Чистка дроссельной заслонки – мелочь или необходимость? Как почистить дроссельную заслонку самому? Подготовка инструментов.

Многие автовладельцы по привычке мелкий ремонт своих автомобилей проводят дома, самостоятельно. , тосола, – ну какой уважающий себя «водила» откажет себе в удовольствие поковыряться в машине. Это же относится и к такому мелкому ремонту как чистка дроссельной заслонки в карбюраторе автомобиля. О том, как почистить дроссельную заслонку в домашних условиях мы расскажем в нашей статье.

Для чего нужна дроссельная заслонка

Первоначально следует разобраться с принципом ее работы, а также рассмотрев механизм, затем, если проверка дроссельной заслонки обнаружила загрязнения, приступаем к процедуре ее чистки. Дроссельная заслонка располагается перед впускным коллектором. Она предназначена для входа воздуха в коллектор, соответственно, чем больше открыта заслонка, тем лучше проходимость воздушного потока. Воздух, смешиваясь с топливом, поступает в камеру сгорания, тем самым, чем больше объем воздушно – топливной смеси, тем выше вырабатываемая мощность. Нажатием на педаль акселератора, водитель управляет процессом открытия и закрытия дроссельной заслонки, то есть, регулируя положение дроссельной заслонки. Педаль газа связывает с заслонкой тросик газа посредством механического привода. Хотя в настоящее время в конструкциях автомобилей встречается заслонка воздушная с ручным управлением.

Когда ремонтировать?

Дроссельная заслонка – одна из тех деталей автомобиля, которая реже всех остальных требует ремонта, срок ее эксплуатации равен сроку эксплуатации самого автомобиля. Таким образом, замена дроссельной заслонки требуется крайне редко, и только в случаях, когда она имеет механические повреждения. А вот что касается загрязнений, то они выражаются в наличии масляных пятен, отложений, как на самой заслонке, так и на ее корпусе. Причинами таких загрязнений является, так называемая, масляная пыль, картерные газы.

Первыми признаками наличия загрязнений на дроссельной заслонки являются:

  • плавающие обороты на холостом ходу;
  • подергивания автомобиля на малых скоростях;
  • провалы при холостом ходу.

При наличии такой симптоматики у вашей машины, следует помнить о том, что замена дроссельной заслонки не требуется, а вот очистка от загрязнений необходима.

Техника промывки

И так, рассмотрим вопрос о том, как промыть дроссельную заслонку и каков алгоритм работы. Для начала необходимо произвести демонтаж механизма, он заключается в том, что корпус дросселя необходимо освободить от воздушной гофры. Помним, что при механическом приводе педаль газа – это регулятор дроссельной заслонки. То есть, для того, что отсоединить тросик газа от механического привода дросселя, достаточно вытолкнуть «грузик» нажатием на педаль газа. Далее отсоединяем шланги охлаждающей жидкости, при этом соблюдаем меры предосторожности, то есть выполняем все работы, что называется на «холодную», дабы избежать ожогов и травм. Отсоединив шланги, проверьте, что вся жидкость вытекла. После освобождения корпуса демонтируется прокладка дроссельной заслонки и непосредственно сама заслонка. Она обычно крепиться двумя болтами или гайками, открутив которые освобождается дроссельная заслонка. После снятия прокладки необходимо проверить наличие ее остатков на впускном коллекторе. При наличии загрязнений, производим очистку основания впускного коллектора. Кроме того, не рекомендуется после промывки использовать старую прокладку, лучше всего приобрести новую. Несколько иного подхода требует замена датчика дроссельной заслонки.

Чем чистить

Промывка дроссельной заслонки не требует специализированных средств и приспособлений, достаточно аэрозоли и тряпки. Аэрозоль наносим на очищаемую поверхность. Оставляем на 15 минут, затем при помощи тряпки производим очистку труднодоступных мест. Не следует заливать жидкостью весь корпус заслонки, так как она очень агрессивно воздействует на пластиковые и резиновые элементы, а также может повредить датчик ТРС. Также не следует в ходе очистки применять всевозможные щетки, так как ими можно повредить специальный защитный слой, который наносится на внутренние стенки блока дроссельной заслонки. Кроме того, щетка может повредить уплотнительное покрытие, расположенное по контуру дросселя.

Видео — «Как чистить дроссельную заслонку»

Функцию регулирования подачи воздуха во впускной коллектор силового агрегата выполняет ДЗ (дроссельная заслонка). Взаимодействует:

  1. С механическим приводом;
  2. С электромотором.

Эти механизмы отвечают за своевременное открытие и закрытие заслонки. Чистка дроссельной заслонки выполняется нечасто. Работы необходимо выполнять только в том случае, когда появляются явные признаки сбоев в работе данного узла.

Что может указать на увеличенный нагар

Водитель должен знать, по каким признакам можно определить неисправность или сбои в работе узла. К ним относится:

  • Нестабильная, прерывистая работа силового агрегата. Автомобиль дёргается на скорости менее 20 км/час;
  • «Плавают» обороты на холостом ходу, силовой агрегат глохнет;
  • Возможно, зависание оборотов мотора;
  • Провалы оборотов двигателя до полной остановки;
  • С трудом запускается двигатель.

В связи с этим возникает вопрос, как почистить дроссельную заслонку, какие средства использовать. Итак, всё по порядку. Существуют два пути решения вопроса. Выполнить чистку дроссельной заслонки своими руками или обратиться к специалистам СТО.

На заметку. При проведении очисти, следует знать, что процесс, о котором идёт речь, рекомендуется выполнять после пробега транспортного средства более 100 тыс. км.

В исключительных случаях очистка узла проводится при пробеге автомобиля после 30 тыс. км. Дабы не создавать разброд и шатание в этом вопросе следует придерживаться рекомендаций производителя.

Чистка узла: этапы и последовательность работ

Возможны два варианта чистки: без снятия узла и после демонтажа. В первом случае эффективность удаления нагара будет минимальной. Чистка без снятия проводится исключительно в крайних случаях, так как нагар снимается только с заслонки, а отложения на стенках и воздушных каналах остаются.

Полная очистка даёт более ощутимый эффект. Работы начинаются со снятия узла, который расположен между впускным коллектором и воздушным фильтром двигателя .

На автомобилях разных производителей работы могут отличиться, но не существенно. На большей части транспортных средств это происходит следующим образом:

  • гофра связывает заслонку с фильтром очистки воздуха: её необходимо снять в первую очередь;
  • далее, отключаем датчик положения дроссельной заслонки и абсолютного давления (если имеется и установлен на авто);
  • потом нужно выдавить груз, который фиксирует трос педали акселератора;
  • демонтируем (отсоединяем) патрубки с охлаждающей жидкость. На этом этапе работы нужно проводить весьма осторожно. Если силовой агрегат полностью не остыл, то горячие капли технической жидкости при попадании на кожу человека могут вызвать ожог, помните об этом;
  • Отсоединяем вентиляционные шланги картерных газов и абсорбера;
  • После чего необходимо отвернуть крепления дроссельного узла и демонтировать его.

Сняв механизм, откручиваем регулятор холостого хода . Его промывка и очистка весьма желательна. Чтобы промыть весь узел необходимо использовать специальные средства.

Не забывайте! Перед промывкой узла с использованием химических средств обязательно снимите все резиновые элементы, чтобы не допустить их деформации.

Промывка дроссельной заслонки возможна с использованием бюджетных моющих средств («Карбаклинер») и более эффективных, но дорогих. Об этом читайте ниже.

Средства для очистки

При полном демонтаже можно использовать бюджетный вариант, о котором говорилось ранее. Но чаще всего промывка проводится средством для чистки карбюратора: карбиклинером. Он качественно выводит грязь, и отложения за пару минут.

Для работ нужна кисточка с мягкой щетиной, или щётка, с помощью которой, после нанесения химического вещества нужно очистить узел.

Важно! После проведения очистных мероприятий обязательно продуть дроссельную заслонку. Для этого используйте компрессор.

Но даже после «генеральной уборки» могут возникнуть проблемы. Не пугайтесь, это случается. Может обнаружиться, что после чистки дроссельной заслонки плавают обороты. Это решаемый вопрос.

Нужно проверить правильность подключения датчиков. Возможно, произошла ошибка на этапе сборки. После процедуры очистки нужно отрегулировать и настроить дроссель. Об этом знают не все водители. Или процесс настройки выполняют неправильно.

Если настройка выполнена с нарушениями, то возможно, западание и силовой агрегат будет работать на повышенных оборотах постоянно. Это приводит к увеличению расхода топлива.

Причины всё те же: неправильно выполненная регулировка и ошибка при соединении датчиков.

Когда выполнена чистка электронной дроссельной заслонки, необходима её адаптация. Дело в том, что после работ положение заслонки меняется. А электронный блок управления (ЭБУ) об этом не знает, продолжает выдавать топливо, согласно предыдущим показателям.

Нужно выставить новые обороты, используя диагностическое оборудование, предварительно сбросив старые параметры.

Использовать химические средства для очистки всего узла. Не забывать о каналах ДЗ. Наносить ОЖ (очищающую жидкость) и дать ей впитаться. Для этого нужно 5-10 минут. Прикипевший нагар удалять мягкой тряпкой.

Дроссельная заслонка – это заслонка, которая напрямую связана с педалью газа автомобиля. Дроссельные заслонки и педали газа на современных автомобилей электронные.

Основные элементы дроссельной заслонки

Как происходит контроль оборотов двигателя водителем? Нажимая на газ, он открывает дроссель, увеличивая диаметр пространства, через которое происходит питание двигателя воздухом. Чем больше воздуха попадает в двигатель, тем больше ЭБУ (компьютер) двигателя подаёт топлива, соблюдая при этом необходимую пропорцию воздух/бензин. Большая масса воздушно-топливной смеси приводит к мгновенному увеличению оборотов (и мощности соответственно).

Зачем нужно чистить дроссельную заслонку?

Проверка работы после чистки

Итак, дроссельная заслонка – это своеобразный «дыхательный орган» двигателя. Вместе с воздухом из окружающей среды в неё попадает пыль, которой удалось миновать воздушный фильтр.

Также в двигателе присутствует такая система, как система рециркуляции картерных газов. В картере накапливаются газы, состоящие из масляной пыли, отработанных газов, и топлива, которое не успело сгореть в цилиндрах.

В соответствии с современными экологическими требованиями, конструкторами принято решение отправлять эти газы обратно в цилиндры, с целью их дожигания. Газы проходят через маслоотделитель, но небольшой процент масла все же остаётся в них. Путь их к цилиндрам как раз лежит через дроссельную заслонку.

Оседание пыли

Оседание пыли

Там то и происходит смешивание масляной пыли с пылью обычной . Эта чёрная, липкая масса и оседает в рабочем пространстве дросселя, через которое воздух идёт в двигатель.

Образовавшийся слой влияет на диаметр, а следовательно, и на пропускную способность дросселя . Это влияет на работу двигателя, его реакцию на резкое нажатие педали газа. Кроме того, маслянистая смесь может попасть на КХХ, что неблаготворно влияет на ход холостых оборотов. Поэтому и нужно чистить дроссель от нежелательных образований внутри её.

Симптомы, которые могут возникать при забитом дросселе

  • При забитой дроссельной заслонке наблюдается некоторая заторможенность реакции на педаль газа . Двигатель с чистой заслонкой реагирует на нажатие акселератора гораздо живее.
  • Скопившаяся грязь в дросселе ограничивает поток воздуха, и может стать причиной неплавной работы мотора на холостых оборотах, обороты «плавают» .
  • Может наблюдаться подёргивание автомобиля при малых оборотах и скоростях
  • При очень высокой степени загрязнения возможны несанкционированные остановки двигателя, т. е. автомобиль глохнет .
  • Расход топлива. ЭБУ (компьютер) двигателя, распознав слишком слабый поток воздуха, увеличивает холостые обороты, тем самым увеличивая расход топлива .

Что делать, чтобы заслонка не загрязнялась слишком быстро

Её состояние будет зависеть от частоты замены воздушного фильтра, использования качественного масла ДВС, и исправности маслоотделителя системы рециркуляции картерных газов. В целом, процедура чистки не трудоёмкая и не дорогостоящая. Поэтому, при возникновении указанных выше симптомов, да и просто, при прохождении ТО рекомендуется проверять состояние дроссельной заслонки. Ресурс у самого узла очень высокий, но следить за ним стоит, так как он выполняет достаточно важную и тонкую работу.

Быстрый способ дроссельной заслонки

Заключение

Загрязнение дроссельной заслонки – явление естественное для неё . Чистка дросселя, в зависимости от условий эксплуатации производится достаточно редко, примерно раз в 100 тыс. км пробега. Степень загрязнения легко определить на глаз, и если металл внутри покрыт чёрным жирным слоем грязи, то пора чистить.

Причины загрязнения ДЗ:

Выработавшие свой ресурс и фильтра;

Некачественное топливо;

Износ цилиндропоршневой группы;

На фото — грязная дроссельная заслонка

Так при износе цилиндропоршневой группы увеличивается прорыв газов в картер двигателя, куда попутно попадают и частицы нагара. Это в свою очередь помимо окисления моторного масла, вызывает его загрязнение различным отложениями.

После запуска двигателя от работы коленчатого вала и шатунов в поддоне образуется масляный туман, состоящий из газов и различных примесей, которые по системе вентиляции картера поступают в узел ДЗ, вызывая появление масляных и смолистых отложений и слоя прочного нагара.

Все это в свою очередь ведет к закусыванию оси заслонки, ее неплотному прилеганию к стенкам корпуса или ее подклиниванию при работе. Соответственно это отражается на работе силовой установке, выраженной в:

Нестабильном запуске;

Холостом ходе;

И мощности;

Увеличении расхода топлива.

Перед тем, как приступить к прочистке ДЗ, при обнаружении выше перечисленных признаков, рекомендуется произвести ее визуальный осмотр. Если на оси заслонки, стенках диффузора нет каких-либо сильных отложений и нагара, то вероятнее всего, проблема вызвана другими причинами и сама чистка ничего не изменит.

Периодичность чистки заслонки

Исходя из опыта обслуживания и ремонта ДЗ необходимость в ее чистке возникает при пробеге порядка 30-50 тыс. километров, либо раньше при обнаружении признаков ее сильного загрязнения.

Средства для снятия загрязнений узла

Чистку ДЗ можно выполнять различными подручными средствами, такими как растворитель, WD40 и ему подобными препаратами. Однако при их использовании всегда остается доля риска их действия на внутренности мотора. Сегодня же есть специальные разработки именно для выполнения подобных операций по чистке сильных загрязнений, безвредные для двигателя, это такие наиболее распространенные препараты, как:

LIQUI MOLY DrosselKlappen-Reiniger (LM-5111) – 520 руб;

Mannol Carburetor Cleanor – 115 руб;

ABRO Carb&Choke Cleaner (CC-220) – 200 руб.

Очиститель дросселя от Ликви-Молли

Все эти составы отлично справляются с чисткой любых загрязнений дроссельного узла, и каждый автовладелец может сделать выбор по своему предпочтению.

Способы чистки заслонки

Очистку дроссельного узла можно выполнить как на месте, не снимая с двигателя, так и с ее демонтажем. Более качественная промывка и прочистка возможна только со снятие ДЗ, когда появляется возможность очистить все ее самые уязвимые места.

Это объясняется тем, что без снятия узла невозможно добраться до внутренних стенок и проходу воздушных каналов, что будет являться существенным минусом при работе и может не дать желаемого эффекта.

Чистка без снятия

В этом случае необходимо снять воздуховод, чтобы добраться до заслонки. Далее, используя одно из средств для очисти нанести его на стенки диффузора и саму заслонку (заслонка закрыта), затем все тщательно вытереть чистой ветошью (не оставляющей волокон).

Затем нужно поставить заслонку в открытое положение и снять загрязнения с ее боков. Сделать все возможное для попадания очистителя во все каналы узла.

Чистку нужно производить аккуратно до появления чистого металла, стараясь не прилагать значительных усилий.

Прочистка с демонтажем ДЗ

Снимается воздуховод между заслонкой и корпусом воздушного фильтра;

Открутить крепеж узла и снять все имеющиеся разъемы;

Нанести на все элементы узла и видимые каналы моющее средство;

Тщательно вытереть чистой ветошью обработанные поверхности;

Выполнить сборку в порядке, обратном снятию, поставив новую уплотнительную прокладку;

Подключиться к ЭБУ автомобиля и произвести «обучение» заслонки с новыми параметрами.

Ошибки при прочистке узла дроссельной заслонки

При кажущейся простоте операции по чистке, многие автолюбители по неопытности совершают ошибки, которые помимо того, что не дадут желаемого эффекта, еще могут и принести вред узлу либо вывести его из строя.

Так, не стоит прилагать больших усилий при чистке, так как это может повредить как саму заслонку, так и ее положения. Также нельзя очищать заслонку с использованием жестких щеток, так как на некоторых моделях стенки диффузора и сама заслонка имею заводское покрытие из молибдена.

По неопытности многие принимают это покрытие за нагар и удаляют. Это может привести либо к подклиниванию, либо к появлению щели и лишнему подсосу воздуха.

По завершению работы не выполняется обучение (адаптация) узла с новыми параметрами работы мотора и установки необходимых оборотов холостого хода.

Для стабильной работы мотора и продления «жизни» дроссельной заслонки рекомендуем, при появлении ее неисправности, выполнять ее прочистку, а также для профилактики через указанные выше 30-50 тыс. километров пробега.

Дроссельная заслонка инжектора (ДЗ) – обязательный компонент системы пуска бензиновых силовых агрегатов, которая предназначена для регулирования объёма воздуха, идущего внутрь мотора. Потребность в ее чистке возникает не часто, однако стоит знать, как почистить дроссельную заслонку инжектора, ведь такое может произойти в любой момент на подержанном авто.

Симптомы загрязнения ДЗ

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!

Как правило, симптомами загрязнения заслонки выступают следующие моменты:

  • обороты силовой установки проваливаются и зависают, возможна полная остановка двигателя;
  • на ходу мотор функционирует нестабильно, неровно;
  • в режиме ХХ плавают обороты;
  • запуск мотора без всяких причин усложняется.

Одним из главных признаков загрязненной заслонки является плохая тяга машины на низких оборотах. Кроме того, в процессе передвижения автомобиль дергается, особенно при ускорении. Почему же это происходит?

Как загрязняется ДЗ

На стенках заслонки набирается много всевозможных отложений, которые закрывают прохождение воздуха на малых углах открытия ДЗ. Очевидно, что такое не предусмотрено изначально производителем. Инженеры рассчитывали динамику автомобиля, исходя из нормальных показателей, на чистую ДЗ, как говорится. По этой причине, как только загрязняется заслонка, начинается провал тяги. После грамотной чистки все процессы налаживаются, включая и расход горючего.

Чистка ДЗ обязательна после промывки форсунок инжектора. Кроме того, процедура рекомендуется для проведения после одновременного появления 2-3 описанных выше признаков (может быть, и всех вместе).

Полезно будет знать, что основным источником загрязнения ДЗ становится фильтрация (работа) картера. На старых моторах из картера выходит масляный нагар. Пар садится и остывает, превращаясь в отложения.

Нужно ли проверять ДЗ часто? Да, если автомобиль подержанный, однозначно. Это нужно делать каждый раз, обслуживая силовой агрегат. Если на заслонке видны следы нагара, как на фото, надо срочно начинать процедуру чистки дроссельной заслонки.

Если на машине ДЗ совмещена с РХХ, то датчик тоже нужно тщательно промыть.

Что такое адаптация или обучение дросселя

ДЗ допускается промывать в домашних условиях, хотя это в большей степени зависит от модели авто. Например, если автомобиль с тросиковой, механической педалью газа (стандарт), можно смело начинать чистку. Отнюдь, если установлен электронный дроссель, ситуация меняется. Возможно понадобится адаптация.

Адаптация сбрасывается либо со сканера, либо принудительно, когда просто нажимается до упора и опускается педаль акселератора на стоячем ДВС. Адаптация – это не что иное, как уменьшение УОД (угла открытия дросселя). Часто после промывки электронного дросселя УОД открывается больше, чем нужно.

Есть люди, которые утверждают, что после нескольких десятков километров ДЗ автоматически адаптируется, но это не так. Бывали случаи, когда и после 200 км на машине оставались плавающие обороты. Они мгновенно исчезали после проведения принудительной адаптации.

Вот как проводится обучение (адаптация):

  • проверяется ток аккумулятора, который должен быть в пределах 12,9 вольт (при стоячем моторе);
  • проверяется температура тосола (должна равняться 70-99°);
  • коробка передач должна быть хорошенько прогрета, а руль находиться в нейтральном положении;
  • автомобиль следует поставить на ровную площадку, все потребители отключить.

После этого:

  • завести мотор и посчитать до пяти;
  • затем быстро выжать педаль газа до упора и отпустить (повторить 5 раз);
  • посчитать после этого до семи, а затем нажать педаль акселератора до упора и держать до тех пор, пока не станет мигать индикатор Чек;
  • отпустить педаль после этого, досчитав до трех;
  • запустить двигатель снова, если он заглохнет, и посчитать до двадцати;
  • дать газу и проверить, чтобы обороты автоматически возвращались на стандартные в режиме ХХ.

Чистка своими руками

Чем чистят дроссельную заслонку на инжекторе? Легче всего очистителем карбюратора. ДЗ открывается принудительно, жидкостью от карбюратора вымывается вся грязь изнутри. Очищать можно и с помощью куска мягкой ткани.

Если ДЗ снята, то очищать можно уже чем угодно: растворителем, кисточкой. Главное – не использовать жесткие абразивные составы и острые, грубые предметы.

При использовании очистителя карбюратора в аэрозольном баллончике, рекомендуется надевать очки. Жидкость под давлением, при промывке она разлетается во все стороны, может попасть и в глаза.

Снимать ДЗ вовсе не обязательно. Очистку можно проводить на машине, хотя промывка со снятием дает куда более эффективный результат. Кроме того, чистка без снятия невозможна, если на машине установлен датчик ХХ, и он соединен с заслонкой.

На практике вполне достаточно промывки ДЗ без снятия. Есть и свои преимущества в такой процедуре: нет риска порвать герметизирующий уплотнитель, который находится между ВК (коллектором) и заслонкой, чистить можно на горячем моторе, нет риска ошпариться горячим тосолом и т.д.

Если решено чистить ДЗ со снятием, надо не забыть стравить воздух. Для этого отворачивается пробка бачка с тосолом.

  1. Не оказывать при чистке ДЗ чрезмерное усилие, даже если в руках мягкая тряпка или ветошь. Материал заслонки очень чувствительный, ведь он покрыт молибденом для более гладкого прохождения воздуха, кроме того, можно легко повредить ДПДЗ (датчик).
  2. Чистить заслонку только, когда это действительно нужно.
  3. Лучше использовать для очистки мягкие тряпки, но не щетки. Они даже с мягким ворсом могут легко удалить молибден вместе с налетом.