Сколько часов физической культуры в неделю у начальной школы? О количестве и качестве уроков физической культуры Сколько часов физкультуры в школе неделю.

Остается ли в 2016-2017 учебном году для учащихся начальных классов 3 часа физической культуры в учебном плане?

Ответ

Третий час физической культуры может проводиться в рамках внеурочной деятельности. Для классов, не перешедших на , организация третьего обязательного часа физической культуры осуществляется с учетом региональных БУП в рамках действующего законодательства

В 2010 г. приказом Минобрнауки России от 30 августа 2010 г. № 889 в федеральном базисном учебном плане (далее - БУП) и примерных учебных планах для общеобразовательных организаций (далее - ООП) был закреплен третий обязательный час физической культуры с целью увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств, совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.

«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10) регламентировались нормы использования спортивных сооружений, мест занятий по физической культуре и спорту (п. 3.4), предлагались рекомендации по проведению мероприятий на свежем воздухе, .

В соответствии с протоколами заседания экспертного совета Минобрнауки РФ от 2 ноября 2011 г. № 2 и от 21 декабря 2011 г. № 3 к использованию был рекомендован ряд образовательных программ, позволяющих расширить базовое содержание уроков физической культуры (программы по мини-настольному теннису, фитнес-айробики и др.).

Третий обязательный час физической культуры был введен за счет увеличения на один час максимально допустимой недельной нагрузки. Запрещалось заменять уроки физической культуры другими предметами.

Ситуация изменилась в связи с 2.4.2.2821-10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11. 2015 № 81. Согласно этой редакции, допускается организовывать занятия физической культурой в рамках внеурочной деятельности учащихся.

Пункт 10.20 СанПиН 2.4.2.2821-10 получил следующую формулировку: "Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3-х учебных занятий физической культурой (в урочной и внеурочной форме ) в неделю, предусмотренных в объеме общей недельной нагрузки. Заменять занятия физической культурой другими предметами не допускается ".

Обозначенное изменение преимущественное отношение имеет к ООП, разработанным в соответствии с ФГОС общего образования, поскольку само понятие внеурочной деятельности регламентируется только ФГОС общего образования и не включено в требования ФКГОС. Для классов, не перешедших на ФГОС, организация третьего обязательного часа физической культуры осуществляется с учетом региональных БУП в рамках действующего законодательства.

Актуально сейчас:

Правила, прописанные в документе, являются обязательными для исполнения во всех государственных и частных образовательных учреждениях. Они должны учитываться при разработке нормативной и технической документации, которая проходит согласование в соответствующих инстанциях.

Цель документа - обеспечение комфортных условий в зданиях и помещениях, в которых обучаются школьники, установление нормативов безопасности окружающей среды. Только в школах, в которых соблюдаются прописанные требования, возможно получение качественного образования.

Правила предписывают, что в каждой школе должна быть современная компьютерная техника и доступ к сети интернет, спортивные залы, столовая, канализация, холодная и горячая вода.

Эти элементарные требования призваны обеспечить необходимые условия, позволяющие концентрироваться на учебном процессе, а не на решении каких-либо бытовых задач.

Требования к помещениям и оборудованию

СанПиН 2.4.2.2821-10 устанавливает:

  • что на пришкольных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспортных средств, которые используются для перевозки учащихся
  • между корпусами зданий, которые возведены на одной территории, должны находиться отапливаемые переходы;

школьные гардеробы должны иметь вешалки, ячейки для обуви, крючки для одежды, соответствующие росту школьников;

  • кроме того, для удобства учащихся должны быть оборудованы гардеробные скамейки;
  • классные доски должны быть темно-зеленого или темно-коричневого цветов, при этом учебные помещения могут оборудоваться интерактивными досками, сенсорными экранами и другими современными приспособлениями, которые должны отвечать гигиеническим нормам;
  • температурный режим в туалетных комнатах должен быть не выше 21С, в душевых - не больше 25С;
  • часть кабинетов должна иметь доступ к водоснабжению.

Документ содержит требования и к малокомплектным учебным заведениям. В них должны быть такие обязательные помещения как гардероб, кабинеты для обучения, актовый зал, столовая, библиотека, санузлы, рекреация, подсобка, медицинский кабинет, спортзал, снарядная и другие необходимые административно-хозяйственные помещения.

Требования к организации учебного процесса

Кроме перечисленных требований, САНПИН устанавливает предельно допустимую нагрузку на учеников.

Так, аудиторная нагрузка не должна превышать 26, 32, 33, 35, 36 и 37 академических часов для учащихся 1-х, 2-4-х, 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х и 10-11-х классов. Внеурочные занятия должны длиться не более десяти часов в неделю для всех школьников.

СанПиН детализирует и общий допустимый объем нагрузки на каждого школьника в течение одного дня.

Допускается:

  • для учащихся первых классов - 4 урока каждые 4 дня, и 5 уроков - 1 день (за счет урока физкультуры);
  • для учащихся 2-4-х классов - 5 уроков каждые 4 дня, и 6 уроков - 1 день (за счет урока физкультуры);
  • для учащихся 5-7-х классов - не более семи уроков ежедневно;
  • для учащихся 8-11-х классов - не более восьми уроков ежедневно.

Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры.

Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут - в 3-4-х классах, 30 минут - в 5-6 классах, 35 минут - в 7-11 классах.

В начале 2018 года были внесены изменения в СанПин для школы

Изменения затронули требования к помещениям и оборудованию:

  • на школьных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспорта, который перевозит учеников;
  • если школа состоит из нескольких строений, они должны быть сообщены между собой и оснащены отопительной системой;
  • не допускается установка уличных туалетов для учеников, если нет централизованной канализации (в этом случае следует предусмотреть внутреннюю канализацию).

Школьный общепит также должен соответствовать определенных требованиям:

  • свободный доступ к водоснабжению;
  • питьевая вода и продукты питания должны проходить контроль качества;
  • работники столовой дважды в год должны проходить медицинский осмотр и т.д.

Специфика образовательного процесса:

  • количество учеников зависит от площади, которая приходится на каждого ребенка;
  • документ определяет количество уроков для каждой возрастной группы, таким образом расписание уроков должно составляться согласно нормативам (например, для первого класса не должно быть более четырех уроков ежедневно, к последнему классу их может быть 7-8);
  • учебный год первоклассников может включать дополнительные каникулы;
  • учителя должны раз в два года проходить переподготовку, а после этого аттестацию.

Школа должна быть безопасным и продуктивным учреждением, которое дает полноценные знания обучающимся. Изменения, вносимые в СанПин, должны совершенствовать требования, которые были установлены более ранними законодательными документами.

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени образования - на 2, 3, 4 уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1, 2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

Таблица 1

Шкала трудности предметов для 1-4 классов

Таблица 2

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5-9 классах

Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности)
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
Химия - - 13 10 12
Геометрия - - 12 10 8
Физика - - 8 9 13
Алгебра - - 10 9 7
Экономика - - - - 11
Черчение - - - 5 4
Мировая художественная культура (МХК) - - 8 5 5
Биология 10 8 7 7 7
Математика 10 13 - - -
Иностранный язык 9 11 10 8 9
Русский язык 8 12 11 7 6
Краеведение 7 9 5 5 -
Природоведение 7 8 - - -
География - 7 6 6 5
Граждановедение 6 9 9 5 -
История 5 8 6 8 10
Ритмика 4 4 - - -
Труд 4 3 2 1 4
Литература 4 6 4 4 7
ИЗО 3 3 1 3 -
Физическая культура 3 4 2 2 2
Экология 3 3 3 6 1
Музыка 2 1 1 1 -
Информатика 4 10 4 7 7
ОБЖ 1 2 3 3 3

Таблица 3

Шкала трудности учебных предметов изучаемых в 10-11 классах

Алексей МАШКОВЦЕВ,

учитель физической культуры,

АНО «Школа «Премьер»,

г. Москва

Третий – лишний?

О количестве и качестве уроков физкультуры

Три года назад повсеместно в российских школах был введен третий час физической культуры в неделю. Мы попытались разобраться, как это реализуется в различных образовательных учреждениях, учитывая, что проводить уроки порой попросту негде…

Тему этой статьи подсказали учителя физкультуры, которые жалуются на то, как неудачно проводят третий час в их школах. Полагаем, что анализ полученной нами информации поможет улучшить качество уроков физической культуры.

В поисках решения проблемы

Идеальный вариант

Давайте попробуем представить модель, при которой введение третьего часа физической культуры было бы идеальным. Если в школе есть все необходимые условия: несколько спортивных залов и плоскостных сооружений, бассейн, лыжная база и т.п., – это, скорее всего, удастся. Однако следует помнить, что для достижения максимального эффекта уроки в расписании не должны ставиться день за днем. Отдых и восстановление после физической нагрузки – обязательная часть как образовательного, так и тренировочного процесса. Таким образом, идеальным вариантом будет тот, при котором уроки физкультуры стоят у каждого класса в расписании по понедельникам, средам и пятницам – при пятидневной рабочей неделе – или еще и по вторникам, четвергам и субботам – при шестидневной. При этом несколько дней в неделю зал при пятидневной неделе будет пустовать.

Таким образом, чтобы создать идеальную модель внедрения третьего часа, школа должна не только иметь богатую материальную базу, но и суметь грамотно составить расписание. Среди мест работы учителей, которые обращались к нам в редакцию, таких школ не оказалось…

Два плюс один

Уроки физкультуры в средней и старшей школе разрешается объединять в пару. Некоторые школы воспользовались этой возможностью. Это способствует более грамотному распределению нагрузки в течение недели, позволяет администрации школы не менять расписание при организации уроков лыжной подготовки, а учитель может планировать одно занятие в неделю – образовательной и оздоровительной направленности, другое – тренировочной.

На практике оказалось, что и этот вариант имеет свои недостатки. В частности, учащиеся 5–8-х классов с трудом справляются с полуторачасовой нагрузкой. К тому же нельзя забывать, что заболеваемость школьников в последнее время повысилась, и такое увеличение нагрузки тем более многим будет не по силам.

Другая проблема – отсутствие перемены. Как правило, при такой организации уроков учителя физкультуры не прерывают занятие, что еще больше увеличивает нагрузку. Если же отпускать детей на перемену, теряется тренировочный эффект и эффект от ранее проведенной разминки. При согласовании данного вопроса с администрацией школы можно время перемены использовать для занятия, а детей отпускать со следующего урока чуть пораньше. К тому же у детей будет больше времени, чтобы принять душ.

Чтобы избежать чрезмерной нагрузки, во время сдвоенных уроков можно больше времени уделять теоретическим вопросам.

В школах, которые проводят уроки лыжной подготовки, был предложен вариант объединения трех уроков – такой способ очень удобен старшеклассникам для выездов в лесопарк. Некоторые читатели рассказали, что в их школах нашел применение такой способ, но таких оказалось немного.

Набор часов

Многие школы выбрали следующий путь. Недостающие 34 или 35 – в зависимости от количества учебных недель в году – часов физической культуры они просто добирали за счет проведения Дней здоровья, туристских слетов, спортивных часов и т.д., потому что у них нет возможности вместить третий час в расписание. Проведя одно большое мероприятие, такое, как День здоровья, учитель мог сразу «закрыть» восемь уроков физической культуры, причем даже для нескольких классов. Если организовывать подобные праздники один раз в четверть – это уже 32 часа. Только выполняют ли они в полной мере образовательную функцию? И не подменяется ли одно другим? Все понимают, что Дни здоровья и до введения третьего часа проводились – может, и не так регулярно, – а теперь это приобрело общешкольный характер с обязательным посещением, оцениванием и т.п.

Суббота – день физкультурника

Некоторые школы, работающие по пятидневной рабочей неделе, приняли решение третий урок физкультуры вынести на субботу. В это день в школе никого нет, залы пустуют. Чем не решение проблемы? Только вот явка учащихся, как правило, не превышает 40%. Казалось бы, это можно использовать: если детей мало, можно объединить классы – и время освобождается, и места в зале всем хватит. Но на практике такой подход грешит формализмом: дети могут быстро сообразить, что уроки физкультуры можно пропустить – была бы причина более-менее уважительной.

4 – 2 – 2 – 4

Этот вариант – не схема расстановки игроков, а распределение часов физической культуры по четвертям. Его используют школы в теплых регионах страны, где можно уроки в сентябре, октябре, апреле и мае проводить на улице. Поэтому в первую и четвертую четверти организуют не три, а сразу четыре урока в неделю, а в холодное время года – по два. Таким образом, решается проблема загруженности залов – на два часа в неделю их хватает, и дети больше времени проводят на свежем воздухе. Важно только, чтобы у школы было больше плоскостных сооружений, чтобы нескольким классам сразу нашлось место для занятий.

Минусы есть. Во-первых, дети получают физическую нагрузку в течение учебного года неравномерно. Во-вторых, никто не застрахован от непогоды: где проводить уроки в дождь, холод или сильный ветер? Тогда в ход идет всё: холлы, коридоры, рекреации…

Три пишем, два в уме

К сожалению, есть и такие школы, их не так много, – которые по-прежнему проводят два урока физической культуры в неделю, а не три. При этом для любой проверки (в расписании, в журнале) указывается три урока. Как обещают своим учителям руководители этих образовательных учреждений, это временное явление, которое будет вскоре устранено. Будем надеяться, что они сдержат свое обещание.

Обратиться за помощью

Отдельным школам удалось решить проблему введения третьего часа путем сотрудничества с рядом расположенными ФОКами, бассейнами и катками, так как первая половина дня у них, как правило, свободна. Остается лишь организовать работу: договориться с арендодателями, обеспечить проезд детей, приобрести инвентарь и т.д.

Сказано – сделано

В подавляющемся большинстве школ третий час физической культуры введен. Администрации нужно отреагировать на приказ, исполнить и отчитаться. В результате и без того маленькие спортивные залы объединяют учащихся двух, а порой и трех классов. Как проводить уроки с таким количеством детей и при этом отвечать требованиям новых Государственных стандартов в образовании? Педагоги нашли следующий выход. Несколько классов в зале? Значит, там присутствует и несколько педагогов. Один учитель предлагает детям заняться одним видом спорта, другой – другим, третий – третьим. Это значительно повышает эффективность урока и снимает проблемы с дисциплиной.

Мифы и реальность

С введением третьего часа в обществе укоренилось мнение, что теперь ситуация с преподаванием физической культуры изменится. Опыт первого года показал, что мы заблуждаемся.

Заблуждение первое: дети станут в 1,5 раза физически крепче. Как ни странно, уровень развития физических качеств не прямо пропорционален количеству времени, уделяемому на их развитие. Даже проведение уроков на высоком уровне – еще не гарантия улучшения результатов. По итогам первого года инноваций не было отмечено существенного прорыва в улучшении физической подготовки детей. Единственное, чего следует ожидать, – снижение заболеваемости школьников. Это дорогого стоит.

Заблуждение второе: учителя физической культуры станут больше зарабатывать. Здесь нужно понимать, что зарплата любого учителя зависит от его квалификации и нагрузки, при новой системе оплаты труда – еще и от количества детей в школе. Педагоги школ, перешедших на новую систему оплаты труда, отмечают, что стоимость часа у них даже стала меньше. У многих увеличилось количество часов, однако все понимают, что это не всегда ведет к улучшению качества уроков.

Заблуждение третье: дети на уроках физкультуры будут изучать новые виды спорта. Это правда лишь отчасти. Школ, у которых есть возможность приобрести новый спортивный инвентарь для обучения детей бадминтону, теннису, организовать занятия по фитнесу и применить другие нововведения, оказалось немного. Большинство школ не стали даже разрабатывать свои программы для третьего часа, взяв за основу программу В.И. Ляха и А.А. Зданевича (2004), рассчитанную как на два, так и на три часа в неделю и построенную на базовых видах спорта с включением вариативной части в зависимости от региональных и материальных особенностей школы.

Заблуждение четвертое: больше детей станут посещать занятия в спортивных секциях. Это не так. Тренеры-преподаватели детско-юношеских спортивных школ отмечают, что за этот год не было отмечено увеличения количества школьников, записавшихся в группы начальной подготовки, – скорее наоборот. Более того, уменьшилось число детей, которые посещают школьные спортивные секции. Если раньше родители понимали, что двух уроков физкультуры в неделю явно недостаточно для полноценного физического развития их ребенка, и с удовольствием отдавали его в любую секцию, чтобы восполнить потребность в движении, теперь они рассуждают иначе: зачем нужна школьная секция, если у школьников и так три урока физкультуры в неделю?

Заблуждение пятое: дети будут больше участвовать в спортивных соревнованиях. Школьных спортивно-оздоровительных мероприятий стало меньше, так как всё свободное время в расписании отводится, в первую очередь, под третий час физкультуры, которому теперь находится место и на седьмом, и на восьмом уроке. А если школа работает в две смены, то время работы спортивного зала для проведения внеклассных мероприятий минимально. Не увеличивается и количество районных и городских соревнований: у учителей просто нет времени вывозить на них детей.

Лучше меньше, да лучше?

Что же получается? Столько лет сами учителя физической культуры ратовали за то, чтобы уроков физкультуры стало больше, а на практике это оказалось ненужным. Со временем мы увидим плоды нашего труда. Посадив картошку на своем огороде, мы изначально теряем несколько ведер корнеплода, и не следует ждать отдачи через несколько недель. Но нельзя не согласиться еще с одним правилом огородника: прежде чем посадить картошку, нужно подготовить почву. В нашем случае начинать нужно было с модернизации спортивных залов и оборудования, с пересмотра и корректировки программ исходя из имеющихся данных диспансеризации школьников, с переобучения педагогов и лишь потом очень плавно и постепенно увеличивать количество учебных часов. Может быть, тогда и урожай был бы лучше?

Мы целое утро

Возились с ростками,

Мы их посадили

Своими руками.

Мы с бабушкой вместе

Сажали рассаду,

А Катя ходила

С подругой по саду.

Потом нам пришлось

Воевать с сорняками,

Мы их вырывали

Своими руками.

Таскали мы с бабушкой

Полные лейки,

А Катя сидела

В саду на скамейке.

Ты что на скамейке

Сидишь, как чужая?

А Катя сказала:

– Я жду урожая.

(Агния Барто. Катя)

С изменениями и дополнениями от:

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся начального общего образования основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования - на 2-х, 3-х, 4-х уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1 , , настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3 , в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

Таблица 1

Шкала трудности предметов для 1 - 4 классов

Общеобразовательные предметы

Математика

Русский (национальный, иностранный язык)

Природоведение, информатика

Русская (национальная) литература

История (4 классов)

Рисование и музыка

Физическая культура

Таблица 2

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5 - 9 классах

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

Геометрия

Экономика

Черчение

Мировая художественная культура (МХК)

Биология

Математика

Иностранный язык

Русский язык

Краеведение

Природоведение

География

Граждановедение

Литература

Физическая культура

Экология

Информатика

Таблица 3

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 10 - 11 классах

Общеобразовательные предметы

Количество баллов

(ранг трудности)

Геометрия,

Русский язык

Литература,

Иностранный язык

Биология

Информатика,

Экономика

Обществознание,


Приложение 4. >>
Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток
Содержание
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10...