Панорамная головка для штатива: обзор Novoflex. Портативный штатив и штативная головка своими руками Фотосъёмка в «Музее усадьбе Архангельское»

Создание панорам занятие достаточно непростое и кропотливое, но зато результат от кропотливых действий будет радовать и вас, как творца, и пользователей. Создание панорам, это не такое простое занятие, как может показаться на первый взгляд. Я сталкивался с тем, что пользователи говорят следующее: «Для создание панорам необходимо только сфотографировать несколько кадров с перекрытием, а затем выровнять кадры в специальной программе, склеить их и получить готовую панораму.» Можно сказать, что данное утверждение верно. но только для начинающего фотографа. Полученный результат может удовлетворить. Но, если фотограф хочет профессионально развиваться, то нужно отнестись с критикой к своим предыдущим работам. Посмотреть на них как первый базовый кирпичик. Основу будущего мастерства в создании бесшовных панорам.

Почему же утверждение про «выравнивание и склейку изображений в панораму» не совсем верное? Ответ прост: в утверждение не учитываются, что необходимо на посте исправлять и учитывать: искажения, которые вносятся объективом, перспектива и пространственное искажение, цветокорректорный и многие другие факторы.
Для того, что бы обеспечить себе меньше работы на посте, рекомендуется изначально снимать панораму как можно «правильнее». А для этого не обойтись без вспомогательных средств. Панорамная штативная головка - это одно из важных устройств, которое позволит создавать качественный панорамы, затратив меньше усилий на постобработке. Более подробно о том, почему нужно использовать панорамную головку можно почитать в очень хорошей статье .
Я бы хотел рассмотреть выбор панорамной штатитвной головки: купить готовое решение или сделать самому.

Готовое решение

На рынке существуют несколько решений. Наиболее популярные это .

Отличная панорамная головка. Прочная алюминиевая конструкция, гарантия надёжности от именитого производителя, точная фиксация. В её пользу говорит тот факт, что панорамы Эрмитажа выполнены фотографом Наталье Коварской именно с помощью этой головки. Подробное описание данной головке можно найти в этой статье.
Но цена малость остужает пыл: порядк 20000 р. в РФ.


Головка от китайского производителя, качество удовлетворительное, зато цена - порядка 14000 р.


Качественная головка, удобна в использование.
Но цена порядк 640$.

Позволяет использовать тяжёлую камеру и объективы, легкая, удобная в обращении. Точное позиционирование.
Цена - около 450$ за топовую версию.

Самодельные головки

Если вы начинающий фотограф, ты вы можете попробовать изготовить панорамную головку самому.
В интернете можно найти несколько решений с чертежами и/или подробным описанием.


Самодельная головка, не уступающая коммерческим аналогам. Подробная схема и описание на старнице в его блоге .

Головка от Юрия Надёжин

Решение от нашего соотечественника, с подробным описание по созданию и чертежами на его сайте .

Можно сказать профессиональное решение, для изготовления которого нужен металлообрабатывающий станок. Чертежи можно найти или .


Самодельная головка ценой в 200-300 р. Андрей даже запатентовал это изобретение. Выдерживает тяжелую фототехнику. Более подробно на персональной странице Андрея.

Выводы

Целью данной статьи была дать представление начинающему или профессиональному фотографу о панорамных головках, которые существуют на рынке или могут быть сделаны своими руками. Всё зависит от самого фотографа. Если у него есть деньги и не желания что-то делать, то он может выбрать готовое решение. Если же денег нет или хочется сделать что-то своё, то есть варианты создания головки своими руками.
P.S. Я старался показать только наиболее популярные решения, но конечно, я что-то мог и пропустить. Буду рад поправкам и дополнениям. Надеюсь статья окажется полезной фотографам, которые хотят прикоснуться к волшебному миру панорамной съёмки.

P.s. Спасибо всем за найденные очепятки


Собираясь в очередное путешествие, не взял с собой фото аксессуары из-за лишнего веса багажа. И конечно же эти незаменимые железки понадобились на отдыхе в первые же дни.

Когда вернулся домой, сразу же взялся за дело, чтобы в следующий раз быть во всеоружии. И мне таки удалось изготовить очень простую штативную головку, штативом для которой служит стандартная пластиковая бутылка. В зависимости от выбора формы бутылки, данную головку можно использовать не только для фото-видеосъёмки, но и для пересъёмки документов.


На головку можно устанавливать, не только телефон, но и компактную камеру. Причём для установки вовсе необязательно наличие штативного гнезда.



Для этой головки так же был изготовлен механизм панорамирования, который бывает часто востребован при видеосъёмке. Конструкция вполне функциональна, занимает немного места и почти ничего не весит.

Процесс изготовления освещён в видеоролике. Чертежи лежат в «Дополнительных материалах» чуть ниже.

Если для вас это слишком просто, то чуть ниже я для вас подобрал «Близкие темы», касающиеся самодельных фото и видео принадлежностей более сложной конструкции.


Оборудования.

НАШЕЛ СВОЕГО ХОЗЯИНА

Характеристики:

  • Размеры (без треноги и противовеса): 4270×300х410 мм.
  • Длина стрелы: от 600 до 2700 мм.
  • Вес (без треноги и противовеса): 9,5 кг.
  • Материал: алюминий, сталь
  • Макс. Нагрузка: тестировался с Canon 5D (с объективом) -1,3 кг.
  • Доп. Возможности: поворотная площадка, разборный

В данной статье будет описано как сделать стрелу крана, с креплением к обычному штативу. При испытании крана (когда вылет стрелы большой) выяснилось, что обычный штатив не справляется с такой нагрузкой. Так что подходящая тренога, сейчас в разработке. Еще хотелось бы подметить, что если Вы не будете использовать follow-фокус, тот который у меня, то можно упростить конструкцию, убрав площадку на конце крана, прикрепив в местно нее головку от дешевого фото штатива (этого будет достаточно, так как плавность движения головки не важна, главное чтобы удерживалась Ваша камера в нужном положении). И еще! На данный момент разрабатывается еще одна стрела, она будет меньше по размерам, но надеюсь, плавнее, легче и удобней в использовании. Все таки у данной конструкции есть много минусов. После того как прочтете статью, все осмыслите, что-нибудь придумаете лучше, пишите комменты, обсудим. Начало здесь заложено.

Вроде бы все. Если решили, то можно идти за материалами.

Материалы:

Условно разделим наш кран на три звена. 1-е (то, что крепится к треноге). 2-е (то, к чему будет крепиться камера). 3-е (это звено соединяет 1 и 2). Трубы лучше нарезать в размер при покупке. Внимание! Стенки у труб должны быть толщиной 2мм.

1-е звено:

  • Труба: 30×30-200мм. -2шт.
  • Труба: 30×30-300мм. -2шт.
  • Труба: 30×30-100мм. -1шт.
  • Шпилька: М6-100мм. -6шт.
  • Шпилька: М6-90мм. -4шт.
  • Шпилька: М8-180мм. -2шт.
  • Гайки: М6-20шт.
  • Гайки: М8-10шт.
  • Колеса (роликовые): 4шт.

2-е звено:

  • Труба: 25×25-300мм. -1шт.
  • Труба: 30×30-200мм. -2шт.
  • Труба: 30×30-73мм. -1шт.
  • Труба: 25×25-200мм. -2шт.
  • Болты: М6-60мм. -6шт.
  • Шпилька: М6-85мм. -4шт.
  • Болты: М8-80мм. -1шт.
  • Шпилька: М8-120мм. -2шт.
  • Гайки: М6-14шт.
  • Гайки: М8-9шт.
  • Колеса (роликовые): 2шт.

3-е звено:

  • Труба: 30×30-1000мм. -4шт.
  • Труба: 25×25-1500мм. -3шт.
  • Труба: 25×25-1000мм. -1шт.
  • Труба: 25×25-110мм. -5шт.
  • Труба: 25×25-250мм. -1шт.
  • Болты: М8-20шт.
  • Гайки: М8-20шт.

Шпильки проще всего нарезать самому. Приобретите в строительном шпильки размером М8 и М6. Не помню какой длины. Сложите все длины используемых шпилек и узнаете. Мозг напрягать полезно Все закупили? Отлично! Поехали!

Первым делом нарежем заготовки труб. Трубы лучше нарезать в размер при покупке, это стоит того. Во-первых, разрезы будут ровными и сэкономите массу времени и нервов. Да и вообще Вам просто останется только насверлить кучу отверстий и собрать. Если же Вы решили сами немного поработать ножевкой, то вперед, размечайте, распиливайте и обтачивайте. Если у Вас все нарезано в нужный размер, то возьмите напильник и спилите заусенцы и острые края.

Начнем с 3-го звена:

Приступим к разметке и сверлению отверстий. В данной конструкции их очень много. Для удобства приобретите штангельциркуль, линейкой очень сложно и гораздо дольше делается разметка. Приготовьте материалы для 3-го звена.

Здесь неважно через какое расстояние сверлить отверстия, главное, чтобы они были через одно и тоже расстояние во всех трубах данного звена. У меня оно равно 200мм. Если у Вас есть устройство для крепления дрели и сверления четко под прямым углом, то можно делать сквозные отверстия. Если устройства нет, то придется размечать и сверлить со всех сторон, по очереди, так как вручную точно не получится, и при сборке отверстия не совпадут. И так, для начала четко разметим центральные оси труб. Для этого настройте штангель на половину размера от ширины трубы. И прочертите оси со всех четырех сторон всех труб, данного звена. Я сознательно не пишу размеры, чтобы Вы включали мозг, возможно, Ваши трубы чуть отличаются по размеру, а мои цифры будут сбивать с толку. Будьте внимательны, это должно быть очень точно.

Теперь настроим штангель на расстояние между будущими отверстиями (напомню, у меня оно равно 200мм.). Разметим сначала каждую трубу с двух противоположных сторон по всей длине, чтобы получить сквозные отверстия. Главное, после сверления эти отверстия должны находиться четко друг против друга. Перевернем трубу на 90 градусов и разметим еще ряд отверстий через такое же расстояние. Первое отверстие должно находиться, как бы, между отверстиями сделанными на той стороне трубы. Если разметка готова, то возьмите керн и сделайте углубления для сверла. Отлично! Теперь берем дрель и начинаем сверлить до диаметра 8,5мм. Начинайте сверлом меньшего диаметра, постепенно увеличивая (4мм-6мм-8,5мм), таким образом, получите отверстие круглой формы. В итоге у Вас должны получиться трубы с отверстиями со всех сторон. Вкладывая одну трубу в другую (как телескопическая удочка), отверстия должны совпадать, для того чтобы можно было их скрепить в нужном нам месте и иметь возможность менять длину вылета стрелы. И еще, возьмите трубы 25×25-110мм. и 25×25-250мм., просверлите отверстия на расстоянии 80 мм. друг от друга (важно) -это будут перекладины для жесткости конструкции стрелы. Если все так, то Вы, супер! Можем продолжить.

Звено 1-е:

Данное звено нашей конструкции, это основа, которая крепиться к треноге. Здесь тоже нужно сделать все точно. Приготовьте материалы для этого звена.

Для начала подготовим колеса. Они будут выполнять важную роль, обеспечивать плавность хода и держать основную нагрузку. Возьмите колеса, причем все которые у Вас есть для этого крана, и просверлите по два сквозных отверстия диаметром 6мм., для крепления к трубе. Во всех колесах отверстия должны быть одинаковые и находиться на одном и том же расстоянии относительно центра колеса. На фото видно как это должно выглядеть в сборе. Далее возьмите болт М8 или шпильку М8 и прикрутите к трубе 30×30мм. с каждой стороны по колесу (т.е. на один болт, сначала одеваете колесо, следом трубу, потом второе колесо). Закрепите гайками. Теперь по просверленным отверстиям в колесах разметьте будущие отверстия в трубе, с обеих сторон. Разберите конструкцию и просверлите отверстия диаметром 6мм. Теперь возьмите сверло диаметром 12мм и рассверлите центральные отверстия, те через которые только что крепили колеса. Проделайте тоже самое со второй трубой.

Лучше 10 раз все отмерить и потом только просверлить.

Далее возьмите шпильки или болты на М6 и прикрутите колеса к трубам (эти болты должны пройти сквозь трубу и оба колеса). Теперь нам нужны 2 шпильки М8. Вставьте шпильки в центральные отверстия колес и скрепите с обеих сторон гайками. А теперь внимание! Далее нужно сделать все очень точно. Берем трубы 30×30-200мм. Размечем центральные оси, как мы делали раньше, с противоположных сторон. Далее отмеряем от края трубы 40мм., и следом отступаем еще 80мм. На обеих трубах. С обеих сторон. Проверьте, длины труб, именно эту пару, должны быть равны (до миллиметра). Если они чуть отличаются, то решите где будет низ ваших труб (относительно треноги) и мерьте оттуда. Просверлите отверстия диаметром 8,2мм., а можно даже и 8мм. Если все готово? То поехали дальше!

Как собрать между собой все трубы нет особой технологии, единственное, что можно сказать, делайте все постепенно, разметили и просверлили в одной трубе, по сделанным отверстиям, разметили и просверлили в следующей (по месту). Соберите всю конструкцию. Используя шпильки и гайки. Основа готова. Осталась одна мелочь. Приложите площадку от Вашего штатива к низу основы и разметьте, а следом и просверлите пару отверстий. Если будет, нужно, то и площадку можно доработать, просверлив в ней отверстия, в нужном Вам месте. Забыл подметить, в материалах, Вам нужны болты и гайки, чтобы прикрепить площадку к основе (все зависит от площадки).

Звено 2-е:

Данное звено это поворотная площадка, для крепления камеры. Выше я писал, что может быть такая конструкция Вам не нужна. Если все же решили, то вперед.

Для этого приготовьте материалы к этому звену.

Здесь, делаем, так же как и с основой. Единственное, нужно просверлить отверстия в трубах 30×30-200мм., через такое же расстояние, какое отмеряли при изготовлении основы (расстояние между осями колес). И есть еще маленькая хитрость, так как в данной конструкции, не колеса обжимают трубы, а наоборот трубы по обе стороны колес, Вам нужно рассверлить эти отверстия, после того как будут сделаны отверстия для крепления колес, до 14мм (можете расточить напильником, здесь форма не важна, главное чтобы ось свободно вращалась). Если все готово, то соберите все по образу и подобию, как на фото.

Как делать площадку можете посмотреть в разделе (follow-фокус). Вам только придется просверлить отверстия для оси и вставить шпильку.

Можете все собрать и установить на штатив или треногу, если Вы придумали как ее сделать J Еще раз скажу, даже профессиональный штатив плохо выдерживает большую нагрузку в динамике. Придумайте треногу, с вращающейся головкой J Вот и все! Пора на съемки!

Если есть вопросы, оставляйте комментарии. Спасибо за благодарности!

Достаточно долгое изучение постов на «муське», по вопросу панорамной фотографии привело меня к мысли, что в общей сложности, никто не сводил все покупки в одном месте. И добавив незначительную деталь возможно изготовить вполне рабочую панорамную головку, и заняться съемкой и сборкой сферических панорам весьма бюджетными средствами.

Началось все с этого поста:

Но при описанном автором способе, сильно уменьшается вертикальный угол обзора, соответственно панорама получится довольно узкой, (даже при использовании фишая)
Потом бал найден следующий пост:
Очень просто и дёшево, а главное - работает. Только не эргономично (второй уголок закрывает полфотоаппарата), но идея меня заинтересовала. И я начал искать нечто подобное на Тао. Обнаружив «героя обзора» я стал искать фотомагазин, где есть и уголки и планка для вспышки, и нашел:
Заказ пришел за месяц, попутно набрал мелочевки (фотовинтики, переходники 3/8 -1/4, «антипотеряи»для крышек объектива), короче того, чего в наших сибирских фотомагазинах нет, или стоит дурных денег. Посылка была сборная, общую стоимость подсчитать трудно, поэтому выкладываю ссылку на подобный товар на Али. Распаковки и прочего тоже не будет.
Итак начинаю. Планка в пакетике, пара винтиков папа-мама на 1/4 дюйма, гайка- переходник под «горячий башмак». Вдоль паза проклеена резиновая уплотняющая лента.


Уголки уже описывали на муське, но вот, что пришло мне:


Материал и того и другого - видимо дюраль, или другой легкий сплав, так как магнит не липнет. Итогом сборки выходит такая конструкция:


Ишшо и мелочевки останется:


Фотки готовой панорамной головки на штативе:


Ну и вся конструкция в сборе:


Немного про регулировки. Поперечное смещение уголка просто отрегулировать, установив китовый объектив на максимальном зуме. Поставив аппарат так, как для съемки надира добиваемся совпадения центральной точки фокусировки с осью крепежного винта. Получается довольно точно.

У меня «Самъянг» 8мм, куплен правда с рук на «Авито», но думаю по ссылке мало чем отличается от моего.

Ах, да чуть не забыл вдольосевое смещение, проще один раз посмотреть на видео. Сам пока его не увидел, не понимал. На самом деле всё просто:


+ Довольно демократичная цена
+ Собирается голыми руками из коробки
+ Разбирается также, на мелочевку, которая пригодится любому фотографу.
+ Работает!!!
- Несколько хлипковата(тяжелый фотик, я-бы на неё не рискнул ставить)
- Сбиваются настройки при установке- снятии на штатив (решается разметкой на уголках и планке)
-В уголке верхний винт наровит сползти вниз. В последствии хочу просверлить отверстие, вместо паза (место позволяет). И это только для многорядных панорам.
- Зенит получается не строго верикально (решается съемкой двух кадров зенита, для фишая хватит и одного) Планирую купить +30 Добавить в избранное Обзор понравился +33 +60

Если у вас уже есть некоторая практика съёмок панорамных изображений, вы знаете, что стандартный комплект необходимого оборудования состоит из фотоаппарата, крепкого штатива и специальной панорамной головки. Конечно, некоторые умельцы умудряются снимать панораму и с обычной головкой, а бывает даже без штатива, но рано или поздно, с ростом навыков и мастерства, фотограф всё равно встанет перед необходимостью иметь в своём арсенале панорамную головку, тем более что её применение значительно уменьшает возникновение артефактов, а значит и время потраченное на дальнейшую компьютерную обработку панорамных фотографий.

В основном, артефакты возникают по двум причинам — из-за движения объектов при съёмке (при котором они попадают в зону наложения кадров) и из-за вращения фотоаппарата вокруг точки, отличной от нодальной. Напомним, что нодальная точка — это точка расположенная на определённом расстоянии внутри объектива, в которой перекрещиваются лучи, формирующие картинку. Обычные штативные головки позволяют вращать фотоаппарат вокруг своего центра вращения, обычно расположенного в районе штативного гнезда при вращении горизонтально, или ниже фотоаппарата на 5-10 см при вертикальных уклонах. Нодальная же точка располагается в центре объектива, примерно в его начале.

Предварительно изучив множество вариантов самодельных головок, я сконструировал своё «изделие», которое состоит из четырёх основных деталей – кронштейна X-Y, кронштейна Z, платформы под камеру и платформы под штатив.

Характеристику моей головки начну снизу. Платформа под штатив представлена двумя частями — быстросъёмной платформой от штатива Culmann и обрезка металлического профиля 20х40. В нашем случае кусок имел длину 48 мм, но вполне хватило бы и 40 мм. Обе части скреплены винтом М6, задача которого — не допустить вращение обеих частей относительно друг друга. При этом, если бы платформа была чуть крепче, и если бы не мешал выступ на штативе около платформы — тогда отпала бы необходимость применения куска металлического профиля.

Наша следующая «запчасть» — кронштейн X-Y. Он был изготовлен из металлической полоски 25х3, с расстоянием по X от центра вращения 57 мм (центра байонета 350D 35мм от нижней части камеры + платформа 3 мм + подкладка платформы 1 мм + кронштейн Z3 мм + регулирующие шайбы 13,25 мм + 1,75 мм). В итоге, общая длина Х достигает 57+15=72 мм.

В принципе, длину Х от оси вращения к внешнему краю можно сделать большей, но я не вижу в этом особого смысла, поскольку центр тяжести конструкции смещён в противоположную сторону и упора в эту сторону не получится.

Зато ось Y, наоборот, я сделал длиннее всех. Длина была определена с таким расчётом, чтобы можно было снимать «крышечку», то есть кадр в +90°. При этом от оси вращения Y до X с запасом хватит места и кронштейну с закреплённой на нём камерой. Тем более, с такой длиной кронштейна, если вы нечаянно упустите аппарат (например когда ослабляете винт по оси Y), он не ударится об Х. Итого, дистанция от оси вращения Z на Y до X у меня составила 175 мм, а общая длина 185 мм. Так как, Z получается меньше Y, головка вполне компактно складывается.

Для того чтобы изготовить X-Y, я задействовал полоску металла с общей длиной 185+72=247 мм, которая была согнута в тисках, затем немного подправлена молотком и согнута газовым ключом. После вышеописанных манипуляций, у меня получилась не идеальная внешне, но геометрически правильная по осям штуковина. Осталось только просверлить под оси два 6-мм отверстия.

Длина Z была выбрана не случайно, а после череды предварительных примерок, когда наконец был достигнут консенсус в 142 мм, при этом от центра вращения до оси платформы — 58-116 мм. Таким образом я получил регулировочный диапазон 58 мм. Подобная геометрия Z подходит для всех объективов имеющихся в моём распоряжении, при этом Z можно укоротить вплоть до 136 мм. Кронштейн Z отделён от XY регулирующими шайбами (в моём случае — гайкой и шайбой).

Это было сделано для того, чтобы во время съёмки +90°, болт фиксирующий платформу камеры, не задевал Y. Кроме того, убрав шайбу или немного уменьшив её толщину, появляется возможность установки фотоаппарата с более высоким оптическим центром, правда при этом вы лишитесь возможности съёмки +90°. В качестве оси служит болт диаметром 6 мм, который при возможности следует приварить к кронштейну Z. Я же просверлил его сбоку и закрепил дополнительным винтом М3.

И наконец, последняя часть головки — платформа под фотокамеру. Из-за того, что у 350d штативное гнездо размещено на оси объектива, изготовление платформы не оказалось сложным. Платформа была сделана из полоски металла 35×72 мм, в которой я просверлил два отверстия — диаметром 6,5 мм под штативное гнездо, и под шпильку, препятствующую повороту фотокамеры на платформе.

В связи с тем что я не захотел уделять время расчёту положения шпильки и штативного гнезда, я просто сделал скан аппарата с помощью планшетного сканера и затем, в фотошопе, нарисовал платформу, обозначив оси. Распечатав полученную схему на принтере, я наклеил её на свою заготовку и просверлил по бумаге.

По первоначальному замыслу, шпилька должна была быть сделана из винтика М3, ввинченого в платформу, но поскольку у меня были некоторые проблемы с дрелью (вместо неё я задействовал электроотвёртку), винтик пришлось приклеить на холодную сварку, но из-за того что отверстие внизу фотокамеры имеет диаметр меньше 3 мм, винтик был обработан напильником. После этого я прикрутил платформу к оси Z, а по её бокам приклеил холодной сваркой направляющие из спицы. В результате платформа могла передвигаться только вдоль оси, и не поворачиваясь. А для того чтобы фотокамере «мягче» сиделось на платформе, на неё был предварительно наклеен кусок дермантина.

Пару слов о лимбах. Градуированные по 5 градусов лимбы я посчитал неудобными, поэтому решил изготовить лимбы с точками, при этом каждая точка должна соответствовать одному кадру. Поскольку я хочу снимать панорамы с помощью штатного объектива 29 мм (18х1,6), мне необходимо предусмотреть съёмку 10 горизонтальных кадров за один ряд. Поэтому, точки на лимбе должны располагаться через 36 градусов. Но и это решение не оказалось достаточно удобным — для более точного позиционирования нужна стрелка. В итоге, мне удалось придумать более оригинальный вариант лимба. На нём я обозначил линии через 36 градусов, обозначающие ближнюю сторону кронштейна.

Я просто устанавливаю кронштейн параллельно линии, делаю кадр, снова поворачиваю кронштейн и т.д. Аналогичным образом изготовлен лимб для вертикальных уклонов. Там лимб закреплён на оси Z, а в качестве стрелки служит ось Y. Если во время съёмок будет происходить смена объективов, можно начертить линии разных цветов, или же сделать сменные лимбы. В моём случае лимбы были нарисованы в фотошопе и предусмотрены для использования кронштейнов с шириной 24 мм. Отпечатанные и вырезанные лимбы были размещены между полиэтиленовой крышкой и дном от банки ушных палочек.

И наконец последний нюанс — гайки с воротками. Для того чтобы вращать оси X-Y особо мощную гайку искать не придётся, будет вполне достаточно и обычного барашка. А вот для закрепления оси Z понадобится гайка с воротком помассивнее. Я перебрал много вариантов и остановился на гайке от какой-то детали, с прикрученной пластиной металла. Усилие прилагаемое в процессе закручивания получилось достаточным, чтобы кронштейн с фотокамерой не сползал. Вот в принципе и всё!

Нам осталось лишь собрать все вышеперечисленные детали в одно целое и отправиться на панорамную фотосессию. Итого, на изготовление рабочего образца, без лимбов и недоработками, я потратил 3-4 часа, еще несколько вечеров ушло на эксперименты с шайбами и лимбами, а также другие мелочи. Но при наличии инструментов и материалов, всё это вполне можно изготовить за полдня.

И напоследок подсчитаем финансовые затраты. Полоска металла 24х3 и обрезок профиля 20х40 обошлись мне на строительном рынке всего за 10 рублей. Там же я приобрёл шайбы, по цене около 1 рубля/шт., болты за 5 рублей/шт. Болт на 1/4’ был позаимствован из старого бокса Ewa Marina, лимбы распечатаны на бумаге Epson SemiGlossy (с чернилами за 2 лимба — около 10 рублей). Быстросъёмная платформа перекочевала от штатива Culmann, остальная мелочёвка была найдена в собственных закромах. В результате, 10+1×3+2×5+0+10+0 = 33 рубля. То есть панорамная головка с поворотом по горизонтали-вертикали и настройками под различные объективы досталась нам всего за 33 рубля!