С. ВенчаковаТворчество Г

Редактор Павел Вячеславович Мускатиньев

Корректор Марина Николаевна Сбитнева

© С. В. Венчакова, 2018

ISBN 978-5-4490-3341-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

От автора

Целью создания цикла методических разработок по дисциплине «Отечественная музыкальная литература XX – XXI веков» для студентов IV курса музыкальных училищ (специальности: 53.02.04 «Вокальное искусство», 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение», 53.02.06 «Хоровое дирижирование», 53.02. 03 «Инструментальное исполнительство», 53.02.07 «Теория музыки»), явилась, прежде всего, систематизация исследовательской, а также художественной литературы (в том числе современной), в той или иной мере представляющей личность великого русского композитора XX века – Г. В. Свиридова.

Следует отметить, что учебники по указанному предмету в течение долгого периода времени не переиздавались. Учебная литература, появившаяся в последние годы, содержит необходимые базовые сведения по темам курса, но объём учебных изданий не способен отразить многие актуальные проблемы композиторского творчества, а также представить целостный анализ музыкальных произведений.

Цикл методических разработок явился результатом многолетнего преподавания вышеуказанного курса. Работы включают значительный по своему масштабу объём образовательного материала, в основе которого – подробный обзор важнейших аспектов творческой деятельности композитора, а также разбор значительного количества авторских сочинений. Строгая логическая последовательность каждой методической разработки наглядно демонстрирует план урока, ключевые тематические вопросы, итоговые требования к аттестации учащихся. К каждой работе прилагается обновлённый список научно-исследовательской литературы, что может послужить хорошим подспорьем для студентов-музыкантов в изучении произведений названного автора; а также в процессе написания рефератов, курсовых и творческих работ. Каждая тема курса продемонстрирована в виде открытых уроков.

Цикл методических разработок, посвящённый творчеству

Г. В. Свиридова:

1. «Г. В. Свиридов. Некоторые черты творческого стиля» – иллюстрирует некоторые аспекты эволюции стиля, охватывает ключевые позиции относительно характеристики социальных и художественных предпосылок формирования музыкального языка композитора. Работа включает краткий обзор творческого наследия, а также важнейших направлений творческой деятельности Г. В. Свиридова. В «Заключении» сформулированы основные положения-выводы относительно художественного стиля. Многие факты, в том числе исследовательские и биографические, появились в последние годы в воспоминаниях современников, близко знавших композитора, а также после опубликования литературных «дневниковых» записей самого Свиридова. Эти фрагменты также включены в работу.

2. «Г. В. Свиридов. Вокальное творчество» – представляет важнейшие стилевые особенности вокальной музыки, рассматриваемой в контексте художественных традиций и жанровой специфики. Работа включает анализ некоторых сочинений композитора и разделы, раскрывающие отношение композитора к поэзии, прежде всего отечественной; работа с различными темами, а также осмысление феномена свиридовской интонации.

3. «Г. В. Свиридов. Патетическая оратория» – для раскрытия данной темы использован обширный художественно-культурный материал, включающий характеристику специфических черт поэтического стиля В. Маяковского; краткий исторический обзор развития жанра оратории, указывающий, что данное направление композиторской деятельности остаётся актуальным для музыкального искусства XX – XXI веков. Содержание разработки включает подробный анализ оратории, а также охватывает широкие социокультурные реалии, стилевые и образно-тематический приоритеты творчества Свиридова, специфику взаимодействия музыкальных традиций и инноваций и их воплощение в композиторском творчестве. Данный спектр даёт возможность осуществления полноценного анализа стихотворных текстов «Патетической оратории», определяющего его качественную и художественную интерпретацию.

4. «Г. В. Свиридов. Поэма памяти Сергея Есенина» – представленная разработка посвящена одному из наиболее значительных произведений композитора, которое рассматривается в контексте важнейших ориентиров творчества – темам Поэта, Эпохи, Родины. Композитор первым из музыкантов представил личность Есенина как крупнейшего национального художника. Важный факт для всего свиридовского творчества – постоянное музыкально-художественное постижение русской природы. Эти специфические элементы творческого стиля композитора также представлены в работе.

5. «Г. В. Свиридов. Курские песни» – заявленная тема работы включает важнейшие вопросы, связанные с творчеством композитора: «Г. В. Свиридов и русский хор», «Г. В. Свиридов и русский фольклор». Кантата «Курские песни», созданная в 1964 году, явилась результатом работы автора в фольклорной экспедиции. Сочинение отражает одну из ведущих тенденций русского музыкального искусства второй половины XX века – появление стилевого направления «Новая фольклорная волна». В работе также проводятся художественно-эстетические параллели кантаты с другими произведениями композитора с целью выявления специфических стилевых закономерностей творчества Свиридова. Кантата проанализирована целостно – даётся последовательная характеристика частей с точки зрения их образного содержания и его воплощения в музыке.

6. «Г. В. Свиридов. Кантаты „Деревянная Русь“ на ст. С. Есенина, „Снег идёт“ на ст. Б. Пастернака, „Весенняя кантата“ на ст. Н. Некрасова» – содержание методической разработки отражает одну из наиболее актуальных проблем композиторского творчества – взаимодействие музыкальных форм и жанров фольклорной и академической музыкальных традиций. К каждому из поэтов Свиридов находит свой «ключ», видит индивидуальные стилевые черты (разделы «Свиридов и Есенин», «Свиридов и Пастернак», «Свиридов и Некрасов»). Кантаты наглядно демонстрируют свиридовское понимание явлений жизни, и, как следствие этого – их этический, идейный, философский смысл.

7. «Г. В. Свиридов. Произведения на стихи Блока «Петербургские песни», кантата «Ночные облака» – осмысление композитором поэзии разных авторов выразилось в сочинениях, представляющих художника-мыслителя с философскими взглядами на проблемы жизни. Свиридов сумел почувствовать в стихах Блока особую, редкую музыкальность; его пристрастие к поэзии Блока было очень устойчиво. Главное объединяющее звено обоих гениев русской культуры – тема Родины, народность творчества. Искусство Блока, эпического поэта России, было созвучно Свиридову, характерной чертой национального стиля которого явилось взаимное проникновение и обогащение индивидуального и народного.

8. «Г. В. Свиридов. Поэма „Отчалившая Русь“ на сл. С. Есенина» – в этом сочинении представлены темы Родины и Поэта как ведущие в творчестве композитора. В центре этих сфер – Есенин, один из любимых поэтов Свиридова. Поэтическое слово Есенина и его свиридовское, музыкальное, «прочтение», погружает в глубинные области музыкально-поэтического синтеза.

9 «Г. В. Свиридов. Концерт для хора «Пушкинский венок» – содержание разработки охватывает важнейшие аспекты целостной характеристики концерта: общехудожественных и музыкальных традиций, питавших авторский стиль Г. В. Свиридова, краткий обзор хорового творчества композитора в 60 – 70-е годы прошлого века, продуктивность его обращения к поэзии А. С. Пушкина в контексте общероссийской тенденции русской и советской композиторской школы, а также собственно многостороннее рассмотрение изучаемого произведения с точки зрения его драматургии, специфики избранного жанра, музыкального языка.

10. «Эстетика последних сочинений Г. В. Свиридова „Песнопения и молитвы“ для смешанного хора (1980 – 1997) на слова из литургической поэзии» – работа раскрывает ряд ключевых моментов, необходимых для понимания художественной ценности изучаемого произведения: общая характеристика эстетических принципов Г. В. Свиридова, перечень произведений, написанных в последний период творчества, факты биографии, способствующие более глубокому пониманию музыкального содержания произведения. Глубокому раскрытию темы способствовала вступительная статья московского музыковеда А. Белоненко (племянника Г. Свиридова) к изданию «Песнопений и молитв» – эти фрагменты также включены в работу.

Светлана Вячеславовна Венчакова, музыковед, преподаватель теоретических дисциплин ГБПОУ Республики Мордовия «Саранское музыкальное училище им. Л. П. Кирюкова»

Введение

Программа курса «Музыкальная литература» направлена на формирование музыкального мышления учащихся, на развитие навыков анализа музыкальных произведений, на приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, специфики музыкального языка.

Предмет «Отечественная музыкальная литература ХХ века» является важнейшей частью профессиональной подготовки студентов теоретических и исполнительских отделений музыкальных училищ и училищ искусств.

В процессе изучения курса происходит процесс анализа и систематизации различных особенностей музыкальных и художественных явлений, знание которых имеет непосредственное значение для последующей исполнительской и педагогической практики студентов. Создаются условия для научно-творческого осознания художественных проблем и осмысления различных исполнительских интерпретаций современных музыкальных стилей. В целом создаётся гибкая система профильного обучения, без критерия «узкой специализации», способствующая углублению профессиональных навыков, активизации творческой заинтересованности студентов в работе.

Целостное изучение художественно-эстетических направлений, стилей базируется на интеграции знаний студентов в различных областях: истории зарубежной и русской музыки (до XX века), мировой художественной культуры, анализа музыкальных произведений, исполнительской практики, что обеспечивает формирование нового профессионально обобщённого знания.

Методическая разработка на тему: «Г. В. Свиридов. Некоторые черты творческого стиля»

«Георгий Васильевич Свиридов – русский гений, который по-настоящему ещё не оценен». Его творчество будет иметь огромное значение в грядущем возрождении русской культуры» (академик

Д. С. Лихачёв).

Задача искусства – открыть, раскрыть человеческую душу

(Г. В. Свиридов)

По словам исследователя А. Белоненко, «…Георгий Свиридов не нуждается в особом представлении для читателей, тем более для любителей музыки. Ведь не надо усилий, чтобы вызвать в памяти знакомую мелодию, известный с детства звуковой образ, ассоциацию. Музыка Свиридова воспринимается как некое природное явление, как неотъемлемая часть ландшафта России.

…Совсем недавно открылся новый Свиридов – автор своеобразных литературных произведений, записей, собранных в толстые тетради. Они приоткрывают дверь в потаённую жизнь свиридовской души и ума.

…Внешне жизнь Свиридова была обычной, без каких-либо необыкновенных дел и приключений. Главными событиями в ней были бесчисленные часы, проведённые за роялем или за столом, когда он писал партитуру.

…Именно в музыке отразилась подлинная биография композитора. Тайна преображения в гармонию – одна из самых величайших тайн на земле. Её вряд ли можно познать, к неё только можно прикоснуться» .

Цель урока – проследить эволюцию стиля и драматургических принципов на примере некоторых сочинений Г. Свиридова.

План урока:

1. Русский композитор XX века Г. В. Свиридов

В системе ценностей национальной музыкальной культуры России творчество Георгия Свиридова занимает особое место. Значение Свиридова состоит и в том, что его творчество не только представляет собой оригинальное стилевое направление. Вся его сущность и все особенности музыкального языка идут от мировоззрения композитора, высокой позиции художника, его понимания этической миссии искусства, неприятия облегчённого представления о нём. Творчество Свиридова – выдающееся явление духовной культуры нашего народа, органическая принадлежность композитора к русской культуре бесспорна.

Что делает художника национальным? Истоки творчества Свиридова находятся в русле национальных традиций – в фольклорных и индивидуальных, основанных каждым из крупнейших представителей русской школы. Принадлежность художника к национальной культуре определяет и участие её в дальнейшем прогрессивном развитии. По мнению музыковеда А. Сохора, «…Русская культура выросла на почве национальной жизни и полна отражений русской природы. Так, и творчество Свиридова, как достойного представителя этой культуры, уходит своими корнями не только в отечественное искусство (включая музыку), но и в историю нашей страны – от далёкого прошлого до современности – в жизнь русского народа, его духовный склад и характер, в природу России» .

Рассуждая о глобальности в национальном, Свиридов говорил: «Да, русская культура всечеловечна. И это одно из очень важных её достоинств: она обращена ко всему человечеству, ко всем людям земли. Но, может быть, самая важная, самая насущная, первостепенная её задача – это питать душу своего народа, возвышая эту душу, охраняя её от растления, от всего низменного» [цит. по 3, с. 382]. Русская культура не отделима от чувства совести. Совесть – вот что Россия принесла в мировое сознание. Эти слова тоже принадлежат Г. Свиридову.

2. Некоторые произведения Г. В. Свиридова

Творческое наследие Свиридова огромно. Вот только некоторые из его сочинений:

Инструментальные произведения

Соната для фортепиано. Памяти И. И. Соллертинского (1944);

Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (1945);

Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1945);

Двенадцать пьес для фортепиано (Партита, 1946);

Семь пьес для фортепиано (Партита фа минор, 1957);

Альбом пьес для детей. Для фортепиано (1957);

Музыка для камерного оркестра (1964);

Маленький триптих. Для симфонического оркестра (1964);

«Время вперёд!». Сюита из музыки к кинофильму. Для симфонического оркестра (1967);

«Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина. Для симфонического оркестра (1974);

Шесть романсов на сл. А. Пушкина (1935);

Романсы на сл. М. Лермонтова (1938);

«Страна отцов». Поэма для тенора и баса с фортепиано. Сл. А. Исаакяна (1950)

«Песни на сл. Роберта Бёрнса» в пер. С. Маршака (1955);

«У меня отец – крестьянин», сл. С. Есенина. Цикл песен для тенора и баритона с фортепиано (1957);

«Слободская лирика». Семь песен на сл. А. Прокофьева и М. Исаковского (1958);

«Петербургские песни», сл. А. Блока. Для сопрано, меццо-сопрано, баритона, баса, в сопр. скрипки, виолончели и фортепиано (1961 – 1963);

«Отчалившая Русь», сл. С. Есенина. Поэма для голоса и фортепиано (1977);

Оратории, кантаты, хоры

«Поэма памяти Сергея Есенина», сл. С. Есенина. Для тенора, хора и симфонического оркестра (1956);

Пять хоров для смешанного хора без сопровождения (1958);

«Патетическая оратория», сл. В. Маяковского. Для баса, смешанного хора и большого симфонического оркестра (1959);

«Курские песни», сл. народные. Для хора и симфонического оркестра (1964);

«Деревянная Русь». Маленькая кантата для тенора, мужского хора и симфонического оркестра, сл. С. Есенина (1964);

«Снег идёт». Маленькая кантата для хора и симфонического оркестра. Сл. Б. Пастернака (1965);

«Весенняя кантата». Памяти А. Т. Твардовского. Сл. Н. Некрасова. Для смешанного хора и симфонического оркестра (1972);

Три хора из музыки к драме А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович». Для хора без сопровождения (1973);

Концерт памяти А. А. Юрлова. Для хора без сопровождения (1973);

«Гимны Родине», сл. Ф. Сологуба. Для смешанного хора без сопровождения (1978);

«Пушкинский венок», сл. А. Пушкина. Концерт для хора (1979);

«Ночные облака». Кантата. Сл. А. Блока. Для смешанного хора (1979);

«Ладога». Хоровая поэма, сл. А. Прокофьева. Для камерного хора (1980);

«Песни безвременья». Хоровой цикл. Сл. А. Блока. Для смешанного хора (1981);

Песнопения и молитвы. Для смешанного хора (1991 – 1994)

3. Смысловое выражение социокультурного пространства в творчестве Свиридова

Музыкальная культура играет особую роль в национальной политике, в гармонизации межнациональных отношений. Средствами музыкального искусства культура призвана донести до сознания каждого, что Родина являет собой государство, имеющее исторические, социальные и духовные традиции, каждое культурное явление способствует воздействию на национально-культурное развитие человека. Внутренняя логика этого процесса обуславливается прежде всего преемственной связью в создании ценностей русской национальной культуры и приобщению каждого человека к этим ценностям.

История родной страны всегда и всюду привлекала к себе внимание крупных национальных мыслителей и художников. Без этого не может сложиться и развиться необходимый и важный фактор сплочения людей в нацию – национальное самосознание . Виднейшие русские литераторы, поэты, музыканты посвящали свои произведения событиям из истории России. Именно эту традицию и подхватывает Свиридов. Во многих сочинениях он обращается к критическим, переломным эпохам истории страны, чтобы осмыслить её судьбы, понять путь развития России. Таковы «Песни о России» на сл. А. Блока, посвященные событиям Куликовской битвы; тема революции в «Поэме памяти Сергея Есенина», «Патетической оратории», многих хоровых сочинениях. В некоторых произведениях образ России приобретает символический смысл, поднимаясь до высшего обобщения. Таковы «Русь моя, жизнь моя» из «Песен о России», «Матушка Русь» из «Весенней кантаты» (из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»). Среди этих образов -символов особое место занимает «Наша земля» из «Патетической оратории».

Ещё одним источником разнообразных творческих впечатлений композитора служит повседневная жизнь народа, крестьянский труд и быт. Образы русской деревни особенно близки Свиридову – таковы эпизоды из «Поэмы памяти Есенина» («Молотьба»); из «Курских песен» и др.

Многогранно проявились и образы старинных народных обрядов – «Ночь под Ивана Купала» («Поэма памяти Есенина»), «В городе звоны звонют» из «Курских песен». К ним близки песенные образы повседневного быта семьи, где тоже подчёркнута красота и необыкновенная поэтичность сложившихся веками форм народной жизни: «Вечером» из цикла «У меня отец – крестьянин», «Ой, горе лебедоньку моему» из «Курских песен». Те же качества нашёл композитор в русском народном искусстве: вместе с дружной, спорой работой, исполненной по старинной русской традиции вместе с обрядовым действием, Свиридов изображает затейливые наигрыши рожка, свирели и гармоники («Смоленский рожок», «Вечером»), или скромный песенный напев («Как песня родилась»).

Следует особо отметить огромное значение русской природы для всего свиридовского творчества. Весь годовой круг, все времена года, разнообразный русский пейзаж «нарисован» в его музыке («Цикл романсов на стихи А. Пушкина», «Поэма памяти Сергея Есенина», цикл «У меня отец – крестьянин», кантаты «Курские песни» и «Деревянная Русь», «Весенняя кантата»; музыка к кинофильмам «Русский лес», «Метель»; симфоническом сочинении «Маленький триптих»; песни «Услышь меня, хорошая», «Свежий день», «Осенью», «Лесная сторона», «Эти бедные селенья» и многие другие сочинения. И всюду русская природа прочувствована сердцем и воспета с любовью, всюду она находит в душе композитора глубоко личный эмоциональный отзвук, точно так же, как в ней самой автор и его герои слышат отклик на свои самые сокровенные переживания.

Творчество Свиридова впитало лучшие традиции городской культуры. В русском дореволюционном искусстве с темой города ассоциировались обычно трагические мотивы. Капиталистический город – вместилище греха и порока, бесчеловечного гнёта и всевозможных преступлений, унижений и горя (символично, что эти образы современных мегаполисов во многом актуальны и в наши дни). Произведения Некрасова, Достоевского, Блока отражают эти мотивы. Свиридов продолжает эту тему в «Петербургских песнях» на стихи Блока (1961 – 1963), показывая идею общего неблагополучия, неустроенности. Свиридовский цикл – своеобразный фрагмент жизни великого города накануне грозных роковых событий. Тема цикла – трагическая судьба мужчины и женщины, не нашедшим своего места в большом городе. Композитор в каждом мгновении музыки пробуждает сочувствие к своим героям и их трудной доле, проясняет нравственную ценность их образов: верность, труд как суровая необходимость человеческого существования.

Следует отметить, что в период 60-х годов (предыдущее десятилетие особо отмечено масштабными ораториальными сочинениями с глобальной тематикой) Свиридов создаёт несколько камерных кантат с общей темой неустроенности с личной жизни, темой судьбы «маленького человека».

А. Белоненко отмечает: «…Главным поэтом свиридовского творчества становится в 1960-е годы Александр Блок, причём Блок 1910-х годов, с его обострившимся к тому времени чувством социальной несправедливости. На слова Блока Свиридов пишет «Петербургские песни», кантаты «Грустные песни», «Барка жизни», апокалиптический «Голос из хора» и многое другое. «Вновь богатый зол и рад…», «Похоронят, зароют глубоко…», «Барка жизни стала…», «Сиди да шей, смотри в окошко, людей повсюду гонит труд…» – строки Блока слились с музыкой Свиридова, образуя в этом синтезе страшную, чёрную картину мира. В это же время он создаёт кантату «Снег идёт» на слова Пастернака с её центральной песней-«похоронкой» «Душа моя печальница…». Неприятие действительности, осознание её неразумности – вот от чего улетит позднее в космические дали «Отчалившая Русь». В 1960-е годы композитор нигде не декларировал свои мысли относительно мимотекущей жизни – его оружием была музыка» .

Во многих произведениях русского искусства выявилось стремление запечатлеть человека в его связях со средой, с национальным и социальным целым, с природой и бытом. Свиридов также мыслит конкретными и зримыми образами, видит индивидуальные черты психологии своих героев. Поэтому многие его сочинения (прежде всего вокальные) представляют собой картинки, сценки, портреты, жанровые зарисовки, плакаты, лубки. По мнению музыковеда А. Сохора, «…после долгих лет господства в камерно-вокальном творчестве лирического романса как формы субъективного „самовыражения“ Свиридов первый вслед за Шостаковичем („Из еврейской народной поэзии“) возродил „объективную“ традицию Даргомыжского и Мусоргского и больше, чем кто-либо другой, сделал для её дальнейшего развития» .

В искусстве XX века Г. Свиридов является представителем эпической линии, связанной с именами многих деятелей русской культуры разных эпох. Эта почётная историческая миссия определяет его особое место в развитии национального искусства следующего тысячелетия.

4. Свиридов и живопись

Исследователь А. Белоненко отмечает: «…В свиридовской музыке большую роль играет изобразительный элемент. Композитор не любил мыслить абстрактными формулами, в творчестве он шёл от поэтического слова или от зримого образа. …В его музыке значительное место занимает пейзаж. Георгий Васильевич обладал не только цветным слухом, но и особенным даром звукового воплощения пространственных представлений, пластических образов. В его творчестве силён созерцательный элемент, много воздуха, открытого пространства. Есть и конкретные звуковые зарисовки, пейзажи, картины: «Наш Север», «Рыбаки на Ладоге». Композитор воспел Курскую землю, Подмосковье. В его произведениях на слова Пушкина и других поэтов воспет Петербург. Городу его юности более всего посвящено музыки у Свиридова. Петербургские зарисовки присутствуют в музыке к кинофильмам («Пржевальский», «Римский-Корсаков», «Доверие», «Красные колокола»). А. Блок у Свиридова почти весь петербургский – «Петербургские песни», поэма для баритона с фортепиано «Петербург», кантата «Прощание с Петербургом», «Петербургская песенка», «Петроградское небо мутилось дождём…», «Пушкинскому дому». Есть маленькие, чисто лирические этюды: на слова Николая Брауна написана хоровая «акварель» «Зимняя канавка»; есть и величественная «Гробница Кутузова» (на стихи Пушкина «Перед гробницею святой…»), где в торжественном тихом гимне воспет Казанский собор.

…Свиридов был тонким знатоком живописи. Куда бы он ни приезжал, он обязательно шёл в музей или картинную галерею. В доме на Большой Грузинской хранится коллекция книг и альбомов по живописи. У него были свои постоянные привязанности, были и короткие, но сильные увлечения. Он великолепно знал древнерусскую икону, любил народный лубок, прикладное искусство, особенно всё, что сделано из дерева. Из русских художников выделял А. Иванова, Репина, Сурикова, Нестерова, Петрова-Водкина, Малявина, Григорьева, братьев Кориных и Дейнеку, ценил пейзажи Шишкина и Левитана, миниатюры С. Щедрина и психологические портреты Федотова, книжную графику Билибина и Лебедева, Петербург Добужинского и Остроумовой-Лебедевой. …Он очень хорошо знал в подлинниках и любил французских импрессионистов, что не мешало ему восхищаться испанцами Сурбараном и Эль Греко, Веласкесом и Гойей, голландцами Рембрандтом, Брейгелем и И. Босхом. Из современной живописи его привлекали монументальные полотна Диего Риверы, он обожал «Тайную Вечерю» Сальватора Дали. Он ценил любое проявление национального своеобразия в живописи, ему были близки Пиросманишвили и Марк Шагал, фантастичный Анри Руссо и югославские примитивисты. В более молодые годы он не был равнодушен к фантазиям Ж. Миро, к детскому миру Пауля Клее или суховатому геометризму Пита Мондриана. …Свиридов знал и ценил скульптуру, Родена и Микеланджело Буонарроти, Матвеева; «Рабочего и колхозницу» Мухиной считал выдающимся произведением искусства. Ему очень нравилась современная архитектура, он ценил функционализм…» .

5. Свиридов и поэзия

Свиридов много говорил о своей любви к русской поэзии и подчёркивал, что связан с нею всю свою жизнь. Он обращался к творчеству и зарубежных поэтов – Бёрнс, Шекспир, а из поэтов XX века особо отмечал такие имена, как Николай Рубцов, Велимир Хлебников, Владимир Соколов, Юрий Кузнецов, Владимир Костров, Анатолий Жигулин, Станислав Куняев, Глеб Горбовский, Виктор Боков, Василий Казанцев и многие другие. Именно они, по мнению Свиридова, навели мосты между нашим временем и Пушкиным, Лермонтовым, Баратынским, Тютчевым, Фетом, Блоком, Клюевым, Есениным. В этой области русской поэзии, считал Свиридов, есть особая тема, стоящая выше просто поэтического самовыражения. «Это тема Родины, ощущение Родины как …великого целого, как мира, как осмысление себя , как части этого мира. Это особенно важно именно в наше переломное время, эпоху рубежа веков… Нужно как никогда остро чувствовать своё родство с поколениями людей, живших когда-то… Ощущая свою связь с прошлым, тогда только и можно правильно думать о будущем» .

Исследователь А. Белоненко отмечает: «…Свиридов хорошо знал писательский мир. Здесь у него было много друзей, пожалуй, больше, чем среди композиторов. Он был в курсе всех событий в среде литераторов, пристально наблюдал за литературным процессом, за борьбой литературных направлений и журналов, внимательно следил за каждой новинкой…

Он познакомился с М. М. Зощенко, с поэтами Николаем Тихоновым, Н. В. Крандиевской, Александром Прокофьевым, Николаем Брауном, Вадимом Шефнером, позднее с М. Дудиным и Г. Горбовским. Песни на слова Роберта Бёрнса сблизили его с С. Я. Маршаком. Он был в дружеских отношениях с А. Т. Твардовским, который познакомил композитора с А. И. Солженицыным. Сочинения на слова Сергея Есенина и Владимира Маяковского привлекли внимание родных и близких людей великих поэтов. Он знал лично Екатерину и Александру Есениных, и Людмилу Маяковскую, Лилю Брик…

Свиридов был знатоком и ценителем современной русской прозы. Был знаком с Л. Леоновым, встречался с М. Шолоховым. Ф. Абрамов и В. Астафьев, В. Белов и В. Распутин, В. Крупин, Е. Носов и В. Лихоносов – книги этих писателей с дарственными надписями, также как и письма их, хранятся в библиотеке композитора… В писательском кругу он находил идейную поддержку, ибо в современной русской литературе ощущал важное для общества движение, в котором он видел и себя» .

Свиридов первым из музыкантов представил личность С. Есенина как национального художника, одного из крупнейших поэтов начала XX века. Фактически первым Свиридов представляет в музыке поэтов Б. Пастернака и В. Хлебникова. Композитор, обладая огромной художественной смелостью, создаёт сочинения на стихи В. Маяковского.

Музыковед А. Сохор отмечает: «…в песнях о России», «Петербургских песнях», «Голосе из хора» и некоторых других сочинениях последних лет Свиридов представляет нам не совсем обычного, но истинного Блока – эпического поэта России, трибуна и пророка и в то же время художника демократической темы, продолжателя некрасовских традиций. А в «Весенней кантате» свежо, необычно прозвучала и поэзия Некрасова, обернувшись не обличительной своей стороной, а утверждающей, отразившей светлые идеалы народа, его представления о добре и красоте .

Тема Поэта в свиридовском творчестве была одной из главных. Во многих сочинениях Поэт – главное действующее лицо, герой произведения. Это явление также принадлежит к традициям русского искусства. Для Свиридова художник, поэт, певец олицетворяется с голосом народа, его совести. Эта идеологическая позиция роднит Свиридова со многими великими именами русского искусства, размышлявшими о назначении Поэта.

6. Некоторые черты творческого стиля

Музыковеды – исследователи анализируя природу свиридовского гения, часто упоминают слово «символ». В этой связи уместно и поэтическое сравнение с силами самой природы и её родовым единством. Глядя на листок, упавший с дерева, можно понять и представить себе всю красоту и мощь самого дерева, его корней и кроны. Ведь листок – символ этого дерева. Так и у Свиридова – он мыслит и интонирует «по-родовому». Но в этом явлении он не уходит от настоящего, а старается найти некий идеал. Композитор ищет и в прошлом, ставшем легендой, и в настоящем, современном всем нам, изначальной близости человека к природе, гармонии человеческой души с окружающим миром. Только это, по его мнению, способно сохранить цельность личности, вызвать к жизни то гармоничное и доброе, что стало бы мечтой о будущем.



Георгий Васильевич Свиридов - выдающееся явление музыкальной культуры страны. Его творчество занимает особое, приметное место в искусстве. Принадлежность Свиридова к русской культуре настолько очевидна, что для ее доказательства не требуется никаких рассуждений. Ведь он продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего Модеста Мусоргского 1 , обогащая его достижениями XX в. Георгий Васильевич использовал традиции старинного канта, попевок, знаменного пения и в то же время - современной песни. Творчество Свиридова сочетало в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность.

Музыку Георгия Свиридова, благодаря ее простоте, легко отличить от произведений других композиторов. Весь свой талант он раскрыл как автор вокальной музыки - романсов, хоров, ораторий. В этом жанровом предпочтении он явно шел против течения, выдвинув на первый план чисто песенную природу творчества в противовес сложной волне инструментализма. Он работал в так называемом тональном направлении, в стороне от авангардистских установок. Георгий Свиридов, по словам его учителя Дмитрия Шостаковича, «не уставал изобретать новый музыкальный язык», подыскивать «новые изобразительные средства».

Будучи невероятно требовательным в первую очередь к самому себе, Свиридов не окончил множество сочинений. Иногда оставалось лишь написать последний аккорд, и, размышляя над расположением голосов в этом аккорде, Георгий Васильевич месяцами не мог завершить партитуру.

Вот как описывает впечатление от музыки Свиридова композитор Владимир Рубин: «Как-то Георгий Васильевич предложил послушать его новое произведение. После проигранных мелодий я был в совершенном смятении. Мысли и чувства были так возбуждены, что слова не шли на ум. Я молчал. Молчание становилось тягостным. Георгий Васильевич почувствовал мое состояние и предложил сыграть в шахматы. Так мы и не поговорили. Это был один из самых праздничных вечеров в моей жизни…»

Творческий путь


Георгий Свиридов родился 3(16) декабря 1915 г.в городе Фатеже, который располагался тогда в Курской губернии. Отец его, Василий Григорьевич, был крестьянином, затем, получив образование, стал почтово-телеграфным служащим. Мать, Елизавета Ивановна - учительницей. В 1917 г. Василий Григорьевич вступил в партию и после установления в Фатеже советской власти заведовал уездным отделом труда. В 1919 г. его убили деникинцы.

С девяти лет 2 Георгий Свиридов жил в Курске. Здесь началось его страстное увлечение книгами. Лишь постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка 3 . Еще 4 в Фатеже мальчик начал занимался музыкой с домашней учительницей. Такие же занятия продолжались и в Курске, но скучные упражнения тяготили мальчика, и уроки прекратились. Гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Свиридов взял ее у одного из своих товарищей и вскоре по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Играя в оркестре, Свиридов оттачивал технику и не переставал мечтать о том, чтобы получить музыкальное образование. Летом 1929 г. он решается поступить в музыкальную школу. На вступительном экзамене мальчик должен был играть на рояле, но поскольку никакого репертуара у него в то время не было, то он сыграл марш собственного сочинения. Комиссии он понравился, и в школу его приняли.

В музыкальной школе Свиридов стал учеником Веры Уфимцевой 5 . Общение с этим педагогом очень многим обогатило Свиридова - он научился профессионально играть на рояле. В годы учебы он был частым гостем в доме Уфимцевых, и именно Вера Владимировна стала тем человеком, кто посоветовал Свиридову посвятить свою жизнь музыке. Окончив обучение в школе, он продолжил занятия музыкой у Михаила Крутянского. По его совету, в 1932 г. Свиридов поехал в Ленинград и поступил в музыкальный техникум по классу рояля, которым руководил профессор Исайя Браудо 6 . В то время Свиридов жил в общежитии и, чтобы прокормиться, играл по вечерам в кино и в ресторанах.

Под руководством профессора Браудо Свиридов очень быстро совершенствовал исполнительскую технику. Но уже через полгода его учитель убедился в том, что у Свиридова есть врожденный дар композиции, и он добивается перевода Георгия Васильевича на композиторское отделение техникума, в класс, которым руководил известный музыкант Михаил Юдин 7 . В то время там обучалось много талантливых людей. Среди них были: Никита Богословский 8 , Иван Дзержинский 9 , Владимир Соловьев-Седой 10 . Всего за два месяца, под руководством Юдина, Свиридов написал свою первую курсовую работу - вариации для фортепиано 11 . В классе Михаила Юдина Свиридов пробыл около трех лет. За это время он написал много разных сочинений, но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина. Они были изданы и вошли в репертуар таких известных певцов, как Сергей Лемешев и Александр Пирогов. Однако недоедание и напряженная работа подорвали здоровье юноши, ему пришлось прервать учебу и уехать на некоторое время на родину в Курск.

Набравшись сил и укрепив здоровье, летом 1936 г. Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию и стал лауреатом именной стипендии им. Анатолия Луначарского 12 . Первым его педагогом там был профессор П.Рязанов, которого через полгода сменил Дмитрий Шостакович. Под руководством своего нового наставника начались годы упорного, напряженного труда, овладения композиторским мастерством. Он стал осваивать разные стили, пробовать свои силы в различных видах музыки. Свиридов в консерваторские годы сочинил скрипичную и фортепианную сонаты, Первую симфонию, Симфонию для струнного оркестра. В 1937 г. Свиридов был принят в Союз композиторов СССР.

Такое успешное окончание консерватории сулило молодому композитору блестящие перспективы. И когда он, наконец, получил возможность профессионально заниматься своим любимым делом, началась война… Мобилизованный в 1941 г., спустя несколько дней после окончания консерватории, Свиридов был отправлен в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), которое в августе 1941 г. было перебазировано в город Бирск Башкирской АССР.Однако, в конце года он был демобилизован по состоянию здоровья.

Еще в самом начале войны Свиридов написал первые свои песни для фронта, из которых самой известной стала «Песня смелых» на стихи Суркова 13 . Тогда Свиридову впервые пришлось поработать и для музыкального театра 14 - он создает оперетту 15 «Раскинулось море широко», в которой рассказывалось о жизни и борьбе балтийских моряков в осажденном Ленинграде.

За три года композитор написал несколько крупных камерно-инструментальных произведений, отразивших события и переживания военных лет. В 1944 г. Свиридов возвратился из Новосибирска 16 в Ленинград, в послевоенные годы творчество его становится более разнообразным. К этому периоду относятся: вокальные сочинения, поэма «Песни странника», сюита на слова Уильяма Шекспира, новые романсы и песни на слова советских поэтов, появившиеся в 1948 г. В это время Свиридов много работает в театре и кино.

В 1949 г. Свиридов познакомился с творчеством армянского поэта АветикаИсаакяна и был потрясен его вдохновенной поэзией. Один за другим стали появляться романсы на стихи Исаакяна в переводах А.Блока и иных поэтов. Вскоре сложился замысел большой вокальной поэмы для тенора и баса с фортепиано в одиннадцати частях под названием «Страна отцов». В 1955 г. Свиридов написал девять песен для баса с фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводе С.Маршака. Если в поэме «Страна отцов» каждая часть представляла собой картину, то песни на слова Бернса были галереей музыкальных портретов простых людей, вереницей сценок из их жизни вокруг одного образа - молодого человека, «лучшего парня наших лет». В ноябре 1955 г. Свиридов, увлекшись поэзией Сергея Есенина, написал несколько песен на его стихи. За ними последовал ряд других, и в порыве творческого вдохновения всего за две недели родилась многочастная поэма «Памяти Сергея Есенина 17 ». Она была впервые исполнена 31 мая 1956 г. в Москве.

Музыка Свиридова не была музыкальной иллюстрацией к полюбившимся ему стихам. Композитор умел как бы «читать» поэзию, он всегда был очень внимателен и чуток к неповторимым особенностям слога авторов. Четко обозначилась основная линия творчества композитора - создание вокальной музыки, при этом инструментальные произведения не исчезали из сферы его интересов.

Поначалу в творчестве Свиридова преобладали камерные жанры - песня и романс, но постепенно он переходил к более крупным формам, в частности к ораториям. И каждое его произведение было очень одухотворенным. Линия романтики, идущая от «Патетической оратории», которая была написана в 1959 г., получила свое дальнейшее продолжение в очень динамичной музыке к кинофильму «Время, вперед!» в 1966 г., которая многие годы была музыкальной заставкой к информационной телевизионной программе «Время», а также в оратории «Двенадцать» по поэме Александра Блока. Следом за ораторией были написаны «Весенняя кантата» на стихи Николая Некрасова, кантата «Деревянная Русь» на стихи Сергея Есенина, несколько хоровых сочинений без сопровождения на его же стихи «Вечером синим», «Табун», «Душа грустит о небесах», кантата «Снег идет» на стихи Бориса Пастернака. Эти произведения были отмечены высоким профессионализмом и наполнены поэтическими образами.

В 1960-е гг. был создан вокальный цикл «Курские песни», ставший вершиной творчества Свиридова тех лет. Основой для цикла послужили народные песни Курской области, записанные группой фольклористов и изданные в конце 1950-х гг. В «Курских песнях» не проступали черты какой-либо определенной эпохи. Однако в музыке этого произведения нашла отражение жизнь русского народа со всеми его особенностями. Композитор не спеша разворачивал перед слушателями историю жизни, показывая ее различные грани. В семи песнях выстраивалась единая драматическая линия с кульминацией и итогом - яркой народной сценой, оптимистической по характеру. Чуткое постижение народно-песенного материала позволило композитору создать и особую гармоническую структуру музыкального сопровождения, которое своей емкостью, выразительностью основной мелодической линии способствовало выявлению смысла, содержания всего целого.

  1. «Самый великий наш композитор - конечно же Мусоргский. Совершенно новый для всего мирового музыкального искусства язык, обогащенный мощным религиозным чувством, да еще в ту эпоху, когда оно уже начало выветриваться из мировой жизни… И вдруг „Хованщина“! Это же не просто опера, это разговор с Богом», - писал Георгий Васильевич.
  2. Ранние детские воспоминания Георгия были связаны с образами южнорусской природы и трагедиями гражданской войны, одной из которых стало убийство отца. Не случайно композитор позже многократно возвращался к поэзии русской деревни в вокальном цикле «У меня отец крестьянин» в 1957 г., кантате «Курские песни», в хоровых сочинениях «Деревянная Русь» в 1964 г. и «Лапотный мужик» в 1985 г. Он также возвращался к страшным потрясениям революционных лет, создав «1919» - 7 часть «Поэмы памяти Есенина», сольные песни «Повстречался сын с отцом» и «Смерть комиссара».
  3. Непосредственное общение с сельской средой, как и пение мальчика в церковном хоре, было естественным и органичным. Именно эти два краеугольных камня русской музыкальной культуры - народная песенность и духовное искусство, жившие с детства в музыкальной памяти ребенка, - стали опорой мастера в зрелый период творчества.
  4. В 1920 г. Елизавета Свиридова была поощрена за хорошую работу, и в качестве премии ей предложили на выбор корову или рояль «Беккер», как было сказано, «из реквизиционного фонда». Корова в то время была бы хорошим подспорьем для вдовы с двумя детьми, но Елизавета Ивановна выбрала рояль, так как видела необыкновенный интерес сына к музыке и считала материнским долгом поддержать его.
  5. Она является женой известного русского изобретателя Анатолия Уфимцева.
  6. Исайя Александрович Браудо (28 июля 1896, Боярка, Киевская губерния, ныне Киевская область - 11 марта 1970, Ленинград) - выдающийся советский органист, крупнейший знаток, исследователь и пропагандист органной музыки и органного творчества.
  7. Михаил Алексеевич Юдин (16 сентября 1893, Санкт-Петербург - 8 февраля 1948, Казань) - русский, советский композитор, профессор Ленинградской и Казанской консерваторий.
  8. Никита Владимирович Богословский (1913–2004) - советский и российский композитор, дирижер, пианист, литератор. Народный артист СССР.
  9. Иван Иванович Дзержинский (1909–1978) - советский композитор.
  10. Василий Павлович Соловьёв-Седой (настоящая фамилия - Соловьёв; 1907–1979) - российский композитор, народный артист СССР (1967).
  11. Это произведение до сих пор известно среди музыкантов и используется как учебный материал.
  12. Анатолий Васильевич Луначарский (11 (23) ноября 1875, Полтава, Российская империя - 26 декабря 1933, Ментона, Франция) - советский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед.
  13. Алексей Александрович Сурков (1 (13) октября 1899, деревня Середнево, Рыбинский уезд, Ярославская губерния - 14 июня 1983, Москва) - русский советский поэт, журналист, общественный деятель.
  14. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров.
  15. Эта оперетта Свиридова стала первым музыкально-драматическим произведением, посвященным войне. Она была поставлена в нескольких театрах и много лет не сходила со сцены. В 1960 г. оперетта Свиридова стала основой для музыкального телефильма, который был сделан на Центральном телевидении.
  16. Сюда была эвакуирована Ленинградская филармония.
  17. Вспоминая то время, художественный руководитель Московского камерного хора профессор Владимир Минин рассказывает: «Противно было от звучавших тогда ораторий, опер, кантат, которые писали по специальным заданиям, о партии, к празднику Октября. И вдруг в 1956 г. в хор Свешникова, где я работал, Георгий Свиридов принес „Поэму памяти Сергея Есенина“. Он сам пел и играл. Впечатление было ошеломляющее. Музыка, подстать стихам замечательного русского поэта Есенина, казалась такой же естественной и простой. Было такое ощущение, что она жила в каждом из нас, а Свиридов просто записал ее нотами. Так началось мое увлечение музыкой Свиридова и наше сотрудничество, длившееся более трех десятилетий».

Список использованной литературы

  1. Музыкальный мир Георгия Свиридова. Сборник статей (составитель А. С. Белоненко). М.: Советский композитор, 1990.
  2. Полное собрание сочинений Георгия Свиридова в 30 т. (под редакцией В. А. Чернушенко и А. С. Белоненко). Т. 21. М.-СПб.: Национальный Свиридовский фонд, 2001.
  3. Георгий Свиридов в воспоминаниях современников (под редакцией А. Б. Вульфова; автор предисловия В. Г. Распутин). М.: Молодая гвардия, 2006.
  4. Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки (составитель А. А. Золотов). М.: Советский композитор, 1983.
  5. Чайковский Б. А. Книга о Свиридове. М., 1990.
  6. Сохор А. Н. Свиридов Георгий Васильевич. // МЭ в 6 т. Т. 4. (главный редактор Ю. В. Келдыш). М., 1978.

Композитор Петр Ильич Чайковский
Автор: диакон Анатолий Трушин
Вставал он между 7 и 8 часами и до девяти с половиной посвящал время серьезному чтению, сюда входили философские сочинения, а также занятия английским языком. Затем до часу дня он работал и отвечал на письма. После обеда композитор два часа гулял в одиночестве.


Композитор С.И. Танеев
Автор: Диакон Анатолий Трушин
Сергей Иванович Танеев –композитор, пианист, педагог, ученый и общественный деятель – самобытнейшее явление русской культуры, человек, без которого невозможно представить развитие русской национальной музыки конца XIX–начала XX веков.



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Музыку Георгия Свиридова несколько десятилетий ежедневно слушает вся страна. Именно его мелодии «Время, вперед!» было суждено стать предвестником и символом всех главных новостей за последние полвека. Наверное, в этом и есть прозорливость судьбы – в прошедшем столетии не было композитора, творчество которого настолько сильно связанно с Россией, ее исконной культурой и духовными основами. Его музыка, наполненная нравственной чистотой, очень сильно воздействует на чувства слушателей, просветляя их, но самое главное она побуждает человека поверить в свои силы.

Краткую биографию Георгия Свиридова и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Свиридова

3 декабря 1915 года в уездном городе Фатеж Курской области в семье телеграфного служащего и учительницы появился на свет первенец. Родители имели крестьянские корни и не могли себе даже представить, что их сын, Георгий Васильевич Свиридов, станет одним из самых знаменитых композиторов России. Через несколько лет у него родились брат и сестра. В 1919 младший сын Свиридовых погиб от испанки, тогда же не стало и отца. Семья перебралась в Курск, где маленький Юра, как в детские годы называли будущего музыканта, начал играть на балалайке, а затем способного ребенка приняли в оркестр народных инструментов.


Педагоги музыкальной школы порекомендовали юноше продолжить образование в Ленинграде. Согласно биографии Свиридова с их легкой руки в 1932 году Юра поступает в музыкальный техникум. После – в консерваторию, где ему посчастливилось стать учеником Д.Д. Шостаковича . Однако взаимоотношения Свиридова со своим великим учителем были далеко не безоблачными. Он даже бросил консерваторию на последнем курсе, не вернувшись на занятия после разгрома, который Шостакович учинил его шести песням на слова А. Прокофьева. Общение между композиторами возобновилось только несколько лет спустя.

Летом 1941 Свиридов попадает из музыкантов в солдаты, но к концу того же года слабое здоровье не позволяет продолжать службу. Вернуться в осажденный Ленинград, где остались мать и сестра, невозможно, и до снятия блокады он работает в Новосибирске. В 1956 году Свиридов переезжает в столицу. В Москве он ведет насыщенную общественную жизнь, занимая руководящие посты в Союзе композиторов.


Еще будучи студентом, композитор женится на пианистке Валентине Токаревой, в 1940 у них рождается сын Сергей. Брак продлился недолго, уже в 1944 году Свиридов уходит из семьи к юной Аглае Корниенко. Через 4 года он снова становится отцом сына, Георгия-младшего, сразу после рождения которого переезжает к своей третьей жене Эльзе Густавовне Клазер. Георгий Васильевич пережил обоих своих сыновей. Сергей покончил жизнь самоубийством в 16 лет, после чего у Свиридова случился первый инфаркт. Георгий Георгиевич скончался 30 декабря 1997 года от хронического заболевания. Эту трагическую новость композитор так и не узнал – супруга собиралась сообщить ему о ней тогда, когда он окрепнет после недавнего инфаркта. Этого так и не произошло – через неделю после смерти младшего сына, 6 января 1998 года Свиридова не стало.



Интересные факты о Свиридове

  • У композитора не осталось прямых потомков. Эльза Густавовна скончалась через четыре месяца после него. Всем творческим наследием Свиридова занимается сын его сестры, искусствовед Александр Белоненко. Он создал Национальный свиридовский фонд и Свиридовский институт. Им была опубликована книга «Музыка как судьба», составленная на основе дневников, которые композитор вел с конца 60-х годов. В 2002 это издание было объявлено книгой года. В 2001 составлен первый полный нотогафический справочник произведений Свиридова, восстановлены неиздававшиеся нотные тексты. В 2002 начато издание Полного собрания сочинений Г.В. Свиридова в 30 томах.
  • Старшего сына Свиридов назвал в честь Сергея Есенина. Младший сын Георгий Георгиевич был крупнейшим специалистом по средневековой японской прозе. В 1991 году его пригласили работать в Японию. Для него это стало в прямом смысле спасением – из-за хронической почечной недостаточности он нуждался в регулярном гемодиализе, который в Японии делали бесплатно.
  • Василий Григорьевич Свиридов, отец композитора, погиб при трагических обстоятельствах. Во время Первой мировой его по ошибке зарубили шашкой красноармейцы, приняв форму почтового служащего за белогвардейскую. Младшая сестра Тамара родилась уже после смерти отца.
  • Георгий Васильевич, в отличие от многих своих коллег-современников, не был обеспеченным человеком. Например, он не имел своей дачи, живя на государственной, а рояль, стоявший у него дома, арендовал у Союза композиторов.
  • Георгий Васильевич был энциклопедически образованным человеком. Его домашняя библиотека насчитывала более 2,5 тысяч книг – от античных драматургов до советских писателей. Он прекрасно разбирался в живописи и скульптуре. Существуют воспоминания очевидцев, как он провел экскурсию в залах с полотнами Тернера в лондонской художественной галерее.




Творчество Георгия Свиридова

В отличие от своего учителя и кумира, Д.Д. Шостаковича , Георгий Васильевич отнюдь не был «вундеркиндом». Из биографии Свиридова мы узнаём, что его первые сочинения датируются 1934-1935 годами – это пьесы для фортепиано и романсы на стихи А.С. Пушкина. Великому поэту суждено будет на долгие годы стать спутником творчества композитора. Именно музыка к пушкинской «Метели » станет самой известной из его работ. Она же станет и его «капканом» - никакие более поздние сочинения не исполнялись столь же часто, именно ее предпочитали и слушатели.

Для композитора, исповедующего классические музыкальные формы, нетрадиционным был и выбор основного творческого направления – вокальная музыка, песня, романс. Хотя были написаны и сонаты, и Фортепианное трио, удостоенное Сталинской премии, и музыка к драматическим спектаклям, и даже единственная симфония. Но изменили жизнь 19-летнего начинающего композитора именно пушкинские романсы . Свиридов писал их и в шумном общежитии музыкального техникума, и в родном доме, больной и голодный в Петербурге, окрепший и обласканный материнским теплом в Курске. Романсы сразу же были изданы, а в год столетия смерти поэта исполнены многими выдающимися певцами.


Композитора вдохновляли поэты первой величины – Лермонтов, Тютчев, Пастернак, Р. Бернс, Шекспир. Он положил на музыку и слог Маяковского, и даже прозу Гоголя. Пожалуй, самыми любимыми и близкими ему были Сергей Есенин и Александр Блок. Начиная с вокального цикла «У меня отец крестьянин » и вокально-симфонической поэмы «Памяти С.А. Есенина », написанных в 1956 году, Свиридов постоянно использует есенинские стихи для создания своих произведений. Почти так же часто он обращается и к поэзии Блока, которого считал пророком своей страны. Среди произведений: «Голос из хора », цикл «Петербургские песни », кантата «Ночные облака » и последняя масштабная работа, на создание которой ушло 20 лет – вокальная поэма «Петербург ». Это сочинение композитор заканчивал, зная, что доверит его первое исполнение молодому баритону Д. Хворостовскому. Премьера состоялась в Лондоне в 1995 году. В 1996-2004 годах певец выпустил два диска свиридовских произведений. Многие годы музой Свиридова была Е. Образцова, с которой были сделаны несколько романсовых концертов, где композитор лично аккомпанировал певице, записаны пластинки.

Заметным направлением творчества Свиридова была хоровая музыка. Это и «Пять хоров на слова русских поэтов », и кантата «Курские песни » на основе фольклорных источников, удостоенная Госпремии, и известнейший «Пушкинский венок ». Жанр этого произведения автор обозначил как хоровой концерт. Венок – это один и символов самой жизни с ее круговоротом времен года, цикличности рождения и смерти. В нем сплетены мысли и чувства, внешнее и внутреннее. Из творческого наследия поэта Свиридов выбрал 10 стихотворений – написанных в разное время, от 1814 до 1836 года, различных по темам, настроению, известных и почти забытых. Каждая из частей концерта, стремясь соответствовать поэтической первооснове, имеет собственное звучание. Автор не ограничивается хором, он вводит инструментальное сопровождение, колокольный звон, использует звучание второго камерного хора.

В 1958-1959 годах Свиридов создает семичастную «Патетическую ораторию » на стихи В. Маяковского. Эта работа стала символом нового этапа в жизни композитора. Оратория была необычна многим – литературным источником (ведь поэзия Маяковского считалась антимузыкальной), расширенным составом оркестра и хора, смелой музыкальной формой. Произведение было удостоено Ленинской премии.

За редким исключением, как, например, кантата «Ода Ленину » на слова Р. Рождественского, Свиридов не изменял своему призванию - воспевать Россию, ее людей, природу, культуру, духовность. Одним из последних произведений мастера стало хоровое сочинение «Песнопения и молитвы», написанное на темы псалмов Давида.

Музыка Свиридова в кино

С 1940 года Георгий Васильевич 12 раз работал для кино. Музыка к двум фильмам превзошла славу самих картин. В 1964 году Владимир Басов снимал «Метель» по одноименной повести Пушкина и предложил Свиридову написать музыку. На свет появились лирические мелодии, великолепно отражающие патриархальную жизнь провинции пушкинской эпохи. В 1973 году композитором были составлены «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель ». Год спустя на экраны вышел фильм «Время, вперед!» о строителях Магнитки. В главных ролях снимались лучшие актеры своего времени. Музыка Свиридова ярко выразила энтузиазм и эмоциональный подъем советской молодежи.


Среди других киноработ композитора: «Римский-Корсаков» (1952), «Воскресение» (1961), «Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира» (1982). В 1981 году была экранизирована оперетта «Огоньки» (фильм «Это было за Нарвской заставой»).

Музыка Свиридова крайне редко используется в саундтреках к фильмам. Одними из немногих можно назвать: «Масло Лоренцо» (1992), «Мертвец идет» (1995), «Таннер Холл» (2009).

Своей основной формой творчества выбрал песню. Он черпал вдохновение в том, чем живет народ, считая, что искусство должно быть простым и понятным. Будучи человеком религиозным, он помнил, что вначале было слово. Именно слово композитор ставил превыше всего. Поэтому и посвятил свою жизнь соединению слова и музыки. Сегодня, спустя два десятилетия после ухода творца, его музыка по-прежнему живет – популярная, актуальная и востребованная слушателями.

Видео: смотреть фильм о Свиридове

...В бурные времена возникают особо гармоничные художественные натуры, воплощающие в себе высшее устремление человека, устремление к внутренней гармонии человеческой личности в противовес хаосу мира... Эта гармония внутреннего мира соединена с пониманием и ощущением трагичности жизни, но в то же время является преодолением этого трагизма. Стремление к внутренней гармонии, сознание высокого предназначения человека - вот что сейчас особенно звучит для меня в Пушкине.
Г. Свиридов

Духовная близость между композитором и поэтом не случайна. Искусство Свиридова также отличается редкой внутренней гармонией, страстной устремленностью к добру и правде и одновременно ощущением трагизма, происходящего от глубокого понимания величия и драматизма переживаемой эпохи. Музыкант и композитор огромного, своеобразного дарования, он чувствует себя прежде всего сыном своей земли, рожденным и выросшим под ее небом. В самой жизни Свиридова сосуществуют непосредственные связи с народными истоками и с вершинами русской культуры.

Ученик Д. Шостаковича, получивший образование в Ленинградской консерватории (1936-41), замечательный знаток поэзии и живописи, сам обладающий выдающимся поэтическим даром, он родился в маленьком городке Фатеж Курской губернии в семье почтового служащего и учительницы. И отец, и мать Свиридова были местными уроженцами, вышли из крестьян близких к Фатежу деревень. Непосредственное общение с сельской средой, как и пение мальчика в церковном хоре, было естественным и органичным. Именно эти два краеугольных камня русской музыкальной культуры - народная песенность и духовное искусство, - жившие с детства в музыкальной памяти ребенка, стали опорой мастера в зрелый период творчества.

Ранние детские воспоминания связаны с образами южнорусской природы - заливными лугами, полями и перелесками. И тут же - трагедия гражданской войны, 1919 год, когда ворвавшиеся в город деникинцы убили молодого коммуниста Василия Свиридова. Не случайно композитор многократно возвращается и к поэзии русской деревни (вокальный цикл «У меня отец крестьянин » - 1957; кантаты «Курские песни », «Деревянная Русь » - 1964, «Лапотный мужик» - 1985; хоровые сочинения), и к страшным потрясениям революционных лет («1919» - 7 часть «Поэмы памяти Есенина», сольные песни «Повстречался сын с отцом», «Смерть комиссара»).

Исходная дата искусства Свиридова может быть обозначена весьма точно: с лета по декабрь 1935 в неполные 20 лет будущий мастер советской музыки написал хорошо известный теперь цикл романсов на стихи Пушкина («Подъезжая под Ижоры», «Зимняя дорога», «Роняет лес...», «К няне» и др.) - произведение, прочно стоящее в ряду советской музыкальной классики, открывающее список свиридовских шедевров. Правда, впереди еще были годы учения, войны, эвакуации, творческого роста, овладения вершинами мастерства. Полная творческая зрелость и независимость пришли на грани 40 и 50-х гг., когда был найден свой жанр вокальной циклической поэмы и осознана своя большая эпическая тема (поэт и родина). За первенцем этого жанра («Страна отцов» на ст. А. Исаакяна - 1950) последовали Песни на стихи Роберта Бёрнса (1955), оратории «Поэма памяти Есенина » (1956) и «Патетическая» (на ст. В. Маяковского - 1959).

«...Многие русские писатели любили представлять себе Россию как воплощение тишины и сна», - писал А. Блок в преддверии революции, - «но этот сон кончается; тишина сменяется отдаленным гулом...» И, призывая слушать «грозный и оглушительный гул революции», поэт замечает, что «гул этот, все равно, всегда о великом». Именно с таким «блоковским» ключом подошел Свиридов к теме Великого Октября, но текст взял у другого поэта: композитор избрал путь наибольшего сопротивления, обратившись к поэзии Маяковского. Кстати, это было первое в истории музыки мелодическое освоение его стихов. Об этом говорит, например, вдохновенная мелодия «Пойдем, поэт, взорлим, вспоем» в финале «Патетической оратории», где преображен сам образный строй известных стихов, а также широкий, радостный напев «Я знаю, город будет». Поистине неисчерпаемые мелодические, даже гимнические возможности раскрыл Свиридов в Маяковском. А «гул революции» - в великолепном, грозном марше 1 части («Разворачивайтесь в марше!»), в «космическом» размахе финала («Светить и никаких гвоздей!»)...

Только в ранние годы учения и творческого становления Свиридов писал много инструментальной музыки. К концу 30 - началу 40-х гг. относятся Симфония; фортепианный Концерт; камерные ансамбли (Квинтет, Трио); 2 сонаты, 2 партиты, Детский альбом для фортепиано. Некоторые из этих сочинений в новых авторских редакциях приобрели известность и заняли свое место на концертной эстраде.

Но главное в творчестве Свиридова - это вокальная музыка (песни, романсы, вокальные циклы, кантаты, оратории, хоровые произведения). Здесь счастливо соединились его удивительное чувство стиха, глубина постижения поэзии и богатое мелодическое дарование. Он не только «распел» строки Маяковского (помимо оратории - музыкальный лубок «История про бублики и про бабу, не признающую республики»), Б. Пастернака (кантата «Снег идет »), прозу Н. Гоголя (хор «Об утраченной юности»), но и музыкально-стилистически обновил современную мелодику. Кроме упоминавшихся авторов он положил на музыку многие строки В. Шекспира, П. Беранже, Н. Некрасова, Ф. Тютчева, Б. Корнилова, А. Прокофьева, А. Твардовского, Ф. Сологуба, В. Хлебникова и др. - от поэтов-декабристов до К. Кулиева.

В музыке Свиридова духовная мощь и философская глубина поэзии выражаются в мелодиях пронзительной, кристальной ясности, в богатстве оркестровых красок, в оригинальной ладовой структуре. Начиная с «Поэмы памяти Сергея Есенина», композитор использует в своей музыке интонационно-ладовые элементы древнего православного знаменного распева. Опора на мир старинного духовного искусства русского народа прослеживается в таких хоровых сочинениях, как «Душа грустит о небесах», в хоровых концертах «Памяти А. А. Юрлова» и «Пушкинский венок», в изумительных хоровых полотнах, вошедших в музыку к драме А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» («Молитва», «Любовь святая», «Покаянный стих»). Музыка этих произведений чиста и возвышенна, в ней заключен большой этический смысл. В документальном фильме «Георгий Свиридов» есть эпизод, когда композитор в музее-квартире Блока (Ленинград) останавливается перед картиной, с которой сам поэт почти никогда не расставался. Это - репродукция с картины голландского художника К. Массиса «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (нач. XVI в.), где отчетливо противопоставлены образы тирана Ирода и погибшего за правду пророка. «Пророк - это символ поэта, его судьбы!» - говорит Свиридов. Эта параллель не случайна. Блок поразительно предчувствовал огненную, вихревую и трагическую будущность наступившего XX столетия. А на слова грозного блоковского пророчества Свиридов создал один из своих шедевров «Голос из хора» (1963). Блок многократно вдохновлял композитора, написавшего около 40 песен на его стихи: это и сольные миниатюры, и камерный цикл «Петербургские песни » (1963), и небольшие кантаты «Грустные песни» (1962), «Пять песен о России» (1967), и хоровые циклические поэмы «Ночные облака» (1979), «Песни безвременья» (1980).

Два других поэта, также обладавшие пророческими чертами, занимают центральное место в творчестве Свиридова. Это Пушкин и Есенин. На стихи Пушкина, подчинившего и себя и всю грядущую русскую литературу голосу правды и совести, подвижнически служившего своим искусством народу, у Свиридова кроме отдельных песен и юношеских романсов написаны 10 великолепных хоров «Пушкинского венка» (1979), где сквозь гармонию и радость жизни прорывается суровое размышление поэта наедине с вечностью («Зорю бьют»). Есенин - самый близкий и, по всем параметрам, - главный поэт Свиридова (около 50 сольных и хоровых сочинений). Как ни странно, композитор познакомился с его поэзией лишь в 1956 г. Строка «Я - последний поэт деревни» потрясла и сразу стала музыкой, тем ростком, из которого выросла «Поэма памяти Сергея Есенина» - произведение этапное для Свиридова, для советской музыки и вообще для осознания нашим обществом многих сторон русской жизни тех лет. Есенин, как и другие главные «соавторы» Свиридова, обладал пророческим даром - еще в середине 20-х гг. он прорицал страшную судьбу русской деревни. «Железный гость», грядущий «на тропу голубого поля», - это не машина, которой будто бы боялся Есенин (так когда-то считали), это образ апокалиптический, грозный. Мысль поэта прочувствовал и раскрыл в музыке композитор. Среди его есенинских сочинений - волшебные по своей поэтической насыщенности хоры («Душа грустит о небесах», «Вечером синим», «Табун»), кантаты, песни разных жанров вплоть до камерно-вокальной поэмы «Отчалившая Русь » (1977).

Свиридов со свойственной ему прозорливостью раньше и глубже многих других деятелей советской культуры ощутил необходимость сохранения русского поэтического и музыкального языка, бесценных сокровищ старинного искусства, создававшихся столетиями, ибо над всеми этими народными богатствами в наш век тотальной ломки устоев и традиций, в век пережитых злоупотреблений реально нависла опасность уничтожения. И если современная наша литература, особенно устами В. Астафьева, В. Белова, В. Распутина, Н. Рубцова, призывает в полный голос к спасению того, что еще можно спасти, то Свиридов заговорил об этом еще в середине 50-х гг.

Важная особенность свиридовского искусства - его «сверхисторичность». Оно - о России в целом, охватывая ее прошлое, настоящее и будущее. Композитор всегда умеет подчеркнуть самое существенное и неумирающее. Хоровое искусство Свиридова опирается на такие истоки, как духовные православные песнопения и русский фольклор, оно включает в орбиту своего обобщения интонационный язык революционной песни, марша, ораторских речей - т. е. звуковой материал русского XX века, и на этом фундаменте вырастает новый феномен такой силы и красоты, духовной мощи и проникновенности, который поднимает хоровое искусство нашего времени на новую ступень. Была эпоха расцвета русской классической оперы, был взлет советского симфонизма. Нынче новое советское хоровое искусство, гармоничное и возвышенное, не имеющее аналогов ни в прошлом, ни в современной зарубежной музыке - является сущностным выражением духовного богатства и жизнестойкости нашего народа. И в этом - творческий подвиг Свиридова. Найденное им с огромным успехом развивают другие советские композиторы: В. Гаврилин, В. Тормис, В. Рубин, Ю. Буцко, К. Волков. А. Николаев, А. Холминов и др.

Музыка Свиридова стала классикой советского искусства XX в. благодаря ее глубине, гармоничности, тесной связи с богатыми традициями русской музыкальной культуры.