Автомат включения фар. Как сделать автоматическое включение ближних фар на автомобиле своими руками


Закон об обязательном включении ближнего света фар при движении на автомобиле в светлое время суток вступил в силу уже давно, но случается так, что даже профессиональные водители забывают включить фары и начинают движение без света. Фары ближнего света допускается заменять противотуманными фарами (ПФ) или дневными ходовыми огнями (ДХО), однако это не исключает вероятности забыть про необходимость их включения.

Предлагаемое устройство предназначено для автоматического включения фар, ДХО или других источников света на автомобиле. Его особенность в том, что реализована функция "вежливый свет", применяемая на некоторых дорогих автомобилях. Устройство можно подключить к любому автомобилю и настроить на включение любого источника света.

Функция "вежливый свет" имеет три основные особенности:

Задержка включения света фар на период запуска двигателя;

Задержка выключения света после остановки двигателя;

Принудительное выключение фар в момент запуска двигателя.

Задержка включения света фар нужна для облегчения запуска двигателя в холодное время года, при этом фары включаются через 15 с после запуска, давая возможность двигателю стабилизировать свою работу. Задержка выключения света удобна для тех, кто оставляет автомобиль на стоянке или в гараже без дополнительного источника освещения. После выключения двигателя фары горят примерно 2 мин, а потом гаснут, позволяя, не торопясь, выйти из автомобиля, забрать вещи и покинуть место стоянки. Принудительное выключение фар в момент запуска также облегчает запуск двигателя, при этом сберегая лампы фар, особенно ксеноновые. Дополнительно устройство оснащено светодиодным индикатором включения фар.

Схема устройства изображена на рис. 1. На контакт 6 разъёма ХР1 устройства подаётся напряжение +12 В бортовой сети автомобиля, а контакты 1 и 2 подключены к общему проводу ("массе") автомобиля. Контакт 4 подключён к замку зажигания так, чтобы на нём появлялось напряжение только в момент запуска двигателя. Контакт 5 подключён к любому проводу, на котором после запуска двигателя появляется напряжение. На некоторых автомобилях это может быть управляющий вывод генератора, если такого вывода нет, можно подключить контакт 5 к проводу включения аудиоустройства, например магнитолы. Тогда фары будут включаться через 15 с после поворота ключа в замке зажигания независимо от того, запущен двигатель или нет. Контакты 7 и 8 подключаются параллельно выключателю фар автомобиля.

После подачи питания транзистор VT2 закрыт, реле К1 обесточено и лампы фар выключены, о чём сигнализирует светодиод HL1, начиная светиться. После запуска двигателя на контакте 5 появляется напряжение +12 В и конденсатор С1 начинает медленно заряжаться. Время зарядки, а следовательно, и время, через которое включатся фары, зависит от сопротивления резистора R3 и ёмкости конденсатора. После зарядки конденсатора С1 до порогового напряжения транзистора VT2 последний открывается, реле К1 срабатывает и фары включаются, а светодиод HL1 перестаёт светить. Поскольку во время работы двигателя на контакте 5 присутствует напряжение +12 В, фары горят постоянно. После остановки двигателя напряжение на нём пропадает и конденсатор С1 начинает медленно разряжаться через резистор R4. Время, в течение которого фары остаются включенными после остановки двигателя, зависит от постоянной времени цепи R4C1. После разрядки конденсатора до напряжения ниже порога открывания транзистора VT2 последний закрывается, обесточивая реле К1, и фары гаснут. Если после остановки двигателя возникла необходимость запустить его вновь, то в момент включения стартёра на контакт 4 подаётся напряжение +12 В и транзистор VT1 открывается, быстро разряжая конденсатор С1 и блокируя включение реле К1, т. е. обеспечивается принудительное выключение фар в момент запуска двигателя.

Устройство собрано на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита размерами 45x25 мм (рис. 2). Полевой транзистор VT2 можно заменить другим мощным с малым сопротивлением открытого канала (не более 0,15 Ом), например, IRF540, IRFZ44. Установки его на теплоотвод не требуется. Транзистор VT1 - любой маломощный структуры n-p-n. Светодиод HL1 может быть любого цвета свечения, для привлечения внимания водителя полезно применение мигающего светодиода. Монтируют его в любом удобном для водителя месте. Реле К1 - ELZET LR-T78-12VDC или другое маломощное с напряжением обмотки 12 В. Параметры времязадающих цепей R3C1 и R4C1 подбираются индивидуально. Ухода их параметров при работе автомобиля в холодное время года при низкой температуре окружающего воздуха не наблюдалось. Внешний вид устройства изображён на рис. 3.

Дополнительно для удобства управления устройством в исполнительную цепь реле К1 можно включить трёхпозиционный переключатель, соединив его с бортовой сетью автомобиля так, чтобы в одном крайнем положении устройство включало противотуманные фары или дневные ходовые огни, в другом крайнем положении включались бы фары ближнего света, а в среднем (нейтральном) положении устройство не оказывало влияния на освещение автомобиля.


Дата публикации: 24.07.2014

Мнения читателей
  • виктор баяков / 21.04.2017 - 09:33
    или без схемы-провод датчика скорости спидометра через обмотку реле на блок охранной системы функция закрытия дверей в начале движения-поехали-фары горят всали-свет погас
  • виктор баяков / 21.04.2017 - 09:20
    или просто одно реле-без схемы-стартер -не горят зажигание-горят-5и 6 расцепить перемычку во всез случаях кроме 1-го
  • виктор / 21.04.2017 - 09:14
    желательно поставить в разрыв с землей выключатель-ремонт и тд-лес болото-гараж
  • виктор баяков / 21.04.2017 - 09:10
    5-ый просто соединитьс шестым-транзистор vt1 и делитель убрать из схемы-не нужны-лишние т.как на замке зажигания при повороте ключа в положение стартер клемма 5 обесточивается и реле отключит огни-после запуска обесточится клемма 6 -реле включит фары ч\з 15 сек-при выключении зажигания клемма 5 обесточится и фары сразу погаснут.
  • Сергей / 26.07.2014 - 05:12
    приставка безусловно для определённого рода людей садящихся за руль не лишняя. племянник собрал пару подобных затратив несколько часов (причем от работы его постоянно отвлекали). но считаю, что забывчивым - в первую очередь прежде чем садиться за руль нужно показаться доктору. а то можно забыть всё на свете. родственник сразу хотел поставить переключатели, но забыл это сделать. вспомнил когда жена ему напомнила о необходимости убрать стол. все в лес! ягоды пошли! ! !

Однажды мне позвонил приятель и предложил сделать автоматическое включение ближнего света. Ну, я пошел в интернет. Посмотрел, ничего не нашлось. Или нашлось, но свет включался сразу с запуском двигателя. Итак, решил я сам создать схему.

Сделал такую схему:

Но потом появился недостаток – если схему не выключить, и включить ближний + дальний свет, то конец фарам, если они не раздельные (2-х нитиевые лампочки). Поэтому, я немного модернизировал схему:

Назначение выводов:

«На лампочку зарядки или давления масла», то есть, мы берем сигнал с датчика давления масла. Лампочка горит – схема не работает, лампочка погасла, схема спустя некоторое время включается.
«Плюс при включении зажигания». Ну, думаю, тут все понятно.
«Масса» корпус автомобиля или мотоцикла (- питания)
«Плюс при включении габаритов» - этот вывод нужен для того, чтобы эта схема блокировалась, когда включается свет.

Итак, начнем. Надо сделать плату. Ну, как делать плату, я, думаю, рассказывать не надо. Все прочитаете на форуме.

Сделали плату, расставляем элементы, запаиваем. Проверяем монтаж, если все нормально, то проверяем вот так:

Масса - она же минус питания. Красный провод "на лампочку зарядки или давления масла" подсоединяем к массе. Зелёный провод "плюс при включении габаритов" бросаешь в воздухе, или - тоже на массу. +12В подаёшь на "плюс при включении зажигания". Реле должно молчать.

1. Имитируем запуск движка. Красный провод перекидываем на +12В. Реле должно сработать через несколько секунд.
2. Имитируем ситуёвину - движок заглох, но зажигание не выключено. Возвращаем красный провод на массу. Реле должно отпустить через несколько секунд.
3. Имитируем включение габаритов с ночным режимом. Красный провод - на +12В, реле сработало. Подаём на зелёный провод +12В. Реле должно отпустить моментально.

Появился недостаток уже и у модернизированной схемы: включаешь зажигание, свет включается на 4-5 секунд. На авто - это не заметно, а вот на мотоцикле аккумулятор садит быстро.

Снова модернизировали схему

Печатная плата чуть-чуть увеличилась в размерах.

Список радиоэлементов

Обозначение Тип Номинал Количество Примечание Магазин Мой блокнот
IC1 Операционный усилитель

TL061

1 КР140УД608, 708 В блокнот
Q1 Биполярный транзистор

КТ815А

1 КТ817, BC337, BD139 В блокнот
Q2 Биполярный транзистор

КТ3102

1 КТ315, BC547, BC107 В блокнот
D1, D2 Выпрямительный диод

1N4002

2 В блокнот
С1 47мкФ 25В 1 В блокнот
С2 Электролитический конденсатор 100мкФ 25В 1 В блокнот
С3 Конденсатор 0.1 мкФ 1 В блокнот
R1 Резистор

100 кОм

1 В блокнот
R2, R3 Резистор

20 кОм

2 В блокнот
R4 Резистор

47 Ом

1 В блокнот
R5 Резистор

10 кОм

1 В блокнот
R6 Резистор

2.2 кОм

1 В блокнот
R7 Резистор

750 Ом

1

Итак, поскольку постоянно забываю включать, а что ещё хуже – выключать ближний свет, я решил попробовать автоматизировать этот процесс. Обычные реле, продающиеся в магазине меня не устраивали тем, что свет либо включается сразу после включения зажигания/запуска ДВС, либо после достижения определённого напряжения, а напряжение как известно – вещь непостоянная.

Поэтому реле использовал стандартное пятиконтактное, т.к. четырёхконтактного нормально-замкнутого не нашёл. К выводу «30» реле подключаем провод, соединённый с красным спаренным проводом от фишки замка зажигания, который включает втягивающее реле стартера. К выводу «86» цепляем провод с фишки лампочки генератора. Вывод «85» - масса. К выводу «87а» подключаем зелёный провод с кнопки включения наружного освещения. К выводу «87» ничего не подключаем.

Принцип работы:
Зажигание выключено – на реле нет напряжения и фары не горят.
Зажигание включено – на лампе генератора минус и фары не горят.
Запуск ДВС – на лампе появился плюс, но плюс появился и на втягивающем стартера, релюха разомкнута и фары не горят.
ДВС заработал, отпускаем стартер, реле замыкается и т.к. на лампе генератора плюс, этот плюс идёт на трёхрычажный переключатель света. Ну, собственно схема:

То есть фары загораются только тогда, когда запущен двигатель и выключен стартер. Это особенно актуально зимой, т.к. чем меньше лишних потребителей во время запуска двигателя – тем больше шансов завестись.
Переключение света в подрулевом трёхрычажном переключателе происходит следующим образом: 0 – фары выключены, 1 – горит ближний свет, 2 – горит дальний.

Вот фото реализации:

Габариты включаются отдельно кнопкой включения наружного освещения. Про габариты я рассудил так: они нужны только ночью, а ночью их включить 100% не забудешь, потому что как только стемнеет, станет невидно показания приборов. Забыть выключить тоже можно только по очень большой запарке, т.к. гарящие габариты ночью сразу бросятся в глаза. Можно сделать чтобы габариты выключались автоматически, но это лишние реле и лишние провода. ИМХО это ни к чему.
Такую схему считаю практически идеальной. Единственное что хотелось бы улучшить – это чтобы ближний горел и в нулевом и в первом положениях подрулевого переключателя. Но тогда нужна дополнительная релюха, чтобы при переключении на дальний гас ближний и ещё принудительное отключение фар с кнопки или ручника.

Каждый из нас мечтает, чтобы собственный дом был автоматизирован и для включения света или телевизора достаточно было просто войти в комнату. Если с бытовой техникой в плане автоматизации дела обстоят не очень, то с системой освещения все намного лучше. И сегодня в доме или квартире можно с помощью специальных устройств относительно просто создать систему для автоматического освещения.

Наша статья расскажет вам, каким образом можно своими руками организовать в любом помещении дома качественную систему освещения, работающую в автоматическом режиме.

Автоматизация подсветки: преимущества и назначение

Создание системы для автоматического управления освещения в домашних помещениях является той мечтой, которая сегодня легко воплощается в жизнь с помощью специального оборудования. Такие системы в доме имеют следующие преимущества:

  • эффективное и комфортное управление работой осветительных приборов без непосредственного участия человека;
  • возможность установить автоматическое устройство системы управления света своими руками;
  • автоматическое включение света в темное время суток;
  • экономия на электричестве. Устройство (датчик движения, реле и т.д.), которое используется в той или иной ситуации, позволяет добиться разной степени экономии электроэнергии.

Автоматическая подсветка помещения

Стоит отметить, что системы автоматического освещения, применяемые внутри помещения, входят в понятие «умный дом» или «умный свет». Подключая такие системы, вы получаете возможность быстрого, комфортного и эффективного управления уровнем освещения в любом помещении дома, где установлена необходимая аппаратура.
В зависимости от того, какое устройство имеет тот или иной прибор (датчик, реле и т.д.), включение света может осуществляться следующим образом:

  • через регистрацию прибором в заданной области движения. Здесь устройство содержит специальный сенсор, улавливающий любые изменения в контролируемой области. Тут для выключения/включения освещения необходима установка датчика движения;
  • через звуковые эффекты. Например, для включения света нужно похлопать в ладони. Здесь нужен специальный звуковой выключатель;
  • через степень освещенности. В данной ситуации используется реле, устройство которого способно оценивать уровень освещенности в доме и при падении ее ниже определенного показателя, производить включение света.

Обратите внимание! Все перечисленные выше способы включения и выключения освещения в темное время суток могут использоваться как в доме, так и на улице. Но те аппараты, которые способны реагировать на звуковой сигнал, стоит устанавливать именно в помещениях, чтобы снизить риск ложного срабатывания.

В некоторых ситуациях можно даже комбинировать приборы, имеющие разное устройство, чтобы достичь максимально полной автоматизации системы автоматического включения света в любом помещении дома или квартиры.
Теперь рассмотрим более детально каждый тип аппаратов, применяемых для организации системы автоматического освещения.

Датчики движения – самый распространенный вариант

Чаще всего в доме система автоматического освещения организовывается путем установки датчиков движения. Такие приборы бывают самыми разнообразными:

  • инфракрасными. Являются самыми безопасными в плане длительной эксплуатации в жилых помещениях. Они проводят оценку изменений теплового сигнала и при обнаружении разницы между посланным и принятым сигналом могут включать или выключать свет в комнате;

Инфракрасный датчик движения

  • микроволновой и ультразвуковой датчик. Такие изделия чаще используются для автоматизации системы освещения на улице. Это связано с тем, что микроволновое управление светом, особенно при длительном использовании, может негативно сказываться на состоянии здоровья людей. Принцип работы микроволнового и ультразвукового датчика практически аналогичен. Разница заключается только в типе принимаемого и испускаемого сигнала: микроволны или ультразвук. Схемы организации таких устройств почти идентичны;

Микроволновой датчик движения

Комбинированный датчик

  • комбинированный датчик. Такое управление светом, как и инфракрасное, является наиболее оптимальным для дома. Устройство комбинированного датчика содержит два типа сенсора, которые анализируют сигналы в контролируемой области.

Обратите внимание! Комбинированные и инфракрасные датчики дают минимальное количество ложных срабатываний.

Для правильной работы прибора нужны схемы подключения, которые обычно предоставляются производителями и находятся либо в инструкции к прибору, либо нанесены на бок упаковки. Схемы подключения могут иметь разный вид. Все зависит от модели прибора, с помощью которого планируется организовывать управление светом.
Монтаж датчиков движения возможен в любых помещениях дома, включая ванную комнату и туалет. Свет в такой ситуации будет включаться при вхождении человека в комнату, и выключаться при его выходе.
Кроме этого подобные устройства часто комбинируют с таким элементом, как автоматический выключатель света. Он может дополнять и другие типы устройств данной системы.

Умный выключатель — хлопаем в ладоши

Умный выключатель

Еще одним довольно оригинальным, но, тем не менее, популярным способом включения света в помещении является установка выключателя, реагирующего на хлопки ладонями.

Такое устройство оснащено микрофоном, для которого характерна высокая избирательность. Этот микрофон способен различать определенный звук и отделять его от других звуковых колебаний. Кроме этого, умный выключатель оснащен специальной автоматикой, которая способна анализировать полученный звуковой спектр и вычленять из него необходимый сигнал.

Обратите внимание! Умный выключатель может реагировать не только на хлопок ладоней, но и на специальное слово. При желании в качестве сигнала можно использовать любую вариацию звуковых колебаний. Здесь главное грамотно все настроить.

Для установки такого выключателя также используют специальные схемы. Это нужно обязательно учитывать при монтаже аппарата в доме.
Использовать выключатель лучше всего в таких комнатах, как спальня, гостиная, кухня, коридор. А вот для ванной комнаты с туалетом умный выключатель не подойдет.

Фотореле и их роль в системе автоматической подсветки дома

Фотореле

Все устройства, которые применяются для организации в доме автоматической системы подсветки, могут в той или мере реагировать на степень освещенности. Но есть специальные изделия, которые реагируют на уровень естественной подсветки. Это реле разных модификаций.

Управление светом здесь происходит при снижении уровня естественного света ниже установленного показателя. Для того чтобы управление было правильным, реле такого плана нужно устанавливать, используя правильные схемы. Реле устанавливается в осветительный прибор. Только после этого управление будет доступно. Поэтому, если неправильно подключить хотя бы один провод, реле не будет функционировать как нужно.

Схема подключения фотореле

Вместе с тем стоит отметить, что при организации системы автоматического освещения внутри жилого сооружения, фотореле или другие его модификации используются редко. Чаще они входят в систему наружной подсветки, где их размещение будет наиболее актуальным и эффективным. Здесь, как правило, используется фотореле, которое имеет вид датчика. Он имеет определенную чувствительность к световым лучам. Попадая на реле, солнечные лучи способствую переходу устройства в режим изолятора. А вот в темное время суток, когда световой поток ослабевает, реле преобразуется в проводник. В результате такого преобразования происходит включение света ночью и вечером. Запитка прибора идет от электросети дома.

Заключение

Для того чтобы организовать в доме качественную и эффективную систему автоматического включения света, можно использовать три группы устройств. Каждая из них обладает своими преимуществами и недостатками, которые следует учитывать при выборе для дома. Есть некоторые приборы (микроволновые датчики движения), длительная работа которых вблизи людей недопустима по причине нанесения значительного вредя здоровью. И эта статья поможет вам сделать взвешенный выбор в пользу того или иного вида автоматического прибора для освещения жилых комнат.

Как подобрать и установить датчики объема для автоматического управления светом

Выполняя требования новых изменений ПДД, следует включать ближний свет на транспортном средстве при движении по загородному шоссе даже днем. В городе тоже нужно не забыть засветить огни в условиях недостаточной видимости.

Кроме принудительных случаев, навязанных законом, каждый водитель сам вправе решать, когда следует обезопасить себя и окружающих. Рекомендуется включать свет на машине при проезде участка дороги возле детских садов, школ, игровых площадок. Любой транспорт, особенно серого, черного, белого цвета кузова, становится в разы заметнее при зажигании головных огней.

В ясный день, когда солнце заставляет зажмуривать глаза, нет никаких побудительных причин потянуться к клавише включения фар. Другое дело, когда за тебя будет помнить о важном автоматика. А чтобы схема автоматического включателя света только радовала, а не была выкинута из машины в скором времени, следует соблюсти несколько условий:

  1. Фары должны зажигаться с запаздыванием на 10–15 секунд после пуска двигателя. Это необходимо, чтобы не было большой посадки напряжения при одновременной работе мощной осветительной нагрузки и стартера.
  2. Фары должны выключаться с задержкой (время нужно выбрать индивидуально) после заглушки двигателя. Это важно, чтобы огни не клацались лишний раз, если нужно заглушить машину возле переезда или для быстрой дозаправки. Самодельный .
  3. Электроника должна работать на сравнительно высоких токах . Так нужно, чтобы ни влажность, а также температура, меняющиеся внутри машины в широких пределах, не сильно влияли на работу элементов схемы автоматического включения фар.

Итак, давно проверена, и успешно используется, вот такая простенькая схема:

Вместо приведенных элементов можно использовать другие:

  • Микросхему К561ЛА7 можно заменить К561ЛЕ5, CD4001, CD4011. Логика входов никакого значения не имеет, поскольку используется только инверсия выходов .
  • Диоды КД522 - на КД521, КД105, 1N4148.
  • Транзистор КТ815А - на КТ817, КТ604.
  • Все конденсаторы нужно подбирать по напряжению на 25 В.

Ну или попробовать другое, более легкое в сборке .

Подключение к питанию
  • Анод диода VD1 важно подключить к выходу замка зажигания АСС, от которого подается напряжение в цепь зажигания или включения инжектора. Но только не к клемме включения стартера, так как в этом случае фары или вовсе не включатся, либо сразу погаснут после пуска двигателя.
  • Микросхема запитывается напрямую от аккумулятора (+Акк, -Акк), а не с выключаемой цепи.
  • Разомкнутые контакты стандартного автомобильного реле К1 подсоединяются в разрыв провода, идущего от цепи питания до контактов ближнего света фар.
Настройка схемы

Время запаздывания включения фар можно установить больше 10–15 секунд, подобрав резистор R2 большего сопротивления.

Время задержки выключения фар при желании можно уменьшить (по данной схеме оно составляет 5–10 минут), установив резистор R1 меньшего сопротивления.

Изменять время задержек, путем замены конденсатора С1 нежелательно, поскольку такой элемент с необычно высокой ёмкостью (в схеме используется на 2200 мкФ) необходим для выдачи относительно высокого тока. Если во времязадающей цепочке использовать конденсатор малой емкости, то пришлось бы ставить мегаомные резисторы R1, R2, которые не отличаются стабильной работой из-за больших токов утечки. С таким же успехом можно собрать схему для .

Переделка под 24 вольта
  1. Взять все конденсаторы такой же емкости, но на напряжение 50 В.
  2. Поменять резистор R3 на другой в 300 Ом.
  3. Между ножками микросхемы 7 и 14 желательно поставить стабилитрон на 5 вольт.
  4. И не забыть заменить реле на 24-вольтовое.

Можно на .

Удачи на дорогах!!!

ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Приборы, действия и свойства которых вам мало известны, особенно самоделки, подключайте через предохранители.

USB розетка для мотоцикла