Оттс: что это, зачем он, как жить без него

(ОТТС) – это , который удостоверяет соответствие автотранспортного средства требованиям соответствующих нормативно-технических документов, установленных Законодательством Российской Федерации (и гармонизированы с Правилами ЕЭК ООН – международным стандартом).

Производитель серийных автотранспортных средств обязан на каждую модификацию получать данный разрешительный документ, дающий право владельцам этого ТС эксплуатировать его на российских дорогах. Получить ОТТС должны колесные транспортные средства, относящиеся к категориям:

  • L – мототехники;
  • M – автотранспорта для перевозки пассажиров (автомобили, автобусы и другие транспортные средства;
  • N – грузовых транспортных средств;
  • О – прицепам и полуприцепам, которые планируется эксплуатировать на автомобильных дорогах общего пользования.

Подвергаются проверке и обязательному получению ОТТС также шасси транспортных средств, которые выпускаются в обращение на территории России.

Если серийное транспортное средство было подвергнуто конструкторским изменениям, то действие данного разрешительного документа на него не распространяется. В соответствии с российским законодательством на такой автотранспорт следует получить а.

Общие сведения

ОТТС – этот разрешительный документ Росстандарта начал свое действие на территории РФ с 23 сентября 2010 года. С этой даты вступил в силу (ТР), определяющий требования безопасности для колесного транспорта. Постановление Правительства РФ № 720 утвердило данный ТР в 2009 году. Еще до вступления в действия нового ТР 10 сентября 2010 года были введены Изменения к данному ТР.

Данный разрешительный документ должен быть зарегистрирован в соответствии с Женевским соглашением 1958 в Административном органе, имеющем соответствующую аккредитацию. В России функция Административного органа Женевского соглашения принадлежит Росстандарту – Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии.

Получить ОТТС можно сроком до 3 лет . Сведения об этом документе заносятся в единый государственный реестр, изменения к которому периодически передаются в Департамент обеспечения безопасности дорожного движения Министерства Внутренних дел РФ. Данная база данных позволяет определять относится ли транспортное средство, на которое происходит оформление Паспорта Транспортного Средства (ПТС) к тем, на которые производитель имеет официальное подтверждение безопасности в виде ОТТС.

Таким образом, данный разрешительный документ требуется, прежде всего, для получения ПТС. Паспорт транспортного средства выдается органами ГИБДД или сотрудниками таможенных служб, этот документ необходим для прохождения автомобильной техникой таможенной чистки, для транспортировки автомобилей на таможенной территории РФ, для их дальнейшей эксплуатации и реализации на законных основаниях.

Процедура получения ОТТС

Можно в аккредитованном по данной области деятельности . Аккредитация должна содержать в Аттестате аккредитации требуемый тип транспортного средства. Соискатель, кроме заявления на получение ОТТС представляет следующие документы и информацию:

  • Реквизиты производителя;
  • Международный код производителя;
  • Коды производителя ОГРН и ИНН;
  • Гарантийное письмо;

Всём привет,

Согласно ТР ТС 018/2011:
"одобрение типа" - форма оценки соответствия транспортного средства (шасси) требованиям настоящего технического регламента, установленным в отношении типа транспортного средства (шасси);
"одобрение типа транспортного средства" - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям настоящего технического регламента;

Словарь-справочник «Техническое регулирование в автомобилестроении» под редакцией Н.В.Гусакова, Б.В. Кисуленко определяет ОТТС как документ, оформляемый при положительных результатах оценки соответствия транспортных средств, отнесенных к одному типу.

Если проще, то одобрение типа транспортного средства – документ, подтверждающий соответствие автомобиля требованиям ТР ТС 018/2011 (на данный момент времени, а ранее на соответствие требованиям технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», еще ранее требованиям системы ГОСТ Р).

Если говорить еще проще, то это как метрика из роддома на младенца, где указан его вес, рост, пол, ФИО, дата и место рождения и т.д. (т.е. технические характеристики ТС, марка, модель и т.д.). Так на основании данных из роддома человек получает в дальнейшем свидетельство о рождении, так и транспортное средство на основании ОТТС получает ПТС (на бумаге до 01.07.2017).

Если углубиться немного в историю, то мы увидим Система сертификации механических ТС и прицепов была утверждена Госстандартом России еще в далеком 1993 году, в 1995 году были внесены изменения, а работать начала с 1996 года.

В принципе ОТТС конечному собственнику ТС особо и не нужен, однако всегда есть какое-то НО, без которого в России не бывает. Многие автовладельцы сталкиваются с такой ситуацией как ошибка в ПТС, либо какие-то данные просто не указаны (например до 2006 года строки экологический класс в ПТС просто не было, потому что не было регламента о выбросах). Казалось бы что тут такого, однако при покупке такого автомобиля новым собственником, ему вполне могут отказать в регистрации на основании того, что не все графы заполнены, а где их брать то эти самые данные. Вот и требуют с конечного пользователя ОТТС, хотя во многих случаях это просто невозможно. ОТТС не может быть у автомобилей до 1996 года (чаще даже до 2000 года, именно с этого времени система более/менее нормально заработала), у автомобилей ввезенных из-за границы как единичные ТС и для личного использования, у автомобилей выпущенных для министерства обороны и у автомобилей ввезенных неофициально «серыми» дилерами. Кстати ситуация с неполным заполнением возникла из-за того что ПТС выдают два госоргана (ГИБДД и ФТС), а поскольку у ФТС это не основная функция, то данные заполнялись по принципу «пишу что нашел».

Если на руках есть ПТС, то ОТТС собственнику не нужен, потому как автомобиль уже выпущен в обращение. И выдать его никто не сможет, поэтому требования получить ОТТС на автомобиль (например если вам ПТС по какой-либо причине аннулировали, или в ПТС не хватает данных, или не указан номер ОТТС) незаконны и абсурдны, т.к. суть сертификации оценка новых ТС. Это все равно, что требовать с человека при получении паспорта метрику из роддома.

Конечно если у вас в ПТС не указаны какие-то данные (например экологический класс) или есть ошибка (например неправильно указано разрешенная максимальная масса), то ОТТС (конечно если он указан в ПТС) большое подспорье. Из него легче узнать недостающие данные.

Кстати база ОТТС есть здесь www.gost.ru .

А что делать тем у кого нет данных об ОТТС в ПТС (да и ОТТС на его транспортное средство нет в природе), а данные нужны?

Есть такой документ, называется Положение о ПТС и ПШТС (правда действовать ему осталось совсем немного, до 1 июля 2017 года), так там подробно расписано и про выдачу и про внесение данных в ПТС при их отсутствии.
Там есть такие пункты:
33. В строке "10. Мощность двигателя, л.с. (кВт)" указывается мощность двигателя в лошадиных силах (киловаттах).
34. В строке "11. Рабочий объем двигателя, куб. см" указывается рабочий объем цилиндров двигателя.
35. В строке "12. Тип двигателя" указывается тип двигателя в зависимости от применяемого топлива.
36. В строке "13. Экологический класс" прописью указывается один из экологических классов, которому соответствует транспортное средство.

При отсутствии в паспорте данной строки сведения об экологическом классе транспортного средства в раздел "Особые отметки" вносится запись: "Экологический класс (указывается номер экологического класса)".
37. В строке "14. Разрешенная максимальная масса, кг" указывается цифровое значение массы снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленной организацией или предпринимателем в качестве максимально допустимой.
38. В строке "15. Масса без нагрузки, кг" указывается цифровое значение массы транспортного средства без нагрузки.
39. Сведения, предусмотренные в пунктах 33 - 38 настоящего Положения, заполняются на основании ОТТС, Свидетельства, а при их отсутствии соответствующие строки могут заполняться на основании официально изданных технических характеристик, справочников, таблиц и иных документов.
(в ред. Приказа МВД России N 828, Минпромторга России N 1227, ФТС России N 1744 от 30.08.2012)

Любой внимательно прочитав п.39 увидит, что кроме ОТТС можно использовать Свидетельство (имеется свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства) или любой официально изданный справочник, а под иными документами стоит понимать документ (справка о технических характеристиках) выданный испытательной лабораторией или организацией-изготовителем ТС (представителем) или любой другой официальной организацией имеющей необходимые базы данных и несущей ответственность за их предоставление.

Еще есть проблема с внесенными изменениями в конструкцию ТС и конструкцией эксклюзивных автомобилей (мелкосерийных, скомпонованных под конкретного пользователя). В общем виде купил себе автовладелец красивый автомобиль (с нестандартным обвесом заводского изготовления, или редкость типа DeLorean DMC-12, или реально переоборудованный предыдущем владельцем), едет такой красивый и тут бац, останавливают его и … начинают подозревать собственника в том, что он внес изменения в конструкцию ТС и не зарегистрировал это. Составляют протокол и проводят административное расследование с запросами на завод-изготовитель или держателю ОТТС. Однако не во всех случаях завод «жив» и может ответить (например, автобусов марки Икарус у нас в стране бегает предостаточно, а завод благополучно «скончался»), а ОТТС на них и не выдавался, соответственно и информацию взять негде. Получается в лучшем случае, что может найти собственник, это справочные данные в руководстве по эксплуатации (которое при желании можно сделать и самому)).
В подобных случаях доказательной базы просто нет, а отсюда вывод доказать, что вы переоборудовали ТС невозможно (за исключением случая откровенного «колхоза»).

Решили купить автомобиль «иностранец»? Придется столкнуться с оформлением множества документов. Одно из требований нашего государства - получить одобрение типа покупаемого транспортного средства. Так называемый сертификат (ОТТС) - документ, который содержит актуальные сведения об автомобиле: характеристики, производитель, данные, которые подтвердят соответствие машины экологическим и техническим нормам, принятым на данный момент на территории России. Эта бумага должна удостоверить, что выпускаемое в обращение авто отнесено к определенному типу.

Реестр РОСССТНДАРТа поможет одобрить тип транспортного средства

Процесс оформления сертификата - это определенная процедура, специальные проверки, аудит достоверности данных. К сожалению, сделать это самостоятельно невозможно - бумагу подготавливают аккредитованные сертификационные центры. То есть вам необходимо обратиться в такую организацию за помощью, собрать все нужные бумаги и вы получите сертификат на свое авто. Специализированные центры помогут оформить необходимый документ для вашего транспортного средства на такие категорию:

  • Различные виды прицепов (К- O).
  • Авто грузовое, а также спецтехника (К - N).
  • Мототехника (К - L).
  • Авто легковое и пассажирские автобусы (К - М).

Соответствующий сертификат оформляется на некое количество техники (партию), учитывается количество единиц или на целую серию производимой продукции - документ имеет срок от 1 до 3 лет.

Лицо, которое выступит заявителем, имеет законное право самостоятельно решить, какое количество средств (транспорта) будет заявлено для получения сертификата.

Все сведения об оформляемом вами ОТТС немедленно должны быть отображены в Едином государственном реестре - РОСССТНДАРТ.

Только после этого вы сможете на законных основаниях получить сам Паспорт на приобретенное авто.

Какие бумаги нужно подготовить для оформления сертификата ОТТС?

Важно: вы можете сами собирать огромный пакет документов или доверит это мероприятие центру сертификации или опытному юристу - так вы сможете сэкономить время, да и ошибки будут сведены к минимуму.

Пакет документов:

  • Ваше заявление для оформления сертификата.
  • Техническое описание транспорта - каков его тип.
  • Соответствующий акт, подтверждающий соответствующие условия производства.
  • Официальный сертификат соответствия (информация о системе менеджмента качества). Необходим чтобы выяснить как контролируется качество готовой продукции. Или соответствующий документ с подробным описанием/пояснением условий изготовления транспорта.
  • Когда имеется в наличии - подтверждение об утверждении соответствующего типа выпускаемого транспорта. Требований по Правилам ЕЭК ООН.
  • Официальные сертификаты - подтвердят требования, прописанные в Приложении №2 (это регламент Таможенного союза).
  • Актуальное свидетельство, которое подтвердит, что автомобилю или другому транспорту уже присвоен в международном порядке идентификационный код от производителя (он же WMI).
  • Одобрение (получено ранее) на тип транспорта или шасси - используется на сегодняшний день как базовое.
  • Инструкция или руководство (эксплуатация средства) и другие материалы, которые могут доказать соответствие продукции всем требованиям технического регламента.

Важно: пакет документов может незначительно меняться - придется уточнять.

Что стоит учесть при оформлении ОТТС

Чтобы оформить ОТТС (кроме документов) вам придется выполнить ряд требований:

  • Предоставить свой автомобиль для испытаний в специализированную лабораторию.
  • Машину может проверить (факт производства в определенных условиях и соблюдение всех стандартов) эксперт из аккредитованного органа сертификации.
  • Придется соблюдать и такое требование - проходить проверку условия изготовления с целью установить соответствие приобретаемого товара показателям и характеристикам сертификации.

Важно: процесс оформления и получения одобрения может сильно растянуться во времени. Это связано с тем, что трудно получить все документы. На практике это длится от 1,5 до 3 месяцев. Специалисты справляются быстрее - около 1 месяца.

Помните, если вы нелегально ввозите свое авто из-за границы - могут возникнуть серьезные сложности с получением данного одобрения. То есть вы не сможете его поставить на учет, проводить с ним любые правовые действия (продать, купить, оформить доверенность, даже сдать законно в аренду). Так что перед покупкой или ввозом проконтролируйте законность сделки.

Каждый заявитель имеет право сам решить, на какое количество ввозимой техники будет оформлено одобрение. Если это целая партия, то она не может быть больше:

  • М1 (это легковое авто) - до 150 шт.
  • N1-N3 (спецтехника и грузовое авто) - до 100 единиц.
  • М2 (автобус маломестный до 5тонн) - до 50 шт.
  • L1-L7 (мопеды, квадрациклы, мокики, мотороллеры, мотоциклы, трициклы) - не более 150 шт.
  • М3 (это автобусы, масса которых превышает 5 тон) - до 50 шт.

Отнеситесь внимательно к получению соответствующего сертификата, чтобы вашу покупку ничто не омрачило.