Изучение жизни святых в школе для чего. Жития святых

Сергий Радонежский.

Он основал под Москвой Троицкий монастырь (в настоящее время это Троице-Сергиева лавра), много сделал для Русской церкви. Святой горячо любил свою Отчизну и немало сил положил на то, чтобы помочь своему народу пережить все бедствия. Нам стало известно о жизни преподобного благодаря рукописям его сподвижников и учеников. Работа Епифания Мудрого под названием «Житие Сергия Радонежского», написанная им в начале XV века, является ценнейшим источником информации о жизни святого. Все остальные рукописи, появившиеся позднее, представляют собой, в основной своей массе, переработки его материалов.

Доподлинно не известно, когда и где появился на свет будущий святой. Его ученик Епифаний Премудрый в жизнеописании преподобного говорит об этом в очень затейливой форме. Историки сталкиваются со сложной проблемой интерпретации данной информации. В результате изучения церковных сочинений XIX века и словарей было установлено, что день рождения Сергия Радонежского, скорее всего - это 3 мая 1319 года. Правда, некоторые ученые склоняются к другим датам. Точное место появления на свет отрока Варфоломея (так звали святого в миру) также неизвестно. Епифаний Премудрый указывает, что отца будущего монаха звали Кирилл, а мать - Марией. До переселения в Радонеж семья жила в Ростовском княжестве. Считается, что родился преподобный Сергий Радонежский в селе Варницы в Ростовской области. При крещении мальчику было дано имя Варфоломей. Родители назвали его в честь апостола Варфоломея.

В семье родителей Варфоломея было трое сыновей. Наш герой был вторым ребенком. Двое братьев его, Стефан и Петр, были детьми смышлёными. Они быстро освоили грамоту, научились писать и читать. А вот Варфоломею учеба никак не давалась. Сколько ни бранили его родители, ни старался образумить учитель, отрок не мог научиться читать, и святые книги были недоступны для его понимания. А затем произошло чудо: вдруг познал грамоту Варфоломей, будущий святой Сергий Радонежский. Биография его показательна тем, как вера в Господа помогает преодолеть любые жизненные трудности. О чудесном научении отрока грамоте рассказал в своем «Житии» Епифаний Премудрый. Он говорит о том, что Варфоломей долго и усердно молился, прося Бога помочь ему научиться писать и читать, чтобы познать Священное писание. И однажды, когда отец Кирилл отправил сына искать пасущихся лошадей, Варфоломей увидел под деревом старца в черной ризе. Мальчик со слезами на глазах рассказал святому о своей неспособности к учению и попросил помолиться за него перед Господом. Старец сказал ему, что с сего дня отрок будет разуметь грамоту лучше своих братьев. Варфоломей пригласил святого в дом своих родителей. Перед их посещением они зашли в часовню, где отрок без запинки прочел псалом. Затем он поспешил со своим гостем к родителям, чтобы обрадовать их. Кирилл и Мария, узнав о чуде, стали восхвалять Господа. На вопрос к старцу о том, что означает сие удивительное явление, они узнали от гостя, что их сын Варфоломей был отмечен Богом еще в утробе матери. Так, когда Мария незадолго до родов пришла в церковь, ребенок в чреве матери прокричал три раза, когда святые пели литургию. Этот рассказ Епифания Мудрого нашел отражение в картине художника Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Чем еще отмечен в детстве преподобный Сергий Радонежский в рассказах Епифания Премудрого? Ученик святого сообщает о том, что еще до 12-ти летнего возраста Варфоломей соблюдал строгие посты. В среду и пятницу он не ел ничего, а в другие дни питался только водой и хлебом. По ночам же отрок часто не спал, посвящая время молитве. Все это послужило предметом спора между родителями мальчика. Марию смущали эти первые подвиги сына.

Вскоре семья Кирилла и Марии обеднела. Они вынуждены были перебраться на жилье в Радонеж. Произошло это примерно в 1328-1330 годах. Известна и причина, по которой произошло обнищание семьи. Это было тяжелейшее время на Руси, которая была под властью Золотой орды. Но не только татары тогда грабили народ нашей многострадальной родины, облагая его непосильной данью и совершая регулярные набеги на поселения. Ханы татаро-монгольские сами выбирали, кому из русских князей править в том или ином княжестве. И это было не менее тяжким испытанием для всего народа, чем нашествие Золотой Орды. Ведь такие «выборы» сопровождались насилием по отношению к населению. Об этом нередко рассказывал сам Сергий Радонежский. Биография его - яркий пример беззакония, творившегося в то время на Руси. Княжество Ростовское отошло великому князю московскому Ивану Даниловичу. Отец будущего святого собрался и переехал с семьей из Ростова в Радонеж, желая оградить себя и близких от разбоев и нужды.

Когда доподлинно произошло рождение Сергия Радонежского, неизвестно. Зато до нас дошли точные исторические сведения о его детской и юношеской жизни. Известно, что, еще будучи ребенком, он усердно молился. Когда ему исполнилось 12 лет, он решил принять монашеский постриг. Кирилл и Мария против этого не возражали. Однако они поставили сыну условие: монахом он должен стать только после их смерти. Ведь Варфоломей со временем стал единственной опорой и поддержкой стариков. К тому времени братья Петр и Стефан уже обзавелись своими семьями и жили отдельно от престарелых родителей. Недолго пришлось ждать отроку: вскоре Кирилл и Мария скончались. Перед смертью они, по обычаю того времени на Руси, приняли сначала иноческий постриг, а затем схиму. После кончины родителей Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский монастырь. Там принял иноческий постриг его брат Стефан, к тому времени уже овдовевший. Недолго здесь находились братья. Стремясь к «строжайшему монашеству», они на берегу реки Кончуры основали пустынь. Там, посреди глухого Радонежского бора, в 1335 году Варфоломей возвел небольшую деревянную церковь, названную в честь Святой Троицы. Теперь на ее месте стоит соборный храм во имя Святой Троицы. Брат Стефан вскоре перебрался в Богоявленский монастырь, не выдержав аскетичного и слишком сурового образа жизни в лесу. На новом месте он затем станет игуменом. А Варфоломей, оставшись совершенно один, призвал игумена Митрофана и принял постриг. Теперь он был известен, как монах Сергий. В тот момент жизни ему было 23 года. Вскоре к Сергию стали стекаться иноки. На месте церкви образовалась обитель, которая в наши дни называется Троице-Сергиева лавра. Отец Сергий стал здесь вторым игуменом (первым был Митрофан). Настоятели являли своим ученикам пример большого трудолюбия и смирения. Монах Сергий Радонежский сам никогда не брал подаяния от прихожан и запретил инокам делать это, призывая жить лишь плодами труда рук своих. Слава обители и его настоятеля росла и дошла до города Царьграда. Патриарх вселенский Филофей с особым посольством прислал преподобному Сергию крест, схиму, параман и грамоту, в которой отдал должное настоятелю за добродетельное житие и посоветовал ввести в монастыре киновию. Внемля этим рекомендациям, радонежский игумен ввел в своей обители общинножительный устав. Позднее он был принят во многих монастырях Руси.

Очень много полезного и доброго для своей Родины сделал Сергий Радонежский. Главное условие непобедимости и нерушимости любой страны - в единении ее народа. Это очень хорошо понимал в свое время отец Сергий. Это также является очевидным для наших политиков сегодня. Хорошо известно о миротворческой деятельности святого. Так, очевидцы утверждали, что Сергий кроткими, тихими словами мог найти дорогу к сердцу любого человека, воздействовать на самые ожесточенные и грубые сердца, призывая людей к миру и послушанию. Нередко святому приходилось примирять враждующие стороны. Так, он призвал князей русских объединиться, отбросив в сторону все разногласия, и покориться власти князя московского. Это впоследствии стало главным условием освобождения от татаро-монгольского ига. Немалый вклад в победу русских в Куликовской битве внес Сергий Радонежский. Кратко рассказать об этом невозможно. Великий князь Дмитрий, получивший позднее прозвище Донской, перед боем пришел к святому, чтобы помолиться и спросить у него совета, можно ли войску русскому выступить против безбожных. Ордынский хан Мамай собрал несусветную рать, чтобы раз и навсегда поработить народ Руси. Люди нашей Отчизны были страхом великим охвачены. Ведь никому еще не удавалось побить вражеское войско. Преподобный Сергий на вопрос князя ответил, что защищать Родину - дело богоугодное, и благословил его на великую битву. Обладая даром предвидения, святой отец предрек Дмитрию победу над татарским ханом и возвращение целым и невредимым домой со славой освободителя. Даже тогда, когда Великий князь увидел несметную вражескую рать, ничто не дрогнуло в нем. Он был уверен в будущей победе, на которую его благословил сам преподобный Сергий.

Кроме Троице-Сергиевой Лавры, святой воздвиг следующие монастыри:

* Благовещенский в городе Киржач во Владимирской области;

* Высоцкий монастырь в городе Серпухове;

  • * Старо-Голутвин близ города Коломны в Московской области;
  • * Георгиевский монастырь на реке Клязьме.

Во всех этих обителях настоятелями стали ученики святого отца Сергия. В свою очередь, последователи его учений основали более 40 монастырей.

Чудотворения Житие Сергия Радонежского, написанное его учеником Епифанием Премудрым, повествует о том, что в свое время настоятель Троице-Сергиевой Лавры совершил много чудес. Необычные явления сопровождали святого на протяжении всего его бытия. Первое из них было связано с его чудесным рождением. Это рассказ премудрого о том, как ребенок в чреве Марии, матери святого, во время литургии в храме прокричал три раза. И это слышали все люди, находящиеся в нем. Второе чудо - научение отрока Варфоломея грамоте. О нем подробно было рассказано выше. Еще известно о таком диве, связанном с жизнью святого: воскрешение отрока молитвами отца Сергия. Вблизи монастыря жил один праведный человек, который имел сильную веру в святого. Единственный сын его, малолетний мальчик, был смертельно болен. Отец на руках принес ребенка в святую обитель к Сергию, чтобы тот помолился за его выздоровление. Но отрок скончался, пока родитель его излагал свою просьбу настоятелю. Безутешный отец пошел готовить гроб, чтобы положить в него тело сына своего. А святой Сергий начал усердно молиться. И произошло чудо: мальчик вдруг ожил. Когда убитый горем отец нашел своего ребенка живым, он припал к ногам преподобного, вознося похвалы. А настоятель велел подняться ему с колен, объяснив, что чуда здесь нет: просто отрок озяб и ослабел, когда отец нес его в монастырь, а в теплой келье согрелся и начал двигаться. Но мужчину было не переубедить. Он уверовал в то, что святой Сергий явил диво. В наши дни находится немало скептиков, сомневающихся в том, что преподобный творил чудеса. Их интерпретация зависит от мировоззренческой позиции истолкователя. Вероятно, что человек, далекий от веры в Бога, предпочтет не заострять внимания на подобной информации о чудесах святого, найдя им иное, более логичное объяснение. Но для многих верующих повествование о жизни и всех событиях, связанных с Сергием, имеет особое, духовное значение. Так, например, многие прихожане молятся о том, чтобы их дети постигли грамоту, благополучно сдали переводные и вступительные экзамены. Ведь отрок Варфоломей, будущий святой Сергий, поначалу также никак не мог одолеть даже азы учебы. И лишь усердное моление Богу привело к тому, что свершилось чудо, когда мальчик дивным образом научился грамоте.

Старость и смерь преподобного Жизнь Сергия Радонежского являет для нас беспримерный подвиг служения Богу и Отечеству. Известно, что дожил он до глубокой старости. Когда лежал он на смертном одре, предчувствуя, что скоро явится на суд Божий, в последний раз призвал он братию для наставления. Своих учеников он призвал прежде всего «иметь страх Божий» и нести людям «чистоту душевную и любовь нелицемерную». Скончался настоятель 25 сентября 1392 года. Погребен он в Троицком соборе.

Нет никаких документально подтвержденных данных о том, когда и при каких обстоятельствах люди начали воспринимать Сергия как праведника. Некоторые ученые склоняются к мнению, что настоятель Троицкой обители был причислен к лику святых в 1449-1450 годах. Тогда в грамоте митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке предстоятель Русской церкви называет Сергия преподобным, причисляя его к чудотворцам и святителям. Но есть и другие версии его канонизации. День Сергия Радонежского празднуется 5 (18) июля. Об этой дате говорится в трудах Пахомия Логофета. В них он повествует о том, что в этот день были обретены мощи великого святого. За всю историю Троицкого собора эта святыня покидала его стены только в случае серьезной угрозы извне. Так, два пожара, случившиеся в 1709 и 1746 году, послужили причиной выноса мощей святого из обители. Когда русские войска оставили столицу во время нашествия французов во главе с Наполеоном, останки Сергия были вывезены в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1919 году атеистически настроенное правительство СССР издало постановление о вскрытии мощей святого. После того как это не богоугодное дело было совершено, останки были переданы Сергиевскому историко-художественному музею в качестве экспоната. В настоящее время мощи святого хранятся в Троицком соборе. Есть и другие даты памяти его настоятеля. 25 сентября (8 октября) - день Сергия Радонежского. Это дата его преставления. Также поминают Сергия 6 (19) июля, когда прославляются все святые иноки Троице-Сергиевой Лавры.

П о емкому определению Ивана Ильина: «Культура начинается там, где духовное содержание ищет себе верную и совершенную форму. Христианская культура - совершенствование в духе самого себя, и ближнего, и вещей».

Д рагоценные достояния христианской культуры, рожденные духом: Евангелие как живой поток любви, духовные облики людей, законы, установления и способы совместной жизни, материальные облики вещей.

Д ля начальной школы предлагается программа «Уроки добра». Она включает в себя все ценности, обозначенные Ильиным. Первый год обучения способствует приобретению навыка различать Добро и Зло в христианских православных категориях нравственности. Второй год обучения открывает детям святость как реально воплощенный идеал личностного совершенства.

Т ретий год знакомит детей с Евангельским учением о любви и с источником всякого блага - Иисусом Христом.

П онимание святости в православном контексте глубоко разработал священник Павел Флоренский. Святость - не только отрицание всякого зла в этом мире и явление иного мира добра, но и активная сила, имеющая глубокое преображающее воздействие на человека и мир в целом.

Ц ель предмета «Православная культура» - раскрыть значение святых людей для бытия мира, показать святость как высшее достижение личности, как исполнение всей жизни человека с Богом.

В оспитательная роль житий святых .

С вятые люди имели и земное счастье, радость и довольство. Отметить этот аспект жизни святых значит запечатлеть радостный и счастливый лик святого: в любых трудных ситуациях он чувствует себя в руках Божиих.

З аложить фундамент духовно-нравственных ценностей и представлений на основе христианской православной культуры возможно только в контексте ценностей детского мира. Усвоение ценностей происходит только при обращении к личностному внутреннему миру учащегося, что является условием его саморазвития и самореализации. Образ (или представление, понятие), знакомый ребенку, выражающий идею события или явления, помогает учителю вывести ученика из хаоса жизненных впечатлений. Через анализ образа как конструирование мира в православном понимании ученик переходит к действию-осмыслению связи понятия с современной жизнью.

С вятые имели здоровый интерес к жизни, решимость в достижении целей, профессиональное и общественное служение, человеческие отношения. Задача состоит в том, чтобы передать свет любви и добра, мир души, теплоту отношений, высоту и совершенство мастерства, радость о мире и всех людях как зримые дары Святого Духа, как реальные знаки того, «что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Открыть любовь как высший дар неба, жизнь на земле - не как ожидание, а подготовка, которая требует от человека активной жизненной позиции. Таковы воспитательные возможности содержания учебного материала, основанного на житиях святых.

Р ассмотрим воспитательные возможности формы проведения урока. Переход от лекционного монолога к диалогу способствует внутренней работе по осмыслению своей позиции, самоанализу, уважению личностных особенностей собеседников. Творческая деятельность детей глубоко запечатлевает образы и понятия, предложенные учителем. Коллективная творческая работа является наиболее эффективным воспитательным моментом урока. Даже оценивание может оказывать воспитательное воздействие, как поощрение нравственных и эстетических чувств.

Статья из энциклопедии "Древо": сайт

Агиогра́фия (от гр. άγιος “святой“ и γράφω “пишу“), научная дисциплина, занимающаяся изучением житий святых , богословскими и историко-церковными аспектами святости.

Подходы к изучению житий святых

Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения.

С историко-богословской точки зрения жития святых изучаются как источник для реконструкции богословских воззрений эпохи создания жития, его автора и редакторов, их представлений о святости, спасении, обожении и т.д.

В историческом плане жития при соответствующей историко-филологической критике выступают как первоклассный источник по истории церкви, равно как и по гражданской истории.

В социально-культурном аспекте жития дают возможность реконструировать характер духовности, социальные параметры религиозной жизни (в частности, и так наз. народную религиозность), религиозно-культурные представления общества.

Жития, наконец, составляют едва ли не самую обширную часть христианской литературы , со своими закономерностями развития, эволюцией структурных и содержательных параметров и т.д., и в этом плане являются предметом литературно-филологического рассмотрения.

Особенности литературно-филологического подхода к житиям святых

Литературно-филологическое изучение житий выступает как основа всех прочих типов исследований. Жития пишутся по определенным литературным канонам, меняющимся во времени и различным для разных христианских традиций. Любая интерпретация житийного материала требует предварительного рассмотрения того, что относится к сфере литературного этикета. Это предполагает изучение литературной истории житий, их жанров, установление типичных схем их построения, стандартных мотивов и приемов изображения и т.д. Так, например, в таком агиографическом жанре, как похвала святому, соединяющем в себе характеристики жития и проповеди, выделяется достаточно четкая композиционная структура (введение, основная часть и эпилог) и тематическая схема основной части (происхождение святого, рождение и воспитание, деяния и чудеса, праведная кончина, сравнение с другими подвижниками); эти характеристики восходят к позднеантичному энкомиуму, и их разная реализация в процессе развития житийной литературы дает существенный материал как для историко-литературных, так и для историко-культурных выводов.

Агиографической литературе свойственны многочисленные стандартные мотивы, такие, например, как рождение святого от благочестивых родителей, равнодушие к детским играм и т.п. Подобные мотивы выделяются в агиографических произведениях разных типов и разных эпох. Так, в актах мучеников , начиная с древнейших образцов этого жанра, приводится обычно молитва мученика перед кончиной и рассказывается о видении Христа или Царствия Небесного, открывающегося подвижнику во время его страданий. Эти стандартные мотивы обусловлены не только ориентацией одних произведений на другие, но и христоцентричностью самого феномена мученичества: мученик повторяет победу Христа над смертью, свидетельствует о Христе и, становясь “другом Божиим”, входит в Царство Христово. Эта богословская канва мученичества естественно отражается и в структурных характеристиках мученических актов.

Отличия восточной и западной традиций описания жития святых

В принципе, житие святого – это не столько описание его жизни (биография), сколько описание его пути к спасению, типа его святости. Поэтому набор стандартных мотивов отражает прежде всего не литературные приемы построения биографии, а динамику спасения, того пути в Царствие Небесное, который проложен данным святым. Житие абстрагирует эту схему спасения, и поэтому само описание жизни делается обобщенно-типическим. Сам способ описания пути к спасению может быть различным, и как раз в выборе этого способа более всего различаются восточная и западная агиографические традиции. Западные жития обычно написаны в динамической перспективе, автор как бы прослеживает из своей позиции, из земного бытия, по какой дороге прошел святой от этого земного бытия к Царствию Небесному. Для восточной традиции более характерна обратная перспектива, перспектива святого, уже достигшего Небесного Царства и от вышних озирающего свой путь к нему. Эта перспектива способствует развитию витийственного, украшенного стиля житий, в которых риторическая насыщенность призвана соответствовать неумопостигаемой высоте взгляда из Царствия Небесного (таковы, например, жития Симеона Метафраста , а в русской традиции – Пахомия Серба и Епифания Премудрого). При этом особенности западной и восточной агиографической традиции очевидным образом соотносятся с характерными чертами западной и восточной иконографии святых : сюжетности западной иконографии, раскрывающей путь святых к Богу, противопоставлена статичность иконографии византийской, изображающей прежде всего святого в его прославленном, небесном состоянии. Таким образом, характер агиографической литературы непосредственно соотнесен со всей системой религиозных воззрений, различиями религиозно-мистического опыта и т.д. Агиография как дисциплина и изучает весь этот комплекс религиозных, культурных и собственно литературных явлений.

История агиографии

Христианская церковь с первых дней своего существования тщательно собирает сведения о жизни и деятельности ее подвижников и сообщает их в общее назидание. «Жития святых» составляют едва ли не самые обширный отдел христианской литературы. Если не считать апокрифических евангелий и сказаний об апостолах , в которых содержится немало детальных сведений о первых деятелях христианства, то первыми по времени «Жития святых» были сказания о мучениках .

Мартирология первых веков от Р.Х.

Из позднейших известны:

  • Ассемани, «Acta ss. martyrum orientalium et occidentalium» (1748);
  • Лагранж, «Choix des actes des martyrs d"Orient» (Пар. 1862).

Кроме общих, на Западе существуют еще поместные мартирологи стран или народностей:

  • африканский мартиролог (Стеф. Мачелли),
  • бельгийский мартиролог (Молана),
  • немецкий мартиролог (Валассера),
  • испанский мартиролог (Салацара),
  • английский мартиролог (Вильсона),
  • итальянский мартиролог (Корнелия)
  • и др.

Жития святых, отличные от мартирологов

Более обширна литература «Житий святых» второго рода - преподобных и других. Древнейший сборник таких сказаний - Дорофея , еп. тирского (+ 362), - сказание о 70-ти апостолах. Из других особенно замечательны:

  • «Жития честных монахов », патриарха александрийского Тимофея (+ 385);
  • Лавсаик Палладия, («Historia Lausaica, s. paradisus de vitis patrum»;
  • «Historia Christiana veterum Patrum» 1582, подлинный текст в изд. Рената Лаврентия;
  • «Opera Maursii», Флоренция, 1746, т. VIII; есть и русский перевод, 1856);
  • Труды Феодорита Киррского (+ 458) - (в названном изд. Рената) а также в полных собраниях сочинений Феодорита; в русск. переводе - в «Творениях св. Отцов», изд. московской дух. академии и ранее отдельно);
  • «Лимонарь , сиречь цветник», Иоанна Мосха (Leimwnarion, в «Vitae patrum», Росвейга, Антв. 1628, т. X; рус. изд. - М. 1859).

На Западе главными писателями этого рода в патристический период были:

"Нравоучительная агиография"

Минеи

Календари и месяцесловы

Наконец, последний общий источник для житий святых всей церкви составляют календари и месяцесловы . Зачатки календарей относятся к самым первым временам церкви, как видно из биографических сведений о св. Игнатии (+ 107 г.), Поликарпе (+ 167), Киприане (+ 258). Из свидетельства Астерия Амасийского (+ 410) видно, что в в. они были настолько полны, что содержали в себе имена на все дни года.

Месяцесловы, при Евангелиях и Апостолах, делятся на три рода: восточного происхождения, древнеитальянские и сицилийские, и славянские. Из последних древнейший - при Остромировом Евангелии (XII в.). За ними следуют месяцесловы: Ассемани , при глаголитском Евангелии , находящемся в Ватиканской б-ке, и Саввин, изд. Срезневским в 1868 г. Сюда же относятся краткие записи о святых при церковных уставах иерусалимском , студийском и константинопольском .

Минеи-Четьи Германа Тулупова и Иоанна Милютина

Всех отдельных житий древнерусских святых, вошедших и не вошедших в исчисленные сборники, насчитывается 156. В XIX столетии явился ряд пересказов и переработок Четиих-Миней св. Димитрия:

  • «Избранные жития святых, кратко изложенные по руководству Четиих-Миней» (1860 - 68);
  • А. Н. Муравьева, «Жития святых российской церкви, также Иверских и Славянских» (1847);
  • Филарета, архиеп. черниговского, «Русские святые»; «Словарь исторический о святых российской церкви» (1836 - 60);
  • Протопопова, «Жития святых» (М., 1890)
  • и пр.

Более или менее самостоятельные издания житий святых -

  • Филарета, архиеп. черниговского:
    • а) «историческое учение об отцах церкви» (1856, новое изд. 1885),
    • б) «исторический обзор песнопевцев» (1860),
    • в) «Святые южных славян» (1863)
    • г.) «Св. подвижницы Восточной церкви» (1871);
  • «Афонский патерик» (1860 - 63);
  • «Вышний покров над Афоном» (1860);
  • «Подвижники благочестия на Синайской горе» (1860);
  • И. Крылова,
    • «Жития св. апостолов и сказания о семидесяти учениках Христовых» (М., 1863);
    • «Достопамятные сказания о жизни св. блаженных отцов» (перев. с греческого, 1856);
  • архим. Игнатия, «Краткие жизнеописания русских святых» (1875);

    См. проф. Н. Н. Петрова «О происхождении и составе славяно-русского печатного пролога», Киев, 1875

    Подробные о значении этих миней см. в «Месяцеслове» еп. Сергия, 1, 160

    В 1748 году он был хиротонисан в митр. Киевского.

    Подробнее оценку Четиих-Миней см. в сочинении В. Нечаева, исправленном А. В. Горским - «Св. Димитрий Ростовский», М., 1853, и И. А. Шляпкина - «Св. Димитрий», СПб., 1889

Жития святых на уроках в школе

Сидорова Е.А.

1. Введение.
Вопросы духовности и нравственности, казалось бы, в наше время отодвинуты обществом на второй план, приоритеты отдаются вопросам материальным, приобретению « земных сокровищ». Но при этом все осознают, что без «сокровищ небесных» попытки навести порядок в политической и экономической сфере обречены на провал. Сложность ситуации в духовно-нравственной сфере жизни общества объясняется ещё и тем, что при значительном росте количества людей, объявляющих себя верующими, при расширении сети воскресных школ глубина и сила православного образа жизни, православных убеждений ещё недостаточна.
Педагоги современной школы ищут новые пути и средства духовно-нравственного воспитания и обращаются в этих поисках к Православию.
Автор данной статьи более трех десятков лет работает в общеобразовательной школе. Приобретённый опыт подсказал, что необходимо проводить уроки духовности на основании того материала, который доступен учителю-словеснику. Первым этапом моей работы было изучение на уроках литературы духовного опыта поэтов и писателей России. Путь к Православию А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова и других видных представителей русской классики вызывает у школьников интерес, даёт учителю возможность для духовно-нравственного воспитания в рамках уроков литературы. В поисках новых путей использования православной культуры для духовно-нравственного воспитания мне пришлось обратиться к житийной литературе.
Житие – жизнеописание. Оно рассказывает не только о фактах биографии, но и о духовной жизни человека, в которой непременно есть явные проявления божественных чудес. Житийная литература – это особый жанр. Описание пути человека к святости может стать для школьников первым шагом к Православию. Адаптированные для учащихся тексты, современные изложения житий – тот живой материал, через которые входит в детские души Свет Истины, Свет Православия.
2.Житие святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия на уроках русского языка.
Русская пословица гласит: «Сперва аз да буки, а потом другие науки». «Аз» да «буки», «азбука» – основа всякой грамотности, фундамент, на котором выстраивается образование. Учитель-словесник имеет возможность постоянно обращаться к азбуке, к «азам», а также использовать жития создателей славянской письменности – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, память которых чтит весь славянский мир.
Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл были родными братьями. Родились они в знатной греческой семье из города Солуни (ныне Фессалоники). Старший – Мефодий, сначала был воином. Затем, прослужив больше десяти лет, он ушёл в монахи на гору Олимп. Там жил в большом смирении, выполняя монашеские обеты, занимаясь изучением священных книг.
Младший брат – Константин (в монашестве Кирилл). С детских лет был он премудр не только в науках, но и в жизни. Умом и прилежанием приводил в удивление учителей. Знал много иностранных языков. Константин стал священником и библиотекарем при церкви Святой Софии в Константинополе. Все почитали его как мудрого Философа (такое прозвище получил он за свою учёность). Но Константин тяготился жизнью в столице. Он ушёл в одно тихое место, где стал заботиться только о спасении души, а затем перебрался на Олимп к старшему брату Мефодию.
Когда к греческому царю пришли послы от хазар, чтобы им прислали кого-нибудь разъяснить истинную веру, выбор пал на Константина. Константин согласился и уговорил брата своего, знавшего славянский язык, идти с ним на апостольское служение.
Прошло немного времени, и славянские князья прислали к греческому царю послов с просьбой найти им такого епископа и учителя, который бы на славянском языке разъяснил им веру Христову. Решено было отправить к славянам Мефодия и Константина. Святые усердно помолились Богу, и им открылась славянская азбука. Они перевели на славянский язык Священное Писание и богослужебные книги. При поддержке духовных и светских властей империи и по просьбе моравского князя Ростислава братья в 863 году отправились с миссией в Моравию. Сорок месяцев жили братья среди славян. Там они крестили моравов, обучали их славянской азбуке, переводили богослужебные тексты на старославянский язык и вели на нём церковные службы. Они приобрели много учеников, готовых быть хорошими учителями и достойными священнослужителями в народе. Чтобы посвятить своих учеников в священный сан, святые братья отправились в Рим.
Вскоре по прибытии Константин, немощный и прежде, изнурённый трудами и долгим путешествием, тяжело заболел и по истечении пятидесяти дней преставился ко Господу. Было это в 869 году.
Святой Мефодий был посвящён во епископы и ещё много лет служил, просвещая славян светом христовой веры. После кончины Мефодия в 885 году его ученики в Моравии подверглись преследованиям, а уцелевшие нашли убежище у болгарского кагана Бориса, где было продолжено дело Кирилла и Мефодия в славянском мире .
Что необходимо осмыслить учащимся при обращении к жизни великих Первоучителей?
Славянское единство – это пример не только этнического, исторического, культурного, но и духовного единства. Азбука Кирилла и Мефодия стала фундаментом, на котором выросло здание славянской культуры. Современные школьники должны знать, что азбука, на которой основано всё «книжное учение», создавалась людьми святыми, праведными, воплотившими в своей жизни идеал христианской любви к людям. Достаточно вспомнить тот факт, что святые братья, побывав в Хазарском каганате со своей миссией, отказались от предложенных им богатых даров, дабы с ними отпустили на родину пленников-христиан. А по возвращении в Царьград, где их приняли со многою честью и радостью и хотели возвести в святительский сан, братья удалились в монастырь. Ни слава, ни богатство, ни почести не нужны были тем, кто посвятил свою жизнь распространению христианского учения.
Западные архиереи и иереи негодовали, что славянское богослужение обрело свой язык, свои книги. В 867 году на Флорентийском соборе в Венеции Кирилл Философ отстоял право славян говорить с Богом на родном языке. Аргументы славянского первоучителя были неоспоримы: ведь Господь пришёл спасти все народы, право славословить Бога на своём речении имеет каждый народ. Такое осмысление на уроках русского языка деятельности двух равноапостольных братьев приведёт учащихся к укреплению чувства толерантности, уважения к культуре других народов и в то же время к пониманию уроков истории:
«Везде, где славянская Литургия удержалась, там удержалась и славянская народность против внешних влияний» .
3. Первые русские святые - князья Борис и Глеб.
В 988 году Русь приняла христианство, и с тех пор вся история нашей страны неразрывно связана с Православием. Но это утверждение можно развернуть и по-другому: в жизни христиан, в жизни русских святых, угодников, праведников в полной мере нашла отражение история страны. Период феодальных усобиц (11 столетие) отразился в прославлении первых русских святых – князей Бориса и Глеба, сыновей Владимира Святославича. Они были убиты по приказу их брата Святополка, захватившего киевский престол. Борис и Глеб не только не поднялись против брата, но даже добровольно пошли навстречу гибели, мужественно и кротко приняв смерть.
На канонизации Бориса и Глеба настаивал прежде всего Ярослав Мудрый. Он представил убитых братьев образцом верности младших князей старшим. Эта идея слилась с христианскими идеалами смирения, кротости, любви к ближнему, готовности ради спасения души пойти на безвинную страдальческую смерть. В 1071 году князья Борис и Глеб были причислены к лику святых как мученики и страстотерпцы - те, кто «претерпев страсти» (страдания), не изменил христианским убеждениям.
«Житие Бориса и Глеба» главное внимание уделяет гибели братьев. Борис и Глеб изображаются идеальными христианскими героями-мучениками. Они добровольно принимают мученический венец.
Литературы по данному вопросу много, одним из самых доступных для учителя источников информации ныне являются Интернет-ресурсы.
Для уроков русского языка можно брать отрывки из жития братьев, адаптируя текст, стараясь так построить работу, чтобы содержание текста не заслонялось чисто языковыми вопросами.
Вот пример проведённой автором данной работы «адаптации» текста для учащихся старших классов. « Борис был во всем покорен старшим князьям. По велению отца, князя Владимира, он отправляется в поход против печенегов. На обратном пути он узнает, что отец скончался, а киевский престол захватил Святополк. Борис оплакивает смерть отца. Дружина предлагает ему пойти на Киев, но, подчиняясь долгу вассала, он отказывается и предпочитает смерть измене. «Был блаженный правдив, щедр, тих, кроток, смиренен, всех миловал и обо всех заботился» - сказано в Житии. Борис думал: «Знаю, что брата моего зла ради толкнут люди на убийство мое и погубят меня. Если прольет кровь мою, то буду мученик, и душу мою примет Господь». Скорбь Бориса сменялась упованием на милость Божию и радостью о спасении христианской души.
Заговорщики, посланные Святополком, окружают шатер, где молится князь, и поражают его копьями. Смертельно раненный Борис просит дать ему время помолиться. Его везут на телеге в город, и два варяга добивают мученика ударом меча в сердце.
Глеб такой же герой-мученик, как и Борис. Когда Святополк его зовет в Киев, он немедленно отправляется в путь. Недалеко от Смоленска его настигают посланные Святополком убийцы, и Глеб безропотно, не оказывая никакого сопротивления, позволяет убить себя. Однако образ Глеба не во всем повторяет Бориса. В отличие от Бориса, томимого мрачным предчувствием, Глеб ничего не подозревает, даже когда узнает о смерти отца и гибели брата. Он только выражает желание поскорее встретиться с любимым братом на небесах, если уж нельзя на земле. Наивно-восторженно Глеб относится к окружающему миру, он не верит, что его могут убить. При виде убийц, подплывающих к нему в лодке, он, не замечая их мрачных лиц, радуется встрече. О том, что его собираются убить, Глеб догадывается лишь тогда, когда они стали «скакать» в его лодку, держа в руках мечи. Глеб, дрожа всем телом, просит о пощаде, как просят дети: «Не троньте меня, не троньте меня!» Он не понимает, за что и почему должен умереть. Беззащитность Глеба очень трогательна. Это один из самых светлых образов древнерусской литературы.»
Для работы по содержанию, чтобы усвоить «духовное ядро» отрывка, учащимся предлагаются вопросы:
1. Почему братья-князья Борис и Глеб стали первыми русскими святыми?
2. Что общее и различное есть в образах двух братьев – первых русских святых?
3. Почему Борис и Глеб безропотно принимают смерть?
4. Послушание Богу и послушание людям – есть ли различие в этих понятиях?
5. Могут ли быть образцом для современного человека эти святые?
6. Что вам известно о грехе братоубийства? Что вам известно об Авеле и Каине?
Конечно, надо учесть, что многие школьники далеки от Православия, и современная жизнь показывает необходимость решительного противостояния злу, каким является терроризм и экстремизм, вплоть до уничтожения вооружённым путём этого зла. Поэтому учитель должен быть готов к тому, что не все дети примут понимание святости, как кротости и смирения, но развернувшаяся дискуссия уже заставит учащихся размышлять над вопросами о смысле жизни, о христианской святости, о русском праведничестве. В памяти у детей сохранятся образы двух братьев и понимание, что быть святым – это значит быть кротким и смиренным, предотвращать кровопролития в государстве ценой собственной жизни.
Школьникам младшего и среднего звена может быть предложена работа с отрывками из художественной литературы: на православных сайтах размещена книга «Жития святых для детей» Роберта (Романа) Балакшина. . Отрывки из книги побуждают детей читать всю книгу, главное - разбудить мысль и чувство ребёнка, сосредоточить его внимание на самых ярких моментах жития.
« Прошли годы... Состарился великий князь Владимир, креститель Руси.
Уже не так уверенно держал он в руке меч, не так зорок был глаз. Прослышали печенеги, что недужится князю, и решили двинуться походом на Русь, пожечь, пограбить русские города и села.
Велел князь Владимир позвать к нему младшего сына Бориса, которого неотлучно держал возле себя.
– Звал, батюшка? – сказал Борис, входя в палату и глубоко поклонившись отцу.
Владимир посмотрел на сына и, кажется, все хвори отступили. Красив, молод, силен сын. Дружина его любит. Бояре в думе хвалят его за ум и рассудительность.
– Да, звал, – ответил святой князь. – Идут на нас печенеги. Покажи им, что не затупился еще русский меч, все так же метки наши стрелы...
– Когда выступать, батюшка?
– Немедленно.
Борис поцеловал руку отца и вышел из палаты. Пока скорым юношеским шагом молодой князь шел дворцовыми переходами, не раз вспоминалась ему рука отца: старческая, сухая, слабая. Сдавило сердце Бориса от жалости к отцу, и на глаза его выступили слезы.
Скоро во дворе запели боевые трубы, послышалось ржание коней, а на соборной Десятинной церкви басовито загудели колокола, провожая войско в поход.
Улыбнулся у раскрытого оконца князь Владимир. Горяч сын, проворен, скоро за дело берется. Быть ему на Киеве князем.
Только не довелось юному князю скрестить свой меч с печенегами, добыть себе почет, а Отечеству славу».
На самом интересном месте чтение прекращается, учитель задаёт вопрос: что же было дальше? Почему не добыл юный князь себе почёта, а Отечеству славы?
Разобрав традиционные для анализа текста вопросы (тема, идея, тип и стиль речи, способы связи предложений и т. д.), уделив внимание традиционным орфограммам и знакам препинания, учитель подскажет ребятам множество духовно-нравственных вопросов: отношения отца с сыном, защита родной земли, уважение к человеку.
Разговор о первых русских святых будет продолжен на следующем уроке в работе над новым отрывком из книги.
«Узнав, что русское войско ведет на них князь Борис, печенеги побежали в свои степи. В это время великий князь Владимир скончался в Киеве, так и не дождавшись возвращения сына из похода. Случилось это 15 июля 1015 года.
Киевляне еще плакали и рыдали о Владимире Красном Солнышке (так они величали святого князя), а у старшего сына, князя Святополка слезы уже высохли. Замыслил он злодеяние, о каком не слыхано было на русской земле. По словам летописца, Святополк начал думать: «Перебью всех братьев и приму один всю власть на Руси».
Святополк видел особую любовь отца к Борису и поэтому завидовал брату и ненавидел его, но при отце ненависть не показывал, за лицемерной улыбкой скрывая свои истинные чувства.
Потратив на поиски печенегов несколько дней, Борис возвращался назад. У реки Альты он разбил свой лагерь. Здесь гонец принес ему весть о кончине отца и письмо от старшего брата. Ушел Борис сразу в свой шатер и весь день до вечера плакал об отце. Отец был его учителем в жизни, наставлял, как вести государственные дела, как командовать войском, учил быть милосердным к народу, уважать и почитать священников, украшать церкви. Вместе с Борисом печалилась и плакала дружина, которую не раз водил в победоносные походы князь Владимир.
Вечером к уставшему от слез и рыданий Борису в шатер пришел воевода – начальник дружины, – учивший Бориса еще трехлетним мальчиком сидеть на коне, стрелять из лука, рубить мечом.
– Княже, – сказал он Борису, – дружина просит, чтоб ты вел ее на Киев. Мы знаем, что покойный князь Владимир только тебя хотел видеть в Киеве князем. Однажды тайно он сам сказал мне об этом».
Прочитав отрывок на этом месте, учитель задаст вопрос: «Что, по вашему мнению, ответил князь Борис?» И вот так от урока к уроку, от фрагмента к фрагменту можно с пользой для детской души пройти «по ступенькам» всё житие первых русских святых.
При анализе таких текстов пробуждается интерес к житийной литературе, учащиеся видят, что у каждого героя житийного жанра есть своя неповторимая черта, свой «подвиг». Святые Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) положили начало чину страстотерпцев, до них неизвестному в Православной Церкви. Они последовали подвигу Христа, не бежали от неминуемой смерти, а добровольно пошли на смертные страдания.
4. Житие Александра Невского в системе военно-патриотического воспитания на уроках русского языка и литературы.
Изучение жизни Александра Невского, казалось бы, уместно проводить на уроках истории, анализируя ход Невской битвы и Ледового побоища. Однако на уроках русского языка и литературы тоже можно найти место и время поговорить с учащимися о великом святом земли Русской – благоверном князе Александре Невском.
Обучение разным видам изложения, сочинения на различные гражданские, военно-патриотические темы, составление характеристик, описаний и т. д. можно спланировать, используя материалы жизни великого русского полководца и святого благоверного князя Александра Невского. Популярность этого благочестивого имени в Русской земле всегда была велика, в 2009 году Александр Невский по социологическому опросу признан «человеком года». Это значит, что жизнь новгородского князя, умершего много веков назад, продолжает представлять интерес для русских людей.
Материалы жития князя Александра Невского – бесценное подспорье для воспитателя и учителя. Учащимся интересно узнать и о тех храмах, которые связаны с именем Александра Невского, не только о знаменитой Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге, но и о маленьких приходах.
Князь Александр Невский (1220 – 1263) в ХIII столетии был самой известной фигурой на Руси. Осмысление его «жития», его подвига во имя единства своего Отечества представляет важное звено в духовно-нравственном воспитании школьников. Главные, ключевые моменты жития святого должны быть осмыслены именно в духе образца, примера для подражания, ведь этот человек своё земное житие построил в угоду не славолюбию, а боголюбию,
Вот, например, как излагает житие князя один из православных сайтов:
Романов-на-Мурмане. Детская страничка. Жития святых для детей..
« Святой князь Александр Невский родился в семье благочестивых русских князей Ярослава и Феодосии. Господь с детских дней готовил в нем духовный светильник, горящий верою и добродетелями. Никогда святой князь не предавался детским играм и развлечениям. Его любимым занятием было чтение священных книг и пламенная молитва к Богу. Пением церковных песнопений он услаждал свою душу, постом и воздержанием укреплял и развивал телесные силы.
Сделавшись взрослым, Александр стал княжить в Великом Новгороде. Он княжил мудро и справедливо и заслужил всеобщую любовь и уважение. Приближенных он поучал такими словами: «От Бога мы получили власть над людьми Божиими и в страшный день Суда должны будем дать отчет в пользовании этой властью. Наказывая виновных, не будьте жестоки, соразмеряйте милостью наказание. Ничего не делайте под влиянием гнева, раздражения и зависти. Не забывайте нуждающихся, помогайте всем, творите милостыню, чтобы и себе заслужить милость Божию».
В то время началось великое нашествие татар на Русь. Они разрушали города и села, убивая жителей или уводя их в плен, а тех, кто оставался, заставляли платить огромную дань. До Новгорода татары не дошли, но, пользуясь бедственным положением Руси, на нее напали немцы и шведы.
У благоверного князя Александра было очень мало войска, но много упования на милость Божию и на заступницу христиан Богородицу Марию. Он сказал своим воинам: «Не в силе Бог, а в правде» – и, молясь Господу и возлагая на Него всю свою надежду, одержал много побед над врагами, за одну из которых был назван Невским. Так благоверный князь Александр с Божией помощью спас Русь от немецкого владычества, и она никогда не забывала и не забудет этого великого земного подвига его.
Новгород, хотя и не был захвачен татарами, все равно им покорился, потому что противиться столь многочисленной армии Русь тогда еще не могла. Благоверного князя Александра вызвали на поклон к татарскому хану.
Причастившись Плоти и Крови Господа нашего Иисуса Христа и взяв благословение у архиерея, он поехал в татарское царство – Орду. Перед представлением царю ему велели исполнить обычные у татар нечестивые обряды, но святой Александр отказался, сказав: «Я христианин, и мне не подобает кланяться идолам. Я поклоняюсь Отцу и Сыну и Святому Духу, Богу единому, в Троице славимому, создавшему небо, землю и все, что на них». Татары против обыкновения не убили благоверного князя за такое исповедничество и даже впоследствии сделали его великим князем.
С этого времени и до конца своих дней святой Александр Невский все свои силы отдавал родине, всячески стараясь облегчить тяжесть татарского ига. Он, сколько мог, выкупал пленных, а для остальных выпросил у татар разрешение открыть Церкви в самой Орде. Мудро и милостиво правя русским народом, он постепенно восстанавливал жизнь на разоренной земле, стараясь облегчить тяжелое положение жителей.
Неодолимый в битвах, изнемог он под бременем великокняжеского венца и вскоре скончался, не дожив даже до сорока пяти лет. Причастившись перед смертью Святых Христовых Тайн, он тихо отошел в вечные обители.
А через сто двадцать лет тело благоверного князя Александра Невского было обретено нетленным. И ныне он хранит Богом врученный ему удел – Отечество наше. И ныне близок он всем, с верою призывающим святое имя его, изливает свою милость и ходатайствует перед престолом Вседержителя Бога. Ему же честь и слава вовеки веков.».
Учитывая, что на уроках русского языка огромное внимание уделяется информационной переработке текста в виде сжатого изложения, использование с благоговением подобных текстов, адаптированных для восприятия, будет способствовать не только развитию речевых навыков, но и военно-патриотическому, и нравственно-духовному воспитанию. Учащиеся на отдельных эпизодах жития Александра Невского, рассмотренных более подробно, убеждаются в том, что высот духа достигают люди, которые живут не для себя, а во славу Божию, с упованием на Бога.
Следует более подробно остановиться на тех фрагментах из древнерусской «Повести о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра», которые показывают чудесное вмешательство Божьего промысла не только в судьбу самого князя, но и в судьбу нашего Отечества. Молитвы князя в церкви святой Софии накануне Невской битвы, его знаменитые слова: «Не в силе Бог, но в правде», чудесное покровительство первых русских святых Бориса и Глеба, удивительное принятие мёртвым князем грамоты из рук митрополита… «Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и едва отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его было мертво, и везли его из дальних краев в зимнее время. И так прославил Бог угодника своего».
В годы Великой Отечественной войны воспоминание о славных победах русского князя поднимало дух бойцов. В 1942г. был учрежден орден Александра Невского, которым награждались командиры от взводов до дивизий включительно, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей.
5. Житие Сергия Радонежского как пример великого духовно-нравственного подвига.
В рамках небольшой работы невозможно рассмотреть все вопросы, связанные с использованием на уроках житийной литературы, но вопрос о житии Преподобного Сергия Радонежского обойти нельзя. Глубину и святость Православия – того корня, который всегда питал нашу Отчизну, невозможно понять, не познакомившись с житием святого Сергия. Повесть Б.К.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» изучается в 8 классе, когда школьники уже знают многие события русской истории. «Его спокойная, чистая и святая жизнь наполнила собой почти столетие. Входя в него скромным мальчиком Варфоломеем, он ушёл одной из величайших слав России», – пишет о Преподобном Сергии Б.К.Зайцев. Сергий Радонежский – особый святой, которому была суждена «безмолвная канонизация в народного святого .
Можно предложить следующую структуру уроков по теме «Русская старина» в 8 классе:
1. Люди Древней Руси. Знакомство с житиями святых Кольского Севера (национально-региональный компонент)
2.. Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Преподобного Сергия Радонежского». «Ваш сын будет велик перед Богом!»
3. Урок-исследование «Сравнительный анализ канонической житийной литературы и повести Б.К.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский».
4. Чему учит нас великий русский святой? (По повести Б.К.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский»)
5. «Житие Аввакума, им самим написанное».
6. Литературная игра по теме «Древняя Русь».
При изучении данной темы есть возможность более детально познакомить учащихся с особенностями агиографического жанра. В любом житии можно выделить следующие разделы: вступление (обычно это сетования автора по поводу собственного «недостоинства», невежества, а также выражение необходимости составить житие, подкреплённое цитатами из Библии); затем идёт основная часть: рождение детей от благочестивых родителей, описание детства с наклонностью будущего святого к уединению, постнической, молитвенной жизни; описание собственно подвижничества и чудес, явленных святым (прозорливость, исцеления), столкновение с «врагами», победа над ними; предсказание своей смерти и благочестивая кончина. Завершая повествование, составители житий рассказывают о посмертных чудесах святого и воздают ему похвалу.
Перед школьниками раскрывается житие русского святого, человека, внесшего огромный вклад в становление Русского государства (основание Троице-Сергиевой Лавры и распространение монастырей как оплотов веры и силы государства, благословение князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву). При этом любой учащийся навсегда запомнит «Видение отроку Варфоломею», как пришла чудодейственная помощь мальчику, страдающему от неудач в усвоении грамоты, пришла помощь от самого Господа за смирение и усердие отрока.
Примером великого духовно-нравственного подвига для любого православного человека всегда будет служить житие Преподобного Сергия Радонежского. « В тяжёлые времена крови, насилия, свирепости, предательств, подлости – неземной облик Сергия утоляет и поддерживает. Не оставив по себе писаний, Сергий будто бы ничему не учит. Но он учит именно всем обликом своим: одним он утешение и освежение, другим – немой укор. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере» .
6. Жития русских святых, покровительствующих семье.
С тех пор, как в наших школах повсеместно стало внедряться празднование Дня влюблённых, Дня святого Валентина, считаю своим долгом напоминать детям о том, что в России незаслуженно забыты святые, покровительствующие семье. Кажется иногда, что католический святой Валентин, тайно венчающий влюблённых (без согласия их родителей), может принести нашей молодёжи больше вреда, чем пользы. А между тем, русские святые Пётр и Феврония Муромские, блаженная Ксения Петербургская, Царская Семья Николая и Александры Романовых - вот пример для подражания молодёжи.
Много лет подряд накануне Дня святого Валентина или в сам этот день обязательно на уроке русского языка выделяю время, чтобы рассказать учащимся, какие удивительные «влюблённые» жили на русской земле. Семейные проблемы касаются каждого ребёнка-школьника, поэтому всегда слушают с интересом и о Муромских князьях, которые явили Руси пример благочестивого брака, любви и верности, и о Ксении Петербургской, хранившей верность умершему мужу, спасшего его душу непрестанными молитвами. Огромный интерес вызывает у юношей и девушек история любви последнего русского императора Николая Второго и императрицы Александры, которые много лет ждали согласия родителей на брак и явили всей России пример благочестивой семьи, где росли не капризные царские дети, а достойные христиане. .
Житие Петра и Февронии тоже очень нравится детям, впечатляет учеников «чудо», произошедшее при положении святых в гроб .
7. Новый мученик за Христа воин Евгений.
На книжной полке в моём школьном кабинете с 2000 года лежит маленькая тоненькая брошюрка, на обложке которой написано «Новый мученик за Христа воин Евгений». С портрета на обложке смотрит девятнадцатилетний юноша, который пострадал за Христа в наши дни. Рассказывая ребятам о житиях древнерусских святых, я вспоминаю и о том, кто в наши дни стал мучеником в Чеченской войне.
Евгений Родионов принял смерть за Христа 23 мая 1996 года, в праздник Вознесения Господня, в селении Бамут в Чечне. День смерти его был в день его рождения, когда ему исполнилось 19 лет…
Вот отрывок из проповеди протоиерея Александра Шаргунова, помещённого в этой книге: «Молодым солдатам, захваченным в плен, сказали: «Кто хочет остаться живым, пусть снимет свой нательный крестик и назовёт себя мусульманином». Когда Евгений отказался снять свой крестик, его стали жестоко избивать. Потом подвергли издевательствам и пыткам, которые продолжались в течение трёх месяцев. Потом – убили, отрубив голову. Могилу его за огромные деньги указали матери сами чеченцы. Мать опознала сына по нательному крестику. Поразительно, что даже с мёртвого они не сняли крестик – не посмели» .
Страшная эта история никого не может оставить равнодушным. Можно по-разному относиться к вере, но такая преданность вере и такое мужество в молодом девятнадцатилетнем солдате вызывает не просто уважение – вызывает благоговение. Заставляет о многом задуматься, оценить жизнь по другой шкале - шкале вечности и сердечной чистоты, увидеть силу русской православной веры.

8. Заключение.
Жития святых на уроках могут стать составной частью стройной системы учебно-воспитательного процесса.
Как не вспомнить, что основой семейного чтения (а значит и воспитания тоже!) на Руси всегда была житийная литература. Эта литература может помочь и в школьных условиях, «Четьи-Минеи», так любимые в древности русским народом, могут и сегодня показывать, как жить по совести и в любви к людям.
С изучением житийной литературы решается вполне реальная задача: детям во всей полноте прививается нравственность, духовность. В результате обращения к житиям святых будут усвоены такие христианские ценности, как Семья, Верность, Любовь к ближнему. Дети не любят голых и нудных нравоучений и назиданий, а в житиях эти назидания гармонично вытекают из описания подвигов святого. Каждый школьник непременно захочет узнать историю «своего» святого, в житии своего покровителя может найти утешение, раскрыть смысл духовной жизни, законов нравственности.
На Симеоновских общеобразовательных чтениях, в докладе Г.С.Ващенко, было сказано веское слово о громадном значении изучения житий святых: « Русь Святая - не образ, а национальная идея. Через историю святости можно изучать историю России. Изучение житий святых - это воспитание патриотизма через знакомство с жизнью государства. Это изучение культуры, обычаев народа. Один из главных смыслов обращения к житиям святых - это приучение к молитвенному обращению к святым о заступничестве за нас. Это опытное познание соборности Церкви. Это обретение личного живого духовного опыта». И учитель-словесник может и должен быть причастен к этому «одухотворению» подрастающего поколения через житийную литературу.

Примечания

Энциклопедия для детей, т. 6. Религии мира, ч.2. М.6 Аванта+, 2002.
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – просветители славянские. В кн.: Церковнославянская грамота. Учебные очерки// СПб, 1998? c. 53.
Интернет-ресурсы: Википедия. Жития святых. Жития святых для детей. Четьи-минеи.
http://romanov-murman.narod.ru/detki/zitia_svatyh/boris_gleb/index.htm
http://romanov-murman.narod.ru/detki/zitia_svatyh/nevskiy/nevskiy.htm
Древнерусская литература / Житие Александра Невского
http://www.litra.ru/fullwork/get/woid/00628381189680994347/
Б.К.Зайцев. Избранное. Издание Сретенского монастыря, 1998, с.95.
Там же, с. 13.
Там же, с. 95.
Священник Алексий Мороз, педагог Т.А.Берсенева. Уроки добротолюбия. Учебное пособие для среднего школьного возраста. Сатисъ, Держава, С-Пб, 2005.
http://romanov-murman.narod.ru/detki/zitia_svatyh/petr_fevronia_2/index.htm
Новый мученик за Христа воин Евгений. Москва, «Новая книга», 1999.
«Просвет. центр собора св. блгв. вел. кн. А.Невского. М-лы Симеоновских образовательных чтений. Ващенко Г.С. Современное педагогическое значение житийной литературы.» http://www.prosvetcentr.ru/Ask_to/article/articl.php?id_site=1&id_article=117&id_page=30