Дорожает бензин. Что будет с ценами на бензин после повышения акцизов

Цены на топливо во время каникул выросли на фоне повышения НДС. Стоит ли ждать роста в дальнейшем? Как чувствуют себя независимые АЗС?

Бензин в России подорожал из-за повышения НДС. В новогодние каникулы продавцы горючего стали повышать цены на бензин и дизтопливо на своих АЗС. По данным газеты «Коммерсантъ» , топливо дорожает в основном на заправках крупных нефтекомпаний, которые отыгрывают повышение НДС с 1 января до 20%.

На автозаправках «Лукойла» и «Башнефти» в Башкирии рост цен на бензин и дизельное топливо достигал 80 копеек. Бензин и дизель на АЗС Санкт-Петербурга и Ленинградской области подорожали с начала года на 50-70 копеек.

На Санкт-Петербургской бирже, где осуществляется оптовая продажа топлива, торги из-за новогодних праздников не проводились с 27 декабря. При этом с 1 января акцизы на бензин и дизельное топливо в России выросли в полтора раза.

То, что цена повысится, было предсказуемо, говорит президент Независимого топливного союза Павел Баженов .

— Текущий рост, который мы видим — это повышение цен на 1,7%. Это как раз повышение с целью отыграть рост НДС, прогнозируемый, планируемый рост. Об этом заявляли и регуляторы, и нефтяные компании как раз имеют на это разрешение — на такое повышение. В целом, предполагается, что рост в рамках политики сдерживания у нас будет на 1,7% в январе, что сейчас и происходит. Ну а дальше будут цены расти в соответствии с инфляцией. То есть где-то по году 6% равномерно. Но не будем забывать, что 31 марта у нас заканчивается соглашение о заморозке цен, и будет либо новое соглашение, либо цены отпустят. Здесь пока сложно понять, к чему это все приведет.

— По поводу независимых АЗС: очень многие просто закрывались. Сейчас как они вообще чувствуют себя? Держится такой тренд?

— Сейчас ситуация лучше. Проблема в том, что она недолгой, скорее всего, будет. Но перед новым годом у нас экспортная альтернатива стала менее привлекательной по отношению к ценам внутреннего рынка. Внутренний рынок стал премиальным. Соответственно, эта конъюнктура стала давить на оптовую цену внутри страны. Оптовые цены начали снижаться. Появилась маржинальность, которая позволяет работать более или менее рентабельно. Но это до того, как у нас повысились все основные налоги.

Некоторые эксперты прогнозируют, что после новогодних праздников независимые АЗС тоже повысят цены. В свою очередь, управляющий партнер компании «Петролеум трейдинг» Максим Дьяченко считает, что дальнейшего роста ждать не стоит.

Максим Дьяченко управляющий партнер компании «Петролеум трейдинг» «Оптовые цены очень сильно упали в декабре. Они сейчас немножко отыгрывают это падение, потому что внешний новостной фон улучшился. Цены на нефть семь дней подряд растут на фоне того, что договоренности Китая и Америки кажутся более достижимыми. Тем не менее, маржинальность АЗС сейчас достаточная, и она говорит о том, что, в принципе, всем участникам рынка и независимым нефтяным компаниям при текущих уровнях оптовых цен соблюдать эти соглашения проблемы не составит. Такого давления оптовых цен на розничные сейчас нет, поэтому предпосылок для роста цен в ближайшее время не видим. С января начал работать новый механизм обратного акциза. Как только он заработает фактически, а не только номинально, то есть когда заводы начнут получать возмещение акциза… предпосылок для роста в ближайшем будущем нет» .

Бензин Аи-92 в первый торговый день в этом году на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже дорожает примерно на 3%, Аи-95 — на 5%. Такими были показатели торгов на 13 часов по московскому времени. По словам участников торгов, такая динамика цен на бензин характерна для начала года и объясняется отложенным спросом.

Из чего складывается цена бензина?

Д ля начала стоит разобраться, из каких слагаемых складывается текущая цена бензина, которую мы видим на заправках. Как ни странно, цена собственно нефти в ней занимает совсем небольшую долю – около 10%, и еще примерно столько же стоит заложить на ее переработку. Примерно 15-20% цены бензин набирает «по пути в бак» – это транспортировка, а также расходы и наценки оптовых и розничных продавцов. А вот оставшиеся 60-65% можно поделить между налоговыми сборами, взимаемыми на разных этапах.

Первый – НДПИ, налог на добычу полезных ископаемых, который с 2017 года установлен в размере 919 рублей за тонну. Второй – НДС, который пока составляет 18%, но уже скоро может увеличиться до 20%. Ну а третий – это акциз на моторное топливо, доля которого в итоговой цене составляет около 30%. Рост цен с начала года оказался таким резким, что правительство даже отказалось от его запланированного повышения на 600-700 рублей за тонну, и даже наоборот, инициировало введение временной «льготы», снизив акциз на бензин и дизель на 3 000 и 2 000 рублей соответственно. В результате акциз на тонну бензина стал равен 8 213 рублям, а дизельного топлива – 5 665 рублям.

Почему бензин не подешевел после снижения акцизов?

Однако ожидаемого эффекта от «аварийного» снижения акцизов добиться не удалось. Вводя льготные ставки, в правительстве предполагали, что не просто затормозят рост цен, но и снизят отпускную розничную цену: на бензин – на 2,2 рубля, а на дизель – на 1,7 рубля.

В реальности же столь ощутимого удешевления автовладельцы так и не увидели – и это, очевидно, объясняется тем, что оптовые цены на моторное топливо выросли с начала года куда сильнее, чем розничные. По оценкам поставщиков, прирост составил около 30%, в то время как ценник на АЗС, как мы помним, прибавил «всего» 10%. Таким образом, получив послабление, участники рынка резко снизили темпы роста розничных цен, но не опустили их, тем самым компенсировав недополученную прибыль.

Однако даже в таких условиях независимые АЗС продолжают подавать сигналы SOS, причем уже не первый год – о том, что прибыль упала практически до нуля, они говорили и в 2017.

Причина проста: независимые компании, не производящие топливо, а занимающиеся его оптовыми закупками для розничной перепродажи, напрямую зависят от отпускных цен. В свою очередь, крупные «вертикально интегрированные» компании, имеющие собственное производство, немного более свободны в своих действиях, и в результате ценник на их АЗС с учетом клиентских бонусных карт и программ лояльности оказывается на рубль-два ниже, чем у независимых перепродавцов. Но с учетом того, что вторые обеспечивают около 60% имеющегося предложения на рынке, их роль недооценивать нельзя – и именно независимые предприниматели находятся в числе тех, кто обещает нам «монополизацию и бензин по 100» в случае своей рыночной кончины.

Но негативный сценарий с катастрофическим ростом цен звучит из уст не только владельцев частных АЗС, но и от крупных игроков нефтяного рынка. В чем же дело, и насколько вероятен такой сценарий?

Почему нам обещают рост цен?

Если в недавнем прошлом рост стоимости бензина можно было объяснить банальным повышением акцизов (за последние пять лет акциз на солярку вырос на 74%, а на бензин – более чем вдвое) вкупе с колебаниями курса рубля и цены на нефть, то в обозримом будущем изменятся принципиальные механизмы ценообразования для моторного топлива. Речь идет о так называемом налоговом маневре, который должен увеличить «прозрачность» финансово-нефтяных потоков для государства, при этом позволяя гибко регулировать распределение сырья между внутренним рынком и экспортом.

Как работает система сейчас?

Чтобы объяснить суть налогового маневра, стоит сначала вкратце описать действующую схему. Сейчас нефтедобывающие компании платят налог дважды: сначала по фиксированной ставке за каждую тонну в виде НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых), а потом в виде экспортной пошлины, которая в случае с нефтью составляет 30%.

Внутренний же рынок при этом получает «столько, сколько надо, чтобы держаться на плаву»: экспорт остается более выгодным. Причем экспорт не только нефти, но и готового моторного топлива: его экспортная цена за тонну на 5-9 тысяч рублей превышает стоимость для внутреннего рынка, что, разумеется, тоже не идет на пользу последнему. Так, ФАС неоднократно отмечала, что цены на российских АЗС росли из-за снижения поставок топлива – нефтяники же от этих обвинений ожидаемо открещивались.

Что такое налоговый маневр?

Суть налогового маневра состоит в том, чтобы в период с 2019 по 2024 годы ступенчато отменить экспортные пошлины на нефть, параллельно повышая НДПИ. Это позволит государству получать единый налог со всей добываемой нефти, а не только с экспортируемой, а также «управлять потоками», субсидируя нефтяникам то, что отправляется на внутренний рынок. Сама эта идея, в общем-то, не нова: экспортные пошлины снизили еще в 2015 году, вместе с соответствующим увеличением НДПИ. Однако в ближайшие 5 лет процесс должен достигнуть своего логического финала.

Инструментом управления распределением потоков бензина в новых условиях должен будет стать «плавающий акциз». Он призван компенсировать нефтяникам разницу между стоимостью топлива при продаже на внутреннем рынке и на экспорт: сейчас экспортные цены значительно (примерно на 8 тысяч рублей на тонну) превышают внутренние. Однако пока предложенный Министерством финансов вариант учитывает максимальную разницу между ними на уровне в 3 тысячи рублей, предлагая компенсировать при этом до половины разницы в стоимости – то есть, не более 1,5 тысяч рублей. И в случае, если текущая дельта между внешним и внутренним ценниками сохранится на столь же высоком уровне, стимула оставлять бензин в стране у нефтедобывающих компаний не появится.

А что будет с акцизами?

Еще один "повышающий" фактор, который стоит учитывать – это акцизы на моторное топливо, которые, в отличие от экспортных пошлин, никуда не исчезнут. Более того, стоит помнить, что упомянутые выше «льготы» в виде снижения акцизов были введены в качестве экстренного «тормоза» для роста розничных цен, но только на полгода, до конца 2018-го. Окончательного решения, по сообщениям издания «Коммерсант», в Минфине еще не приняли, но предварительный план предполагает дальнейший рост акцизов – причем не относительно нынешней «льготной» ставки, а относительно той, что была до снижения.


При этом сценарии в 2019 году акциз на бензин составит 12,3 тысячи рублей за тонну, а на дизельное топливо – 8,5 тысяч, и учитывая, что акцизы фактически напрямую включены в стоимость бензина, простое сравнение этих показателей с нынешними, составляющими 8,2 и 5,3 тысячи соответственно, не сулит ничего кроме очередного повышения отпускной цены на АЗС, причем сразу на пару-тройку рублей. В правительстве, впрочем, считают иначе, планируя принудить нефтяников сохранить цены практически неизменными и грозя повышением экспортных пошлин до 90% в случае неповиновения. Да, тех самых пошлин, которые к 2024 году уже решено обнулить. Таким образом, в условиях подобных «качелей», когда свои доходы должны будут урезать либо нефтяные компании, либо государство, задача «консервации» розничных цен на моторное топливо видится практически нерешаемой.

Что говорят о новой схеме нефтяники?

Нерешаемой без снижения акцизов задачу по сдерживанию розничных ценников считают и нефтяники – в частности, руководство «Газпром нефти». Генеральный директор компании Александр Дюков возлагает задачу сдерживания цен на государство, считая, что никакого дефицита топлива на внутреннем рынке нет, а цены на него нужно снижать, уменьшая акцизные сборы – еще ниже той «льготной» отметки, что установлена сейчас.

С ним согласны и владельцы независимых АЗС, которые в стремлении выжить озвучивают необходимость в крайних мерах: полной либерализации цен на бензин или отмены акцизов на топливо. По их мнению, только это позволит им сохранить прибыльность и тем самым избежать ситуации из их любимой «страшилки» – монополизации рынка крупными игроками с последующим безальтернативным ростом цен.

Ну а еще один прогноз, озвученный Александром Дюковым – выравнивание цен на топливо на российском и «экспортном» рынке в случае, если государство сохранит курс на завершение налогового маневра с отменой экспортных пошлин и соответствующим повышением НДПИ. По его мнению, в таких условиях «защитить» внутренний рынок не получится никак, поскольку цена нефти «для своих» и «для других» уравняется, а следом за ней поползут вверх и цены на моторное топливо, которые вырастут как минимум в полтора раза, а то и уравняются с европейскими.

Есть ли идеи, как удержать цены?

Одна из последних инициатив, с которой, к слову, выступили сами нефтяники, перекликается с тем, за что сейчас борется государство в лице ФАС - с насыщением внутреннего рынка топливом. Суть предложения в том, чтобы установить для нефтяных компаний определенный процент от общего объема произведенного топлива, который они должны направить на внутренний рынок. Это должно решить две задачи: исключить дефицит топлива, а вместе с этим и сдержать рост цен на него. Правда, эта мера сама по себе не решает вопроса с потенциальным подорожанием топлива из-за роста НДПИ и выравнивания экспортных и “внутренних” цен на нефть.

Так чего же все-таки ждать?

Если опираться на более-менее определенные факты о ближайшем будущем, нам определенно стоит ожидать дальнейшего роста цен на бензин и дизтопливо. О ста рублях за литр, и даже о полуторакратном подорожании говорить явно преждевременно, но в случае сохранения планов по повышению государственных акцизов и начала внедрения налогового маневра по текущей «математически невыгодной» схеме, пару-тройку, а то и пяток рублей бензин наберет легко и быстро. А вот дальнейший рост, очевидно, будет ограничен двумя факторами: стремлением государства сохранить приемлемые цены, не вызывающие волнений среди населения (что подтверждается экстренным снижением акцизов в этом году) и борьбой между нефтедобывающими компаниями и государством за сохранение максимально возможной для себя прибыльности этого сегмента. И если ими не будет найден абсолютный компромисс, мы, вполне вероятно, вновь увидим медленные, но неприятные числовые рекорды на автозаправках.

Каков ваш прогноз по цене бензина на 2019 год?

Бензин быстро дорожает. Сейчас литр 95-го стоит 43 рубля 38 копеек, это средняя цена по стране. А в середине марта он стоил в среднем 41 рубль 20 копеек. Уже заговорили, что к осени бензин будет стоить чуть ли не 50 рублей. Вряд ли…

Вот как дорожал бензин с 2010 года, практически по линейке. Чуть быстрее, чуть медленнее. Иногда даже дешевел. Но в целом тенденция была очень устойчивой. На этом рынке принципиально ничего не изменилось. Говорят, цены на нефть на мировом рынке растут, поэтому и бензин дорожает.

Но бывали времена, когда нефть стоила 30 долларов за баррель, бывали - когда 130, а тенденция оставалась вот такой. Цена 95-го - плюс два-три рубля за год.

«Ой, какой-то кошмар, 42 рубля 70 копеек дизель», - ужасается водитель. А бензин еще сильнее кусается. 92-й больше 40 рублей. В глазах каждого водителя немой вопрос: а что дальше?

«На пять рублей почти! Ну, на четыре, ладно. За неделю!» - переживает таксист.

Конечно, не за неделю, - топливо стало дорожать с начала мая, но от этого не легче. Даже не таксистам.

Каждый раз, приезжая на заправку, не перестаешь удивляться - куда стремятся цены? 95-й уже 44,85 - почти 45 рублей. Как говорят экономисты, психологическая отметка. И ведь вроде все как обычно - и пистолет такой же, и даже пахнет так же, - почему же он так дорожает? Но вот если бы у жадности был запах, мы бы, конечно, почувствовали разницу.

Впрочем, это тот уникальный случай, когда жадность не порок. Рынок диктует свое. Жадничать вынуждены все - государство, когда повышает акцизы на топливо, потому что нужно наполнять бюджет и, конечно, производители и продавцы бензина и солярки, ведь бизнес в убыток не бизнес. Потребителей, это, конечно, не утешает, и потому все шишки летят в сторону владельцев заправок.

«Есть негатив определенный, который действительно определяется скоростью изменения ценников на АЗС. Но мы только действуем в тех условиях, которые существуют в государстве», - отмечает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.

Главное условие - ценообразование. В стоимости литра бензина нефть занимает лишь от 6% до 8%. Потом переработка, транспортировка и расходы розничной сети - порядка 25%. На прибыль остается куда меньше 10, потому что примерно 60% - это налоги и акцизы. Вместе с ними меняются и цифры на заправках.

Но это лишь один из факторов нынешнего подорожания. И ответ на вечный вопрос «Кто виноват?» все-таки существует.

«Очень простой ответ - международная интеграция. За последние 20-25 лет весь мир, это не только наша специфика, стал гораздо более сильно связан друг с другом, то есть с одной стороны, мы получили доступ к огромному набору товаров со всего мира, но с другой стороны, стоимость многих услуг потихоньку подтягивается к стоимости, характерной для всего мира, а во всем мире за редким исключением стран типа Венесуэлы, Саудовской Аравии, топливо стоит достаточно дорого», - поясняет доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов.

И продолжает дорожать. В Европе вслед за ростом мировых цен на нефть - там зависимость куда сильнее, чем у нас - подорожали бензин и солярка. И вот она, международная интеграция в полный рост - у российских производителей возникло логичное желание побольше продать там.

«Каждый, кто хочет заработать, он все будет делать для того, чтобы действительно заработать, Если там за один и тот же товар дают дороже, имеется в виду за рубежом или продать тонну нефти или корзину нефтепродуктов, которые можно туда, пользуются спросом там, естественно, этот товар идет туда, где за него больше платят», - рассказывает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.

А здесь, на внутреннем рынке, возникает угроза дефицита топлива, которая накладывается на сезонный спрос - посевные работы и в поле, и на дачных огородах. Плюс летняя профилактика на нефтеперерабатывающих заводах. В итоге цены ползут вверх.

Впрочем, тут за желающими заработать за счет дополнительного экспорта зорко следит Федеральная антимонопольная служба.

«С 1 июня ожидается повышение пошлины и на нефть, и на нефтепродукты, соответственно, снижается привлекательность экспорта и создается стимул для того, чтобы топливо поставлялось на внутренний рынок», - говорит заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.

Карающая рука ФАС без сомнения дотянется и до тех, кто попытается создать искусственный дефицит, но здесь не стремятся всех наказать - наоборот, ищут баланс интересов.

«Мы говорим о необходимости дальнейшего совершенствования налоговой системы, сейчас речь идет о целесообразности некоторого снижения акцизов на нефтепродукты и введения механизма гибкого установления акцизов. И вот такой механизм - мы сейчас такие консультации ведем с Минфином - мы надеемся, что он поможет сделать ситуацию на рынке более устойчивой», - поясняет заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.

Но ведь бензин уже подорожал, а всем известно, что за ним обычно тянется и все остальное - ведь, скажем, продукты в магазины нужно привезти, потратив на топливо больше. Впрочем, экономисты говорят: в этот раз все сложнее. И как ни удивительно, на пользу потребителям, которые традиционно оказываются крайними.

«Мы находимся в достаточно уникальной для российской экономики ситуации, когда мы имеем низкие процентные ставки, наверное, рекордно низкие за всю постсоветскую историю, и имеем рекордно низкую инфляцию. Это связано в том числе с тем, что у нас вступили в действие ограничения по платежеспособному спросу, то есть попытка предприятий поднять цену приводит к тому, что у них падают продажи. Это вынуждает применять экономию на всех этапах, и поэтому ждать сильного роста инфляции за счет стоимости топлива не приходится», - говорит доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов.

Но это если не произойдет чего-то из ряда вон выходящего, вроде резкого роста тех же нефтяных котировок. А поскольку политика всегда рядом с нефтью - рынок, по словам экспертов - тревожно реагирует на любые заявления. Взять хотя бы решение Соединенных Штатов разорвать ядерную сделку с Ираном.

«Сейчас достаточно сильно накалена обстановка в отношении Ирана. А Иран, это понятно, что один из ключевых поставщиков нефти на мировой рынок. Понятно, что если там пойдут санкции, усиление какой-то неблагоприятной ситуации, то возможно сокращение поставок. Уже в ближайшее время его, в общем-то, ожидают. Естественно, это все подогревает спекулянтов, инвесторов к тому, чтобы разгонять цены вверх. И цены, в том числе на этом геополитическом факторе, сейчас подогреваются, идут вверх», - поясняет директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин.

Ключевое слово - спекулянты. Торгующие в буквальном смысле воздухом - или нефтяными фьючерсами. То есть контрактами на нефть, которую еще не добыли. Ее вообще столько не добывают. Но система существует так давно, что с ней уже смирились. Клиентам заправок, кажется, тоже ничего другого не остается.

С 2019 года в России акцизы на топливо будут увеличены в 1,5 раза. Стоимость бензина может скакнуть на 15%.

Счетная палата России спрогнозировала резкий скачок цен на бензин с 2019 года - это может произойти из-за увеличения топливного акциза. Повысить акцизы планируется в 1,5 раза, говорится в итоговом заключении Счетной палаты по итогам рассмотрения проекта бюджета страны на 2019 год. Ожидается, что это приведет к росту стоимости бензина и потребует сдерживающих мер, сообщает Телеканал со ссылкой на ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников Рустама Танкаева рассказал о том, что цены на бензин и дизельное топливо «скакнут» на целых 15%.

При этом в интервью РБК вице-премьер Дмитрий Козак опроверг возможное повышение цен на бензин на АЗС. Правительство, по его словам, будет применять весь набор инструментов, чтобы этого не произошло.

Портал сайт обратился за разъяснением к экспертам - стоит ли нам все же ожидать взлета цен на бензин?

«Повысили акциз? Вырастет бензин!»

«Все создается для того, чтобы рост был. Он будет сложно сдерживаемый. Нужны только системные меры. В ручном режиме, как это происходит сейчас, ситуацию не спасти. Все основания для роста созданы. Прогнозы в нашей стране - дело неблагодарное. Я бы рассуждал с позиции адекватной доходности. Увеличивается акциз - увеличивается стоимость литра бензина. Это примерно 4 рубля. Стартует процесс обнуления экспортных пошлин, значит, торговля на экспорт будет выгоднее, чем на внутренний рынок. Этот разрыв неизбежно повлечет стремление нефтяных компаний сбалансировать ситуацию и направить максимум потоков на внешний рынок, либо подтянуть внутреннюю цену. К четырем рублям желательно прибавить еще 6 рублей – это те деньги, которые позволят топливным компаниям – не сетевикам, а мелкой рознице – получать стандартную маржинальность в 15%. Не ведется речь о сверхприбыли, а только о доходах, которые позволят не уничтожить инфраструктуру, небольшие топливные компании»,

– рассказал сайт Павел Баженов , президент Независимого топливного союза.

«Много ездишь – много платишь»

«Если подразумевать, что транспортный налог будет отменен и выпадающие доходы будут «зашиты» в стоимость бензина, то это будет гораздо честнее и справедливее. В этом плане позитив есть: «Много ездишь – много платишь, мало ездишь – мало платишь». У нас не самый дорогой бензин в мире: в Турции за литр бензина платят 2,4 евро. В Европе - 1,6-1,8 евро. По сравнению с ними мы в шоколаде. Другое дело на сколько будет дорожать бензин. Давайте посчитаем: в зависимости от региона мы платим в год транспортный налог при автомобиле с двигателем, мощностью 150-200 л.с. примерно 6 тысяч рублей. Делим их на 12 месяцев, получаем 500 рублей. Если учесть, что среднестатистический автовладелец заправляется раз в неделю, то получается, что в неделю мы платим порядка 120 рублей. Если мы убираем транспортный налог - соразмерно ли этой арифметике поднимется стоимость бензина? Я боюсь, что нет. В данном случае все идет к следующему: в Европе двигатели, объемом в 1,2-1,4 литра с турбинами - распространенное явление. А у нас признак крутости - машина, с объемом 3,5–4 литра, которая «ест» за 100 км 20 и более литров бензина. С точки здравого смысла, это непозволительно. Шесть плюс-минус литр – это средний расход топлива по городу. Вот сколько современная машина должна потреблять бензина, чтобы нам не верещать о том, как дорого стало ездить. Труднее всего придется промышленным предприятиям - то, что касается уборочных, посевных, дальнобойщиков, таксистов, перевозчиков и прочего транспорта, который расходует несоизмеримо больше топлива»,

Дополнил Александр Добин , автожурналист, автоэксперт.

«Цены резко не вырастут»

«Предложения по поводу отмены транспортного налога Государственная Дума последовательно отвергала. Поэтому я ничего не могу по этому поводу сказать - это компетенция депутатов, которые этот вопрос пока не хотят разбирать. Что касается увеличения акцизов, то это приведет к увеличению стоимости бензина. Насколько я знаю, контроль за ценами на бензин на себя возложил лично президент. Летом была дана команда разработать механизм компенсации, чтобы цены резко не возрастали, и такие механизмы были разработаны. И сейчас они должны быть наготове. Резкого подъема цен на бензин наш потребитель не выдержит, это чревато социальными последствиями, а это никому из чиновников не нужно - поэтому я не ожидаю взлета цен»,

Заверил автоэксперт Игорь Моржаретто .