Генная память человека. Существует ли генетическая память? Польза знания о генетической памяти

Популярная компьютерная игра «Кредо Убийцы», по мотивам которой совсем недавно был снят фильм, основана на идее о том, что главный герой в состоянии «помнить» и переживать воспоминания своих давно умерших предков. В игре и фильме вспомнить далекое прошлое и пройти сквозь поколения героям помогает специальная машина - Анимус.

Хоть подобные экскурсии в прошлое на сегодняшний день являются не более чем научной фантастикой, идея о генетических воспоминаниях, заложенных в нашей ДНК, не так уж и далека от правды.

Передача опыта предков

На самом деле, потрясающее новое исследование, результаты которого опубликованы в журнале Science, предполагает, что опыт, повлиявший на жизнь предков, может оказывать влияние на жизнь потомков. Эта связь может оставаться в генах на протяжении 14 поколений.

Команда ученых из Центра Геномного Регулирования Барселоны и Научно-исследовательского института Лейкемии имени Хосе Каррераса провели исследование на генах червей нематоды. Они пришли к выводу, что гены способны переносить информацию, которая потенциально отражает жизненный опыт далеких предков.

Это открытие зафиксировало уникальное явление - самую долгосрочную форму передачи генетической информации, когда-либо обнаруженную у животного.

Что это значит?

Провести подобные наблюдения с людьми пока крайне сложно, поскольку продолжительность жизни людей значительно выше, а генетическое строение сложнее, однако различия в организации генетического материала людей и червей нематоды не являются слишком радикальными.

Мы знаем, что то, как прожили жизнь наши бабушки и дедушки, действительно влияет на наши повадки, однако теперь появилась вероятность, что предок, который жил несколько веков назад, все еще может напрямую влиять на то, как мы ведем себя сегодня.

Генетика и генетическая память

Давайте немного отвлечемся на то, чем именно занимается генетика и как мы получаем свою ДНК от родителей. Это очень специфическая и сравнительно новая область биологии.

Наши гены унаследованы от наших родителей, а их гены от их родителей. Если они видоизменяются или мутируют, мы наследуем эти мутации.

Однако изменения генома зависят не только от того, что было унаследовано, но и от окружающей среды и жизненного опыта. Например, целая жизнь в жарком климате подготовит наш организм к тому, чтобы лучше справляться с высокой температурой и ярким солнцем, и эту информацию мы сможем передать потомкам посредствам изменений в геноме.

Изменения окружающей среды и жизненного опыта, такие как загрязнение воздуха и воды, войны, стресс и психологические отклонения, очень сильно влияют на информацию, переносимую генами.

Дополнительный слой информации, полученный от опыта родителей, как бы накладывается поверх цепочки ДНК. Ее строение как таковое не изменяется, но изменяется ее «одежда».

Подобная передача генетической информации, полученной из окружающей среды и жизненного опыта предков, уже была замечена у людей. Например, у потомков оставшихся в живых жертв Холокоста значительно снижен уровень кортизола (стрессового гормона) в крови, это означает, что они более других подвержены негативному влиянию стресса, давления, напряжения, беспокойства и страха.

Проведенное исследование

Это конкретное исследование фокусировалось на Caenorhabditis elegans - крошечных нематодах с очень короткой продолжительностью жизни. Исследователи генетически спроектировали их, добавив в их гены флуоресцентный белок, поведение которого они могли отслеживать под ультрафиолетовым светом.

Ученые поместили червей сначала в холодную окружающую среду, где ген светился слабо. Переместив нематод в более теплую среду обитания, ученые увидели, что ген светится значительно сильнее. Вернув исследуемых животных в холодную комнату, наблюдатели заметили, что ген продолжает светиться сильнее, словно сохраняя «память» о теплой окружающей среде.

Впоследствии не только флуоресцентный ген, но и память о теплом ареале обитания были переданы последующим поколениям. Это означает, что потомки первых нематод с флуоресцентным геном «знали» о теплой окружающей среде, при этом ни разу не испытав ее на себе.

Выводы

Ученые предполагают, что подобная форма долгосрочной передачи генетического опыта потомкам является своеобразной формой биологического планирования на будущее. Черви живут очень недолго, поэтому, вероятнее всего, предки передают воспоминания об испытанных ими условиях, чтобы помочь своим потомкам подготовиться к тому, на что их среда обитания могла бы быть похожей в будущем.

Таким образом, если черви могут «помнить» опыт своих давно ушедших предков, возможно ли то же самое с людьми? На данный момент невозможно получить однозначный ответ на этот вопрос, однако вероятность существует.

Под генетической памятью понимают способность «помнить» то, чего помнить никак нельзя, то, чего не было в непосредственном жизненном опыте, в житейской практике индивида.

(с. 269). Еще ее называют «памятью предков», «памятью Рода» и т.д.

Первое, что можно сказать об этом явлении - это то, что генетическая память находится где-то на задворках памяти, в дальних уголках подсознания, в сфере ощущений. Она, иногда выплывает из подсознания и вызывает неясные образы, впечатления и ощущения.

Во вторых, сегодня уже известно, что во время беременности плод в утробе матери около 60% времени видит сны. С точки зрения С.П.Расторгуева, автора книги «Информационная война», это проявляется именно генетическая память, а мозг ее просматривает и обучается. «На изначальную пустоту, которую суждено заполнить эмбриону в материнском чреве, подается генетическая программа, содержащая уже прожитые предками жизни» (с. 28). Благодаря наукам сегодня нам известно, что человеческий зародыш в утробе матери в процессе созревания проходя весь цикл эволюционного развития - от одноклеточного организма до младенца, «вкратце вспоминает всю свою историю, как историю развития живого существа». В результате чего, новорожденый ребенок хранит в себе генетическую память, записанную всеми его историческими предками. К примеру, новорожденный имеет способность держаться на воде сам. Эта способность плавать через месяц теряется. Т.е. дети рождаются с полным арсеналом знаний, бережно сохраненных веками эволюции в генетической памяти. И до 2-х лет у ребенка сохраняется звуковая, зрительная, осязательная генетическая память. К сожалению, по мере роста и обучения ребенка доступ к генетической памяти уменьшается.

То есть, присутствуя в нашей психике, данные генетической памяти, обычно не доступны нам в сознательном осмыслении. Поскольку проявлению этой памяти активно противодействует наше сознание, стремясь оградить психику от «раздвоения личности». Но генетическая память может проявиться во время сна или состояния измененного сознания (гипноз, транс, медитация), когда контроль сознания ослабляется. Т.е. в определенных условиях мозг способен "вытащить" эту информацию.

В третьих, заметим, что генетическая память встроена в структуры «коллективного бессознательного». Психолог Карл Юнг рассматривал «коллективное бессознательное» как глубинный уровень психики, не зависимый от личного опыта, и присущий каждому человеку. Коллективное бессознательное хранит множество первичных, изначальных образов, которые он назвал архетипами. Они являются не сколько воспоминаниями, но скорее предрасположенностями и потенциальными возможностями. По словам Юнга: «Архетипов столько, сколько типичных ситуаций в жизни. Бесконечное повторение запечатлело эти переживания в нашем психическом складе, не в форме образов, наполненных содержанием, а сначала только как формы без содержания (некие матрицы - примечание авторов), представляющие только возможность определённого типа восприятия и действия». (16, с. 129). Причем архетипы не передаются посредством культуры, заявлял Юнг, а наследуются, т.е. передаются генетически. Таким образом, Юнг считал, что опыт отдельной личности не утрачивается, а наследуется из поколения в поколение, сохраняясь в дальних закоулках мозга, что образы и впечатления от предков передаются к человеку через подсознание.

Не многие задумываются над тем, что такое генетическая память и что она хранит в себе. Еще меньше людей вообще знают о ее присутствии в подсознании. Давайте же посмотрим, что подразумевается под термином «генетическая память человека».

Обратившись к науке за ответами, можно найти определение, что генетическая память человека – это память (опыт, воспоминания), которая хранит в себе всю информацию, заложенную некогда прежними носителями . Это сведения, которые могли передаваться от поколения к поколению в роду человека и проявляться в виде неясных образов. Под генетической памятью также можно понимать способность подсознания человека сохранять данные, которые не могли быть приобретены индивидом в течение его жизни.

Основные термины и понятия

Говоря научным языком, генетическая память – не что иное, как совокупность реакций, обусловленных наследственностью и передающихся индивиду при помощи генов. При этом понятие памяти употребляется для обозначения закодированной в генах склонности субъекта к тем или иным видам поведения, которые он может реализовывать в повседневной жизни бессознательно.

«Память рода» (биологическая, генная или расовая память) находится в глубинах нервных структур человеческого мозга и проявляется лишь изредка. Человек может чувствовать ее, например, когда его посещают какие-то смутные картинки, непонятные ощущения или эмоции.

Понятие генной памяти можно рассматривать на самом ярком примере, когда ребенок, будучи еще в материнской утробе, видит сновидения. Подобные проявления относятся к сфере генетической памяти и позволяют объяснить все те навыки, которые малыш демонстрирует при появлении на свет.

Обучаясь во время просмотра снов, ребенок способен овладеть определенными навыками. Достаточно вспомнить случаи, когда недавно появившиеся на свет дети демонстрируют свою способность удерживаться на воде. Думаете, их учили плавать? Нет. Приобретение этого навыка новорожденными полностью объясняется теорией о наличии в подсознании генной памяти. И самое удивительное, что без дополнительной поддержки и развития через какое-то время этот навык будет утрачен.

В ходе многолетних исследований и экспериментов ученые выяснили, что пользоваться наследственно-генной памятью младенцы способны до 2-летнего возраста. В дальнейшем часть воспоминаний и образов постепенно отходит на задний план, а некоторые исчезают и вовсе. По мере взросления ребенка и приобретения им новых знаний родовая память становится для него практически закрыта.

Более того, для взрослого человека «закрома» его подсознания с воспоминаниями предков будут недоступными, пока он пребывает в осмысленном состоянии. Человеческий мозг будет блокировать любые проявления наследственных реакций, чтобы исключить дисбаланс психического здоровья. Все дело в том, что успешные попытки подсознания выплеснуть наружу воспоминания предыдущих поколений чреваты раздвоением личности человека.

Как правило, генетическая память проявляется в условиях эмоциональных всплесков, когда человек действует неосознанно, а также во время сна. Но также проявление генной памяти можно стимулировать искусственно, введя субъекта в состояние транса либо , «отключив» при этом его сознание. В остальных случаях подобное явление возникает, если человеческому подсознанию требуется воспроизвести закодированные данные, скрытые в генах и полученные «в наследство» от предыдущих поколений.

Из истории

Впервые определение генетической памяти в психологии появилось в контексте учения о «коллективном бессознательном» психиатра Карла Юнга. По его мнению, «память рода» не зависит от опыта и чувств, которые приобретает и переживает индивид в реальном времени. В ней сохраняются первичные образы, которые Карл Юнг назвал « ».

В психологии под данным термином подразумеваются опыт и воспоминания о каждой индивидуальной ситуации, которую переживал человек в течение своей жизни. И согласно теории Юнга, такая информация не стирается из памяти, а наоборот, накапливается в генах и передается следующему носителю.

Моменты и ситуации, переживаемые вновь и вновь индивидом, сформируются в его сознании как форма определенного поведения без смысла, а не как наполненный смыслом образ. Получается, что архетипы являются результатом функционирования генетики, а не свидетельством культурного наследия. Таким образом, приобретенные в течение жизни человеком опыт и знания будут переданы на генном уровне следующему поколению в виде образов и реакций, которые будут воздействовать на своего носителя через подсознание.

Понятие генетической памяти часто используется также парапсихологами в рамках метода регрессии предыдущей жизни, хотя при этом они отрицают теорию о том, что такие способности человека могут считаться состоятельными. К слову, тот же термин можно встретить и в различных областях культуры (кинематографе, литературе). В этих сферах он используется обычно при упоминании о реинкарнации и перерождении душ.

Факты или мифы

Отвечая на вопрос о том, существует ли генетическая память, достаточно привести примеры, актуальные и для современного мира:

1. Наиболее яркий и доступный — кольца деревьев, которые можно увидеть на их срезах. Учитывая то, что деревья год за годом сохраняют свои «воспоминания» и историю в виде кругов, а также то, что они схожи с человеческим организмом по психическим и психологическим свойствам, их можно считать отличным примером проявления генетической памяти. Следуя за воспоминаниями предков, хранимыми в подсознании человека, можно проследить исторические этапы развития человечества.

Это подтверждает один из экспериментов экстрасенса Валерия Авдеева. Психологический опыт, представленный в виде шоу, которое продемонстрировал знаменитый экстрасенс некогда в Новосибирске, позволил многим осознать значимость генной памяти.

Авдеев, погрузив испытуемого в состояние гипноза, попросил его вернуться в детство, а затем перейти к периоду до своего зачатия. Удивительно, но человек на сцене стал двигаться, имитируя деятельность крестьянина из прошлого века. Через некоторое время Авдеев попросил пребывающего в гипнотическом состоянии человека «нырнуть» еще глубже в свое подсознание и показать, что происходило с ним в доисторические времена. Человек под гипнозом, опустившись на четвереньки, воспроизвел стойку волка, при этом весьма реалистично завыл.

Получается, что генетическая память не просто существует, — она представляет собой бесчисленное множество воспоминаний, которые присущи каждому человеку. Разумеется, этот пример не является неопровержимым доказательством, и выбор, верить ли подобным экспериментам, остается за каждым из нас.

2. Очередное доказательство существования генной памяти — опыт с медом. Удивительно, но этот продукт тоже может иметь свои воспоминания. Если капнуть медом на блюдце, а потом добавить к нему каплю родниковой воды, растворяясь, он проявит на поверхности необычный рисунок из идеально ровных и одинаковых шестиугольников. Подобная картина будет очень напоминать соты в улье с их точным расположением. Следовательно, даже пищевые продукты способны хранить закодированную информацию.

Подобные примеры есть практически в каждой научной области. Однако наиболее ярко демонстрируют существование генной памяти эксперименты, проводимые психотерапевтами, медиками, а также людьми, практикующими медитацию и применяющими для самопознания аудиотренинги. Автор: Елена Суворова

Давайте попробуем разобраться в понятии «генетическая память» - это особенность памяти воспроизводить моменты, которые нельзя помнить, так как личность не пережила их в реальном временном отрезке. Генетическую память еще называю «памятью предков». Она находится в глубине повседневной памяти человека в далеком подсознании и всплывает периодически, вызывая непонятные картинки, ощущения и смутные чувства.

Многие ученые утверждают, что не рождённый малыш уже в утробе матери в течение беременности видит сны на протяжении 60% всего времени. В настоящее время учеными доказано, что плод в материнской утробе проходит весь процесс эволюционного развития, начиная с одноклеточного организма и до полностью сформированного маленького человека. Рожденный младенец обладает определенными способностями, которые записаны за счет генетической памяти. Например, новорожденный в течение месяца после рождения может удерживаться на воде, спустя месяц этот навык будет утрачен, если его не подержать и не развивать. За весь период эволюции генная память накапливает знания и предает ее нам. До двухлетнего возраста ребенок пользуется генетической памятью, а потом, по мере взросления и накопления знаний, она становится почти не доступна.

Пока человек находится в осмысленном состоянии, ему недоступна генетическая память. Наше сознание блокирует проявление ее, иначе в противном случае психику человека ожидало б «раздвоение личности». Эта память проявляется в нестандартных ситуациях, таких как гипноз или транс, а иногда и во время сна, когда наше сознание теряет бдительность. То есть если нашему подсознанию понадобиться, то оно воспроизведет генетическую информацию.

Психолог Карл Юнг ввел понятие «коллективное бессознательное», которое хранится в глубине психики и присуще каждому человеку, независимо от накопленного опыта. Оно сохраняет в себе первичные образы, психолог дал им название архетип. Архетип – это каждая индивидуальная ситуация, которая происходит в жизни человека. Те моменты, которые переживаются снова и снова запечатлеются в подсознании не как образы наполненные смыслом, а как форма без определенного смысла. Юнг говорил о том, что архетипы передаются за счет генетики, а не за счет культуры. Поэтому можно сказать, что тот опыт, который накапливает личность на протяжении всей жизни, потом будет предаваться следующему поколению и влиять на него через подсознание.

По мнению Юнга, в коллективной бессознательной будут значительные различия, которые зависят от биологических факторов существования личности. Это доказывает эксперимент, проведенный в Чикагском университете доктором Даниелой Фридман. В эксперименте принимали участие младенцы с разным цветом кожи и разной расы. На них воздействовали одинаковыми раздражителями, но реакция младенцев с определенной расой отличалось от расы других новорожденных.

По данным эксперимента сделали вывод, что духовный мир личности генетически настраивается на конкретные частоты, свойственные только ему. Психологи и преподаватели, которые работают с детьми, тоже пришли к этому мнению - генетическая память находится внутри коллективного бессознательного. Так как она дана ему как «само собой разумеющееся», то для того, чтобы ее усвоить, не нужно специальных данных или усилий. Но если вдруг по каким то причинам может произойти разрушение памяти, то последствия могут быть не предсказуемы с самыми разными аффектами. Душа ребенка уже не чистый лист. Она избирательно чувствует и способна реагировать на определенные воздействия в свою сторону. Если действия создают диссонанс коллективным бессознательным, то это приводит к таким душевным травмам как неврозы, психозы, нарушение сна, перевозбудимость у детей.

Можно сказать, что подсознание личности несет в себе определенные культурные матрицы, в которых сосредоточено понятие о норме. Психика детей очень восприимчива к информации и действиям, если есть какие-то отступления от норм, в которых ребенку комфортно развиваться, то может возникнуть сигнал «мне плохо» - так возникает невроз. Таким образом, психика ребенка занимает любое для нее комфортное место внутри матрицы, где достаточно места для развития индивидуальных, групповых и других особенностей ребенка, которые не нарушают общий культурный архетип.

В последнее время стало гораздо больше детей с заболеванием «невроз». Это не обязательно дети из неблагополучных или малоимущих семей, где немаловажную роль оказывает социальный показатель, но и много детей с такими проблемами появилось среди довольно обеспеченных семей. Например, в России на данный момент насчитывается 40% детей с неврологическими заболеваниями, в будущем это может сказаться на здоровье целой нации.

Не очень привлекательная перспектива, но выход из сложившейся ситуации есть, для этого не нужно идти на «конфликт» с генетической памятью ребенка, мешая ей выполнять свое предназначение. Более правильным будет направлять и побуждать память, а для этого не нужно многого - лишь знание родного языка, которое впитывается с материнским молоком.

За то, как устроена душа человека и как формируется народный дух, отвечает в первую очередь родной язык. За счет божественной сущности и влияния наивысшей сущности языка происходит формирование духа народа.

Слово – дар свыше, в слове заключается смысл, словом можно «убить», а можно вознести на пьедестал, словом передаются эмоции, мысли, слова учат жизни и вере. Бог подарил мощную силу человечеству, богатство, которое предоставил по средствам слова. Но это не те слова, которое употребляются каждое мгновение, но при этом не несут глубинного смысла. Речь идет о словах, которые живут в колыбельных мамы, сказках и историях бабушки, шутках и прибаутках дедушки, в песнях и мудростях, которые пришли к нам от наших предков. Только эти слова способны соединить людей и превратить людей в народ с общей генетической памятью.

Генетическая память меда - миф или правда?

Раз мы уже затронули тему генетическая память, то хотелось бы рассказать о недавно появившемся вопросе на просторах интернета: «Есть ли генетическая память у меда?». Давайте разбираться…

Суть заключается в том, что если на тарелку капнуть мед, а затем на мед капнуть родниковую воду, то можно будет увидеть рисунок в виде идеальных шестиугольников, очень похожих на соты. Многие говорят, что таким образом мед вспоминает свой родной дом – соты, и принимает такое же расположение, в котором он были там, то есть мед имеет генетическую память. Такое «волшебство» показывают на больших пасеках для того чтобы привлечь больше внимания к продукту. Прием с медом и водой используют как маркетинговый ход, и нужно заметить -довольно успешно. Однако, этот «фокус» можно всецело объяснить с научной стороны.

В физике существует такое понятие как ячейка Релея-Бенара - это такие структурные соединения, которые при определенных условиях, таких как тепловая подача и нахождение жидкости в строго горизонтальной плоскости, где тепло подаётся снизу, образуются шестигранные структуры, которые очень похожи на соты. К примеру, даже если мы будем нагревать масло, а не мед, то в нем тоже будет видна сетка Бенара, то есть соты. Так что генетическая память не имеет ни какого отношения к образованию шестиугольников, похожих на соты.

Что же касается проверки меда на натуральность, то на самом деле это не самый лучшей способ для диагностики. Ведь даже если кормить пчел сахаром, то они все равно будут его перерабатывать, а затем запечатывать в соты, как делают это с натуральным медом. Поэтому не стоить воспринимать это «показательное выступление» за правдивое определение меда на натуральность. Ячейки Бенара при этом образовывают эти шестиугольники даже из так называемого «натурального меда». Особенность пчелиного меда и его продуктов в том, что они имеют полезный для нашего организма состав, помогают поднять иммунитет и способствую скорейшему выздоровлению.

Тайная власть генов - Что скрыто в наших генах? (родовая-генетическая память предков)

На одном из выступлений в 1988 году в новосибирском Доме ученых известный в те годы экстрасенс В. В. Авдеев продемонстрировал в программе «Психологические опыты. Познай самого себя» феномен прошлой жизни — «генетическую память».

Погрузив участника опыта в гипнотическое состояние, он последовательно вызывал у того ассоциации, направленные вспять, в детство. На границе «младенческого состояния» Авдеев, с согласия испытуемого, погрузил его в период до рождения.

Вот тут-то зал ахнул. То, что происходило на сцене, не укладывалось в рамки жизненного опыта. Испытуемый последовательно воспроизводил действия крестьянина XIX века, сеющего рожь, плетущего со знанием дела лапти, и движения женщины, взбивающей валиком выстирываемое белье.

Авдеев усложнил эксперимент: «А сейчас — 5222 год до нашей эры. Что происходит с вами?»

И здесь на сцене началось нечто, внушающее суеверный ужас. Солидный мужчина, сорока лет, в строгом черном костюме, при галстуке, неожиданно встал на четвереньки, запрокинул голову вверх и завыл по-волчьи, да так громко и натурально, что у зрителей мороз побежал по коже.

Никто не смеялся. Люди молча слушали вопли жителя каменного века. Мужчина продолжал выть, не видя и не слыша ничего вокруг. Он совершенно не реагировал на слова экстрасенса. Тогда Авдеев подошел к нему и провел руками над его головой, словно разрывая паутину мысленного образа.

Вой оборвался. Тело мужчины обмякло, голова бессильно упала на грудь, руки согнулись в локтях, Авдеев вовремя подхватил его и усадил на стул. Мужчина медленно приходил в себя, с удивлением глядя по сторонам, будто он «возвращался» из того дальнего прошлого.

Сам Авдеев считает, что человек, в принципе, по своим физиологическим и психическим способностям подобен дереву. И как по пню можно прочесть его историю (по годичным кольцам), так и генетическая память любого человека предоставляет эту возможность.

Подсознание человека хранит массу наследственной информации, проявляемой подчас в странной приверженности к меньшим братьям нашим — не только к домашним, но и диким животным. По этой же причине нецивилизованные племена до сих пор ведут свою родословную от тотемических диких животных. А половина населения Земли в той или иной степени верит в перевоплощение (реинкарнацию) после смерти.

По канонам восточной философии, после смерти живого тела остается информационно-энергетическое образование, которое содержит все сведения о закончившейся жизни. Оно может сформировать новое тело, причем не обязательно человеческое, а, например, волчье, в зависимости от духовности предыдущего существования, и воплотиться в камень, соответствующий деградации умершего человека (патологического убийцы, садиста и т. п.)

В Индии и Китае аналоги опытов Авдеева — обычная практика храмовых жрецов, которые помогают «вспомнить» эпизоды прошлых жизней. Интересно, что такие видения испытывают и те люди, что вообще не имеют никакого представления о восточной философии.

Европейская наука пока не в состоянии ни доказать, ни опровергнуть положения восточной философии. Более того, есть данные, что новорожденные младенцы уже обладают если не «генетической», то «внутриутробной» памятью. О том же свидетельствует и такой необъяснимый феномен человеческой психики, как полеты во сне — у людей, которые ни разу в жизни не видели землю с высоты. Значит, генетическая память существует? А если так, то, значит, в принципе возможно и бессмертие?

Но наука требует конкретных доказательств. Приведем некоторые факты.

Профессор Рауль Кано из Политехнического университета штата Калифорния восстановил и вернул к жизни микроорганизмы, жившие 30 миллионов лет назад.

Он выделил отдельные фрагменты разрушенных временем ДНК бактерий из желудков вымерших тропических пчел, найденных в янтаре, затем собрал около 1 500 нуклеотидных оснований, из которых состоит ген, после чего «воскресил» микроорганизм.

Известно, что в США были размножены ДНК жука-слоника, также извлеченные из куска янтаря. Возраст насекомого измерялся 135 миллионами лет. А еще были размножены образцы ДНК, извлеченные из египетской мумии возрастом более четырех тысяч лет, и ДНК, взятая из головного мозга человека, погибшего около семи тысяч лет назад.

В 1993 году американский биохимик К. Мюллис получил Нобелевскую премию по химии за открытие полимерной цепной реакции. При помощи этого метода можно получать копии уникальных фрагментов ДНК в неограниченном количестве.

В будущем человек может выбрать тот возраст, в котором он вернется в жизнь...

Ученые, занимающиеся расшифровкой материала, содержащегося в генетическом материале, пока не определили содержание 98% генов. Два процента несут информацию о цвете глаз, волос, росте, цвете кожи. Есть скептики, утверждающие, что 98% генов — балласт, но природа в своих проявлениях крайне экономна.

Есть исследователи, предполагающие, что в «мусорных» генах содержится информация о личности человека. Недавно обнаружено, что в процессе обучения человека в подкорке головного мозга образуются новые гены.

В частности, по мнению академика П. К. Анохина, в «молчащих» генах автоматически кодируется вся информация о том, что происходит с человеком в течение жизни, причем эта молекулярная память гораздо полнее, совершеннее, чем наша обычная память, связанная с функцией головного мозга.