Трансцендентный уровень в лайя йоге. Лайя-йога и традиционный индуизм

Laya Yoga Kundalini Mantra

Сядьте в Простую позу, руки на колени. Пальцы, сложите в гиян-мудру (большой палец касается подушечки указательного той же руки).

На «Эк» втягивайте пупок. Каждое «а» происходит скорее от движения диафрагмы, когда энергично подтягиваются все диафрагмальные мышцы, нежели произносится голосом. На «Хей Гуру» расслабляйте пупок и диафрагму.

11-31 минута.





Sit in an Easy Pose, with a light jalandhar bandh.

Eyes: Focus through the Brow Point.

MUDRA: Put the palms together in Prayer Pose at the center of the chest, or in Gyan Mudra with the wrists on the knees.

EK ONG KAAR-(UH) One Creator Creation

SAA TAA NAA MAA-(UH) True Identity

SIREE WHAA-(UH) HAY GU-ROO Great Indescribable

Wisdom The chant is very precise. On EK pull in the navel. On each final “UH” lift the diaphragm up firmly. The “UH” sound is more a result of the powerful movement of the diagphragm than a pronounced purposeful projected sound. Relax the navel and abdomen on HAY GUROO. The sound has a “spin” to it. It is a 3-1/2 cycle rhythm. As you chant, imagine energy and sound spiraling up and around the spinal cord in a right-handed helix, in a clockwise direction, looking from the top of the spine down to the base. Start at the base of the spine as you initiate the energy from the navel. End with the focus over the head to the Cosmos on HAY GUROO.

Time: Continue for 31 minutes. Practice for 40-120 days.



Comments: This extraordinary Laya Yoga chant brings the soul and destiny present. It suspends you above conflicts attracted by success and the activity of the Positive Mind. It lets your activity serve your purpose. It

makes you creative and focused on your real priorities and helps you sacrifice what is needed to accomplish them. The word Laya refers to suspension from the ordinary world. Laya Yoga fixes your attention and energy on your essence and higher consciousness without normal distractions and attachments having power over your reactive awareness. This mantra opens the secret book of Laya Yoga.

It enables you to consciously remember and experience the link between you and the Creator. Practice the mantra for 40-120 days. It will etch into the subconscious the memory and experience of your true identity. This mantra was guarded like a secret gem. It is the key to the inner doors of naad, the realm of creative sound. If you listen to the sound of the mantra and then concentrate into its subtle sounds, you will become absorbed into the unlimited domain of your higher Self. The mantra has a structure of 3-1/2 cycles in its spin. Each UH sound lifts the diaphragm which commutes the energy of prana and apana across the heart area. That transformation is one cycle. The 3-1/2 cycle is the pulse rhythm of the kundalini itself. This is why the kundalini is often represented as coiled 3-1/2 times. As with all other genuine mantras, it is discovered by the seer who travels in the subtle realms of consciousness. It has been confirmed by countless practitioners who adaptd the discipline of the meditation. The inner sounds can be heard at different levels of subtlety. The vibrations of naad have different octaves of creative impact. This mantra takes you to the most subtle realm of creativity. It awakens the kundalini force that energizes the whole Creation. It awakens your awareness and empowers the sense of the Subtle Body of the Aura. The practice of the meditation gives intuition and the ability to heal. When you practice this kriya earnestly, be conscious and graceful with each word you speak. Do not listen to negative or coarse speech from others. Remember that the sins of the past are of the past, and that some of the greatest saints were sinners first. If you have the opportunity to learn and to practice this technology of elevation, you have earned it and you deserve it. So do not hesitate to use it and to strive for progress and expansion. Feel that the Infinite Will and yours act together. Strong actions combined with non-attachment make life a dance with much creativity and gratitude.







"Кундалини Мантра из Лайя йоги"

Эк онг Кара-а, Са-Та Нама-а, Сири Ва-а, Хей Гуру

Есть лишь один Создатель во всём творении, его имя - Истина. Осознание этой мудрости приносит величайшее блаженство.

Эта форма Ади Шакти мантры используется в Лайя йоге. Она повторяется в особом ритме, который создаёт ощущение вращающейся спирали. Создается водоворот энергии, вовлекающий в себя все чакры и ауру.

Эта необыкновенная мантра Лайя йоги призывает душу и ее предназначение к присутствию в настоящем. Она поднимает вас над конфликтами, связанными с успехом и деятельностью Позитивного ума. Она позволяет вашим действиям служить вашей цели. Она делает вас творческими, помогает концентрироваться на ваших истинных приоритетах и идти на необходимые жертвы ради их достижения.

Слово Лайя подразумевает отстранение от привычного мира. Лайя йога направляет ваше внимание и энергию на вашу сущность и высшее сознание, не позволяя обычным отвлечениям и привязанностям брать верх над вашей склонной к реакциям осознанности.

Эта мантра открывает тайную книгу Лайя Йоги. Она позволяет вам осознанно помнить о своей связи с Создателем и чувствовать ее. Практикуйте эту мантру 40-120 дней. Она впечатывает в подсознание память и опыт вашей истинной идентичности.

Эту мантру берегли как тайную драгоценность. Она - ключ, отпирающий внутренние врата наад, владений созидающего звука. Если вы будете слушать звук мантры, а затем концентрироваться на ее тонком звучании, вы погрузитесь в безграничные пространства своего высшего «Я». Структура этой мантры закручена в спираль в 3,5 оборота. На каждый звук «А» в конце слов диафрагма поднимается, перенося энергию праны и апаны через область сердца. Такая трансформация происходит за один цикл. Цикл в 3,5 оборота есть пульсирующий ритм самой кундалини. Вот почему кундалини часто представляют свернутой в 3,5 кольца.

Как и все остальные подлинные мантры, она была открыта провидцем, путешествовавшим по тонким сферам сознания. Бесчисленное множество практикующих выполняли эту медитацию в качестве личной садханы, и ее действенность подтверждена. Внутренний звук можно услышать на разных уровнях тонкости. Вибрации наад оказывают благотворное воздействие на разных диапазонах.

Эта мантра переносит вас в самые тонкие сферы творчества. Она пробуждает силу кундалини, которая заряжает энергией все Творение. Она будит вашу осознанность и усиливает чувствительность к Тонкому Телу Ауры. Практика этой медитации дарит интуицию и целительские способности. Если вы серьезно практикуете эту крийю, осознанно и с достоинством подходИте к каждому произнесенному слову. Не слушайте негативные и грубые высказывания других людей. Помните, что грехи прощлого остались в прошлом, что некоторые из величайших святых сначала были грешниками. Если у вас появилась возможность узнать об этой технологии возвышения и практиковать ее, это значит, что вы ее заслужили, вы достойны ее. Поэтому без колебаний используйте ее и стремитесь к развитию и расширению. Чувствуйте, как Воля Бесконечности и ваша воля действуют вместе. Сильные действия в сочетании с непривязанностью делают жизнь танцем творчества и благодарности.

Эта необыкновенная мантра Лайя Йоги призывает душу и ее предназначение к присутствию в настоящем. Она поднимает вас над конфликтами, связанными с успехом и деятельностью Позитивного Уна. Она позволяет вашим действиям служить вашей цели. Она делает вас творческими, помогает концентрироваться на ваших истинных приоритетах и идти на необходимые жертвы ради их достижения.

Слово Лайя подразумевает отстранение от привычного мира. Лайя Йога направляет ваше внимание и энергию на вашу сущность и высшее со­знание. не позволяя обычным отвлечениям и привязанностям брать верх над вашей склонной к реакциям осознанности.

Эта мантра открывает тайную книгу Лайя Йоги. Она позволяет вам осознанно помнить о своей связи с Создателем и чувствовать ее. Практикуйте эту мантру 120 дней. Она впечатает в подсознание память и опыт вашей истинной идентичности.

Эту мантру берегли как тайную драгоценность. Она - ключ, отпирающий внутренние врата наад, владений созидающего звука. Если вы будете слушать звук мантры, а затем сконцентрируетесь на ее тонком звучании, вы погрузитесь в безграничные пространства своего высшего «Я». Структура этой мантры закручена в спираль на 3,5 оборота. На каждый звук «А» в конце слов диафрагма поднимается, перенося энергию праны и апаны через область сердца. Такая трансформация происходит за один цикл. Цикл в 3,5 оборота есть пульсирующий ритм самой кундалини. Вот почему кундалини часто представляют свернутой в 3,5 кольца.

Как и все остальные подлинные мантры, она была открыта провидцем, путешествовавшим по тонким сферам сознания. Бесчисленное множе­ство практикующих выполняли эту медитацию в качестве личной садхзны, и ее действенность подтверждена. Внутренний звук можно услышать на разных уровнях тонкости. Вибрации ноад оказывают благотворное воздействие на разных диапазонах.

Эта мантра переносит вас в самые тонкие сферы творчества. Она пробуждает силу кундалини, которая заряжает энергией все Творение. Она будит вашу осознанность и усиливает чувствительность к Тонкому Телу Ауры. Практика этой медитации дарит интуицию и целительские спо­собности. Если вы серьезно практикуете эту крийю, осознанно и с достоинством подходите к каждому произносимому вами слову. Не слушайте негативные и грубые высказывания других людей. Помните, что грехи прошлого остались в прошлом, что некоторые из величайших святых сначала были грешниками. Если у вас появилась возможность узнать об этой технологии возвышения и практиковать ее, это означает, что вы ее заслужили, вы достойны ее. Поэтому без колебаний используйте ее и стремитесь к развитию и расширению. Чувствуйте, как Воля Бесконеч­ности и ваша воля действуют вместе. Сильные действия в сочетании с непривязанностью делают жизнь танцем творчества и благодарности.

КАК ДЕЛАТЬ

Сядьте в Простую Позу, удерживайте легкую Джаландхара Бандху.

ГЛАЗА: Фокусируйтесь на Точке Межбровья.

Мудра: Сложите ладони в Молитвенной Мудре у центра груди, либо обе руки в Гьян Мудре - запястья лежат на коленях.

МАНТРА И ВИЗУАЛИЗАЦИЯ:

ЭК-ОНГ-КАР-(А) - ЕДИН ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ
СА ТА НА МА-(А) - ИСТИННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
СИ РИ ВА-(А) ХЭЙ ГУ-РУ - ВЕЛИКАЯ НЕОПИСУЕМАЯ МУДРОСТЬ

Повторяйте мантру очень точно. При произнесении ЭК пупок естественным образом втяги­вается. Произнося «А» в конце слов, мощно поднимайте диафрагму. Звук «А» создается скорее за счет мощного движения диафрагмы, чей намеренно проецируемый и артикулируемый звук Расслабляйте пупок и низ живота при произнесении ХЭЙ ГУРУ Звук закручивается по спирали, следуя ритму на 3,5 цикла Произнося мантру, представляйте, как энергия и звук поднимаются по спирали вверх вдоль позвоночного столба, закручиваясь по часовой стрелке (если смотреть сверху вниз, от шеи к основанию позвоночника). Начинайте от основания позвоноч­ника, выпуская энергию из пупка. Завершайте, фокусируясь над головой и проецируя энергию в Космос при произнесении ХЭЙ ГУРУ

Лайя-йога — один из видов йогической практики. В переводе с санксрита "лайя " означает "растворение ", т.е. достижение такого состояния, когда сознание практикующего (йогина ) избавляется от двойственности (ещё называется недифференцированное существование) и в конечном итоге объединяется с трансцендентным Бытием (Брахманом). Лайя-йога считается наивысшей , завершающей "колесницей " среди других учений, но не в том смысле, что она их превосходит, а в том, что учение Лайя-йоги находится вне них, не связано условностями и формальными концепциями. Принципы, которых придерживается Лайя-йога, являются основополагающими и их разделяют практически все религиозные конфессии, стремящиеся к познанию истины — индуизм, буддизм, сикхизм, даосизм, христианство, ислам . Например, в христианском исихазме подобные практики называются "умное делание ", в суфизме — "погружённость в экстаз ", в дзэн — "алогичные выпады " и т.д. Среди мастеров, практиковавших Лайя-йогу, были представители различных вероисповеданий — Тирумулар, Боганатар, Матсиендранатх, Горакшанатх, Нанак, Кабир.

Сущность учения Лайя-йоги заключается в создании и постоянном поддержании состояния осознанности , бдительного присутствия. Йогин, практикующий эту методику, идёт по пути спонтанного самоузнавания , он перестаёт жить в категориях фиксированного прошлого и мотивированного будущего. Отбрасывая связь с концептуальным мышлением, возможно достижение состояния безопорного ума (нираламбха манас) и вход в состояние нирвикальпа-самадхи (единства со всем сущим).

Вот несколько цитат, размышление над которыми позволяет увидеть суть пути Лайя-йоги :

"Подобно тому, как брошенный в воду кристалл соли растворяется в воде и становится единым с ней, так и в состоянии самадхи личное сознание сливается с высшим сознанием " (Саубхагьялакшми-упанишада, 5.26).

"Исполненное ясности тысяч светил, незагрязняемое, наполняющее дальнее и ближнее — это не самадхи, это не достижения в йоге, это не растворение ума — это единство с Брахманом " ("Махавакья-упанишада ", 6).

"Я никогда не был рождён, и Я никогда не умру. И при этом Я не исполняю никаких действий — ни хороших, ни плохих. Я — тот чистый Брахман, лишённый каких бы то ни было качеств. Как в таком случае для меня может быть связанность или освобождение? Так как Брахман вездесущий, самосияющий, недвижимый, цельный и непрерывный, то я не вижу никакого разнообразия. Как оно может быть внутри или вовне?" (Даттатрея. "Авадхута-Гита ", 1.59, 1.60).

Принципиальным отличием Лайя-йоги от других практик является достижение состояния самадхи не за счёт метода, а благодаря естественному созерцанию без применения усилий. Происходит вхождение в состояние живого присутствия — вне концепций и мыслей. Это невозможно передать при помощи знаков и слов. Конечной целью Лайя-йоги является достижение — саруба-самадхи . Это состояние божественного света, великий переход к одному из четырёх тел:

  • Шудха-дэхам — бессмертное и нестареющее тело, освобождённое от кармы, не нуждающееся в сне и еде;
  • Пранава-дэхам — бессмертное тело, которое невозможно осязать, можно только увидеть;
  • Джняна-дэхам — чистое и бесконечное сознание;
  • Дэва-дэхам — полное единство с Брахманом (Абсолют), йогин в этом состоянии не имеет фиксированной формы, эмманируется в бесчисленных телах.

Учение Лаяй-йоги ещё называют учением "трёх свобод " , так как оно подразумевает достижение подлинной свободы в проявлениях тела, речи и сознания. Тело становится свободным от внешних ритуалов, поклонений, искусственных норм поведения. Энергия речи освобождается от мантр, молитв и песнопений. Сознание получает свободу от различных доктрин, теорий и постулатов.

История Лайя-йоги

Согласно Упанишадам и другим первоисточникам, 250 тысяч учений Лайя-йоги были поведаны Адинатхом (Богом Шива) сиддхам Матсиендранатху и Горакханатху через откровения. В "Гхеранда Самхите " учитель Гхеранда утверждает: "Шива возвестил много истин — таких, как бессмертие растворения [лайя-амрита] и другие. Одну из них, ведущих к Освобождению, я передал тебе кратко " ("Гхеранда Самхита ", 7.22). Изначально Лайя-йога не являлась самостоятельным учением, среди других видов йоги, а была их высшей ступенью, своеобразной кульминацией. Знания Лайя-йоги в дальнейшем передавались великим просветлённым Кабиру, Гопичанду, Нанаку (основатель сикхизма), Нагарджуне и др. В буддийских текстах упоминается, что Будда практиковал Лайя-йогу, согласно наставлениям своего учителя Удаллака.

Спонтанность и созерцание

Практики Лайя-йоги заключаются в спонтанности , мгновенном самоосвобождении тела, речи и мыслей. Отключение ума, располагающегося в головной чакре, позволяет организму действовать без диктата сознания , отдаться управлению Бога. Внешне это может выглядеть, к примеру, как спонтанный танец в состоянии медитации (латихан). Одной из практик Лайя-йоги является биолокация. Это трактуется как передача Лайе своей руки, в которой находится биолокационная рамка. Под управлением божественного рука при помощи рамки может найти воду под землёй, провести энергетическую диагностику организма и т.д. Существует практика спонтанного рисования , когда рука не под контролем ума самостоятельно водит карандашом или кистью. Также можно достичь способности написания текстов в подобном состоянии.

В связи с тем, что Лайя-йога является глубокой внутренней практикой, то необходимо помнить о мерах безопасности, так как идёт активная работа с энергией (кундалини). Это трудный и сложный процесс, так как с одной стороны, ученик стремится к высшим духовным знаниям, а с другой, под влиянием своего эго, цепляется за старые структуры, которые уничтожаются кундалини. Чтобы смягчить этот переход существуют различные техники в Лайя-йоге. По большей части речь идёт о медитативных практиках, в том числе визуализирующих растворение различных недоработок (ревность, зависть, ненависть, страх и т.д.). Также применяются вспомогательные средства звук (нада), янтры (формы).

Лайя йога представляет собой древнюю форму медитации с концентрацией на чакрах, а также на энергетических центрах. Выделяют 2 основных энергетических центра в голове и 5 в позвоночнике. Цель Лайя йоги заключается в их активизации с помощью медитации. При этом Лайя йога при помощи разных практик, помогает разбираться человеку в своих недостатках, мысленно растворяя их. Считается, что благодаря Лайя йоге в дальнейшем негативные качества начинают проявляться в меньшей степени, и со временем они покидают человека полностью.

Способов и техник, применяемых в Лайя йоге, множество – звуки (нада) и янтры (формы), благодаря которым удается не просто контролировать сознание, а направлять его в нужном направлении. Практика Лайя йоги позволяет очистить и исцелить душу и тело. Большинство людей живут сегодня лишь на трех уровнях сознания: чувственном, материальном и эгоистическом. В отличие от обычной жизни, Лайя йога, используя внутренние тонкие звуки, а также энергетические вибрации, помогает открыть путь к высоким уровням сознания, совершенствуя его. Лайя это такое состояние, при котором человек забывает об окружающих объектах чувств, при этом сам становится объектом медитации.

Во время практики Лайя йоги, человек находится в состоянии глубокого покоя, обеспечивающего отдых нервной системе. Благодаря этому значительно уменьшается потребление организмом кислорода, ритм дыхания замедляется, также снижается ритм сокращения сердечной мышцы. Согласно многим исследованиям, во время практики Лайя йоги человеческий организм входит в физиологическое состояние, полностью отличающееся от состояния и сна, и бодрствования. Таким образом, человеку удается укрепить нервную систему, что в дальнейшем позволяет реагировать на окружающие проблемы с большей эффективностью.

Лая йога довольно тесно переплетается с Кундалини йогой, поскольку своей целью также имеет стремление к пробуждению энергии и ее объединению с высшим сознанием. Достичь этого можно при помощи глубокой медитации (дхьяна), контроля дыхания (пранаяма) и практики поз (асаны). Под воздействием этих техник, а также повторения мантр, тонкие каналы (нади) активизируются, благодаря чему человек переходит в состояние глубокой концентрации (дхарана).

Лайя йога, в качестве визуальных инструментов, применяет янтры, которые служат для концентрации внимания. Янтры применяют при медитациях как дополнение к мантрам (молитвам). Мантры же используются для выведения сознания из внешнего во внутренний мир (концентрация). Центральное место в Лайя йоге занимает понятие Кундалини-шакти - это, так называемая, змея, представляющая собой универсальную жизненную силу, которая живет в человеческом теле. Пробуждение, а также управление этой силой является главной целью, поэтому Лайя-йога считается высшей медитативной фазой Хатха йоги.

Путь мудрости (Праджня-янтра) предполагает овладение непрерывным созерцательным состоянием, погруженностью во всевышний Источник (сахаджа-стхити). Для этого йогин тренируется в медитации сидя и в движении.

Путь энергии (Шакти-янтра) включает практики работы с энергетическими каналами (нади), ветрами (праной) и центрами (чакрами) для пробуждения Кундалини, получения опыта нектара бессмертия, выходов тонкого тела, обретения непрерывного сознания в самадхи, раскрытия четырех блаженств и пяти пространств в теле.

Путь иллюзорного тела (Нидра-янтра) развивает осознанность в сновидениях и включает практики иллюзорного тела и чистой страны в контексте учения о пути тонкого тела, йоги иллюзорного тела, йоги чистых земель, йоги сновидений и йоги сна и Ясного Света.

Путь йоги звука (Нада-йога) включает десять стадий сосредоточения на внутренних звуках для достижения нирвикальпа-самадхи и практику, когда йогин работает с единством звука и пустотного осознавания.

Путь йоги света (Джьоти-йога) предполагает тайные методы созерцания света, которые за короткое время генерируют световые видения: божеств, мандалы, сферы света и др. Упражняясь в созерцании, йогин работает с видениями, последовательно проходя четыре стадии: «начала», «сосуда», «нарастания» и «исчерпания».

Четыре уровня Учения

В Учении существует четыре уровня:

  • внешний,
  • внутренний,
  • тайный,
  • трансцендентный.

Очень важно понимать эти четыре уровня Учения и не путать их.

К внешнему уровню относится универсальная Санатана Дхарма: принцип единства всех религий, идеи всеобщего Просветления и перехода к богочеловечеству, мифология и т. д.

К внутреннему уровню относится Адвайта-веданта, как философская система, на которой строится воззрение.

К тайному уровню относятся методы Лайя-йоги сиддхов: созерцание, Кундалини-йога, Нада-йога, Джьоти-йога, Йога сна и сновидений и т.д. Это методы прямого погружения в состояние недвойственности (Пратьякша-адвайта).

Трансцендентный уровень находится за пределами имени, формы, слов, методов - это пребывание в безопорном состоянии осознанности (нираламбха), в естественном изначальном состоянии природы Ума (Сахаджья) вне мыслей, оценок и концепций (аманаска).

Часто начинающие практики, не понимая глубины, широты и запредельности Учения, видят какой-то его маленький фрагмент и на основании этого фрагмента пытаются составить свое мнение, жестко фиксируя Учение, не учитывая, что оно имеет несколько уровней.

Первые два из них - это экзотерические уровни, они доступны пониманию обычных людей. Третий уровень доступен настоящим садху, тем, кто посвятил себя садхане и знает толк в ритритах.

Наконец, самая глубокая, необыкновенно тайная, запредельная сердечная сущность Учения заключена в трансцендентном уровне - это пребывание в естественном состоянии (Сахаджья).

Это состояние само по себе - Просветление, его невозможно достичь методами, ему невозможно научить, его невозможно описать философией, о нем невозможно говорить, не впадая в ошибки, но в нем возможно пребывать. Внешний, внутренний и тайный уровни нужны только для того, чтобы погрузиться в это состояние.

Учение Лайя-йоги подобно большому, красиво цветущему дереву, у которого есть и корни, и ствол, и ветви, и листья, и цветы, и плоды. Все методы Учения расположены на своем месте, они прекрасно сочетаются и гармонично сосуществуют в , не имея противоречий друг с другом. Все в нем имеет свою функцию, назначение и цель.

Для того чтобы понять Лайя-йогу, нужно изучить четыре уровня Учения, а также Древо Учения, и увидеть различие уровней и разницу между корнями, стволом, ветвями, цветами и листьями.

Лайя-йога - учение трех свобод

Традиционно, учение Лайя-йоги сиддхов считается наивысшей, завершающей, кульминационной «колесницей», но не в том смысле, что оно превосходит другие учения, а в том, что оно не связано с условностями, разделениями и концепциями и имеет свойство прямо указывать на невыразимую природу Реальности.

Учение Лайя-йоги не принадлежит к какой-либо индуистской школе или секте, также оно не является повседневной, «бытовой» религией. Лайя-йога, будучи за пределами слов, методов и символов, является сердечным центром любой духовной традиции, обнаруживая себя как ее внутренняя сущность.

«Умное делание» в христианском исихазме, экстаз суфия, алогичные выпады мастеров дзен имеют под собой одинаковую основу - погруженность в неконцептуальное осознавание, а это и есть главный принцип учения Лайя-йоги.

Сиддхи-авадхуты, будучи существами, пребывающими в неизмеримой свободе, практиковали Лайя-йогу внутри различных конфессий: индуизма, буддизма, сикхизма, даосизма.

Часто учение Лайя-йоги называют учением «трех свобод», что означает подлинную свободу в проявлениях тела, речи и сознания:

  • телу позволяется быть свободным от ритуалов поклонения и каких-либо искусственных норм поведения,
  • речи позволяется быть свободной от мантр, молитв и песнопений,
  • уму позволяется быть свободным от связанности философией, доктринальными теориями или постулатами.

«Позволяется быть в свободе» означает, что мы, практикуя, пребываем в состоянии созерцательного присутствия, распахнутой осознанности, подобной небу и не имеющей никаких ограничений.

В этом состоянии мы можем совершать любые действия, которые мгновенно самоосвобождаются при проявлении, превращаясь в спонтанную игру тела, речи и мыслей. Таким образом, любые внешние проявления с точки зрения Лайя-йоги представляют собой спонтанную игру активности (лилу) и не являются чем-то однозначно застывшим, самоценным или реальным.

Истинный лайя-йогин, находясь в присутствии, не делает ничего, пребывая в недеянии. Совершая что-либо, он только играет, или, по крайней мере, пытается рассматривать так свои проявления.

Такой подход целиком соответствует способу жизни и практики великих святых сиддхов-авадхутов нашей линии, он также неоднократно описан в классических текстах.

Он принимает подобно ребенку все условия, что окружают его, благодаря желаниям других.

Так же, как невинное дитя увлечено своей игрой без беспокойства о голоде, жажде или физическом страдании, так и мудрец поглощен игрой своего собственного «Я» без эго-сознания и постоянно наслаждается в Атмане.

Нет кодекса законов или правил поведения, обязывающих его, ибо он совершенно свободен. Хотя и спящий на земле, подобно ребенку или сумасшедшему, он остается всегда утвержденным в Веданте. Мать-земля есть цветущее ложе, на которое он ложится. Он спит без страха в лесу или на кладбище, ибо его развлечение и удовольствие - в Брахмане.

Он, кто есть всеобщее «Я», принимает по желанию бесчисленные формы и имеет бесчисленные переживания. В одном месте он ведет себя, словно безумец, в другом - подобно ученому, в третьем - подобно обманутому. В одном месте он движется, словно человек мира, в другом - как царь, еще в другом - как нищий, питающийся с ладони из-за отсутствия чаши для подаяния. В одном месте он обожаем, в другом - хулим. Таким образом, он живет везде, и Истина позади него не может быть осознана другими.

Хотя у него нет богатств, он - вечно в блаженстве. Хотя другие могут и не помочь ему, он могуч силой. Хотя он может не поесть, он вечно удовлетворен. Он смотрит на все вещи беспристрастно. Хотя и действуя, он - не действующий, хотя и питающийся, он - не тот, кто ест, хотя он имеет тело, он - бестелесен, хотя и обособленный, он есть единое неделимое Целое.

Шри Ади Шанкарачарья, «Вивека чудамани»

Когда мы принимаем подобные взгляды, это отнюдь не означает, что мы не можем следовать каким-либо принципам, правилам, методам практики, принимать какие-либо статусы, обязательства и т.д.

Йогин, следующий высшей Дхарме, не обусловлен ничем, и он свободен выбирать или принимать те методы, которые оказывают ему помощь в практике, или проявляться в той форме, статусе, которые ему близки. Если нужно, йогин может выполнять простирания, читать мантры и принимать обеты, однако его отношение к ним совершенно иное, отличное от действий обычных «несамоосвобожденных» практиков: йогин видит их как игру (лилу), а не как нечто самодовлеющее. Разница здесь примерно та же, что и отличие спектакля от обычной «реальной» жизни.

Внешне может наблюдаться полное сходство, но в сути - дистанция размером с бесконечную Вселенную. Игра не означает нечто фальшивое или несерьезное. Играя, мы полностью искренни и отдаемся процессу практики реально. Особенность состоит в том, что мы не отождествляемся с внешним.

С этой точки зрения Лайя-йога может адекватно практиковаться внутри любой духовной традиции или внутри традиционной религии, не отвергая, а используя ее образы, стиль или атрибутику, как ее сердечная сущность.

Это означает, что любой христианин, иудей, индуист и т.д., может полноценно выполнять практику Лайя-йоги, не отказываясь от тех образов, символов и понятий, к которым он привык.

Здесь важно наличие передачи в методы учения, наличие связи с Духовным Учителем, Мастером и совершенное овладение методами практики.

Подобный подход существует среди магов, шаманов в различных мировых традициях. Как правило, маги, шаманы стоят обособленно, в стороне от «широких» религиозных путей, тем не менее, используя их религиозные атрибуты в своих практических целях.

У шаманов, магов есть школы, авторитетные методы, но нет привязанности к национальности или отождествления по признаку религиозной принадлежности. Так, вполне уважающий себя маг-целитель, работающий в православной традиции, ничуть не смущаясь, может использовать колдовские ритуалы вуду, если есть на то практическая необходимость, а шаман-тибетец может свободно быть одновременно посвящен в традицию магии индейцев хопи. Придерживаясь тех или иных обычаев, символов или принципов, шаманы-маги демонстрируют свою гибкость на пути к достижению своих целей.

Таким же образом действуют Мастера-сиддхи, с той лишь разницей, что их цели лежат не в плоскости человеческих интересов, а неизмеримо, гораздо выше - в трансцендентном.

Подобный подход демонстрировали многие выдающиеся древние и современные святые сиддхи: тамильский сиддх Боганатар, известный в Китае как Бо-Янг, Саи Баба из Ширди, совершавший молитвы в мечети и в индуистских храмах одновременно, Шри Рамакришна, «игравший» в различные религии, Ним Кароли Баба, почитавший Ханумана наряду с Христом, нынешний Аватар Бхагаван Шри Сатья Саи Баба, Аватар Шри Сатчитананда Ганапати и другие.

Лайя-йога и традиционный индуизм

Когда говорится, что Учение Лайя-йоги является тантрической традицией сиддхов, то особо подчеркивается ее отличие от так называемого традиционного ортодоксального индуизма с его кастовой системой, четырьмя укладами жизни (ашрамами), многочисленными богами, ритуальной практикой, праздниками и символикой.

С большой симпатией относясь к традиционному индуизму, тем не менее, мы четко понимаем разницу между традиционным «бытовым» народным индуизмом, присущим «этническим» индусам, и традицией сиддхов.

Разумеется, не будучи этническими индусами, мы, русскоязычные последователи Лайя-йоги, не можем ни принять целиком индуизм, ни полноценно следовать ему в силу того, что мы живем в совершенно иной культурной среде.

Однако с точки зрения авадхутов, сиддхов, адептов йоги и тантризма - этого и не требуется, поскольку учение сиддхов не является, строго говоря, индуизмом, а находится за пределами любых культурно-этнических, социальных, кастовых, родовых и иных ограничений.

Сиддхи-авадхуты не были ограничены ни рамками своей религии, ни культурой, ни окружением своей страны, хотя и не отвергали их. По своей природе они пребывали в глобальном универсально-космическом Сознании, интегрируя в свое видение все духовные пути, культуры и традиции.

Собственно, учение сиддхов тантризма заключалось не в следовании ортодоксальному индуизму, а, наоборот, в освобождении от его рамок, условностей и ограничений. Порой для этого сиддхи совершали даже осознанное нарушение норм традиционно-кастовой морали, ритуальное осквернение, асоциальное поведение и т.д.

Живой дух сиддхов был основан, прежде всего, на практике игры, свободе естественного осознавания вне всяких рамок и предписаний и тайной передаче Учитель-ученик.

Будучи последователями внутреннего «тайного пути» осознавания, сиддхи могли мимикрировать и приспосабливаться под любую религию, дабы не обращать на себя внимание.

Днем он представляется последователем шиваизма, ночью он следует пути шакти, посещая собрания, он выглядит как вайшнав.

Куларнава-тантра


Этим объясняется та легкость, с которой сиддхи причисляли себя то к буддизму, то к индуизму, то к исламу и даже к христианству (как в случае с Сарахой, Кабиром, Саи Бабой из Ширди, Рамакришной, Ним Кароли Бабой и другими святыми).

Этим же объясняется факт почитания сиддхов одновременно в буддизме, индуизме и других религиях (Будда, Матсиендранатх, Горакшанатх, Чарпатинатх, Боганатар и другие). Для них это было частью божественной игры (лилы), способом скрыть свою истинную запредельную вневременную суть, не зависящую от культурных условностей, от любопытствующих и непосвященных, чей поверхностный интерес не мог бы вместить в себя глубину их сознания.

Продолжая учение сиддхов, следуя духу их учения и линии передачи в иной культурной среде, мы по-прежнему стараемся хранить линию учения, тайные методы йоги и духовную связь с сиддхами.

Однако это вовсе не означает, что мы должны подражать этническим индуистам или, тем более, комплексовать по поводу, что мы не можем этого хорошо делать. Это было бы большой ошибкой с точки зрения сиддхов и проявлением нашей негибкости, отсутствием знания того, как следовать духу учения. Поддерживая связь с линией передачи, мы должны вполне комфортно и адекватно себя чувствовать в своей собственной культурной среде, гармонично интегрируя все ее ценности, достижения и традиции, тем не менее, сохраняя чистоту линии передачи - живой дух Учения сиддхов.