Способы образования имен существительных: суффиксальный, приставочный, словосложение, правила русского языка и примеры. Словообразование имён существительных Как образуются имена существительные в русском языке

Имя существительное – одна из наиболее часто используемых частей речи, призванная назвать (или дать имя) некоторому объекту: предмету, чувству, животному, погодному явлению, человеку и так далее, отвечая тем самым на вопросы «кто?», «что?». Как образуются имена существительные, знать необходимо каждому человеку, в особенности, если его профессия (например: журналист, литератор, писатель, редактор и др.) связана с написанием статей, литературных произведений, эссе и пр. В настоящее время образование существительных в русском языке происходит разными способами. Поэтому в данной статье мы рассмотрим наиболее важные и часто используемые приемы и подробно остановимся на суффиксальном способе образования существительных, как на одном из самых колоритных и многогранных методов создания новых слов.

Способы словообразования существительных

  1. Путем переосмысления значения уже имеющихся в языке слов, а также посредством полного их разделения друг от друга (образование омонимов). Пример: современное слово "чайник" в значении "плохо или вовсе не разбирающийся в той или иной теме человек". Раньше оно употреблялось только в значении "сосуд с носиком". Это лексико-семантическое словообразование.
  2. Возможность образования слов из словосочетаний определяет лексико-синтаксический способ. Например: кровопотеря, времяпрепровождение и пр.
  3. Морфолого-синтаксический способ, особенно в проявлении субстантивации прилагательных, способных выступать и как существительное, и как прилагательное. Например: больной, военный, подручный и пр.
  4. Морфологическое словообразование – один из самых богатых способов образования существительных. Наиболее распространенными видами его образования выступают: аффиксация, сложение основ и суффиксальный метод.
  5. Приставочный (префиксальный) способ в словообразовании имени существительного используется реже, чем суффиксальный. Зачастую имеющие приставку существительные созданы от глагольной основы или прилагательного, имеющего ту же приставку.
  6. Бессуффиксальный способ словообразования – основа профессиональной речи (подклад, обдув, нагрев и т. д.). Иногда данный метод используется и в просторечии (слова: отпад, окрик и пр.). Профессионально-терминологическая лексика же значительно богаче и увесистей просторечия и распространяется в массы посредством СМИ (например: позитив, фанат и пр.).

Суффиксальный способ словообразования

Существительные, созданные с помощью суффиксов, можно представить в виде четырех групп:

  1. Название лиц – способ образования существительных по признакам (занятиям, месту жительства, свойствам, социальной принадлежности, вероисповеданию и пр.). Используются суффиксы –щик, -чик, -ец, -ник, - ик, -тель, -ич, -ист, -анин, -ак (-як). Причем отдельно следует выделить суффиксы, образующие отчества: -ович, -овн-а, -ич, -иничн-а, -ич, -ичн-а, -ович, -евич. Примеры слов: приказчик, холодец, учитель, финансист, Ильинична, Викторович.
  2. Имена отвлечённые образуются:
  3. от глаголов посредством суффиксов -ние, -ение, -к-а, -б(а), -ти, -отн(я), -н(я), -овн(я). Примеры: любование, стрельба, родня;
  4. от прилагательных посредством суффиксов -ость (-есть), -ин(а), -изн(а), -от(а), -ет(а), -ств(о) (-еств(о). Примеры: видимость, целина, белизна, отечество;
  5. Имена собирательные образуются суффиксами -еств(о), -ств(о), -н(я), -ёжь, -в(а), -от(а), -j- (орфографически -ё). Примеры: беднота, молодежь, студенчество.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

ДРУГОЕ

Иногда случается так, что очень простой вопрос может поставить человека в тупик. Так, на обычный вопрос: что такое…

В русском языке много слов, имеющих одинаковое начало. Это происходит из-за употребления приставок, которые часто…

Родственными словами называют слова, которые имеют один и тот же корень. При этом они относятся к разным частицам речи.…

Слово «сечь» в русском языке - это сразу две части речи: имя существительное и глагол (его неопределенная…

Термином «склонение» в русском языке называют изменение именных частей речи (существительных, числительных,…

При изучении русского языка используется множество различных анализов и разборов слов, предложений, словосочетаний.…

Иной раз достаточно сложно с первого взгляда определить, какой частью речи является слово, а ведь от этой процедуры…

Русский язык невероятно богат. В нем много различных понятий: части речи, члены предложения, знаки препинания и т. д.…

Речь в нашей сегодняшней статье пойдет о наречиях. Мы постараемся дать наиболее полный ответ на вопрос о том, что такое…

Можно сказать, что имя существительное - одна из основных частей речи русского языка. Напомним, что это самостоятельная…

В русском языке всего шесть падежей:Именительный;Родительный;Дательный;Винительный;Творительный;Предложный.Для чего же…

Род существительного определить довольно просто. Можно всего лишь подставить к нему местоимение: моя мама (женский…

Деепричастия, как и причастия, – это слова, образованные от глаголов. В современном русском языке они стали…

  • обобщить и систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках;
  • содействовать совершенствованию орфографического навыка, развитию связной речи учащихся
  • Оборудование:

    • перфокарты, карточки со словами для орфографической работы, отпечатанные тексты.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Сообщение темы, постановка целей

    Прочитайте тему урока (на доске). Каковы цели урока?

    Запишите число, "Классная работа", тему в тетрадь.

    III. Повторение теоретического материала. Проверка домашнего задания

    Дайте определение имени существительного.

    Вспомним, как образуются имена существительные. На этот вопрос нам поможет ответить домашнее задание. Вы должны были разобрать по составу слова и определить способ словообразования. Все эти слова - существительные. Сделайте вывод об образовании имён существительных.

    (Образуются от основ имён существительных, прилагательных, глаголов морфологическим способом:

    а) суффиксальным - барабанщик, градусник, тишина, воспитатель ;

    б) приставочно-суффиксальным - наушники, взморье, заречье, подоконник ;

    в) приставочным (реже) - сверхприбыль, раскрасавица, недруг, соавтор ;

    г) бессуффиксным - перелёт, выбор, синь, глушь, бег ;

    д) сложением основ - атомоход, мореплаватель, первоклассник, орденоносец .)

    Что ещё вы знаете о словообразовании имён существительных?

    (В существительные переходят прилагательные, теряя при этом свои грамматические признаки (не изменяются по родам, не согласуются с существительными): рабочий, дежурный.

    Также: стенгазета - начальная часть 1-го слова и второе слово; завхоз - начальные части слов; МОПК - соединяются названия начальных букв, ТЮЗ - начальные звуки - это аббревиатура).

    IV. Повторение морфемного состава имён существительных

    Какие морфемы записаны на доске?

    На какие две группы можно разделить эти суффиксы?

    (Словообразующие и формообразующие; имён существительных и других частей речи.)

    Выберите суффиксы других частей речи.

    Суффикс -еньк- - и для существительных, и для прилагательных: маленький, дороженька .

    Определите значения суффиксов (суффиксы субъективной оценки; названия лиц по месту их жительства, по роду занятий)

    В тетради в строчку запишите примеры слов с данными суффиксами.

    Какие слова записали?

    V. Орфографическая работа

    Прочитайте слова на доске (на карточках). Что у них общего?

    сокровищ:

    безветрие

    К словам "безветрие", "сила", "родник" подберите синонимы.

    (убрать карточки со словами, под ними - ключ:, тиш:, мощ: )

    Что теперь общего? (Орфограмма "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных")

    Как вы думаете, какое будет задание?

    Запишите эти слова в три столбика: по склонениям, ставя, где нужно, мягкий знак.

    (1 ученик за доской)

    Проверьте. Кто не согласен?

    Какие существительные относятся к первому склонению? ко второму? к третьему? Когда на конце имён существительных после шипящих пишется Ь? Для чего он служит? (показатель рода) В какой форме стоят существительные I и II склонений? (В форме мн.ч. родительного падежа.)

    Существительные I и II склонения поставьте в форму творительного падежа единственного числа. Запишите в строчку.

    Назовите слова, в окончаниях которых пишется О.

    Какая гласная в окончаниях других слов? (Е)

    Объясните написание окончаний.

    VI. Работа с перфокартами

    Итак, мы повторили некоторые правила, с которыми познакомились, изучая имя существительное. Но осталось ещё одно, очень важное и очень сложное. Какое? (И - Е в безударных окончаниях имён существительных в ед.ч.)

    Когда в падежных окончаниях имён существительных пишется И? Е?

    Проверим ваше умение использовать это правило на практике.

    Приготовьте перфокарты, листочки.

    шёл к станции по дороге по аллее
    беседовал о профессии об отзыве о героизме
    рассказывал о берёзе о лекции о брошюре
    говорил о Марии о Наталье о Маше
    сидел на ели на постели на ёлке
    говорил Дарье Ксении Даше
    писал в тетради в тетрадке в альбоме
    материал по истории по географии по химии
    беседа о космосе медицине растении

    Сдайте работы.

    VII. Работа с текстом

    На наших уроках мы не раз обращались к поэзии А.А.Фета. Какую особенность некоторых его стихов мы отметили? (Отсутствие глаголов, обилие существительных. При этом стихи динамичны: действие обозначают существительные бег, шёпот, шелест и т.п.; также есть движение взгляда, изменения в природе и в состоянии лирического героя - всё это передано с помощью существительных.)

    Прочитаем текст.

    Афанасий Афанасьевич Фет: Имя, знакомое с детства. Фет - замечательный поэт-пейзажист, воспевший в своём творчестве природу России. В его стихах предстаёт перед нами робкая русская весна: : . Нам открывается русское лето: . Мы любуемся неповторимой русской осенью: : . Нас радует сказка русской зимы: : .

    У Фета особый путь в искусстве: он стремится запечатлеть ускользающую, мимолётную красоту - красоту мира и человеческих чувств.

    Какова тема текста? Какое предложение содержит главную мысль? Озаглавьте текст.

    Почему в тексте так часто повторяется слово "русская"?

    Объясните постановку тире в третьем предложении. В роли каких других членов предложения может выступать имя существительное? Приведите примеры из текста.

    Что вы можете сказать о фамилии Фет? (Она иноязычного происхождения; оканчивается на согласный; слово склоняется, т.к. в данном случае фамилия принадлежит мужчине. Но - "Шарлота Фёт, о Шарлоте Фёт". Это несклоняемое существительное.)

    Найдите разносклоняемые имена существительные. (путь, имя ) Почему они так называются? (Род., дат., предл. пад. ед.ч. - окончания 3-го скл.; тв.пад. - 2-го.)

    Дополните 4, 5, 6 и 7 предложения, напишите, о каких именно приметах весны пишет поэт, что радует нас летом или зимой, что восхищает осенью.

    Прочитайте свои предложения. Какой знак препинания нужно поставить в 4, 6 и 7 предложениях? Почему? (Двоеточие. Ряд однородных членов с обобщающим словом.)

    VIII. Подведение итогов

    Достигнуты ли цели, поставленные в начале урока?

    Оценки за урок: Тетради сдать.

    IX. Домашнее задание

    Параграф 42, план морфологического разбора; упр.234, с.94 (по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва "Просвещение". Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба).

    Имя существительно е - это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые

    1) имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что?;

    2) бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа;

    3) в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.

    Существительное - это часть речи, при выделении которой на первый план выходят грамматические признаки слов. Что же касается значения существительных, то это единственная часть речи, которая может обозначать все, что угодно: предмет (стол), лицо (мальчик), животное (корова), признак (глубина), отвлеченное понятие (совесть), действие (пение), отношение (равенство). Объединены с точки зрения значения эти слова тем, что к ним можно задать вопрос кто? или что?; в этом, собственно, и заключается их предметность.

    Нарицательные имена существительные обозначают предметы, не выделяя их из класса однотипных (город, река, девочка, газета).

    Собственные имена существительные обозначают предметы, выделяя их из класса однородных предметов, индивидуализируя их (Москва, Волга, Маша, «Известия»). От собственных имен надо отличать собственные наименования - неоднословные названия индивидуализированных объектов («Вечерняя Москва»). В состав собственных наименований не обязательно входит собственное имя (Московский Государственный университет).

    Одушевленные и неодушевленные имена существительные

    Существительные имеют постоянный морфологический признак одушевленности.

    Признак одушевленности существительных тесно связан с понятием живое / неживое. Тем не менее одушевленность является не разрядом по значению, а собственно морфологическим признаком.

    Одушевленность как морфологический признак также имеет формальные средства выражения. Во-первых, одушевленность / неодушевленность выражается окончаниями самого существительного:

    1) одушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и Р. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число;

    2) неодушевленные существительные имеют совпадающие окончания мн. числа В. п. и И. п., а для существительных муж. рода это распространяется и на ед. число.

    Одушевленность большинства существительных отражает определенное положение дел во внеязыковой действительности: одушевленными существительными называются в основном живые существа, а неодушевленными - неживые предметы, однако есть случаи нарушения этой закономерности:


    колебаниепо одушевленности

    объект не может быть одновременно живым и неживым:
    живое, но неодушевленное

    1) совокупности живых существ:

    (вижу) армии, толпы, народы ;

    2) растения, грибы:

    (собирать) лисички ;

    неживое, но одушевленное

    1) игрушки в виде человека:

    (вижу) кукол, матрешек, неваляшек ;

    2) фигуры некоторых игр:

    (разыграть) королей, ферзей ;

    3) умершие:

    (вижу) покойников, утопленников , но труп (неодуш.);

    4) вымышленные существа:

    (вижу) русалок, леших, домовых.

    Существительные имеют постоянный морфологический признак рода и относятся к мужскому , женскому или среднему роду .

    К мужскому, женскому и среднему роду относятся слова со следующей сочетаемостью:

    Некоторые существительные с окончанием -а, обозначающие признаки, свойства лиц, в И. п. имеют двойную охарактеризованность по роду в зависимости от пола обозначаемого лица:

    твой невежа пришел,

    тво-я невежа пришл-а.

    Такие существительные относят к общему роду.

    Существительные только множественного числа (сливки, ножницы ) не относятся ни к одному из родов, поскольку во множественном числе формальные различия между существительными разных родов не выражены (ср.: парт-ы - стол-ы ).

    Имена существительные изменяются по числам и падежам . Большинство существительных имеют формы единственного и множественного числа (город - города, село - села ). Однако некоторые существительные имеют или только форму единственного числа (например, крестьянство, асфальт, горение ), или только форму множественного (например, ножницы, перила, будни, Лужники ).

    Падеж как морфологический признак существительных

    Существительные изменяются по падежам, т. е. имеют непостоянный морфологический признак числа.

    В русском языке 6 падежей: именительный (И. п.), родительный (Р. п.), дательный (Д. п.), винительный (В. п.), творительный (Т. п.), предложный (П. п.). Эти падежные формы диагностируются в следующих контекстах:

    И. п . это кто? что?

    Р. п. нет кого? чего?

    Д. п . рад кому? чему?

    В. п . вижу кого? что?

    Т. п . горжусь кем? чем?

    П. п. думаю о ком? чём?

    Окончания разных падежей различны с зависимости от того, к какому склонению принадлежит существительное.

    Склонение существительных

    Изменение существительных по падежам называется склонением.

    К I склонению относятся существительные муж. и жен. рода с окончанием И. п. ед. числа -а(-я), в том числе и слова, оканчивающиеся на -ия: мам-а, пап-а, земл-я, лекци-я (лекциj-а). Слова с основой, заканчивающейся твердым согласным (твердый вариант), мягким согласным (мягкий вариант) и с основой на -иj имеют некоторые различия в окончаниях, например:

    Падеж Единственное число
    Твердый вариант
    Мягкий вариант
    На - ия
    Им.п. Стран- а Земл Армиj
    Р.п. Стран- ы
    Земл Армиj
    Д.п. Стран- е Земл
    Армиj
    В.п. Стран- у Земл Армиj
    Т.п. Стран-ой (-ою )
    Земл-ёй (-ёю ) Армиj-ей (-ею )
    П.п. Стран Земл Армиj

    Ко II склонению относятся существительные муж. рода с нулевым окончанием И. п., в том числе и слова на -ий, и существительные м. и ср. рода с окончанием -о(-е), в том числе и слова на -ие: стол-, гений-, городишк-о, окн-о, пол-е, пени-е (пениj-е).

    К III склонению относятся существительные жен. рода с нулевым окончанием в И. п.: пыль-, ночь- .

    Кроме существительных, имеющих окончания только одного из этих склонений, существуют слова, имеющие часть окончаний из одного склонения, а часть - из другого. Их называют разносклоняемыми. Это 10 слов на -мя (бремя, время, стремя, племя, семя, имя, пламя, знамя, вымя, темя) и путь.

    В русском языке есть так называемые несклоняемые существительные. К ним относятся многие нарицательные и собственные заимствования (пальто, Токио), русские фамилии на -ых, -их, -во (Петровых, Долгих, Дурново). Их принято описывать как слова без окончаний.

    Морфологический разбор существительного

    Существительное разбирается по следующему плану:

    I. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

    II. Морфологические признаки:

    1. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род (мужской, женский, средний, общий), г) склонение.
    2. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.

    III. Синтаксическая роль.

    Образец морфологического разбора существительного

    Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать; он ладонью стал сбивать пыль с пальто (по В. Набокову).

    I. Дамы - существительное;

    начальная форма - дама .

    II. Постоянные признаки: нариц., одуш., жен. род, I скл.;

    непостоянные признаки: мн. число, И. п.

    III. Подбежали (кто?) дамы (часть подлежащего).

    I. (к) Лужину - существительное;

    начальная форма - Лужин ;

    II. Постоянные признаки: собств., одуш., муж. род, I скл.;

    непостоянные признаки: ед. число, Д. п.;

    III.
    Подбежали (к кому?) .underline { border-bottom: 1px dashed blue; } к Лужину (дополнение).

    I. Ладонью - существительное;

    начальная форма - ладонь ;

    II.
    Постоянные признаки: нариц., неодуш., жен. род, I скл.;

    непостоянные признаки: ед. число, Т. п.;

    III.
    Стал сбивать (чем?) ладонью (дополнение).

    I. Пыль - существительное;

    начальная форма - пыль ;

    II.
    Постоянные признаки: нариц., неодуш., жен. род, III скл.;

    непостоянные признаки: ед. число, В. п.;

    III. Стал сбивать (что?) пыль (дополнение).

    I. Пальто - существительное;

    начальная форма - пальто ;

    II.
    Постоянные признаки: нариц., неодуш., ср. род., несклон.;

    непостоянные признаки: число не определяется по контексту, Р. п.;

    III. Стал сбивать (с чего?) с пальто (дополнение).

    В современном русском языке имена существительные образуются разными способами:

    • 1. лексико-семантическое словообразование;
    • 2. лексико-синтаксический способ;
    • 3. морфолого-синтаксический способ;
    • 4. морфологическое словообразование.

    Лексико-семантическое словообразование

    Значительное количество существительных появилось в результате переосмысления значения существующих в языке слов. Так, слово приобретает новое смысловое значение, которое сосуществует с уже имеющимся значением - появляются слова-омонимы: бригадир , пионер , кулак , завод , мир , бабка . Например, бригадир (военный чин в русской армии XVIII в., средний между полковником и генерал-майором) и бригадир (руководитель производственной бригады), пионер (солдат сапёрной части инженерных войск в Англии, Германии и в Российском государстве до 30-х годов XIX в.), пионер (тот, кто одним из первых пришёл и поселился на новой неисследованной территории), пионер (тот, кто положил начало чему-нибудь новому в области науки или культуры) и пионер (член детской коммунистической организации).

    Лексико-синтаксический способ

    Образование слов из словосочетаний, объединённых в одно слово в процессе употребления в языке: времяпрепровождение (время препровождение), кровопролитие (крови пролитие), тяжелораненый (тяжело раненный), сумасшедший (с ума сшедший).

    При образовании слов из словосочетаний (прилагательное + существительное) на базе с помощью суффикса -к - образуется , определяемое имя опускается. Этот способ характерен для разговорной речи:

    • пятиэтажный дом
    • высотное здание
    • наличные деньги
    • зачётная книжка
    • духовой шкаф
    • визитная карточка
    • пятиэтажк а
    • высотк а
    • наличк а
    • зачётк а
    • духовк а
    • визитк а

    Лексико-синтаксический способ широко используется при наименовании различных круп: гречка , пшёнка , овсянка , а также других продуктов - тушёнка .

    Морфолого-синтаксический способ

    Достаточно продуктивным способом образования существительных является субстантивация - переход слов других частей речи в разряд имён существительных. Чаще всего происходит субстантивация прилагательных: булочная , прохожий , военный , штатский , рабочий , семейный , рядовой , пеший , конный , котельная , запятая , лесничий , операционная , столовая ; реже - субстантивация : заведующий , трудящиеся , пострадавшая .

    • прилагательные
    • приёмная комната
    • больной человек
    • слабительное средство
    • существительные
    • приёмная
    • больной
    • слабительное

    Морфологическое словообразование

    Наиболее продуктивный способ обогащения лексики современного русского языка - морфологическое словообразование. Основные виды образования слов: суффиксальный, суффиксально-префиксальный (аффиксация), безаффиксный способ и сложение основ.

    Аффиксация - образование нового слова путём присоединения к его основе словообразовательного элемента: суффикса, или суффикса и приставки одновременно.

    суффиксальный способ

    • зе мл -
    • земл яч -
    • земл яч -
    • -як -
    • -к -
    • -еств -
    • земляк
    • землячка
    • землячество

    префиксальный способ

    • путник
    • приятель
    • заголовок
    • не -
    • под -
    • спутник
    • неприятель
    • подзаголовок

    Пополнение имён существительных происходит преимущественно за счёт словообразования. По академической Грамматике–80, в русском языке имеют место следующие основные способы словообразования: суффиксация, префиксация, субстантивация, сложение, аббревиация. У каждого способа имеются собственные особенности, кроме того, возможно совмещение нескольких способов образования слова.

    1. Суффиксация . Имена существительные с помощью суффиксов могут быть образованы от глаголов:слушатель, заготовитель, труженик, лётчик, борец, ворчун, игрок, писарь, рисование и др.; от имён прилагательных:старик, часовщик, мудрец, бедняк, умница, смелость, богатство, тишина и под.; от имён существительных:буфетчик, тракторист, комбайнёр, библиотекарь, экономист, сатирик, помощник, звоночек, огурчик, братец и т. д.; от имён числительных:тройка, девятка, пятак и под. Морфологический суффиксальный способ может быть представлен словами с материально выраженным суффиксом (лгун, медвежонок ) и словами с нулевой суффиксацией (пробег, синь ).

    2. Префиксация. Продуктивными приставками являютсяне-, анти-, де-, дис-, со-, под-, пере-, без- и др.:неправда, нелюбовь, антициклон, антитезис, демилитаризация, дисгармония, соавтор, подвид, перерасчёт и др. Префиксация может сочетаться с суффиксацией (смешанный тип):бессребреник, наколенник, подорожник, предзимье и под.

    3. Субстантивация – это пополнение имён существительных за счёт диахронной трансформации из имён прилагательных и причастий (редко – наречий и 1 – местоимения). При переходе происходит замена комплекса дифференциальных признаков исходной части речи на дифференциальные признаки трансформанта. Такая специфика обязывает рассмотреть этот способ самостоятельно, в другой системе координат.

    4. Сложение представляет собой образование нового слова путём объединения двух и более основ:птицефабрика, путепровод, хлебозавод, грязелечебница и под. Сложение может быть не только чистым, но и с добавлением суффиксов (материально выраженных и нулевых):скороварка, первооткрыватель, сладкоежка, книголюб, зверолов и т. п..

    Некоторые грамматики выделяют также сращение с суффиксацией:ничегонеделание, отсебятина.

    5. Аббревиация свойственна только именам существительным. Выделяют аббревиатуры слогового типа:завхоз, продмаг ; инициальный тип, буквенный подтип:ТНУ – Таврический национальный университет ; инициальный тип, звуковой подтип:вуз, ТЮЗ ; из начальной части слова и целого слова:сберкасса, госбюджет. Возможно совмещение элементов аббревиации и сложения:Днепрогэс, рыбзавод.

    Усечение основы имеет место в словах типазонт, Костя.

    Лексико-семантический способ представлен в словах типапионер.

    9. Иммиграционный потенциал имен существительных

    Иммиграционный потенциал существительных образуется за счет диахронного процесса, именуемого субстантивацией , в результате которого слова разных частей речи теряют свои дифференциальные признаки и приобретают дифференциальные признаки имени существительного. Образованное в результате такого перехода имя существительное называется субстантиватом. Оно должно иметь категориальное значение предметности, постоянную категорию рода, числовую и падежную парадигму (по возможности), способность выступать в роли главного и зависимого компонента словосочетания, возможность выполнять функцию любого члена предложения, кроме глагольного сказуемого и согласованного определения.

    Субстантивация – один из наиболее активных иммиграционных процессов. Традиционно считается, что все части речи обладают способностью перехода в имена существительные. М.Ф. Лукин пишет: «Субстантивация как лексико-грамматический процесс свойственна не только тем частям речи, которые обладают формой имени прилагательного (прилагательному, причастию, местоимению-прилагательному, порядковому числительному), но и всем другим категориям слов, потому что способность субстантивации зависит не столько от его потенциальной способности быть носителем признака. Носитель признака – это субстанция, способная иметь при себе определения для выражения атрибутивного признака. Таким образом, понятие носителя признака шире понятия предметности: оно включает в себя и понятие предметности, а потому дает возможность охватить многочисленные случаи субстантивации различных грамматических форм: старый портной, ваше “почему ?”, испуганное “ах ”» [Лукин М.Ф. Трансформация частей речи в современном русском языке. – Донецк, 1973. – С. 39].

    С этой точкой зрения нельзя согласиться. По нашему мнению, бесспорными следует считать факты перехода в имена существительные ряда прилагательных и причастий (набережная, рабочий, командующий, столовая, кладовая и т. д.), спорной во многих отношениях является субстантивация имён числительных, местоимений, наречий. Совсем не подвергаются субстантивации глаголы, безлично-предикативные слова, все служебные части речи (предлоги, союзы, частицы), междометия. Покажем это на примерах.

    Переходят в имена существительные:

    1) имена прилагательные военный, рядовой, лесничий, вожатый, портной, мостовая, уборочная, набережная, ванная, вселенная, пирожное, животное, насекомое, снотворное, венгерское, шампанское, заливное, выходные, наградные, суточные, чаевые, премиальные и т. д. Сюда же включаются и порядковые слова первое, второе и третье , служащие для называния определенных блюд, например: Он не любил первое , но второе съедал с удовольствием ;

    2) причастия управляющий, заведующий, верующий, учащийся, командующий, отсутствующий, отстающий, замыкающий, обвиняемый, арестованный, подчиненный, ученый, пострадавший, провинившийся, происходящее, ожидаемое, обсуждаемое, сказанное, услышанное, увиденное и т. д.;

    3) местоимение ничья : Матч закончился ничьей ;

    4) несколько наречий с временным и оценочным значением (сегодня, завтра, удовлетворительно, хорошо, отлично и некоторые другие), например: Только при этом условии вырастает человек, способный заглянуть в завтра , способный гордиться своим Отечеством, верить в него, защищать его (В.Пес.).

    Перейдя в имена существительные, исходные формы теряют атрибутивность и циркумстантивность, приобретают значение предметности, становятся носителями признаков;

    категории рода, числа и падежа (если они имелись) перестают быть синтаксическими, отображательными, зависимыми от главного слова словосочетания: категория рода становится постоянной, квалификационной; числовая и падежная парадигмы – подобными субстантивным;

    приобретают лексико-грамматическую категорию одушевлённости / неодушевлённо­сти, становятся членами одного из лексико-грамматических разрядов, – как правило, соб­ственно-конкретного, реже – абстрактного;

    на уровне словосочетания субстантивы могут реализовать активную и пассивную валентность; в предложении они выполняют те же функции, что и ядерные существительные.

    Таким образом, в исходных формах при диахронной трансформации в имена существительные происходят глубокие внутренние изменения, связанные с тем, что дифференциальные признаки исходной части речи полностью или в большинстве своем заменяются дифференциальными признаками имен существительных (при сохранении внешнего облика слова во всех формах или в части их).

    Особые трудности возникают при рассмотрении субстантивации местоимений. Известно, что местоимения имеют такие же категориальные значения, как и соотносительные с ними по грамматическим признакам части речи: существительные, прилагательные, числительные и наречия. Их отличие состоит в способе отображения: номинативном у полнознаменательных частей речи и прономинальном у местоимений. Логично предположить, что для перехода местоимений в имена существительные необходима замена способа отображения на номинативный, то есть за местоименным звуковым комплексом в случае его перехода в имя существительное должно быть закреплено постоянное содержание – одно или несколько значений, понимаемых одинаково всеми участниками речевого акта. Попытаемся определить, происходит ли это в тех примерах, которые трактуются некоторыми лингвистами как переход местоимений в имена существительные.

    а) Каждый должен уважительно относится к окружающим .

    б) Мой расшумелся. Сам пришел. Наши победили.

    в) Надоело мне твое петушиное «я» .

    В первом случае (п. а) местоимение каждый приобретает только категориальную соотносительность с именем существительным, так как сохраняет главный признак местоимений – прономинальный способ отображения.

    Выделенные слова из п. б также нельзя считать субстантиватами, так как без знания экстралингвистических факторов или без широкого контекста нельзя определить конкретное содержание этих местоимений вследствие прономинального способа отображения действительности. Например, слово сам в зависимости от определённого контекста, ситуации может выступать как лексический эквивалент разных существительных: сам – директор, муж, председатель, декан, заведующий кафедрой и т. д.

    У слова я , по данным толковых словарей, отмечается значение «несклоняемого существительного» среднего рода, употребляющегося «для обозначения себя самого как личности» [Ожегов, 1978, с. 839]. На самом деле способность отсылать к адресанту речи относится к личному местоимению, а не к существительному. Местоимение я не несет в себе «вещественного» содержания, не приобретает номинативного способа отображения действительности и не переходит в разряд существительных, хотя определенное семантическое наращение, обусловленное контекстом, имеет здесь место, что и позволяет говорить об окказиональном употреблении местоимения я .

    Не переходят в имена существительные другие знаменательные части речи: глаголы, имена числительные. М.Ф. Лукин в качестве субстантивов приводит примеры типа выделенных в тексте глаголов и сочетаний слов: Это «не знать» не так скучно, как ваше «знать» . (Ч.) Я раннее «прости» сказал младой весне, весне надежд и заблуждений. (Вяз.) – А ты через «не могу» , – настаивал Рябой (Из газ.).

    В указанных примерах ни один из глаголов не является субстантиватом, так как все они не приобретают категориального значения имён существительных, их лексических, морфологических и словообразовательных признаков. Единственным качеством, объединяющим анализируемые факты, является общая синтаксическая позиция. Но этого недостаточно для перевода одной части речи в другую. Более того, нельзя не обратить внимания на то, что во всех примерах мы имеем дело с цитацией, эллипсисом лексем «слово», «выражение», «высказывание» и под., а цитировать можно все, от одного звука до текста любой величины (в разумных пределах). Таким образом, глаголы в приведенных выше предложениях не переходят в существительные. Тем не менее, несколько случаев диахронной трансформации – субстантивации глаголов, – вероятно, существует: поцелуй, расстегай, суть .

    Не переходят в имена существительные служебные части речи (предлоги, союзы, частицы) и междометия.

    В работах лингвистов нет единого толкования подобных фактов. Даже известные учёные, разрабатывающие теорию трансформационных процессов и функциональных омонимов, дают исключающие друг друга трактовки. Например, анализируя выделенные слова в предложениях: Надо бы спросить Клиффорда, если он не против . Но коллектив восстал против него с такой страстью, которой я не встречал ни до , ни после , – В.Н. Мигирин справедливо писал: «В данном случае трансформация имела чисто синтаксический характер и не сопровождалась трансформацией на уровне частей речи» [Мигирин В.Н. Очерки по теории процессов переходности. – Бельцы, 1971, с. 54]. Но в этой же работе В.Н. Мигирин говорит о том, что местоимения, междометия, служебные слова обычно подвергаются окказиональной субстантивации, и приводит примеры: Все эти хи-хи, ха-ха , пенье, трусливые разговоры – мерзость (А.Толстой). Без всяких но (из разговора) [Мигирин В.Н. Там же, с. 138]. Значит, с одной стороны, выделенные слова не являются субстантиватами, с другой – они же и им подобные называются окказиональными субстантиватами. Велика сила традиции, если даже видные лингвисты, участвующие в создании теории процессов переходности, допускают подобные алогизмы.

    Служебные части речи, а также модальные слова и междометия относят к субстантиватам обычно в случаях их окказионального синтаксического функционирования (чаще всего в тех ситуациях, когда они употреблены как элементы, привнесенные из другого контекста).

    М.Ф. Лукин называет примеры субстантивации предлогов: Одоевский взвешивал все « за » и « против » (Гол.); союзов: (Обломов) раза три переставлял (в письме) « что », но выходила бессмыслица или соседство с другим « что » (Гончаров); частиц: …Заветное свидание из расчета. Но самое замечательное «бы» Назначил я тебе у поворота У поворота собственной судьбы (В.Савельев); модальных слов: Сколько же возникло еще этих « наверное », этих догадок? (Залыгин); междометий: Во время разговора в позднее время, случалось, вдруг доносилось « караул » (Ч.) [Лукин М.Ф. Трансформация частей речи в современном русском языке. – Донецк, 1973. – С. 67–70]. Эти слова, занимая синтаксическую позицию имён существительных, не приобретают остальных дифференциальных признаков имён существительных: категориального значения, постоянной категории рода, парадигм числа и падежа и т. д. Они не обладают назывной функцией, так как не обозначают предмет, не называют ни предметы, ни признаки, ни процессы и т. п. За каждым из анализируемых звуковых комплексов не закреплено определённое номинативное содержание, с помощью которого в нём отражался бы «кусок объективной действительности». Они обслуживают специфические области человеческого знания и остаются в своих классах (предлогах, союзах, частицах, модальных словах, междометиях).

    Сторонники противоположной точки зрения обычно выдвигают в качестве контрдовода способность данных слов приобретать в контексте категорию среднего рода, что подтверждается использованием имён прилагательных, местоимений, причастий в роли определяющих слов, например: другое « что », мечтательное « бы », эти « наверное », громкое « караул », ваше « за » и др. На самом деле это не морфологическая, а синтаксическая категория рода, проявляющаяся в том, что любое слово, словосочетание, предложение, если оно вмонтировано в другой текст, легко определяется словом в форме среднего рода (громкое « ау », твердое « да » и др.). Кроме того, в этой же позиции может быть употреблено не только слово, но и буква, сочетание букв, предложение, кусок текста в виде нескольких предложений, например: Захар слегка кивнул, что могло означать и да и спасибо , как-нибудь, но не сегодня (П. Проскурин). Ваше « Здравствуйте! Как живете? Рад Вас видеть » было, не скрою, приятно услышать именно сегодня.

    Более того, в подобной же позиции может быть употреблена единица, которая традиционно не включается ни в какую часть речи вообще и не получает отражения в словарях, – звукоподражание; например: Назойливое комариное « з-з-з » мешало нам спать всю ночь. Естественно, говорить о субстантивации звукоподражаний или нескольких предложений одновременно – значит отрицать все законы логики и разрушать сами понятия «имя существительное» и «субстантиват». Буква, сочетание слов, предложение, группа предложений, звукоподражание и т. д., выступая в позиции, свойственной имени существительному, не становится от этого субстантиватом. Такое явление получило в лингвистической литературе название «вставной речи», «инкрустации» [Лукин М.Ф. Трансформационные процессы в области частей речи // Проблемы словообразования русского и украинского языков. – Киев: Донецк, 1976. – С. 23]. Предложение как бы обволакивает вставку своим содержанием, сохраняя все природные морфологические качества инкрустируемых элементов и не переводя их в имена существительные.