Сообщение на тему не с глаголами. Правописание частицы не с глаголами

Очень часто перед авторами письменного текста стоит большая проблема в написании частицы "не" с глаголами. К сожалению, такая ситуация привычна не только для школьников, но и для людей старшего возраста. Часто незнание простого правила орфографии приводит к появлению в тексте таких неправильных форм, как «ненадо», «нехочу», «небуду», «несмотрел» и прочее. Чтобы избежать в тексте таких вопиющих ошибок, важно помнить, что частица "не" с глаголами пишется раздельно. При этом не имеет значения, в какой форме стоит глагол: в личной, в инфинитиве или является деепричастием. Обязательно нужно писать "не" отдельно. Например, не спешил, не спешить, не спеша.

Конечно, как в любом правиле есть исключения и примечания, также и правописание "не" с глаголами имеет ряд существенных уточнений. Так, слитно с частицей "не" пишутся те глаголы, которые без этой частицы не употребляются. Примерами являются такие слова, как негодовать, несдобровать, ненавидеть, невзлюбить, нездоровится, недоумевать, невзвидеть. В отношении написания "не доставать" стоит обращать внимание на значение. Если не доставать имеется в виду «не дотягиваться», то необходимо раздельное написание (Я не достаю до потолка.). Если же недоставать имеет значение «недостаточное количество», «что-то нужное», в таком случае необходимо слитное написание (У нас недостает пяти рублей. Ему недостает терпения.).

Похожая ситуация и с написанием Если взирать - устаревшая смотреть, то деепричастие не взирая пишется раздельно (Мы брали все необходимое, не взирая на цены.). Если невзирая - часть предложного сочетания невзирая на, имеющего значение «несмотря на», «вопреки чему-нибудь», необходимо слитное его написание. (Невзирая на погоду, мы отправились в путешествие. Война продолжалась, невзирая на потери.). Глагол "хватать", независимо от своего значения, всегда пишется с отрицательной частицей "не" раздельно. (Ребенок больше не хватает кота за хвост. В предложении не хватает Поэтому решая, как написать "не" с глаголами, нельзя упускать из виду значение самого глагола.

Некоторые трудности возникают и при написании глаголов с недо-, где недо- является составной приставкой, указывающей на неполноту, недостаточность. Такие глаголы всегда пишутся слитно (недобрать баллов, недоварить овощи, недовесить крупу, недовернуть гайку, недогрузить, недоедать, недослышать, недосыпать, недополучить, недовыполнить, недосмотреть).

Приставка недо- в таком случае часто бывает антонимичной (недовесить - перевесить, недосолить - пересолить). Однако если глагол имеет приставку до-, а не - это отрицательная частица, и в целом глагол обозначает не доведенное до конца действие, тогда необходимо писать слитно не с глаголами. Примеры: не досмотреть фильм до конца, он часто не доедал свой завтрак, не досказать многих фактов.

Усвоив эти простые правила и немного поупражнявшись, будет гораздо легче решить, как следует писать не с глаголами в конкретной ситуации. И тогда написанный текст будет смотреться значительно грамотнее, а ваша репутация не будет испорчена.

1. Отрицание не с глаголами (в личной форме, в инфинитиве, в форме деепричастия) пишется раздельно, например: не брать, не был, не зная, не спеша.

Примечание 1. Пишутся слитно с не глаголы, которые без не не употребляются, например: не годовать, не навидеть, не домогать, не доумевать, не сдобровать, не взвидеть света, не взлюбить падчерицу; что-то сегодня не здоровится (глагол здоровится имеет устарелый и разговорный характер и употребляется редко: Как вам здоровится? Не очень здоровится); но в соответствии с общим правилом: не поздоровится.

Примечание 2. Глагол хватать в любом значении пишется раздельно с не, например:
1) Щенок подрос и больше не хватает хозяина за брюки;
2) В книге не хватает нескольких страниц.
Различается раздельное написание не доставать в значении «не дотягиваться» и слитное написание недоставать в значении «быть в недостаточном количестве», «быть нужным», например:
1) не достает рукой до форточки;
2) в кассе недостает двух рублей; недостает терпения; только этого недоставало .

Примечание 3. Частица не в сложных предлогах несмотря на и невзирая на, а также союзах несмотря на то что, невзирая на то что пишется слитно. Необходимо отличать деепричастие смотря в сочетании с частицей не, которая пишется раздельно, например: Отвечайте на вопрос, не смотря в учебник.

2. Пишутся слитно глаголы с составной приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (приставка эта по значению часто антонимична приставке пере-; ср.: недо выполнить - пере выполнить, недо солить - пере солить ). Например: недо брать тетрадей, недо варить картофель, недо вернуть гайку, недо весить масла, недо грузить вагон, недо оценить свои возможности, недо получить часть товара, недо едать, недо сыпать, недо смотреть, недо слышать, недо учесть. То же самое касается и производных, например: недо сол, недо гляд, недо вес.

Примечание. Следует различать глаголы с приставкой недо-, обозначающие, что действие выполнено ниже нормы, и созвучные им глаголы с приставкой до-, которым предшествует отрицание не и которые обозначают в сочетании с частицей, что действие не доведено до конца. Ср.: недосмотреть за ребенком (допустить упущение при надзоре) - не досмотреть спектакль до конца (не окончить смотреть); безработные постоянно недоедали - дети часто не доедали за обедом свой суп; всегда недоплачивали - никогда не доплачивали.

Ср. также раздельное написание на основании общего правила: не добежать до финиша, не доводить до конца, не докончить письма, что-то не доделать , ни до чего не доспорились ; Приводя эти факты, газета многого не досказала .

Не с глаголами

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Образовательная цель урока: актуализировать знания учащихся о написании не

с глаголами, познакомить с глаголами-исключениями;

формировать умение применять правило написания не с глаголами и обозначать орфограмму.

Воспитательная цель урока: воспитывать любовь к русскому языку .

Развивающая цель урока: развивать способность запоминать, анализировать, обобщать.

Ход урока.

1. Проверка домашнего задания .

Вспомните определение глагола.

Приведите примеры составленных предложений с глаголами из домашнего упражнения 608. Укажите лицо и число глаголов. В каком времени вы их употребили?

2 . Сообщение цели урока.

- Прочитайте на доске эпиграф к нашему уроку – четверостишие

Из стихотворения О. Высотской:

Не и ни - у нас частицы.

Нам их надо повторять.

И при этом не лениться

И ни часу не терять.

О чём напомнило вам стихотворение?

Как пишется частица не с глаголами? Приведите примеры.

Объявите сами тему нашего урока.

Сообщение цели урока учителем: на уроке вы должны уметь находить и обозначать орфограмму, правильно писать отрицательную частицу не с глаголами.

3. Объяснение нового материала.

Прочитайте правило в учебнике на с.242. Сравните со своими ответами.

Что нового узнали? (Слитное написание не с глаголами .)

При каком условии не с глаголами пишется слитно? (Слово без не не употребляется.)

Как обозначается орфограмма?

Запишем правило в виде схемы в справочник. Приведите примеры слитного и раздельного написания не с глаголами, напишите их.


4. Закрепление изученного.

1. Объяснительный диктант.

Без букв и грамматики не учатся и математике.

Не помучишься – не научишься.

Под лежачий камень вода не течёт.

Друзей любят, а врагов ненавидят.

Приглашать можно, неволить нельзя.

Чему учат пословицы?

2.Подберите однокоренные глаголы к данным на доске существительным. Объясните лексическое значение глаголов.

Неволя -

Ненависть -

Негодование -

Недоумение -

Неистовство -

Сделайте вывод о написании не с существительными и глаголами. Почему в данном случае они пишутся слитно?

3. Сочинение-миниатюра на тему «Берегите книги» с глаголами: не пиши, не вырывай, не пачкай, не забывай.

Чтение учащимися 1-2 миниатюр.

1. Работа с текстом.

Прочитайте предложения на доске.

Конь был вороной масти. У него была узкая красивая голова, а на лбу была белая звёздочка. Шея была прямая, длинная, гибкая. Ноги были сильные и стройные.

Можно ли назвать эти предложения текстом? Назовите признаки текста.
- Как его можно озаглавить?

Определите стиль и тип речи? (Художественный стиль. Описание.)

Понравился ли вам текст?

Какую ошибку допустил ученик? (Повтор слов был, была, были .)

Устраните неоправданный повтор слов. Как это лучше сделать? (Убрать повторяющиеся слова. )

Конь вороной масти. У него узкая красивая голова, а на лбу белая звёздочка. Шея прямая, длинная, гибкая. Ноги сильные и стройные.

Не забывайте устранять повторы в своих письменных работах.

5. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке?

Чтение ученицей миниатюры «Сила любви» , демонстрация рисунков, иллюстрирующих правило.

Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Глагол говорил: «Люблю». Частица отвечала: «Не люблю». Он признавался: «Верю». А она ему: «Не верю». Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Но Глагол был постоянным в своих чувствах.

Однажды Не говорит: «Я отвечу тебе взаимностью , если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без неё не может.

6. Домашнее задание по выбору:

Выполнить упр. 613

или

составить свою миниатюру о частице и глаголе

М.Н. Панкова,

Учитель начальных классов МБОУ «Школа» №35

Г. Нижний Новгород

Тема : Правописание НЕ с глаголами.

Цель: Дать представление учащимся о правописании частицы НЕ с глаголами.

Задачи:

Расширять знания о служебных частях речи.

Совершенствовать грамматико-орфографические умения и навыки.

Развивать и обогащать устную и письменную речь.

Развивать интерес к изучению русского языка.

Орг момент.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем. (Назвать глаголы)

На прошлом уроке мы вели разговор о глаголах.

Что же о этой части речи мы уже знаем? (ответы детей)

Допишите действия предметов

Солнце … (греет, светит), сомолёт… (летит, перевозит), Лист… (растёт) лягушка …(квакает, прыгает)

Взаимопроверка домашнего задания.

Чистописание

Восстановить предложение. Подчеркнуть грамматическую основу.

Я, кашу, по утрам, кушать, гречневую, не люблю.

Работа по новой теме.

Сегодня мы познакомимся с служебной частью речи - частицей НЕ.

Служебной её называют потому, что она не обозначает ни предметов ни признаков, ни действий. Частицы не являются членами предложений. К ним нельзя поставить вопрос. Основная функция частицы не — отрицание. Нам предстоит познакомимся с правописанием частицы НЕ с глаголами и случаями, в которых эта частица пишется с глаголами слитно.

Заучивание правила.

Правило

1. Частица НЕ с глаголами пишется отдельно:

Не выучил - не делай,

Не знаешь - не спеши,

С глаголами отдельно

Частицу “НЕ” пиши!

(не спать, не ходить, не баловаться.)

Приведите свои примеры.

2. Бывает все же, что глагол Совсем без "НЕ" не может! Тогда, куда бы он ни шел, - И "НЕ" с ним вместе тоже.

Частица НЕ с глаголами пишется слитно, если глагол без неё не употребляется: негодовать, невзлюбить, ненавидеть, недоумевать, нездоровится.

Проблемный вопрос : Для чего нужна частица НЕ? Всегда ли она пишется с глаголами отдельно.? (высказывания детей)

Послушайте сказку.

"Однажды принц Глагол влюбился в прекрасную принцессу частицу НЕ. Долго он ухаживал за ней, ходил по пятам, но НЕ была капризной частицей и не обращала на влюблённого Глагола никакого внимания. «Я не могу без тебя жить!» — говорил Глагол. А НЕ отвечала: «Не верю. Пока ты не найдёшь хотя бы одно слово, которое докажет, что ты так сильно меня любишь,что не можешь жить, я не буду с тобой!» И побрёл Глагол по всем словарям и справочникам, но, так и не найдя ничего, совсем отчаявшись, пошёл к НЕ. Узнав о том, что поиски Глагола окончились неудачно, НЕ разозлилась и закричала: «Негодую! Ненавижу!» Тут Глагол подбежал к НЕ, обнял её крепко-крепко: «Ну вот видишь, ты сама всё и доказала!»
Сказка — ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок.

Первичное закрепление.

Упр. 31.Списать пословицы. Вставить частицу НЕ. Объяснить смысл пословиц.

    Солжёшь сегодня (не) поверят завтра. 2. (Не) откладывай на завтра то,что можешь сделать сегодня. 3. (Не) в свои сани (не) садись. 4. Ложь человека (не) красит. Чего (не) знаешь, того (не говори).

Упр. 32. Вставить частицу НЕ перед глаголами. Как изменилось значение предложений.

1. Они поверят моему слову. 2. Мы торопились в кино. 3. Дождь утихает. 4. Я люблю смотреть на улицу. 5. Я спешу на стадион. 6. Мне разрешают играть на компьютере. 7. Она играет на гитаре. Собака пустила постороннего в дом.

Ответить на вопросы пословицами.

После драки кулаками машут?

С пословицей поспоришь?

Сорванное яблоко обратно прирастает?

Под лежачий камень вода течёт?

Ссора до добра доведёт?

Исправить ошибки в табличках

По газонам ходить

Входить

Громко разговаривать


Придумайте свои таблички.

Домашнее задание : стр. 15 упр. 36.

Повторите правила поведения с книгами. Какую частицу нужно поставить перед глаголами.

Рефлексия . «Яблоня»

Ребята, перед вами лежат яблоки разного цвета. Выберете и прикрепите на яблоню то яблоко, которое соответствует вашему впечатлению от урока.

Красное яблоко - Было интересно. Я всё понял.

Жёлтое яблоко - К сожалению, я не всё понял.

Зелёное яблоко - Было скучно. Я ничего не понял.

Подведение итогов урока.

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

Желаю, чтоб знания вам пригодились!