Преподобный кассиан грек. Кассиан угличский

1 АВГУСТА - ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА, САРОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА (1903). РАДОСТЬ НАША БАТЮШКА СЕРАФИМ Пастыри о том, как стяжать любовь и ласковое ко всем отношение Сегодня Русская Православная Церковь празднует обретение мощей преподобного Серафима Саровского. Чудотворец Серафим всех встречал возгласом "Радость моя! Христос воскресе!" Рядом с батюшкой оттаивали сердца, зарождалась вера в Живого Бога, приходило покаяние. О том, как стяжать любовь и ласковое ко всем отношение, корреспонденту портала Православие.Ru рассказали священники Димитрий Шишкин и Николай Булгаков. «Если мы не имеем полной любви, будем делать дела любви» Священник Димитрий Шишкин Священник Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия): - Когда мы говорим о христианском отношении к ближнему, надо помнить о том, что ласковость может легко перейти в ласкательство и человекоугодие. Чрезмерной лаской и «снисхождением» можно ведь и погубить человека. Особенно это видно в наше время, когда именно «человеколюбием» оправдывают крайнее снисхождение к человеческим страстям и порокам. Святые отцы всегда отличали отношение к самому человеку, как бы низко он не пал, от отношения к духам тьмы, к страстям, которые тем или иным человеком обладают. Нам не хватает тех, кто, утешая нас, не льстил бы нашему самолюбию и эгоизму Ласковое отношение Божия угодника преподобного Серафима - особого свойства: оно проистекает из глубины боголюбивого сердца. И это боголюбие, выстраданное и обретённое как бесценный дар, позволяет по-настоящему любить человека именно в осознании его действительного призвания. Любовь и ласка преподобного Серафима обымают всего человека, содействуя не одному лишь его душевному и телесному спокойствию, но более всего – спасению в вечности. Как же нам не хватает таких людей, которые, утешая и вдохновляя нас на духовную жизнь, в то же время не льстили бы нашему самолюбию и эгоизму. И именно таков преподобный Серафим! Ласка его, крайне сердечное тепло и любовь распространялись, как правило, на тех, чья душа была умягчена покаянием или хотя бы склонностью к нему. Именно к покаянию и побуждает в ещё большей степени истинная любовь и духовная ласка. Но если преподобному встречался надменный и гордый человек, закосневший в грехах и не желавший меняться, мы видим совсем другие примеры - немалой суровости и даже обличительной жесткости. Впрочем, и эта жесткость исполнена на самом деле любви и крайней тревоги за вечную будущность человека, за его спасение. Нам, конечно, нужно иметь друг к другу не только внешне доброе и ласковое обращение, но и, главным образом, истинное и нелицемерное братолюбие. Это заповедовал нам Сам Господь, об этом говорили неоднократно святые апостолы. Но и братолюбие не обретается сразу. Оно по крупицам подается Господом по мере того, как мы сами ищем любовь, учимся её стяжать. Потому и говорит Господь: «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7:7). Не говорит «попросите», но «просите», то есть в своём благом желании, в душеполезной просьбе нужно проявлять настойчивость и терпение, простирающиеся даже до последнего мгновения земной жизни. Так уж устроена духовная жизнь – ни на чём здесь нельзя останавливаться окончательно, ничто нельзя считать делом решенным. Во всём требуется крайнее трезвение и внимание. И в деле стяжания любви – тоже. Но даже если мы не имеем той самой сердечной и полной любви, от которой проистекает действительно духовное и ласковое обращение с ближними – будем, по крайней мере, делать дела любви. Уже одними добрыми поступками, совершаемыми ради Христа, будем стараться угождать Богу. И Господь, видя нашу нужду, нашу сердечную просьбу, видя наше постоянство в доброделании – непременно подаст нам духовную любовь к Нему и ближним, а это - самое великое сокровище христианина! Вот в этом постоянстве, в этом повседневном и тщательном исполнении Заповедей Христовых, в сокрушенной и внимательной молитве, и заключён, вероятно, главный «рецепт» стяжания любви от преподобного Серафима. *** «Вера делает добрым отношение к любому человеку» Священник Николай Булгаков Священник Николай Булгаков, настоятель храма Державной иконы Божией Матери в поселке Кратово, Подмосковье: - «Радость моя!» - так ласково встречал преподобный Серафим Саровский всех, кто к нему приходил. Ласковость нужна, конечно, и нам. Мы все любим, когда с нами ласково обращаются. «Бей всех лаской и любовью», - такой совет давал своим сестрам младший современник преподобного Серафима Николай Васильевич Гоголь. Но откуда ее взять, эту ласковость? Она же должна быть искренней. Ласковым не очень-то притворишься. Если постараешься нарочно говорить «Радость моя!», а в твоих словах будет холод, толку не будет. Главное - не то, что снаружи, а то, что внутри. На внешнем далеко не проедешь. Как же это у преподобного Серафима получалось? Как получалось говорить благоуветливым голосом со всеми - хотя, вероятно, посещали его и те, что говорили с ним не благоуветливо. И ведь приходившие к нему были грешниками! Батюшка Серафим всё про них знал - больше, чем даже они сами про себя. Господь ему открывал. Почему же они были для него радостью? Чем же они его радовали? А тем, что они - люди. Что они живут на свете. Что их Бог создал. Что Он их любит, промышляет о них, терпит, прощает, заботится: присылает к Своему угоднику за советом, а тому дает мысль благую - которая будет им полезна. Им станет легче жить, радостнее…

Грек (кн. Константин Мангупский (Макнувский, Манкувский, Мавнукский); 1432 (?), п-ов Пелопоннес, Греция - 4.10. 1509 или 1504, Кассианова Учемская пуст.), прп. (пам. 21 мая и 2 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Учемский, Угличский, основатель Кассиановой Учемской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. (совр. с. Учма Мышкинского р-на Ярославской обл.).

Житие

Все известные списки Жития К. имеют индивидуальные чтения, но их можно разделить на 3 основные редакции: Краткую (известна в 3 списках 2-й пол. XVII в.: РНБ. Погод. № 1563; УИХМ. Уг-15118; ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 427, а также в более поздних рукописях), Проложную (Пролог. М., 1662. Л. 466-468 об.) и Пространную (2 списка, представляющие 2 варианта Пространной редакции: РНБ. АНЛ. А-47, 80-е гг. XVIII в.; РНБ. Вяз. Q-37, кон. XVIII - нач. XIX в.). Первичной является Краткая редакция, предположительно созданная в 1-й пол. XVII в. По-видимому, путем ее сокращения была составлена Проложная редакция, вошедшая в Пролог 1662 г. под 21 мая (это предположение требует доказательства, т. к. 3 ранних списка Краткой редакции одновременны Прологу или более поздние). Известны списки Краткой редакции 2-й пол. XVIII - 1-й трети XIX в.: РНБ. Тит. № 43, 1751 г.; ИРЛИ. Собр. ИМЛИ. № 25 и 28, 60-80-е гг. XVIII в. (текст имеет черты Проложной редакции и ряд индивидуальных чтений); списки 20-х гг. XIX в., написанные одним почерком,- РНБ. Тит. № 2642 и Архив СПбИИ РАН. Ф. 238. Оп. 1. № 212. Л. 32-47 об. Для поздних списков Краткой редакции характерны сокращение текста или контаминация протографов.

Пространная редакция Жития, появившаяся, по мнению М. Д. Каган-Тарковской, в кон. XVII - 1-й пол. XVIII в., известна в 2 списках в составе старообрядческих сборников, содержащих жития Угличских святых: РНБ. АНЛ. А-47, 80-е гг. XVIII в.; РНБ. Вяз. Q-37, кон. XVIII - нач. XIX в. Более ранний вариант Пространной редакции, по-видимому непосредственно связанный с Краткой редакцией, по сравнению с последней расширен за счет добавления рассказов об аресте и о гибели угличского кн. Андрея Васильевича Большого и о перенесении Учемского мон-ря на новое место после наводнения. Последний эпизод перекликается с рассказом об основании угличского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря в Житии прп. Паисия Угличского. Данное совпадение может свидетельствовать о том, что пространные редакции обоих житий создавались одновременно, вероятно одним автором. Содержащееся в Пространной редакции повествование об аресте кн. Андрея Васильевича Большого в Угличе и о его смерти в угличской тюрьме (в действительности князь был арестован в 1491 в Москве и скончался здесь же в 1493) является ключевым для всех угличских агиографических памятников в поздних редакциях. В этих текстах нашло отражение представление угличан о том, что кн. Андрей был погребен прп. Паисием Угличским (в Житии К.- преподобными Паисием и К.) в Преображенском соборе Угличского кремля. Это сообщение, не совпадающее с летописными данными и с Угличским летописцем, читается в списках местных житий XVIII-XIX вв. и отражает сформировавшуюся во 2-й пол. XVIII в. традицию местного почитания кн. Андрея Васильевича Большого. Видимо, из Пространной редакции Жития К. рассказ об аресте и смерти кн. Андрея был перенесен в составленное в XVIII в. и известное в единственном списке «Житие святаго и благовернаго князя Андрея Васильевича Углецкаго и чад его благоверных князей Иоанна и Дмитрия, новых страстотерпцев» (ГИМ. Увар. № 818, 80-е гг. XVIII в.).

2-й вариант Пространной редакции Жития К. читается в сборнике РНБ. Вяз. Q-37, написанном Г. Д. Серебренниковым (Тихомеровым; ок. 1745-1827), угличским писателем и историком (он отредактировал Пространную редакцию Жития прп. Паисия Угличского в той же рукописи, Житие Романа Угличского (РНБ. Q.I.995), Угличский (Серебренниковский) летописец (РГБ. Муз. № 934)). В списке РНБ. Вяз. Q-37 представлена авторизованная, поданная в характерной для Серебренникова лит. манере Пространная редакция Жития К. Серебренникову были известны обстоятельства ареста кн. Андрея Васильевича Большого в Москве в 1491 г. (об этом свидетельствуют маргиналии в переработанных книжником Житии прп. Паисия и в Угличском (Серебренниковском) летописце). Однако угличский писатель не смог в своей версии Жития К. отказаться от местной легенды, в к-рой рассказывается, как воины кн. Димитрия Иоанновича Жилки ночью напали на кн. Андрея в его угличском дворце (этого не могло быть, потому что кн. Димитрий Жилка получил Угличский удел в 1504, в 1491 ему было ок. 10 лет). Серебренников изменил финал истории по сравнению с др. списком Пространной редакции: кн. Андрея разлучают с детьми и отправляют в Москву. Видимо, Серебренников искал компромисс между известными ему историческими фактами и местной агиографической традицией.

Каган-Тарковская выделила Особую редакцию Жития К., которая представляет собой свободный сокращенный пересказ Пространной редакции Серебренникова и читается в Угличском летописце, составленном Серебренниковым в нач. XIX в. (РГБ. Муз. № 934. Л. 58-67; фрагмент опубл.: Ярославские ЕВ. 1894. Ч. неофиц. № 11-13). Жизнеописание К. в Угличском (Серебренниковском) летописце сокращено (опущены рассказы о наводнении и о гибели кн. Андрея), но можно установить его зависимость от Пространной редакции, составленной Серебренниковым. Так, только в данном варианте Пространной редакции и в Угличском (Серебренниковском) летописце выбор места для Учемской обители определен явлением св. Иоанна Предтечи, который повелел К. остаться на Учме и обещал заботиться о мон-ре. По-видимому, Особую редакцию Жития К. составил Серебренников в ходе работы над Угличским летописцем.

Биография

Осенью 1472 г. К. прибыл на Русь в свите царевны Софии (Зои) Палеолог , дочери морейского деспота Фомы, ставшей супругой Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича . Титул К., приведенный в Житии,- князь мавнукский (мавнусийский, манкупский) - дал повод исследователям говорить о его крымском происхождении. Е. Е. Голубинский полагал, что К. появился в Москве после 1475 г., когда крымское Мангупское княжество (Феодоро) было завоевано турками. Архиеп. Филарет (Гумилевский), считая К. выходцем из знатной морейской семьи, полагал, что он был славянином, т. к. в Морее тогда жило много славян. В 1460 г. Морея была захвачена османами, и кн. Константин, вероятно, эмигрировал в Рим, откуда отправился на Русь в свите царевны Софии. Не ранее 22 июля 1481 г. Константин стал боярином Ростовского архиеп. Иоасафа (Оболенского) . (Возможно, под влиянием рассказов К. в созданной при Ростовской кафедре Типографской летописи в статье под 1481 г. (рассуждение о нашествии хана Ахмата на Русь в 1480) говорится о печальной судьбе жителей завоеванных турками земель (Болгария, Сербия, Греция, Трапезунд, Аморея, Хорватия и др.): они и «отечьство изгубиша, и землю, и осподарство, и [с]китаются по чюжим странам бедне» - ПСРЛ. Т. 25. С. 201-202.)

Ок. 1482 г. в 15 верстах от Углича, на правом берегу Волги, при впадении в нее р. Учмы, К. (по-видимому, уже принявший монашеский постриг) основал монастырь. Углич являлся столицей владений кн. Андрея Васильевича Большого, боярином к-рого был родной брат архиеп. Иоасафа Василий Оболенский. Согласно Пространной редакции Жития К., весенний разлив Волги уничтожил первые монастырские постройки. Огорченные иноки решили разойтись, но К. убедил их остаться. Во время ночной молитвы преподобный услышал голос от иконы Божией Матери, указавшей новое место для обители. Монахи не слушали советов преподобного, но все постройки дважды чудесным образом оказывались на месте, выбранном К. Вскоре мон-рь был отстроен на новом месте на средства кн. Андрея Васильевича Большого. Княжеские мастера возвели Успенский храм с приделом в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (или отдельную Иоанно-Предтеченскую ц. с трапезой), затем ц. во имя равноапостольных Константина и Елены. Князь пожаловал Учемскому мон-рю земли, «имение на строение, хлеб, оброки, ругу».

Сообщения о времени основания Учемской обители противоречивы. Согласно монастырской летописи, Успенская ц. с приделом в честь Рождества св. Иоанна Предтечи была освящена в авг. 1484 г. (РГБ. Ф. 229. № 234. Л. 112). Это был 2-й храм (сооруженный на новом месте), следов., первая церковь в Учемском монастыре была построена не позднее 1482 г. Эта дата подтверждается др. источниками. В Пространной редакции Жития прп. Паисия Угличского отмечено, что 1 окт. 1482 г. К. и игумен Учемской обители Гавриил присутствовали при освящении Покровского собора в угличском Покровском мон-ре. Согласно Житию К., ранее сооружения Успенской ц. К. крестил младшего сына угличского князя - св. Димитрия Андреевича (дата рождения княжича неизвестна, но его мать Елена Романовна скончалась не позднее 2 апр. 1483). Приведенным сведениям противоречит рассказ о постриге святого и о создании им Учемского мон-ря в Житии К. Согласно Краткой редакции Жития, кн. Константин принял постриг после 1488 г. в Ферапонтовом Белозерском в честь Рождества Пресв. Богородицы монастыре , где поселился вместе с архиеп. Иоасафом, оставившим Ростовскую кафедру в июне 1488 г. В монастыре боярин (состоявший под началом инока Филарета) сподобился явления прп. Мартиниана († 12 янв. 1483). Отдыхая после всенощной в келье, кн. Константин погрузился в «сон тонок» и увидел монастырскую ц. Рождества Богородицы, но не деревянную, существовавшую тогда, а каменную, украшенную, «и среди церкви престол превознесен», на котором восседал прп. Мартиниан. Угрожая жезлом, прп. Мартиниан приказал Константину принять монашеский постриг. Потрясенный Константин рассказал о видении архиеп. Иоасафу, и тот, призвав игумена мон-ря, повелел совершить постриг. Через некоторое время К. удалился в угличские пределы и основал Учемскую пуст., получив благословение Ростовского архиеп. Тихона (Малышкина ; 1489-1503). В Угличском (Серебренниковском) летописце (Особая редакция Жития К.) представлена скорректированная версия событий: кн. Константин принял постриг в Ферапонтовом монастыре после видения во сне прп. Ферапонта Белозерского († 1426), когда боярин совершал богомольную поездку по белозерским обителям вместе с действующим Ростовским архиеп. Иоасафом (Оболенским). Благословение на создание обители и антиминс для Успенской ц. дал архиеп. Иоасаф. По-видимому, замены были сделаны Серебренниковым, обратившим внимание на анахронизмы в Житии К. и на противоречие между Житием К. и жизнеописанием прп. Паисия Угличского.

К. был строителем Учемского монастыря, он не являлся игуменом и не имел священного сана. В Пространной редакции повествуется о том, что до ареста кн. Андрея Угличского К. видел в мученических венцах его детей. После ареста он навещал узников и пытался облегчить их участь, а также успокоил поднявшееся в Угличе восстание против вел. кн. Иоанна III Васильевича. Этот рассказ противоречит многочисленным летописным сообщениям об аресте кн. Андрея Васильевича в Москве и о ссылке его детей, захваченных в Угличе, в Переяславль (ПСРЛ. Т. 18. С. 275; Т. 25. С. 333).

Перед кончиной К. избрал своим преемником иером. Илариона. Дата смерти святого неизвестна. Согласно Угличскому (Серебренниковскому) летописцу, К. преставился 4 окт. 1509 г. в возрасте более 70 лет; в Житии сообщается, что он прожил 77 лет, из них в обители - 32 года; в некоторых исследованиях как дата кончины К. указан 1504 г. (Филарет (Гумилевский). РСв; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 186-187). В Житии сказано, что К. был погребен «на монастырском дворе под открытым небом». В Угличском (Серебренниковском) летописце сообщается, что иноки, выполняя завещание святого, погребли его в ц. Иоанна Предтечи. «Род начальника и строителя святыя обители сей... благоверного князя Константина, во иноцех Касияна» записан в синодике Учемской пуст. (Мышкинский народный музей. М-15. Л. 45 об., XVII-XVIII вв.; см.: Карсаков. 1998. С. 22).

Почитание

Через год после преставления святого над местом его погребения начали происходить знамения и чудеса. В продолжение 120 лет после кончины К. в мон-ре велась запись чудес. В 1-м чуде повествуется о явлении К. благочестивому мужу Дометиану и его жене Гликерии. Незадолго до разорения Углича в Смутное время они ночью видели, как К. ездил на белом коне вокруг Учемского мон-ря держа в правой руке множество зажженных свечей. Один из литов. воинов попытался въехать на коне в обитель через св. ворота, но упал на землю; интервенты в страхе покинули монастырь. В 1609 г. Учемская пуст. пострадала меньше др. угличских мон-рей, современники считали, что это произошло благодаря заступничеству К. В «Чуде о первописаной иконе Кассиана» рассказывается о создании первой иконы святого в 1659 г. Слуга Учемской обители А. Павлов передал свящ. Симеону хартию, где было описано, «киим подобием» святой явился игум. Учемского мон-ря Ермогену. Священник подготовил доску для иконы, но не приступил к работе. Во сне свящ. Симеон увидел стоящего рядом со своей постелью старца и чудесно запечатлевшийся на приготовленной доске его образ: «...власы на главе велики суще, а брада доле князь Романовы (кн. Романа Угличского.- Е. С. ), руса, а седины только чуть знати, в ризах княжеских, верх лазорев, исподняя риза багр красен». Пробудившись, иконописец быстро создал икону святого, но по-другому: «...во иночестем образе и в схиме». К. вновь явился иконописцу с повелением исправить «начертание бороды». Священник изменил образ и отправил его в обитель святого. В 3-м чуде рассказывается о вразумлении Захарии Ярыгина Рудака, слуги боярина Ф. И. Мстиславского. На ярмарке в Мышкине Захария отнял у иноков Учемского мон-ря коней, затем отправился в монастырскую вотчину, чтобы ограбить двор зажиточного крестьянина Василия Лукьянова. Не застав Василия дома, Захария пировал у него, а наутро впал в расслабление. Испугавшись, он повелел везти его в Учемский монастырь, где покаялся у раки святого. Перед смертью Захария завещал обители «кони свои, и с седлом, и со оружием, и стол, и скатерть, и все сосуды домовные» и был погребен «близ чудотворцева гроба». В одном из чудес повествуется, как К. исцелил от болезни игум. Филарета, к-рый хотел повеситься из-за сильной зубной боли.

Не ранее 1629 г. Ростовский митр. Варлаам II представил список чудес К. царю Михаилу Феодоровичу и патриарху Филарету . Состоялась канонизация К., были составлены ему «стихиры, тропарь с кондаком и икосом, седальны и канон». По свидетельству Жития К., в 1686 г. М. Пименов, сын настоятеля московской Успенской ц. «у Сретенских ворот в Печатной слободе», «написал» (видимо, переписал) службу К. и его Житие и подарил в Учемскую пуст. «на поминовение сродникам».

К нач. XVIII в. погребение К. находилось в приделе во имя Московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, который был пристроен к деревянной Успенской ц., место погребения было отмечено деревянной ракой. В 1711 г. вместо деревянного был выстроен каменный Успенский храм. Видимо, тогда же в зап. стену храма, снаружи, справа от входных дверей, вмонтировали белокаменную надгробную плиту К. с изображением герба: двуглавого орла в окружении 2 вазонов с цветами (сообщение о плите имеется только в книге прот. П. В. Васильевского - настоятеля Успенской ц. с 80-х гг. XIX в. до 1927, см.: Васильевский. 1997. С. 29, примеч. редактора. С. 40). В 1721 г. на средства иеродиак. Стефана в Успенской ц. над погребением К. установили медную позолоченную раку. На ней хранился деревянный крест-мощевик, по преданию принадлежавший святому; серебряный позолоченный оклад для креста был изготовлен 4 окт. 1710 г. также на средства иеродиак. Стефана. По свидетельству прот. Васильевского, в раке преподобного хранилась часть его схимнического облачения, которую возлагали на людей, страдавших головной болью. До нач. XX в. в обители существовала деревянная часовня; по преданию, там молился К. В 1825-1827 гг. в ц. во имя св. Иоанна Предтечи был устроен придел во имя К.

Учемский мон-рь был упразднен в 1764 г., монастырские церкви стали приходскими. В 1935 г. храмы закрыли, в 1936 г. постройки мон-ря передали Волжскому исправительно-трудовому лагерю. В 1937 г. была взорвана Предтеченская ц., разобран Святительский придел Успенской ц. В 1951 г. из-за подтопления берега водами Рыбинского водохранилища Успенский храм рухнул. В 1991 г. местный житель, лесник В. Г. Смирнов, поставил на острове на месте бывш. обители крест, в 1993 г.- часовню. В 1994 г. в с. Учма была освящена деревянная шатровая ц. во имя К. и вмц. Анастасии. В 1999 г. трудами Смирнова в Учме открылся музей «Судьба и характер одного села», экспозиция к-рого посвящена почитанию К. В 1998-2002 гг. в Мышкине и Учме прошли 5 научно-практических конференций «На земле святого Кассиана», по материалам к-рых издавались «Учемские сборники». 17-19 июня 2004 г. в Учме, Мышкине и Угличе состоялось празднование 500-летия со дня преставления К.

Имя К. включено в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому было установлено в 1964 г.

Ист.: Житие кн. Константина Макнува града, что в Мореи // Ярославские ЕВ. 1873. Ч. неофиц. № 42. С. 337-344; № 43. С. 345-348; № 14. С. 111-117; Житие и подвизи преподобного отца нашего игум. Паисия, создавшего обитель Пресвятой Владычицы нашей Богородицы... яже на Угличе // Там же. № 17. С. 136-142; Углич: Мат-лы для истории города XVII и XVIII ст. М., 1887. С. 328; Житие Кассиана Учемского // Ярославские ЕВ. 1894. Ч. неофиц. № 11. Стб. 161-167; № 12. Стб. 177-182; № 13. Стб. 193-196; № 16. Стб. 255-256; Житие прп. Кассиана Грека // Жития русских святых / Св.-Троицкий Ново-Голутвин жен. мон-рь. Коломна, 1993. Кн. 2: Май-июнь. С. 247-250; Описание о российских святых. С. 366; Угличский летописец / Отв. ред.: А. А. Севастьянова; подгот.: Я. Е. Смирнов. Ярославль, 1996; Жития Игнатия Вологодского, Игнатия Ломского, Герасима Вологодского и Кассиана Угличского: Тексты и словоуказатель / Ред.: А. С. Герд. СПб., 2008.

Лит.: Учемская Кассианова мужская пуст. // Ярославские ЕВ. 1861. № 29. С. 275-281; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 285-286; Голубинский. Канонизация святых. С. 126; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 151; Васильевский П. В. Прп. Кассиан Грек, Учемский чудотворец, и основанная им Учемская пуст. Учма, 1905. Мышкин, 1997; Каган М. Д. Житие Кассиана Угличского // СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 361-366; Дергачёв В. В. Родословие Дионисия Иконника // ПКНО, 1988. М., 1989. С. 216; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. № 265. С. 140; № 282. С. 148-149; Горстка А. Н. Из истории культурной жизни Углича времени Андрея Васильевича Большого // Документальные собрания Углича. Углич, 1998. С. 52-71. (Исслед. и мат-лы по истории Угличского Верхневолжья; вып. 5); он же. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006. Кат. № 48, 57, 58, 100; Карсаков О. Б. «Завещание» Кассиана Учемского и Учемский синодик: К истории Учемского мон-ря на рубеже XVII-XVIII вв. // Учемский сб. Мышкин, 1998. С. 21-24; Голейзовский Н. К. Начало деятельности Кассиана Учемского по письменным источникам // ДРВМ. 2002. № 4(10). С. 20-27; Ерохин В. И. Русская Атлантида: Путев. по затопленным городам Верхней Волги. Рыбинск, 2005. С. 21; Сагнак И. В. О духовной литературе староверов г. Углича // Сообщения науч. конференций Угличского музея 2002, 2003, 2004 гг. Углич, 2005. С. 232-241.

Е. Г. Сосновцева

Иконография

Согласно Житию К., его 1-й образ был создан в 1659 г. «изуграфом» свящ. Симеоном, к-рый получил «хартицу» с записью о явлении преподобного игум. Ермогену. Дважды К. являлся иконописцу в ночном видении - с повелением выполнить образ, подобный изображению блгв. кн. Романа Угличского («в начертаниих кабы власы на главе велики суще, а брада доле князь Романовы, руса, а седины только чуть знати, в ризах княжеских, верх лазорев, исподняя риза багр красен»), и после создания иконы К. в схимническом облачении - для исправления рисунка бороды («долга до персей руса… а не черна ни надвое раздвоилася, но токмо яко сребром обложена зрящимися»; см.: УИХМ. Уг-15118. Инв. № РК-588. Л. 81-88; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 594). Этот образ был послан мастером в Кассианову Учемскую пустынь (по сведениям прот. П. В. Васильевского, находился в Успенском соборе за левым клиросом, воспроизв. в окладе - Васильевский. 1905. С. 30).

Неустойчивый характер ранней иконографии К.- и в княжеских, и в монашеских одеждах - повлиял на указания иконописных подлинников XVIII-XIX вв., где под 21 мая и 23 авг. встречаются оба варианта: «Подобием брада руса аки Козмина, власы с ушей, свились мало, ризы княжеския», «Подобием надсед, брада поуже Богословли, ризы преподобническия и в схиме» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 68, 350-351; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 100, 130); «Мало надсед, в схиме, брада поуже Богословли, да подоле, ризы преподобническия», «Руса брада Козмина, власы с ушей свилися мало, ризы киноварь княжески» (БАН. Строг. 66. Л. 108 об., 138 об.); «Надсед, брада Богословля, поуже, ризы преподобническия», «Рус, все Козмино, власы свились мало, риза княжеска» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 163, 207 об.). В пособии для иконописцев В. Д. Фартусова 1910 г. о К. сказано: «...типа греческого, из княжеского рода; борода большая, но узковатая и с проседью, лицо худое; одежды преподобнические, на голове клобук» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 290). Для надписи в свитке предлагается 2 варианта, в т. ч.: «Аз, господине, и мое отечество оставих Бога ради».

Одна из наиболее ранних единоличных икон К. датируется XVII в. и хранится в частном собрании за рубежом (опубл.: 1000 Jahre Orthodoxe Kirche in der Rus" 988-1988: Russische Heilige in Ikonen Museen der Stadt Recklinghausen. Recklinghausen, 1988. S. 80-81. N 127). В среднике аналойной иконы святой изображен в рост, прямолично, в монашеском одеянии, с длинной русой бородой, голова покрыта куколем, руки разведены: персты правой сложены для крестного знамения, в левой - развернутый свиток с текстом: « ». На фоне надпись: « », на верхнем поле - образ Спаса Нерукотворного. Очевидно, на основе сопоставления с этой иконой как образ К. идентифицировано ростовое изображение преподобного с развернутым свитком в левой руке, без куколя (ок. 1700, частное собрание В. М. Федотова; см.: Russian and Greek Icons and Works of Art: Thursday 15 Dec. 2011 = Русские и греч. иконы и декоративно-прикладное искусство: Четверг 15 дек. 2011 г.: Кат. аукциона / La Parole Divine. С. 81. № 71). Частичная сохранность надписи не позволяет точно определить имя святого (более вероятно прочтение ее как имени прп. Савватия Соловецкого).

На алтарной преграде главного собора Воскресенского муж. мон-ря в Угличе предположительно в кон. 70-х гг. XVII в. артелью костромского мастера Аксена Ионина Попова (см.: Горстка А. Н. К истории строительства угличского Воскресенского мон-ря // ПКНО, 1989. М., 1990. С. 405-408) в узких простенках были написаны в рост Угличские святые - блгв. царевич Димитрий, блгв. кн. Роман, прп. Паисий и К. (справа). Святой облачен в голубую рясу, коричневую мантию и темно-синюю схиму, на голове - куколь, борода средней величины, благословляющая рука - возле груди. К сожалению, живопись сильно потерта, детали образа утрачены.

Окончательное формирование иконографии К. относится, очевидно, к нач. XVIII в. На иконе ок. 1706 г. (артель Ф. Н. Рожнова, запись - 1853, УИХМ; см.: Горстка. 2006. С. 92-93, 105, 185. Ил. 85. Кат. 48), находящейся в круглом картуше над сев. вратами в иконостасе Преображенского собора в Угличском кремле (над юж. вратами - прп. Паисий Угличский), К. написан по пояс, фронтально, в мантии и схимническом куколе, правой рукой благословляет, левой сжимает свиток, личнoе исполнено в «живоподобной» манере (на позднем золотом фоне надпись: « »). Сохранилось и др. иконостасное изображение К.- в составе деисусного чина из ц. арх. Михаила «в Бору» в Архангельском под Угличем (ок. 1787 (?), видимый слой живописи - посл. треть XIX в.): преподобный склонен в молитве, схимнический куколь округлой формы, борода широкая, с проседью.

К редким единоличным подписным иконам К. относится пядница 1739 г. работы Андрея Яковлева, происходящая из имения Мусиных-Пушкиных Борисоглеб Мологского у. Ярославской губ. (РГИАХМЗ; см.: Хохлова И. Л. Иконы Рыбинска. Рыбинск, 2009. С. 256-257. № 104). Святой написан прямолично в рост на светло-зеленом фоне с растительным поземом, в светлой рясе, коричневой мантии и зеленоватой контрастной схиме, на голове - островерхий куколь, борода длинная, почти до пояса, более узкая на конце. Руки святого разведены, персты правой сложены для крестного знамения, в левой - развернутый свиток с традиц. надписью: « ». На верхнем поле - образ Спаса Нерукотворного, на нижнем слева - авторская подпись, в среднике - « », на обороте - «расписка» об изготовлении серебряной ризы.

Ростовой образ К. из ц. арх. Михаила «в Бору», по преданию, находился возле его св. мощей (см.: Храм Арх. Михаила «что в Бору»: Сельцо Архангельское Угличского р-на Ярославской обл.: [Буклет]. М., 2010; Горстка. 2012. С. 89). Раскрытый слой живописи можно датировать посл. третью XVIII - нач. XIX в. («романовские письма»), но, судя по пропорциям и контуру фигуры, первоначальная живопись или протограф иконы могут быть более ранними. Традиц. изображение схимника дополнено образами Иисуса Христа и Богородицы на облаках в верхних углах средника и редкой надписью в свитке преподобного: « » В клеймах на полях представлены в рост Угличские святые, равноапостольные цари Константин и Елена и вел. кн. Владимир. На обороте - специальные ручки для выноса иконы во время крестных ходов.

Согласно описям Кассиановой Учемской пустыни 1702 и 1752 гг. (см.: Углич. 1887. С. 231-236; Учемский сб.: Мат-лы 2-й науч. конф. «На земле св. Кассиана». Мышкин, 2000. Вып. 2. С. 89-112), в обители находилось неск. единоличных икон К. Образ преподобного («венец и цата серебряные») располагался слева в местном ряду иконостаса Успенского собора. В 1702 г. икона К. в медном окладе значилась также в левой части иконостаса деревянной ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. На местной иконе придела Московских святителей к стопам Спасителя припадали св. Иоанн Предтеча и К. По описи 1752 г., икона К. «на красках» украшала слева иконостас этого придела, 2 большие иконы - надгробный комплекс святого: одна, с серебряными венцом и цатой, возлежала на медной чеканной позолоченной раке (1721), другая помещалась «по правую того гроба сторону». Две аналойные иконы К. незадолго до составления описи были перенесены в алтарь. Известна фотография раки 2-й пол. XIX в., на передней стороне к-рой было чеканное клеймо с композицией из Жития преподобного (Горстка. 2012. С. 84). На храмовой иконе в приделе равноапостольных Константина и Елены каменной ц. Рождества св. Иоанна Предтечи вместе со св. царями-покровителями престола был изображен К. Образ преподобного (в медном окладе) имелся также в принадлежавшей пустыни деревянной часовне «у рядов» в Угличе. В 70-х гг. XIX в. в храмах упраздненной обители сохранялось 5 икон К. (Струков. 1874. С. 11-12), причем на одной из них он был поименован «римлянин, учемский чудотворец».

Из Учемской пуст., очевидно, происходит икона нач. XX в., исполненная в масляной технике на дереве, к-рая находится в деревянной ц. во имя вмц. Анастасии и К. в с. Учма (опубл.: Наумова Е. А., Смирнов В. Г. Кассиан Учемский - визант. князь и ростовский святой // Ростов Великий: имена, события, судьбы: Мат-лы по истории и агиографии Ростовской земли: [Сб.]. М., 2012. С. 54; Горстка. 2012. С. 82). За фигурой преподобного, облаченного в полную схиму, изображена обитель с 2 каменными храмами и колокольней, обнесенная деревянной оградой, на фоне живописного пейзажа с рекой. У К. аскетический лик с крупными чертами и со впалыми щеками, благословение именословное, в левой руке - свиток; надпись: «Св. преп(д). Касiанъ Грекъ.». По всем деталям иконографии, кроме голубоватого фона, это изображение совпадает с небольшой золотофонной иконой К. нач. XX в., принадлежавшей архиеп. Кассиану (Ярославскому) (находится в алтаре ц. во имя блгв. царевича Димитрия «на поле»). Похожая икона была воспроизведена на обложке книги свящ. П. В. Васильевского «Преподобный Кассиан Грек Угличский чудотворец и основанная им Учемская пустынь» (1905). Вероятно, такие иконы, как и маленькие «раздаточные» образки (дер. Буланово, частное собрание - Горстка. 2001. Вкл.), изготавливались по заказам Учемской пуст.

На иконах др. извода К. писали на фоне холмистого пейзажа с рекой, вполоборота влево, обращенным к благословляющему Спасу в облаках. Так, на образе нач. XX в. (частное собрание; см.: О н же. 2012. С. 85) святой облачен в полную схиму, перстом правой руки указывает на Христа, в левой держит свиток. Ряд сохранившихся памятников XIX в. представляет преподобного на фоне построек мон-ря вместе с небесным покровителем рода К.- св. Иоанном Предтечей (выносная икона из Учемской пуст.- Мышкинский народный музей; см.: О н же. 2001. Вкл.; икона в окладе, с надписью о заказе на обороте - Музей Учемского края, с. Учма).

Существовали единичные иконы с образом К., молящегося ко Пресв. Богородице, одного или в числе избранных святых. Так, в описи Кассианова Учемского мон-ря 1702 г. упоминается икона Пресв. Богородицы «с молением преп. Касиана, на ней же написана обитель сия» (Углич. 1887. С. 232). Др. извод - «Явление Божией Матери преподобным Паисию, Кассиану и Адриану Угличским», как на иконах кон. XIX - нач. XX в. (Музей икон Божией Матери при ц. свт. Алексия, митр. Московского, в дер. Исаково; частное собрание). В таких композициях восседающей на престоле Божией Матери предстоят Ангел, прп. Герасим Иорданский и Угличские преподобные (Преподобный Паисий, Угличский чудотворец. Ярославль, 1901; Горстка. 2012. С. 84).

Редкой иконой, вероятно связанной происхождением с Учмой, является образ К. с сюжетами его чудес, на фоне обители (кон. XVIII - нач. XIX в., ЦМиАР, из собрания В. Г. Ломцова). Святой представлен в молении Богородице с Младенцем, персты сложены для крестного знамения, в левой руке - развернутый свиток с текстом: «Братие поминаите наставники ваша иже». В центре композиции - Успенский собор с колокольней и придельным храмом, где изображены в раке св. мощи К. На переднем плане показано явление преподобного Дометиану и Гликерии, взирающим из палаты на монаха-всадника на белом коне, держащего в руке горящие свечи. К. написан также молящимся слева, под облачным сегментом, как бы входящим в отверстые для него двери церкви. На верхнем поле надпись: « ». В 1825 г. в С.-Петербурге для иконы был изготовлен серебряный оклад с гравированным орнаментом в виде виноградной лозы на полях. Аналогичная икона кон. XVIII - нач. XIX в., с более точным изображением архитектурных сооружений, хранится в собрании Ульяновского обл. художественного музея (Цодикович В. К. Традиции народной культуры и сюжетообразование в рус. иконописи, парсуне, пластике 14-20 вв. Ульяновск, 2010. С. 98, 537. Ил. 26. Кат. 53). Известен подобный образ в окладе XIX в., дополненный клеймами с престольными праздниками Учемской пуст. и с избранными святыми (Горстка. 2001. Вкл.).

Образ К. вводился в композицию «Собор Угличских святых», варианты которой в иконописи сложились во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. Наиболее ранний пример изображения ряда Угличских чудотворцев в составе визант. и рус. святых - икона-пядница «Избранные святые, с образом Спаса Нерукотворного» сер.- 2-й пол. XVII в. (частное собрание; см.: Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр. / Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 74, 374. Кат. 40). Поясной образ К. (в куколе, с длинной бородой, правая рука ниже груди) помещен в 4-м регистре 2-м справа. В 1702 г. в Кассиановой пуст. хранилась хоругвь с образами Спаса Нерукотворного и 4 Угличских чудотворцев, в т. ч. К. (Углич. 1887. С. 233). На иконе нач. XVIII в. (УИХМ; см.: Горстка. 2006. С. 114-115, 187. Ил. 94-95. Кат. 57) 6 Угличских святых предстоят в молении Иисусу Христу в облачном сегменте, К. предположительно (надпись утрачена) вверху слева, с русой бородой, на конце слегка раздвоенной. Его облик (кроме одеяния) типологически близок к изображению блгв. кн. Романа; широкий и островерхий схимнический куколь оставляет открытыми часть волос. На иконе 5 местных святых (кон. XVIII в., частное собрание в Угличе; см.: Там же. С. 116, 187. Ил. 96. Кат. 58) К. написан на том же месте, стоящим за преподобными Игнатием и Паисием, в группе монахов.

В иконописи XIX в. число Угличских чудотворцев и их расположение в композиции по-прежнему варьировались. Крайним справа, возле прп. Паисия, К. показан на иконе сер.- 2-й пол. XIX в. из Алексиевского жен. мон-ря в Угличе (5 Угличских святых, в верхних клеймах - Ростовские святители); рядом с блгв. кн. Романом (напротив - прп. Паисий и блгв. царевич Димитрий) - на иконе 2-й пол. XIX в. работы мастера-старообрядца (частное собрание в Угличе; см.: Там же. С. 169, 198. Ил. 150. Кат. 100). Угличские святые, в т. ч. К., написаны также в правом картуше на иконе «Усекновенная глава св. Иоанна Предтечи» письма И. И. Буренина, происходящей из угличской ц. Рождества св. Иоанна Предтечи на Волге (1762, УИХМ; см.: Там же. С. 152, 194. Ил. 133. Кат. 85). Вместе с др. святыми Угличские преподобные представлены на образе кон. XVIII - нач. XIX в. из ц. блгв. царевича Димитрия «на поле» (в правой части, К.- с четками в руке); К. возле св. Иоанна Предтечи - на иконе избранных святых кон. XIX - нач. XX в. (О н же. 2001. Вкл.).

Образ К. включали в программы росписей храмов Углича, Учмы и окрестных мест. Одно из традиц. изображений - на оконном откосе ц. во имя блгв. царевича Димитрия «на крови» (поновление - 1869-1871 (?)). В значительной степени утрачена настенная живопись (1822-1824, артель Е. А. Медведева; поновление - 1862, Г. Дьяконов) ц. в честь Феодоровской иконы Божией Матери Богоявленского жен. монастыря; К. написан необычно - седовласым старцем с непокрытой головой, вполоборота, правая рука на груди. Уникальный образ К. в княжеских одеждах (на посохе - монашеский клобук) был обнаружен в группе Угличских чудотворцев в композиции «О Тебе радуется» на своде четверика ц. Покрова Пресв. Богородицы с. Сера Мышкинского р-на Ярославской обл. (кон. XIX - нач. XX в.; см.: О н же. 2012. С. 87). В описании стенописи 70-х гг. XIX в. придела блгв. кн. Александра Невского в храме Христа Спасителя указаны 2 образа Кассиана - «Угличского» и «Мангубского», выполненные худож. Я. С. Башиловым (Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя / [Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996П. С. 81), воссозданы бригадой Н. А. Мухина из Ярославля в 1999 г. Рядом с прп. Паисием Угличским, в профиль, с крестом в руке К. представлен в группе святых 1-й пол. XVI в. в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (работа кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. лаврских иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в., ок. 2010).

Редкий пример изображения К. в книжной миниатюре - акварельный рисунок в рукописном сборнике «Ростовский патерик» 1762 г., принадлежавшем купцу И. С. Рахманову (РНБ ОР. Ф. 775 (Тит. 43). Л. 531 об.). Известно, что в 1686 г. М. Пименовым в Кассианову пуст. была вложена рукопись со службой Житием и чудесами К. и с 2 его изображениями (Струков. 1874. С. 8, 11). Кроме того, К. входил в состав Собора Крымских святых и представлен на эстампах и иконах с этой композицией («Таврические чудотворцы» - Струков Д. М. » (на этой же иконе в верхнем регистре слева - полуфигура в княжеских одеждах с подписью: «С. б. к. Косианъ»). На иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) К. с остроконечной бородой представлен в 3-м ряду справа, со свитком в руке. На образе Российских чудотворцев сер.- 2-й пол. XIX в. (ГТГ; см.: Icônes russes: Les saintes / Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 144-147. Cat. 53) К.- в центральной части 5-го ряда, рядом с прп. Максимом Греком. На одной из минейных икон рус. святых кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ), исполненной под «строгановские письма», ростовой образ К. (борода короткая раздвоенная, в руке - свиток) помещен справа в 3-м ряду, между фигурами блгв. кн. Константина Угличского (он же в княжеских одеждах, до пострига) и прп. Паисия.

В иконописи XX в. образ К. (средовек с небольшой русой бородой) вводился в группу Угличских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие», созданных мон. Иулианией (Соколовой) по благословению свт. Афанасия (Сахарова) в 1934 г., нач. и кон. 50-х гг. XX в. (2 в ТСЛ, СДМ; см.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), а также на их списках кон. XX - нач. XXI в. (Н. Е. Алдошина, Н. В. Масюкова и др.). На подготовительных рисунках мон. Иулиании к лицевым святцам рус. святых 1959-1962 гг. (частное собрание; см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints = Святые Руси / Ed. N. Aldošina. , 2000. P. 38) фигура К. помещена под 2 окт.- фронтально, в куколе, со сложенными крестообразно на груди руками. В 1955-1956 гг. худож. Альбером Бенуа и его супругой выполнена оригинальная по замыслу роспись нижнего храма (крипты) собора блгв. кн. Александра Невского в Париже, где в левой части композиции «Ярославские чудотворцы» на южной стене представлены К. и свт. Леонтий Ростовский (Crypte de la cathédrale Saint-Alexandre-Nevsky à Paris: Les peintures murales = Нижний храм собора св. благ. кн. Александра Невского в Париже: Настенные росписи: [Буклет]. [Париж], 2009. С. 12, 18, 42-43).

; впосл. митрополит Ленинградский и Новгородский) в 1951 г., во время его недолгого настоятельства в ц. блгв. царевича Димитрия «на поле». В 80-х гг. XX в. худож. С. Б. Симаков (ныне иером. Рафаил) создал полотна на историко-религ. тематику, на к-рых запечатлен образ К.: «Монастырь Михаила Архангела в Бору», «Год 1610. Угличское разорение» (1986; УИХМ, экспонируются в галерее совр. правосл. искусства в Угличе). Иером. Рафаил также автор рисунка «Явление Божией Матери преподобным Паисию, Кассиану и Адриану Угличским» (УИХМ).

Для Миней МП прот. Вячеслав Савиных и Н. Д. Шелягина выполнили рисунок ростового образа К. с развернутым свитком в руке (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 38). Известны изображения К. в современной иконописи - напр., образ «Угличские святые» нач. XXI в. из местного ряда иконостаса угличского Воскресенского собора (К. в центре, между блгв. кн. Романом и прп. Паисием), резная работа Н. Б. Мигачевой (Горстка. 2001. Обложка). В кон. XX в. худож. Н. Н. Говердовский сделал прорись-рисунок к иконе К. на фоне деревянных храмов пустыни, с 2 клеймами жития: беседа с кн. Андреем Большим и постриг преподобного (Там же. Вкл.). Неск. графических многосюжетных композиций, посвященных разным периодам жизни К., созданы А. Калугиным в 2009 г. (тушь, перо; оригиналы хранятся в частном собрании в г. Бордо, Франция; репродукции экспонируются в Музее Учемского края). Образы К. почитаются также в Крыму (икона «Собор Таврических святых» письма В. Блинова, ок. 1989, Алушта); на горе Мангуп в скале по обету высечен образ К.

Большая группа репродукций с изображением К. собрана в Музее Учемского края в Учме (филиал Мышкинского народного музея).

Лит.: Струков Д. М. Благоверный Константин, князь Мангупский, в иночестве Кассиан. СПб., 1874; Углич: Мат-лы для истории города XVII и XVIII ст. М., 1887; Васильевский П. В., прот. Прп. Кассиан Грек Угличский чудотворец и основанная им Учемская пуст. Учма, 1905. Мышкин, 1997 2; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 140, 148-149; Горстка А. Н. Иконография Кассиана Учемского на мат-ле Угличских икон XVII-XIX вв. // Учемский сб.: Мат-лы 2-й науч. конф. «На земле св. Кассиана» / Мышкинский нар. музей. Мышкин, 2000. Вып. 2. С. 15-20; он же. Белый всадник: (Повесть о Св. Кассиане Учемском и его времени). Мышкин, 2001; он же. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006; он же. Выходец из Византии на Угличской земле // Углече Поле. Углич, 2012. № 12. С. 82-89; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 594, 780.

Село Учма находится на правом берегу Волги в 8 километрах к югу от Мышкина. Оно возникло как слобода при монастыре, основанном преп. Кассианом Учемским во второй половине XV века.

Преподобный Кассиан Грек, Угличский чудотворец, в миру Константин, происходил из рода князей Мангупских (по мнению некоторых ученых, владения этого рода находились в Крыму, сейчас это пещерный город Мангуп-Кале недалеко от Бахчисарая).

Он родился в Константинополе или Крыму около 1428 года. После захвата Константинополя турками в 1453 году Константин вместе с братом последнего византийского императора деспотом Фомой бежал на полуостров Морею (Пелопоннес), а оттуда на остров Корфу и затем в Рим. Крутой поворот в судьбе будущего святого наступил в 1473 году, когда дочь деспота Фомы Зоя (Софья) Палеолог была выдана замуж за великого князя Московского Ивана III Васильевича.

Он прибыл в Москву в составе посольства к великому князю Иоанну III вместе с невестой великого князя.

На предложение остаться служить при великокняжеском московском дворе князь Константин ответил отказом, ибо суета придворной жизни тяготила его сердце, искавшее уединения и иноческого служения Богу. С разрешения великого князя Иоанна III он отправился в Ростов Великий, где первое время находился при архиепископе Иоасафе (Оболенском).

В 1489 г. владыка Иоасаф удалился на покой в Ферапонтов монастырь. Князь Константин сопровождал его, хотя об иночестве он в то время еще не думал. Но в первую же ночь ему явился во сне преп. Мартиниан (+ 1483, память его 12 янв.) и, угрожая своим посохом, потребовал, чтобы он постригся. Потрясенный видением, князь Константин покорился. Ему нарекли имя Кассиан. Тяжелые монастырские работы не устрашали смиренного духом бывшего князя, а в безмолвии, молитве и строгом послушании он скоро превзошел всю братию.

Через некоторое время преподобный Кассиан отправился в удел Угличского князя Андрея, с которым его связывала прежняя дружба. Путешествуя по Угличскому краю, он обнаружил живописное место на берегу Волги, неподалеку от впадения в нее реки Учмы.

Во сне Кассиану явился образ Св. Иоанна Предтечи и повелел поставить на этом месте храм. С разрешения князя Андрея он основал здесь иноческую обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы. Вместе с несколькими монахами, пришедшими с ним из Ферапонтова монастыря, он построил в этом месте Успенский храм, положивший начало Учемской обители.

С разрешения князя Андрея он основал здесь иноческую обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы. Вместе с несколькими монахами, пришедшими с ним из Ферапонтова монастыря, он построил в этом месте Успенский храм, положивший начало Учемской обители.

Впоследствии, во время сильного паводка, когда Волга вышла из берегов, храм получил значительные повреждения. Тогда преподобному Кассиану на помощь вновь пришел князь Угличский Андрей, с которым преподобного связывала уже не только личная дружба, но и узы духовного родства, ибо он был восприемником княжеского сына Димитрия. Монастырь с храмом были перенесены на другое место, неподалеку от прежнего, но более безопасное. Новый храм был освящен во имя святого пророка Иоанна Предтечи и стал приходским для близлежащих селений.

Слава о преподобном широко распространилась, и "начали мнози люди приходити благословения ради и видети пустыннолюбное жительство и беседовати с ним". Святой Кассиан всех принимал с любовью, наставляя на путь спасения "тихими словесы".

Сохранились два письма к нему его друга преп. Нила Сорского (память его 7 мая). Когда князь Андрей Васильевич Угличский был по повелению брата своего, Великого Князя Иоанна III, заключен с сыновьями своими в темницу, где через два года (1494) умер, преп. Кассиан посещал узников и всячески помогал им. Ему же поручил его друг преп. Паисий Угличский (память его 6 июня) перед кончиной братию своей обители.

Преподобный Кассиан в течение долгого времени подвизался в основанной им обители. Преставился к Богу он в глубокой старости 2 октября 1504 года. Святые мощи его были погребены в том же монастыре.

Святая икона его была написана священником Симеоном по дважды слышанному им повелению; он заболел, но исцелился, когда записал это явление.

После своей блаженной кончины преподобный Кассиан был прославлен многочисленными чудесами, о чем свидетельствуют записи Угличской летописи.

В XVII в. игумены Учемского монастыря Филарет и Ермоген были исцелены преп. Кассианом. После покаяния у его гробницы был исцелен разбойник Захария Рондак, ограбивший монастырь. То же случилось и с нечестным монастырским поваром Вавилой.

В Смутное время, когда неприятели - казаки и литовцы - разоряли Углич, видели преп. Кассиана, объезжающего верхом свою обитель. Он спас ее: когда казаки вошли в нее, и когда один из них учинил кощунство, то стал бесноваться и его пришлось убить. С тех пор Учемскую обитель неприятели стали уважать.

17 мая 1686 года благочестивым сыном московского священника Михаилом Пименовым была написана и передана в дар обители Служба преподобному Кассиану, о чем сообщается в рукописи, сохранившейся в Угличе.

Учемский монастырь никогда не был богатым. В нем было три храма - Успенский, Рождества Иоанна Предтечи и Константина и Елены. Первоначально все три церкви были деревянными, а в начале XVIII века Успенский и Предтечевский храмы перестроены в каменные.

В 1764 году по указу Екатерины II многие монастыри были упразднены. В их число попала и Учемская Кассианова пустынь. Однако ее храмы, превратившись в приходские церкви села Учма, по-прежнему стояли на берегу Волги и привлекали сотни верующих.

В 30-х годах XX века все храмы и место погребения преподобного Кассиана были разорены, а в конце 30-х годов на Учме был создан лагерь Гулага.

При строительстве Рыбинского водохранилища здания Успенский монастыря были взорваны и затоплены. Из остатков кирпича Успенской церкви узники Волголага построили дорогу-каменку, которая до сих пор ведет к местному храму.

А при создании Рыбинского моря значительная часть территории бывшего монастыря была затоплена. Только маленький островок, поросший кустарником, напоминал о былом.

Но нашлись люди, которым оказалась небезразлична судьба родного края. Они поставили в 1991 году на месте разрушенного монастыря деревянный крест, а в 1993 построили часовню. Островок обрел естественное завершение, стал достойным украшением волжского пейзажа.

В 1994 году в Учме была построена прекрасная деревянная церковь во имя святых Анастасии и Кассиана.

В настоящее время в селе функционирует музей села Учмы, созданный местными энтузиастами. Экспозиция начинается с "греческого пути" святого Касьяна - основателя села, а заканчивается предметами крестьянского быта, которые еще недавно были в ходу у местных хозяек: чесальня, вьюшка, ступа, цепы, мотовило, корчаги, ткацкий станок - все это было собрано по домам в окрестных деревнях и селах. Один из самых интересных экспонатов этого необычного музея - упавшая на землю изуродованная взрывом чугунная решетка с разрушенной церкви, через которую проросли мощные стволы березы. Это все, что осталось от огромного когда-то сельского храма...

Мангупское княжество , как и весь Таврический полуостров, в половине XV столетия находилось под игом мусульман и нравственным гнетом папистов-миссионеров, явившихся в Тавриду в XIV столетии под видом купцов Генуэзской республики; влияние их на православных было так тяжело, что князья Кафы и Мангупа, предшественники Константина, еще в 1392 году оставляли свои владения и искали убежища в Московском государстве, так и Константин претерпевал от нашествия турок и преследуемый папистами, вынужден был оставить свои владения в Крыму, а поселиться у своего родственника Фомы, деспота Морейского, у которого была дочь София.

Из Мореи Константин сопровождал Софию в Рим и оттуда в Россию, когда она выходила замуж за царя Иоанна III . София прибыла в Москву 12 ноября 1473 г., сопровождаемая большою свитою, состоявшею из римлян и греков. Великий князь московский Иоанн III Васильевич после бракосочетания с царевною Софиею богато одарил сопровождавших его невесту; некоторые из них возвратились обратно в Рим, другие остались в России, награжденные вотчинами и поместьями, поступили в русскую службу.

Константин изъявил желание остаться в России. Великий князь предлагал ему «города и области в прокормление и земли в обдержание», но он смиренно отказался от этого, ибо суета придворной жизни тяготила его сердце, искавшее уединения и иноческого служения Богу. С разрешения великого князя Иоанна III он отравился в Ростов Великий, где первое время находился при архиепископе Иоасафе (Оболенском). Когда же архиепископ решил оставить свою кафедру и поселиться в Ферапонтовом Белозерском монастыре, в котором принял ранее монашеский постриг, то князь Константин с радостью последовал за ним. Здесь греческий князь получил возможность для молитвенного уединения и жизни в богомыслии и чтении Священного Писания. Монашество он принял после чудесного ночного видения, в котором бывший игумен обители Мартиниан (по другим источникам преподобный Ферапонт) повелевал ему постричься. И вскоре князь Константин был удостоен иноческого образа с наречением имени Кассиан.

Случилось ему однажды с некоторыми из братии выйти из обители и плыть по Волге к городу Угличу. Не доходя до него за 15 верст, полюбилось ему живописное место на берегу Волги, неподалеку от впадения в нее речки Учмы. Там водрузил он крест и поставил себе хижину.

Слава о преподобном широко распространилась, и «начали мнози люди приходити благословения ради и видети пустыннолюбное жительство и беседовати с ним». Святой Кассиан, всех принимая с любовью, наставлял на путь спасения «тихими словесы».

С разрешения князя Андрея он основал здесь иноческую обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы. Вместе с несколькими монахами, пришедшими с ним из Ферапонтова монастыря, он построил в этом месте Успенский храм, положивший начало Учемской обители.

Впоследствии, во время сильного паводка, когда Волга вышла из берегов, храм получил значительные повреждения. Вода затопила монастырь, многие келии и утварь церковная были унесены потоком воды; братия много скорбели, но преподобный Кассиан утешал их и увещевал повиноваться воле Божией. Тогда преподобному Кассиану на помощь вновь пришел князь угличский Андрей, с которым преподобного связывала не только личная дружба, но и узы духовного родства, ибо он был восприемником княжеского сына Димитрия. Монастырь с храмом были перенесены на другое место, неподалеку от прежнего, но более безопасное. Новый храм был освящен во имя святого пророка Иоанна Предтечи и стал приходским для близлежащих селений.

Обитель, снабженная и обеспеченная всем необходимым, утешала преп. Кассиана. Он жил до 102 лет, удостоился предузнать свое отшествие к Богу, призвал к себе братию и сказал им: «Се уже, братия моя возлюбленная, приходит день скончания моего, аз убо отхожу от вас к Богу, Его же измлада возлюбих, вас же предаю Спасу, Пречистой Его Матери и великому Иоанну Предтече, и по моем отшествии, братия моя возлюбленная, имейте между собою мир и любовь Божию; собрании не отлучайтеся, сиречь пения церковного, молебны пойте, и на литиях умерших поминайте, и синодик чтите; то бо суть книги животные; писано бо: аще кто поминает усопших, тот и сам поминовен будет; страннолюбия не забывайте, молю вас, нищих питайте, вдовиц заступайте от насильствующих, христиан же своих берегите, Государю и вельможам пожалуйтесь о них, а за землю домовую Пречистой единомысленно стойте, игумена своего слушайте, покоряйтеся и повинуйтеся о Господе, яко присному отцу своему».

Много других душеполезных слов изрек, исповедался и приобщился святых тайн, возблагодарил Бога и скончался в 1504, октября 4; погребен позади правого клироса в нижнем храме. При гробе его сохраняются до сего времени схима и тельный крест, им носимые.

После своей блаженной кончины преподобный Кассиан был прославлен многочислен­ными чудесами, о чем свидетельствуют записи Угличской летописи, в частности, защита им своей обители от польских воинов в 1609-1611 гг. В XVII в. игумены Учемского монастыря Филарет и Ермоген были исцелены преп. Кассианом. После покаяния у его гробницы был исцелен разбойник Захария Рондак, ограбивший монастырь. То же случилось и с нечестным монастырским поваром Вавилой.

В Смутное время, когда неприятели – казаки и литовцы – разоряли Углич, видели преп. Кассиана, объезжающего верхом свою обитель. Он спас ее: когда казаки вошли в нее, и когда один из них учинил кощунство, то стал бесноваться и его пришлось убить. С тех пор Учемскую обитель неприятели стали уважать.

Служба преподобному Кассиану написана и передана в дар обители 17 мая 1686 года благочестивым сыном московского священника Михаилом Пименовым, о чем сообщается в руко­писи, сохранившейся в Угличе.

Чудесным образом была написана икона блаженного Кассиана. Некто иерей Симеон, художеством живописец, дал обещание написать ее, но впал в тяжкую болезнь и до двух лет не мог исполнить своего обета. Пришел он наконец к игумену Гермогену и спрашивал его: «Как начертать образ преподобного?» Игумен дал ему хартию, на которой написано было как изображать блаженного Кассиана; размышляя о том, чтобы исполнить предпринятое им дело, заснул иерей и увидел во сне лик святого старца, начертанный на приготовленной им доске; ему казалось, что и у одра его стоит инок, совершенно подобный этому образу.

Являлся и многим другим блаженный Кассиан, не забывал же и своей обители, даруя ей не только блага духовные, но и временные, через то свидетельствуя о непрестанном своем покровительстве собранной им братии.


Угличские святые: Паисий Угличский царевич Димитрий князь Роман и Кассиан Учемский . Икона конца XIX века .

Память преподобного Кассиана празднуется 2/15 октября - день преставления, и 21 мая/3 июня - день тезоименитства.

Кассианов Учемский монастырь (другое название - Кассианова Учемская пустынь) - разрушенный мужской монастырь Ярославской области

Учемский монастырь никогда не был богатым. В нем было три храма – Успенский, Рождества Иоанна Предтечи и Константина и Елены. Первоначально все три церкви были деревянными, а в начале XVIII века Успенский и Предтечевский храмы перестроены в каменные.


В 1764 году по указу Екатерины II многие монастыри были упразднены. В их число попала и Учемская Кассианова пустынь. Однако ее храмы, превратившись в приходские церкви села Учма, по-прежнему стояли на берегу Волги и привлекали сотни верующих.
В 30-х годах XX века все храмы и место погребения преподобного Кассиана были разорены, а в конце 30-х годов на Учме был создан лагерь Гулага.

При строительстве Рыбинского водохранилища здания Успенский монастыря были взорваны и затоплены. Из остатков кирпича Успенской церкви узники Волголага построили дорогу-каменку, которая до сих пор ведет к местному храму.


А при создании Рыбинского моря значительная часть территории бывшего монастыря была затоплена. Только маленький островок, поросший кустарником, напоминал о былом.

Но нашлись люди, которым оказалась небезразлична судьба родного края. Они поставили в 1991 году на месте разрушенного монастыря деревянный крест, а в 1993 построили часовню. Островок обрел естественное завершение, стал достойным украшением волжского пейзажа.

В 1994 году в Учме была построена прекрасная деревянная церковь во имя святых Анастасии и Кассиана.

В настоящее время в селе функционирует музей села Учмы, созданный местными энтузиастами. Экспозиция начинается с “греческого пути” святого Касьяна – основателя села, а заканчивается предметами крестьянского быта, которые еще недавно были в ходу у местных хозяек: чесальня, вьюшка, ступа, цепы, мотовило, корчаги, ткацкий станок – все это было собрано по домам в окрестных деревнях и селах. Один из самых интересных экспонатов этого необычного музея – упавшая на землю изуродованная взрывом чугунная решетка с разрушенной церкви, через которую проросли мощные стволы березы. Это все, что осталось от огромного когда-то сельского храма…

Источники:

  • http://www.saints.ru/
  • http://simblago.com/ ,

Пролетая над Учмой

Подготовлено Ελένη Τοπούζ специально для сайта Московского общества греков.

И Кассиан Учемский. Икона конца XIX века.

Кассиан Грек (Кассиан Угличский , Кассиан Учемский , в миру Константин Гаврас ; ум. 2 октября ) - монах Русской православной церкви греческого происхождения, основатель Кассианова Учемского монастыря .

Биография

Отказавшись остаться при дворе в 1473 году удалился в Ферапонтов монастырь , где был пострижен (может быть насильственно) в монахи под именем Кассиан .

Северная ссылка дала Кассиану многое. В Ферапонтове монастыре он познакомился с такими известными людьми того времени, философами, как Нил Сорский , Спиридон Киевский , Дионисий и будущий митрополит Ростовский Иоасаф (Оболенский) . Там же он вновь обращается к своему давнему увлечению - пишет книги. В 1477 году Кассиан с несколькими монахами покидает Ферапонтов монастырь .

В XVIII и XIX вв. на полуострове, где находился когда-то Кассианов Учемский монастырь , были построены две каменные церкви Успения Богоматери и Рождества Иоанна Предтечи и колокольня. В первой находилась могила Святого Кассиана. В конце 1930-х годов монастырь был взорван коммунистами. Сейчас лишь три холма возвышаются над Волгой да крест и часовня, установленные мышкинскими краеведами, напоминают об одном из утерянных центров средневековой культуры.

Напишите отзыв о статье "Кассиан Грек"

Примечания

Ссылки

  • на сайте Православие.Ru
  • Голейзовский Н. К. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2002. № 4 (10). С. 20-27.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Кассиан Грек

– Хоть бы женщины были. А то тут, кг"оме как пить, делать нечего. Хоть бы дг"аться ског"ей.
– Эй, кто там? – обратился он к двери, заслышав остановившиеся шаги толстых сапог с бряцанием шпор и почтительное покашливанье.
– Вахмистр! – сказал Лаврушка.
Денисов сморщился еще больше.
– Сквег"но, – проговорил он, бросая кошелек с несколькими золотыми. – Г`остов, сочти, голубчик, сколько там осталось, да сунь кошелек под подушку, – сказал он и вышел к вахмистру.
Ростов взял деньги и, машинально, откладывая и ровняя кучками старые и новые золотые, стал считать их.
– А! Телянин! Здог"ово! Вздули меня вчег"а! – послышался голос Денисова из другой комнаты.
– У кого? У Быкова, у крысы?… Я знал, – сказал другой тоненький голос, и вслед за тем в комнату вошел поручик Телянин, маленький офицер того же эскадрона.
Ростов кинул под подушку кошелек и пожал протянутую ему маленькую влажную руку. Телянин был перед походом за что то переведен из гвардии. Он держал себя очень хорошо в полку; но его не любили, и в особенности Ростов не мог ни преодолеть, ни скрывать своего беспричинного отвращения к этому офицеру.
– Ну, что, молодой кавалерист, как вам мой Грачик служит? – спросил он. (Грачик была верховая лошадь, подъездок, проданная Теляниным Ростову.)
Поручик никогда не смотрел в глаза человеку, с кем говорил; глаза его постоянно перебегали с одного предмета на другой.
– Я видел, вы нынче проехали…
– Да ничего, конь добрый, – отвечал Ростов, несмотря на то, что лошадь эта, купленная им за 700 рублей, не стоила и половины этой цены. – Припадать стала на левую переднюю… – прибавил он. – Треснуло копыто! Это ничего. Я вас научу, покажу, заклепку какую положить.
– Да, покажите пожалуйста, – сказал Ростов.
– Покажу, покажу, это не секрет. А за лошадь благодарить будете.
– Так я велю привести лошадь, – сказал Ростов, желая избавиться от Телянина, и вышел, чтобы велеть привести лошадь.
В сенях Денисов, с трубкой, скорчившись на пороге, сидел перед вахмистром, который что то докладывал. Увидав Ростова, Денисов сморщился и, указывая через плечо большим пальцем в комнату, в которой сидел Телянин, поморщился и с отвращением тряхнулся.
– Ох, не люблю молодца, – сказал он, не стесняясь присутствием вахмистра.
Ростов пожал плечами, как будто говоря: «И я тоже, да что же делать!» и, распорядившись, вернулся к Телянину.
Телянин сидел всё в той же ленивой позе, в которой его оставил Ростов, потирая маленькие белые руки.
«Бывают же такие противные лица», подумал Ростов, входя в комнату.
– Что же, велели привести лошадь? – сказал Телянин, вставая и небрежно оглядываясь.
– Велел.
– Да пойдемте сами. Я ведь зашел только спросить Денисова о вчерашнем приказе. Получили, Денисов?
– Нет еще. А вы куда?
– Вот хочу молодого человека научить, как ковать лошадь, – сказал Телянин.
Они вышли на крыльцо и в конюшню. Поручик показал, как делать заклепку, и ушел к себе.
Когда Ростов вернулся, на столе стояла бутылка с водкой и лежала колбаса. Денисов сидел перед столом и трещал пером по бумаге. Он мрачно посмотрел в лицо Ростову.
– Ей пишу, – сказал он.
Он облокотился на стол с пером в руке, и, очевидно обрадованный случаю быстрее сказать словом всё, что он хотел написать, высказывал свое письмо Ростову.
– Ты видишь ли, дг"уг, – сказал он. – Мы спим, пока не любим. Мы дети пг`axa… а полюбил – и ты Бог, ты чист, как в пег"вый день создания… Это еще кто? Гони его к чог"ту. Некогда! – крикнул он на Лаврушку, который, нисколько не робея, подошел к нему.
– Да кому ж быть? Сами велели. Вахмистр за деньгами пришел.
Денисов сморщился, хотел что то крикнуть и замолчал.
– Сквег"но дело, – проговорил он про себя. – Сколько там денег в кошельке осталось? – спросил он у Ростова.
– Семь новых и три старых.
– Ах,сквег"но! Ну, что стоишь, чучела, пошли вахмистг"а, – крикнул Денисов на Лаврушку.
– Пожалуйста, Денисов, возьми у меня денег, ведь у меня есть, – сказал Ростов краснея.