и добиться прощения за нарушение декрета императора Льва, запрещавшего высадку в мусульманских владениях. Дож Анжело Партечипацио в ответном письме выразил свою радость по поводу обретения мощей апостола Марка и простил купцам нарушение эдикта.

Мощи святого были торжественно сопровождены в Венецию и положены в домашней церкви дожей, которая получила свое имя в честь святого Евангелиста, ставшего с тех пор покровителем Венеции. Древняя мозаика фасада притвора нынешнего собора святого Марка (XIII век) изображает процессию положения мощей в церкви. .

Строительство собора Сан-Марко и почитание святого Марка в Венеции

Решение о строительстве величественного храма в честь покровителя Венеции принял дож Джустиниано Партечипацио, сын дожа Анжело. Однако воплотил это решение в жизнь следующий дож из семейства Партечипаци, Джованни (Giovanni). Он же установил должность настоятеля базилики (primicerio) и состав ее клира.

Мощи были помещены в бронзовую раку и положены в храме не открыто, но таким образом, что о месте их нахождения знали только дож и настоятель базилики. Святыня была вмурована в одну их внутренних колонн церкви, украшенную мраморными плитами, скрывавшими главную святыню церкви.

Согласно свидетельству кардинала Барония еще дожем Джустиниано были избраны служители и певцы церкви святого Марка, среди которых находился и монах Ставраций, один их хранителей мощей апостола в Александрии. Он также упомянут вторым в списке настоятелей базилики, который начинается именем Димитрия под 819 годом.

Последующие дожы продолжали благоукрашать базилику святого Марка. Так продолжалось до дожа Пьетро IV Кандиано, который был убит в 976 году восставшими против него венецианцами, а церковь сильно пострадала от начавшегося пожара.

На престол дожей взошел Пьетро I Орсеоло, человек больших гражданских и личных достоинств и весьма благочестивый. Он начал свое правление с реставрации церкви Сан Марко, которая была украшена лучше прежнего с использованием золотой и серебряной утвари, в то время как мощи, взятые, по всей видимости, из тайника во время пожара, были положены на прежнее место.

В 1040 году папой Львом IX, посетившим Венецию, был дарован базилике особый статус по причине исключительной важности сохраняемой в ней святыни. Византийский император Алексей Комнин (1081 - 1118) в свою очередь также наделил базилику привилегиями, а к мощам апостола Марка прибавил множество других святынь, пожертвованных им главному храму венецианской республики.

Однако все вышеописанные выражения признания важности святыни не помешали случится одному весьма досадному недоразумению. Дело в том, перестройка храма, осуществленная после вышеупомянутого пожара 976 года, сопровождавшего народное восстание, которое привело к власти дожа Орсеоло, затронула также внутреннее устройство церкви. Случилось так, что знавшие о месте тайного хранения мощей апостола Марка дож Кандиано и дож Орсеоло не оставили об этом никаких сообщения. Первый был убит во время мятежа, второй ушел в монастырь и тоже не открыл, где находится тайник с мощами.

Около 1063 года дож Доменико Контарини (Domenico Contarini) начал столь существенную реконструкцию базилики, что уместнее говорить о возведении новой, третьей по счету, церкви Святого Марка. Все эти изменения и отсутствие достоверных сведений привели к тому, что избранный дожем в 1084 году Витале Фальер (Vitalе Faliero) не знал места нахождения святыни. Достойно удивления и то, что за более чем столетие не были произведены поиски святыни.

Наконец, правительство, народ и клир города всей душой пожелали вновь обрести святые мощи, тем более что строительство третьего храма подошло к концу и обретение мощей было бы кульминацией сооружения новой базилики и ее освящением. По всему городу был объявлен пост, повсюду совершались молитвы о том, чтобы святой Марк снова явил свои мощи. 25 июня 1094 во время торжественного крестного хода и моления в базилике венецианцы стали свидетелями чуда: от одной из пилястр центральной части храма отпала часть мраморной плиты и все увидели бронзовую раку с мощами святого апостола. По преданию это та cамая пилястра, которая расположена в северной части собора, справа от нынешнего иконостаса храма. На ее внешней части, справа, видна прямоугольная плита из цветного камня, а в середине виднеется небольшая мозаика с изображением креста. Именно отсюда были взяты мощи.

После второго обретения святыни и краткого выставления ее для всеобщего поклонения, ее снова скрыли. В этот раз о ее местонахождении знал более широкий круг лиц: кроме и дожа и настоятеля базилики в него вошли еще так называемые прокураторы церкви святого Марка, имевшие в своей ответственности заботу о храме и об его поддержании его в надлежащем техническом состоянии.

По свидетельствам очевидцев перезахоронения и освидетельствования мощей тело святого Марка осталось нетленным.

Народное предание гласит, что в момент обретения мощей из бронзовой раки показалась рука святого с надетым на ней золотым перстнем. Затем рука снова исчезла. Некий знатный человек стал молить святого позволить взять его себе как драгоценную реликвию. Тогда святой Марк снова показал свою руку, и сенатор благоговейно принял кольцо.

Генрих IV (1050 - 1106), император Священной Римской империи, сразу же после получения известия об обретении мощей прибыл для поклонения святыне и приказал выбить памятную монету в честь этого события. В течение последующих столетий римские папы и светские правители Запада, посещая Венецию, неизменно чтили мощи святого апостола и евангелиста, как главную святыню города. Религиозное почитание выражалось во множестве пожертвований деньгами, утварью и редкими строительными материалами, благодаря чему церковь еще в древности приобрела свой незабываемый, ни на что не похожий стиль.

В 1094 году мощи положили в крипту церкви Сан Марко, однако точное их нахождение было скрыто. В 1400-х годах крипту закрыли для богослужений и посещений и открыли только в 1813 году после падения республики и наполеоновского владычества. Мощи были извлечены из места, в котором они были спрятаны, и после реставрации раки около 1840 года были положены под престолом главного алтаря, где они хранятся поныне.

Конечно, мощи святого апостола Марка, вместе с мощами святителя Николая Мирликийского, являются главными святынями города, в то время как собор Сан Марко представляет собой как бы летопись церковной и гражданской истории Венеции: истории побед, политических страстей, ежедневного быта горожан, церковных событий, истории и развития искусства. Таким образом, вся богатая событиями биография этого самого необычного города мира вырастает корнями из его главной святыни, а потому очевидна важность, какую приобрел святой Марк для граждан Безмятежнейшой республики.

Долгое время собор Сан Марко был домашней церковью дожей, имевшей свой клир и свои особенности в управлении. В церковно-административном отношении базилика не подчинялась венецианскому патриарху, кафедральным храмом которого была церковь святого апостола Петра в сестьере Кастелло (San Pietro di Castello), доныне хранящем мощи святых мучеников Сергия и Вакха и святого бессребреника Иоанна Александрийского. Наполеоновское завоевание внесло свои коррективы и в церковную жизнь: с 1807 года храм Сан Марко является кафедральным собором города. Ведь если дожа в Венеции больше не нет, то не могло быть и его домашней церкви.

Начиная от флага Венеции, носящего изображение крылатого льва, символа святого Евангелиста и мощи морской державы, от многочисленных картин, скульптур, элементов декора, архитектурных деталей, изображающих крылатого льва, первым из которых является скульптура IV века на одной из двух колонн, о которых упоминалось выше, кончая братством святого (Scuola San Marco) и кавалерской степенью (Cavaliere di San Marco) - везде видим присутствующим покровителя града, простиравшего свои владения на территорию нескольких современных европейских государств:

«В голубой простор глядел крылатый

Лев с колонны. В ясную погоду

Он на юге видит Апеннины,

А на сизом севере - тройные

Волны Альп, мерцающих над синью

Платиной горбов своих ледяных...»

(Иван Бунин, «Венеция»).

Почитание мощей святого Марка православными

Об особом почитании мощей святого евангелиста православными в прежние века у нас нет сведений. В Венеции, как в городе испокон веков открытом всем народам и религиям, всегда мирно соседствовали разные христианские исповедания. Православные греки были здесь всегда, а в 1498 году была учреждена даже епископская кафедра с юрисдикцией, распространяющейся на всю Италию.

Известно о том, что в дни памяти святителя Афанасия Великого и преподобной Марии Вифинской греческие верующие и духовенство совершали вечерни у мощей этих святых угодников. Несомненно, они почитали и других православных святых, мощи которых находились в Венеции, но о формах этого почитания нам ничего неизвестно.

С момента основания прихода Святых Жен-Мироносиц в Венеции все больше паломников из России и других стран православной традиции приезжают, чтобы поклониться святыням Венеции, из которых самые известные - это мощи святителя и чудотворца Николая и святого апостола Марка. Православные находят понимание у верующих и клира Католической Церкви, поэтому для поклонения святыням нет никаких препятствий.

Примечания:

По преданию, Святой Марк был отправлен святым апостолом Петром в Аквилею для учреждения там общины верных. Уже в первые десятилетия существования Церкви аквилейская община занимала важное место в жизни христианской церкви в Италии. В этом городе подвизалась святая Анастасия Узорешительница, служа учителю своему Хрисогону, пострадавшему в Аквилее от императора Диоклетиана.

В этом городе сразу же после Миланского эдикта 312 года, знаменовавшего собой прекращение гонений на христиан, была воздвигнута прекрасная базилика. Полы этого храма, чудом сохранившиеся в веках, украшает удивительной красоты мозаика. Это самая большая мозаика в мире: ее площадь более 2000 кв. метров. Восходящая к первой четверти IV века, мозаика служит наглядным катехизисом для оглашенных.

Аквилейскую базилику в разное время посещали святые равноапостольные Константин и Елена, святитель Амвросий Медиоланский, блаженные Августин Иппонский и Иероним Стридонский. Почти наверняка были в этом храме направлявшиеся на проповедь славянам святые равноапостольные Кирилл и Мефодий: существуют данные о пребывании святого Кирилла в Чивидале, крепости, находящейся в нескольких километрах от Аквилеи. Епархия Аквилеи издревле носила титул патриархата, будучи первоначально в церковном подчинении у древней митрополии Милана. Именно как предстоятель местной церкви святитель Амвросий Медиоланский председательствовал на соборе в Аквилее в 381 году против ариан.

После разрушения Аквилеи гуннами в V веке, местные жители перебрались в Градо, город, устроенный на островах аквилейского залива, который стал новым центром Патриархата Аквилеи. Наконец, в середине XV века титул аквилейского патриарха перешел к епископам Венеции, и с тех пор епархия Венеции называется Патриархатом.

Город на Западе нынешней Хорватии.

Достаточно сказать, что дож Орсеоло через два года своего правления (976-978) оставляет семью и власть и уходит в бенедиктинский монастырь. Обретение мощей в 1027 году положило начало почитанию Пьетро Орсеоло, как святого Католической Церкви, подтвержденному в 1731.

Известный западный церковный историк XVI века, кардинал Цезарь Бароний, объясняет желание венецианцев хранить мощи в недоступном месте стремлением франков перевезти себе как можно больше мощей святых, и при их политическом и военном могуществе были основания опасаться, что франки заберут святыню силой.

Serenissima - «Безмятежнейшая» - официальный титул, применявшийся к названию венецианской республики.

Как известно, святое Евангелие состоит из четырёх книг, авторами которых являются святые евангелисты — Матфей, Марк, Лука и Иоанн. История церкви знает и иные труды, претендующие на обладание Евангельской истиной, но только эти признаны церковью, и считаются каноническими. Прочие называются апокрифами и не признаются. Автором второй из канонических книг является святой апостол Марк — один из семидесяти апостолов. О нём наш рассказ.

Кто такие апостолы

Прежде всего, необходимо дать некоторые пояснения по поводу того, кто такие апостолы, и почему в одних случаях их количество исчисляется двенадцатью, а в других — семьюдесятью. Из Нового Завета нам известно, что Иисус Христос призвал на служение Ему двенадцать человек. Это были самые простые люди, не образованные и тяжёлым трудом добывающие свой хлеб. Вместе с ними он возвещал о скором пришествии Царствия Божия и изгонял бесов. Слово «евангелие» переводится с греческого, как «благая весть». Вот основной задачей этих двенадцати человек - сподвижников Христа - и было нести людям эту благую весть. Именно они и стали именоваться Все они поимённо указаны в Евангелии.

Семьдесят ближайших сподвижников Христа

Но число тех, кому благодатью Божией был ниспослан дар апостольского служения, не ограничивалось двенадцатью. Святой евангелист Лука повествует о том, что Иисус Христос, кроме двенадцати апостолов, о которых шла речь выше, призвал также и других семьдесят верных своих служителей. Их он отправлял по двое в те города и селения, в которые намеревался прийти Сам. Спаситель наделял их многими чудотворными способностями. Свершая добрые дела с их помощью, апостолам было проще вселить веру в сердца простых людей, более склонных воспринимать чудеса, чем слова проповедника.

Вот к числу этих семидесяти апостолов - благовестителей Царствия Божия - и относится евангелист Марк. Их список, который можно увидеть в православном Месяцеслове, составлен в V - VI веках, то есть через пятьсот лет после описываемых событий, и некоторые исследователи склонны допускать вкравшиеся в него неточности. Однако есть среди них имена, не вызывающие сомнений. Это в первую очередь евангелисты Лука и Марк.

Молодой последователь Иисуса

Апостол Марк, именуемый также Иоанном, родился и провёл свою юность в Иерусалиме. Об этом периоде его земной жизни известно крайне мало. Можно только с уверенностью сказать, что будущий евангелист был племянником другого верного последователя христианского учения — святого апостола Варнавы, одного из семидесяти проповедников божественной истины. Из книги «Деяния апостолов» известно, что после Вознесения Господня в доме его матери постоянно собирались для совместных молитв апостолы и их последователи.

Достаточно вспомнить эпизод, когда освобождённый из иродовой тюрьмы святой апостол Пётр направляется в дом матери Марка. Он находит там собрание своих единомышленников. Даже служанка по имени Рода, узнав в ночном госте, стучащем в ворота, ближайшего сподвижника и ученика Христова, не могла сдержать радость и бросилась в дом - сообщить присутствующим о его чудесном избавлении.

В своём Евангелии, написанном им в 62 году в Риме, апостол Марк упоминает о себе лишь анонимно в одном из эпизодов повествования. Принято считать, что именно он был тем юношей, который, завернувшись в плащ, следовал за Иисусом в ночь ареста, и убежал от воинов, пытавшихся его схватить. Именно он, вырвавшись от них и оставив в их руках свою одежду, скрылся нагой во мраке ночи. Очевидно, он нашёл спасение в доме своей матери, который, как мы знаем, примыкал к

Евангельская проповедь на Крите

Известно, что своё служение апостол и евангелист Марк нёс бок о бок с апостолами Петром, Павлом и Варнавой. С Павлом и Варнавой он совершил путешествие на Крит, попутно посетив Селевкии. Проповедуя Евангелие Иисуса Христа, они с востока на запад прошли весь этот остров, обращая в истинную веру многих его жителей. Исполненные Благодати Божией, святые благовестники творили чудеса. Так, например, «Деяния апостолов» рассказывает о том, что апостол Павел, силою дарованной ему свыше, наслал слепоту на лжепророка и волхва Вариисуса, препятствовавшего обращению в новую веру проконсула Сергия Павла.

Путешествие к берегам Нила

Когда по окончании трудов на Крите апостол Марк вернулся в Иерусалим, то вскоре его ждало новое путешествие. Вместе со своим ближайшим наставником — первоапостолом Петром - он отправился в Рим. В «вечном городе» учитель дал ему повеление следовать дальше, в Египет, утопавший в те времена во мраке язычества. Исполняя волю Петра, апостол и евангелист Марк направил свой путь к берегам Нила. Здесь он стал основателем новой церкви, которой суждено было сыграть важную роль в Именно среди знойных пустынь зародилось и получило своё развитие будущее монашество. Здесь, в крайне тяжёлых для выживания условиях, на практике создавалась школа аскетизма.

В своих путешествиях апостол Марк не раз ещё будет возвращаться в Египет. Это произойдёт вскоре, после того как, встретившись в Антиохии с апостолом Павлом, он вместе со своим родным дядей — апостолом Варнавой - посетит Кипр. Во время этого, второго по счёту путешествия на берега Нила Марк вместе с апостолом Петром продолжит начатое им дело и станет основателем христианских общин во многих городах страны.

Основание Вавилонской церкви и путешествие в Рим

Ему принадлежит честь стать одним из основателей Святой Христианской Церкви в древнем Вавилоне, столь часто упоминаемом в Священном Писании. Путешествовавший с ним апостол Пётр направил из Вавилона письмо малоазийским братьям во Христе. Его текст включён в «Послания апостолов». Из него видно, с какой любовью Пётр отзывается о нём как о своём духовном сыне.

Когда из Рима пришла весть о том, что апостол Павел заключён в темницу, и над его жизнью нависла угроза, будущий евангелист находился в Ефесе, где местную церковь возглавлял один из ярких последователей христианского учения — святитель Тимофей. Это произошло в 64 году, в правление императора Нерона. Апостол Марк незамедлительно поспешил в Рим, но ничем не смог помочь Павлу.

Создание христианского училища в Александрии

Видя бесплодность своего дальнейшего пребывания там, он очередной раз отправляется в Египет и в Александрии основывает духовное училище, воспитавшее таких столпов христианства, как Климент Александрийский, святитель Дионисий, Григорий Чудотворец и целый ряд других отцов церкви. Здесь же им было создано одно из выдающихся богослужебных произведений — чин Литургии для христиан Александрии.

Из апостол направляется в глубины Африканского континента. Он проповедует Евангелие жителям Ливии и Нектополя. В период этих странствий в недавно оставленной им Александрии произошли волнения, вызванные активизацией язычества в его борьбе с христианством, и, по повелению Святого Духа, Марк возвращается обратно.

Конец земной жизни апостола Марка

По возвращении в Александрию, он совершает чудесное исцеление местного сапожника, в доме которого поселился. Это становится известно жителям города и привлекает к христианству новых сторонников, а также и возбуждает ярость в язычниках. Они принимают решение убить Апостола Марка. Нечестивцы напали на него во время Богослужения, и избитого бросили в темницу. Когда на другой день обезумевшая топа повлекла его по улицам города, то святой апостол скончался, предав свою душу в руки Божии.

Совершив своё злодеяние, виновники его кончины попытались сжечь тело праведника, но при этом вдруг померк дневной свет, и под раскаты грома город постигло страшное землетрясение. Язычники в ужасе бежали, а христиане города похоронили своего учителя в каменной гробнице. Память этого события отмечается церковью 25 апреля. В этот день по традиции читаются строки Евангелия и Акафист Апостолу Марку.

Почитание святого евангелиста Марка

Закончивший свой земной путь в 63 году, за свои заслуги он стал одним из наиболее почитаемых святых в христианском мире. Величание апостолу Марку совершается четыре раза в год. Кроме упомянутой уже даты 25 апреля, это 27 сентября и 30 октября. Также сюда надо отнести и день, когда поминаются все семьдесят апостолов Христа — 4 января. В дни памяти в храмах читается молитва апостолу Марку. В ней верующие просят святого евангелиста умолить Господа ниспослать им прощение всех прегрешений, отягчающих души и обременяющих совесть.

Апостол Марк — покровитель семьи

В православной традиции апостол Марк — покровитель семейного очага. Поэтому принято в случаях каких-либо раздоров и неурядиц в семье молитвенно обращаться к нему, испрашивая его помощи и заступничества. Следует заметить, что подобные просьбы уместны ко всем четырём евангелистам. По молитвам перед их честными образами каждый из них подаст помощь людям, в чьих семьях наступило охлаждение чувств, и чьи брачные отношения на грани разрыва.

Надо заметить, что почитание христианских святых имеет своей отправной точкой именно культ апостолов. Это не случайно. Сам Спаситель молил о них Бога Отца на Тайной Вечере. К их числу относится и апостол Марк. Икона с его изображением (или фреска), наряду с иконами остальных евангелистов, является непременным атрибутом православного храма.

Каждому из четырёх евангелистов соответствует его символическое изображение, взятое из образов Откровения Матфей изображается в виде ангела, Лука — в виде тельца, Иоанн — орла, а Марк — льва. Лев символизирует энергию, силу и неустрашимость в борьбе за идеалы христианства.

Акафист Апостолу Марку, как и все акафисты, включает в себя, кроме икосов, являющих собой хвалебное возношение святого, ещё и кондаки. В них в соответствующей литературно - поэтической форме содержится описание жизни и заслуг того, кому он посвящён. Это, несомненно, добрая традиция, так как даже людям, не расположенным к чтению житий святых, но оказавшимся в день чтения акафиста в церкви, открываются примеры высокого служения Богу. Одним из таких примеров уже на протяжении почти двух тысячелетий является жизнь святого апостола и евангелиста Марка.

Святой Марк был апостолом от семидесяти, учеником Христовым, очевидцем и участником некоторых событий из жизни Спасителя. Это о себе он пишет в Евангелии, что когда иудеи с мечами и кольями пришли взять Иисуса и все бывшие с Ним оставили Его и бежали, один юноша (это был сам евангелист Марк), завернувшись в покрывало, следовал за Иисусом, пока воины не схватили того юношу. Но он, вырвавшись от них, убежал в свой дом.

Дом будущего евангелиста Марка находился как раз в Гефсиманском саду„и его же семье принадлежал сад. После Вознесения Господа на небо, во время гонений на христиан этот дом служил местом молитвенных собраний для верных и пристанищем для некоторых апостолов. Тогда-то Марк особенно близко познакомился со святым апостолом Петром и, сделавшись его духовным сыном, сподобился величайших дарований от Господа. С благословения и под руководством первоверховного апостола святой написал «Евангелие от Марка» и поэтому стал называться евангелистом.

Он много потрудился в благовестии Христа язычникам, сопутствовал апостолам Варнаве и Павлу, проповедовал в Иерусалиме и в Антиохии, на Кипре и в великом Риме, где и написал Евангелие. Пройдя многие другие города, святой Марк по указанию Петра отправился в Египет и там основал Церковь Христову, став первым Александрийским патриархом. Потом ему пришлось снова путешествовать по разным странам и снова проповедовать в Риме. Там он был свидетелем мученической кончины за Христа обоих своих учителей, великих и первоверховных апостолов Петра и Павла.

После этого святой Марк снова отправился в Египет. Им было основано в Александрии знаменитое Огласительное училище, в котором позднее получили образование многие известные и святые богословы. Был он и в странах Африки, просвещая сердца язычников Божественным учением и творя между ними великие чудеса, исцеляя болящих, очищая прокаженных и изгоняя злых духов из бесноватых. Он словом разрушал демонские капища и ниспровергал идолов. И тысячи людей, убежденные видимыми чудесами, благодатным словом и чистым житием апостола, веровали во Христа и крестились во имя Его.

Но чем больше распространялся свет Христов, тем более негодовали язычники на святого Марка и, выбрав удобное время, напали на него, избили и ввергли в темницу. В полночь апостолу явился ангел Господень, укрепил его на подвиг мученичества и известил ему о предстоящем блаженстве на небесах, а затем и Сам Господь утешил святого Своим посещением. Наутро же неистовая толпа язычников извлекла апостола из темницы и стала таскать по улицам города. Не вынеся таких терзаний, он вскоре скончался, благодаря Бога, и испустил дух со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой!»


Дерево, темпера. 41,5 x 35,5 см.
Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Дерево, левкас, темпера.
Византийский музей в Афинах.



Из Жития апостола и евангелиста МАРКА († 63).

Святой Марк, называемый также Иоанн-Марк (Деян 12. 12), был апостолом от 70-ти. Господь избрал из среды Своих последователей, сверх 12 апостолов, ещё 70. Им была дана сила исцелять болезни и творить чудеса, которые свидетельствовали о Божественном характере проповедуемого учения и были могучим средством обращения народов.

Апостол родился в Иерусалиме. Его мать Мария была одной из жён-мироносиц, а их дом примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит Церковное Предание, в ночь Крестных страданий Христа Марк следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк 14. 51-52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для апостолов.

Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы. Апостолы проповедовали Евангелие, создавали церковные общины, исцеляли людей. Апостол Марк основал Церковь в Египте, был первым епископом Александрии, проповедовал в Ливии, Центральной Африке.

Известие о том, что апостол Пётр арестован и находится в тюрьме в Риме, застало апостола Марка в Эфесе. Вместе со святителем Тимофеем, эфесским епископом, он немедленно отправился в Рим. Там апостол Марк навещал апостола Петра и подолгу беседовал с ним. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Исследователи отмечают важную особенность Евангелия от Марка: оно написано для христиан из язычников, а не из иудеев. Поэтому главное внимание в этом Евангелии уделяется словам и делам Христа, которыми Он наглядно демонстрирует, что является не только Человеком, но и Богом.

Апостол Марк, первый епископ Александрийской Церкви, был и первым её мучеником. Язычники напали на апостола во время богослужения, избили, проволокли по улицам города и бросили в темницу. Ночью ему явился Спаситель и воодушевил его. Утром разъярённая толпа язычников снова варварски повлекла апостола Марка в судилище, но по дороге святой евангелист скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой». Было это 25 апреля 63 года.

Иконография.

В IX-X веках складываются основные иконографические типы евангелистов, которые могли изображаться сидящими за столиком (пюпитром) с книгами, свитками и письменными принадлежностями, размышляющими над текстом, читающими или записывающими.

Наибольшее распространение получили образы апостола Марка, пишущего Евангелие, в этой композиции он часто изображается со своим символом - львом. Апостол согласно традиции изображается мужчиной средних лет с короткими тёмными волосами и бородой, в хитоне, гиматии, сандалиях. Как апостол от 70-ти нередко он предстает в омофоре. Иконография стоящего евангелиста Марка встречается реже. Как правило, он держит в левой руке Евангелие или свиток. Апостол может изображаться со своим учителем апостолом Петром или с персонификацией Божественной Премудрости в образе девы, что должно свидетельствовать о богодухновенности его текстов.

Различные варианты иконографии апостола Марка, сложившиеся в миниатюрах из рукописных книг, широко использовались в других видах и жанрах искусства, прежде всего в росписях византийских и русских храмов, где они обычно располагались в парусах под куполом. С XIV века изображения евангелистов помещаются на Царских вратах. В послеиконоборческое время евангелисты могли включаться в деисусные композиции, а также изображаться на драгоценных окладах Евангелий.

БАСИН Пётр Васильевич (1793-1877) по картонам БРЮЛЛОВА Карла Павловича (1799-1852). Мозаичисты ЛАВЕРЕЦКИЙ Иван Акимович (1840-1911), ПЕЛЕВИН Иван Андреевич (1840-1917), ФРОЛОВ Александр Никитич (1830-1909). «Евангелист Марк». 1887-1896 гг.
Цветная смальта. 16 кв. м.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург.

Мозаичная икона расположена в парусе северо-восточного пилона главного купола. Евангелист Марк изображён сидящим, правой рукой он придерживает раскрытую книгу, левая рука отведена в сторону. Он облачён в белый хитон и тёмно-фиолетовый гиматий. Слева изображён крылатый лев, справа - три головки Херувимов с потиром над ними. Икона выполнена римским методом набора мозаики в мастерской Академии художеств.

ВИТАЛИ Иван Петрович (1794-1855) «Св. евангелист Марк со львом». 1842-1844 гг.
Патинированная бронза, литьё. Высота 3,55 м.
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург. Скульптура расположена на вершине западного фронтона.

Евангелист Марк изображён сидящим, левой рукой он держит Евангелие, правой рукой - перо. В раскрытой книге видны первые строки Евангелия: «Зачало евангелиа Иисуса Христа, Сына Божия». Святой облачён в хитон и перекинутый через плечо гиматий. Позади и с левой стороны сидит лев с раскрытой пастью и пышной гривой. Лицо евангелиста обращено ко льву.


Консоль юго-западной угловой колонки церкви-часовни св. Василия Великого на ВВЦ (ВДНХ) в Москве (2011, архитектор А.Н. ОБОЛЕНСКИЙ).

Дерево, темпера.
Сампсониевский собор, Санкт-Петербург.

Евангелист Марк изображён в рост, с лёгким поворотом вправо, голова повёрнута в сторону правого плеча. Облачён в красный хитон и гиматий тёмно-зелёных тонов, положенный на сгиб левой руки. Ноги босые. Правая рука поднята, ладонь раскрыта к зрителю, в правой руке держит закрытое Евангелие в тёмно-синем переплёте, с орнаментированной верхней доской, которая обращена к зрителю. Голова осенена золотым нимбом.

«Апостол и евангелист Марк».

«Апостол Марк». XVI в.
Бумага, темпера, доска XIX в. Средник 18,1 х 11,3 см, доска 23,8 х 17,2 см. (Лист бумаги с темперной живописью вклеен в ковчег цельной сосновой доски XIX в., скреплённой несквозной дубовой шпонкой. Лист обрезан со всех сторон вместе с небольшой частью самой миниатюры).

Евангелист Марк сидит в трёхчетвертном повороте вправо. Ножом с голубым лезвием и красной рукоятью он очинивает белый калам. За спиной Марка стоит Премудрость, её нимб звездчатый, из пересекающихся зелёного и голубого ромбов с вогнутыми сторонами, обведёнными белилами. В её правой руке коричневый жезл, отчеркнутый белилами, левая рука, в двуперстии, вытянута в сторону лежащего перед Марком на пюпитре Евангелия с зелёно-голубым обрезом. Текст на развороте книги, не являющийся началом Евангелия от Марка, указывает на то, что миниатюра принадлежала рукописи Евангельских чтений. Данный текст не имеет точных соответствий в этом Евангелии, где неоднократно упоминаются события, имевшие место в субботний день. Скорее всего, здесь имеется в виду начало шестой главы Евангелия от Марка (Зач 1. 2), где возникает образ Премудрости: «И изыде оттуду, и прииде в отечество свое, и понем идоша ученицы его. И бывшей субботе, начат на сонмище учити, и мнози слышащии дивляхуся, глаголющи: откуда Сему сия, и что премудрость даная ему». Оригинальной деталью иконы является письменный прибор с круглыми и ромбическим отверстиями.

«Евангелист Марк».
Остатки росписи восьмерика церкви Михаила Архангела (1892 г.) в селе Крапивна Климовского района Брянской области.

08.05.2016
25 апреля по старому стилю / 8 мая по новому стилю Православная Церковь чтит память святого апостола и евангелиста Марка. Вспомним самые важные факты о нём.
  1. Святой апостол и евангелист Марк - апостол от 70-ти.
  2. Символом святого Марка является крылатый лев.
  3. Он родился в городе Кирена - главном город древней Ливии, государства в Северной Африке. Этот факт особенно значим для Коптской Православной Церкви, почитающей апостола Марка своим основателем и проповедником христианства в Африке. Существует также версия, что апостол Марк родился в Иерусалиме.
  4. Полное имя апостола - Иоанн-Марк.
  5. Он происходил и еврейской семьи.
  6. Имя Марк имеет латинское происхождение. Считается, что апостол Марк имел хорошее образование (к востоку от Кирены находилась Александрия - культурный центр эллинистического мира) и говорил на языке римлян.
  7. Матери апостола Марка принадлежал дом в Иерусалиме, где собирались первые христиане. Он примыкал к Гефсиманскому саду.
  8. Считается, что описанный в Евангелии от Марка юноша, который “завернувшись по нагому телу в покрывало” следовал за Христом после предательства Иуды, а затем, когда “воины схватили его… он, оставив покрывало, нагой убежал от них” - и был самим апостолом Марком.
  9. Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы. Апостолу Варнаве он приходился родственником - племянником или двоюродным братом.
  10. Евангелие от Марка очевидно было предназначено для христиан из язычников: в нем опущены важные для иудеев отсылки к Ветхому Завету, зато даются пояснения относительно иудейских обычаев.
  11. Святой апостол Марк основал Церковь в Египте и был первым епископом в Александрии.
  12. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, на Кипре, встретился с апостолом Павлом в Антиохии.
  13. Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк отправился туда вместе со святителем Тимофеем Эфесским.
  14. Считается, что Евангелие от Марка написано в Риме в 62-63 годах и является краткой записью проповеди и рассказов апостола Петра.
  15. Апостол Марк принял мученическую смерть от рук толпы разъяренных язычников в Александрии 4 апреля 63 года.
  16. В 310 году над мощами святого апостола Марка в Александрии была построена церковь.
  17. В 820 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан мощи святого перенесли в Венецию.
Самые знаменитые христианские храмы, посвященные апостолу Марку:

Собор Святого Марка (итал. Basilica di San Marco - «базилика Сан-Марко») - кафедральный собор Венеции . Построен в 829-832 годах.

Церковь Святого Марка - православная церковь в Белграде . Храм Сербской Православной Церкви, возведен в 1931-1940 годах.

Церковь Святого Марка - католическая приходская церковь в столице Хорватии Загребе , достопримечательность и одна из старейших построек города. Считается, что церковь сооружена в XIII веке. Неповторимую крышу, которая делает здание таким запоминающимся, оно получило в 1876-1882 годах.

Церковь Святого Марка в Милане. Впервые упоминается в 1254 году.

Апостол Марк (Иоанн-Марк). Фрагмент 12-серийного документального сериала (2014). Режиссер Константин Голенчик. Автор Юлия Варенцова.