Временные знаки дорожного движения с пояснениями. Дорожные знаки и их обозначения

Без знаков ПДД нынешние дороги уже трудно представить. И если 100 лет назад их было не более десятка, то теперь только их групп имеется 8, каждой из которых присвоено числовое значение. Поэтому знать знаки дорожного движения и их обозначения обязаны не только водители, но и пешеходы, мотоциклисты, велосипедисты. Правда, автолюбителям в этом плане сложнее, поскольку в билетах ГИБДД масса вопросов по данной тематике.

Виды по ГОСТ: термины, определения

Во-первых, дорожные таблички ранжируются по принципу их важности:

Основные;
дублирующие;
повторные;
предварительные.

Основными знаками являются только те, которые так названы по дорожным условиям и требованиям ГОСТ. Например, «Уступите дорогу» устанавливают перед перекрестком, он однозначно является основным.

Во-вторых, главное назначение дублирующих элементов - улучшение надежности восприятия водителями информации. Поэтому их монтируют в том же сечении дороги, что и основные знаки: обычно справа, на обочине дороги или разделительной полосе. Однако, если во встречном направлении есть не более 2 полос, такие таблички могут быть смонтированы с левой стороны.

Повторный знак устанавливают за основным и подтверждает его информацию. Пример - «Уступи дорогу детям» , который в ПДД пришел на смену «Внимание, дети!». Повторный элемент часто оборудован табличкой, уточняющей зону действия основного - 200 м, 300 м и т. д.

Последнее определение - предварительные таблички, которые устанавливаются на некотором расстоянии от основных. Они предупреждают водителей о том, какое изменение режима движения либо объекты ожидаются впереди, т. е. заранее информируют о наличии по ходу движения основных знаков. Например, «Уступи дорогу» с табличкой «300 м» - это предварительный элемент.

Деление по группам

Предупреждающие.

Они начинаются с цифры «1», почти все имеют треугольную форму, информируют о приближении к какому-либо объекту, сложному или опасному участку. То есть такие дорожные знаки и их обозначения ничего не запрещают или ограничивают, а только предупреждают. Соответственно, треугольники с белым фоном и красной обводкой устанавливаются заранее: вне населенных пунктов на дистанции 150-300 м от опасного участка, в населенных пунктах - за 50-100 м от них.

Временные предупреждающие. Всего их 10, только фон не белый, а желтый. У них ограниченная зона установки - только в местах дорожных работ. Однако при этом они обладают приоритетностью перед стационарными. То есть, когда временные и постоянные таблички противоречат друг другу, водители должны руководствоваться именно временными.

«Участок перекрестка». Данный элемент квадратной формы с темным фоном и двумя пересекающимися диагональными полосами появился в ПДД в 2018 году. Он устанавливается либо на границе перекрестка, либо не далее 30 м от нее. Как остальные предупреждающие знаки, он ничего не предписывает, а просто предупреждает о наличии на перекрестке «вафельной» разметки. Кстати, она тоже появилась относительно недавно, и описывается в статье «Дорожная разметка».

Приоритета .

Самая малочисленная группа (13 шт.) с цифрой «2». Более половины из них похожи на предупреждающие - треугольная форма с красной каймой. Это своеобразные «гибриды», так как предупреждают о ближайших перекрестках, их конфигурации и возможной опасностью проезда, одновременно регламентируя правила пересечения дорог. Например, «Уступите дорогу», «Пересечение с второстепенной дорогой». В эту же подгруппу входит табличка приоритета, дающая преимущество перед встречным движением (квадратный) или напротив, определяющий преимущество встречного движения. Наконец, имеются ромбовидные знаки «Главная дорога», «Конец главной дороги», а также гексагональной формы «STOP», запрещающий движение без остановки.

Запрещающие под номером «3».

В данной группе насчитывается свыше 40 элементов. Почти все они круглой формы с красной окантовкой, исключение составляют лишь 3, которые снимают ограничение скорости, отменяют запрет обгона или любые ограничения. При этом запрещающие знаки делятся на две подгруппы.

Прерывающие движение . Исходя из названия, они прерывают движение, причем предписывают водителям это делать сразу же - ехать дальше нельзя, и точка! Однако есть и такие, которые действуют избирательно.

Пример «тотального» запрета - «кирпич», «Въезд запрещен». Его наличие означает, что въезжать в установленную зону запрещено любому транспортному средству - машине, автобусу, мотоциклисту или велосипедисту. Однако неправильно было бы полагать, что движение на конкретном участке запрещено, нужно просто поискать иной въезд. Совсем другое дело «Движение запрещено», который в категоричной форме запрещает езду даже на велосипеде. То есть двигаться можно только пешком, а велосипед катить.

Избирательный характер имеют знаки, запрещающие проезд грузовому транспорту, любому механическому (т. е. движимому не за счет мускульной силы животного или человека), машин с прицепом или пр. В противовес им, такие, казалось бы, безобидные таблички, как «Контроль», «Таможня», не говоря уж об «Опасность», запрещают проезд без остановки всем транспортным средствам.

Не прерывающие движение . Обозначения дорожных знаков России бывает порой трудно понять, но в данном случае все просто: они имеют определенную зону действия, так как не запрещают движение, а просто его ограничивают. В основном действие элементов, не прерывающих движение, начинается с места их установки и отменяется на ближайшем перекрестке. Например, в случае «Остановка запрещена» или «Стоянка запрещена». Но так бывает не всегда! Ведь перед мостами через водоемы «Ограничение минимальной дистанции» устанавливается с целью регулировки нагрузки на сооружения, и в помощь водителям он обычно снабжается табличкой зоны действия «100 м», «200 м» или др. То есть, установленная ПДД дистанция между транспортными средствами фактически должна соблюдаться до окончания объекта.

Предписывающие.

Начинаются с цифры «4», имеют круглую форму с синим фоном без каймы, исключение составляют 3 прямоугольные таблички, относящиеся к транспорту, перевозящему опасные грузы. Такие знаки информируют водителей об обязательных направлениях проезда, вводят некоторые ограничения или отдельным категориям транспортных средств предоставляют право движения по проезжей части. Например, к знакам с 4.1.1 по 4.1.6 можно приставить «только» - только направо, налево, только направо и налево (проезд прямо запрещен). Причем если разрешено движение налево, то можно совершать разворот, хотя в предписывающих дорожных знаках и их обозначениях такой информации нет. Однако самое главное, что нужно знать - то, что они остаются в силе исключительно до перекрещивания проезжих частей.

Особых предписаний под номером «5» нужны для того, чтобы регламентировать определенный режим движения, но не только по полосам.

Все эти таблички либо квадратной, либо прямоугольной формы, основной цвет фона - синий. Наличие диагональной красной полосы означает, что знак отменяет другой, свой «двойник» без полосы. Например, «Дорога для автомобилей» - «Конец дороги для автомобилей», «Начало населенного пункта» - «Конец населенного пункта».

К отдельной категории относятся таблички, обозначающие начало или конец населенного пункта. Все заселенные территории в России поделены на «серьезные» и «не очень», что определяет скоростной режим движения при их проезде. Так, если знак имеет белый фон и черные символы, в т. ч. графические (они обозначают отдельно стоящие предприятия, дачные кооперативы, строящиеся объекты), то скоростной режим ограничивается 60 км/ч. То есть это «серьезный» населенный пункт. Напротив, наличие на въезде знака с синим фоном и белыми буквами относит территорию к «несерьезной», что позволяет сохранять «крейсерскую» скорость до 90 км/ч.

Информационные (цифра «6») обычно имеют вид синих прямоугольников, они информируют как об рекомендуемых либо установленных режимах проезда, так и расположении населенных пунктов, а также иных объектов.

Например, после пересечения на автомобиле границы с РФ всегда устанавливается табличка «Общие ограничения максимальной скорости», по которой гости страны могут узнать разрешенную скорость передвижения в городе, за городом, на автомагистралях. Самые габаритные по размерам дорожные знаки с пояснениями и обозначениями - это предварительные указатели направлений. На них схематично показаны развилки дорог, расстояния до них, в какой населенный пункт, по какой трассе можно добраться на автомобиле.

С цифрой «7» все без исключения имеют чисто информативный характер, то есть ничего не предписывают или запрещают.

Более того, они даже не предупреждают об изменении дорожной обстановки, а просто подсказывают, где находится полицейский участок, отель, заправка, кемпинг, пункт медпомощи и пр. Обычно они устанавливаются непосредственно перед такими объектами, однако дублируются и на дороге, чтобы их «не проскочить». Соответственно, в городе дистанция от знаков сервиса до объектов составляет 100-150 м, а вне населенного пункта - от 400 до 800 м.

В последние годы появились весьма специфические знаки «Зона радиосвязи с аварийными службами», «Телефон экстренной связи». Они были введены для того, чтобы по радиоканалу или проводному телефону каждый человек мог вызвать «аварийку», полицию, ГИБДД или пр. Увы, на российских дорогах их встретишь нечасто. Впрочем, как и сине-белый прямоугольник с огнетушителем, который, по замыслу законодателей, позволит им воспользоваться, если загорелся автомобиль.

Дополнительной информации нумеруются восьмеркой.

Все они представляют собой таблички, которые отдельно от других не используются. Логично, что такие элементы ПДД лишь дополняют значение других. Например, информируют о том, какое расстояние остается до опасного участка дороги, какова зона и направление действия основного дорожного знака, каково временное ограничение стоянки. Геометрия данных табличек разнообразная, за исключением «Препятствие» и «Класс опасного груза» - все они представляют собой «рамку» с черной обводкой, белым фоном и черными обозначениями.

Дополнение

В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе до конца 2020 года проводится эксперимент, который предусматривает «пилотное» использование почти 80 (!) новых дорожных знаков, которых нет в ПДД. Перечислять их нет смысла, так как они имеют спорный характер уже хотя бы потому, что дублируют уже имеющиеся. Вряд ли многие «приживутся» на наших дорогах... Однако все-таки рекомендуем следить за новостями на нашем сайте!

Последние новости:

Из-за плохих климатических условий и частых выбоин на дорогах происходит износ амортизаторов. На них приходится вся нагрузка в зимнее время. Ездить с поврежденными амортизаторами опасно, а выявить признаки выхода из строя может не каждый водитель.

В старых автомобилях установлены карбюраторные двигатели, в современных – инжекторные. Обе системы позволяют управлять мощностью машины и расходом топлива. Но не все водители знают, чем отличается инжектор от карбюратора.

Карбюраторные автомобили давно сменили более мощные инжекторные. Но принцип работы этой системы пока знают не все водители. Устройство инжектора не сложное, достаточно разобраться в его деталях и их функционировании.

Вождение в темное время суток связано со многими трудностями и опасностями для водителя. Важно подготовиться к ночной поездке заранее, строго следовать выбранному маршруту и придерживаться рекомендаций опытных автовладельцев. Особенности вождения ночью...

Вибрация, независимо от скорости передвижения – повод для беспокойства любого опытного водителя. Ведь он-то знает, что она свидетельствует об износе, а то и поломке какой-либо детали. И неважно, колесные диски это, неравномерный износ шин, отработавшие свой ресурс подшипники или просто налипший на колеса снег – результатом рано или поздно может стать аварийная ситуация.

Опытные автовладельцы знают, что в любом транспортном средстве заложен стандартный уровень вибрации. Например, на холостых оборотах у автомобилей ВАЗ он в 3 раза выше, чем у линейки машин Мерседес-Бенц. Разумеется, сравниваются модели одного и того же года выпуска. Причем они абсолютно надежны в плане безопасности.

При холостом ходе рычаг на КПП выставлен в нейтральное положение, а система сцепления отключена. Соответственно, крутящий момент не передается на ходовую часть машины. Вне зависимости от того, карбюраторный это мотор или дизельный, двигатель не глохнет при 850 оборотах в минуту. Однако очень часто и на малых, и на холостых оборотах все более ощутимой становится вибрация кузова. Эта неисправность не просто создает дискомфорт, но и иные, куда более существенные проблемы.

Если даже плохая сборка салона машины – а она проявляет себя в дребезжании пластиковых элементов и стекол – сильно раздражает автовладельцев, то вибрация руля автомобиля способна запросто довести их до нервного тика. Это очень назойливый процесс! Между тем это действительно серьезная неисправность, требующая немедленного ремонта. Причем самостоятельно проводить его нет смысла, так как совладать с бедой не получится, причин бывает много.

Бывает так, что когда водитель, выжав сцепление, пытается тронуться, сразу чувствуется вибрация кузова, отдающая и в руль. И многие автовладельцы долго не могут понять, в чем же суть этой довольно распространенной проблемы. Основных причин для нее несколько – сцепление, двигатель и пр. Поэтому следует внимательно изучить неисправности.

Запрещается движение со скоростью (км/ч), превышающей указанную на знаке.

В случае превышения разрешенной скорости с разницей до +10 км/ч, Вас может остановить инспектор ГИБДД в том случае, если движение вашего автомобиля отличается от потока других, и при этом сделать только предупреждение. За превышение скоростного режима свыше +20 км/ч следует наказание - штраф; свыше +80 км/ч - штраф или лишение прав.

Разница до +20 км/ч допускается по причине того, что "радар" инспектора показывает мгновенную скорость, спидометр же водителя - среднюю скорость. На точность показаний спидометра также влияет величина радиуса качения колеса (Rк), которая не является величиной постоянной, кроме того, спидометр имеет грубую шкалу делений.

Зона действия:
1. От места установки до ближайшего перекрестка, а в населенном пункте при отсутствии перекрестка - до конца населенного пункта.
2. Действие знака не прерывается в местах выезда с прилегающих к дороге территорий и в местах пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки.
3. Зона действия может ограничиваться таб. 8.2.1 "Зона действия".
4. До такого же знака с другим значением скорости.
5. До знака 5.23.1 или 5.23.2 "Начало населенного пункта" с белым фоном.
6. До знака 3.25 "Конец зоны ограничения максимальной скорости".
7. До знака 3.31 "Конец зоны всех ограничений".

Если на знаке желтый фон, то знак является временным.

В случаях если значения временных дорожных знаков и стационарных дорожных знаков противоречат друг другу, водители должны руководствоваться временными знаками.

Практически каждый современный водитель имеет опыт езды вне черты «родного» города. Очевидно, что в этом случае начинают действовать совершенно другие правила поведения на дороге. Не то чтобы использовались отдельные правила дорожного движения, но вот их некоторые разделы подкорректированы в связи со скоростными условиями передвижения. В частности, каждый автомобилист знает, что в пределах городской черты разрешается ездить со скоростью не выше 60 км/час (и то далеко не на всех участках), тогда как вне нее на трассе, эта планка повышается до 90. Для того, чтобы разграничить две эти зоны, используют дорожный знак «Населенный пункт», устанавливающий негласно скоростные режимы передвижения. О том, какими они бывают, где устанавливаются, о зоне действия и правовых аспектах их применения попробуем разобраться далее.

Форма и общие положения

Если обратиться к действующих Правилам дорожного движения Российской Федерации, то упомянутые выше знаки можно будет найти в категории информационно-указательных. Их главное предназначение состоит в информировании водителей, пешеходов и прочих участников дорожного движения о местоположении следующих по ходу населенных пунктах и прочих объектах инфраструктуры. Кроме того, некоторые из них используются для организации направления движения (например, на перекрестках, на широкополосных дорогах) или его режимов (установка приоритетной скорости).

Особенностью знаков «Начало населенного пункта» является сочетание информационных и указательных качеств, что автоматически относит их к самостоятельной группе особого предписания. В новой редакции ПДД информационно-указательные знаки разделены на две категории - информационные и особого предписания. В этом контексте получается, что они одновременно выполняют две функции:

  1. Информируют водителя о приближении к определенному городу или поселку по ходу движения транспортного средства или его окончанию.
  2. Вводят в действие отдельные скоростные режимы движения на обозначенных участках дороги.

В группу входит три основных знака, каждый из которых является парным (один условно обозначает начало населенного пункта, а второй - его конец):

  • знак Населенный пункт на белом фоне в Правилах дорожного движения нумеруется как 5.23.1. На поверхности прямоугольной таблички белого цвета можно обнаружить буквенное название самого города/поселка. Его дублирует знак «Конец населенного пункта» (5.24.1), визуально повторяющий базовый 5.23.1, но на нем нанесена красная линия, перечеркивающая по диагонали название;

  • знак «Изображение населенного пункта» 5.23.2 и дублирующий 5.24.2. Имеет тот же белый фон и форму, что и предыдущий, но вместо названия конкретного населенного пункта на нем содержится контуры и очертания нескольких плотно расположенных друг к другу зданий;

  • знак «Населенный пункт» на синем фоне (порядковый номер в ПДД 5.25) и его дублирующий вариант (5.26), обозначающий конец зоны действия специального режима движения, является по форме и содержанию полным аналогом первой группы. Главное визуальное отличие заключается в том, что табличка используется синего цвета, а контурная каемка и название населенного пункта - белого.

Что касается размеров этих знаков, то они в полной мере регламентируются государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52290-2004. В нем нормируется в первую очередь высота шрифта, которым наносится название населенного пункта. Она выбирается из утвержденного типоряда от 75 до 500 мм. Такой разброс размеров обусловлен тем фактом, что и в старой, и в новой редакции стандарта существует градация размеров от малого (I) до очень большого (IV). Соответственно, каждый из типоразмеров используется в подходящих дорожных условиях. К примеру, более мелкие буквы применимы в городской черте или на ее границе, тогда как большие вынуждено используют в условиях скоростных магистралей, где оценить обстановку нужно загодя.

Кроме того, при изготовлении следует учитывать тот факт, что знаки первой и третьей группы относятся к категории объектов индивидуального проектирования. Обусловлено это тем, что каждый населенный пункт имеет в названии разное количество букв, что вынуждает делать разную по длине (при условно одинаковой высоте) табличку. В то же время, 5.23.2 и 5.24.2 к этой категории не относят и их размеры по высоте и длине имеют одинаковое соотношение для всех четырех категорий.

Зачем так много знаков?

У многих далеких от автомобильных дел людей, да и у водителей часто возникает вопрос: для чего использовать целых шесть дорожных знаков для обозначения начала и конца населенных пунктов вместо двух? Вопрос, конечно, логичный с одной стороны, но в правовом поле все не там очевидно. Дело в том, что понятие населенного пункта с точки зрения Правил дорожного движения и той же географии, то есть здравого смысла и логики, которой руководствуется большинство спрашивающих, может сильно отличаться.

К примеру, в административно-территориальном отношении границы города и поселка привязываются к географическим координатам, кадастровому плану и т. п. Если совсем упростить этот вопрос, то скажем, деревня заканчивается там, где граница последнего дома, забора или огорода.

В это же время, Правила дорожного движения РФ, как, впрочем, и остальных стран мира, границы городов привязывают к магистральным, региональным, местным дорогам, проходящим непосредственно через населенный пункт или вблизи него. Именно последнее утверждение и становится причиной того, что на практике используется аж три группы знаков вместо одной, но об этом далее.

Знаки на белом фоне

Рассмотрим ситуацию, когда автомобиль двигаясь в заданном направлении подъезжает к городу или поселку по дороге, которая его непосредственно пересекает вдоль от начала и до конца, то есть формально пересекая черту города, автомобиль попадает на участок дороги, где по определению начинают действовать Правила движения автотранспортных средств в населенных пунктах.

Это означает наличие на пути следования перекрестков, светофоров, пешеходных переходов и т. п. Здесь конечно же придется столкнуться с массой разметки, регулирующей движение, но главное, почему в начале города будет установлен дорожный знак Населенный пункт на белом фоне - это действующее ограничение максимальной скорости на уровне 60 км/час. Зона действия такого знака не распространяется, как в большинстве случаев, на участок дороги до следующего перекрестка, а заканчивается ровно там, где стоит дублирующий знак (5.24.1).

Знаки на синем фоне

Если маршрут следования проходит вблизи населенного пункта, условно не через центр, а в стороне от основного массива, то чаще всего будет установлен синий знак населенного пункта, и скорость движения с 90 (или 110 для автомагистралей) до 60 км/час ограничивать нет смысла. Он также может использоваться в том случае, если дорога проходит в черте города или поселка. Тогда непреложным условием действия магистральных ограничений скорости должно быть наличие отбойников на обочинах и в центральной части, разделяющей направления движения транспортных средств. Также следует упомянуть о том факте, что согласно ГОСТу Р 52290-2004, если есть необходимость установить подобный знак на автомагистрали, то его фон вместо синего меняют на зеленый.

Тем не менее, в 2013 году в действие были введена третья пара дорожных знаков на белом фоне, а именно «Плотная застройка» (5.23.2) и «Конец плотной застройки» (5.24.2). Если первый из них установлен после дорожного знака Населенный пункт на синем фоне, то он автоматически устанавливает ограничение скорости до 60 км/час, как в городской черте.

Международный опыт

Кроме того, что автомобилистам приходится исколесить вдоль и в поперек отечественные дороги, некоторые из них имеют возможность или необходимость побывать на личном или корпоративном автомобиле за границей. И вот тут возникает закономерный вопрос - «а действуют ли там знаки для ограничения скоростных режимов в населенных пунктах, как в России?». Для примера можно взять опыт ближайшей к бывшему СССР страны Евросоюза - Польше.

Согласно польским ПДД, на скоростной режим влияет только вторая группа, идентичная нашей плотной застройке. Первая группа (зеленый фон), просто обозначает находящийся в зоне движения город или поселок, то есть выполняет те же функции, что и наш синий знак населенного пункта.

Ответственность за нарушение требований этих знаков и в отечественной, и в зарубежной практике происходит по той же статье, что и классическое превышение скорости.

Вопросы ПДД по знаку Начало населенного пункта

Какие знаки информируют Вас, что на данной дороге действуют требования Правил, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах?

  • Только А
  • А и Б

Что мы чаще всего видим на дорогах? Разметку, светофоры, очереди машин. Но есть определенные таблички, на которые водитель должен обращать внимание в обязательном порядке. Речь идет о знаках. Для чего они нужны?

Знаки являются очень важной частью в правилах дорожного движения. Они обязательны к соблюдению. Делается это не только ради себя, но и своих близких и просто окружающих людей. Ведь если соблюдать ПДД и смотреть на дорожные знаки, то можно обезопасить себя от возникновения аварий и других неприятных моментов, которые в последнее время все чаще происходят на дорогах.

Знать их должны не только водители разных категорий, но и пешеходы, которые очень часто не обращают на них внимания, а порой и не знают, что тот или иной знак означает. В данной статье рассмотрим основные виды знаков дорожного движения.

Они подразделяются на восемь категорий, каждая из которых предназначается для ознакомления водителей с определенной информацией. Мы подробно рассмотрим, какие существуют виды дорожных знаков, характерные черты каждой группы знаков, а также их основное назначение.

Категории знаков автомобильного движения

На территории нашей страны существуют следующие виды или группы дорожных знаков:

  • предупреждающие таблички;
  • знаки приоритета автомобильного движения;
  • запрещающие и ограничивающие таблички;
  • знаки, предписывающие определенные действия;
  • знаки, которые отменяют или вводят определенные режимы движения (особые предписания);
  • информационные дорожные таблички;
  • знаки, информирующие об объектах дорожного сервиса;
  • таблички с дополнительной информацией.

Каждый из этих видов дорожных знаков автомобильного движения обладает определенной формой, цветовым фоном, символами и/или надписями. Помимо этого, все таблички обладают цифровым индикатором. Первое число означает категорию, второе - внутренний номер группы, а третье - вид.

Нельзя разделять их на второстепенные или основные. Виды дорожных знаков, речь о которых пойдет ниже, важны в одинаковой мере. Они все предназначены для информирования о какой-либо информации или запрете.

Предупреждающие

Характерными особенностями этого вида дорожных знаков является треугольная форма, фон белого цвета, на котором черной краской изображены символы, а также красное обрамление.

По правилам, предупреждающие знаки устанавливают на дистанции 50/100 метров перед опасным участком, в сельской или городской местности, либо за пределами населенных пунктов. Если по каким-либо причинам отсутствует возможность установки знака на соответствующем расстоянии, то в нижней части обозначается дистанция (в метрах) до опасной зоны. Их несложно перепутать с другими благодаря их конструкции.

Также существуют предупреждающие знаки крестовидной и прямоугольной формы. Их устанавливают согласно определенным правилам и нормам. К примеру, таблички, обозначающие железнодорожные пути со шлагбаумом (1.1), без шлагбаума (1.2), разводной мост (1.9), выезд на набережную (1.10) и другие устанавливаются сугубо за пределами города или села.

Дистанция установки знаков относительно опасного участка должна составлять минимум 50 метров. Знаки, оповещающие о дорожных работах (1.23) и диких животных (1.25) монтируют непосредственно на аварийном участке.

Таблички «Пересечение с круговым движением» (1.7), «Выброс гравия» (1.17) и «Пересечение с велосипедной дорожкой» (1.22) предупреждают о том, что далее по направлению отсутствует круговой перекресток или пешеходный переход. Иногда они сопровождаются дополнительными знаками других категорий.

Группа знаков приоритета

Таблички приоритета обозначают движение, которое считается главным относительно к другим направлениям. Как правило, этот вид дорожных знаков можно увидеть на пересечении дорог и других схожих участков. Чаще всего в местах с непростым автомобильным движением. Регулирующие пометки также устанавливаются на узких участках дороги.

Чаще всего знак, оповещающей о том, что последующее движение запрещено без обязательной остановки (2.5), можно встретить возле железнодорожных переездов и шлагбаумов. Он нужен, чтобы избежать столкновения с поездами.

В отдельных случаях на проезжей части можно заметить светофор и регулирующих знак, в редких случаях - табличку и регулировщика. В подобных ситуациях преимущество отводится регулировщику или сигналам светофора. Стоит быть особенно внимательным, поскольку при выключенном светофоре необходимо ориентироваться на установленный знак.

Запрещающие

Как видно из названия категории, данный вид дорожных знаков оповещает участника автомобильного движения о запрещающих действиях. Но данные таблички, в свою очередь, подразделяются на ограничивающие и запрещающие.

Ограничивающие таблички разрешают максимально осторожно продолжать передвижение, а запрещающие информируют о категорически недозволенном проезде.

Запрещающие знаки всегда имеют круглую форму, фон белого цвета, на котором черной краской отображается определенное изображение. Лишь у четырех знаков данной подгруппы голубой фон. Помимо этого, существует еще четыре черно-белых таблички, оповещающих водителя о разрешении ранее запретного движения.

Знаки данной группы, как правило, тяжелее всего выучить, поскольку для ограничивающих и запрещающих табличек существуют некоторые исключения. Они распространяются на определенные виды транспортных средств. А еще очень часто сложно понять территорию действия знака данной категории.

Исключения запрещающего вида знаков

Перечислим особенности запрещающей группы знаков:

  1. Включенные специальные сигналы или красно-синие фонари свидетельствуют о том, что водитель выполняет какое-либо служебное поручение. В таких ситуациях разрешается игнорировать любую запрещающую табличку.
  2. Знаки, оповещающие об ограничении минимального расстояния (3.16), о таможне (3.17.1), опасности (3.17.2), пункте контроля (3.17.3), запрещении обгона (3.20), ограничении минимальной скорости (3.24) в обязательном порядке должны учитываться всеми автомобилистами.
  3. Знаки, информирующие о запрете въезда (3.1), движения (3.2), передвижения механических транспортных средств (3.3), поворота направо (3.18.1), налево (3.18.2), разворота (3.19) и остановки (3.27) не распространяются на маршрутные такси.
  4. Таблички о запрете движения (3.2), передвижения механического транспорта (3.3), грузовых автомобилей (3.4), мотоциклов (3.5), тракторов (3.6), транспорта с прицепом (3.7), гужевых повозок (3.8), а также о запрещенной стоянке (3.28), по нечётным дням (3.29), по чётным дням (3.30) могут игнорировать транспортные средства почтовой связи.
  5. Знаками с номерами 3.3 по 3.30 могут пренебрегать водители, перевозящие инвалидов I и II группы.
  6. Указания 3.6-3.8 не распространяются на работников предприятий и заводов, которые расположены в зоне действия таблички.
  7. Действие знаков 3.29-3.30 не относится к таксистам с включенным таксометром.
  8. Знак о запрете подачи звукового сигнала (3.26) не распространяется на случаи, когда это необходимо для предотвращения аварии.
  9. Запрет обгона (3.20) не действует на тихоходные транспортные средства, гужевые повозки, велосипеды, мопеды и двухколесные мотоциклы с отсутствующим боковым прицепом.

Окончание действия запрещающего знака

Частенько достаточно трудно понять, где заканчивается действие того или иного запрещающего знака. В этом помогут четыре правила:

  1. Некоторые знаки действуют только до первого перекрестка.
  2. Если конкретный знак установлен в сельской или городской местности, то его действие заканчивается за пределами населенного пункта (это место обозначается перечеркнутой табличкой с названием поселения).
  3. Иногда зона действия указывается на самом знаке.
  4. Табличка 3.31 означает снятие всех предыдущих ограничений.

Предписывающие

Действие данного вида знаков дорожного движения распространяется абсолютно на всех его участников. Такие предупреждения могут информировать о стороне разрешенного движения, максимальной скорости и направлении передвижения спецтранспорта. Помимо этого, предписывающие знаки могут оповещать о разрешении движения велосипедистам или пешеходам.

Практически все таблички данной группы имеют круглую форму, синий фон с нанесенной пиктограммой.

Некоторые характерные черты группы предписывающих знаков

Перечислим особенности рассматриваемого вида дорожных знаков и их значение:

  1. Знаки 4.1.1-4.1.6 информируют о направлении движения на конкретном перекрестке.
  2. Таблички с номерами 4.1.3, 4.1.5 и 4.1.6 разрешают разворот.
  3. Действие знаков под номерами 4.1.1-4.1.6 не распространяется на автобусы и маршрутные такси.

Какие виды дорожных знаков бывают, помимо вышеперечисленных?

Знаки особых предписаний

Существуют такие участки дороги, где нельзя установить общепринятые указатели правил автомобильного движения. Именно в таких случаях применяют знаки специальных предписаний, которые оповещают автомобилистов о необычных режимах движения.

Таблички этой группы обладают квадратной или прямоугольной формой. Фон знака может быть зеленого, голубого или белого цвета.

  1. Указатели, оповещающие о начале населенного пункта (5.23.1 и 5.23.2), а также в конце поселения (5.24.1 и 5.24.2), устанавливаются на территории, актуальной для данных правил движения.
  2. Знаки с номерами 5.25 и 5.26 оповещают о начале или конце населенного пункта, на территории которого ПДД не действительны.
  3. Действие знаков, информирующих о месте начала участка дороги с запрещенной стоянкой (3.27), о зоне регулируемой стоянки (3.29), об участке дороги с ограниченной максимальной скоростью (5.31) и о начале пешеходной зоны, распространяется на конкретную местность, где они установлены.

Информационные таблички

Знаки данной группы необходимы для осведомления автомобилистов о различных населенных пунктах, а также об их расположении.

Подобные таблички всегда имеют прямоугольную форму, а вот основной цвет отличается в зависимости от подгруппы.

К примеру, на автомагистралях устанавливают знаки зеленого цвета. Белые таблички обозначают объекты определенного населенного пункта, а желтые оповещают о ремонте дороги. Указатели синего цвета устанавливают для разъяснения маршрутов за пределами города.

Таблички дополнительной информации

Знаки этой категории необходимы для более детального информирования автомобилистов. Их применяют в качестве дополнения к основным. Отсюда следует, что они не могут использоваться самостоятельно. Правилами прописано, что к основной табличке может прикрепляться не более трех знаков.

В ситуациях, когда дополнительная табличка оспаривает основную, автомобилисту необходимо продолжать движение согласно указаниям временного знака. Как правило, эта категория устанавливается на время ремонта дороги.

Нам известно о 8 видах дорожных знаков, о какой категории нами не было упомянуто?

Категория сервисных знаков

Несложно догадаться по названию, что эти знаки обращают внимание на различные пункты, к примеру, заправку или ремонтную мастерскую.

Указатели данной группы устанавливают в черте города непосредственно рядом с объектом, а за городом или в сельской местности - на дистанции от 400 метров до 80 километров.

Особая группа - дорожные знаки для детей

Как только ребенок начинает самостоятельно передвигаться по населенному пункту, он начинает обращать внимание на дорожные знаки. Для детей часто встречаются следующие:

  • «Место остановки трамвая»;
  • «Дети»;
  • «Место остановки автобуса»;
  • «Пешеходный переход»;
  • «Въезд запрещен».

Когда приходится ездить или ходить с родителями, любознательному ребенку в глаза бросаются разные указатели. Если малыш еще не умеет читать, то он будет смотреть на надписи на штендерах, но не сможет понять их.

А вот яркие знаки дорожного движения обязательно привлекут его внимание. Поэтому, ребенка лучше с детства приучать и обучать. Можно ему объяснять самые простые указатели, выстраивая интересные ассоциации касательно их.

Вообще, отдельного вида дорожных знаков для детей не существует. Это значит, что родители должны самостоятельно учить детей простых истин. Например, каждый малыш должен знать, что нужно переходить дорогу только в специально отведенных местах и только на зеленый сигнал светофора.

Теперь все, кто прочитал статью, с легкостью ответят на вопрос, сколько видов дорожных знаков бывает. Более подробная информация о конкретных указателях есть в ПДД.

В завершение обратите внимание на то, что в последнее время правила становятся более понятными. Будем надеяться, что и в последующем мы будем получать больше качественных нововведений.

" к правилам дорожного движения.

Данная статья является первой статьей серии "Знаки дорожного движения" и в ней рассмотрены самые основные особенности дорожных знаков: разбиение знаков на группы, обозначения каждой из групп, особенности их применения.

Виды дорожных знаков в 2019 году

В настоящее время в приложении 1 к есть 8 разделов, в каждом из которых рассматривается отдельная группа дорожных знаков:

Дорожные знаки разбиты на группы таким образом, чтобы в каждой из групп находились схожие по смыслу знаки. Рассмотрим каждый из типов знаков подробнее.

Предупреждающие знаки дорожного движения

Предупреждающие дорожные знаки - это самые полезные и безопасные для водителя знаки. Безопасность их заключается в том, что требования предупреждающих знаков нельзя нарушить , т.к. эти знаки ничего не запрещают и не ограничивают водителя. Основная функция таких знаков следует из их названия. Они предупреждают водителя о возможных опасностях и помогают избежать .

Предупреждающие знаки устанавливаются на опасных участках дорог и их достаточно просто отличить от всех остальных знаков. Большая часть предупреждающих знаков имеет вид красного треугольника:

Исключение составляют лишь знаки, связанные с железнодорожным переездом, знаки "направление поворота" и знак "Участок перекрестка". Их форма отличается от треугольника:

Обратите внимание, все остальные предупреждающие знаки представляют собой треугольники .

Еще раз напомню, что нарушить требования предупреждающих знаков невозможно, поэтому в зоне их действия штраф за нарушение требований дорожных знаков в размере 500 рублей наложен быть не может.

Тем не менее предупреждающие дорожные знаки могут предостеречь Вас от нарушений, за которые можно получить вполне реальное наказание.

Рассмотрим пример со знаком "опасный поворот ":

Если Вам встретился подобный знак на дороге, то никаких особенных действий предпринимать не требуется. Однако следует иметь в виду, что через 150 - 300 метров вне населенного пункта или через 50 - 100 метров в населенном пункте на Вашем пути будет опасный поворот.

На опасном повороте запрещается обгон (пункт 11.4 правил). Соответственно, за обгон на опасном повороте водитель рискует получить наказание в виде на 4-6 месяцев или штраф 5 000 рублей.

При этом правила не запрещают выполнить обгон после знака "опасный поворот", но до начала самого опасного поворота.

Более подробная информация про предупреждающие дорожные знаки приведена в следующих статьях:

Знаки приоритета

Знаки приоритета, в отличие от предупреждающих знаков, устанавливают преимущественное право , пересечений проезжих частей, а также узких участков дороги.

В данном случае следует обратить внимание, что за нарушение требований знаков приоритета, установленных на перекрестке, можно получить штраф в размере 1 000 рублей (часть 2 статьи 12.13 КоАП). За то же нарушение вне перекрестка может быть наложено предупреждение или штраф в размере 500 рублей (часть 1 статьи 12.16 КоАП).

Здесь же хочу отметить, что чаще всего на дороге можно встретить следующие дорожные знаки :

въезд запрещен (дорожный знак кирпич)
движение запрещено
поворот запрещен
обгон запрещен
ограничение максимальной скорости
запрещена
стоянка запрещена

Рассмотрим пример, связанный с нарушением требований дорожного знака въезд запрещен (кирпич). Наказание за данное нарушение напрямую зависит от того, на какую дорогу выезжает водитель.

Если знак установлен перед въездом на территорию организации или на дворовую территорию, то речь идет об обычном нарушении требований дорожных знаков (500 рублей).

Если же знак запрещает въезд на дорогу с односторонним движением, то нарушение повлечет штраф в размере 5 000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Предписывающие знаки

Предписывающие дорожные знаки являются противоположностью рассмотренных выше запрещающих знаков. Предписывающие знаки позволяют выполнять только определенные действия только определенным участникам дорожного движения.

Например, дорожный знак "велосипедная дорожка" разрешает движение только велосипедистов:

За нарушение требований предписывающих знаков могут накладываться различные штрафы.

Например, за выезд на пешеходную дорожку водитель получит штраф в размере 2 000 рублей (часть 2 статьи 12.15 КоАП).

Знаки особых предписаний

Знаки особых предписаний сочетают в себе элементы как запрещающих, так и предписывающих знаков.

Например, знак 5.19.1 "пешеходный переход" разрешает пешеходам пересекать проезжую часть, а знак "зона с ограничением максимальной скорости" запрещает превышать скорость на выбранном участке дороги.

Штрафы за нарушение требований знаков особых предписаний зависят от типа знака и могут изменяться в широких пределах.

Знаки дополнительной информации (таблички)

Знаки дополнительной информации служат для уточнения значений дорожных знаков из других разделов.

Например, табличка "влажное покрытие" указывает, что действие знака распространяется лишь на период времени, когда покрытие дороги влажное.