Что такое стартер в машине. Стартеры: как они устроены и как их ремонтировать

Как уже говорилось, стартер — это технически сложное устройство. Но это только технически. На самом же деле устройство стартера довольно простое, и именно поэтому он считается достаточно надежным агрегатом автомобиля. Для начала давайте разберемся, зачем же вообще он нужен?

Зачем нужен стартер

Если не вдаваться в подробности и различные технические определения, то он нужен исключительно для того, чтобы Ваша машина завелась. Вы, наверное, не раз замечали, что машина иногда заводится по-разному: бывает схватывает сразу, бывает прокручивает, а бывает и вовсе не заводится. Справедливости ради следует оговориться, что не всегда дело только в нем, но зачастую виноват именно он.

Существует 4 типа стартеров: обычный, редукционный, планетарный и планетарный с сегментной обмоткой.


А. Обычный В. Редукционный С. Планетарный
D. C планетарным редуктором и сегментной обмоткой. 1. Шестерня коленчатого вала 2. Якорь 3. Промежуточная шестерня 4. Планетарная передача 5. Постоянный магнит

Мы выявили назначение стартера , а теперь давайте разберемся как же он все-таки устроен, из чего он состоит. Для чего нам это нужно, спросите Вы. Это нужно для того, чтобы когда Вы приедете на ремонт, Вас не начали «разводить». Если Вы поедете на к нам, можете смело пропускать состав агрегата и сразу приезжать к нам на бесплатную диагностику.


Итак, в стартер входят : бендикс, шестерня, стопорное кольце, втулки, маска, пружина, вилки, сердечник втягивающего реле, само втягивающее реле, контактные болты, жгут, щетки, собственно щеточный узел, коллектор, ротор, статор и редуктор.

Не стоит пугаться, все не так сложно. Немного упростим информацию с рисунка.

Бендикс (он же обгонная муфта). Он отвечает за прокручивание маховика и является чуть-ли не самой главной деталью агрегата. Основной задачей является защита стартера в момент его сцепки с двигателем машины и дальнейшей его работы от губительного воздействия последнего. Если машина не заводится с первого оборота, то мы обычно крутим ключем пока не заведется, тем самым создавая огромную нагрузку на агрегат. Без обгонной муфты мы бы после пары таких «прокрутов» постоянно ездили бы в сервис на эвакуаторе (ну или на буксире). Также не стоит забывать, что рабочий диапазон стартера всего 50-100 оборотов в минуту, а у двигателя автомобиля такой диапазон в разы выше, и если бы не бендикс, агрегат попросту бы сгорал через несколько минут работы двигателя.

Втягивающее реле. Оно отвечает за включение и выключение стартера. Когда мы садимся за руль и поворачиваем ключ в замке зажигания для заводки автомобиля, на катушку втягивающего реле подается ток и в его обмотке создается магнитное поле. Магнитное поле втягивает сердечник вовнутрь, который в свою очередь выталкивает бендикс в маховик, после чего и заводится двигатель. Как только двигатель запущен, бендикс втягивается обратно. Если бы этого не происходило, Вы бы еще чаще приезжали к нам на сервис.

Щетки. Они отвечают за подачу тока на якорь и находятся, как это было бы ни странно, в щеточном узле. При больших нагрузках на стартер имеют свойство изнашиваться. Также, как и у любого другого компонента, у них есть определенный ресурс.

Основные части стартера мы рассмотрели, на других заострять внимание не будем, не хотим делать из статьи пособие «собери сам», да и Вы, наверное, уже устали все это читать.

Спасибо Вам за внимание.

Приезжайте к нам, мы будем Вам рады.

Искренне Ваша, команда мастеров Piter-Start.

Помните, что исправный стартер – залог безотказности Вашего автомобиля в любых погодных условиях.

Что такое стартер и зачем он нужен? Для того чтобы запустить двигатель необходимо повернуть коленчатый вал, чтобы создать вспышку рабочей смеси в одном из цилиндров мотора. Эту функцию в автомобиле выполняет стартер, электродвигатель постоянного тока. От минимальной частоты вращения коленчатого вала (пусковая частота), и момента сопротивления проворачиванию коленчатого вала зависит мощность стартера. Пусковая частота зависит от условий зажигания и смесеобразования, а момент сопротивления проворачиванию прямо пропорционален рабочему объему двигателя. У карбюраторных двигателей минимальная пусковая частота равна 40 – 50 об/мин, а у дизельных двигателей 100 – 250 об/мин.

Схема стартера.


Стартер имеет четыре щетки (две отрицательные и две положительные) и четыре магнитных полюса. Две параллельно включаемые обмотки возбуждения намагничивают полюса (по два полюса каждая). Сам стартер включается при помощи электромагнитов. Обладая небольшой массой и габаритами стартер, вращая маховик, движет всю кривошипно-поршневую группу мотора.

Неисправности стартера.

Стартер служит примерно 5-6 лет. Перечислим основные причины, по которым стартер выходит из строя:

  • Первая причина это так называемый эффект лавинных поломок. Если имеется дефект в цепи электропитания, то стартеру не хватает мощности провернуть весь механизм. Из-за этого возникает электрическая дуга между коллектором и щетками, которая в свою очередь приводит к выжиганию коллектора.
  • При долгом прокручивании стартера происходит чрезмерный разогрев обмотки и интенсивный износ втулок, как итог портиться изоляция.
  • Если втулка выходит из строя, начинает бить вал якоря, а это приводит к разбитию планетарного механизма и зубьев венца маховика.

Стартер представляет собой электромеханическое устройство. Это говорит о том, что принцип работы стартера заключается в использовании электрической энергии аккумулятора и преобразовании её в механическую.

Внутреннее устройство агрегата:

Стартер делится на 5 основных элементов:

  1. Корпус сделан из стали и выполнен в форме цилиндра. На внешней стенке находятся 4 обмотки возбуждения (обычно их 4, или больше) и сердечники (они же «полюса»). Все скрепляется винтовыми соединениями. Винт скручивается в сердечник для прижатия обмотки к стенке. На корпусе имеются специальные отверстия для креплений передней части аппарата, где двигается обгонная муфта.
  2. Якорь – это ось из специальной стали, на которую запрессованы якорь с коллекторными пластинами. В сердечники есть специальные пазы для укладки якорных обмоток. Концами обмотки закреплены к коллекторной пластине. Пластины коллектора расположены на круге и устанавливаются на диэлектрической платформе. Диаметр сердечника зависит от диаметра корпуса. Якорь закрепляется на передней и задней крышках с помощью втулок, сделанных из меди и стали. Втулки являются еще и подшипниками.
  3. Реле для тяги устанавливается на корпусе аппарата. В задней части корпуса силового реле находятся контакты – «пятаки», подвижный контакт-перемычка из мягкого металла. «Пятаки» — это простые болтики, загнанные в крышку тягового реле. С помощью гаек на него надеваются аккумуляторные силовые провода, а также провода плюсовых щеток. Сердечник соединяется с обгонной муфтой с помощью коромысла, называемым бенедиксом (название произошло от фамилии американского инженера Бенедикса, который его создал).
  4. Бенедикс плотно закрепляется на валу и является роликовым механизмом, связанный с зацепляющей шестеренкой в венцу маховика. Когда на бенедикс подается крутящий момент, сепараторные ролики выдвигаются из пазов, крепко фиксируя шестеренку к внешней обойме. Вращаясь в противоположную сторону, ролики попадают в сепаратор, а шестерня начинает свое вращение, не завися от наружной обоймы.
  5. Через щеткодержатель подается прямое напряжение на щетки из меди и графита, переходящее на якорные коллекторные пластинки. По виду щеткодержатель является диэлектрической обоймой со вставками из металла, а щетки расположены внутри него. Щеточные контакты привариваются к точечным пластинам при помощи сварки. Полюсные пластины – это хвосты обмоток возбуждения.

Для того, чтобы двигатель автомобиля имел возможность завестись, в его недрах происходят такие процессы:

  • после замыкания контактов в замке зажигания, ток направляется через реле стартера на втягивающую обмотку тягового реле;
  • якорь втягивающего реле, передвигаясь внутрь корпуса, выдвигает бендикс из корпуса и вводит в зацепление его шестерню с венцом маховика;
  • когда якорь втягивающего реле достигает конечной точки, происходит замыкание контактов и ток поступает на удерживающую обмотку реле и обмотку электромотора стартера;
  • вращение вала стартера приводит к запуску мотора машины. После того, как скорость вращения маховика превышает скорость вращения вала стартера, бендикс выходит из зацепления с венцом и с помощью возвратной пружины устанавливается в исходное положение;
  • когда ключ в замке зажигания с пуском мотора возвращается в первое положение, подача электроэнергии на стартер прекращается.

Среди неисправностей стартера следует отметить следующее:

  • включение стартера не развивает нужную частоту вращения коленвала двигателя (он проворачивается медленно);
  • включение стартера провоцирует скрежет шестерни стартера, не входящей в зацепление;
  • стартер не приводится в действие;
  • якорь стартера вращается, однако узел не проворачивает коленвал;
  • стартер после запуска двигателя не выключается.

Причины этих неполадок такие:

  • плохое крепление стартера или слабое крепление полюса стартера;
  • не соответствующее масло в картере двигателя;
  • неисправность или разряд аккумуляторной батареи;
  • плохой контакт щеток или слабая затяжка наконечников проводов;
  • короткое замыкание в обмотках стартера;
  • привод тяжело ходит по нарезке вала;
  • зубья венца маховика пришли в непригодность;
  • ход шестерни привода и момента замыкания контактов включателя не отрегулирован должным образом;
  • отсутствует контакт при включении зажигания или замок зажигания пришел в непригодность;
  • ослаблена буферная пружина привода стартера;
  • блокировка привода на валу якоря;
  • подгорание контактов реле или его непригодность к эксплуатации;
  • износ подшипников;
  • шестерня привода «опаздывает» выйти из зацепления с зубчатым венцом.

Только своевременные диагностические мероприятия, а также качественное, профессиональное обслуживание предотвратит подобные казусы, а если это уже произошло – воспользуйтесь услугами специалистов нашего Сервисного центра «СтартеР».

Признаки и причины нарушения работы стартера:

Вопрос: почему стартер не включается?

Ответ: могут быть нарушенными контактные соединения, что-то оборвалось в цепях стартера либо причина в коротком замыкании. Кроме того, может внутри тягового реле возникла неполадка.

Вопрос: откуда возникает звук щелчка в процессе запуска стартера?

Ответ: причиной может стать разряженный аккумулятор, ослабление контактов в стартерной цепи либо неисправность обмотки тягового реле.

Вопрос: почему при включении стартера якорь не вращается, а если вращается, то медленно?

Ответ: такое происходит в основном из-за разряженного аккумулятора. Кроме того, причинами могут быть сгоревшие контакты тягового реле, нарушения контактных соединений, грязный коллектор, старые щетки, также может в обмотках произошло замыкание.

Вопрос: какова причина заедания замка зажигания в положении Старт?

Ответ: скорее всего, бендикс не вышел из сцепления, которое было с маховиком. Мотор раскрутил стартерный якорь, в результате чего сгорел стартер.

Вопрос: почему в зажигании постоянно случается залипание?

Ответ: причиной является работа стартера после заведения двигателя. В ремонте нет смысла, ведь стартер все равно будет ломаться.

Вопрос: в чем секрет быстрого износа стартера?

Ответ: когда двигатель запускается, якорь стартера совершает обороты с частотой полторы тысячи в минуту, из-за пары лишних секунд количество оборотов увеличивается примерно на 5 тысяч. Поэтому ресурс втулок, щеток, бендикса, вилки и коллектора исчерпывается быстрее.

Вопрос: почему после запуска двигателя стартер не выключился?

Ответ: причиной могут стать неполадки муфты свободного хода в стартере либо внутри тягового реле спеклись контакты.

Вопрос: что случилось, если якорь стартера при включении вращается, а маховик остается неподвижным?

Ответ: все из-за повреждений зубьев маховика либо шестерни привода, неполадок в рычаге, ослаблений креплений к стартеру картера сцепления, пробуксовки муфты хода прибора либо неполадок в поводковом кольце.

Вопрос: какова причина потери мощности стартера в прогретом автомобиле?

Ответ: такая потеря прячется:

  • в крепежных болтах;
  • в посадочных местах крепления;
  • среди прогнивших силовых проводов под оплеткой;
  • в окисленных местах спрессовки проводов и контактных клемм;
  • на ржавых крепежных болтах и гайках.

Инструкции по использованию:

Нужно помнить, что стартер - это мощный электродвигатель, но исключительно кратковременного действия. Не забывайте об этом, старайтесь следовать важным инструкциям:

Включайте стартер не более чем на 10 сек. Если двигатель автомобиля не запустился, на 30 секунд оставьте в покое стартер, так как он охлаждается крайне медленно. После 2-3 безуспешных пусков двигателя сделайте 4-минутную паузу.

Следите за контактами в клеммах аккумуляторной батареи. Частенько бывает, что клеммы окисляются, и стартер не принимает нужный ему ток, вследствие чего не развивает достаточный крутящий момент. Двигатель не запускается, и мы вместо очищения клемм несем узел в ремонт. Конечно, мастера объяснят причину, но время потрачено зря.

После пуска двигателя выключайте стартер. Если этого не сделать, то 2-3 секунды просто уничтожат узел. Ведь при пуске двигателя якорь стартера имеет частоту вращения 1500 оборотов/минуту, а после пуска якорь начнет вращаться с большей во много раз скоростью (если бендикс зацеплен с маховиком двигателя). Увеличение оборотов повлечет увеличение износа всех деталей стартера, что повлечет полное разрушение узла. Следите за этим моментом, не допускайте такого бессмысленного вращения. Этот же эффект присущ при неисправностях замка зажигания.

Не двигайтесь автомобилем с помощью стартера. Стоит учесть, что чем меньше обороты, тем больше тока поступает на обмотки стартера. Если вы поставите машину на ручной тормоз, включите передачу, а потом включите стартер, то через 30 секунд такого безумия обмотки узла просто сгорят, да и еще аккумулятор придет в непригодность.

Берегите свой автомобиль, и он не раз придет к вам на помощь.

Как-то не слишком задумаешься о том, как работают системы автомобиля. До тех пор, пока что-то не выйдет из строя. И этим чем-то часто оказывается стартер, который предназначен для запуска двигателя. Чаще всего ломается его механическая часть, немного реже электрическая. Чтобы провести диагностику и ремонт, необходимо знать принцип работы стартера и его основные узлы. И небольшие, хотя бы общие, познания в электротехнике, не окажутся лишними. Так из каких же основных узлов состоит стартер и почему он крутится только при повороте ключа до упора?

Устройство и принцип работы

Стартер – это двигатель постоянного тока, у него имеется две обмотки (роторная и статорная). На роторе обмотка предназначена для создания электромагнитного поля, без которого невозможно получить движение. Вокруг ротора создается одно магнитное поле, а вокруг статора – поле, ему противодействующее. Получается, что одно толкает второе и приводит в движение ротор двигателя. Это если описать простым и доступным языком.

На статоре обмотка неподвижная, подать напряжение на нее довольно просто. А вот ротор – это подвижная деталь, поэтому приходится пользоваться щеточным узлом. Напряжение питания через щетки подается к ламелям на коллекторе , а далее на обмотку ротора. Щеточный узел – это самая уязвимая часть в стартере , так как он состоит из меди и графита. Материал такой, что быстро стирается, поэтому щеткам требуется замена.

Бендикс – это элемент, который служит для передачи движения от ротора стартера к маховику. Он состоит из обгонной муфты, шестерни и вилки. Муфта дает механизму вращаться в одну только сторону. Вилка соединяет втягивающее реле и непосредственно бендикс. С ее помощью происходит движение шестерни с обгонной муфтой по ротору. Можно встретить две конструкции стартеров. Скоростные, в которых использован планетарный редуктор, ротор двигателя и конечный вал не цельные. И простая конструкция, в которой вал цельный от начала до конца.

Признаки неисправности стартера

Часто случается неисправность, когда стартер вращается, а маховик не приводится в движение. При этом слышны посторонние металлические звуки, скрежет. Это говорит о том, что венец на маховике износился и требует замены. Стоит заметить, что при прокручивании коленчатого вала на несколько сантиметров, стартер «схватывает » и автомобиль заводится . Для ремонта потребуется снимать коробку передач и менять венец. В крайнем случае, его можно просто перевернуть, так как изнашивается он до середины.

А вот если крутится стартер, но движение не передается, при этом нет посторонних звуков, и при прокручивании коленвала не заводится двигатель, то проблема в обгонной муфте. Снимите стартер, разберите его, проверьте муфту. Если она свободно вращается в обе стороны, то сразу же замените ее. Обычно муфта идет в единой конструкции с вилкой и шестерней.

А вот в случае, если не слышно щелчка втягивающего реле, то можно судить о том, что есть две поломки. Самая безобидная – это севший аккумулятор, поэтому не хватает тока для притягивания якоря. Если же аккумулятор заряжен, то неисправность во втягивающем реле. Либо сгорела обмотка, либо контакты подгорели и перестали проводить электричество.

Стартер - электродвигатель, который обеспечивает начальную раскрутку коленчатого вала двигателя автомобиля до частоты вращения, необходимой для запуска двигателя. Если стартер выходит из строя, то завести автомобиль просто невозможно, особенно это касается машин с автоматическими коробками передач. С механическими КПП, возможен запуск двигателя, как говориться "с толкача" - с буксира, но дело это хлопотное и позволяет произвести запуск двигателя лишь для того, чтобы добраться до сервиса. Недорогой ремонт стартеров в Москве в нашей мастерской - отличное решение.

Устройство стартера

Стартер состоит из нескольких основных частей:

  • непосредственно сам электродвигатель (ротор и статор)
  • обгонная муфта (бендикс)
  • щетки
  • втулки
  • вилка

Электродвигатель стартера, который состоит как и все электродвигатели, из ротора, статора и щеточного узла, естественно обеспечивает вращение вала стартера. Втягивающее реле - срабатывая при повороте ключа в позицию "запуск двигателя" выполняет две функции. Толкает шестерню стартера для зацепления с моховиков двигателя и одновременно замыкает контакты цепи двигателя стартера для его включения. И наконец обгонная муфта стартера (народное название "бендикс" по фамилии изобретателя), которая предотвращает передачу крутящего момента от ведомого вала ведущему, если по какой-то причине обороты двигателя автомобиля превышают обороты стартера. Проще сказать, что шестерня стартера в одну сторону вращается, а в другую нет.

Неисправности стартера

Различают механические и электрические неисправности стартера. К механическим относятся неисправности типа: износ подшипников вала стартера, неисправность обгонной муфты, износ вилки втягивающего реле, заедание механизмов стартера и так далее. К электрическим: неисправность втягивающего реле, статора и ротора электродвигателя, неисправность щеточного узла, окисление контактов и так далее.

Некоторые из поломок стартера можно ликвидировать и самому автолюбителю, конечно, при условии наличия определенных навыков. Еще все зависит от модели машины. Бывает такое, что доступ к стартеру достаточно ограничен и невозможность его демонтажа в обычных условиях, все равно приводит к обращению в специализированные мастерские.

Поломка стартера - не приговор к его замене. Стартеры на иномарки, вещь не дешевая. Гораздо выгоднее в случае его поломки обратиться в сервис, занимающийся ремонтом стартеров. Переборка стартера и замена лишь одной детали обойдется куда дешевле, чем покупка нового.

Мы отремонтируем стартер за короткое время. В наличии комплектующие на все модели стартеров. Предоставим эвакуатор, в случае неспособности передвижения Вашего автомобиля.

за 5 минут

Укажите номер телефона:

С Вами свяжется наш специалист и расчитает стоимость ремонта


Опыт работы 12 лет. Родился в калужской области. Образование: Московский автомобильный университет. Специальность "Автоэлектрик"


Опыт работы 7 лет. Родился в Москве. Образование: Московский автомобильный колледж 76. Специальность "Автоэлектрик"


Опыт работы 7 лет. Родился Краснодарский край. Образование Краснодарский автомобильный техникум. Специальность "Автомеханик"




По устройству и принципу работы редукторный стартер достаточно схож обычными моделями, но имеются и различия. Вал двигателя немного короче, так как у него отсутствует обгонная муфта с рабочей шестерней. В принципе в конструкции используется уже 2-а вала, причем у обоих, естественно, 2-е опоры. Если некоторые модели стартеров характеризуются тем, что опорная втулка у них находится в картере сцепления, то в редукторном типе опоры стоят так же и внутри корпуса. Обмотка якоря в 5712,3708 не просто установлена в пазах клиньями, а залита компаундом, что позволяет конструкции быть более цельной и выдерживать большей нагрузки.
Данный, уже значительно меньшего размера редукторный стартер, так же закрепляется на 3-и болта, как и другие. И в его устройстве имеется почти похожее втягивающее реле. При поступлении напряжения на управляющий контакт реле, в его 1й обмотке возникает силовое магнитное поле, и якорь втягивается вовнутрь сердечника, а потом через рычаг привода двигает обгонную муфту с шестерней вдоль 2-го вала стартера. Когда якорь доходит до крайнего положения, 1-я обмотка выключается, сохраняя свою позицию при помощи 2-й (удерживающей обмотке). Смыкаются пятаковые контакты на задней крышке реле, и по ним, более высокой силы ток, идет от аккумулятора сразу к электродвигателю устройства. Выдвинутая с маховиком двигателя автомобиля шестерня может вращать коленчатый вал более 50 об. в мин.
Небольшой двигатель данного стартера применяет уменьшенные постоянные магниты. Из-за больших оборотов очень часто страдает щеточно-коллекторный узел. Конструктивно он выдуман с достаточным запасом прочности, ведь в нем установлены щётки с огромным содержанием графита, но они в любом из стартеров когда-нибудь стираются и требуют замены. Корпус стартера закреплен болтами и достаточно снять его заднюю крышку, как сразу появиться доступ к коллекторному отделу. Вытащив ротор, можно добраться практически к всем узлам стартера.

Основные проблемы стартера

Для пуска двигателя машины нужно создать вращение коленчатого вала именно для того, чтобы образовалась вспышка рабочей смеси в одном из цилиндрах. Для этого применяются электродвигатель постоянного тока, или как его еще называют - стартер.
Мощность стартера зависит от сопротивления проворачивания вала и маленькой частоте вращения. При помощи этого, в цилиндрах образуются вспышки (пусковая частота).
Минимально допустимая пусковая частота карбюраторных двигателей приравнивается к 40-50 об/мин, а дизельных от 100 до 250 об/мин.
В стартере имеется 4-е магнитных полюса и столько же щеток (две являются положительными и две отрицательными). Любая из двух имеющихся параллельно подключенных обмоток возбуждения намагничивает по 2-а полюса. Стартер создает процесс работы при помощи электромагнитов.
Срок работоспособности любого стартера в 2-а раза меньше, чем у двигателя: приблизительно семь лет эксплуатации.
Основные проблемы стартера:
- Стартер может быть подвержен эффекту "лавинных" поломок. При появлении поломки в действующей цепи электропитания, стартеру не хватает достаточной мощи для того, чтобы провернуть огромную массу, нагруженного на него механизма. В процессе между щетками и коллектором происходит электрическая дуга, которая способна выжечь коллектор.
- Если создавать долгое вращение стартера, то наступает интенсивный износ втулок и сильный разогрев обмотки, что может испортить изоляцию.
- Втулки. Во втулках стартера создается вращение вала якоря. Когда втулка выходит из строя, вал якоря начинает биение, и в конечном итоге разбивает механизм и все зубья маховика. Если якорь начинает биение по статору, то не справиться без его замены, хоть и возможно понадобиться замена самого венца маховика
Вопрос о своевременной профилактики и диагностики проблемы стартера актуален не только для автомобилей, которые эксплуатировались очень долгое время, но и для свежепригнанных авто.

Проверка стартера

Для поверки исправности стартера и правильности его сборки необходимо проверить:
а) правильность отрегулируемого привода включения стартера;
б) работу стартера на холостом ходу и при торможении.
Если нет под рукой специального стенда, то проверка стартера на работоспособность может осуществляться при помощи полностью заряженной аккумуляторной батареи 6-СТ-42, такого прибора как вольтметр со шкалой 0-30 В, амперметра до 1000 А, а так же с помощью тахометра или динамометра.
В проверки стартер хорошо закрепляют в тесках и соединяют с аккумулятором проводами, сечение которых не меньше чем 16 мм. Потребляемый ток и количество оборотов якоря при проверке пригодности стартера на холостом ходу осуществляется только после долгой обкатки стартера (не менее 30-40 сек). Полностью исправный стартер при напряжении 12 В должен потреблять ток не более 45 А. и развивать обороты не меньше 5000 в минуту.
Если же потребляемый ток очень повышен, то маленькое количество оборотов свидетельствуют о неправильной сборке устройства или имеется замыкание в самой обмотке. Маленькая величина потребляемого тока и пониженное число оборотов якоря предупреждают о плохом контакте в соединениях проводки или о слабом натяжение пружин щеток.
Стартер при осуществлении полного торможения, можно проверить при помощи рычага, который закреплен на шестеренке привода стартера, присоединенного к динамометру.
Для того, чтобы избежать сильного перегрева стартера, тормозной момент необходимо проверять по истечению маленького промежутка времени. Хорошо исправный стартер при напряжении 12 В обязан потреблять ток не больше чем 285 А. и развивать тормозной момент не меньше 0,9 кГм.

Достаточно большой потребляемый ток и пониженный тормозной момент указывают, в первую очередь, на неисправность самой обмотки якоря или же обмотки возбуждения. А при пониженном токе на клеммах стартера предупреждают о плохом контакте в проводке или о неисправности аккумулятора.