Нужно ли заряжать новый аккумулятор для автомобиля. Для чего нужно заряжать новый автомобильный аккумулятор и как это сделать? Как влияет полный разряд АКБ на срок его службы

В качестве источников питания современных автомобилей используются свинцово-кислотные аккумуляторные батареи. Выбор в их пользу автопроизводителями сделан не случайно – такие батареи менее других поддаются разрядке в холодных условиях и способны восстанавливать работоспособность даже после интенсивных нагрузок, связанных с пуском холодного двигателя. Автомобильные аккумуляторы ещё называют стартерными – как раз именно потому, что именно за счёт использования их энергии и «оживает» двигатель авто.

Городской цикл движения, когда двигатель подолгу работает на малых и средних оборотах, не позволяет генератору полноценно снабжать авто электроэнергией и заряжать АКБ.

Когда мотор работает, питание электрической сети автомобиля осуществляется в основном за счёт генератора, который одновременно и заряжает батарею, восстанавливая заряд. Но городской цикл движения, когда двигатель подолгу работает на малых и средних оборотах, не позволяет генератору полноценно снабжать авто электроэнергией и заряжать АКБ. Вдобавок, современные авто, как правило, доверху «нафаршированы» потребителями электричества.
Эти обстоятельства в совокупности с естественной потерей плотности электролита в процессе эксплуатации и вынуждают время от времени восстанавливать работоспособность батареи, используя внешние источники питания – зарядные устройства. О том, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством и пойдёт речь в этой статье.

Ареометр для проверки плотности электролита

Прежде всего, необходимо проверить уровень электролита в аккумуляторе. Пластины батареи должны быть полностью погружены в жидкость (или гель – в случае с ). Плотность электролита в нормальных условиях должна быть равна 1,28 г/см3. Правда, иногда в продаже встречаются и новые аккумуляторы с плотностью 1,24 – 1,25 г/см3, но это не значит, что такие батареи бракованные – просто они предназначены для работы в тропических широтах.

Таблица плотности электролита аккумулятора

Плотность, измеренная ареометром, при необходимости корректируется доливкой дистиллированной воды или электролита – в зависимости от измерений. Если она ниже или равна 1,1 г/см3, то допускается её восстановление доливкой корректирующего электролита плотностью 1,4 г/см3.

Напряжение работоспособного автомобильного аккумулятора должно быть не менее 12 вольт.

Напряжение заряженного автомобильного аккумулятора должно быть не менее 12 вольт. Замеряется оно подключением вольтметра (или мультиметра в режиме вольтметра) к выводам батареи. Нагляднее всего покажет состояние АКБ вольтметр с нагрузочным сопротивлением, которое при подключении вызывает ток, приблизительно равный току в цепи включенного стартера на авто. Если батарея исправна, то напряжение на выводах АКБ восстанавливается при отключении сопротивления.
Замеры напряжений до и после нагрузки должны производиться также при продаже батареи в магазине, они покажут – исправен ли новый аккумулятор и нужно ли его заряжать.

Проверка напряжения аккумулятора

Также вольтметром можно проверить зарядку АКБ от генератора, подключив вольтметр к его клеммам при работающем двигателе. Напряжение должно составлять около 14 вольт, при отключенных потребителях – фары, подогрев стекла, и т.п. Попутно Вы сможете выяснить, заряжается ли аккумулятор на холостых оборотах – если напряжение на клеммах будет меньше 14 вольт, то необходимо проверить состояние генератора и сервисного ремня.

Таблица напряжений АКБ при разрядке

Кроме проверки собственно состояния батареи, проверьте и возможность утечки тока по корпусу аккумулятора – грязь и влага ведут к потере заряда. Можно просто для профилактики очистить корпус АКБ от грязи, особенно у выводов, и протереть его раствором пищевой соды – она «погасит» электролит, если тот попал на корпус. Вместо соды можно воспользоваться также мылом.
Утечку тока по корпусу легко проверить светодиодом с удлинёнными выводами. Достаточно подсоединить один вывод светодиода к клемме батареи, а другим «просканировать» поверхность корпуса, прикасаясь к нему разных местах.

Правила зарядки автомобильного аккумулятора

Общие требования к процессу:

    Перед зарядкой аккумулятора обязательно выкрутите пробки из корпуса батареи.

  1. Выкрутите пробки из корпуса батареи – иначе при выделении газов может произойти его повреждение.
  2. Соблюдайте полярность при подключении зарядного устройства.
  3. Не допускайте попадания искр в зону зарядки – выделяющиеся водород и кислород в сочетании образуют не что иное, как гремучий газ. Взрыв аккумулятора возможен от искр, вызванных работой «болгарки», сварочного аппарата, неосторожного курения и т.д.

Ответы на наиболее распространённые вопросы, связанные с зарядкой АКБ

Сила зарядного тока не должна превышать 10% от значения емкости аккумулятора

В: – «Можно ли заряжать аккумулятор дома?»
О: – Зарядку аккумулятора автомобиля в домашних условиях осуществлять можно, но с соблюдением мер предосторожности, связанных с выделением горючих газов и с возможным попаданием электролита на предметы обихода.

В: – «Нужно ли откручивать пробки при зарядке аккумулятора?»
О: – Обязательно, чтобы давлением выделяющихся газов не повредило корпус батареи.

В: – «Каким током заряжать аккумулятор?»
О: – Сила тока устанавливается равной 10% от ёмкости. То есть для заряжания АКБ ёмкостью 60 а/ч значение зарядного тока должно быть 6 ампер.

В: – «Должен ли кипеть аккумулятор при зарядке?»

Если какая-нибудь «банка» батареи закипела сразу после начала зарядки, то это говорит о её неисправности.

О: – Это нормальное явление, связанное с химическими реакциями окисления-восстановления. По сути, выделение газов кипением назвать нельзя – оно не связано с нагревом электролита. Но если какая-нибудь «банка» батареи закипела сразу, то это говорит о её неисправности и аккумулятор можно лишь утилизировать. Бурное кипение после длительного промежутка времени служит косвенным признаком того, что батарея зарядилась.

В: – «Сколько времени заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством?»
О: – Это зависит от степени разряженности батареи. Будьте готовы, что процесс займёт часов 8 – 10. Также на время зарядки влияет и величина зарядного тока – чем он выше, тем меньше уйдёт времени. Наиболее качественно заряжание АКБ малым током. Желательно произвести несколько циклов «заряд-разряд» – как доказано на практике, такой способ наиболее эффективен. Разряжать батарею можно при помощи автомобильной 12-ти вольтовой лампы 21 – 55 W. Правильно заряжать полностью разряженный аккумулятор следует током, равным 1/20 от ёмкости АКБ – т.е. для зарядки «90-го» аккумулятора ставьте для зарядки ток величиной около 4 – 5 ампер.

В: – «Как заряжать необслуживаемый аккумулятор автомобиля?»
О: – Необслуживаемые (гелевые) аккумуляторы чувствительны к превышению напряжения зарядного тока, поэтому необходимо воспользоваться точным зарядным устройством, позволяющим регулировать напряжение, не допуская величины последнего выше 14,4 вольта – иначе гель будет «таять» и потребуется восстановление его объёма.

В: – «Можно ли заряжать аккумулятор на морозе или сразу с мороза?»
О: – Это зависит от плотности электролита и от показаний уличного термометра. Электролит плотностью 1,28 г/см3 не замерзает до минус 40 градусов. Если же батарея разморожена, то её зарядка будет пустой тратой времени – покоробившиеся пластины скорее всего замкнут, а их активный наполнитель осыплется на дно. Такую батарею можно лишь утилизировать, но если АКБ не разморожена, то она успешно зарядится и на морозе.

В: – «Можно ли зарядить аккумулятор, не снимая клеммы?»

Аккумулятор можно заряжать не снимая клемы, но при этом зажигание должно быть выключено.

О: – Можно, если Вы хотите зарядить аккумулятор, не снимая с машины. Чтобы уменьшить время зарядки, постарайтесь во время неё не пользоваться потребителями энергии бортовой сети и не превышайте значения зарядного напряжения выше 14 вольт.

В: – «Можно ли заряжать заряженный аккумулятор?»
О: – Совершенно ни к чему – произойдет потеря электролита из-за кипения.

В: – «Сколько вольт должен показывать заряженный аккумулятор?»
О: – Стандартная батарея имеет номинал 12 вольт. У только что заряженного аккумулятора это значение может быть чуть выше.

Зарядные устройства автомобильного аккумулятора

Аккумулятор можно зарядить и без зарядного устройства – «прикурив» его от другой батареи, но таким способом не удастся полностью восстановить его заряд. Поэтому желательно обзавестись прибором – купить его или изготовить самостоятельно.

Аккумулятор можно заряжать и без зарядного устройства, подключив его к другому аккумулятору, но полной зарядки не будет.

Зарядные устройства, выпускаемые промышленностью, полностью приспособлены для преобразования обычного сетевого тока напряжением 220 В в ток, способный восстановить заряд АКБ. Как правило, они оснащены амперметром для контроля силы тока и переключателем, с помощью которого она регулируется. Кроме того, в продаже есть пуско-зарядные устройства, позволяющие сразу пустить мотор, даже если батарея полностью разряжена.
Но автомобилисты зачастую изготавливают «зарядки» для аккумуляторов автомобиля своими руками. Несмотря на кажущуюся примитивность самодельных устройств, они успешно справляются со своими обязанностями – при условии тщательного выбора элементов для сборки схемы и настройки прибора «под свою» батарею.

Различные схемы зарядных устройств автомобильного аккумулятора

Одну из простейших схем зарядки аккумулятора Вы можете увидеть на Рис. 1 - наиболее упрощённый вариант, но Вы можете использовать для понижения напряжения не нагрузочное сопротивление (на рисунке обозначено как лампа), а воспользоваться понижающим трансформатором 220/12 В, в качестве выпрямителя использовать диодный мост генератора автомобиля.
Кроме того, Вы можете усовершенствовать схему, установив несколько резисторов и переключатели, позволяющие регулировать ток, скачкообразно изменяя сопротивление. Причём схему можно постоянно усовершенствовать и иными способами – о них Вы можете узнать самостоятельно, если проявите интерес.

Неважно, как села АКБ: забыли ли вы погасить габариты, слишком увлеклись прослушиванием музыки на стоянке или уезжали на всё лето в отпуск. Чтобы зарядить аккумулятор, нужно иметь представление о теории и следовать нескольким простым правилам.

Немного теории

В автомобилях по большей части используются свинцово-кислотные аккумуляторы (WET). Их принцип работы основан на химической реакции свинцовых пластин с электролитом, в результате которой вырабатывается электричество. Со временем неизбежно происходит сульфатация и разрушение пластин, а также выкипание электролита, из-за чего снижается ёмкость АКБ. И аккумулятор может разрядиться в самый неподходящий момент.

Как проверить аккумулятор

akbinfo.ru

Проще всего использовать встроенный индикатор заряда, который есть на большинстве аккумуляторов. Это та самая «лампочка», которая в действительности никакая не лампочка, а зелёный шарик-поплавок, двигающийся в прозрачной колбе. При достаточном уровне и плотности электролита шарик поднимается и мы видим зелёный индикатор. Если поплавка не видно, нужно проверить электролит и подзарядить АКБ.

Ещё один вариант - мультиметр. С его помощью можно измерить напряжение на клеммах и понять, разряжен аккумулятор или нет. На полностью заряженной АКБ должно быть 12,6 В и более. Напряжение 12,42 В соответствует 80% заряда, 12,2 В - 60%, 11,9 В - 40%, 11,58 В - 20%, 10,5 В - 0%.

Самым надёжным способом является проверка нагрузочной вилкой. Она может показать падение напряжения под нагрузкой, то есть реальный уровень заряда и, соответственно, ёмкость. Такой прибор есть у любого автоэлектрика или в магазине, где продают аккумуляторы. И за эту проверку с вас, скорее всего, даже не возьмут денег.


toyotaoforlando.com

Определив, что АКБ действительно , можно приступать к зарядке, но сначала нужно подготовиться.

  1. Аккумулятор желательно снять с машины. Если на это нет времени, отключите его от бортовой сети, отсоединив минусовой провод.
  2. После этого нужно очистить клеммы от смазки и окиси для хорошего контакта.
  3. Не помешает протереть поверхность аккумулятора сухой тряпкой, а лучше - смоченной в 10-процентном растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды.
  4. Также не забудьте отвернуть пробки на каждой из банок АКБ или снимите заглушку, чтобы обеспечить свободный выход паров электролита и не допустить избыточного давления внутри.
  5. Если уровень электролита в какой-то из банок недостаточный, нужно долить дистиллированной воды, чтобы она полностью покрыла пластины.

evilution.co.uk

Сам принцип зарядки прост: нужно лишь в соответствии с полярностью присоединить к клеммам аккумулятора провода от зарядного устройства и воткнуть вилку в розетку. Однако для начала стоит определиться со способом зарядки. Различают два основных метода: зарядка постоянным током и зарядка постоянным напряжением.

Первый эффективнее, но проходит в несколько этапов и требует контроля. Второй проще, однако обеспечивает зарядку АКБ лишь до 80%.

Существует ещё так называемый комбинированный метод, при котором участие со стороны автовладельца сводится к минимуму. Минус такого способа в необходимости специального зарядного устройства с довольно высокой стоимостью.

Зарядка постоянным током

  1. Устанавливаем ток в 10% от номинальной ёмкости аккумулятора и заряжаем до тех пор, пока напряжение на клеммах АКБ не поднимется до 14,3-14,4 В. Например, аккумулятор ёмкостью 60 А·ч нужно заряжать током не более 6 А.
  2. Далее уменьшаем ток в два раза (до 3 А), чтобы снизить интенсивность кипения, и продолжаем зарядку.
  3. Как только напряжение поднимется до 15 В, нужно снова уменьшить ток в два раза и заряжать аккумулятор до того момента, когда значения напряжения и тока перестанут изменяться.

Зарядка постоянным напряжением

Тут всё гораздо проще. Нужно лишь установить напряжение в пределах 14,4–14,5 В и ждать. В отличие от первого метода, с помощью которого можно полностью зарядить АКБ за несколько часов (порядка 10), зарядка постоянным напряжением длится около суток и позволяет восполнить ёмкость аккумулятора лишь до 80%.

Меры предосторожности

Поскольку зарядка аккумулятора - это химический процесс, при котором выделяется взрывоопасная смесь водорода и кислорода, нужно быть очень осторожным и следовать правилам:

  1. Заряжайте АКБ в хорошо проветриваемом помещении.
  2. Не пользуйтесь открытым огнём и не проводите никаких работ с образованием искр.
  3. Если нет возможности снять аккумулятор с машины, отключите минусовой провод, а лучше оба.

Каждый автовладелец неоднократно сталкивался со следующей проблемой: садишься в машину, поворачиваешь ключ зажигания, однако машина не заводится, и только затихающая трель стартера возвещает о том, что аккумулятор сел. Часто это происходит зимой, однако в ряде случаев, если у вас, например, неисправное электрооборудование или аккумулятор сам по себе приказал долго жить, может происходить круглогодично.

Если у вас или других водителей есть, так называемые, «крокодилы», то с их помощью и помощью автомобиля, имевшего несчастье оказаться неподалеку, запускаем двигатель.

Еще вариант, можно воспользоваться . После чего аккумулятор начинает подзаряжаться от генератора. Этого вам будет достаточно, чтобы доехать домой и там уже глобально подзарядить аккумулятор.

Но как быть, чтобы избежать таких ситуаций, или хотя бы свести их к минимуму?

Проверка заряда аккумулятора

Нужно ли вообще постоянно проверять заряд аккумулятора и производить профилактическую зарядку до выезда из гаража?

Постоянно проверять заряд аккумулятора с помощью нагрузочный вилки не рекомендуется, это может повлиять на общую работоспособность двигателя. Однако если вы давно не проверяли заряд акб, периодически эту процедуру проводить стоит.

Если показания нагрузочной вилки в районе 12,1V, это значит, что аккумулятор заряжен на 50% и провести зарядку двигателя в данном случае можно и нужно.

Кроме того следует периодически проверять уровень электролитов (если у вас обслуживаемый или полуобслуживаемый аккумулятор), он должен покрывать свинцовые пластины на толщину пальца. Если уровень электролита меньше, то следует его долить. Под электролитом подразумевается дистиллированная вода.

Нелишним будет измерить показания плотности электролита. Для этого можно воспользоваться специальным ареометром. Рекомендуемой плотностью является плотность около 1,26. Во время зарядки следует соблюсти некоторые условия.

Например, желательно использовать меньшую силу тока. При этом увеличивается время зарядки аккумулятора, но для долговечности акб этот способ более предпочтителен. Бывает, что при тестировании двигатель оказывается заряжен на 100%, однако пуска двигателя не происходит. В этом случае с большой долей вероятности произошло окисление контактов или произошло замыкание электрооборудования.

Во время зарядки аккумулятора не следует курить или использовать открытые источники огня вблизи аккумулятора, так как при заряде выделяются легковоспламеняющиеся вещества, и это может привести к взрыву акб.

После покупки нового аккумулятора для автомобиля у владельца возникает много вопросов касательно времени зарядки и условий эксплуатации. В некоторых случаях автолюбители не знают, как подготовить к работе источник электрического тока и есть ли вообще нужда в подобном мероприятии. В статье мы расскажем о том, нужно ли заряжать новый аккумулятор автомобиля, сколько времени необходимо для полного заряда и дадим рекомендации по эксплуатации, которые помогут продлить срок службы АКБ.

Специалисты сходятся во мнении, что даже новый аккумулятор нужно обязательно заряжать. В большинстве случаев элемент питания долго лежит на складе производителя или продавца, что приводит к естественному уменьшению его емкости. Чтобы не ошибиться, лучше уточнить у продавца дату изготовления АКБ и, исходя из полученной информации, определиться заряжать или нет АКБ.

Бытует мнение, что современные технологии производства АКБ позволяют свести к минимуму саморазряд. Это утверждение актуально только в случае, если на складе соблюдаются условия хранения. На степень саморазряда могут повлиять следующие факторы:

  • температура воздуха в помещении (норма 5-20 0 С);
  • влажность воздуха;
  • наличие или отсутствие пыли и грязи.

Если первый параметр на складах более-менее соблюдается, то за влажностью воздуха и пылью мало кто следит. В итоге уже через 2 месяца потеря емкости АКБ может достигнуть 20-40 %.

Как видите, вопрос о том, заряжать новый аккумулятор или нет, отпадает. Лучше подстраховаться и зарядить, даже если продавец клятвенно убеждает, что товар только что с завода.

Как заряжать новый аккумулятор автомобиля правильно?

По сути, отличий между зарядкой нового и подержанного аккумулятора почти нет – и тот, и другой элемент нужно предварительно подготовить. Но есть отличия между продолжительностью заряда обслуживаемого аккумулятора и необслуживаемого.

В каждом случае применяется определенный метод подачи напряжения, от которого и зависит, сколько вам нужно заряжать новый аккумулятор автомобиля.

Зарядка переменным напряжением

Этот метод целесообразно применять для зарядки нового обслуживаемого аккумулятора. Подобная методика позволяет несколько снизить степень «кипения» электролита, что положительно сказывается на эксплуатации аккумулятора в дальнейшем.

Новый автомобильный аккумулятор желательно зарядить.

Если вы решили заряжать АКБ этим способом, воспользуйтесь инструкцией.

  1. Извлеките аккумулятор из автомобиля, убедитесь, что температура электролита не превышает 35 0 С.
  2. Установите реостат ЗУ так, чтобы на клеммы подавалось напряжение силой 10 % от емкости батареи.
  3. Дождитесь появления пузырьков в электролите, измерьте напряжение на контактах.
  4. Если получено значение 14,4 В – снизьте подаваемую силу тока в 2 раза.
  5. Периодически проверяйте напряжение, как только оно достигнет 16 В и не будет падать в течение трех часов, зарядка АКБ закончена.

Сказать с точностью, сколько потребуется времени на зарядку, затруднительно. Обычно эта процедура занимает до 14 часов. Поэтому не забывайте проверять напряжение, чтобы вовремя отключить ЗУ.

Есть еще один способ, с помощью которого можно убедиться в том, что батарея зарядилась. Проверьте ареометром плотность электролита. Если она не повышается в течение трех часов – процесс закончен.

Будьте осторожны! Если в процессе зарядки вы обнаружили, что температура АКБ поднялась до 45 0 С и выше – отключите ЗУ или снизьте силу подаваемого тока на 50 %.

Зарядка постоянным напряжением

Этот метод лучше использовать для зарядки нового необслуживаемого аккумулятора. Отличие от предыдущего способа – постоянная подача напряжения без изменения силы тока. Такой подход позволяет уменьшить нагревание электролита.

Для зарядки используется современное ЗУ, оснащенное индикатором заряда и автоматическим реле, регулирующим подаваемое напряжение в зависимости от параметров электролита АКБ.

Уже спустя час после подключения ЗУ емкость аккумулятора поднимется до половины, а через 4 часа – до 95 % от заявленной производителем. Гадать, сколько нужно времени на полную зарядку, нет необходимости. На это уходит около 5 часов, после чего на ЗУ включится индикатор полного заряда.

Эксплуатация нового автомобильного аккумулятора

Чтобы не пришлось через год снова идти в автомагазин, нужно знать, как подготовить аккумулятор к работе и эксплуатировать его в дальнейшем. Для тех, кто имеет смутное представление о том, что делать с новой АКБ, мы подготовили две инструкции.

В первую очередь нужно правильно выбрать АКБ – он должен соответствовать указанным производителем автомобиля параметрам. В противном случае наши рекомендации будут бесполезны.

Правильная зарядка аккумуляторной батареи.

Подготовка АКБ к работе заключается в следующих действиях:

  1. Снимите упаковку, протрите корпус чистой ветошью.
  2. Если АКБ обслуживаемая – выньте пробки и замерьте плотность электролита (должна быть 1,27-1,28 кг/см 3).
  3. Зарядите аккумулятор.
  4. Зачистьте контакты наждачной бумагой, протрите чистой тряпкой.
  5. Аккуратно, не допуская искры, подсоедините клеммы.

Если у вас старенький автомобиль, не имеющий бортовых электронных устройств (магнитолы, сигнализации, компьютера и т.д.) – с помощью приборов проверьте возможную утечку тока. В норме значение не должно превышать 15 мА.

На современных автомобилях утечку тока можно не проверять – даже выключенная магнитола может потреблять электричество и достоверных показателей вы снять не сможете.

Правила эксплуатации аккумулятора

  1. Сразу после первой поездки с новой АКБ проверьте напряжение на холостом ходу и при выключенных потребителях энергии (норма не менее 13,5 В).
  2. Периодически осматривайте корпус на предмет механических повреждений, которые могут возникнуть вследствие неправильной эксплуатации или влияния сильных морозов.
  3. Раз в месяц удаляйте с поверхности корпуса скопившуюся грязь.
  4. Будьте осторожными во время «прикуривания» другого авто. Есть риск перегорания электропроводки при включенном зажигании.
  5. Регулярно проверяйте электрооборудование автомобиля: даже незначительная неполадка генератора или реле, может негативно сказаться на работоспособности батареи.
  6. Не допускайте критического разряда батареи (менее 30 % емкости) – при неработающем ДВС не включайте надолго фары или магнитолу.
  7. Проверяйте качество крепления АКБ, чтобы избежать механических повреждений корпуса.

Если вы не уверены в своих умениях – раз в полгода обращайтесь к специалистам для осмотра аккумулятора и возможных технических работ. Лучше поручить дело тому, кто знает, чем пытаться справиться с проблемой самостоятельно и испортить батарею.

Как видите, эксплуатация нового аккумулятора не имеет особых сложностей. Главное – заглядывайте периодически под капот и проверяйте состояние АКБ.

Правила зарядки новой АКБ

Если вы стали обладателем классического свинцового аккумулятора, то при установке или подзарядке соблюдайте меры предосторожности. Помните, что внутри батареи находится кислота, которая может нести угрозу не только здоровью, но и жизни.

Кислотные ожоги очень болезненные и оставляют шрамы на всю жизнь, поэтому, при обслуживании нового аккумулятора рекомендуется работать в специальных перчатках, которые исключают попадание опасного вещества на кожу.

Этот совет особенно актуален для тех умельцев, которые проводят обслуживание или ремонт АКБ в домашних условиях.

Не забывайте, что при зарядке в батарее происходят химические реакции, в результате которых выделяется взрывоопасный гремучий газ (смесь кислорода с водородом). Ставьте батарею подальше от источников открытого огня, не трогайте клеммы, чтобы избежать появления искры.

Подведем итоги

Теперь вы знаете, как правильно зарядить новый автомобильный аккумулятор, соблюдайте наши рекомендации, чтобы источник питания служил долго и не стал причиной выхода из строя электрического оборудования. Если же в процессе эксплуатации у вас возникли какие-либо проблемы с аккумулятором, и вы не знаете, как их решить – отправляйтесь на СТО. Как показывает практика, стоимость услуг мастера намного ниже цены новой батареи.

Зарядка автомобильного аккумулятора производится с использованием специальных зарядных устройств. Чтобы правильно осуществить данный процесс необходимо знать тип автомобильного аккумулятора, его характеристики, а так же правильно подобрать тип зарядного устройства.

Устройство автомобильного аккумулятора

В большинстве автомобилей установлены кислотно-свинцовые аккумуляторные батареи. Конструкция представляет собой шесть баночек, которые помещены в изолирующий корпус, изготовленный из материала. Для корпуса выбирается специальный пластик, устойчивый к воздействию серной кислоты.

Баночки соединены последовательно. В них находятся положительные и отрицательные электроды, представляющие по конструкции свинцовые решётки, покрытые активной массой. Электроды помещены в электролит. Со временем, в процессе эксплуатации пластины выходят со строя, что приводит к уменьшению ёмкости аккумулятора. Чем меньше ёмкость, тем быстрее происходит разрядка АКБ.

Типы аккумуляторных батарей

Выделяют два типа аккумуляторов.

  1. Обслуживаемые.
  2. Необслуживаемые.

В обслуживаемых аккумуляторах на баночках есть крышки, которые можно самостоятельно открутить. В таких батареях есть возможность проверить уровень электролита, его качество и, в случае необходимости, есть возможность его долить. Но самостоятельно, не имея опыта данной процедуры, этого делать не рекомендуется. Все операции по проверке качества электролита, его уровня и доливки следует доверить специалисту. Эта работа по цене не дорогая, но в некоторых случаях способна оживить аккумулятор.

В необслуживаемых аккумуляторных батареях нет крышечек, он полностью цельный. Его ремонт и реанимация не возможны.

Так же, часто автомобилисты добавляют в АКБ дистиллированную воду, этим самым разбавляя электролит. Это делать можно, но только в случае необходимости. Если открутить крышечки на баночках, будет виден уровень электролита, если он ниже электродов, то нужна доливка. Уровень должен быть во всех шести баночках одинаковым.

Не доливайте в аккумулятор воду или же электролит самостоятельно. Прежде чем это делать, следует специальным прибором померить качество электролита. Но если вы всё же решили добавит воду, то доливайте только дистиллированную и небольшими порциями.

Типы зарядных устройств

По типу заряда устройства делятся на:

  1. Зарядное с неизменным напряжением . В этих зарядных устройствах напряжение заряда постоянное, а силу тока можно регулировать с помощью регулятора.
  2. Зарядное с неизменным током. В таких устройствах сила тока постоянная, а напряжение меняется регулятором. С помощью такой зарядки можно зарядить аккумулятор полностью, однако нужно внимательно следить за процессом. При длительном использовании электролит может закипеть, а это может стать причиной замыкания аккумулятора и даже его возгорания.
  3. Автоматические (комбинированные). Эти современные зарядные устройства сначала заряжают аккумулятор неизменным постоянным током при меняющемся напряжении, но потом, с постепенной зарядкой аккумулятора, напряжение фиксируется, а ток плавно уменьшается. При достижении полного заряда аккумулятора устройство автоматически выключается.

Проверить состояние аккумуляторной батареи можно несколькими способами.

  1. С помощью обычного тестера. Тестер ставиться в режим вольтметра и при выключенном автомобиле замеряется напряжение. Если эту процедуру сделать при включенном двигателе, вы узнаете идёт ли заряд с генератора. Напряжение при выключенном автомобиле должно быть близким к 12 В.
  2. Нагрузочной катушкой. По конструкции она представляет собой сопротивление 0,018 – 0,020 Ом с вольтметром, подсоединенным параллельно. Этот агрегат подсоединяется на 5 – 7 секунд и затем снимаются показания с вольтметра.
  3. По индикатору на батарее. На некоторых типах аккумуляторов установлен гидрометрический индикатор, который представляет собой маленький глазок. В этом глазке меняются цвета индикатора. Если цвет зелёный, то аккумулятор заряжен. Если белый, требуется зарядка аккумулятора, а если тёмный, заряд на минимуме и возможно требуется доливка электролита.

О том, как происходит автомобиля, вы сможете узнать в подробном материале нашего специалиста.

Когда необходима зарядка АКБ

Так как автомобильный генератор не способен полностью зарядить батарею, а лишь на 60%, заряжать аккумуляторную батарею рекомендуется хотя бы раз в сезон, перед холодами. Так же следует следить за показаниями гидрометрического индикатора, если он есть.

Первым признаком того, что АКБ нуждается в зарядке, является пуск автомобиля. Если стартер крутится быстро, то всё в норме. Если же медленно и скорость вращения идёт как бы на затухание, это свидетельствует о малом заряде.

На что следует обратить внимание и меры предосторожности

Поскольку в АКБ используется серная кислота, нужно быть аккуратным и соблюдать технику безопасности. Зарядку следует производить в проветриваемом нежилом помещении при температуре окружающей среды от +10 градусов Цельсия.

Часто задают вопрос, можно ли заряжать аккумулятор не снимая? Да, можно. Но при плюсовой температуре. Если заряжать при минусовой, КПД зарядки уменьшается. Кроме того, когда АКБ долгое время находится на морозе, электролит может подмерзать. Именно поэтому аккумулятор следует заносить в тёплое помещение, где он «разморозиться» и только тогда начинать зарядку.

Подготовка АКБ к зарядке, снятие с автомобиля

Перед зарядкой желательно протереть АКБ содовым раствором, это даст возможность убрать остатки кислоты с поверхности. Раствор приготовить прост: одна столовая ложка соды на стакан воды. Если при протирании раствор начнёт шипеть, значит остатки кислоты присутствуют.

После снятия с автомобиля аккумулятора, нужно открутить крышечки с баночек и положить их сверху. Это даст возможность электролиту испарятся при нагревании и не выплескиваться из баночек. Так же следует проверить уровень электролита.

Его можно определить на глаз. Если все пластины полностью погружены в электролит на 0,5 см, значит уровень в норме. Так же стоит обращать внимание на уровни в соседних баночках, они должны быть везде одинаковыми. Если уровень меньше нужного, можно долить дистиллированной воды.

Если же АКБ необслуживаемый (то есть, нет крышечек), эту процедуру игнорируем.

Подключение зарядного устройства

При подключении зарядного устройства соблюдайте полярность. На плюсовую клемму («+») на АКБ нужно подсоединять плюсовую клемму зарядного устройства. К минусовой («-») подсоединяем именно минусовую зарядного устройства. Если перепутать полярность, это приведёт к короткому замыканию и выходу из строя зарядного устройства и аккумулятора. Поэтому стоит быть внимательными. Клеммы промаркированы и на АКБ, и на зарядном устройстве.

На большинстве зарядных плюсовая клемма окрашивается в красный цвет, а минусовая в чёрный.

Продолжительность зарядки, контроль за процессом

Заряжать АКБ рекомендуется малыми токами, это даст возможность всем пластинам равномерно распределить заряд, а электролиту не перегреться. Использовать силу тока следует не более 1/10 ёмкости батареи. Она указана на корпусе и обозначается «А/час».

Если зарядное устройство автоматическое и не имеет регуляторных рычагов, значит свои настройки внести невозможно. Обычно такие приборы оснащены индикаторными лампами, обозначающими на каком этапе зарядка АКБ. И при полном заряде загорается зелёная лампочка.

Если в зарядное устройство встроен амперметр, то зарядка будет считается выполненной, когда стрелка прибора установится на нуле.

Время напрямую зависит от силы тока зарядки. Если аккумулятор нужно зарядить срочно, можно осуществить процесс, используя высокие токи, но это уменьшает запас работы батареи. Если спешки нет, то заряжайте малыми токами. При такой зарядке, обычно, процесс не занимает более 8 часов.

Следите за электролитом, если он начал закипать уменьшите силу тока.

Окончание зарядки, установка АКБ на автомобиль

По окончании зарядки отсоедините зарядные провода, закрутите крышечки на баночках и протрите АКБ содовым раствором снова. При зарядке капельки электролита испаряются из баночек и оседают на корпусе. Если не убрать электролит с поверхности, может произойти утечка тока по корпусу и аккумулятор быстро разрядится. Эта проблема очень распространенная, так как 80 % автолюбителей этого попросту не знают. Электролит на корпусе особо не видно, он лежит тонкой плёнкой, но этого достаточно чтобы ток проходил по корпусу устройства.

При подключении обратите внимание на состояние клемм и их плотное прижатие к клеммам АКБ. Они не должны быть окисленными и должны плотно прилегать.

Как зарядить автомобильный АКБ при отсутствии зарядки

Если зарядное устройство отсутствует, а зарядить срочно требуется, можно воспользоваться следующими способами:

  1. Использование переносного пуско-зарядного устройства. Оно напоминает небольшой аккумулятор, заряда которого хватает на пуск двигателя.
  2. Собрать самодельное зарядное устройство, если есть под рукой нужные элементы. Для этого требуется диодный мост, резистор, мультиметр и лампочка, а так же некоторые познания в электротехнике и навык работы с паяльником.
  3. Если на морозе АКБ не показывает признаков жизни, следует его снять и занести в тёплое помещение на 30 минут. Электролит нагреется, и вы сможете завести автомобиль.
  4. Использовать устройство для зарядки ноутбука. На выходе она выдаёт 18 В. В схему последовательно нужно вставить лампочку от фары, она будет играть роль резистора. Тогда ток не будет превышать 2 А, но для полного заряда АКБ таким способом потребуется около 20 часов.

Заключение

При зарядке АКБ используйте все те советы, которые были даны выше и не забывайте про технику безопасности. Берегите глаза от попадания туда кислоты с аккумуляторной батареи, тщательно мойте руки после контакта с крышечками и баночками на АКБ. Заряжать следует в тёплом помещении с хорошей вентиляцией, в отсутствие детей. Выбирайте зарядное устройство только проверенных брендов, исходя из характеристик вашего аккумулятора, и тогда он верно прослужит вам долгое время.

(25 оценок, среднее: 4,12 из 5)