Камаз 4308 новая модель характеристика.

Основной специализацией Камского автомобильного завода с момента основания и до наших дней остается производство большегрузных грузовых автомобилей. В виде бортовых грузовиков, седельных тягачей, специализированных шасси и раллийных машин их модельный ряд насчитывает более сорока модификаций. Взявшись за разработку собственной модели среднетоннажного грузовика, КАМАЗовские конструкторы столкнулись с рядом проблем. Прежде всего, большинство узлов и агрегатов от уже выпускаемых моделей было сложно или невозможно унифицировать под использование в новой машине. Несмотря на то, что с 2001 года на заводе велась разработка собственного подходящего двигателя, оказалось более целесообразным устанавливать уже хорошо себя зарекомендовавшие дизеля американской компании «Cummins». Впоследствии с компанией было создано совместное предприятие «Commins Кама». На сегодняшний день поставку некоторых запасных частей для двигателей осуществляют предприятия «Cummins» расположенные в Бразилии и Китае, однако производство наиболее важных элементов удалось наладить в Набережных Челнах. Первые КАМАЗовские среднетоннажники получившие отраслевой индекс 4308 были собраны в 2007 году, а их выпуск продолжается до наших дней. Невзирая на высокую конкуренцию в данном сегменте, КАМАЗ-4308 пользуется устойчивым спросом и ежегодно выпускается около 1000 экземпляров машины.


Назначение

КАМАЗ-4308 относится к классу универсальных среднетоннажных низкорамных грузовиков грузоподъемностью до 7 тонн. Его основное предназначение – транспортировка штучных и пакетированных грузов на региональных маршрутах. Среднетоннажные грузовики составляют основу парка машин небольших промышленных предприятий, строительных организаций и жилищно-коммунальных хозяйств. В зависимости от типа кузова или установленного оборудования их сфера применения расширяется практически на все отрасли экономики. Зачастую машины комплектуются автолифтами, на них устанавливаются кузова для транспортировки сыпучих грузов или автоцистерны. По заказу кабина автомобиля может быть оснащена спальным местом для водителя. Это делает удобным и рентабельным использование машины в составе автопоезда на межрегиональных маршрутах. Нередко можно встретить КАМАЗ-4308 в фермерских хозяйствах и на животноводческих комплексах.


Модификации

КАМАЗ-4308 является самым легким автомобилем в КАМАЗовском модельном ряду. Конструкция грузовика постоянно совершенствуется. Основным отличием модификаций от базовой модели является тип и мощность двигателя. Изначально, до организации собственного производства двигателей для среднетоннажных грузовиков устанавливалась силовая установка «Cummins» объемом 3,9 л, и мощностью 140 л.с. китайской сборки. Она обеспечивала соответствие экологическому стандарту Евро-2. Как по мощности, так и по другим характеристикам двигатель вскоре перестал соответствовать постоянно возрастающим требованиям. Для российского рынка стали выпускаться две модификации машины с силовыми агрегатами собственного производства:

  • 4-х цилиндровым двигателем с рабочим объемом 4,5 литров и мощностью 140 л.с;
  • 6-ти цилиндровым двигателем с рабочим объемом 6,7 литров и мощностью 210 л.с.

На универсальном шасси оборудуются:

  • бортовые кузова;
  • еврофуры;
  • термофургоны;
  • манипуляторы и гидроподъемники;
  • эвакуаторы;
  • специальные фургоны для перевозки строительных материалов;
  • кузова для перевозки аварийных бригад, вахтовиков и подразделений силовых ведомств.

На первых моделях КАМАЗ-4308 была установлена пятиступенчатая коробка передач от своих «старших братьев» КАМАЗ-141. В целом надежный агрегат вызывал нарекания при эксплуатации. Пять передач при преодолении подъема в составе автопоезда было явно не достаточным, поэтому, некоторые модели стали опционно оснащаться проверенными девятиступенчатыми коробками передач ZF9S109.
Выпускается также две модификации бортового КАМАЗа-4308 (КАМАЗ-4308-А3 и КАМАЗ-4308-Н3) отличающиеся передаточными числами на передачах и установленными двигателями с разной мощностью.



Технические характеристики

В базовой версии автомобиль КАМАЗ-4308 представляет собой грузовик средней грузоподъемности с установленной над двигателем штампованной металлической кабиной. Агрегаты расположены на раме из лонжеронов постоянного сечения.

Весовые характеристики

  1. Снаряженная масса – 6020 кг;
  2. Нагрузка на оси – передняя 3290 кг, задний мост 2730 кг;
  3. Грузоподъемность – 5500 кг;
  4. Полная масса автомобиля – 11900 кг;
  5. Распределение нагрузки при полной массе – передняя ось 4350 кг, задний мост 7550 кг;
  6. Допустимая масса прицепа – 8000 кг;
  7. Допустимая масса автопоезда – 19000 кг.

Ходовая часть

Автомобиль с колесной формулой 4х2 оборудован дисковыми колесами с профилированным ободом размером 6,75-19,5. Колеса бескамерные 245/70R19,5. В передней подвеске установлены двухметровые параболические двухлистовые рессоры. В качестве ограничителей хода выступают резиновые буфера. Для гашения динамических колебаний установлены гидравлические амортизаторы. В зависимости от модификации грузовика применяется рессорная задняя подвеска с системой стабилизации устойчивости, или пневматическая двухбалонная конструкция с сайлентблоками. При использовании пневмоподвески с электронным управлением существует возможность поднимать и опускать заднюю часть машины на 10 см. Основная тормозная система представляет собой пневматический дисковый механизм на передние и задние колеса фирмы «Haldex» с двухконтурным приводом и системой ABS. Вспомогательная система – моторный тормоз. Стояночный тормоз – механический, пружинный.

Трансмиссия

Наиболее часто КАМАЗ-4308 комплектуется шесиступенчатой механической синхронизированной коробкой передач ZF6S1000 с механическим дистанционным управлением. Шарнирный рычаг переключения передач расположен на полу кабины. С КПП его соединяет телескопическая тяга. Передача крутящего момента от двигателя на элементы трансмиссии происходит посредством однодискового диафрагменного нажимного сцепления ZF&SACHS с диаметром ведомого диска 395 мм. Главная передача гипоидная с передаточным числом 4,22. Опционально, для эксплуатации автомобиля в составе автопоездов предусматривается установка девятиступенчатой механики ZF9S109 а также автоматизированных КП AsTronic.

Динамические характеристики

  • Заявленная производителем максимальная скорость – 100км/ч;
  • Угол преодолеваемого подъема – 25% (14*)
  • Внешний габаритный радиус поворота – 9,6 м.

Электрооборудование

Автомобиль оборудован однопроводной электрической системой. Напряжение бортовой сети – 24 В. В качестве источников тока выступают две стартерные двенадцативольтовые АКБ типа 6-СТ-190 и генератор мощностью 2000 Вт и выходным напряжением 28 В.



Особенности и эксплуатация

Отличительной чертой модели КАМАЗ-4308 является использование деталей, узлов и агрегатов от известных мировых производителей автомобильной техники. В кабине устанавливаются немецкие сидения Grammer с пневматической амортизацией и всевозможными настройками. В бампере монтируется высококачественная прямоугольная оптика Hella. На смену крашенным металлическим панелям пришли морозоустойчивые и ударопрочные элементы Ивановского завода РИАТ. Силовые установки, разработанные американской компанией Cummins, оснащаются надежными механическими топливными насосами Bosch. Эффективную работу трансмиссии обеспечивают коробки передач от немецкой фирмы ZF оснащенные сцеплением Sachs.
В целом грузовик смотрится довольно современно, а в линиях кабины узнается КАМАЗ. Торпедо с приборной доской стали изготавливать из пластика, что стало новшеством для КАМАЗовских грузовиков.
Для комфортной езды, рулевое управление машины оборудовано гидроусилителем руля.


Видео

Двигатель

Различные модификации машины получают и различные силовые установки. Одним из наиболее популярных агрегатов является Cummins 6ISBe с системой турбонаддува и промежуточного охлаждения поступающего в цилиндры двигателя воздуха.

Основные параметры Cummins 6ISBe

  • Тип – дизельный;
  • Расположение и количество цилиндров – рядное, 6 шт;
  • Головка цилиндров – 24-х клапанная ОНВ типа воздух-воздух;
  • Рабочий объем – 6,7 л;
  • Максимальная мощность брутто – 245 л.с. (179 кВт);
  • Максимальная полезная мощность при частоте вращения коленчатого вала 2500 об/мин – 236 л.с. (174,3 кВт);
  • Максимальный полезный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала 1500 об/мин – 905 Нм;
  • Масса агрегата – 540 кг.

Уверенную и точную работу двигателя обеспечивает электронный топливный насос Bosch и модуль управления ECM.



Цена

Цена за новый ботовой КАМАЗ-4308 в среднем составляет 2 млн. 500 тыс.руб. Новое шасси с установленным изотермическим фургоном будет стоить на 200-250 тыс. руб. дороже. Трехлетние бортовые грузовики с пробегом порядка 200 тыс. км продаются в среднем за 1,5 млн. руб. Стоимость бывшего в употреблении автомобиля, прежде всего, зависит от года выпуска и технического состояния. Не маловажное значение при этом имеет комплектация и установленное на шасси оборудование.

Автомобль, о котором мы расскажем, не занимает высоких позиций в рейтингах популярности среди автомобилей, производимых на КамАЗе. Тем не менее, перспективность его не вызывает сомнений. Речь пойдет о среднетоннажном грузовике КАМАЗ 4308, об истории его создания, его сегодняшнем и завтрашнем дне.

Как все начиналось

К началу нулевых вследствие кризиса значительно сократилось производство автомобилей на Зиле, который был флагманом производства среднетоннажников в бывшем СССР. Освободившуюся нишу первыми попытались занять минские автомобилестроители, ранее специализирующиеся на выпуске крупнотоннажных грузовиков. Минчане выпустили 6-и тонный МАЗ 4370 в 200году. В 2003 году по этому же пути пошли камазовцы, наладившие выпуск средних грузовиков КАМАЗ 4308.

И минчане, и челнинцы осваивая новый для себя класс автомашин и не рассчитывая на особый успех, свели затраты на разработку и внедрение в производство к минимуму, унифицировав большинство узлов и деталей новых автомобилей с агрегатами основного модельного ряда. Однако время показало, что востребованность среднетоннажных грузовиков на рынке перевозок постоянно растет. Не последнюю роль в этом играет и плотность движения на дорогах в крупных городах и мегаполисах, в которых постепенно вводятся ограничения на передвижение большегрузных автомобилей и грузовиков. На этом фоне появление среднего грузовика КАМАЗ 4308 оказалось как нельзя кстати.

Бортовой КАМАЗ 4308

КАМАЗ 4308 самый легкий автомобиль в модельной линейке Камского автозавода. Это низкорамный универсальный грузовик полной массой 12 тонн. Помимо бортовой платформы на шасси 4308 возможно размещение различной спецтехники, используемой в городском хозяйстве. Также возможна эксплуатация грузовика в составе автопоезда.
В среднем за год завод выпускает 800-1000 автомобилей этой модели.

При наличии силового агрегата разработанного именно для среднетоннажников, КАМАЗ 4308 мог бы появиться значительно раньше, еще в середине 90-ых. Однако в эти лихие годы перед российскими автозаводами стояла задача выживания, и они использовали задел,созданный еще в советские годы. Так, на ‘’Газелях’’ устанавливались двигатели от »Волги», на зиловских ‘’Бычках’’- мазовские дизели. У КамАЗа не было ничего подходящего для среднетоннажного грузовика.

Разработка подобного двигателя началась в 2001 году и, возможно, разрабатываемый силовой агрегат получился бы вполне достойным и не уступающим зарубежным аналогaм. Но именно в это время КамАЗ начал сотрудничество с американской компанией Cummins, которое вылилось в создание в 2006 году совместного предприятия по производству двигателей »Cummins Кама». В арсенале американской компании имелся подходящий для среднетоннажных грузовиков двигатель, который и стал устанавливаться на модель 4308.

До разворачивания своего производства на »Cummins Кама», челнинские среднетоннажники укомплектовывались двигателями Cummins старой серии объемом 3,9 литра и мощностью в 140 л/с, производимыми на китайских заводах компании и соответствующих европейскому экологическому стандарту Euro -2. Аналогичные двигатели устанавливались и на российских автобусах »ПАЗ» и »КавЗ».

После ввода в действие СП »Cummins Кама» здесь было освоено производство новых двигателей Cummins ISBe ,соответствующих европейскому экологическому стандарту Euro -5. Рабочий объем агрегата составляет 4,5 литров для четырехцилиндровых движков и 6,7 литров для шестицилиндровых. Мощность соответственно составляет 140 и 210 л/с. В двигателе применяется топливная система с электронным управлением Common Rail. Толщина стенок цилиндров увеличена, что позволяет растачивать блок при ремонте.

Двигатель Cummins 4ISBe

Блок цилиндров и поддон снизу прикрыт стальной плитой, обеспечивающей большую жесткость и уменьшающей уровень шума. На двигатель устанавливается четырехклапанная головка блока цилиндров, направляющие втулки клапанов собраны в единой отливке. Привод водяного насоса, вентилятора генератора и компрессора кондиционера приводится в действие поликлиновым ремнем, оснащенным автонатяжителем.

Вентилятор установлен на переднем носке коленчатого вала,что является оптимальным вариантом для безкапотных грузовиков. Вязкостная муфта вентилятора способствует быстрому прогреву холодного двигателя, что весьма актуально, так как при холодном двигателе на холостых оборотах сильно ощущается вибрация. Вообще, наиболее вероятной причиной усиленной вибрации является чрезмерная жесткость подушек двигателя. Аналогичный дизель с чуть меньшим объемом -3,8 литров, устанавливается на газовском грузовике »Валдай», на котором не ощущается никаких вибраций и трясок.

Другим недостатком двигателей Cummins ISBe была частая поломка стартеров. Эта неисправность была локализированна и устранена после замены компании – производителя стартеров.

Указанные недостатки проявлялись на четырехцилиндровых двигателях, работа шестицилиндровых агрегатов практически не вызывает нареканий. Мощность, тяга, экономичность, малошумность – все эти показатели на высоте! Шестицилиндровый Cummins устанавливается на более тяжелые камазовские грузовики моделей 5308 и .
Радует то, что эти двигатели можно уже с полным основанием называть российскими. Их производство на СП не ограничивается отверточной сборкой.

С 2009 года действует полноценное производство,где локализовано производство всех основных узлов и деталей. Наиболее сложный узел двигателя – блок цилиндров производится на литейном производстве КамАз–Металлургия. Некоторые детали двигателя пока поставляются в Россию с китайских и бразильских заводов Cummins, однако ведутся работы по организации производства всех наиболее важных элементов силового агрегата на российских предприятиях. Сборка двигателя ведется на высокотехнологичной автоматической линии с минимальным использованием ручного труда. Проектная мощность предприятия рассчитана на производство 25 тысяч дизельных агрегатов в год, что должно полностью покрыть потребности КамАза.

Отзывы владельцев КАМАЗ 4308

Роман

Осенью 2010 –го на замену бензиновым ЗИЛ -433360 нашей компанией были приобретены 69 грузовиков КамАЗ 4308.На шасси были установлены специальные фургоны для перевозки вахтовиков, аварийных бригад и оборудования. На сегодня грузовики проехали по 6-7 тысяч километров. В целом – машины неплохие, однако пока сыроваты, с букетом »детских болезней», свойственных новым камазовским разработкам. Наиболее часто проявляется нарушение регулировки штока сцепления,в результате чего педаль встает колом. Другим недостатком является жестко закрепленный глушитель, отчего при вибрациях ломаются хомуты креплений. На некоторых из автомобилей стали гудеть насосы ГУР, шум исчезает при запуске мотора без фильтра в резервуаре. Неприятности возникли и с электронным спидометром, который уменьшал пробег.

Сергей

В 2007 году перед нашей компанией встал вопрос приобретения среднетоннажника с возможностью тянуть прицеп. Выбор был небольшой – Зубренок, Валдай или КАМАЗ. Первые два быстро отпали, потому что имеющийся опыт эксплуатации оставил негативные впечатления. Остановились на КамАЗе. Купили за 1100000, модель 4308 с китайским движком Cummins мощностью 180 лошадок. В дальнейшем с движком проблем не возникало, заводился без вопросов в любой мороз. С самой машиной проблемы возникали неоднократно. Через 12000 отвалились крепления амортизаторов, после первого зимнего сезона сгнил шланг блокировки моста. Правда, тормоза – отличные.

Еще о грустном — сразу пришлось перекладывать воздушные шланги, с коробкой вообще – жесть! Почему – то на грузовике установлена коробка от самосвала с ее своеобразным расположением скоростей. 5 скоростей для этого грузовика явно недостаточно, под грузом на подъем не разогнаться, с прицепом вообще брать подъем проблематично. В кабине тоже не все хорошо.

Новая приборка под фирму скрипит,плохо подогнана. Полка над ветровым стеклом закреплена на заклепках, которые скоро расшатались, среднее сидение за ненадобностью снял, вместо него сейчас ровная площадка. Печка хорошая, греет нормально. Машине всего три года, но краска сходит пластами, по сгибам и стыкам везде коррозия. Трудно дать однозначную оценку машине, думаю, если использовать ее в составе небольшого автопарка — это будет рентабельно, а для индивидуала можно найти более оптимальный вариант.

Трансмиссия грузовика

Установка на грузовиках качественного современного дизельного двигателя подразумевает и наличие соответствующей ему трансмиссии. КАМАЗ-4308 укомплектовывается сцеплением компании Sachs, которая является дочерним предприятием знаменитого немецкого концерна ZF. С четырехцилиндровым двигателем агрегатировано сцепление диаметром 362мм, а с шестеркой -395 мм.

Привод не претерпел значительных изменений. С самого начала производства на грузовик устанавливалась коробка передач КАМАЗ-141, один из самых удачных отечественных агрегатов, легкий в обслуживании и ремонте. Однако в ближайшем будущем производство коробок собственной разработки на заводе будет прекращено. Эти агрегаты станет выпускать еще одно совместное предприятие, созданное камазовцами в сотрудничестве с немецким ZF. В настоящее время на 4308 уже устанавливается помимо камазовских и коробки передач, производства венгерского филиала ZF.

С учетом того, что КАМАЗ-4308 может эксплуатироваться и в составе автопоезда, не будет лишней опционная установка на грузовиках девятиступенчатой ZF9S109. Эту популярную европейскую модель можно встретить на многих среднетоннажных грузовиках. Комплектация грузовиков этим агрегатом не вызовет логистических осложнений, ведь ее выпуск уже налажен на »ZF Кама».

Рычаг переключения передач шарнирный, установлен на полу кабины, а далее от него следует телескопическая тяга. С 2014 года на »ZF Кама» будет освоено производство автоматизированных КП серии AsTronic, которые заменят нынешнее поколение коробок.

Больше проблем возникает у камского среднетоннажника с ведущим мостом. Большегрузные КАМАЗы оснащаются мостами как собственного производства, так и агрегатами производимыми в Венгрии и Болгарии. A вот для 4308 мосты приходится закупать в Китае. На КамАЗ начался мелкосерийный выпуск перспективного моста с гипоидным редуктором специально для этого среднетоннажника. Однако для уверенной езды по российскому бездорожью нужно делать полноприводный вариант грузовика, но таких планов на заводе пока нет.

Ходовая часть

КАМАЗ 4308 стал одним из первых камских двухосных грузовиков, в конструкции рамы которого были применены лонжeроны постоянного сечения, позволяющими создавать несколько версий колесной базы. Модель 4308 выпускается с двумя версиями базы: 4200 мм и 4800 мм. У большинства европейских конкурентов аналогичные грузовики выпускаются с целой дюжиной версий колесных баз и в этом компоненте КАМАЗ им уступает.

В конструкции подвески применяются легкие малолистовые параболические рессоры. Для плавности хода их длина доведена почти до двух метров. Рессоры легко ремонтируются, однако требуют периодической смазки. Кронштейны подрессорников снабжены резиновыми подвесками, что устраняет неприятное клацанье рессор при движении пустого автомобиля по неровностям.

Среди последних доработок ходовой части –появление задней пневмоподвески. Этот агрегат с электронным управлением позволяет при необходимости опускать или поднимать заднюю часть грузовика на 100 мм.

Грузовик КАМАЗ 4308 укомплектовывается шинами размером 245/70R19,5.Такие шины в России пока не выпускаются, поэтому камский среднетоннажник »обут’’ в импортную резину.
Тормозная система – пневматический привод с дисковыми вентилируемыми тормозами производства компании Haldex. В дальнейшем производство современных тормозных систем будет налажено на еще одном совместном предприятии в составе КамАЗа — «Кнорр — Бремзе КАМА».

Кабина и салон

Кабина камского грузовика вполне может претендовать на звание лучшей, среди всех челнинских грузовиков производства середины нулевых. Вроде и не было сделано каких –то радикальных изменений- к привычной стальной облицовке радиатора прибавилась оригинальная пластиковая решетка, бампер и четыре прямоугольные фары. Но результат этих преобразований удивил, коренным образом изменив визуальное восприятие знакомой уже много лет кабины. Недавний рестайлинг, в результате которого появилось больше пластика, несколько снизил уровень своеобразного дизайна кабины, но зато меньше элементов кабины стали подвержены коррозии.

Не смотря на все усилия, жалоб на сильную коррозию кабины много

Проблему коррозии призвана решить и новая технология окраски кабины с применением катафарезного грунтования, т.е. полного погружения кабины в ванну. Оцинковка кабины, которая уже проводится и на МАЗе, пока не предусмотрена.

Пластиковые элементы облицовки кабины производятся компанией РИАТ. Качественный ударопрочный и морозоустойчивый пластик рассчитан на высокие нагрузки, к тому же пластиковый бампер усилен стальным брусом, гасящим энергию удара.

Размеры кабины вполне приемлимы для развозного грузовика. Помимо стандартной кабины можно заказать и установку удлиненной версии с спальным местом. Было бы оптимальным предложение установки в качестве опциона и высоких кабин, устанавливаемых на флагманской модели 5640. Это бы позволило полноценно использовать автомобиль для совершения сверхдальних рейсов.
Подвеска кабины на чтвертьэллиптических рессорах, гасящих удары при движении по выбоинам,оптимальна для российских дорог.

В самой кабине в рейстайлинговой версии применена цельноформованная обивка двери с использованием вазовских замков и дверных ручек. Такая унификация позволит снизить стоимость этих деталей и облегчить их замену в случае поломки.

Новая пластиковая приборная панель пришла на замену стальных торпедо. Приборы пока выполнены в стрелочном варианте, однако с учетом наличия электронного управления топливной аппаратуры впоследствии возможна их замена на электронный дисплей. Кабина комплектуется регулируемыми немецкими сидениями Grammer с пневмоподвеской, применяющимися на большинстве европейских грузовиков.

Салон рейстайлинговой кабины КАМАЗ 4308

Скорее всего, это последний рестайлинг старой камазовской кабины. В настоящее время в научно – техническом центре КамАЗа ведутся работы по созданию совершенно новой кабины для грузовиков.

КамАЗ-4308 – российский грузовик среднего класса, предназначенный для транспортировки различных материалов на короткие и дальние дистанции. Машина идеально адаптирована для российских климатических условий, а также обладает повышенной геометрической проходимостью. Но несмотря на колоссальные возможности, КамАЗ-4308 нельзя назвать одним из самых популярных в классе. Дело в том, что в модельном ряду Камского автозавода существуют другие более интересные модификации, которые намного дороже.

Навигация

Общие сведения

Грузовик с индексом 4308 – относительно современная модель, находится на конвейере с 2003 года. Модель до сих пор находится в производстве. Автомобиль пользуется устойчивым спросом во многом благодаря низкой цене, а также сбалансированным характеристикам.

К главным достоинствам КамАЗ-4308 можно отнести рекордные показатели грузоподъемности. Более того, при этом грузовик обладает низкой погрузочной высотой. Также обратим внимание на отличную топливную экономичность и дешевую сервисную базу. Кроме того, рассматриваемая машина наделена такими преимуществами, как объемная грузоподъемность и низкая погрузочная высота. Эти параметры позволяют превратить КамАЗ-4308 в универсальную машину с поистине широкими возможностями.

В 2000-ых годах на российском рынке еще было востребовано семейство грузовиков от компании ЗИЛ, однако их производство резко снижалось. Причины – низкая актуальность и устаревшая конструкция. В связи с этим Камский автозавод заявил о создании модификации под названием КамАЗ-4308. Этот автомобиль навсегда положил конец эпохе продукции завода имени Лихачева (ЗИЛ). Более того, в начале производства КамАЗ-4308 пользовался огромным спросом в России и СНГ.

Видео

Сам производитель изначально не рассчитывал на колоссальный успех данной модели. К тому же, компания не позиционирует машину как технически совершенную. Дело в том, что инженеры Камского автозавода хотели представить автомобиль в рекордно сжатые сроки, однако столь быстрая разработка модели не получила бы никаких преимуществ. В конструкции КамАЗ-4308 доминируют технические узлы и агрегаты, знакомые в том или ином виде по грузовикам КамАЗ прошлых поколений. С другой стороны, высокая унификация значительно повысила взаимозаменяемость деталей и ремонтопригодность модели, что стало для нее несомненным плюсом. И все же, надо признать, что КамАЗ-4308 – действительно модернизированный грузовик. В нем есть и совершенно новые детали, сконструированные специально для этой модели. Именно этот факт сильно повлиял на времени постановки 4308 на конвейер. Во-первых, это большая разница в габаритах и использование оригинальных элементов для силовой установки. В целом, можно сказать, что автомобиль представлял собой комплекс сложных и в то же время проверенных технических решений, что вызывало неоднозначное впечатление о машине. И все же, как показала статистика, КамАЗ-4308 пользовался рекордным спросом, особенно после начала производства в 2003 году.

Обратим внимание, что КамАЗ-4308 – наиболее легкая модель российского производителя, однако это почти не сказалось на грузовых возможностях грузовика. В то же время, машину нельзя назвать доступной, но достаточно и высокий и стабильный спрос на КамАЗ-4308 можно объяснить проверенной и долговечной конструкцией, а также сбалансированным шасси. Более того, за счет своей легкости автомобиль оказался весьма динамичным и самым быстрым в модельном ряду компании КамАЗ. Устойчивый спрос на модель позволяет ежегодно выпускать по 800-1000 экземпляров КамАЗ-4308.

Кабина и дизайн

КамАЗ-4308 выглядит довольно современно и оригинальное. В то же время, модель сохранила черты классических грузовиков КамАЗ. Поэтому автомобиль вряд ли можно будет спутать с каким-нибудь другим представителем семейства. По сути, кабина для данной модели получила небольшой косметический рестайлинг. Перечень обновлений заключается в оригинальной световой оптике и доработанной решетке радиатора. Кроме того, обратим внимание на измененную форму капота и линию лобового остекления. В глаза сразу бросаются массивные колесные арки, защищенные пластиковыми накладками – явный признак того, что модель имеет колоссальные возможности на бездорожье.

На самом деле КамАЗ-4308 позаимствовал кабину у предшественников образца 1970-ых годов.

Конструкция кабины осталась прежней, за исключением вышеописанных дизайнерских изменений. Еще раз обратим внимание на цельное лобовое стекло, высокую крышу, модернизированную оптику и обтекаемые бампера – все эти доработки добавили старой кабине некой эксклюзивности. Само собой, разработчики не стали менять небольшие боковые окна и маленькие дверные ручки. Передние фары, выдержанные в минималистичном стиле, дополнены оранжевыми поворотниками с повторителями. За счет этого автомобиль выглядит прищуристым и похожим на своих азиатских конкурентов.

Неудивительно, что КамАЗ-4308 нашел свою нишу сразу после появления на рынке. Впрочем, так было и с остальными моделями Камского автозавода. Одним из неоспоримых достоинств модели 4308 является ее бортовая платформа с рекордной грузоподъемностью. Так, машина предоставляет возможность перевозить даже специальную хозяйственную технику. Как вариант, грузовик можно использовать в составе автопоезда.

Не смотря на то, что на кабине присутствует большое количество пластика, это вовсе не делает машину похожей на игрушечный автомобиль. Скорее наоборот, наличие пластика удешевляет конструкцию, и тем самым благоприятно сказывается на стоимости ремонта в случае крупного лобового ДТП с сильной деформацией. К тому же, благодаря пластику грузовик стал меньше страдать коррозией. Дело в том, что оцинковка кабины для КамАЗ-4308 не предусмотрена.

Самые топовые версии КамАЗ-4308 оснащаются спальным местом, установленным в задней части салона. Интерьер модели выдержан в классическом стиле, и выглядит добротно за счет качественной обивки хорошей подгонки деталей. Передняя панель выполнена из пластика, хотя раньше для ее изготовления использовалась сталь. В кабине достаточно тихо, мотора почти не слышно – во многом благодаря рессорной подвеске, которая отлично противостоит ямам и колдобинам. Особого внимания заслуживает новое водительское кресло Grammer с множеством регулировок и пневмоподвеской для регулировки по высоте.

С учетом указанных достоинств КамАЗ-4308 обладает достойным уровнем комфорта, и в своей ценовой категории грузовик считается одним из самых лучших.

Технические характеристики

Размеры и грузоподъемность

КамАЗ-4308 имеет колесную компоновку 4х2. Габариты модели весьма компактные, что позволяет себя комфортно чувствовать в городской суете. Так, длина грузовика составляет 7200 мм, ширина и высота – 2500 и 2330 мм соответственно. Автомобиль может преодолевать подъемы с 25-процентным углом, а максимальная скорость в груженном состоянии достигает 105 км/час. Масса грузовика в снаряженном состоянии составляет 5850 кг, а полная масса равна 11500 кг. Максимальная грузоподъемность – 5500 кг.

КамАЗ-4308 оснащается дисковыми колесами с параметрами 245/70R19,5.

Двигатели

КамАЗ-4308 обладает поистине эксклюзивным мотором. Именно эта особенность отличает его от остальных КамАЗов, близких к данной ценовой категории. Эксклюзивный мотор поступил в производство в 2001 году. Отметим, что в те годы Камский автозавод тесно сотрудничал с компанией Cummins, которая помогла российским инженерам довести двигатель до совершенства.

Компания Cummins хорошо помогла КамАЗу на начальной стадии производства 4308. Так, первые версии автомобиля комплектовались относительно устаревшим 3,9-литровым дизелем Cummins лошадиных сил. Данный мотор поставляли из Китая, и там же его выпускали. Силовая установка была адаптирована под экологический стандарт Евро-2.

Позже в российском отделении Cummins Кама было наконец-то освоено производство двигателей нового поколения – Cummins ISBe. Эти моторы получили евростандарт Евро-5. Естественно, этот двигатель выгодно отличается от 140-сильного дизеля. Его рабочий объем составляет 4,5 литра, а количество цилиндров при этом равно восьми. Не смотря на прежнюю мощность 140 сил, данный агрегат является технически совершенным – чего стоит соответствие нормам Евро 5.

В виде альтернативы разработчики Камского автозавода совместно с конструкторами фирмы Cummins наладили выпуск 6-цилиндрового дизеля объем 6,7 литра. Это самый флагманский ДВС в моторной линейке КамАЗ-4308. Его мощность составляет 210 лошадиных сил.

Оба агрегата оснащены топливной системой Common Rail.

Особенности дизелей Cummins

У всех современных моторов Cummins есть стальная плита, прикрывающая головку блока цилиндров. За счет такого решения удалось хорошо шумоизолировать моторный отсек. Кроме того, в двигателе использована 4-клапанная головка блока цилиндров. Еще одна особенность – так как КамАЗ-4308 является бескапотным грузовиком, для такой машины было целесообразно применить вентилятор на переднем носке коленчатого вала. Вентиляция способствовала быстрому прогреву компонентов мотора.

Главный недостаток дизелей Cummins, используемых для установки в КамАЗ-4308, это ненадежный стартер. Само собой, производитель постепенно дорабатывает этот важный элемент, хотя у Камского автозавода это почему-то происходит медленными темпами. Новые версии стартера появились лишь на последних экземплярах. На сегодняшний день многие проблемы исправлены. Моторы Cummins можно считать достойными и добротными. Они в целом надежны, неприхотливы, экономичны и редко требуют непредсказуемого посещения СТО.

Особенности конструкции

КамАЗ-4308 – первый грузовик КамАЗ с двухосной конструкцией. Рамная конструкция машины включает в себя лонжероны постоянного сечения, которые дают возможность наладить производство машин с разными колесными базами. К примеру, на сегодняшний день КамАЗ-4308 можно встретить в двух модификациях, которые предлагаются для российского рынка. Однако для европейского рынка предусмотрено намного больше колесных баз.

Примечательно, что подвеска КамАЗ-4308 имеет необычные рессоры. Их небольшой вес достигнут за счет малолистовой параболической конструкции. Длина рессоров составляет 2 метра, что благоприятно сказывается на плавности хода. Главный недостаток кроется в необходимости регулярной смазки рессоров, хотя они обладают хорошей ремонтопригодностью.

Многие владельцы КамАЗ-4308 сталкивались с проблемой клацанья рессоров, которая возникает при езде в незагруженном состоянии и в труднодоступных дорожных условиях. Однако позже производитель нашел способ, как устранить этот дефект. Для этого грузовик прямо с завода стал поставляться с резиновыми подвесками, которые вмонтированы в кронштейны подрессорников.

Также обратим внимание на существенно доработанную ходовую часть КамАЗ-4308. Задняя ось оборудована пневмоподвеской, для управления которой используется электронное управление. Есть возможность как опускать, так и поднимать кормовую часть примерно на 100 мм. Интересно, что комплекты покрышек для КамАЗ-4308 имеют обычно большой диаметр, и поставляются из Европы.

Примечательно, что в КамАЗ-4308 используется передовая тормозная система, представленная вентилируемыми дисками Haldex и пневматическим приводом. Это достаточно дорогой механизм, и поэтому предусмотрена альтернатива в виде проверенных тормозов от отечественного поставщика «Кнорр-Бермзе КАМА».

Автомобиль имеет достаточно современную моторную гамму, для которой потребовалась технологичная трансмиссия. Так, сцепление для КамАЗа-4308 поставляет компания Sachs, являющаяся собственностью известного немецкого концерна ZF. К слову, за переключение передач отвечает современная 9-ступенчатая механическая коробка ZF, с которой грузовик хорошо себя зарекомендовал в составе автопоезда. После появления импортной КПП необходимость в отечественной трансмиссии отпала сама собой, поскольку она уступала коробке ZF по всем параметрам. Ведь не зря трансмиссия ZF используется и в европейских автомобилях-конкурентах КамАЗу-4308. Не смотря на импортную коробку, это практически не отразилось на стоимости грузовика. Дело в том, что выпуск трансмиссии ZF полностью налажен на российском заводе ZF Кама.

Камский среднетоннажник оснащается ведущими мостами от китайского производителя. К сожалению, это ненадежный поставщик, альтернативы которому пока нет.

Расход топлива

КамАЗ-4308 – относительно экономичный грузовик среднего класса. Многолетние испытания, а также многочисленные отзывы владельцев подтверждают, что средний расход топлива у него держится на уровне 25 литров на 100 км. Но так как КамАЗ-4308 способен ездить динамично, в этом случае расход может повыситься до 30 литров. В частности, проблема с перерасходом может возникать в городских условиях и в пробках. И все же, импортные дизели Cummins – вполне экономичные, если не превышать средние обороты двигателя.

Цены в России

На сегодняшний день Камский автозавод продолжает мелкосерийное производство грузовиков 4308. Цена нового экземпляра составляет не меньше 2 миллионов рублей. Длиннобазная модификация обойдется в 2,5 миллиона, и может быть дороже в зависимости от выбранных дополнительных опций.

Так как модель появилась в первой половине 2000-ых годов, этот грузовик можно нередко встретить на поддержанном рынке. Так, рекомендованная цена бывшего в употреблении КамАЗа-4308 составляет в пределах 1,5 миллиона рублей – столько просят за экземпляры 2012-2013 модельного года. А модификации 2008 года обойдутся и вовсе в 700 тысяч рублей. Можно найти и дешевле, но это уже будет грузовик сомнительного качества. Лучше приобретать версию подороже, чтобы оценить все достоинства российской техники.

КамАЗ 4308 - это среднетоннажный грузовик, который производится с 2003 года на Камском автомобильном заводе. Данная модель оснащена комплектующими от ведущих автомобильных компаний: топливная система BOSH, двигатель Cummins, трансмиссия ZF, тормозная система Haldex и др. Продуманная конструкция кабины обеспечивает хорошую эргономику. Информативная панель приборов выполнена из стеклопластика.

Технические характеристики

На российский рынок поставляются 2 модификации автомобилей данной модели: с объёмом двигателя 6,7 л и 4,5 л. Мощность этих среднетоннажных грузовиков составляет 180-245 лошадиных сил. И расход топлива при этом не превышает 17 литров на 100 километров.

Основные параметры

Модификация АЗ
Высота (максимальная) 3,9 м
Длина 5,2 м
Ширина 2,6 м
Ведущие колёса 4х2
Экологическая безопасность Евро-3
Расположение кабины Над двигателем
Передняя колея 2,04 м
Задняя колея 1,9 м
Колёсная база 4,2 м

Масса

Трансмиссия

Модель коробки передач ZF6S1000TO
Тип коробки передач Механическая 6-ступенчатая с системой синхронизации
Сцепление Сухое, однодисковое
Передаточные числа:
1 передача 6,75
2 передача 3,60
3 передача 2,12
4 передача 1,39
5 передача 1
6 передача 0,78

Ходовая часть

Двигатель

Модель Cummins 6ISBe210
Объём 6,7 л
Мощность 245 л.с. при 2500 об/мин
Максимальная скорость 100 км/ч
Количество цилиндров 6
Степень сжатия 17,3
Топливо Дизельное
Крутящий момент 778 Нм при 1200 об/мин
Расход топлива 17 литров на 100 километров

Тормозная система

Эксплуатационные характеристики

Кроме грузовиков с объёмом двигателя 6,7 л и 4,5 л, Камский автомобильный завод выпускает ещё несколько экономичных модификаций, заслуживающих отдельного рассмотрения. Эти автомобили пользуются популярностью в странах СНГ.

Видео: технические характеристики КамАЗа с объёмом двигателя 5,9 литра

Особенности и преимущества модели

Грузовики данной модели являются достаточно экономичными и универсальными. КамАЗ больше известен своими грузовиками большого класса. Поэтому среднетоннажные грузовики модели 4308 не являются самыми популярными среди автомобилей, выпущенных с конвейера Камского автомобильного завода.

Однако самый лёгкий грузовик, выпускаемый на КамАЗе, нашёл себе применение на рынке России и стран СНГ. Благодаря универсальному шасси есть возможность устанавливать разные типы кузовов, которые могут использоваться в городском и сельском хозяйстве, а также в строительстве. Основные виды надстроек выглядят следующим образом:

  • бортовой грузовик;
  • еврофура;
  • фургон с возможностью контроля температурного режима;
  • фургон для перевозки промышленных товаров;
  • манипулятор;
  • аварийная служба;
  • эвакуатор;
  • фургон для перевозки строительных материалов;
  • специальная техника для МВД.

Также следует отметить экономичность данной модели. В обслуживании грузовик неприхотлив. Запчасти найти достаточно просто, и стоят они недорого. Современные двигатели Cummins с электронной топливной системой Common Rail обеспечивают небольшое потребление горючего. У модификации с объёмом двигателя 4,5 л расход топлива в смешанном цикле составляет 14 литров на 100 километров, а у грузовика с объёмом 6,7 л - 17 литров на 100 километров.


Ещё одним преимуществом модели является хорошая плавность хода. Она обеспечивается за счет малолистовых рессор, имеющих форму параболы. Их длина составляет около двух метров. Конструкторы установили резиновые подвески на подрессорники, что устраняет лишние шумы при движении автомобиля.

Кабина отличается стильным дизайном. Её покраска выполнена таким образом, чтобы как можно меньше деталей были подвержены коррозии. Панель приборов изготовлена из пластика. Все органы управления расположены таким образом, чтобы водителю было легко до них дотянуться.

Цена на КамАЗ 4308 составляет 1,8-2,2 млн рублей, в зависимости от комплектации. Данная стоимость вполне оправдана, учитывая производительность и экономичность автомобиля. В год производится около 1000 грузовиков этой модели. Это говорит о том, что среднетоннажный КамАЗ находит своих покупателей и пользуется достаточным спросом среди предпринимателей.

КамАЗ 4308 - это среднетоннажный грузовой автомобиль отечественного производства. Новую нишу Камский автомобильный завод начал осваивать во времена всероссийского кризиса начала двухтысячных годов. До этого он был сосредоточен лишь на производстве более крупных грузовых автомобилей.

Истории КамАЗ 4308

Завод ЗИЛ, который являлся лидером по выпуску грузовиков средней тоннажности, резко сократил производство и был на грани закрытия. Этим случаем воспользовался Минский автомобильный завод, развернувший собственное производство автомобилей МАЗ 4370 в 2000 году.

Завод КамАЗ также начал активную работу над созданием среднетоннажной низкорамной модели. Новый автомобиль был представлен на автомобильной выставке в 2002 году, а массовое производство началось в конце 2003 года под индексом КамАЗ 4308. Для максимального сокращения издержек при производстве новой модели, конструкторы старались максимально унифицировать большинство агрегатов и узлов с уже выпускавшимися «старшими» грузовиками.

Модель быстро завоевала популярность, так как данный класс грузовиков был достаточно манёвренным в городских условиях, а рама позволяла создавать множество вариантов и модификаций под различные нужды. На выставке 2007 года КамАЗ 4308 получил звание «Лучшего грузовик отечественной разработки».

Фото нового КамАЗ 4308

Фото грузовика КамАЗ 4308

Внешний вид

КамАЗ 4308 комплектуется всем знакомой кабиной от более грузоподъёмных моделей. Изменения внесены лишь в решётку радиатора и боковые накладки. Но эти мелкие улучшения придали кабине более современный и приятный вид. Также на заводе, для лучшей борьбы с коррозией, впервые использовали новый способ грунтования и нанесения краски.

Автомобиль получил импортные водительские сидения с пневмоподвеской фирмы Grammer. В совокупности с подрессоренной кабиной, это позволило сделать передвижение по неровным дорогам более комфортным. Пластиковая приборная панель пришла на смену железной.

КамАЗ 4308 — фото отечественного грузовика

Фото КамАЗ 4308 — срежнеразмерный грузовик

Двигатель КамАЗ 4308

Камский автозавод в своём арсенале не имел подходящего для небольшого грузовика двигателя. Разрабатывать с чистого листа - означало бы затянуть выпуск на несколько лет, к тому же и денег на разработку нового агрегата не было в достаточном количестве.

Выход нашли в сотрудничестве с американской фирмой Cummins, которая могла предоставить подходящий вариант двигателя. С начала сотрудничества, на модель 4320 устанавливали американские двигатели старой разработки, которые отвечали экологическим нормам Euro 2. В дальнейшем перешли на более современные дизельные агрегаты, отвечающие нормам Euro 5 и оснащённые современной системой подачи топлива Сommon Rail.

Новый двигатель выпускался в двух вариантах. Первый - четырёхцилиндровый - имел объём 4,5 литра и выдавал 140 лошадиных сил. Второй имел шесть цилиндров, объём которого довели до 6,7 литра и 210 лошадиных сил мощности. Максимальная скорость составляет 100 километров в час.

Данные двигатели имеют приемлемую экономичность и хорошую тягу. Шестицилиндровые моторы относительно бесшумны и характеризуются пониженным уровнем вибрации. Бак автомобиля рассчитан на 210 литров.

Фото КамАЗ 4308 — вид сбоку

Трансмиссия КамАЗ 4308

На автомобиль устанавливается коробка передач КамАЗ-141. Это наиболее удачная и беспроблемная разработка Камского завода. Для лучшего взаимодействия коробки и нового двигателя, в трансмиссии используют сцепление фирмы Sachs. Также на автомобиль устанавливают шестиступенчатую автоматизированную коробку передач известной фирмы ZF.

Задний мост - китайского производства. Это слабое звено модели, поэтому завод на данный момент разрабатывает принципиально новую конструкцию заднего моста с гипоидным редуктором.

Подвеска КамАЗ 4308

Автомобиль выпускается в двух исполнениях колёсной базы - 4800 и 4200 миллиметров. Подвеска - рессорного типа с применением новых малолистовых рессор. Сами рессоры закреплены через резиновые втулки, что исключает их стук при движении.

Некоторые варианты оснащаются задней пневматической подвеской. Это позволяет регулировать высоту задней части автомобиля в пределах десяти сантиметров.

Тормозная система имеет пневматическое регулирование и дисковые тормоза всех колёс. Колёса автомобиля обуты в бескамерную резину размерностью 245/70R19,5. Ввиду отсутствия на отечественном рынке шин данной размерности, их закупают за рубежом.

В целом, КамАЗ 4308 очень удобен в эксплуатации, особенно в черте города. Он способен взять на борт до 6 тонн груза. Использование большого количества импортных агрегатов повышает надёжность, а современные дизельные агрегаты обеспечивают приемлемую экономичность.

Цена КамАЗ 4308

Стоимость нового КАМАЗ 4308 стартует с отметки 1 770 000 рублей за голое шасси. В бортовой версии стоимость составляет 2 060 000 рублей. Цена автомобиля с пневматической подвеской начинается с 2 160 000 рублей.