Анализ самоподготовки план-конспект урока (8 класс) на тему. План-конспект самоподготовки с обучающимися, воспитанниками коррекционной школы Справка самоподготовка в коррекционной школе 8 вида

Открытая самоподготовка во 2 классе коррекционной школы VIII вида «Путешествие на сказочную поляну»


Челышева Ирина Васильевна,воспитатель ОКУ "С(К)О школа-интернат VIII вида №5" г. Курска.
Цель: формирование навыков самостоятельного выполнения домашнего задания.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить представление детей о геометрических фигурах, формировать умение считать в пределах 8, формировать навыки счета по порядку;
Продолжать развивать умение соотносить цифру с количеством предметов, способствовать развитию мыслительных операций;
Закрепить представления о геометрических фигурах, формы, находить фигуры с помощью условных обозначений их свойств;
Повторение и закрепление изученных букв;
Научить соотносить изученные буквы с предметными картинками;
Чтение слоговых структур с изученными буквами.
Коррекционно-развивающие:
Развивать нестандартность мышления, изобретательность, речь, творческое воображение;
Развивать связную речь (монологические и диалогические формы);
Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление;
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать коллективизм, товарищеские взаимоотношения, усидчивость при выполнении домашнего задания.
Оборудование:
Демонстрационный материал: предметные картинки, магнитная азбука, веселый счет, воздушный шар, дерево, геометрические фигуры, набор цветов различной окраски, звуки ветра, музыкальная физминутка «Солнышко лучистое»,музыка «Вальс цветов» из балета П.Чайковского «Спящая красавица».
Раздаточный материал: цветные карандаши, трафарет.
I.Орг.момент:
Приветствуют гостей.
-Здравствуйте! – Ты скажешь человеку
Здравствуй! – Улыбнется он в ответ
И, наверно,
Не пойдет в аптеку
И здоровым будет много много лет.
1.Приветствие «Передай улыбку». Стоящие в кругу дети берутся за руки, один смотрит соседу в глаза и передает ему свою добрую, милую улыбку, и так по цепочке улыбка переходит от одного ребенка к другому.
2.Дыхательная гимнастика: «Снежинки».
II.Вводная часть:
Воспитатель: -А сейчас ребята я предлагаю вам совершить небольшое путешествие. Но сначала надо отгадать загадку:
Мой любимый теплый воздух,
Со мной творишь ты чудеса!
И, как в прекрасной, дивной сказке,
Я поднимаюсь в небеса.
Моя чудесная корзина
Весьма уютна и светла,
И путешественникам юным
В ней хватит места, как всегда.
В дороге нам поможет дружба,
И смелость тоже нам нужна…
Вы догадались, кто я? (воздушный шар)
Скорее в путь, мои друзья.
-А чтобы взлететь, необходимо произнести волшебное заклинание: Раз, два, три! Шар воздушный в небо взлети.

1.Релаксация «Воздушный шар».
Наш шар плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая, ветерок нежно обдувает наше лицо, все тело отдыхает. Светит нежное ласковое солнышко. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Лучики согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно наш шар начинает снижаться и приземляется на Сказочной поляне. Потягиваемся, делаем вдох и выдох, открываем глаза.
2. Сказочная поляна «Математика».


Воспитатель: -На сказочной поляне даже звуки волшебные. Закройте глаза и послушайте. Я буду хлопать в ладоши, а вы – считать хлопки. (Счет в пределах 8).
А теперь пойдемте, погуляем по поляне. Посмотрите, какие необычные деревья здесь растут (подходит к дереву).
3.Встреча с гномом. (Выполняют задания гнома).


-На дереве вырос волшебный урожай –растут геометрические фигуры и цифры. Давайте с вами составим числовой ряд от 1 до 8. Послушайте загадки, чтобы узнать какие фигуры растут на этом дереве.
Нет уголков у меня.
И похож на блюдце я.
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой? (круг)


***
Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нём прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Как зовут меня? (квадрат)


***
Три угла, три стороны
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам (треугольник).


Воспитатель:-Молодцы, отгадали все загадки. А давайте поможем этим необычным листикам сгруппироваться по цвету, форме, величине (дети выполняют задание к большим фигурам подбирают маленькие по цвету и форме). Ой, что то ветер подул, наверно он хочет с нами поиграть (звучит музыка ветра), поиграем с ним? (да)
III.Музыкальная физминутка: «Солнышко лучистое».


1.Поляна цветов.


-Ну что пойдём дальше по сказочной поляне? Мы попали на Поляну цветов.
Гном нам приготовил задания, но прежде чем его выполнить, надо сделать артикуляционную гимнастику.
2.Артикуляционная гимнастика.


Улыбка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.
Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
Хоботок. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.
Подражаю я слону - губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю и на место возвращаю.
Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!
Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.
Лошадка. Пощёлкать кончиком языка, присасывая его к нёбу.
Скок, лошадка! Скок, скок, скок!
Цок, копытце! Цок, цок, цок!
Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий - узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.
Язык – иголочкой потом и потянем остриём.
Воспитатель: -Гном нам приготовил
Посмотрите какие красивые цветы выросли на поляне? Это необычные цветы, на каждом цветке поселилась буква.
Давайте, вспомним изученные буквы.
Гимнастика для глаз «Чудеса».


Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
Нарисуем букву о, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
Заниматься вновь начнем.
-Давайте с помощью наших карточек со слогами составим слова: Ра-ма; Ма-ма; Бу-сы; Со-ва; Ко-за; Шар; Лук; Жук.
-А теперь прочитаем составленные слова:
шепотом;
хором.
IV. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».


Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.
V. Творческое задание.


-Сегодня мы с вами нарисуем красивых бабочек для гнома.
VI. Подведение итогов:
Воспитатель: -Ребята, вот и заканчивается наше путешествие. Нам пора возвращаться.
Дети с воспитателем встают в круг.
На носочки поднимитесь,
И два раза повернитесь,
Снова в классе очутитесь.
-Наша подготовка подошла к концу. Вы всё выполнили, что запланировали? Что вам больше всего понравилось в путешествии.
VI. Рефлексия:
-Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Да). Вы, ребята, молодцы и я хочу вам за хорошую работу подарить на память о нашем путешествии шары.

Конспект открытой самоподготовки в 9 классе.

Описание материала : предлагаю вашему вниманию конспект занятия по выполнению заданий домашней работы в 9 классе (учебные предметы: математика,русский язык, биология) коррекционной школы VIII вида; данный материал будет полезен в работе воспитателю коррекционной школы.
Цель: выполнение заданий домашней работы по математике, русскому языку и биологии.
Образовательные задачи:
- закрепить знания учащихся, полученные на уроке;
- совершенствование учебных навыков и умений.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать память, мышление, внимание;
-совершенствование техники чтения.
Воспитательные задачи:
- продолжить знакомство с календарём государственных праздников;
- воспитывать ответственность за выполнение заданий домашней работы;
-воспитывать взаимопомощь и сотрудничество;
-воспитывать аккуратность;
-профилактика ЗОЖ.

Домашнее задание:
1. Математика
Тема «Решение примеров и задач»
Цель: совершенствовать навык решения примеров на сложение и вычитание столбиком.
Д/з:- с.115 № 602

2.Русский язык
Тема «Глагол»
Цели: закрепить знания о глаголе как части речи; научить определять значение глагола.
Д/з: -с.115 правило, упр.149

3 Биология
Тема «Болезни органов дыхания и их предупреждение»
Цель: закрепить знания о болезнях органов дыхания; определить причины и способы профилактики заболеваний; агитация отказа от курения.
Д/з: с. 106 п.28

Ход самоподготовки

I.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята.
- Здравствуйте, уважаемые гости.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришли педагоги для того, чтобы посмотреть на нашу с вами работу по выполнению заданий домашней работы.
- Кристина, какое сегодня число? (ответ)
20 декабря - 354-й день года. До конца года остаётся 11 дней.
Сегодня в России празднуется День сотрудника органов безопасности. Организация называется сокращенно ФСБ. Её сотрудники обеспечивают защиту граждан России от внешних и внутренних угроз.

А что же в мире? А весь мир сегодня отмечает Международный день солидарности людей. Давайте поддержим международный праздник и проведем самоподготовку в атмосфере дружбы и взаимовыручки.

Дежурные, по какому плану мы сегодня работаем? (дежурные)
Начинаем работу. Все готовы? Желаю всем хорошего рабочего настроения и вперёд!..

II. Математика
А.Упражнение «Логическая цепочка»
1. Назовите число, в котором 2 тысячи 0 сотен 1 десяток и 8 единиц (2018)
2. На доске: 2018 –повторить разряды чисел (счет. единицами, десятками, сотнями, тысячами)
Б.Работа с учебником.
1. Открывание страницы, поиск номера № 602
2. Фронтальный разбор № 602
3. Работа с памяткой «Порядок действий при решении примеров в несколько действий»; разбор и решение подобного примера (фронтально)
4. Пальчиковая гимнастика «Разогрев рук»
5. Работа в тетрадях (отступ 4 клетки, запись «Домашняя работа, число на полях, номер)
6. Самостоятельная работа в тетрадях (сильные учащиеся)
Работа у доски и в тетрадях (слабые учащиеся)
Фронтальная сверка ответов.
Дополнительные карточки
7.Порядок на партах!!!
Физминутка. Зарядка сидя под ритмичную музыку.
III. Русский язык.
А.На доске картинки:
1.Что изображено? (человек, самолёт,колокольчик,автомобиль)
2.Что делает человек? --- самолёт? ----колокольчик? ----автомобиль? (ответы, под картинки слова: идёт,летит,едет,звенит) звенит или звонит
3.Что объединяет 4 слова? (ответ-глагол)
Б. Что такое глагол? Давайте вспомним. (работа с плакатом, 2-3 ответа)
В.Работа с учебником Правило с.116 Задание: - посмотрите запись в рамке
- читаем по строке и дополняем.
Г. Работа с картинками на доске.
1. Определите общее значение для глаголов(глаголы движения), исключите лишнее(1 глагол звучания)

Д. Работа с учебником. Фронтальный разбор задания к упражнению 149.
1. Работа с листочками –черновиками (запись лишнего слова и проверка)
Задание: ставим цифру 1 и записываем лишнее слово первой строки и т.д.2..3…4..5…
2. Работа в тетрадях (отступ 2 строки, запись «Домашняя работа» , выполнение упражнения) и на доске(образец).
3..Самопроверка.

Физминутка. Зрительная гимнастика по плакату.

IV. Биология
А.Беседа по вопросам:
- Зачем человек дышит?
-Зачем нужен кислород?
- Какой путь совершает путь воздух при вдохе? (по цепочке)
-Какой путь совершает воздух при выдохе?
Б. Работа с учебником.
1.Фронтальное поэтапное чтение п.28 + беседа о прочитанном+ вывешивание картинки «Гланды» и плаката с опорными словами(Ангина,Бронхит,Воспаление лёгких,Грипп,ОРВИ,Туберкулёз)

3. Читаем до слов..попадает табачный дым,…»Работа с плакатом "Состав табачного дыма"

5. Сообщение.
Для того чтобы понять насколько пагубна и вредна такая привычка, мы собрали несколько фактов о вреде курения.

Ученик:«Около 14 тысяч человек погибает каждый день в мире от курения.
Сегодня самой курящей страной в мире считается Россия.
В России каждый год около 400 тысяч человек умирают от болезней, причинами которых стало курение.
Курение отнимает в среднем у курильщика 10-12 лет жизни. Каждая сигарета сокращает жизнь человека на 12 минут.»

6.Беседа по вопросам.с.110
7.Чтение названия параграфа. Формулировка причин заболеваний и способов профилактики.

V. Подведение итога.
1.Выполнили ли мы все пункты плана?
2. Вы - молодцы! Самыми активными участниками самоподготовки сегодня были…
3.А в заключение моё пожелание на завтра: получить хорошие отметки.
Пожелание на всю жизнь: применять полученные знания и навыки в своей жизни…
И пусть Глаголы: радоваться, жить,
Любить, искать, уметь, творить
Пусть сочетаются всегда
Со существительным судьба..с существительным …ваша судьба!

Дорогие гости, дорогие ребят! Пусть в вашу жизнь сопровождают хорошие глаголы! Спасибо всем!..

Цели: 1. Закрепление и повторение материала, пройденного на уроке. 2. Формирование у детей знаний, умений, навыков самостоятельной деятельности, через самостоятельные и дополнительные задания. 3. Развитие интереса к учёбе, через дополнительные задания, дидактические игры; развитие вычислительных навыков учащихся; расширение кругозора детей. 4. Воспитание самостоятельности, дисциплинированности, ответственности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели:

  1. Закрепление и повторение материала, пройденного на уроке.
  2. Формирование у детей знаний, умений, навыков самостоятельной деятельности, через самостоятельные и дополнительные задания.
  3. Развитие интереса к учёбе, через дополнительные задания, дидактические игры; развитие вычислительных навыков учащихся; расширение кругозора детей.
  4. Воспитание самостоятельности, дисциплинированности, ответственности.

Ход самоподготовки

I.Организационный момент

– Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть.

– Какое у вас настроение?
– На что оно похоже? (слайд) На солнышко или тёмную тучку?

Давайте подарим друг другу хорошее настроение:

Слайд 1

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Обернитесь, улыбнитесь гостям. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

Ребята, зачем мы здесь собрались?

Правильно, чтобы выполнить домашнее задание, подготовиться к следующему рабочему дню, чтобы завтра чувствовать себя уверенно и достичь новых знаний.

Слайд 2 А помогать нам сегодня будет цветик-семицветик.

Итак, срываем первый лепесток.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

– Какое сегодня число? (21 ноября) - Какой сегодня день недели? (вторник) - Значит, сегодня мы с вами будем учить уроки на среду. - Какие уроки у вас были сегодня? (ответы детей) - А какие уроки мы будем учить на завтра? (ответы детей)

Проверить наличие учебников, тетрадей, письменных принадлежностей.

II. Выполнение заданий.

Слайд 3

Итак, срываем второй лепесток. (математика)

мы начнем нашу самоподготовку с математики

  • - Ребята, а кто назовет изучаемую тему на уроке математики? (ответы детей)
  • Разбор и выполнение домашнего задания.
  • Пальчиковая гимнастика:

Мы делили апельсин (пальцы полусогнуты)

Много нас, а он один (ладони сначала раскрыты, затем сжимаем в кулак)

Это долька для ежа (разжимаем по одному пальцу)

Эта долька для стрижа

Эта долька для утят

Эта долька для котят

Эта долька для бобра

А для волка кожура

Он сердит на нас – беда

Разбегайся детвора (раскрывают и закрывают ладони)

  • Индивидуальная работа.
  • Проверка и самопроверка

Срываем лепесток. (Физминутка)

Физминутка «Улыбнитесь»

Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь. Ну-ка плечи распрямите. Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись, Руками коленей коснулись. Сели - встали, сели - встали. И на месте побежали.

А мы срываем следующий лепесток. (Письмо)

  • Ребята, а скажите какую тему вы изучаете на уроке письма? (ответы детей)
  • Теперь давайте попробуем ответить на вопросы, которые касаются изучаемой темы.
  • Разбор и выполнение домашнего упражнения.
  • Индивидуальная работа.
  • Самопроверка.
  • Перед тем как начать выполнять домашнее задание по письму сделаем разминку для глаз.

Срываем лепесток. (Физминутка)

Физминутка

Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)

Слайд – разминка для глаз

Проверка выполненного домашнего задания.

Срываем лепесток. (Чтение)

Чтение

  • Дыхательная гимнастика:

Сядем смирно, без движенья,
Начинаем дыхательные упражнения.

Поднять плечи, вдох через нос.
Опустить плечи, выдох через нос.
Прищепка. Вдох через нос. На выдохе зажать пальцами нос(2-3 с.), Полный выдох через нос.

  • -Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании.

Проговариваем сначала медленно, чётко выговаривая слова, затем с ускорением.

Кисти рябины на солнце горят.

Рябит от рябины в глазах у ребят.

  • Гимнастика для глаз:

Жужжащее чтение. Индивидуальное чтение.

Разбор текста по вопросам.

Срываем последний лепесток. (Итог самоподготовки)

Подведение итогов самоподготовки.

Ребята, хочу сказать, что вы молодцы, были активны, старались при выполнении всех заданий. Я надеюсь, что завтра вы все получите хорошие оценки.


Качество жизни выпускника специальной (коррекционной) школы VIII вида во многом зависит от того, насколько у него сформированы умения самостоятельно организовывать деятельность. Особая роль в формировании умений самостоятельной деятельности принадлежит самоподготовке

Сообщение на тему: «Особенности самоподготовки

в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

Подготовила: Карпова Н.Ю.

Качество жизни выпускника специальной (коррекционной) школы VIII вида во многом зависит от того, насколько у него сформированы умения самостоятельно организовывать деятельность. Особая роль в формировании умений самостоятельной деятельности принадлежит самоподготовке. Цели работы воспитателя на самоподготовке в специальной (коррекционной) школе VIII вида должна быть следующей:

1.формирование у детей умений и навыков самостоятельной деятельности;

2.создание условий для закрепления знаний, умений, навыков, полученных на уроках, в самостоятельной работе.

Почему закрепление знаний, умений, навыков оказалось на втором месте? Ведь самоподготовка предназначена именно для выполнения детьми домашних заданий. Это верно, однако, в работе воспитателя специальной (коррекционной) школы VIII вида на самоподготовке коррекционная задача выходит на первый план.

В теории обучения и воспитания умственно отсталых детей в качестве результата коррекционной работы рассматривается сформированность общедеятельностных (общеучебных, общетрудовых) умений, к которым относят:

§ умение проанализировать условия задачи и выделить способ ее решения (или определить, что способ не известен, и решить, к кому или к чему обратиться за помощью);

§ умение планировать свою деятельность;

§ умение контролировать себя в ходе деятельности и оценивать ее конечный результат.

Общедеятельностные умения, обеспечивают человеку возможность уверенно и успешно действовать не только в «штатных» бытовых и профессиональных ситуациях, где можно обойтись автоматизмами, но и при столкновении с посильными для выполнения, но относительно новыми задачами. Однако вряд ли правильно будет понимать цель самоподготовки как формирование полноценных общедеятельностных умений. Известно, что даже в более доступной для умственно отсталых школьников трудовой деятельности «почти все затруднения у учащихся возникают при столкновении с задачами, для решения которых необходимо произвести умственные действия: ориентироваться в задании, планировать его выполнение, вести контроль, устанавливать и устранять помехи, которые могут привести к браку в работе и т.п.» (Г.М.Дульнев, 1968). Возможности же формирования соответствующих умений в познавательной деятельности, на общеобразовательных предметах объективно крайне низки. Кроме того, на уроках формированию общеучебных умений часто не уделяется достаточно внимания. Это связано не только с сомнениями педагогов в возможностях формирования общедеятельностных умений у умственно отсталых школьников (хотя все специальные методики ориентируют учителя на это), но с отсутствием четких методических рекомендаций по организации данной работы на уроках (особенно ее места в системе работы по теме, разделу, предмету в целом).

Если на уроках не формируются (или формируются недостаточно) умения организовывать деятельность самостоятельно, можно ли ожидать, что дети смогут самостоятельно выполнять домашнее задание? Конечно, нет. Поэтому в практике работы школ самоподготовка превращается в дополнительный урок под руководством воспитателя. Но это не означает, что коррекционная задача самоподготовки не решается.

Работая на самоподготовке по методике, которую мы сейчас рассмотрим, мы решаем совершенно конкретную и чрезвычайно важную для реальной трудовой жизни задачу: мы приучаем своего воспитанника действовать по определенному алгоритму организации любой своей деятельности: читать задание (инструкцию), сверяться с образцом до выполнения работы, просить помощь, если образец «не находиться» или «не вспоминается», смотреть на часы во время работы, просматривать выполненную работу. Мы формируем привычки правильной организации работы в условиях относительной самостоятельности. Тем самым мы расширяем тот круг задач, которые выпускник специальной (коррекционной) школы VIII вида будет решать успешно.

А теперь конкретизируем задачи самоподготовки, учитывая все сказанное. Задачи связаны с формированием у детей следующих умений, обеспечивающих самостоятельное выполнение домашнего задания:

1.умения пользоваться дневником;

2.ориентироваться в учебном задании: прочитывать задание до начала его выполнения, определять способ его выполнения, пользоваться справочными материалами (правилами, памятками, алгоритмами, образцами выполнения заданий);

3.обращаться за помощью в случаях затруднений;

4.планировать свою деятельность;

5.рационально использовать отведенное на самоподготовку время;

6.самостоятельно проверять выполненную работу.

Помимо этих задач воспитатель решает на самоподготовке традиционные воспитательные задачи: воспитывает ответственное отношение к учебному труду, активность, настойчивость, умение работать, не мешая другим и т.д.

Условия эффективности самоподготовки

В специальной педагогике к самоподготовке предъявляют ряд требований, соблюдение которых обеспечивает ее эффективность.

1. Взаимосвязь в работе учителя и воспитателя

Учитель и воспитатель должны одинаково понимать цели и задачи самоподготовки. Обязанность учителя – обеспечить возможность самостоятельного выполнения домашнего задания детьми. Воспитатель не занимается на самоподготовке восполнением пробелов в работе учителя (не объясняет материал повторно, не ведет фронтальной работы по закреплению знаний, умений, навыков). Учитель и воспитатель должны наблюдать за деятельностью друг друга и обязательно обсуждать используемые ими способы и приемы воспитания у детей самостоятельности.

2. Соблюдение охранительного педагогического режима

Самоподготовка должна проводиться после полуторачасовой дневной прогулки. В последней трети прогулки воспитатель ограничивает двигательную активность детей, организует спокойные игры, занятия, непринужденные разговоры.

Не рекомендуется проводить перед самоподготовкой воспитательские занятия. Учебный статус самоподготовки и воспитательного занятия – разный. Если самоподготовка – это учебный режимный момент, требующий от детей максимальной сосредоточенности внимания и умственных сил, то занятие в современной методике воспитательной работы рассматривается как организация досуга детей. Если после самоподготовки воспитатель не может организовать детей на занятии, нужно проанализировать режим школы либо пересмотреть нагрузку на самоподготовке (если дети часто бывают невнимательны из-за усталости), либо методику проведения занятия (если они отвлекаются из-за того, что им просто неинтересно). В некоторых случаях такие вопросы решаются на уровне организации воспитательной работы школы в целом.

Самоподготовка начинается одновременно во всей школе, желательно по звонку. В младших классах обязательно проводится физминутка, в старших – десятиминутный перерыв.

Продолжительность самоподготовки определяется возрастом детей. В первом классе в первом полугодии домашнее задание не дается, однако детей нужно приучать к тому, что со звонком на самоподготовку они – вместе со школой – должны заходить в класс. Как правило, воспитатель организует чтение букваря, либо сам читает детям вслух, либо проводит развивающие игры. Во втором полугодии первого класса самоподготовка длится 30-40 минут. Во втором-четвертом классах – до часу. В старших классах – до полутора часов.

3. Правильная дозировка домашних заданий

На дом задается треть от выполненного (именно выполненного, а не запланированного) на уроке. В младших классах дается задание только по одному письменному предмету в день (или русский язык, или математика); задание по чтению дается каждый день. В старших классах расписание составляется таким образом, чтобы детям нужно было готовить не более трех-четырех учебных предметов. Желательно, чтобы учителя русского языка и математики согласовывали друг с другом объем домашнего задания.

Если соотнести эти требования с общей продолжительностью самоподготовки, видно, что собственно на самостоятельную работу детей (исполнительную часть) отводится в младших классах 30-40 минут, в старших – от 40 минут до часу. Остальное время – это время формирования навыков самостоятельной деятельности детей.

4. Правильное определение учителем домашнего задания

В специальной (коррекционной) школе VIII вида домашнее задание дается дифференцированно, причем не только (и даже не столько) по объему, сколько по сложности. Как правило, это означает, что дети второй и третей группы по педагогической дифференциации, разработанной коллективом под руководством В.В.Воронковой, получают задание, аналогичное хорошо разработанному и успешно выполненному на уроке. Именно для второй и третьей групп задание может варьироваться по объему. Дети первой, наиболее успешной по обучаемости, группы могут получить задание, предполагающее несколько большую самостоятельность выполнения. Учащиеся самой «слабой», четвертой, группы должны выполнять дома репродуктивные задания (например, списать текст, а затем подчеркнуть и надписать выделенные в нем существительные).

Таким образом, общий принцип дозировки и определения содержания домашнего задания в каждом индивидуальном случае должен быть таким: ребенок должен справиться с заданием, во-первых, самостоятельно, во-вторых, за 20-30 минут в начальных классах или 50-60 минут в старших.

Структура самоподготовки

I Организационный момент

II Дидактическая игра

III Работа с дневником

IV Самостоятельное выполнение домашнего задания детьми

а) ориентировка в домашнем задании

б) выполнение задания

в) самопроверка

V Проверка готовности детей к уроку воспитателем

VI Итог самоподготовки

До начала самоподготовки воспитатель должен проконтролировать следующие моменты:

§ Санитарное состояние класса;

§ Готовность справочных пособий (словарей, алгоритмов, памяток);

§ Готовность рабочих мест детей: учебные принадлежности, книги, дневники, тетради должны готовиться детьми до начала самоподготовки; желательно, чтобы в классе было сменное поручение «дежурного по самоподготовке»;

§ Наличие книг, занимательного материала для закончивших самоподготовку раньше остальных.

Рассмотрим обязанности воспитателя на разных этапах самоподготовки.

Организационный момент

Цель этого этапа – настроить детей на работу.

Чтобы быстро и четко начать самоподготовку можно применить следующие приемы: использовать традиционные для класса «формулы» начала («Посмотрите на меня, улыбнитесь, настройтесь на работу. Тихо сядьте»); обратить внимание на четкость организации рабочего места детей; похвалить детей за готовность. В «сложных» классах, а также в те дни, когда дети больше обычного устали, возбуждены и т.д. можно использовать игровую форму проведения самоподготовки.

Приведем примеры игровых сюжетов:

§ Путешествие (на паровозике, пароходе и т.п.) по «карте» с такими пунктами и станциями как «Отправляй-ка», «Поиграй-ка», «Справочное бюро», «Математическая», «Писарево», «Депо (самоконтроль)».

§ Игры-соревнования:

o«Парусные гонки»: для каждого ребенка на доске прикрепляется лодочка, которую он может сам передвинуть, успешно справившись с этапом самоподготовки.

o«У кого длиннее паровозик», «Кому солнышко подарило больше солнечных зайчиков», «У кого на полянке больше цветов», «Кто выше всех взберется по лесенке» и т.п.

oКому достанется приз от «гостя» (героя мультфильма, сказки).

oЭкраны успехов.

Дидактическая игра

Дидактическая игра проводится в младших классах по одному из заданных предметов и должна быть связана с закрепляемой темой. Игру можно проводить как по письменным предметам, так и по чтению (на развитие навыков чтения). Можно использовать и так называемые развивающие игры: на внимание, сообразительность, память. Подбирать игру для самоподготовки должен, по всей видимости, учитель, так как только он может учесть проблемы и особенности усвоения темы детьми.

В старших классах проведение дидактических игр на самоподготовках не обязательно (хотя и не запрещено).

Работа с дневниками

Дневники ведутся в специальной (коррекционной) школе VIII вида, начиная с третьего класса. В первом и втором классах дети находят задание по закладке.

После введения дневников на первых занятиях нужно рассказать детям об их пользе, об их использовании взрослыми людьми, обязательно показать свой ежедневник. В течение нескольких самоподготовок воспитатель просматривает записи детей и проверяет, как они находят по ним задание.

Работа с дневником имеет для ребенка смысл, если он действительно должен пользоваться им для того, чтобы найти домашнее задание. Поэтому на самоподготовке ни в коем случае нельзя записывать домашнее задание на доске. Дневник взаимосвязи учителя и воспитателя также должен быть недоступен для детей.

Поскольку домашнее задание в специальной (коррекционной) школе VIII вида дается дифференцированно и, как правило, содержит несколько инструкций, записать их все в дневник не реально. Поэтому с первого класса нужно приучать детей аккуратно отмечать детали задания карандашом в учебнике. Вместе с учителем воспитатель учит детей пользоваться закладкой. Кстати, в течение года на занятиях типа «творческой мастерской» воспитатель обязательно планирует обучение уходу за учебниками: аккуратное стирание карандашных заметок, обновление обложек, изготовление закладок.

На этапе работы с дневником воспитатель учит детей определять рациональную последовательность выполнения заданий и планировать распределение времени. Воспитатель объясняет, что первым выполняется письменный предмет, так как здесь нужно «и читать, и думать, и еще писать, поэтому и внимание нужно больше». Нельзя говорить детям, что «Чтение легче, чем математика и русский язык». Во-первых, это может спровоцировать неответственное отношение к чтению, во-вторых, для части детей чтение – самый трудный предмет.

Для закрепления проводятся специальные игры.

1.«В гости приходят Незнайка или Буратино, которые после нахождения домашних заданий предлагают детям свою последовательность работы:

Давайте, ребята, сначала сделаем чтение, оно ведь по легче, а потом математику, а в конце проведем физминутку. Дети не должны соглашаться с героем, по совету воспитателя они объясняют верную последовательность работы.

2.Детей просят объяснить малышам, лесным ученикам и т.п. от лица завуча, врача, родителей, в каком порядке нужно делать домашнее задание.

В старших классах, когда задаются несколько устных предметов, дети сами определяют, в каком порядке им хочется выполнять работу. В некоторых случаях воспитатель подсказывает ученикам, какой вид работы потребует от них большего напряжения и времени.

Более сложная задача – формирование у детей умения распределять время на самоподготовке.

В начальных классах за распределением времени следит воспитатель. Дети должны научиться беречь время, работать, не отвлекаясь. Однако уже младших школьников нужно учить «Чувствовать» время. Для этого используются следующие виды работы.

1.Приучение детей смотреть на часы во время работы. Уже первоклассники должны знать расположение стрелок, соответствующее началу и концу самоподготовки.

2.Использование «символических часов». На большом картонном циферблате воспитатель отмечает цветом сектор, соответствующий отведенному на самоподготовку времени. Передвигая накладные стрелки, он обращает внимание детей на то, сколько прошло и сколько осталось времени. В 3-4 классах этот сектор можно разделить на части, отметив картинками этапы самоподготовки.

3.Использование картинного «плана самоподготовки». Воспитатель знакомит детей с готовым планом или составляет его вместе с детьми, договариваясь, какими картинками будут обозначаться этапы самоподготовки (например, работа с дневником – картинка дневника, дидактическая игра – картинка мяча и т.д.). план вывешивается на доске в начале самоподготовки. Во время работы детей воспитатель будет отмечать специальным значком (стрелкой, контурным рисунком будильника и т. п.), на каком этапе находятся дети, и сколько еще работы осталось.

Для формирования у детей «чувства времени» специальные игры и упражнения нужно использовать как можно шире: учителю – на уроках, воспитателю – во время всех режимных моментов (в частности, можно это сделать и на самоподготовке, на этапе дидактической игры). Примером такого упражнения является игра «Что можно сделать за…». Педагог показывает детям минутные песочные часы и объясняет, как они действуют. Потом он предлагает узнать, что хорошего можно сделать за минуту. Например, привести в порядок рабочее место, нарисовать человека, полить цветы в классе, решить несколько примеров («Сколько?») и т.д. Очень показательны результаты этой игры на прогулке. Затем берутся двух- трех- и пятиминутные часы.

Самостоятельное выполнение домашнего задания

Цель этого этапа – приучение детей к самостоятельности, поэтому все действия воспитателя, его слова, поведение направлены на то, чтобы создать у детей ощущение самостоятельной деятельности. Воспитатель может помочь на самоподготовке, но его помощь должна восприниматься детьми как исключение, а не как правило.

Главное требование к деятельности воспитателя на этом этапе – сведение до минимума фронтальной работы и предоставление детям возможности работать в собственном темпе.

Воспитатель не отвлекает детей, чтобы фронтально «разобрать» задание (это обязанность учителя на уроке!), не организует фронтальную проверку и исправление ошибок (это тоже будет делать учитель). Он не подводит на самоподготовке промежуточный итог после выполнения того или иного предмета.

Воспитатель не проводит на самоподготовке фронтального объяснения даже в тех случаях, когда большинство детей класса не справляются с заданием самостоятельно. В этих случаях он прекращает выполнение задания по предмету, а в журнале связи учителя и воспитателя пишет, что дети не готовы к самостоятельному выполнению задания. Подчеркнем, что подобные ситуации могут быть лишь в тех случаях, когда учитель не соблюдает методики определения домашнего задания, не реализует принцип дифференцированного подхода. Очевидно, такому учителю следует рекомендовать повышать свою педагогическую грамотность, обращаться к литературе, посещать уроки коллег, самоподготовки, анализировать деятельность детей на самоподготовке.

Фронтальная работа на самоподготовке должна быть связана только с формированием умений работать самостоятельно. Например, в первом и втором классе воспитатель объясняет детям, как нужно начинать выполнять письменное задание («алгоритм ориентировки в задании»). В течении нескольких занятий (их количество зависит от состава класса) он фронтально закрепляет эти правила. Как только по крайней мере половина детей эти правила (алгоритм) усвоили, воспитатель прекращает читать задание вслух, и только контролирует детей. С теми, кто не следует алгоритму, воспитатель работает индивидуально или по группам. Фронтальное повторение алгоритма необходимо лишь в начале учебного года и каждой четверти.

Ориентировка в домашнем задании

При выполнении письменных предметов воспитатель приучает детей следовать алгоритму:

2.Повторить правило (ребенок должен определить и вспомнить, на какое правило дано задание, найти его в учебнике или на карточке и прочитать).

3.Посмотреть похожее упражнение в тетради (т.е. найти образец в классной работе).

4.Записать первые строчки (слова) упражнения.

5. Проверить себя.

Знакомство детей с алгоритмом осуществляется в первом и втором классах, как только появляются письменные задания, требующие обращения к правилу. Однако уже во втором классе нужно постепенно отказываться от фронтального разбора задания и чтения правила вслух.

Выполнение заданий детьми

На данном этапе самоподготовки у воспитателя две основные обязанности:

1.Индивидуальная работа с отдельными учащимися по заданию учителя (в тех случаях, когда воспитатель владеет специальными методиками обучения и между учителем и воспитателем налажена тесная связь).

2. Помощь детям при затруднениях.

При затруднениях детей и просьбах о помощи воспитатель не должен торопиться с подсказками и советами. Сначала используются следующие виды помощи:

§ Посмотреть аналогичное задание в классной работе

Только если эти виды помощи не действуют, воспитатель указывает ребенку на ошибку и помогает вспомнить способ выполнения задания, причем на аналогичном примере.

Самопроверка

Цель этого этапа – добиться понимания необходимости проверки своей работы и формирование привычки проверять свою работу.

Не следует завышать возможности детей и ставить на самоподготовке задачу формирования приемов и навыков самоконтроля (например, самостоятельно использовать прием решения обратной задачи или выполнения обратного арифметического действия). Но сформировать привычки, например, перечитывать написанное, пересчитывать легкие примеры, вполне можно.

Решение задачи формирования у детей привычки проверять себя часто наталкивается в школе непреодолимую, но искусственную трудность: исправление ошибок детьми в письменных работах наказывается снижением отметки «за неаккуратность». Воспитатель не может решить эту проблему сам, без учителя и администрации, поэтому она обязательно должна быть предметом обсуждения в педагогическом коллективе. Кажется разумным принять за правило не снижать отметку за самостоятельно найденные и аккуратно исправленные ребенком ошибки – данное умение все-таки более значимо для социальной адаптации умственно отсталых детей, чем умение сделать запись без помарок (что не значит – без ошибок). Нужно также специально учить детей аккуратно исправлять работы, пользоваться в сомнительных случаях карандашом, делать сложные расчеты на черновиках.

Для формирования понимания необходимости проверять любую свою работу и подержания у детей желания проверять себя можно использовать такие приемы:

§ Ситуации, показывающие, что от сделанной и неисправленной ошибки может зависеть успех деятельности, благополучие и даже жизнь человека. Это игры (с соответствующими пояснениями) типа «Годишься ли ты в авиадиспетчеры, наборщики, конструкторы и т.п.».

§ Объяснение зависимости отметки от количества сделанных ошибок.

§ Подчеркивание зависимых учебных успехов отдельных детей (особенно слабых) от тщательности проверки (на первых порах - вместе с воспитателем). Этот прием убеждает детей, что время на самопроверку было потрачено не зря.

§ Использование «экранов», на которых отмечаются успехи детей в овладении умением проверить себя. При этом ребенок получит приз прежде всего за то, что сам, без напоминания пытается себя проверять и за успешность проверки. Подчеркнем, что оценивается именно качество проверки, а не отсутствие ошибок в письменной работе само по себе.

§ Оценка проверки сказочным героем (мудрым волшебником, Мальвиной, Совой и т.п.)

Проверка готовности детей к уроку воспитателем

По окончании выполнения письменного предмета дети по очереди подходят с тетрадями к столу воспитателя. Проверка письменных работ детей воспитателем осуществляется не с целью поиска ошибок, а для закрепления привычки проверять себя. Воспитатель не указывает на ошибки, тем более не исправляет их, так как это работа учителя. Он оценивает качество проверки ребенком. При организации этого этапа воспитатель использует такие речевые формулы: «Я проверяю, хорошо ли ты себя проверил», «Молодец, отлично работал и хорошо себя проверил» (если воспитатель видел, что ребенок перечитывал работу), «Ты понадеялся на себя, не убедился, что готов к уроку, не проверил себя», «Нужно еще раз проверить работу» и т.п.

Крайне не рекомендуется проводить проверку письменных работ фронтально. Это противоречит задаче формирования навыков самостоятельной работы, снижает ответственность детей (они считают, что проверка – это «забота воспитателя»), затрудняет формирование привычек самопроверки (так как дети знают, что будет фронтальная проверка, и ждут ее). Кроме того, все дети работают в индивидуальном темпе и заканчивают выполнение письменного предмета в разное время. Проводя фронтальную проверку, воспитатель теряет средство поощрения организованных и более самостоятельных детей.

Воспитателю также полезно знать, что даже на уроке при проверке домашнего задания учитель не требует озвучивать правильные ответы. Он предлагает детям либо рассказать как они выполняли задание, либо выполнить и объяснить аналогичное задание.

Проверка «устных» предметов, особенно чтения в начальных классах, осуществляется без затруднений, если учитель использует на уроках прием «жужжащего чтения». В этом случае воспитатель на самоподготовке может прослушивать отдельных детей, проходя по рядам. Для проверки сознательности усвоения материала лучший прием на самоподготовке – вопросы по содержанию. Вопросы задаются индивидуально, с той же мотивировкой, что и при проверке письменных предметов. Для проверки качества подготовки детей по чтению (беглость и правильность чтения, пересказ) можно также использовать взаимопроверку.

Итог самопроверки

При проведении итога самопроверки воспитатель оценивает (естественно, качественно) прежде всего самостоятельность детей. Акцент делается на успехах. Можно повторить вслух значение того или иного формируемого умения (например, для чего нужна самопроверка4 как нужно начинать выполнение письменных предметов и т.п.0

Кроме этого отмечается прилежание детей, активность, настойчивость, бережное отношение ко времени, готовность прийти на помощь

Организация и проведение самоподготовок. Основными причинами неуспеваемости, больших пробелов в знаниях учащихся, поступающих в учреждение являются в основном социально-бытовые причины: неблагополучные условия жизни. Недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, контроля, безнадзорность, непосещение школьных занятий

Самоподготовка – важный этап процесса обучения, призванный формировать у учащихся навыки самостоятельности, активности, развивать познавательные способности, прививать культуру умственного труда.

На начальном этапе приобщения учащихся к учебной деятельности воспитатель стремится, наряду с помощью и контролем, повысить уровень учебной мотивации, сгладить страх перед неудачей. Страх перед неудачей сковывает активность учеников, учебный процесс связывается у них в основном с негативными эмоциями. Следовательно, чтобы развивать мотивацию запущенного ученика процессом учения, воспитателю необходимо сначала повысить его социальный статус – поощрять успехи, пусть даже незначительные, а ошибки и неудачи обсуждать наедине.

В образовательном учреждении оправдал себя следующий алгоритм проведения самоподготовки:

1. Проведение самоподготовки в одно и то же время. Поскольку учащиеся ведут подготовку к урокам в определенное время, то у них складывается привычка вначале заниматься делом, а затем планировать занятия по интересам.

Несомненно, контролировать процесс самоподготовки легче в том случае, когда ученики готовят задания в определенной последовательности, но здесь в обязательном порядке учитываются исследования психологов об уровне работоспособности воспитанников. У некоторых учащихся уровень работоспособности более высок на начальном этапе самоподготовки, у некоторых работоспособность выше во второй половине, а на начальном этапе они нуждаются в так называемой “раскачке”. Одни учащиеся хорошо справляются с заданиями от простого к более трудному, а другие – наоборот.

2. Опыт работы в учреждении показывает, для того, чтобы осуществлять руководство процессом закрепления знаний на самоподготовке, воспитатель должен хорошо ориентироваться в учебных программах, знать требования, предъявляемы к ученику учителями-предметниками, знать индивидуальные особенности каждого воспитанника. С ОУ организовано взаимное посещение уроков и самоподготовки педагогами и воспитателями.

3. Главная цель самоподготовки – повторение и закрепление изученного на уроке материала. Воспитатель координирует объем домашнего задания по предметам, т.к. на самоподготовке время, отведенное на подготовку каждого предмета , дозировано.

4. Перед воспитателями, которые ведут самоподготовку, стоят те же задачи, что и перед учителями - предметниками: обеспечить глубокие прочные знания программного материала, развивать познавательные способности, формирование положительной мотивации к учению, обучать приемам самостоятельной работы по овладению теми или иными знаниями, умению адекватно оценивать свои возможности, работать с книгой, справочной и другой литературой, формирование культуры учебного труда. Но методы, при помощи которых эти задачи решаются, разные. Это могут быть как групповые, так и индивидуальные методы: контроль, самоконтроль, взаимопроверка, доверие, похвала, помощь воспитателя, моделирование ситуаций успеха.

5. В отличие от урока воспитатель должен стремиться создать во время этого режимного момента творческую, психологическую обстановку.

Основные требования, предъявляемые для успешного проведении самоподготовки:

  • Выполнение гигиенический требований: проветренный класс, проведение влажной уборки;
  • Правильное и достаточное освещение;
  • Соответствие цвета стен классного помещения для создания не раздражающей обстановки;
  • Соответствие учебных парт росту учащихся;
  • Закрепление рабочего места ученика, его близости или удаленности от воспитателя в соответствии с его слуха, зрения;
  • Выработка правильной осанки во время сидения за партой;
  • Проведение физкультминуток и перерывов после часа работы;
  • Обучение правильной организации своего рабочего места;
  • Заранее подготовленные наглядные материалы, необходимы учебные принадлежности;

Проведение самоподготовки Необходимо, прежде всего, наличие плана самоподготовки, который включает следующие моменты: Самоподготовку ни в коем случае нельзя превращать в урок, нельзя, чтобы она была шаблоном. Каждый воспитатель должен творчески подходить к вопросу организации и проведения самоподготовки, т.к. ничто так детей не утомляет, как однообразие. И какой бы разумный порядок не был заведен в процессе проведения самоподготовки, если воспитатель не будет совершенствоваться сам, применять современные педагогические технологии, он не достигнет желаемого результата.

Для создания благоприятных условий в ходе самоподготовки учащихся используются различные формы работы. Успешно применяются групповые формы работы. Чаще они используются при выполнении домашних заданий по литературному чтению, предмету «Человек и мир». При групповых формах работы младший школьник не только закрепляет учебную информацию, но и испытывает на себе оценку товарищей, корректирует самооценку. Кроме того, он имеет возможность выражать свои знания в общении с товарищами по группе именно тогда, когда у него появляется в этом потребность. Сотрудничество и взаимопомощь, которые возникают в групповой работе, обогащают коллективные отношения детей, создают качественно новую мотивацию учения.

При индивидуальной форме работы воспитатель даёт учащимся алгоритм выполнения задания, оказывает помощь в нахождении путей решения задания, предлагает памятки, схемы-опоры, таблицы, учитывая учебные возможности каждого ученика. Индивидуальная работа является составной частью групповой. В процессе работы у учащихся возникает необходимость обращаться за помощью к товарищу, обсуждать результаты. При индивидуальной форме работы организуются консультативные пункты, где слабоуспевающим ученикам оказывают помощь сильные ученики.

Фронтальная форма работы больше используется на математике, языках, когда необходимо коллективно вспомнить и повторить правила, закрепить их, познакомиться с заданиями учебника, выделить главное, существенное, определить ход выполнения домашнего задания. Как правило, после фронтальной работы организуется индивидуальное, парное, групповое сотрудничество.

Самоподготовка начинается в спокойной, рабочей обстановке. Выполнение домашних заданий начинается с предметов, на которых возникали определённые проблемы при изучении темы на уроке, усвоении нового материала. Необходимо соблюдать чередование письменных предметов с устными.

Учащиеся, требующие помощи воспитателя, работают под его контролем. Хорошо успевающие ученики могут работать самостоятельно, притом не принципиально, с какого предмета они начнут готовить домашние задания. Важно предоставить таким детям возможность самостоятельного творчества.

Основные действия воспитателя на самоподготовке следующие:

* помощь ученикам при включении в работу, разбор нескольких вопросов на повторение; * выделение основной информации, структура которой будет служить базисом для изучения темы;

Систематизация материала, оформление его в такой форме, которая поможет ученику легче его понять; * готовность оказать помощь тем, кто в ней нуждается;

* корректное исправление ошибок, если школьники чего-то не поняли, стремление не допускать непонимания и неточностей.

Структура самоподготовки -- это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами самоподготовки, возникающая в процессе занятий и обеспечивающая её целенаправленную деятельность.

Основными этапами самоподготовки являются:

1. Организационный (организация начала самоподготовки и подготовка учащихся к самостоятельной работе, мотивация на самостоятельный труд).

3. Самоконтроль, взаимопроверка и самооценка.

5. Подведение итогов работы.

1. Организационный этап. По времени занимает не более 1-2 минут. Учащиеся готовят своё рабочее место, учебные принадлежности. Воспитатель должен чётко оговорить цели, последовательность работы, создать мотивацию.

2. Самостоятельное изучение материала. Самостоятельная работа учеников -- один из главнейших элементов самоподготовки. Необходимо выбирать наиболее эффективный вариант в организации самоподготовки школьников с учётом особенностей учащихся и их обучаемости.

При работе с текстом по литературному чтению детям необходимо разрешать читать негромко вслух, учиться слушать только себя. При этом нельзя запрещать менять позы при сидении, находить «уголки» в классе, помимо школьных парт, где можно читать. Необходимо приближать ребёнка к домашней обстановке, использовать возможности игровых уголков, ковровых покрытий. Ребёнок может расслабиться, соблюдая при этом порядок и тишину.

В 3-4 классах можно начинать самоподготовку с математики или русского языка. Необходимыми условиями при выполнении данных предметов являются следующие:

* вспомнить, чем занимались на уроке, какую тему изучали, какие задания выполняли, с какими таблицами работали, с какими правилами знакомились и т.д., озвучить их;

Только после этого можно переходить к выполнению письменных домашних заданий. Основные требования к ученику в процессе работы -- самостоятельность, прилежание, экономное использование времени.

Большое значение для успешной самостоятельной работы во время самоподготовки имеет конкретная помощь учащимся в приобретении определённых умений и навыков. Воспитатель внимательно наблюдает за каждым учеником, поощряет старательность, указывает на недостатки, показывает правильные приёмы работы. Одного он учит соблюдать правила учебного труда, другого -- работать с учебником, третьего -- с дополнительными информационными источниками. Воспитатель стремится закрепить все те приёмы работы, которые усваивает школьник на уроке.

Слабым учащимся, детям с недостаточно сформированными навыками самоконтроля, имеющим частичные пробелы в знаниях, помощь оказывают воспитатель и консультанты. Важно, чтобы консультанты с такими учениками работали на равных, не поучали их, не делали за них работу, а вместе обсуждали алгоритм выполнения заданий и его решение. Одновременно ученики-консультанты получают возможность для развития общественной направленности своей личности.

В 3-4 классах во время выполнения домашних заданий воспитатель только в необходимых случаях оказывает помощь учащимся. Одним из видов контроля за качеством выполненной работы может служить взаимопроверка.

Выполнение устных заданий, особенно заучивание стихотворений наизусть и тренировка в выразительном чтении, требует особых условий. Дети, у которых более развита слуховая память, обычно учат устные задания вполголоса. Учащиеся постепенно привыкают к этому рабочему шуму, и он не мешает им сосредоточиться.

3. Самоконтроль, взаимопроверка и самооценка . Прежде чем проверить работы детей, воспитатель организует самопроверку, которая приучает их контролировать свои действия.

При индивидуальном самоконтроле каждый учащийся проверяет ход и результаты выполняемой работы самостоятельно. Такая проверка является обязательным элементом самостоятельной работы. Навык индивидуального самоконтроля формируется на протяжении всего обучения при помощи фронтальных проверок и других способов контроля.

При формировании навыков самоконтроля необходимо приучать ребёнка прочитывать написанное упражнение, проверять решение задач, примеров, отвечать на контрольные вопросы в конце статьи по литературному чтению, предмету «Человек и мир». Полезно учить ребят способам самопроверки: найди в упражнении слова, словосочетания, предложения на изученное правило, расскажи прочитанное по плану без учебника, выполни обратное вычисление и т.д.

4. Заключительный педагогический контроль. Воспитатель осуществляет проверку качества выполнения домашних заданий учениками, даёт оценочное суждение о работе каждого ученика. Просматриваются письменные работы, ведётся беседа по устным предметам, задаются 2-3 вопроса на понимание изученного материала, исправляются ошибки и неточности. Воспитатель отмечает тех, кто работал самостоятельно, подбадривает неуверенных в себе учеников, поощряет добросовестных. Если каждый день ученик добивается хотя бы крупицы знания собственными усилиями, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознаёт свой труд, своё отношение к нему.

5. Подведение итогов работы. При подведении итогов можно провести дидактическую игру на закрепление определённых умений и навыков, развитие памяти. Затем необходимо убрать рабочие места и навести порядок.

Таким образом, на каждом этапе самоподготовки воспитатель выступает в роли организатора учебного процесса, заранее продумывает весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения. Совместно с учителем он предъявляет единые требования к устной и письменной речи детей.

Виды требований, регламентирующих порядок самоподготовки: * организационно-дисциплинарные; * дидактические; * воспитательные; * гигиенические.

Организационно-дисциплинарные требования:

1) точное соблюдение начала и конца самоподготовки;

2) сознательное подчинение указаниям воспитателя;

3) наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников;

4) обеспечение порядка на рабочем месте;

5) экономное и полное расходование времени, отведённого на самоподготовку;

6) неукоснительное соблюдение правил запрета и правил разрешения.

Ученик должен усвоить, что нельзя:

* опаздывать на самоподготовку или отсутствовать без разрешения воспитателя;

* тратить неэкономно время;

* нарушать тишину;

* отвлекать товарищей от работы;

* заниматься посторонними делами;

* использовать методы работы, вызывающие шум;

* беседовать с воспитателем в полный голос;

* недобросовестно выполнять задание;

Доведение до сознания школьников данных правил должным образом обеспечит дисциплину самостоятельного учебного труда учащихся во время самоподготовки.

Правила разрешения являются для школьников своеобразным ориентиром, в соответствии с которым они усваивают определённые нормы поведения, позволяющие им те или иные действия во время самоподготовки.

Дидактические требования:

* чёткое формулирование образовательных задач, их связь с развивающими и воспитательными задачами;

* выбор рациональных форм проведения самоподготовки;

* установка на время начала самоподготовки, на продолжительность, максимальную самостоятельность учащихся;

* продолжительность выполнения домашних заданий:

Во 2,3 классах -- до полу часа;

В 4 классе -- до 40 минут; 5,6 кл – до 50 минут, 7 – 9 кл 1час или 1,5 часа, 10 – 11 кл. – до 1,5 часа

* определение объёма и характера заданий с помощью обоюдных контактов учителя и воспитателя;

* создание ситуаций успеха слабоуспевающим ученикам и требующим индивидуального подхода;

* поэтапная проверка выполненных заданий (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем);

* первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем);

* стимулирование и контроль за работой учащихся;

* наличие здоровьесберегающих компонентов: проведение динамических пауз, подвижных перемен, чередование поз, использование активных методов обучения, благоприятный микроклимат в группе.

Воспитательные требования :

* отказ от применения каких-либо мер наказания;

* всемерное использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания;

* содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе;

* недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы;

* терпимое отношение к промахам учащихся во время работы;

* поощрение настойчивости и упорства школьников при работе над домашним заданием;

* осуждение бездеятельности и упрямства детей;

* привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

Эффективность самоподготовки в значительной степени зависит от соблюдения гигиенических требований к организации самостоятельной учебной работы детей.

К основным гигиеническим требованиям относятся:

* соблюдение школьниками личной гигиены;

* сохранение у детей правильной позы во время работы;

* предупреждение утомления и переутомления, своевременное и качественное проведение физкультминуток;

* внимательное отношение к ослабленным болезнью детям;

* предоставление им перерывов на отдых;

* устранение шумовых раздражителей;

* равномерная и достаточная освещённость помещения;

* недопустимость затемнения окон шторами, цветами;

* поддержание нормального температурного режима;

* регулярное проветривание классных комнат;

* соответствие классной мебели росту школьника;

* влажная уборка помещения перед самоподготовкой;

* поддержание чистоты и порядка в классе.

При организации самоподготовки воспитателю необходимо помнить: самоподготовка – не урок. В основе самоподготовки лежит самостоятельный учебный труд каждого воспитанника группы и оказание ему индивидуальной помощи в случае необходимости со стороны воспитателя.

ФУНКЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ:

  1. Инструктирование учащихся о целях и содержании домашнего задания, необходимости использования счетно-письменных принадлежностей.
  2. Наблюдение воспитателя за ходом самостоятельной работы учащихся, частичный анализ их работы во время самоподготовки.
  3. Индивидуальная помощь нуждающимся в ней.
  4. Контроль за соблюдением рабочего порядка, организованностью и дисциплиной учащихся во время самоподготовки.
  5. Проверка и учет выполнения домашнего задания.

Отсюда основные воспитательные и образовательные функции самоподготовки.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ САМОПОДГОТОВКИ:

  1. Гигиеническая. Усвоение навыков гигиены умственного труда.
  2. Мотивационная. Формирование потребности в учебной деятельности, стремления применять полученные знания на практике, интереса к самообразованию, положительного отношения к учению.
  3. Формирующая. Формирование положительных черт характера, жизненно важных качеств личности (трудолюбие, воля, целеустремленность, активность и др.).
  4. Организационная. Создание обстановки, необходимой для рабочей атмосферы, побуждающей к выполнению домашних заданий.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ САМОПОДГОТОВКИ:

  1. Информационная. Организация качественного закрепления и повторения знаний, полученных на уроке.
  2. Развивающая. Развитие познавательных интересов, внимания, памяти, мышления, речи учащихся, совершенствование психических процессов.
  3. Конструктивная . Формирование навыков планирования своей учебной работы, распределения сил и соразмерения возможностей.
  4. Коммуникативная. Формирование правильного отношения к знаниям, как опыту предыдущих поколений.
  5. Творческая . Пробуждение потребности в творческом самовыражении.

На самоподготовке необходимо выполнять ряд требований: гигиенические, дидактические, воспитательные, педагогические, требования к руководству самоподготовкой.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОПОДГОТОВКИ:

  1. Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.
  2. Чистота оконных стекол. Недопустимость затемнения окон цветами, близко растущими деревьями.
  3. Использование штор для защиты от прямых солнечных лучей.
  4. Поддержание нормального температурного режима.
  5. Регулярное проветривание помещения.
  6. Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.
  7. Недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели.
  8. Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.
  9. Поддержание чистоты и порядка в классе.
  10. Соблюдение школьниками личной гигиены.
  11. Сохранение у детей правильной позы во время работы.
  12. Сохранение расстояния от глаз до рабочей поверхности и индивидуального режима зрительной нагрузки.
  13. Проведение физкультминуток и упражнений для глаз.
  14. Устранение шумовых раздражителей.
  15. Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОПОДГОТОВКИ:

  1. Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.
  2. Задания ученики выполняют самостоятельно.
  3. Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем.
  4. Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.
  5. Объем и характер индивидуальных заданий регулируются учителем.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОПОДГОТОВКИ:

  1. Отказ от применения мер наказания.
  2. Использование разнообразных форм одобрения, стимулирования при проявлении самостоятельности выполнения домашних заданий.
  3. Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе.
  4. Недопустимость назидательных бесед, замечаний, принуждения во время самоподготовки.
  5. Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.
  6. Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.
  7. Привлечение учащихся к посильной помощи при условии выполнения ими своих уроков. Организация работы консультантов.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ САМОПОДГОТОВКИ.

  1. Самоподготовка является важнейшей формой учебно-воспитательной работы, предусматривающей закрепление, углубление и расширение полученных знаний методом самостоятельной работы учащихся, средством воспитания культуры учебного труда, настойчивости в преодолении трудностей, аккуратности, честности, средством формирования необходимых качеств характера и нравственных убеждений.
  2. Самоподготовка проводится во всех воспитательных группах в одно и то же время, с переменами; ее продолжительность определяется «Типовым положением о специальной общеобразовательной школе-интернате для слепых детей».
  1. Основным условием эффективности проведения самоподготовки является уровень педагогических контактов между учителем и воспитателем; учитель в целях оказания методической помощи воспитателям и учащимся обязан не менее 1-2 раза в месяц присутствовать на самоподготовке, а воспитатель в целях изучения учащихся – 1-2 раза посещать уроки.
  2. Важными условиями успешного выполнения домашних заданий являются эффективность работы учителя на уроке, качество разъяснения домашнего задания, посильность его выполнения и соответствие его объема установленным нормам; учителям русского языка и математики не рекомендуется давать задания, на выполнение которых требуется более25-30 минут, а другим учителям – более 20-25 минут.
  3. Самоподготовка проводится воспитателем, который обязан знать учебные программы своего класса, индивидуальные рекомендации учителей и учитывать особенности учебно-воспитательной работы со слепыми детьми.
  4. План проведения самоподготовки подробно разрабатывается в плане-дневнике. Процесс проведения самоподготовки имеет определенную структуру и включает: организацию работы, выполнение домашних заданий, физкультпаузу и подведение итогов.
  5. Воспитатель использует наиболее эффективные методы проведения самоподготовки в соответствии с объемом и характером домашних заданий, составом учащихся и общим состоянием дел в группе, в частности индивидуальную работу, коллективное чтение, товарищескую взаимопомощь, оказание помощи отдельным учащимся и др.
  6. Организуя самоподготовку, воспитатель обязан:

а – обеспечить выполнение требований санитарного режима в классной комнате (проветривание, уборка помещения, наведение общего порядка);

б - обеспечить выполнение требований санитарного режима, относящихся к личной гигиене учащихся (приведение в порядок одежды, причесок, чистота рук, ношение очков, использование специальных средств коррекции, использование подставок для книг, индивидуальное дозирование зрительных нагрузок);

в – обеспечить наличие необходимых для выполнения домашних заданий учебников и школьно-письменных принадлежностей;

г – обеспечить рабочее настроение учащихся;

д – уточнить домашнее задание по каждому предмету, дать рекомендации по его выполнению.

  1. На втором этапе самоподготовки – во время выполнения домашних заданий – воспитатель контролирует работу учащихся, следит за рациональным использованием времени, Осанкой, настроением каждого ученика, особое внимание уделяет слабым ученикам и учащимся, получившим индивидуальные задания, проводит физкультминутку.
  2. При подведении результатов самоподготовки воспитатель оценивает прилежание учащихся, культуру труда, результаты взаимопомощи и др.
  3. При досрочном выполнении домашних заданий всем классом воспитатель организует коллективное чтение научно-популярной или художественной литературы по программе, совершенствуя технику чтения учащихся; отдельным учащимся, раньше других справившимся с выполнением заданий, воспитатель разрешает заниматься другими делами, не нарушая рабочей обстановки в классе.

ТРЕБОВАНИЯ К РУКОВОДСТВУ САМОПОДГОТОВКОЙ.

  1. Создание необходимых условий для занятий по самоподготовке (кабинет должен быть убран и проветрен, подготовлены учебные пособия, словари, справочники и др.).
  2. Строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований.
  3. Знание уровня общеобразовательной подготовки учащихся, их индивидуальных особенностей.
  4. Осуществление руководства и оказание своевременной помощи со стороны учителя в организации самоподготовки, обучение рациональным приемам учебного труда.
  5. Формирование у учащихся навыков самостоятельного учебного труда.
  6. Формирование навыков рационального использования времени, отведенного для работы.
  7. Организация оказания своевременной индивидуальной помощи отдельным учащимся.
  8. Применение разнообразных видов и форм занятий по самоподготовке.
  9. Использование средств поощрения детей, хорошо справляющихся с работой в отведенное время.
  10. Предоставление кратких перерывов в работе одному, двум или нескольким учащимся.
  11. Назначение учащихся-консультантов. Они работают, получив предварительную консультацию учителя-предметника, воспитателя.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ. Учебно-организационные: Ставить учебную задачу. Понимать последовательность действий. Сравнивать полученные результаты с учебной задачей. Оценивать свою деятельность и деятельность других. Правильно оформлять и вести тетрадь.

Учебно-информационные: Работать с учебником и дополнительной литературой. Различать повествование, описание, рассуждение. Составлять на основе текста таблицы, схемы, графики. Осуществлять наблюдение в соответствии с алгоритмом. Владеть различными видами пересказа.

Учебно-логические: Выделять главное. Составлять простой план. Сравнивать факты, явления, события по заданным критериям. Давать определения по существенным признакам. Высказывать суждение и подтверждать фактами.

Учебно-коммуникативные: Высказывать суждения. Задавать уточняющие вопросы. Слушать друг друга. Распределять работу при совместной деятельности. Участвовать в учебном диалоге. Организовывать работу в группах.

В конце самоподготовки подводятся краткие итоги , отмечаются положительные моменты и недостатки в работе. На этом этапе самоподготовки важно предоставить учащимся возможность самостоятельно проанализировать результаты своей деятельности.

Такая организационная форма учебного процесса, как самоподготовка в режиме работы школы-интерната является одной из самых ответственных и сложных частей многоуровневой работы воспитателя.