Календарь. Июль от Античности до XVI века

Первый известный календарь Древнего Рима – Ромула. Считается, что он появился примерно в VIII веке до н.э. и был назван Ромулой в честь одного из легендарных основателей Рима – Ромула.

Об этом варианте календаря известно следующее:

  1. Согласно первому известному варианту Ромулы в году предполагалось 304 дня.
  2. Год состоял из 10 месяцев.
  3. Первым месяцем в году был март.

При следующей реформе календаря, проведенной наследником Ромула Нумой Помпилием, в него были добавлены 2 месяца. Таким образом, в году стало 12 месяцев.

Месяцы года по Ромуле:

Месяц Комментарий
Martius В честь бога Марса, который считался отцом Ромула.
Aprilis В большинстве источников информация о названии месяца отсутствует или изначально считается малодостоверной.
Имеется вариант образования от «aperire» - открывать, в значении начала весны.
Maius В честь богини Майи (богиня земли, живой природы).
Iunius В честь богини Юноны – верховной богини.
Quintilis Пятый.
Sextilis Шестой.
September Седьмой.
October Восьмой.
November Девятый.
December Десятый.
Januarius Назван в честь бога времени – Януса (В древней мифологии Янус покровительствовал не только времени).
Februarius Назван в честь ритуальных жертвоприношений очищения (februum), которые проводились в Риме в конце года.

Оба календаря были лунными. Из-за несоответствия лунного месяца календарному верховным жрецам время от времени приходилось вносить в календарь поправки, добавлять дни, а также объявлять людям, что наступил новый месяц.

В каждом месяце по представлению данного календаря содержались несколько важных чисел.

  • Первое число каждого месяца – Календы (Kalendae). По лунному календарю совпадает с новолунием.
  • Пятое или седьмое (в марте, мае, июне и октябре) число – Ноны (Nonae). По лунному календарю совпадает с первой четвертью луны.
  • Тринадцатый или пятнадцатый (март, май, июль, октябрь) день – Иды (Idae). Этот день совпадает с полнолунием.

Дни месяца принято было отсчитывать назад от этих чисел. День перед одним из этих дней (канун) - pridie или ante. Все дни месяца между календами и нонами отсчитываются до нон (например, пятый день до нон, четвертый день до нон и т.д.), между нонами и идами – до ид (пятый день до ид, четвертый день до ид и т.д.), далее шел счет до календ следующего месяца.

Этот календарь был изменен в 1 в. до н.э. Юлием Цезарем после путешествия в Египет и знакомства с египетским календарем.

До этого же времени год у римлян обозначался не цифрами, а именами двух консулов, которые как раз и избирались на один год.

До появления деления каждого месяца на недели, месяц делился на части в соответствии с числом базарных и нерабочих дней (они объявлялись верховным жрецом). Они назывались nundinae (нундины).

Сутки делились на 2 части: день и ночь. День и ночь в свою очередь тоже делились на 12 равных часов. Но, поскольку и день, и ночь в понимании римлян были световыми днем (от восхода солнца до заката) и ночью (от заката до восхода), продолжительность дневного и ночного часа были различались и зависели от времени года. В римской армии было принято деление ночи на 4 стражи (vigiliae) по 3 ночных часа.

  • Vigilia prima
  • Vigilia secunda
  • Vigilia tertia
  • Vigilia quarta

Как уже упоминалось ранее, этот календарь был изменен Цезарем в 1 веке до н.э.

История не сохранила нам точных сведений о времени зарождения римского календаря. Однако известно, что во времена Ромула (середина VIII в. до н. э.), римляне пользовались лунным календарем , который расходился с действительным астрономическим циклом на Земле. Год начинался с марта и состоял только из 10 месяцев (содержал 304 дня). Первоначально месяцы не имели названий и обозначались порядковыми номерами.

В VII в. до н. э., т.е. во времена второго легендарного древнеримского царя - Нумы Помпилия , была произведена реформа римского календаря и к календарному году было добавлено еще два месяца. Месяцы римского календаря носили следующие названия:

лат. название примечание
Martius март- в честь бога войны Марса, отца Ромула и Рема
Aprilis апрель - возможно, от лат. aperire (раскрывать), т.к. в этом месяце в Италии раскрываются почки на деревьях; вариант - apricus (согреваемый солнцем)
Majus май - название месяца восходит к италийской богине земли и плодородия, нимфе гор, матери Меркурия - Майе
Junius июнь - по имени богини Юноны, супруги Юпитера, покровительницы женщин и брака, которая дарует дождь и урожай, успех и победу
Quintilis, позже Julius пятый, с 44 г. до н. э. - июль, в честь Юлия Цезаря
Sextilis, позже Augustus шестой; с 8 г. н. э.- август, в честь римского императора Октавиана Августа
September сентябрь - седьмой
October октябрь - восьмой
November ноябрь - девятый
December декабрь - десятый
Januarius январь - в честь двуликого бога Януса, у которого одно лицо было обращено вперед, а другое - назад: он мог одновременно созерцать прошедшее и предвидеть будущее
Februarius февраль - месяц очищений (лат. februare - очищать); связан с обрядом очищения, отмечавшимся ежегодно 15 февраля; этот месяц посвящался богу подземного царства Фебруусу.

Названия месяцев являлись прилагательными-определениями при слове mensis — месяц, напр., mensis Martius, mensis December.

Юлианский календарь.

Хаотичность римского календаря создавала такие большие неудобства, что неотложная реформа его превратилась в острую социальную проблему. Такая реформа была проведена свыше двух тысяч лет назад, в 46 г. до н. э. Инициатором ее был римский государственный деятель и полководец Юлий Цезарь . Создание нового календаря он поручил группе александрийских астрономов во главе с Созигеном.

Сущность реформы состояла в том, что в основу календаря было положено годовое перемещение Солнца между звездами. Средняя продолжительность года устанавливалась в 365,25 дней, что в точности соответствовало известной в то время длине тропического года. Но чтобы начало календарного года всегда приходилось на одно и то же число, а также на одно и то же время суток, приняли решение в течение трех лет считать в каждом году 365 дней, а в четвертом 366. Этот последний год был назван високосным.


Созиген разделил год на 12 месяцев, за которыми сохранил их древние названия. Год стал начинаться с 1 января. Это совпало с началом римского хозяйственного года и со вступлением в должность новых консулов. Тогда же была установлена продолжительность месяцев, существующая и в настоящее время.

После смерти Юлия Цезаря пятый месяц Quintilis в его честь назвали Iulius (июль), а в 8 г. н.э. Sextilis был назван в честь императора Августа- Augustus.

Счет по новому календарю, получившему название юлианского, начался с 1 января 45 г. до н. э. В 1582 году папа Григорий XIII внёс исправления в юлианский календарь, согласно которму год начинался на 13 дней раньше. Он был принят во всём мире. В России «новый стиль» был введён в 1918 году. Русская православная церковь до сих пор пользуется юлианским календарём .

Счет дней в месяцах. Римский календарь не знал порядкового счета дней в месяце. Счет велся по числу дней до трех определенных моментов внутри каждого месяца: календ, нон и ид. Обозначение римлянами чисел месяца основывалось на выделении в нём трёх главных дней, связанных первоначально со сменой фаз луны.

День новолуния (1-й день месяца) назывался календы (Kalendae , сокр. Kal.). Первоначально о его наступлении возвещал верховный жрец (от лат. calare - созывать; зд.: для возвещения о новолунии). Вся система исчисления в течение года называлась Kalendarium (отсюда календарь), так же называлась и долговая книга, т. к. проценты платили во время календ.

День полнолуния (13-й или 15-й день месяца) назывался иды (Idus, сокр. Id.). По этимологии римского учёного Варрона - от этрусского iduare - делить, т.е. месяц делился пополам.

День первой четверти луны (5-й или 7-й день месяца) назывался ноны (Nonae, сокр. Non.). От порядкового числительного nonus — девятый, т.к. это был 9-й день до следующего рубежа в месяце.

В марте, мае, июле, октябре иды приходились на 15-е, ноны на 7-е число, а в остальные месяцы — иды на 13-е, а ноны на 5-е число.

Даты обозначались путём отсчёта от этих трёх главных дней месяца, включая как этот день, так и день обозначаемой даты: ante diem tertium Kalendas Septembres - за три дня до сентябрьских календ (т.е. 30 августа), ante diem quartum Idus Martias - за четыре дня до мартовских ид (т.е. 12 марта).

Високосный год. Выражение «високосный год » связано с происхождением юлианского календаря и своеобразным счетом дней, применявшимся древними римлянами. При реформе календаря 24 февраля повторялось дважды, т. е. после шестого дня перед мартовскими календами, и назывался ante diem bis sextum Kelendas Martium - в повторный шестой день перед мартовскими календами.

Год с добавочным днём назывался bi(s)sextilis - с повторным шестым днём. По-латыни шестое число называется «секстус», а «еще раз шестое» — «биссекстус». Поэтому год, содержащий в феврале лишний день, назывался «биссекстилис». Русские же, услышав это слово от византийских греков, произносивших «б» как «в» превратили его в «високос».

Дни недели. Семидневная неделя в Риме появилась в I в. н.э. под влиянием Древнего Востока . Христиане ввели регулярный праздник после каждых 6 рабочих дней. В 321 году император Константин Великий закрепил такую форму недели законодательно.

Римляне назвали дни недели по семи известным тогда светилам, носившим имена богов. Латинские названия, видоизменившись, отчасти сохраняются до сих пор в названиях дней недели во многих европейских языках.

русский латинский французский английский немецкий
понедельник Lunae dies lundi Monday Montag
вторник Martis dies mardi Tuesday Dienstag
среда Mercuri dies mercredi Wednesday Mittwoch
четверг Jovis dies jeudi Thursday Donnerstag
пятница Veneris dies vendredi Friday Freitag
суббота Saturni dies samedi Saturday Sonnabend
воскресенье Solis dies dimanche Sunday Sonntag

В славянских названиях дней недели (через греческую православную церковь) был усвоено обозначение по их номерам. В романских языках традиция называть дни недели по именам языческих богов (несмотря на упорную борьбу христианской церкви) сохранилась до сих пор. В германских языках имена римских божеств были заменены соответствующими германскими. Римскому богу войны Марсу в германской мифологии соответсвует Тиу, богу торговли Меркурию - Водан, верховному божеству неба и грозы Юпитеру - Донар (Тор), богине любви Венере - Фрея. Название ”суббота ” является видоизменённым древнееврейским словом sabbaton (шаббатон) - покой. Воскресенье первые христиане отмечали как ”день Господень”, то есть день воскресения Иисуса Христа.

Летоисчисление. В первые столетия своего существования датировка событий в Риме велась по именам консулов, которые избирались по два на год. Благодаря тщательности исторической фиксации имён консулов и постоянному употреблению их в исторических сочинениях и документах, мы знаем имена консулов, начиная с Брута (509 г. до н.э.) и кончая Басилием (541 г. н.э.), т.е. на протяжении более 1000 лет!

Год обозначался по именам двух консулов данного года, имена ставились в аблативе, напр.: Marco Crasso et Gnaeo Pompejo consulibus — в консульство Марка Красса и Гнея Помпея (55 г. до н. э.).

С эпохи Августа (с 16 г. до н. э.), наряду с датировкой по консулам, входит в употребление летоисчисление от предполагаемого года основания Рима (753 г. до н. э.): ab Urbe condita — от основания города, сокр. ab U. c. Перед номером года ставили аббревиатуру, например, 2009 году григорианского календаря соответствует 2762 год римской эры.

Июль - жаркий месяц середины лета, время активных сельскохозяйственных работ для крестьян и приятного отдыха для знати. Месяц горячий в разных смыслах, он и назван в честь одного из самых ярких политиков всех времен и народов Юлия Цезаря.

14 век. Святые, чьи праздники приходятся на первую половину июля: Св. Свитун, Св. Мартин, Св. Томас, Св. Бенедикт, Св. Милдред, Св. Кенельм , Св. Маргарита. Астрологический и церковный календарь в шести частях / 14th century, late. Astrological and ecclesiastical calendar in six pieces. MS. Rawl. D. 939, Section 2c (verso), detail. Bodleian Library. Manuscript. Parchment. Country or nationality of origin: English. Image description: Feasts in July: St. Swithin, St. Martin, St. Thomas, St. Benedict, St. Mildred, St. Kenelm, St. Margaret.
В республиканском античном Риме июль назывался Quintilis от quintus - пятый. Квинтилис был переименован в честь рожденного в этом месяце великого реформатора Юлия Цезаря и стал называться Julius mensis - "месяц Юлия". Поэтому, вначале краткий рассказ о римском летоисчислении. Тем более, что наше слово "календарь" происходит от римского слова "календы".

Первоначально в Риме год был разделен на десять месяцев. Считалось, что это дело ума и рук самого Ромула, основателя Рима. Год начинался 1 марта.

Римский календарь действовал как журнал записи гражданского времени. Основанный великим понтификом он указывал для каждого месяца на период торговли - буквы с A до H, на счастливые F и несчастливые N дни, религиозные праздники - NP, даты народных собраний - С.
У римлян в месяце фиксировались только три дня: календы, ноны, иды, каждый из которых соответствовал началу новой лунной фазы. Этими днями месяцы разделялись на три неравные части.

Календы /Calendae - от латинского calare - звать, отсюда и произошло слово "календарь". Календы - это первый день каждого месяца, начало новой луны. Календы были днями, когда понтифики объявляли переходящие праздники месяца, а также днями выплаты долгов, записанных в долговые книги - calendaria.

Определение начала месяца возлагалось на особого жреца, а позже на верховного понтифика, следившего за новолунием из особого ритуального сооружения на Капитолийском холме и торжественно объявлявшего о нем народу, а глашатаи публично выкликали это на площадях.

Ноны, первая четверть луны, приходились на пятый или седьмой день, за 9 дней до полнолуния. Иды соответствовали полнолунию, они выпадали на тринадцатый или пятнадцатый день месяца.

15.


Calendar pages for July, from the Hours of Joanna of Castile, Netherlands (Bruges), between 1496 and 1506, Additional 18852, ff. 7v-8
Работа в полях кипит. Идет ежегодной сбор пшеницы. Все мужчины работают засучив рукава, а кое-кто и без штанов. На странице справа крестьяне переносят собранный ​​урожай в бревенчатой ​​сарай.

16.

Между 1412 и 1416 или около 1440. Июль, folio 7, verso. Великолепный часослов герцога Беррийского /Très Riches Heures du Duc de Berry. Братья Лимбург (Поль?) или Бартелеми д’Эйк(?) (ок. 1420- после 1470). Пергамент, гуашь, акварель, позолота. 29×21 см. Музей Конде, Шантийи via
На июльской миниатюре из Великолепного часослова герцога Беррийского показаны сбор урожая и стрижка овец. Два крестьянина в широкополых соломенных шляпах срезают серпами спелые колосья, среди которых проглядывают сорняки - красные маки и голубые васильки. Справа на переднем плане женщина в синем платье и мужчина стригут овец. Ручей, струящийся среди ив и камышей, впадает в реку Клэн и разделяет собой две сцены земных трудов. За пахотным полем, у подножия гор раскинулся замок с крышей, крытой сланцем. Это, скорее всего, замок Пуатье/Château de Poitiers, возведенным по приказу герцога Беррийского в конце 14 века на берегу реки Клен в Пуату и не существующий ныне.

Смену времен и круговорот латинского года

Я объясню, и заход и восхожденье светил.

Ты же радушно прими стихи мои, Цезарь Германик,

Мой по прямому пути робкий направя корабль.

(Овидий «Фасты» кн. I, 1-4,

пер. М. Гаспаров и С. Ошерова)

Совсем немного дней осталось до начала Нового года. Но, если сейчас он наступает 1 января (по Григорианскому календарю), то что было, скажем, тысячелетия назад?

Жизнь современного человека невозможно представить без использования календаря. Часть людей заглядывает в электронный календарь, другая – по старинке срывает лист бумажного календаря. Однако все мы живём уже по установленным когда-то давно правилам и не задумываемся о неточности годового цикла. Мы твёрдо уверены, что в марте 31 день, и никакая сила не сможет это изменить. В современном мире у каждого человека есть под рукой календарь, поэтому ему не нужно иметь раба, который бы бегал на Красную площадь, чтобы узнать сегодняшнюю дату и время. Что заставляет нас быть твердо убеждёнными в существующей действительности? Обратимся ко времени жизни Гая Юлия Цезаря, не зря же одна из календарных систем получила название в честь его родового имени.

Гай Юлий Цезарь

Римское летоисчисление велось от легендарного основания Рима в 753 году до н.э. по лунному календарю. Уже в Раннем Риме было принято делить год на десять месяцев, первым из которых был месяц Март, названный в честь бога Марса – отца Ромула. Десять месяцев условно подразделялись на две группы. Первые четыре месяца: март, апрель, май и июнь, – были объединены в сезон созревания урожая. За ними следовали шесть месяцев: пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый и десятый, – в течение которых собирали этот урожай. При втором римском царе Нуме Помпилии было добавлено ещё два месяца: январь (в честь двуликого бога Януса) и февраль (с латинского «очищение»). Римская неделя состояла из восьми дней, каждый из которых на письме обозначался буквами латинского алфавита от A до H. Девятый день – нундины – был выходным днём для всего населения Рима, в который устраивали рыночную торговлю. Во время своего консульства Гай Юлий Цезарь обнаружил ряд неточностей, которые возникли в связи с нерегулярным следованием правил ведения календаря. Количество дней в месяце постоянно менялось: по установленным правилам месяц должен был начинаться с новолуния, однако оно не происходило на каждый 30 или 31 день, поэтому приходилось добавлять дни или, наоборот, укорачивать месяц. Контроль над календарём в Раннем Риме осуществляли понтифики. Они объявляли даты главных празднеств, зачастую не имевших привязки к определённым дням, а также благоприятные дни для заседаний суда и сената. В число их обязанностей входило добавление месяцев для согласования года с солнечным календарём. Зачастую понтифики вносили изменения в календарь по своему усмотрению или по просьбе политических деятелей за определённую плату: подобные вольные действия привели к полному хаосу в календарной системе Рима, а к 46 году до н.э. они стали существенной проблемой для ведения государственных дел, так как месяцы перестали совпадать в номинальном и фактическом моменте годичного цикла.

Именно данная причина побудила Гая Юлия Цезаря провести реформу календаря в 46 году до н.э.. Он пригласил в Рим группу александрийских астрономов во главе с математиком и астрономом Созигеном для разработки новой календарной системы. Не случайно Цезарь обратился к египетской школе, потому что ещё с древних времен египтяне придавали большое значение изучению светил, а, впоследствии, ведению календаря. С практической точки зрения, создание календаря было мотивировано необходимостью осуществления контроля над разливом Нила, так как это природное явление происходило всегда в одно и то же время. Год у египтян начинался в июле с появления на небе звезды Сириус и был равен двум периодам появления Сириуса на небе. Он был разделён на двенадцать месяцев и три сезона соответственно по четыре месяца. Общее количество дней равнялось 360. До следующего появления Сириуса оставалось ещё 5 дней, поэтому египтяне решили не включать эти дни в предыдущий месяц, а посвятить каждый из дней определённому богу: Осирису, Хору, Сету, Исиде и Нефтиде.

Египетский календарь

Египетский календарь не учитывал високосный год, поэтому с течением времени отставание накапливалось. Известно, что в 238 году до н.э. Птолемей III сделал попытку внести изменения в египетский календарь, добавив 366-ой день каждый четвертый год, предвосхищая реформу Гая Юлия Цезаря. Однако это изменение не было принято во внимание.

Александрийские астрономы установили, что протяжённость года равна 365,25 дням. Округлив число до целого, было решено добавлять каждый четвертый год один дополнительный день в феврале, чтобы избежать отставания от светового года. Римляне не заносили его в календарь, в отличие от нашего современного календаря, в который мы добавляем день в феврале (29 февраля). Они просто повторяли один и тот же день дважды, подобно «дню сурка». Этот день выпадал на 24 февраля, который являлся 6-ым днём до мартовских календ, получивший название биссектус (bis sextus – «второй шестой»), от которого произошло наше слово високосный. Дни месяца определялись относительно трёх дат: календы, ноны и иды. Календами назывался первый день месяца, когда появлялась новая луна на небе. Ноны наступали примерно через пять-семь дней после календ, и они были промежуточной датой. На пятнадцатый или семнадцатый день, в зависимости от того, когда наступало полнолуние, происходили иды. Даты отсчитывались в обратном порядке с включением в счёт ближайших дней календ, нон и ид. Соответственно, при указании первого дня месяца говорили «день календ». Если возникала необходимость сказать 30 апреля, то употребляли выражение «день за два дня до календ». Реформа Цезаря также касалась закрепления начала Нового года. Этой датой оказалось первое января, а для того, чтобы устранить отставание, Цезарь приказал добавить два дополнительных месяца. Последний год до принятия реформ длился целых 445 дней.

Римский календарь

В честь этого грандиозного события месяц Квантилий (пятый месяц) получил название в честь родового имени Цезаря, который и по сей день сохраняет свое прежнее название – июль. Эту традицию переняли и другие правители Рима. Когда Октавиан Август вновь исправил календарную путаницу в 8 в. до н.э., а связано это было с произволом понтификов, то он назвал в честь себя месяц Секстилий – месяц своего первого консульства. Однако на этом переименование не закончилось. Так, император Домициан, не обладая скромностью, назвал в честь себя уже два месяца: Сентябрь (месяц рождения) – Германик и Октябрь (месяц, в котором стал императором) – Домициан. Естественно, после его свержения, вернули прежние названия месяцев.

Римские календари выглядели следующим образом: на каменной плите по вертикали высекали цифры, обозначавшие дни месяца, а над ними по горизонтали изображения богов, давшие имена семи дням недели. Посередине располагали знаки зодиака, соответствующие двенадцати месяцам.

В то же время можно обнаружить календари, в которых дни недели записывали в столбик, а сверху названия месяцев.

Другой формат римского календаря

Юлианский календарь долгое время был основным календарём для многих стран мира. Впоследствии он был заменён на Григорианский календарь папой римским Григорием XIII 4 октября 1582 года. В России же этот календарь был введён только 26 января 1918 году. Тем не менее, до сих пор юлианский календарь используется в богослужении.

План
Введение
1 Календарь
2 Неделя
3 Часы
4 Летоисчисление

Список литературы
Римский календарь

Введение

1. Календарь

По древнейшему римскому календарю год состоял из десяти месяцев, причём первым месяцем считался март. На рубеже VII и VI веков до н. э. из Этрурии был заимствован календарь, в котором год делился на 12 месяцев: январь и февраль следовали после декабря. Месяцы римского календаря носили следующие названия:

Юлий Цезарь в 46 году до н. э., по совету египетского астронома Созигена, провёл коренную реформу календаря по образцу принятому в Египте. Устанавливался четырёхгодичный солнечный цикл (365 + 365 + 365 + 366 = 1461 день) с неравной продолжительностью месяцев, принятой до сих пор: 30 дней в апреле, июне, сентябре и ноябре, 31 день - в январе, марте, мае, июле, августе, октябре и декабре, в феврале - 28 дней в течение трёх лет и 29 дней для четвёртого года. Начало года Цезарь перенёс на 1 января, т. к. с этого дня консулы вступали в должность, начинался римский хозяйственный год.

Обозначение римлянами чисел месяца основывалось на выделении в нём трёх главных дней, связанных первоначально со сменой фаз луны:

1. 1-й день каждого месяца - календы (Kalendae или Calendae , сокр. Kal. , Cal. ); первоначально первый день новолуния, о котором возвещает верховный жрец (от лат. глагола calare - созывать, в данном случае для возвещения о новолунии).

2. 13-й или 15-й день месяца - иды (Idus , сокр. Id. ); первоначально в лунном месяце середина месяца, день полнолуния (по этимологии римского учёного Варрона - от этрусского iduare - делить).

3. 5-й или 7-й день месяца - ноны (Nonae , сокр. Non. ), день первой четверти луны (от порядкового числительного nonus - девятый, 9-й день перед идами, считая день нон и ид).

В марте, мае, июле, октябре иды приходились на 15-е, ноны на 7-е число, а в остальные месяцы - иды на 13-е, а ноны на 5-е число. В истории известны, например, мартовские иды - 15 марта 44 до н. э., день убийства Юлия Цезаря: Idus Martiae .

Названия этих дней (календы, ноны, иды) при обозначении даты ставились в аблятив времени (ablativus temporis ): Idibus Martiis - в мартовские иды, Kalendis Januariis - в январские календы, т. е. 1 января.

Дни непосредственно предшествующие календам, нонам или идам, обозначались словом pridie - накануне (в вин. падеже): pridie Idus Decembres - накануне декабрьских ид, т. е. 12 декабря.

Остальные дни обозначались посредством указания, количества дней оставшихся до ближайшего главного дня; при этом в счёт входили также день, который обозначался, и ближайший главный день (ср. по-русски «третьего дня» - позавчера): ante diem nonum Kalendas Septembres - за девять дней до сентябрьских календ, т. е. 24 августа, обычно писалось сокращённо a. d. IX Kal. Sept.

В четвёртом году цикла вставлялся добавочный день непосредственно после 24 февраля, т. е. после шестого дня перед мартовскими календами, и назывался ante diem bis sextum Kelendas Martium - в повторный шестой день перед мартовскими календами.

Год с добавочным днём назывался bi(s)sextilis - с повторным шестым днём, откуда в русский язык (через посредство греческого) проникло название «високосный».

Обзор года назывался kalendarium (отсюда календарь), так же называлась и долговая книга, т. к. проценты платили во время календ.

Деление месяца на семидневные недели, возникшее на Древнем Востоке, в I веке до н. э. стало употребляться в Риме, откуда позднее распространилось по всей Европе.

В заимствованной римлянами семидневной неделе только один день имел особое название - «суббота» (др. евр. sabbath - отдых, покой), остальные дни назывались порядковыми номерами в неделе: первый, второй и т. д.; ср. в русском понедельник, вторник и т. д., где «неделя» означала первоначально нерабочий день (от «не делать»). Римляне назвали дни недели по семи светилам, носившим имена богов. Названия следующие: суббота - день Сатурна, дальше - день Солнца, Луны, Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры.

Латинские названия, видоизменившись, отчасти сохраняются до сих пор в названиях дней недели в Западной Европе.

Разделение суток на часы вошло в употребление со времени появления в Риме солнечных часов (лат. horologium solarium ) в 291 году до н. э.; в 164 году до н. э. в Риме ввели водяные часы (лат. solarium ex aqua ). День, как и ночь, был разделён на 12 часов. В разное время года продолжительность одного часа дня и одного часа ночи менялась. День - это время от восхода до захода солнца, ночь - от захода до восхода солнца. В равноденствие день считался с 6 часов утра до 6 часов вечера, ночь - с 6 часов вечера до 6 часов утра. Напр.: hora quarta diei - в четвёртом часу дня, т. е. в 10 часов утра, 4 часа спустя после 6 часов утра.

Ночь делилась на 4 стражи по 3 часа каждая: prima vigilia - первая стража, secunda vigilia - вторая стража, tertia vigilia - третья стража и qvarta vigilia - четвёртая стража.

4. Летоисчисление

У римлян велись списки консулов (лат. fasti consulares ). Консулы избирались ежегодно по два на год. Год обозначался по именам двух консулов данного года, имена ставились в аблятив, напр.: Marco Crasso et Gnaeo Pompejo consulibus - в консульство Марка Красса и Гнея Помпея (55 до н. э.).

С эпохи Августа (с 16 года до н. э.), наряду с датировкой по консулам, входит в употребление летоисчисление от предполагаемого года основания Рима (753 до н. э.): ab Urbe condita - от основания города, сокр. ab U. c. , a. u. c.

Список литературы:

1. Названия месяцев являлись прилагательными-определениями при слове mensis - месяц, напр., mensis Martius , mensis December .

2. Из этой таблицы видно, что в англо-германских названиях дней недели римские боги отождествляется с богами германской мифологии: бог войны Тиу - с Марсом; бог мудрости Вотан - с Меркурием; бог грома Тор - с Юпитером; богиня любви Фрейя - с Венерой.

3. Samedi из средневек. лат. sabbati dies - день субботний.

4. Dimanche из средневек. лат. dies Dominica - день Господень.