Что такое гибель человека. Что такое смерть

Смерть - естественное (пока) завершение жизни всего живого. Бывает запланированной (естественной), наступающей при отказе жизненно важных функций живого организма вследствие старости или болезни, и внезапной - вследствие несчастных случаев, вымираний, катаклизмов и прочего. Основная цель медицины - свести смерть на нет. Для этого человеку нужно стать бессмертным, а вот как это будет достигаться - за счет перевода сознания в цифровое состояние, полной замены всех органов или же устранения всех причин, приводящих к смерти - это нам еще предстоит выяснить. Как бы то ни было, пока смерть является грустным фактором, сдерживающим перенаселение.

Прежде чем поклонники сериала «Ходячие мертвецы» начнут в спешке собирать вещи, приготовленные на случай наступления зомби-апокалипсиса, оговорим: бояться тут нечего. Однако новость действительно жуткая. Как и само исследование. Ученые из Австралийского центра тафономических (посмертных) экспериментальных исследований (AFTER) фотографировали тело умершего человека на протяжении 17 месяцев. Результаты оказались по-настоящему ошеломительными — выяснилось, что тело человека двигается на протяжении года. Таким образом, жуткие истории про мертвецов, что перевернулись в гробу, наконец получили научное обоснование.

Говорят, что летит наверх, однажды должно опуститься. Птица или самолет. Футбольный мяч. Цена Биткоина . Но не все приземления одинаково безопасны. Что будет, если выстрелить из пистолета в воздух? Пуля пролетит около километра (в зависимости от угла и силы выстрела). Достигнув апогея - самой высокой точки полета - пуля начнет падать. Сопротивление воздуха слегка замедлит ее, но пули по своей природе спроектированы так, чтобы легко пролетать через воздух (аэродинамичны). Поэтому, если такая пуля уже после разворота в кого-нибудь попадет, высока вероятность убийства.

Со времен появления человека его всегда мучили вопросы таинства рождения и смерти. Жить вечно невозможно, да и, наверное, еще не скоро ученые изобретут эликсир бессмертия. Каждого волнует вопрос о том, что чувствует человек, когда умирает. Что происходит в этот момент? Эти вопросы волновали людей всегда, и до сих пор ученые так и не нашли ответа на них.

Трактовка смерти

Смерть является естественным процессом завершения нашего существования. Без нее невозможно представить себе эволюцию живого на земле. Что происходит, когда человек умирает? Такой вопрос интересовал и будет интересовать человечество, пока оно существует.

Уход из жизни в какой-то степени доказывает, что выживает сильнейший и наиболее приспособленный. Без него невозможен был бы биологический прогресс, и человек, может быть, никогда не появился бы.

Несмотря на то что этот закономерный процесс всегда интересовал людей, говорить о смерти тяжело и трудно. Прежде всего потому, что встает психологическая проблема. Разговаривая о ней, мы как бы мысленно приближаемся к концу своей жизни, поэтому так не хочется говорить о смерти в любом контексте.

С другой стороны, говорить о кончине трудно, потому что мы, живые, ее не переживали, поэтому не можем сказать, что чувствует человек, когда умирает.

Некоторые сравнивают смерть с обычным засыпанием, а другие утверждают, что это своего рода забывание, когда человек напрочь забывает обо всем. Но ни одни, ни другие, естественно, не правы. Эти аналогии нельзя назвать адекватными. Можно только утверждать, что смерть - это исчезновение нашего сознания.

Многие продолжают верить, что после своей смерти человек переходит просто в другой мир, где существует не на уровне физического тела, а на уровне души.

Можно с уверенностью сказать, что исследования смерти будут продолжаться всегда, но они так и не дадут окончательного ответа о чувствах людей в этот момент. Это просто невозможно, с того света еще никто не возвращался, чтобы нам поведать, как и что там происходит.

Что чувствует человек, когда умирает

Физические ощущения, наверное, в этот момент зависят от того, что привело к смерти. Поэтому они могут быть болезненными или нет, а некоторые считают, что и вполне приятными.

Внутренние ощущения у каждого перед лицом смерти свои. У большинства людей существует какой-то страх, сидящий внутри, они как бы сопротивляются и не хотят ее принимать, всеми силами цепляясь за жизнь.

Научные данные свидетельствуют, что после того, как сердечная мышца останавливается, мозг еще в течение нескольких секунд живет, человек уже ничего не чувствует, но еще в сознании. Некоторые считают, что именно в это время происходит подведение жизненных итогов.

Ответить на вопрос о том, как умирает человек, что при этом происходит, никто, к сожалению, не может. Все эти ощущения, скорее всего, строго индивидуальны.

Биологическая классификация смерти

Так как само понятие смерти - это биологический термин, то и к классификации необходимо подходить с этой точки зрения. Исходя из этого, можно выделить следующие категории смерти:

  1. Естественная.
  2. Неестественная.

К естественной можно отнести физиологическую кончину, которая может наступить из-за:

  • Старения организма.
  • Недоразвития плода. Поэтому он погибает практически сразу после рождения или еще в утробе матери.

Неестественная смерть подразделяется на следующие виды:

  • Смерть от болезни (инфекции, сердечно-сосудистые заболевания).
  • Внезапная.
  • Скоропостижная.
  • Смерть от внешних факторов (механические повреждения, нарушение дыхания, от воздействия электрического тока или низких температур, врачебное вмешательство).

Вот так примерно можно дать характеристику смерти с биологической точки зрения.

Социально-правовая классификация

Если о смерти говорить в этом ракурсе, то она может быть:

  • Насильственная (убийство, самоубийство).
  • Ненасильственная (эпидемии, несчастный случай на производстве, профессиональные болезни).

Насильственная смерть всегда связана с воздействием извне, в то время как ненасильственная обусловлена старческой дряблостью, заболеваниями или физическими недостатками.

При любом виде смерти повреждения или болезни запускают патологические процессы, которые и являются непосредственно причиной ухода из жизни.

Даже если известна причина смерти, все равно невозможно сказать, что видит человек, когда умирает. Этот вопрос так и останется без ответа.

Признаки смерти

Можно выделить первоначальные и достоверные признаки, которые свидетельствуют о том, что человек умер. К первой группе относятся:

  • Тело находится без движения.
  • Бледная кожа.
  • Сознание отсутствует.
  • Дыхание остановилось, пульса нет.
  • Отсутствует реакция на внешние раздражители.
  • Зрачки не реагируют на свет.
  • Тело становится холодным.

Признаки, которые говорят о 100%-м наступлении смерти:

  • Труп окоченевший и холодный, начинают появляться трупные пятна.
  • Поздние трупные проявления: разложение, мумификация.

Первые признаки можно несведущему человеку перепутать с потерей сознания, поэтому констатировать смерть должен только врач.

Этапы смерти

Уход из жизни может занимать разные периоды времени. Это может длиться минуты, а в некоторых случаях часы или дни. Умирание - это динамический процесс, при нем смерть наступает не сразу, а постепенно, если не иметь в виду мгновенную кончину.

Можно выделить следующие стадии умирания:

  1. Преагональное состояние. Нарушаются процессы кровообращения и дыхания, это приводит к тому, что тканям начинает не хватать кислорода. Такое состояние может продолжаться как несколько часов, так и несколько дней.
  2. Терминальная пауза. Останавливается дыхание, нарушается работа сердечной мышцы, прекращается деятельность мозга. Этот период длится всего несколько минут.
  3. Агония. Организм резко начинает борьбу за выживание. В это время происходят короткие остановки дыхания, ослабление сердечной деятельности, в результате все системы органов не могут осуществлять свою работу нормально. Изменяется внешний вид человека: западают глаза, нос становится острым, нижняя челюсть начинает отвисать.
  4. Клиническая смерть. Прекращается дыхание и кровообращение. В этот период человека еще можно оживить, если прошло не более 5-6 минут. Именно после возвращения к жизни на этой стадии многие люди рассказывают, что происходит, когда человек умирает.
  5. Биологическая смерть. Организм окончательно прекращает свое существование.

После смерти многие органы еще несколько часов сохраняют свою жизнеспособность. Это очень важно, и именно в этот период их можно использовать для пересадки другому человеку.

Клиническая смерть

Ее можно назвать переходным этапом между окончательной гибелью организма и жизнью. Сердце прекращает свою работу, дыхание останавливается, исчезают все признаки жизнедеятельности организма.

В течение 5-6 минут в головном мозге еще не успевают запуститься необратимые процессы, поэтому в это время есть все шансы вернуть человека к жизни. Адекватные реанимационные действия заставят сердце вновь биться, органы функционировать.

Признаки клинической смерти

Если внимательно наблюдать за человеком, то достаточно легко можно определить наступление клинической смерти. У нее следующие признаки:

  1. Пульс отсутствует.
  2. Дыхание прекращается.
  3. Сердце перестает работать.
  4. Сильно расширенные зрачки.
  5. Отсутствуют рефлексы.
  6. Человек находится без сознания.
  7. Кожа бледная.
  8. Тело занимает неестественное положение.

Чтобы определить наступление этого момента, необходимо прощупать пульс и посмотреть зрачки. Клиническая смерть отличается от биологической тем, что зрачки сохраняют способность реагировать на свет.

Пульс можно прощупать на сонной артерии. Обычно это делают одновременно с проверкой зрачков, чтобы ускорить диагностирование клинической смерти.

Если человеку не оказать помощь в этот период, то наступит биологическая смерть, и тогда вернуть его к жизни уже будет невозможно.

Как распознать приближающуюся смерть

Многие философы и врачи сравнивают процесс рождения и смерти между собой. Они всегда индивидуальны. Невозможно с точностью предсказать, когда человек покинет это мир и как это произойдет. Однако большинство умирающих испытывают похожие симптомы в момент приближения смерти. На то, как умирает человек, даже могут не влиять причины, спровоцировавшие начало этого процесса.

Перед самой кончиной происходят в организме определенные психологические и физические изменения. Среди наиболее ярких и часто встречающихся можно отметить следующие:

  1. Энергии остается все меньше и меньше, часто посещает сонливость и слабость во всем теле.
  2. Меняется частота и глубина дыхания. Периоды остановки сменяются частыми и глубокими вдохами.
  3. Происходят изменения в органах чувств, человек может слышать или видеть то, чего не слышно остальным.
  4. Аппетит становится слабым или практически исчезает.
  5. Изменения в системах органов приводят к появлению слишком темной мочи и труднопроходимого стула.
  6. Наблюдаются скачки температуры. Высокая может резко сменяться низкой.
  7. Человек полностью теряет интерес к внешнему миру.

Когда человек серьезно болен, то перед смертью могут наблюдаться и другие симптомы.

Чувства человека в момент утопления

Если задавать вопрос о том, что чувствует человек, когда умирает, то ответ может зависеть от причины и обстоятельств смерти. У каждого это происходит по-своему, но в любом случае в этот момент ощущается острый дефицит кислорода в головном мозге.

После того как движение крови приостановлено, независимо от способа, примерно через 10 секунд человек теряет сознание, а немного позже наступает гибель организма.

Если причиной смерти становится утопление, то в момент, когда человек оказывается под водой, у него начинается паника. Так как без дыхания обойтись невозможно, то через некоторое время утопающему приходится сделать вдох, но вместо воздуха в легкие поступает вода.

По мере заполнения водой легких в груди появляется чувство жжения и распирания. Постепенно, через несколько минут, появляется спокойствие, которое говорит о том, что сознание скоро покинет человека, и это приведет к смерти.

Продолжительность жизни человека в воде будет также зависеть и от ее температуры. Чем она холоднее, тем быстрее наступает переохлаждение организма. Даже если человек находится на плаву, а не под водой, шансы на выживание уменьшаются с каждой минутой.

Уже бездыханное тело еще можно достать из воды и вернуть к жизни, если прошло не очень много времени. Первым делом надо освободить дыхательные пути от воды, а затем в полной мере провести реанимационные мероприятия.

Чувства в момент сердечного приступа

В некоторых случаях бывает так, что резко человек упал и умер. Чаще всего смерть от сердечного приступа наступает не внезапно, а развитие недуга происходит постепенно. Инфаркт миокарда сражает человека не сразу, в течение некоторого времени люди могут чувствовать определенный дискомфорт в груди, но стараются не обращать на это внимания. В этом и состоит большая ошибка, которая заканчивается смертью.

Если вы склонны к сердечным приступам, то не стоит ожидать, что все само собой пройдет. Такая надежда может стоить вам жизни. После остановки сердца пройдет всего несколько секунд до того момента, пока человек потеряет сознание. Еще несколько минут, и смерть уже забирает у нас близкого.

Если пациент находится в больнице, то у него есть шанс выкарабкаться, если врачи вовремя обнаружат остановку сердца и проведут реанимационные мероприятия.

Температура тела и смерть

Многих интересует вопрос о том, при какой температуре человек умирает. Большинство еще со школьной скамьи из уроков биологии помнят, что для человека температура тела выше 42 градусов считается смертельной.

Некоторые ученые связывают смертельный исход при высокой температуре со свойствами воды, молекулы которой изменяют свою структуру. Но это только догадки и предположения, с которыми науке еще предстоит разбираться.

Если рассматривать вопрос о том, при какой температуре человек умирает, когда начинается переохлаждение организма, то можно сказать, что уже при остывании тела до 30 градусов человек теряет сознание. Если в этот момент не принять никаких мер, то наступит смерть.

Много таких случаев происходит с людьми в алкогольном опьянении, которые засыпают в зимнее время прямо на улице и уже больше не просыпаются.

Эмоциональные изменения накануне смерти

Обычно перед кончиной человек становится совсем безучастным ко всему происходящему вокруг. Он перестает ориентироваться во времени и датах, становится молчаливым, но некоторые, наоборот, начинают постоянно говорить о предстоящей дороге.

Близкий умирающий человек может начать вам рассказывать, что разговаривал или видел умерших родственников. Другим крайним проявлением в это время является состояние психоза. Близким всегда тяжело все это переносить, поэтому можно обратиться к врачу и посоветоваться насчет приема лекарственных препаратов, чтобы облегчить состояние умирающего.

Если человек впадает в состояние оцепенения или часто и подолгу спит, не старайтесь его растормошить, разбудить, просто будьте рядом, держите за руку, разговаривайте. Многие даже в состоянии комы все прекрасно слышат.

Смерть - это всегда тяжело, каждый из нас переступит в свое время через эту грань между жизнью и небытием. Когда это произойдет и при каких обстоятельствах, что вы будете при этом чувствовать, к сожалению, предсказать невозможно. У всех это сугубо индивидуальные ощущения.

В быту, когда мы разговариваем с кем-то из знакомых, и он говорит: «Ты знаешь, вот такой-то умер», обычная реакция на это – вопрос: как умер? Очень важно, как умирает человек. Смерть важна для самоощущения человека. Она имеет не только негативный характер.

Если философски смотреть на жизнь, мы знаем, что нет жизни без смерти, понятие жизни может быть оценено только с позиции смерти.

Мне как-то пришлось общаться с художниками и скульпторами, и я спросил их: «Вы изображаете различные стороны жизни человека, можете изобразить любовь, дружбу, красоту, а как бы вы изобразили смерть?» И никто не дал сразу внятного ответа.

Один скульптор, который увековечил блокаду Ленинграда, обещал подумать. И незадолго до смерти он мне ответил так: «Я бы изобразил смерть в образе Христа». Я спросил: «Христос распятый?» – «Нет, вознесение Христа».

Один немецкий скульптор изобразил летящего ангела, тень от крыльев которого и была смерть. Когда человек попадал в эту тень, он попадал во власть смерти. Другой скульптор изобразил смерть в образе двух мальчиков: один мальчик сидит на камне, положив голову на колени, он весь устремлен вниз.

В руках второго мальчика свирель, голова его запрокинута, он весь устремлен вслед за мотивом. И объяснение этой скульптуры было таким: невозможно изобразить смерть без сопутствующей жизни, и жизни без смерти.

Смерть – естественный процесс. Многие писатели пытались изобразить жизнь бессмертной, но это было ужасное, страшное бессмертие. Что такое бесконечная жизнь – бесконечное повторение земного опыта, остановка развития или бесконечное старение? Трудно даже представить то мучительное состояние человека, который бессмертен.

Смерть – это награда, передышка, она ненормальна только тогда, когда наступает внезапно, когда человек еще на подъеме, полон сил.

А пожилые люди хотят смерти. Некоторые старушки просят: «Вот, зажилась, пора бы и умереть». И образцы смерти, о которых мы читаем в литературе, когда смерть постигала крестьян, носили нормативный характер.

Когда деревенский житель чувствовал, что он уже не может работать, как прежде, что он становится обузой для семьи, он шел в баню, надевал чистую одежду, ложился под образа, прощался с соседями и родными и спокойно умирал. Его смерть наступала без тех выраженных страданий, возникающих, когда человек борется со смертью.

Крестьяне знали, что жизнь – это не цветок-одуванчик, который вырос, распустился и рассеялся под дуновением ветра. Жизнь имеет глубокий смысл.

Этот пример смерти крестьян, умирающих, дав себе разрешение на смерть – не особенность тех людей, подобные примеры мы можем встретить и сегодня. Как-то к нам поступил онкологический больной. Бывший военный, он держался молодцом и шутил: «Я прошел три войны, дергал смерть за усы, а теперь вот наступило ее время подергать меня».

Мы, конечно, его поддерживали, но вдруг однажды он не смог подняться с постели и воспринял это совершенно однозначно: «Все, я умираю, я уже не могу встать». Мы говорили ему: «Не волнуйтесь, это метастаз, люди с метастазами в позвоночнике живут долго, мы будем ухаживать за вами, вы привыкнете». – «Нет, нет, это смерть, я знаю».

И, представьте себе, через несколько дней он умирает, не имея к этому никаких физиологических предпосылок. Он умирает потому, что он решил умереть. Значит, эта добрая воля к смерти или какая-то проекция смерти совершается в реальности.

Нужно предоставить жизни естественную кончину, ведь смерть запрограммирована еще в момент зачатия человека. Своеобразный опыт смерти приобретается человеком в родах, в момент рождения. Когда занимаешься этой проблемой, видно, как разумно построена жизнь. Как человек рождается, так он умирает, легко рождается – легко умирает, тяжело рождается – тяжело умирает.

И день смерти человека также не случаен, как и день рождения. Статисты первые поднимают эту проблему, открыв частое совпадение у людей даты смерти и даты рождения. Или, когда мы вспоминаем какие-то значимые годовщины смерти наших родных, вдруг оказывается, что бабушка умерла – родился внучок. Вот эта передача в поколения и неслучайность дня смерти и дня рождения – бросается в глаза.

Клиническая смерть или другая жизнь?

Ни один мудрец до сих пор не понял, что такое смерть, что происходит во время смерти. Оставлен практически без внимания такой этап, как клиническая смерть. Человек впадает в коматозное состояние, у него останавливается дыхание, сердце, но неожиданно для себя и для других он возвращается к жизни и рассказывает удивительные истории.

Недавно умерла Наталья Петровна Бехтерева. В свое время мы часто спорили, я рассказывал случаи клинической смерти, которые были в моей практике, а она говорила, что это все ерунда, что просто в мозге происходят изменения и так далее. И однажды я привел ей пример, который она потом стала сама использовать и рассказывать.

Я работал 10 лет в Онкологическом институте в качестве психотерапевта, и как-то раз меня позвали к молодой женщине. Во время операции у нее остановилось сердце, его долго не могли завести, а когда она очнулась, меня попросили посмотреть, не изменилась ли ее психика из-за долгого кислородного голодания мозга.

Я пришел в реанимационную палату, она только-только приходила в себя. Я спросил: «Вы можете со мной поговорить?» – «Да, только я хотела бы извиниться перед вами, я причинила вам столько хлопот». – «Какие хлопоты?» – «Ну, как же. У меня же остановилось сердце, я пережила такой стресс, и я видела, что для врачей это было тоже большим стрессом».

Я удивился: «Как вы могли это видеть, если вы были в состоянии глубокого наркотического сна, а потом у вас остановилось сердце?» – «Доктор, я бы вам рассказала гораздо больше, если вы пообещаете не отправлять меня в психиатрическую больницу».

И она рассказала следующее: когда она погрузилась в наркотический сон, то вдруг почувствовала, что как будто мягкий удар в стопы заставил что-то внутри нее повернуться, как выворачивается винт. У нее было такое ощущение, что душа вывернулась наружу и вышла в какое-то туманное пространство.

Приглядевшись, она увидела группу врачей, склонившихся над телом. Она подумала: какое знакомое лицо у этой женщины! И потом вдруг вспомнила, что это она сама. Вдруг раздался голос: «Немедленно прекращайте операцию, сердце остановилось, нужно заводить его».

Она подумала, что умерла, и с ужасом вспомнила, что не попрощалась ни с матерью, ни с пятилетней дочерью. Тревога за них буквально толкнула ее в спину, она вылетела из операционной и в одно мгновение очутилась у себя в квартире.

Она увидела довольно мирную сцену – девочка играла в куклы, бабушка, ее мать, что-то шила. Раздался стук в дверь, и вошла соседка, Лидия Степановна. В руках у нее было маленькое платье в горошек. «Машенька, – сказала соседка, – ты все время пыталась быть похожей на маму, вот я сшила для тебя такое же платье, как у мамы».

Девочка с радостью бросилась к соседке, по дороге задела скатерть, упала старинная чашка, а чайная ложка попала под ковер. Шум, девочка плачет, бабушка восклицает: «Маша, как ты неловка», Лидия Степановна говорит, что посуда бьется к счастью – обычная ситуация.

И мама девочки, забыв о себе, подошла к дочке, погладила ее по головке и сказала: «Машенька, это не самое страшное горе в жизни». Машенька посмотрела на маму, но, не увидев ее, отвернулась. И вдруг эта женщина поняла, что, когда она прикасалась к головке девочки, она не почувствовала этого прикосновения. Тогда она бросилась к зеркалу и в зеркале не увидела себя.

В ужасе она вспомнила, что должна быть в больнице, что у нее остановилось сердце. Она бросилась прочь из дома и очутилась в операционной. И тут же услышала голос: «Сердце завелось, делаем операцию, но скорее, потому что может быть повторная остановка сердца».

Выслушав эту женщину, я сказал: «А вы не хотите, чтобы я приехал к вам домой и сказал родным, что все в порядке, они могут повидаться с вами?» Она с радостью согласилась.

Я поехал по данному мне адресу, дверь открыла бабушка, я передал, как прошла операция, а затем спросил: «Скажите, а в пол-одиннадцатого не приходила ли к вам соседка Лидия Степановна?» – «Приходила, а вы что, с ней знакомы?» – «А не приносила ли она платье в горошек?» – «Вы что, волшебник, доктор?»

Я продолжаю расспрашивать, и все до деталей сошлось, кроме одного – ложку не нашли. Тогда я говорю: «А вы смотрели под ковром?» Они поднимают ковер, и там лежит ложка.

Этот рассказ очень подействовал на Бехтереву. А затем она сама пережила подобный случай. В один день она потеряла и пасынка, и мужа, оба покончили жизнь самоубийством. Для нее это было жутким стрессом. И вот однажды, войдя в комнату, она увидела мужа, и он обратился к ней с какими-то словами.

Она, прекрасный психиатр, решила, что это галлюцинации, вернулась в другую комнату и попросила свою родственницу посмотреть, что в той комнате. Та подошла, заглянула и отшатнулась: «Да там же ваш муж!» Тогда она сделала то, о чем просил ее муж, убедившись, что подобные случаи не выдумка.

Она говорила мне: «Никто лучше меня не знает мозга (Бехтерева была директором Института мозга человека в Петербурге) . И у меня ощущение, что я стою перед какой-то громадной стеной, за которой слышу голоса, и знаю, что там чудесный и огромный мир, но я не могу передать окружающим то, что я вижу и слышу. Потому что для того, чтобы это было научно обоснованно, каждый должен повторить мой опыт».

Как-то я сидел около умирающей больной. Я поставил музыкальную шкатулку, которая играла трогательную мелодию, затем спросил: «Выключить, вам мешает?» – «Нет, пусть играет». Вдруг у нее остановилось дыхание, родственники бросились: «Сделайте что-нибудь, она не дышит».

Я сгоряча сделал ей укол адреналина, и она снова пришла в себя, обернулась ко мне: «Андрей Владимирович, что это было?» – «Вы знаете, это была клиническая смерть». Она улыбнулась и говорит: «Нет, жизнь!»

Что это за состояние, в которое переходит мозг при клинической смерти? Ведь смерть есть смерть. Мы фиксируем смерть тогда, когда мы видим, что остановилось дыхание, остановилось сердце, мозг не работает, он не может воспринимать информацию и, тем более, посылать ее наружу.

Значит, мозг только передатчик, а есть нечто в человеке более глубокое, более сильное? И тут мы сталкиваемся с понятием души. Ведь это понятие почти вытеснено понятием психики. Психика – есть, а души нет.

Как бы вы хотели умереть?

Мы спрашивали и здоровых, и больных: «Как бы вы хотели умереть?» И люди с определенными характерологическими качествами по-своему строили модель смерти.

Люди с шизоидным типом характера, типа Дон Кихот, довольно странно характеризовали свое желание: «Мы бы хотели умереть так, чтобы никто из окружающих не видел моего тела».

Эпилептоиды – считали немыслимым для себя спокойно лежать и ждать, когда придет смерть, они должны были иметь возможность каким-то образом участвовать в этом процессе.

Циклоиды – люди типа Санчо Панса, хотели бы умереть в окружении родных. Психастеники – люди тревожно-мнительные, беспокоились, как они будут выглядеть, когда умрут. Истероиды хотели умереть на восходе или на закате солнца, на берегу моря, в горах.

Я сравнивал эти желания, но мне запомнились слова одного монаха, который сказал так: «Мне безразлично, что будет меня окружать, какая будет обстановка вокруг меня. Мне важно, чтобы я умер во время молитвы, благодаря Бога за то, что Он послал мне жизнь, и я увидел силу и красоту Его творения».

Гераклит Эфесский говорил: «Человек в смертную ночь свет зажигает себе сам; и не мертв он, потушив очи, но жив; но соприкасается он с мертвым – дремля, бодрствуя – соприкасается с дремлющим», – фраза, над которой можно ломать голову чуть ли не всю жизнь.

Находясь в контакте с больным, я мог договориться с ним, чтобы, когда он умрет, он попытался дать мне знать, есть ли что-то за гробом или нет. И я получал такой ответ, не один раз.

Как-то я договорился так с одной женщиной, она умерла, и я скоро забыл о нашем договоре. И вот однажды, когда я был на даче, я вдруг проснулся от того, что в комнате зажегся свет. Я подумал, что забыл выключить свет, но тут увидел, что на койке напротив меня сидит та самая женщина. Я обрадовался, начал с ней разговаривать, и вдруг я вспомнил – она же умерла!

Я подумал, что мне все это снится, отвернулся и попытался заснуть, чтобы проснуться. Прошло какое-то время, я поднял голову. Свет снова горел, я с ужасом оглянулся – она по-прежнему сидит на койке и смотрит на меня. Я хочу что-то сказать, не могу – ужас. Я осознал, что передо мной мертвый человек. И вдруг она, печально улыбнувшись, сказала: «Но ведь это не сон».

Почему я привожу подобные примеры? Потому что неясность того, что нас ожидает, заставляет нас возвращаться к старому принципу: «Не навреди».

То есть «не торопи смерть» – это мощнейший довод против эвтаназии. Насколько мы имеем право вмешиваться в состояние, которое переживает больной?

Как мы можем ускорять его смерть, когда он, возможно, в этот момент переживает ярчайшую жизнь?

Качество жизни и разрешение на смерть

Важно не количество дней, которое мы прожили, а качество. А что дает качество жизни? Качество жизни дает возможность быть без боли, возможность контролировать свое сознание, возможность быть в окружении родственников, семьи.

Почему так важно общение с родственниками? Потому что дети часто повторяют сюжет жизни своих родителей или родственников. Иногда в деталях, это удивительно. И это повторение жизни часто является и повторением смерти.

Очень важно благословение родных, родительское благословение умирающего детям, оно даже потом может спасти их, уберечь от чего-то. Опять-таки, возвращаясь к культурному наследию сказок.

Помните сюжет: умирает старик-отец, у него трое сыновей. Он просит: «После моей смерти три дня ходите на мою могилу». Старшие братья или не хотят идти, или боятся, только младший, дурак, ходит на могилу, и в конце третьего дня отец открывает ему какую-то тайну.

Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, пусть я заболел, но мои родные пусть будут здоровы, пусть болезнь оборвется на мне, я заплачу по счетам за всю семью». И вот, поставив цель, неважно, рационально или аффективно, человек получает осмысленный уход из жизни.

Хоспис – это дом, в котором предлагается качественная жизнь. Не легкая смерть, а качественная жизнь. Это место, где человек может завершить свою жизнь осмысленно и глубоко, в сопровождении родственников.

Когда человек уходит, из него не просто выходит воздух, как из резинового шара, ему нужно сделать скачок, ему нужны силы для того, чтобы шагнуть в неизвестность. Человек должен разрешить себе этот шаг.

И первое разрешение он получает от родственников, затем – от медицинского персонала, от волонтеров, от священника и от самого себя. И это разрешение на смерть от самого себя – самое сложное.

Вы знаете, что Христос перед страданиями и молитвой в Гефсиманском саду просил Своих учеников: «Побудьте со Мной, не спите». Три раза ученики обещали Ему бодрствовать, но засыпали, не оказав поддержку. Так вот, хоспис в духовном смысле является таким местом, где человек может попросить: «Побудьте со мной».

И если такая величайшая личность – Воплощенный Бог – нуждался в помощи человека, если Он говорил: «Я уже не называю вас рабами. Я назвал вас друзьями», обращаясь к людям, то последовать этому примеру и насытить духовным содержанием последние дни больного – очень важно.

Если вам не безразличны вопросы жизни и смерти,

Открыв Большую советскую энциклопедию, прочтем: «Смерть - это прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого - гибель индивидуума как обособленной живой системы. В более широком смысле - необратимое прекращение обмена веществ в живой субстанции, сопровождающееся разложением белковых тел». Казалось бы, что еще?

Между жизнью и смертью

Точно определить грань между тем, где заканчивается жизнь и начинается смерть, не может никто. Ведь смерть - это процесс, причем медленный. Когда-то смертью считалась остановка сердца, сегодня, как известно, человек точно считается мертвым в случае смерти мозга. А мозг может умереть задолго до того момента, как тело перестанет дышать. Но что же тогда должно умереть в мозгу? Ствол. Именно он - самая древняя часть «второй Вселенной», которую еще называют «мозгом рептилии», та самая, что миллионы лет назад составляла весь мозг наших прародителей - она и есть сердцевина нашего мозга.

За время эволюции ствол оказался внутри более сложных структур, но он все еще является основой жизни. Он контролирует базовые функции нашего организма: биение сердца, дыхание, кровяное давление, температуру тела... Поэтому, когда умирает ствол мозга, врачи могут быть уверены: у больного наступила как минимум клиническая смерть.

Статистика гласит, что чаще всего люди умирают от старости и от болезней, с ней связанных, таких как рак и инсульт. Однако «убийцами номер один» являются болезни сердца, самая страшная из которых - инфаркт. От них умирает примерно четверть населения западного мира.

Совсем мертвый будешь

Врачи говорят, что бывает состояние, когда человек «по большей части, мертв», а бывает - когда «мертв совсем». Сегодня науке известно, что при остановке сердца органы и ткани могут пребывать в так называемом псевдомертвом состоянии, по крайней мере, несколько часов. И поскольку смерть, как и положено старухе, шагает медленно, момент ее наступ-ления при умелой и, главное, оперативной врачебной помощи часто можно приостановить, и оживить человека.

Одним из самых эффективных средств оживления, как ни странно, является гипотермия - замораживание. Правда, временное. Врачи до сих пор ломают голову над тем, почему гипотермия столь действенна. Возможно, ответ кроется в том, что при очень низких температурах клетки перестают делиться (предел деления клетки - 50 раз), и жизнедеятельность в них сильно затормаживается. Они меньше нуждаются в поступлении питательных веществ и кислорода, и в удалении вредных продуктов метаболизма.

Немецкий ученый Клаус Самес решил после смерти подвергнуть свое тело криозаморозке. Согласно договору, подписанному между 75-летним ученым и организацией «Институт крионики», тело ученого будет находиться в хранилищах института до тех пор, пока люди не научатся оживлять «замороженные» клетки


По ком звонит колокольчик

Двести лет назад люди просили в завещании перед своими похоронами... отрезать им голову. Порой страх быть погребенным заживо принимал характер массовой истерии.

Она стала причиной появления так называемых покойницких выжидания, домов мертвых. Когда люди сомневались, что их близкий человек действительно мертв, они оставляли его тело в такой покойницкой и ждали, пока труп не начнет разлагаться. Процесс разложения был единственным надежным методом определить, что человек мертв. К пальцу такого «сомнительного» покойника привязывали веревку, конец которой уходил в другую комнату, где висел колокольчик и сидел человек. Иногда колокольчик звонил. Но это была ложная тревога, вызванная смещением костей в разлагающемся теле. За все годы существования покойницких выжидания не ожил ни один человек.

«Преждевременное погребение». Антуан Вирц, 1854 год

Считается, что, лишившись притока кислорода с кровью, нейроны умирают в течение считанных минут. В такие сверхкритические моменты мозг может сохранять активность только в тех областях, которые абсолютно важны для выживания.

Жив или мертв: как определить?

Но были и более быстрые способы удостовериться, мертв ли человек. Некоторые из них, как ни странно, актуальны и поныне. Иной раз ими пользуются многие врачи. Хитрыми эти способы не назовешь: беспокоить кашлевые центры в легких; провести тест на «симптом кукольных глаз», который заключается в том, что человеку вводят в ухо холодную воду: если человек жив - его глазные яблоки будут рефлексивно реагировать; ну, и совсем уж допотопные - воткнуть булавку под ноготь (или просто надавить на него), поместить насекомое в ухо, громко закричать, бритвенным лезвием порезать стопу ноги...

Что угодно, лишь бы добиться хоть какой-то реакции. Если ее нет, то даже бьющееся сердце говорит о том, что человек мертв. С юридической точки зрения он представляет собой так называемый труп с бьющимся сердцем (сердце в этом случае может биться само, либо поддерживаться аппаратом). «Живые трупы» часто служат донорами органов для по-настоящему живых.

Клетки нашего тела умирают всю жизнь. Они начинают умирать еще тогда, когда мы находимся в утробе матери. Клетки запрограммированы на смерть еще в момент рождения. Смерть позволяет новым клеткам рождаться и жить.

Ни жив, ни мертв

Но мертвыми считаются и те люди, у которых мозг еще жив, но сами они при этом находятся в устойчивом состоянии комы. Вопрос этот неоднозначен, и законодательные споры не утихают в отношении него по сей день. С одной стороны, близкие имеют право решать, отключать ли такого человека от аппаратов, поддерживающих жизнедеятельность организма, а с другой - люди, находящиеся в долгой коме, редко, но все же открывают глаза...

Именно поэтому новое определение смерти включает в себя не только смерть мозга, но и его поведение, даже если мозг еще жив. Ведь личность есть не что иное, как некий «набор» чувств, воспоминаний, переживаний, свойственных только этому конкретному человеку. И когда он теряет этот «набор», и нет никакой возможности его вернуть, человек считается мертвым. Неважно, бьется ли его сердце, работают ли органы - важно, осталось ли у него хоть что-то в голове.

Умирать не страшно

Oдно из самых больших и общепризнанных исследований посмертных переживаний тоже было проведено еще в 1960-х годах прошлого века. Руководил им американский психолог Карлис Осис (Karlis Osis). Исследование было основано на наблюдениях лечащих врачей и медсестер, ухаживавших за умирающими. Выводы его основаны на опыте 35 540 наблюдений за процессом умирания.

Авторы исследования констатировали, что большинство умирающих страха не испытывали. Чаще наблюдалось ощущение дискомфорта, боли или безразличия. Приблизительно у одного из 20 человек отмечались признаки душевного подъема.

Некоторые исследования показывают, что пожилые люди испытывают меньшую тревогу при мысли о смерти, чем относительно молодые. Опрос большой группы людей преклонного возраста показал, что на вопрос «Боитесь ли вы умереть?» только 10% из них ответили «да». Отмечается, что старики думают о смерти часто, но с поразительным спокойствием.

Что мы увидим перед смертью?

Особое внимание Осис и его коллеги уделили видениям и галлюцинациям умирающих. При этом подчеркивалось, что это «особые» галлюцинации. Все они носят характер видений, которые испытывают люди, находящиеся в сознании и ясно понимающие происходящее. При этом работа мозга не искажалась ни седативными препаратами, ни высокой температурой тела. Впрочем, непосредственно перед самой смертью большая часть людей уже теряла сознание, хотя за час до кончины около 10% умирающих все еще ясно осознавало окружающий мир.

Главные выводы исследователей заключались в том, что видения умирающих нередко соответствовали традиционным религиозным концепциям - люди видели рай, небеса, ангелов. Другие видения были лишены такого подтекста, но также были связаны с красивыми образами: прекрасными пейзажами, редкими яркими птицами и т. д. Но чаще всего в своих посмертных видениях люди видели своих ранее умерших родственников, которые нередко предлагали помочь переходу умирающего в мир иной.

Интереснее всего другое: исследование показало, что характер всех этих видений относительно слабо зависит от физиологических, культурных и личностных особенностей, вида заболевания, уровня образования и религиозности человека. К подобным же выводам пришли и авторы других работ, наблюдавшие людей, которые пережили клиническую смерть. Они также отмечали, что описания видений вернувшихся к жизни людей не связаны с культурными особенностями и часто не согласуются с принятыми в данном обществе представлениями о смерти.

Впрочем, подобному обстоятельству, вероятно, легко бы дали объяснение последователи швейцарского психиатра Карла Густава Юнга. Именно этот исследователь всегда уделял особое внимание «коллективному бессознательному» человечества. Суть его учения очень грубо можно свести к тому, что все мы на глубинном уровне являемся хранителями общечеловеческого опыта, который у всех одинаков, который невозможно ни поменять, ни осознать. Он может «прорываться» в наше «Я» лишь через сновидения, невротические симптомы и галлюцинации. Поэтому, возможно, глубоко в нашей психике действительно «запрятан» филогенетический опыт переживания конца, и эти переживания у всех одинаковы.

Интересно, что учебники психологии (например, знаменитая работа Артура Реана «Психология человека от рождения до смерти») часто ссылаются на тот факт, что события, переживаемые умирающими, поразительно совпадают с тем, что описано в древних эзотерических источниках. При этом подчеркивается, что сами источники были совершенно неизвестны большинству людей, описавших посмертный опыт. Можно осторожно предположить, что это фактически доказывает выводы Юнга.

Этапы умирания

Самая известная периодизация стадий этого печального процесса была описана американским психологом Элизабет Кюблер-Росс (Elisabeth Kübler-Ross) еще в 1969 году. Тем не менее, она является самой используемой и поныне. Вот она.

1. Отрицание. Человек отказывается принять факт скорой смерти. Узнав о страшном диаг-нозе, он уверяет себя в ошибке врачей.

2. Гнев. Человек чувствует обиду, зависть и ненависть по отношению к окружающим, задавая себе вопрос: «Почему именно я?»

3. Торг. Человек ищет способы продлить себе жизнь и обещает все что угодно в обмен на нее (врачам - бросить пить и курить, богу - стать праведником и т. д.).

4. Депрессия. Умирающий теряет интерес к жизни, чувствует полную безнадежность, горюет о разлуке с родными и близкими.

5. Принятие. Это последняя стадия, на которой человек смиряется со своей участью. Несмотря на то, что умирающий не становится веселым, в его душе воцаряются мир и спокойное ожидание конца.

Несмотря на широкую популярность, эта концепция признается не всеми специалистами, поскольку не всегда человек проходит все эти этапы, да и очередность их может быть иной. Впрочем, в подавляющем большинстве случаев периодизация Кюблер-Росс точно описывает происходящее.

Момент смерти

Другие специалисты, впрочем, дополнили картину умирания. Так, американский психолог и врач Реймонд Муди (Raymond Moody), изучив 150 случаев посмертных переживаний, построил «полную модель смерти». Кратко ее можно описать так.

В момент смерти человек начинает слышать неприятный шум, громкий звон, жужжание. В то же самое время он чувствует, что очень быстро движется через длинный темный туннель. После этого человек замечает, что оказался снаружи собственного тела. Он просто видит его со стороны. Затем появляются духи умерших ранее родственников, друзей и близких, которые хотят встретить и помочь ему.

Ни феномен характерных для большинства посмертных переживаний, ни видение яркого тоннеля ученые не могут объяснить до сих пор. Предполагается, однако, что за эффект тоннеля ответственны нейроны головного мозга. Умирая, они начинают хаотично возбуждаться, что создает ощущение яркого света, а вызванное недостатком кислорода нарушение работы периферического зрения создает «эффект туннеля». Чувство же эйфории может появляться в связи с тем, что мозг высвобождает эндорфины, «внутренние опиаты», снижающие ощущения подавленности и боли. Это вызывает галлюцинации в тех частях мозга, которые отвечают за память и эмоции. Люди ощущают счастье и блаженство.

Столь же возможен, правда, и обратный процесс - физиология начинает включаться в ответ на стимулы, созданные психологическими явлениями. Понять, что действует первым, столь же невозможно, как и ответить на вопрос о пресловутых яйце и курице.

Ничто не предвещало беды

Как говорил булгаковский Воланд, «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что иногда он внезапно смертен». На этот случай у ученых тоже найдется немало исследований. Одно из самых известных - работа норвежского психолога Ранди Нойеса, который выделил стадии и для внезапной смерти.

Стадия сопротивления. Человек осознает опасность, испытывает страх и пытается бороться. Как только он осознает тщетность такого сопротивления, страх исчезает, и человек начинает ощущать безмятежность и спокойствие.

Обзор жизни. Проходит в виде панорамы воспоминаний, сменяющих друг друга в быстрой последовательности и охватывающих все прошлое человека. Чаще всего это сопровождается положительными эмоциями, реже - негативными.

Стадия трансцендентности. Логическое завершение обзора жизни. Люди начинают воспринимать свое прошлое со все большим отдалением. В конце концов, они способны достичь состояния, при котором вся жизнь видится как единое целое. Вместе с тем, они поразительным образом различают каждую деталь. После чего преодолевается даже и этот уровень, и умирающий как бы выходит за пределы себя самого. Именно тогда он испытывает трансцендентное состояние, которое иногда еще называют «космическим сознанием».

Страх смерти и неполнота жизни

Несмотря ни на что, многие совершенно здоровые и молодые люди часто боятся смерти. Причем, делают это куда более навязчиво, чем все остальные. С чем это связано? С таким вопросом мы обратились к специалистам.

Страх смерти - очень важный «кирпичик» в фундаменте культур, религий, развития человечества, цивилизаций, больших и малых социальных групп, то есть необходимый элемент некоего «коллективного бессознательного», - говорит психоаналитик, специалист Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии Любовь Заева. - Но это и то, без чего нет развития, функционирования каждой отдельной личности, отдельной психики. Фрейд считал, что страх смерти порождается страхом кастрации: это глубинный страх потерять часть себя, страх разрушения своего телесного «Я».

Следует разделять нормальное присутствие этой темы в жизни и патологичес-кое. Под нормальным следует понимать те ситуации, когда страх смерти, например, помогает включать необходимые защиты для регуляции поведения, жизни. Это то, что нас бережет и спасает. Если мы отдаем себе отчет, что можем погибнуть, если не будем соблюдать правила дорожного движения, то это помогает нам оставаться сохранными и избегать опасных ситуаций.

В глобальном смысле страх смерти помогал выживать целым народам, стимулируя миграции, открытия, развитие науки и культуры. Чтобы не умереть, не погибнуть, продлить жизнь, улучшить ее, необходимо элементарно чему-то учиться, что-то делать, что-то менять, что-то знать и о чем-то помнить. То есть, страх смерти способен толкать нас к самосовершенствованию и новой жизни.

Страх смерти может включать мощные компенсаторные механизмы, и тогда человек, защищаясь от него на бессознательном уровне, начинает, например, усиленно следить за своим здоровьем, придерживаться здорового образа жизни. Он может стать творцом, приносящим плоды, «рождающим» вопреки смерти - тогда творчество во всех его видах как бы заглушает страх смерти. Сама мысль о том, что что-то останется после нас (дети, предметы искусства и быта, посаженные нами сады и леса, идеи, бизнес), словно отодвигает смерть от нас, добавляет в жизнь «каплю вечности».

Патологическое присутствие темы смерти в жизни конкретного человека обнаруживает себя, например, в состояниях замороженности и оцепенения, депрессиях, повышенной тревожности, фобиях. Под этими крайне неприятными состояниями часто скрывается травматизация в очень раннем возрасте от столкновения с темой смерти, когда даже не было реальной гибели объекта (никто на самом деле не умер), но нечто было потеряно во внутреннем мире (любимый объект, чувство безопасности или доверие к миру). В душе и в психике при этом как будто образуется дыра, которая то и дело дает о себе знать разными тревожными переживаниями.

Самый быстрый, легкий и «нарушенный» способ борьбы со страхом смерти - различного рода аддикции, зависимости. Алкоголик и наркоман всегда находятся во власти страха смерти, но при этом делают все, чтобы их бытие разрушалось.

Сильный страх смерти всегда возникает там и тогда, когда теряется смысл жизни, нет идеи, цели, зовущей вперед фантазии, то есть когда человек экзистенциально дезориентирован. Тогда в его душе как будто не звучит музыка жизни, и он слышит сигналы конца, пустоты... В этом смысле большинство религий предлагают свой короткий ответ страху смерти, говоря о вечности жизни души, других воплощениях в иных жизнях. Какой смысл бояться, если смерти как таковой нет?

По сути, религиозные концепции напоминают о бренности одного и бессмертия другого в нас, самого важного. Человек, который патологически настроен на волну «радиостанции голоса смерти», всегда боится проститься с чем-то отжившим в своей душе, жизни, и не видит, не ценит свой настоящий дальнейший путь. Мы иногда бываем на кладбищах, но уходить оттуда надо всегда вовремя. Помня о смерти, мы значительно больше должны помнить о ценности жизни.

Страх смерти бывает разный

Каковы причины страха смерти? Можно предположить несколько вариантов ответа, - говорит Елена Сидоренко, психоаналитически-ори-ентированный психолог, председатель и член правления регионального отделения Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии РО ЕКПП-Россия-Самара. - Прежде всего, это страх смерти как таковой, страх того, что она наступит. Своя или близкого человека, незнакомца на улице и т.д.

В этом случае, вероятнее всего, речь идет о существовании фантазии, переполняющей внутренний мир субъекта, выплескивающейся и вмешивающейся в реальность. Согласно психоаналитическому толкованию, в этом случае уместно говорить о присутствии некоего желания, которое питает и развивает бессознательную фантазию человека. Это психическое содержание может иметь корни в глубине далекого прошлого и нести звучание присутствия убийственного влечения (т.е. бессознательного желания убить, разрушить), отрицаемого человеком в силу социального неодобрения (так нельзя, не принято, могут наказать).

В другом случае может иметь место страх, как неопределенная тревога. Не углуб-ляясь во фрейдовскую теорию страха, можно отметить, что немецкое слово angst не имеет однозначного смысла. Это слово нередко может иметь контрастное значение. В отличие от страха, как боязни чего-либо, имеющей определенный объект, чувству тревоги характерно как раз отсутствие такого объекта. Имеется в виду своеобразное «предвкушение», предвосхищение переживания как такового.

И, наконец, имеет смысл затронуть страх смерти, как особое состояние, устойчивую реакцию субъекта в травматической ситуации при потоке внутренних и внешних возбуждений, которыми субъект не в силах управлять. Это автоматичес-кая реакция. Об этом Фрейд писал в своей работе «Торможение, симптом, страх». В данном случае речь идет о свидетельстве психической беспомощности человека. Это автоматически возникающий страх смерти. Он представляет собой спонтанный ответ организма на травматическую ситуацию или на ее повторение. Прототипом этого переживания становятся переживания младенца как следствие его биологической беспомощности.

Смерть - это цель жизни

Из психоаналитической практики мы знаем, что страх смерти не является базовым страхом, - говорит известный петербургский психоаналитик Дмитрий Ольшанский. - Потерять жизнь - это не то, чего боятся все люди без исключения. Для кого-то жизнь не представляет особой ценности, для кого-то она омерзительна настолько, что расстаться с нею выглядит счастливым исходом, кто-то грезит о жизни небесной, поэтому земное существование представляется тяжким бременем и суетой сует. Человек боится потерять не жизнь, а то значимое, чем эта жизнь наполнена.

Поэтому, например, бессмысленно применять смертную казнь в отношении религиозных террористов: они и так мечтают поскорее отправиться на небеса и встретиться со своим богом. А для многих преступников смерть была бы избавлением от мук совести. Поэтому эксплуатация страха смерти для социальной регуляции не всегда оправдана: некоторые люди не боятся смерти, а стремятся к ней. Фрейд говорит нам даже о влечении к смерти, которая связана с понижением всех напряжений организма до нуля. Смерть представляет собой точку абсолютного покоя и абсолютного блаженства.

В этом смысле, с точки зрения бессознательного, смерть является абсолютным наслаждением, полной разрядкой всех влечений. Неудивительно поэтому, что смерть является целью всех влечений. Смерть, правда, может пугать человека, поскольку связана с утратой личности или собственного «Я» - привилегированного объекта, созданного взглядом. Поэтому многие невротики задаются вопросом: а что ждет меня после смерти? Что останется от меня в этом мире? Какая часть меня смертна, а какая обладает бессмертием? Поддаваясь страху, они создают себе миф о душе и о рае, где их личность якобы сохраняется после смерти.

Поэтому неудивительно, что люди, не имеющие этого собственного «Я», не обладающие личностью, не боятся и смерти, как, например, некоторые психотики. Или японские самураи, которые являются не самостоятельными рефлексирующими личностями, а лишь продолжением воли своего господина. Они не боятся потерять жизнь на поле боя, не держатся за свою личность, потому что изначально ее не имеют.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что страх смерти носит воображаемый характер и коренится лишь в личности человека. Тогда как во всех остальных регистрах психики такого страха нет. Более того, влечения стремятся к смерти. И можно даже сказать, что мы умираем именно потому, что влечения достигли своей цели и завершили земной путь.

СМЕРТЬ - момент прекращения жизненных функций организма. Одно из главных понятий мифологической картины мира. Момент перехода человека из «этого» мира в потусторонний мир; граница между ними и, одновременно, основное содержание и характеристика того света. Смерть неизбежна; предопределена судьбой, но время и обстоятельства своей смерти человеку знать не дано. Смерть есть расставание души с телом (кончина). Во время кончины появляется, приходит за душой какое-то мифическое лицо - смерть, Бог, архангел Михаил, святой. В этот момент происходит борьба за душу умирающего с силами дьявола (частный суд). Считается, что легко умирают праведники, а тяжелой смертью наказываются грешники, колдуны, которые не могут умереть, пока не передадут свое знание. У славян смерть - ипостась, карающий лик Марены, Мары. Предстает в виде старухи с косой.

В оккультном смысле смерть означает разрыв серебряной нити, соединяющей астральное тело, или душу, с физическим телом. Смерть - это часть процесса перерождения на другие уровни бытия. В обрядах инициации тьма смертная испытывается прежде, чем родится новый человек, произойдет воскресение и реинтеграция.

Согласно каббале, самые ревностные последователи умирают не от силы Злого Духа, Иецер Ха Ра, но от поцелуя уст Иеговы Тетраграмматона, встречая его в Айкал Ахаба, или дворце любви.

В откровениях тибетского учения о бардо смерти имеет три основных стадии, то есть является трехфазным процессом постепенного проявления ума: из его наичистейшего состояния (сущностной природы ума) через свет и энергию (сияние природы ума) в усиливающуюся кристаллизацию, в ментальную форму.

Опыт смерти, с точки зрения тибетских учений, принимается как возможность окончательного освобождения нашей сущностной природы от иллюзии материального существования.

В индуизме есть много слов для понятия смерти:

  • махапрастхана - великий уход;
  • самадхимарана - сознательное умирание в состоянии медитации;
  • махасамадхи - великое слияние или поглощение.

Все эти слова обозначают уход просветленной души. Индуисты знают, что при смерти душа отделяется от физического тела и продолжает существовать в тонком теле (в сукшма-шарире) с теми желаниями, устремлениями и склонностями, что были ей присущи, когда она жила в физическом теле. Теперь личность существует в промежуточном мире, Антарлоке, вместе с теми любимыми, что умерли раньше, и её посещают земные знакомые во время сна. Индуисты не боятся смерти, поскольку знают, что это одно из самых славных и возвышенных переживаний, обладающее огромным духовным потенциалом.

К другим терминам, обозначающим смерть относятся:

  • паньчатвам - смерть как растворение пяти элементов;
  • мритью - естественная смерть;
  • прайопавеша - добровольная смерть в результате голодания;
  • марана - неестественная смерть, например, убийство.

Во многих религиях существует представление о неизбежной смерти (или гибели) всего человечества, богов и даже всей Вселенной (смотри Эсхатология). Однако и эта смерть не считается окончательной, за ней обязательно следует возрождение человечества в новом качестве, рождение новых богов и сотворение новой Вселенной.