Выключающая линейка. Как в фотошопе линейки включить

18.01.2017 27.01.2018

Приветствую всех любителей замечательной программы Adobe Photoshop!

Часто при работе в программе возникает необходимость отмерить точное расстояние от объекта к объекту, нарисовать прямоугольник со сторонами определенных размеров, расположить фото на заданном расстоянии и т.п. Для таких целей в программе фотошоп существует инструмент Линейки (Rulers). Не путать с инструментом Линейка , который находится в боковой панели инструментов!

Как включить и выключить линейки в фотошоп

Включить инструмент Линейки (Rulers ) можно двумя способами: нажать сочетание клавиш Ctrl + R либо же перейти в меню Просмотр-Линейки (View-Rulers).

Слева и вверху появится новая мини панель со шкалой:

Для того, чтобы спрятать шкалу линеек, повторно нажмите Ctrl + R .

Как изменить единицы измерения шкалы

По умолчанию в качестве единицы измерения будут стоять сантиметры. Чтобы изменить единицы измерения шкалы, нужно щелкнуть ПКМ по панели линеек и в выпадающем меню выбрать желаемую единицу измерения:

Изменить градации шкалы можно перейдя в меню Редактирование-Настройки-Единицы измерения и линейки (Edit -Preferences-Units & Rulers):


Откроется следующее окно настроек:

Это же окно можно открыть двойным щелчком левой кнопкой мыши по шкале линеек:

Как добавить направляющую

Добавлять линейки мы уже научились, но как же они нам помогут в размещении объектов или рисовании прямоугольника, спросите вы? Чтобы не потеряться в огромном множестве черточек на линейке, фотошоп предусмотрел еще одну полезную функцию - Направляющие (Guide). Направляющие бывают двух типов - Горизонтальные и Вертикальные.

Добавить направляющую можно несколькими способами. Самый простой - при любом активном инструменте фотошопа подведите мышку к шкале линеек , и потяните клавишу мыши сверху вниз для добавления Горизонтальной направляющей , и слева вправо для создания Вертикальной направляющей . Отпустите клавишу мышки у необходимой отметки. Вот как выглядят направляющие на холсте:

Добавить направляющую можно и через меню Просмотр-Новая направляющая (View- New Guide ):

Появится следующее окно, в котором можно выбрать расположение направляющей и ввести цифровые значения ее положения:

Вот мы и узнали, как в фотошопе включить линейки. Это было не сложно, не правда ли?

КОНСТРУКЦИЯ, УСТРОЙСТВО И БЕЗОПАСНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ РЕЛЬСОВЫХ ПУТЕЙ БАШЕННЫХ КРАНОВ

РД 22-28-35-99

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий документ распространяется на рельсовые пути башенных кранов, кранов-лесопогрузчиков (далее - кран) с нагрузкой от колеса на рельс до 325 кН и устанавливает требования к конструкции, устройству и безопасной эксплуатации рельсовых путей.

1.2. Требования настоящего документа не распространяются на рельсовые пути кранов, используемых в специфических условиях эксплуатации:

В районах вечномерзлых грунтов и со снежными балластными призмами;

В районах с повышенной сейсмичностью;

В местностях с карстовыми явлениями;

На макропористых просадочных грунтах;

На слабых или переувлажненных грунтах и в заболоченных местах;

На косогорах с поперечным уклоном свыше 1:10;

Непосредственно на конструкциях возводимых объектов;

Над инженерными сетями, проложенными без учета последующего устройства рельсовых путей;

На криволинейных участках;

На участках разового перегона крана с одного объекта на другой;

Для стреловых кранов на рельсовом ходу;

При суммарной нагрузке от колес на опоры (рельсы) более 1300 кН, то есть с использованием двух рельсов на одной «нити».

1.3. Требования настоящего документа подлежат выполнению работниками проектных, строительных и эксплуатирующих рельсовые пути организаций.

1.4. Организации, разрабатывающие проекты рельсовых путей, должны иметь лицензию Госгортехнадзора России на право проектирования подъемных сооружений.

1.5. При разработке специальных проектов должны быть учтены требования РД 22-28-35-99 и дополнительные данные, вытекающие из специфических условий эксплуатации кранов.

1.6. Опытная эксплуатация новых конструкций элементов верхнего строения рельсового пути допускается только по рекомендациям головной организации (приложение А).

2. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

2.1. В настоящем РД используются следующие термины и определения:

Рельсовый путь - конструкция, воспринимающая и передающая крановые нагрузки на основание и обеспечивающая безопасную работу крана на всем пути его передвижения.

Устройство рельсового пути - подготовка, возведение и обустройство рельсового пути.

Нижнее строение рельсового пути - земляное полотно, обеспечивающее заданную несущую способность грунта, и водоотвод.

Верхнее строение рельсового пути - совокупность элементов конструкции пути, укладываемых на земляное полотно, воспринимающих и передающих нагрузки от колес крана на земляное полотно.

Путевое оборудование - устройства, обеспечивающие безопасную эксплуатацию крана (тупиковые упоры, выключающие линейки, ограждения, знаки безопасности и др.).

Заземление - электрическое соединение рельсового пути с заземляющим устройством.

Заземляющее устройство - совокупность заземлителя и заземляющих проводников.

Заземлитель - металлический проводник (группа проводников), непосредственно соприкасающийся с землей.

Заземляющий проводник - металлический проводник, соединяющий заземляемые части рельсового пути с заземлителем.

Водоотвод - сооружение для отвода воды.

Балластная призма - элемент верхнего строения пути, служащий для распределения нагрузок от колес крана через опорные элементы на земляное полотно.

Плечо земляного полотна «а» - расстояние по горизонтали от нижнего края балластной призмы до бровки земляного полотна.

Плечо балластной призмы - расстояние от верхнего края балластной призмы до торца опорного элемента (без учета подсыпки).

Боковое плечо балластной призмы « » - плечо балластной призмы до торца полушпалы или продольной поверхности железобетонной балки.

Торцевое плечо балластной призмы « т » - плечо балластной призмы до продольной поверхности крайней полушпалы или торца железобетонной балки.

Опорные элементы - элементы (шпалы, полушпалы, балки, плиты), служащие для передачи нагрузки от рельсов на балластную призму.

Рельсовая «нить» - рельсы, связанные между собой болтовыми соединениями с накладками, воспринимающие и передающие нагрузки на балластную призму от опор крана на всем протяжении пути.

Старогодные рельсы - рельсы, годные к эксплуатации, ранее использовавшиеся на железных дорогах или других объектах промышленности.

Тупиковый упор - устройство, предназначенное для гашения остаточной скорости крана и предотвращения его схода с концевых участков рельсового пути в аварийных ситуациях при отказе ограничителя передвижения или тормозов механизма передвижения крана.

Копир (выключающая линейка) - устройство, обеспечивающее отключение механизма передвижения крана при его перемещении за пределы рабочей длины пути.

Стяжка - элемент конструкции пути, установленный между рельсовыми «нитями» и обеспечивающий стабильность колеи пути.

Продольный уклон - разность отметок головок рельсов, отнесенная к длине 10 м.

Поперечный уклон - разность отметок рельсов в поперечном сечении пути, отнесенная к колее.

Длина рельсовой «нити» - суммарная длина рельсов.

Рабочая длина пути - расстояние, на которое может беспрепятственно перемещаться вдоль пути кран при работе без наезда на выключающие линейки.

2.2. В настоящем документе использованы ссылки на нормативные документы, приведенные в приложении Б.

3. КОНСТРУКЦИЯ РЕЛЬСОВОГО ПУТИ

Рис. 1. Путь:

а - на деревянных полушпалах; б - на железобетонных балках;

1 - земляное полотно; 2 - водоотвод; 3 - балластная призма; 4 - рельс; 5 - полушпала; 6 - железобетонная балка; 7 - стяжка; 8 - выключающая линейка; 9 - копир; 10 - упор тупиковый безударного типа; 11 - упор тупиковый ударного типа; K - колея; A - ширина земляного полотна; S - размер опорных элементов (поперек оси пути); a - плечо земляного полотна;  - боковое плечо балластной призмы; h б - толщина балластной призмы;

h - толщина слоя подсыпки балласта; h к - глубина котлована; l - расстояние от края балластной призмы до края дна котлована;  т - торцевое плечо балластной призмы; L - длина рельсовой «нити» пути; L зп - длина земляного полотна пути

Длина пути на период монтажа крана или эксплуатации неподвижно установленного крана (без его перемещения вдоль пути) должна равняться 1,5-кратной величине базы крана, но не менее 12,5 м.

3.1. Нижнее строение пути

В состав нижнего строения пути входят земляное полотно и водоотвод.

3.1.1. Протяженность земляного полотна принимается из условия обеспечения рабочей длины пути крана с учетом требований настоящего документа.

3.1.2. Ширина земляного полотна, мм, (см. рис. 1) определяется по формуле

A K + S + 2 (a + ) + 3h  ,

Где K - колея, мм;

S - размер опорного элемента поперек пути, мм;

a - плечо земляного полотна (а  400 мм);

 - боковое плечо балластной призмы (  200 мм);

3h  - размер двух проекций откосов балластной призмы толщиной h  , мм.

3.1.3. Длина земляного полотна, мм, (см. рис. 1) определяется по формуле

L зп L + 2 т + 3h  ,

Где L - длина рельсовой «нити», мм;

т - торцевое плечо балластной призмы, мм ( т  1000).

3.1.4. Земляное полотно допускается выполнять полностью из насыпного грунта (грунт должен быть однородным с основным или песчаным) либо частично - из насыпного и основного грунта.

3.1.5. Не допускается применять насыпной грунт:

С примесью строительного мусора, древесных отходов, гниющих или подверженных набуханию включений, льда, снега и дерна;

В виде смеси недренирующего грунта (глина, суглинок) с дренирующим;

Слоями, где высокодренируюший грунт будет покрыт грунтом с меньшей дренирующей способностью;

В мерзлом (полностью или частично) состоянии.

3.1.6. Плотность грунта, г/см 3 , земляного полотна должна быть не менее:

1,7 - для мелких и пылеватых песков;

1,65 - для супесей и суглинков;

1,55 - для тяжелых суглинков;

1,5 - для пылеватых суглинков и глин.

3.1.7. Расстояние l от края балластной призмы до края дна котлована (см. рис. 1) при устройстве пути у неукрепленного котлована, траншеи или выемки должно быть не менее глубины выемки h к плюс 400 мм, для песчаных и супесчаных грунтов - 1,5 глубины выемки h к плюс 400 мм.

3.1.8. Продольный уклон земляного полотна должен быть не более 0,003; поперечный уклон земляного полотна, сложенного из недренирующего фунта, должен быть в пределах 0,0080,01 в сторону от возводимого сооружения или котлована.

Земляное полотно из дренирующего или скального грунта допускается выполнять горизонтальным.

3.1.9. Водоотвод должен располагаться по оси пути или со стороны пути, противоположной возводимому объекту или котловану с уклоном не менее 0,003, и быть включенным в общий водоотвод строительной площадки.

3.1.10. Поперечный профиль водоотвода должен быть трапециевидным глубиной не менее 0,35 м и шириной по дну не менее 0,25 м с откосами:

При песчаных и супесчаных грунтах - 1:1,5;

При остальных грунтах - 1:1.

В условиях повышенной влагонасыщенности грунта сечение водоотвода допускается увеличивать.

3.1.11. Водоотвод допускается не выполнять в районах с засушливым климатом и при наличии песчаных грунтов.

В скальных грунтах допускается устраивать поперечный профиль водоотвода с откосами треугольной формы глубиной не менее 0,25 м.

3.1.12. Допускается выполнять водоотводы с засыпкой высокодренирующим материалом (щебень, гравий, крупнозернистый песок).

3.2. Верхнее строение пути

В состав верхнего строения пути входят балластные призмы, опорные элементы (полушпалы, железобетонные балки), подкладки под рельсы, рельсы и их крепления, накладки и стяжки.

3.2.1. Балластная призма должна устраиваться отдельно под каждой рельсовой «нитью» пути. При ширине колеи пути 4 м и менее балластная призма может выполняться на всю ширину пути.

3.2.2. Для устройства балластной призмы следует применять балластные материалы (балласт): щебень из естественного камня по ГОСТ 7392, гравий, гравийно-песчаную смесь по ГОСТ 7394, крупный или среднезернистый песок. Допускается применять также гранулированные или доменные шлаки с прочностью на сжатие не менее 0,4 МПа (4 кгс/см 2). Характеристики и материалы балластных призм приведены в табл. 1.

3.2.3. Толщина балласта определяется расчетом из условия прочности земляного полотна.

3.2.4. Откосы боковых сторон балластной призмы должны быть выполнены с уклоном 1:1,5.

3.2.5. Верх балластной призмы выполняют в одном уровне с нижними поверхностями опорных элементов.

Верх балластной призмы после укладки опорных элементов (полушпал) и рельсов дополнительно подсыпают слоем балласта h не менее чем на 50 мм (см. рис. 1).

Таблица 1

Характеристики балласта


Материал балластной призмы

Крупность частиц

Фракция частиц, мм

Содержание частиц нормального размера, % по массе, не менее

Допуски

Примечание

Максимальный размер частиц, мм

Содержание частиц, % по массе

менее нормального размера

более нормального размера

песка

Щебень из естественного камня

Крупный (нормальный)

25-70

90

100

5

5

-

Частиц размером менее 0,1 5 мм должно быть не более 2 %

Гравий карьерный

-

3-60

50

100

50

5

-

Гравий сортированный

-

3-40

90

60

5

5

-

Песок

Крупный и средний

0,5-3

50

-

50

50

-

Частиц размером менее 0,1 5 мм должно быть не более 10% по массе, в том числе глины не более 3 %

Шлак гранулированный

-

0,5-3

90

-

10

5

-

Частиц размером менее 0,1 мм допускается не более 4 % по массе

Доменный шлак

-

3-60

50-80

80

30

15

Размером до 3 мм 20-50

Таблица 2

Щебеночного под железобетонными балками

Песчаного под железобетонными балками

Щебеночного под деревянными полушпалами

при принятых типах рельсов и земляном полотне из грунта


песчаного

глинистого, суглинистого или супесчаного

песчаного

глинистого, суглинистого или супесчаного

песчаного

Р43

Р50

Р65

Р43

Р50

Р65

Р43

Р50

Р65

Р43

Р50

Р65

Р43

Р50

Р65

Р43

Р50

Р65

До 200

120

100

100

100

100

100

150

100

100

130

100

100

300

270

230

250

100

100

От 200 до 225

140

100

100

120

100

100

170

100

100

150

100

100

350

320

280

280

100

100

От 225 до 250

170

140

120

150

100

100

200

150

130

180

100

100

-

370

330

-

100

100

От 250 до 275

250

210

190

200

100

100

-

220

200

-

100

100

-

420

380

-

100

100

От 275 до 300

-

300

280

-

130

110

-

350

330

-

130

110

-

-

-

-

-

-

От 300 до 325

-

430

360

-

150

130

-

530

520

-

210

190

-

-

-

-

-

-

3.2.6. Выбор опорных элементов производят на основе расчета на прочность. При нагрузке от колеса на рельс до 275 кН применяют деревянные или железобетонные полушпалы. При большей нагрузке рекомендуется применять железобетонные балки типа БРП-62.8.3 (рис. 2), допускающие подбивку балластного материала под балкой, или плиты.


Рис. 2. Железобетонная балка типа БРП-62.8.3

Применение других типов железобетонных балок, а также плит допускается по согласованию с головной организацией.

3.2.7. Для пути применяют деревянные полушпалы, изготовленные путем распиливания на две равные части деревянных шпал по ГОСТ 78.

Полушпалы изготовляются из сосны, ели, пихты, лиственницы, кедра.

Допускается применение полушпал из бревен с отесанными поверхностями или из деревянных брусьев по ГОСТ 8486 (рис. 3).

Полушпалы должны иметь длину не менее 1375 мм и размеры в соответствии с табл. 3.


Рис. 3. Поперечное сечение деревянных полушпал:

а - обрезная; б - необрезная; в - брус

Таблица 3

Размеры полушпал


Вид полушпал

Тип

Размеры, мм

h

h 1

b

b 1

b 2

Обрезная



180

150

165

250

-

Необрезная



180

-

165

250

280

Брус

-

200

-

-

250

-

Расстояния между осями полушпал следует принимать 500 мм с допускаемыми отклонениями ±50 мм.

3.2.8. К недопустимым дефектам при изготовлении полушпал относятся:

Радиальные трещины по торцу длиной свыше половины ее высоты;

Продольные трещины длиной свыше 150 мм и глубиной более 50 мм;

Поперечные трещины длиной по торцу свыше половины ее ширины;

Сучки в местах опирания подкладок;

Гнилостные пятна размером более 20 мм в местах опирания подкладок и более 60 мм на остальных поверхностях;

Внутренняя гниль;

Червоточины глубиной более 50 мм.

3.2.9. Звенья пути с деревянными полушпалами рекомендуется выполнять инвентарными с креплением торцов полушпал посредством швеллеров в целях повышения жесткости элементов секции звена пути и облегчения перевозки.

3.2.10. Для облегчения разборки пути в зимнее время рекомендуется применять изолирующие многослойные прокладки, укладываемые под полушпалы (балки) таким образом, чтобы прокладки охватывали их нижнюю и частично боковые поверхности.

В качестве прокладок следует применять рубероид, толь, картон или другие материалы, пропитанные битумом, отработанным машинным маслом, нигролом или солидолом.

3.2.11. Рельсы путей (типа Р43 по ГОСТ 7173, Р50 по ГОСТ 7174, Р65 по ГОСТ 8161) должны использоваться новые либо старогодные I и II групп годности в соответствии с классификацией ТУ 32 ЦП-32-561 «Технические условия об использовании старогодных рельсов на железных дорогах широкой колеи», прошедшие проверку и ремонт на рельсосварочных предприятиях Министерства путей сообщения или ведомственных предприятиях.

Предельные значения выбраковки железнодорожных рельсов по вертикальному и горизонтальному износу (рис. 4) приведены в табл. 4.

Таблица 4

Размеры по выбраковке рельсов


Тип рельса

Р43

Р50

Р65

Предельные значения, мм

h 1

133,0

144,5

171,5

b 1

61,0

62,0

63,0

Номинальные значения по ГОСТ, мм

h 0

140,0

152,0

180,0

b 0

70,0

72,0

75,0

Тип рельса должен соответствовать указанному в проекте пути или инструкции по монтажу крана завода-изготовителя.

3.2.12. Под рельсы укладывают металлические подкладки (рис. 5) из стали марки Ст3сп4 по ГОСТ 535 толщиной 16 мм.


КОНСТРУКЦИЯ, УСТРОЙСТВО И БЕЗОПАСНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ
РЕЛЬСОВЫХ ПУТЕЙ БАШЕННЫХ КРАНОВ

РД 22-28-35-99

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий документ распространяется на рельсовые пути башенных кранов, кранов-лесопогрузчиков (далее - кран) с нагрузкой от колеса на рельс до 325 кН и устанавливает требования к конструкции, устройству и безопасной эксплуатации рельсовых путей.

1.2. Требования настоящего документа не распространяются на рельсовые пути кранов, используемых в специфических условиях эксплуатации:

в районах вечномерзлых грунтов и со снежными балластными призмами;

в районах с повышенной сейсмичностью;

в местностях с карстовыми явлениями;

на макропористых просадочных грунтах;

на слабых или переувлажненных грунтах и в заболоченных местах;

на косогорах с поперечным уклоном свыше 1:10;

непосредственно на конструкциях возводимых объектов;

над инженерными сетями, проложенными без учета последующего устройства рельсовых путей;

на криволинейных участках;

на участках разового перегона крана с одного объекта на другой;

для стреловых кранов на рельсовом ходу;

при суммарной нагрузке от колес на опоры (рельсы) более 1300 кН, то есть с использованием двух рельсов на одной «нити».

1.3. Требования настоящего документа подлежат выполнению работниками проектных, строительных и эксплуатирующих рельсовые пути организаций.

1.4. Организации, разрабатывающие проекты рельсовых путей, должны иметь лицензию Госгортехнадзора России на право проектирования подъемных сооружений.

1.5. При разработке специальных проектов должны быть учтены требования РД 22-28-35-99 и дополнительные данные, вытекающие из специфических условий эксплуатации кранов.

1.6. Опытная эксплуатация новых конструкций элементов верхнего строения рельсового пути допускается только по рекомендациям головной организации ().

2. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И НОРМАТИВНЫЕ
ССЫЛКИ

2.1. В настоящем РД используются следующие термины и определения:

Рельсовый путь - конструкция, воспринимающая и передающая крановые нагрузки на основание и обеспечивающая безопасную работу крана на всем пути его передвижения.

Устройство рельсового пути - подготовка, возведение и обустройство рельсового пути.

Содержание рельсового пути - поддержание рельсового пути в работоспособном состоянии.

Нижнее строение рельсового пути - земляное полотно, обеспечивающее заданную несущую способность грунта, и водоотвод.

Верхнее строение рельсового пути - совокупность элементов конструкции пути, укладываемых на земляное полотно, воспринимающих и передающих нагрузки от колес крана на земляное полотно.

Путевое оборудование - устройства, обеспечивающие безопасную эксплуатацию крана (тупиковые упоры, выключающие линейки, ограждения, знаки безопасности и др.).

Заземление - электрическое соединение рельсового пути с заземляющим устройством.

Заземляющее устройство - совокупность заземлителя и заземляющих проводников.

Заземлитель - металлический проводник (группа проводников), непосредственно соприкасающийся с землей.

Заземляющий проводник - металлический проводник, соединяющий заземляемые части рельсового пути с заземлителем.

Водоотвод - сооружение для отвода воды.

Балластная призма - элемент верхнего строения пути, служащий для распределения нагрузок от колес крана через опорные элементы на земляное полотно.

Плечо земляного полотна «а» - расстояние по горизонтали от нижнего края балластной призмы до бровки земляного полотна.

Плечо балластной призмы - расстояние от верхнего края балластной призмы до торца опорного элемента (без учета подсыпки).

Боковое плечо балластной призмы « d » - плечо балластной призмы до торца полушпалы или продольной поверхности железобетонной балки.

Торцевое плечо балластной призмы « d Т » - плечо балластной призмы до продольной поверхности крайней полушпалы или торца железобетонной балки.

Опорные элементы - элементы (шпалы, полушпалы, балки, плиты), служащие для передачи нагрузки от рельсов на балластную призму.

Рельсовая «нить» - рельсы, связанные между собой болтовыми соединениями с накладками, воспринимающие и передающие нагрузки на балластную призму от опор крана на всем протяжении пути.

Старогодные рельсы - рельсы, годные к эксплуатации, ранее использовавшиеся на железных дорогах или других объектах промышленности.

Тупиковый упор - устройство, предназначенное для гашения остаточной скорости крана и предотвращения его схода с концевых участков рельсового пути в аварийных ситуациях при отказе ограничителя передвижения или тормозов механизма передвижения крана.

Копир (выключающая линейка) - устройство, обеспечивающее отключение механизма передвижения крана при его перемещении за пределы рабочей длины пути.

Стяжка - элемент конструкции пути, установленный между рельсовыми «нитями» и обеспечивающий стабильность колеи пути.

Продольный уклон - разность отметок головок рельсов, отнесенная к длине 10 м.

Поперечный уклон - разность отметок рельсов в поперечном сечении пути, отнесенная к колее.

Длина рельсовой «нити» - суммарная длина рельсов.

Рабочая длина пути - расстояние, на которое может беспрепятственно перемещаться вдоль пути кран при работе без наезда на выключающие линейки.

2.2. В настоящем документе использованы ссылки на нормативные документы, приведенные в .

3. КОНСТРУКЦИЯ РЕЛЬСОВОГО ПУТИ

Рис. 1. Путь:

а - на деревянных полушпалах; б - на железобетонных балках;
1 - земляное полотно; 2 - водоотвод; 3 - балластная призма;
4 - рельс; 5 - полушпала; 6 - железобетонная балка; 7 - стяжка;
8 - выключающая линейка; 9 - копир; 10 - упор тупиковый
безударного типа; 11 - упор тупиковый ударного типа;
К - колея; А - ширина земляного полотна;
S - размер опорных
элементов (поперек оси пути);
а - плечо земляного полотна;
d - боковое плечо балластной призмы;
h 6 - толщина балластной призмы; h - толщина слоя подсыпки
балласта;
h к - глубина котлована; l - расстояние от края
балластной призмы до края дна котлована;
d т - торцевое плечо
балластной призмы;
L - длина рельсовой «нити» пути;
L ЗП - длина земляного полотна пути

Длина пути на период монтажа крана или эксплуатации неподвижно установленного крана (без его перемещения вдоль пути) должна равняться 1,5-кратной величине базы крана, но не менее 12,5 м.

3.1. Нижнее строение пути

В состав нижнего строения пути входят земляное полотно и водоотвод.

3.1.1. Протяженность земляного полотна принимается из условия обеспечения рабочей длины пути крана с учетом требований настоящего документа.

3.1.2. Ширина земляного полотна, мм, (см. ) определяется по формуле

A ³ K + S + 2(a + d ) + 3h d ,

где К - колея, мм;

S - размер опорного элемента поперек пути, мм;

а - плечо земляного полотна (а ³ 400 мм);

d - боковое плечо балластной призмы (d ³ 200 мм);

3 h d - размер двух проекций откосов балластной призмы толщиной h d , мм.

3.1.3. Длина земляного полотна, мм, (см. рис. 1) определяется по формуле

L ЗП ³ L + 2 d т + 3 h d ,

где L - длина рельсовой «нити», мм;

d т - торцевое плечо балластной призмы, мм (d т ³ 1000).

3.1.4. Земляное полотно допускается выполнять полностью из насыпного грунта (грунт должен быть однородным с основным или песчаным) либо частично - из насыпного и основного грунта.

3.2.3. Толщина балласта определяется расчетом из условия прочности земляного полотна.

3.2.4. Откосы боковых сторон балластной призмы должны быть выполнены с уклоном 1:1,5.

3.2.5. Верх балластной призмы выполняют в одном уровне с нижними поверхностями опорных элементов.

Верх балластной призмы после укладки опорных элементов (полушпал) и рельсов дополнительно подсыпают слоем балласта h не менее чем на 50 мм (см. ).


Характеристики балласта

Материал балластной призмы

Крупность частиц

Фракция частиц, мм

Допуски

Примечание

Максимальный размер частиц, мм

менее нормального размера

более нормального размера

песка

Щебень из естественного камня

Крупный (нормальный)

Частиц размером менее 0,15 мм должно быть не более 2 %

Гравий карьерный

Гравий сортированный

Крупный и средний

Частиц размером менее 0,15 ммдолжно быть не более 10 % по массе, в том числе глины не более 3 %

Шлак гранулированный

Частиц размером менее 0,1 мм допускается не более 4 % по массе

Доменный шлак

Размером до 3 мм 20-50

Щебеночного под железобетонными балками

Песчаного под железобетонными балками

Щебеночного под деревянными полушпалами

при принятых типах рельсов и земляном полотне из грунта

песчаного

глинистого, суглинистого или супесчаного

песчаного

глинистого, суглинистого или супесчаного

песчаного

От 200 до 225

От 225 до 250

От 250 до 275

От 275 до 300

От 300 до 325


3.2.6. Выбор опорных элементов производят на основе расчета на прочность. При нагрузке от колеса на рельс до 275 кН применяют деревянные или железобетонные полушпалы. При большей нагрузке рекомендуется применять железобетонные балки типа БРП-62.8.3 (), допускающие подбивку балластного материала под балкой, или плиты.

Рис. 2. Железобетонная балка типа БРП-62.8.3

Применение других типов железобетонных балок, а также плит допускается по согласованию с головной организацией.

3.2.7. Для пути применяют деревянные полушпалы, изготовленные путем распиливания на две равные части деревянных шпал по ГОСТ 78 .

Полушпалы изготовляются из сосны, ели, пихты, лиственницы, кедра.

Допускается применение полушпал из бревен с отесанными поверхностями или из деревянных брусьев по ГОСТ 8486 ().

Полушпалы должны иметь длину не менее 1375 мм и размеры в соответствии с

Рис. 3. Поперечное сечение деревянных полушпал:
а - обрезная; б - необрезная; в - брус

Рис. 5. Подкладки рельсов с креплением:
а - с помощью шурупов; б - с помощью костылей

3.2.13. Размеры подкладок должны соответствовать данным .

железнодорожные костыли по ГОСТ 5812 .

Для крепления в деревянных полушпалах должны быть просверлены отверстия:

диаметром 12 мм и глубиной 130 мм (для костылей);

диаметром 18 мм и глубиной 155 мм (для шурупов).

Схемы крепления рельса к полушпале приведены на .

Рис. 6. Крепление рельса к полушпале:
а - шурупами; б - костылями;
1 - рельс; 2 - подкладка; 3 - полушпала; 4 - шуруп путевой;
5 - прижим; 6 - костыль

3.2.16. Прижимы могут изготовляться нормальными или облегченными из стали марки Ст3сп4 по ГОСТ 535 ().

Рис. 7. Прижим:
а - нормальный; б - облегченный

Размеры прижимов для рельсов типов Р43, Р50 и Р65 должны соответствовать данным .

Размеры прижимов, мм

3.2.17. Рельсы одной «нити» пути должны соединяться между собой с помощью двух двухголовых накладок по ГОСТ 8193 , ГОСТ 19127 и ГОСТ 19128 , стягиваемых путевыми болтами по ГОСТ 11530 с использованием пружинных шайб по ГОСТ 19115 и гаек по ГОСТ 11532 ().

Рис. 8. Накладки двухголовые:

а - шестидырные; б - четырехдырные

Размеры накладок должны соответствовать данным .

Рис. 9. Конструкции стяжек:
а - на путях с деревянными полушпалами; б - на путях с
железобетонными балками; в - крепление стяжек;
1 - стяжка из трубы; 2 - стяжка из швеллера; 3 - стяжка из уголков;
4 - рельс; 5 - полушпала; 6 - железобетонная балка; 7 - прокладка;
8 - планка прижимная; 9 - болт; 10 - гайка; 11 - шайба пружинная;
12 - прижим

Размеры стяжек

Колея,
м

Условный проход трубы, мм

Номер профиля

Размеры, мм

при полушпалах

при ж/б балках

А1 при типе рельса

Б

швеллер

уголок

швеллер

3.3. Путевое оборудование

К путевому оборудованию относятся:

ограждение;

знаки безопасности;

тупиковые упоры;

выключающие линейки (копиры);

лотки (настилы) для кабеля.

3.3.1. Ограждение

Ограждение пути должно выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ 23407 .

Допускается применять другие типы ограждений, если они предусмотрены проектом пути.

3.3.2. Знаки безопасности

Вдоль пути должны быть выставлены знаки безопасности по ГОСТ 12.4.026 .

Место установки знаков безопасности должно быть указано в проекте пути.

3.3.3. Тупиковые упоры

3.3.3.1. На каждой «нити» пути должны быть установлены безударные или ударные тупиковые упоры, рекомендованные для данной типоразмерной группы кранов.

3.3.3.2. Тупиковый упор должен устанавливаться на рельс на расстоянии не менее 500 мм от центра последней полушпалы () или от крайней точки опирания рельса на железобетонную балку ().

3.3.3.3. К эксплуатации допускаются тупиковые упоры, прошедшие приемочные испытания и рекомендованные Госгортехнадзором России.

3.3.3.4. Тупиковые упоры должны быть окрашены в яркий отличительный цвет и хорошо различимы из кабины крановщика.

3.3.3.5. Тупиковые упоры должны иметь паспорта по форме, принятой в РД 22-226.

3.3.4. Копиры (выключающие линейки)

3.3.4.1. На одной из «нитей» пути перед тупиковыми упорами должны быть размещены копиры (выключающие линейки).

3.3.4.2. Копиры (выключающие линейки) должны быть установлены таким образом, чтобы отключение электродвигателя механизма передвижения крана происходило на расстоянии S , не менее полного пути торможения, указанного в паспорте крана, до тупиковых упоров.

Положение ходовой части крана для выбора места установки копира (выключающей линейки) по отношению к тупиковым упорам в момент отключения электродвигателя определяется:

Рис. 12. Схемы заземления пути:
а - расположение очагов заземления у концов пути;
б - расположение очагов заземления вдоль пути;
1 - заземляющий проводник; 2 - путь; 3 - кран; 4 - перемычка;
5 - распределительный пункт; 6 - четырехжильный кабель;
7 - очаг заземления

3.4.3. При глухозаземленной нейтрали помимо схемы заземления «нити» пути дополнительно соединяют с глухозаземленной нейтралью через нулевой провод линии, питающей кран.

3.4.4. При изолированной нейтрали заземление осуществляют путем соединения «нитей» пути с заземляющим контуром питающей подстанции или с устройством очага заземления.

Рис. 13. Схема соединения вертикальных заземлителей:
1 - заземлитель; 2 - заземляющий проводник

При коротком сроке эксплуатации крана на объекте (до 3 мес) допускается установка заземлителей в грунт без приямков. При этом длина выступающей части заземлителей должна быть не менее 100 мм.

3.4.8. Очаг заземления должен присоединяться к обоим «нитям» двумя проводниками.

3.4.9. Для заземляющих проводников и перемычек в стыках рельсов следует применять круглую сталь диаметром 6 - 9 мм или полосовую сталь толщиной не менее 4 мм с площадью сечения не менее 48 мм 2 .

Применение изолированных проводов для заземляющих проводников и перемычек не допускается.

Приварка перемычек и заземляющих проводников к рельсам должна производиться к вертикальной стенке по ее нейтральной оси через промежуточную стальную пластину (). Размеры промежуточной пластины должны быть 30 ´ 3 мм, а длина пластины должна обеспечить сварной шов с проводником длиной не менее 30 мм.

Рис. 14. Приварка заземляющих проводников и перемычек к рельсам:
1 - промежуточная пластина; 2 - перемычка; 3 - накладка, 4 - рельс;
5 - заземляющий проводник

3.4.10. Все соединения заземляющего устройства следует производить сваркой внахлестку.

3.4.11. Выступающие части заземлителей, заземляющие проводники и перемычки следует окрашивать в черный цвет.

3.4.12. При сдаче-приемке пути в эксплуатацию необходимо проверить сопротивление растеканию тока заземляющего устройства. Оно должно быть для крана, питающегося от распределительного устройства с глухозаземленной нейтралью, не более 10 Ом, с изолированной нейтралью - не более 4 Ом. Результаты измерения сопротивления растеканию тока заземляющего устройства должны заноситься в акт сдачи пути в эксплуатацию.

При сопротивлении заземляющего устройства более указанных величин необходимо устраивать дополнительный очаг заземления или увеличивать число заземлителей.

3.4.13. Путь не требует заземления при питании крана через четырехжильный кабель от отдельной передвижной электростанции, находящейся на расстоянии не более 50 м от кранового пути и имеющей собственное заземляющее устройство. В этом случае нулевой провод кабеля должен присоединяться к рельсам.

4. УСТРОЙСТВО РЕЛЬСОВОГО ПУТИ

4.1. Устройство земляного полотна должно производиться после выполнения работ, связанных с прокладкой подземных коммуникаций. Рекомендуется использовать машины, оборудование, инструмент и приспособления, приведенные в .

4.2. Площадку пути до начала возведения земляного полотна следует очистить от строительного мусора, посторонних предметов и растительного слоя, а в зимнее время - от снега и льда.

4.3. Планировку земляного полотна, как правило, следует начинать с участков, прилегающих к строящемуся объекту или бровке котлована.

Для планировки применяют экскаваторы на пневмоколесном ходу с ковшом 0,25 м 3 , экскаваторы-планировщики на пневмоколесном ходу с ковшом 0,4 м 3 или бульдозеры класса тяги 3 - 10 т.

4.4. Насыпной грунт должен укладываться слоями с обязательным послойным уплотнением. Толщину уплотняемых слоев (от 100 до 300 мм) указывают в проекте в зависимости от применяемых машин и оборудования для уплотнения грунта.

4.4.1. Пылеватые и глинистые грунты следует уплотнять укаткой или трамбованием, за исключением мест примыкания земляного полотна к бровке котлована, в которых следует применять только трамбование. Песчаные и малосвязные грунты уплотняют укаткой или вибрацией.

4.4.2. Уплотнение земляного полотна следует производить при оптимальной влажности грунта, приведенной в .

4.4.4. Степень уплотнения грунта следует определять до укладки балластной призмы методами: режущих колец, пенетрии, радиометрическим или др.

При устройстве пути с деревянными полушпалами замеры степени уплотнения производят не реже чем через 12,5 м, при устройстве пути с железобетонными балками - не менее чем в одной точке под каждой балкой.

4.4.5. Повторное уплотнение производится после того, как вся ширина земляного полотна охвачена следами предыдущих проходов. Предыдущий след необходимо перекрывать последующим не менее чем на 100 мм.

4.4.6. При возведении земляного полотна из насыпного грунта помимо ограничений, приведенных в подпункте , не допускается:

вести отсыпку земляного полотна во время снегопада;

уплотнять грунт поливкой в зимнее время.

4.4.7. При возведении земляного полотна в зимнее время должно учитываться время смерзания грунта при температуре воздуха: - 5 °С - 90 мин; - 10 °С - 60 мин. Интенсивность работ должна исключать образование мерзлой корки на ранее отсыпанном слое.

4.4.8. Засыпка и уплотнение траншей, канав и пазух, находящихся на земляном полотне пути, должны производиться с соблюдением установленных норм и правил.

4.5. После выполнения работ по устройству земляного полотна должен быть составлен Акт освидетельствования скрытых работ. Форма Акта приведена в .

4.6. Устройство балластных призм осуществляется после завершения работ по подготовке земляного полотна.

4.6.1. При устройстве балластных призм (погрузке, разгрузке и распределении материала) необходимо исключать возможность его загрязнения и засорения.

4.6.2. Балластные призмы следует устраивать с равномерным уплотнением по всей площади.

Для устройства балластных призм применяют самоходные погрузчики грузоподъемностью 2 т, автомобили - самосвалы, автогрейдеры мощностью до 80 кВт или бульдозеры класса тяги 3 - 10 Т .

4.6.3. Работы по устройству песчаных балластных призм в зимнее время должны быть организованы таким образом, чтобы балласт был доставлен, уложен и уплотнен до его смерзания.

Время смерзания песчаного балласта принимается такое же, что и фунта земляного полотна.

4.6.4. Расход балласта V B , м 3 , на устройство пути (см. ) при раздельных призмах определяется по формуле

V B = 1,2 ´ 2(nl + 2 d т + 1,5h 6)/h 6 (S + 2 d + 1,5h 6),

где 1,2 - коэффициент, учитывающий дополнительный расход балласта (в том числе и на подсыпку материала);

2 - количество раздельных балластных призм;

п - количество звеньев пути одной «нити»;

l - длина звена пути;

1,5 - коэффициент, учитывающий откосы балластной призмы.

4.8. Инвентарные секции пути собирают, как правило, на базах механизации, реже - непосредственно на строительной площадке.

Перед сборкой инвентарных секций рельсы, крепления и опорные элементы должны быть проверены на соответствие их качества требованиям нормативных документов.

4.9. На пути должен быть предусмотрен участок длиной 12,5 м с допускаемыми поперечным и продольным уклонами не более 0,002 для стоянки крана в нерабочем состоянии. Около участка нужно выставить табличку с надписью: «Место стоянки крана».

4.10. Полушпалы необходимо располагать перпендикулярно оси рельса с креплением последнего к полушпалам полным комплектом путевых шурупов или костылей. Торцы полушпал должны располагаться по прямой линии.

4.10.1. Не допускается:

прикреплять рельсы к деревянным полушпалам шурупами без установки прижимов;

прожигать отверстия в рельсах с помощью электросварки.

4.10.2. Рельсовые стыки должны быть сболчены полным числом болтов. Болты должны быть смазаны и поставлены гайками поочередно внутрь и наружу колеи пути.

Величина зазора в рельсовом стыке не должна превышать 6 мм при температуре 0 ° С и длине звена 12,5 м. При изменении температуры допуск на зазор изменяется на 1,5 мм на каждые 10 °С.

Смещение торцов стыкуемых рельсов не должно превышать в плане и по высоте 1 мм.

4.10.3. Размер колеи следует проверять на каждом рельсовом звене в его средней части и в зоне болтовых стыков стальной рулеткой с ценой деления 1 мм. Отклонение размера колеи от проектного значения не должно превышать ±10 мм.

4.10.4. Отклонение рельсов от прямой в плане на длине пути 10 м не должно превышать 10 мм.

Прямолинейность пути проверяют натянутой струной или геодезическими методами.

4.10.5. Продольный и поперечный уклоны пути следует проверять нивелировкой по головке рельса с установкой рейки на каждой секции в средней части и в зоне болтовых стыков.

Продольный и поперечный уклоны пути на всем протяжении не должен превышать 0,004.

4.10.6. Бровки балластных призм должны быть выровнены параллельно «нитям», обеспечивая одинаковый откос и необходимый размер плеча балластных призм на всем протяжении пути.

4.11. Тупиковые упоры необходимо устанавливать таким образом, чтобы в аварийной ситуации наезд крана происходил одновременно на два тупиковых упора.

5. СДАЧА РЕЛЬСОВОГО ПУТИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

5.1. После выполнения всех работ согласно разд. 4 путь следует обкатать краном без груза не менее 10 раз и не менее 5 раз с максимальным рабочим грузом, после чего необходимо провести нивелировку пути по головкам рельсов и просевшие участки выправить подбивкой балласта под опорные элементы.

Перечень использованных нормативных документов

Перечень машин, оборудования, инструмента и приспособлений для устройства и эксплуатации рельсовых путей

Акт освидетельствования скрытых работ

Акт сдачи-приемки рельсового пути башенного крана в эксплуатацию



Ограничитель передвижения. Ограничитель передвижения состоит из конечного выключателя, укрепленного на ходовой тележке крана, и отключающего устройства в виде линейки или упора, установленных на крановом пути. Работа ограничителей показана на рис. 101. При движении крана в направлении, показанном стрелкой, рычаг конечного выключателя поворачивается отключающим устройством, вследствие чего контакты выключателя размыкают электрическую цепь.

Конструкция отключающего устройства зависит от типа конечного выключателя.

Рис. 101. Ограничители передвижения: а - с отключающей линейкой, 6 - с отключающим упором; 1 - конечный выключатель КУ-701, 2 - линейка, 3 - конечный выключатель ку-704, 4 - упор конечным выключателем КУ-704,

Отключающая линейка 2 (рис. 101, а) применяется с конечным выключателем КУ-701, имеющим возвратное устройство, под действием которого рычаг выключателя, будучи выведен из рабочего положения, возвращается в это положение после снятия нагрузки. Отключающий упор (рис. 101, б) применяется вместе с не имеющим возвратного устройства. Рычаг этого выключателя может находиться в трех положениях: рабочем и двух отключенных. Рычаг поворачивается в отключенное положение и возвращается в рабочее при обратном движении крана с помощью упора.

Регулирование ограничителей передвижения заключается в установке отключающих линеек или упоров.

Рис. 102. Ограничители поворота: а - с приводным конечным выключателем, б - с рычажным конечным выключателем и перекидной вилкой; 1 - поворотная платформа, 2 - венец опорноповоротного устройства, 3 - шестерня, 4 - конечный выключатель ВУ-250, 5 - кронштейн, 6 - поворотная часть крана, 7 - конечный выключатель КУ-701, 8 - вилка, 9, 11 - винтовые фиксаторы, 10 - неповоротная часть крана, 12 - рычаг конечного выключателя

Ограничитель поворота. В ограничителе поворота, показанном на рис. 102, а, применен конечный выключатель ВУ-250, вал которого через встроенный в выключатель редуктор (с передачей 1-50) с помощью шестерни 3 связан с зубчатым венцом 2 опорно-поворотного шарикового круга. Конечный выключатель крепится на кронштейне к поворотной платформе 1". Вращение крана вызывает поворот вала конечного выключателя и размыкание контактов выключателя при достижении валом определенного положения. Регулируют ограничитель изменением положения кулачковых шайб в выключателе


ВУ-250. Такие ограничители поворота установлены на большинстве кранов серии КБ.

На ряде кранов применяется ограничитель поворота (рис. 102, б), который состоит из рычажного конечного выключателя 7, установленного на поворотной части 6 крана, и вилки 8, шарнирно укрепленной на неповоротной 10 части крана. При повороте крана вправо рычаг 12 конечного выключателя наезжает на наклонную плоскость вилки, поворачивается и контакты конечного выключателя размыкаются. При повороте влево рычаг конечного выключателя после поворота крана на 360° входит в вилку, поворачивает ее в положение, указанное на рис. 102, б пунктирной линией, и проходит дальше до возвращения в исходное положение (через 360°). При дальнейшем вращении крана влево рычаг наезжает на наклонную плоскость вилки и конечный выключатель размыкает электрическую цепь.


Ограничитель обеспечивает возможность двух оборотов крана от исходного положения. Регулируют ограничитель, устанавливая уровень вилки с помощью винтовых фиксаторов 9 и 11.

Ограничители пути тележки и угла наклона стрелы. На кранах с грузовой тележкой ограничитель вылета обычно выполняют с помощью конечного выключателя ВУ-250, вал которого связан цепной передачей с валом редуктора грузовой тележки. На ряде кранов ограничитель вылета устроен аналогично ограничителю передвижения крана, причем конечные выключатели устанавливаются на стреле в начале и конце движения тележки, а отключающий упор устанавливается на самой тележке.

На кранах с подъемными стрелами конечный выключатель ограничителя вылета различными способами связан со стрелой и срабатывает, когда стрела подходит к максимальному или минимальному рабочему вылету.

Рис. 103. Конструктивная схема ограничителя-указателя вылета: 1 - валик, 2, 4 - конечные выключатели, 3 - кулачки, 5 - градуированная шкала, 6 - стрелка, 7 - рычаг, 8 - тяга, 9 - сгон, 10 - кронштейн стрелы

В ряде случаев ограничитель вылета совмещен с указателем вылета (рис. 103). Валик 1 ограничителя через рычаг 7 и тягу 8 соединен с кронштейном стрелы 10. В крайних положениях, соответствующих минимальному и максимальному вылету, укрепленные на валике кулачки 3 отключают конечные выключатели 2 или 4. Соединенная с валиком стрелка 6 указывает вылет по градуированной шкале 5. Регулируют ограничитель, изменяя длину тяги 8 с помощью сгона 9.


Ограничитель высоты подъема. Эти ограничители устанавливают на кране так, чтобы после остановки лебедки при подъеме без груза зазор между крюковой подвеской и конструкцией стрелы или грузовой тележки был не менее 200 мм. Работа ограничителя высоты подъема, как правило, основана на том, что крюковая подвеска упирается в груз (или скобу), связанный с рычагом конечного выключателя, либо непосредственно, либо с помощью каната и отводных блоков.

Рис. 104. Ограничитель высоты подъема: а - для кранов с подъемными стрелами, б - для кранов с грузовыми тележками; 1 - конечный выключатель, 2 - канат ограничителя, 3 - серьга, 4 - груз, 5 - направляющая скоба, 6 - грузовой канат, 7, 13 - крюковая подвеска. S - конечный выключатель, 9 - блоки, 10 - канат ограничителя, 11 - грузовая тележка, 12 - груз ограничителя

Ограничитель высоты подъема, применяющийся на кранах с подъемными стрелами (рис. 104, а), состоит из конечного выключателя 1 и груза 4 с двумя направляющими скобами 5, в которые заведены ветви грузового каната 6. Груз через серьгу 3 и канат 2 связан с рычагом конечного выключателя. В нормальном положении груза контакты выключателя замкнуты. Когда крюковая подвеска упирается в груз и приподнимает его, освобожденный от груза рычаг конечного выключателя поворачивается под действием собственной пружины и размыкает контакты.

В ограничителе высоты крана с грузовой тележкой (рис. 104, б) груз 12 ограничителя подвешивают на канате или цепи к грузовой тележке и связывают его при помощи каната 10 небольшого диаметра с конечным выключателем 8. Один конец каната укреплен на головной секции стрелы, а второй - на рычаге выключателя. Канат пропущен через систему отклоняющих и направляющих блоков 9, установленных на стреле, тележке и грузе. Такая система запасовки обеспечивает натяжение каната и, следовательно, рабочее положение рычага конечного выключателя при перемещениях грузовой тележки. Конечный выключатель 8 может быть установлен на стреле или в любом другом месте металлоконструкции крана.