Какие неисправности могут быть у датчика холла. Для чего нужен датчик холла в автомобиле

Автомобиль имеет множество разнообразных датчиков, которые сигнализируют об определённых процессах, протекающих как внутри, так и снаружи машины. Без них была бы невозможна нормальная работа транспортного средства.

Даже за показания спидометра отвечает датчик, измеряющий количество оборотов, делаемых колёсами. Ещё один хороший пример — лямбда-зонд. Это тоже датчик, но его задача измерять количество кислорода в выхлопных газах. На основе его показаний строится работа двигателя. Точнее, регулируется соотношение впрыска воздуха и топлива.

Датчик Холла выполняет не менее важную роль в функционировании автомобиля. В каком-то смысле она даже более ответственная. Это важный элемент системы зажигания, без которого была бы невозможна нормальная работа мотора.

История создания датчика Холла

Создание датчика Холла приписывается видному учёному-физику Эдвину Холлу, в честь которого и было названо устройство. Произошло это в 1879 году. Он сделал важное открытие, которое и дало возможность создать этот датчик.

Фундаментальность сделанного учёным открытия подтверждает то, что датчик Холла применяется не только в автомобилях, но и во многих приборах из других сфер. Открытое Эдвином Холлом гальваномагнитное явление стало ещё одним толчком для развития автомобилестроения.

Вся суть открытого учёным явления сводится к разнице потенциалов, которая возникает, когда проводник помещается в магнитное поле. При этом на проводник должен поступать постоянный ток.

Особенности датчика

Принцип работы

Датчик Холла в своей основе имеет эффект, описанный выше, но его применение отличается некоторыми нюансами. Внутри прибора происходит следующее: на полупроводник под электрическим напряжением оказывает воздействие магнитное поле, причём оно пересекает его поперёк. Результатом этого явления становится электродвижущая сила.

Внимание! При возникновении электродвижущей силы напряжение меняется в диапазоне от 0,4 до 3 В.

Чтобы лучше понять принцип работы датчика Холла рассмотрим конкретный пример. Во-первых, для создания вышеописанного эффекта нужна тонкая пластина, которая будет играть роль полупроводника. Во-вторых, необходим источник электрического тока. Без провода и постоянного магнита также обойтись не получится.

Ток необходимо пустить между двумя сторонам пластины. Причём стороны должны быть параллельны друг другу. Провода нужно закрепить с двух других сторон. Магнит должен располагаться неподалёку от полупроводника. Если всё это будет выполнено в точности, то возникнет эффект Холла. По факту описанная конструкция представляет собой генератор.

При необходимости можно сделать так, чтобы это устройство работало в импульсном режиме. Но для этого нужно между пластиной и магнитом установить экран. Конструкция экрана должна иметь щели.

Для чего нужен щелевой датчик Холла в автомобилях

Главной задачей датчика Холла является изменение напряжения на выходе при перемене состояния магнитного поля. Малейшая неисправность может привести инжектор в нерабочее состояние.

Эффект Холла помогает добиться коммутации между сигнальными контактами, отвечающими за скорость, позиционирование и передачу сигналов. Простейшим считается именно аналоговый датчик. Также существует цифровой аналог, который имеет более сложную конструкцию.

Аналоговый датчик Холла играет роль преобразователя, который должен коммутировать питание для системы зажигания. Тем не менее можно найти конструкции, которые используют целые группы датчиков. Но они находятся на определённом отдалении от магнитов.

В большинстве случаев датчик Холла идёт в комплекте с сердечником. Также к устройству примыкает постоянный магнит. Именно он оказывает необходимое влияние на полупроводниковый кристалл.

В тех автомобилях, в которых установлен цифровой датчик Холла возможно функционирование в двух режимах защиты. Первый активирует защитную схему, а второй отключает. Но такое устройство в большинстве случаев называется распределителем или переключателем. Хотя в основе лежит всё тот же эффект. Подобные аппараты устанавливают на свои машины такие компании, как:

  • Opel,
  • AUDI,
  • BYD Flyer,
  • Volkswagen Golf,
  • Suzuki,
  • Passat,

Довольно часто датчик Холла можно увидеть во многих бытовых устройствах. К примеру, тяжело себе представить компьютерный привод без него. Также нельзя не вспомнить о системах наблюдения и целом ряде мотоциклов.

Внимание! Для повышения точности работы датчик Холла устанавливают в клавиатуры и джойстики.

Достоинства устройства и его применение

Датчик Холла обладает целым рядом преимуществ, которые делают его незаменимым в современном оборудовании:

  • Устройство позволяет увеличить производительность мотора.
  • Без него невозможна точная работа тахометра и спидометра,
  • Датчик повышает безопасность автомобиля.

Датчик Холла можно использовать по-разному. Но в большинстве случаев автомобильные конструкторы применяют его для контроля скорости. Точнее, он осуществляет мониторинг передаточных колёс и валов. Также он контролирует их скорость вращения. Это позволяет обеспечить быстрый запуск двигателя, работающего на основе принципа внутреннего сгорания.

Также датчик Холла может обеспечить запуск антиблокировочной тормозной системы, а это, в свою очередь, напрямую влияет на безопасность на дороге. О тахометре в таком случае и говорить не приходится.

Но возможно и другое применение. Отличным примером в данном контексте будут бесщёточные электрические двигатели, работающие благодаря действию постоянного тока. Благодаря датчику Холла в таких устройствах определяется место, где находится постоянный магнит.

Как видите, у датчика Холла может быть множество применений. Сфера использования напрямую зависит от решения производителя. Допустим, конструкцию с двумя расположенными друг напротив друга магнитами можно использовать для того, чтобы регулировать скорость работы дискового накопителя.

Конструкция

Чтобы лучше понять, что собой представляет датчик Холла необходимо в деталях изучить его конструкцию. К счастью, схема довольно простая, и чтобы её понять нет необходимости в специальных знаниях. Но вы должны учитывать, что непосредственными производителями могут вноситься определённые изменения для достижения нужного эффекта.

Внимание! Довольно сильно на конструкцию датчика влияет место установки аппарата.

В основе базовой конструкции лежит полупроводниковое соединение. Чаще всего для создания кристалла используют антимонид индия. Для большей надёжности он крепится на алюминиевой подложке. Эта схема находится в той части, которая отвечает за сенсорику.

В конструкции плоские стороны кристалла находятся прямо перпендикулярно той части датчика, которая выполняет основную работу. Проводники проходят через ручку и подключаются к электронной схеме. Она, в свою очередь, реализует замыкание выходных контактов.

Особое значение в конструкции имеет расположение полупроводника по отношению к магниту. Оно должно быть таким, чтобы угол прохождения силовых линий был прямым и проходил через кристалл датчика. Только так может появиться магнитная индукция достаточной величины.

Когда ток попадает в кристалл — создаётся ЭДС. Конечно, это становится возможным только в том случае, если основной элемент находится в магнитном поле. Электродвижущая сила образуется на сторонах полупроводников, которые запаралелены.

Внимание! После своего образование ЭДС направляется в рабочую схему.

При прохождении проводником магнитного поля образуется нужный нам эффект. Чтобы понять, что происходит внутри, рассмотрим это на микроуровне. Дрейфующие электроны переносят заряд, после чего активируют поле. Это позволяет применить силу Лоренца.

Результатом применения силы Лоренца является то, что заряды разделяются. При этом у них может быть как позитивный, так и негативный заряд. Он образуется вверху или внизу полупроводника. Чтобы это стало возможным, корпус устройства делается из неметаллического материала. Подобный подход позволяет избежать искажения магнитных волн.

Неисправности датчика Холла

Перед тем как залезть под капот необходимо знать, в чём именно проблема. К сожалению, диагностировать поломку именно этого устройства довольно сложно. Но есть ряд признаков, которые с большой долей вероятности указывают на неё:

  1. Двигатель запускается с трудом. В некоторых случаях он может вовсе не заводиться.
  2. Мотор периодически глохнет. Причём это может происходить в самый неожиданный момент.
  3. Во время езды наблюдаются рывки. Нет плавности хода. Особенно сильно данная проблема проявляется на больших оборотах.

Все эти неисправности могут явственно указывать на проблемы с устройством. Но для того чтобы убедиться в этом придётся осуществить проверку самой детали. Есть надёжный способ, который позволит установить её работоспособность.

Для того чтобы проверить устройство просто одолжите на время у соседа по гаражам аналогичный аппарат и установите его в автомобиль. Если перебои в работе исчезнут, значит, дело именно в нём.

Итоги

Датчик Холла это важное устройство, которое позволяет с повышенной эффективностью использовать ресурс мотора. Мало того, он отвечает за коммутацию систем автомобиля. Во многом конструкция детали зависит от места установки и функций, возложенных на неё.

И более современных. Вы понимаете, что в любом автомобиле необходимо проводить контроль всех параметров двигателя внутреннего сгорания, чтобы знать, в каком состоянии он находится. Среди таких устройств можно выделить который устанавливается на все автомобили, оснащенные Благодаря этому устройству получилось избавиться от контактного прерывателя, а заодно увеличить выходное напряжение катушки, энергию искры, которая образуется между электродами свечей.

Работа датчика

В датчике Холла происходит изменение напряжения на управляющем выходе во время смены магнитного поля. Это устройство очень надежно, не требует вмешательства со стороны водителя во время всего срока эксплуатации. На автомобилях с карбюраторной системой впрыска такие датчики установлены в Если происходит выход из строя его, то искра не вырабатывается. Следовательно, двигатель запустить невозможно. На автомобиле ВАЗ 2108 датчик Холла является основным элементом системы зажигания. На инжекторных автомобилях также используются датчики, в основе которых лежит эффект Холла.

Поломка: к чему приведет?

При этом поломка одного лишь датчика без труда способна остановить двигатель. На эффекте Холла производится коммутация контактов, а также позиционирование, определение скорости. С его помощью передаются текущие командные сигналы. В простейшем виде этот датчик является аналоговым преобразователем, с его помощью производят коммутацию питания в зажигании автомобиля. Также используются некоторые датчики, работающие под воздействием постоянных магнитов. Аналогично работает на ВАЗ 2108 датчик Холла.

Конструкция устройства

Обычно датчик Холла идет в одном корпусе с металлическим сердечником, а также магнитом. Он позволяет воздействовать на кристалл полупроводника. На всех автомобилях эти датчики функционируют только лишь с определенной схемой управления. С его помощью происходит функционирование устройства в режиме обеспечения защиты. Он включает и выключает подачу сигнала. Стоит отметить, что датчики на эффекте Холла очень часто используются и в промышленности. В частности, в пневматических устройствах, компьютеризированных приводах, видеонаблюдении. Кроме того, большинство бесконтактных систем зажигания основаны на работе именно этого устройства. Также в компьютерной технике очень часто можно встретить устройства, которые работают на эффекте Холла. В частности, они устанавливаются в джойстиках и клавиатурах. Стоит заметить, что имеет различную стоимость датчик Холла. Цена этого устройства для применения в системе зажигания автомобилей ВАЗ - около 200 рублей.

Преимущества использования

От применения датчика на эффекте Холла можно получить много преимуществ. В частности, с его помощью очень легко осуществить схему спидометра или тахометра на микроконтроллерах. В автомобильной технике с его помощью получается значительно улучшить параметры двигателя внутреннего сгорания. Следовательно, безопасность транспорта значительно повышается. Как правило, эти датчики контролируют скорость вращения распределительных валов, коленчатых, чтобы обеспечить очень быстрый запуск двигателя. А также с его помощью работает тахометр. Датчик обязательно присутствует в конструкции В некоторых электродвигателях, работающих с питанием от постоянного Холла используется для того, чтобы определить положение ротора. Стоит отметить, что ремонт электроники может существенно осложниться, если установить датчик с иными параметрами.

Основные элементы устройства

Вам следует узнать, какая конструкция у датчика Холла, чтобы понять принцип его работы. Конструкция очень простая, но она зависит от того, какое применение электронного устройства на автомобиле. Цифровые датчики содержат в себе очень сложные в исполнении соединения на кристалле полупроводника. В частности, очень часто используется такое вещество, как индий. Этот полупроводник устанавливается на подложке из алюминия и монтируется в рабочей части элемента. Плоскости датчика и кристалла перпендикулярно расположены между собой. От кристалла идут отрезки проводников, при помощи которых производится соединение с электронной схемой. Перед тем как проверить датчик Холла, необходимо отключить его. Кристалл полупроводника располагается возле магнита. Причём от последнего силовые линии идут под углом 90 градусов. При этом в кристалле происходит вырабатывание ЭДС. Стоит отметить такой момент, как эффект Холла. Он возникает в тот момент, когда через магнитное поле проходит проводник. При этом изменяет свое направление магнитное поле, воздействующее на полупроводниковый кристалл.

Диагностика датчика

А теперь стоит поговорить о том, как производится проверка такого устройства, как датчик Холла. Фото этого устройства приведено в статье. Также необходимо упомянуть и про основные признаки, которые проявляют себя во время поломки этого электрического устройства. Для проведения диагностических работ вам потребуется наличие мультиметра. Необходимо перевести его в режим измерения напряжения. При этом диапазон измеряемого напряжения должен быть до 12 Вольт. Плюсовой вывод мультиметра подключаете к сигнальному проводу. Минусовой - к общему. В случае если устройство работает неправильно, его режим нормальный, то показания вольтметра будут изменяться в диапазоне 0,4..3 Вольт. Если же датчик неисправен, потребуется замена на аналогичный элемент. Если у вас нет мультиметра, но присутствует необходимость проверить датчик Холла, нужно установить вместо него новый элемент, который является заведомо рабочим. Это окажется намного проще, правда, дороже, так как стоимость такого элемента для некоторых автомобилей может быть большой. Вот как проверить датчик Холла, способов может быть несколько.

Проведение замены

Для замены датчика Холла на трамблере необходимо отсоединить крышку. На автомобилях классической серии для этого установлены две защелки. Если речь идет про переднеприводные автомобили ВАЗ, то крышку необходимо снимать, выкрутив два болта. Далее необходимо пометить положение бегунка, чтобы впоследствии не проводить настройку зажигания. После этого на автомобилях классической серии снимается полностью трамблёр. Для этого выкручивается гайка ключом на «13». На переднеприводных автомобилях необходимо ключом на «10» выкрутить три гайки. При этом не забудьте избавиться от шланга, который идет к вакуумному к корректору. Молотком необходимо произвести выбивание штифта. С помощью этого произведено крепление муфты для отражателя масла. Теперь о том, как производится замена датчика Холла.

Демонтаж датчика с трамблера

Затем вынимается шайба и муфта, а ротор трамблёра достается из корпуса. Затем демонтируются болты из латуни, которые крепят корпус датчика Холла к подвижной пластине. Также необходимо снять металлическое крепление и вакуумный регулятор. Стоит отметить, что последний можно полностью не демонтировать, а лишь немного оттянуть в сторону, чтобы появилось свободное место. На переднеприводных автомобилях работа проводится намного проще. Снимается с защелки корпус бегунка, после чего убирается защитный экран. С помощью отвертки необходимо выкрутить крепление датчика Холла. А также небольшой винт, которым произведено крепление штекера к корпусу трамблёра. Вот как проверить датчик Холла и заменить его. Работа несложная, справиться можно за несколько минут.

Статья про датчик Холла: что это такое, какие виды датчиков существуют. Как проверить датчик Холла на работоспособность. Где он применяется и для чего. Принцип его работы

Что такое датчик Холла?

Датчик Холла - магнитоэлектрическое устройство, получившее своё название от фамилии физика Холла, открывшего принцип, на основе которого впоследствии и был создан этот датчик. Попросту говоря - это датчик магнитного поля. Сейчас различают аналоговые и цифровые датчики Холла.

  1. Цифровые датчики определяют наличие, либо же отсутствие поля. То есть, если индукция достигает некого порога - датчик выдаёт присутствие поля в виде некой логической единицы, если порог не достигнут – датчик выдаёт логический ноль. То есть, при слабой индукции и соответственно чувствительности датчика - наличие поля может быть не зафиксировано. Минус такого датчика – наличие зоны нечувствительности между порогами.

    Цифровые датчики Холла так же разделены на: биполярные и униполярные.

    • Униполярные – срабатывают при наличии поля определённой полярности и отключаются при снижении индукции поля.
    • Биполярные – реагируют на смену полярности поля, то есть одна полярность – включает датчик, другая – выключает.
  2. Аналоговые датчики Холла – преобразуют индукцию поля в напряжение, величина показанная датчиком зависит от полярности поля и его силы. Но опять же, нужно учитывать расстояние, на котором установлен датчик.

Где применяется датчик Холла?

Датчики Холла стали частью многих приборов. В основном, конечно же, они используются по прямому назначению и измеряют напряжённость магнитного поля. Применяются в электродвигателях и даже в таких инновациях, как ионные двигатели ракет. Чаще всего с датчиком Холла приходится сталкиваться при использовании системы зажигания автомобиля.
Такие простые примеры: бесконтактные выключатели, измерители уровня жидкости, бесконтактное измерение силы тока в проводниках, управление двигателями, чтение магнитных кодов, и, конечно же, датчики Холла не могли не прийти на замену герконам, ведь главное их достоинство – бесконтактное воздействие.

Принцип работы датчика Холла

Как же устроен датчик Холла и откуда берётся это бесконтактное воздействие? Холл заметил, что если в магнитное поле поместить пластину под напряжением, то есть с протекающим по ней током, то электроны в этой пластине отклонятся перпендикулярно направлению магнитного потока. Направление такого отклонения зависит от полярности магнитного поля. Явление названо – эффектом Холла. Таким образом, плотность электронов на разных сторонах пластины будет отличаться, что создаст и разность потенциалов. Вот эту разность и улавливают датчики Холла.

Ниже вы можете наглядно увидеть процесс работы датчика Холла, на примере взят узел системы зажигания автомобиля.

Как проверить датчик холла на работоспособность?

Если вы столкнулись с этой проблемой в быту, скорее всего вы – автомобилист. Естественно самый лёгкий способ, если работоспособность датчика под сомнением – заменить его на заведомо исправный. И если замена решила проблему – то ответ очевиден.

Если же под рукой нет исправного датчика, можно создать несложное устройство, имитирующее его работу. Для этого понадобится всего лишь отрезок провода и трёхштекерная колодка от распределителя зажигания.

Для диагностики можно так же воспользоваться обыкновенным тестером. Если ваш датчик неисправен, то показатель тестера будет однозначно меньше 0.4 В.

Так же можно проверить наличие искры при включении зажигания. Для этого придётся подсоединить концы провода к определённым выходам коммутатора.

Если же вы столкнулись с неисправностью датчика Холла не в своём автомобиле, а в другом устройстве, скорее всего вам понадобится тестер, и всё будет зависеть от устройства, в котором датчик Холла применён.

Современный смартфон может быть настолько многофункциональным, что его владелец не всегда в курсе всех характеристик и возможностей своего аппарата. Например, вы знаете, что такое датчик Холла в смартфоне? Как он работает и для чего нужен? Предлагаем вам узнать об этой характеристике больше!

Что значит датчик Холла в смартфоне?

Мы уже в курсе, зачем гаджету модуль приближения или гироскоп. Но что такое датчик Холла в смартфоне? Это определитель положения, чье действие основано на эффекте Холла. Данный приборчик фиксирует как наличие магнитного поля, так и измеряет его напряженность.

Датчик и сам эффект назван по имени известного физика Э. Холла. Именно этот ученый установил, что при помещении в центр магнитного поля проводника-пластины, по которой идет переменный ток, в нем (поле) проявится холловское напряжение - поперечная разность потенциалов.

В описанном случае электроны в проводнике отклоняются строго перпендикулярно направлению самого магнитного поля. Отсюда их плотность на разных частях пластины будет отличной. Вот эту разность потенциалов и фиксирует измеритель.

А что такое датчик Холла в смартфоне? Это еще более простой прибор - он призван определять лишь наличие магнитного поля, не измеряя его напряженность. Кроме того, гаджет наверняка снабжён еще и магнитным датчиком, который позволяет использовать ваш смартфон в качестве компаса.

Где он применяется?

Мы с вами установили, что такое датчик Холла в смартфоне. Однако гаджеты - это не единственная сфера применения изобретения, которое также отличается возможностью бесконтактного управления каким-либо устройством.

Надо сказать, что эффект Холла был открыт сравнительно давно - в 1879 году. А впервые применили его на практике только спустя 75 лет после этого события. Полезен он оказался для автомобилей - датчик использовали для измерения угла расположения коленвала, распредвала. В более старых моделях машин датчик Холла определял момент образования искры.

  • бесконтактные выключатели;
  • системы, предназначенные для чтения магнитных кодов;
  • устройства, используемые для бесконтактного определения в проводниках силы тока;
  • измерители уровня жидкости;
  • ионные ракетные двигатели.

Кроме того, было выяснено, что датчик Холла способен заменять магнитоуправляемые герметичные контакты - герконы. Они имеют широкую сферу применения: микроэлектроника, охранные сигнализации, клавиатуры, лифты, наушники.

Зачем датчик Холла в смартфоне?

Мы с вами выяснили, что данный прибор определяет наличие магнитного поля. Но тогда для чего нужен датчик Холла в смартфоне сегодня? Все просто - он определяет, открыт или закрыт "умный" чехол с магнитной застежкой. Если магнит далеко (датчик "не видит" его на определенном расстоянии), то дается команда на включение дисплея. Если же застежка близко (а значит, пользователь закрыл чехол), то датчик сигнализирует системе, что экран нужно перевести в спящий режим.

Полезен этот измеритель и для бамперов для смартфонов с "окошком" на дисплее. Так, например, если вы захлопнули чехол, то датчик Холла это фиксирует. Он дает сигнал системе, что нужно транслировать на экране заставку, специально предназначенную для "оконца". Чаще всего это время, дата, важные уведомления. Убрали дверку чехла - команда от датчика на отображение на дисплее полной информации.

Другие функции в смартфонах

Взаимодействие с магнитными крышками - это самое распространенное применение датчика в современных гаджетах. Однако надо отметить, что он с успехом использовался в более ранних моделях смартфонов:

  • Функция "цифровой компас" действовала благодаря датчику Холла. И сегодня он используется навигационными приложениями для общего улучшения позиционирования и более высокой точности определения вектора движения.
  • Активация/дезактивация подсветки при открытии/закрытии устройства-"раскладушки". Здесь действие схоже с современной ситуацией с магнитными крышками чехлов.

Есть ли в моем телефоне датчик Холла?

Чтобы ответить на вопрос в подзаголовке, проще всего обратиться к характеристике вашего гаджета на официальном сайте производителя или в инструкции к девайсу. Однако не все изготовители указывают, снабжено ли конкретное устройство датчиком Холла.

Но существует простой способ проверки. Если к модели вашего смартфона выпускаются "умные" обложки или чехлы (в т. ч. и с "окошками"), имеющие магнитную застежку, то, скорее всего, в аппарате датчик Холла есть.

Среди популярных сегодня на рынке моделей этот модуль имеют следующие:

  • Lenovo Vibe S1.
  • Meizu Pro5.
  • Meizu M2 Mini.
  • LG Nexus 5X.
  • Meizu M2 Note и проч.

К сожалению, в современных смартфонах возможности датчика Холла сильно усечены. Это объясняется минимизацией толщины корпуса, желанием производителя снизить расход заряда батареи, отсутствием потребности в расширенных за счет него функциях. Сегодня задач у датчика две - взаимодействие с "умным" чехлом или обложкой и карманный компас.

Электронная система зажигания, установленная в автомобилях ВАЗ 2108-09, по своему принципу работы является переходным вариантом от кулачковой контактной системы к полностью электронному зажиганию, в котором отсутствуют движущиеся механические детали. По своим рабочим характеристикам такая схема зажигания тоже находится посередине между старой и новой системами, обладая своими, присущими только ей недостатками. Эти недостатки несколько влияют на надежность работы зажигания, нужно периодически обращать внимание на то, в каком состоянии находится коммутатор и датчик Холла ВАЗ восьмой и девятой моделей.

Описание принципа действия датчика

Система электронного зажигания «восьмерки» состоит из таких элементов, как:

  1. Главный распределитель системы зажигания, в котором установлен фотоэлектрический датчик, фиксирующий положение распределительного вала (датчик Холла).
  2. Катушка высокого напряжения.
  3. Электронный блок управления — коммутатор.
  4. Провода высокого напряжения.

Катушка высокого напряжения имеет две обмотки. Первичная включена в цепь с аккумуляторной батареей через коммутатор, реле и замок зажигания, при этом цепь постоянно замкнута. Когда в одном из цилиндров приближается момент зажигания и поршень находится близко к верхней мертвой точке, датчик Холла, установленный на одной оси с распределительным валом, фиксирует этот момент и сигнализирует о нем на коммутатор. Следует оговориться, что в более современных схемах эту функцию выполняет датчик положения коленвала.

В современных схемах датчик положения коленвала выполняет функцию датчика холла

Коммутатор, получив импульс, разрывает цепь первичной обмотки катушки. При этом во вторичной обмотке, которая имеет гораздо большее количество витков, чем первичная, генерируется электромагнитный импульс высокого напряжения. Он подается снова в распределитель зажигания через один провод высокого напряжения, попадая на центральный контакт бегунка. Последний передает импульс на один из четырех цилиндров, в котором требуется поджечь топливную смесь. После прохождения цикла коммутатор восстанавливает цепь первичной обмотки катушки и дожидается следующего сигнала от датчика Холла.

Как можно понять из принципа работы схемы, фотоэлектрический регистратор Холла ВАЗ 2108 является ключевым элементом схемы, без его нормальной работы искрового разряда на свечах зажигания не будет. Поэтому в случае такой неисправности автомобиля, как исчезновение искры, нужно сразу же проверять работу двух элементов: коммутатора и фотоэлектрического датчика. В первых «восьмерках» и «девятках» чаще всего выходил из строя именно коммутатор по причине несовершенной конструкции.

Поскольку впоследствии эта проблема была устранена, то главной причиной отказа системы зажигания обычно является неисправность регистратора. Последний не поддается ремонту, и в случае некорректной работы необходима замена датчика Холла.

Как поменять неисправный элемент?

Датчик холла в разобранном виде

Данная операция достаточно проста, инструментов требуется минимум: две отвертки (плоская и крестовая) и круглогубцы. Замена датчика Холла производится при снятом распределителе, его придется полностью разобрать, а делать это на автомобиле проблематично. Порядок проведения работ следующий:

  1. Открутить и снять с распределителя крышку с проводами высокого напряжения и убрать их в сторону.
  2. Вытащить резиновую заглушку из смотрового окошка маховика двигателя, поворачивая коленчатый вал ключом, совместить отметку на маховике с прорезью. При этом бегунок трамблера будет повернут в сторону контакта первого цилиндра на его крышке. Затем открутить болты крепления распределителя, отсоединить разъем и снять его с двигателя.
  3. Снять бегунок с вала, это делается вручную с небольшим усилием, после чего удалить круглый пластмассовый пыльник.
  4. Разъем, к которому присоединяются внешние провода, откручивается плоской отверткой, после чего он вынимается из своего гнезда. Теперь можно открутить и металлическую пластину, которая крепится двумя винтами.
  5. Далее нужно отсоединить вакуумный корректор. В проеме около пластины видна его тяга, которая зафиксирована стопорным шплинтом. Последний удаляют круглогубцами, корпус корректора откручивают и отсоединяют его от трамблера.
  6. Металлический зажим, который держит проводки внутри трамблера, нужно аккуратно разогнуть, чтобы можно было эти провода извлечь. Теперь ничего не мешает вытащить саму пластину вместе с проводами, которая была откручена ранее. Именно с другой стороны этой пластины установлен на двух винтах датчик Холла. Его следует открутить плоской отверткой и вместо него поставить новый.
  7. Сборка производится в обратном порядке. При установке на свое место распределителя зажигания следует убедиться, что бегунок повернут своим контактом в сторону первого цилиндра, после чего трамблер можно прикручивать. В конце поставить крышку и запустить двигатель. На этом замена датчика Холла на «восьмерке» закончена.

Если все сделано правильно, проблем с пуском мотора не возникнет. В случае когда двигатель не запускается, нужно еще раз проверить совпадение меток и правильную установку распределителя зажигания: возможно, вы перепутали цилиндры и поставили бегунок не в ту сторону. При этом не забудьте поставить в смотровое окошко на двигателе резиновую заглушку, чтоб через него на маховик не попадала грязь .

Стоимость фотоэлектрического датчика Холла невелика.

Поэтому владельцам «восьмерок» и «девяток» с такой системой зажигания рекомендуется возить его с собой, поскольку этот элемент может выйти из строя в самый неподходящий момент.