Десять самых эффектных рычагов коробки передач. Рычаг переключения передач – устраняем недуги системы Можно ли поставить рычаг кпп на ваз

Коробка переключения передач является важным звеном между силовым агрегатом автомобиля и его колесами, с ее помощью изменяется характер крутящего момента. Происходит это за счет перемены передаточного числа между зубчатыми колесами в корпусе агрегата. В большинстве случаев водитель сам решает, когда какая передача должна быть включена, то есть механически изменяет положение рычага и тем самым меняет положение ведомой шестерни, относительно ведущей. Давайте разберемся почему дребезжит ручка КПП на таких переднеприводных автомобилях, как и схожих с нею 13 и 15 моделей этого семейства.

УСТРОЙСТВО КПП ЭТОЙ МОДЕЛИ

Для начала нам необходимо понять почему такое происходит, откуда берется вибрация и почему на самом деле это не так уж и страшно именно на этом автомобиле. Для этого нам необходимо вспомнить, какой привод здесь и как с КПП. Автомобиль переднеприводный, соответственно и коробка расположена перпендикулярно ходу движения, то есть рычаг в салоне не входит прямо в коробку, используется кулиса. Это в классической серии с задним приводом рычаг напрямую вставляется в коробку и если уж он начал там дребезжать, то это верный признак проблем с ней.

  1. Снимаем внешнюю пластиковую оплетку втулки, чтобы освободить ее железный корпус.
  2. Теперь нам нужно взглянуть есть ли следы трения на ней. Их наличие будет свидетельствовать о неправильном ее размере. Особенно характерно они будут выражены, если втулка немного длиннее, чем нужно. Если это подтвердится, то эти лишние миллиметры и есть причины того, что дребезжит рычаг . В этом случае необходимо примерять в отверстии сколько лишнего и просто сточить их напильником, обычно там всего 1-2 миллиметра.
  3. Теперь необходимо подобрать какую-нибудь прокладку по форме детали или же просто обмотать ее изолентой так, чтобы на свое место она становилась поплотнее и потом не шевелилась.

Вот и стало понятно, как устранить дребезжание рычага КПП ВАЗ 2114 и почему такое, вообще, происходит. После наших нехитрых манипуляций вибрация должна будет полностью исчезнуть, теперь рычаг будет всегда находиться в спокойном состоянии.

Описанные способы не требуют каких-то особых знаний и могут быть выполнены рядовым человеком у себя в гараже при наличии минимального набора подходящих инструментов.

По мнению практически всех владельцев русского автопрома, неисправимо надоедающей проблемой является то, что постоянно дребезжит рычаг КПП на ВАЗ 2114. В связи с такой популярностью проблемы, сами водители нашли ряд удобных решений, как устранить ее в гаражных условиях.

Симптом для ремонта ручки переключения скоростей на лицо – садишься в машину, трогаешься, начинаешь набирать обороты, а палка в ответ начинает ходить ходуном, издавать непонятные звуки и вибрировать. Происходит это из-за недодуманной конструкции, так уж вышло у инженеров ВАЗа, ведь проблема распространяется не только на четырнадцатую модель. Вибрация рычага КПП происходит по такому принципу: мы едем, а втулка, которая соединяет палку и тягу начинает касаться крыльев тяги. Она сделанная из металла, что, естественно, приводит к неприятному металлическому дребезгу. Благо, скорректировать эту недоделку можно довольно простым способом, не имея семи пядей во лбу.

Для того, чтобы вибрация ручки КПП ВАЗ 2114 прекратила свое существование, нужно иметь про запас пару-тройку инструментов:

  • Накидные ключи на 13 и 10
  • Новый чехол для кулисы
  • Эстакада или яма в гараже
  • Умный друг, который будет вам помогать настраивать палку
  • Можно запастись фиксатором резьбы, но можно и без него (эта штука крепится со стороны самой коробки).

По времени займет немного, около получаса на устранение неприятностей и еще столько же на регулировку.

Первый способ

Ход процесса корректировки:

  • Зарисуйте, запомните, снимите или измерьте, но сделайте так, чтобы после установки всё было на своем месте: а именно на определенном расстоянии от пассажира и консоли.
  • Теперь можно залезть под машину и начинаем отвинчивать накидным на 13 крепеж вставки втулки в трубку-рычаг (еще называют кулиса), и вынимаем рычаг.
  • Затем, убираем чехол с крестовины. Будьте готовы, что польется масло. Можно заранее поставить тару, если его очень жалко. Потом залить обратно. Ну и отвинчиваем ее крепеж, чтобы снять.

  • Все, теперь надо поставить новый фиксатор – это и есть этот болт, что крепит крестовину. Можно и старый, конечно, прочистить и подзатянуть, но, он стоит не так дорого, чтобы на нем экономить. А новое всегда вселяет большую уверенность в будущем.

Ни для кого не секрет, что в машине есть рычаг КПП. Ручка КПП предназначена для того, чтобы дать возможность водителю без труда переключать передачи во время движения. Многие начинающие водители думают, что кулиса коробки передач это и есть ручка КПП, но это не так. На самом деле кулиса КПП – это устройство, которое состоит из нескольких элементов и соединяет рычаг коробки передач и шток.

Устройство

Как уже было сказано, кулиса соединяет шток и рычаг КПП. Именно шток уже соединяется с КПП. Она расположена снизу автомобиля непосредственно под рычагом КПП.

На самом деле это кулиса, которая соединяет ручки КПП, и шток редко приходит в негодность, но все-таки это происходит. Сломаться она может по нескольким причинам, основной из которых считается попадание грязи, пыли или влаги в механизм. Второстепенной причиной уже считается то, что устройство не смазывается должным образом, из-за чего заклинивает или просто выходит из строя.

Разобравшись с тем, что такое кулиса, можно определить для себя то, что они бывают нескольких видов. Перед тем как разбирать виды следует учесть, что универсального такого устройства не существует. Происходит это потому, что производители автомобилей пытаются сделать свои машины все удобнее и комфортнее. Несмотря на то, что существует неопределенное множество разновидностей этого механизма, есть такие агрегаты, которые не изменяются во всех видах устройства.

  • Главное, без чего не обойтись, это, конечно же, без ручки КПП, она есть совершенно в любом автомобиле. Бывают такие машины, в которых ручки КПП находится не между передними сиденьями, а на рулевой колонке или еще где-то.
  • Второе, что есть в каждой системе, – это система тяги во время переключения передач.
  • Третьим устройством считается фиксатор пальца вилки системы, которая выбирает скорость и сам палец.
  • Четвертым элементом считается вилка этого механизма.

Для того, чтобы из устройства не вытекало масло предусмотрен сальник вилки.

Существует два вида кулис, которые соединяют рукоятку КПП и шток, это длинноходные и короткоходные. Принципиальной разницы между ними нет. Отличие лишь в скорости переключение передач. У длинноходной кулисы скорость переключения больше, чем у второго вида. Различие в скорости тоже несущественные, всего несколько долей секунды. Поэтому короткоходные кулисы чаще всего устанавливают на спортивные автомобили. Некоторые водители ошибочно думают, что от вида кулисы зависит динамика автомобиля, следует учесть, что от этого механизма никак не зависит динамика хода автомобиля.

Замена

Как уже было сказано, этот механизм редко подвергается замене, но все же это происходит. Многие водители задаются вопросом, а когда же следует менять это устройство. Чаще всего замене подвергается кулиса переключения механической коробки передач, происходит это потому, что ручка КПП механика подвергается более частому использованию, из-за чего быстро утрачивается ресурс. Это может произойти и на хорошей иностранной машине.

  1. Во-первых, ручка КПП начнет сильно болтаться, потому что образуется большой люфт рукоятки. Люфт рукоятки себя проявит даже на начальной стадии износа механизма.
  2. Во-вторых, ручка КПП будет вставать в свои позиции с определенным трудом. В этом случае возможны вылеты рукоятки из позиций, выключение передач или вовсе они не будут включаться. Помимо этого, во время переключения могут появляться посторонние звуки, такие как хруст или скрежет.
  3. В-третьих, передачи включаются с большим усилием на ручки КПП.
  4. В-четвертых, во время включения одной передачи включается другая. Определить это может даже неопытный водитель, во время включения не той передачи двигатель машины будет работать на высоких или низких оборотах.
  5. Пятая причина, по которой замене подвергается кулиса – это то, что передачи не включаются, или включаются, но не все. К примеру, из пяти передач есть возможность включить только одну или две.

Если была выявлена хоть одна причина, то ее нужно немедленно устранить. На самом деле, когда она неисправна, ездить можно, но включать передачи рукояткой станет труднее. Для того, чтобы заменить это устройство и без труда включать передачи рукояткой, нужно найти инструкцию конкретно для своего автомобиля.

Дело в том, что каждый автомобиль по-своему уникален и строение некоторых агрегатов может существенно отличаться. Встречаются такие автомобили, у которых меняется строение с прогрессом, например, автомобиль старой модели отличается от этого же автомобиля новой модели. Бывают такие случаи, что переносится даже рукоятка.

Помимо того, что может быть неисправна кулиса, сломанным может оказаться и шток КПП. Поэтому когда она будет заменена, следует заменить и шток. Часто бывает такое, что после замены кулисы проблема остается или она не так ярко выражена, в этом случае и следует заменить шток. Для того, чтобы заменить шток, нужно искать инструкцию для этого. Шток также как и кулиса имеет свое особое строение или особенности для каждого автомобиля.

Некоторые водители, в основном это владельцы автомобилей Лада, пытаясь избавиться от лишнего дребезжания рукоятки, избавляются от тяг стабилизатора КПП. Для того, чтобы удалить тягу нужна серьезная причина, некоторые не прибегают к этому шагу всего лишь переделывая некоторые устройства. Если все же было решено удалять реактивную тягу, следует внимательно изучить устройство своего автомобиля и узнать, не повредит ли это другим агрегатам.

Регулировка

После того, как была заменена кулиса КПП и шток, их следует правильно отрегулировать для правильного хода рукоятки. Она нужна для того, чтобы быть полностью уверенным в том, что в этом случае кулиса прослужит так дольше. Для того, чтобы отрегулировать все замененные устройства, нужно сделать всего три шага. На самом деле существует два метода, но о них по порядку.

  • Первый способ - это регулировка с помощью включения передачи заднего хода. Для этого нужно, чтобы ручка КПП находилась в позиции задней передачи. Затем нужно ослабить хомут. После того, как ручка КПП установлена в нужном положении, можно приступать к следующему шагу. Следующим шагом станет затягивание хомута. На этом все, в 99 из 100 случаев такая регулировка помогает решить проблему с неправильно включающимися передачами.
  • Второй способ уже подразумевает положение рукоятки коробки не на задней скорости, а на первой. Для того, чтобы начать регулировку, нужно поставить рукоятку в соответствующее положение. Затем нужно ослабить хомут, как и в первом способе. После этого нужно поворачивать привод кулисы против часовой стрелки до тех пор, пока в пластмассовую защиту не упрется ручка КПП. После того, как ручка КПП уперлась, следует затягивать хомут. На этом заканчивается регулировка.

Резюме

Каждый водитель знает о том, что в его автомобиле есть рукоятка для переключения передачи во время движения. Но уже не каждый знает о том, что он может прийти в негодность, и что при этом делать. Многие водители в то время, когда не включаются передачи, начинают думать, что сломана коробка, хотя это не так. Для того, чтобы заменить шток или кулису на своем автомобиле, нужно знать, где находятся эти агрегаты.

Позволит оснастить ручку переключения передач небольшим экранчиком, на котором в виде цифры будет обозначаться, какая на данный момент включена передача. Система также позволяет определять и нейтральную скорость. Особенно такое дополнение будет полезно для новичков, которые путают передачи. Впрочем, для профи такая самоделка тоже не будет лишней, ведь такая ручка делает автомобиль стильным.

Для того чтобы сделать такую самоделку понадобятся некоторые навыки в работе с микроконтроллером, конкретно здесь используется микроконтроллер AVR. Система включается при включении зажигания, при этом от замка на контроллер поступает питание. Данные с ручки переключения считываются через герконы. В куличе находится магнит и когда он подходит к одному из герконов, то активирует его (замыкает) и затем система на основе этих данных определяет, какая включена передача. Если не замкнут ни один из герконов, значит, ручка находится в нейтральном положении, при этом на экране индикатора бегает змейка. Рассмотрим более подробно процесс создания самоделки.

Материалы и инструменты для сборки:
- индикатор LED с общим анодом;
- микроконтроллер ATtiny2313;
- герконы, работающие на замыкание (6 штук);
- стабилизатор напряжения типа 7805;
- конденсаторы на 100 и 10 мкф;
- токоограничительные резисторы на 10 кОм (1 шт.) и 100 Ом (7 шт.);
- два магнита;
- комплект для рычага скоростей турецкого производства SAHLER (стоит около 300 р.).




Процесс изготовления самоделки:

Шаг первый. Создаем плату
Плату автор сделал из фольгированного текстолита, на ней же располагаются герконы. Что касается магнитов, то они крепятся на кулису.


Шаг второй. Устанавливаем в ручку индикатор и собираем электронную часть системы
Приобретенный комплект для ручки КПП, который рекомендуется использовать автор, весь полностью разборный и очень перспективный для различного рода самоделок. Цифровой индикатор нужно разместить в рукоятки, он отлично к ней подходит. Чтобы установить индикатор, из ручки нужно вытащить круглую пластмассовую крышку, на ее место ставится стеклышко из оргстекла, которое можно вырезать своими руками . Для тонирования стекла используется пленка, она наклеивается изнутри.

Чтобы индикатор сел как нужно, в ручке напильником нужно сделать для него посадочное место. Далее в ручке прокладываются восемь проводков, которые затем подключаются к контроллеру.






Теперь можно приступать к креплению платы с четырьмя герконами. Одна плата крепится к пластиковому тоннелю под пепельницей с помощью саморезов. С торца нужно сделать отверстие, чтобы плата пролезла. Вторая плата также крепится к пластмассе саморезами, вместе они соединяются с помощью черного провода. Герконы можно расположить и другим образом, например, посадить на клей. Самое главное, чтобы герконы четко реагировали на магнит.



Шаг третий. Приступаем к программированию контроллера

При включении системы без программирования она работать не будет, но этот процесс не такой сложный, для этих целей понадобится:

1. Программатор - это устройство, которое соединяет микроконтроллер с компьютером. С помощью программатора в контроллер закачивается прошивка. Программаторы бывают разнообразные, простые можно сделать даже своими руками. Автор использует программатор USB AVR910, его можно купить или собрать своими руками, схемы и прошивка есть в интернете.

2. Программное обеспечение, с помощью которого и будет происходить процесс программирования. Автор использует ПО CodeVision AVR.

3. Ну и еще понадобится прошивка, она прилагается.

Для связывания контроллера с программатором используется SPI-интерфейс. На фото слева можно увидеть отладочную плату, справа - это программатор.


Отладочная плата для ATtiny2313 очень простая, вот ее схема.


После того как программатор будет подключен к компьютеру через USB-порт, а микроконтроллер будет подключен к программатору через отладочную плату, можно запускать программное обеспечение CodeVision AVR. В ней нужно зайти в раздел Settings и выбрать Programmer. Какие настройки вводить, можно увидеть на фото.


Далее нужно открыть закладку Tools и выбрать в ней Chip Programmer.

Для этого сначала нужно снять механизм переключения передач с автомобиля. Он крепится на двух болтах. Один болт находится на рычаге КПП, а второй – снизу, возле крепления кулисы к коробке передач. После этого снимаем стопорное кольцо с рычага и вытягиваем кулису в салон.

Чтобы осуществить задуманное, необходимо удлинить два рычага кулисы.

Для этого следует распилить рычаги, как показано на картинке, и в месте распилов вварить два металлических стержня, длиной около 5,5 см. Самое главное, чтобы оба стержня были одинаковой длины, а сварка выполнена аккуратно и ровно.


Теперь собираем все обратно. Чтобы избавиться от дребезжания рычага можно сделать две шайбы из крышечек от пластиковых бутылок (крышки от пивных бутылок подходят идеально, можно и из-под минералки, но качество будет не то!). Шайбы вставляются в месте крепления кулисы к рычагу КПП.


Ну и если вы уже здесь, замените родной карданчик КПП на калиновский.

Теперь последний штрих – ручка КПП. Ее можно украсить поршнем от мотоцикла «Минск» или похожим. Поршень нужно хорошенько отполировать, если он не новый конечно, и вмонтировать гайку, чтобы накручивать на рычаг.

Кожух рычага также можно заменить. Например, на сшитый из кожи, чтобы вид был как надо!


Вот и все. В результате получил стильный вид, короткий ход рычага, четкие переключения передач, длинная и удобная ручка переключения передач.